Совершенно секретных проектов ссср сторм. Атомная подземная лодка «боевой крот»

"...Конец 1950-х и начало 1960-х время значительных успехов в области научных экспериментов во всем мире и в СССР. В те годы начались смелые эксперименты советских ученых над животными. В Московском университете и Академии наук был выполнен ряд пионерских исследований. И уже в 1950 году русский ученый Владимир Демихов удивил весь мир, когда трансплантировал собачью голову на другую собаку. Двухголовая собака прожила целый месяц.
В первый период холодной войны были привлечены все силы советской науки для создания совершенного оружия. В 1958 году стартовал секретный советский проект по созданию робота-киборга. Научным консультантом был лауреат Нобелевской премии В. Мануйлов. В конструировании робота за исключением конструкторов участвовали медики и инженеры. Для экспериментов с целью подтверждения безопасности для человека предлагались мыши, крысы и собаки. Рассматривался вариант экспериментов над обезьянами, но выбор пал на собак, так как они лучше поддаются дрессировке и более спокойны чем обезьяны. Впоследствии этот проект получил имя "КОЛЛИ" и просуществовал почти 10 лет. Но указом ЦК от 4 января 1969 года деятельность проекта "Колли" была прекращена, информация стала секретной..."

"В 1991 году все данные по поекту "КОЛЛИ" были рассекречены..."


Полная версия истории

Перевооружение флота и армии заключается не только в поставке в войска современной техники. В Российской Федерации постоянно создаются новые виды вооружений. Также решается их перспективное развитие. Рассмотрим далее новейшие военные разработки России в некоторых направлениях.

Стратегические межконтинентальной ракеты

Данный вид является немаловажным вооружением. Основой ракетного войска Российской Федерации являются жидкостные тяжелые МБР «Сотка» и «Воевода». Эксплуатационный срок им продлен втрое. В настоящее время для их замены разработали тяжелый комплекс «Сармат». Он представляет собой ракету стотонного класса, которая несет в головном элементе не меньше десяти разделяющихся боевых блоков. Главные характеристики «Сармата» уже назначены. Серийный выпуск запланировано начать на легендарном «Красмаше», на реконструкцию которого из бюджета Федерации выделено 7,5 миллиардов рублей. Уже создается перспективное боевое оснащение, в том числе блоки индивидуального разведения с перспективными средствами преодоления ПРО (ОКР «Неизбежность» - «Прорыв»).

Установка «Авангард»

Командующие РВСН в 2013 году провели экспериментальный пуск данной баллистической межконтинентальной ракеты среднего класса. Это был четвертый пуск с 2011 года. Три предыдущих запуска так же прошли успешно. В этом испытании ракета полетела с макетом боевой штатной части. Он заменил ранее используемый балласт. «Авангардом» является принципиально новейшая ракета, которая не считается продолжением семейства «Тополь». Командование РВСН рассчитало немаловажный факт. Он заключается в том, что «Тополь-М» могут поразить 1 или 2 противоракеты (к примеру, американского типа SM-3), а на один «Авангард» потребуется минимум 50. То есть эффективность прорыва ПРО значительно возросла.

В установке типа «Авангард» на смену уже привычной ракете с разделяющимся головным элементом персонального наведения пришла новейшая система, у которой имеется в наличии управляемый боевой блок (УББ). Это немаловажная инновация. Блоки в РГЧ ИН расположены в 1 или 2 яруса (точно так же, как и у установки «Воевода») вокруг двигателя ступеней разведения. Командой компьютера ступень начинает разворачиваться в сторону одной из целей. Затем небольшим импульсом двигателя осуществляется отправление освобожденного от креплений боевого блока в цель. Его полет осуществляется по баллистической кривой (как кинутый камень), не маневрируя при этом по высоте и курсу. В свою очередь управляемый блок, в отличие от указанного элемента, выглядит в виде самостоятельной ракеты с личной системой наведения и управления, двигателем и рулями, напоминающими конические «юбочки» в нижней части. Это эффективное устройство. Двигатель может позволить ему маневрирование в космосе, а в атмосфере - «юбочка». За счет этого управления боеголовка пролетает 16 000 км с 250-километровой высоты. В целом дальность действия «Авангарда» может быть больше 25 000 км.

Донные ракетные комплексы

Новейшие военные разработки России присутствуют и в этой сфере. Здесь тоже имеются инновационные внедрения. Еще летом 2013 года было осуществлено проведение испытаний в Белом море такого вооружения, как новая баллистическая ракета «Скиф», которая способна в ожидающем режиме на океанском или морском дне в нужный момент выстрелить и поразить наземный и морской объект. Она применяет толщу океана как оригинальную шахтную установку. Расположение данных систем на дне водной стихии обеспечит наличие необходимой неуязвимости оружию возмездия.

Новейшие военные разработки России - мобильные ракетные комплексы

В этом направлении было вложено немало труда. Минобороны России в 2013 году начало испытание новой гиперзвуковой ракеты. Скорость ее полета составляет примерно 6 тыс. км/ч. Известно, что на сегодняшний день в России исследуется по нескольким развивающимся направлениям гиперзвуковая техника. Наряду с этим Российская Федерация также производит боевые железнодорожные и морские ракетные комплексы. Это существенно модернизирует вооружение. В данном направлении активно проводятся опытно-конструкторские новейшие военные разработки России.

Также с успехом прошли так именуемые бросковые пробные запуски ракет «Х-35УЭ». Они были выпущены из установок, размещенных в контейнере грузового типа комплекса Club-K. Ракета противокорабельная «Х-35» различается полетом к цели и малозаметностью на высоте, не превышающей 15 метров, а на завершающем участке своей траектории — 4 метра. Наличие мощной боевой части и комбинированной системы самонаведения позволяет одной единицей данного вооружения полностью уничтожить военизированный корабль водоизмещением в 5 тыс. т. В первый раз макет данного ракетного комплекса был показан в Малайзии в 2009 г., в военно-техническом салоне.

Он сразу произвел фурор, так как из себя Club-K представляет типовые грузовые двадцати и сорокафутовые контейнеры. Данная военная техника России перевозится железнодорожным транспортом, на морских судах или трейлерами. В указанном контейнере осуществляют размещение командных пунктов и пусковых установок с многоцелевыми ракетами типа Х-35УЭ 3М-54Э и 3М-14Э. Они могут поразить как сухопутные, так и надводные цели. Каждый контейнеровоз, который перевозит Club-K, в принципе, является ракетоносцем с наличием сокрушительного залпа.

Это является немаловажным вооружением. Абсолютно любой эшелон с данными установками или конвой, в состав которого входят большегрузные автомобильные контейнеровозы, является мощными ракетным подразделением, которое способно появиться в любом неожидаемом месте. С успехом проведенные испытания доказали, что Club-K не является фикцией, это действительно боевая система. Данные новые разработки военной техники -подтвержденный факт. Так же готовятся подобные испытания с ракетами 3М-14Э и 3М-54Э. Между прочим, ракета 3М-54Э может полностью уничтожить авианосец.

Стратегический бомбардировщик новейшего поколения

В настоящее время компания «Туполев» разрабатывает и усовершенствует перспективный авиакомплекс (ПАК ДА). Он является российским стратегическим бомбардировщиком-ракетоносецем новейшего поколения. Данный самолет не является усовершенствованием ТУ-160, а будет инновационным аппаратом, который основан на последних решениях. В 2009 году между Министерством обороны РФ и компанией «Туполев» был заключен контракт на проведение НИОКР по основанию ПАК ДА сроком на три года. В 2012 году было сделано объявление, что аванпроект ПАК ДА уже окончен и подписан, а далее начинаются опытно-конструкторские новейшие военные разработки.

В 2013 году это было утверждено командованием ВВС РФ. ПАК ДА собой знаменит, как ядерные современные ракетоносцы ТУ-160 и ТУ-95МС.
Из нескольких вариантов остановились на дозвуковом самолете-невидимке, имеющего схему «летающее крыло». Данная военная техника России не способна преодолеть скорость звука из-за особенности конструкции и огромного размаха крыльев, но может быть незаметным для радаров.

Будущая противоракетная оборона

Продолжают вестись работы по созданию системы ПРО С-500. В данном новейшем поколении предполагают применять раздельное выполнение задач по обезвреживанию аэродинамических и баллистических ракет. С-500 отличается от С-400, рассчитанной на противовоздушную оборону, тем, что она создается как противоракетная система защиты.

Также она сможет вести борьбу с гиперзвуковыми средствами, активно развивающимися в США. Данные новые военные российские разработки являются немаловажными. С-500 является системой воздушно-космической обороны, которую хотят сконструировать в 2015 г. Она должна будет обезвреживать объекты, которые летят на высоте выше 185 км и на удалении более 3500 км от установки пуска. На данный момент уже окончен проект эскиза и в этом направлении ведутся перспективные военные разработки России. Основным предназначением этого комплекса будет поражение последних образцов оружия нападения воздушного типа, которое выпускается сегодня в мире. Предполагается, что данная система сможет выполнять задачи как в варианте стационарном, так и при выдвижении в зону боевых действий. которые Россия должна начать производить в 2016 г., будут оснащены корабельной версией противоракетной системы С-500.

Боевые лазеры

Имеется много интересного в этом направлении. Россия раньше Соединенных Штатов Америки начала военные разработки в данной сфере и имеет у себя в арсенале опытнейшие образцы высокоточных химических боевых лазеров. Первую такую установку российские разработчики испытали еще в 1972 г. Тогда уже при помощи отечественной мобильной «лазерной пушки» можно было с успехом поражать цель в воздухе. Так в 2013 г. Министерство Обороны России затребовало продолжить работы по созданию боевых лазеров, которые способны поражать спутники, самолеты и баллистические ракеты.
Это является немаловажным в современном вооружении. Новые военные разработки России в области лазеров ведет организация ПВО «Алмаз-Антей», Таганрогский авиационный научно-технический концерн им. Бериева и компания «Химпромавтоматика». Все это контролируется Министерством Обороны Российской Федерации. начал вновь модернизировать летающие лаборатории А-60 (на базе Ил-76), использующиеся для отработки новейших лазерных технологий. Они будут базироваться на аэродроме вблизи Таганрога.

Перспективы

В дальнейшем при успешном развитии в данной сфере Российская Федерация построит один из самых мощных лазеров в мире. Данное устройство в Сарове займет площадь равную двум футбольным полям, а в своей самой высокой точке достигнет размеров равных 10-этажного дома. Установку оснастят 192 лазерными каналами и огромной энергией лазерного импульса. У французского и американского аналога она равна 2-м мегаджоулям, а у России - приблизительно в 1.5-2 раза выше. Суперлазер будет способен создавать в веществе колоссальные температуры и плотности, которые такие же, как на Солнце. Данное устройство также будет в условиях лабораторий моделировать процессы, наблюдаемые вовремя испытания термоядерного оружия. Создание данного проекта будет оцениваться около 1,16 млрд евро.

Бронетехника

В этом плане новейшие военные разработки также не заставили себя ждать. В 2014 г. Министерство обороны России начнет закупку основных эффективных боевых танков, основанных на единой платформе тяжелой бронетехники «Армата». На основе успешной партии данных машин проведут подконтрольную войсковую эксплуатацию. Выпуск первого прототипа танка на базе платформы «Армата», в соответствии с действующим графиком, состоялся в 2013 г. Указанная военная техника России планируется поставляться в военные части с 2015 г. Разработку танка будет вести «Уралвагонзавод».

Еще одним проспектом российского ОПК является «Терминатор» («Объект - 199″»). Данная боевая машина будет предназначена для обезвреживания воздушных целей, живой силы, бронетехники, а также разнообразных укрытий и укреплений.

«Терминатор» способен создаваться на базе танка Т-90 и Т-72. Его штатное оснащение будет состоять из 2-х 30-миллиметровых пушек, ПТУР «Атака» с наличием лазерного наведения, пулемета Калашникова и 2-х гранатометов АГС-17. Эти новые разработки военной техники России являются значимыми. Возможности БМПТ разрешают осуществление огня значительной плотности по 4-м целям сразу.

Высокоточное оружие

ВВС Российской Федерации примут на вооружение ракеты для осуществления ударов по надводным и наземным целям с наведением по ГЛОНАСС. На полигоне в Ахтубинске ГЛИЦ имени Чкалова прошли испытания ракет С-25 и С-24, которые оснащены особыми комплектами с ГСН и накладками на рули управления. Это важное усовершенствование. Комплекты наведения ГЛОНАСС массово начали поступать на авиабазы в 2014 г., то есть российская вертолетная и фронтовая авиация полностью перешла на оружие высокой точности.

Ракеты неуправляемые (НУР) С-25 и С-24 останутся главным оружием бомбардировочной и штурмовой авиации РФ. Однако они бьют по площадям, а это является дорогим и неэффективным удовольствием. Головки самонаведения по ГЛОНАСС переведут С-25 и С-24 в оружие высокоточного класса, которое способно поражать небольшие цели с точностью до 1 метра.

Робототехника

Главные приоритеты в организации перспективных разновидностей военной техники и вооружения почти определены. Сделан упор на произведение наиболее роботизированных боевых систем, где человеку будет отведена безопасная операторская функция.

В данном направлении намечается комплекс программ:

  • Организация силовых доспехов, знакомых как экзоскелеты.
  • Работы по разработке подводных роботов самого разнообразного предназначения.
  • Проектирование серии беспилотных видов летательных аппаратов.
  • Планируется основать технологии по передаче беспроводной электроэнергии. Они разрешат реализовать идеи Николая Теслы в промышленном масштабе.

Российские эксперты сравнительно недавно (2011-2012 год) осуществили создание робота SAR-400. Высотой он 163 см и выглядит как торс с двумя «руками-манипуляторами», оснащенными особыми сенсорами. Они позволяют оператору ощущать предмет, которого касаются.

SAR-400 способен выполнить несколько функций. Например, полететь в космос или провести дистанционную хирургическую операцию. А в военных условиях он вообще незаменим. Он может быть и разведчиком, и сапером, и ремонтником. По своим рабочим возможностям и ТТХ андроид SAR-400 превосходит (к примеру, по сжиманию кисти) зарубежных аналогов, и американских тоже.

Стрелковое оружие

Новейшие военные разработки России в настоящее время также активно ведутся в данном направлении. Это подтвержденный факт. Оружейники Ижевска начали разработку стрелкового автоматического вооружения новейшего поколения. Оно отличается от популярной во всем мире системы Калашникова. Подразумевается новая платформа, позволяющая конкурировать с аналогами последних моделей стрелкового оружия в мире. Это является немаловажным в данной сфере. В результате силовые ведомства могут быть обеспечены принципиально новейшими боевыми системами, которые соответствуют программе перевооружения армии России до 2020 г. Поэтому на данный момент ведутся существенные разработки в этом плане. Будущие стрелковые будут модульного типа. Это позволит упростить последующую модернизацию и производство. При этом чаще будет применяться схема, при которой магазин оружия и ударный механизм будут расположены в прикладе сзади спускового крючка. Для разработки новейших систем стрелкового оружия будут также применяться боеприпасы с инновационными баллистическими решениями. К примеру, повышенная кучность, значительная эффективная дальность, более мощная способность пробития. Перед оружейниками поставлена задача создания новой системы «с нуля», не основываясь на отживших принципах. Для достижения данной цели привлекаются новейшие технологии. В тоже время от работ по модернизации АК 200-й серии «Ижмаш» отрекаться не станет, так как поставками данного вида оружия уже заинтересованы спецслужбы России. В настоящее время проводятся дальнейшие военные разработки в данном направлении.

Итог

Все вышесказанное подчеркивает успешную модернизацию вооружения Российской Федерации. Главное - идти в ногу со временем и не останавливаться на достигнутом, осуществляя новейшие усовершенствования в данной области. На ряду с вышеизложенным существуют и секретные военные разработки России, однако их публикация ограничена.

Разработка различного вооружения сегодня для многих стран является одной из приоритетных задач, на которую выделяются значительные денежные средства. Причем стоит отметить, что под вооружением понимается не только классические виды оружия, будь то автоматы или пистолеты, но и самолеты – истребители и всевозможные ракетные комплексы. Не трудно догадаться, что «пальму» первенства в таких разработках занимают две державы, которые обладают самыми внушительными военными силами и самыми передовыми военными технологиями – Россия и США. Зачастую разработки новейших устройств ведутся в засекреченном режиме. После создания готовых рабочих образцов почти наверняка сначала проводятся полевые испытания, а затем испытания в боевых условиях, благо вооруженные конфликты в наше время происходят достаточно часто. В данной статье рассмотрим подробней самые секретные военные разработки и попробуем дать небольшое описание их на основе известных фактов.

Информация о данной разработке появлялась в печатных СМИ США еще в 2013 году. RQ-180 – это «беспилотник» созданный компанией Northrop Grumman. По сведениям первый полет совершил в 2013 году в районе Зоны-51. Для тех, кто не в курсе Зона-51- это засекреченный военный аэродром в штате Невада. Также согласно сведениям, максимальная высота полета RQ-180 равняется 18 000 м. Длина RQ-180 составляет 15 м. Основной задачей модуля является ведение разведывательных действий с применением самых современных технологий и при развитой системе ПВО противника. В аппарате применяются современные системы малозаметности для радаров. Вероятней всего эти самые «беспилотники» уже принимали участие в боевых действиях, но естественно информация об этом тщательно скрывается и является секретной.


Boeing X-37 – представляет собой космический шаттл, который можно использовать для различных целей. Разработка находится в открытом доступе, но до сих пор точно не ясна цель постройки такого устройства. По словам Nasa, X-37 будет использоваться для доставки грузов на орбиту, но правда ли это? В качестве сборщика разведывательных данных этот шаттл также не подходит. Вполне возможно, что настоящее предназначение Boeing X-37 – космический перехватчик, который сможет выводить из строя вражеские корабли, которые находятся на орбите. Длина шаттла равняется 8,9 метра, а масса взлета – до 5 тонн. По сведениям Boeing X-37 запускался в космос 4 раза. Кстати, доступная высота полета устройства – это от 200 до 750 км.


Как говорится в современном мире у правительств и спецслужб есть такие широчайшие возможности, что можно отследить практически все перемещения человека и узнать о нем все, что нужно. Система мобильного слежения под названием Argus-Is – уже не новинка, но она по-прежнему является засекреченной. Разработку и поддержку ведет компания Bae Systems. Система может охватить территорию с радиусом 7,2 км. В состав Argus-Is входит 4 объектива и порядка 370 фотосенсоров по 5 мгп каждый. В общем и целом это дает 1,8 гигапикселей на выходе. В результате использования такого бешеного разрешения Argus-Is позволяет рассмотреть 15 см объекты с высоты 6000м. Устанавливается система, как правило, на беспилотные модули.


О данной разработке известно достаточно мало. К слову, информация об этом проекте промелькнула чисто случайно в репортаже новостей с мероприятия Министерства Обороны с участием Президента.

По некоторым сведениям «Статус-6» - это проект по созданию беспилотных (управляемых) подводных торпед или аппаратов. Внутри такого аппарата само собой находится боезаряд примерной мощности 100 Мгт. Кто именно занимается разработкой данного проекта также неизвестно. Известно лишь то, что примерную идею создания таких устройств еще во времена СССР выдвинул академик Андрей Сахаров. Правда, по предварительной информации, срок реализации данного проекта до 2025 года. Так, что в любом случае время на тщательные тестирования и доработку еще есть.


КБ «Туполев» занимается разработкой бомбардировщика нового поколения. Стоит отметить, что самолет является ракетоносцем и предназначен для выполнения различных боевых задач. К сожалению, выйти на сверхзвуковую скорость данный бомбардировщик не сможет ввиду особенностей конструкции и большого размаха крыльев, однако он будет полностью невидим для радаров. Разработка частично засекречена, но можно сказать, что до первых полетов еще достаточно далеко.


Разработка такого оружия конечно сверхзасекреченна и в СМИ и Интернет фактически не просачиваются никакие сведения. Однако тут стоит уточнить, что разработки такого оружия велись еще во времена СССР, однако их успешному завершению препятствовал развал Союза. В итоге в связи с недостаточным финансированием проекты были заморожены и только после 2000 годов разработки возобновились. Под климатическим оружием стоит понимать установки, которые могут существенно изменить климат той или иной территории. Конечно же, об испытаниях такого рода устройств никто никогда не признается, но любопытно то, что в последние годы климат резко меняется в самых различных уголках земного шара. И возможно дело не только в пресловутом глобальном потеплении.


Исследование и изучение плазмы берет свое начало в 60-х годах 20 века. Именно СССР первыми в мире начали изучение возможности создания и дальнейшего использования плазмы и ее элементов плазмоидов в системах защиты ПРО.

Конечно же, данные разработки были строго засекречены и только сегодня появляются некоторые сведения. Но практически на протяжении всего времени начиная с 60-х годов, ученые США и СССР/России соревнуются между собой в создании совершенного оружия, которое имеет в своей основе плазменные молекулы. Как сказано выше плазменные пушки, и заряды теоретически могут использоваться в системе защиты ПРО для уничтожения и перехвата вражеских ракет. Также отечественные ученые хотят использовать плазму для освоения космоса и улучшения характеристик истребителей. Высказываются предположения о том, что уже через несколько десятков лет плазменное оружие полностью заменит сегодняшнее огнестрельное. Случится ли это на самом деле, как говорится, поживем-увидим.


В конце 1990-х годов СССР начала активные разработки по созданию гиперзвукового глайдера, затем по известным причинам исследования «заморозили», и вот буквально в прошлом году американские СМИ сообщили об успешных испытаниях глайдера под кодовым именем Ю-71. Смысл данного оружия состоит в том, что он двигается с гиперзвуковой скоростью, умеет маневрировать, то бишь остается недоступным для современных систем воздушной обороны. К тому же на борту он может нести либо баллистическую ракету, либо термоядерную. Правда тут стоит уточнить, что американские ученые наверняка также разрабатывают подобное оружие, а соответственно появляется необходимость в создании современных систем защиты от подобных глайдеров.


Уже достаточно давно, еще во времена Второй Мировой войны нацисты и их союзники начали разработку психотронного оружия, то есть оружия, которое воздействует на человеческий мозг. При помощи специального прибора на различных расстояниях посылаются импульсы, которые сравнимы с импульсами человеческого мозга. Таким образом, из человека можно сделать послушную «куклу», которая будет выполнять все указанные команды. Согласитесь, что звучит это достаточно страшно и самое печальное то, что сознание и собственно мозг человека ничего не может противопоставить такому воздействию. Наверное, данный вид оружия – самый засекреченный из представленных в нашей статье, но уже есть свидетельства официальных лиц спецслужб о том, что данный вид воздействия уже имел место в нашей истории.


В нашей стране также ведется разработка боевых роботов и экзо-скелетов, в которых для человека отведена роль оператора. То есть по большому счету робот будет автономным и все управление ляжет на человека.


Подводя итоги можно сделать вывод, что современные военные системы во всем мире с каждым годом становятся все совершеннее. Правда в данном случае о совершенстве можно не говорить, так как все равно на смену одному виду вооружения обязательно придет более новое, которое будет в чем-то превосходить предыдущий. Страны стараются развивать как можно больше видов вооружения, дабы в случае нападения воспользоваться эффектом неожиданности. К слову такие виды вооружения самые засекреченные.

Стандартное же вооружение вроде самолетов или автоматов зачастую можно увидеть на международных оружейных выставках, куда приезжают разработчики оружия для установления новых контактов и поисков каналов сбыта. К сожалению, в большинстве случаев полигоном для качественных испытаний новых видов вооружения становятся страны третьего мира или страны, в которых разгораются военные конфликты. К сожалению, в последнее время все чаще такими странами оказываются выходцы бывшего СССР. Хочется надеяться, что глобальный военный конфликт так и не случится, а локальные в скором времени погаснут сами собой.


С уважением,
Команда Техноконтроль


В СССР люди хотели не только сказку сделать былью, но и научную фантастику. Телепатия, лодки-амфибии, способные прорываться через толщу земли, космические самолеты – все эти проекты разрабатывались нашими учеными.

После завершения Второй мировой войны в руки советского руководства попали проекты немецких подземных танков «Субтеррина» и «Змея Мидграда». Они планировались как амфибии, способные двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 метров. В результате длительного исследования чертежей группой ученых под руководством профессоров Г. И. Бабата и Г. И. Покровского был вынесен вердикт: машину можно использовать для боевых целей. Предполагалось, что такая боевая подземная лодка сможет добраться до стратегически важных объектов противника и взорвать их прямо из под земли. Взрыв в этом случае можно будет объяснить землетрясением. В срочном порядке были выделены кадры и средства на создание собственного подземного танка, который получил кодовое название «боевой крот». Была создана машина на ядерном реакторе, способная двигаться через толщу земли со скоростью 7 км/ч. Результаты первых испытаний в уральских горах поразили всех: «крот», внедрившись в грунт без всяких сложностей, прошел 15 км и разрушил бункер условного противника. Это был полный успех. Но повторный эксперимент неожиданно завершился полной катастрофой. Субтеррина по неизвестным причинам взорвалась, вся команда погибла. Проект приостановили, а при Брежневе он был закрыт окончательно.

Космический истребитель «Спираль»

Космические самолеты давно стали обычным явлением в произведениях фантастов. Но 50 лет назад фантастику почти превратили в реальность. В разгар Холодной войны в СССР рассматривали любые условия для ведения войны, не забывали и про космос. В ответ на разработку США орбитального пилотируемого перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20, в СССР решили создать собственную авиационно-космическую систему. Сложную и совершенно секретную задачу поставили перед конструкторским бюро 115, где исследования проводил главный конструктор Глеб Лозино-Лозинский. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать первым космическим боевым кораблем СССР. Лозино-Лозинский предложил создать «Спираль» из трех основных частей: гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР), двухступенчатого ракетного ускорителя и орбитального самолета. По задумке, самолет-разгонщик служил для достижения скорости 7,5 тысяч км/ч и выхода на 30 км высоту. Потом орбитальный самолет отделялся от ГСР и с помощью ракетного ускорителя достигал первой космической скорости (7,9 км/c). Таким образом, самолет выходил на околоземную орбиту и мог приступать для выполнения собственных задач: разведка, перехват космических целей, бомбардировка «космос-Земля» и так далее. Предложенная конструкция имела ряд преимуществ. Например, быстрое достижение самолетом любой точки земного шара и посадка при любых условиях. Но во второй половине 70-х, когда первый аппарат был построен и готов к испытаниям, проект внезапно закрыло высшее руководство. Министр обороны СССР Андрей Гречко выбросил всю документацию, заявив, что «Фантазиями заниматься не будем». Так был преждевременно похоронен один из самых перспективных космических проектов СССР.

Мозговое радио

Управление сознанием и мыслью на расстоянии – давняя мечта человечества. Такое психологическое оружие, будь оно изобретено, могло бы стать самым страшным и самым эффективным за всю историю человеческой цивилизации. В 1923 году инженер-электрик Бернард Кажинский представил свой проект «мозгового радио», способного передавать импульсы мозга, превращая их в сигналы, на огромные расстояния. Он высказал гипотезу, что человек – это живая радиостанция, которая может работать и как радиопередатчик и как радиоприемник. Таким образом, электромагнитные волны, переданные одним человеком, могут быть восприняты другим, если он одинаково настроен с передающим. Результаты его исследований стали настоящей сенсацией. Его приглашали с лекциями крупнейшие исследовательские институты и лаборатории мира. По возвращении на родину, его разработки были признаны эффективными и были предоставлены все условия для продолжения экспериментов. 17 марта 1924 года в Москве прошли первые испытания «мозгового оружия», позволяющего дистанционно и разрушительно воздействовать на организм. Ударной силой стали низкочастотные волны, излучаемые «мозговым радио». Опыты проводили на животных, а суть эксперимента состояла в том, чтобы заставить собаку мозговым сигналом взять нужную книгу из стопки и принести ее членам комиссии. Собаки прекрасно справлялись с задачей, но после этого по какой-то причине становились совершенно неспособные к исполнению обычных команд и дрессировке. О дальнейшей судьбе «мозгового радио» известно мало, но очевидно, что работа над ним под руководством Кажинского вскоре прекратилась. Сам ученый до конца своих дней верил в возможность создания своего изобретения. Он умер в 1962 году, незадолго до смерти издав вторую книгу о "мозговом радио", в которой подробно описал свою идею и призывал к ее дальнейшей разработке.

Летающий танк А-40

В 1941 году командование Красной Армии поставило перед главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности Олегом Антоновым сложную задачу, над которой билось уже не одно поколение конструкторов – поднять в воздух бронетехнику. Задумка состояла в создании бронемашины, которая смогла бы передвигаться по воздуху. Это позволило бы перебрасывать ее партизанам для усиления сопротивления на оккупированных территориях. Условия и сроки были стандартными для военного времени: машину нужно было сделать быстро, надежно и без лишних затрат. В связи с этим Антонов решил «не изобретать велосипед», а взять легкий танк T-60, принятый на вооружение в Красной армии, и приделать ему легкие деревянные крылья «кукурузника». Предполагалось, что летающий танк будет буксироваться до места назначения по воздуху, а потом с помощью своих крыльев планировать до нужной точки посадки. Сразу после приземления крылья должны были сбрасывать, и летающий танк был готов к бою. Но первый и последний полет танка А-40 оказался неудачным. Взятый для буксировки бомбардировщик ТБ-3 не смог обеспечить стабильный полет даже для максимально облегченного танка со слитым топливом, снятой башней и инструментальным ящиком. Двигатели у ТБ-3 начали перегреваться от такой нагрузки при самых благоприятных условиях, что уж говорить об условиях военной операции. Поэтому, даже несмотря на то, что А-40 выполнил свою задачу и удачно спланировал до пункта посадки на ближайшем военном аэродроме, проект был свернут. По мнению экспертов, он был бы удачен, если бы для буксировки взяли более мощный бомбардировщик Пе-8. Но тогда этих машин было мало, и они были необходимы для решения более сложных стратегических задач. Так попытка поднять танк в воздух увенчалась неудачей.

Атомолет

В 50-е годы XX века, как в разгар холодной войны, в СССР и США идет активное освоение «мирного атома». Вместе с успехами в этой области возникает резонный вопрос: можно ли использовать атомную энергию для военных целей? Например, в авиации в качестве альтернативы керосину. У последнего есть, по крайней мере, два больших минуса – во-первых, его небольшая энергоемкость, во-вторых, большой расход при полете. Замена его продуктом ядерной реакции не только бы сократила расходы, но и увеличила бы время пребывания лайнеров в воздухе почти до бесконечности. А в условиях Холодной войны, в отсутствии у двух противоборствующих сторон баллистических ракет, две сверхдержавы очень нуждались в средстве доставки атомных бомб. В этих условиях, в СССР и США начинаются сверхсекретные работы над первым атомолетом. В начале апреля 1955 года, после подтверждения советскими физиками возможности создания ядерной энергоустановки для самолетов, Совмин СССР издает поручение, согласно которому конструкторские бюро Туполева А.Н., Лавочкина С.А. и Мясищева В.М. должны были создать тяжелый самолет с ядерной энергоустановкой. Причем, работа велась обособленно для усиления фактора конкуренции. Создание двигателя-реактора было поручено бюро Николая Кузнецова и Архипа Люльки. Но разработчики сразу столкнулись с серьезной проблемой, следствием ядерной реакции – радиацией. При обслуживании такого самолета смертельной опасности подвергались не только члены экипажа, но и наземный обслуживающий персонал. По предварительным расчетам, проектный атомолет М-60 должен был «фонить» еще пару месяцев после полета. Кроме того, ученые не смогли найти ответ, как защитить атмосферу от ядерных остатков. Один старт ракеты или самолета с атомным двигателем должен был создать вокруг себя мертвую, зараженную зону. И наконец, возможность авиакатастрофы самолета с ядерным реактором на борту окончательно решила судьбу атомолетов. Как сказал впоследствии доктор Герберт Йорк, один из руководителей программы атомолетов в США: «Во-первых, самолёты иногда, бывает, падают. И сама по себе мысль о том, что где-то летает ядерный реактор, который вдруг может упасть, была неприемлемой». Возможность авиакатастрофы, автоматически становившейся экологической, послужила отрезвляющим фактором в гонке за создание первого атомолета. Программы разработок были свернуты в СССР и США в 1960-х годах.

Советские конструкторы не единожды создавали для Отечества настоящие шедевры бронетехники. Производимые в массовом количестве промышленностью, они внесли свой вклад в защиту нашей Родины. Однако, как это всегда бывает, далеко не каждый образец запускался в серийное производство. Тем не менее среди опытных экземпляров зачастую встречались столь экзотические машины, что каждая из них заслуживает отдельного, пусть даже и очень краткого упоминания.

ТАНК ГРОТТЕ


К концу 1920-х годов советское правительство убедилось, что для интенсивного развития оборонной промышленности опыта и знаний отечественных конструкторов недостаточно. В страну пригласили на работу значительное число зарубежных специалистов, среди которых был и немецкий инженер Эдвард Гротте. Ему поручили возглавить разработку новых перспективных танков для РККА.

Танк Гротте во дворе Военной академии механизации и моторизации РККА, 1940 год

Выданное Техническим отделом ОГПУ задание предусматривало создание машины массой 18–20 т, защищённой 20-мм бронёй и способной развивать скорость до 40 км/ч. В качестве вооружения планировали установить 76- и 37-мм орудия, а также пять пулемётов винтовочного калибра. Как видно из заявленных параметров, предполагалось проектирование весьма мощного для того времени танка.

Для решения этих задач сформировали конструкторское бюро АВО-5. В его составе наряду с немецкими инженерами работали и советские специалисты. Новому танку присвоили индекс ТГ (Танк Гротте). Все работы велись в обстановке строжайшей секретности.

К несомненным новшествам конструкции относился полностью сварной корпус. Вооружение разместили в два яруса. Во вращающейся башне располагалась 37-мм пушка конструкции Петра Сячентова, приспособленная в том числе и для ведения огня по воздушным целям. Ниже в боевой рубке установили 76-мм танковое орудие Гротте - Сячентова с баллистикой русской полевой пушки аналогичного калибра и три пулемёта «Максим». Согласно первоначальному проекту рубка должна была иметь круговое вращение, но по причине деформации подбашенного погона её пришлось сделать неподвижной. Ещё два пулемёта ДТ монтировались в корпусе по бортам. Ходовая часть с независимой подвеской на спиральных пружинах обеспечивала танку чрезвычайно мягкий ход.


Танк Гротте на испытаниях. Сентябрь 1931 года

В 1931 году провели испытания новой машины, в ходе которых была достигнута скорость 34 км/ч. Одновременно выявили и множество недостатков конструкции. Из-за тесноты в боевом отделении отсутствовала возможность одновременной стрельбы из 76-мм орудия и хотя бы одного из установленных в рубке пулемётов. Во время движения постоянно перегревались коробка передач и бортовые фрикционы. Не менее важным фактором оказалась и чрезвычайно высокая стоимость танка - около 1,5 млн рублей.

В итоге от дальнейших услуг Эдварда Гротте решили отказаться, а советским конструкторам поручили разработать новый тяжёлый многобашенный танк прорыва - будущий Т-35.

ПЛАВАЮЩИЙ КОЛЁСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ТАНК ПТ-1

В 1932 году под руководством Николая Астрова на заводе № 37 разработали уникальный для своего времени плавающий колёсно-гусеничный танк с пушечным вооружением. Исходной базой для создания этой машины послужил недавно закупленный в США «танк Кристи» - будущий БТ. Новый танк, получивший индекс ПТ-1, на момент создания превосходил все зарубежные машины аналогичного класса по огневой мощи, защищённости и ходовым качествам.


Плавающий колёсно-гусеничный танк ПТ-1

Вооружение состояло из 45-мм пушки и трёх пулемётов ДТ. На гусеничном ходу скорость составляла 62 км/ч, на колёсном - 90 км/ч, на плаву - 6 км/ч.

Запуску в серийное производство столь удачной машины помешала техническая отсталость советской промышленности того времени. Особенно сложной была ходовая часть: она имела восемь размещённых в колёсах редукторов. Также с большими сложностями было связано изготовление валов и угловых шестерён. Поэтому в 1935 году приняли решение о прекращении дальнейших работ в этом направлении.

СУХОПУТНЫЙ ЛИНКОР СМК

К 20 августа 1932 года закончили сборку первого прототипа тяжёлого танка Т-35А, который вскоре запустили в серийное производство. Он вошёл в историю в качестве единственной в мире пятибашенной серийной машины. Но к 1936 году, когда на полях сражений появилась специализированная противотанковая артиллерия, громадная неповоротливая машина уже не имела шансов уцелеть на поле боя, в то время как резервы для усиления бронирования оказались полностью исчерпаны.


Т-35А на параде 1 мая 1934 года

После непродолжительных дебатов руководство РККА пришло к выводу, что пятибашенная компоновка окончательно исчерпала себя. Новый «сухопутный линкор» решили сделать уже трёхбашенным, а за счёт сэкономленной массы усилить бронирование. Проект, разработанный Кировским заводом, получил индекс СМК в честь Сергея Кирова. Вооружение в новом танке размещалось в трёх башнях и состояло из одной 76-мм и двух 45-мм пушек, а также четырёх пулемётов.

9 декабря 1938 года проект рассмотрели на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Комитета обороны СНК СССР. В результате приняли решение сократить массу до 55 т за счёт отказа от задней малой башни. Существует версия, что это предложение внёс лично Иосиф Сталин.


Тяжёлый танк СМК, август 1939 года

Когда началась война с Финляндией, новые тяжёлые танки СМК, Т-100 и КВ решили испытать в боевой обстановке. Утром 18 декабря 1939 года СМК оторвался от основной группы и вышел на развилку дороги Кямяря - Выборг, где подорвался на замаскированном фугасе. Попытка отбуксировать его с помощью танка Т-100 не увенчалась успехом из-за проскальзывания гусениц. Поэтому СМК простоял на нейтральной полосе до конца февраля 1940 года. Уже после окончания войны его удалось эвакуировать усилиями шести танков Т-28.

К тому времени советское руководство сделало свой окончательный выбор в пользу тяжёлого танка КВ-1.

К проектированию тяжёлого танка ИС-7 приступили в конце 1944 года. В новой машине планировали воплотить весь богатейший опыт, полученный при использовании тяжёлых танков во Второй мировой войне.

Вес ИС-7 достигал 65 т. От ИС-3 он унаследовал форму носовой части корпуса «щучий нос», но толщину брони при этом увеличили до 150 мм. В качестве силовой установки в окончательном варианте использовали морской дизель М-50Т.


Тяжёлый танк ИС-7. Фото 1948 года

Совместно с МВТУ имени Н.Э. Баумана для нового танка разработали восьмиступенчатую трансмиссию с гидравлическими сервоприводами, благодаря которым машина, по отзывам испытателей, была «абсолютно покорна водителю» даже на скорости 60 км/ч.

Основным вооружением стала созданная под руководством Василия Грабина 130-мм пушка С-70 с баллистикой корабельного орудия Б-13, способная на дистанции 1000 м пробить подкалиберным снарядом 350-мм гомогенную броню.

ИС-7 оказался настоящим шедевром отечественного танкостроения. Обладая массой, сопоставимой с «Королевским тигром», он значительно превосходил его по вооружению, подвижности и броневой защите. Однако в серию он так и не пошёл. 18 февраля 1949 года вышло постановление Совета Министров СССР, ограничивающее массу тяжёлых танков 50 т. Вес ИС-7 превышал грузоподъёмность большинства имевшихся тогда в стране мостов, а для перевозки по железной дороге требовались специальные платформы.


ИС-7 в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке

Не менее важным фактором стало и изменение воззрений военных на будущую войну. Ставку сделали на возможность быстрого и массового развёртывания многочисленных танковых соединений, для укомплектования которых сложный и дорогой ИС-7 не подходил.

ОБЪЕКТ 279

В 1956 году ГБТУ Советской армии разработало новые тактико-технические требования к тяжёлому танку, который должен был заменить собой Т-10. В качестве основного вооружения планировалось 130‑мм орудие.

Наиболее смелым и новаторским из трёх проектов стал «Объект 279», разработанный в ленинградском конструкторском бюро Ж.Я. Котина. Работы над проектом возглавил Лев Троянов, который к тому времени уже являлся маститым конструктором и обладателем двух сталинских премий.

В отличие от своих конкурентов (объекты 277 и 770) машина изначально создавалась для боевых действий на труднопроходимой местности и в условиях применения противником ядерного . Предполагалось, что специфическая форма корпуса в виде «летающей тарелки» сможет предотвратить переворачивание танка ударной волной ядерного взрыва.


«Объект 279» в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке

Четырёхгусеничную ходовую часть, не имеющую аналогов в отечественном танкостроении, смонтировали на двух продольных пустотелых балках, которые одновременно выполняли роль топливных баков. Такая конструкция обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Одновременно она обеспечивала практически полное отсутствие клиренса и исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий.

В конце 1959 года построили первый опытный образец и начали сборку ещё двух, которые изготовили в 1960 году. В ходе испытаний танк преодолевал подъём в 35° и брод глубиной до 1,2 м, уверенно двигался по сугробам и болоту.

Хотя выявился и ряд серьёзных недостатков: большие потери КПД при движении на вязком грунте, низкая поворотливость (в сравнении с «классикой» сопротивление повороту возросло в 12 раз), сложность обслуживания и ремонта, невозможность снижения общей высоты танка. На это наслаивалась и большая трудоёмкость производства.

Стало ясно, что наиболее узкоспециализированному, амбициозному и дорогостоящему из трёх представленных образцов явно не суждено стать серийным танком.

Однако конкурентам тоже не повезло. Во время демонстрации тяжёлой техники на полигоне Капустин Яр 22 июля 1960 года Никита Хрущёв категорически запретил военным принимать на вооружение танки с массой, превышающей 37 т.

До сих пор не существует единого однозначного мнения о целесообразности прекращения в нач. 1960‑х годов работ над проектами тяжёлых танков. До появления Т‑80У не пошедший в серийное производство «Объект 279» всё ещё продолжал оставаться самым мощным танком в мире.