С 300 ракетный комплекс радиус поражения. Зенитно ракетный комплекс ЗРК C300

Давно и многозначительно говорят в мире про российский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-300. Отклики на него весьма противоречивы: от «грозного оружия для любого современного противника» до «безнадёжно устаревшей системы 70-х годов прошлого века». И теперь Россия поставляет эти установки в Сирию. Давайте разберемся почему и зачем это происходит.

Боевая проверка ещё предстоит

Зарубежные СМИ, ссылаясь на источники в США и Израиле, утверждают, что С-300 уже состоит на вооружении ПВО Сирийской Арабской Республики (САР). В 2010-2013 гг. Россия якобы поставила САР шесть ЗРК С-300 в модификации ПМУ-2. И будто бы в недавних боях он показал свою полную несостоятельность перед современными самолётами и ракетами.

Российская сторона отрицает наличие С-300 на вооружении Сирии. По её утверждениям, контракт на поставку этих зенитно-ракетных систем был подписан, и Россия получила на них предоплату. Однако в 2013 году, по настоянию Израиля, контракт был разорван, и полученные деньги возвращены сирийской стороне. Россия успела поставить в Сирию лишь отдельные компоненты этого оружия, которые не могут быть использованы.

Таким образом, согласно заявлениям российских официальных лиц, комплексы С-300 пока ещё нигде в мире ни разу не использовались в реальных боевых действиях.

Старое, но пока востребованное

Насчёт того, что эта система создана в 70-е годы прошлого века, это действительно так. Разработка С-300 велась в начале 70-х гг. в НПО «Алмаз». В 1975 году начались её испытания, а в 1979 году первые С-300 заступили на боевое дежурство по защите воздушных рубежей нашей Родины.

С-300 представляет собой дальнейшее развитие отечественных мобильных ЗРК, начало которым было положено установкой С-75 «Десна» в 1950-е годы. Свидетельствует ли о чём-либо уже весьма далёкий – 1978 – год принятия на вооружения С-300? И да, и нет.

В первую очередь, это говорит о том, что данная машина востребована, а значит, хороша в своём классе. Кроме России, она состоит на вооружении ещё пятнадцати государств мира, среди которых есть и страны НАТО (о них речь ниже). Во-вторых, семейство американских комплексов «Пэтриот», с которыми обычно и сравнивают С-300 (ближайший аналог), начало создаваться примерно в те же годы и состоит на вооружении США и ряда других стран с начала 80-х годов прошлого века. В-третьих, что самое главное, С-300 это не одна модель, а целое семейство ЗРК, созданных путём модернизации исходного.

Боевые характеристики

Различия между ранними и поздними модификациями С-300 довольно существенны. Когда речь заходит о современных экспортных поставках С-300, то имеются в виду новейшие модели, вроде С-300 ПМУ-2 (её часто именуют «Фаворит»). Она впервые была представлена в 1997 году. Её дальность стрельбы и диапазон высот поражаемых целей значительно увеличены.

Батарея ЗРК С-300 включает в себя средства транспортировки и хранения, до двенадцати пусковых установок (ПУ) ракет, две антенные вышки, радиолокатор наведения, командный пункт в составе радиолокатора обнаружения (РЛО) и пункта боевого управления (ПБУ). Важным качеством комплекса «Фаворит» является возможность залпового пуска ракет с дивизионного ПБУ при помощи РЛО, отслеживающего одновременно до 36 целей.

Таким образом, дивизион С-300, в который входят шесть батарей, может координировано запустить сразу 72 ракеты (одна цель гарантированно поражается двумя ракетами). Это крайне важно при массированном пуске ракет противника.

Комплекс поражает летящие на скоростях до 2800 метров в секунду (более 8 М – чисел Маха, или скоростей звука) самолёты и крылатые ракеты в радиусе до 200 километров. Ни один серийный боевой самолёт пока с такой скоростью не летает. Кроме того, важной характеристикой новейшей модификации С-300 является способность поражать баллистические ракеты средней дальности на расстояниях до 40 километров.

Российские военные специалисты утверждают, что С-300 гарантированно уничтожает от 80 до 93% целей в зоне своего действия.

Сколько С-300 нужно в Сирии

ЗРК С-300 состоят на вооружении многих стран мира, в том числе таких, как Иран, Китай, Вьетнам, Болгария, Словакия, Греция, Украина и др. Как уже говорилось, о практических результатах применения этих комплексов можно пока судить лишь на основании испытаний и учений. Испытание, наиболее близкое к боевому, как считается, было проведено вскоре после войны 1991 года в Персидском заливе. На одной из первых модификаций С-300 были проведены стрельбы по летящим мишеням – аналогам тактических ракет «Скад», которые запускались Ираком по Израилю. Эти ракеты были уничтожены практически все. В то же время в ходе той войны американские системы «Пэтриот» показали невысокую эффективность перехвата таких ракет. Этот случай убедил большинство наших специалистов в превосходстве С-300 над американской системой того же класса.

По мнению заместителя директора Института военного и стратегического анализа Александра Храмчихина, противник может «продавить» С-300 массированной атакой. В конечном итоге, всё зависит от количества выпущенных противником ракет и количества самих С-300. Так, во время ракетного удара по Сирии 14 апреля 2018 года корабли и самолёты стран НАТО выпустили 105 ракет морского и воздушного базирования. По расчётам, для их одновременного отслеживания и поражения большинства из них потребовалось бы порядка 10 комплексов ЗРК С-300 «Фаворит».

Секретные автомобили Советской Армии Кочнев Евгений Дмитриевич

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения шасси МАЗ-543М стало их широкое применение в качестве основы многочисленных видов ракетных СПУ серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной системы С-300, входившей в состав войск ПВО СССР и существующей до сих пор в третьем поколении. Впервые автомобили 543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение – С-300ПМУ), которая проектировалась в НПО «Алмаз» с середины 1960-х годов для замены комплекса С-75 и была принята на вооружение в 1982 году. Конструктивно она являлась самоходной версией и дальнейшим развитием первого варианта С-300ПТ на колесных буксируемых шасси, выпускавшегося с 1975 года и принятого на вооружение в феврале 1981-го. Новая система С-300ПС предназначалась для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от боевых ударов различных видов средств воздушного нападения во всем диапазоне дальностей и высот, а также для стрельбы по наземным целям. Она входила в состав ЗРК 90Ж6 и обеспечивала поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1300 м/с на дальностях 5 – 90 км и на высотах от 25 м до практического потолка их боевого применения – 27 км. Комплекс мог эксплуатироваться в различных климатических зонах и имел рекордно короткое время развертывания – пять минут, делавшее его трудно уязвимым для авиации противника. При разработке мобильных пусковых установок основным средством их несения сразу же было выбрано шасси МАЗ-543М с четырьмя гидравлическими опорами, отдельными кабинами (контейнерами) подготовки и управления стартом ракет и системами автономного или внешнего электропитания. Скорость передвижения боевых частей комплекса С-300ПС по шоссе составляла 60 км/ч, по грунтовым дорогам – 30 км/ч.

Основная пусковая установка 5П85С зенитной системы С-300ПС на шасси МАЗ-543М

В состав дивизиона ЗРС С-300ПС (С-300ПМУ) входили четыре пусковых комплекса 5П85СД, каждый из которых состоял из одной основной СПУ 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и двух дополнительных установок 5П85Д с питанием от внешней сети и управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю. Каждая установка снабжалась гидравлическими опорами и четырьмя цилиндрическими герметизированными ТПК с управляемыми твердотопливными одноступенчатыми ракетами 5В55Р со стартовой массой 1665 кг, длиной 7,25 м и осколочно-фугасной боевой частью массой 133 кг. Таким образом, в дивизионе С-300ПС в общей сложности находилось 48 ракет. Их запуск осуществлялся из ТПК с помощью катапульты, а затем на высоте 20 м включались двигатели ракет и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа. Ее темп составлял 3 – 5 с. Машины дивизиона С-300ПС одновременно могли обстреливать шесть целей, оснащались приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше. Боевая масса основой СПУ 5П85С составляла 42 150 кг, габаритные размеры – 13 110x3150x3800 мм.

Дополнительная пусковая установка 5П85Д зенитной ракетной системы С-300ПС. 1982 год

В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт – С-300ПМУ-1). От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими и эксплуатационными параметрами, применением новой элементной базы и высокой помехозащищенностью, а также использованием новой твердотопливной ракеты 48Н6 (48Н6Е), обеспечивавшей поражение целей, летящих со скоростями до 2800 м/с. Эта ЗРС вошла в состав модернизированного ЗРК 90Ж6Е с дальностью поражения до 150 км и высотой стрельбы от 6 м до 40 км. Успешные испытания С-300ПМ были завершены в 1989 году, их выпуск начался в 1990-м. В 1993 году эту систему приняли на вооружение войск ПВО РФ, а первый серийный образец официально был представлен в 1995 году. Вместо двух видов пусковых установок в ЗРС С-300ПМ (ПМУ-1) использовалась только одна модернизированная СПУ 5П85СМ (на экспорт – 5П85СЕ или 5П85СЕ1) с улучшенными характеристиками и развесовкой по мостам, разработанная в 1983 – 1984 годах в ленинградском КБ специального машиностроения на шасси МАЗ-543М. Первые пять опытных установок 5П85СМ были собраны в 1984 – 1986 годах на ленинградском заводе «Большевик» и прошли цикл полигонных испытаний и стрельб. На каждой устанавливали четыре 7,5-метровые управляемые одноступенчатые ракеты 48Н6 (48Н6Е) средней дальности с осколочно-фугасной боевой частью массой 143 кг, у которых ТПК при вертикальном старте опирался днищем на грунт. По сравнению с прежними ракетами 5В55Р их стартовая масса возросла до 1800 кг, а темп стрельбы сократился до 3 с. Кроме того, новые СПУ имели более совершенную аппаратуру предстартовой подготовки и управления, радиотелекодовую аппаратуру связи, системы автономного электропитания и гидрооборудования. Весь процесс их перевода в боевое положение был автоматизирован, управление всеми функциями осуществлялось дистанционно. В дивизион ЗРС С-300ПМ входило до 12 пусковых установок 5П85СМ полной массой по 42,2 т с боекомплектом от 96 до 288 ракет.

Пусковая установка 5П85СЕ экспортной системы С-300ПМУ-1 на шасси МАЗ-543М. 1995 год

Этим комплексом закончился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно развивалась и совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации. Главной новинкой трудных 1990-х годов стала система С-300ПМУ-2 «Фаворит», являвшаяся глубокой модернизацией ЗРС С-300ПМУ-1 и признанная наиболее эффективной в мире универсальной системой ПВО. Она была разработана в 1995 – 1997 годах и принята на вооружение в 1998-м. Новая ЗРС обладала расширенными информационными возможностями и автономностью, оснащалась новой ракетой 48Н6Е2 повышенной эффективности с дальностью поражения 200 км. В ее состав входил усовершенствованный ЗРК 90Ж6Е2, состоявший из 12 пусковых установок 5П85СЕ2 на шасси 543М с четырьмя ракетами в ТПК. Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на полуприцепах к седельному тягачу БАЗ-6402. В начале 2011 года было объявлено о предстоящем переходе на еще более совершенную ЗРС С-500.

Из книги Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора

10.2. Сушильные установки Технические требования Вопрос 375. Какие необходимо принять меры, если в конвейерных сушилках по условиям эксплуатации не могут быть устроены двери или конструкция сушилки не обеспечивает зону с нулевым давлением?Ответ. В этих случаях у входа и

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора Красник Валентин Викторович

Конденсаторные установки Вопрос. Через какие коммутационные аппараты присоединяются к сети конденсаторные установки?Ответ. Как правило, присоединяются через отдельный коммутационный аппарат или через общий коммутационный аппарат вместе с силовым трансформатором,

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний. Разделы 1, 6, 7 автора Красник Валентин Викторович

Глава 7.10. ЭЛЕКТРОЛИЗНЫЕ УСТАНОВКИ И УСТАНОВКИ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ Термины и определения. Состав установок Окончание

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

7.10. Электролизные установки и установки гальванических покрытий Область примененияВопрос 678. На какие электролизные установки распространяется настоящий раздел ПУЭ?Ответ. Распространяется на расположенные внутри зданий (исключения приведены в табл. 7.10.1 пункт 7.10.4 ПУЭ)

Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Пусковые установки и транспортно-заряжающие машины Появление бортовых грузовиков КрАЗ-255Б и особенно тяжелых автопоездов с седельными тягачами КрАЗ-255В немедленно привело к созданию на их базе целого семейства новых пусковых ракетных установок и средств для

Из книги Бронетанковая техника Японии 1939 - 1945 автора Федосеев Семён Леонидович

ГАЗ-31013/31028 «Волга» (1982 – 1996 гг.) В серии новых легковых машин ГАЗ-3102 «Волга» с 105-сильным мотором, передними дисковыми тормозами и новым кузовом с характерными прямоугольными фарами также существовал спецавтомобиль ГАЗ-31013 для нужд КГБ и ФСБ. Он был оборудован 220-сильным

Из книги История электротехники автора Коллектив авторов

КрАЗ (1982-1991 гг.) Несмотря на экономические проблемы периода застоя, Советское правительство старалось постоянно осуществлять мощную поддержку Кременчугскому автозаводу, своему главному поставщику тяжелой серийной автотехники для армии и народного хозяйства.

Из книги Материаловедение. Шпаргалка автора Буслаева Елена Михайловна

ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.) В 1982 году в Луцке были собраны опытные образцы перспективного авиатранспортабельного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 (6x6) с тремя равномерно разнесенными ведущими мостами, в том числе двумя передними управляемыми, которому присвоили военный шифр

Из книги автора

БАЗ-3405-9366 (1972 – 1982 гг.) Опытный автопоезд БАЗ-3405-9366 второго промежуточного поколения с механическим приводом проектировался коллективом СКБ Брянского автозавода, а затем собирался и дорабатывался в течение довольно долгого времени – с 1971 по 1978 год, а его заводские и

Из книги автора

Автопоезда 6009 и 60091 (1982 – 1994 гг.) Сложность и ненадежность автопоездов ЗИЛ-137 в начале 1980-х годов привела к переориентации на более простые, практичные, технологичные и ремонтопригодные системы с механическим приводом колес полуприцепов. Работы Брянского автозавода по

Из книги автора

Семейство «Открытие» (КрАЗ-6315/6316) (1982 – 1991 гг.) В феврале 1976 года вышло секретное Постановление Совмина и ЦК КПСС о разработке на основных советских автозаводах семейств принципиально новых тяжелых армейских грузовиков и автопоездов, выполненных по требованиям

Из книги автора

КрАЗ ЧР-3130/3120 (1982 – 1985 гг.) В 1982 году в рамках разработки перспективного семейства военных автомобилей «Открытие» классической компоновки Кременчугский автозавод построил экспериментальные образцы двух специальных 16-тонных бескапотных шасси – одиночное и с

Из книги автора

МАЗ-7905 (1980 – 1982 гг.) В 1980 году в УГК-2 Минского автозавода была разработана шестиосная машина МАЗ-7905 грузоподъемностью 58 т, созданная на шасси 547А и временно занявшая промежуточное положение между автомобилями 547-й серии и семейством семиосных ракетных шасси. Учитывая, что

Из книги автора

САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ «ХО-НИ» И «ХО-РО» С 1941 года на базе среднего танка «Чи-ха» начали выпускаться САУ «Хо-ни» («артиллерийский четвёртый») и «Хо-ро» («артиллерийский второй») для оснащения танковых дивизий. Орудия устанавливались в открытой сверху и сзади клёпаной рубке,

Из книги автора

8.2.2. ГРЕБНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ (СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ) История развития гребных электрических установок (ГЭУ) тесно связана как с развитием судов различных типов и назначений, так и с техническим развитием машиностроения, электротехники и электроники .В

Из книги автора

22. Система с неограниченной растворимостью в жидком и твердом состояниях; системы эвтектического, перитектического и монотектического типа. Системы с полиморфизмом компонентов и эвтектоидным превращением Полная взаимная растворимость в твердом состоянии возможна

Руководство США и Ирана продолжают обмен информационными ударами на фоне продолжающихся переговоров по поводу дальнейшей судьбы ядерной программы ИРИ.

В связи с решением российского президента, который 13 апреля подписал указ, разрешающий поставки в Иран систем С-300, Барак Обама заявил: эти зенитно-ракетные комплексы не спасут Тегеран в случае проведения американцами военной операции.

«Наш оборонный бюджет составляет почти 600 миллиардов долларов, а их (иранцев) — немногим меньше 17 миллиардов долларов. Даже если они получат несколько ЗРС, мы сможем их обойти, если в этом будет необходимость», — в присущей себе самонадеянной манере заявил нобелевский «миротворец». Это далеко не первое свидетельство того, что в Вашингтоне крайне болезненно восприняли решение Владимира Путина снять эмбарго на поставку ЗРС С-300ПМУ-1 в Иран.

До этого президент США не без доли ехидства публично выражал удивление по поводу того, что Россия так долго не поставляла Ирану С-300. «Эта сделка должна была состояться еще в 2009 году. Я впервые встретился с Путиным, который тогда был премьер-министром. И они остановили, отложили продажу по нашей просьбе. Я, честно говоря, удивлен, что это продлилось так долго, учитывая, что не было никаких санкций, которые бы запрещали эту сделку», — явно подтрунивал над наивностью Кремля Барак Обама 17 апреля.

Напомним, в сентябре 2010 в президентское правление Дмитрия Медведева Москва добровольно приняла решение о приостановке выполнения контракта на поставку С-300 Ирану, который уже был подписан и вступил в силу. Этот жест доброй воли по старой недоброй традиции был воспринят Западом как проявление слабости (косвенным подтверждением чему послужили дальнейшие события на Украине).

Вашингтон оказывался в двойном выигрыше. С одной стороны, с позиции силы принуждал Тегеран к участию в переговорном процессе. Причем в выгодном для Запада формате. С другой — лишал РФ естественного союзника по противодействию американской гегемонии (как минимум в ближневосточном регионе).

Можно предположить, что последней каплей, «переполнившей чашу терпенья» Кремля, стало законодательно оформленное Конгрессом США решение начать поставки летальных вооружений на Украину. В свете чего шаг Владимира Путина, «разморозившего» противовоздушную сделку с Ираном, выглядит не просто логичным, а, по сути, безальтернативным.

Пять дивизионов систем С-300ПМУ-1, которые получит Иран, представляют собой оптимальную структуру одной части, поясняет бывший начальник ЗРВ ВВС, генерал-лейтенант Владимир Горьков .

— Иными словами, это один полк. Во главе всей этой структуры находится командный пункт (КП), включая в себя аппаратный контейнер Ф9 и радиолокатор обнаружения (РЛО). В боевой обстановке КП управляет работой всего полка, распределяя цели между дивизионами. То есть, под его управлением находятся все пять дивизионов.

В составе каждого подразделения радиолокатор подсвета цели и пусковые установки с ЗУР (зенитными управляемыми ракетами). Обычно каждый дивизион включает от 8 до 12 пусковых установок. В состав КП и ЗРК входят средства связи, энергопитания, топопривязки и т. д.

«СП»: — Каковы боевые технико-тактические характеристики ЗРС С-300?

— ЗРС поражает аэродинамические (самолеты и крылатые ракеты) и баллистические (тактические и оперативно-тактические ракеты) цели. С определенными характеристиками, дальностью запуска, скоростью и эффективной поверхностью.

«СП»: — В каком высотном диапазоне?

— В диапазоне высот от 25 м до 25 км, более поздние модификации имеют расширенные возможности — от 10 м до 30 км.

«СП»: — Как в свете сказанного стоит расценивать слова главы Белого дома?

— Давайте произведем обычный арифметический подсчет. Итак, мы поставляем Ирану пять подразделений (по крайней мере, такая цифра фигурировала в контракте от 2007 года). В каждом по 12 пусковых установок. Всего, получается 60. На каждой пусковой установке по 4 ЗУР. Всего Иран получает 240 поражающих изделий в полковом комплекте. Теперь это число нужно разделить на два, получается 120.

«СП»: — В чем смысл этого арифметического действия?

— Потому что расход ЗУР на один воздушный объект составляет, как минимум, две ракеты. Получается 120 стрельб или 240 пусков. Даже чисто психологически это будет влиять на летчика. Едва ли он сможет при такой огневой плотности прикрытия с близкого расстояния атаковать объект. При средней эффективности одной стрельбы (примерно 0,9) математическое ожидание числа уничтоженных самолетов составляет больше 100 единиц. Каждое подразделение может одновременно уничтожать по шесть целей. Всего, получается, 30 целей, которые можно обстрелять двумя ракетами. То есть, 60 ЗУР одновременно могут подняться с земли.

Когда летчик подходит к объекту и видит такое «море огня», у него практически не остается шансов.

«СП»: — Получается, Израилю уже не удастся наносить свои излюбленные авиаудары?

— Да и США тоже. Впрочем, у последних есть еще крылатые ракеты, например, «Томагавки». Всего крылатых ракет у Пентагона в районе четырех тысяч, размещенных на разных носителях, включая авианосцы. Но это уже предполагает беспилотную, а не пилотируемую атаку. По крылатым ракетам количество одновременно атакуемых целей поменьше, чем 30. Потому что они идут к объекту на высоте 25−50 метров с огибанием рельефа местности. Поразить такую цель сложнее.

При этом пять дивизионов будут прикрывать объект по принципу круговой, эшелонированной обороны с сосредоточением усилий на определенном участке. Американцам придется создать «крылатую армаду», чтобы поразить нужную цель.

«СП»: — Насколько можно судить, это будет недешевое удовольствие для США, а Израилю, видимо, придется израсходовать весь свой немногочисленный арсенал крылатых ракет?

— Стоимость одного запуска КР «Томагавк» в марте 2011 года составляла около $ 1,5 млн. Так что, Вашингтону придется заплатить приличную цену за свою агрессию.

«СП»: — Россия могла бы поставить в Иран дополнительную группировку С-300?

— В принципе, можно провести докомпозицию группировки, в зависимости от поставленных задач. Первая докомпозиция — это прикрытие объекта: Тегерана, Исфахана или ядерного центра. Вторая часть докомпозиции — это обеспечение живучести самой группировки. Несмотря на оборонительный характер комплекса, для этого он должен прикрываться наступательным вооружением. Способным уничтожать, аэродромы, базы хранения, пункты управления и те же авианосцы.

По сути, это уже требует отдельной операции — предупредить, снизить эффективность применения «Томагавков», потопить авианосцы. У Ирана есть такое наступательное оружие. Например, китайские противокорабельные ракеты, которые позволяют удалённо атаковать морские суда. Правда, они разработаны для атаки малых судов водоизмещением меньше 200 тонн.

На вооружении Ирана стоят C-601 и другие ракеты класса «Шелкопряд», несущие боеголовку весом в полтонны (дальность стрельбы свыше 150 километров). Ракета C-802 несёт 165-килограммовую боеголовку, способную поражать корабельную броню. Дальность её полета составляет 200 километров. А это уже может стать серьезной проблемой для авианосцев.

Но самое главное морское оружие Ирана — ракета SS-N-22 «Москит». Это разработка СССР времён окончания «холодной войны». Весит противокорабельная ракета 4,5 тонны, способна доставлять боеголовку весом в 320 килограмм, дальность стрельбы до 100 км. Точность попадания в цель составляет свыше 99%.

«СП»: — Власти Израиля пеняют Москве на то, что поставляемые С-300 могут использоваться как наступательное вооружение.

— Только в том случае, если эти комплексы размещены на расстоянии до 150 км от Израиля. Тогда ЗУР с С-300 смогут сбивать самолеты. К Ирану это, сами понимаете, не относится.

«СП»: — Израильские военные эксперты, ссылаясь на сирийский опыт, утверждают, что С-300 это, якобы малоэффективная система, которая «спасает объекты только в том случае, если их никто не атакует». Это чистый блеф, или какая-то доля истины в этих утверждениях есть?

— Мне трудно комментировать это, учитывая, что мы не осуществляли поставок С-300 в эту страну.

«СП»: — Некоторые российские военные специалисты утверждают обратное.

— У меня нет такой информации. Другое дело, что там есть старые системы советского производства.

«СП»: — И все же, нет ли доли истины в словах критиков, учитывая, что С-300 была разработана еще в конце 1970 гг.

— А американские «Томагавки» появились в начале 1980 гг. И что теперь? Они примерно «ровесники». К тому же комплекс постоянно модернизировался. От первых образцов он отличается уровнем защищенности и пространственными характеристиками.

«СП»: — Каким образом ЗРС будет доставлена в Иран. Понятно, что американцы едва ли рискнут активно препятствовать этому, и все же, какой способ наиболее надежен?

— У нас есть выход на Иран через Каспий. Можно переправлять и воздухом, например, на «Русланах» или «Ил-76».

"СП": — Может ли Россия в перспективе поставлять Ирану более совершенные системы ПВО, например, С-400?

— Все будет зависеть от политической ситуации и наших отношений с США и Западом, в целом. В первую очередь, от событий в Украине и от того, удастся ли Вашингтону договориться с Тегераном по поводу будущего его ядерной программы.

В Сирии никогда не было систем С-300, согласился со своим коллегой заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

— Так что израильские домыслы никого не должны волновать. На сирийском примере они ничего не могли изучить. Западная авиация никогда не встречалась с С-300.

«СП»: — Эта зенитно-ракетная система, вообще, когда-либо тестировалась в настоящих боевых условиях?

— Никогда. Поэтому все высказывания (как «за», так и «против») это сплошные гипотезы, неподтвержденные догадки и предположения. В этом смысле блефуют обе стороны. Пока комплекс не будет испытан в реальных боевых условиях, любые разговоры о его эффективности преждевременны. С другой стороны, незнание порождает неопределенность, которая играет роль сдерживающего фактора.

Конечно, американцы могут подавить С-300 с помощью нескольких сотен крылатых ракет. В конечном итоге, комплексы будут подавлены потому, что израсходуют свой боекомплект. К тому же существует неразрешимая проблема перезарядки.

Многое еще будет зависеть от степени подготовки иранских расчетов. От того, насколько хорошо они будут стрелять. Пока у Ирана нет своих специалистов такого профиля, их еще придется долго готовить…

У Израиля ситуация сложнее — слишком мало крылатых ракет. А авианалеты на объекты, прикрываемые С-300ПМУ-1, означают сбитых летчиков. И это очень серьезная проблема.

«СП»: — Кто больше угрожает Ирану — Израиль или США?

— Конечно, Израиль. Для Тель-Авива вообще не существует никаких норм международного права. И никаких особых геополитических игр он тоже не ведет — просто наносит удар по врагам и все. С другой стороны, у Израиля гораздо более ограниченные возможности, иначе бы они давно сокрушили Иран. Основная ударная сила Израиля это самолеты F-15 и F-16. Есть, правда, немного подводных лодок, на которых размещены какие-то крылатые ракеты.

«СП»: — Как следует расценивать заявление Обамы? Это попытка скрыть раздражение по поводу того, что Москва, несмотря на санкции и вопреки мнению Вашингтона, поступает по-своему, усиливая переговорные позиции Ирана поставками С-300? Или с точки зрения американо-иранского противостояния поставки С-300 действительно «погоды не делают»?

— Надо понимать, что Обама сейчас подвергается очень сильному давлению со стороны своих политических оппонентов. По их мнению, тот ведет неэффективную внешнюю политику. В этом плане переговоры с Ираном ему идут только в минус.

«СП»: — Каковы перспективы продолжения российско-иранского сотрудничества в противовоздушной сфере. Мы могли бы, например, поставить Тегерану более совершенные комплексы С-400?

— В Иране С-400 может появиться не раньше 2025 года.

Снимок в открытие статьи: запуск системы С-300 ПМУ-2/ Фото: Леонид Якутин/ Коммерсантъ

Ракетный комплекс С-300, несмотря на солидный возраст, все еще актуален – его размещение в Сирии для защиты нашей военной группировки от атаки с воздуха усугубило и без того натянутые отношения России с Западом. Сегодня поговорим о машине, которая выполняла роль базового шасси этого комплекса, а также других советских ракетных систем – четырехосном МАЗ-543М.

Э то уже третий материал, посвященный минскому тягачу – мы подробно изучили его конструкцию и достоинства, а во второй – вспомнили советские ракетные комплексы . Теперь перейдем к боевым профессиям самого совершенного для своего времени базового автомобиля-шасси МАЗ-543М. Помимо С-300 вспомним также мощную установку залпового огня «Смерч» и артиллерийский береговой комплекс «Берег». Все они, кстати, до сих пор остаются на вооружении.

Система залпового огня «Смерч»

До настоящего времени реактивная система залпового огня (РСЗО) на шасси МАЗ-543М остается наиболее мощной, точной и дальнобойной, одной из лучших и самых совершенных отечественных установок такого типа, не имевшей иностранных аналогов. Ее первые образцы появились в начале 1980-х. После государственных испытаний машина была принята на вооружение в конце 1987 года как РСЗО 9К58 «Смерч» и поступила для серийного изготовления на Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1991 года - ОАО «Мотовилихинские заводы»).

Пусковая установка 9А52, или боевая машина БМ-30, снабжалась П-образным пакетом из 12 гладкостенных трубчатых направляющих калибра 300 мм, с которых производился запуск различных типов реактивных снарядов с твердотопливными двигателями и раскрывавшимися при старте стабилизаторами. С внутренней стороны направляющие имели винтовые пазы для раскрутки снарядов вокруг продольной оси, что обеспечивало повышенную точность попадания (до 150 м) и поражение сил противника на площади до 40 гектаров при дальности стрельбы 70 км.

На базовом шасси были смонтированы поворотная платформа для боевой установки, электрогенератор и гидравлические опоры для вывешивания задней части машины при стрельбе. За моторным отсеком помещалась дополнительная закрытая остекленная кабина с рабочими местами для четырех членов боевого расчета, аппаратурой наведения и пультом управления. При массе около 44 т машина развивала скорость 60 км/ч.

Модернизированная пусковая установка «Смерч-М» в российской армии (фото автора)

С 1989 года выпускалась модернизированная РСЗО 9К58-2 «Смерч-М» с пусковой установкой 9А52-2, стрелявшей несколькими новыми видами снарядов повышенной точности. В ее состав входили автоматизированные электронные системы наведения и управления огнем, обеспечивавшие спутниковую связь, навигацию и ориентирование боевой машины на местности. Модернизация позволила сократить боевой расчет до трех человек, увеличить дальность стрельбы до 90 км и поражаемую площадь - до 67 гектаров.

РСЗО «Смерч-М» с остекленной четырехместной кабиной управления огнем (фото автора)

В состав РСЗО «Смерч» входила транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234 на шасси МАЗ-543А с открытой низкобортной цельнометаллической грузовой платформой для перевозки 12 реактивных снарядов, достаточных для проведения одного залпа. Их перегрузка на боевую машину производилась с помощью собственного двухсекционного гидрокрана.

В комплексе «Смерч-М» применялась модернизированная ТЗМ 9Т234-2, весившая на одну тонну больше. В дальнейшем на шасси МАЗ-543М была разработана оригинальная бикалиберная РСЗО «Торнадо» с артиллерийской частью из комбинации систем «Смерч» и «Ураган».

После того как в середине 1980-х к лицензионной сборке базового автомобиля МАЗ-543 приступила китайская фирма Wanshan, различные варианты советского «Смерча» монтировали на четырехосном шасси WS-2400 с более просторной кабиной. В китайской маркировке они носили обозначения А-100 и PHL-03. По официальным данным дальность поражения таких систем достигала 80 км, максимальная скорость - 80 км/ч.

Береговой артиллерийский комплекс «Берег»

Уникальный подвижный комплекс береговой обороны А-222 «Берег» ВМФ СССР служил для охраны морского побережья, поражения надводных кораблей и десанта противника на подступах к береговой линии и был способен к ведению активных автономных боевых действий в течение семи суток. Его разработка началась в конце 1976-го в СКБ-2 предприятия «Баррикады», в 1980 году его сборку передали на одноименный завод. Первый опытный образец появился там только в январе 1987-го и поступил на испытания под Севастополем.

Главной составляющей комплекса А-222 являлась мощная самоходная артиллерийская установка (САУ) А222-С1 на шасси МАЗ-543М с четырьмя домкратами и опорно-поворотным устройством с массивной башней и морским артиллерийским орудием калибра 130 мм с дальностью эффективной стрельбы 23 км. В ней размещались также места шести членов экипажа, системы управления, наблюдения и наведения, а также боезапас на 44 выстрела. Для питания электрооборудования за кабиной водителя автомобиля имелся отсек с электрогенератором и блоком аккумуляторных батарей. Боевая масса всей системы достигала 44 т.

В начале 1990-х в Крыму проводили государственные испытания береговой батареи из двух комплексов «Берег», после чего в одностороннем порядке они были включены в состав военно-морских сил Украины. После разрешения взаимных притязаний в 1996-м комплекс «Берег» был поставлен на вооружение ВМФ Российской Федерации и в августе 2003-го заступил на боевое дежурство.

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300

С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения автомобилей МАЗ-543М стало использование их в качестве мобильной основы нескольких типов ракетных пусковых установок серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300 войск ПВО СССР. Она служила для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от нападения различных видов вражеских летательных аппаратов. Доработка шасси состояла в установке четырех гидравлических опор и отдельных кабин-контейнеров для боевого расчета с аппаратурой наведения и управления.

Впервые автомобили МАЗ-543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение - С-300ПМУ), принятой на вооружение в 1982 году. Она обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростями до 1 300 метров в секунду (м/с) на дальностях до 90 км. На минских шасси монтировали два типа пусковых установок - основная 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и дополнительная 5П85Д без собственной кабины с управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю и питанием от внешней сети.

Каждая машина снабжалась четырьмя цилиндрическими герметизированными транспортно-пусковыми контейнерами (ТПК) с боевыми твердотопливными ракетами. Их запуск осуществлялся с помощью катапульты, а затем на высоте 20 метров включались собственные двигатели и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа.

В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт - С-300ПМУ-1), но принятие ее на вооружение состоялось лишь в трудные 1990-е. От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими данными, новой электронной базой и иными ракетами, поражавшими воздушные цели на дальностях до 150 км, перемещавшиеся со скоростью до 2 800 м/с.

В этот комплекс входили модернизированные универсальные СПУ 5П85СМ (в экспортном варианте - 5П85СЕ) на шасси МАЗ-543М с увеличенной стартовой массой ракет, более совершенной аппаратурой предстартовой подготовки и управления, системами автономного электропитания и гидрооборудования.

Этим комплексом завершился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации.

Главной новинкой второй половины 1990-х годов стала ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», признанная в свое время самой эффективной в мире мобильной системой ПВО с дальностью поражения до 200 км. Она обладала расширенными возможностями, полной автономностью и оснащалась новыми ракетами с дальностью поражения до 200 км. В этой системе роль МАЗ-543М вновь заключалась в несении пусковых установок 5П85СЕ2 с четырьмя ракетами в ТПК.



Модернизированные машины комплекса С-300 «Фаворит» во время военных парадов в Москве в 2000-е годы (фото автора)

Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» с удвоенным радиусом действия также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на специальных полуприцепах с новым трехосным седельным тягачом БАЗ-6402. К тому времени комплексы С-300 состояли на вооружении 18 стран мира, ну а потом, с появлением новых союзников и врагов России, все перепуталось…

На заглавной фотографии - пусковая установка залпового огня 9А52-2 комплекса «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М

Противовоздушная оборона всегда являлась приоритетной задачей для Вооруженных Сил России. Сегодня используется огромный опыт в организации структуры ПВО и материально-техническая база, накопленные и созданные в советский период. Одним из столпов Противовоздушной обороны страны на данный момент является универсальный ЗРК С 300, доставшийся ВС России в наследство от Советского Союза.

На данный момент эта ЗРС в модификациях ПС, ПМ и ПМУ является основным боевым компонентом боеспособности российских зенитно-ракетных войск. Созданное более 40 лет назад оружие и в наше время обладает достаточно высокими характеристиками. Комплекс создавался для обеспечения прикрытия от средств воздушного нападения армейских группировок, мест базирования авиации и флота, объектов стратегической и административной инфраструктуры. Основные цели для зенитных ракет – это разделяющиеся боеголовки баллистических ракет, крылатые ракеты, самолеты тактической и стратегической авиации.

Создание нового ЗРК – требование оборонной достаточности

В середине 60-х годов XX века Советский Союз имел одну из самых мощных и развитых систем Противовоздушной обороны в мире. Окруженный военными базами США и стран, входящих в блок НАТО, СССР вынужден был уделять огромное внимание защите своих стратегических объектов и главных административных центров от вероятного воздушно-ядерного удара. В те времена основным средством вооружение войск ПВО были ракетные комплексы С-75, представлявшие собой довольно удачную с технической точки зрения конструкцию. Оружие оказалось настолько удачным, что выпускалось крупными сериями для нужд отечественной системы ПВО и для поставки за рубеж.

1 мая 1960 года над Южным Уралом стоящие на вооружении ПВО страны зенитно-ракетные комплексы С-75 сбили американский самолет – шпион U-2. Цель была поражена на высоте около 22 км. (ЗРК С-75 имел максимальную высоту поражения цели 25 км).

Однако боевой опыт, который был получен в ходе применения ракетных комплексов С-75 во Вьетнаме и во время войн на Ближнем Востоке, показал недостаточную оперативность боевой системы. В условиях современной войны, когда время подлета реактивных самолетов сократилось до минимума, требовался быстрый перевод зенитных средств из походного положения в боевое положение. Появление в Европе, в Турции и в Италии американских ракет средней и малой дальности вообще делало всю европейскую часть Советского Союза беззащитной от стремительного ракетного удара. Времени, с момента получения сигнала о воздушном нападении, необходимого на перевод зенитно-ракетных комплексов в боевой режим в таких условиях практически не оставалось.

К тому же необходимо было увеличить тактико-технические характеристики зенитных ракет. Появление на баллистических ракетах разделяющихся головных частей вынуждало обороняющейся стороне увеличивать количество зенитных средств противодействия. Полеты стратегической авиации совершались на большой высоте, поэтому требовалось увеличить дальность полета зенитных ракет, мощность боезаряда и максимальную высоту. Появление нового зенитно-ракетного комплекса С-125 позволило на короткий период решить возникшую проблему, усилив противовоздушную оборону армейских группировок и основных стратегических объектов. Однако глобально проблема не решалась. Требовался новый, мобильный и мощный зенитно-ракетный комплекс, способный одновременно отслеживать несколько целей, стрелять на большие расстояния и настигать цели на больших высотах.

Выходом из сложившейся ситуации стал С 300, мобильный ракетный комплекс, значительно усиливший противовоздушную оборону Советского Союза. Для того времени это была самая современная ракетно-зенитная система, основанная на использовании самых передовых технологий и качественно нового подхода в вопросах оснащения ракетных комплексов вспомогательными средствами.

Рождение нового зенитно-ракетного комплекса

В основу технических требований, предъявляемых к новым ракетным комплексам, легли замечания военных. Командование ПВО страны, высшее военное руководство поставило перед конструкторами задачу создать мобильный унифицированный для разных родов войск зенитно-ракетный комплекс. Главными условиями проекта являлись мобильность, широкий диапазон поражения целей по высоте, большая дальность и высокий темп стрельбы.

На первых порах время, отводимое на свертывание и развертывание системы, составляло 90 минут. Со временем этот показатель будет улучшен в десятки раз.

Работа над проектом началась еще в 1969 году. В течение 5 лет шла долгая и кропотливая работа по всем направлениям, от создания новой зенитной ракеты и систем управления до разработки стартовой и транспортной базы. Комплекс создавался в условиях тесной кооперации. Учитывая тот факт, что новый ЗРК должен стать универсальным, каждая модификация имела своих разработчиков. Так комплекс С-300В, рассчитанный на вооружение сухопутных армейских частей, создавался в НИИ-20. Морскую версию ЗРС создавали во ВНИИ «Альтаир». Головной разработчик ракетного комплекса С-300П для нужд войск ПВО страны — Центральное Конструкторское Бюро «Алмаз».

Несмотря на то, что общая проектная и технологическая база для создаваемых комплексов была унифицирована, добиться полной унификации ракетных комплексов не удалось. Морские и сухопутные варианты ракетного комплекса похожи только внешне и имеют унификацию только наполовину. Наибольшие различия в создаваемых системах приходились на оборудование РЛС и средства слежения. Главной изюминкой проекта должна была стать зенитная ракета 5В55 комплекса С-300, которая являлась мощным оружием поражения воздушных целей. На первой версии масса боевой части составляла 133 кг боевую часть. Бесконтактный взрыватель радиолокационного действия позволяет приводить осколочную боевую часть ракеты в действие на заданной высоте. Основной поражающий элемент — стальные кубики.

В дальнейшем на других модификациях ракет 48Н6 и 48Н6М боевые части имели массу боезаряда 143 и 180 кг. соответственно. Старт ракеты осуществлялся из транспортно-пускового контейнера в результате срабатывания пиротехнического заряда.

Созданное оружие позволяло решать следующие задачи:

  • оборона крупных военных и промышленных объектов;
  • защита административных населенных пунктов союзного назначения;
  • защита военных баз флота и авиации, пунктов управления войсками.

Основными целями для нового ЗРК являлись баллистические и крылатые ракеты, которые советская система могла сбивать на любой высоте от 250 м до 27км и на дальности от 5 до 50 км. Комплекс обладал двумя ЭВМ, способными обрабатывать информацию по обнаружению и сопровождению целей. Бортовая РЛС в состоянии отслеживать до 100 целей, давать целеуказание на 6 или на 12 целей сразу для 2 ракет.

Зенитная ракета зенитно-ракетного комплекса С 300 могла сбивать цели, скорость которых достигает 2Max. Более поздние версии ЗРК С-300ПС и С-300ПМУ уже готовы уничтожать цели, несущиеся со скоростью в 8 раз превышающую скорость звука. Темп стрельбы составляет 2 ракеты в течение 3-4 секунд. В состав одного зенитно-ракетного дивизиона обычно входит 12 пусковых установок. Единый пункт управления может одновременно осуществлять контроль всех 12 пусковых установок, раздавая параметры цели и отслеживая воздушный горизонт в заданном секторе.

Конструкция ракеты и технологические возможности всего комплекса позволяли совершенствовать его боевые характеристики, постоянно повышать тактико-технические показатели.

Боевая служба ЗРК С 300

Благодаря своим высоким боевым характеристикам С-300 стал самым многочисленным и распространенным противовоздушным комплексом в мире. Его новые модификации, среди которых наиболее технические освоенным является С-300ПС, являются основным ЗРК противовоздушной обороны Российской Федерации. Благодаря насыщенности войск ПВО этими ракетными комплексами, вся западная и центральная часть страны находится под надежной защитой.

После развала Советского Союза немало зенитно-ракетных комплексов различных модификаций достались бывшим республикам, став основным элементом национальных систем ПВО. Эти комплексы стоят на вооружении в Украине, в Белоруссии, в Казахстане и в Азербайджане. В экспортном варианте оружие поставлялось в Китай, во Вьетнам, в Алжир и в Северную Корею. Различные модификации С-300 можно встретить на оснащении систем ПВО Ирана, Венесуэлы, Кипра, Греции и Болгарии. Сирийская Республика, которая сегодня переживает острейший военно-политический кризис, также имеет на оснащении некоторое количество зенитно-ракетных комплексов С-300ПС.

В ходе последующих работ по модернизации системы, неоднократно проводились учебные стрельбы. Впервые в новой истории России, на полигоне Капустин Яр в 1995 году были устроены публичные зенитно-ракетные стрельбы, в которых принимал участие ЗРК С 300ПС. Баллистическая ракета SS-17 Scad, составляющая основную ударную мощь региональных государств на Ближнем Востоке, была сбита во время полета. В сравнении с действием американских ЗРК «Пэтриот», прикрывавших объекты в Израиле и в Саудовской Аравии, российские С-300 оказались куда эффективнее. Для поражения оперативно-тактической ракеты требовалось 1-2 ракет 48Н6Е, причем уничтожалась не только ракетоноситель, но и головная боевая часть. Американские зенитно-ракетные комплексы вынуждены были тратить для уничтожения одной иракской ракеты 4-5 противоракет.

Российские ракеты нового поколения имели чудовищную разрушительную силу. Боевая часть, оснащенная тяжелыми поражающими фрагментами, во время подрыва создает высокую кинетическую энергию. Осколки разлетаются плотным потоком под определенным углом к цели, вызывая при контакте ее полное разрушение.

На данный момент технологические возможности комплекса до конца не исчерпаны. Последняя модификация ЗРК С-300ПМУ-1 является, по мнению военных экспертов, вполне удовлетворительным средство борьбы с воздушными целями. Недаром некоторые из стран третьего мира проявляют интерес к этому оружию, стремясь получить контракты на поставку российских зенитно-ракетных комплексов.

Последующим развитием ЗРС С-300 стал новый ракетный комплекс С-400, поступивший на вооружение ВКС России в 2007 году. Это совершенно иной по техническим характеристикам зенитный комплекс, значительно превосходящий не только своих предшественников, но и лучшие западные аналоги. В наши дни ведутся работы по созданию и запуску в серийное производство уже более новой версии зенитно-ракетного комплекса. ЗРК С-500 должен с 2018 года начать поступать на оснащение зенитно-ракетных дивизионов системы ПВО страны.

Если первый ракетный комплекс С-300, поступивший на вооружение ПВО СССР в 1979 году, имел название «Фаворит», новая ракетно-зенитная система С-500 называется «Прометей». Его зенитная ракета 55р6М «Триумфатор» по всем параметрам превосходит все существующие аналоги в мире, давая преимущество противовоздушной обороне России на 10-15 лет вперед.