София киевская. История возникновения киевской софии

Софийский собор – один из символов архитектуры Киевской Руси и одна из изюминок современного Киева. Построено чудо древнего зодчества было в XI веке. Софийский собор в Киеве был построен при князе Ярославе Мудром.

Софийский собор в Киеве: описание

Приказ о возведении собора отдал Ярослав Мудрый в честь победы над войском печенегов. Согласно же летописям, которые, однако, были написаны после его возведения, датой начала стройки считают 1017 или 1037 годы. По другой версии начали возводить в 1011 году, в результате чего в 2011-м было отпраздновано его 1000-летие. Построен он по-византийски — смешанной кладкой.

После возведения он стал резиденцией митрополита, которой и оставался до конца XIII века, когда это право получил Владимир, ставший тогда новым центром Руси.

Одной из причин переноса стало то, что в 1240-м году был разрушен после взятия Киева воинами Батыя. Позже собор восстановили. Еще раз он подвергся реконструкции в 1385-90 годах. Однако это не помешало зданию 3 века провести в запустении. В это время храм подвергался разграблению со стороны крымских татар.


В 1596 году Софийский собор (Киев) переходит во владение униатской церкви, но через 37 лет митрополит киевский Пётр вернул его назад и основал там мужской монастырь.
Если вы хотите прикоснуться к древним русским традициям, то не обязательно отправляться на осмотр древних храмов или Кремлей (городских крепостей на Руси). Можно просто пойти и истопить баню. Здесь выбирайте баню на свой вкус.

Софийский собор в Киеве сегодня

Вначале здание предстало люду 13-купольным, но позже число куполов довели до 19-ти. В 17 веке здание существенно обновили и перестроили согласно традициям бывшего тогда в моде стиля барокко. Архитектором стал Октавиано Манчини. В итоге купола получили грушевидную форму, на стенах появилась лепнина, были возвращены фрески и иконы.
Во время Октябрьской революции началась борьба за храм, цель которой была в том, что каждый стремился назвать себя истинным митрополитом. Ввиду этого превратили в музей.


Возобновили богослужения в храме только после распада СССР. Чуть позже собор попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и теперь службы там проводят только по большим исключениям.

В соборе наряду с работами мастеров поздних периодов можно увидеть и работы оригинальных зодчих. Так, на куполе, арках и столпах осталась мозаика XI века. Всего в мозаике собора насчитывается 177 цветов.

Собор Святой Софии в Киеве - одна из самых важных, старинных, оберегаемых и любимых достопримечательностей на Украине. Этот храм увековечен историей, он хранит множество тайн и мистических историй. Например, говоря о его дате строительства, самые талантливые историки берутся за голову, ведь в одних достоверных документах этот процесс запечатлен в 1017, а в других в 1037 году. Тем неимение небольшая цифра в 20 лет не портит общей картины, ведь с момента начала строительства Софийского собора в Киеве прошла тысяча лет! Колоссальная дата, которая притягивает тысячи туристов со всего мира, чтобы ощутить дух древней Руси, сохраняемый в стенах Софийского собора. Киев называют магнитом для туристов, чьи интересы крепко переплетаются с любовью к истории.

История возникновения Собора Святой Софии.

Если углубиться в историю, можно узнать, что имя собору было дано не благодаря имени прекрасной женщины, а в честь человеческой мудрости (с греческого языка - «София» - мудрая). Строительство Софийского собора в Киеве было неслучайностью. Именно на том месте в 1037 году состоялась битва между киевской дружиной и врагами. Битва продолжалась целый день, было пролито много крови и потрачено множество человеческих сил. Киевская дружина прогнала врагов со своих земель, а во имя победы на пропитанной муками земле был возведён собор. С тех пор его стены ставали сильнее с каждым днём, а под землей создавали тайные проходы, помогающие жителям страны чувствовать себя сильными и защищёнными от вражеского надзора. Охраняемый киевлянами Софийский собор и в наше время излучает свою историческую роль и важность в сотворении независимости всей страны.

Собор Святой Софии в Киеве пережил множество нападений, пожаров, попыток ограбления… Но с каждым разом он становился лишь сильнее. Специалисты утверждают, что в строительстве Софийского собора в Киеве принимали участие более 40 мастеров, у которых, в свою очередь, было более 1000 помощников. Сам процесс постройки продолжался около 2-2,5 лет. А украшение внутренних стен Собора Святой Софии в Киеве заняло еще многие годы. В самом начале своего построения, собор был прямоугольным зданием (55х37 метров), в середине здания красовались 12 крестовидных столбов, а с внешней стороны был увенчан 13-ю куполами (в наше время их уже 19). Три стороны в середине собора можно было назвать настоящей галереей. Второй этаж в соборе принадлежал князю и его семье (эту часть называли «полати»). Строительство софийского собора в Киеве было великим событием для каждого из жителей страны. В его декорацию и украшение вкладывали много времени, усилий и финансовых затрат. Например, стены собора выкладывали из крупных гранитовых блоков после чего их отделывали «плинфой». Архитекторы здание пожелали не штукатурить фасады здания, поэтому она оставалась открытой.

История создания фресок в Софийском соборе Киева берет свои корни ещё с XVII веков. В те времена внутри собора можно было увидеть украшенные фресками столбы, стены и своды. В XVIII веке фрески были сильно повреждены, поэтому их пришлось буквально стирать со стен. Сделано это было благодаря штукатурке и побелке. После этого стены украшала новая серия фресок (сделанные маслом), еще красивее и профессиональней чем прежде. В процессе постоянных реставраций и ремонтов, лишь на некоторых участках можно найти частицы давних рисунков. Одной из самых ценных считают фреску, на которой изображены члены семьи Ярослава Мудрого (их можно найти на южной стене). Если говорить об украшении мозаиками, то здесь храниться одна из самых красивых в мире. Глянув на нее, вы увидите изображение Оранты - Богоматери, которая поднимает руки в своей молитве (эту мозаику называют - «Нерушимая стена»).

Многие туристы не знают, что колокольня собора была построена самим гетманом Иваном Мазепой. Колокольня достигает высоты в 76 метров. В середине можно увидеть один из самых больших колоколов (весом в 13 тонн) собора названным в честь гетмана. А Ярослав Мудрый на территории собора создал первую в Руси библиотеку, которая сильнейшим позитивным образом повлияла на формирование будущей системы образования.

За всю историю существования миллионы людей оставляли свои молитвы в стенах Софийского собора. Киев является одним из наиболее посещаемых городов частично благодаря этому месту. Ведь многие верят, в то, что стены собора способны излечивать, а присутствующий там дух обязательно «услышит» сказанные молитвы. На территории собора за всю его историю происходило около 100 захоронений, но спустя годы, они были утрачены. Сейчас, туристам предлагают посмотреть на захоронение Ярослава Мудрого, а также его супруги.

В наше время Собор Святой Софии в Киеве можно посетить когда угодно, но советуем выбрать компанию сайт. Мы не только доставим вас в наиболее посещаемое место на Украине, но и проведем экскурсию. В каждой экскурсионной программе вам предложат окунуться в религиозный мир собора. Важность этого места оценивается даже ЮНЕСКО, который в 1990 году, включил собор в Список объектов мирового культурного наследия. Например, только на реставрацию главного иконостаса собора под названием «Царские врата» в 2008 году ушло более 100 килограмм серебра! Святыней храма считают «Шапку Мономаха», подаренную Мономаху самим византийским императором. Одними из самых странных сбережений собора считаются кисти рук святой великомученицы Варвары и челюсть крестителя Руси князя Владимира. И кто знает, сколько еще диковинок и секретов вмещает в своих стенах великий собор?

Софийский собор в Киеве (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Софийский собор в Киеве - храм, в котором богослужения проводятся по графику. Один из символов украинской столицы фактически стал музеем. Молиться Богу здесь можно только в строго отведенные дни. Остальное время отведено для туристов и простых зевак.

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта - будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя - его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть - кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник.

После выхода Украины из состава Советского Союза в соборе возобновились богослужения. Однако вскоре здание попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в соответствии с которым в храме были запрещены все службы. Исключения составляют только некоторые религиозные праздники.

Архитектура и интерьер

Софийский собор знаменит своей архитектурой и интерьером. Изначально он строился как главный храм Руси, поэтому очень сложно найти аналогичные здания, например, в Византии. Хотя строители были выписаны прямо из Константинополя.

С точки зрения символики высокий купол храма напоминает прихожанам об Иисусе Христе. Двенадцать небольших куполов - об апостолах, а четыре из них символизируют евангелистов, которые проповедовали учение Христа.

Центральное подкупольное пространство собора выполнено в форме креста. Такую же - крестообразную форму - имеют в сечении столпы собора. Для хоров здесь было создано прекрасное освещение - знать очень любила слушать богослужения.

Сегодня в Софийском соборе можно увидеть мозаику, которая сохранилась с 11 века. Палитрой более чем в 170 оттенков, она украшает центральный купол, арки, столпы.

Самая известная мозаика называется Богородица «Нерушимая стена». Она находится в сводчатой части центральной алтарной апсиды и изображает причащение апостолов Христом.

Также собор богат фресками, на которых изображены различные сцены из Библии - детство Богоматери, деяния апостолов, житие и образы святых, сцены страстей Христовых и многие другие.

Собор святой Софии в Киеве

Альтернативная версия создания собора

Ученые из 12 стран весной 2012 года заявили о том, что Софийский собор был построен на 26 лет раньше, чем гласит официальная версия. Новая дата - ориентировочно 1011 год - была зашифрована в настенных надписях. Соответственно, основателем собора не может быть Ярослав Мудрый.

Исследование костей, которые находились в саркофаге великого князя, показали, что они принадлежат женщине. Куда делись останки Ярослава Мудрого, неизвестно. По одной из версий, они хранятся в Бруклинской церкви.

Адрес: ул. Владимирская, д. 24

Святая София Киевская - уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его называют собором музеем или Национальным заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии.

Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения.

История создания

О времени строительства памятника практически ничего не известно. Однако в «Повести временных лет» упоминается 1037-й как год постройки собора Святой Софии. В это время правил Ярослав Мудрый. Некоторые источники утверждают, что фундамент храма был заложен еще в 1017 году во времена княжения Большинство ученых все же склоняется к тому, что именно в 1037 году было начато строительство памятника. Удивительно, но фрески Софии Киевской сохранили свою первозданную ценность до нашего времени.

Летописи говорят, что 1036 год связан с нахождением Ярослава Мудрого в Новгороде Волынском. В это время до него дошло известие, что готовится наступление печенегов на Киев. Ярослав собрал союзников из жителей Новгорода. Вскоре состоялась битва, в которой царь одержал победу и заставил печенегов бежать. Во имя этой победы на месте битвы и был заложен храм.

С греческого языка София переводится как «мудрая». Поэтому считался символом христианской мудрости и ознаменовал победу православного народа над язычеством. София Киевская как памятник духовной культуры и сегодня представляет особую ценность.

Строительство собора

Специалисты говорят, что строительством Софии Киевской занимались около 40 мастеров с многочисленными помощниками. Строился памятник около 3 лет, и еще пару лет ушло на то, чтобы выполнить внутреннюю отделку. Возведением храма занимались мастера из Константинополя, которых специально пригласил Ярослав Мудрый. Изначально здание собора было прямоугольным и окружено двенадцатью столбами крестовидной формы. Его украшали тринадцать куполов (сегодня их уже 19), которые символизировали и Иисуса Христа. Главный купол был возведен в центре храма, четыре находились над алтарем, остальные располагались в западных углах здания.

В то время собор имел только два ряда галерей в виде открытого балкона, окружающего здание с трех сторон. Второй этаж занимали так называемые палаты для княжеской семьи и знатных жителей города.

Для строительства собора использовали гранитные блоки и раствор известняка с добавлением дробленого кирпича. Фасады здания не штукатурили. Кровля была сделана из свинцовых листов, которыми покрывались купола и своды. Стены, столбы и своды Софийского собора украшали великолепные росписи, занимающие 5000 квадратных метров. Сегодня в первозданном виде сохранились только 2000 квадратных метров фресок.

Хронология событий

За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.

Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.

1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.

В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.

Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.

В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.

Уникальный памятник архитектуры - София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.

7 фактов о Софии Киевской

  1. Колокольня собора была возведена гетманом Иваном Мазепой. До сих пор там находится огромный колокол «Мазепа», который в 1705 году вылил мастер Афанасий Петрович по заказу и на деньги Ивана Мазепы. Колокол представляет собой настоящий архитектурный шедевр. Он украшен орнаментом и гербом гетмана.
  2. Подвалы Софийского собора хранили в себе огромную которая мистическим образом куда-то исчезла. Единственное упоминание о ней хранят «Повести временных лет» Нестора Летописца. Возможно сейчас она спрятана в Киево-Печерской лавре.
  3. София Киевская хранит одну из редчайших мозаик Оранты. На ней изображена Божья Матерь с раскинутыми руками, читающая молитву. Без младенца ее практически никогда не изображают. Это величественное изображение известно как "Нерушимая Стена".
  4. Фрески Софии Киевской в большей степени имеют религиозную направленность. В основном на них изображены молитвы о помиловании людей. Одна из стен хранит в себе надпись князя Брячислава с просьбой помиловать его, грешного и убогого.
  5. В 2008 году София Киевская вновь обрела свои ажурные серебряные Врата с изображениями святых. В 30-е годы они были отправлены на переплавку советскими властями. На их реставрацию ушло около 100 кг серебра.
  6. Святыня наполнена не только молитвами, здесь можно встретить надписи светского характера.
  7. Во времена строительства храма в Киеве действовал отдельный налог, согласно которому каждый, кто посещал город, должен был с собой привезти несколько камней.

Особую ценность представляют собой росписи памятника София Киевская. Мозаики и фрески - это главное украшение собора.

Мозаичная роспись Софии Киевской

Данный вид живописи является главным элементом внутреннего оформления собора. Красочными элементами мозаики украшен центральный купол и апсида. На других же частях собора можно лицезреть не менее живописные фрески. В мире сохранилось множество древних росписей, но именно фрески и мозаики Софии Киевской считаются подлинными образцами монументальной живописи. Они сохранились в изначальном своем виде и никогда не подвергались реставрации и дополнениям. Их лишь очищали от пыли, что придавало им первоначальную свежесть и красоту.

Краски софийских мозаик настолько прекрасны, что порой кажется, будто глаз никогда не видел более гармоничного сочетания стольких цветов, оттенков и форм.

Опытные художники насчитывают здесь 35 оттенков коричневого, 34 полутона зеленого, 23 оттенка желтого, 21 оттенок синего и 19 тонов красного. Палитра софийских мозаик состоит из 150 оттенков, это говорит о том, что Киевская Русь была непревзойденной в производстве смальты.

Особую изысканность и роскошь придает софийским мозаикам золотой фон. Именно с ним идеально гармонируют все остальные оттенки.

Мозаика «Христос - Пантократор»

Основание центрального купола украшает огромный медальон, в центре которого находится изображение «Христос - Пантократор». Мозаика выполнена по всем правилам восприятия с дальнего расстояния. Изначально в куполе находилось четыре изображения архангелов. К сожалению, из них частично сохранилось только одно мозаичное изображение, которое относится к XI веку. Остальные части были дорисованы красками в XIX веке.

На центральном подкупольном барабане также располагается мозаичная фигура апостола Павла и Иисуса Христа, представляющего образ Иерея. Изображение Богоматери наполовину утрачено.

Парус подкупольного барабана украшен изображением евангелиста Марка. На подпружных арках изначально было расположено 30 живописных мозаик, из которых сохранилось только 15.

Мозаика "Мария-Оранта"

Свод главного алтаря украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками. Обута в красные сапожки.

Эта фигура отличается монументальностью и особым величием. Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.

София Киевская: фрески

Фресками украшены все боковые части собора, также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками. Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок.

В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения.

Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.

Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

Это изображение является особенно интересным у памятника София Киевская. Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой - основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

Саркофаг князя Ярослава

Восточную часть галерей Софии Киевской занимала усыпальница князя. В ней находились захоронения всей княжеской семьи. Сегодня можно увидеть только саркофаг Ярослава Мудрого, который занимает часть алтарной комнаты северной галереи. Это прямоугольный ящик с выступающей по бокам крышкой. Все украшено изображениями растений, птиц, крестов и другими символами древнего христианства. Весит гробница около 6 тонн. Мраморный саркофаг был привезен из Византии.

В 1939 году гробница была вскрыта, и ученные обнаружили там скелеты мужчины и женщины, кости которых перемешались. Этот факт, а также то, что в саркофаге отсутствовали следы одежды, является прямым свидетельством ограбления.

Было доказано, что мужской скелет принадлежал Ярославу Мудрому, а женский - его жене Ирине. Череп Ярослава Мудрого послужил образцом для создания скульптурного портрета князя, который сейчас располагается в северной части собора. В сентябре 2009 года саркофаг вновь вскрывали для проведения исследований. После чего распространились слухи о том, что нет гарантии того, что останки костей принадлежат именно Ярославу Мудрому.

Каждый житель и гость города Киев может увидеть красоту и величие памятника София Киевская. Как добраться до главного храма Киевской Руси? Святыня находится по адресу: ул. Владимирская, 24.

Здесь же располагается и знаменитая на которой с давних времен проходили всевозможные мероприятия не только религиозного характера, но и общественно-экономического и политического назначения. Здесь устраивали собрания и организовывали ярмарки. Сегодня площадь украшает монумент Богдана Хмельницкого.

Храм Софии - Премудрости Божией в этом году празднует 990-летие со дня закладки и 970-летие со дня освящения.

Храм посвящен Софии - Премудрости Божьей. Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София - главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019-1054).

Нет общепринятой датировки строительства церкви. Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению. Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч утверждают, что начало строительства храма относится к 1037 году.

В "Новгородской первой летописи" закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 годом. Однако в "Повести временных лет" говорится: "В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый, <...> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью". Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: "...заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши". Собор, таким образом, строился в период с 1017 по 1037 год. В 1051 году в нем уже был хиротонисан Иларион, первый "митрополит из русских".

Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей - Богородичная Десятинная или Святая София - была кафедральным собором киевских митрополитов.

В 1950-1960-е годы в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве.

Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями.

Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой - штукатуркой.

Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами - вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.

С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю - гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий - мастерская по переписке книг.

Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей.

Вопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, расположенной на западной стене двухъярусной аркады.

В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался "починкам" и переделкам.

В XVII веке София была "поновлена" митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки.

Сохранились словесные описания Софии, созданные иностранными путешественниками XVI-XVII веков Эрихом Ляссотой, Павлом Алепским и другими, однако наиболее важным источником для воссоздания первоначальных форм постройки являются рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда. Он посетил Киев в 1651 году и сделал несколько зарисовок Софийского собора и его росписей.

Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи - граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви.

София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего - Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, - в Софии и в Десятинной, - не получил у историков убедительного ответа.

Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской соборности и церковности, средоточием политической и культурной жизни страны.

Мозаики киевской Софии

Мозаика "Спаса Вседержителя" в зеркале центрального купола Софии Киевской - самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.

"Вседержитель" (греч. "Пантократор" - всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде. Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества и в той одежде, которую он носил в своей земной жизни - в хитоне и гиматии. Христос восседает на троне, правой рукой Он делает благословляющий жест, а левой держит свиток или книгу с законом. Если книга раскрыта, то на страницах традиционно отображают различные речения Спасителя, содержащиеся в Евангелиях. Композиция отличается строгой фронтальностью и статичностью.

Распространение канона Христа - Царя Небесного относится ко времени государственного становления христианства - к IV-VI векам (известна равеннская мозаика без надписи середины VI века на триумфальной арке церкви Сант Аполлинаре ин Классе). На складывании этого иконографического образа оказала влияние позднеэллинистическая традиция изображения императоров.

В образе Пантократора заложена идея Богочеловеческого господства Христа над миром. Именование Иисуса Вседержителем указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: "Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр 1:8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа. Иисус становится Вседержителем, совершив второе творение, искупив крестной жертвой людские грехи и обновив человеческую природу. Бог Отец, по словам апостола Павла, "вводит Первородного во вселенную" (Евр 1:6).

Среди софийских мозаик "Спас Вседержитель" выделяется укрупненностью форм и цветовой контрастностью, дабы пришедшему во храм был ясно виден Царь Небесный.

Канон "Христа Вседержителя" распространен в двух изводах: изображения бывают в рост и поясные. Во всем православном мире в центральном куполе традиционно помещается поясное изображение Мессии. Эта традиция берет свое начало, по всей видимости, со второй половины IX века, со времени утверждения в Византии иконопочитания. В куполах ранних христианских храмов зачастую помещалось "Вознесение".

По своим огромным пропорциям и манере кладки смальты фигура архангела близка "Пантократору" в главном куполе и "Богоматери Оранте" в конхе центральной апсиды. "Возможно, что все три изображения, - писал знаменитый искусствовед В. Н. Лазарев, - выкладывал один мозаичист. Во всяком случае, несомненна принадлежность "Пантократора" и "Архангела" одну мастеру, в пользу чего говорит совершенно одинаковый характер мозаичной кладки в лицах. Голова "Оранты" исполнена в несколько иной манере (более плотная пригонка кубиков), но приземистая пропорция этой фигуры и прямолинейные тяжелые складки одеяния сближают ее с изображениями в куполе. Поэтому имеются серьезные основания полагать, что исполнение самых крупных по масштабу фигур было поручено одному мастеру, чьей специальностью являлась работа на больших плоскостях, находившихся на значительном расстоянии от глаз зрителя".

Мозаика в Софии Киевской выполнялась мастером, склонным к крупным, монументальным композициям. Он создал образ Христа с массивной головой, с укороченной шеей и прямоугольными плечами. На "Пантократоре", как и на византийском басилевсе, хитон пурпуровых тонов с золотой отделкой и красным клавом (нашивной вертикальной полосой). Поверх хитона надет голубой плащ, складки которого выложены смальтой темно-синего цвета и отделаны золотым ассистом (лучами, исполненными золотом). Борода почти полностью утрачена - она была дописана масляной краской при реставрации. Особенно красочно оформлен медальон, состоящий из девяти разноцветных кругов. Видимо, это реминисценция радуги, на которой восседал Христос при вознесении - это можно наблюдать в старой иконографии росписи храмового купола.

В киевском соборе им также созданы мозаика "Богоматерь Оранта" в конхе центральной апсиды и, по-видимому, "Архангел" в подкупольном пространстве храма.

В центральном куполе Софии Киевской "Пантократора" окружали четыре архангела - подобно церемониальной охране византийского императора при торжественном выходе. Это архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, трудно сказать, какой именно, так как изначальных надписей нет.

Архангелы - начальники ангелов, они составляют высшую степень ангельского чина. Они благовествуют о Великом и Преславном (1 Фес 4:16), открывают тайны воли Божией, укрепляют в людях веру и просвещают их светом Святого Евангелия.

Единственный "Архангел" из мозаик Софийского собора дошел до нашего времени не полностью: имеются утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны Михаилом Врубелем.

Фигура архангела огромна: ее высота составляет 3,85 метра. Пропорции архангела приземисты, и он выглядит тяжеловесным и грузным. На нем пышные одежды византийского императора. Он облачен в далматик синего тона - узкую длинную одежду из плотной ткани с широкими рукавами, надетую на пурпурную столу - длинную рубашку, наподобие туники, с узкими рукавами и обшлагами. Плечи и грудь начальника ангелов охватывает усыпанный жемчугами и драгоценными камнями лор, широкая и длинная полоса. На ногах красные сапожки. Далматик, стола, лор, обувь красных цветов - это атрибуты одеяния басилевсов и иконного образа архангелов.

Волнистые волосы архангела перетянуты тороками (или по-другому - слухами), означающими высшее знание. Через тороки ангелы получают повеления от Бога. В правой руке Архангел держит зерцало - сферу, на которой начертан установленный на Голгофе крест. Зерцало - символ предвидения, которое Бог передал своему ангельскому слуге. В зерцале архангел также читает повеления Господа. В левой руке архангел держит лабарум (хоругвь) - длинное древко с перекладиной, на которой закреплена ткань. На ней греческое слово "АГИОС", повторенное три раза: "Свят, Свят, Свят". Слова взяты из Откровения Иоанна Богослова: "Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет" (Откр 4:8). По преданию, первый церковный лабарум - штандарт с крестом - выставил Константин Великий в битве с Максенцием.

На восточных столбах подпружной арки помещены архангел Гавриил и Богоматерь, образующие композицию "Благовещение".

Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии - от Луки (Лк 1:26-39). На основе этого сюжета и построена иконография "Благовещения", которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.

На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому "Протоевангелию Иакова" (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. "Благовещение с пряжей" стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант "Благовещения" помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых - в алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый и мистический характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора "рассказывающих" деталей - характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.

При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: "[Я] раба Господня, да будет мне по слову твоему" (Лк 1:38).

Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: "Архангел Гавриил: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою" (Лк 1:28).

Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки.

Мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся "Благовещением" в древнерусском искусстве.

На снимках: Собор Святой Софии в Киеве, восточный фасад; реконструкция древнего вида храма; усыпальница Ярослава Мудрого в Софийском соборе; мозаики "Вседержитель", "Архангел" "Оранта", "Благовещение".

Подготовил Станислав Минаков по публикациям к.и.н. Юрия Пелевина на Российском общеобразовательном портале (www.school.edu.ru)