Русские землепроходцы в сибири. Русские землепроходцы: как Россия приросла Сибирью

Их имена помнят в лучшем случае страницы энциклопедий, а между тем они совершили для своего времени поступки важные и даже героические. Любой школьник знает об Афанасии Никитине и его «Хождении за три моря», слышал о сибирских первопроходцах Ермаке и Семене Дежневе, экспедициях Пржевальского, Семенова-Тян-Шанского и Николая Рериха по Центральной Азии, жизни Миклухо-Маклая среди дикарей Новой Гвинеи, русских мореплавателях Крузенштерне, Лазареве и Беллинсгаузене… Этот материал - о тех, кто совершил немало великих открытий и героических подвигов, эти открытия сопровождавших, но незаслуженно забыт. В XVII веке Россия устремила свои взоры на восток. Были установлены дипломатические связи с Китаем, а множество первопроходцев направились в Восточную Сибирь, до тех пор неведомую для русичей землю. К сожалению, сведения о большинстве этих землепроходцев отрывочны, иногда даже легендарны. Даты их жизней известны приблизительно, а сделанные ими описания походов утрачены. И все же кое-что мы о них знаем.

Иван Петлин


Сибирский казак из города Томска Иван Петлин (иногда встречается написание Петелин) возглавил первую русскую официальную дипломатическую миссию в Китай. Экспедиция пересекла Западный Саян, Туву и пустыню Гоби и через три месяца достигла Пекина. К китайскому императору казаков, правда, не пустили, но от его лица передали четыре грамоты, адресованные русскому царю. Правда, когда грамоты привезли в Москву, оказалось, что прочитать их никто не может. Считается, что именно тогда возникло выражение «китайская грамота». По итогам своего путешествия в Китай Петлин написал отчет, озаглавленный «Роспись Китайскому государству, и Лобинскому, и иным государствам, жилым и кочевным, и улусам, и великой Оби, и рекам, и дорогам». Документ считался секретным и хранился в Посольском приказе. Но английским шпионам удалось сделать его копию, и уже к середине XVII века «Роспись» была переведена на многие европейские языки, став после записок Марко Поло вторым по значимости документом по истории и географии Китая. В России же рукопись Петлина была опубликована только в 1818 году, и то в виде перевода с французского.

Пантелей Пенда


Во главе отряда из 40 землепроходцев Пенда (или Пянда) первым прошел по территории Восточной Сибири и открыл здесь множество больших и малых рек, главной из которых была Елюенэ (по-эвенкийски «большая река»), то есть Лена. Отряд Пенды первым сплавился по Ангаре с ее знаменитыми порогами, а также доказал, что Верхняя Тунгуска и Ангара - одна и та же река. К сожалению, отчеты Пенды о его путешествиях («скаски») не сохранились. Осталось лишь множество ссылок на них у других первопроходцев Сибири, которые позднее прошли по его стопам.

Иван Москвитин


Имя испанца Нуньеса де Бальбоа известно каждому образованному человеку. Именно он в 1513 году первым из жителей Старого Света вышел к Тихому океану по Панамскому перешейку. А вот казачий атаман Иван Москвитин такой всенародной славы, увы, не удостоился. Хотя и совершил не менее значимый (а для России даже более значимый) подвиг. Во главе отряда из 30 человек он прошел всю Сибирь, поднимаясь по таежным рекам и встречая ожесточенное сопротивление местного населения. К Охотскому морю казаки вышли в районе устья реки Улья, где построили первый на Тихом океане русский острог. Отсюда они совершили несколько походов на юг и на север вдоль побережья Тихого океана, а затем, выстроив два парусных судна, впервые достигли берегов Сахалина. С добытыми географическими сведениями Иван Москвитин благополучно вернулся в Москву, и они были использованы при составлении первой карты Дальнего Востока.

Михаил Стадухин


В отличие от многих других сибирских первопроходцев, Михаил Стадухин был не казаком, а помором. Родился он на реке Пинеге, неподалеку от Архангельска. Но затем судьба занесла его в Восточную Сибирь, где он возглавил несколько пушных экспедиций. Под началом Стадухина некоторое время служил и будущий знаменитый первопроходец Семен Дежнев. Главной целью большинства экспедиций того времени был сбор ясака, пушной дани с местного населения. По всей Сибири рыскали десятки подобных отрядов. К счастью, некоторые атаманы не только занимались грабежом, но и составляли описания посещенных ими земель. Правда, из-за того, что не все хотели делиться своими секретами с конкурентами, описания эти часто носили фрагментарный характер, поэтому пребывание Стадухина на Камчатке и Чукотке носит полулегендарный характер. Однако не исключено, что многие сведения о своих будущих географических открытиях, в частности о проливе между Азией и Америкой, Дежнев получил именно от Стадухина. За десять лет своих путешествий по северо-востоку Сибири Михаил Стадухин прошел около 15 000 км - больше, чем какой-либо другой землепроходец XVII века.

Семен Маленькой


В течение всего XVII века Россия пыталась наладить торговые и дипломатические отношения с Индией, но безуспешно. В 1646 и 1654 годах два русских посольства, направлявшиеся в Индию, были задержаны персидскими властями. В 1675 году московское посольство под предводительством татарина-мусульманина Мухаммеда-Юсуфа Касимова смогло пройти через Персию и даже перешло границу Империи Великих Моголов, но дальше Кабула их опять не пустили. И вот, наконец, в 1698 году очередная попытка увенчалась успехом. На этот раз во главе дипломатической миссии стоял купец Семен Маленькой. Посольство через Персию вышло к Бендер-Аббасу, стоящему на берегу Индийского океана, а затем морским путем добралось до индийского города Сурат, откуда отправилось в Дели. Падишах Аурангзеб удостоил Семена Маленького аудиенции и даже разрешил ему беспошлинную торговлю по всей Индии. Купец, конечно же, воспользовался этой возможностью и в течение трех лет посетил множество индийских городов: Агру, Бхопал, Бурханпур и др. В 1701 году посольство благополучно возвратилось в Москву, однако из-за начавшейся английской экспансии в Индию дальнейшие контакты Москвы и Дели надолго прервались.

Древнерусское государство в XI - XIII веках переживало трудный период в своей истории. Постоянные набеги восточных кочевых народов, феодальная раздробленность, нежелание удельных князей совместно решать насущные проблемы, ослабили Русь. Немногочисленные сведения о жизни, о природе, общественном укладе были почерпнуты из летописей. Самой известной является работа Нестора Летописца "Повесть временных лет", написанной в XII веке, точнее где-то в 1110 году. Из этой летописи стало известно об освоении новых земель. По утверждению автора освоение территорий носило стихийный характер. Местом хранения летописей служили монастырские библиотеки.

Монастыри в то время были научными центрами во многих средневековых странах.

К западу от границ Руси уже существовали цивилизованные государства, юг страны был ограничен морем, с востока совершали набеги кочевники, жителям ничего не оставалось, как держать путь на север. Именно в эти века шло освоение прибрежной зоны Белого, Баренцева (в те времена его величали Русским) морей. Жителей северного побережья называли поморы, они-то и занимались освоением островов Северного Ледовитого океана. В те времена русские рыбаки устраивали зимовки на Груманде, ныне всем известный Шпицберген. После завоевания монголо-татарским игом в XIII веке Руси, которое длилось около 300 лет, развитие страны резко затормозилось.

Покорение Сибири

И вот только в XV веке московскими воеводами был предпринят организованный поход за Уральские горы в Западную Сибирь. Первопроходцы шли через Тюмень до Иртыша. По новым землям были составлены чертежи. Главной целью, которую они преследовали в своих походах, было освоение этих богатых земель ради охоты на пушного зверя - белку, соболя, песца. Но регион тогда был в составе Сибирского ханства, которое образовалось на обломках Золотой Орды. Поэтому наиболее правильным вариантом следует считать не освоение, а завоевание территории.

Самый, пожалуй, известный завоеватель Сибири - Ермак. Крупный уральский купец, промышленник и землевладелец Строганов в середине XVI века оплатил казаку поход, который потом сравнивали с военной экспедицией, в Западносибирский регион. Сибирские татары были вытеснены русскими казаками из Западной Сибири. С основанием города Тобольска русские закрепили свое присутствие и в этом регионе.

В одном из кровопролитных боев Ермак погибает, но завоеванные с его участием земли стали плацдармом для освоения новых земель к востоку от Западной Сибири. В самом начале XVII века землепроходцы вышли на Енисей. Немного позднее приступили к строительству Якутского острога (ныне город Якутск).

Поход на Северо-Восток Сибири

При осваивании просторов Сибири землепроходцам часто приходилось использовать реки в качестве транспортных артерий. Путешествуя по воде, можно было экономить силы, т.к. при пеших походах часто приходилось расчищать путь от зарослей. С наступлением зимы в ход пускали сани. С помощью плоскодонок, которые называли "кочи", Семен Дежнев и Федот Попов в 1648 г. спустились по реке Лене к морскому побережью. Таким же способом они добрались до устья реки Колымы и, пройдя еще дальше на северо-запад, открыли пролив между двумя крупнейшими материками, один из которых - Евразия, другой -Северная Америка.

Но из-за затерявшихся в посольском приказе сведений об этом походе власти проморгали момент и долгое время не ведали, что существует пролив, разделяющий два материка.

Освоение дальневосточного региона

Начало первых походов к Тихоокеанскому побережью датируется 1630-м годом. Это были экспедиции русских казаков. Из европейцев первым был Иван Москвитин. К Охотскому морю и реке Амур вышли экспедиции, руководство которыми осуществлял Василий Поярков и Ерофей Хабаров. Глубоководное озер Байкал было открыто в 1640 году. В.В. Атласов в составе экспедиции в 1697-1699 г. г. побывал на Камчатке. Итогом этой экспедиции стало точное описание всего полуострова.

Немало мужества потребовало освоение земель Сибири и Дальнего востока. Землепроходцам приходилось быть даже дипломатами, чтобы налаживать отношения с народами, населявшими эту местность. Кроме восхищения героическими свершениями землепроходцев от потомков они заслуживают огромную благодарность за то, что способствовали формированию могучего, сильного и толерантного государства, которым является Россия.

Великое прошлое советского народа Панкратова Анна Михайловна

4. Русские мореходы и землепроходцы в XVII веке

Смелые и пытливые русские люди давно начали совершать далекие плавания на Запад, Восток и Север, открывая новые пути и новые земли.

Еще в 1496 году из Белого моря в Северный океан вышли четыре морские ладьи с посольством, во главе с дьяком Григорием Истомой, отправленным Иваном III в Данию. Следуя вдоль мурманского побережья, посольство Истомы достигло западных берегов Норвегии, откуда и отправилось в Данию. Этим же морским путём плавали и другие посольства на Запад. Тем же Белым морем прибыла в Россию английская экспедиция Ченслера, который побывал в Москве у Ивана IV и добился привилегий для английских купцов.

В начале XVII века для морских торговых сношений из Белого моря с. Западной и Восточной Сибирью был основан торговый порт Мангазея (на р. Тазу, к востоку от Обской губы). В 1600 году по приказу Бориса Годунова для плавания северным путём было специально выстроено 15 морских судов - «морянок».

В том же XVII веке началось и энергичное продвижение русских в Сибирь. Русские мореходы достигли в 1610 году р. Енисея, спустились до его устья и построили здесь укреплённый Енисейский острог (позднее город Енисейск). Вскоре была открыта река Лена, на которой был основан Ленский острог (позднее город Якутск), ставший опорным пунктом для продвижения русских мореходов к берегам Северного Ледовитого океана и Охотского моря. Одной из первых пришла по реке Лене в Ледовитый океан экспедиция тобольского казака Ивана Реброва. В 1636 году из Енисейска вышла для «проведывания пути» по Ангаре на реку Лену новая экспедиция казачьего атамана Ильи Пёрфирьева, которая дошла до реки Амур. Ещё более значительную экспедицию на Амур организовал «казачий голова» Василий Поярков. Эта экспедиция отправилась на судах летом 1643 года из Якутска по Алдану. С большими трудностями и лишениями, потеряв больше половины отряда, она достигла устья Амура и отсюда направилась вдоль Охотского моря, открыв по пути остров Сахалин. Лишь летом 1646 года частью реками, частью сухим путём Поярков вернулся в Якутск.

Почти в то же время совершили свой исторический поход кругом северо-восточной оконечности Азии казак Семен Дежнев и промышленник Федот Алексеев. В нюне 1646 года Дежнев и его спутники отправились к Ледовитому океану из реки Колымы, но только через два года им удалось пробиться через льды к морю. Двигаясь вдоль берегов на восток, Дежнев обогнул Чукотский полуостров и в 1648 году открыл пролив, который отделяет Азию от Америки. Крайний северо-восточный пункт Чукотского полуострова получил впоследствии название мыса Дежнева. Экспедиция Семена Дежнева, как и Василия Пояркова, не раз терпела крушения, попадала в шторм, переносила голод и холод, но никакие трудности и препятствия не останавливали мужественных и энергичных русских землепроходцев. Осенью 1648 г. отряд из семнадцати человек, в том числе организатор экспедиции Федот Алексеев, высадился на восточном берегу Камчатки. Перезимовав, отряд весной следующего года снова вышел в море. В пути отважные мореходы открыли Курильские острова.

В середине XVII века предпринял на судах новую экспедицию на Амур казак Ерофей Хабаров, составивший отряд в 70 человек «охочих людей». В 1652 году Хабарову и его отряду пришлось отбить нападение большого китайского войска, пытавшегося преградить русским путь к устью Амура.

Борьба с китайскими войсками продолжалась и в последующие годы, пока в 1689 году не был подписан в Нерчинске первый договор с Китаем, установивший границы между русскими и китайскими владениями на Дальнем Востоке.

Во время экспедиций Хабарова и сменившего его Онуфрия Степанова часть казаков достигла полуострова Камчатки. В 1696–1700 гг. предпринял специальный поход на Камчатку Владимир Атласов с партией казаков, которому удалось достигнуть Тихого океана, открыть Алеутские и побывать, на Курильских островах. Выход русских к Тихому океану дал возможность начать освоение Дальневосточного края и проложить пути для новых замечательных открытий в XVIII веке.

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Чтения и рассказы по истории России автора Соловьев Сергей Михайлович

Русские исповедники просвещения в XVII веке Было великое и страшное время в начале XVII века: здоровые силы народа должны были находиться в крайнем напряжении для того, чтоб одолеть многочисленные и тяжкие болезни, поразившие общественное тело; лучшие люди должны были

Из книги Великая смута. Конец Империи автора

4. Еще и в XVII веке русские тексты иногда писались арабскими буквами Путевой отчет Павла Алеппского Приведем яркий пример из истории XVII века, ясно показывающий, что даже в XVII веке для русского письма могли использоваться самые разные азбуки. В 1656 году был создан крайне

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

9. Еще в XVII веке русские тексты иногда писались арабскими буквами Даже в XVII веке на Руси еще пользовались самыми разными алфавитами для записи русских текстов. Яркий пример - путевые записи, «которые вел архидиакон Павел Алеппский - талантливый церковный писатель

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

4. Еще и в XVII веке русские тексты иногда писались арабскими буквами Путевой отчет Павла Алеппского Приведем яркий эпизод из истории XVII века, ясно показывающий, что даже в XVII веке еще пользовались самыми разными алфавитами для записи русских текстов.К 1656 году относится

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

9. Еще в XVII веке русские тексты иногда писались арабскими буквами Даже в XVII веке на Руси еще пользовались самыми разными алфавитами для записи русских текстов. Яркий пример – путевые записи, «которые вел архидиакон Павел Алеппский – талантливый церковный писатель

Из книги Воцарение Романовых. XVII в автора Коллектив авторов

Русские землепроходцы ПОЯ?РКОВ Василий Данилович (? – после 1668 г.) – землепроходец.Выходец из старинного, но оскудевшего дворянского рода. При учреждении Якутского воеводства Василий Поярков послан «письменной головой» с воеводами Головиным и Глебовым на реку Лена.

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

21. Конец опричнины и разгром Захарьиных в XVI веке Почему Романовы исказили русскую историю в XVII веке Известно, что опричнина, при которой развернули террор-Пурим, кончается известным московским разгромом 1572 года. В это время громят уже саму опричнину. Как показывают

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.8.1. Русские землепроходцы: Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров и другие У атамана было с десяток имен и прозвищ: Ермак, Ермил, Герман, Василий, Тимофей, Еремей и др. Его иногда называют Алениным Василием Тимофеевичем. Имя Ермак считают сокращенной формой от имени

Из книги Регион в истории империи. Исторические эссе о Сибири автора Коллектив авторов

Андрей Зуев «Конквистадоры империи»: русские землепроходцы на северо-востоке Сибири В последнее десятилетие XX века в отечественной историографии явно обозначился пересмотр господствовавшей прежде концепции преимущественно мирного и чуть ли не добровольного

автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы. Русь («Евразия») Через веси, грады и поля, Светлея, стелется дорога, - Ему отверста вся земля, Он видит всё и славит Бога! Ф. И. Тютчев 1845 год. Основано Русское географическое общество (РГО), по инициативе которого проведены многие русские походы в

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы (Северная Америка) Баранов А. А., Беринг В. К., Васильев М. К., Вознесенский И. Г., Врангель Ф. П., Давыдов Г. И., Загоскин Л. А., Зарембо Д. Ф., Климовский А. И., Фёдоров И., Чириков А. И., Шелихов Г. И., Шишмарёв Г. С Варяги-руссы Варяги-руссы идут через океан и

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы (Южная Америка) Русские землепроходцыв ойе: Беляев И. Т., Бутаков А. И., Лангсдорф Г. И., Рубцов Н., Чихачёв

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы (Антарктида) Беллинсгаузен Ф. Ф., Брусилов Г. Л., Вилькицкий Б. А., Гусев А. М., Капица А. П., Кучин А. С, Лазарев М. П., Пянда Д. С, Сарычев Г.

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы (Африка) Аверинцев, Артамонов Л. К., Булатович А. К., Вышеславцов А. В., Гумилёв Н. С, Елисеев А. В., Ковалевский Е. П., Краснов П. Н., Лебедев Г. С, Леонтьев Н.

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Русские землепроходцы (Австралия и Океания) Австралия и Океания: Конюхов Ф. Ф., Коцебу О. Е., Лисянский Ю. Ф., Литке Ф. П., Лысенко В., Миклухо-Маклай Н.

Стр. 88

Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в.?

Для будущего России походы русских путешественников и землепроходцев, осуществленные в XVII в., имели большое значение. Расширялась территория государства, присоединенные земли были богаты полезными ископаемыми, населявшие народы обогащали культуру народов России, шло взаимное развитие этих народов. Построенные первопроходцами крепости-остроги, превращались в города.

Стр. 89

Что такое острог?

1. Остро́г - фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 - 6 метров.

Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских городов, на Руси.

Начиная с XIII века, острог состоял из бревенчатого тына (ряда кольев) и так называемых тарас, то есть бревенчатых венцов. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхугольника размещались башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни.

2. То же, что тюрьма (устаревшее)

Стр. 93. Вопросы и задания к тексту параграфа

1. Какие экономические интересы побуждали людей осваивать Сибирь?

Осваивать Сибирь людей побуждали экономические интересы: прибыльность торговли – на один вложенный рубль получали до 30 рублей выгоды.

2. Объясни значение термина «первопроходец».

«Первопроходец» значит человек, первым прошедший неосвоенную территорию, проложивший новые пути.

3. Завершите предложение: «Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был…».

«Первым русским, дошедшим до Тихого океана, был Семен Дежнев»

Значение составления «Чертежа реки Амура» с точки зрения экономики в том, что на основании этого чертежа планировались походы русских казаков, шло заселение земель вдоль Амура, строились населенные пункты, добывалась пушнина. Освоение и развитие новых земель приносили в казну новые доходы.

Достижения кого-то одного из этих первопроходцев нельзя выделить особо, каждый из них внес свой вклад в освоение Дальнего Востока.

Стр. 93. Работаем с картой

По карте проследите маршруты путешествий Дежнева, Пояркова, Хабарова. Какой их этих маршрутов был более протяженным? Какой из них, на ваш взгляд, был более сложным? Объясните критерии сложности, которые вы использовали при оценке маршрута.

Наиболее протяженным был маршрут С. Дежнева. Более сложным был также его поход. Критерии сложности: его маршрут пролегал не только по суше, но и по морю. Лишения, которые испытывали участники похода, были во много раз тяжелее, чем в походах, особенно Е. Хабарова.

Стр. 93. Изучаем документ

1. Кому из российских царей была направлена эта челобитная?

Эта челобитная была направлена царю первому Романову Михаилу Федоровичу

2. О каких способах передвижения путешественников говорится в отрывке?

В отрывке говорится о способах передвижения путешественников: водным, по суше – на лыжах, нартах.

Стр. 93. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя дополнительные материалы (в том числе Интернет), опишите орудия для ловли рыбы, использовавшиеся первопроходцами Сибири.

Следует отметить, что к XVII-XVIII вв. способы и орудия лова у русских не так существенно изменились по сравнению с предшествующим периодом, но в Сибири появилась определенная местная специфика. Так, глиняные грузила для сетей пришли в Притомье вместе с русским населением с Европейского Севера и севера Сибири - там дно рек илисто-песчаное. Но горные реки, такие как Томь, имеют каменистое дно и быстрое течение. В таких условиях глиняные грузила быстро выходили из строя и уступили место галечным, используемым местным населением. Судя по материалам таможенных книг сибирских городов, в продаже были широко представлены сети, невода, бредники как в готовом виде, так и в виде полуфабрикатов для их изготовления.

В Кузнецке было найдено галечное грузило в берестяном кульке, подобные использовались на Руси для крупных сетей. Кроме сетей рыбу добывали удой и охотничьим луком, стреляя стрелами со специальными однотипными наконечниками.

2. Какие цели преследовали первопроходцы? Что их объединяло?

Цели, которые преследовали первопроходцы: служба Отечеству, разведка новых земель, ну и материальные выгоды. Хотя, например, С. Дежнев не получал жалованья от государства 19 лет, а служил верой и правдой России. Это объединяло всех первопроходцев.

3. Какие из современных городов Сибири основали первопроходцы?

Современные города Сибири, основанные первопроходцами: Тюмень, Березов, Сургут, Тобольск, Мангазея, Томск, Туруханск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Чита, Улан-Уде, Нерчинск.

4. Ознакомьтесь с материалами интернет-сайта одного из краеведческих или археологических музеев Сибири (например, с интернет-сайтом Красноярского краевого краеведческого музея – http:// www.kkkm.ru). На основании информации о первопроходцах, представленной на нем, сделайте сообщение перед одноклассниками.

Родился около 1605, Великий Устюг, умер в нач. 1673, Москва) - русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный мореплаватель, прошедший по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году.

Примечательно, что Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, тогда как Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине.

Родился в Великом Устюге, в каком возрасте попал в Сибирь - не установлено. В Сибири Дежнёв сначала служил рядовым казаком с 1635 года в Тобольске, а затем в Енисейске. Среди больших опасностей 1636-1646 годов «смирил» якутов. Из Енисейска он с отрядом П. И. Бекетова в 1638 году перешёл в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё непокорёнными племенами инородцев. Уже в 1639-1640 гг. Дежнёв приводит в покорность туземного князя Сахея. В 1639 году был послан якутским приказчиком П. Ходырёвым на Вилюй для сбора ясака, в августе 1640 года Дежнёв примирил два якутских рода на реках Татта и Амга (притоки Алдана) и склонил к уплате ясака воинственного «князца» племени кангаласов Сахея.

В 1641 году Дежнёв, с партией в 15 человек, собирает ясак на реке Яне и благополучно доставляет его в Якутск, выдержав по дороге схватку с шайкой в 40 человек. В том же году вместе с Михаилом Стадухиным, Дежнёв отправился в поход на Оймякон для сбора ясака. В апреле 1642 года в стычке с воинственными «ламутскими тунгусами», как и многие другие казаки, был ранен. Потеряв лошадей, отряд попал в тяжёлое положение. Пришлось построить судно. Когда сошёл лёд, казаки спустились вниз по Оймякону и продолжили искать «неясачных людишек» в низовьях Индигирки. Но там сборщиков ясака уже было предостаточно, поэтому отряд отправился дальше на восток и дошёл до реки Алазеи. Здесь им встретился отряд такого же землепроходца десятника Дмитрия Михайлова по прозвищу Ярило Зырян. Дежнёв вновь проявил свой дипломатический талант, уговорив Зыряна соединиться с отрядом Стадухина под его началом.

Открытие Колымы

Летом 1643 года Семён Дежнёв в составе отряда землепроходцев под командованием Михаила Стадухина открыл реку Колыму. Казаки поднялись вверх по реке и основали Колымское зимовье, позже ставшее крупным острогом Среднеколымск - опорным пунктом русской колонизации в этих местах. В 1644 году Дежнёв основал ещё один острог, названный позднее Нижнеколымском. В 1645 году Стадухин и Зырян, с ясаком и половиной людей, отправились по реке Лене в Якутск, оставив в Колымском острожке Дежнёва и ещё 13 человек. Дмитрий Михайлов (Зырян) с дороги вернулся обратно, а между тем Дежнёву пришлось отразить нападение более 500 юкагиров, хотевших уничтожить малочисленный гарнизон острожка. На Колыме Дежнёв прослужил до лета 1647 года. Летом того же года корабли вышли в плавание, но крепкие льды закрыли им путь. Федот Попов и Семён Дежнёв возвратились на Колыму и стали дожидаться более благоприятного для похода времени.

Чукотская экспедиция

20 июня 1648 года Федот Попов и Семён Дежнёв на кочах вышли в море. Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. Оставшиеся неуклонно пошли вперёд. В августе 1648 года пошёл ко дну ещё один коч. Около 20 сентября 1648 года Дежнёв и его спутники увидели тёмный и грозный "Большой Каменный Нос", окаймлённый полосой пенных бурунов. Мимо Носа прошли лишь три судна: два коча Дежнёва и Попова и один - Герасима Анкудинова. Судно Дежнёва разбилось в Олюторском заливе южнее устья реки Анадырь. Отряд Дежнёва на лыжах и нартах 10 недель через Корякское нагорье добирался до реки Анадырь, где он и зазимовал. Летом 1649 года на построенных лодках Дежнёв поднялся вверх по Анадырю на 600 км. Тут, на среднем течении реки Анадырь, было устроено зимовьё, названное потом Анадырским острогом. На верхнем течении Анадыря русские встретили кочевых анаулов - незнакомое им юкагирское племя. Только на третий год к Дежнёву пришло подкрепление. Но это была не смена. Казак Семён Мотора искал сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход, он-то и выручил Дежнёва. Этим путём, более удобным, нежели морской, воспользовался и Дежнёв, для отсылки в Якутск собранной им моржовой кости и пушнины.

Открытие памятника

Семёну Дежнёву и его семье - жене-якутке Абакаяде Сючю и сыну Любиму, «первому сахаляру». Якутск, сентябрь 2005 года.

Дальнейшая судьба

В 1659 году Семён Дежнёв сдал команду над Анадырским островом и служилыми людьми сменившему его К. Иванову, но оставался в крае ещё до 1662 года, когда вернулся в Якутск вместе с И. Ерастовым. Оттуда Дежнёв с государевой казной, был послан в Москву, куда и прибыл, вероятно, к середине 1664 года. Сохранилась челобитная Дежнёва о выдаче ему жалованья, заслуженного им, но не полученного, за 19 лет, что и было исполнено. В 1665 году Дежнёв выехал обратно в Якутск и там служил до 1670 года, когда снова был послан с государевой казной в Москву, куда явился в 1672 году, где и умер.

Судно типа «коч» - одно из самых загадочных в истории отечественного судостроения. По многочисленным архивным источникам XVII века мы знаем, что именно на кочах была освоена огромная территория Сибири и Дальнего Востока.

В то время, пока английские и голландские путешественники пытались пробиться на восток арктическими морями и не смогли пройти восточнее Новой Земли, русские ежегодно на кочах организовывали морские экспедиции в устье р. Оби, а в течение XVII века поэтапно прошли весь Северный морской путь, обогнули самую восточную оконечность Азии и вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море).

К сожалению, мы крайне мало знаем о том, что собой представлял коч. Не сохранилось его достоверных изображений, архивные источники дают крайне отрывочные данные о его конструкции.

Мы знаем, что коч соответствовал следующим критериям:

Судно должно было быть приспособлено для плаваний, как в море, так и по рекам, соответственно, кроме паруса, должно быть ходким на веслах.

По документам мы знаем, что кочи перетаскивали по волокам, соответственно, они должно быть достаточно легким и устойчивым при переволакивании на катках.

На кочах выходили в Студеное море (Северный Ледовитый океан), преодолевали значительные расстояния, соответственно, кочи должны были быть приспособлены к плаванию в сложных ледовых условиях.

По архивным документам мы знаем, что размеры кочей вирировались в пределах 15 – 20 м с глубиной осадки до 2-х метров, кочи имели одну мачту, которая несла прямой парус.

Важно отметить, что поморы строили свои суда практически без использования металлических связей. Для соединения досок обшивки друг с другом использовалась «вица» - распаренный корень сосны, можжевельника или ели, прутья ивы, которыми пришивали к килю и штевням и плотно стягивали друг с другом доски обшивки, и уже к готовому борту «пришивали» и прибивали деревянными нагелями шпангоуты. Подобная технология широко известна на севере Европы, но строили так преимущественно небольшие лодки. Нужно учитывать дефицит и высокую стоимость железа, малочисленность населения на громадных пространствах Русского Севера и большой навык работы с деревом россиян. Наши судостроители, достигли в деле шитья таких сложных судов верха мастерства. Нигде в мире не строили столь крупных шитых судов, как в Поморье и в Сибири.

Впечатляют археологические находки, сделанные в вечной мерзлоте первого заполярного русского города в Сибири – Мангазеи. Там были обнаружены сшитые вицей бортовые доски. Средняя толщина досок составляет 7,5 см, ширина до 30 см. Получались суда с мощной обшивкой, но при этом достаточно легкие для волоков. В период своего расцвета, в XVI–XVII вв., технология шитья в русском судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, суда которых регулярно ходили из Архангельска с Северной Двины и с Печоры на Новую Землю и за Урал в Мангазею на Оби, а из Колы (близ современного Мурманска) – до Шпицбергена. С первой половины 17в. на этих судах осуществлялись промысловые плавания Северным Морским Путем в Сибири, между реками Хатанга, Лена, Колыма, Анадырь.

В целях реализации историко-навигационного эксперимента – экспедиции по следам отечественных первопроходцев в Арктике и Сибири был разработан специальный проект экспедиционного парусного судна. Этот проект не является копией старинных кочей, на данный момент информации для полноценной реконструкции недостаточно.

При проектировании судов для проекта «Арктика – территория открытий» Виктор Дмитриев, автор первой в истории реплики коча «Помор» аккумулировал огромный массив информации об исторических технологиях судостроения на Русском Севере, накопленный за тридцать лет и применил их на практике со специалистами клуба «Полярный Одиссей».

Построенные суда по своим теоретическим обводам, форме носа и кормы близки к соймам, поморским карбасам и кочмарам – традиционным судам Русского Севера, упоминаемым в архивных документах с середины XVI века и сохранившимся на чертежах ХIХ века.

Галео́н (исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.

Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут - из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние - косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.