Самые мощные пулеметы в мире. Самое грозное многоствольное оружие россии и сша

Как он рождался и развивался, какую роль сыграл? В год 65-летия Победы стоит вспомнить и об этом.

Принципиально новый


Борис Гаврилович Шпитальный (1902–1972) проявил себя как изобретатель уже в 20-е годы. В 1927-м он окончил Московский механический институт им. М. В. Ломоносова по новой тогда специальности авиационного машиностроения, работал в Научном автомоторном институте. Среди его ранних заявок на изобретение были «Приспособление к подающему механизму пулемета для извлечения патронов из ленты» (1927), «Одноместный быстроходный танк» (1928), «Автоматическое оружие» (1929). Схему «сверхпулемета» Шпитальный предложил в 1926 году. Стремительное развитие авиации, рост скоростей и маневренности боевых самолетов и сложность размещения на нем целых «пулеметных батарей» требовали резкого увеличения скорострельности авиационного вооружения.

Однако новая система нуждалась в существенной доработке – сказалось отсутствие у автора опыта работы с оружием. Поэтому в 1928 году в помощь Шпитальному Оружейно-пулеметный трест выделил Иринарха Андреевича Комарицкого (1891–1971), опытного тульского оружейника, участника работ по модернизации «трехлинейки», работавшего в то время в Совете военной промышленности.

Для начала требовалось проверить саму реализуемость схемы, и в марте 1930 года трест выдал соответствующее задание Проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) Тульского оружейного завода. Для проверки принципа работы пулемета под шифром ППРПШ Шпитальный и Комарицкий командируются в Тулу. Уже 10 мая 1930 года на стрельбище ТОЗа испытан натурный образец «прибора системы инженера Шпитального, вмонтированного на пулемете Дегтярева». Опытный образец пулемета Шпитального – Комарицкого изготовлен в Туле в октябре того же года: интерес к новому авиационному вооружению был велик и работы велись в срочном порядке.

13 февраля 1932 года Артиллерийское управление РККА выдало заказ на изготовление семи пулеметов для проведения испытаний. Уже в начале июня 1932-го Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев продемонстрировали пулемет наркомвоеномору К. Е. Ворошилову. А 22 июня появилось постановление Реввоенсовета СССР «О работе инженера Шпитального», в котором начальнику АУ РККА предлагалось: «…а) закончить все испытания пулемета в месячный срок и к 15/VII представить его на вооружение; б) немедленно выдать заказ промышленности на 100 пулеметов системы Шпитального с изготовлением их в 1932 г.; в) в месячный срок совместно с начальником ВВС РККА проработать вопрос о плане внедрения пулеметов Шпитального на боевые самолеты и внести на утверждение РВСС».

7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний, а постановлением от 11 октября 1932 года принял пулемет на вооружение. Однако еще два года ушло на технологическую доводку и некоторое упрощение конструкции. Кроме того, живучесть ствола при таком высоком темпе стрельбы оказалась в переделах 1500–2000 выстрелов, так что одновременно с выдачей в марте 1933-го заказа на первую крупную партию пулеметов конструкторам предложили увеличить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, в производство он пошел в июле. Переход с полукустарного на серийное производство произошел только в начале 1934 года. Поэтому пулемет больше известен под обозначением «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального – Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка продолжалась и после постановки производства. Большую работу в этом направлении провела группа специалистов под руководством крупного оружейника П. И. Майна.

Пулемет и установки

ШКАС относился к системам автоматического оружия с газовым двигателем автоматики и питанием патронами из рассыпной металлической ленты. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, стрельба – с заднего шептала. Увеличение темпа стрельбы достигалось большой скоростью движения подвижной системы (от 9 до 12 м/с) и уменьшением длины ее хода. Для этого, например, патрон перед подачей в патронник удерживался подавателем под наклоном вверх. Высокий темп стрельбы потребовал ряда специальных решений. Так, стенки патронника ствола снабдили продольными канавками, выходящими за передний срез гильзы («канавки Ревели»). При выстреле часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая силу сцепления гильзы со стенками патронника и облегчая тем самым ее экстракцию. Возвратно-боевая пружина выполнена трехжильной. Пружинные буфера затворной рамы и затвора смягчали удар подвижной системы в заднем положении и повышали скорость ее возврата вперед. В спусковой механизм для увеличения живучести ввели буферную пружину шептала.

Но главной изюминкой ШКАСа была система питания. При высоких скоростях подвижной системы извлечение патрона из ленты и подача на линию досылания за один цикл автоматики неизбежно приводили бы к разрывам гильз и выпадению пуль. Подача патрона производилась особой зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При повороте зубчатки патрон закраиной гильзы скользил по винтовому пазу так, что его извлечение из ленты и подача происходили за 10 выстрелов. Не менее остроумно был решен выбрасывающий механизм, удалявший гильзу за пределы оружия в два такта.

ШКАС был первым во многих отношениях. Предшествовавшие ему авиационные пулеметы ПВ-1, ДА и ДА-2 были приспособленными для установки на самолетах наземными пулеметами «Максим» и ДП, то есть продолжали опыт Первой мировой войны. По сравнению с ПВ-1, например, ШКАС был короче и в 1,3 раза легче, более чем вдвое превосходя его по темпу стрельбы. Спаренный ДА-2 пулемет ШКАС превосходил по темпу стрельбы в 1,5 раза, был вдвое легче и опять же компактнее. Непрерывная подача ленты позволяла полностью использовать боекомплект в полете без перезаряжания и для неподвижных, и для подвижных установок. Значительно увеличивая огневую мощь самолета, ШКАС одновременно «экономил» место и массу в нем. ШКАС стал одним из первых специально разработанных авиационных пулеметов, причем с учетом текущего развития авиации и его перспектив. Из зарубежных пулеметов тех лет к специально «авиационным» можно отнести французский «Дарн» и германский MG.15. Но такой темп стрельбы в серийных одноствольных системах был достигнут впервые. Для сравнения: французский «Дарн» давал 1100–1200 выстр/мин, американский «Кольт-Браунинг» – 900, германский MG.17 – 1100. Наиболее близко к ШКАСу подошел 7,92-мм германский MG.81 модели 1938 года – в одинарном варианте он весил 6,5 кг и имел темп стрельбы 1600 выстр/мин, в спаренном (81Z) – соответственно 13 кг и 3200 выстр/мин.

ШКАС применялся в трех вариантах. Крыльевая и турельная версии его установки были представлены на утверждение в ЦК ВКП(б) уже 17 февраля 1934 года и получили одобрение. Первым из серийных самолетов обрел это оружие истребитель И-16 – на нем установили крыльевые пулеметы. Открытая турельная установка, разработанная Н. Ф. Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. Позднее, с созданием самолетов с улучшенными скоростными характеристиками разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, например верхние турели системы Г. М. Можаровского и И. В. Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ, ТБ-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС разработана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом. В 1937 году принят синхронный вариант, разработанный в тульском ЦКБ-14 К. Н. Рудневым, В. И. Салищевым, В. А. Галкиным, В. П. Котовым, а в 1938-м – установка синхронного ШКАСа разработки Г. Г. Куренкова, М. И. Владимирского, В. А. Галкина. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр/мин, зато некоторое удлинение пути разгона пули увеличивало ее начальную скорость до 800–850 м/с.

Формирование авиационного пулеметного комплекса логично завершила разработка под руководством Н. М. Елизарова вариантов 7,62-мм патрона с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательной Б-32 (для поражения защищенных броней бензобаков), трассирующей Т-30 (позже Т-46), бронебойно-трассирующей БТ, зажигательно-пристрелочными ЗП или ПЗ. Патроны к авиационному пулемету внешне почти не отличались от «наземных», однако в их конструкции имелся ряд отличий, связанных с использованием в высокотемпном оружии: усилены стенки гильзы и крепление пуль. Для отличия патроны для ШКАСа на закраине гильзы несли букву «Ш». Патроны, помеченные красным профилем пропеллера, предназначались для стрельбы из синхронного пулемета и соответственно отвечали более жестким требованиям по времени от накола капсюля до пролета пули через плоскость винта. При снаряжении лент к авиационным пулеметам патроны с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями обычно составляли около половины.

В производстве и на службе

Уже 28 марта 1935 года К. Е. Ворошилов писал наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе: «Опытное самолетное строительство и серийное производство мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 году все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами». Интересный штрих: если введенный в 1936 году нагрудный знак для выпускников военной школы летчиков и летнабов содержал силуэты авиабомбы и пулемета ДА, то знак выпускников школ летнабов и штурманов 1938 года – бомбы и пулемета ШКАС. Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933-м их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934-м – 2476, в 1935-м – 3566, то в 1937-м – 13 005, в 1938-м – 19 687. Когда в июле 1939 года из состава Тульского оружейного завода был выделен Тульский станкостроительный завод (завод № 66 НКВ, впоследствии – Тульский машиностроительный завод), ему передали производство станкового пулемета «Максим» и авиационного ШКАС. В 1940 году выпуск ШКАСов составил 34 233 штук. ШКАС стал еще и одним из первенцев в изготовлении отечественного автоматического оружия по принципу массового, поточного производства.

Впервые ШКАСы приняли участие в воздушных боях на советских истребителях в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные ШКАСами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в Советско-финляндской войне.

Тактико-технические характеристики ШКАС

  • 7,62х54R Патрон
  • 10,6 кг Масса тела пулемета
  • 935 мм Длина пулемета
  • 605 мм Длина нарезной части ствола
  • 775-825 м/c Начальная скорость пули
  • 1800 выстр/мин Темп стрельбы
  • 0,29 кг Масса секундного залпа
  • рассыпная звеньевая лента Питание

В 1935–1937 годах К. Н. Руднев, В. Н. Полюбин, А. А. Тропенков отрабатывали так называемую механическую спарку ШКАС (МСШ) – органически спаренные ШКАС с темпом стрельбы до 6000–6400 выстр/мин. Штоки пулеметов снабжались зубчатыми рейками и связывались шестерней, в результате цикл автоматики включал два цикла выстрела, а максимальная сила отдачи не превышала ее величины при одном выстреле. В доработке спарки приняли участие А. А. Мамонтов, Н. Ф. Токарев, А. А. Волков.

Нужно сказать, что в этот период у ШКАСа появился весьма серьезный соперник – в 1936 году на ковровском заводе № 2 им. Киркижа был создан пулемет системы И. В. Савина и А. К. Норова с противоположно движущимися стволом и затвором и темпом стрельбы 2800–3000 выстр/мин. 8 июня 1937 года Комитет Обороны при Совнаркоме постановил дать заказ на серийное производство 7,62-мм пулемета Савина – Норова (СН).

Между тем 15 мая 1937 года Шпитальный и Комарицкий закончили отработку «сверхскорострельного» Ультра-ШКАС – время цикла автоматики еще сократили, придав стволу движение вперед после отпирания. Постановлением Комитета Обороны от 13 мая 1939 года на вооружение ВВС принят турельный Ультра-ШКАС. Пулеметы Ультра-ШКАС и СН использовались на истребителях во время Советско-финляндской войны 1939–1940 годов.

Укрупнение калибра

Работа над крупнокалиберными авиационными пулеметами началась еще до принятия ШКАСа на вооружение. В 1931 году в Коврове на основе пулемета ДК изготовили опытный 12,7-мм пулемет с увеличенным темпом стрельбы, а ПКБ Тульского оружейного завода получило задание на разработку 12,7-мм авиапулемета по образцу пулемета Шпитального. К 28 мая 1932 года в тульском ПКБ изготовили 12,7-мм пулемет, созданный на основе ШКАСа Семеном Владимировичем Владимировым (1895–1956). Пулемет не был механически «увеличенным» ШКАСом – при разработке перекомпонована система автоматики (газовая камера и шток поршня переместились под ствол), усовершенствованы механизм вращения зубчатки и затвор с автоматическим спуском ударника.

В 1934 году принят на вооружение «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова, ШВАК» (Шпитальный – Владимиров – авиационный – крупнокалиберный). Система питания, аналогичная ШКАСу, потребовала выпуска специально для ШВАКа 12,7-мм патрона с теми же пулями и пороховым зарядом, что и у патрона «наземного» пулемета ДК, но с выступающей закраиной гильзы. В связи с организацией производства ШВАКов на заводе № 2 Владимиров переехал в Ковров. Здесь заменой ствола он создал 20-мм автоматическую пушку ШВАК – так появился один из первых серийных образцов бикалиберного авиационного оружия.

В 1935 году на заводе № 2 изготовили 92 пулемета ШВАК и 7 опытных пушек ШВАК, а в 1936-м, когда 20-мм пушка ШВАК запущена в серийное производство – 159 пулеметов ШВАК и 300 пушек. 12,7-мм ШВАК вскоре с производства сняли.

Выстрелы к пушке ШВАК были созданы на основе той же гильзы, но поскольку гильза стала цилиндрической, небольшой пороховой заряд ограничил мощность патрона. Правда, для авиационной пушки она была достаточной. Масса ШВАК составляла: в крыльевом варианте – 40 кг, в турельном – 42 кг, а в варианте мотор-пушки – 44,5 кг. ШВАК ставились на истребители И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8, патрульный самолет-бомбардировщик МТБ-2. На бомбардировщике Пе-8, например, устанавливали два ШКАСа на носовой турели НЭБ-42, пушки ШВАК на кормовой турели КЭБ-42 и верхней турели ТУМ-5 – причем все эти турели имели электрический привод. Синхронная установка ШВАК для истребителя И-16 разработана под руководством А. Г. Ротенберга. На И-16 (И-16П) ШВАК и получили первое боевое крещение над Халхин-Голом в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны 20-мм ШВАК и 7,62-мм ШКАС были основным и самым массовым вооружением самолетов ВВС РККА. Кроме того, ШКАС и ШВАК ставили на торпедные катера Г-5 и Д-3.

Что касается крупнокалиберного авиационного пулемета, то в 1939 году к производству приняли 12,7-мм синхронный пулемет БС системы М. Е. Березина, а уже 22 апреля 1941 года – его же универсальный 12,7-мм УБ.

В боях воздушных и наземных

Свою роль в воздушных боях и ШКАС, и ШВАК сыграли. Полковник запаса Н. И. Филиппов, служивший в 171-м Тульском авиационном истребительном полку, вспоминал: «В начале войны наши истребители уступали в скорости немецким, но все равно благодаря более высокой маневренности самой машины и главное – высокой скорострельности ШКАСов мы достойно сражались с противником… Конечно, 7,62-мм патрон был слабоват – тут ничего не скажешь, но сам пулемет сработан туляками отлично. А вот ШВАКи – и пулемет, и пушка, особенно пушка – при такой же надежности, как и ШКАС, имели и более мощный патрон… Из них я сбил большинство своих противников».

И для ШВАКов, и для ШКАСов в 30-е годы планировалась также «наземная» карьера. Так, в Туле были разработаны мотоциклетная и автомобильная установки ШКАС, оставшиеся опытными. В 1940-м заводу № 66 заказали опытную партию пулеметных станков Соколова «с универсальной головкой для наземной стрельбы из пулемета ШКАС». Это скорее всего была попытка «утилизации» авиапулеметов нормального калибра, которые вскоре должны были заменить крупнокалиберные – скажем, на 1941 год план заказов ШКАСов составлял всего 3500 штук. Для 20-мм ШВАКов в Коврове на заводе № 2 в 1935 году изготовили «универсальные» зенитно-противотанковые треножные установки. Но работа эта не дала удовлетворительного результата, тем более что 20-мм патрон ШВАК был слабоват для «противотанкового». Зато в первый период Великой Отечественной войны ШВАК нашла применение как танковая пушка. Задание на доработку пушки для установки на легкие танки Наркомат вооружения выдал уже 5 июля 1941 года. Работу выполнил А. Э. Нудельман в ОКБ-16, доводилась пушка в ОКБ-15 Шпитального. 5 декабря 1941 года «ШВАК-танковая», выполненная на основе крыльевой ШВАК, принята на вооружение. Она получила обозначение ТНШ («танковая Нудельмана – Шпитального»), ставилась на танки Т-60, Т-40С, Т-38.

Тогда же авиационные пулеметы нашли применение в системе ПВО. 8 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «О пулеметах для ПВО города Москвы»: «1. Разрешить НКАП взять из своих запасов на самолетных заводах 150 пулеметов БТ и БК и 250 пулеметов ШКАС и оборудовать их для охраны 10 авиационных заводов от воздушного нападения по указанию ПВО. 2. Обязать ВВС – т. Жигарева немедленно доставить в Москву (на самолетах) 1000 шт. пулеметов в распоряжение ПВО г. Москвы. 3. Обязать НКАП – т. Шахурина выделить из своих запасов 100 шт. пулеметов БК и 250 шт. пулеметов ШКАС и передать их в распоряжение ПВО г. Москвы». Зенитные установки под 7,62-мм пулеметы ШКАС и 12,7-мм УБ с кольцевыми прицелами были за неделю разработаны Можаровским, Веневидовым и Афанасьевым. В том же 1941 году ШВАК на тумбовых установках использованы как зенитное вооружение бронепоезда «Ковровский большевик».

Скорострельное оружие с вращающимся блоком стволов - обязательный элемент фантастических боевиков и компьютерных игр. В кино часто фигурируют накачанные рэмбо с шестиствольным пулеметом, поливающие злодеев потоком свинца. Благодаря Голливуду за этими «газонокосилками» прочно закрепилась слава супероружия.

Вместе с тем пушки и пулеметы, работающие по схеме американского изобретателя Ричарда Гатлинга, уже давно стоят на вооружении ряда стран. Разрушительная мощь многоствольников действительно поражает воображение. РИА Новости публикует подборку самого грозного оружия с вращающимся блоком стволов.


Артиллерийская стрельба установки АК-630 © РИА Новости / Ильдус Гилязутдинов

Самый известный

Американский скорострельный пулемет M134 Minigun, пожалуй, самый известный обывателю «гатлинг» из существующих. Боевики про бравых морпехов США или кадры военной хроники с Ближнего Востока редко обходятся без этой шестиствольной махины калибра 7,62 миллиметра. Американские оружейники с 1960-х годов умудрились внедрить его везде, где только можно. M134 устанавливаются в люках армейских «Хаммеров», на караульных вышках, патрульных катерах, вертолетах, бронетранспортерах, фортификационных сооружениях. Все-таки шесть тысяч выстрелов в минуту - серьезный аргумент в любой критической ситуации.


Многоствольный пулемет M134 Minigun © Фото: Lance Cpl. Randall A. Clinton

Вопреки стереотипам, в оружии схемы Гатлинга стреляют не все стволы одновременно. В М134 патрон досылается в нижний, остывший ствол, выстрел производится сверху, выброс гильзы - справа. Таким образом, стволы стреляют по очереди, успевают перезарядиться и остыть, пока «работают» оставшиеся пять. Подобная схема нивелирует главное препятствие на пути сверхвысокой скорострельности - перегрев оружия. Подобным образом работает большинство других пулеметов с вращающимся блоком стволов.

«Старшим братом» M134 является 20-миллиметровая шестиствольная авиационная пушка M61 Vulcan. Почти 60 лет ее ставят на американские боевые самолеты, ударные вертолеты и сухопутное шасси. Эта система способна достаточно эффективно бить и по воздушным, и по наземным целям. Но, как и M134, на сегодняшний день она считается морально устаревающей.

Самая скорострельная

Российские установки АК-630 М-2 «Дуэт» являются современной модификацией советских шестиствольных корабельных комплексов АК-630. От предшественника новая система отличается в первую очередь наличием двух орудий и сложной электронной «начинкой», позволяющей во многом автоматизировать процесс наведения и сопровождения целей. Один «Дуэт» способен обрушить на противника рекордные десять тысяч 30-миллиметровых снарядов в минуту. Этого с запасом хватит, чтобы уничтожить любую воздушную цель на удалении до четырех километров и на высотах до пяти километров - будь то сверхзвуковой самолет, беспилотник или крылатая ракета. А на ближних дистанциях флотские «шестиствольники» способны сильно повредить или даже разрушить небольшой боевой корабль. Комплексы семейства АК-630 являются последней и самой прочной линией обороны военно-морской эскадры.


Автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630 на гвардейском ракетном крейсере «Москва», который прибыл к побережью Латакии для противовоздушной обороны района © РИА Новости / Пресс-служба Минобороны РФ

На сегодняшний день АК-630 М-2 установлены в корме пяти малых ракетных кораблей проекта «Буян-М», а также на большом десантном корабле «Иван Грен», который должен вступить в боевой состав Северного флота в ноябре этого года. Кроме того, Минобороны планирует перевооружить на «Дуэты» ряд других кораблей, несущих более старые АК-630.

Самая бронебойная

Вершиной развития оружия с вращающимся блоком стволов, пожалуй, можно назвать американскую авиационную пушку GAU-8 Avenger - основное вооружение штурмовиков A-10 Thunderbolt II. Масса всей пушечной установки с системой подачи патронов и полным барабаном 30-миллиметровых снарядов почти две тонны, а заправленный и подготовленный к взлету A-10 весит десять тонн. Самолет фактически построен вокруг этого трехметрового семиствольного чудовища. Собственно, именно пушка является единственной причиной, почему штурмовики Thunderbolt II остаются в строю ВВС США - по своим летно-техническим характеристикам и бортовому оборудованию они значительно уступают машинам того же класса других стран.


Семиствольная автоматическая пушка GAU-8 Avenger на самолете A-10 Thunderbolt II CC BY 3.0 / Mrkoww or Matthew Zalewski

GAU-8 в минуту выпускает по цели до 4200 бронебойно-подкалиберных снарядов с сердечником из обедненного урана. Из-за колоссальной отдачи и опасности попадания пороховых газов в воздухозаборники пилоты обычно дают короткие очереди по две-три секунды. Этого хватает, чтобы целиком накрыть колонну из десятка тяжелых боевых машин. А-10 задумывался как противотанковый самолет, специфика его боевого применения предусматривает атаку цели по верхней полусфере, меньше всего защищенной броней. В Афганистане и Ираке вооруженные GAU-8 штурмовики демонстрировали хорошие результаты. Однако в войне с противником, обладающим развитой ПВО, шансы этих дозвуковых самолетов на выживание стремительно уменьшаются.


Американский штурмовик A-10 Thunderbolt II (A-10 «Тандерболт» II) © Flickr / Samuel King Jr

Самый кучный

Четырехствольный авиационный пулемет ЯкБ калибра 12,7 миллиметра был создан в конце 70-х годов специально для новейших на тот момент ударных вертолетов Ми-24. Боевое крещение крупнокалиберные советские «гатлинги» прошли в Афганистане. Пилоты армейской авиации сразу полюбили новые пулеметы за исключительно высокую плотность огня и прозвали ЯкБ-12,7 «металлорезкой». Свою кличку это оружие оправдывало неоднократно: в августе 1982 года под Кандагаром один вертолет «разрезал» пополам очередью из пулемета шедший во главе каравана душманов автобус. Афганским боевикам еще повезло, что Ми-24 бил поперек колонны, а не вдоль - при максимальном темпе стрельбы 5500 выстрелов в минуту он мог изрешетить весь караван за один заход.


Пулемет ЯкБ-12,7 на Ми-24 в Национальном историческом музее Болгарии CC BY-SA 4.0 / Benjamín Núñez González /

Именно этому пулемету принадлежит уникальный и до сих пор никем не побитый рекорд. Двадцать седьмого октября 1982 года во время воздушного боя иракский Ми-24 смог сбить из ЯкБ-12,7 иранский истребитель F-4 Phantom II. Это единственный в истории мировой авиации задокументированный случай, когда вертолет смог уничтожить сверхзвуковой реактивный самолет с помощью бортового пулемета. Во многом этого удалось добиться благодаря отличной кучности оружия. Впрочем, с надежностью у ЯкБ-12,7 были некоторые проблемы. Опыт Афганистана показал, что пулемет довольно капризный и подвержен загрязнению. Этот недостаток удалось устранить в модификации ЯБКЮ-12,7, принятой на вооружение в 1988 году.

Андрей Коц

Подпишитесь на нас


Китай Китай
Китайская Республика Китайская Республика
КНДР КНДР Войны и конфликты Гражданская война в Испании ,
Бои на Халхин-Голе ,
Зимняя война ,
Великая Отечественная война ,
Гражданская война в Китае ,
Корейская война
История производства Конструктор Шпитальный Б. Г. , Комарицкий И. А. Разработан 1930 Производитель завод № 525
завод № 536
завод № 486 (установки)
завод № 187 (звенья лент)
Годы производства 1932-1945 Всего выпущено около 150 000 Варианты турельный
крыльевой
синхронный Характеристики Масса, кг 10,5 (турельный)
9,8 (крыльевой)
11,1 (синхронный)
Патрон 7,62 × 54 мм R Калибр , мм 7,62 Принципы работы отвод пороховых газов ,
перекос затвора Скорострельность ,
выстрелов/мин 1800 (турельный и крыльевой)
1650 (синхронный) Начальная скорость
пули , м/с 775-825 (турельный и крыльевой)
800-850 (синхронный) Вид боепитания ленточное ШКАС на Викискладе

ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный) - первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт . Пулемёт был разработан в 1930 году и производился с 1932 по 1945 год, когда было принято решение о прекращении выпуска авиационных пулемётов винтовочного калибра. ШКАС - первый пулемёт, разработанный специально для авиации, для него также были разработаны специальные авиационные патроны повышенной надёжности с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями .

Пулемёт ШКАС устанавливался на всех советских самолётах, выпущенных с 1934 по 1941 год, и использовался во всех военных конфликтах с участием СССР этого периода, начиная с гражданской войны в Испании и заканчивая Великой Отечественной войной . Имеются также данные о применении самолётов И-16 , оснащённых этими пулемётами, в корейской и китайской гражданских войнах. Причиной такой популярности стала высокая скорострельность, достигнутая использованием подающего барабана для извлечения патрона из ленты и газового поршня для приведения автоматики в действие.

Выпуск пулемёта был налажен в трёх вариантах , также выпускались спаренные установки , рассматривались возможности сухопутного и морского использования. В 1937 году была разработана модификация «УльтраШКАС» со скорострельностью, достигавшей 3000 выстрелов в минуту, но отличавшаяся низкой надёжностью . Параллельно конструктор С. В. Владимиров разрабатывал крупнокалиберный вариант пулемёта, получивший наименование ШВАК , а из него, в свою очередь, путём увеличения калибра была разработана одноимённая пушка .

История создания

Предыстория

В 1920 году, будучи работником Мытищинского вагоностроительного завода , Б. Г. Шпитальный заинтересовался устройством автоматического оружия. На волне этого интереса он задался целью изготовить пулемёт , по скорострельности превышающий существовавшие образцы (главным образом, пулемёт «Максим »). Но на тот момент он не обладал необходимыми для такого дела опытом и знаниями . Тем не менее, как человек целеустремлённый, Шпитальный не забыл о своём желании, поэтому в 1926 году во время обучения в он вновь вернулся к этому проекту. К 1928 году, работая в , он завершил проектирование пулемёта и отправил чертежи на рассмотрение комиссии Оружейно-пулемётного треста .

В то время в авиационной промышленности СССР остро стоял вопрос модернизации авиационного вооружения, поэтому проект был принят к рассмотрению. Комиссия отметила смелость подхода к проектированию некоторых элементов конструкции автоматического оружия и назначила Оружейно-пулемётному тресту прикомандировать к проекту опытного оружейного конструктора и производственника И. А. Комарицкого . В задачи ему ставилось оказание помощи в доработке проекта, находившегося на завершающей стадии подготовки, и приспособлении производства к выпуску принципиально нового оружия .

Принятие на вооружение

При наличии неоспоримых достоинств первые партии пулемётов новой системы имели ресурс около 1500-2000 выстрелов, что при таком темпе стрельбы сочли недостаточным. Поэтому в марте 1933 года при заказе первой крупной партии пулемётов конструкторам предложили повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов. В апреле Б. Г. Шпитальный и И. А. Комарицкий представили комиссии образец, отличавшийся от опытного варианта не только живучестью, но и некоторыми конструкционными изменениями. В новом варианте существенно изменена коробка, снижено количество отдельных деталей. Выпуск модернизированных пулемётов начат в июле того же года . К концу года ТОЗ перешёл от полукустарного к серийному выпуску пулемёта ШКАС .

Оставалась ещё одна проблема: возвратно-боевая пружина пулемёта выходила из строя после примерно 2500-2800 выстрелов. Попытки использовать различные сорта стали , смены диаметра пружин и толщины проволоки успеха не принесли, и после определённого количества выстрелов пружину всё равно приходилось менять. Решение нашёл Шпитальный: он предложил делать пружину витой из трёх жил. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины достигает 14 000 выстрелов. 24 декабря 1934 года завершились испытания пулемёта ШКАС с новой пружиной .

В 1941 году проведены незначительные доработки конструкции пулемёта для упрощения и удешевления выпуска в условиях военного времени .

Особенности конструкции

В системе применён сравнительно новый на тот момент принцип автоматики, основанный на отводе пороховых газов . Газы через отверстие в стволе попадают в камеру закрытого типа и действуют на газовый поршень , непосредственно связанный со штоком, приводящим в движение всю систему . Запирание канала ствола производится перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины и обеспечивает ведение непрерывного огня. Шептало запирается предохранителем флажкового типа. Предохранитель двухпозиционный, имеет положения «автоматический огонь» и «нет огня» . Затвор и затворная рама снабжены пружинными буферами для смягчения ударов подвижных частей о шептало при посадке и после окончания очереди .

ШКАС обладает высоким темпом стрельбы благодаря короткому ходу подвижных частей и сокращению времени, занимаемого операциями по перезарядке, путём их совмещения. На неподвижном кожухе барабана расположен винтовой паз. Патрон зацепляется за него закраиной гильзы, извлекается из ленты и подаётся к патроннику . Стреляная гильза экстрагируется в два такта лапками затвора в подвижный отражатель, связанный со штоком затворной рамы .

Принцип работы

Для зарядки необходимо вставить снаряжённую ленту в лентоприёмник, после чего поднимать и опускать ручку перезарядки до упора для прокрутки барабана. Движение ручки перемещает газовый поршень, а тот в свою очередь посредством штифта на поршне и паза на барабане поворачивает сам барабан. Патроны продвигаются внутри барабана, последние пол-оборота которого, происходящие при возвращении штока газового поршня в изначальное положение, выдвигают патрон для досылания в патронник . По окончании прокрутки барабана пулемёт заряжен .

При ведении огня движение газового поршня вращает барабан. Выстрел производится путём нажатия на спусковой крючок . Стрельба одиночными выстрелами невозможна . Когда затвор при нажатии спускового крючка возвращается в изначальное положение, он досылает патрон в патронник и запирается специальным выступом, а шток газового поршня, продолжая движение вперёд, продвигает плавающий боёк, и тот ударяет в капсюль заряженного патрона .

После выстрела, проходя мимо отверстия в стенке ствола, пуля открывает проход пороховым газам в газовую камеру, где они толкают газовый поршень. Первые полтора сантиметра движения поршня и штока затвор остаётся неподвижным, после затвор отпирается и движется назад . После того, как затвор отодвигается назад на расстояние, превышающее длину патрона, экстрактор подбрасывает патрон, который, ударяясь об отражатель, покидает ствольную коробку через специальное отверстие. В это время барабан выдвигает следующий патрон, который обратным ходом затвора досылается в патронник, и цикл автоматики продолжается .

Электроспуск

Боеприпасы

Боепитание производится из металлической разъёмно-звеньевой ленты через приёмник барабанного типа на десять гнёзд посредством движения затворной рамы, причём каждый патрон извлекается за десять циклов работы автоматики, что предотвращает демонтаж патрона при столь высоких скоростях стрельбы . Лента подаётся из короба на 250 , в более поздних версиях - на 750 и 1000 патронов. К некоторым пулемётам устанавливались патронные коробы на 1500 патронов .

Для пулемёта ШКАС на базе штатного винтовочного патрона 7,62×54 мм R разработаны патроны калибра 7,62 мм с трассирующими (Т-30 и позже Т-46), зажигательными (Аз, ЗП и ПЗ), бронебойными (Б-30) и комбинированного действия бронебойно-зажигательными (Б-32) , бронебойно-зажигательно-трассирующими (БЗТ) пулями, способные воспламенять бронированные бензобаки . В патронах ШКАС для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы от 30 до 50 выстрелов в секунду утолщены стенки гильзы , усилено крепление капсюля в гнезде, увеличено усилие извлечения пули. Для патронов с обыкновенными пулями Л и Д введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы, сама пуля посажена в гильзу глубже . На донце гильзы патронов, предназначенных для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, в конце 30-х годов ставилась буква «Ш». Капсюль таких патронов окрашивался в красный цвет . В остальном окраска была стандартной для соответствующих типов пуль. Боеприпасы, предназначенные для пехотного оружия, в пулемётах ШКАС применяться не могли из-за недостаточной надёжности. Боеприпасы к пулемёту ШКАС стали первым в мире случаем разработки и производства патронов специально для авиации .

Необычные осечки

В начале 1940-х неожиданно в процессе эксплуатации пулемёта стали происходить систематические осечки . Для выяснения причин по поручению Народного комиссара обороны С. К. Тимошенко создана специальная комиссия под управлением Н. Н. Воронова . Комиссия организовала опытные стрельбы. Они показали, что патроны, дающие осечки в ШКАС, нормально работают в винтовках и пулемётах сухопутных войск. Маршал Воронов обратил внимание комиссии на то, что «рабочие» и «нерабочие» патроны различаются цветом лака в месте крепления капсюля: патроны с использованием чёрного отечественного лака дают осечки, а те, где фольга на соединении покрыта красным импортным - нет. В результате расследования выяснилось, что причина осечки - недоработка советских химиков, чей лак взаимодействовал с фольгой капсюля, чем выводил последний из строя .

Варианты установки

Турельный и крыльевой варианты

Крыльевой пулемёт ШКАС взаимозаменяем с турельным за небольшими отличиями, обусловленными дистанционным управлением огнём подвешенного на крыле пулемёта из кабины пилота: ручку перезаряжания заменили тросовым механизмом, а ручку управления - механизмом подавателя . Крыльевой вариант легче турельного - его масса составляла 9,8 кг .

Синхронный вариант

Сухопутные варианты

В 1930-х годах рассматривалась возможность использования пулемёта ШКАС в сухопутных войсках. Изготовленные автомобильная и мотоциклетная установки для пулемётов так и остались опытными экземплярами . В 1935-1936 годах велись изыскания по созданию зенитной установки для оснащения наземной техники от бронеавтомобилей до бронепоездов, а в стандартную цилиндрическую танковую башню предлагалось устанавливать помимо 45-мм пушки спаренный с ней ШКАС. Звучали и предложения по замене шаровой установки под ДТ на аналогичную под пулемёт Шпитального на танках Т-28 и Т-35 . В 1936-1937 годах в СССР разрабатывался плавающий бронеавтомобиль ПБ-7 с установленным на нём пулемётом ШКАС . Эти испытания свёрнуты в 1937 году в связи с недостатком средств и более в прежнем объёме не возобновлялись .

Определённого успеха достигли конструкторы в установке ШКАСа на плавающий танк Т-37А - создан опытный образец. Для этого в самом пулемёте сделаны незначительные изменения, позволившие использовать для боепитания матерчатые ленты. Такое требование обусловлено тем, что звенья разборной ленты могли попадать в движущиеся части танка и заклинивать их; вдобавок такую ленту сложнее снаряжать в полевых условиях. Боекомплект к пулемёту составлял 2750 патронов в лентах по 250 патронов: 750 хранились в коробе, непосредственно питающем пулемёт, а остальные - в коробках, размещённых в специальном держателе. Подача патронов из короба осуществлялась через гибкий металлический рукав, аналогичный использовавшемуся в авиации. На башне присутствовал специальный стопор на 39 положений, позволявший закреплять угол поворота во время стрельбы. Шаровая установка позволяла наводить пулемёт без поворота башни влево на 10°30", вправо на 18°, вниз на 4°, вверх на 22° .

Фото с испытаний из архива РККА

Шаровая башенная установка

Горизонтальный угол наведения

Вертикальный угол наведения

Держатель с патронными коробками

Внешние изображения
ШКАС на тумбовой установке фото Наума Грановского , 1941 год, Москва .

Согласно заключению комиссии, составленному после испытаний, разработка признана неудачной: матерчатая лента при высокой скорострельности показала низкую надёжность, так как от влажности разбухала и рвалась при стрельбе, вызывала перекосы патрона и даже их демонтаж. Высокая скорострельность приводила к тому, что даже с учётом времени на замену лент боезапас мог быть истрачен за 3–5 минут боя. Также нарекания вызвала и шаровая установка: отмечалось неудобство её использования в тесной башне танка, а также малый угол вертикальной наводки, создававший слепую зону вблизи танка. Вдобавок ко всему, промышленность была не способна обеспечить специальными патронами, необходимыми пулемёту , сверх авиации ещё и бронетанковые войска .

В 1940 году на волне замены малокалиберных ШКАСов в авиации на более мощные, но такие же скорострельные ШВАКи на заводе № 66 заказана опытная партия станков Соколова для использования с пулемётами ШКАС в пехотных частях. Однако широкого распространения они не получили .

Вариант для ВМФ

Имеются данные об установке пулемётов ШКАС на торпедные катера . Катера Г-5 сначала выпускались с двумя установленными пулемётами ДА , после на них стали устанавливать ШКАСы, а в 1941 году их заменили на ДШК . В блокадном Ленинграде на недостроенные торпедные катера Д-3 за неимением необходимого количества ДШК на 10 катеров установили пулемёты ШКАС и ДТ .

Модификации

ШВАК

Ещё до принятия пулемёта ШКАС на вооружение, в 1931 году С. В. Владимиров начал разработку на его основе пулемёта под специальный фланцевый патрон 12,7 × 108 мм R , созданный для этого пулемёта. От гильзы штатного патрона 12,7 × 108 мм гильза патрона ШВАК отличалась не только наличием закраины (фланца), но и более выраженной конусностью, пули использовались идентичные . В процессе разработки Владимиров перенёс газовую камеру под ствол, усовершенствовал зубчатый барабан и затвор. Новый пулемёт был принят на вооружение в турельном, крыльевом, синхронном и моторном вариантах .

Полигонные испытания, проведённые в 1932 году, показали, что калибр нового пулемёта, получившего наименование ШВАК, может быть увеличен заменой ствола до 20 мм. При этом не было необходимости менять габариты других подвижных частей оружия, потому как диаметр фланца гильзы и её длина не менялись . Так в 1934 году появилась одноимённая авиационная автоматическая пушка , выпускавшаяся в крыльевом, турельном и моторном вариантах. Последний в 1941-1942 годах ограниченно устанавливали на танки Т-60 и Т-38 .

ШВАК стал первой в мире унифицированной бикалиберной системой . В конце Великой Отечественной войны создавались также опытные образцы под снаряд калибра 37 мм, которые так и не получили широкого распространения .

Спаренный пулемёт МСШ

В 1935-1937 годах группой конструкторов во главе с К. Н. Рудневым разрабатывалась спарка пулемётов ШКАС, получившая индекс МСШ. Для обеспечения синхронной работы штоки двух пулемётов снабжались зубчатыми рейками и соединялись шестернёй так, что цикл автоматики включал в себя два выстрела. Это позволило получить скорострельность до 6000 выстр./мин. при незначительном увеличении отдачи . Дальнейшие разработки спаренных установок на основе ШКАСа были свёрнуты в связи с планировавшимся переходом ВВС на более крупный калибр .

УльтраШКАС

Применение и оценки

К 1936 году пулемётами системы Шпитального - Комарицкого вооружались практически все боевые самолёты советской авиации , в основном благодаря непревзойдённой на тот момент скорострельности в 1800 выстр./мин. , тогда как лучшие зарубежные образцы не превышали порога в 1200 выстр./мин . В 1938 году на значках выпускников военной школы лётчиков и лётных наблюдателей вместо пулемёта ДА стали изображать ШКАС .

Первое боевое применение пулемётов ШКАС произошло в период Гражданской войны в Испании . Отмечалось, что пулемёты обладают низкой эффективностью стрельбы при использовании патронов с обычными пулями, но использование специальных (бронебойных, разрывных, зажигательных) боеприпасов позволяло при высокой плотности огня - до 5 пуль на квадратный метр - достигать неплохих показателей . В начальный период боёв за Мадрид И-16 , вооружённые пулемётами ШКАС и пушками ШВАК , сбили около 350 самолётов противника при минимальных потерях .

Пулемёты также использовались в конфликтах у озера Хасан и на Халхин-Голе . По итогам применения пулемёт получил преимущественно положительные отзывы от лётчиков .

Однако к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, резко снизилась, они могли разрушить самолёт противника только при очень большом числе попаданий. Применение пулемёта во время

МОСКВА, 24 сен — РИА Новости, Андрей Коц. Скорострельное оружие с вращающимся блоком стволов — обязательный элемент фантастических боевиков и компьютерных игр. В кино часто фигурируют накачанные рэмбо с шестиствольным пулеметом, поливающие злодеев потоком свинца. Благодаря Голливуду за этими "газонокосилками" прочно закрепилась слава супероружия. Вместе с тем пушки и пулеметы, работающие по схеме американского изобретателя Ричарда Гатлинга, уже давно стоят на вооружении ряда стран. Разрушительная мощь многоствольников действительно поражает воображение. РИА Новости публикует подборку самого грозного оружия с вращающимся блоком стволов.

Российский флот отрастил "Панцирь". У других его долго не будет "Панцирь-МЕ" надежно защищает корабль в радиусе 20 километров (высота купола ПВО - 15 километров) от всех современных средств воздушного нападения: крылатых ракет, сверхзвуковых противокорабельных ракет, авиабомб и беспилотников.

Самый известный

Американский скорострельный пулемет M134 Minigun, пожалуй, самый известный обывателю "гатлинг" из существующих. Боевики про бравых морпехов США или кадры военной хроники с Ближнего Востока редко обходятся без этой шестиствольной махины калибра 7,62 миллиметра. Американские оружейники с 1960-х годов умудрились внедрить его везде, где только можно. M134 устанавливаются в люках армейских "Хаммеров", на караульных вышках, патрульных катерах, вертолетах, бронетранспортерах, фортификационных сооружениях. Все-таки шесть тысяч выстрелов в минуту — серьезный аргумент в любой критической ситуации.

На смену макарову: "Калашников" представил новый пистолет Пл-15К создан на базе полноразмерного пистолета ПЛ-15 и имеет с ним схожие внутренние механизмы и принципы действия автоматики. Вес пистолета без патронов составил 0,72 килограмма. Емкость магазина - 14 патронов.

Вопреки стереотипам, в оружии схемы Гатлинга стреляют не все стволы одновременно. В М134 патрон досылается в нижний, остывший ствол, выстрел производится сверху, выброс гильзы справа. Таким образом, стволы стреляют по очереди, успевают перезарядиться и остыть, пока "работают" оставшиеся пять. Подобная схема нивелирует главное препятствие на пути сверхвысокой скорострельности перегрев оружия. Подобным образом работает большинство других пулеметов с вращающимся блоком стволов.

"Старшим братом" M134 является 20-миллиметровая шестиствольная авиационная пушка M61 Vulcan. Почти 60 лет ее ставят на американские боевые самолеты, ударные вертолеты и сухопутное шасси. Эта система способна достаточно эффективно бить и по воздушным, и по наземным целям. Но, как и M134, на сегодняшний день она считается морально устаревающей.

Самая скорострельная

Российские установки АК-630М-2 "Дуэт" являются современной модификацией советских шестиствольных корабельных комплексов АК-630. От предшественника новая система отличается в первую очередь наличием двух орудий и сложной электронной "начинкой", позволяющей во многом автоматизировать процесс наведения и сопровождения целей. Один "Дуэт" способен обрушить на противника рекордные десять тысяч 30-миллиметровых снарядов в минуту. Этого с запасом хватит, чтобы уничтожить любую воздушную цель на удалении до четырех километров и на высотах до пяти километров — будь то сверхзвуковой самолет, беспилотник или крылатая ракета. А на ближних дистанциях флотские "шестиствольники" способны сильно повредить или даже разрушить небольшой боевой корабль. Комплексы семейства АК-630 являются последней и самой прочной линией обороны военно-морской эскадры.

На сегодняшний день АК-630М-2 установлены в корме пяти малых ракетных кораблей проекта "Буян-М", а также на большом десантном корабле "Иван Грен", который должен вступить в боевой состав Северного флота в ноябре этого года. Кроме того, Минобороны планирует перевооружить на "Дуэты" ряд других кораблей, несущих более старые АК-630.

Самая бронебойная

Вершиной развития оружия с вращающимся блоком стволов, пожалуй, можно назвать американскую авиационную пушку GAU-8 Avenger — основное вооружение штурмовиков A-10 Thunderbolt II. Масса всей пушечной установки с системой подачи патронов и полным барабаном 30-миллиметровых снарядов почти две тонны, а заправленный и подготовленный к взлету A-10 весит десять тонн. Самолет фактически построен вокруг этого трехметрового семиствольного чудовища. Собственно, именно пушка является единственной причиной, почему штурмовики Thunderbolt II остаются в строю ВВС США — по своим летно-техническим характеристикам и бортовому оборудованию они значительно уступают машинам того же класса других стран.

GAU-8 в минуту выпускает по цели до 4200 бронебойно-подкалиберных снарядов с сердечником из обедненного урана. Из-за колоссальной отдачи и опасности попадания пороховых газов в воздухозаборники пилоты обычно дают короткие очереди по две-три секунды. Этого хватает, чтобы целиком накрыть колонну из десятка тяжелых боевых машин. А-10 задумывался как противотанковый самолет, специфика его боевого применения предусматривает атаку цели по верхней полусфере, меньше всего защищенной броней. В Афганистане и Ираке вооруженные GAU-8 штурмовики демонстрировали хорошие результаты. Однако в войне с противником, обладающим развитой ПВО, шансы этих дозвуковых самолетов на выживание стремительно уменьшаются.

Самый кучный

Четырехствольный авиационный пулемет ЯкБ калибра 12,7 миллиметра был создан в конце 70-х годов специально для новейших на тот момент ударных вертолетов Ми-24. Боевое крещение крупнокалиберные советские "гатлинги" прошли в Афганистане. Пилоты армейской авиации сразу полюбили новые пулеметы за исключительно высокую плотность огня и прозвали ЯкБ-12,7 "металлорезкой". Свою кличку это оружие оправдывало неоднократно: в августе 1982 года под Кандагаром один вертолет "разрезал" пополам очередью из пулемета шедший во главе каравана душманов автобус. Афганским боевикам еще повезло, что Ми-24 бил поперек колонны, а не вдоль — при максимальном темпе стрельбы 5500 выстрелов в минуту он мог изрешетить весь караван за один заход.

Именно этому пулемету принадлежит уникальный и до сих пор никем не побитый рекорд. Двадцать седьмого октября 1982 года во время воздушного боя иракский Ми-24 смог сбить из ЯкБ-12,7 иранский истребитель F-4 Phantom II. Это единственный в истории мировой авиации задокументированный случай, когда вертолет смог уничтожить сверхзвуковой реактивный самолет с помощью бортового пулемета. Во многом этого удалось добиться благодаря отличной кучности оружия. Впрочем, с надежностью у ЯкБ-12,7 были некоторые проблемы. Опыт Афганистана показал, что пулемет довольно капризный и подвержен загрязнению. Этот недостаток удалось устранить в модификации ЯБКЮ-12,7, принятой на вооружение в 1988 году.

Еще в Первую Мировую войну на поле боя появилось принципиально новое и страшное оружие - крупнокалиберные пулеметы. В те годы не существовало брони, которая бы могла от них защитить, а укрытия, которые традиционно использовались пехотой (из земли и дерева) вообще пробивались тяжелыми пулями навылет. Да и сегодня крупнокалиберные пулеметы являются отличным средством для уничтожения вражеских БМП, БТР и вертолетов. В принципе, из них можно подбить даже самолеты, но современная боевая авиация для них слишком быстра.

Основными же недостатками всего подобного оружия являются его вес и габариты. Некоторые модели (вместе со станиной) вполне могут весить более двух центнеров. Так как расчет его чаще всего состоит всего из двух-трех человек, о каком-то быстром маневрировании говорить вообще не приходится. Впрочем, тяжелые пулеметы все же могут быть достаточно мобильным оружием. Это впервые подтвердили еще во время все той же Первой Мировой, когда их начали ставить на джипы и даже небольшие грузовички.

ДШК

В 1930 году знаменитый конструктор Дегтярев начал разрабатывать принципиально новый пулемет. Так начиналась история легендарного ДШК, который и по сей день стоит на вооружении во многих странах мира. Оружейник решил проектировать его под новый на то время патрон Б-30 с пулей калибра 12,7 мм. Небезызвестный Шпагин создал для нового пулемета принципиально иную систему ленточного питания. Уже в начале 1939 года он был принят на вооружение РККА.

Доработки Шпагина

Как мы и сказали, первоначальный вариант оружия был разработан в 1930 году. Уже через три года начался серийный выпуск. Несмотря на многие положительные черты, у него имелось два очень серьезных недостатка: темп стрельбы составлял всего 360 выстрелов в минуту, а практическая скорострельность была еще ниже, так как в первоначальной конструкции предполагалось использование тяжелых и неудобных магазинов. А потому в 1935 году было принято постановление о прекращении серийного выпуска пулемета, который не слишком соответствовал реалиям своего времени.

Чтобы исправить ситуацию, к разработке был привлечен легендарный Шпагин, который сразу предложил использовать барабанную схему питания с ленточной подачей боеприпасов. Внедрив в систему оружия качающийся рычаг, который преобразовал энергию пороховых газов во вращение барабана, он получил идеально действующую систему. Преимущество было в том, что такая переделка не предполагала каких-то серьезных и дорогостоящих модификаций, что для молодой Советской Республики было принципиально важным.

Повторное принятие на вооружение

Пулемет был повторно принят на вооружение в 1938 году. Особенно хорош он благодаря многоцелевому станку, при помощи которого ДШК превращается в универсальное оружие: его легко можно использовать для подавления наземной силы противника (в том числе для разрушения укреплений), уничтожения вертолетов и низколетящих самолетов, а также с целью обездвиживания легкобронированных машин. Для уничтожения воздушных объектов станок раскладывается с одновременным поднятием опорных сошек.

Из-за своих высочайших боевых качеств ДШК пользовался заслуженной популярностью практически во всех родах войск. В самом конце войны пулемет подвергся незначительной модификации. Она затронула некоторые составные части механизма питания и затворного узла. Кроме того, был несколько изменен способ крепления ствола.

Последняя модификация пулемета, принятая на вооружение в 1946 году (ДШКМ), использует несколько иной принцип автоматики. Пороховые газы отводятся из ствола через специальное отверстие. Ствол несменный, для охлаждения его предусмотрены ребра (наподобие радиатора). Для нивелирования сильной отдачи используются различной конструкции.

Основное отличие между двумя модификациями пулемета - в устройстве подающего механизма. Так, в ДШКМ используется система ползункового типа, в то время как в его предшественнике - барабанного. Впрочем, станок системы Колесникова остается полностью неизменным с 1938 года, так как что-то принципиально в нем изменить не представляется возможным. Пулемет на этой станине весит 160 килограммов. Конечно, это не слишком хорошо влияет на удобство его использования. Впрочем, данное оружие чаще всего используется в качестве зенитного, а также применяется для борьбы с легкой бронетехникой противника, что делает использование тяжелого станка необходимым.

Современное использование ДШК

За годы Великой Отечественной войны на заводах СССР было сделано около девяти тысяч пулеметов этой модели. Впрочем, и после войны ДШК пользовался огромной популярностью во всем мире. Так, его модификация, ДШКМ, до сих пор продолжает выпускаться в Пакистане и Китае. Имеются сведения также о запасах этих пулеметов на резервных складах Российской армии. Очень популярно России в конфликтах на территории Африки.

Ветераны вспоминают, что очередь этого оружия буквально срубает тонкие деревья и навылет прошивает весьма приличные в обхвате стволы. Так что против плохо вооруженной пехоты (какая и водится в тех краях) этот «старичок» действует отменно. Но главное достоинство пулемета, которое особенно востребовано в случае с плохо обученными войсками - его потрясающая надежность и неприхотливость в эксплуатации.

Примечание

Впрочем, некоторые военные специалисты к ДШК и даже к ДШКМ относятся скептически. Дело в том, что разрабатывалось это оружие под реалии Второй Мировой войны. Тогда у нашей страны практически не было нормального пороха, а потому специалисты пошли по пути укрупнения гильзы. В результате боеприпас имеет значительный вес и не слишком высокую мощность. Так, наш патрон - 12.7х108 мм. НАТО использует аналогичный боеприпас от Браунинга… 12,7х99 мм! И это при условии того, что оба патрона имеют приблизительно одинаковую мощность.

Впрочем, есть у этого явления и положительная сторона. Отечественные боеприпасы калибра как 12,7, так и 14,5 мм - настоящий кладезь для современных оружейников. Существуют все предпосылки для создания более мощных патронов, которые сохранят свои массово-габаритные характеристики.

НСВ «Утес»

Еще в 70-е годы начала в массовом порядке переходить на пулемет конструкции Никитина, Волкова и Соколова - «Утес». Оружие, получившее сокращенное название НСВ, было принято на вооружение еще в 1972 году, но и по сей день остается основным крупнокалиберным пулеметом Российской армии.

Одной из его отличительных особенностей является чрезвычайно малый вес. Весит крупнокалиберный пулемет НСВ всего 41 килограмм вместе со станком! Это позволяет расчету действительно быстро менять свою дислокацию на поле боя. Если же сравнивать новый пулемет с тем же ДШКМ, сразу бросается в глаза его простая, лаконичная и рациональная конструкция. Пламегаситель на стволе имеет коническую форму, по которой сразу можно «признать» «Утес». Оружие это известно и по совершенно другой причине.

«Антиснайпер»

Прославился НСВ тем, что на дистанции в один километр (!) радиус разброса пуль не превышает полутора метров, что для такого типа оружия является едва ли не абсолютным рекордом. Во время обеих чеченских кампаний ручной пулемет получил уважительное прозвище «Антиснайпер». Во многом такая специфика его применения обусловлена сравнительно слабой отдачей, что позволяет ставить на него практически все современные модификации мощных прицелов для такого типа оружия.

Есть и танковый вариант, который имеет аббревиатуру НСВТ. Он устанавливается на танки, начиная с Т-64. Флагман отечественной бронетехники, Т-90, также имеет его на вооружении. Теоретически НСВТ на этих машинах используется в качестве зенитного оружия, но на практике его применяют как раз-таки для подавления наземных целей. Сбить современный боевой вертолет (не говоря уже о самолетах) из зенитного пулемета теоретически возможно, но для этих целей куда лучше подходит ракетное оружие России.

КОРД

КОРД расшифровывается как «Ковровские Оружейники-Дегтяревцы». Работать над его созданием в Коврове начали сразу после развала СССР. Причина проста: производство «Утесов» к тому времени оказалось на территории Казахстана, что никак не отвечало стратегическим интересам страны.

Главными конструкторами нового проекта стали Намидулин, Обидин, Богданов и Жирехин. За основу был взят классический НСВ, но оружейники не ограничились банальной его модернизацией. Во-первых, ручной пулемет наконец-то получил быстросменный ствол. Над его созданием корпело едва ли не целое НИИ, но результат того стоил: он выполнен по особой технологии, которая обеспечивает максимально равномерное охлаждение материала при стрельбе. Только из-за одной этой особенности точность стрельбы и кучность (в сравнении с НСВ) повысились практически в два раза! Помимо этого, КОРД стал первым пулеметом, для которого существует «официальная» версия под патрон НАТО.

Наконец, это оружие является единственным в своем классе, которое позволяет вести эффективный огонь с сошек. Его вес составляет 32 килограмма. Далеко не пушинка, но вдвоем утащить можно. Прицельная дальность стрельбы по наземным целям составляет порядка двух километров. Какие еще имеются крупнокалиберные пулеметы России?

КПВ, КПВТ

И снова детище Коврова. Является самым мощным представителем класса крупнокалиберных пулеметов во всем мире. Вооружение это уникально своим боевым могуществом: оно сочетает в себе мощь противотанкового ружья и пулемета. Как-никак, а патрон крупнокалиберного пулемета КПВ - «тот самый», легендарный 14,5х114! В недавнем прошлом с его помощью можно было подбить практически любой боевой вертолет или легкую бронетехнику потенциального противника.

Его разработкой талантливый оружейник Владимиров занялся еще в 1943 году, в инициативном порядке. За основу конструктор взял авиационную пушку В-20 своей же конструкции. Следует заметить, что незадолго до этого она проиграла на Государственных испытаниях ШВАКу, но все же ее устройство было достаточно простым и надежным для поставленной Владимировым цели. Слегка отвлечемся. Оружейнику сполна удалось воплотить свой замысел в жизнь: его крупнокалиберные пулеметы (фото которых есть в этой статье) на сегодняшний день знает каждый танкист, проходивший службу на советских танках!

При конструировании Владимиров использовал классическую схему с коротким ходом ствола, которая отлично зарекомендовала себя еще в «Максиме». Автоматика пулемета допускает ведение только автоматического огня. В пехотном варианте КПВ используется в станковом варианте, напоминая легкую пушку. Станок был неоднократно модернизирован, причем в ходе военных действий солдаты нередко делали это самостоятельно, сообразно характеру боя. Так, в Афганистане всеми сторонами конфликта применялся КПВ с кустарно установленным оптическим прицелом.

В 1950 году была начата разработка танковой модификации хорошо зарекомендовавшего себя оружия. Вскоре крупнокалиберный пулемет Владимирова начали устанавливать практически на все танки производства СССР. В этой модификации оружие серьезно видоизменено: имеется электрический спуск (27В), нет прицельных приспособлений, вместо которых используются оптические танковые прицелы на рабочем месте наводчика и командира.

В Африке эти российские крупнокалиберные пулеметы страшно популярны у всех без исключения: ими пользуются как официальные войска, так и целые орды разношерстных банд. Наши военные советники вспоминают, что действующие в составе войск ООН бойцы очень боялись КПВ, так как он легко расправлялся со всей легкой бронетехникой, которая повсеместно стояла на вооружении западных войск в тех краях. Сейчас практически все «легкие» БТР и БМП вероятного противника неплохо защищены именно от этого крупнокалиберного пулемета. Во всяком случае, лобовая проекция для него «закрыта» полностью.

Впрочем, все крупнокалиберные пулеметы России (СССР на тот момент) были чрезвычайно популярны и в рядах моджахедов Афганистана. Считается, что около 15% советских Ми-24, потерянных по боевым причинам, были сбиты именно из этого оружия.

Сравнительная таблица характеристик отечественных крупнокалиберных пулеметов

Название

Патрон

Прицельная дальность, метров

Масса, кг (тело пулемета)

Крупнокалиберные пулеметы НАТО

В странах разработка этого оружия во многом шла по тем же направлениям, которые были характерны и для нашей страны (так, калибры пулеметов практически одинаковые). Солдатам требовался мощный и надежный пулемет, с равным успехом поражавший как укрывшуюся за брустверами пехоту, так и легкую бронетехнику противника.

Впрочем, имеются и кардинальные различия между двумя оружейными школами. Так, у немецкого Вермахта крупнокалиберные пулеметы вообще на вооружении не стояли. А потому в НАТО используется в основном единый М2НВ, о котором мы сейчас и поговорим.

М2НВ Browning, USA

Армия США славится тем, что предпочитает быстро сменять используемые образцы оружия на более новые и перспективные. В случае с М2НВ это правило не работает. Этот «дедушка», разработанный легендарным Браунингом, в строю с 1919 года! Конечно, пулемет МГ-3, стоящий на вооружении Бундесвера и являющийся осовремененной копией MG-42, «пилы Гитлера», может сравниться с ним в древности родословной, но он использует калибр НАТО 7,62х51.

Пулемет поступил на вооружение в 1923 году. В 1938 году его модернизировали, добавив удлиненный ствол. Фактически в этом виде он существует до сих пор. С тех пор «старикана» неоднократно пытались списать, постоянно проводя конкурсы для его замены, но пока что адекватной альтернативы отлично зарекомендовавшему себя оружию нет.

История его разработки очень интересна. Американской армии срочно понадобился крупнокалиберный пулемет, который бы обеспечивал надежное поражение вражеской авиации (заказ поступил от генерала Першинга, командовавшего экспедиционными силами). Браунинг, которого поджимали сроки, поступил просто и элегантно.

Так как основой любого оружия является патрон, а адекватного пулеметного калибра у янки в те годы не было, он попросту взял патрон 7,62 собственной разработки и увеличил его в два раза. Мера эта рассматривалась как временная, но решение оказалось потрясающе удачным: практически все крупнокалиберные пулеметы на Западе используют именно этот боеприпас.

Кстати, в этом месте стоит сделать лирическое отступление. Вы наверняка заметили, что патрон, который используют отечественное и западное оружие этой категории, практически одинаков. Мы уже говорили о причинах такого явления, но скажем еще пару слов. Если вы внимательно посмотрите на сравнительные таблицы, то увидите полное отсутствие патронов 14,5 мм среди тяжелых пулеметов НАТО.

Это опять-таки объясняется разницей в военной доктрине: янки предполагают (не без оснований), что с задачами такого типа вооружения прекрасно справляется старый боеприпас, разработанный Браунингом. Все, что имеет больший калибр, по западной классификации уже относится к «малым орудиям», а потому пулеметами не является.

Пулемёт HQCB" (Бельгия)

Несмотря на то что классическое детище Браунинга оказалось на диво удачным, его характеристики устраивали далеко не все западные армии. Бельгийцы, которые всегда славились качественным оружием, решили провести самостоятельную модернизацию американского пулемета. Вообще-то изначально фирма Herstal намеревалась сделать что-то свое, но из-за необходимости удешевить процесс и сохранить преемственность со старыми разработками, специалисты были вынуждены пойти на компромисс.

Впрочем, на улучшении оружия это никоим образом не сказалось. Бельгийские оружейники оснастили его более тяжелым стволом с упрощенным механизмом его «горячей» замены. Это сильно улучшило боевые качества оружия. В ранних модификациях «чистокровной» американской «двойки» для замены ствола требовалось минимум два человека, причем работа была на редкость опасной. Немало расчетов зенитных модификаций М2НВ потеряли пальцы во время нее. Естественно, что они мало любили это оружие. зенитной модификации во многом по этой причине заменялись на пушки «Эрликон», которые не только были куда мощнее, но и не имели такого недостатка.

Кроме того, было добавлено улучшенное хромирование внутреннего диаметра ствола, что резко повысило его живучесть даже в условиях напряженного боя. Стрельба из пулемета этой разновидности хороша тем, что для замены ствола требуется только один человек, количество подготовительных операций сведено к минимуму, а риска обжечься практически нет.

Как ни странно, но именно хромирование позволило удешевить пулемет. Дело в том, что до этого использовались стволы со стеллитовым напылением. Оно было намного дороже, а срок службы такого ствола минимум в два раза меньше, чем у аналогов, покрытых хромом. На сегодняшний день бельгийцы производят различные комплекты модернизации, благодаря которым любой старый М2НВ может быть превращен в M2 HQCB силами полковых специалистов.

Пулемет L11A1 (HMG)

И снова перед нами - «тот самый» Браунинг. Правда, в английском варианте. Разумеется, значительно модернизированный и улучшенный. Многие специалисты считают его лучшим среди всей линейки «отпрысков» М2ВН.

В числе нововведений - «мягкий крепеж». Если отбросить лирику, то это система гашения отдачи и вибрации, благодаря которой тяжелый пулемет становится весьма и весьма точным оружием. Кроме того, оружейники Его Величества представили свою версию системы быстрой замены ствола. В общем-то, она во многом аналогична предложенной бельгийцами схеме.

Сравнительная таблица характеристик западных крупнокалиберных пулеметов

Название

Скорострельность (выстрелов в минуту)

Патрон

Прицельная дальность, метров

Масса, кг (тело пулемета)

М2НВ Browning

36-38 (в зависимости от года выпуска)

Браунинг M2 HQCB

Пулемет L11A1 (HMG)

Некоторые выводы

Если сравнить данные из этой таблицы с информацией об отечественных тяжелых пулеметах, то становится ясно, что этот класс оружия во многом схож. Разница в основных технических характеристиках невелика, различия заметны в массе. Западные крупнокалиберные пулеметы весят заметно больше. Связано это с тем, что их военная доктрина практически не предполагает именно пехотного их применения, предусматривая установку такого оружия на боевую технику.

Наиболее распространенными в армиях блока НАТО являются пулеметы калибра 5,56 и 7,62 (их стандарта, разумеется). Недостаточная огневая мощь подразделений компенсируется большим количеством хорошо подготовленных снайперов и прикрытием действующих в боевой ситуации отрядов авиационными группировками и/или бронетехникой. И в самом деле: один крупнокалиберный пулемет танковый имеет в десятки раз более сильное боевое могущество, так что такой подход имеет право на жизнь.