Страны с наибольшим индексом восприятия коррупции. От смертной казни до поощрения

Н.Г. Чистякова

В статье анализируется система антикоррупционной политики в Нидерландах, выведшей эту страну на седьмое место в мире по индексу «чистоты» от коррупции. Автор статьи особое внимание уделяет вопросам значимости и применимости голландского опыта борьбы с коррупцией для современной России.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, индекс коррумпированности, «голландский менталитет», голландское антикоррупционное законодательство.

В одном из своих выступлений президент России Д.А. Медведев объявил, что коррупция в государственных органах власти создает угрозу национальной безопасности России. Несмотря на то, что на борьбу с коррупцией за последние 8 лет были затрачены огромные финансовые и людские ресурсы, ситуация далека от решения. В связи с этим для россиян, вероятно, было бы интересно познакомиться с практическим опытом решения аналогичных проблем в странах, сумевших если не полностью победить, то взять под контроль это всемирное явление. Автор статьи, живущий 13 лет в Нидерландах, анализирует систему антикоррупционной политики, выведшей эту страну на седьмое место в мире по индексу «чистоты» от коррупции.

Специфика коррупции как криминальной деятельности

Коррупция — это очень специфическая форма преступления. В нем отсутствует жертва и, как правило, в нем отсутствуют свидетели. Поймать преступников на месте преступления очень трудно и еще труднее доказать их виновность. Отслеживание деятельности коррупционеров предполагает вмешательство в их «личные» дела, что не приветствуется либеральными нормами демократических государств. Поэтому борьба с коррупцией средствами правоохранительных органов неимоверно трудна и мало-эффективна. Добавим к этому, что в правоохранительных органах работают тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Об этом в частности свидетельствуют социологические исследования, проведенные в рамках международной программы Transparency International. Согласно этим исследованиям полиция занимает третье место по степени коррумпированности, уступая лишь политическим партиям и парламентам.

Мировые индексы коррумпированности

Трудности, с которыми сталкиваются в борьбе с коррупцией, одинаковы во всех странах. В исследованиях Transparency International за 2007 г. 180 стран рассматриваются с точки зрения того, как общество оценивает степень коррумпированности своих политиков и прочих официальных лиц. Каждой стране присваивается индекс коррумпированности от 1 до 10 (Corruption Perception Index). Чем больше индекс, тем выше рейтинг, а значит, тем «чище» от коррупции считается страна.

Просматривая таблицу, Нидерланды нахожу быстро, они седьмые после традиционных лидеров — скандинавских стран Дании, Финляндии, Швеции, Исландии, а также Новой Зеландии и Сингапура. Прокручиваю мышкой таблицу вниз в поисках России. Знаю, что дела у нас не очень, поэтому, не особенно приглядываясь, опускаюсь до 70-х мест. Не найдя там, опускаюсь ниже к 80-м, 90-м опять нет. «Наверное, пропустила», — думаю я и возвращаюсь на начало таблицы, внимательно просматривая ее страну за страной… нахожу Россию на 145 месте, между Гамбией и Анголой, странами, в которых идут нескончаемые гражданские войны и дети умирают от голода..

Особенности голландского менталитета

Давайте теперь обратимся к Голландии и рассмотрим особенности менталитета общества, сумевшего создать себе репутацию одного из наименее коррумпированных в мире.

Исторически Нидерланды — христианское государство, причем веками в нем доминировала кальвинистская направленность, самая жесткая и бескомпромиссная с точки зрения моральных норм разновидность протестантизма. И по сей день на этой кальвинистской христианской доктрине во многом основаны моральные предпочтения граждан. Однако, поскольку голландцы веками бороздили мир в качестве торговцев и предпринимателей, существует, как они сами считают, некоторое противоречие между двумя сторонами их характера: викария и торговца. В качестве примера можно привести судебное разбирательство деятельности одного голландского продавца оружия, который нарушал все международные законы и договоренности и продавал самое страшное оружие всякому, кто был готов платить за него. При этом в своем родном городке он был уважаемым членом реформаторской церкви, дьяконом и исповедником для людей, столкнувшихся с моральными дилеммами.

Своеобразный пример национальной «гибкости» — знаменитая толерантность голландской политики в отношении наркотиков. В Голландии, к примеру, имеют место случаи, когда полицейский следователь проживает с женщиной, владеющей сетью кофе-шопов, где любой старше 18 лет может приобрести легкие наркотики. Но при этом торговец, снабжающий наркотиками кофе-шопы и исправно выплачивающий налоги со своего нелегального бизнеса, вполне может быть арестован и осужден.

В этой стране существуют и другие любопытные обычаи. Например, представитель муниципалитета может быть председателем местного футбольного клуба, который спонсируется строительной организацией, которая в свою очередь выполняет работу по контракту для этого муниципалитета. Само собой разумеется, что решение о том, кто будет выполнять строительные работы, принимается «заинтересованным» лицом. Нельзя сказать, чтобы это было официально разрешено, но тем не менее, случается довольно часто.

Помимо гибкости, толерантности и определенной степени разумного конформизма жители этой страны обладают еще одним важным качеством — независимостью и высоким чувством собственного и национального достоинства. «Мы, — говорят голландцы, — ненавидим власти и центральные решения и предпочитаем гибкость и компромиссы в политике, в воспитании детей и в экономике. В нашей стране диктатура невозможна, мы живем рядом с морем, и, если кто-то вздумает подвергнуть нас политическому насилию, мы можем сесть в лодку, поднять паруса и уплыть, например, в Северную Америку».

Коррупционные скандалы в Голландии

В Голландии есть и свои нашумевшие скандальные истории. Так в 2000 г. министр внутренних дел, отвечающий за честность гражданских служащих, подал в отставку, будучи обвинен в растрате общественных денег во время пребывания на посту бургомистра Роттердама. И, хотя судебных разбирательств не было, он был вынужден вернуть муниципалитету Роттердама $ 3000, поскольку было доказано, что он потратил деньги на личные цели. Не правда ли, для московских масштабов смешная сумма, но все равно — коррупция!

В 1995 г. состоялось парламентское разбирательство дела о ввозе в страну большого количества наркотиков, разрешенного полицией якобы для выслеживания главарей нескольких криминальных организаций. Главарей не нашли, наркотики также исчезли. Зато было обнаружено, что полиция финансирует свои акции криминальными деньгами, компенсируя нехватку правительственного финансирования. В ответ парламент издал закон, запрещающий гражданским лицам действовать под тайным прикрытием в рамках полицейского расследования.

Недавно закончилось еще одно громкое парламентское разбирательство. В отчете говорилось, что несколько крупных строительных компаний секретно договаривались о результатах тендеров и заранее сами определяли победителей, таким образом «планируя» распределение контрактов между собой. Доходило до того, что компания, «выигравшая» тендер, выплачивала «компенсацию» «конкурентам», формально проигравшим данный тендер. Очевидно, что они нарушали основной принцип рыночной экономики — принцип независимой соревновательности. Более того, они использовали фальшивые документы и скорее всего подкупали гражданских служащих, снабжавших их нужной информацией.

Помимо громких скандальных историй в стране существует и так называемая бытовая коррупция, то есть регулярно имеющие место случаи коррупции. В большинстве своем речь идет об утечке информации в криминальные организации.

Не редкостью является подкуп тюремных служащих, которые за деньги доставляют заключенным наркотики, спиртное, мобильные телефоны или паспорта. Иногда они даже помогают заключенным бежать из тюрьмы.

Значительное число преступлений совершается работниками службы эмиграции, которые за деньги выдают беженцам разрешения на проживание, что позволяет им в дальнейшем легально проживать в Голландии.

Увы, к «бытовым» ситуациям относится и коррупция, связанная с наркобизнесом. В этой стране довольно часто проводятся расследования по ввозу наркотиков в амстердамский аэропорт Схипхол. Расследования обычно начинаются после получения информации из криминального мира о том, что таможня или полицейский были вовлечены в торговлю наркотиками.

Я привожу эти факты не с целью подвергнуть сомнению справедливость высокой оценки, присвоенной Голландии, за «чистоту» от коррупции. Я хочу лишь показать, что Голландия — это не какая- то уникальная страна, состоящая сплошь из фанатически честных людей, дисциплинированно марширующих из-под палки всевидящего полицейского государства. По-человечески, они — седьмые, ничем не лучше нас — сто сорок пятых, но есть, однако, что-то, что разводит нас по разные стороны этой пренеприятной для россиян таблицы индексов коррумпированности. Попытаемся разобраться, в чем причина столь контрастного различия и, самое главное, почему существующая коррупция не приводит к системному кризису и параличу системы государственного управления.

Антикоррупционное законодательство

Голландское общество прекрасно знает о существовании организованной преступности. Более того, в конце 1980-х годов организованная преступность основала один из своих западноевропейских плацдармов именно в Голландии. В сложившихся условиях, в 2001 г. государство было вынуждено принять новое антикоррупционное законодательство, объявив, что основной задачей властей при проведении антикоррупционных мер является защита общественного сектора от влияния преступного мира.

В целях предохранения общественных институтов от содействия преступности или от вовлечения в процесс отмывания денег, была создана специальная государственная организация. В ее задачу входит предоставление общественным институтам информации о тех компаниях, с которыми они собираются вести дела, а именно кто в этих компаниях ответственные за принятия решений, откуда происходят их капиталы, придерживаются ли они закона и т. д.

Формально закон не допускает никаких поблажек коррупции среди гражданских служащих. Взяткодатель и коррумпированный чиновник — оба подвергаются наказанию, тюремному заключению сроком до четырех лет, а в исключительных случаях — с конфискацией имущества. Дача и принятие подарков, одолжения, предоставление услуг всегда наказуемы, как в момент совершения, так и в процессе осуществления коррумпированных сделок. Нет даже необходимости, чтобы гражданский служащий нарушал свои служебные обязанности, факта принятия «подарка» уже достаточно для возбуждения уголовного дела. На практике, однако, закон не истолковывается так строго.

Несмотря на ряд вопросов, касающихся, скажем, виновности супруга/супруги коррумпированного гражданского служащего или различия между наказуемым и допустимым поведением, новое законодательство предоставило существенно больше возможностей для отслеживания и борьбы с коррупцией. К примеру, поскольку доказать, что «подарок» и действия гражданского служащего связаны напрямую, практически невозможно, принцип причинности был упрощен до того, что простого предположения о связи одного с другим стало достаточно. В свою очередь, дающий взятку может быть арестован не будучи пойман на месте преступления или, как говорят голландцы, «с красной рукой».

Более того, в соответствии с антикоррупционным законодательством 2001 г. за подкуп иностранных гражданских служащих голландские компании подвергаются такому же судебному преследованию, как и за подкуп госслужащих на территории Нидерландов. До этого национальное антикоррупционное законодательство не рассматривало действия своих граждан за рубежом. Введение поправок, касающихся международной деятельности голландских компаний, было обусловлено требованиями международной конвенции государств — членов OECD.

Несмотря на очевидные успехи в борьбе с коррупцией в государственном секторе, общепризнанным слабым местом в голландском законодательстве является практически полное отсутствие преследования коррупции в частном секторе. В законодательстве имеется только один пункт, посвященный этому вопросу, который предполагает наказание тюремным заключением сроком на один год, однако за последние десять лет не известно ни одного случая наказания подобного проступка тюремным заключением. Однако сейчас все больше внимания уделяется этому вопросу, вносятся предложения пересмотреть значение термина «официальный служащий», с тем чтобы наделить этим званием не только работников общественных учреждений, но и сотрудников частного сектора. И, вероятно, вскоре появятся новые поправки к законодательству.

Организационная структура антикоррупционной деятельности

В Нидерландах существует трехуровневая система борьбы с коррупцией. Подавляющее большинство случаев коррупции государственные организации и институты, такие как тюрьмы, департамент государственных сборов, министерство обороны и т. д., разбирают сами, внутри своих организаций. Для этих целей в большинстве госучреждений существуют собственные отделы внутренних дел (или, иначе говоря, внутренние службы безопасности). Как правило, организации наказывают провинившихся, что называется, не вынося сор из избы, смещением с занимаемой должности, взиманием компенсации за нарушение или увольнением.

Так, к примеру, все двадцать пять региональных полицейских подразделений и Национальное Полицейское Агентство имеют не-обходимые инструменты и штат сотрудников для отслеживания и борьбы с коррупцией внутри своих организаций, они варьируются от крупных отделов внутренних дел до одного полицейского офицера.

Не секрет, что местные власти часто нанимают частных детективов для расследования, если видят в этом необходимость.

Следующим важным структурным уровнем в системе борьбы с коррупцией является так называемая Служба Общественного Обвинения. Служба общественного обвинения имеет девятнадцать региональных офисов, в каждом офисе имеется свой общественный обвинитель, ведущий дела по криминальным расследованиям. Если коррупционные дела попадают в зону внимания службы общественного обвинения, возможны два варианта развития событий. Общественный обвинитель имеет право не предъявлять обвинение, например, в случае если правительственная организация или служба имеет прозрачные правила, касающиеся принятия подарков, или если служащий был уже подвергнут дисциплинарному взысканию своей организацией за нарушение правил. Если же региональный общественный обвинитель решает, что необходимо проведение более глубокого расследования, он докладывает об этом национальному общественному обвинителю, уполномоченному на борьбу с коррупцией.

Национальный общественный обвинитель, в свою очередь, делает заявку в генеральную прокуратуру, составляющую третий организационный уровень в системе борьбы с коррупцией. Генеральный прокурор дает указание государственной криминальной полиции (в Голландии она называется «Rijksrecherche») о проведении независимого расследования. Это маленькая полицейская служба, которая проводит расследования, независимо и объективно, подчиняясь непосредственно генеральному прокурору, высшему государственному обвинителю. Собственно говоря, это единственная организация, наделенная полномочиями привлекать к суду в случаях коррупции. Служба имеет маленькое разведывательное подразделение, в чью задачу входит расследование фактов коррупции. Расследования касаются нанесения серьезного наказуемого ущерба репутации тем, кто находится на службе у общества.

Хочу обратить особое внимание на то, как формулируется в Голландии дело о коррупции — как дело о нанесении ущерба репутации. Ниже мы подробнее коснемся важности подобной формулировки. Нужно особо подчеркнуть, что служба общественного обвинения тщательно отслеживает ход проведения криминальной службой всех инициируемых ею дел. С этой целью в каждом региональном офисе имеется свой сотрудник, ведущий дела по расследованиям Rijksrecherche.

Rijksrecherche стала национальной организацией в 1996 г. До 2000 г. служба вела от 300 до 400 дел ежегодно, из которых 100 были связаны с коррупцией. После реструктуризации и появления центральной регистратуры, в которую должны поступать все заявки на расследования, количество расследований сократилось до 100-200 в год (30-40 имеют отношение к коррупции). Те 70 дел, которыми прежде занималась служба, теперь находятся в ведении региональных полицейских отделений. Как я уже упоминала в начале главы, предполагается, что большинство случаев коррупции организации должны разбирать сами.

Влияние голландской культуры на методы борьбы с коррупцией

Рассуждая о коррупции, принято ссылаться на культуру, мол, культурные, поэтому и честные, а некультурные — нечестные. Безусловно, культура здесь играет важную роль, но культура, понятая не как атрибут личности, а как социальное понятие, как форма взаимодействия людей в обществе. Разумеется, культура общества влияет на формирование нашей личной культуры, во многом определяя и нашу личную честность. Личная честность, в свою очередь, является важнейшим качеством для руководителя, а хорошее руководство необходимо здоровой организации. И все же не стоит абсолютизировать влияние общественной культуры на личные качества граждан, связь эта гораздо более сложная и менее прямо линейная. А тем более не стоит оправдывать преступников недостатками в общественной культуре.

Однако, говоря о национальных особенностях, которые определяют антикоррупционную политику в Голландии, ссылка на культуру вполне правомерна, поскольку основным принципом национальной антикоррупционной политики является «стимулирование честности (promotion of integrity)», что имеет непосредственное отношение к общественной культуре.

Ключевое в данном контексте английское слово «integrity» трудно перевести на русский язык буквально. Значение этого емкого слова включает в себя и репутацию, и чувство собственного достоинства, и профессиональную честь, и профессиональную компетентность. В демократической культуре это понятие почти свято, посягательство на «integrity» не менее страшное преступление, чем посягательство на жизнь. Утрата честного имени страшнее потери рабочего места, денег или имущества. Достойный уровень жизни, справедливая оплата труда, наличие демократических прав и свобод это, образно говоря, та пища, которая поддерживает здоровье общественного организма, в то время как «integrity» — это самое мощное «антитело» в борьбе с вирусом коррупции, проникшем в этот организм.

В коррумпированных организациях всеми силами стремятся лишить людей этого качества, человек без «integrity» — это человек без стержня, человек-пластилин, идущий на поводу у всех и беззащитный против любого произвола. Я лично была свидетелем того, какую панику произвело в офисе одной российской компании заявление сотрудницы о том, что она не потерпит унижений и будет бороться за свою профессиональную «integrity». Несмотря на то, что она была одним из самых профессиональных и ценных сотрудников, ее поспешно уволили, не дав времени собрать свои вещи и попрощаться с коллегами.

Примечательный факт: Амстердамский университет, проводивший изучение файлов Rijksrecherche, обнаружил, что большинство расследований было прекращено за недостатком улик или поскольку факта преступления не было установлено. И тем не менее никто не усомнился в значимости результатов расследования, поскольку в стране, где честность и незапятнанная репутация являются безусловной общественной ценностью и обязательным качеством гражданина, находящегося на службе у общества, защита «integrity» играет не менее важную роль в антикоррупционной политике, чем ее стимулирование.

Выше упоминалось, что коррупционные дела в этой стране определяются как «дела по нанесению серьезного ущерба репутации государственного служащего». И это не случайно. Тем самым подчеркивается, что задача следствия не только поймать и наказать коррумпированное лицо, но и защитить репутацию того, кого общество незаслуженно заподозрило в коррупции.

Думается, что в недостатке внимания правоохранительных органов к «гласу народа» или, по-голландски, к общественному обвинению (когда дела государственного чиновника, слывущего в народе взяточником и казнокрадом, не подвергаются ни корпоративному, ни судебному расследованию), заключается одна из причин столь низкого рейтинга России. У народа складывается впечатление, что «все берут», и именно это впечатление отражает рейтинг коррумпированности. Обвинение в коррупции должно быть расследовано, иначе обвиняемый будет вечно окружен грязными слухами и лишится доверия общества. Единственный выход из ситуации — это доказательство либо вины, либо невиновности.

Голландская традиция сотрудничества еще одна важная национальная черта, во многом определяющая и антикоррупционную политику. Благодаря этой традиции независимое расследование — явление в Голландии экстраординарное. В методе борьбы с коррупцией «своими силами», не перекладывая дела на плечи независимого расследования, с точки зрения национального менталитета, нет ничего странного. Это вполне вписывается в голландскую традицию сотрудничества. Кроме того, если бы национальная криминальная разведывательная служба вела независимые расследования во всех случаях коррупции, то ей потребовалось бы значительное увеличение штата, в сравнении с имеющейся на сегодняшний день сотней служащих, что совершенно не реалистично. Голландцы относятся весьма негативно к подобным вмешательствам в «частные дела», тщательно оберегают свою корпоративную неприкосновенность и не позволяют сотрудникам криминальной полиции наведываться в офис без веских на то оснований.

Не приветствуются и доносы, как нарушающие ту же почитаемую в народе традицию. Вследствие этого в Голландии расследования редко начинаются в ответ на донос, хотя доносов предостаточно. Доносчиками в Голландии, как правило, считаются обиженные служащие, жаждущие реванша, или люди, руководствующиеся слухами, но не попытавшиеся обсудить и решить проблемы внутри своих организаций.

Здесь мы логически переходим к невмешательству в частную жизнь и неразглашению служебной информации, как немаловажным чертам национальной культуры, столь неудобным для криминальных сыщиков, но лежащим в основе демократической системы. Разумеется, обойдя эти традиции, было бы намного проще собрать информацию и раскрыть преступление. Скажем, помимо материальных ценностей, таких как дорогие вещи, обеды в ресторане и заграничные путешествия, серьезные взятки даются в форме денег. Совсем не обязательно, что деньги сразу приведут к удовлетворению личного интереса дающего взятку, это может быть своего рода «инвестиция» в плодотворные отношения с гражданским служащим, который имеет ценный «товар», такой как информация, право принятия решения или власть. Дающий взятку, разумеется, должен отчитаться за трату в своих расходных книгах и в налоговых формах, обычно эти расходы обозначаются как «расходы на консультацию», «расходы по приобретению», «представительские расходы», «затраты» и т. п. Налоговые инспекторы, имеющие доступ к этой богатейшей для расследования случаев коррупции информации, могли бы играть неоценимую роль в помощи антикоррупционной полиции. Но это является нарушением существующего законодательства, согласно которому налоговый инспектор, в задачу которого входит сбор денег в государственную казну, обязуется не разглашать полученную информацию.

Следующей культурной препоной действиям полиции является общественное мнение в Голландии, утверждающее, что такие, весьма эффективные с точки зрения полицейских, методы расследования коррупции, как внедрение, установка подслушивающих устройств и иммунитет дающему взятку, не должны использоваться в цивилизованном государстве.

Возможно, эти традиции и мешают расследованию конкретных коррупционных дел, однако в более общем плане они оберегают общество от произвола властей, от всесилия каких бы то ни было служб. Ведь, в конце концов, во всех службах работают люди, а люди, как известно, слабы и склонны к греху, включая грех коррупции.

Складывается впечатление, что голландские блюстители порядка связаны по рукам и ногам культурными и юридическими табу. И проще назвать то, что они не имеют право делать в отношении своих граждан, чем перечислить методы их борьбы с коррупцией. Чтобы убедить вас в этом окончательно, добавлю, что:

— в этой стране нет национальной организации, которая вела бы записи всех случаев коррупции;

— не существует обязательств касательно финансового разоблачения подозреваемых в коррупции;

— в законодательстве мало упоминается о таких вещах, как работа на стороне и дополнительный заработок членов парламента. Кстати сказать, в Голландии не любят говорить о деньгах, и доход считается личным делом каждого. Тоже немаловажная черта национальной культуры.

И последнее — по порядку, но не по значимости. В Европе распространено выражение «going Dutch», оно означает, что если вы идете в ресторан компанией, каждый платит за себя. В приложении к борьбе с коррупцией этот голландский принцип звучит так: никогда не вынуждай других платить за себя, плати сам или пусть платит твоя организация. Если для выполнения своих служебных обязанностей тебе нужны обеды и авиабилеты, за них должен заплатить твой работодатель. Для того чтобы иметь возможность платить за себя и не заботиться о получении подарков «со стороны», служащие должны получать достойную заработную плату от своего работодателя.

Чему учит нас голландский опыт?

Проанализировав все вышеизложенное, можно прийти к следующим важным выводам.

Вывод первый. Искоренять коррупцию, которая глубоко проникла во все системы общественного организма, неимоверно трудно. Коррупция напоминает вирус, лекарства от него нет, и побороть его можно только средствами закаливания и оздоровления организма и еще локализацией вирусоносителя, дабы не дать ему беспрепятственно распространяться и заражать здоровые общественные системы.

Вывод второй. Никакие драконовские меры не оздоравливают общественный организм, а лишь увеличивают «мзду», взимаемую чиновниками. Периодически объявляемая компания по борьбе с коррупцией лишь увеличивает риск взяточников, а за их риск приходится платить нам, честным труженикам.

Давайте вспомним результаты горбачевских драконовских мер по борьбе с алкоголизмом: вырубленные уникальные крымские виноградники, заложенные еще до революции; отравленные некачественным самогоном тысячи советских граждан; миллионные нелегальные заработки подпольных торговцев и, соответственно, подорванная экономика; новый год без шампанского и фильма «С легким паром», короче, здоровее нация явно не стала.

Вывод третий. Важное качество чистых от коррупции организаций, как и демократических обществ в целом, открытость и ясность их политики, прозрачность структур, обсуждаемость происходящих процессов.

В Голландии служащий при устройстве на работу вместе с контрактом получает официальный список своих обязанностей, он четко знает, кто является его непосредственным начальником, а также всю цепочку субординации до президента компании. Если принимается какое-либо решение касательно его судьбы, он точно знает, кто конкретно принял это решение и к кому он может обратиться с тем, чтобы опротестовать решение или поблагодарить за него.

В российских организациях царит атмосфера 1937-го года. С еe атрибутикой в виде подсадных шпионов, подслушивания, доносов, страха сказать или услышать что-нибудь не то, получить удар в спину. С подозрительным отношением ко всем и каждому, с ужасом перед неведомой, но всесильной властью, не материализующейся в лице формальных начальников, а довлеющей над людьми как злой дух из каких-то невидимых, неосязаемых сфер. Знать наверняка, что от тебя как сотрудника требуется, невозможно, спросить об этом не у кого, можно только угадывать, ориентируясь по интуиции, получая как «вращатели столов» лишь мистические знаки, одобрительные в виде нежданных бонусов или порицательные в виде неожиданного смещения с должности или увольнения. Безвольный, дезориентированный, деморализованный персонал — это та самая мутная вода, в которой хорошо ловится рыбка. Неважно, что долго рыба в такой воде не живет и много рыбы, чтобы накормить всех, в ней не разведешь, но для коррупционера важна сиюминутная, легкая и личная выгода.

И в заключение еще раз о демократии. На примере Голландии можно ясно увидеть, что общество, не управляемое национальным лидером или элитами, а управляющее самим собой, обладает уникальной способностью к самоизлечению от многих социальных недугов, включая коррупцию, не прибегая при этом к репрессивным политико-административным мерам в отношении своих граждан. Когда нам говорят, что в нынешних тяжелых условиях (а когда они были легкими?) демократическое управление неэффективно и нужна «сильная рука» авторитарного правителя, не

верьте, это ложь. Допускаю, что часто ненамеренная, поскольку люди, не имеющие опыта проживания в демократическом государстве, имеют очень смутные представления об эффективности его функционирования и вполне могут принять за «демократию» ту неразбериху, которая царила в нашей стране в пост-горбачевские времена. Но в подавляющем большинстве случаев это ложь намеренная, ложь, распространяемая теми коррумпированными деятелями, которые стригут купоны с собственной неподконтрольности и бесправия граждан.

В Е С Т Н И К Р Г Г У № 14/09

Научный журнал Серия «Международные отношения. Регионоведение», Москва 2009

День борьбы с коррупцией отмечается по всему миру 9 декабря. Уровень коррупции существенно влияет на имидж государства, его инвестиционную привлекательность, развитие экономики и, как следствие, на жизнь простых граждан. В разных странах методы антикоррупционной борьбы различаются. Что ожидает нечистых на руку чиновников в разных уголках планеты, и что такое «презумпция коррумпированности», читайте в обзоре РИАМО.

Китай: смертная казнь и экскурсии в тюрьму

Жители Китая. Фото: flickr.com, shizhao

Китайское законодательство по части борьбы с коррупцией по праву считается самым суровым в мире. Согласно Уголовному кодексу КНР, действующему с 1980 года и доработанному в 1997 году, взяточника, в зависимости от размера суммы, может ожидать длительный срок лишения свободы, вплоть до пожизненного, и даже расстрел . При этом казни проводятся публично и иногда даже демонстрируются по телевидению. За минувшие 15 лет в Китае за коррупцию было расстреляно около 13 тысяч человек, более 120 тысяч получили по 10 лет тюрьмы и более.

С семьями чиновников также проводится профилактическая работа. Так, по сообщению ЦК компартии Китая по проверке дисциплины, для госслужащих, их супруг и детей устраиваются экскурсии в тюрьму, где отбывают наказание осужденные за взятки . Родственники же осужденных на казнь после расстрела получают счет за использованный патрон.

Однако суровость закона пока не приносит существенных плодов. Так, согласно рейтингу стран по уровню коррупции, который ежегодно составляет компания Transparency International, Китай по итогам 2014 года оказался на 100-м месте по возрастанию, потеряв по отношению к 2013 году сразу 21 позицию. Такая ситуация отчасти может объясняться избирательностью наказания. В Китае ходит поговорка: «Большие мошенники выступают с докладами о борьбе с коррупцией, средние производят ревизии, а мелкие - попадают в тюрьму».

Сингапур: презумпция коррумпированности

Жители Сингапура. Фото: flickr.com, digitalpimp.

Сегодня Сингапур ассоциируется с понятием «экономическое чудо». Действительно, за примерно 40 лет из отстающей страны он превратился в высокоразвитую державу. По рейтингу, составленному учеными из английского института Legatum Institute, Сингапур прочно удерживает позиции в первой 20-ке стран, комфортных для проживания. Немалую роль в таком взлете сыграла успешная кампания по борьбе с коррупцией .

В 1960 году Бюро по расследованию коррупции было наделено особыми полномочиями. Результатом его работы стала глобальная «чистка» самых высших эшелонов власти. Не щадили никого: ни министров, ни даже близких друзей и родственников тогдашнего главы государства Ли Куан Ю.

Важным следствием победы над коррупцией стало резкое повышение зарплат служащим. Начиная с 90-х годов прошлого века, сингапурские чиновники неизменно лидируют в списке самых высокооплачиваемых госслужащих мира. Но такие возможности наложили и строжайшую ответственность за злоупотребление служебным положением.

В антикоррупционном законодательстве Сингапура есть термин «презумпция коррумпированности». Он означает, что при любом подозрении в нечистоплотности чиновник считается виновным, пока не докажет обратное. Согласно Закону о предотвращении коррупции, принятому в 1960 году, Бюро по расследованию имеет право без решения суда обыскивать и задерживать подозреваемых. Следователи уполномочены проводить проверки не только самих чиновников, но и их родственников, проверять любые финансовые документы семьи и ее поручителей. При этом защиты от действий Бюро не имеет ни один гражданин страны, независимо от статуса и должности.

Строгая антикоррупционная политика привела к большому успеху. В 2014 году, по данным Transparency International, в рейтинге стран по уровню коррупции Сингапур занял седьмое место с начала, а за два года до этого даже замкнул лидирующую пятерку стран с наименьшим уровнем коррупции.

Гонконг: СМИ в борьбе с коррупцией

Жители Гонконга. Фото: flickr.com, philcalvert

Еще одним из самых удачных примеров борьбы с коррупцией можно считать опыт Гонконга. В рейтинге Transparency International этот специальный административный район КНР делит с США и Ирландией 17-е место.

Прежде чем Гонконг стал одним из финансовых центров мира, потребовалось резко сократить преступность. Немаловажным инструментом в решении этой проблемы стала непримиримая борьба с коррупцией. Независимая Антикоррупционная комиссия, учрежденная в 1973 году, получила очень широкие полномочия: арест мог совершаться лишь на основании подозрений, а несоответствие уровня жизни чиновника его официальным доходам уже могло стать поводом для возбуждения уголовного дела.

В борьбу со взяточниками было вовлечено все общество. Любой житель мог сообщать о своих подозрениях в отношении чиновников. Журналистам предоставлен доступ ко всей информации, касающейся имущества и финансовых документов госслужащего и его семьи. СМИ инициировали громкие расследования, результатами которых стали аресты и тюремные сроки . В прессе освещался весь ход дела: от подозрений до суда и приведения приговора в исполнение.

Благодаря широкому освещению антикоррупционных дел, доверие простых граждан к эффективности борьбы с коррупцией существенно возросло, и люди активно пошли на сотрудничество с властями. В свою очередь, чиновники, посмотрев на судьбу не чистых на руку коллег, также меняли свое отношение к взяткам. По данным портала parvo.ru, уровень коррупции на старте антикоррупционной программы в Гонконге составлял 94% государственного сектора. Сегодня же эти показатели не выходят за пределы 5%.

Южная Корея: культ открытости и общественный контроль

Жители Сеула. Фото: flickr.com, Marcelo Druck

С 1999 года в Южной Корее действует программа OPEN. Эта онлайн-система позволяет в режиме реального времени контролировать рассмотрение заявлений, поданных чиновникам от граждан, делая работу чиновников максимально открытой и прозрачной. С вводом системы минимизировались риски принятия несправедливых решений по обращениям граждан, ведь их стало невозможно утаить от общественности. Затягивание с ответами и проволочки стали затруднительными, а значит, и необходимость ускорять процесс с помощью взяток отпала.

Но ключевую роль сыграл новый закон «О борьбе с коррупцией», вступивший в действие в Южной Корее с 1 января 2002 года. Каждый совершеннолетний гражданин получил право инициировать проверку в отношении любого чиновника. Закон обязал главный антикоррупционный орган страны - Комитет по аудиту и инспекции - начинать расследование по любому заявлению.

Политика открытости функционирования бюрократического аппарата привела Южную Корею на 43-е место из 175 в антикоррупционном рейтинге Transparency International.

Голландия: трехуровневый контроль

Амстердам. Фото: flickr.com, Alias 0591

В 2001 году в связи с активизацией организованной преступности в Голландии было принято новое антикоррупционное законодательство и введен трехуровневый контроль по пресечению коррупции в госучреждениях. Во-первых, практически в каждом из них существует собственный отдел, занимающийся внутренними расследованиями. То есть внутри каждой организации есть «надсмотрщик», задачей которого является выявление и пресечение мздоимства. Кроме того, сами чиновники обязаны сообщать, если им становится известно о фактах коррупции.

Во-вторых, существует общественный контроль, реализуемый с помощью так называемых служб общественного обвинения. Их представитель - общественный обвинитель имеет право инициировать проверку чиновника. При этом в случае, если это не затрагивает систему национальной безопасности, все сведения и материалы, связанные с расследованием, в обязательном порядке попадают в свободный доступ для изучения широкой общественностью.

И в-третьих, государство осуществляет контроль со стороны правоохранительных органов. В Нидерландах создана специальная полиция по борьбе с коррупцией, наделенная широкими полномочиями. Такая система позволяет Нидерландам удерживаться в первой десятке рейтинга наименее коррумпированных стран уже несколько лет. Это доказывает - победить коррупцию можно и вполне цивилизованными, гуманными методами.

Анна Семенова

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Нидерланды. Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции. Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке становятся доступными для общественности. Каждый чиновник имеет право ознакомиться с информацией, характеризующей его как с положительной, так и с отрицательной стороны. Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая, в частности, политический, общественный вред коррупции и возможные последствия участия в ней. Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции. Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, и эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции. Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят их независимые расследования. В то же время ложные сообщения приводят к утере общественного доверия и репутации соответствующих источников информации. Тем самым предотвращается, в значительной степени, безответственность в подготовке разоблачительных материалов.

Слайд 13 из презентации ««Противодействие коррупции в сфере образования»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию ««Противодействие коррупции в сфере образования.ppt» можно в zip-архиве размером 384 КБ.

Скачать презентацию

Сферы общества

«Понятие социальной сферы жизни общества» - Социальная структура. Социальные конфликты. Социальная роль. Большие социальные группы. Социальные группы. Становление достигаемого статуса. Социальный статус. Основные типы социальных групп. Нормы поведения. Социальная сфера жизни общества. Острые социальные конфликты.

«Социальная сфера» - Дисциплина. Социальные аспекты труда. Профессионализм. Интересы. Стадии. Существование. Социальный конфликт. Взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие. Трудовые отношения. Совершенствование трудовой среды. Социальные отношения и взаимодействия. Социальная связь. Социальные взаимодействия. Социальные отношения.

«Социальная сфера общества» - Духовная сфера. Допустимый предел населения Земли – 10-12 млрд. человек. Условия решения глобальных проблем цивилизации. Культура во взглядах различных мыслителей. Всемирная цивилизация. Исполнительная власть. Общественное сознание (духовный мир). Общество. Политическая сфера общества: формы государственного режима.

«Сферы жизни общества» - Понятие «общества». Особенности динамики развития общества. Сферы жизни общества. Ц е л и: В ы в о д: Компоненты общества. Этапы общественного развития. Признаки общества как целостной сложной системы. С о д е р ж а н и е. ЭТАПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ(Д.Белл, А.Турен). СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (продолжение).

«Социальная сфера жизни» - Социальная адаптация. Критерии выделения страт. Этнические общности. Социальный лифт. Маргиналы. Теория стратификации. Формы социального взаимодействия. Социальная мобильность. Виды стратификации. Социальная сфера. Социализация и адаптация. Межэтнические отношения. Типология семей. Типы социальных институтов.

Лидеры ряда стран и международных организаций неоднократно указывали на угрожающие масштабы взяточничества, безразличие к которым может нанести непоправимый урон мировой экономике. Вместе с ними и российские власти не раз заявляли о намерении взять коррупционеров в ежовые рукавицы, однако действенных мер до сих пор принято не было. С одной стороны, позиции России в международном рейтинге коррупции по версии Transparency International улучшились - в прошлом году наша страна занимала в этом списке 133-е место из 176-ти возможных. Однако, как говорят многие эксперты, все рейтинги носят субъективный характер, поэтому никто не берется утверждать, что ситуация с коррупцией в России улучшилась, основываясь на версии международных организаций. Ряд специалистов, наоборот, придерживаются мнения, что коррупция у нас только процветает, подтверждением этому служит то, что размер средней взятки не уменьшается и, по данным МВД, составляет 300 тысяч рублей. По сведениям национального антикоррупционного комитета (НАК), в год российская коррупция «добывает» примерно 300 млрд долларов, и большая часть этой суммы связана с выполнением госзакупок, распределением бюджетов, государственными, региональными и муниципальными фондами.

Пока российские власти придумывают, как победить коррупцию, другие страны практикуют весьма успешные способы борьбы с ней. АиФ.ru рассказывает о наиболее эффективных мерах решения этого вопроса.

Мотивация, онлайн-игры и смертная казнь

Китайское антикоррупционное законодательство, пожалуй, является самым жестким в мире - за взятки или хищения госимущества чиновникам грозит смертная казнь. За последние годы высшая мера наказания в КНР была применена к десяти тысячам госслужащих. Кроме того, нередки случаи, когда китайским чиновникам, попавшимся на взятки, отрубали руки.

Однако крайние меры являются не единственным методом борьбы с коррупцией - китайцы посещают специальные курсы, на которых их учат, как бороться с соблазном брать взятки. Госслужащие медитируют, участвуют в восточных единоборствах и занимаются силовыми упражнениями. Кроме того, в Поднебесной разработали онлайн-игру, пользователям которой для победы необходимо уничтожить группу коррумпированных чиновников вместе с их родственниками.

Ни для кого не секрет, что запретный плод сладок, поэтому китайские госслужащие нередко идут на необычные шаги, чтобы обогатиться за счет своих служебных полномочий. Власти КНР запретили чиновникам принимать в дар биржевые акции, покупать недвижимость и автомобили по подозрительно низким ценам, договариваться об устройстве на престижную работу после ухода из государственных структур.

В борьбе с коррупцией все меры хороши

Расположенный рядом с Китаем Гонконг тоже может похвастаться заслугами в области борьбы с коррупцией - раньше практически весь госсектор страны был завязан на коррупции. Победить взяточничество гонконгским властям удалось благодаря нескольким эффективным мерам: во-первых, госслужащим пришлось доказывать, что вся недвижимость, роскошные автомобили и остальные дорогостоящие предметы были куплены на честно заработанные средства. Если чиновник оказывался нечистым на руку, его ждала тюрьма и конфискация имущества.

Во-вторых, в государстве создали независимую комиссию по борьбе с коррупцией, работникам которой изначально установили высокие зарплаты, чтобы у них не было соблазнов брать взятки. Комиссия занимается не только выявлением коррупционеров, но и проводит профилактические работы по предотвращению получения мзды.

И, наконец, жителям Гонконга и представителям СМИ дали реальную возможность жаловаться на взяточников - обычным гражданам разрешили помогать антикоррупционной комиссии, а журналистов допустили до дел любого госслужащие. Регулярно появляющиеся на страницах газет сообщения о чиновниках-коррупционерах сделали свое дело - население поверило, что в стране действительно борются со взяточничеством, а мздоимцы, от греха подальше, решили отказаться от сомнительных денег.

Презумпция коррумпированности

В рамках борьбы с коррупцией в Сингапуре был введен ряд эффективных мер, а именно: повышена независимость судебной системы, ужесточено уголовное наказание за взяточничество, увеличена зарплата судей, а также введены санкции за дачу взятки. Всего за несколько лет Сингапур справился с масштабной коррупцией.

Если высокопоставленный сингапурский чиновник попался на взятке, его дело рассматривается в особом порядке. В стране даже был введен особый юридический термин - презумпция коррумпированности. Иными словами, если госслужащий подозревается в злоупотреблении должностными полномочиями, он заведомо виновен, и будет таковым считаться до того момента, пока не сможет доказать свою непричастность к коррупционным делам.

Поощрения за чистую репутацию

По версии того же Transparency International, Голландия является страной с наиболее низким уровнем коррупции. Для того чтобы достичь подобного успеха, нидерландским властям пришлось принять несколько антикоррупционных мер. Так, местным чиновникам, попавшимся на взятке, запрещается работать в государственных организациях, также они лишаются всех социальных льгот и гарантий.

Чтобы определенную должность не занял потенциальный коррупционер, в Голландии организована специальная система подбора персонала. Кроме того, в крупных ведомствах, сотрудники которых могли бы злоупотреблять своими полномочиями, существуют службы внутренней безопасности, которые следят за действиями чиновников и выявляют их ошибки.

Эффективной мерой в борьбе с коррупцией является разрешение СМИ обнародовать случаи взяточничества и проводить расследования.

Кроме того, голландских чиновников, на которых не пала тень подозрения в коррупционных деяниях или сообщивших о злоупотреблении должностными полномочиями своих коллег, материально поощряют.

Американская практика

Пристальное внимание вопросу коррупции уделено и в Штатах - американское законодательство предусматривает серьезное наказание за взяточничество в виде штрафа, в три раза превышающего размер взятки, а в некоторых случаях и лишение свободы сроком до 15 лет.

Стоит отметить, что в законодательстве США прописана отдельная статья об уголовной ответственности, грозящей руководству банков, предоставившему ссуды или денежные «подарки» представителям инспекторской комиссии, занимающейся проверкой финансовой организации. Банкирам грозит тюремное наказание сроком до года или штраф в размере суммы ссуды или «подарка». Аналогичное наказание предусмотрено и для инспектора, покусившегося на легкие деньги.

Если американский чиновник попался на получении подарка в какой-либо форме от любого лица, рассчитывающего на положительное решение его вопроса, госслужащему грозит уголовное наказание. Работники госструктур США обязаны докладывать в соответствующие органы обо всех замеченных фактах злоупотребления должностными полномочиями. Чиновникам, назначенным главой государства, запрещается принимать любые подарки во время всего срока службы.

Кроме того, госслужащие обязаны декларировать все расходы за прошлый год: полный заработок, проценты по вкладам, оплату транспортных расходов, проценты по вкладам и т.д.

(Кислухин В. А.) («История государства и права», 2010, N 2)

ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В НИДЕРЛАНДАХ И РОЛЬ ПОЛИЦИИ В ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. А. КИСЛУХИН

Кислухин Владимир Александрович, доцент Кировского института Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

С позиций провозглашенной в Российской Федерации борьбы с коррупцией и правового преследования ее преступных проявлений безусловное значение приобретает положительный опыт противодействия этому негативному феномену в других государствах. По оценкам международных рейтинговых организаций, среди десяти стран мира, наиболее «чистых» от коррупции, обычно называется такое государство, как Королевство Нидерландов. Общеизвестно, что Нидерланды, так же как и многие другие страны, имеют весьма непростую историю социально-экономического, культурного развития на фоне многочисленных войн, революций, политической и юридической неразберихи. За многовековой период становления голландской правовой системы государству и обществу приходилось постоянно противостоять преступности, в том числе и коррупции. В XVII в. в Нидерландах буржуазная аристократия в лице регентов являлась самым привилегированным слоем общества и обладала практически неограниченной властью в экономических, правоохранительных и судебных делах. «Регенты, — пишет Г. А. Шатохина-Мордвинцева, — многие из которых были выходцами из торговых семей, образовывали замкнутую группу очень влиятельных и богатых людей, попасть в которую со стороны было практически невозможно» <1>. Всевластие регентов и коррупция чиновников порождали такой тип отношений в обществе, когда важные и наиболее доходные должности передавались или за большие деньги, или только лицам из ближайшего окружения средневековых олигархов, или по наследству <2>. ——————————— <1> Шатохина-Мордвинцева Г. А. История Нидерландов. М.: Дрофа, 2007. С. 168. <2> См.: Лозинскiй С. Г. Исторiя Бельгiи и Голландiи въ Новое время. СПб.: Изданiе акц. общ. «Брокгаузъ — Эфронъ», 1907. С. 68.

Другую опасность для голландского общества представляли продажные полицейские чиновники, прокуроры, судьи, противозаконная деятельность которых подрывала авторитет государственной службы, и невозможность решить конфликтные ситуации правовым способом. Проблема с отсутствием законности в средневековых Нидерландах усугублялась еще и тем, что из-за региональной раздробленности страны не существовало кодифицированного законодательства, а отсутствие единообразия в применении норм уголовного права только способствовало произволу со стороны полицейских чинов и судей. «Законы и обычаи отличались от провинции к провинции, если не от города к городу, и все попытки их унифицировать наталкивались на глухую враждебность местных судебных инстанций» <3>, — повествует известный швейцарский историк Поль Зюмтор. Использование служебного положения представителями правоохранительных органов в целях личного обогащения в виде поборов с населения часто становилось общепринятой нормой. Особенно одиозной в этот период истории страны являлась специальная должность бальи, которому подчинялись все карательные органы и которому предоставлялось право осуществлять судебную власть на местах <4>. «В Амстердаме, — рассказывает П. Зюмтор, — для поддержания общественного порядка городские власти располагали полицией, призванной следить за соблюдением предписаний и выполнением приговоров суда. Однако действенность этой службы вызывала у горожан большие сомнения. Старший бальи избирался магистратом скорее на основе социальных предпочтений, нежели компетентности претендента. Нередко управление полицией вручалось тому, кто более всех раскошелится, а желающих получить это «теплое местечко» всегда хватало. «Тяжкое бремя службы» в этой должности представляло для человека с подмоченной репутацией или без твердых моральных принципов двойной интерес: он становился недосягаем для закона и в то же время получал немалый доход, произвольно повышая штрафы. В большинстве случаев старший бальи, принадлежавший обычно к одной из местных богатых фамилий, не желал пачкать руки, лично занимаясь грязными делишками, и передавал свои полномочия бальи 2-го ранга, непосредственному начальнику агентов полиции. Последний, как правило, являлся весьма сомнительной личностью с такой скверной репутацией, что перед ним закрывались двери домов всех добропорядочных буржуа. В литературе того времени фигура бальи неизменно окружена глубоким презрением, а его продажность стала нарицательной» <5>. Вымогательство для средневековых стражей порядка тоже становилось обычным делом. «Городская проституция в Амстердаме, — повествует П. Зюмтор, — была в известном смысле организована — сержанты полиции обладали правом держать бордели в определенных кварталах города. Даже адюльтер коррумпированные полицейские использовали с выгодой для себя. По закону женатый мужчина, уличенный во внебрачных связях, приговаривался к выплате крупного штрафа, а его партнершу отправляли в исправительный дом. Применение этого закона создавало почву для шантажа. Полицейские договаривались с проститутками, обеспечивая им пристанище и защиту. Взамен те должны были заманивать какого-нибудь толстосума, из которого полицейские вытягивали штраф, а девицы при этом получали свою долю» <6>. ——————————— <3> Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта. М.: Мол. гвардия, 2000. С. 291. <4> См.: Кофман Б. И., Миронов С. Н. Вопросы организации и деятельности полиции. Казанский филиал ЮИ МВД России. Казань, 1996. С. 7 — 8. <5> Зюмтор П. Указ. соч. С. 45. <6> Там же. С. 163 — 165.

В результате те охранители общественного порядка, в обязанность которым вменялась борьба с различными правонарушениями, сами являлись злостными рассадниками коррупции и вымогательства. Не лучшая ситуация в отношении коррупции складывалась в Нидерландах и в XVIII в. Поражения в войнах с Англией, неудачи в проведении колониальной политики, обнищание простых жителей городов и деревень, непомерные налоги привели к разрушению экономики Республики Соединенных провинций (как в тот исторический период назывались Нидерланды), расцвету произвола и злоупотреблений чиновников всех уровней <7>. ——————————— <7> См.: Хейзинга Й. Осень Средневековья. Соч.: В 3 т. Т. 1. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Культура», 1995. С. 26; Шатохина-Мордвинцева Г. А. История Нидерландов. М.: Дрофа, 2007. С. 207 — 250.

Однако начиная с конца XVIII в. в отношении коррупции со стороны голландского общества наступил заметный перелом. Во многом это было обусловлено общим революционным подъемом в европейских странах, направленным против остатков феодализма и господства торговой и финансовой олигархии, стоявших главными препятствиями на пути поступательного развития Нидерландов и являвшихся основным оплотом коррупции <8>. ——————————— <8> См.: Бауман Г. Г. Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология. М.: Наука, 1988. С. 208 — 231.

Либерализация государственного устройства, прогрессивная избирательная реформа, усиление влияния кальвинистской церкви, самой жесткой и бескомпромиссной с точки зрения следования нормам религиозной морали разновидности протестантизма, послужили стимулами разрушения старых коррупционных связей, провозглашения политики служения интересам и благу народа со стороны властей, неукоснительного следования принципу законности в деятельности правоохранительных и судебных органов. В результате изменений, произошедших в голландском обществе в XIX — начале XX в., уровень коррупции в государстве значительно снизился. Такому снижению способствовало и принятие парламентом правовых актов антикоррупционной направленности. Так, ст. 178 Уголовного уложения Королевства Нидерландов от 3 марта 1881 г. была введена строгая ответственность для лиц, которые «дают подарок или только обещают вручить подарок с тем, чтобы повлиять на вынесение решения по рассматриваемому судьей делу». За такие действия для виновного согласно Уголовному уложению устанавливалась ответственность в виде заключения в тюрьму на срок до 6 лет. А если подарок или обещание подарка были даны с тем, чтобы достигнуть осуждения невиновного по уголовному делу, то Уложение в этом случае устанавливало наказание для взяткодателя на срок до 9 лет лишения свободы <9>. ——————————— <9> См.: Staatsblad. 1881. N 35. Bkz. 47 — 95.

Отягчающим уголовную ответственность обстоятельством стала принадлежность взяткополучателя к судейскому корпусу. Теперь судья, получив подарок от взяткодателя и сознавая цель вручения этого подарка, мог быть подвержен за указанное деяние заключению в тюрьму на срок до 12 лет <10>. ——————————— <10> См.: Там же.

Безусловно, ужесточение законодательства наряду с положительными изменениями в социально-экономических отношениях позволило на определенный период «отдохнуть» голландскому обществу от засилья финансовой олигархии, строившей личное благополучие главным образом за счет своих коррупционных связей. Однако уже в XX в. по мере развития промышленности и торговли, возрастания роли капитала в экономике и политике, захвата мировых пространств транснациональными корпорациями уровень коррупции как в отдельно взятых государствах Западной Европы, так и на международном уровне поднялся до неизмеримых ранее высот. Например, в 1970-е годы всему миру стали известны скандальные подробности подкупа руководителями американской авиастроительной компании «Локхид» высших чиновников Италии, Японии, ФРГ, других государств с целью заключения с ними выгодных контрактов на поставку продукции компании «Локхид» в эти страны. Не смогла избежать причастности к этому международному скандалу и королевская семья Нидерландов. Так, ныне покойный принц Бернгард, отец нынешней королевы, был заподозрен в получении взяток от этой американской корпорации. По престижу Королевства был нанесен очень ощутимый удар. Жена принца, королева Юлиана, была готова отречься от престола в том случае, если принц будет привлечен к ответственности. Однако голландцы простили принца, а премьер-министр страны взял на себя ответственность за оплошность, допущенную Бернгардом. И хотя большинство представителей вооруженных сил и флагманов экономики Королевства по-прежнему лояльно относились к принцу, Бернгард предпочел оставить все занимаемые посты, оставаясь лишь членом Государственного совета Нидерландов <11>. ——————————— <11> См.: Правовая система Нидерландов / Отв. ред. В. В. Бойцова и Л. В. Бойцова. М.: Зерцало, 1998. С. 344; Шад М. Королевский дом Нидерландов / Пер. с нем. М.: Мой мир, 2004. С. 70.

Следующий подъем в противоборстве с коррупцией в стране произошел в конце прошлого — начале нынешнего века и связан он во многом с осуществляемой государством антикоррупционной стратегией под общим названием «политика национальной честности». Эта стратегия включает в себя многочисленные социальные и правовые нормы и институты, направленные на воспитание и закрепление в обществе устойчивых моральных принципов, установление юридических дозволений и запретов, эффективно действующих в условиях правового демократического государства. Политику национальной четности демонстрирует своему народу и ныне здравствующий монарх — королева Беатрикс. Ее подданные, несмотря на коррупционный скандал, связанный в 70-годах прошлого века с именем принца Бернгарда, с симпатией и доверием относятся к членам Королевского дома. Доброжелательное отношение к своим правителям является одной из характерных особенностей нидерландского менталитета. Монархия в глазах голландцев — символ исторического единства страны, а история династии Оранских неразрывно связана с борьбой против иноземных захватчиков за независимость Нидерландов <12>. Уважение и доверие к Королевскому дому во многом обусловлено самим образом жизни нидерландских монархов, которые за длинный период истории страны нередко на личном примере демонстрировали своим подданным образцы самоотверженного служения народу и государству. Так, например, бабушка нынешней правительницы Нидерландов — королева Вильгельмина, взошедшая на престол в 1898 г., за полвека своего правления неоднократно являла нидерландцам свои мужество, стойкость и героизм. В годы Первой мировой войны она самоотверженно боролась за сохранение нейтралитета Нидерландов и не позволила втянуть свой народ в европейскую бойню. Именно благодаря авторитету королевы монархия устояла в революционных бурях начала прошлого века, когда рухнули династии в соседних монархических государствах. В период нацистской оккупации 1940 — 1945 гг. Вильгельмина стала символом движения Сопротивления немецким завоевателям. Ее дочь Юлиана, вступившая на трон в 1948 г., также приобрела несомненный авторитет у своего народа. О ее скромности, отзывчивости и демократизме слагались легенды. И для такой любви и преданности подданных к своему монарху имелись все основания. Например, когда перед въездом на паром, переправлявший автотранспорт и людей из Амстердама на другой конец залива, выстраивалась длинная очередь, королева Юлиана на своем авто обычно вставала в самый конец этой бесчисленной вереницы транспортных средств. Водители, стоявшие впереди, охотно предлагали королеве пропустить ее вперед, но Юлиана всегда терпеливо дожидалась своей очереди. И хотя такое поведение главы государства является в Нидерландах само собой разумеющимся, голландцы гордятся своими монархами, которые не на словах, а на деле демонстрируют своему народу приверженность принципу равенства всех людей <13>. ——————————— <12> См.: Лозинскiй С. Г. Указ. соч. С. 26 — 27. <13> См.: Моруа А. Голландия / Пер. с фр. Е. Богатыренко; коммент. Жеральда Моруа. М.: Б. С.Г. ПРЕСС, 2007. С. 19.

Младший сын королевы — принц Константин — в юности сам зарабатывал себе на жизнь в качестве официанта пивного бара в г. Гронингене. Очевидцы рассказывали, что, когда «он лихо бегал по залу пивной с подносом или убирал грязную посуду со столов, за ним и посетителями бдительно следили его телохранители» <14>. ——————————— <14> Черемушкин П. Беатрикс // Эхо планеты. 1993. N 52. С. 16.

Нормы противодействия коррупции заложены и в Основном законе государства. В соответствии с Конституцией Королевства Нидерландов министры правительства и депутаты парламента приносят торжественно присягу монарху, в которой клянутся, что «будут честно исполнять все обязанности, возложенные на них, и обещают не принимать прямо или косвенно каких-либо подношений или подарков от каких-либо лиц за какие-либо действия или бездействие по должности» (ст. ст. 86, 97) <15>. ——————————— <15> Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2 / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: НОРМА. С. 605 — 612.

Механизм политики национальной честности постоянно развивается и совершенствуется. В настоящее время он включает в себя в качестве составных элементов мониторинг возможных точек возникновения ситуаций коррупционной направленности в государственных и общественных организациях, сокращение избыточной бюрократии, обучение чиновников правилам поведения государственных служащих, тщательный подбор и расстановку кадров на ответственные должности и т. д. Созданная в Нидерландах система контроля не позволяет лицу, уличенному в коррупции, занимать впредь должности в государственных органах и оборачивается для него потерей всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба, например пенсионного и социального обслуживания. Однако главными факторами антикоррупционности нидерландского общества являются положительная репутация, обладание чувством собственного достоинства и добрым именем, потеря которых для голландского служащего является более страшным наказанием, чем лишение рабочего места, заработной платы и социальных привилегий. В процессе многовековой борьбы с коррупцией голландское общество осознало разрушительный характер ее воздействия, а поэтому внимательно отслеживает деятельность полиции Нидерландов <16>. ——————————— <16> См.: Аалберс М. М., Ван де Бунт Х. Г., Ван дер Лаан П. Х. Тенденции развития преступности и уголовной юстиции в Нидерландах // Криминологические исследования в мире. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. Издательская фирма «Манускрипт». М., 1995. С. 78 — 91.

В условиях демократического правового государства, каким сегодня является Королевство Нидерландов, свою власть полиция получает от населения и в соответствии с Законом от 1993 г. «О полиции» реализует ее на основе партнерских отношений с этим населением <17>. Полиция в Нидерландах является частью гражданского общества и, занимаясь полицейским обслуживанием населения, обеспечивая его защиту, становится, по существу, социальным органом. ——————————— <17> См.: Wet van 9 desember 1993, tot vaststelling van een nievwe Politiewet. Staatsblad, 1993. 11 des.

Политика национальной честности в сфере подбора кадров для нидерландской полиции предусматривает жесткий отбор кандидатов на конкурсной основе (особенно на руководящие должности); интенсивную профессиональную подготовку и воспитательное воздействие со стороны руководителей полицейских органов и наставников; установление для полицейских служащих достойного денежного содержания, широких социальных льгот и привилегий, в том числе при получении пенсионного обеспечения; создание благоприятных условий для карьерного роста, объективных критериев при применении мер поощрений и взысканий независимо от пола и национальности сотрудника полиции <18>. ——————————— <18> См.: Хелсинга Г. Комплектование личного состава сотрудниками из числа меньшинств в Нидерландах // Проблемы прав человека и этнических меньшинств: Материалы международного семинара Совета Европы / Под ред. О. Д. Нациевского. Челябинск: ЧЮИ МВД России, 2006. С. 16 — 18.

Руководители голландской полиции придерживаются принципа, в соответствии с которым основная цель реагирования на жалобы граждан в отношении конкретного полицейского состоит не в наказании виновного сотрудника, а в восстановлении и поддержании доверия общественности к полиции <19>. ——————————— <19> См.: Police Chief. 1996. April. P. 55 — 59.

В своей диссертации под названием «Политика честности» голландский исследователь Терри Ламбоо привел данные восьмидесяти опросов рядовых сотрудников и руководителей подразделений региональных полицейских корпусов Фрисландия, Амстердам-Амстелланд и Лимбург-Ноорд. Как младший состав, так и офицеры полиции в своих интервью высказывали мнение, что нарушения законности, связанные с коррупцией, вредят престижу полиции, отрицательно сказываются на ее имидже. Полицейские, по их словам, проявляют солидарность в выявлении и пресечении противоправных действий со стороны их сослуживцев. Так, коллеги одного полицейского выразили крайнее возмущение, узнав о том, что их товарищ совершил кражу в магазине. Как описывает Т. Ламбоо, «они находились в полном смятении, поскольку об этом случае напишут в прессе и на всю полицию ляжет позорное пятно». Поэтому полицейские сами объявляют провинившемуся свое мнение о нежелательности нахождения его на службе. И только в самых серьезных случаях обращаются с подобным предложением к руководству. Эта инициатива называется «зашить товарища» (matenaaien). Особое отношение в коллективах полицейских сложилось к проявлениям благодарности в виде скидок, которые делают предприятия обслуживания, и подарков от граждан. Еще в середине девяностых годов общественное мнение принятие таких скидок и подарков считало неприемлемым. Однако в последующие годы сложилась практика, согласно которой в случае, если сотрудник открыто заявит своему руководству о подарке или скидках, руководитель подразделения в пределах допустимого может разрешить принять такую благодарность от бескорыстных граждан. Но из-за отсутствия ясных критериев, способных установить четкие границы дозволенного, по мнению Т. Ламбоо, «нельзя быть морально уверенным в том, что как руководители, так и их подчиненные добьются эффективности в проводимой ими политике честности» <20>. ——————————— <20> Lamboo T. Integriteit vraagt om lef // Het Tijdschrift voor de Politie. Jg. 68. 2006. November. Nr. 11. Blz. 4.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что опыт Нидерландов убедительно подтверждает следующее: — любое общество способно добиться самоизлечения от многих социальных недугов, включая коррупцию, в том случае, если это общество действительно стремится к реальному выздоровлению; — антикоррупционная стратегия под названием «политика национальной честности», последовательно проводимая в Нидерландах последние 10 — 15 лет, представляет сбалансированную систему социально-правовых норм, направленную на противодействие взяточничеству и коррупции в целом; — изучение положительного опыта проводимой «политики национальной честности» позволяет определить основные направления борьбы с коррупцией, предсказать развитие ситуации, избежать промежуточных этапов и увидеть конечные результаты правоприменительной деятельности.

——————————————————————