Садово кудринская 23 царь танк. SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое

Увы, в годы Первой мировой войны наша страна не входила в элитный клуб великих танковых держав. Тот факт, что и Германия, наш главный противник, тоже не была членом этого клуба - слабое утешение (немцы за всю войну произвели 21 (двадцать один) серийный танк собственной постройки).

Но, зато никто не будет оспаривать тот факт, что именно в России в годы Первой мировой создан самый большой в мире танк – 17 метров в длину, 9 метров в высоту, 60 тонн веса!

Правда, танком этого монстра можно назвать чисто условно, у него не было гусениц и вращающейся башни, но зато были гигантские колеса. В общем и целом машина напоминала огромный пушечный лафет.

Идея постройки такой необычной машины возникла у капитана российской армии Николая Николаевича Лебеденко во время службы на Кавказе, еще до войны. Он по достоинству оценил арбу – транспортное средство местных жителей. Дорог в привычном понимании этого слова на Кавказе тогда не было, но арба – тележка с двумя колесами с высокими ободами легко преодолевала все кочки и ухабы на том, что считалось там дорогами.

А дальше была война. Война, которую все участники планировали, чуть ли не как блицкриг. Сам термин и сама теория блицкрига появились позже. А тогда не было ни термина, ни теории, ни … самого блицкрига. Маневренные боевые действия быстро сменились так называемым «позиционным тупиком». Простые траншеи на Западном фронте быстро превратились в настоящие подземные города, из бревен, мешков с песком и земли. Пехотные атаки сомкнутым строем и лихие кавалерийские атаки стали достоянием истории – на поле боя господствовал Его Величество Пулемет. Концентрация артиллерийского огня на участке прорыва помогала смешать с землей первую линию обороны, но за первой находилась вторая линия с неподавленными огневыми точками, а за ней третья. Прорыв фронта на несколько в глубину считался невероятным успехом. Сражения получили название «мясорубок». Таких единовременных потерь в истории войн еще не было.

Средство преодоления проклятого позиционного тупика напрашивалось само собой – бронированная боевая машина, вооруженная пушками и пулеметами, обладающая достаточной проходимостью, чтобы не застрять на изрытом воронками поле боя. Идея танка витала в воздухе. История первых британских и французских танков, увы, выходит за рамки данной статьи. Вездеходу Пороховщикова – российскому быстроходному одногусеничному танку мы посвятим отдельную публикацию. А пока поговорим о самом оригинальном средстве преодоления позиционного тупика – танку Лебеденко, вошедшему в историю мирового танкостроения под именем «Царь-Танк».

В 1914 году капитан Лебеденко руководил Приватной лабораторией по военным изобретениям и занимался разработкой бомбосбрасывающих приборов для первого в мире тяжелого стратегическому бомбардировщику «Илья Муромец». С началом боевых действий он вспомнил о своей идее создать боевую машину, построенную по принципу двухколесной телеги – арбы. Своего рода боевую колесницу нового поколения. Только очень большую.

Николай Лебеденко стал «обивать пороги», ходить по инстанциям. В конце концов ему удалось заручится поддержкой влиятельного князя Львова – руководителя Всероссийского Земского Союза, благотворительной организации, созданной для помощи раненным воинам. Самостоятельно справится со всеми расчетами и подготовкой проектной документации Лебеденко не мог. Поэтому, имея на руках рекомендательное письмо от Львова, он обратился к Николаю Жуковскому – профессору Московского Высшего Технического Училища (ныне Московский Государственный Университет им. Баумана). Жуковский, вошедший в историю, как создатель аэродинамики, порекомендовал воспользоваться услугами своих племянников, студентов МВТУ, Б. Стечкина и А. Микулина. С их помощью проект был готов. Получалась машина весом в 40-44 тонны, высотой в 9 метров, длинной в 17 метров, вооруженная двумя орудиями калибра 76.2 миллиметра и десятью пулеметами. Монстр (или мастодонт, как называли его сами разработчики) мог давить избы, переезжать чрез окопы и траншеи любой ширины и глубины, а его огневой мощи мог позавидовать любой из танков самого первого поколения. Кроме того, расчетная максимальная скорость этой громадины должна была составить 17 километров в час! Восклицательный знак здесь вполне уместен – для сравнения, максимальная скорость британского Mark I, первого в мире серийного танка, на ровной местности составляла всего 6.4 километра в час (а на пересеченной местности падала до скорости пехотинца, ползущего по-пластунски).

Теперь дело было за малым – всего-то на всего нужно было найти где-то средства на постройку опытного образца. Примерно, пару сотен тысяч рублей (для сравнения – годовой доход зажиточного крестьянина в то время не превышал 40 (сорока) рублей).

Была изготовлена заводная деревянная модель танка с никелированными колесами диаметров 30 сантиметров. Для модели был изготовлен изящный ларец из красного дерева. И Лебеденко снова стал «обивать пороги». Но теперь у него был влиятельный покровитель – князь Львов. Так что, изобретателю удалось добиться аудиенции у военного министра, а затем Лебеденко принял сам Государь Император. На самодержавца заводная игрушка произвела неизгладимое впечатление – по свидетельствам очевидцев, царь и Лебеднеко в течение часа гоняли игрушечный танк по паркету, наблюдая за тем, как он преодолевает препятствия в виде толстых томов «Свода Законов Российский Империи», извлеченных из шкафа специально для ходовых испытаний «экспериментального образца» боевой машины. Разумеется, Лебеденко убеждал Николая Второго в том, что его боевая машина с легкостью прорвет фронт на любом участке. Шокированный царь немедленно отдал распоряжение открыть счет для финансирования проекта, а заводной макет танка оставил себе в подарок (дальнейшая судьба этого макета, увы, неизвестна).

Лебеденко удалось быстро собрать необходимые 210 тысяч рублей. Под высочайшим покровительством работа над изготовлением опытного образца супер-танка шла рекордными темпами. Корпус изготавливали в Хамовнических казармах в Москве, гигантские колеса – на огороженной колючей проволокой площадке под Дмитровом (60 километров от Москвы). Там же танк смонтировали целиком. Кстати, к линии фронта танк планировалось доставлять в разобранном состоянии, а собирать уже неподалеку от передовой.

В проект пришлось внести коррективы. Например, проектная толщина брони должна была составлять 7 миллиметров, но бронелистов такой толщины не оказалось. Пришлось использовать то, что было – листы толщиной в 10 миллиметров. Увеличение толщины брони всего на 3 миллиметра, привело к увеличению массы танка в полтора раз против расчетной – до 60 тонн. Двигателей нужной мощности, для того чтобы привести такую махину в движение, в России не выпускалось. Поэтому на «Царь-Танк» установили два трофейных двигателя «Майбах» мощностью 250 л. с., снятых с германского цеппелина.

27 августа 1915 года под Дмитровом состоялись первые ходовые испытания гигантского танка. Первые и последние. Машина с легкостью прошла десяток метров по гати, но мгновенно наглухо застряла на мягком грунте – задняя направляющая тележка застряла в канаве, а мощности двигателей не хватало на то, чтобы вызволить громадную машину из плена. Стало ясно, что диаметр колес направляющей тележки надо увеличить, а мощность двигателей довести минимум до 300 л. с.

За разработку такого двигателя, получившегося индекс АМБС, взялись Стечкин и Микулин. Увы, опыта разработки двигателя такой (да и любой другой) мощности у студентов не было. Их изделие получилось полностью нежизнеспособным – при первом запуске двигатель проработал не более полутора минут.

На этом история «Царь-Танка» закончилась. Российскому государству было уже не до гигантских танков и уж, тем более, не до двигателей к ним. Монументальное стальное сооружение ржавело в подмосковном лесу до 1923 года, пока его не отправили на переплавку.

Нежизнеспособность этого монстра на поле боя очевидна с первого взгляда. Боевой дебют танка Лебеденко, вполне возможно, был бы удачным – за счет психологического эффекта. А потом противник быстро разобрался бы в том, что достаточно обычного шрапнельного выстрела по ступицам колеса и стальной монстр превратится в неподвижную мишень. Да и крупносерийный выпуск таких танков в царской России может представить себе человек с очень богатым воображением.

Но, нет худа без добра – двигатель для «Царь-Танка» стал первым двигателем работы Александра Микулина, конструктора, создавшего авиамоторы, на которых летали прославленные Ил-2 – «летающие танки» Красной Армии.

Как мы знаем, Первая Мировая Война после недолгого маневренного этапа перешла в фазу позиционной войны, более известную как «окопная война».

Прорвать глубоко эшелонированную оборону противника традиционными, на тот момент, методами, массированной артподготовкой с последующим прорывом линии обороны пехотой и конницей было практически невозможно, это неминуемо заканчивалось огромными потерями в живой силе, при незначительных успехах. Даже после длительной артиллериийской подготовки подавить все хорошо укрепленные и замаскированные огневые точки противника не удавалось. Требовалось новое и новые способы его применения для решения такой задачи. Этим новым оружием, по мнению инженеров того времени, должно было стать самодвижущееся транспортное средство, с мощным вооружением, хорошо бронированное и обладающее высокой проходимостью. Армии требовался позиционный танк, способный своей мощью ломать оборонительные сооружения, сеять панику в рядах врага. Одним из таких «бронированных чудовищ» должен был стать колёсный танк Н. Лебеденко, известный как «Мастодонт», «Нетопырь», «Царь – танк» .


Боевую машину этого инженера можно по праву назвать первым в мире колёсным танком. Проект этой машины Н. Лебеденко вынашивал еще с начала войны. Во время службы на Кавказе ему приходилось видеть, как легко высококолёсные арбы местных крестьян преодолевают ухабы, вероятно так ему прищла в голову мысль о создании машины с гигантскими колёсами. Для реализации своего амбициозного и в то же время авантюрного проекта он привлёк на свою сторону инженеров Б. Стечкина, а позже и А. Микулина, убедив его, что несколько таких машин без труда в течение одной ночи прорвут германскую оборону по всему фронту и тем самым Россия поставит победную точку в этой войне.

Машина внешне напоминала огромный орудийный лафет с огромными девятиметровыми колёсами. Поворот производился с помощью задней направляющей тележки, на которой находился каток диаметором 1,5 метра. Корпус танка при взгляде спереди имел форму креста, в боковых спонсонах размещались, по одним данным, 37-мм пушки, по другим - 76.2-мм, а снизу и сверху располагались пулемётные башни, в которых предполагалось установить по 4 – 5 пулемётов «Максим». Бронирование корпуса по изначальному проекту должно было быть 7-мм, башен - 8-мм. Расчетная скорость – до 17 км в час (некоторые источники называют расчетную скорость 4 км в час). Масса – 40 тонн. Приводить в движение машину должны были два мотора «Maybach» мощностью 240 лошадиных сил при 2500 об./мин. каждый, снятых с подбитого германского «Цеппелина». Длина – 17800 мм. Ширина – 12000 мм. Высота – 9000 мм. Казалось, что, имея такие технические характеристики, машина без особых усилий преодолеет вертикальное препятствие или окоп.

Заранее изготовив масштабную модель будущей машины и заручившись поддержкой влиятельных особ, Н. Лебеденко добился аудиенции Николая II, модель произвела на царя неизгладимое впечатление, легко преодолевая препятствия в виде разложенных на полу книг. Государь оставил «игрушку» себе, а взамен повелел открыть счет для финансирования проекта. Н. Лебеденко сразу же приступил к изготовлению машины. Ходовые колёса собирались в районе Дмитрова, а части корпуса - в манеже у Хамовнических казарм в режиме высокой секретности. Сборка танка была начата в июле 1915 года в 60 км от Москвы, в районе станции Орудьево, и уже в августе в присутствии высочайших особ он был выведен на испытания. А. Микулин, заняв место водителя, запустил моторы и привёл машину в движение. Пока танк шел по твёрдому грунту, всё было хорошо, но, оказавшись на мягкой почве, задняя направляющая тележка попала в канаву, и машина встала. Мощности двух 240-сильных моторов не хватало, чтобы вытащить тележку. Фактический вес танка превышал расчетный и составил 60 тонн, удельное давление на грунт оказалось чрезмерно высоким, так как поставлявшийся листовой металл, предназначенный для корпуса, был более толстым, чем предполагалось проектом. Таким образом, танк Н. Лебеденко не прошел испытаний, его оставили под охраной солдатского караула, а А. Микулин и Б. Стечкин при содействии фирмы «От и Везер» пытались создать более мощный мотор для продолжения работ над проектом, но в отпущенные сроки создан он не был, и вскоре комиссия, наблюдавшая за ходом работ, прекратила выделение средств на поддержание проекта. Он был признан бесперспективным. Гигантский колёсный танк был брошен в лесу и простоял там до 1923 года, после чего был разобран на металлолом.

Судьба проекта была типичной для того времени, когда еще не было устоявшихся правил в танкостроении. Однако лишь с появлением машин на гусеничном ходу и с классической компоновкой стало понятно, что идея колёсного танка является тупиковой.

Царь-танк был построен в 1915 году. Проект машины отличался большой оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы. Поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк был колёсной боевой машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний же каток был заметно меньше, около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулеметной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.

Как это ни парадоксально, но при всей необычности, амбициозности, сложности и огромных размерах машины, Лебеденко сумел «пробить» свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у Николая II, во время которой Лебеденко подарил императору заводную деревянную модель своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины. По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате. Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трех томов «Свода законов Российской Империи». Аудиенция кончилась тем, что впечатлённый машиной Николай II распорядился открыть финансирование проекта.

Работы под императорским патронажем шли быстро - вскоре необычная машина была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу под Дмитровом. 27 августа 1915 года были произведены первые ходовые испытания готовой машины. Применение больших колёс предполагало повышенную проходимость всего устройства, что подтвердилось на испытаниях - машина ломала березы, как спички. Однако задний управляемый каток, в силу своих малых размеров и неверного распределения веса машины в целом, почти сразу после начала испытаний увяз в мягком грунте. Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей по тем временам двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 250 л. с. каждый, снятых со сбитого немецкого дирижабля.

Испытания выявили казавшуюся впоследствии очевидной значительную уязвимость машины - главным образом колес - при артиллерийском обстреле, особенно фугасными снарядами. Все это привело к тому, что уже в августе проект был свёрнут в результате отрицательного заключения Высокой комиссии, однако Стечкин и Жуковский все же занялись разработкой новых двигателей для машины. Впрочем, эта попытка не увенчалась успехом, равно, как и попытки сдвинуть Царь-танк с места и вытащить его из района испытаний.

Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Конструкторские работы по ней больше не проводились, а огромная сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины еще семь лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом.

Единственным положительным эффектом этого проекта можно считать опыт, приобретённый молодыми тогда Микулиным и Стечкиным. Когда выяснилось, что мощность двигателей аппарата явно недостаточна, они разработали свой двигатель АМБС-1 (сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин), имевший весьма передовые для того времени характеристики и технические решения например, непосредственный впрыск топлива в цилиндры. Двигатель этот, правда, проработал всего несколько минут, после чего у него от высоких нагрузок погнулись шатуны. Тем не менее, и Стечкин, и Микулин, которые, кстати говоря, были племянниками выдающегося теоретика авиации Николая Егоровича Жуковского, стали позднее выдающимися советскими специалистами по авиационным двигателям, академиками АН СССР.

Несмотря на неудачу, идея Лебеденко в принципе не была порочной. Спустя несколько лет инженер Павези построил серию высококолёсных военных тягачей для итальянской армии. Изобретатель создал также несколько моделей колесных танков, но они не были приняты на вооружение. Танк остался чисто гусеничной машиной.


Относительно судьбы проекта Царь-танка существует также теория заговора. По ней предполагается, что заведомо провальный проект машины усиленно лоббировался в Генеральном штабе высокопоставленными должностными лицами, действовавшими в интересах Великобритании. Эта теория очень похода на правду, так как эти же самые чины похоронили Вездеход Пороховщикова, чертежи которого впоследствии были проданы французам и легли в основу французского танка Renault-FT-17.

Разработчик: Лебеденко
Год начала работ: 1914
Год постройки первого прототипа: 1915
Причина завершения работ: бесперспективноть проекта колёсного танка.

Боевую машину конструкции Лебеденко можно справедливо считать первым в мире высококолесным танком, идея создания которых стала популярна в 1920-е гг. По всей видимости, начальный проект созрел ещё в 1914 году, причем на мысль сделать танк с огромными колесами его натолкнули азиатские арбы, которые без труда преодолевали широкие канавы.

Правда тогда у Лебеденко не было конструкторской бригады с квалифицированными специалистами, без помощи которых его реализация была невозможна. В течении нескольких месяцев талантливому русскому изобретателю удалось привлечь на свою сторону Б.Стечкина, а затем и А.Микулина.

Последнему было сделано открытое предложение “Согласны ли Вы разработать чертежи изобретенной мной машины! При помощи таких машин в одну ночь будет совершен прорыв всего германского фронта, и Россия выиграет войну…”. Отказаться от столь авантюрной, и в то же время интересной затеи Микулин не счел необходимым.

Колесный танк было решено сделать в виде огромного орудийного лафета. Два передних колеса со спицами имели тавровое сечение и диаметр 9 метров – столь большие размеры обуславливались тем, что данной машине предстояло преодолевать широкие рвы и окопы, а также высокие вертикальные стенки. К полкам тавра, покрытым древесиной, посредством железнодорожной рессоры прижимались два обрезиненных катка (автомобильных колеса), которые, вращаясь навстречу друг другу, проворачивали за счет трения ходовое колесо.

Катки связывались с валом двигателя через конические шестеренчатые пары. В случае заклинивания ходового колеса на каком-либо препятствии катки, пробуксовывая по ободу, выполняли функцию предохранительной муфты. Управление по курсу производилось при помощи задней направляющей тележки, на которую опиралась хвостовая станина.

Задний каток состоявший из трех роликов диаметром 1,5 метра, являлся ведущим. Ролики имел привод от двух высокооборотных двигателей Maybach, развивавших мощность 240 л.с. при 2500 об\мин. Эти моторы были сняты со сбитого в 1914 году немецкого “цеппелина” и вместе с разработанными Микулиным силовой передачей предполагались для установки на танк.

Корпус танка, благодаря стараниям Лебеденко, стремившегося обеспечить максимальную огневую мощь, приобрел выраженную крестообразную форму при виде спереди. В его верхней и нижней частях располагались цилиндрические башни, где предполагалось размещение 8-10 пулеметов “максим”, при этом верхняя башня была поднята на высоту 8 метров и одновременно выполняла функцию обзорной рубки. По бокам были выполнены два спонсона с 37-мм (по другим данным – 76,2-мм) пушками, с углами обстрела порядка 180 градусов.

По проекту бронирование корпуса составляло 5-7 мм, башен – по 8 мм. Впрочем, эти показатели вскоре пришлось изменить. Максимальная расчетная скорость танка составляла до 16,8 км\ч (то есть 28 метров в минуту, что для машины таких размеров очень неплохой показатель), среднетехническая — 10 км\ч, запас хода – порядка 60 км.

Благодаря своим связям в высшем обществе Лебеденко удалось заручиться поддержкой князя Львова и добиться аудиенции у императора. Специально сделанная для демонстрационных целей модель в масштабе 1:30 возымела на Николая II большой эффект – в течении получаса император и изобретатель ползали по полу, умиляясь как уменьшенная копия танка без особого труда переползает через разбросанные на полу тома “Сводов законов Российской Империи”. После этого было отдано распоряжение о выделении средств и открытии счета на финансировании проекта. Большую часть расходов взяли на себя “Союз городов” и ГВТУ.

Кстати, название “Нетопырь” эта машина получила за то, что при переноске за задние колёса она напоминала летучую мышь со сложенными крыльями, свесившуюся под потолком. Также танк Лебеденко называли “Мастодонтом”, из-за его колоссальных размеров, а вот название “Царь-танк” появилось уже после революции.

Сборка деталей машины проводилась в манеже у Хамовнических казарм, а колеса изготавливались недалеко от Дмитрова. После этого узлы и агрегаты танка перевезли в дмитровский лес у станции Орудьево в 60 км от Москвы. Здесь расчистили монтажную площадку, обнесли колючей проволокой, подвели узкоколейную дорогу. Монтаж осуществлялся в режиме строжайшей секретности и охрану участка постоянно несли казачьи разъезды.

Процесс производства не обошелся без неприятностей. Из-за острого дефицита броневой стали вместо предполагаемых проектом 5-7 мм бронелистов пришлось использовать 8-10 мм. Конечно, это повышало защищенность танка, но его масса возрастала с 45 до 60 тонн.

Танк начали собирать в конце июля 1915 года посекционно, подобно тому, как это предполагалось сделать на фронте. Сборку “Нетопыря” завершили в августе и в присутствии представителей армии приступили к его ходовым испытаниям. Подробности этих событий неоднократно описывались в различных источниках, различаются только сведения о наличии вооружения (есть все основания полагать, что танк получил две 37-мм пушки и два пулеметова, но без боезапаса).

Очевидно не доверяя свой детище “посторонним” механикам место водителя занял Микулин, а Стечкин выполнявший роль моториста, запустил двигатели. Машина двинулась по деревянному настилу под аплодисменты и крики “ура” собравшихся внизу людей. Попавшаяся на пути береза тут же была сломана, что отчасти подтвердило расчеты конструкторов о “вездеходности” их танка. Однако радоваться было рано – как только настил кончился “Нетопырь” смог проехать по мягкому грунту около 10 метров, после чего задний каток крепко увяз в попавшейся неглубокой яме. Как ни старались Стечкин и Микулин мощности “майбахов” явно не хватало. Последующие попытки вытащить “Нетопыря” оказались безрезультатными в виду большой массы танка.
Понимая, что проект терпит крах, группа Лебеденко сошлась во мнении, что для колесного танка требуются моторы мощностью не менее 300 л.с. За разработку нового 2-тактного двигателя, названного АБМС, снова взялись Стечкин и Микулин. На средства военного ведомства и с помощью фирмы “От и Везер” им удалось собрать один опытный экземпляр. Его испытания, проведенные в 1916 году, оказались далеко не обнадеживающими – после 1,5 минут работы двигатель вышел из строя из-за деформации шатунов и корпуса. Стало очевидно, что для отработки перспективного мотора понадобиться слишком много времени, а осенью 1916 г. пришли первые известия о боевом применении британских ромбовидных танков, боевая эффективность которых оценивалась тогда намного выше, чем у танка Лебеденко.

К этому моменту военное ведомство радикально изменило своё отношение к “Нетопырю”, отказавшись от его дальнейшего финансирования. Тут Лебеденко “припомнили” все недостатки его танка, касавшиеся прежде всего ходовой части. И вправду, при попадании снаряда в спицы и, что ещё хуже, в ступицу колеса, машина оказывалась полностью обездвиженной. Сделать это было проще, учитывая мизерную скорость передвижения “Нетопыря” по полю боя и его огромные размеры. Кроме этого, даже 10-мм бронирование не защищало экипаж и двигатели от снарядов любого калибра. Конечно, можно было бы нарастить броню, установить на главные колеса сплошные диски, а диаметр и ширину заднего катка увеличить, но заниматься этими вопросами военные посчитали излишним.

Существует также мнение, что проект танка Лебеденко считался заранее провальным и построен он был только для того, чтобы доказать полную несостоятельность будущих танков, как боевых машин. Якобы это делалось в интересах британской разведки, стремившейся оставить Россию в техническом отношении на втором плане, но никаких документов по этому вопросу до сих пор не найдено.

Что касается “Нетопыря”, то единственный образец вплоть до февральской революции находился под охраной. После осложнения политической обстановки в бывшей Российской Империи новая власть окончательно перестала интересоваться гигантским танком, не принесшим ничего, кроме траты денег. В таких условиях продолжать работы над заведомо бесперспективной машиной не имело смысла и “Нетопырь”, оставшийся в подмосковном лесу, ещё несколько лет простоял без дела. Местные жители постепенно растаскивали машину по частям, пока в 1923 году не последовало распоряжение разобрать танк на металлолом. Вроде бы на этом историю танка Лебеденко можно было бы закончить, однако…

Несколько лет назад (в 2006 году), силами местных поисковиков из «Космопоиска», на предполагаемом месте стоянки “Нетопыря” были обнаружены небольшие фрагменты металлических деталей и цилиндрическая башня диаметром 2 метра с круглыми отверстиями. Естественно, что никакого внутреннего оборудования не сохранилось, но по описанию очевидцев это вполне могла быть пулеметная башня танка. Возможно, отдельные детали валяются по местным подворьям. Так что ещё остается надежда, что танк Лебеденко может стать музейным экспонатом хотя бы в виде фрагментов его конструкции.

Источники:

И.Шмелев «Первые» (Техника-Молодежи №2 1979 г.)
С.Л.Федосеев «Танки Первой Мировой войны». АСТ. Москва. 2002
С.Ромадин, М.Павлов “Мастодонты на колесах” (Моделист-Конструктор №7 1992 г.)
Таинственные и аномальные места Москвы — «Царь-танк»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КОЛЕСНОГО ТАНКА ЛЕБЕДЕНКО обр.1915 г.

БОЕВАЯ МАССА 45000 кг (проектная)
~60000 кг (фактическая)
ЭКИПАЖ, чел. ~10
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 17800
Ширина, мм 12000
Высота, мм 9000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ две 37-мм пушки и два 7,62-мм пулемета «максим»
БОЕКОМПЛЕКТ ? снарядов и 8000-10000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 10 мм
борт корпуса – 10 мм
хвостовая балка — 8 мм
башни — 8 мм
корма — 8 мм
днище — 8 мм
крыша — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ два Maybach, карбюраторный, мощностью 250 л.с. при 2500 об\мин
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ два передних колеса диаметром 9 метров и ведущий задний каток диаметром 1,5 метра, подвеска блокированная на винтовых пружинах
СКОРОСТЬ (по проекту) 16,8 км\ч (максимальная)
10 км\ч (среднетехническая)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~60 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ

Другая попытка создания танка в России была сделана в 1915 году начальником опытной лаборатории военного министерства капитаном Н. Н. Лебеденко. Его идея была аналогична идее Хетерингтона, Он предложил проект колёсного танка. Как и у Хетерингтона, машина Лебеденко должна была иметь два больших передних колеса диаметром 9 м и заднее колесо в виде катка для поворота машины. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы. Поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк был колёсной боевой машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний же каток был заметно меньше, около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулеметной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.
Предусматривалось, что к фронту ма­шина будет доставлена в разобранном виде большими секциями и собрана на болтах.
Рабочий проект выполнял­ся инженерами-мостовиками. Интересно отметить, что в расчётах «танка», в частности в расчёте колёс на прочность, принимал участие знаменитый русский ученый Н. Е. Жуковский. Общий расчет конструкции «Нетопы­ря» (так с некоторой долей сарказма име­новали машину проектировщики) прово­дил Борис Стечкин – племянник Н. А. Жуковского. Вскоре понадобился конструктор, и к работе привлекается еще один племянник Жуковского, тоже студент МВТУ – А. Микулин.

Как это ни парадоксально, но при всей необычности, амбициозности, сложности и огромных размерах машины, Лебеденко сумел «пробить» свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у Николая II, во время которой Лебеденко подарил императору заводную деревянную модель своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины. По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате. Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трех томов «Свода законов Российской Империи». Аудиенция кончилась тем, что впечатлённый машиной Николай II распорядился открыть финансирование проекта.

Лебеденко создал акционерное об­щество и приступил к постройке маши­ны. Общая сумма затрат составила 210 000 руб. Основное бремя расходов несли «Союз городов» и ГВТУ. Сборка деталей корпуса «Мастодонта» (бытова­ло и такое название) осуществлялась в манеже у Хамовнических казарм, а из­готовление ходовых колес - недалеко от Дмитрова. Работа велась в режиме полной секретности.

(Окончание следует)