Самолет ф 35 технические характеристики. Универсальный самолет - это плохо

На стене у здания ООН в Нью-Йорке сделана надпись: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Эта надпись взята из книги пророка Исайи, но время это никак не приходит, задержалось в пути, как видно. А пока такие времена не наступили, более актуально действовать по Корнелию Непоту: Si vis pacem, para bellum — «хочешь мира — готовься к войне». Это он сказал еще 20 веков назад. Подготовка к войне сегодня во многом определяется способностью наносить сокрушающий удар с воздуха.

В конвенциальной (безъядерной) войне в настоящее время в решении стратегических задач ВВС выдвигаются на первый план. Своими силами и средствами они во многом могут предопределить исход военных действий. Это наглядно было показано в операции «Буря в пустыне». Наземные войска в боевых действиях почти не использовались, они вступили в сражение лишь на заключительном этапе, когда иракская армия была уже в целом деморализована и небоеспособна. Фактически операция вылилась в воздушную кампанию продолжительностью 42 суток, и только 4 суток наступление вели наземные войска.

Не менее ярким примером является и Вторая ливанская война. Практически за двое суток в Ливане были уничтожены все цели, внесенные в «банк целей». Боевые действия начались в 7 часов утра 13 июля, а к 15 июля в Ливане не осталось ни одного целого моста через Литани и ни одной неповрежденной автомагистрали. Было наглядно продемонстрировано, как боевая авиация, оснащенная высокоточным оружием, способна самостоятельно решать широкий круг задач, выполнение которых определяет ход и исход практически любого регионального конфликта.

Сегодня самым совершенным является боевой самолет пятого поколения. Единственным, стоящим на вооружении самолетом пятого поколения, пока является F-22 «Раптор». Его приняли на вооружение в США 15 декабря 2005 года. В 2016 году на вооружение будет принят F-35. Именно его и закупил Израиль для дальнейшего развития своих ВВС.

F-35 — малозаметный истребитель-бомбардировщик

F-35 способен наносить удары по воздушным, наземным и надводным целям. Сочетает качества истребителя и фронтового бомбардировщика. Основным отличием от штурмовика является способность вести маневренный наступательный воздушный бой.

Удары по наземным целям наносятся, как правило, бомбардировщиками и штурмовиками под прикрытием истребителей. Истребители-бомбардировщики способны действовать без прикрытия, так как имеют и маневренные характеристики, и вооружение, достаточное для противодействия истребителям противника и уклонения от огня вражеских средств ПВО.

F-35 разработан в трех модификациях:

1. F-35A — самолет для ВВС США, самая технологически простая и, соответственно, облегченная и дешевая версия F-35. Именно она составит основу закупок странами-партнерами и ожидаемого массового экспорта. Оснащен встроенной четырехствольной 25-мм пушкой GAU-22/A.

2. F-35B — самолет для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании. Главная отличительная черта — возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. В будущем должен составить основу авиагрупп новых легких авианосцев для высадки десанта типа «Америка».

3. F-35C — самолет для ВМС США. Он имеет увеличенную площадь крыла и хвостового оперения, позволяющего маневрировать на небольших скоростях при полетах к авианосцу.

Особняком стоит F-35I, самолет для ВВС Израиля. Он содержит значительное количество израильского радиоэлектронного оборудования, в частности, систем РЭБ и оборудования кабины, и, кроме того, приспособлен для применения оружия израильского производства. Планируется закупка 33 F-35I с доведением их количества до 40-44 единиц к 2020 году. Первые два истребителя поступят уже в этом году.

Что произойдет с получением F-35I?

В 1977 году в Израиль поступили первые истребители F-15. Первое боевое применение этих самолетов произошло в 1982 году. Тогда в битве над долиной Бекаа израильские F-15 и F-16, за 3 дня, с 9 по 11 июня, сбили 76 (по израильским данным) или 68 (по советским данным) сирийских МиГов и Су, без единой потери со своей стороны, и смогли поразить весь мир своим превосходством.

В бою израильский F-15 получил ракету Р-60 прямо в сопло одного из двигателей, был поврежден, но вернулся на базу, был отремонтирован и возвращен в строй. Также известен случай, когда израильский F-15, в результате столкновения с истребителем «Скайхок» во время учений, потерял почти полностью правое крыло, но все-таки смог вернуться на свою базу и совершить посадку. Невероятный самолет!

Оснастить его новым оружием и электроникой, да и продолжать эксплуатировать дальше. Для чего приобретать F-35I? F-15I-прежнему будет в составе стратегической авиации Израиля, но у F-35I свои специфические особенности, главным из которых является его малозаметность.

Малозаметность в авиации

Над созданием собственного истребителя пятого поколения сегодня работают КБ России, Китая, и Японии. В создание такой машины, в идеологию пятого поколения, в разных странах вкладываются разные принципы. Основные отличия подходов можно свести к двум направлениям — российскому и американскому.

Россия предъявляет к своему истребителю пятого поколения в качестве основного требования, кроме скрытности, сверхманевренности, то есть способности самолета сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования.

Контекст

F-35 против Су-35: кто победит?

The National Interest 21.09.2015

Оружие НАТО, нацеленное на Россию

The National Interest 04.02.2016

Изменят ли четыре Су-35 баланс сил?

Русская служба BBC 03.02.2016

В истребителе скорость - не главное

The National Interest 23.12.2015 Американцы после ряда экспериментальных исследований предпочли от этой идеологии отказаться. Это мотивировалось тем, что быстрое совершенствование авиационного вооружения, появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяет отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Они считают, что воздушный бой должен вестись на средних дальностях, определяемых возможностями целеуказания и параметрами ракет, в маневренную стадию, к той самой «сверхманевренности» бой может перейти лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так».

По американской концепции сверхманевренность перестала быть требованием к современным самолетам. Это дорого, очень сложно и в условиях применения сферической информационной осведомленности в сочетании с всеракурсными ракетами, не только «излишнее» качество, но и довольно вредное. Это очень зрелищно на всяческих «показах» для широкой публики, но профессионалы-истребители уже давно называют это «трюкачеством».

Надо отметить, что в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века американцы тоже отдали дань сверхманевренности, но они довольно быстро выяснили, что существенного прироста боевых возможностей это не дает, а вот сложность управления и компьютерные программы становятся запредельными.

Нельзя забывать о том, что эти самолеты еще не беспилотные, а человек — не машина. Воздействие высочайших перегрузок при выполнении «сверх»-маневров резко снижают возможности пилота, если и не приводят к потере сознания и аварии. Так, например, 25 марта 2009 года опытнейший пилот-испытатель компании Lockheed, полковник ВВС в отставке ДДэвид Кули (David Paul Cooley) на F-22 при выполнении маневра с перегрузкой свыше 9g потерял сознание и погиб.

В F-35 и F-22 снижение радиолокационной заметности позволяет реализовать принцип — «первым увидел — первым сбил», что также делает отказ от сверхманевренности вполне оправданным. Но вот если это «что-то не так» происходит, то при встрече двух малозаметных истребителей тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям.

Малозаметность достигается применением специально разработанных геометрических форм и радиопоглощающих материалов и покрытий, особой конструкцией сопла, уменьшающей тепловую заметность, размещением оружия внутри корпуса и рядом других методов.

Форма корпуса самолета очень важна, чем больше в ней прямых углов, тем легче отражается от него сигнал РЛС, а значит — тем больше его ЭПР, и тем дальше он будет обнаружен. Все современные самолеты имеют характерную зализанную поверхность, это сделано и для того, чтобы РЛ сигнал от нее не отражался, а рассеивался. Таким приемом значительно уменьшается ЭПР, а значит — и дальность обнаружения цели. Сравнение самолетов по этому параметру производится по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР — Radar cross-section) в различных диапазонах.

То есть ЭПР истребителя F-35 примерно равен размерам мяча для гольфа, а F-22 — размерам металлической бусинки. Малозаметность F-35 и F-22 имеет разное назначение. F-22 малозаметен, чтоб с бо́льших дистанций сбивать истребители противника, оставаясь невидимым, а F-35 малозаметность, в основном, нужна, чтобы подходить незаметно к системам ПВО всех уровней и уничтожать их, оставаясь незамеченным. Естественно, что F-22 тоже может «работать» по объектам и войскам, а F-35 может успешно уничтожать истребители противника, но каждый из них лучше делает ту работу, для которой он предназначен изначально.

Участие Израиля в производстве F-35

Израильские компании в рамках договора о закупке F-35I получили от авиастроительной корпорации Lockheed Martin заказы на 770 миллионов долларов. Большую часть средств получили концерн «Израильская авиационная промышленность» (ТАА), производящая самолетные крылья, и концерн «Эльбит Маарахот», производящий шлемы пилотов.

В то же время множество малых и средних фирм получили отдельные заказы напрямую от Lockheed Martin или же выступают субподрядчиками ТАА и «Эльбита». Если Израиль решит приобрести все выделенные для него 75 машин, обратные закупки Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов.

Сегодня, во всем мире только три предприятия, в Израиле, Италии и США, производят крылья для F-35. IAI — израильский концерн Israel Aerospace Industries, на одном из своих заводов уже имеет производственную линию для производства этих крыльев на сумму около 2,5 миллиарда долларов и должна произвести 811 пар крыльев для Lockheed Martin.

Израильская компания Elbit Systems, специализирующаяся в разработке и модернизации различных видов вооружений, будет производить шлемы пилота для истребителей F-35C совместно с американским партнером, компанией Rockwell Collins.

Этот шлем позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолета. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на щиток шлема пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Это и делает фактически самолет «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика.

Несколько слов о региональном сдерживании

Командование ВВС ЦАХАЛ утвердило название израильской версии истребителя F-35I. В Израиле этот самолет будет называться «Ади́р», что значит могучий, великий, сильный. После прибытия F-35I в Израиль, израильские специалисты установят на них целый ряд дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений. Дооборудование будет очень значительным и существенно увеличит возможности самолета для ведения боевых действий против вероятного противника или для обеспечения регионального сдерживания.

Израиль будет первым и единственным в регионе обладателем стелс-самолетов F-35, заявил глава Пентагона Эштон Картер. В условиях, когда в регионе у «Хезболлы» и Ирана появятся современные системы оружия российского производства, для F-35I работа будет.

США Страна разработки

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

стрелково-пушечное

  • F-35A: 1 × 25-мм четырёхствольная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 180 снарядами;
  • F-35B: 1 × 25-мм пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 220 снарядами;
  • F-35C: 1 × 25-мм пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 220 снарядами.

бомбовое

  • до 9100 кг на 4х внутренних подвесах и 6 внешних.

Проекции самолета F-35 Lightning II

Lockheed Martin F-35 Lightning II (англ. Lockheed Martin F-35 Lightning II, рус. «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния» II)- представитель семейства одноместных всепогодных многоцелевых стелс самолетов будущего. Представленных программой JSF (англ. Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель) проходит сейчас тестирование и необходимую доработку. Этот новейший боевой самолет пятого поколения предназначен для выполнения штурмовых, разведывательных и противовоздушных задач. F-35 имеет три основные модели: F-35A наземный вариант с обычным взлетом и посадкой (CTOL), F-35B для взлета с коротких полос и вертикальной посадкой (STOVL), и вариант F-35C палубного размещения на основе Catapult Assisted Take-Off Barrier Arrested Recovery (CATOBAR).

История создания и первое производство

F-35 является закономерной эволюцией экспериментального X-35, дизайн которого который был разработан в рамках программы Joint Strike Fighter (JSF). В настоящее время производящийся и дорабатывающийся Lockheed Martin командой из подразделения военно космической промышленности. Сама программа JSF была разработана чтобы заменить американских военные самолеты F-16, A-10, AV-8B, F/A-18 (за исключением нового E/F "Super Hornet"), и в целом определить облик самолета будущего. Так же чтобы сократить стоимость разработки, производства и эксплуатационных затрат, общий дизайн был запланирован в трех вариантах, имеющих 80% взаимозаменяющихся частей:

  • F-35A , наземный вариант с обычным взлетом и посадкой (CTOL).
  • F-35B , вариант для взлета с коротких полос и вертикальной посадкой (STOVL).
  • F-35C , палубная версия CATOBAR (CV).

16 ноября 1996 года бы объявлен конкурс на разработку многоцелевого ударного истребителя нового поколения (JSF). Который в октябре 2001 года выиграл Lockheed Martin, с новейшим дизайном X-35, отобрав контракт у Boening (X-32). Хотя оба самолета легко достигли а местами даже превысили требования, X-35 бы принят как более перспективный с меньшими рисками и большим потенциалом модернизации. На все дальнейшие разработки Lockheed Martin было присвоено самолету новое название F-35. В 2006 году George Standridge предсказал, что F-35 будет в четыре раза более эффективен, чем любой истребитель в воздушном бой, в восемь раз более эффективен в против наземных целей, и в три раза более эффективен в разведке и подавлении противовоздушной обороны. Имея про этом большую дальность и требуя меньшее материально-техническое обеспечение вкупе с более низкой ценой, дешевым обслуживанием и даже более легким обучением пилотов. А дизайн заложенный в F-35 должен был служить вплоть до 2040. 9 декабря 2008 года, Lockheed Martin выкатила первый экспериментальный образец F-35A, названный AF-1. Это был первый F-35 построен полным циклом производства на котором уже в будущем с 2010 года будут собираться F-35As.

Стоимость и проблемы проекта

Программа пережила F-35 целую серию перераспределений бюджета удорожаний и задержек производства. Начиная с 2006 года начались первые проблемы с бюджетом, например чрезмерный параллелизм и большое кол-во изготовителей частей намного большей стоимости первых нескольких сотен F-35. К тому же многочисленный переоборудования и модификации внутренних узлов в рамках доводки первой серии еще больше взвинчивали производство. В ноябре 2010, GAO обнаружили, что внесение даже небольших изменений в истребитель заставляло менять целые сборочные линии у множества поставщиков. И небольшая ошибка одного из них приводила к огромным затратам.

Примерная схема общих взаимозаменяемых деталей F-35 (A/B/C).

21 апреля 2009 года, СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне, сказали, что в течение 2007 и 2008, шпионы украли несколько терабайтов данных касающихся дизайна и электронной системы F-35. Что привело к огромному ущербу в стоимости и развитии систем. Lockheed Martin пришлось отклонить те решения в конструкции которые были скомпрометирован.

9 ноября 2009 года, Эштон Картер, заместитель министра обороны по закупкам, технологиям и логистике, признал, что в Пентагоне команда по оценке (JET) должна будет пересмотреть бюджет, что компенсировать вырисовывающиеся отклонения, и они сделают все возможное что бы их уменьшить.

11 марта 2010 года, отчет от Government Accountability Office Комитета Сената США по вооружённым силам, прогнозирует общую стоимость одного F-35A в районе $ 113 млн. Пентагон сообщил, что программа F-35 превысил свои первоначальные сметы по стомости более чем на 50 процентов. Внутренний доклад гласил о критических изменениях в проекте, JSF теперь не говорится, что высокая доступность и небольшие расходы являются основным приоритетом. Доклад настаивает, что F-35 станет "основным американский истребителем противовоздушного боя", и период разработки должен быть расширен на дополнительные 13 месяцев а бюджет увеличен еще на 3 млрд.

В ноябре 2010 года в рамках мер по сокращению расходов, сопредседатели Национальной комиссии по бюджетной ответственности и реформе предложили отменить модицикацию F-35B. Air Magazine группа сообщила, что "чиновники Пентагона" рассматривают вариант отказа от F-35B, потому что его малая дальность не позволит раскрыть всех преимуществ малой заметности. Консультант Lockheed Martin Loren B. Thompson сказал, что этот слух был результатом обычной напряженности в отношениях между ВМС США и Корпуса морской пехоты, и нет никакой альтернативы F-35B заменяющему AV-8B Harrier II.

В мае 2011 года, Пентагон заявил что новая цена в 133 млн не доспутима. Япония предупредила, что это может остановить их от покупки, рост дальнейшей цены не допустим. Канада так же обьявила что задумается, если цена буде дальше расти. По прогнозам США стоимость разработки уже достигла 323 млрд что делает ее самой дорогой за всю историю. В 2012 году общая стоимость жизненного цикла F-35 была оценена в $ 1,51 трлн. Чтобы уменьшить эту высокую стоимость жизненного цикла в течение 50- год жизни, ВВС США рассматривает снижение роли корпорации Lockheed Martin и поиск новых подрядчиков.

В 2012 году во избежание дальнейшего задержки и перепроектирования, МО США приняло уменьшенный радиус действия для F-35A и более длительный разбег для F-35B. Так же по оценкам радиус F-35B снизился на 15 процентов. на встрече в Сиднее в марте Соединенные Штаты обязались, что задержек программы больше не будет.

В 2013 году Lockheed Martin начал увольнять рабочих на заводе Форт-Уэрт, где были собраны первые F-35s. Они сказали что это необходимо для уменьшения расхордов на постройку самолетов. Пентагон пообещал продолжить финансирование программы насколько если это возможно. По состоянию на 2014, программное обеспечение является основным приоритетом разработки для F-35.

В июле 2013 года, было заявлено о новых задержках из за программного обеспечения и работы датчиков.

В 2014 году стоимость самолета опустился ниже 100 млн в первый раз, и ВВС ожидается и дальнейшего падения затрат.

Отчет 2014 Дж Майкл Гилмор заявил, что новые задержки программного обеспечения могут отодвинуть работы по проекту еще на 13 месяцев. }