Создание организации объединенных наций оон. История создания оон

Организация Объединенных наций (ООН) – это интернациональная организация, важнейшая цель которой – обеспечение мира и спокойствия на всей планете.

Что такое ООН?

Цели ООН сформулированы следующим образом:

— поддержание мира между странами и народами, предупреждение возможных конфликтов, подавление агрессии, улаживание споров дипломатическими средствами;

— развитие дружеских связей между нациями и государствами;

— поощрение сотрудничества в сфере экономики, политики, культуры.

Важнейший принцип, который исповедует ООН – это равноправие всех наций и их право на самоопределение, а также равные права для всех людей, вне зависимости от их расы, пола, языковой и религиозной принадлежности.

ООН – это крупная наднациональная организация, имеющая свои органы управления, штат сотрудников, регламент. Высший орган управления ООН – Генеральная ассамблея, состоящая из представителей всех 193 государств-членов. ГА ООН собирается на сессии, в рамках которых принимаются самые важные решения.

Совет безопасности ООН – постоянно действующий орган, отвечающий за практическую реализацию решений. Именно СБ несет ответственность за поддержание международной безопасности и принимает конкретные меры (вплоть до направления миротворческих сил ООН в зоны конфликтов).

В структуру ООН входят комитеты, отвечающие за конкретные направления деятельности, а также рабочие группы.

Когда и для чего была создана эта организация?

Идея объединить усилия разных государств для сохранения мира возникла еще в 19-м веке. В 1919 году была учреждена Лига Наций – организация, которая должна была бороться с ростом вооружений, предотвращать конфликты, способствовать дипломатическому урегулированию разногласий между странами. Но, как показала дальнейшая история, Лига Наций не справилась со своими задачами, и в 1946 году, по окончании Второй Мировой войны, была распущена.

Еще в ходе войны представители государств-участников антигитлеровской коалиции начали обсуждать планы создания нового сообщества. Окончательно контуры будущего проекта были оформлены на знаменитой Ялтинской конференции, которая состоялась зимой 1945 года. Сталин, Черчилль и Рузвельт договорились о создании международной организации по поддержанию мира и безопасности во всем мире.

Наконец, 25 апреля 1945 года делегаты от пятидесяти стран встретились в Сан-Франциско и начали работу над Уставом ООН. Учредительная конференция работала два месяца, и в июне 1945 года Устав был принят, однако ратификация его всеми участниками состоялась позже – 24 октября. Именно эта дата отмечается как День ООН.

Историки утверждают, что создание ООН – это величайшее достижение человечества. Впервые страны (многие из которых имели экономические и политические противоречия, были противниками) объединились, чтобы не допустить новой глобальной войны.

Для решения поставленных задач ООН работает по нескольким направлениям:

Поддержание мира. С этой целью ООН организует миротворческие миссии в районы конфликтов. В «горячих точках» представители организации проводят переговоры между противоборствующими сторонами, контролируют соблюдение договоренностей, пресекают возможные провокации, организуют доставку и распределение гуманитарной помощи, наблюдают за ситуацией в целом.

Соблюдение прав человека. ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека и принимает все меры к популяризации, распространению и соблюдению этого документа.

Гуманитарная помощь оказывается людям, оказавшимся в зонах катастроф (стихийных бедствий, военных конфликтов, техногенных потрясений). ООН не только обеспечивает население продуктами, медикаментами, предметами первой необходимости, но оказывает помощь в ликвидации последствий войн, восстановлении хозяйства, финансового сектора, образования и здравоохранения.

Совершенствование международного права. ООН вырабатывает проекты документов, регламентирующих отношения между странами. Ведется работа по систематизации существующих и выработке новых норм международного законодательства.

Помимо перечисленных направлений, Организация Объединенных Наций ведет работу в области экологии, социально-экономического развития, образования и т.д.

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками Антигитлеровской коалиции. Название «Объединенные Нации», предложенное Президентом США Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 г. в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Примечательно, что ранее для сотрудничества в отдельных областях создавались первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.) и др. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 г. для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда , которая начала свою работу в 1902 г.

Всемирная продовольственная программа (ВПП);

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

Программа Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП);

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат; ПНПООН);

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП);

Программа добровольцев Организации Объединенных Наций (ДООН);

Фонд капитального развития Организации Объединенных Наций (ФКРООН);

Центр по международной торговле (ЦМТ);

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА).

Учебные и научно-исследовательские учреждения:

Институт Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР);

Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ);

Научно-исследовательский институт социального развития при ООН (ЮНРИСД);

Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР).

Другие подразделения ООН:

Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (КПСООН);

Международный вычислительный центр (МВЦ);

Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС);

Университет Организации Объединенных Наций (УООН);

Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС), ООН-женщины.

Комиссия по наркотическим средствам;

Комиссия по народонаселению и развитию;

Комиссия по науке и технике в целях развития;

Комиссия по положению женщин;

Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию4

Комиссия по устойчивому развитию;

Комиссия социального развития;

Статистическая комиссия;

Форум Организации Объединенных Наций по лесам.

Региональные комиссии ЭКОСОС:

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА);

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Постоянные комитеты ЭКОСОС: Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями, Комитет по программе и координации.

Специальные органы ЭКОСОС: Специальная рабочая группа открытого состава по информатике.

Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов:

Группа экспертов Организации Объединенных Наций по географическим названиям;

Комитет экспертов Организации Объединенных Наций по управлению глобальной геопространственной информацией;

Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ;

Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности.

Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве: Комитет по политике в области развития, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет экспертов по государственному управлению, Комитет экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, Постоянный форум по вопросам коренных народов.

Связанные с Советом органы : Исполнительный совет Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин, Комитет по присуждению Премии Организации Объединенных Наций в области народонаселения, Координационный совет Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, Международный совет по контролю над наркотиками.

При создании международной системы опеки Уставом ООН был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки.

Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - РФ, США, Великобритании, Франции и КНР. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный Суд.

Является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он был учрежден Уставом ООН, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г., заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 г. под эгидой Лиги Наций. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды).

Секретариат.

Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

Специализированные учреждения ООН и связанные с ней органы. Специализированные учреждения ООН - это самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

Специализированные учреждения:

Всемирный почтовый союз (ВПС);

Группа Всемирного банка;

Международная ассоциация развития (МАР);

Международная финансовая корпорация (МФК);

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА);

Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

Всемирная туристская организация (ЮНВТО);

Международная морская организация (ИМО);

Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

Международная организация труда (МОТ);

Международный валютный фонд (МВФ);

Международный союз электросвязи (МСЭ);

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР);

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

Связанные с ООН организации:

Всемирная торговая организация (ВТО);

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);

Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ);

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Cекретариаты конвенций:

Конвенция о правах инвалидов;

Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (КООНБО);

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКООНИК).

Целевые фонды ООН:

Фонд демократии Организации Объединенных Наций (ФДООН);

Фонд международного партнерства Организации Объединенных Наций (ФМПООН).

Руководство ООН представлено в лице Председателя Генеральной Ассамблеи и Генерального секретаря.

Председатель Генеральной Ассамблеи . Открывает и закрывает каждое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на её заседаниях.

Генеральный секретарь . Главное административное должностное лицо, является символом Организации Объединённых Наций и выразителем интересов народов мира.

По Уставу, Генеральный секретарь выполняет функции, возлагаемые на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединённых Наций.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящее время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин государства - постоянного члена Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и КНР) не может быть Генеральным секретарём ООН.

Генеральные Секретари ООН:

Государства - члены ООН.

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., а также Польша. С 1946 г. в ООН было принято около 150 государств (но при этом ряд государств, таких как Югославия и Чехословакия, разделились на независимые государства). 14 июля 2011 г., с принятием в члены ООН Южного Судана, число государств - членов ООН составило 193.

Членами ООН могут быть только международно признанные государства - субъекты международного права. Согласно Уставу ООН, приём в члены ООН открыт для всех «миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». «Приём любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности».

Для приёма нового члена требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств - членов Совета Безопасности (при этом 5 постоянных членов - Россия, США, Великобритания, Франция и КНР - могут наложить на решение вето). После утверждения рекомендации Советом Безопасности вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети голосов. Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи.

Среди первоначальных членов ООН были страны, не являвшиеся полноправными международно-признанными государствами: наряду с СССР, две его союзные республики - Белорусская ССР и Украинская ССР; колония Великобритании - Британская Индия (разделённая на ныне независимые члены - Индия, Пакистан, Бангладеш и Мьянма); протекторат США - Филиппины; а также фактически независимые доминионы Великобритании - Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз.

В сентябре 2011 г. заявку на принятие в члены ООН подала Палестинская автономия (частично признанное Государство Палестина), однако удовлетворение этой заявки отложено до палестинско-израильского урегулирования и всеобщего международного признания Палестины.

Кроме статуса члена, существует статус наблюдателя ООН, который может предшествовать вступлению в число полноправных членов. Статус наблюдателя присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее, решение принимается простым большинством. Наблюдателями ООН, а также членами специализированных учреждений ООН (например, ЮНЕСКО) могут быть как признанные, так и частично признанные государства и государственные образования. Так, наблюдателями в данный момент являются Святой Престол и государство Палестина, а также некоторое время были, например, Австрия, Швейцария, Италия, Япония, Финляндия, и другие страны, имевшие право вступления, но временно им не воспользовавшиеся по разным причинам.

Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки. Перечень этих языков определён в правилах процедуры каждого органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На рабочих языках издаются стенографические отчёты заседаний и на них переводятся речи, произнесённые на любом официальном языке.

Официальными языками Организации Объединённых Наций являются : английский, французский, испанский, русский, китайский, арабский. Если делегация желает выступить на языке, который не является официальным, то она должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков.

Расчёт бюджета ООН - это процесс, в который вовлечены все члены организации. Бюджет выдвигается Генеральным секретарём ООН после согласования с подразделениями организации и на основании их требований. Впоследствии предложенный бюджет анализируется Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из 16 членов, и Комитетом по программе и координации, состоящим из 34 членов. Рекомендации комитетов направляются Административно-бюджетному комитету Генеральной Ассамблеи, включающему все государства-члены, который ещё раз тщательно анализирует бюджет. Наконец, он представляется Генеральной Ассамблее для окончательного рассмотрения и утверждения.

Главный критерий, используемый государствами-членами в Генеральной Ассамблее, - это платёжеспособность страны. Платёжеспособность определяется на основании величины валового национального продукта (ВНП) и ряда корректировок, в том числе корректировок на внешнюю задолженность и уровень дохода на душу населения.

  • 8. 1. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 11. 2. Признание государств в международном праве.
  • 14. 3. Основные принципы в международном праве.
  • 18. 2. Основные стадии заключения международного договора.
  • 57. Условия и последствия недействительности договоров.
  • 12. 3. Прекращение и приостановление международного договора.
  • 22. 1. Понятие, виды, порядок работы международных конференций.
  • 21. 2. Понятие и классификация международных (межгосударственных, межправительственных) ор-ганизаций.
  • 23. Краткая история создания оон
  • 24. Организационная структура оон.
  • 26. Международный суд оон: формирование, юрисдикция и судебный процесс.
  • 29. Основные направления деятельности специализированных учреждений оон.
  • 40. 1. Понятие отрасли. Классификация органов внешних сношений государств.
  • 2. Международные правовые нормы, регламентирующие дипломатическую деятельность государств.
  • 45. Личные привилегии и иммунитеты дипломатических представителей.
  • 3. Международные правовые нормы, регламентирующие консульскую деятельность государств.
  • 67. Международно-правовые средства разрешения международных споров
  • 38. Понятие и виды агрессии. Обстоятельства, влияющие на квалификацию дан-ного международного преступления
  • 69. Сотрудничество государств в борьбе с преступностью в рамках международ-ных организаций (межправительственных и неправительственных)
  • 70. Интерпол: структура и основные направления деятельности
  • 39. Понятие населения в международном праве
  • 58. Принципы и способы приобретения и утраты гражданства
  • 60. Правовое положение иностранцев
  • 61. Право убежища. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  • 62. Международно-правовая защита прав человека
  • 31. Понятие и основания международно-правовой ответственности государств
  • 34. Материальная ответственность государств. Понятие и формы возмещения вреда
  • 35. Понятие и основания ответственности международных межгосударственных (межправительственных) организаций
  • 37. Международно-правовая ответственность физических лиц
  • 50. Понятие и стадии установления государственной границы
  • 53. Понятие, правовой режим и охрана государственной границы рф
  • 54. Правовой режим Арктики и Антарктики
  • 64. Общие и специальные принципы отрасли: Право международной безопасности
  • 66. Обеспечение коллективной безопасности на региональной основе
  • 75. Виды территорий в международном морском праве и их правовая характеристика
  • 80. Состояние войны и ее правовые последствия.
  • 82. Ограничения на методы и средства ведения военных действий.
  • 23. Краткая история создания оон

    Со вступлением США в войну с Японией и Германией в конце 1941 г. в Вашингтоне была созвана расширен-ная конференция, в которой участвовали представители всех союзных государств. В ходе выработки совместной де-кларации родилось название военного союза - Объединенные нации (название предложено Ф. Рузвельтом).

    Четкая идея о необходимости создания всемирной организации по вопросам поддержания и упрочения мира была впервые закреплена в Декларации правительств СССР и Польши, подписанной 4 декабря 1941 г. При созда - нии такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех союзных государств.

    Решение о создании всемирной международной организации по поддержанию международного права и без-опасности было закреплено в Московской декларации, подписанной правительствами СССР, США, Великобрита-нии и Китая 30 октября 1943 г.

    Решения Московской конференции получили всеобщее подтверждение на Тегеранской конференции, где 1 декабря 1943 г. была подписана Декларация., в которой главы СССР, США и Великобритании заявили о следую-щем: «Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения».

      течение первого полугодия 1944 г. происходили переговоры между участниками Московской конференции 1943 г. о правовом статусе (в широком смысле) новой международной организации по вопросам мира и безопасно-сти.

    На Крымской (Ялтинской) конференции вопрос о создании совместно с другими миролюбивыми государ-ствами универсальной международной организации для поддержания мира и безопасности занимал одно из важ-нейших мест.

    25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско была созвана Конференция Объединенных Наций для подготовки устава такой организации в соответствии с положениями, выработанными в ходе предварительных переговоров. Было условле-но, что в основу деятельности ООН должен быть положен принцип единогласия постоянных членов Сове-та Безопасности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира. Участники Конференции договори-лись о том, что Великобритания и США поддержат советское предложение о допуске к первоначальному членству в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР.

    Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г. после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днем Организации Объединенных Наций (Резолю-ция 168 (I I) от 31 декабря 1947 г.).

      преамбуле Устава указано, что члены ООН преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой лично-сти, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свобо-де. В связи с этим члены ООН берут на себя обязательства проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с дру-гом, как добрые соседи, объединить свои усилия для поддержания международного мира и безопасности, использо-вать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

    Цели ООН в свою очередь следует рассматривать как важнейшие принципы ее деятельности:

      поддерживать международный мир и безопасность, с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру;

      улаживать или разрешать в соответствии с принципами справедливости и международного права междуна-родные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира;

      развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоо-пределения народов;

      осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и пр.;

      быть центром для согласования наций в достижении этих общей целей.

    Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

    Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

    В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

    • поддержание международного мира и безопасности;
    • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
    • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
    • согласование действий наций в достижении общих целей.

    Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

    Система ООН имеет сложную организационную структуру:

    1. Главные органы ООН (собственно ООН).
    2. Программы и органы ООН.
    3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
    4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
    5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

    Органы ОНН

    Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

    Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

    Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

    Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

    Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

    Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

    • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
    • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
    • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
    • ряд экспертных органов;
    • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

    Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

    Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

    Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

    Бюджет ООН

    Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

    Программы ООН

    Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

    ЮНКТАД

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

    Организационная структура ЮНКТАД

    Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

    Совет по торговле и развитию исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

    Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

    Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

    Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

    С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

    Самостоятельные учреждения ООН

    К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

    Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

    Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

    Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

    — важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

    Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

    Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

    Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

    Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

    Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

    Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

    Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.

    Организация Объединенных Наций (ООН ) – это межнациональная организация, которая была образована с целью поддержки сотрудничества и сохранения мира между государствами.

    Также является уникальным собранием, обладающим особыми правами в сфере решения вопросов международной безопасности, важная составляющая нынешней дипломатии.

    ООН представляет собой глобальный совет, форум на котором обсуждаются и находят свое решение различные проблемы народов мира.

    Учредителями данной организации, ее строя, положений о деятельности, стали участники антигитлеровской коалиции. 1 января 1942 года была подписана и начала свое существование Декларация Объединенных Наций, в которой первый раз применили понятие «Объединенные Нации».

    В 1945 году состоялась Сан-Францисская конференция, в ходе которой 26 июня был принят и подписан устав ООН.

    В подписании этого документа участвовало 50 государств. Позже в число первоначальных участников ООН вступила Польша, подписав устав в октябре 1945 года. В законную силу устав организации вступил 24 октября 1945 года. С тех пор это дата считается официальным днем этой всемирно известной организации.

    Структура ООН

    Структура ООН устроена таким образом, что все органы, состоящие в ней, имеют свой профиль, свой круг решаемых ими вопросов и свою компетенцию, но оказывают тесное взаимодействие друг с другом.

    Структура представлена такими органами как: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Совет по опеке, Экономический и социальный совет, Международный суд ООН, Секретариат.

    ООН были созданы также отдельные организации для разрешения профильных задач, например, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВТО, ВОЗ и другие. Их можно назвать второстепенными, вспомогательными органами.

    Совет Безопасности является органом, который призван следить за сохранностью мирного положения между участниками организации. В Уставе сказано, что в Совет Безопасности вступают пять несменяемых членов и десять непостоянных.

    Постоянные члены, в отличие от непостоянных, обладают правом наложения Вето.

    Процедура избрания временных членов Совета Безопасности оговаривается Уставом ООН. Решения, принятые Советом безопасности обязательны для исполнения всеми участниками организации.

    Секретариат обеспечивает рабочие процессы органов ООН. На него так же возлагается обязанность по реализации программ, принятых организацией. Штат его достаточно велик – около 44 тысяч работников. По всему миру существуют учреждения, в которых работают представители Секретариата.

    Крупнейшие филиалы Секретариата ООН находятся в городах Нью-Йорк, Женева, Вена и Найроби. Этот орган осуществляет такие важные функции как распространение, опубликование, издание и хранение материалов ООН.

    Генеральный секретарь стоит во главе Секретариата, являясь главным представителем и лицом организации, а так же неизменным символом ООН. Обязанности Генерального Секретаря формируются главными органами ООН. Назначение на эту должность осуществляется Ассамблеей, но только по рекомендации Совета Безопасности. Так называемое «Джентльменское соглашение», действующее на данный момент, гласит о том, что представитель государства, являющегося неизменным участником Совета Безопасности, не может быть Генеральным Секретарем.

    За все время существования ООН, на посту Генерального Секретаря побывало 8 человек. В настоящем эту должность занимает Пан Ги Мун (Республика Корея).

    Международный Суд представляет собой высший судебный орган ООН. Деятельность Суда направлена на завершение споров и конфликтных ситуаций меж государствами. Соответственно истцами и ответчиками в нем могут выступать лишь государства, а не отдельные лица. В состав Суда входят 15 независимых судей, обладающих дипломатическими льготами и иммунитетами.

    Экономический и Социальный совет состоит из пяти комиссий в регионах. Целью их деятельности является поддержка экономических и социальных взаимосвязей между государствами.

    Совет по опеке является органом ООН, на который была возложена миссия по наблюдению за подопечными территориями с целью их развития и установления независимости. Совет приостановил свою деятельность в ноябре 1994 года с достижением независимости последней подопечной территории Палау. Однако существует договоренность о возобновлении работы данного органа в случае необходимости. Для этого достаточно будет решения самого Совета либо его председателя. Просьба участников иных органов организации также может стать причиной возобновления деятельности Совета по опеке.

    Почтовая администрация ООН занимается выпуском почтовых марок. На марках обозначается номинал в долларах, франках и евро. Каждый из них соответствует валюте государства, в котором расположен офис организации.

    Специализированные учреждения

    Роль специализированных учреждений заключается во вспомогательной миссии для организации. Каждый из главных органов может создавать дополнительные органы себе в помощь. Наиболее известными созданными ООН организациями являются ВОЗ, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, Всемирный банк и другие.

    Члены ООН

    Членами ООН являются государства, выступающие участниками международного права. Как утверждено в Уставе, в ООН могут вступать любые государства, проводящие миролюбивую политику, а также которые согласны с правилами ООН и имеющие готовность их выполнять. Вначале к членам ООН относилось 50 государств, на данный момент насчитывается 193 государства-члена.

    Процедура принятия государства в состав ООН заключается в нескольких этапах. Совет Безопасности рассматривает возможность вступления в ООН. Государству, желающему стать членом необходима поддержка минимум 9 государств из 15, входящих в Совет Безопасности. Затем Совет Безопасности подает рекомендацию в Генеральную Ассамблею, где и принимается резолюция о вступлении. Для принятия данной резолюции потребно большинство голосов, составляющее две трети.

    Наряду с понятием «член ООН» существует понятие «наблюдатель ООН».

    Такой статус государство может обрести посредством голосования Генеральной Ассамблеи, где положительное решение принимается обычным большинством голосов. В отличие от процедуры принятия в члены ООН, где членом может стать только международно-признанное государство, то наблюдателем ООН могут становиться и отчасти признанные государства.

    Официальные языки

    Для осуществления полноценной работы органами ООН установлен исчерпывающий список официальных языков. Это английский, испанский, русский, французский, китайский и арабский языки. Вся документация ООН ведется с использованием официальных языков. Допускаются случаи выступлений делегаций на других языках, однако в этом случае должен быть предоставлен перевод доклада на один из официальных языков.

    Устав ООН

    Устав Организации Объединенных Наций – это основополагающий документ, на котором базируется вся деятельность организации. Устав является уникальным международным договором, в котором были зафиксированы основы сотрудничества и взаимоотношений между государствами. Такие как принцип равенства членов ООН; принцип невмешательства ООН в дела других государств; принцип решения конфликтов исключительно мирными путями и другие.

    Основные декларации и конвенции

    Помимо Устава ООН, существуют различные декларации и конвенции, принятые организацией. Они отличаются от Устава тем, что не носят бесспорного характера к ратифицированию их государствами-членами ООН. Одними из известнейших деклараций и конвенций ООН являются: Всеобщая декларация прав человека (1948г.); Конвенция о правах ребенка (1989г.); Киотский протокол (1997г.); Декларация тысячелетия (2000г.) и другие.

    Общественное признание и награды

    О работе ООН известно по всему миру. Однако деятельность этой организации не ограничивается только поддержанием мира между государствами и решением вопросов о предоставлении гуманитарной помощи. Деятельность ООН более разносторонняя, чем может казаться на первый взгляд. Проводиться масштабная работа в сферах поощрения и распространения демократии, борьбы с терроризмом, охраны окружающей среды и многих других сферах.

    Все это оказывает глобальное влияние на обстановку в мире, тем самым улучшая качество жизни людей, живущих по всему миру.

    На многочисленных форумах и конференциях обсуждаются и принимаются важные решения по вопросам экономики, экологии, науки и образования, семьи, здравоохранения и медицины, безопасности, статистики, коммуникации. Работа ООН оказывает благотворное влияние на социальное развитие многих стран, помощь и защита предоставляется государствам, нуждающимся в них.

    ООН – это огромнейший аппарат, трудящийся на благо социума, следящий за надлежащим исполнением прав человека, борющийся за сокращение нищеты, болезней и финансового неблагополучия во всем мире.

    Забота о настоящем и будущем человечества – вот одно из главенствующих намерений Организации Объединенных Наций.

    В 2001 году ООН и Генеральный Секретарь (в то время Кофи Аннан) были удостоены Нобелевской премии. В 1988 году аналогичную премию получили миротворческие силы ООН.

    Общественное признание организации оказывает положительное влияние на ее деятельность. Многие знаменитости выражали поддержку и оказывали посильную помощь в делах организации. Среди них такие известные имена как Мать Тереза, принцесса Диана, Анджелина Джоли, Шакира и другие.