Самые удивительные танки мира. Бесславные ублюдки: самые уродливые танки, созданные за всю историю вооружений

Многие страны на сегодняшний момент гордятся своими достижениями в создании боевых машин. Однако учитывая то, что некоторые раньше называли танком, не все страны сразу пришли к текущему уровню своего мастерства.

10. Бронированный квадроцикл (Великобритания)

Помимо первого, что приходит на ум когда вас спросят, как бы выглядела британская боевая машина, этот квадроцикл из 1899 года ещё и является одним из первых танков в мире. Да, броня защищает только торс водителя/стрелка, но благодаря двигателю мощностью в полторы лошадиных силы, вероятность того, что их ноги отстреляет, не так уж велика. Кстати, сложно представить, что это может преодолевать хоть какие-то холмы, так что хорошо, что их не начали выпускать массово.

9. 1К17 Сжатие (Россия)


Не позволяйте скучному названию обмануть вас: 1К17 Сжатие был полноценным, лазерным танком. Естественно машина не стреляла лазерами, способными разрушить планету, как Звезда Смерти, но лазеры всё равно были важны. При помощи этих лазеров навсегда выводились из строя системы наведения вражеских ракет, машин и воздушных суден. Другими словами, в случае начала войны, этот комплекс бы не позволил вражеским устройствам наносить точные удары. Однако на случай если вражеские силы приблизятся достаточно близко, комплекс обладал и противовоздушным орудием на крыше. Никогда нельзя забывать о безопасности.

8. Бронеавтомобиль Тортуга (Венесуэла)


Тортуга была разработана в 1934 году и, как и бронированный квадроцикл, была вооружена только пулемётом. Её предназначением было запугивание соседней Колумбии, чтобы те не напали на Венесуэлу, правда, как они собирались это сделать - не совсем понятно. Во-первых «Тортуга» переводится как черепаха - животное, которое не ассоциируется с насилием. Во-вторых, Тортуга выглядит как бронированный кусок какахи, что достаточно странно, ведь они должны были быть похожими на шлем британских полицейских, что говорит не в пользу того, кто изначально придумал шлемы для полицейских.

7. Машина наблюдателя «Kugelpanzer» (Германия)


Танк-шар был захвачен советскими войсками в Маньчжурии (Manchuria) в 1945 году. Других экземпляров этого танка не было обнаружено и известно о нём чрезвычайно мало. Танк приводился в движение двухтактным двигателем, а вооружением было лишь то, что было в руках водителя на тот момент. Как видите, места в нём хватит только на одного человека, так что если вы собираетесь воевать в чём-то подобном - захватите с собой плеер, чтоб не было слишком скучно.

6. Танк Боба Сэмпла (Bob Semple Tank) (Новая Зеландия)


Во время Второй Мировой войны Новая Зеландия увидела, что у всех есть какие-то танки и решила создать парочку для себя. Однако, без промышленных мощностей, необходимых для этой цели, они решили, что им хватит трактора, обитого гофрированным металлом. Название танк получил по имени министра строительства Боба Сэмпла. Каждый танк был вооружён семью пулемётами. Однако недостаток места внутри означал, что один из членов команды должен был стрелять лежа на матрасе, накрывающем двигатель. Танки, конечно же, подняли на смех за их внешний вид, однако они не участвовали в боевых действиях и подняли мораль населения страны.

5. Царь-Танк (Россия)


Царь-танк был ответом России на вопрос о том, как прорвать немецкий фронт во время Первой Мировой войны. К сожалению, как вы видите, ответ был нелепым. Царь-танк был по сути увеличенной версией трёхколесного велосипеда, на котором вместо ребёнка катается пушка. Однако, хотя первые два колеса были достаточно стабильны и позволяли пересекать даже самый сложный ландшафт (и даже свалить пару деревьев), маленькое колёсико сзади не было пригодным для манёвров. Во время первого испытания оно застряло в луже грязи, а из-за того, что на тот момент не было приспособлений, которые бы смогли вытащить танк из грязи, он был оставлен там до 1923 года, когда его разобрали на металлолом.

4. Плавающий танк Кристи


Плавающий танк Кристи был построен изобретателем Джоном Уолтером Кристи (J Walter Christie) в 1921 году и был предназначен для использования армией в ходе высадок на пляжи и дальнейшей поддержки пехоты. Танк был вооружён 75 миллиметровым орудием, однако вес орудия вкупе с весом 6-милиметровой брони достигал более семи тонн. Военных танк не устроил, однако через несколько лет Кристи предложил намного более лёгкую версию танка, на сей раз морской пехоте США. Они также не были впечатлены бронемашиной, в основном из-за того, что верх её был открыт, а солдаты, пожалуй, бы одобрили, если бы над их головами была защитная крыша.

3. A7V (Германия)


Танк A7V был разработан и построен в конце Первой Мировой войны, в качестве ответа танкам, применяемым на поле боя британскими силами. Однако, в отличие от танков Великобритании, A7V был построен создателем тракторов, и это чувствовалось любым, кто хоть раз прокатился в A7V. Танк фактически был огромным стальным коробом, напяленным на базу трактора. Единственным хорошим в нём было его вооружение - танк был вооружён 7 или 8 пулемётами, а внутри помещались тысячи пуль. Большинство этих танков так и не увидели поле боя, либо из-за того, что экипажи постоянно теряли сознание от жары внутри танка, или из-за того, что танки застревали в грязи.

2. А-40 (СССР)


Советские военные не были довольны тем, что танки это исключительно наземные средства уничтожения, поэтому они решили научить танки летать. Перед вами А-40, «Крылья танка» - фактически танк, скрещенный с планером. Однако для того, чтобы уменьшить вес танка (что позволило бы ему летать) из него пришлось выгрузить всю амуницию, что явилось большой проблемой, учитывая, что его предназначением было стрелять в фашистов. К счастью, А-40 никогда не увидел боевых действий - был проведен один тестовый полёт, и, несмотря на успешную посадку, о танке-самолёте решили забыть как можно скорее.

1. Шерман-Краб (США)


Минный танк-тральщик Шерман-Краб (Sherman Flail Crab) это доказательство, что даже сумасшедшие могут придумать что-то хорошее. Помимо того, что это был полноценный танк Шерман, его главной задачей была очистка минных полей. Как он это делал? Он бил по минам цепями. На передней части танка его создатели разместили несколько цилиндров, к которым были прикреплены цепи, и всё это устройство приводилось в движение мотором, который раскручивал цилиндры. По достижению минного поля двигатель запускали, и цепи начинали крутиться, безопасно взрывая мины. Непонятно одно - зачем танку было нужно орудие? Он и так настолько страшен, что любые враги бы сдались заранее.


10. Бронированный Квадроцикл (Великобритания)


Этот квадроцикл был создан в 1899 году в Англии и может претендовать на один из самых первых танков когда-либо созданных.
Квадроцикл оснащался мотором мощностью 1,5 л.с.
Броня была только лобовая, которая защищала туловище водителя – стрелка. В связи с этим танком такое устройство назвать сложно, но оно представляет определенный интерес, как тупиковая ветвь развития боевых машин. Серийно он никогда не выпускался.

9. 1К17 «Сжатие» (Россия)


Комплекс противодействия оптико-электронным системам наведения противника. Смысл создания этого комплекса заключался в том, что при его запуске на местности, все приборы наведения боевых машин и самолетов не могли нормально в штатном режиме работать по наведению на цели. Испытания комплекса было успешным, и он показал свою эффективность по прямому боевому назначению, однако развал СССР в 1991 году и отсутствие средств для финансирование проекта не позолило начать серийное производство.

8. Танк Тортуга (Венесуэла)


Танк Тортуга был разработан в 1934 году, из вооружений – на нем находился только пулемет. В то время Венесуэла и Колумбия находились в не очень добрососедских отношениях, и этот танк был разработан именно для участия в возможных конфликтах с Колумбией. Бронированный корпус был установлен на шасси грузового автомобиля "Форд”.
Всего было произведено 7 подобных танков, которые называли бронеавтомобилями. Данных о боевом применении этих машин нет.

7. Krupp Kugelpanzer (Германия)




Этот образец танка был захвачен Советской Армией, в 1945 году в Маньчжурии. Других образцов танка на данный момент не найдено. Машина представляла собой цилиндр, сзади была опора от перевертывания. Этот танк оснащался двухтактным двигателем. Скорее всего, это устройство использовалось не как наступательное средство, а как ДОТ.

Electrolux – это шведская компания. Компания именуется машиностроительной, поскольку она производит механизмы для газовых приборов и бытовых нужд. Electrolux – мировой лидер по выпуску бытовой техники высочайшего качества. История компании начинается в 1910 году, ее основал господин Аксель Веннер-Грен в городе Стокгольме. Сейчас это не просто шведская фирма, а транснациональная корпорация. Особое место в выпускаемом ассортименте занимают посудомоечные машины Electrolux . Их знают более чем в 62 странах мира.

=========================================================================


6. Танк Боб Семпл (Новая Зеландия)




Во время Второй Мировой войны Новая Зеландия так же начала производство танков. Однако промышленный потенциал для отлаженного производства и технологии отсутствовали. Танк, названный в честь министра, производился на базе трактора. Вес машины составлял 24, 5 тонны, экипаж 8 человек. Суть идеи заключалась в том, что корпуса производятся отдельно и в нужный момент устанавливаются на трактора. Однако из-за низкой практичности все выпущенные танки были разобраны и превращены обратно в трактора.


5. Царь-Танк (Россия)




Царь танк выпущен в единственном экземпляре во время Первой Мировой войны. Сооружение впечатляющее. Но у него был один недостаток, который его и подвел, не пустив в серию. Ходовая часть состояла из 2-х огромных колес и маленького колеса сзади. Это колесо и сыграло роковую роль. Танк застрял в грязи, и вытащить его оказалось невозможным имеющейся на тот момент в том месте техникой. Среди других недостатков – огромные размеры по высоте – делали его хорошей мишенью, а спицы колес были достаточно уязвимы для осколочных снарядов. Танк не участвовал нив одном сражении и в конечном итоге был порезан на металлолом.


4. Плавающий танк Кристи (США)




Дж. Уолтер Кристи в 1921 году, изобрел танк – амфибию. Машина была предназначена для форсирования водных преград и высадки десанта на берег.
Он был вооружен 75-мм пушкой, однако, вес пушки, в сочетании с весом брони, создавало массу танка в 7 тонн.
Для того времени и для плавающего танка – это было очень много. В конце концов, проект был закрыт.

3. A7V (Германия)




A7 бака V был построен и разработан в конце Первой мировой войны 1, в ответ на наличие английских танков. Однако, в отличие от британских танков, A7V был построен производителем тракторов.
Танк представлял собой огромную бронированную коробку, установленную на шасси трактора.
Положительного в этом танке было наличие 7-8 пулеметов и большого боезапаса к ним. Однако танк не принимал участие в бою. Летом экипаж танка перегревался в бронированной коробке и терял сознание. Из-за не совершенства ходовой части многие танки просто застряли в грязи.

2. Антонов-40 (Россия)


Краб Шерман Flail претерпел в свое время много критики. Однако принцип работал. Вал, установленный перед танком начинал вращаться и бил цепями по земле. Если цепь попадала на мину – она взрывалась. По мере движения танк разминировал полосу.
Недостатком являлось то, что вращательный механизм от взрыва мин выходил из строя, и не все мины удавалось обезвредить таким образом.

Никого не удивишь сегодня концепт-карами: они давно и надежно оккупировали самые престижные места на автосалонах. А как тебе концепт-танки? Никогда о таких не слышал? Ну еще бы! Ведь даже в нынешнем сугубо рыночном мире прототипы новых боевых машин военные прячут за высокими заборами с колючей проволокой, а на выставки вооружений попадает обкатанный, а потому не самый свежий товар. Все это объясняется секретностью. Но, может быть, дело в чем-то другом?

Возможно, разработчики особенно авангардных экземпляров слегка стесняются своих бронированных детищ? Ведь они порой бывают ну очень экстравагантными. Гражданскому человеку долго пришлось бы объяснять, зачем на такую штуку потрачены деньги налогоплательщиков. Как бы то ни было, сегодня у нас в программе концепт-танки - от Первой мировой до наших дней.



Но дело не только в деньгах налогоплательщиков. Престиж страны ведь тоже чего-то стоит! Калифорнийский инженер Кларенс Лео Бест, владевший фирмой по производству сельскохозяйственных тракторов под маркой Tracklayer, прекрасно это понимал. Ближе к победному для Антанты финалу Первой мировой войны он решил, что негоже родной Америке отставать от продвинутых европейских стран. Надо и в отечестве своем тоже танк придумать. Благо все предпосылки для этого налицо: его отец Дэниел Бест вместе с Бенджамином Холтом (они создали позднее знаменитую компанию Caterpillar) изобрели гусеничный движитель, а оснащенный им трактор CLB с 75-сильным бензиновым мотором в 1913 году стал первой машиной, выпущенной под брендом Tracklayer .

Оставалось только заинтересовать военных новым проектом, а потом получить от них деньги, на которые покрыть трактор броней и вооружить. В итоге смелых опытов Кларенса в 1917 году Североамериканские Соединенные Штаты пополнили боевой арсенал Национальной гвардии странной машиной, словно сошедшей со страниц фантастических романов Жюля Верна.

Вооруженный пулеметом танк весил 15 тонн и мог послужить прекрасным примером того, как не надо делать танки. В Европе к тому времени уже серийно строились существенно менее футуристические, но много более боеспособные конструкции.


Впрочем, бывают и настолько интересные задачи, что созданные для их решения монстры и монстрики выглядят необычно именно из-за специфики своего назначения.


Оправившаяся после потерь Версальского мира Германия очень хотела наказать своих обидчиков - Францию и Англию. И если против Франции имелся старый доб­рый план Шлиффена, то добраться до Британских островов в 1935-м было ничуть не легче, чем в 1915-м. То есть добраться-то было можно, но как высадиться на берег с тяжелой военной техникой? К 1940 году сумрачный германский гений материализовал в металле систему «плавающий тягач - плавающий прицеп», которую назвали Land-Wasser-Schlepper - «земноводный трактор».

«Ландвассершлеппер» тащил за собой по суше и воде понтон с загруженным в него танком или пушкой, экипаж сухопутной машины «плыл» на борту самого LWS. После выезда на берег танк выкатывался из понтона и шел в бой, а трактор отправлялся в следующий рейс.

Все бы ничего, но отсутствие брони делало систему уязвимой, а связка «буксир - баржа» имела очень плохую мореходность. Впрочем, проверить свою концепцию в полномасштабной морской операции против Англии немцам не довелось: почти все из 21 LWS отправились завоевывать СССР и закончили свои дни на Балтике и Черном море.

Пучок цепей с грузами вращался и со всей силы лупил по земле, нейтрализуя мины перед танком

Проблемы высадки танков на морские берега вставали не только перед немцами. Своеобразным способом решили проблему переправы танка англичане. Еще в начале 40-х годов конструктор Николас Штраусслер решил отказаться от применения надувных или складных понтонов, вместо них сделав танк частью брезентового «корабля» с бортами из раскладного водонепроницаемого экрана. Экран, крепившийся по периметру корпуса, разворачивался за счет надувавшихся сжатым воздухом резиновых трубок.

Систему назвали Duplex Drive («Двойное движение»), или просто DD, и оборудовали ею часть танков, участвовавших в высадке союзников на побережье Нормандии в 1944 году.

В числе прочих экраны из прорезиненного брезента получили и танки Sherman. «Шерманы ДД» оснащались гребным винтом с приводом от основного двигателя и могли вполне самостоятельно проплыть по морю расстояние от стоявшего на глубокой воде корабля до берега. Если, конечно, противник не успевал продырявить экран. После выхода на сушу гребные винты поворачивались вверх, чтобы не цеплять грунт, а экран складывался.


В годы Второй мировой войны большую опасность для танков представляли минные поля противника. Бороться с минами пробовали разными способами, но самым рациональным казалось научить танк прокладывать себе путь. Для этого начали придумывать минные тралы самых разных конструкций, в чем по степени экзотичности с большим отрывом лидировали американцы. Одним из самых занятных образцов стал T10 Sherman M4A2 .

Танк Sherman лишился гусениц, а взамен обзавелся мощными тяжелыми катками, которые могли давить и подрывать мины без риска для собственной стальной шкуры. Еще одним вариантом экспериментов с «Шерманами» стал трал системы «Краб» - закреп­ленный на валу в передней части танка пучок цепей с грузами, которые при движении боевой машины вращались и со всей силы лупили по земле перед ней. При этом поднимались живописные тучи пыли, ну и мины заодно подрывались тоже, добавляя зрелищу экспрессии.


Тяжелая бронедрезина охраняла железнодорожные перегоны от партизан и диверсантов

Поскольку танки научились худо-бедно уворачиваться от мин, следовало срочно научить мины гоняться за танками. Формулировка задачи звучит странно, однако немцы создали-таки миниатюрную (1,5 х 0,85 х 0,56 м) танкетку Sd.Kfz. 302 «Голиаф» , которая, по сути, и была самоходной миной. Весил этот микротанк всего 370 кг, из них 60–70 кг приходилось на взрывчатку.

В движение приводился парой электродвигателей Bosch мощностью по 2,5 кВт каждый. Электроэнергия к ним передавалась по волочившемуся за «Голиафом» кабелю, благодаря которому танкетка и управлялась оператором: уменьшая обороты мотора, перематывавшего одну из гусениц, можно было поворачивать.

Поздние модели снабжались уже маломощным бензиновым моторчиком. До конца войны в Германии построили 7564 «Голиафа» разных модификаций, но серьезного влияния на ход боевых действий они не оказали. Был ряд задач на фронте - вроде подрыва дотов и бункеров, для решения которых самоходные мины оказались весьма полезны, но уж очень много было у них отрицательных качеств.

Скорость всего 9–10 км/ч и посредственная проходимость не всегда позволяли догнать цель, тонкая броня и вовсе ничем не защищенный кабель управления делали танкетку весьма уязвимой для осколков снарядов и даже огня стрелкового оружия. К тому же стоимость одного «Голиафа» составляла от 1000 до 3000 рейхсмарок (в зависимости от модификации), в то время как полноценная 75-мм противотанковая пушка РАК-40 обходилась всего в 12 тысяч.


Сегодня большинство людей твердо уверены, что бронепоезд если и имеет право на существование, то разве только в качестве эмблемы «запасного пути». На самом деле эти странные составы, билет на которые невозможно купить даже по большому блату, до сих пор стоят на вооружении. Уж очень полезны они для обороны окрестностей железных дорог, особенно если других дорог почти и нет, а расстояния измеряются сотнями километров.

Нужно только следить, чтобы враг не повредил рельсы и мосты между местом базирования бронепоезда и тыловыми базами. Для этой роли хорошо бы иметь такие танки, которые могли бы ездить… по тем самым рельсам.

В годы Второй мировой пути отступления немецких бронепоездов прикрывали как раз такие «железнодорожные танки» - тяжелые бронедрезины. Далеко не все они были немецкого производства, активно использовали и трофеи. Так, большой популярностью пользовались польские бронедрезины Zuc , разработанные в 1936 году по заказу армии тогда еще вполне суверенной Польши чехословацкой фирмой Tatra. Бензиновый двигатель разгонял такой необычный «танк» до 45 км/ч, а запас топлива позволял проехать без дозаправки 700 км. Двух пулеметов во вращающейся башне вполне хватало для охраны железнодорожных перегонов от партизан и диверсионных групп.


Однако время не стоит на месте: реалии жизни к началу нашего XХI века изменились весьма существенно. Заокеанские и соседские враги уже не так страшны властям предержащим, как свои местные политические оппоненты. Потому и «броневой меч» некогда великой советской империи не грозит более американским базам в Европе, но рачительно перековывается в инструмент наведения порядка на митингах и демонстрациях. В результате миру являются танки и бронетранспортеры в психоделической окраске, переоборудованные для политического диалога с оппозицией на улицах городов.

Вот, например, «синяя птица счастья» из состава подразделения милиции особого назначения «Беркут» при областных УМВД Украины. В девичестве это был армейский БТР-80.


Свадебный танк-лимузин с шампанским, холодильником и сиденьями для восьми гостей

Фантазия менее воинственных представителей мирового сообщества подсказывает им и более миролюбивые варианты применения бронетехники. Вот британцы свой легкий танк демобилизовали и переделали в свадебный лимузин . Выкрашенные в белый цвет танки мы, положим, и прежде видели, но этот имеет внутри бар с шампанским, холодильник, восемь сидений для гостей и три - для экипажа.

В Великобритании арендовать бронированный по всем законам военной науки лимузин на гусеницах можно всего за 4000 фунтов стерлингов. Правда, еще придется заплатить за доставку танка к месту проведения торжества на специальном трейлере.



Парад ненужных вещей


Передвижная баррикада

Порождение отечественной военной мысли начала Первой мировой. Cтальной щит на колесах с бойницами позволял пятерым стрелкам относительно безопасно вести огонь по врагу, а вот перекатывать тяжеленную конструкцию по ухабистому полю боя было трудно. Да и броня оказалась слабоватой.


Его смастерили умельцы из так называемой Украинской повстанческой армии зимой 1943 года. По сути, это часть корпуса разбитого Т-26 с башней от него же, установленного на шасси трактора СТЗ-5. Если эта штуковина и могла стрелять, то как она не переворачивалась при таком нарушении пропорций?


Мыльный танк

Танк - символ мощи, напора, неудержимой атаки. Примерно так думали и устроители мыловаренной выставки в Германии в 1937 году. Во всяком случае, иных причин извести около 150 кг мыла на облицовку специально построенного фанерного макета французского танка Renault FT-17 придумать не удается.


Танк из сигар

На 11-й ежегодной сигарной выставке во Флориде подобные идеи выродились в сооружение макета танка из сигар. Компания Tampa использовала 38 000 настоящих сигар, чтобы сымитировать танк «Генерал Ли». На дворе февраль 1942 года, война на Тихом океане в самом разгаре.


Японский фанерный танк

Танк - штука хорошая. И очень печально, что противник это тоже понимает, потому изо всех сил старается твои танки изничтожить еще до того, как они проедут по его голове. Поэтому во все времена старались как-то и танки сохранить, и врагу дать пострелять - например, по фанерным макетам танков.


Надувной «Шерман»

Фанерные макеты-обманки - это так, на крайний случай. Привыкшие жить с размахом американцы дурачили немцев во время боев во Франции в 1944 году, применяя высокие технологии: пусть себе стреляют по надувным макетам танков, пока настоящие танки тихо-тихо заходят им в тыл.


Велосипедные танки Рейхсвера

В конце 20-х годов подчиненная требованиям Версальского договора Германия не имела права иметь в составе вооруженных сил танки. Поэтому для обучения бойцов использовались их фанерные силуэты с велосипедными колесами, которые толкали солдаты. Позже макеты установили на легковые автомобили.


Надувной «Центурион»

Вот еще один надувной танк, на этот раз британский и уже из послевоенного периода. Как видишь, макет легко переносится расчетом из семи человек личного состава маскировочной роты. Сделан танк из металлизированной резины, поэтому противник легко примет его за настоящий железный бронеобъект.


Соломенный танк

А это уже немецкие фальшивые танки-макеты для смущения англичан в Первую мировую войну. Материалов для их постройки на фронте почти не было, поэтому пришлось обойтись снопами соломы с ближайшего поля. Для убедительности на бортах нарисовали здоровенные немецкие кресты.


Учебный «танк» американских моряков

Этот огромный макет на шасси трактора был вполне безобиден и предназначался лишь для того, чтобы изображать танк в тренировочном лагере американской армии на Великих озерах. Несомненно, после знакомства с таким монстром настоящие танки казались солдатам не стоящей внимания мелочью.
Немецкий бронированный мотоцикл Type R (Pz-R)

Вообще-то это уменьшенный макет немецкого танка A7V времен Первой мировой. Но смот­рится он весьма импозантно, хотя каждому ясно, что единственный торчащий из люка «танкист» при всем желании не сможет управляться и со смотрящей вперед «пушкой», и с парой бортовых «пулеметов».


Самоходный минный трал

Эта боевая бронированная машина была создана совместными усилиями немецких фирм «Крупп», «Даймлер-Бенц» и «Алкетт» зимой 1941/42 года. Предполагалось, что снабженный мощными стальными «башмаками» трал будет ехать по минному полю, подрывая без вреда для себя мины и прокладывая путь для идущих следом танков.


Fowler Coulter Plough

Это смонтированное на британском пехотном танке «Ма­тильда-1» сооружение является вариантом минного трала. Все эти рычаги и колеса опускались при движении по минному полю и по идее должны были подрывать противотанковые мины перед боевой машиной без вреда для нее самой.

Renault FT Riot Control Tank

Французские Renault FT появились в годы Первой мировой и стали первыми в мире танками классической компоновки: с башней, отделением управления спереди и двигателем сзади. Этот конкретный экземпляр, оборудованный громкоговорителями на фирменной мачте, даже пережил Вторую мировую войну.

Будь то подвижная бомба, дорожный укладчик или гигантский тральщик: танк был не только решающим оружием войны, но строился также во всех мыслимых специальных версиях.

Бойцы 3–й пехотной дивизии США, находясь в Анцио близ Неаполя, не могли поверить своим глазам: они услышали низкий моторный шум легкого мотоцикла, но ничего подобного ранее не видели. Только, когда звук был совсем близко, они увидели диковинное транспортное средство: 60 см в высоту, 1,6 метра в длину и около половины метра в ширину. Но самое странное: вокруг, покрашенного в камуфляжную краску транспортного средства, проходили две гусеничные ленты. Они увидели мини–танк.

Сколько солдат видели нечто похожее, но не смогли сообщить об этом, неизвестно. Потому что, если мини-танк был достаточно близок к своей цели, в большинстве случаев в расположении врага, немецкий солдат на другом конце управляющего провода приводил в действие 75 кг взрывчатого вещества.

Десятки официально именуемых " Специальных машин 303 ", бензиновых бронемашин для производства подрывных работ, были взорваны в середине февраля 1944 года во время немецких атак на десантные части союзников в южной Италии. Специальное боевое средство "Голиаф" - лишь один из многих необычных танков, при помощи которых обе стороны пытались получить преимущество во время Второй мировой войны .

Самоходные мины "Голиаф"
Самоходная мина "Голиаф" Sd.Kfz. 302 Самоходная мина "Голиаф" Sd.Kfz. 303
Фото: Wikimedia Commons, baku13. Фото: Wikimedia, Andreas Mehlhorn.
Кликните на фото для увеличения

Создание управляемой на расстоянии беспилотной машины, которая способна принести тяжелый заряд взрывчатого вещества точно к намеченной цели, очевидно, носилось в воздухе в начале Второй мировой войны. Первое такое транспортное средство построила французская оборонная компания "Кегресс". Когда Франция была оккупирована, инженеры фирмы затопили прототип в Сене, но немцы подняли машину.

Тяжелый самоходный носитель подрывного заряда с дистанционным управлением

В то же время, компания "Боргвард" в Германии преследовала аналогичную концепцию, но в шесть раз большую. "Тяжелый самоходный носитель подрывного заряда с дистанционным управлением" с официальным названием " Специальная машина 301 " мог доставить до 500 кг взрывчатого вещества к цели.

"Пантера" и Sd.Kfz.301 Боргвард В-IV

Танк "Пантера" и "Специальная машина 301" (Боргвард В-IV) на полигоне в Куммерсдорфе.

Механик-водитель должен был управлять гусеничной машиной большую часть пути; лишь для последних нескольких сотен метров был предусмотрен беспроводной пульт дистанционного управления, для покинувшего машину оператора. После закладки заряда, машина управляемая дистанционно возвращалась к механику-водителю, который подорвав заряд, был готов для следующего использования.

Идея не была надежной. Ввиду того, что эти машины выглядели как танки, но не были так же сильно бронированы, и вызывали оборонительный огонь противника, не имея достаточной защиты. Поэтому инженеры "Боргвард" равным образом усилили броневые листы и двигатель. Но это ничего не изменило в том, что каждое боевое применение было смертельно опасным заданием. Часто механики-водители выходили из машин слишком рано. Последняя, из почти 1200 построенных машин, с установленными ручными противотанковыми гранатометами в 1945 году, была переделана в истребитель танков.

"Голиаф", напротив, должен был взрываться со своим зарядом. И им могли управлять дистанционно по кабелю, с достаточно безопасного расстояния, а затем взрывать.

"Голиаф" с двигателем компании "Цюндапп"

Правда, первая версия с двумя беззвучными электродвигателями оказалась весьма уязвимой, а также слишком дорогой, стоимостью около 3000 рейхсмарок за единицу. И все же было построено более 2500 машин, большинство из которых использовались и были при этом уничтожены в основном на Восточном фронте.

Наземная гусеничная самоходная мина (танкетка без экипажа)

Британские солдаты с захваченным "Голиафами", которые использовались немецкой армией во Второй мировой войне

Принятая на вооружение в апреле 1943 года, бензиновая версия с импортным двигателем "Цюндапп" мощностью около 12 л.с., оказалась гораздо более эффективной. Спецмашина была быстрее, имела больший радиус действия до десяти километров и могла перевозить больше взрывчатки. Более 4600 машин построили до осени 1944 года, а потом - несколько сотен вновь усовершенствованных моделей.

Но "Голиаф" имел серьезные недостатки. Как только противник засекал его, то отключить этот мини-танк было легко. Самой большим уязвимым местом являлся кабель управления. Уже на юге Италии американские солдаты усвоили, что надо стрелять из автоматического оружия непосредственно за корму машины. В большинстве случаев, кабель повреждали и "Голиаф" становился парализованным.

Британские и американские солдаты иной раз доставляли себе удовольствие в подрыве, выведенных из строя мини-танков - идея, которая стоила многих жизней. Вскоре, однако, союзники узнали, как нужно обращаться с управляемыми минами на гусеницах. "Голиаф" потерял свой ужас, хотя его использовали до конца войны.

С брезентовым кожухом на корпусе и гребным винтом

Специальные танки были и у войск союзников . Их разработка восходит к британскому генералу танковых войск Перси Хобарту. Он, как Гейнц Гудериан на немецкой стороне, уже в двадцатые и тридцатые годы был идеологом танковой войны Королевских Вооруженных сил. Тем не менее, эксцентричный Хобарт часто задевал товарищей, настроенных традиционно, а также имел слабое здоровье.

После того, как Хобарт успешно создал три танковые дивизии, начальник Имперского Генерального штаба Алан Брук назначил его командиром специального подразделения, которое должно было сделать выводы из катастрофы в районе Дьеппа в 1942 году. При этой попытке вторжения, самые современные танки оказались непригодными, чтобы преодолеть даже простые прибрежные укрепления и поддержать десантные войска.

Хобарт приказал разработать странную машину: плавающий танк с большим надувным брезентовым кожухом и дополнительным приводом для гребных винтов, получивший название "Шерман ДД ".

"Шерман", оборудованный системой Duplex Drive, во время форсирования Рейна.

Фото: Wikimedia Commons, Harrison (Sgt), No 5 Army Film & Photographic Unit.

Также, на базе имевшихся в достаточном количестве танков США, был создан "Краб". У этого "Шермана" были металлические цепи на барабане, который вращался с помощью привода от двигателя танка, и дополнительное лобовое бронирование. Таким образом, это позволяло прокладывать коридоры в минных полях - принцип, используемый бундесвером до сих пор, в своих тралах, которые установлены на специальных танках.

На базе британского танка "Черчилль" были созданы специальные конструкции с огнеметами или тяжелыми минометами. Эффектной была система "Боббин", которая могла проложить путь для танков длинной в сто метров по непроходимому болоту или песку, и после этого продолжать сражаться.

"Игрушки Хобарта" для болота

Однако, вероятно, наиболее важной была конструкция невооруженных моделей с шутливым названием "Игрушки Хобарта", которые часто базировались на шасси уже ставших бесполезными американских танков "Грант" или "Ли". Они перестраивались, например, в горные танки или мостовые танки и зарекомендовали себя блестяще.

Перси Хобарт разрабатывал свои "Funnies" со свежими идеями, но в то же время очень реалистично на технически проверенной основе. Некоторые немецкие инженеры, напротив, были заняты совершенно новыми проектами.

Пожалуй, самым абсурдным был тяжелый минный тральщик Räumer S, созданный в качестве прототипа на заводах Круппа. К нему притупили в 1940 году, когда верховное командование вермахта объявило конкурс на колесный минный тральщик. Тем не менее, машина превысила допустимые размеры: 2,7 м в высоту, 3 метра в ширину, 10 метров в длину и массу 40 тонн.

Тяжелый минный тральщик Krupp Raumer-S

Немецкий тяжелый (130-тонн) минный тральщик Krupp Raumer-S, захваченный американцами в Хиллерслебене. Опытный образец.

Тяжелый минный тральщик с длиной 15,63 метров, высотой почти четыре метра и особенно массой 130 тонн был совершенно непригодным для обычных дорог или мостов. Он монтировался в 1944 году на полигоне Хиллерслебен и там же был обнаружен американскими войсками в конце апреля 1945 года. След этого гиганта теряется в одном из арсеналов около Парижа, вероятно, его попросту пустили на металлолом.

"Безбашенный швед" против "летающей тарелки".

Подвижность, защищенность, вооруженность - основные характеристики любого современного танка. Он должен быстро менять позицию, эффективно поражать цели на максимальной дистанции и держать удар противника. Все искушенные в разработке собственных танков державы десятилетиями пытались достичь "консенсуса" между этими тремя показателями. А поскольку конструкторская мысль в разных странах шла своим уникальным путем, бронетехника порой временами получалась диковинной. РИА Новости публикует подборку самых странных и необычных танков мира.

Самый многобашенный

Тяжелый танк Т-35, разработанный в 1931-1932 году советскими инженерами под руководством Николая Барыкова, стал первой советской массовой бронемашиной тяжелого класса. Конструктивные особенности этого 50-тонного монстра стали финальным воплощением модной в то время многобашенной компоновки. У Т-35 было аж пять башен, позволявших танку вести огонь во все стороны одновременно из трех пушек (одна из них калибра 76,2 миллиметра, две - 45 миллиметров) и шести 7,62-миллиметровых пулеметов ДТ. Управлять танком и его вооружением должна была целая "футбольная команда" - одиннадцать человек! Больше было только в экипажах немецких машин A7V времен Первой мировой войны - по 18 солдат и офицеров на одну единицу.

К сожалению, уникальный советский прорыв в боевых условиях показал себя скромно. До 1941 года Т-35 принимали участие лишь в учениях и на парадах, воплощая собой всю мощь бронетанковых сил Красной армии. Однако все эти машины (около 50 единиц) были потеряны на первом этапе Великой Отечественной войны - с начала немецкого вторжения до Битвы за Москву. Многобашенная компоновка, эффективная на словах, совершенно не подходила для реальных боевых действий. Во-первых, командир физически не успевал координировать огонь всех орудий. Во-вторых, танк получился слишком громоздким и был легкой целью для противника. В-третьих, огромная масса позволила "накрыть" машину лишь тонкой противопульной броней. В-четвертых, Т-35 передвигался в бою с "черепашьей" скоростью" - 8-10 километров в час. И в-пятых, танк оказался очень "капризным" технически. Подавляющее большинство Т-35 армия потеряла из-за поломок. Именно после неудачного опыта эксплуатации этой грозной, красивой, но непрактичной машины советское руководство окончательно отказалось от многобашенных танков.

Пятибашенный танк Т-35, СССР

Самый приземистый

Прямой противоположностью советскому Т-35 стал шведский Stridsvagn 103 (или Strv.103). Эта машина - единственный представитель класса основных боевых танков (ОБТ), вообще не имеющий башни. 105-миллиметровая пушка L74 жестко закреплена в лобовом листе корпуса. В горизонтальной плоскости ее наведение осуществляется поворотом танка вокруг оси вращения, в вертикальной - опусканием или подниманием носа или кормы машины с помощью электрогидравлической системы подвески. Столь необычная компоновка позволила сделать танк максимально приземистым. Его высота - 214 сантиметров. Таким образом, Strv.103 ниже обычной пассажирской "Газели".

Приземистый силуэт танка отлично подходил для организации засад - хорошо замаскированную машину было затруднительно обнаружить даже вблизи. Однако танк Strv.103 становился полностью беспомощным в случае повреждения ходовой части. Навести орудие без участия гусениц было невозможно. Тем не менее "безбашенный швед" оставался основным боевым танком вооруженных сил королевства с 1966-го вплоть до 1990-х годов, когда его в этой роли сменил немецкий "Леопард-2".


Самый проходимый


В годы холодной войны и СССР, и США пытались создать тяжелый танк, способный воевать даже в эпицентре ядерного взрыва. Но у обоих государств дело не зашло дальше постройки прототипа. Советский "Объект 279", разработанный в Ленинграде под руководством легендарного конструктора бронетехники Жозефа Котина к 1959 году, даже сегодня поражает воображение своим необычным видом. Во-первых, корпус танка имел криволинейную форму, "вытянутую" до эллипсоида, и внешне походил то ли на катер, то ли на "летающую тарелку". Такое конструктивное решение предотвращало переворачивание танка ударной волной ядерного взрыва. Во-вторых, в движение машину приводила ходовая часть с четырьмя гусеничными лентами, что раньше в танкостроении не практиковалось. Это решение позволяло "Объекту 279" преодолевать труднопроходимые для обычных танков участки. Он с легкостью передвигался по снегу и заболоченной местности. Шасси исключало возможность посадки танка днищем при преодолении заграждений - "ежей", "пней", надолбов и так далее.

Впрочем, в серийное производство "Объект 279" не пошел. К его недостаткам относятся низкая поворотливость, сложность обслуживания и ремонта, невозможность снижения общей высоты танка и большая трудоемкость производства. Единственный экземпляр танка представлен на экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Объект 279


Самый "головастый"

Похожая судьба постигла и крайне любопытный американский проект танка, устойчивого к поражающим факторам оружия массового поражения. Двадцатипятитонный Chrysler TV-8 никогда не производился массово и существовал в виде полноразмерного макета, оборудованного лишь частью штатных систем. Про этот танк можно однозначно сказать, что его создатели "перемудрили". Во-первых, машину приводил в движение паровой двигатель, тепло для которого поставлял небольшой атомный реактор. Во-вторых, в отличие от большинства танков, где команда располагается в корпусе, а вращающаяся башня находится выше, у TV-8 весь экипаж, а также орудие с пулеметами и двигатель расположены в массивной каплевидной башне. В третьих, экипаж TV-8 должен был ориентироваться на поле боя с помощью установленных снаружи корпуса видеокамер. В-четвертых, это чудо инженерной мысли еще и умело плавать.

Американские военные, впрочем, инновационного напора оружейников корпорации Chrysler не оценили. Танк признали слишком сложным в производстве, а его боевые возможности сочли недостаточными для того, чтобы отказываться от машин традиционной компоновки. И 23 апреля 1956 года проект TV-8 был закрыт.

Chrysler TV-8

Самый скорострельный

Французский легкий танк АМХ-13, разработанный в 1946-1949 годах, отличался весьма необычной конструкцией с использованием так называемой качающейся башни. Традиционно эта часть боевой машины представляет собой цельную поворотную конструкцию, в которой орудие для наведения в вертикальной плоскости размещается в подвижной установке на втулках-цапфах. Башня AMX-13 же состоит из двух частей - поворотной нижней и качающейся относительно нее верхней, в которой и размещается орудие. Основным преимуществом качающейся башни перед традиционной является неподвижность ее верхней части относительно пушки, что позволяет использовать в ней максимально простой механизм заряжания.

В АМХ-13 для подачи снарядов используется "барабанная" схема. Сразу за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по шесть снарядов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной снаряд, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем боеприпас досылается в ствол, затвор закрывается и происходит выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Необычный танк оказался успешным. Всего было построено около восьми тысяч АМХ-13. Он до сих пор стоит на вооружении более десятка государств.