"служебный роман" по андрею дементьеву. «Никогда ни о чем не жалейте

Андрея Дементьева знают все. Он очень известный, даже знаменитый поэт, и не просто поэт, а песенник, журналист, главный редактор журнала «Юность» периода пика его перестроечной популярности, общественный деятель, орденоносец. Ему рады везде – в глянцевом журнале, на юбилее и популярном телевизионном ток-шоу, модном концерте. Его звезда сияет в созвездии Лиры и на асфальте возле столичного концертного зала «Россия». При этом Андрей Дмитриевич ничуть не зазнался, в своих выступлениях поэт не устает напоминать, что он родом из Твери, чем славит нашу землю. Таким земляком надо гордиться. Малая родина оценила его заслуги и наградила своего сына званием почетного гражданина Твери.

Твери многие помнят поэта. Правда, по-разному. Ветераны местной журналистики, ссылаясь на слабую память, вспоминают какую-то ерунду вроде совершенной полвека назад финансово успешной халтуры по написанию сценария новогоднего вечера по образцу «Карнавальной ночи». Еще хорошо запоминаются ляпы, их, оказывается, практически не забывают. Дементьев-журналист остался в памяти товарищей замечательным протокольным выражением «медосбор с пчелопасеки». Долго помнят милые пустяки вроде подробностей вечеринок. Но Андрей Дементьев в этом направлении отличился мало, потому что не курил и почти не пил. Он будто готовил себя к бурной столичной карьере. Его усилия не пропали даром.

Отчий дом

Андрей Дементьев родился 16 июля 1928 года в Твери. Его родители Дмитрий Никитович и Мария Григорьевна жили в самом центре старой Твери в собственном доме на Сенной площади, нынешней площади Славы. Того дома нет уже лет двадцать, на его месте в 80-е годы построили голубые пятиэтажные дома. Точный адрес Дементьевых был такой: улица Салтыкова-Щедрина, дом 2/57.

Радость или грусть нас ждут потом…

Но всему начало – отчий дом.

Там у колыбели матери нам пели

Песню любви.

Вновь сейчас во мне звучит она.

Ждет меня наш домик в три окна.

Близко ли, далеко – свет родимых окон

Вечно не померкнет для меня.

Это строки из стихотворения Андрея Дементьева, ставшего очень популярной песней. Наверное, он написал их о своем доме, хотя, по воспоминаниям товарищей Дементьева, домик был значительно лучше, чем просто изба в три окна. Это была настоящая городская усадьба – дом с мезонином и участок, какие в наши дни еще остались на уцелевших улочках бывшей Мещанской слободы. Андрею Дементьеву повезло. Очень немногие люди в то время имели столь хорошие жилищные условия. Большинство ютилось в общежитиях, коммуналках, а то и подвалах.

В доме на Сенной распоряжалась Мария Григорьевна, хлебосольная хозяйка. Здесь радушно принимали товарищей единственного сына, гордости родителей. В праздники на Сенную захаживали коллеги и соученики сына – Дмитрий Званцев, Александр Гевелинг, Евгений Беренштейн. Утомленные гостеприимством, порой оставались ночевать. Места хватало всем. Сейчас дома нет, но его составляющие по-прежнему служат людям. Перед сносом дом купили журналисты Бадеев и Исаков и выстроили из него дачные дома в кооперативе на Тверце.

Сын врага народа

Мало кто из друзей Андрея Дементьева знал, что их жизнерадостный успешный товарищ – сын самого настоящего врага народа. По тем временам это было клеймо, закрывавшее его владельцу путь к высшему образованию, приличной работе.

Отец Андрея Дементьева Дмитрий Никитович по профессии был агрономом. Он родился 23 мая 1901 года в деревне Старый Погост Щербиновской волости Тверского уезда. Видимо, это недалеко от Твери. Маленький Андрей проводил в деревне у бабушки летние каникулы. Во время войны дом сожгли фашисты. Дмитрий Никитович сумел получить высшее образование – большая редкость по тем временам. Женился он на Марии Григорьевне Орловой, 1908 года рождения. Семья была образованная – дома любили читать, сыну Дмитрий Никитович прочитал всего Жюль Верна. Мама и дед обладали прекрасными голосами. По вечерам в столовой дома на Сенной часто звучали народные песни и русские романсы.

Мария Григорьевна не работала, занималась домашним хозяйством. Дмитрий Никитович был на руководящей работе, но беспартийным. Великую Отечественную войну он встретил в должности заведующего отделом колхозного опытничества областной опытной станции полеводства.

Дмитрия Никитовича арестовали 25 июня 1941 года, на третий день страшной войны, когда у правоохранительных органов должны, казалось бы, быть совсем другие задачи, чем сажать человека мирной профессии. Но искать логику в действиях сотрудников НКВД не приходится. Дементьев считал, что его взяли по доносу сотрудника его же станции. Пришли, как водится, ночью. Допросы тоже были ночными. «Следствие» длилось чуть больше месяца, агронома Дементьева обвиняли в контрреволюционной деятельности (статья 58-10 УК РСФСР). Арестованный не отпирался, он просил следователя: пишите, что хотите, я все подпишу. Суд состоялся 1 августа и оправдал подсудимого. Но по протесту прокурора 18 сентября, когда враг уже приближался к Москве, Дементьева все-таки осудили. Он получил пять лет лагерей и три года поражения в гражданских правах.

Свой срок Дмитрий Никитович Дементьев отбыл, что называется, от звонка до звонка. Он сидел в Восточно-Уральском лагере, Азанковском отделении. Это почти там, где Колыма. Первый, самый страшный лагерный год Дементьев провел на общих работах, то есть на лесоповале. Наверное, только деревенская закалка позволила ему выдержать тяжкий труд на пятидесятиградусном морозе при почти полном отсутствии пищи. У зэка Дементьева были все болезни каторжанина – авитаминоз, язвы, истощение. Помогла женщина, заведующая молочной фермой. Ее имя он помнил спустя десятки лет. Анна Августовна Семикина давала доходяге молоко, когда он болел.

Однажды Дмитрия Никитовича придавило деревом, что, как ни странно, и спасло. Его освободили от общих работ и перевели агрономом в подсобное хозяйство, где он работал до конца срока. Вот выдержка из характеристики лагерного начальства на заключенного Д.Н. Дементьева:

«С 20 августа 1942 года по 25 июня 1946 года работал агрономом подсобного хозяйства. За это время благодаря доброму отношению к работе привел все поля подсобного хозяйства в образцовое состояние. Под его руководством произведена раскорчевка и очистка полей и поднята урожайность сельхозкультур до рекордных норм. Дементьев систематически проводил занятия по агротехминимуму с рабочими сельхозучастка. За все время отбытия наказания не допустил случаев нарушения дисциплины, неоднократно премировался управлением и отделением за получение высоких урожаев и получил благодарность. Отношение к работе было исключительно заботливым».

Дмитрий Никитович вернулся домой летом 1946 года. Первое время он жил в Старом Погосте, потом вернулся в Калинин и опять работал агрономом. Несмотря на серьезные испытания, он прожил очень длинную жизнь. Дождался реабилитации (в 1960 году его оправдали «за отсутствием состава преступления»), громкой славы сына, пережил снос родового гнезда и переезд в панельный дом на проспекте Чайковского, наступление новых времен, он застал публикации в «Юности», редактируемой сыном, о репрессиях и лагерях. У Дмитрия Дементьева было большое человеческое счастье – верная жена, с которой он прожил больше шестидесяти лет, и гордость за знаменитого сына. Дмитрий Никитович умер в июле 1990 года, немного не дожив до своего 90-летия.

Как жила семья зэка Дементьева? Как все. Когда осенью 1941 года отец этапом двигался на восток, в том же направлении перемещались и Мария Григорьевна с 13-летним Андреем, как и многие калининцы, бежавшие от наступавших войск вермахта. Добраться удалось до Кашина – столицы области того времени, где они жили у чужих людей. Это было значительно лучше, чем оставаться в оккупации. По возвращении домой Андрей учился в школе № 6, а один год провел в нынешней школе № 17. Это были суровые годы. Всего не хватало. Дети сажали на школьных участках картошку – основу пропитания, вместе с учителями вытаскивали из Волги бревна, чтобы не замерзнуть зимой.

В 1946 году Андрей Дементьев окончил школу и поступил в педагогический институт – единственное в то время высшее учебное заведение города. Ехать в Москву, может быть, ему и хотелось, но не имело смысла. В большинстве столичных вузов надо было проходить мандатную комиссию, проверявшую анкеты абитуриентов. А в Калинине такой комиссии не было, и детям врагов народа удавалось пробраться в ряды советского студенчества.

Журналист и поэт

В пединституте Андрей проучился три года. Его уже влекла муза поэзии. По его воспоминаниям, в десятом классе стихи просто обрушились на него. Своими стихами хотелось делиться с окружающими, то есть печататься. В 1948 году в газете «Пролетарская правда» появилось стихотворение «Студенту» молодого автора Дементьева. А потом стихов стало много, и Андрей Дементьев посылал их в Москву, где его опыты были поддержаны известными поэтами. Сергей Наровчатов и Михаил Луконин рекомендовали калининского поэта к поступлению в Литературный институт, поэтому заканчивать пединститут он не стал и доучивался в Москве. В 1952 году Андрей Дементьев с дипломом профессионального литератора вернулся в Калинин и поступил в единственную на то время редакцию газеты. Так ему посоветовал Борис Полевой, писатель, в прошлом калининский журналист, добившийся успеха в Москве. Два года Дементьев проработал в сельхозотделе «Калининской правды», потом три года в открывшейся молодежной газете «Смена». Работал в радиокомитете и издательстве, в областном комитете партии, пока не перебрался в Москву и не стал сотрудником аппарата Центрального комитета ВЛКСМ. Это была очень успешная для провинциального литработника карьера. С 1955 года Дементьев выпускал поэтические сборники, преимущественно лирические, но бывали и на злободневные темы. Например, в 1960 году Андрей Дементьев создал поэму «Дорога в завтра» о передовой вышневолоцкой текстильщице Валентине Гагановой. В 1965 году, когда отмечалось 90-летие уроженца Тверской области первого председателя ЦИК Михаила Калинина, Дементьев выпустил сборник рассказов о «всесоюзном старосте» «Штрихи большой жизни». Способность писать на заказ позволит нашему земляку поэтически приветствовать такие важные политические события, как открытие очередного съезда правящей партии. Диссидентски настроенные современники не одобряли конформистское поведение литератора, однако в плане построения карьеры Андрей Дементьев вел себя абсолютно правильно.

Личная жизнь

Андрей Дементьев с юных лет много внимания уделял своей внешности, костюму, прическе. Знающие его люди говорят, что он очень приветливый, обаятельный человек с прекрасной открытой улыбкой. Что очень важно – свои достоинства он не прячет. Андрей Дементьев не стесняется говорить людям добрые слова, комплименты, как многие сдержанные люди. Неудивительно, что он всегда пользовался бешеным успехом у противоположного пола.

Андрей Дементьев был женат несколько раз. Первой женой начинающего поэта была блондинка ошеломляющей красоты по имени Алиса. Красавица служила кассиршей в Доме моды, и поныне существующем на улице Трехсвятской (тогда Урицкого). Андрей женился на Алисе, невзирая на протесты матушки. Мария Григорьевна полагала, что необразованная кассирша неровня ее замечательному сыну. Брак продлился недолго. Супруги разошлись, Алиса вышла замуж за моряка и уехала из Калинина.

Второй раз Андрей Дементьев вступил в брак со студенткой английского отделения факультета иностранных языков пединститута Ириной. Ира была моложе мужа на несколько лет. Двадцать пятого октября 1954 года у Дементьевых родилась дочь Марина, которой Андрей был очень рад. Однако брак просуществовал недолго. По воспоминаниям знакомых Дементьевых, у супругов было много общего в характерах – оба яркие, общительные, недомашние. Семья распалась за несколько дней. Ирина забрала дочку и уехала к матери в Колпино под Ленинград.

Третья жена Андрея Дементьева тоже калининская. Ее звали Галина Степина. До замужества Галя жила в доме № 10 по улице Вагжанова, который старые работники «Искожа» до сих пор называют крепзовским. Галя окончила десятую женскую школу, медицинский институт, вышла замуж за слушателя академии ПВО по фамилии Сиротин и вместе с мужем уехала на службу в ГДР. Первого сентября 1960 года Галя родила дочь Наташу. А вскоре она оставила мужа и вернулась в Калинин. Галя работала отоларингологом в Больничном городке, воспитывала дочь. Однажды к ней на прием пришел симпатичный мужчина. Это был Андрей Дементьев. Вспыхнул роман. Галя моложе Дементьева на семь лет. Прежде чем выйти за него замуж, Галина советовалась с подругами, знавшими ее жениха, и они честно высказали ей свои сомнения по поводу его серьезного отношения к браку. Воспротивились браку и родители с обеих сторон. Но любовь была сильнее. Свадьбу сыграли в Галиной двухкомнатной квартирке на улице Вагжанова. Родителей не было – ни Степиных, ни Дементьевых, они не пришли в знак неодобрения брака. Красивая и образованная Галя не понравилась родителям жениха, видимо, из-за того, что уже была замужем и имела дочь. Но вопреки всему молодые жили очень хорошо. Андрей Дементьев удочерил Галину дочку и был к ней очень внимателен.

Карьера Дементьева шла на взлет, в 1967 году он переехал в Москву, перевез семью, получил квартиру. Четвертого сентября 1969 года у Гали и Андрея родился долгожданный сын Дмитрий. Сын не стал гордостью семьи. Он неважно учился в школе, долго не мог определиться с выбором жизненного пути. Какое-то время проучился на журфаке МГУ, служил в армии. Женился Дмитрий Дементьев рано, родился сын, которого назвали Андреем. Но брак распался. Жена ушла к другому. А потом произошла трагедия – Дмитрий застрелился на глазах у бывшей жены. Ему было только тридцать лет. Через некоторое время жена Дмитрия тоже кончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Маленького Андрея Дементьева воспитывает Галина. Ее семейная жизнь с великим поэтом завершилась. Брак длился двадцать семь лет. Сейчас Андрей Дементьев вновь женат. Его четвертая жена, переводчица и журналистка Анна Пугач, родилась в 1957 году. Она моложе старшей дочери Дементьева.

Слава

Семидесятые годы – время громкой всесоюзной славы нашего земляка поэта Андрея Дементьева. Сейчас уже трудно поверить, насколько тогда были популярны поэты. Послушать авторское чтение стихов собирались целые стадионы. «Поэт в России – больше, чем поэт». Андрей Дементьев в каком-то смысле тоже был гораздо больше, чем поэт. Широкую известность ему принесло сотрудничество с композиторами, слагавшими песни на его стихи. Особенно удачной была совместная работа с Евгением Мартыновым. Поэт и композитор написали несколько ставших очень популярными песен: «Баллада о матери», «Отчий дом», «Лебединая верность», «Аленушка». Песни на стихи Дементьева писали и другие известные композиторы – Раймонд Паулс, Владимир Мигуля, Оскар Фельцман, Арно Бабаджанян, Евгений Дога. Это одна грань творчества нашего земляка. Другая – его литературная работа в журнале «Юность». В «Юность» Дементьев пришел работать к Полевому в 1972 году заместителем и проработал до 1993 года. Последние двенадцать лет – главным редактором. В перестройку журнал достиг астрономического тиража в 3 миллиона 300 тысяч экземпляров. Издание расходилось как горячие пирожки. Дементьев рискнул печатать все прежде запрещенное – преимущественно о репрессиях и репрессированных, и все молодое, свежее, нестандартное. При этом собственными произведениями драгоценные журнальные полосы заполнять не стремился. Возможно, ему просто некогда было писать. Хотя он выпустил более тридцати поэтических сборников, за один из которых – «Азарт» – получил Государственную премию СССР.

Помимо основной работы у Дементьева было бесчисленное множество разнообразных дополнительных нагрузок. Андрей Дмитриевич Дементьев заседал в Моссовете как депутат, в Союзе писателей СССР как секретарь, в Госкомиссии Литинститута, в Фонде мира, в комиссиях по премиям.

В 80-е годы он увлекся телевидением. Работал на столичном телеканале ведущим программ, создавал собственные передачи. В 1992 году вместе с Анной Пугач уехал в Израиль и несколько лет работал шефом бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке.

Количество государственных наград Андрея Дементьева не снилось ни одному поэту. Он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством». Тверская земля присудила поэту свою высшую награду – Почетный знак святого князя Михаила Тверского. Когда в прошлом году в Москве было создано тверское землячество, объединившее успешных выходцев из тверского края, вопрос о председателе долго не обсуждался. Кандидатура Андрея Дементьева была признана наилучшей.

Единственная неудача постигла Андрея Дементьева в 1995 году, когда он зачем-то взялся баллотироваться по Бежецкому округу в Госдуму. Время не располагало к поэзии (да и к прозе тоже, Лимонов двумя годами ранее провалился по Тверскому округу), избирательную кампанию в современном понимании Дементьев не вел и логично занял далекое от пьедестала место.

Некоторые наши современники не считают Андрея Дементьева настоящим большим поэтом, оценивая его стихи как слащавые, сентиментальные, неискренние и конъюнктурные. Это дело вкуса. Составить собственное мнение может каждый человек. Одно не подлежит сомнению: Андрей Дементьев стал самым известным поэтом – уроженцем тверского края за всю его историю.

Андрей Дмитриевич Дементьев - один из популярных поэтов советских времён. За свою творческую деятельность он отмечен многими государственными наградами, его многочисленные книги много раз переиздавались, и переведены на все основные языки. На стихи Андрея Дементьева написано около сотни популярных советских песен, он много работал на телевидении, радио, в различных изданиях.

Будучи лоялен по отношению к власти, работая в безукоризненном стиле соцреализма, Андрей Дементьев в советские годы был широко востребован и как поэт, и на различных административных и редакторских постах. В то же время, после развала СССР Дементьев несколько раз терял работу на телевидении именно из-за содержания своих стихов. Андрей Деменьтев скончался 26 июня 2018 года, лишь немного не дожив до своего 90-летия.

Начало творческого пути Андрея Дементьева
Будущий классик советской поэзии родился 16 июля 1928 года в Твери. Здесь же, в Твери, он окончил школу и поступил в высшее учебное заведение - городской педагогический институт, однако поучился лишь первый курс. После он отправился в Москву, поступать в знаменитый Литературный институт имени Горького, и учился до 1952 года.

Андрей Дементьев стихи начал писать в первые студенческие годы, ещё в Твери. В 1948 году его произведения уже публиковались в печати - местных газетах и альманахах. После института Дементьев на некоторое время вернулся в родной город - в Твери он проработал до 1958 года, журналистом в газетах «Смена» и «Калининская правда».

С 1959 года Дементьев - член Союза Писателей СССР. К этому моменту он стал популярным автором.

Работа и творчество советского периода
В 1967 году Дементьев устроился в Москве в издательство «Молодая Гвардия», где стал редактором поэтического отдела. В то же время, он не переставал писать стихи, и писать их много, крайне разнообразно. Размах его творчества широк: тут и новеллы, и поэтические сборники, и тексты для множества песен.

Стихи Андрея Дементьева, весьма патриотичные, оптимистические и традиционные по стилю, нисколько не противоречили цензурным установкам и были широко востребованы, поэтому ничто не мешало его публикациям и росту популярности.

С 1972 года, на протяжении более чем двадцати лет, Дементьев работал в журнале «Юность» - сначала заместителем главного редактора, а затем и главным редактором. На этом посту он посодействовал изданию десятков классиков советской литературы. В «Юности» печатались Ахмадулина, Евтушенко, Вознесенский, Филатов, Окуджава и многие другие.

С конца 1980-х годов началась телевизионная карьера Дементьева - он был ведущим нескольких телепрограмм.

Андрей Дементьев после развала СССР
После развала Советского Союза Дементьев продолжал много работать на телевидении. В 1997 году он стал руководителем ближневосточного филиала РТР - «второго канала» российского телевидения. Сняли его с этого поста в 2000 году, после публикации стихотворений, весьма негативно высказывающихся о бюрократическом аппарате. То же самое позже повторилось на канале «ТВ-Центр», где Дементьев вёл программу «Народ хочет знать».

С 2001 года и по настоящее время Андрей Дементьев работает на «Радио Россия» - его авторская программа имеет большой успех. Он - член Общественной палаты РФ, в разные годы занимал массу общественных постов. Работал и в Литературном институте. Андрей Дементьев стихи продолжает писать и издавать до сих пор - последний на сегодняшний день сборник вышел в 2013 году.

Poembook, 2013
Все права защищены.

Российский поэт Андрей Дементьев.

Андрей Дмитриевич Дементьев родился 16 июля 1928 года в Твери в семье агронома. Отец - Дмитрий Никитович Дементьев (1901-1992), мать - Мария Григорьевна Орлова (1908-1998).

В школьные годы посещал занятия в литературном кружке, начал писать стихи.

В 1948 году поступил на историко-филологический факультет Калининского государственного педагогического института (ныне - Тверской государственный университет). В 1948 году в калининской газете "Пролетарская правда" и альманахе "Родной край" было опубликовано его первое стихотворение - "Студенту".

В 1949 году по совету поэта Сергея Наровчатова перешел в Литературный институт им. А. М. Горького (Москва), где занимался на семинарах Михаила Луконина и Евгения Долматовского. Окончил столичный вуз в 1952 году. Вернувшись в Калинин, занялся журналистской деятельностью. С 1953 года был сотрудником газеты "Калининская правда", в 1955-1958 годах являлся завотделом комсомольской жизни калининской газеты "Смена". В 1959 году был принят в Союз писателей СССР.

В период с 1967 по 1972 год работал инструктором, заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК ВЛКСМ. Некоторое время возглавлял отдел поэзии в издательстве "Молодая гвардия".

В 1972-1981 годах - первый заместитель главного редактора литературно-художественного журнала "Юность". В 1981-1993 годах являлся главным редактором этого журнала. В эти годы в "Юности" публиковались произведения Василия Аксенова, Беллы Ахмадулиной, Бориса Васильева, Владимира Войновича, Евгения Евтушенко и других известных авторов.

В 1983-1991 годах являлся членом комитета по Ленинским и Государственным премиям. Дважды избирался депутатом Моссовета.

С 1985 года был первым заместителем председателя Советского комитета защиты мира (с 1990 года - Российский фонд мира).

С конца 1980-х годов вел телепередачу "Добрый вечер, Москва!" на Московском телевидении. В 1995-1997 годах был автором и ведущим телепрограмм "Семейного канала".

В октябре 1990 года подписал Римское обращение группы советских, а также эмигрантских русскоязычных литераторов с призывом предоставить "реальное право на самоопределение путем референдума или решения свободно избранного парламента" для всех народов, живущих в СССР. Среди авторов обращения были также Чингиз Айтматов, Виктор Астафьев, Иосиф Бродский, Василь Быков, Дмитрий Лихачев и др.

17 декабря 1995 года баллотировался в Госдуму II созыва по Бежецкому одномандатному округу №172 (Тверская область) от блока Ивана Рыбкина. В Думу не прошел, набрав 4,27% голосов избирателей.

В 1997-2001 годах работал директором ближневосточного представительства телеканала РТР в Израиле.

С 2001 года являлся политическим обозревателем Радио России. В 2003-2006 годах был одним из ведущих телепрограммы "Народ хочет знать" (ТВЦ).

С 2008 года - член Общественной палаты РФ, входил в состав ее комиссий по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей и др.

Поэтическое и песенное творчество

Андрей Дементьев являлся одним из наиболее известных отечественных поэтов второй половины XX века. Выпустил сборники "Лирические стихи" (1955), "Родное" (1958), "Глазами любви" (1962), "Солнце в доме" (1964), "Наедине с совестью" (1965), "Боль и радость" (1973), "Рядом ты и любовь" (1976), "Рождение дня" (1978), "Азарт" (1983), "Снег в Иерусалиме" (1993) и др. В общей сложности опубликовано несколько десятков его поэтических книг, а также сборники избранных произведений разных лет. Автор поэм "Мужество" (1958), "Дорога в завтра" (1960), "Россия" (1964). Сочинения поэта были переведены на несколько иностранных языков.

Андрей Дементьев был широко известен как автор множества лирических и патриотических песен. К числу наиболее известных относятся: "А я без Волги просто не могу", "Отчий дом", "Прекрасное имя - Россия", "Яблоки на снегу", "Поздняя любовь", "Расскажи мне, мама", "Лебединая верность", "Аленушка", "Баллада о матери", "Мы навек любовью ранены" и др.

Звания, награды

Заслуженный деятель искусств РФ (2004).

Был награжден орденами "Знак Почета" (1970), Трудового Красного Знамени (1978), Октябрьской Революции (1984), Ленина (1988), "За заслуги перед Отечеством" III и IV степеней (2008, 1998), Почета (2013).

Был удостоен премии Ленинского комсомола (1981) и Государственной премии СССР (1985), отмечен Царскосельской художественной премией (2011) и премией Министерства обороны РФ в области культуры и искусства (2018). Почетный гражданин Твери (1999).

Был женат четвертым браком на Анне Пугач (род. 1957). От предыдущих браков имел дочь Марину (род. 1954), сына Дмитрия (1969-1996), также у него была приемная дочь - Наталия (род. 1960).

Андрей Дементьев – это интересный актер с интересной судьбою. В его биографии было множество любопытных эпизодов, а в списке экранных работ – множество ярких ролей. Да, в настоящий момент нашего сегодняшнего героя сложно причислить к когорте первых звезд российского кинематографа. Но его карьера движется вверх, а значит новые творческие победы, наверняка, еще случатся в его судьбе.

Ранние годы, детство и семья Андрея Дементьева

Андрей Дмитриевич Дементьев родился 31 мая 1988 года в крупном российском городе Свердловске (Екатеринбург). Его родители рано оставили этот мир, а потому уже с детских лет будущий актер воспитывался в доме бабушки и дедушки – знаменитого поэта Андрея Дементьева-старшего.

Возможно, именно его влияние стало определяющим в судьбе молодого парня. Все дело в том, что прославленный литератор часто бывал на телевидении и на радио, а также появлялся перед публикой с концертными выступлениями. Благодаря этому наш сегодняшний герой, который часто везде сопровождал своего деда, уже в раннем возрасте получил возможность взглянуть изнутри на мир, спрятанный по ту сторону кулис.

Кроме того, именно дед всегда развивал в своем внуке любовь к искусству. По его настоянию Андрей начал серьезно заниматься музыкой, а впоследствии также поступил в Астраханскую государственную консерваторию, которую успешно закончил через несколько лет. Впоследствии он также учился на факультете администрирования и управления на предприятиях туристического и гостиничного бизнеса одного из московских ВУЗов.

Параллельно с этим Андрей Дементьев занимался также в трейсерской секции, где по его же собственным словам, учился бороться с обстоятельствами и побеждать самого себя.

Звездный путь актера Андрея Дементьева, фильмография

Настоящий прорыв в жизни молодого парня произошел в тот момент, когда он оказался на проекте канала MTV «Ты – кинозвезда». В рамках данного телешоу наш сегодняшний герой сумел открыть новые грани своего таланта, показав всем, что он может быть интересен зрителям в самых разнообразных качествах.

В итоге свои первые роли в кино наш сегодняшний герой начал получать еще до окончания телепроекта. В 2006-м году Андрей Дементьев дебютировал на экране в рамках телевизионного фильма «Патруль». Данная лента не принесла ему особого успеха, однако стала важным подспорьем в дальнейшей карьере.

В итоге следующая роль оказалась значительно более яркой, чем первая. Картина «Дерзкие дни» принесла актеру большой успех и, даже, несмотря на довольно прохладные отзывы критиков и зрителей, позволила Андрею стать узнаваемым персонажем в мире российского кино. В данном проекте канала MTV наш сегодняшний герой исполнил роль центрального персонажа. Другие роли в картине исполнили Виктор Сухоруков, Гоша Куценко , а также некоторые другие финалисты проекта «Ты – кинозвезда».

Весьма примечательно, что все трюки, которых в картине «Дерзкие дни» было немало, Андрей Дементьев исполнял самостоятельно. В данном плане молодому парню очень помогло давнее увлечение трейсерским спортом (паркуром).

Несмотря на довольно неоднозначную реакцию на предыдущую картину, впоследствии Андрей Дементьев стал часто получать предложения от российских режиссеров о съемках в кино. Так в частности, одним из таких стало предложение от создателей проекта «Барвиха», которые в 2007-м году пригласили молодого актера исполнить главную роль в своем сериале. В итоге именно роль Евгения – «простого рублевского подростка» - принесла Андрею наибольший успех. Его персонаж быстро полюбился зрителям, а потому впоследствии стал одним из самых ярких во всем проекте.

Дед актера - знаменитый поэт. Андрей Дементьев - Два крыла.

Стоит отметить, что по словам нашего сегодняшнего героя, сериал «Барвиха» стал для него отличной школой. Здесь он научился многому у видных российских режиссеров, а также сумел перенять некоторые актерские приемы у более видных и именитых коллег, принимавших участие в съемках.

Андрей Дементьев в настоящее время

После окончания сериала «Барвиха» Андрей Дементьев сумел порадовать своих зрителей еще несколькими интересными ролями. В 2010-м году он исполнил второстепенную роль в «бандитском» сериале «Терминал», а уже годом позже вновь примерил на себя образ Евгения в проекте «Золотые», который стал своеобразным продолжением фильма «Барвиха».

Таким образом, образ состоятельного молодого парня, который, однако, несмотря ни на что, не утратил человеческих качеств, стала определяющим и наиболее важным в судьбе молодого парня.


В последние годы Андрей Дементьев все также снимается в кино. Стараясь показать себя как яркого и многогранного актера наш сегодняшний герой, играет в картинах самых разнообразных жанров. В 2011-м году молодой актер сыграл одного из главных персонажей военной драмы «Афганистан. Точка невозврата», а годом позже примерял на себя образ главного персонажа российского ужастика «Сомнамбула». Последний из названных проектов стал особенной вехой в судьбе актера. Картина, вновь-таки получила довольно низкие оценки от зрителей и кинокритиков, однако стала принципиально новым опытом в карьере нашего сегодняшнего героя.

Таким образом, Андрей Дементьев рос от фильма к фильму. Его работы превращались в своеобразную школу актерского мастерства, а потому всегда оставались особенно ценными. В 2014-м году после недолгого перерыва наш сегодняшний герой должен снова появиться в кино – в фантастическом боевике «Хардкор». Картина отличается хорошим актерским составом (Данила Козловский Шарлто Копли), а потому уже сегодня считается одним из самых амбициозных российских проектов года.

Личная жизнь Андрея Дементьева

Некоторое время молва связывала актера с узбекской актрисой Равшаной Курковой , однако впоследствии знаменитости опровергли факт романа, отметив, что они просто друзья. Впоследствии Андрей Дементьев сказал в одном из интервью, что встречается с другой девушкой, но имени ее не назвал.

Был редактором отдела поэзии издательства «Молодая Гвардия» , заместителем главного редактора (1972), а затем главным редактором журнала «Юность» (1981-1992). В октябре 1990 года подписал "Римское обращение".

В 1997 году был назначен на должность директора ближневосточного представительства РТР в Израиле . Отозван с этой должности в 2000 году после публикации в «Московском комсомольце» стихов, обличающих российских чиновников. В 2003-2006 годах был ведущим программы «Народ хочет знать» на канале ТВ-Центр , однако был уволен руководством канала без объяснения причин, скорее всего за публикацию книги острой публицистической поэзии «Новые стихи».

Ведёт авторскую программу «Виражи времени » на Радио России с июля 2001 года .

Издано более 50 книг стихов поэта, не считая многочисленных сборников избранных и лучших стихов разных лет.

Творчество

Дементьев - один из известнейших советских поэтов второй половины XX века. Диапазон его творчества - от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи: «Алёнушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие в исполнении Евгения Мартынова .

В своем творчестве Дементьев утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. По словам самого Дементьева,

Стихи Дементьева отличает обострённое чувство патриотизма , неприятия отрицательных черт современности, горькая ирония , лиричность, оптимизм , наслаждение элементарными радостями жизни, любовь к природе, в ранних стихах - комсомольский задор.

Дементьев пишет традиционные, легко доступные, отличающиеся музыкальностью стихи, о которых, хотя они и не упоминаются в историях русской литературы, пишутся доброжелательные рецензии. <…> Его стихотворения сконцентрированы на одном вопросе или одной проблеме, которая рассматривается с разных точек зрения в строках, часто выстроенных по принципу параллелизма (анафоры и другие формы повторов). Мотивы лирики Дементьева связаны с природой; он рассматривает также этические вопросы и отношения между людьми, причем главное для него в человеке - душевные качества.

Книги А. Д. Дементьева «Лирика», «Нет женщин нелюбимых», «Виражи времени», «Избранное», «Я живу открыто», «У судьбы моей на краю» выдержали не менее 40 изданий, общий тираж которых превысил 300 тысяч экземпляров .

Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах, ведет на ТВЦ вместе с журналисткой Кирой Прошутинской ток-шоу «Народ хочет знать ». С марта 2001 года А. Д. Дементьев - политический обозреватель «Радио России », ведущий еженедельной авторской программы «Виражи времени », которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней поэт говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А. Д. Дементьев удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение».

Своеобразие и успех «Виражей времени » обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговор собеседников на равных. За три года в гостях у А. Д. Дементьева побывали: Иосиф Кобзон , Илья Глазунов , Вера Васильева , Леонид Рошаль , Майя Плисецкая , Ризван Садырканов , министр культуры Александр Соколов , Николай Басков , Александр Градский , Андрей Вознесенский , Зураб Церетели , Михаил Горбачев , Игорь Крутой , Александр Шилов , Родион Щедрин , Евгений Евтушенко , Екатерина Шаврина , Юлиан , Оскар Фельцман , Николай Сличенко , депутаты Государственной Думы Геннадий Селезнев , Владимир Рыжков , Станислав Говорухин ,Владимир Жириновский , Светлана Горячева , председатель Счетной Палаты РФ Сергей Степашин , (Валентина Толкунова) и многие другие.

Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает. Об этом говорят тысячи писем, которые приходят к Дементьеву от его читателей, радиослушателей и телезрителей. Его новые стихи и еженедельные передачи на радио и телевидении - яркое тому свидетельство.

Общественно-политическая деятельность

Более 40 лет А. Д. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, деятельность которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году А. Д. Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира , ныне преобразованного в Международный общественный фонд «Российский фонд мира». При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира. А. Д. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен целый ряд благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва , Московская область , Петербург , Тверь , Пенза , Псков , Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США , Франция , Германия , Сербия , Хорватия , Чехия , Израиль).

В октябре 1993 года подпись Дементьева появилась в письме сорока двух в поддержку силового разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. 30 сентября 2012 года в интервью на радио «Эхо Москвы» Дементьев отрицал своё подписание этого письма, а также его подписание Беллой Ахмадулиной и Булатом Окуджавой : «Я был на Северном Кавказе, в это время наши писатели, ну, невысокого класса писателей, которые руководили Союзом писателей, решили поддержать и начали собирать подписи под этим письмом. Позвонили мне домой, - не помню, кто у меня был дома в это время. Говорят - вот письмо, он его подпишет? - А кто его подписал? - Это в защиту демократии, - так сказали. Подписали Окуджава, Ахмадуллина. - Ну, если они подписали, Андрей подпишет. И они поставили мою подпись» .

Награды и премии

Государственные награды Российской Федерации и СССР

Награды субъектов Российской Федерации

  • Почётный гражданин города Твери

Общественные награды

  • Памятный знак Российского фонда мира «Символ мира» () - за активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности
  • Золотая медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность» (Российский фонд мира) ()

Премии

  • премия Ленинского комсомола () - за стихи последних лет
  • Государственная премия СССР () - за книгу лирики «Азарт»
  • Всероссийская литературная премия имени М. Ю. Лермонтова () - за большой вклад в пропаганду творчества М. Ю. Лермонтова
  • Литературная премия имени Александра Невского «России верные сыны» ()
  • Бунинская премия ()
  • Царскосельская художественная премия (18 октября ) - за долгое и преданное служение поэтической музе, яркую личность и открытую гражданственность в книгах последних лет
  • Премия «Золотой Дельвиг» () - «За выдающийся вклад в отечественную словесность и в связи с 85-летием со дня рождения»

Напишите отзыв о статье "Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)"

Примечания

Литература

  • Акимов В. Исследование и исследователь. - Вопросы литературы, 1984, № 4
  • Баруздин С. Стихи Андрея Дементьева. - Москва, 1959, № 3
  • Вышеславский Л. Позывные добра. - Дружба народов, 1984, № 12
  • Дементьев А. Избранное. М., 1988
  • Дементьев А. Аварийное время любви: Стихи. Статьи. Песни. М., 1996
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
  • Карцев В. Андрей Дементьев: «Скоро - домой…» // Тверская Жизнь. - 2000. - 3 ноября.
  • Я ваш друг. Я все равно в читателе воскресну (рец. на Дементьев А. У судьбы своей на краю. М., 2000) // Тверская Жизнь. - 2001. - 8 сент.
  • Кузьмин В. Андрей Дементьев: Тверь - вся моя суть // Тверская Жизнь. - 2001. - 18 сент.
  • Прийма А. Плоть от плоти эпохи своей… - Знамя, 1984, № 3

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)

Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.
Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете.
– Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову.
– Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети.
– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову.
Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети.
«Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него.
В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.
От Вязьмы французские войска, прежде шедшие тремя колоннами, шли теперь одной кучей. Те признаки беспорядка, которые заметил Пьер на первом привале из Москвы, теперь дошли до последней степени.
Дорога, по которой они шли, с обеих сторон была уложена мертвыми лошадьми; оборванные люди, отсталые от разных команд, беспрестанно переменяясь, то присоединялись, то опять отставали от шедшей колонны.
Несколько раз во время похода бывали фальшивые тревоги, и солдаты конвоя поднимали ружья, стреляли и бежали стремглав, давя друг друга, но потом опять собирались и бранили друг друга за напрасный страх.
Эти три сборища, шедшие вместе, – кавалерийское депо, депо пленных и обоз Жюно, – все еще составляли что то отдельное и цельное, хотя и то, и другое, и третье быстро таяло.
В депо, в котором было сто двадцать повозок сначала, теперь оставалось не больше шестидесяти; остальные были отбиты или брошены. Из обоза Жюно тоже было оставлено и отбито несколько повозок. Три повозки были разграблены набежавшими отсталыми солдатами из корпуса Даву. Из разговоров немцев Пьер слышал, что к этому обозу ставили караул больше, чем к пленным, и что один из их товарищей, солдат немец, был расстрелян по приказанию самого маршала за то, что у солдата нашли серебряную ложку, принадлежавшую маршалу.
Больше же всего из этих трех сборищ растаяло депо пленных. Из трехсот тридцати человек, вышедших из Москвы, теперь оставалось меньше ста. Пленные еще более, чем седла кавалерийского депо и чем обоз Жюно, тяготили конвоирующих солдат. Седла и ложки Жюно, они понимали, что могли для чего нибудь пригодиться, но для чего было голодным и холодным солдатам конвоя стоять на карауле и стеречь таких же холодных и голодных русских, которые мерли и отставали дорогой, которых было велено пристреливать, – это было не только непонятно, но и противно. И конвойные, как бы боясь в том горестном положении, в котором они сами находились, не отдаться бывшему в них чувству жалости к пленным и тем ухудшить свое положение, особенно мрачно и строго обращались с ними.
В Дорогобуже, в то время как, заперев пленных в конюшню, конвойные солдаты ушли грабить свои же магазины, несколько человек пленных солдат подкопались под стену и убежали, но были захвачены французами и расстреляны.
Прежний, введенный при выходе из Москвы, порядок, чтобы пленные офицеры шли отдельно от солдат, уже давно был уничтожен; все те, которые могли идти, шли вместе, и Пьер с третьего перехода уже соединился опять с Каратаевым и лиловой кривоногой собакой, которая избрала себе хозяином Каратаева.
С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.
– Что, как твое здоровье? – спросил он.
– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.
Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.
Генерал, который вел депо, с красным испуганным лицом, погоняя свою худую лошадь, скакал за каретой. Несколько офицеров сошлось вместе, солдаты окружили их. У всех были взволнованно напряженные лица.
– Qu"est ce qu"il a dit? Qu"est ce qu"il a dit?.. [Что он сказал? Что? Что?..] – слышал Пьер.
Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности.
Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.
Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.
Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев. «Экая дура, о чем она воет?» – подумал Пьер.
Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.