Самый странный и загадочный миллиардер Говард Хьюз (13 фото). Кем был сумасшедший говард хьюз, которого сыграл ди каприо

Коняева Г.

Эта статья будет посвящена гению, эксцентричному миллионеру и «отшельнику» Говарду Хьюзу. Большинство людей знают об этом человеке по фильму, снятому в 2004 году Мартином Скорсезе. Главную роль исполняет Леонардо ДиКаприо, на которого была возложена ответственность в передаче таланта и всех тонкостей душевного состояния Хьюза. Но каким бы удачным или же, наоборот, неудачным был фильм, об этом человеке стоит снимать фильмы, говорить, вспоминать, потому что Говард Хьюз – гений, один из тех, которые рождаются раз в столетие.

Кадр из фильма "Авиатор", 2004 г.

Биография этого человека не начнется со слов о том, что паренек из бедной семьи стал одним из богатейших людей Америки и так далее. Как раз наоборот, Говард Хьюз появился на свет 24 декабря 1905 года в Хьюстоне, штат Техас, в семье успешного владельца фабрики по производству буровых машин для добычи нефти. Мальчик рос в богатстве и неге, но сам по себе был замкнутым. В школе его либо не замечали, либо дразнили, учился он плохо, ни точные, ни гуманитарные науки ему не давались. Поэтому школьные воспоминания оказались не самыми светлыми в его жизни. К тому же, из-за отсутствия друзей у мальчика был дефицит общения, и начались проблемы с психикой. Зато именно тогда он начинает увлекаться изобретением техники. В возрасте 12 лет он смастерил радиопередатчик из электрического дверного звонка, а затем изготовил бензиновый мотор для своего велосипеда.

В 1923 году, когда ему исполнилось 18 лет, он унаследовал фабрику отца, его состояние в 871 тысячу долларов и патент на использование придуманной его отцом буровой установки. Говарду пришлось бросить школу, чтобы управлять компанией отца. В 1925 году он женился и перебрался жить в Лос-Анджелес. Брак продлился недолго, через 3 года супруги развелись.

В Лос-Анджелесе начинается голливудский период в его биографии. Огромные доходы от фабрики он тратит на продюссирование фильмов. Первые проекты, такие как Everybody"s Acting (1927) and Two Arabian Knights (1928) принесли хорошую прибыль. В 1930 году он выпускает фильм «Ангелы ада», который становится прототипом будущих американских блокбастеров. Благодаря этому фильму в Голливуде заблистали такие звезды, как Джин Харлоу, Бен Лион и Джеймс Холл. На этот фильм Говард Хьюз не пожалел 4 миллиона долларов, но расходы не окупились. В этом и начинается проявление эксцентричности молодого продюсера: безумное желание сделать что-то невероятное и абсолютное безразличие, к чему эта одержимость могла привезти. Именно одержимый – самое лучшее слово, которое применимо к Хьюзу. Все, что бы он ни делал, он делал с безумным желанием получить результат и не думал о последствиях. Как и все гениальные люди.

Правда картина «Ангелы Ада» многому научила Говарда: он научился управлять самолетом. И в 1932 году Хьюз образовывает свою экспериментальную компанию Hughes Aircraft в Глендале, Калифорния. Компания занималась проектированием самолетов, «бьющих всех рекорды». Сам Хьюз поставил мировой скоростной рекорд 17 августа 1935 году, набрав скорость 565 км/ч. В 1937 году компания Говарда выпускает самолет, который позволил покрыть расстояние от Бирбэнка (штат Калифорния) до Нью-Йорка за 7 часов 25 минут. Неугомонный изобретатель решил узнать, на что же еще он способен, и в июле 1938 года отправился в кругосветное путешествие, на это ему потребовался 91 час и 14 минут летнего времени. Но Говард был недоволен результатом и начал разработку самолета, который вошел в историю под названием D2. Этот проект представлял из себя двухбалочный двухмоторный самолет с небольшой центральной гондолой. Предполагалось выполнить его из дерева, прессованного с пластическими пропитками, но начало Второй мировой войны не дало возможность воплотить проект Хьюза в реальность. Но изобретатель не сдавался. Он предложил ВВС США спроектировать и использовать D2 в военных целях и окрестил свое изобретение «самолет типа истребителя», но военные отказались, ведь выполненный из фанеры, легкий самолет хорошо мог маневрировать, но при этом абсолютно не подходил для перевозки на нем бомб.

В итоге в 1942 году армия согласилась использовать D2 в качестве бомбардировщика, но отказался от этого сам Говард Хьюз. Он заявил, что сам будет испытывать самолет. Для этого был построен завод в Кульвер-Сити, а сборка осуществлялась на озере в пустыне Мохаве (это подтверждает шпиономанию Хьюза). Первый полет был назначен на 20 июля 1943 года. В результате испытаний Говарду пришлось признать, что самолет требует много доработок. После добавления бомботсеков в крылья, D2 был переименован в D5. И снова армия сделала запрос на уже усовершенствованный самолет, однако Хьюз предложил выпускать 3 разные модели самолета. От этого ВВС отказались и приказали прекратить дальнейшие разработки D2/D5. Но в ноябре 1944 года в ангар, где стоял самолет ударила молния и он полностью сгорел (так утверждал сам Хьюз, хотя многие считают, что в порыве приступа ярости изобретатель сам поджег ангар). Так окончилась история гениального проекта Хьюза.

Авиаперевозки также интересовали Говарда. Он купил акции Transcontinental and Western Air и превратил компанию в одну из крупнейших в Америке, но в 1966 году он продал свои акции и занялся другим бизнесом. У Хьюза была и пивоварня, и завод по производству оружия, и кинокомпания, которую он выкупил у Джозефа Кеннеди, также он владел казино в Лас-Вегасе, телевизионной станцией и многим другим.

Его личная жизнь складывалась неудачно. Хотя у него и были романы с такими голливудскими красотками, как Ава Гарднер, Кэтрин Хепберн и Джинджер Роджерс, а также 3 брака, он так и не нашел душевный баланс.

Фрэнк Синатра и Ава Гарднер

Он везде видел угрозу, шпионов и в итоге с 1950 года начинает жить, изолируясь от окружающего мира. В 1953 году он открывает Медицинский институт Хьюза, который занимался исследованиями, которые чреваты неожиданными открытиями, но сами по себе невероятны и безумны. Это еще раз потдверждало, что Хьюз начал сходить с ума. Его «правила чистоты» казались как минимум странными. Правила гласили, что каждый, кто заходил в комнату к изобретателю должен был 4 раза помыться, каждый раз используя новое мыло, а предметы можно было передавать, лишь завернув их в несколько салфеток.

С годами ситуация лишь ухудшалась и в 1970 году он решает уехать из США и переезжает с места на место. Хьюз успел пожить в Никарагуа, Канаде, на Багамах, в Англии, в Мексике. В 1972 году он решает продать компанию Hughes Tool Division, ту самую, которую создал его отец.

История этого человека заставляет задуматься: человек, который всегда неугомонно стремился быть выше, быстрее и сильнее, тонул в бассейнах, глотал таблетки, падал с высоты, резал сухожилия, колол себе в вены заоблачные количества опиатов, и всякий раз от верной гибели его спасали феноменальное здоровье и какая-то маленькая случайность.

Такой человек просто обязан был попасть на страницы книги рекордов Гиннеса и он оказался в этом популярном издании, как самый молодой миллионер, как создатель самого большого летательного аппарата, и, наконец, как предприниматель, заплативший со своей деятельности в государственную казну больше всего налогов (350 млн долларов). Также за кругосветный перелет, о котором упоминалось ранее, он был удостоен звания «Герой Американской нации».

Быть гениальным человеком всегда непросто, а быть богатым гением безумно тяжело. Он был одержим изменить мир, сделать что-то невероятное, новое, он не сидел на месте и всегда готов был на безумства, но общество не приняло его, как не принимало многих гениев до него и после. Этот смелый, дерзкий и безумный человек скончался на 71 году жизни, как и положено летчику, в самолете на пути в Хьюстонскую больницу. Под конец жизни он стал дряхлым, немощным стариком, страдавшим от наркозависимости и употребившим за всю свою жизнь столько таблеток, что хватило бы на целую фабрику. И все равно он навсегда останется примером человека, который ни перед чем не остановится, останется сумасшедшим мечтателем, который всегда стремился к невозможному.

Источники:

Говард Робард Хьюз младший (Howard Robard Hughes, Jr.) (24 декабря 1905 - 5 апреля 1976) - первый в мире официальный миллиардер. Самый эксцентричный и загадочный американский промышленник-предприниматель, инженер, пионер и новатор американской авиации, режиссёр, кинопродюсер, а также один из самых богатых людей в мире. Владелец компаний «Хьюз Тул», «Бэйкер Хьюз Инк.», «Хьюз Спейс энд Коммюникейшнз», «Рэйзион Системз Компани», «Хьюз Электрониекс», авиакомпаний «Хьюз Эйркрафт», «Транс Уорлд Эйрлайнз», «Эйр Вест», исследовательских лабораторий «Хьюз Рисеч», кинокомпании «Ар-Кей-Оу», бесчисленных казино и гостиниц в Лас-Вегасе, рудников и пивной компании.

Говард Хьюз родился 24 декабря 1905 года в Хьюстоне, но ни в одной книге регистраций нет записи о его рождении. Его отец был удачливым предпринимателем и изобретателем. В 1908 году, через три года после рождения сына, он изобрел нефтяной бур со 166 алмазными коронками, известный как «камнеед Хьюза», и в одночасье разбогател.

Как и его отец, робкий и застенчивый Говард ненавидел школу. Вместо этого он мог часами просиживать, ковыряясь в старых механизмах и устройствах. У Говарда были золотые руки и железная воля: взявшись за дело, он обязательно доводил его до конца. В 12 лет Хьюз из дверного звонка смастерил свой первый радиоприемник, а через год из велосипеда сделал мопед. Единственное, что у него не получилось, так это научиться играть на саксофоне. Полгода он методично репетировал, измучив душераздирающими звуками несчастного инструмента всю семью, но бесполезно - у него напрочь отсутствовал слух.

Если отец стал для юного Говарда примером для подражания в деле, то характер и привычки он унаследовал от матери, светской барышни из Далласа Алины Жано. Она выполняла малейшие прихоти обожаемого чада и при этом пребывала в постоянном страхе, что ее единственное дитя подцепит вредоносные микробы и заболеет. Эту паническую боязнь инфекций Алина Жано сумела внушить и сыну.
В 17 лет Говард влюбился в 23-летнюю актрису, красавицу Элеонору Бордман. По ее словам, второго такого непривлекательного, стеснительного и нудного юнца на вечеринках не было. К тому же боявшийся объясниться Говард обратился за помощью к своему отцу. Дело кончилось полным фиаско. Похоже, именно после этого случая Хьюз стал испытывать патологическую робость в присутствии женщин, которая сопровождала его всю жизнь.

В 1924 году мать Говарда погибла в результате неудачной медицинской операции, а через год скончался от сердечного приступа его отец.
19-летний Говард оказался единственным наследником многомиллионного состояния. По закону несовершеннолетний Хьюз мог получить контроль над фирмой отца только через два года. Однако он проявил недюжинную хватку и через суд был признан совершеннолетним. Видимо, одним из условий этого была женитьба. Во всяком случае, брак Говарда Хьюза и Эллы Райс был явно фиктивным.

Свой капитал юный Говард Хьюз вложил в производство кино. Его первый фильм оказался так плох, что даже не вышел на экраны. Второй был уже лучше, а третий - «Ангелы ада» - имел бешеный успех. Яркая и жестокая картина рассказывала о пилотах-асах Первой мировой войны. Для фильма Хьюз приобрел 87 винтовых истребителей, став обладателем самых больших в мире частных ВВС. Во время съемок «Ангелов ада» все было по-настоящему - погибли трое пилотов, причем в гибели одного из них обвиняли Хьюза. Тот решил снять падение горящего немецкого бомбардировщика, но летчик, пилотировавший самолет, не успел вовремя выбраться из горящей машины. Однако сам Хьюз также пилотировал истребители, причем, демонстрируя заход самолета в штопор, тоже едва не погиб.
Впрочем, это нисколько его не образумило. За свою жизнь Хьюз пережил еще несколько аварий, серьезно сказавшихся на его здоровье, однако с несокрушимым упорством продолжал проектировать самолеты и самостоятельно испытывать их. В 1938 году он стал национальным героем Америки, совершив на двухмоторном «Локхид 14-N2» кругосветный перелет за 3 дня 19 часов и 17 минут, установив тем самым мировой рекорд. В 1939 году на моноплане «Серебряная пуля» Хьюз поставил мировой рекорд скорости для поршневых самолетов - 556 км/час. Опасность он просто презирал. Одну из многочисленных авиакатастроф Хьюз пережил в мае 1943 года, испытывая гидроплан «Сикорский», предназначенный для ВВС. Когда расследовавший причины аварии офицер поинтересовался, почему миллионер сам пилотирует самолет, Хьюз лишь усмехнулся: «А почему я должен платить другому за то, чтобы он получил удовольствие?»

Хьюз потратил полтора года жизни на то, чтобы построить собственный самолет Н-1, и в феврале 1937 года поставил на нем временной рекорд для трансконтинентальных перелетов, преодолев расстояние между Лос-Анджелесом и Ньюмарком всего за девять с половиной часов. «Я по натуре перфекционист, и мне трудно смириться с тем, что что-то не будет доведено до совершенства», - признавал Хьюз. Самый знаменитый проект Говарда в области авиастроения - это летающий корабль Н-4 «Геркулес», или «Еловая гусыня». Во время Второй мировой войны металл был труднодоступен, и свой самолет Хьюз сделал почти полностью из дерева (правда, не из ели, а из березы). Размах крыльев составил почти 100 метров, то есть больше футбольного поля. Этот самолет был и остается самым большим в истории авиации.
2 февраля 1947 года Хьюз собственноручно поднял «Еловую гусыню» в воздух. Один из его коллег впоследствии заметил: «Можете не сомневаться, Говард настоящий гений. С чертовски большими странностями, но гений».

Его странности проявлялись в основном в общении с женщинами, которое было весьма своеобразным. Он, например, демонстративно волочился за кинозвездами, буквально осыпая их цветами и драгоценностями, но избегая физической близости. Покоряя женщин мужественным видом и великосветскими манерами, Хьюз чрезвычайно стеснялся даже есть в присутствии других. Увидев в журнале фотографию Мерилин Монро, которая еще была фотомоделью, Говард позвонил ей, и они говорили около двух часов. В своих воспоминаниях Монро призналась, что так и не поняла тогда, чего он от нее хочет. Каждое утро будущая кинозвезда получала от него огромный букет чайных роз. Хьюз то и дело звонил Монро по телефону, причем иногда даже ночью. Мерилин засыпала на середине разговора, но Говард не вешал трубку, часами слушая дыхание спящей женщины. Примерно раз в неделю Хьюз назначал ей свидание в одном из дорогих ресторанов, потом перезванивал, извинялся, что не может прийти, и предлагал оплатить ужин в ресторане ей и ее подруге. Через несколько месяцев подобного общения Говард наконец пригласил будущую актрису в свой особняк. После романтического ужина при свечах раздался телефонный звонок. Хьюз встал, коротко поговорил с кем-то и, ни слова не говоря, уехал на аэродром. Больше Монро никогда его не видела и не слышала.

В середине 50-х годов Говард Хьюз пережил потрясение, после которого предпочел почти полностью свернуть свое общение с людьми. В управлении своими компаниями он слепо доверял другу и ближайшему сотруднику Чарлзу Торнтону. Именно этот человек его и предал. Многие годы Торнтон ловко обирал Хьюза. Когда это выяснилось, Говард Хьюз продал все авиакомпании, которыми владел (получив почти полмиллиарда долларов) и, подобно первым переселенцам, устремился на запад, в Лас-Вегас. Начав с отеля, в котором поселился, Хьюз начал скупать едва ли не все, что попадало ему под руку: три десятка гостиниц и казино, аэродром, заброшенные серебряные и золотые рудники, площадки для гольфа, телевизионную станцию, авторемонтные мастерские и просто землю в Техасе и Неваде. Высказывались даже подозрения, что, скупая собственность, он хочет полностью уничтожить игорный бизнес и организовать на месте Города Греха космодром. На самом деле Говард Хьюз привлек в индустрию развлечений большие инвестиции и практически очистил ее от организованной преступности. И от неорганизованной тоже.

Вслед за этим он создал собственную благотворительную организацию - Медицинский институт Говарда Хьюза, передав ему одну из своих компаний. При этом он, конечно, сэкономил - предприятие, ежегодно производившее военное оборудование на миллиард долларов, в одно мгновение стало благотворительной организацией, освобожденной от налогов. Но эта организация до сих пор существует и успешно работает. О том, как он жил в этот период времени, ходят самые фантастические слухи. Рассказывают даже, что он не читал биржевые сводки, не следил за рынком, его сознание меркло, и он часами перебирал свои длинные, грязные, спутанные волосы. Когда у него начинались приступы меланхолии, он садился за штурвал одного из своих самолетов - и исчезал. Однажды его отыскали в тюрьме, где он сидел за бродяжничество. Другой раз его обнаружили через три месяца после исчезновения входящим в нью-йоркский отель «Плаза»: на Хьюзе был смокинг, теннисные туфли, он нес пляжные сумки и бормашину в черном саквояже. С бормашиной он, конечно, перегнул. Но что-то же надо было положить в черный саквояж?

Журнал «Лайф» в те годы опубликовал на первой полосе два портрета. На одном красовался высокий тридцатилетний авиатор - таким его, национального героя, помнила вся Америка. В свое время от Хьюза все сходили с ума - в конце сороковых годов был популярен лозунг «Хьюза - в президенты!». Со второго портрета угрюмо глядел обросший густой бородой и длинными волосами патриарх - журнал уверял, что теперь Хьюз выглядит именно так. Все приняли это за грубо сработанную журналистскую «утку» - поклонникам ставшего народным героем миллионера-супермена было проще поверить, что того давно нет в живых. Но он был не только жив, но и исключительно эффективно управлял своей империей, вкладывая колоссальные средства в развитие высоких технологий. Именно его компания запустила первые геостационарные спутники, которые могли транслировать на всю страну 240 телеканалов. Именно в лабораториях Хьюза в Калифорнии появились на свет первый лазер, ракета класса «воздух-воздух», волоконная оптика, атомные часы, ионный двигатель, жидкокристаллический дисплей и знакомая всем водителям и механикам смазка WD-40. Находясь якобы в невменяемом состоянии, Говард Хьюз исправно платил налоги и вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый щедрый налогоплательщик - он перечислил в казну $336 млн. Но, в таком случае, не были ли его отшельничество и вызывающие поступки лишь мистификацией, с помощью которой он отгораживался от суетного мира, от назойливых друзей, женщин и политиков?

Что действительно его отличало в последние годы жизни, так это маниакальная боязнь микробов. Хьюз не касался голыми руками документов, дверных ручек, вилки и ножа. Питался он только куриным бульоном и сливочным мороженым, а к концу жизни почти прекратил есть. Он умер 5 апреля 1976 года во время перелета в Хьюстонский госпиталь. Прямых наследников у него не было, настоящего завещания не нашли, зато одно за другим стали возникать поддельные. На огромное наследство Хьюза претендовали больше четырехсот человек. После многочисленных судебных разбирательств деньги достались всему клану Хьюзов, двадцати двум дальним родственникам покойного - ничем не примечательным учителям, служащим и мелким торговцам.

Имя Говарда Хьюза уже давно стало нарицательным. Американский миллиардер-промышленник, кинопродюсер и авиатор стал известен благодаря эксцентричному характеру, эпатажному поведению и многочисленным скандалам. История его жизни – это переплетение юношеского максимализма, навязчивых идей, психического расстройства и желания полного контроля. Его любили киноактрисы, уважали конкуренты, им восхищались политики, но жил он в своем собственном мире – мире иллюзий.

Ранние годы

Говард Хьюз появился на свет в Хамбле, штат Техас, 24 декабря 1905 года. Его отец был крупным предпринимателем, занимавшимся производством бурового оборудования. Благодаря нефтяному буму компания Хьюза-старшего "Hughes Tool Company" быстро поднялась и стала одной из самых больших в добывающей промышленности. Отец сколотил хорошее состояние, поэтому жизнь Говарда предполагала быть безоблачной.

Но за видимым счастьем всегда скрывается множество проблем, и семья Хьюзов в этом плане исключением не была. Отец много работал, поэтому не уделял сыну никакого внимания, мать наоборот чрезмерно опекала Говарда, превратив впоследствии его жизнь в кошмар. Она много времени уделяла гигиене сына, пытаясь изо всех сил оградить его от инфекций. В конечном счете ее больная чистоплотность передалась Говарду, и в зрелом возрасте стала причиной психоза.

Говард рос замкнутым ребенком, но проявлял недетские способности в физике, математике и инженерии. В 11 лет на деньги отца он установил первую в городе беспроводную радиовышку, в 12 лет изобрел мотовелосипед, а в 14 лет уже учился пилотировать самолет. Вполне возможно, что технический гений он унаследовал от отца, который тоже любил всякие изобретения.

В 1922 году умерла мать Говарда, а в 1924 году – отец. Состояние Хьюза до его совершеннолетия перешло к дяде, известному голливудскому сценаристу и продюсеру. Однако Говард быстро взял ситуацию под свой контроль. Он несколько раз сыграл в гольф с судьей, который вел это дело, затем женился на его дочери, и все проблемы были быстро улажены. Так к Говарду Хьюзу перешел бизнес отца, и вскоре он стал самым влиятельным челове

ком Америки.

Кино и самолеты

У Говарда Хьюза была одна страсть – авиация. Но еще больше самолетов он любил кино. Вместе с женой Хьюз переехал в Лос-Анджелес и стал заниматься продюсированием фильмов. Его первые работы удостоились высоких похвал и стали блокбастерами. Фильм "Два аравийских рыцаря" (1927) получил премию "Оскар" как лучшая комедия, а "Рэкет" (1928) номинировался на несколько кинонаград.

Говард остался доволен своими первыми картинами, но мечтал снимать кино про самолеты. А если он что-то хотел, то обязательно это осуществлял. Вскоре на экранах Америки загромыхали "Ангелы ада" (1930) – фильм, история создания которого была невероятной авантюрой Хьюза-эксцентрика. Нереальный бюджет в 4 миллиона долларов (к слову, большую часть денег Хьюз просто взял у компании ни с кем не посоветовавшись) оказался вполне логичным, если учитывать то, что пришлось проделать режиссеру. Революционные аэросъемки, дорогостоящие цветные эпизоды, задействованная боевая эскадрилья асов времен войны и три смерти на съемочной площадке – вот цена эгоцентричных стремлений миллиардера. Говард и сам едва остался жив, исполняя сложный трюк, который отказались делать даже самые матерые летчики.

Но оно того стоило. "Ангелы ада" стали триумфом Хьюза-режиссера, продюсера и авиатора: картина собрала в прокате 8 миллионов долларов, став одним из первых блокбастеров в истории кино.

Говард Хьюз в одночасье превратился в суперзвезду голливудского бомонда. Он быстро развелся с женой и стал флиртовать со всеми подряд, в том числе и с мужчинами. О его бисексуальности говорят многие биографы. Так, Чарльз Хайэм приписывает ему роман с сами

Кэри Грантом, звездой Голливуда. Женщин Говард тоже любил. Рита Хейворт, Джанет Ли, Лана Тернер, Бетт Дэвис – лишь самые известные его пассии. Однако его любовь была странной: он ухаживал за женщинами, флиртовал, дарил подарки, но очень редко с ними спал. Многие из тех, кто был близко знаком с миллиардером, утверждали, что он импотент.

Тем временем, доходы Говарда Хьюза росли. Еще в 1932 году он основал конструкторскую авиакомпанию "Hughes Aircraft", производившую самолеты для министерства обороны. Она была крупнейшим поставщиком военной техники и оборудования, а в годы войны стала изготавливать еще и патронные ленты для пушек и пулеметов. Но Хьюза это не устраивало. Он мечтал о куда больших проектах. Например, у него была идея создания большого транспортного самолета-амфибии, способного бороться с немецкими субмаринами. Были и другие проекты, но все они закончились неудачей.

Всевозрастающая мания

Первые признаки психического расстройства начали проявляться у Хьюза сразу после окончания Второй мировой. По крайней мере, тогда их стали замечать сотрудники авиакомпании. Он все больше отстранялся от людей, предпочитая оставаться в одиночестве или разговаривать по телефону. Мог часами разглядывать незаконченные модели самолетов, часто запирался в пустом ангаре. В 1945 году у него случился первый нервный срыв, а через год – второй. После непродолжительной реабилитации Говард вернулся к работе, но таким, как прежде, уже не был.

В конце концов, в середине 50-х годов Хьюз пропал из поля зрения журналистов. В 1957 году он женился на Джин Питерс и вместе с ней отправился в путешествие по Америке. Чем конкретно занима

ся миллиардер, никто не знал, даже его самые близкие друзья. Так, в начале 60-х первый помощник Хьюза утверждал, что не видел своего босса 17 лет.

Говард Хьюз объявился в 1966 году в Лас-Вегасе. Поступки последних лет его жизни просто поражают нелогичностью. Он бросил жену, окружил себя свитой помощников и охранников из числа мормонов и стал просто скупать Лас-Вегас. Все началось с того, что после поселения в отеле руководство выдвинуло Хьюзу претензии в связи с тем, что он занял целых два этажа. Тогда миллиардер просто выкупил весь отель. Затем он постепенно приобрел несколько участков земли, сеть фастфудов, казино, телеканал и аэропорт. В его подчинении находился почти весь город, но сам Говард, распорядившись о круглосуточном вещании канала, все время находился у телевизора. Говорят, что кинофильм "Полярная станция Зебра" он посмотрел 150 раз.

Затворничество и болезненная чистоплотность стали навязчивой идеей в последние годы жизни Хьюза. Впрочем, его отношение к чистоте тоже было своеобразным. Очищая руки, он растирал их до крови, а каждый предмет ему подавали завернутым в несколько салфеток. От своих подчиненных он требовал смены белья по нескольку раз в день, хотя сам не менял белье месяцами. Кроме этого он годами не стриг ногти и волосы. Когда в 1976 году уже мертвого Говарда привезли в Хьюстон, его никто не узнал, и пришлось снимать отпечатки пальцев.

А умер эксцентричный миллиардер в полете, во время транспортировки в больницу Хьюстона. Высоко-высоко над мирской суетой. Умер как жил: в самолете стоимостью несколько миллионов, в небе и на большой скорости. Совпадение, скажете вы? Нет, совпадений не бывает

Говард Хьюз, биография которого весьма насыщенна, был единственным ребенком американского предпринимателя Говарда Робарда Хьюза и его жены Аллен.

Говард был поздним и очень желанным ребенком – Аллен долгое время не могла забеременеть, а роды были очень тяжелыми, женщина потеряла слишком много крови и чудом выжила.

Началом биографии Говарда Хьюза является 24 декабря 1905 года. Интересно, что родители не стали оформлять свидетельство о рождении, отложив это дело на потом, и этот документ был выписан только в 1941 году.

Однако вернемся к детству нашего героя. Отец мальчика, Говард Робард Хьюз старший, основал собственное дело «Hughes Tool Company», компанию, которая занималась производством и продажей бурильных установок. На волне нефтяного бума компания стала процветающей, а ее владелец заработал неплохое состояние. Поскольку отец был постоянно занят работой, воспитанием маленького Говарда занималась мать.

Говард был болезненным ребенком, в частности, перенес болезнь, которая ухудшила его слух – всю жизнь он говорил очень громко. Это усиливалось мнительностью его матери: Аллен очень опасалась микробов и инфекций, поэтому много времени уделяла гигиене, постоянно проверяла тело мальчика.

В 13 лет у Говарда случился странный приступ – отнялись ноги. Врачи полагали, что это полиомиелит, однако подвижность в ногах вернулась к подростку через пару месяцев, так же внезапно, как и появилась.

Вероятно, по причине слабого здоровья Говард с детства был замкнутым, не заводил друзей и сторонился людей. У него был только один друг – Дадли Шарп, сын бизнес-партнера его отца. С самых первых классов Говард Хьюз терпеть не мог школу, а все свободное время проводил, копаясь в старых механизмах. Так уже в 12 лет он сам собрал велосипед с мотором, чуть позже радиопередатчик, освоил азбуку Морзе, увлекся фотографией.

Когда Говарду исполнилось 14, отец, чтобы избавить сына от опеки матери, отправляет его учиться в школу в Калифорнии, не забывая о финансовой поддержке. Чтобы поощрить любовь сына к обучению и науке, отец давал Говарду примерно по 5000 долларов на неделю. Несмотря на это, Говард Хьюз так и не окончил школу, поскольку учебе предпочел занятия в гольф-клубе, а также лекции Калифорнийского технологического университета.

Вскоре в жизнь Говарда ворвалась череда трагедий – в 1922 году его мать умерла во время операции, связанной с внематочной беременностью. Через два года умер его отец, от сердечного приступа. Говард Хьюз, впрочем, воспринял эти известия без особых эмоций.

Поскольку по законам штата 18-летний Говард не имел права на управление наследством, его родственники быстро попытались продать компанию, однако Говард постарался урегулировать все вопросы: он познакомился с судьей, который вел дело, сыграл с ним несколько партий в гольф. В итоге, молодого человека признали дееспособным, но обязали доучиться в университете. Таким образом, в 1924 году Говард Хьюз-младший стал владельцем компании отца, стоимость которой составляла примерно 2 миллиона долларов.

В 1925 году в жизни Говарда случилось важное знакомство с Ноем Дитрихом, который был зачислен в компанию на должность консультанта. Вскоре он стал ведущим работником, на котором держались все финансовые вопросы. Компания отца оставалась для Говарда основным источником дохода еще два десятилетия спустя.

Однако, Говарда не слишком то интересовала нефтедобыча, даже в его дневнике значились совсем иные цели: «Стать лучшим гольфистом, пилотом и самым известным кинопродюсером». Дальнейшую жизнь он посвятил тому, чтобы достичь этих целей.

Вскоре наш герой женится на Элле Райс и вскоре после брака Говард вместе с женой уезжает в Голливуд, «снимать фильмы».

Голливуд начала двадцатых годов, который был центром зарождающегося кинематографа, нравился Говарду гораздо больше чем скучный Хьюстон. С собой Говард привез и свою старую тетрадку, в которую записывал идеи о том, как бы он снял ту или иную сцену из фильма. Уже через два года Говардом Хьюзом была приобретена продюсерская компания «Caddo Films», а также небольшое помещение под офис в Лос-Анджелесе, которое располагалось в здании, походившем на крепость из Средневековья.

Первым фильмом, который продюсировал Говард, «Swell Hogan», зрители не смогли насладиться, поскольку в прокат он не вышел. Но уже второй фильм «Играют все» полностью окупил свой бюджет.

В этом же году выходит третья картина 23-летнего Говарда, который выполнял обязанности режиссера и продюсера, «Два аравийских рыцаря», неожиданно получившая «Оскар» в номинации «Лучшая комедийная режиссура».

Поскольку военная тематика была очень популярной в те времена, в 1928 году Говард Хьюз разрабатывает сценарий для съемки фильма «Ангелы ада», описывающего подвиги летчиков во время Первой мировой войны.

Стоит отметить, что Хьюз очень фанатично подошел к подготовке производства – он несколько месяцев ждал, пока установится подходящая погода, при которой можно было бы выполнить трюки. Для съемки сложных сцен было закуплено более 80 аэропланов. Личность Говарда характеризует такой момент: пилоты отказались выполнять очень опасный трюк, тогда Хьюз лично сел за штурвал и выполнил маневр. При этом самолет разбился при посадке, а Говард едва уцелел. Во время съемки другой сцены, показывающей крушение немецкого бомбардировщика, погиб пилот, в чем обвинили Хьюза. Всего на съемках картины погибло три пилота.

Однако, эти события не заставили Говарда отказаться от авиации – в дальнейшем он не единожды попадал в серьезные авиакатастрофы, подорвавшие его здоровье, но не прекращал проектировать и тестировать самолеты.

На тот момент, когда «Ангелы ада» были уже практически готовы, Хьюзу довелось увидеть первый музыкальный фильм, после чего он принял решение полностью перемонтировать свой фильм, сделав его звуковым. Для этого пришлось полностью переделать сценарий, добавить диалоги и переснять почти все сцены. Переход на звуковой формат повлек за собой новые трудности – главная актриса Грета Ниссен говорила с сильным норвежским акцентом, из-за чего на ее место взяли Джин Харлоу.

Но это еще не все новации, на которые решился режиссер – он частично добавил цвета в фильм. В итоге, картина, которую снимали три года, стала самым дорогостоящим проектом – бюджет вырос до четырех миллионов долларов. К огорчению Хьюза картина еле-еле окупила затраты, собрав в прокате немногим более 8 миллионов.

В 1932 году компания Говарда выпускает фильм, ставший впоследствии культовым в жанре гангстерского кино «Лицо со шрамом».

В 1929 году жена Говарда, Элла, подала на развод и ушла от мужа, устав от многочисленных слухов о похождениях миллионера с причудами. Справедливости ради стоит сказать, что их брак был скорее фиктивным – после оформления отношений супруги проводили вместе очень мало времени, даже Рождество праздновали порознь. Но семейные разборки не слишком беспокоили Хьюза – он был занят строительством своего детища Н-1, на котором в 1937 году побил рекорд, пролетев за девять часов из Лос-Анджелеса в Ньюмарк.

Как позже признавался Говард: «Мне присущ перфекционизм, и мне очень тяжело смирится с тем, что какое-либо дело является не совершенным».

В 1938 году Говард поставил еще один рекорд – на двухмоторном самолете совершил кругосветный перелет чуть больше чем за три дня, превратившись в национального героя.

Для Говарда Хьюза самолеты были главной страстью, так в 1939 году на своей «Серебрянной пуле» он побил мировой рекорд по скорости поршневых самолетов. Однако, самым знаменитым авиа проектом нашего героя считается «Геркулес», которого Говард Хьюз изготовил из дерева, поскольку в те времена металл было не достать. Хьюз поднял в воздух «Геркулес», размах крыльев которого составил 100 метров, в 1947 году, после чего один из его коллег подметил: «Хотя Говард и отличается множеством странностей, но он настоящий гений!».

Странности Говарда проявлялись не только в работе, но и в общении с женщинами: будучи по своей природе очень стеснительным, он осыпал кинодив драгоценностями, но всячески сторонился физического контакта. Одно время Говард очень увлекся Мерилин Монро – он посылал ей шикарный букет цветов каждый день, названивал ей, часами говорил с ней, а когда она засыпала на середине разговора, слушал ее дыхание.

Вскоре Хьюз основал благотворительную организацию, передав в ее владение компанию по производству оружия и самолетов. Это был очень умный ход со стороны Говарда – предприятие, производившее продукцию на миллиарды долларов, стало свободным от налогов.

В июле 1946 года авиатором было запланировано испытание нового самолета XF-11 – на аэродром Говард заявился вместе со своей новой знакомой, Джин Питерс. Когда самолет находился в воздухе, отказал один из двигателей, машина стала стремительно снижаться, падая на Беверли-Хиллз. Самолет разрушил несколько домов и взорвался, но к счастью никто из жителей не пострадал. Говарда вытащил из-под обломков сержант ВМФ Уильям Даркин, находившийся в одном из домов. Хьюз получил серьезные ранения и ожоги почти 80% поверхности тела. Травмы, длительная реабилитация и прием медикаментов серьезно подорвали здоровье и психику Говарда.

С середины 50-х годов Говард кардинально изменил образ жизни, став затворником, вместе со своей женой, актрисой Джин Питерс. Ходили слухи, что пара отправилась в путешествие по Америке.

В шестидесятых годах Говард начал скупать землю и недвижимость в Неваде, поскольку финансовый климат Лас-Вегаса был весьма благоприятен. В результате к 1970 году в его руках сосредоточилась одна треть всей выручки игорной столицы Америки. Однако в 1970 году Говард внезапно покинул страну, даже ничего не сказав своей жене, которую охрана не допустила к мужу. По мнению журналиста Нормана Мейлера, его исчезновение было делом рук его ближайшего окружения, которое сражалось за контроль над Говардом, в то время уже недееспособным.

Только спустя пару недель после исчезновения мужа Джин сообщили, что Говард отбыл на Багамские острова, а также передали записку: «Моя любовь, я болен, очень болен, но уверен, что скоро мне станет лучше. Я думаю, если ты что-то узнаешь обо мне, то я пойду на поправку».

Вскоре Джин подала на развод, получив алименты в суме 70000 долларов в год, хотя Хьюз предлагал намного больше.

Последние годы жизни миллиардер постоянно менял место жительства за пределами США – одной из причин нежелания посещать Америку было его увлечение сильнодействующими наркотическими препаратами, с которыми на Багамах проблем не было. Многочисленные авиакатастрофы, наркотические препараты, перенесенный в 40-х годах сифилис, сильно подорвали здоровье Хьюза, не только физическое, но и психическое. Ипохондрия и боязнь микробов, которые он унаследовал от матери, в последние годы жизни обострились – Говард мог часами стоять перед дверной ручкой, не решаясь ее взять. В стремлении очистить руки, он растирал их до крови, требовал, чтобы все предметы ему подавали завернутыми в несколько слоев салфеток, месяцами не стриг волосы и ногти. Все свободное время магната проходило за пересмотром любимых фильмов, которые он видел уже много раз, в поедании любимых шоколадок «Хершиз».

Последний раз Говард покинул номер отеля в 1973 году, когда его пригласили совершить несколько полетов на самолете «De Havilland». Вскоре Хьюз сломал ногу и больше не вставал с кровати. Постепенно он утрачивал интерес к жизни, лежал в неподвижности и апатии, впадая в коматозное состояние, поскольку он перестал принимать пищу и жидкость.

Умер Говард Хьюз-младший 5 апреля 1976 года, во время перелета из Акапулько в Хьюстон, где его должны были встретить агенты ФБР. Великий Авиатор ушел из жизни в небе, которое так страстно любил.

Чтобы установить личность Хьюза, пришлось снимать отпечатки пальцев, поскольку его никто не смог с точностью опознать. Официальной причиной смерти стал отказ почек.

Тщательные поиски завещания ни к чему не привели – даже если оно и было, слуги-мормоны постарались его уничтожить. Хотя прямого наследника у Говарда не было, после смерти миллиардера нашлось множество желающих получить наследство, что повлекло за собой многолетние судебные разбирательства.

Впоследствии было выпущено несколько фильмов про Говарда Хьюза, самым известным среди которых стал «Авиатор», в котором роль эксцентричного миллиардера исполнил Леонардо Ди Каприо.

Личность Говарда также стала прототипом для многих придуманных героев: персонажа игры Fallout: New Vegas, мистера Хауса, Тони Старка (Железного Человека). В частности, эпизод из фильма «Железный человек», где Тони Старк выступает на пресс-конференции, навеян реальным случаем, когда Говард Хьюз давал показания перед Сенатом.

Вот как высказался о Хьюзе Стен Ли: «Мне Говард представляется человеком с неограниченными материальными благами, деловыми интересами во всем мире, личностью, на которую с интересом смотрят самые гламурные женщины, и кому завидуют все мужчины».

Несмотря на печальные обстоятельства смерти, Говард Хьюз вошел в историю Америки как великий герой, повлиявший на развитие кино и авиации, вдохновивший множество людей на новые открытия.

Видео трейлер фильма Говарда Хьюза «Лицо со шрамом»

Некоторые его считают талантливым бизнесменом , обладающим хорошей интуицией, Другие знакомы с ним, как с человеком, которые любил безумный риск и самолеты. А кто-то считает его свихнувшимся мультимиллионером, панически боявшегося любой инфекции, - особенно это было выражено в последние годы его жизни, когда он не стригся, не брился и не ходил в туалет, а большую и малую нужду справлял прямо в жилом помещение гостинцы. Настал момент, когда терпение администрации шикарной гостиницы «Дезерт Инн» в Лас-Вегасе лопнуло и странного жильца попросили покинуть апартаменты. Но Хьюза это не смутило. Он предложил им сделку: на вопрос, за какую сумму владелец гостиницы готов продать ему свое заведение, те в шутку назвали сумасшедшую для того времени сумму — 14 млн долларов. Говард не заставил себя долго ждать- на следующее утро он выписал чек на вышеуказанную сумму и в одночасье оказался в центре игорного бизнеса западного побережья. Почему игорного? Да потому, что отель, который приобрёл Хьюз, также содержал в себе и казино, приносившее неплохой доход. В жизни Говарда такой нетрадиционный способ приобретения недвижимости был не единственным, например отель, который располагался напротив его офиса был приобретён, только для того, чтобы убрать с крыши здания раздражающую Хьюза вывеску. Так кто же такой Говард, сумасшедший или гениальный бизнесмен?

История Говарда Хьюза берет начало с 1905 г. Именно тогда в штате Техас в семье Говардов родился первый миллиардер в мире. Он был единственным ребенком в семье Говардов. Отец Хьюза имел компанию «Хьюз Тул», основанную после изобретенного им алмазного бура, предназначенного для бурения скальной породы. Благодаря совпадению техаско-нефтяного бума с моментом его изобретеня, Говард -старший стал миллионером.

Мать Хьюза считалось красивой и образованной с прекрасным воспитанием женщиной, но паническая боязнь микробов побуждала ее на очень странные поступки. Например, она постоянно следила за стулом сына, выдавала ему вечернюю порцию слабительного, проверяло насколько хорошо вымыты: ноги, зубы и другие части тела ее ребенка. При малейшем подозрении на отклонения от нормы, обращалась к врачу с просьбой осмотреть маленького страдальца.

В шестилетнем возрасте Говард -младший получил от отца в подарок мастерскую, где мог вдоволь насладиться возней с разным металлическим хламом. Уже чуть постарше, в возрасте 11-лет Хьюз сконструировал свой первый радиоприёмник. В 13 лет, используя запчасти от старого парового автомобиля, который когда-то принадлежал его отцу, Хьюз умудрился собрать свой первый мотоцикл. Достигнув 14-летия, осенью, Хьюз был отправлен учиться в массачусетский пансионат, но по результатам учебы через год, отец понял, что его сын желаемых результатов не достигнет.

В 1921 семья Говардов переехала в Калифорнию. Там, Говард-младший познакомился с одним известным шоу-бизнесменом. В последствии, данное знакомство отразилось на выборе будущего кинопродюсера, Хьюз-младший решил для себя, что когда ни будь он обязательно займет свою нишу в киноиндустрии.

Осень 1923 г - это время трагических перемен в жизни Говарда-младшего. Он потерял мать - она не смогла выйти из наркоза после несложной операции. Через несколько месяцев вслед за матерью ушел и его отец, - его сердце остановилось во время деловых переговоров.

Очевидцы утверждают , что юный Хьюз не являлся обладателем деловой прозорливости, авантюризма и твердого характера. Но на самом деле это не так. Несмотря на бдительный контроль его матери, он, еще в школе пытался заниматься бизнесом. Например, он распродавал содержимое своего "ланча", который содержал в себя обилие фруктов даваемых ему родителями.

После смерти отца, Хьюз получил в наследство 75 % акций компании «Хьюз Тул», остальные 25% он выкупил у своих родственников, участвовавших в этом бизнесе. Необходимо учесть еще один немаловажный факт - на момент принятия наследства ему было всего 19 лет, а по закону совершеннолетие наступало лишь в 21 год, - это значит что вести бизнес отца он не мог. Не растерявшись, Хьюз подал в суд на получение разрешения считаться совершеннолетним и выиграл его. В результате маленький Говард стал обладателем огромного состояния и власти.

В 1925 г Хьюз женился на Элле Райе. Через 4 года брак распался. Хьюзу было не до семейно жизни, его влекли небеса и кинобизнес. Успешно действующая компания, унаследованная им от отца, позволила ему заняться финансированием своих проектов в кинематографе.

Несмотря на неудачный старт , - первый фильм Хьюз был настолько плох, что он вообще не вышел на экран, - и скептицизм корифеев Голливуда, Говард стал продюсером более 40 фильмов. После премьеры «Ангелы ада» Говард получил признание как успешного режиссёра и продюсера.

Интересный факт, что для съемок «Ангелы ада» Говард преобрел целый парк истребителей - это 87 боевых машин, а для того, чтобы снять падение горящего бомбардировщика более реалистичным, ему пришлось пожертвовать жизнью трех пилотов, принимавших участие в съемках. Далее, по истечение 18 месяцев работы на фильмом, Говард вложил еще 1,8 млн долларов только для того, чтобы создать звуковую версию, поскольку окончание работы над «Ангелами» совпало с выходом первой звуковой ленты Эла Джолсона «Певец из джаза

Главным увлечением Говарда были самолеты. В 1935 г Хьюз,впервые в мире развил рекордную скорость 566 км/ч на самолете собственной конструкции «Серебряная пуля» . Следующим его рекордом был кругосветный перелет вокруг земного шара за 91 час 17 минут. Более 4-х суток без сна и отдыха владелец многомиллионного состояния провел сидя за штурвалом одномоторного самолета собственной конструкции.

В июне 1939 г Хьюз приобрёл 77% акций небольшой авиакомпании «Транс Уорлд Эйрлайнз». После он заключил контракт с компанией «Локхид» на постройку самолетов дальнего следования, с помощью которых осуществилась возможность перевозок пассажиров через Атлантику. . В конце 50-х гг. Говард решил, продал свои акции за 750 млн долларов. В результате этой сделки он стал первым в мире миллиардером.

В середине 40-х Хьюз занимался разработкой крупнейшего в мире транспортного самолета «Геркулес». После первого испытания данный проект закрыли из-за многочисленных споров вокруг его финансирования. Общая сумма затрат на реализацию оценивалась около 40 млн. долларов, где 18 млн. долларов являлись собственностью самого Хьюза.

Несмотря на то, что Хьюз был не только смелым летчиком, рисковавшим своей жизнью, но и гениальным бизнесменом, его внешний образ был далеко от идеала. Скромный, безвкусно одетый, беспомощный во время светских приемов человек, - все это вызывало недоумение у журналистов. Они никак не могли понять, что движет этим мультимиллионером на столь безрассудные поступки, и какая сила заставляет его рисковать свой жизнью ради сиюминутного выброса адреналин.

В 1957 желая развеять всякие подозрения, касающиеся его ненормального поведения, Хьюз решил жениться на актрисе Джин Петере. Та, бедняжка, после 14 лет совестной жизни с психически ненормальным мужем, развелась, осведомив весь мир о подробностях своего брака.

Она сообщила, что с первых дней ее благоверный сразу же поставил перед ней условия, где оговаривалось, что спать они будут в разных комнатах, питаться — тоже отдельно, и ни в коем случае не прикасаться к его одежде. После развода его психоз развивался еще более стремительно - он приватизировал уборную в своем офисе, а сотрудникам посоветовал искать альтернативные средства для с правления малой и большой нужды, например, пользоваться молочными пакетам. Фобии и страхи одолевали его, пока в один момент он не исчез.

После того, как Чарлз Торнтон , - это человек которому Хьюз безгранично доверял (В середине 50-х, Торнтон ловко обирал хозяина, и на скопленную сумму приобрёл небольшую фирму которую в дальнейшем превратил в гигантский концерн с активами более 750 млн долларов.), - предал его, Хьюз двинулся в Лас-Вегаса, и прекратил всякое общение с людьми. С этого момента средством передачи информации с окружающими, служила бумага и карандаш. Все свои распоряжения он отдавал только в письменной форме.

Продав все свои авиалинии за сумму в полмиллиарда долларов, Хьюз принялся скупать Техас и Неваду. Он купил пятнадцать гостиниц и большинство лас-вегасских казино, аэродром, заброшенные золотые и серебряные рудники, площадки для гольфа, телевизионную станцию, огромное ранчо Круппа, авторемонтные предприятия, губернатора штата и местного прокурора.

Гениальная деловая интуиция его не покидала, несмотря ни на затворнический образ жизни, ни на продолжающееся сумасшедствие, - на окраине США возникала гигантская промышленная империя.

В последнее годы его жизни его общения свелось к 7 человекам, - целомудренным мормонам. По предписанию Хьюза, они должны были входить в его комнату исключительно в резиновых перчатка и прикасаться к сумасшедшему только через несколько слоев одноразовых салфеток. Если Хьюз простужался или подхватывал «гриб», то в качестве лечения выбирал переливание крови. В качестве донора выступали эти же мормоны, только их кровь по мнению Хьза считалась истинно чистой.

Интерьер его комнаты был по истине спартанский. Ничего лишнего, кинопроектор, кресло, постель и блокнот с ручкой. Перед входом в номер мелом нарисован круг, который являлся место ожидания для посторонних посетителей. Лечащий врач Хьюза тоже не являлся исключением, - в его задачу входило ставить диагноз, не выходя за границы круга.

Примерный рацион питания Хьюза включал в себя куриный бульон и сливочное мороженое, а к концу жизни из-за страха, что даже дистиллированная вода казалась ему "слишком грязной, он вообще практически перестал питаться.

1976 году Говард Робард Хью з скончался при перелете из Акапулько в Хьюстон. Имя Хьюза трижды было вписано в книгу рекордов Гиннеса.

Во-первых, как самый молодой миллионер, во-вторых, как создатель самого большого летательного аппарата, в-третьих, как предприниматель, заплативший в государственную казну больше всего налогов (около 350 миллионов долларов). Кроме того, за совершённый им в молодости кругосветный полёт он был удостоен официального титула “Героя американской нации”.