Слияние рек чуя и катунь на карте. Слияние чуи и катуни

И в наше время это остается одной из популярнейших достопримечательностей на Чуйском тракте. Немалую роль этому способствует легкодоступность, слияние рек расположено в нескольких сотнях метрах от трассы, к смотровой площадке можно подъехать прямо на машине. На ближайшем горном уступе у Катуни, через который проходит Чуйский тракт, стоит беседка, вокруг которой на деревьях повязаны ритуальные белые ленты - дьаламы, и рядом выложены камни в небольшие горки - обоо таш. Все говорит о том, что и сейчас это место особенно почитаемо среди коренных жителей.

Уважаемые туристы. Обряд привязывания дьалама (белых лент) имеет философский и религиозный характер. Многие, без какого-либо смысла, начинают подражать и бездумно подвязывают что попало: носовые платки, носки, нижнее белье, пакеты. Не делайте этого! Эта традиция коренного населения Горного Алтая. Мы же оскверняем эти традиции. Это все равно, как зайти в православную церковь в купальных трусах и перекреститься кулаком снизу вверх и слева на право - внешне вроде похоже как делают прихожане, но смысл я думаю вы поняли.

Чуя с тибетско-китайского буквально переводится как «вода». Река берет свое начало с западного склона хребта Чихачева на высоте 2930 метров. В этом месте река имеет название Богуты, после слияния со многими ручьями река меняет название на и после того как она вышла в Чуйскую степь становится Чуей. Длина от истока до слияния с Катунью - 320 км. Чуя проходит через Чуйскую и Курайскую степи, где разливается на множество рукавов и имеет спокойный характер. А вот дальше, начиная от устья реки Мажой, проявляет дикий по настаящему горный темперамент. Мажойский каскад - 20-и километровый участок реки Чуя от устья реки Мажой до села - считается одним из лучших мест в мире для водников-экстремалов. Именно здесь ежегодно проводят международные соревнования по экстремальному сплаву, новичкам тут явно не место. После Чибита Чуйский тракт опять идет вдоль реки до самого устья. На протяжении большей части своего течения Чуя имеет бело-мутный цвет, иногда сероватый, а иногда бело-молочный. Это объясняется тем, что наиболее полноводные реки, образующие Чую, имеют ледниковое происхождение. Перед слиянием Чуя имеет темный мутный цвет.

Река Катунь (от древнетюрского «Катын» - река) - главная артерия Горного Алтая. Берёт начало на южном склоне Катунского хребта у горы у ледника . Длина реки от истока до слияния с рекой Бия (образование реки Обь) около 690 километров.

При слиянии Чуи и Катуни происходит смешение двух крупных потоков разного цвета, но не сразу, какое-то время уже единое течение имеет четкую границу между мутной водой Чуи и бирюзовой Катуни. Несомненно это завораживающее зрелище. Кроме того, со смотровой площадки над слиянием открывается потрясающая панорама долины рек. Это должен увидеть каждый!


Легендарный Чуйский тракт, стремительно несущая через горные ущелья свои ледниковые воды Чуя, своенравная хозяйка Алтая Катунь и ее дикие берега…

Спокойные, чистые воды Катуни принимают мутные воды Чуи. Величественная панорама окрестностей настраивает путешественника на добро и покой.

Если посмотреть на гору расположенную над слияние можно разглядеть голову богатыря и голову лошади. Картина с подчеркнутыми контурами весит в кафе-столовой расположенной немного дальше по трассе от слияния.




Здесь в 2002 году был создан Природный парк «Чуй-Озы». Парк во многом необычен. Во-первых, это самый маленький парк не только республики Алтай, но и всего региона, его площадь составляет 810 га, во-вторых, парк создан на базе одноименного крестьянского хозяйства, что также является беспрецедентным случаем в регионе и что послужило основанием для его статуса – природно-хозяйственный парк. Несмотря на небольшую площадь на территории парка представлено 10 из 35 основных экосистем Алтая, произрастает более 400 видов цветковых растений, включая редкие и эндемичные виды. В 2012 г. приянто решенине о создании заповедника Алтай – Алтын Кабай включающего это территорию.Но вскоре
Природный парк «Чуй-Озы» закрыли .






Слева просматривается долина реки Чуи, вдоль которой бежит Чуйский тракт. Справа расположена долина Катуни, вдоль которой петляет горная дорога на село Инегень.


Недавно в знаменательном месте слияния Чуи с Катунью было обнаружено древнее святилище с рисунками необычайно крупных размеров. Их оставили люди, жившие здесь около 3-х тыс. лет назад в предскифское время. Известно, что у скифов существовал культ солнца, которому приносили жертвы.






Как оказалось, обнаруженные рисунки говорят о том, что культ этот существовал и в более раннюю эпоху. На скале выбито необычное солнечное божество, сочетающее в себе черты оленя и человека. Самое интересное в том, что в его изображении обнаруживается намёк на астрономические знания древнего человека о дневном светиле, о его движении по небосводу. В районе слияния установлена беседка. Осмотреть место слияния Чуи и Катуни можно на 712-м км Чуйского тракта.


Перемахнув через перевал Чике-Таман мы оказываемся в подлинном горном краю. Горы и раньше нередко нам встречались по пути, теперь они вплотную подступают к дороге, нависают над ней, образуя так называемые бомы, которые в этот день пути мы будем встречать постоянно.

Бом - это высокая отвесная скала (по сути утес), который резко обрывается к дороге или руслу реки. Раньше они были очень серьезным (порой непреодолимым) препятствием на пути, в ХХ веке (с развитием взрывного дела) ситуация с движением около них стала гораздо легче.

Бомы очень разнообразны и нередко индивидуальны, поэтому многие из них наделены собственными именами.

Песчаный бом

Песчаный бом (или песчаная стена) - уникальное в своем роде место на Чуйском тракте (687 километр), которое представляет собой высокую (до 20 метров) отвесную стену из плотного песка из которой то там, то сям торчат разного размера булыжники. Песок довольно плотный и осыпается очень медленно, чему в определенной степени способствуют недальновидные туристы, стремящиеся оставить на этих красивых стенах свой автограф.

По поводу происхождения этих стен есть разные теории. Наиболее популярной является та, что гласит о масштабном природном катаклизме: древнее море, которое существовало в районе Курайской степи тысячи (если не десятки тысяч) лет назад прорвало горную плотину и пронеслось по руслу Катуни, оставив после себя многочисленные песчаные террасы. Обычно эти террасы пологие.

Однако в этом прокладывали дорогу, поэтому и образовалась такая стена.

Ворота Айрыташ-Бом

Искусственный проход в скалах, прорубленный с помощью взрывчатки при строительстве современного Чуйского тракта. До него здесь была вьючная тропа, которую, говорят, и сейчас можно найти в стороне среди скал.

Окрестности села Малый Яломан

Небольшое село Малый Яломан (население около 200 человек) расположено в живописнейшем месте на берегу Катуни, которая делает здесь резкий разворот чуть ли не на 180°.

Недалеко от села находится несколько красивых бомов, участок старого Чуйского тракта.

А еще благодаря уникальному микроклимату в 1960-х годах здесь организовали экспериментальный участок горного садоводства, где выращивали яблоки, груши, сливы. Правда, сейчас сад находится в запустении.

Село Иня

Подъезжаем к селу Иня. Снова встречаем катунские террасы. В районе села Чуйский тракт возвращается на правый берег Катуни.

Село не очень большое (около 700 жителей), находится на 703 км. Чуйского тракта на расстоянии от Бийска около 365 км.

Главной причиной основания и развития села стало развитие Чуйского тракта. В 1930-е годы через село перегоняли скот из Монголии, здесь работала шоферская школа, были построены клуб, больница, библиотека, школа, уровень жизни в селе был довольно высокий, в отличие от сегодняшнего дня, когда село явно переживает не лучшие времена.

Достопримечательности в селе Иня и его окрестностях

Главной достопримечательностью села является старый подвесной двухкабельный мост , построенный в 1936-м году по проекту инженера С.А.Цаплина, в связи с чем мост часто называют Цаплинским. Длина моста составляет 142 метра, пролет над рекой - 100 метров.

В настоящее время мост не действует (хотя и находится в приличном состоянии), является памятником истории и культуры РФ.

Новый железобетонный мост , построен в 1970 году.

Первый на Горном Алтае памятник Ленину , установленный в 1936 году у въезда в село. Памятник довольно необычен - относительно небольшая скульптура стоит на высоком спиралевидном постаменте. Видно, что за памятником хорошо следят и сегодня.

Недалеко от села находятся Ининские стелы - памятник древней пазырыкской культуры.

Стелы, по мнению ученых, в свое время ограждали древний поминальный комплекс, на них можно разглядеть полосы, символически обозначающие голову, тело и ноги, а у одной из стел на поясе выбит кинжал. У небольшой каменной бабы около стел раньше была голова. Уже в современное время ее откололи и увезли в музей Горно-Алтайска.

Недалеко от них находится курган .

В Ине можно заправиться, есть магазин, но нам было не нужно и мы едем дальше вдоль живописного бома Бичикту-Кая.

Слияние Чуи и Катуни (Чуй-Оозы)

Это священное для коренных местных жителей место находится на 714 км. Чуйского тракта. Здесь в 2002 году был создан небольшой природный парк "Чуй-оозы", что переводится как "Устье Чуи".

Как и на любом священном месте Алтая, здесь много ленточек, каменных колодцев и пирамидок.

Тропинка ведет к смотровой площадке, с которой открываются великолепные виды на окрестности.

Вообще в идеале вода должна быть разноцветной.

Слияние Чуи и Катуни. Фото из интернета

Однако в начале июня, во время паводка воды рек отличались лишь тем, что одна из них чуть более коричневая, чем другая.

Говорят, что в складках этой горы можно разглядеть лицо богатыря и голову лошади. Я как ни пытался, не смог.

Недалеко от места слияния Чуи и Катуни находится кафе национальной кухни "Чуй-оозы", а рядом с ним музей и зона отдыха.

Белый Бом (Ак-Бом)

Движемся к Белому Бому мимо гор разнообразной причудливой формы.

Белый Бом - это высокая и издалека приметная отвесная скала на 741 километре Чуйского тракта, памятник природы Республики Алтай. До того, как здесь проложили современную дорогу, участок пути около Белого Бома был одним из самых опасных на Чуйском тракте.

На западном склоне горы находится Большая Белобомская пещера, протяженностью 146 метров. Со стороны Чуйского тракта открываются замечательные виды на долину Катуни. Здесь же расположено кафе-гостиница "Ак-Бом"

Неподалеку у самого тракта стоит обелиск в честь борцов за Советскую власть, погибших здесь в годы Гражданской войны.

Памятник Кольке Снегиреву и участок старого тракта

Буквально километрах в трех от Белого Бома стоит остановиться, чтобы осмотреть своеобразные мемориал в честь водителей Чуйского тракта.

Прямо на берегу реки стоит знаменитая композиция-памятник Кольке Снегиреву. Это, кстати, современная версия, более скромная старая нынче находится в музее Чуйского тракта в Бийске.

На постаменте можно прочитать знаменитую балладу, рассказывающую о жизни и гибели отчаянного шофера Кольки Снегирева. Прототип героя баллады, кстати вовсе не погиб, а дожил до преклонных лет и женился на другой героине баллады, Раечке, которая не была шофером, а работала в столовой. Но баллада от этого свою привлекательность не теряет, в свое время она была очень популярна на Чуйском тракте.

Вид с мемориала на Катунь просто отличный.

Чуть выше, по другую сторону дороги, ближе к горам, можно пройти посмотреть участок старого тракта.

Водопад Ширлак (Девичьи слезы)

Едем к водопаду Ширлак.

Водопад находится на 759 км. Чуйского тракта по левую его сторону и хорошо виден прямо с дороги. При желании можно пройти по тропинке метров 50 к месту падения воды.

Рядом с водопадом находится какой-то безымянный живописный бом, недалеко от трассы оборудовано место для стоянки (беседка, урны, информационный щит).

Высота падения воды: 20-25 метров. В конце весны-начале лета воды очень много и все хорошо видно даже с другой стороны дороги.

Как и у большинства других памятных мест, у водопада Ширлак есть легенда, объясняющая его название.

Акташ Едем в сторону села Акташ. Вдалеке начинают все чаще показываться снежные вершины Чуйских гор.

На 788-м километре Чуйского тракта въезжаем в село Акташ (454 км. от Бийска). Село относительно молодое, образовано в 1942 году как поселок для работников ртутного рудника и завода, которые действовали тут до 2004 года, после чего предприятие было ликвидировано.

В настоящее время здесь проживает около 3000 человек. В селе есть гостиница, заправка, СТО, кафе, гостиница, отделение Сбербанка РФ. Недалеко от села находится несколько турбаз.

Кроме того, в Акташе базируется пограничный отряд, где можно выписать разрешение для посещения приграничной территории.

Отсюда уходит в сторону от Чуйского тракта Улаганский тракт, по которому можно добраться до перевала Кату-Ярык (наша цель на один из дней поездки) и дальше - через долину Чулышмана до южного берега Телецкого озера.

Акташская ГЭС

Километрах в десяти от села Акташ находится интересная достопримечательность - недостроенная Акташская (или Чуйская) ГЭС.

ГЭС начали строить в 1961 году для того, чтобы обеспечить электричеством акташский ртутный рудник и несколько местных колхозов и поселков. Планировавшаяся мощность - 8,1 мВт (с будущим увеличением до 14,4 мВт).

Строительство велось более 10 лет, но так и не было завершено. Когда оставалось лишь перекрыть русло Чуи и смонтировать гидросиловое оборудование, выяснилось, что качество строительства недопустимо низкое, проект строительства ГЭС в этом месте очень неудачный, поэтому дальнейшее строительство было признано нецелесообразным. К тому же вскоре проблема с электричеством в Акташе была решена с помощью проведения в Кош-Агачский район ЛЭП-110.

Наверное, каждый, кто будет в республике Алтай , должен увидеть поистине прекрасное и завораживающее зрелище - это место слияние рек Чуя и Катунь. Здесь каждый год бывает огромное количество людей, благо добраться до этого места можно очень легко, доехав на автомобиле прямо до оборудованной смотровой площадки.

Место, где Чуя соединяется с Катунью, коренные жители Алтая именуют «Чуй-Оозы». Для них данное место является святыней. И с давних времен у них существует одна очень интересная традиция, привязывать на ветки деревьев ленты белого цвета. Однако туристам, если они не знают в чем смыл данного действа, не стоит подражать, привязывая на деревья носовые платки и белые тряпки.

Реки Катунь и Чуя

Красивая и довольно спокойная река Чуя (что в переводе значит - вода) начинает свой путь с хребта Чихачева на высоте практически 3000 м. На протяжении всего пути река три раза меняет свое название. Возле своего истока она именуется Богуты, далее, когда река сольется с большим количеством ручьев и речушек, она меняет свое название на Юстыт. А Чуей она становится только после того, как заходит на Чуйскую степь. Полная длина реки до места соединения с Катунью - 320 километров.

На всем протяжении Чуя имеет довольно спокойный характер, но после того как минует устье р. Мажой, она приобретает все буйный характер горной реки. Ее течение становится очень быстрым, и передвигаться по реке в данном месте довольно опасно. Однако это излюбленное место для любителей острых ощущений. Этот участок имеет протяженность равный 20 километрам.

Катунь (что в переводе означает - река) считается самой главной рекой республики Алтай. Ее истоки находятся у Катунского хребта, что расположен близ знаменитой г. Белухи .

Протяженность Катуни до места соединения с рекой Бией составляет почти 700 километров. Кстати, в этом месте и берет свое начало река Обь.

Со смотровой площадки любой желающий сможет увидеть поистине великолепное зрелище. А именно, после того как два русла соединяются в одно, воды рек, имеющие контрастные цвета, еще какое-то время не смешиваются и между ними проходит четкая разделительная линия. Кстати, воды Чуи - мутные и темные, а Катуни - бирюзовые.

Видео "Слияние Чуи и Катуни"

Как добраться

Вам надо будет проехать через Сростки, Майму, Манжерок, Усть-Сема, Шебалино, Семинский перевал, Онгудай, Иня и вы попадете к заветной цели. Протяженность маршрута от Бийска до места слияния двух рек составляет приблизительно 374 километра. Дорога от Бийска и до пункта назначения очень хорошая и имеет асфальтное покрытие (здесь проходит знаменитый Чуйский тракт). Выехав с Бийска надо двигаться по Чуйскому тракту до населенного пункта Усть-Сема (вы проедете около 150 км). Здесь, вам на развилке следует повернуть вправо и ехать в сторону Таштаны по трассе М-52. Преодолев населенный пункт Иня, следует проехать еще 5 км и пройти несколько крутых поворотов. Вам следует двигаться помедленней, чтобы не пропустить смотровую вышку, которая является ориентирам. Ее можно заметить непосредственно с дороги, так как неподалеку имеется опора ЛЭП довольно большого размера. Сама же вышка находится всего в нескольких сотнях метров от трассы на ровном плато. Если проехать направо через плато по грунтовой дороге, то вы попадете прямо к месту слияния Чуи и Катуни.

Продолжается третий день нашего автопробега по Алтаю, целиком посвященный Чуйскому тракту.
Мы уже довольно много увидели интересного, но как говорится, дальше становится "все чудесатее и чудесатее" =)

Этот пост у нас начинает село Иня (ударение, кстати на последний слог =))
Подъезжая к селу, любуемся катунскими террасами. Смотрится классно даже на фото, не только живьем.

Село небольшое, около 700 жителей. В советское время Иня была важным пунктом на Чуйском тракте. Здесь тракт возвращается на правый берег Катуни. Через село гнали скот из Монголии, в селе обучали шоферов для работы на тракте, действовали клуб, библиотека, школа, больница. Клуб, по воспоминаниям, был для здешних мест весьма впечатляющим.
Сегодня от былого великолепия мало что осталось...

Вокруг тишь да гладь. По центру то ли сидя спит, то ли медитирует одинокий местный житель... Ининец? Инчанин?...

По центру видна крыша неизменного аила с какой-то башенкой на макушке =)

Несмотря на то, что Иня, судя по виду, переживает не лучшие времена, здесь есть на что посмотреть, помимо красот вокруг...

Пожалуй, главной достопримечательностью села, отмеченной практически на всех туристических сайтах, является старый деревянный подвесной мост, который называется "цаплинским", по имени инженера С.А. Цаплина, по смелому проекту которого этот мост и был построен в 1936 году. Смелым проект называют потому, что мостов подобной конструкции, судя по информации в инете, на тот момент не то что в России, даже в мире не строили. Подобные мосты появятся в США лишь через несколько лет после цаплинского.

Длина всего моста - 142 метра. Длина пролета над рекой - 100 метров.

Сейчас мост не действует, хотя, если позумить фотоаппаратом, то видно, что находится он в целом в хорошем состоянии, в отличии от того же айского подвесного моста, который гораздо моложе.

Цаплинский мост, кстати, является памятником истории и культуры РФ.

В 1970 году чуть в стороне был построен новый железобетонный мост, после чего, собственно, старый и закрыли.

Идем к другой издалека заметной достопримечательности...

Интересно и немного неожиданно здесь было увидеть... Надземный переход.

А вот и он - первый на Горном Алтае памятник Ленину, установленный в тот же 1936-м году, что и мост был построен.

Памятник можно считать весьма необычным. Сам Ильич не очень большой, а вот спиралевидный постамент прямо-таки впечатляет. К сожалению, размеров всего ансамбля в инете найти не смог, но... Мой рост 188 см, можно грубо прикинуть сколько тут до макушки Ленина. Раза два я еще бы поместился наверняка))

Ваня заставил меня принять для фото соответствующую позу, не хватило только кепки =))

Видно, кстати, что за памятником довольно хорошо следят: белят, красят, венок лежит свежий.

В самом селе вроде бы все...
А вот неподалеку можно увидеть одну из многочисленных алтайских древностей - Ининские стелы.

Это памятник пазырыкской культуры. Стелы, по мнению ученых, ограждали древний поминальный комплекс. Если приглядеться, на них можно разглядеть горизонтальные полосы, символически обозначающие голову, тело и ноги.
А на левой стеле на поясе даже есть опять же символическое изображение кинжала или короткого меча.

За оградкой стоит небольшая каменная баба. Раньше у нее имелась голова, которую в советское время откололи и увезли в музей Горно-Алтайска.

Неподалеку от стел находится курган.

Едем дальше, по левую руку - бом Бичикту-Кая .
Буду честен, название я узнал уже после того, как вернулся домой)) Как и другую информацию об этом месте.
Название переводится как "Стена/скала с надписью" или "Писанные камни", когда-то здесь были видны монгольские и китайские надписи, которые то ли стерлись со временем, то ли были уничтожены взрывными работами при строительстве современного Чуйского тракта. А еще здесь можно найти петроглифы.

Относительно недавно, в начале 2000-х годов, в окрестностях бома археологи нашли остатки древней крепости, которая защищала алтайские земли от набегов монголов со стороны Чуйской степи. Но это, как я понимаю, где-то наверху, на горе.
Вот сколько тут, оказывается, есть всякого, а мы просто проехали мимо, сфотографировав очередную живописную скалу...

Слияние Чуи и Катуни (Чуй-Оозы)

Еще одно священное для коренных алтайцев, а для нас - очень живописное место.
На 714-м километре Чуйского тракта делаем остановку у знака и идим дальше по тропинке.

Как и в любом другом священном месте, тут много ленточек, каменных пирамидок, колодцев.

Тропинка ведет к смотровой площадке. Мобильная группа нашей экспедиции уже умотала вперед и смутно виднеется на горизонте, потерявший среди окрестных красот =)

Виды вокруг просто шикарные...
Пишут, что в складках этой горы можно при должном старании разглядеть головы богатыря и лошади.
У меня не получается до сих пор, даже несмотря на подсказку в виде картины, которую вы увидите чуть ниже...

Я еще ползу, а ребята уже развлекаются =)

А вот и оно - место слияния Чуи и Катуни , а точнее место впадения Чуи в Катунь. Собственно, "Чуй-Оозы" и переводится как "устье Чуи".
На алтайском языке, кстати, Чуя мужского рода, то есть правильнее было бы говорить - Чуй.

В идеале, в августе и осенью, здесь будет как-то так:

То есть вода должна быть разных цветов: бирюзовая у Катуни и мутная у Чуи.

Но в нашем случае, в начале июня, вода одной реки была просто чуть более коричневая, чем другой.

Недолго любуемся окрестностями, проводим небольшую традиционную минифотосессию и едем дальше.

Ветер, кстати, был там суровый. Даже меня чуть не унесло =))

На часах 16:00, и мы наконец-то нашли место, где можно было пообедать, и которое подарило лично мне одно из самых сильных воспоминаний о поездке =))

Внутри все выглядело очень даже ничего, учитывая, что мы сейчас находились бог знает где... Ничто, как говорится, не предвещало беды =)

И тут вдруг выясняется, что у них нет света, еда почти вся холодная, кое-что можно разогреть на газе, но это будет совсем небыстро...
Выбираем, что можно съесть холодным без особого ущерба...

Я даже не стал заморачиваться насчет блюд местной кухни, с моим-то гастритом...
И тут вижу, что в меню есть окрошка =)
Уж ее то спокойно можно есть холодной, поэтому я смело делаю заказ, присовокупив к окрошке еще и холодную котлету, чего уж там - гулять так гулять))

К моему жесточайшему разочарованию, окрошка оказалась... НА МИНЕРАЛКЕ =)
Никогда ранее такого не пробовал и только в случае большого голода попробую снова))
Уж лучше есть сухие ингридиенты отдельно и запивать той же минералкой, чем вот так...

Короче, не смог я это доесть)) Съел котлету и ушел фотографировать окрестности, пока ребята продолжали трапезничать...
Вот кстати та самая картина с той самой горой, где даны подсказки - как разглядеть богатыря и лошадь =)
Можете вернуться к фото выше и попробовать))

Вообще, в этом кафе по идее должно быть хорошо, когда со светом все норм))
Я пару раз встречал о нем отзывы в инете, и те отзывы были сугубо положительные))

А снаружи тут есть еще небольшая интересная зона отдыха, не очень, правда, пойму - для кого и для чего...

Как оказалось, тут тоже есть петроглифы, причем не мало. И совсем недалеко от дороги. Но мы их благополучно просохатили, ибо не знали.
А еще тут есть музей, в который мы опять же не попали, ибо закрыто, не сезон и вообще нет света...

В общем... Едем дальше...
В ближайшее время, то есть в следующем посте, у нас Белый Бом, памятник Кольке Снегиреву, еще один кусок старого тракта и, возможно, водопад Ширлак...