Российские беспилотники (бпла). Российские ударные дроны (20 фото) Американский боевой беспилотник


Военные беспилотники уже не первый год привлекают особое внимнаие, но при этом с ними связано множество заблуждений. В нашем обзоре "десятка" наиболее распространенных заблуждений о военных беспилотных летательных аппаратах.

1. Они называются "дроны"

Почти все военные беспилотные летательные аппараты (БЛА) называют дронами. Использование слова "дрон" для описания сложных систем, созданных для использования на современных полях сражений, - это неправильный жаргонизм, который зачастую может быть оскорбительным для их пилотов (да, у них есть пилоты).

Слово "дрон" подразумевает отсутствие участия со стороны оператора, поэтому этот термин не используется широко в армии. Вне армии слово "дрон" чаще всего ассоциируется с квадрокоптерами, которые используются энтузиастами для проведения различных мероприятий, в том числе гонок, аэрофотосъемки и просто для забавы.

2. БЛА используются в войнах недавно


Многие думают, что БЛА - новая разработка для ведения войны, но на самом деле они впервые были использованы в 19 веке! Когда австрийские войска, напавшие на Италию в 1849 году, приблизились к Венеции, у них было на вооружении 200 воздушных шаров. Эти шары были вооружены бомбами с таймерами. Однако, их использование было не совсем успешным: многие воздушные шары отнесло ветром назад к австрийским позициям, прежде чем они взорвались, и лишь немногие взорвались над целью.

Это был первый пример использования в военных целях беспилотного летательного аппарата. С того времени были разработаны и использованы во время войн дистанционно управляемые самолеты. Пока GPS не стал широко распространенной технологией, большинство из самолетов управлялись дистанционно по радиоканалу. Также по радио отдавался сигнал о сбросе бомб с таких самолетов.

3. Нужно мало людей, чтобы управлять БЛА


Одним из самых больших минусов пилотируемых летательных аппаратов является большое число людей, необходимых для их эксплуатации. Нужен пилот, второй пилот и ряд других членов экипажа, в зависимости от типа транспортного средства. Кроме того, нужен многочисленный обслуживающий персонал (для заправки, технического обслуживания, ремонта, хранения и т. д.). БЛА ничем не отличаются в этом плане.

На самом деле, они требуют большего количества людей, чтобы управлять ими, чем большинство пилотируемых летательных аппаратов. Помимо людей, необходимых для обслуживания самолета и дистанционного управления, необходимы операторы для каждого из датчиков и камер на борту самолета. Для сравнения, для обслуживания истребителя F-16 требуется примерно 100 человек, для беспилотника Predator - 168 человек, а для беспилотника Reaper - 180.

4. БЛА редко разбиваются


Эксплуатация любого военного самолета очень дорогая, и БЛА не отличаются в этом отношении. Одной из главных проблем БЛА является то, что они часто падают... очень часто. Это, конечно, лучше, чем потерять пилотируемый самолет. На самом деле, количество аварий БЛА неуклонно растет с 2004 года, возможно, в связи с увеличением эксплуатационных часов этих аппаратов.

В 2004 году было всего девять аварий, а в 2012 - уже целых 26. Что интересно, лишь немногие крушения являются результатом целенаправленных враждебных действий, а большинство аппаратов падают с неба по неизвестным (или неразглашаемым) причинам.

5. Помехи в связи приводят к крушению


Большинство БЛА использует спутниковую связь. Это означает, что волна по сути очень узким лучом направлена вверх, в сторону спутника, поэтому перехватить ее с земли очень сложно, хотя и не невозможно. Если связь в военном беспилотнике вышла со строя, то он переключается на автопилот до тех пор, пока не сможет восстановить связь со своим оператором. Коммерческие дроны намного дешевле и, как правило, работают с помощью радиосвязи, поэтому связь с ними прервать намного проще.

6. У БЛА короткий рабочий цикл


Это неправильное представление может быть связано с сравнительно коротким сроком сроком пребывания в воздухе коммерческих беспилотных летательных аппаратов (около 15 минут). Основной причиной этого является то, что нужно очень много энергии. Большинство коммерческих беспилотников маленькие и питаются от бортовой батареи. Все военные БЛА несут на борту топливо, как и любое другое воздушное судно.

Из-за этого они могут оставаться в воздухе гораздо дольше, чем их коммерческие аналоги. Predator, который является одним из наиболее используемых БЛА в боевых действиях, имеет время полета в 27 часов, а в 2018 году ожидается модель, которая сможет пребывать в воздухе 40 часов.

7. Любой может управлять дроном (как в игре)


Хотя это может быть правдой, что хороший игрок в симуляторы может стать хорошим оператором БЛА, подобное довольно редко. Большинство беспилотных летательных аппаратов, которые эксплуатируются в армии, являются очень сложными и требуют хорошо обученных и квалифицированных пилотов. Ни одна компьютерная игра не может и далеко приблизиться к тому, что представляет собой настоящий полет.

8. В дронах есть "списки приоритетных целей"


Основной задачей практически всех БЛА является разведка и поддержка. В ходе операций они по существу являются "глазами военных в небе" и используются для обеспечения безопасности персонала, работающего на местах. То есть нельзя сказать, что беспилотные самолеты не вооружены и не используются для поражения целей.

Они делают это, но подобное не является их приоритетной задачей. Никаких "списков целей" у них нет. Для того, чтобы БЛА открыл огонь по любой цели, нужна команда с земли, т. е. решение принимает оператор.

9. Дроны полностью автономны


Как уже было описано выше, практически всем БЛА требуются высококвалифицированные операторы для удаленного их пилотирования и использования их различных систем. Из-за этого они не могут считаться автономными, хотя некоторые полетные операции обрабатываются компьютерами, подобно автопилоту на коммерческих воздушных судах. Хотя, стоит отметить, что в настоящее время ВМС США разрабатывает автономные беспилотные летательные аппараты из-за нехватки пилотов.

10. Все дроны предназначены для атаки


Большинство из 7000 беспилотных летательных аппаратов, эксплуатируемых американскими военными, разработаны и используются для той или иной формы воздушной разведки или наблюдения. Predator не нес на борту вооружения до конфликта с Ираком. Но большинство стран разрабатывают БЛА специально для боевых ролей. В 2013 году Boeing смог модернизировать F-16, в котором обычно используются два пилота, и сделать его полностью беспилотным.

Не за горами то время, когда БПЛ доберутся и на другие планеты. Во всяком случае уже изобрели.

Дрона-убийцы — TIKAD. Он не похож на прочих боевых дронов, которые за последнее время успели изрядно набить оскомину. В отличие от эффективных, но громоздких и неуклюжих MQ-9 Reapers, новый дрон может нестир на борту снайперскую винтовку, пулемет и даже гранатомет — неплохой арсенал для робота, правда?

Контроль за «Жнецами» и их предшественниками, «Хищниками», осуществляется с расстояния в тысячи километров, а поле обзора составляет 1,5−3 км. Они наносят удары с помощью ракет с лазерным наведением AGM-114 Hellfire — точных, но совершенно не подходящих для городских миссий, поскольку во время взрыва могут пострадать и мирные граждане. Для подобных заданий нужно нечто более утонченное: к примеру, если нужно по‑тихому убрать снайпера с занятой им высоты, то совершенно не стоит накрывать весь район залповым ракетным огнем.

Старые идеи на новый лад

Вот тут-то на сцену и выходит TIKAD. Новый дрон, приобретенный израильской армией, станет первым в своем роде, несмотря на то, что идея использования небольших вооруженных дронов существует уже несколько лет. Еще в 2012 году ВМФ США экспериментировал с оснащением квадрокоптеров дробовиками в качестве средства против снайперов, однако от этой затеи пришлось отказаться. Что действительно появилось на свет, так это SwitchBlade, портативный дрон-камикадзе, несущий на себе взрывной заряд и способный осуществлять вылеты на расстояние до нескольких километров.

Конечно, не только армия США изучала возможности применения дронов в бою. В 2015 году ИГИЛ, запрещенная в России террористическая организация, в битве за Мосул отправила в бой стаи дронов-бомбардировщиков. Эти военные машины, собранные на базе обычных квадрокоптеров, что можно купить в любом магазине электроники, оказались способны поражать цели с высоты в несколько сотен метров, сбрасывая на них бомбы — модифицированные 40-мм гранаты. Армия США смогла остановить их только с помощью ЭМ-глушителей, дорогих приборов с ограниченным радиусом действия.

Сам по себе дрон-беспилотник весьма прост, но вот дрон-снайпер уже требует филигранной инженерной работы. Маленькие коптеры могут даже не поднять тяжелую винтовку, но теперь конструкторы создали целый спектр сверхмощных моделей, способных переносить грузы весом до 18 кг — этого более чем достаточно. Как бы то ни было, все еще существует проблема стабилизации винтовки и сильной отдачи, способной буквально развернуть коптер в воздухе.

Как это выглядит на практике, продемонстрировал печально известный ролик на Youtube. В результате отдачи дрон сбивает наводку и лишается права на второй выстрел, что делает его весьма непрактичным. В ответ на это Duke Robotics Inc., создатели TIKAD, говорят, что у них есть «уникальное решение по стабилизации дрона и подавлении отдачи». Оружие устанавливается на роботизированном кардане, который вращается в режиме реального времени, удерживая ствол в нужном направлении. Энергия отдачи распределяется с помощью гибких пластин, что позволяет минимизировать (но не устранить окончательно) смещение. В результате мы имеем действенную, но далеко не идеальную систему, так что до профессионального снайпера дрону еще далеко. Но всегда ли винтовка — лучший вариант?

Ракеты большие и маленькие


Стабилизационный карданный вал Duke Robotics. Шесть манипуляторов орудийной платформы двигаются, чтобы компенсировать отдачу.

Другой подход заключается в использовании оружия без отдачи, к примеру старой-доброй ракетной установки. Вместо крупнокалиберных винтовок дроны вооружаются ракетными кластерами, способными быстро выпустить рой снарядов по предполагаемой цели. Но мы ведь начали свой рассказ с того, что такая тактика не годится для городского робота-убийцы, разве нет?

Все дело в том, что боевую установку можно сделать намного меньших размеров, чем тот же вертолетный ракетный блок. В 1960-е годы пистолет Gyrojet позволял достичь поражающей силы как у.45 калибра, стреляя 13-мм ракетами размером с пули. Немногочисленные образцы этого оружия использовались во Вьетнаме, один даже засветился в фильме про Джеймса Бонда, но на этом история пистолета-ракетомета и закончилась: оружие оказалось слишком неточным для реального боя. Оружейные эксперты однако уверяют, что современная версия подобного устройства может быть намного эффективнее. «Неспособность последовательно просверлить четыре конусообразных угловых отверстия под одним и тем же углом была основной причиной отсутствия точности у Gyrojet, а сейчас станок с ЧПУ справится с этой задачей за несколько секунд», пишет Мэл Карпентер, автор книги An Introduction to MBA Gyrojets and Other Ordinance.

По мнению Карпентера, именно миниатюрные ракетометы станут основным оружием дронов нового поколения. Duke Robotics Inc. В свою очередь добились определенных успехов, экспериментируя с винтовочным вариантом. По данным DefenseOne , в 2015 году компания снабдила израильский спецназ снайперской винтовкой, установленной на коммерческом беспилотном летательном аппарате, которая была успешно использована в бою.

Будущее войны дронов


Лозунг разработчиков TIKAD — «no boots on the ground» (букв. «не ходи по земле»), и новое поколение беспилотников максимально близко подошло к тому, чтобы летающие дроны выполняли свои задачи с эффективностью бойцов-людей. Среди прочих дронов квадрокоптеры выделяет мобильность: они могут в кратчайшие сроки пересечь любой ландшафт, способны обнаруживать врага на высотных позициях и сами могут осуществлять разведку с воздуха. Конечно, не все этим довольны: в обществе все чаще возникают кампании против неэтичного использования робототехники. Первоначально TIKAD предназначался для осуществления миссий в критических ситуациях, где обычный человек справиться не мог или подвергался неоправданно высокому риску; но всем ясно, что совсем скоро дроны станут массовым явлением и, с ростом уровня технологий, начнут постепенно вытеснять из боевых действий людей.

Бонни Дочерти, преподаватель права в Гарвардской юридической школе и старший научный сотрудник отдела вооружений Human Rights Watch, обеспокоена тем, что TIKAD представляет собой шаг к автономному оружию, которое выбирает свои цели без какого-либо человеческого понимания юридических, моральных или социальных норм. ООН предпринимает подвижки к соглашению об ограничении такого оружия, но делает это в своем собственном, весьма неторопливом темпе.

TIKAD вызывает тревогу у многих экспертов, и это не шутки. Да, сейчас он управляется оператором, но со временем дрон скорее всего перейдет на полностью автономный режим. Как бы то ни было, практика показало, что будущее войны дронов за малыми, мобильными БПЛА — они куда многочисленнее и эффективнее своих более габаритных аналогов. Беспилотники-убийцы — это больше не научная фантастика: эра робовойны уже наступила.

В голливудских фантастических фильмах довольно часто прослеживается образ беспилотного летательного ударного аппарата. Так вот, в настоящее время США являются лидерами мирового строительства и конструирования беспилотников . И не останавливаются на достигнутом, всё более наращивая парк БПЛА в вооруженных силах.

Получив опыт первой, второй Иракской кампаний и Афганской кампании, Пентагон продолжает развитие беспилотных систем. Будут увеличены закупки БПЛА, создаются критерии новых аппаратов. БПЛА сначала заняли нишу легких разведчиков, но уже в 2000-е годы стало ясно, что они перспективны и как ударные самолёты – применялись в Йемене, Ираке, Афганистане, Пакистане. Беспилотники стали полноценными ударными единицами.

MQ-9 Reaper «Жнец»

Последней покупкой Пентагона стал заказ 24 ударных БПЛА типа MQ-9 Reaper . Этот контракт почти удвоит их количество в вооруженных силах (в начале 2009 у США было 28 таких беспилотников). Постепенно «Жнецы» (по англо-саксонской мифологии образ смерти) должны заменить более старых «Хищников» MQ-1 Predator, их на вооружении примерно 200.

БПЛА MQ-9 Reaper впервые поднялся в воздух в феврале 2001 года . Аппарат был создан в 2-х версиях: турбовинтовой и турбореактивной, но ВВС США, заинтересовавшись новой техникой, указали на необходимость единообразия, отказавшись от закупки реактивного варианта. К тому же он, несмотря на высокие пилотажные качества (например, практический потолок до 19 километров), мог быть в воздухе не более 18 часов, что не устаивало ВВС. Турбовинтовая модель пошла в серию на 910-сильном двигателе TPE-331 – «детище» фирмы Garrett AiResearch.

Базовые ТТХ «Жнеца»:

— Вес: 2223 кг (пустой) и 4760 кг (максимальный);
— Максимальная скорость — 482 км/ч и крейсерская – около 300 км/ч;
— Максимальная дальность полета – 5800…5900 км;
— С полной нагрузкой БПЛА будет выполнять свою работу около 14 часов. Всего же MQ-9 способен держаться в воздухе до 28-30 часов;
— Практический потолок — до 15 километров, а рабочий эшелон высот –7,5 км;

Вооружение «Жнеца» : имеет 6-ть точек подвески, общий объем полезной нагрузки до 3800 фунтов, так вместо 2-х управляемых ракет AGM-114 Hellfire на «Хищнике», его более совершенный собрат может взять до 14 УР.
Вторым вариантом оснащения «Жнеца» является комбинация из 4-х «Хеллфайров» и 2-х пятисотфунтовых корректируемых авиабомб GBU-12 Paveway II с лазерным наведением.
В калибре 500 фунтов также возможно и применение вооружения системы JDAM с GPS-наведением – например боеприпаса GBU-38. Оружие класса «воздух-воздух» представлено ракетами AIM-9 Sidewinder и с недавних пор AIM-92 Stinger – модификацией ракеты хорошо известного ПЗРК, приспособленной для воздушного старта.

БРЭО : Радиолокационная станция AN/APY-8 Lynx II с синтезированной апертурой, способная работать в режиме картографирования - в носовом обтекателе. На малых (до 70 узлов) скоростях радар позволяет сканировать поверхность с разрешением один метр, просматривая 25 квадратных километров в минуту. На больших скоростях (порядка 250 узлов) – до 60 квадратных километров.

В поисковых режимах РЛС, в так называемом режиме SPOT, обеспечивает получение с дистанции до 40 километров мгновенных «снимков» локальных участков земной поверхности размером 300×170 метров, разрешение при этом достигает 10 сантиметров . Комбинированная электронно-оптическая и тепловизионная прицельная станция MTS-B - на сферическом подвесе под фюзеляжем. Включает лазерный дальномер-целеуказатель, способный осуществлять целеуказание всему спектру боеприпасов США и НАТО с полуактивным лазерным наведением.

В 2007 году была сформированная первая ударная эскадрилья «Жнецов» , они поступили на вооружение 42-й ударной эскадрильи, которая расположена на авиабазе «Крич» в штате Невада. В 2008 году ими была вооружена 174-е истребительное авиакрылы ВВС Национальной гвардии. Специально оборудованные «Жнецы» также есть у НАСА, Министерства национальной безопасности, у Пограничной службы.
На продажу система не выставлялась. Из союзников «Жнецов» купила Австралия и Англия. Германия отказалась от этой системы в пользу своих разработок и израильских.

Перспективы

Следующее поколение средних БПЛА по программам MQ-X и MQ-M, должно встать на крыло к 2020 году. Военные хотят одновременно расширить боевые возможности ударного БПЛА и максимально его интегрировать в общую боевую систему.

Основные задачи:

— Планируют создать такую базовую платформу, которая сможет быть использована на всех театрах военных действий, что кратно повысит функциональные возможности беспилотной группировки ВВС в регионе, а также увеличит скорость и гибкость реакции на возникающие угрозы.

— Повышение автономности аппарата и увеличение возможностей выполнения задач в сложных погодных условиях. Автоматизм взлёта и посадки, выхода в район боевого патрулирования.

— Перехват воздушных целей, непосредственная поддержка сухопутных войск, применение беспилотника, как интегрированного разведывательного комплекса, комплекс задач РЭБ и задачи обеспечения связи и освещения обстановки в форме развертывания на базе летательного аппарата информационного шлюза.

— Подавление системы ПВО противника.

— К 2030 году планируют создать модель беспилотника-заправщика, своего рода беспилотный танкер, способный снабжать топливом иные летательные аппараты – это резко повысит длительность нахождения в воздухе.

— Есть планы создать модификации БПЛА, которые задействуют в поисково-спасательных и эвакуационных миссиях, связанных с авиационной переброской людей.

— В концепцию боевого применения БПЛА планируется заложить архитектуру так называемого «роя» (SWARM), который позволит обеспечивать совместное боевое применение групп беспилотных самолетов по обмену разведывательной информацией и ударным действиям.

— В итоге БПЛА должны «дорасти» до таких задач, как включение в систему ПВО-ПРО страны и даже нанесение стратегических ударов. Это отнесено к середине 21 века.

Флот

В начале февраля 2011 года с авиабазы «Эдвардс» (Калифорния) поднялся в воздух реактивный БПЛА Х-47В . Беспилотники для ВМС начали разрабатывать с 2001 года. Морские испытания должны начать с 2013 года.

Основные требования ВМФ:
—палубное базирование, включая посадку без нарушения режима малозаметности;
— два полноценных отсека для установки вооружения, общий вес которого, по ряду сообщений, может достигать двух тонн;
— система дозаправки в воздухе.

США разрабатывают список требований к истребителю 6-го поколения:

— Оснащение бортовыми информационно-управляющими комплексами следующего поколения, технологии малозаметности.

— Гиперзвуковая скорость, то есть скорости выше 5-6 Маха.

— Возможность беспилотного управления.

— Электронная элементная база бортовых комплексов самолёта должна уступить место оптической, построенной на технологиях фотоники, с полным переходом на волоконно-оптические линии связи.

Таким образом, США уверенно сохраняют позиции в разработке, развёртывании и накоплении опыта боевого применения БПЛА. Участие в ряде локальных войн позволило вооружённым силам США поддерживать личный состав в боеготовом состоянии, совершенствовать технику и технологии, схемы боевого применения и управления.

ВС получили уникальный боевой опыт и возможность на практике без крупных рисков вскрывать и исправлять огрехи проектировщиков. БПЛА становятся частью единой боевой системы – ведения «сетецентрической войны».

Современные беспилотники уже не те. Это когда-то они могли скромно наблюдать за происходящим. Сегодня же эти машины несут на борту бомбы, и способны ими атаковать.

Научно-технический прогресс уже дошел до того, что начал создавать боевые беспилотники. О восьми новейших сейчас и расскажем.

Новый британский засекреченный БПЛА Taranis.

nEUROn

Европейский амбициозный проект. Планируется, что данный БПЛА будет малозаметным, с невероятной ударной мощью:


  • вооружение способен нести на себе 2 управляемые бомбы весом по 230 кг.

Его производство запланировано не ранее 2030 года. Хотя, прототип уже построен, и в 2012-м даже поднимался в небо. Характеристики:


  • взлетная масса — 7000 кг;

  • двигатель — турбовентиляторный Rolls-Royce Turbom Adour;

  • максимальная скорость — 980 км/ч.


Northrop Grumman X-47B

Это ударный БПЛА, за производство которого взялась компания Northrop Grumman. Разработка X-47B представляет собой часть программы военно-морского флота США. Цель: создание беспилотного самолета, способного взлетать с авианосца.

Первый полет Northrop"а состоялся в 2011. Аппарат оснащен турбовентиляторным двигателем Pratt & Whitney F100−220. Вес — 20215 кг, дальность полета — 3890 км.

DRDO Rustom II

Разработчик — индийская военно-промышленная корпорация DRDO. Rustom II — модернизированная версия беспилотников Rustom, предназначенная для разведки и боевых ударов. Эти БПЛА способны взять на борт до 350 кг полезной нагрузки.

Предполетные испытания уже пройдены, так что первый полет вполне может состояться даже в этом году. Взлетная масса — 1800 кг, оснащен 2-мя турбовинтовыми двигателями. Максимальная скорость — 225 км/ч, дальность полета — 1000 км.


«Дозор-600»

На данный момент «Дозор» носит статус пока еще перспективного разведывательно-ударного БПЛА. Разрабатывается российской компанией «Транзас». Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе или полосе маршрута. Способен передавать информацию в реальном времени.

Характеристики:


  • взлетная масса — 720 кг;

  • двигатель — бензиновый Rotax 914;

  • максимальная скорость — 150 км/ч;

  • дальность полета — 3700 км.


Taranis

Британский проект, находится под руководством компании BAE Systems. На данный момент это всего лишь тестовая платформа для создания высокоманевренного, малозаметного ударного беспилотника трансконтинентального действия. Основные технические данные засекречены. Все, что удалось узнать, это:


  • дата первого полета — 2013;

  • взлетная масса — 8000 кг;

  • двигатель — турбовентиляторный Rolls-Royce Adour;

  • максимальная скорость — дозвуковая.


Boeing Phantom Ray

Еще одна демонстрационная платформа перспективного БПЛА с целью разведки. Phantom Ray спроектирован по схеме «летающее крыло», имеет размер, близкий размеру обычного реактивного истребителя.

Проект создан на базе БПЛА Х-45С, может похвастаться первым полетом (в 2011-м). Взлетная масса — 16566 кг, двигатель — турбореактивный General Electric F404-GE-102D. Максимальная скорость — 988 км/ч, дальность полета — 2114 км.


ADCOM United 40

Еще один разведывательно-ударный БПЛА. Разработан и выпускается компанией ADCOM (ОАЭ). Впервые показался на авиасалоне в Дубае (ноябрь 2011). Взлетная масса малыша — 1500 кг, оснащен 2-мя поршневыми двигателями Rotax 914UL. Максимальная скорость — 220 км/ч.

«Скат»

Еще один невероятно тяжелый разведывательный и ударный аппарат (вес — 20 тонн), разрабатывавшийся в российском ОКБ МиГ по технологии «стелс». Широким массам был показан всего лишь полноразмерный макет, демонстрировался на авиасалоне МАКС-2007.

Проект был свернут, но разработки остались. Их планируется использовать в перспективных ударных БПЛА России. Вооружение — тактические ракеты «земля-земля» и авиабомбы. Максимальная скорость монстра — 850 км/ч, дальность полета — 4000 км.

Военные дроны привлекали много внимания на протяжении лет, но мало кто понимает их правильно. Да, большинство их описаний точно рассказывают, как их используют в битве, но также часто эти история дают ложное представление, нелепое и не подтвержденное фактами. Перед вами десяток самых распространенных заблуждений на тему военных дронов.

Практически каждый называет военный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) дроном, но это заблуждение, которое оскорбляет их пилотов (да, у них есть пилоты). Слово «дрон» часто ассоциируется с тихим жужжанием, потому-то и самцов пчел называют дронами. Но использование слова «дрон» для описания сложной системы, развертываемой на современном поле сражения, нелепо и оскорбительно для их операторов.

«Дрон» подразумевает отсутствия участия со стороны эксперта-оператора, поэтому этот термин не особо широко используется военными. За пределами же военного дела, слово «дрон» чаще ассоциируют с квадрокоптерами, небольшими летательными аппаратами с дистанционным управлением, которых энтузиасты используют для проведения различных мероприятий, включая гонки на квадрокоптерах, аэрофотосъемку и просто развлечения.

Они новинка для военных

БПЛА не новы для военного вооружения, но вас может удивить, что впервые их использовали еще в 19 веке! Австрийские войска, атакующие Италию в 1849 году, подошли к Венеции, вооружившись 200 воздушных шаров. Эти шары были оснащены бомбами с установленными синхронизированными предохранителями. Их успех не был полноценным, поскольку многие шары сдуло ветром назад к австрийской линии фронта, но некоторые все же достигли своих целей. Это первый пример использования беспилотного летательного аппарата в военных действиях.

С тех пор дистанционно управляемые аппараты разрабатываются и используются во многих вооруженных силах разных стран. Пока GPS не стала широко распространенной технологией, позволяющей управлять аппаратами со спутника в любой точке мира, ими управляли с помощью радиоканала.

Ими управляет совсем немного людей

Один из самых больших минусов пилотируемых летательных аппаратов - это общее число людей, необходимых для управления ими. Нужны пилоты, вторые пилоты, экипаж на борту и другие, в зависимости от типа транспорта. Кроме того, нужны люди, которые заправляют транспортное средство, передвигают его, обслуживают и ремонтируют и даже хранят его, когда им никто не пользуется.

Беспилотники, по сути, не особо отличаются. Более того, иногда они требуют еще большего количества людей для управления, чем большинство пилотируемых аппаратов. В дополнение к людям, которые обслуживают и управляют аппаратом, есть операторы каждого датчика и камеры на борту. Для сравнения: для управления F-16 нужно около 100 людей, Predator - 168, а Reaper - 180. Но это американские системы БПЛА.

Они редко разбиваются и требует минимальной поддержки

Эксплуатация любого военного аппарата - дорогое удовольствие, и в этом плане БПЛА мало чем отличаются. При этом у БПЛА есть серьезная проблема: они часто разбиваются. Разумеется, лучше потерять беспилотный аппарат, чем пилотируемый, потому что в первом случае не требуется искать и спасать пилотов. Впрочем, военные не очень любят, когда их технологии попадают в лапы противника, поэтому разбившиеся БПЛА тоже часто требуют миссии по извлечению обломков или окончательному уничтожению упавшего аппарата.

С 2004 года число аварий БПЛА постоянно растет, возможно, в связи с увеличением эксплуатационных часов и общей усталостью систем, которые активно использовались в Афганистане и Ираке. В 2004 году было всего девять аварий, а в 2012 году - уже двадцать шесть. Многие аварии являются результатом враждебных действий, направленных на уничтожение аппарата, и еще больше падают с небес по неизвестным или неустановленным причинам.

Если нарушить их коммуникацию, они упадут

Большинство БПЛА используют спутниковую связь, которую трудно нарушить. С земли их сбить с толку очень трудно, практически невозможно, поскольку вся их связь уходит вверх тонким лучом. Если же коммуникационные системы беспилотника нарушены, он переключается на автопилот до тех пор, пока не восстановит связь с оператором.

Коммерческие беспилотники куда проще сбить с толку, поскольку в основе их связи лежит радиосвязь, поэтому увеличение энергии на их рабочей частоте, как правило, приводит к сбою в связи. Когда дело доходит до военных беспилотных летательных аппаратов, с ними все куда сложнее.

Намеренный сбой связи - опасное предприятие, поскольку требует большого количества энергии для работы оборудования. Различные установки уже существуют, и люди самостоятельно делают проекты вроде «винтовок», когда хотят сбить коммерческий дрон, но мы не рекомендуем ими пользоваться.

Они могут оставаться в воздухе в течение короткого периода времени

Это заблуждение может быть связано с относительно кратковременными полетами, которые могут поддерживать коммерческие беспилотники и дроны. Большинство квадрокоптеров могут оставаться в воздухе в течение 15 минут, и очень немногие - в два раза дольше. Основная причина этого - хранение и потребление энергии. Большинство коммерческих беспилотников маленькие и питаются бортовой батареей. Почти все БПЛА, однако, переносят топливо, как обычный самолет. Поэтому они могут оставаться в воздухе гораздо дольше своих гражданских коллег.

Predator, один из самых используемых в боевых действиях БПЛА, может держаться в воздухе 27 часов. Российский аналог «Дозор-600», предназначенный для выполнения схожих целей (в настоящее время в разработке), может оставаться в воздухе до 30 часов. Global Observer Stratospheric Persistent разработала недавно БПЛА, который может оставаться в воздухе до 168 часов из-за высокой рабочей высоты (20 000 метров) и использования жидкого водорода в качестве топлива.

Управлять дроном может любой (как в видеоигре)

Хотя бытует мнение, что хороший геймер (человек, играющий в видеоигры) может быть хорошим оператором БПЛА, это совсем не обязательно будет работать в обратном направлении. Большинство БПЛА будут это отрицать и многие из них даже подробно записали и рассказали, почему управление аппаратом имеет мало чего общего с видеоигрой. Большинством БПЛА, которые находятся в эксплуатации армии, сложно управлять, как и любым другим летательным аппаратом, и необходим хорошо обученный и квалифицированный пилот. Некоторые игры могут дублировать это в некоторой степени, но очень немногие люди, хорошо играющие в Microsoft Flight Simulator, смогут просидеть в кабине в течение восьми часов без перерыва.

Еще одно важное отличие - пилот БПЛА может атаковать и уничтожить цель, которая вполне может быть живым, дышащим человеком. Ни одна видеоигра и близко не подводит человека к выполнению такой миссии (не путайте виртуальное с реальным).

У них есть «списки зачистки»

Основная цель практически всех БПЛА - это разведка и охрана. В процессе эксплуатации, они являются «глазами в небе» и используются для обеспечения безопасности штаба, работающего на месте. Конечно, некоторые беспилотники оснащены оружием и используются для уничтожения целей; но это не их основная миссия. По сути, у них нет никаких «списков зачистки», в которых поименно обозначены цели, представленные к уничтожению.

Чтобы БПЛА открыл огонь по любой цели, он сначала должен идентифицировать ее и проверить, а затем наземный командир примет решение стрелять или нет. К сожалению, бывают и ошибочные решения, как в случае с пилотируемыми летательными аппаратами, и по ошибке атакуются гражданские цели. Именно поэтому появилось мнение, что БПЛА выполняют задачу независимо от решений на земле, то есть уничтожают цель без определения, независимо от ситуации.

Военные поддерживают списки целевых задач высокого ранга, но их не загружают на борт аппарата и рассматривают в качестве возможных мишеней.

Они автономны

Как мы уже выяснили, почти все БПЛА нуждаются в квалифицированных операторах, которые смогут управлять аппаратом и использовать его разнообразные системы. Едва ли их можно считать автономными, хотя некоторые летные операции поддерживаются компьютерами, подобно автопилоту, которым оснащен сегодня любой коммерческий авиалайнер.

Хотя можно сказать, что в настоящее время военные не управляют автономными роботами-убийцами, как многие думают, никто не говорит, что этого не будет в будущем. В настоящее время, например, ВМС США и армия исследуют возможности создания автономных беспилотных летательных аппаратов из-за нехватки пилотов, а DARPA поручена разработка набора из шести летательных аппаратов, которые смогут «совместно находить, отслеживать, идентифицировать и поражать цели».

Их делают ради одной задачи: убивать

Большинство беспилотников, стоящих на вооружении армий разных стран, используются для воздушной разведки или наблюдения в той или иной форме. Тот же Predator разрабатывался для этих задач, пока не начался конфликт в Ираке. Флоты небольших аппаратов никогда не были и вряд ли будут вооружены из-за их размера и других задач.

Но что будет потом, пока неизвестно. Многие страны разрабатывают БПЛА именно для боевых целей. В 2013 году Boeing смогла модернизировать F-16, которым обычно управляет два человека, сделав его полностью беспилотным. Отсутствие персонала в кабине позволило транспорту достичь ускорения в 9G, что было бы невероятно опасным для человека.

Помимо этого, разрабатываются БПЛА-вертолеты с пулеметами, а также стелсы и другие типы боевых аппаратов. Будущее беспилотных войн, похоже, сделает все наши заблуждения реальностью.