Соколов микитов зима в лесу читать полностью. Иван Соколов-Микитов — В зимнюю ночь: Сказка

Цель: познакомить учащихся с произведением И. Соколова-Микитова “Зима в лесу”.

  • познакомить учащихся с жизнью диких животных зимой в лесу;
  • развивать логическое мышление через работу с загадками;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать простейшие выводы и обобщения;
  • воспитывать мотивацию к учению.

Учебно-наглядное пособие: выставка книг И. Соколова-Микитова; таблички со словами “метель”, “сугроб”, “вьюга”, “мороз”; картина “Жизнь животных зимой в лесу”; иллюстрации с изображением зимних пейзажей; картинки с изображением зайца, волка, лисы, лося, горностая; слоговая таблица; части тела лисы; шифр-ключ для отгадывания автора; изображение следов зверей.

Ход урока

Найти карточку с прочитанным словом на столе у учителя и прикрепить на доску.

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На твоей ладошке. (Cнежинка )

Про что говорят: “висят”, “хрустит, скрипит”?

Какое время года “подарило” нам эти слова? (Зима )

Составьте предложение из слов “холодная”, “наступила”, “зима”, “снежная”. (Наступила холодная снежная зима )

Какой слог не вошел в предложение? (Иг )

II. Речевая зарядка.

1. “Есть страна Австралия”. (Приложение 1)

По какой стране мы с вами путешествуем? (По стране Читалия )

Чему мы учимся в этой стране? (Ответы детей )

2. Задание “Инструкция”. (Текст на доске ).

В полдень дождь перестал ,
И что белый пушок
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

III. Проверка домашнего задания.

Какую большую тему изучаем на уроках чтения и развития речи? (“Идёт волшебница зима” )

Какое стихотворение учили? (“Встреча зимы” )

Тихое чтение стихотворения по учебнику.

О чём пишет поэт? (Ответы детей )

Как изменилась природа с наступлением зимы?

IV. Подготовка к первичному восприятию текста.

Прозвенел давно звонок.
Продолжаем мы урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес –
Чудеса посмотреть.

Закройте глаза и представьте себе такую картину.

Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками. Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов. Откройте глаза.

Куда мы с вами сейчас перенеслись? (На доске картина “Жизнь животных зимой в лесу”)

Не эту ли картину вы все увидели закрытыми глазами?

Что зимой в лесу нас окружает? (Сугробы, ветер, деревья, следы )

Отгадайте, чьи следы можно увидеть в лесу на снегу.

Работать будем с загадками. Вам необходимо найти на доске картинку-отгадку.

1. Он за модой не следит,
На “показах” не сидит,
Но, как сменится сезон,
Поменяет шубку он –
Серую, немаркую
На белую и яркую
Модницам на зависть.
Кто он? Это… Заяц

2. На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк )

3. Этого животного узнайте по деталям – частям тела. (Лиса ) (Приложение 2)

4. Следующее животное отгадайте по описанию: “Стоит великан леса у дерева, тянется за молодыми побегами. А на голове огромные рога, словно куст ветвистый”. (Лось )

5. А этого красивого зверька с ценной белой шкуркой и черным концом хвостика зовут горностай. (Показ картинки )

И ещё следы многих зверей можно увидеть в лесу зимой.

V. Сообщение темы урока.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов очень любил природу, изучал её, наблюдал и написал для вас много рассказов. (Выставка книг )

VI. Изучение нового материала.

1. Чтение текста учителем.

Послушайте, как И. Соколов-Микитов описывает зимний лес и его обитателей в своём произведении “Зима в лесу”. (Прослушивание текста )

Где мы сейчас с вами побывали? (В зимнем лесу )

Следы каких зверей встречаются в зимнем лесу? (Дети отвечают, опираясь на картинки с доски )

А почему не видны следы медведя?

Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.

3. Чтение текста учащимися и работа по содержанию.

а) 1-я часть: до слов “… и притих лес”.

О чем говорится в этой части?

Прочитайте, как выглядит зимний лес.

С чем сравнивается снег в тексте? (С чистой белой скатертью )

Чем “накрылся и притих лес”? (Тяжелыми белыми шапками )

Какое слово нам говорит о том, что снега выпало много?

б) 2-я часть : до слов “… прошли разбойники-волки”.

Чьи следы видны на снегу в лесу? (Звериные )

Прочти, что сделал зайчишка-беляк?

Что значит “натропил”?

Около каких деревьев лакомился заяц?

Чем занят горностай?

Опишите по картинке, как выглядит этот зверёк?

Чьи ещё следы видны?

След какого зверя назван “цепочкой”?

Как вы представляете себе такой след?

в) 3-я часть: со слов “А через широкую …” и до конца.

О каких животных узнали из этой части? (О лосях )

Прочтите, где ходят лосиные стада?

Как вы думаете, почему эти животные ходят стадами?

В наших лесах лосей тоже много.

Кто иногда решается нападать на лосей? (Волки )

Почему они это делают? (Голодные )

Как лоси обороняются от нападений?

Прочти, где можно встретить лосей?

4. Жужжащее чтение.

О ком узнали из рассказа?

Объяснить выражение “на скатерти снегов”.

У каких зверей на ногах копыта?

5. Игра “У кого какие следы”.

Книгу леса открываем,

По следам её читаем.

Что изображено на доске? (картинки животных и их следы )

Вам необходимо проследить, какой след кому принадлежит. (Приложение 6)

У кого из этих животных след похож на след собаки? (У волка и лисы )

6. Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте описание зимнего леса.

Почему лоси такие смелые животные?

7. “Ловушка”. (Учитель читает текст и заменяет некоторые слова синонимами, учащиеся ищут эту замену ).

8. “Голова и хвост”. (Учитель начинает читать предложение, учащиеся его находят и дочитывают до конца )

VII. Домашнее задание.

Стр. 128-129 – пересказ текста.

VIII. Итог урока.

С каким произведением познакомились на уроке?

Кто в зимнем лесу питается корой деревьев?

Назовите хищников, описанных в тексте.

Продолжите фразу: “Сегодня я узнал, что …”

Еще в детстве мне пришлось много слышать о волчьих охотах. Отец жил в лесной конторе, среди прекрасных охотничьих угодий. Нередко из города бывали к нам гости, и вместе с гостями отец уезжал на охоту. По вечерам за чайным столом, когда охотники возвращались, я слушал рассказы о необычайных охотничьих приключениях, и, кто знает, быть может, тогда зародилась во мне охотничья страсть.

В морозные зимние ночи не раз езживал отец на волков с поросенком. Живо представляю эту забытую нынче старинную охоту. Зима, мириадами алмазов искрится под месяцем снег, постукивает крепкий мороз по деревьям. По зимней накатанной дороге медленно двигаются широкие розвальни с высоким задком из плетенки. В розвальнях охотники в овчинных тулупах. Длинная веревка тащится за санями; подпрыгивая на неровностях дороги, волочится привязанная к веревке свиная мерзлая требушина. Издали кажется, что это за санями бежит маленькая собачонка.

Обындевелая лошадь (для охоты выбирают самую смирную и спокойную), пофыркивая, неторопливо трусит по белой, прорезанной синими тенями дороге. В ногах у охотников живой поросенок в мешке. Изредка они теребят его за ухо, и поросенок заливается отчаянно звонко. Странно звучит в пустынной ночной тишине поросячий заливистый визг.

Охотники ездят, выбирая места, где, по их разумению, должны проходить ночью волки. Не всегда такая охота успешна. Нередко, проездив всю долгую зимнюю ночь, порядочно иззябнув, отец возвращался с пустыми руками.

Но зато особенное, незабвенное чувство испытывает охотник, когда после долгих часов езды по пустынным зимним дорогам в лесной редкой опушке мелькнут знакомые тени. В первый момент трудно уследить эти подвижные тени, при неверном свете месяца скользящие меж деревьев. Осторожные звери неприметно и скрытно преследуют подводу. Они бегут осторожно, проваливаясь в снегу, чутко приглядываясь, прислушиваясь к соблазнительному визгу, доносящемуся с дороги. Много раз выскакивают они на дорогу далеко за проехавшими санями, жадно обнюхивают следы. Запах и вид волочащейся на веревке свиной требухи их соблазняют. Все чаще и чаще появляются они на дороге, все ближе и ближе мятутся их легкие тени…

Изготовивши ружья, охотники ждут. Трудна и неверна стрельба при обманчивом свете. Трудно угадать расстояние, движения стрелка стесняет тяжелая зимняя одежда. Плохо нетерпеливому, слишком поспешному стрелку: преждевременный выстрел может погубить всю редкостную охоту. Напуганные выстрелом звери вряд ли вернутся, да и сомнительно, чтобы однажды обманутый догадливый зверь когда-нибудь опять вышел на нехитростную приманку.

Всего лучше ждать терпеливо, не шевелясь и не разговаривая, продолжая двигаться по дороге. Если ничего не помешает, голодые звери будут навертываться ближе и смелее. Но даже и в самые соблазнительные моменты охотнику следует удерживать пыл. Нужно дождаться минуты, когда какой-нибудь оголодавший волк навернется совсем близко к саням и, как бы удивившись собственной дерзости, замрет в сторожкой угрожающей позе. Это лучший момент для выстрела. Стрелку нужно помнить, как обманчивы ночью окружающие нас предметы, прицеливаться и стрелять быстро, но не торопясь. Поторопишься, выстрелишь - навек потеряешь.

Отец нередко возвращался с добычей. Разумеется, такая слишком любительская, изысканная охота не могла быть очень успешной. Вряд ли, даже и в старинные времена, когда всюду было много непуганого зверя, не слышавшего ружейного выстрела, самому счастливому стрелку за всю долгую жизнь удавалось убить из-под поросенка больше десятка волков. В наше время старинная эта охота сошла на нет. Несколько лет назад, живя в глухой округе, где всегда держалось много волков и где мы очень удачно охотились облавой, я пытался охотиться по-старинному, с поросенком. Все эти охоты прошли неудачно. Проездивши долгую ночь по полевым и лесным дорогам, замучив почти до смерти несчастного поросенка, обычно мы возвращались с пустыми руками. Очень возможно, что звери следили за нами и даже выходили где-нибудь на дорогу, чтобы обнюхать следы, но приблизиться не решались: слишком знакомы им встречи с охотником, знакома грозная сила ружья, которого они больше всего страшатся. Но даже и после таких бесплодных охот чувствовали мы себя всегда отменно. Уж очень красива лунная зимняя ночь, чудесны езда среди сверкающих чистых снегов и волнующее ожидание встречи со зверем. Полные радостной силы, мы возвращались позднею ночью, и тогда особенно приятными казались тепло и уют жилья, шум кипящего на столе самовара, возле которого мы обогревались.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов “Зима” – это первый рассказ, который мой сын вписал в свой читательский дневник. В этой статье я покажу как мы разбираем прочитанное, какое изложение произведения сделал ребенок. Также представлю дополнительные материалы, которые помогут разнообразить и дополнить занятие.

Здравствуйте уважаемые читатели, мы начинаем работу с читательским дневником. Сегодня разберем первый рассказ из книги издательства Речь, которую я описала в отдельной статье. Данное произведение короткое, понятное для восприятия ребенком (моему сыну сейчас 6 лет 4 месяца), именно с него мы и начнем учиться делать мини-анализ прочитанного.

Читаем текст

Выпал снег.
Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес. На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

Вот у обглоданных осинок натропил ночью зайчишка-беляк; подняв чёрный кончик хвоста, охотясь за птичками и мышами, пробежал горностай. Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след старого лисовина. По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки.

А через широкую наезженную дорогу, взрывая копытами снег, перешли лоси…

Много крупных и мелких зверей и птиц живёт и кормится в накрытом снежною нависью, притихшем зимнем лесу.

Иван Сергеевич написал данное повествование поющим, спокойным языком, используя периодически незнакомые для современных детей слова. В книге учтиво сделаны сноски с расшифровкой, вы можете увидеть их внизу страницы, кликнув на фото.

Фото увеличивается при клике

Работаем с читательским дневником

Есть много видов их заполнения, наш создан ориентируясь на уровень моего шестилетнего ребенка. Биография писателя пройдена нами отдельно, вы можете

Вопрос-ответ

Детям дошкольного и младшего школьного возраста можно, и даже нужно, помогать с заполнением дневника. Наш процесс таков: когда мой сын читал текст, я просто молчала, не перебивая. Затем задала наводящие вопросы, прося найти фразы в произведении, которые могут подтвердить его ответы. Мы обсудили прочитанное и сын записал краткую зарисовку.

Порой легче работать с текстами бОльшего объема, в них развиваются определенные события, которые проще вычленить. Тем не менее, я не заметила проблем у ребенка, ответить на мои вопросы по рассказу “Зима”.

Где и когда происходит действие? Зимой, в лесу.
Кто основные герои рассказа?

  • зайчишка-беляк с черным кончиком хвоста;
  • горностай;
  • старый лисовин (лис);
  • разбойники-волки;
  • лоси.

Понравившаяся фраза:

По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки.

  • заячьи;
  • горностая;
  • лисьи;
  • волчьи;
  • лосиные.

Где прошли волки? По самому краю поля.
Через что перешли лоси? Через широкую наезженную дорогу.
Тебе понравился рассказ? Да.

Изложение прочитанного

Вся предыдущая работа проводится для того, чтобы дитя осознало главные мысли автора. А у родителя появляется возможность увидеть, понял ли ребенок суть произведения. Только после этого можно приступать к его описанию.

Хоть это и первый раз в жизни сына, мне хотелось увидеть его собственный потенциал. Поэтому, попросив сделать запись в читательском дневнике, я просто вышла из комнаты. Так я смогла понять что имеем на данный момент, над чем нужно работать, и в дальнейшем смогу брать этот текст за отправную точку. Вот что получилось у Александра.

Была зима, выпал снег. Он накрыл лес, сделались сугробы. Пробежал зайчишка, пробежал горностай. Охотники увидели цепочкой след старого лисовина. Пробежали волки, они искали добычу. В зимнем лесу многие звери не спят.

Развлекательная страничка

Обычно в дневнике юного читателя имеется место для рисунка, кроссворда или какого-то другого занятия по теме прочитанного. В этот раз мне показалось логичным дать возможность увидеть то о чем пишет прозаик. Я подготовила фото описанных им животных и их “узоры” на снегу. Всё это совсем несложно найти в картинках интернета. Александр сопоставил увиденное и вклеил на развороте.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

На теплой земле (сборник)

На теплой земле (сборник)

Школьная библиотека (Детская литература)
Книга известного писателя рассказывает о русской природе: о деревьях, травах, цветах, о птицах и животных, обитателях наших лесов.

Для среднего школьного возраста.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов

На теплой земле

© Соколов-Микитов И. С., наследники, 1954

© Жехова К., предисловие, 1988

© Бастрыкин В., иллюстрации, 1988

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2005

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

И. С. СОКОЛОВ-МИКИТОВ

Шестьдесят лет активной творческой деятельности в бурном XX столетии, полном стольких событий и потрясений, – таков итог жизни замечательного советского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

Детство его прошло на Смоленщине, с ее милой, истинно русской природой. В те времена в деревне еще сохранялся старинный быт и уклад. Первыми впечатлениями мальчика были праздничные гулянья, деревенские ярмарки. Именно тогда сросся он с родной землей, с ее бессмертной красотой.

Когда Ване исполнилось десять лет, его отдали в реальное училище. К сожалению, это заведение отличалось казенщиной, и учение шло плохо. Весной запахи пробудившейся зелени неудержимо влекли мальчика за Днепр, на его берега, покрывавшиеся нежной дымкой распустившейся листвы.

Из пятого класса училища Соколов-Микитов был исключен «по подозрению в принадлежности к ученическим революционным организациям». Поступить с «волчьим билетом» куда-либо было невозможно. Единственным учебным заведением, где не требовалось свидетельства о благонадежности, оказались петербургские частные сельскохозяйственные курсы, куда через год он смог попасть, хотя, как признавался писатель, большого влечения к сельскому хозяйству он не испытывал, как, впрочем, и не испытывал он никогда влечения к оседлости, собственности, домоседству…

Скучные курсовые занятия вскоре оказались не по душе Соколову-Микитову – человеку с беспокойным, неусидчивым характером. Устроившись в Ревеле (ныне Таллин) на пароход торгового флота, он в течение нескольких лет скитался по белу свету. Видел многие города и страны, побывал в европейских, азиатских и африканских портах, близко сошелся с трудовыми людьми.

Первая мировая война застала Соколова-Микитова на чужбине. С большим трудом добрался он из Греции на родину, а потом ушел добровольцем на фронт, летал на первом русском бомбардировщике «Илья Муромец», служил в санитарных отрядах.

В Петрограде встретил Октябрьскую революцию, затаив дыхание слушал в Таврическом дворце выступление В. И. Ленина. В редакции «Новой жизни» познакомился с Максимом Горьким и другими писателями. В эти переломные для страны годы Иван Сергеевич становится профессиональным литератором.

После революции – недолгая работа учителем единой трудовой школы в родных смоленских местах. К этому времени Соколов-Микитов уже опубликовал первые рассказы, замеченные такими мастерами, как И. Бунин и А. Куприн.

«Теплая земля» – так назвал писатель одну из своих первых книг. И более точное, более емкое название найти было бы трудно! Ведь родная русская земля действительно теплая, потому что она согрета теплом человеческого труда и любви.

Ко времени первых полярных экспедиций относятся рассказы Соколова-Микитова о походах флагманов ледокольного флота «Георгий Седов» и «Малыгин», положивших начало освоению Северного морского пути. На одном из островов Северного Ледовитого океана именем Ивана Сергеевича Соколова-Микитова была названа бухта, где он нашел буек погибшей экспедиции Циглера, судьба которой до того момента была неизвестна.

Несколько зим провел Соколов-Микитов на берегах Каспия, путешествовал по Кольскому и Таймырскому полуостровам, Закавказью, горам Тянь-Шаня, Северному и Мурманскому краям. Он бродил по дремучей тайге, видел степь и знойную пустыню, исколесил все Подмосковье. Каждая такая поездка не только обогащала его новыми мыслями и переживаниями, но и запечатлевалась им в новых произведениях.

Сотни рассказов и повестей, очерков и зарисовок подарил людям этот человек доброго таланта. Богатством и щедростью души озарены страницы его книг.

Творчество Соколова-Микитова близко и к аксаковской, и к тургеневской, и к бунинской манере. Однако в его произведениях есть свой особый мир: не стороннее наблюдательство, а живое общение с окружающей жизнью.

Об Иване Сергеевиче в энциклопедии написано: «Русский советский писатель, моряк, путешественник, охотник, этнограф». И хотя дальше стоит точка, но список этот можно было бы продолжить: учитель, революционер, солдат, журналист, полярник.

Книги Соколова-Микитова написаны певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому писатель научился еще в детские годы.

В одной из автобиографических заметок он писал: «Я родился и рос в простой трудовой русской семье, среди лесных просторов Смоленщины, чудесной и очень женственной ее природы. Первые услышанные мною слова – были народные яркие слова, первая музыка, которую я услышал, – народные песни, которыми был некогда вдохновлен композитор Глинка».

В поисках новых изобразительных средств писатель еще в двадцатые годы прошлого века обращается к своеобразному жанру кратких (не коротких, а именно кратких) рассказов, которые он удачно окрестил былицами.

Неискушенному читателю эти былицы могут показаться простыми заметками из записной книжки, сделанными на ходу, на память о поразивших его событиях и характерах.

Лучшие образцы таких кратких невыдуманных рассказов мы уже видели у Л. Толстого, И. Бунина, В. Вересаева, М. Пришвина.

Соколов-Микитов в своих былицах идет не только от литературной традиции, но и от народного творчества, от непосредственности устных рассказов.

Для его былиц «Рыжие и вороные», «Себе на гроб», «Страшный карлик», «Разженихи» и других характерна необычайная емкость и меткость речи. Даже в так называемых охотничьих рассказах у него на первом плане человек. Здесь он продолжает лучшие традиции С. Аксакова и И. Тургенева.

Читая небольшие рассказы Соколова-Микитова про смоленские места («На речке Невестнице») или про птичьи зимовья на юге страны («Ленкорань»), невольно проникаешься возвышенными ощущениями и мыслями, чувство восхищения родной природой переходит в нечто другое, более благородное, – в чувство патриотизма.

«Творчество его, имея истоком малую родину (то есть Смоленщину), принадлежит большой Родине, нашей великой земле с ее необъятными просторами, неисчислимыми богатствами и разнообразной красотой – от севера до юга, от Балтики до Тихоокеанского побережья», – говорил о Соколове-Микитове А. Твардовский.

Не все люди способны чувствовать и понимать природу в органической связи с человеческим настроением, а просто и мудро живописать природу могут лишь немногие. Столь редким даром обладал Соколов-Микитов. Эту любовь к природе и к людям, живущим с ней в дружбе, он умел передать и совсем юному своему читателю. Нашей дошкольной и школьной детворе давно полюбились его книжки: «Кузовок», «Домик в лесу», «Лисьи увертки»… А как живописны его рассказы об охоте: «На глухарином току», «Натяге», «Первая охота» и другие. Читаешь их, и кажется, что ты сам стоишь на лесной опушке и, затаив дыхание, следишь за величественным полетом вальдшнепа или в ранний, предрассветный час прислушиваешься к загадочной и волшебной песне глухаря…

Писательница Ольга Форш говорила: «Читаешь Микитова и ждешь: вот-вот застучит над головой дятел или выскочит зайчишка из-под стола; как это у него здорово, по-настоящему рассказано!»

Творчество Соколова-Микитова автобиографично, но не в том смысле, что он писал только о себе, а потому, что рассказывал всегда и обо всем как очевидец и участник тех или иных событий. Это придает его произведениям яркую убедительность и ту документальную достоверность, которые так привлекают читателя.

«Мне посчастливилось сблизиться с Иваном Сергеевичем в ранние годы его литературной работы, – вспоминал К. Федин. – Это было вскоре после Гражданской войны. На протяжении полувека он настолько посвящал меня в свою жизнь, что мне иногда кажется – она стала моей.

Он никогда не задавался целью написать подробно свою биографию. Но он из тех редких художников, жизнь которых как бы сложила собою все, что им написано».

Калерия Жехова

НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

Восход солнца

Еще в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:

– Посмотри, как солнце играет!

За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землею. Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. Детская душа моя ликовала. На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещенное лучами восходящего солнца.

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звезды, четче и четче обозначаются на посветлевшем небе черные вершины. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Чист и прозрачен воздух. Росистым утром, смолою пахнет в густом лесу.

Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звезды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. Все выше поднимается солнце. Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.

Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимо сияли глубокие снега, рассыпался с деревьев легкий морозный иней. Любовался восходом в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа, покрытых сверкающими ледниками.

Особенно хорош восход солнца над океаном. Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. И все вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далекие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку!