Современные грабители банков. Самые необычные и дерзкие ограбления банков

Эффект

Это упражнение помогает поднять вверх опустившиеся из-за ослабления мышц уголки рта, придающие лицу хмурое и недовольное выражение.

Описание

Откройте рот, растянув губы так, словно вы собираетесь произнести букву «э». Прижмите подушечками указательных пальцев уголки глаз, а подушечками больших пальцев – кожу около уголков рта.
Медленно вдохните и выдохните, «промывая» энергией область рта.
Поднимите вверх уголки рта и задержите их в этом положении на 5-6 секунд.

Уберите руки, полностью расслабьте лицевые мышцы и выполните 3 расслабляющих проглаживания лица

Повторите цикл напряжение-расслабление - 3 расслабляющих проглаживания столько раз, сколько это необходимо.

Примечание

Данный комплекс упражнений для укрепления круговой мышцы рта особенно рекомендуется для офисных работников.
Во всех упражнениях исходное положение - сидя, упор спиной в спинку стула, руки расслабленно лежат на коленях.
Упражнение 1. Расширив ноздри, глубоко вдохните через нос, надуйте щеки и с силой толчками выдыхайте воздух через сомкнутые губы. Повторяйте это упражнение 3-4 раза.
Упражнение 2. Произносите звуки «а», «и», «у», «о», «ы», повторяя их 5-6 раз.
Упражнение 3. Сделайте вдох через нос, пытаясь вытянуть губы вперед трубочкой. Тремя пальцами удерживайте уголки рта. Спокойный выдох через рот. Выполните упражнение 4 раза. Движение должно быть энергичным.
Упражнение 4. Медленно открывайте и закрывайте рот, задерживаясь в положении с открытым ртом.
Упражнение 5. Приоткройте рот наполовину, втяните губы внутрь. Напрягитесь и задержите положение на несколько секунд, затем расслабьтесь и повторите все это 5 раз.
Упражнение 6. Поднимайте каждый угол рта отдельно, затем вместе.
Упражнение 7. Сжав губы, заверните их внутрь, пока они не исчезнут.
Упражнение 8. Поочередно опускайте углы губ, удерживая это положение несколько секунд.
Упражнение 9. Указательные пальцы поместите на углы рта и попытайтесь улыбнуться. Пальцами создавайте напряжение. Затем расслабьтесь. Повторите 20 раз.
Упражнение 10. Опускайте оба угла губ вместе, удерживая это положение несколько секунд.
Упражнение 11. Поднимайте правую сторону губ вверх, затем опускайте вниз; то же - левой стороной.
Упражнение 12. Двигайте обеими сторонами губ вверх и вниз.
Упражнение 13. Поместите пальцы рук над губами и начинайте постепенно их сводить вместе.

Пространство между ними должно потеплеть и стать мягче. Медленно расслабьте мышцы рта.

Эффект: укрепление всех мышц вокруг рта, расправление вертикальных складок у рта, разглаживание морщин на верхней губе.

Содержание:

Что и для чего нужны упражнения на артикуляцию?

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого «болтливого» органа существует артикуляционная гимнастика.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика в картинках поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей

  1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

  2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз.

  3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.

  4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

  5. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть не напрягаемыми.

  6. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.

  7. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

  8. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным

  9. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление. Для это лучше проводить ее эмоционально, в игровой форме.

  10. Упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  11. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

  12. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Как организовать ее проведение?

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Приступаем к занятиям!

Упражнения для губ

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны (можно без помощи рук =))

2. Хоботок (Трубочка)


Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.

3. Улыбка (Заборчик)

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

4. Бублик (Рупор)


Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок
Чередование положений губ.

6. Кролик
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

8. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

9. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

10. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

11. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

12. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

13. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

14. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Для щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка

Статические:

1. Птенчики
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало)

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится)

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические:

1. Часики (Маятник)

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку)

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы
На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. Силач
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

10. Дразнилки
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

14. Произнесите пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:
Мал, да удал.
Два сапога — пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать:
— стону,
— мычанию,
— свисту.

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления.

Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «P»

1. Чьи зубы чище?

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!

2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

4. Вкусное варенье

Внимание!

5. Индюк
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

6. Барабанщики
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Выработка правильного произношения звука «Л»

Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Внимание!

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).

Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).

Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «л» с гласными «а»,»ы», «о», «у».

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. Лошадка едет тихо

Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука « «.

Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

8. Дует ветерок
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.

Внимание!
Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения
шипящих звуков («Ш», «Ж», «Щ», «Ч»)

1. Наказать непослушный язычок
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Сделать язык широким
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. Приклей конфетку
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

4. Грибок
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

6. Вкусное варенье
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7. Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание!
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. Фокус
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям мы предлагаем нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык — «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»

1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

2. «Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. «Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 — 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого — в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим — расслабление чередуются 10 — 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком») не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки» («блинчика»).



Упражнения,направленные на укрепление мышц рта

Исходное положение во всех предложенных упражнениях одинаковое.Сидим по-турецки на кровати: прямая спина,опущенные плечи.

Упражнение 1. Начинайтевытягивать губы в трубочку, надуйте щеки и двигайте воздух внутри нихпоочередно, то к одной, то к другой щеке. При этом начинайте произноситьгласные звуки «о», «у», «а». Повторяйте упражнение не менее трех-четырех раз.

Упражнение 2 . Вдохнитевоздух через носовую полость. Теперь сделайте выдох через рот. Губы в это время должны быть полностьюрасслаблены. Сделайте повторение, но только вытянув губы как во времяпоцелуя – трубочкой. Повторяйте упражнение столько же раз, как в предыдущемварианте.

Упражнение 3. Сожмите зубы и вдохните сквозь них воздух. Задержите дыхание. Выдохните воздух сначала через один уголокрта, а потом через другой. Повторите три–четыре раза.

Упражнение 4. Прижмитегубы друг к другу, не поджимая их сильно. Напрягите уголки рта, словнозасасываете 2 куска лимона по направлению к задним зубам. Зубы сжимать ненужно. Теперь попробуйте поднять уголки рта, слегка улыбаясь. Затем немногоопустите их вниз. Совершайте круговые крохотные, пульсирующие движения своимипальцами в уголках рта вверх-вниз, пока не сосчитаете до тридцати. Отдохните ирасслабьтесь.

Упражнение 5. Прижмитегубы друг к другу, не стискивая зубов. Начните постукивать указательным пальцемпо центру губ. Не спеша убирайте палец от губ, пока не начнете чувствоватьжжение. После чего начните делать пальцем быстрые пульсирующие движения, пока несосчитает до тридцати. Расслабьтесь.

Какого эффекта можно добиться: происходит исчезновение«печального лица» – вечно опущенных губ. Морщинки вокруг губ исчезают, а самигубы становятся полнее.

Комплекс упражнений длярта и щек - "между делом"

Представленный комплекс упражнений, направлен на улучшениекруговой ротовой мышцы. Особенноактуально для рабочих офисов.

Исходное положение для всех упражнений – садимся к спинкестула спиной, руки опускаем на колени в расслабленном состоянии.

Упражнение 1. Глубоковдохните через носовую полость. Ноздри при этом расширены. Начните надувать максимальнощеки, и начинайте толчками, выталкивать воздух наружу, сквозь сжатые губы.Повторите три-четыре раза.

Упражнение 2. Начнитепроизносить гласные «и», «а», «о», «у», «ы», повторяя каждый из них попять-шесть раз.

Упражнение 3. Вдохнитевоздух через нос, при этом пытаясь вытягивать губы трубочкой. Держите уголкирта 3-мя пальцами. Спокойно выпустите воздух через рот. Старайтесь делатьупражнение максимально энергично. Повторите четыре раза.

Упражнение 4. Не спешаоткрывайте и закрывайте рот. Оставляйте рот открытым и держите так некотороевремя.

Упражнение 5. Наполовинуоткройте рот, втяните вовнутрь губы.Напрягите мышцы и держите так некоторое время. Повторите упражнение неменее пяти раз.

Упражнение 6. Попеременноподнимайте уголки рта, затем поднимайте оба уголка одновременно.

Упражнение 7. Сожмитегубы, заверните их вовнутрь до упора, чтобы они исчезли.

Упражнение 8. Попеременноопускайте уголки губ. Задерживайтесь в таком положении некоторое время.

Упражнение 9. Поднеситеуказательные пальцы ко рту и прижмите их к уголкам. Сделайте попыткуулыбнуться. Давите на губы. Теперь расслабляйтесь. Повторите двадцать раз.

Упражнение 10. Опускайтеуголки губ одновременно. Зафиксируйте такое положение на десять секунд.

Эффект: вы сможете укрепить все мышцы вокруг рта, расправитевертикальные складки, избавитесь от морщин на верхней губе.

Комплекс упражненийдля щек - "утренний"

Данный комплекс необходимо выполнять непосредственно послесна.

Сядьте на кровать по-турецки. Опустите плечи, расправьте спину.

Упражнение 1. Наберитемного воздуха через носовую полость. Крылья носа должны напрячься. Медленно, через одинаковый промежуток времени,выпустите через рот весь воздух два-трираза, с интервалом три-четыре секунды.

Упражнение 2. Вдохнитеглубоко через нос. Остановите дыхание - внутренние лицевые мышцы должнынапрячься, к лицу начнет приливать кровь. Не вдыхая воздух при сжатых губах, начнитенадувать щеки. Через две-три секунды толчками, с силой вытолкните воздух.Повторите два-три раза.

Упражнение 3. Вдохнитеглубоко через нос, втягивая при этом щеки. После кратковременной задержкидыхания примерно на секунду, выдохните медленно, равномерно через рот, при сомкнутыхгубах. Щеки при этом надуты. Повторите два раза.

Упражнение 4. Вдохнитевоздух и «покатайте шарик» в разные стороны.

Упражнение 5. Указательныепальцы прижмите кверху щек. Откройте рот не спеша, чтобы губы растянулись вовал. Улыбнитесь и почувствуйте, как ваши мышцы напрягаются под пальцами.Упражнение повторите десять раз.

Упражнение 6. Надуйтещеки и сожмите плотно губы. Нажмите пальцами на щеки, держа разомкнутыми губы.Воздух не выпускайте. Ведите счет до десяти, потом отдохните. Сделайте десятьповторов. Постепенно увеличивайте счет, пока не дойдете до тридцати.

Упражнение 7. Правойрукой возьмите левую щеку так, чтобы большой палец попал в рот, на внутреннюю частьщеки. Остальные пальцы должны плотно прилегать к коже с внутренней стороны.Попробуйте улыбнуться, вдыхая через нос. При этом мышцы щеки сожмутся, а пальцыначнут им противодействовать. На время отдыха надо разжать пальцы. Повторите подва раза, для обеих щек.

Упражнение 8. Надуйтеправую щеку и выдохните воздух через уголок рта. Теперь все то же самоеповторите с другой щекой. Повторите три-четыре раза.

Упражнение 9. Правой рукой зафиксируйте левую часть шеи. Поместите три пальца другой руки на левый уголок рта. Сокращенныемышцы оттягивают левый уголок рта вниз. Рука держит его на месте. При выдохемышцы расслабляются.

Упражнение 10. Представьте2 точки: одну над верхней губой, ровно посередине, другую – над нижней губой.Откройте рот, растягивая точки таким образом, чтобы появился правильный овал.Верхнюю губу необходимо прижать к зубам. Пальцы поместите на верхнюю часть щек,не надавливая на них. Удерживая губы в таком положении, попробуйте улыбнуться уголкамирта. Опустите уголки. Немедленно повторите.

Эффект: Заметно укрепятся мышцы шеи и щек, подниметсяобвисшая кожа щек, исчезнет эффект «запавших» глаз, улучшится форма лица.

Большинство людей страдают неправильным в той или иной степени прикусом. У кого-то аномалии прикуса почти незаметны и никак не мешают, другим же напротив они доставляют не только эстетические, но и физиологические неудобства. Исправление дефектов прикуса – непростая задача, которая обычно требует серьезного комплексного лечения под контролем опытного врача. Однако пациент может помочь себе сам, регулярно выполняя ортодонтическую миогимнастику.

Миогимнастика – это вспомогательный метод, используемый в ортодонтии наряду с ношением брекетов и кап, хирургическим вмешательством и лазерной терапией. Методика получила очень широкое распространение из-за своей эффективности как в детской, так и во взрослой стоматологии. Она представляет собой комплекс ЛФК, специально разработанный для коррекции зубочелюстных нарушений при помощи тренировки мышечного аппарата, который окружает зубные ряды.

Перед началом гимнастики необходимо тщательное обследование и определение состояния зубов и челюстей больного. Чаще всего для этого используется специальная проба Рубинова. Она заключается в том, что пациенту дают прожевать ядрышко ореха весом 800 мг. Акт жевания продолжается до тех пор, пока не появляется глотательный рефлекс. При его возникновении больного просят выплюнуть пережеванную массу в специальную посуду, после чего ее высушивают и взвешивают. Чем хуже функциональное состояние челюсти и зубов, тем крупнее пережеванные частицы и дольше длится акт жевания.

Миогимнастика может назначаться:

  1. До начала непосредственного лечения.
  2. Одновременно с другими методами лечения.
  3. Как самостоятельный метод в нетяжелых случаях.
  4. После основного курса терапии для профилактики рецидивов и для закрепления полученных результатов.

Важно! Не стоит пытаться исправить прикус путем выполнения упражнений без предварительной консультации специалиста. Это может не только не принести желаемого результата, но и ухудшить ситуацию, так как при различных дефектах показаны упражнения на разные группы мышц. Только доктор может определить, какая группа мышц нуждается в тренировке.

Эффективность

Миогимнастика при соблюдении всех техник и правил считается эффективным методом коррекции прикуса и признана мировым стоматологическим сообществом. Эффективность такого вида ЛФК зависит от нескольких факторов:

  1. Выраженности нарушения прикуса.
  2. Возраста больного.
  3. Регулярности и приверженности.

Миогимнастика дает максимальный результат пациентам в детском возрасте, у которых молочные зубы еще не сменились коренными. Именно в этом возрасте челюстные мышцы наиболее пластичны, а хрящи и костная ткань еще мягкие.

Как самостоятельная терапия ЛФК оказывает достаточное действие в случае нарушений прикуса верхней челюсти и искривления передних зубов.

Правила

  1. При выполнении лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за мышечным напряжением. Важно подобрать оптимальную нагрузку и не допускать возникновения болевых ощущений, так как перетренировка может навредить и даже усилить дефекты прикуса.
  2. Нагрузка должна увеличиваться постепенно. Не стоит пытаться выполнять все упражнения с максимальным усилием. Количество повторений должно расти от тренировки к тренировке. Это также позволит избежать перенапряжения и сделает выполнение миогимнастики более комфортным.
  3. Тем не менее, сокращения должны все-таки производится с некоторым усилием до появления легкого чувства усталости. Также пациент должен стремиться к постоянному увеличению амплитуды.
  4. Перед каждым подходом необходимо делать небольшие перерывы, чтобы дать напряженным мышцам немного расслабиться и восстановиться.

Иногда при достаточно выраженных челюстных изменениях при выполнении гимнастики задействуются специальные аппараты и приспособления, которые выдает доктор. Они способствуют более быстрому достижению результата.

Показания к выполнению

Кроме лечения дефектов прикуса, существуют и другие показания, при которых рекомендуется ортодонтическая гимнастика:

  1. Гипотония мышц рта и языка.
  2. Смещение зубных коронок.
  3. Неправильная работа ВНЧС.
  4. Гипотония лицевых мышц.

Противопоказания

Важно! В некоторых случаях миогимнастика не рекомендована или даже противопоказана:

  1. Нарушения прикуса в продвинутой стадии (3 и выше).
  2. Атрофия лицевых или челюстных мышц, вызванная какими-либо патологиями.
  3. Гипотрофия челюсти в результате некоторых соматических патологий (например, рахита, вызванного дефицитом витамина Д).
  4. Неподвижность челюстных суставов.

Достоинства и недостатки методики

Как и любой другой метод, миогимнастика имеет свои плюсы и минусы. Самым главным плюсом считается нетравматичность и возможность лечения без применения дополнительных приспособлений. Такой вид терапии не вызывает у больных какого-либо значимого психологического дискомфорта.

К сожалению, существуют и минусы:

  1. Для достижения заметного результата гимнастику необходимо выполнять в течение нескольких недель иди даже месяцев.
  2. При нерегулярности тренировок быстро происходит откат, то есть все достигнутые результаты теряются.
  3. Метод не даст видимого результата при выраженных и давних изменениях.

Комплексы упражнений

Существует огромное количество упражнений для разных видов дефектов, и мы попробуем рассмотреть основные из них. При каждом виде нарушения назначается разработанный специально для этой аномалии комплекс.

При мезиальном прикусе

  1. Языком нажимают на основания резцов.
  2. Отклонив голову кзади, челюсть то сжимают, то разжимают; языком стараются достать до небного язычка.
  3. Нижней губой задевают поверхность под передними резцами.

При глубоком прикусе

  1. Пациент находится в стоячем положении. Руки поднимают вверх и стараются отклонить их назад как можно сильнее. Голова также поднимается вверх. Челюсть выдвигается вперед, а затем возвращается в обычное положение. Количество подходов должно быть не менее 10.
  2. Через 30 дней после начала выполнения этого упражнения его немного изменяют. Нижняя челюсть выдвигается таким образом, что нижние резцы находятся выше верхних резцов.
  3. Пациент смыкает и размыкает челюсть в течение 2-3 минут.

При открытом прикусе

  1. Зубы сжимают и разжимают в течение 2-3 минут до появления усталости.
  2. Челюсть сжимается и разжимается аналогично предыдущему упражнению, но пальцы кладутся на нижние резцы и надавливанием мешают движениям.
  3. Пациент с усилием прикусывает палочку, покрытую защитной резинкой, не менее 10 раз подряд.

При косом прикусе

При гипотонусе круговой мышцы

Все упражнения выполняются ежедневно по 3-5 раз в сутки. Желательное количество подходов – 15-20.

  1. Губы делают трубочкой, как для воздушного поцелуя, и удерживают в таком положении в течение какого-то времени, а затем растягивают в улыбке.
  2. Губы сжимают и максимально надувают щеки, наполнив их воздухом через нос. Затем воздух сдувают путем надавливания на щеки, не разжимая губы.
  3. По очереди надувают пространство под нижней и верхней губой.
  4. Дуют перо или какой-либо другой предмет, как будто задувая свечу.
  5. Пальцами производят растяжение рта в сторону, при этом пытаясь максимально сжать губы.
  6. Тампоны из ваты небольшого размера вкладывают под нижнюю и верхнюю губу в районе уздечки и пытаются произносить слова.

Для мышц языка

При неполном смыкании губ

  1. Губы сжимают и совершают вращательные движения языком под обеими губами.
  2. Языком водят по небу, пытаясь задеть каждый участок, как малярной кистью.
  3. Язык кладут на нижнюю губу и быстро смыкают челюсти так, чтобы верхняя губа как бы хлопнула по верхней.

При слабости средних мышц языка

  1. Языком цокают не меньше 50 раз несколько раз в день.
  2. Два специальных силиконовых кольца надевают кончик языка и его среднюю часть, а затем прижимают язык к небу настолько близко, насколько это возможно. Манипуляция выполняется не менее 3 раз в сутки.

При слабости задних мышц языка

  1. Как можно чаще выполняют обыкновенное полоскание горла (не менее 5 раз в сутки).
  2. Зевают 5-6 раз подряд.

После подрезания подъязычной связки

Длина и сила подъязычной связки, которую еще называют уздечкой языка, также влияет на прикус, а точнее, на положение нижней челюсти, поэтому после оперативного вмешательства рекомендуется выполнение гимнастики. Эта группа упражнений должна выполняться не менее 1 месяца после процедуры 2-3 раза в сутки. Пациент должен делать не менее 10 подходов на каждое упражнение.

  1. Языком поочередно давят на каждую из щек.
  2. Языком поочередно пытаются достать до края подбородка и носа.
  3. Языком прикасаются к каждому зубу нижнего и верхнего зубных рядов.

При инфантильном глотании

Такой вид глотания, при котором язык касается губ, является нормальным для детей в возрасте до 18-24 месяцев, но в некоторых случаях привычка сохраняется и в более позднем возрасте и становится патологией. Упражнения на переднеязычные мышцы, выполняемые хотя бы в течение 14 дней 2-3 раза в сутки, помогут исправить положение. Желательно выполнять не менее 10 подходов за 1 раз.

  1. Язык достают изо рта и надевают на него специальное силиконовое колечко, которое выдает врач, а затем, держа язык в таком же положении, совершают акт глотания.
  2. С закрытым ртом языком давят на выпуклость под зубами на верхней челюсти в течение нескольких минут до появления усталости.

Видео — Миогимнастика

Видео — Миогимнастика для губ и щек

Миогимнастика, применяемая ортодонтами, является эффективным и безопасным методом лечения аномалий прикуса с минимальным количеством противопоказаний. Она может применяться как детьми, так и взрослыми, но упражнения должны подбираться строго индивидуально лечащим врачом.

«Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас».
Коко Шанель

Кожа вокруг рта в наибольшей степени подвержена раннему старению. Вертикальные морщины над губами, которые часто называют «штрих-код», и морщины вокруг рта, известные также как линии улыбки, указывают на то, что кожа начинает терять свою эластичность. Она становится тоньше и суше. Это связано с малым количеством сальных желез в этой области лица.

Разговаривать, улыбаться и проявлять свои эмоции губами позволяет круговая мышца рта, расположенная вокруг губ. На этом участке лица мало подкожной жировой клетчатки, кроме того, в отличие от мышц на руках и ногах, которые крепятся к костям скелета, круговая мышца рта прикрепляется прямо к коже, а так как этой мышцей мы пользуемся миллион раз в день, ее активное действие также способствует возникновению морщин. Чем подвижнее лицо, тем скорее появляются на нем морщины. У людей спокойных морщин всегда меньше, чем у нервных, вспыльчивых. Доказано, что хмурое выражение лица сильнее сказывается на образовании морщин, нежели улыбка.

Появление морщин обусловлено не только естественным процессом старения, но и некоторыми факторами, усугубляющими этот процесс:

— Наиболее сильным является воздействие ультрафиолетовых лучей, которые способны проникать в глубокие слои кожи и вызывать ее раннее старение. Ультрафиолетовое излучение разрушает волокна коллагена и эластина в коже, а без них кожа начинает провисать, в результате чего происходит преждевременное образование морщин.

— Образование морщин вокруг рта является закономерным явлением у курильщиков.

— Другими причинами быстрого старения являются стресс, прием антидепрессантов и частое употребление жевательной резинки.

— Кожа становится морщинистой при злоупотреблении косметическими средствами. Неправильное пользование косметикой приводит к преждевременному увяданию кожи. Не стоит забывать о том, что мыло, жесткая вода и частое нанесение пудры сушат кожу.

— При соблюдении диет для похудения вначале худеет лицо, по этой причине кожа становится морщинистой.

— Старение кожи ускоряют также недостаток жидкости и неправильное питание (избыток насыщенных жиров и простых углеводов в рационе питания, увлечение фаст-фудом и такими продуктами, как сухарики, чипсы и т.п.)

Гимнастика от морщин вокруг рта

Гимнастика от морщин, как и любая другая гимнастика, должна быть регулярной и систематической, только тогда она принесет желаемый результат. Делать эти упражнения нужно каждый день утром или вечером. Выполнение упражнений занимает, как правило, от 5 до 15 минут в день. Упражнения помогают улучшить кровоснабжение и питание кожи, повысить ее упругость и эластичность. Благодаря им повышается тонус мышц, уменьшаются носогубные складки, исчезает возрастная «печальная маска» — опущение губ. Однако на мгновенный эффект рассчитывать не стоит: чтобы заметить ощутимые результаты, потребуется не меньше 2-3 недель ежедневных усилий.

Упражнения лучше выполнять в полном одиночестве перед зеркалом.

1.Сильно надуйте щеки и перемещайте воздух по кругу - от левой щеки над верхней губой к правой щеке и из-под нижней губы справа к левой щеке. Затем слегка откиньте голову назад и осторожно выдувайте воздух, словно пушинку сдуваете. Повторите 10 раз.

2. Слегка вытяните губы, плотно прижимая уголки рта к зубам. Считая до 12, медленно стягивайте губы к центру. Затем сдвиньте сжатые губы по 3 раза влево и вправо. Расслабьтесь и проведите ладонями по лицу снизу вверх, чтобы снять напряжение.

3. Проводите языком за сомкнутыми губами по кругу, будто облизываетесь. Кончик языка должен прогладить изнутри одну щеку, затем нижнюю губу, другую щеку и верхнюю губу. Повторите по 8 раз в каждую сторону.

4. Медленно, напрягая губы, произносите один за другим звуки «а-а-а-», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у». Повторите упражнение 10 раз.

5. Выдвиньте вперёд нижнюю челюсть и плотно сожмите губы так, чтобы напряглись мышцы до ушей. Расслабьте губы, возвратите нижнюю челюсть на место. Повторите упражнение 5-10 раз.

6. Вдохните через нос, при этом сильно втяните щеки, затем выдохните через рот. Повторите упражнение 10 раз.

7. Поднимите верхнюю губу так, чтобы обнажились верхние зубы. Упражнение нужно повторить не менее 10 раз.

8. Оттяните нижнюю губу так, чтобы обнажились нижние зубы Упражнение нужно повторить не менее 10 раз.

9. Плотно сомкните губы. Приложите указательные пальцы к уголкам рта. Не расслабляя губы, пальцами подвигайте вверх-вниз уголки рта, медленно считая до 30. На счет 30 расслабьте губы.

10. Сжав губы сердечком, вращайте ими по часовой стрелке и обратно. Повторите 5 раз.

11. Сделайте глубокий вдох через сжатые зубы, а выдох последовательно через левый, а потом правый угол рта. Повторите 5-10 раз.

12. Втяните губы внутрь рта, придавливая их при этом зубами. Сохраняйте это положение в течение нескольких секунд. Повторите 5-10 раз.

Массаж от морщин вокруг рта

После выполнения дыхательных упражнений протрите кожу травяным тоником и нанесите на нее увлажняющий крем. Затем мягкой зубной щеткой помассируйте круговыми движениями область вокруг рта. Делать массаж нужно всегда от уголков рта к центру губ.

Увлажнение и питание кожи вокруг рта

Замедлить процесс появления морщин вокруг рта помогут простые домашние средства, из которых можно не чаще 1-2 раз в неделю делать увлажняющие и питательные маски:

1. Смешайте 2 ч. ложки натурального йогурта и по 0,5 ч. ложке лимонного сока и меда. Нанесите смесь на проблемную область лица, через 15 мин. смойте маску теплой водой и промокните лицо полотенцем.

2. Прекрасным увлажняющим действием обладает яичный желток, маски на его основе в первую очередь рекомендуются для сухой кожи лица. Самый легкий и доступный рецепт маски из желтка: отделите сырой яичный желток от белка, хорошенько смажьте им лицо и через 15-20 минут умойтесь теплой водой.

3. Тщательно разотрите 1 желток куриного или 2 желтка перепелиных яиц, добавьте по 0,5 ч. меда и оливкового масла. Вместо оливкового можно использовать миндальное, персиковое, абрикосовое или льняное масло. Еще раз все размешайте, наложите массу на область вокруг рта, через 15 мин. смойте теплой водой. Эта маска обладает хорошим питательным действием.

Маски с добавлением меда противопоказаны при расширенных сосудах и многочисленных капиллярных звездочках на коже лица, при интенсивном росте волос на лице, а также при сахарном диабете, бронхиальной астме и аллергии на продукты пчеловодства.

Полезные привычки

  • По утрам, когда чистите зубы, полощите рот прохладной кипяченой водой в течение 2-3 минут. Эта про-цедура тре-нирует мышцы щек и губ, а также укрепляет зубы и улуч-шает слюноотделение.
  • После умывания вытирайте лицо полотенцем, перемещая его не от глаз к подбородку, так как это способствует появлению глубоких носогубных складок, а от подбородка к глазам.
  • Ежедневно перед сном протирайте наиболее уязвимые области лица лимонным соком или касторовым маслом.
  • Откажитесь от загара под прямыми лучами солнца и частого посещения солярия.
  • Если нет противопоказаний, ежедневно выпивайте по 1,5-2 л жидкости, преимущественно чистой воды без газа.

Как и в любом деле, результаты действий по предотвращению появления морщин вокруг рта целиком зависят от потраченных вами времени и усилий на них. Попробуйте следовать этим нехитрым рекомендациям по уходу за своим лицом, и в скором времени отражение его в зеркале наверняка будет радовать вас.