Результаты международных исследований качества образования. PIRLS, TIMSS, PISA: что это за исследования, в которых участвуют школьники из России

При определении цели реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. было отмечено, что важнейшим институциональным компонентом системы образования Российской Федерации должна стать общероссийская система оценки качества образования , включающая:

  • процедуры государственной регламентации образовательной деятельности;
  • процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;
  • участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества результатов образования .

Среди ожидаемых результатов к 2020 г. указано увеличение числа международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Россия участвует на регулярной основе, - до 7 международных исследований. В Перечне основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. отмечено, что будет обеспечено участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества образования PIRLS, TIMSS, PISA, а также в исследованиях ICILS (оценка информационной и компьютерной грамотности), ICCS (граждановедческой компетентности), AHELO (оценка профессиональной компетентности выпускников вузов) и PIAAC (оценка навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста). Будет также создана возможность присоединения России к другим сравнительным международным исследованиям качества образования по мере их появления. Обеспечение участия Российской Федерации в международных исследованиях качества образования в последующем будет связано с корректировкой основных образовательных программ с учетом результатов международных сопоставительных исследований качества образования и задачей улучшения образовательных программ.

Положительный эффект определяется рядом факторов. Во-первых, возможность познакомиться с мировыми подходами к концепции образовательных достижений и системой их измерения. Во-вторых, получение данных о системе образования страны и о том, как выглядят ее достижения на фоне достижений других стран. В-третьих, повышение уровня квалификации российских специалистов, участвующих в организации и проведении международных исследований. Обширный материал о программах, учебниках и системе требований к учебным достижениям обучающихся в странах мира, собираемый в процессе исследований, дает возможность стране принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования.

Участие Российской Федерации в ряде международных сравнительных исследований дает возможность рассматривать международные сравнительные исследования в качестве компонента внешнего контроля. Данные этих исследований наряду с федеральными мониторингами позволяют получить и проанализировать информацию о системе образования нашей страны, о том, как выглядят образовательные достижения российских учащихся на фоне достижений учащихся из других стран. Международные сравнительные исследования стали полноправным компонентом системы контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся.

При этом хотелось бы отметить, что для достижения максимального положительного влияния данного компонента системы контроля и оценки на качество образования необходимо соблюдение ряда условий. Прежде всего это анализ полученных данных об образовательных достижениях и данных анкет в процессе написания российского отчета, а также максимальная доступность этих материалов для педагогической аудитории и системы образования в целом как отправная точка для дискуссий и принятия первичных решений о необходимости изменений в системе образования. Но это лишь первый шаг. Обязательным вторым шагом должно быть проведение углубленного анализа и интерпретации полученных данных. В России уже есть подобный опыт в области анализа результатов международных сравнительных исследований. Третьим шагом должно быть проведение на российской выборке дополнительных исследований, позволяющих уточнить результаты, проверить гипотезы, наметить наиболее действенные изменения в системе образования. Первоначальные данные международных сравнительных исследований - это прекрасный материал, который необходимо использовать для постановки вопросов о системе отечественного образования, выдвижения конструктивных гипотез. А далее необходимы последующие шаги.

Очень важно, чтобы знакомство с международными исследованиями шло и на уровне каждой ОО. После проведения исследования, кроме отчетов о его результатах, для педагогической общественности стран-участниц обязательно открывается уникальная возможность знакомства с международными стандартами методик оценки качества образования - часть заданий для учащихся. Очень важно воспользоваться данной возможностью. Поясним это на примере, обратившись к материалам международного исследования читательской грамотности PIRLS.

Международное мониторинговое исследование читательской грамотности PIRLS позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, выявить различия в национальных системах образования. Оно стало одним из самых представительных исследований. Почти 50 стран мира участвуют в международных сравнительных исследованиях, подобных PIRLS. В их числе и Россия - по ряду причин: особенности инструментария; выявление уровня развития качества чтения российских учащихся по сравнению с их сверстниками в других странах; качественные изменения, которые произошли в результатах читательской грамотности российских учащихся за последние годы, и др.

В соответствии с концепцией особенности инструментария в исследовании PIRLS связаны с необходимостью оценивания двух видов чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и последующей деятельности:

  • приобретение опыта чтения художественной литературы;
  • получение и использования информации.

В ходе исследования в 2011 г. использовалось 10 текстов (5 художественных и 5 информационных) и 135 заданий к ним. Задания были различны по форме ответа:

  • с выбором ответа из четырех предложенных;
  • на установление последовательности событий;
  • свободно конструируемый ответ.

Поскольку исследование PIRLS является мониторинговым и как одну из своих основных задач ставит изучение динамики качества чтения, то необходимым условием проведения исследования является повторное использование части текстов и заданий к ним в каждом из циклов. В 2011 г. использовалось три художественных и три информационных текста, входивших в инструментарий 2006 г., из них один художественный и один информационный текст использовались и в 2001 г. Соответственно, у стран, участвовавших в исследовании в 2006 и 2011 гг., была возможность сравнить результаты выполнения учащимися заданий к этим текстам.

В процессе чтения художественных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры.

На выполнение работы учащимся давалось 80 мин (две части по 40 мин с перерывом). Каждый учащийся получал тетрадь, в которой сдержалось два текста (как правило, один текст художественный, другой - информационный), с заданиями к каждому из них. После проведения исследования часть текстов и заданий к ним открывается педагогической общественности для знакомства с инструментарием. Это позволяет, с одной стороны, познакомиться с предлагаемой трудностью и объемом работы, с другой - использовать инструментарий международных сравнительных исследований как модель для разработки собственного инструментария.

Другая особенность - выявление качества чтения российских учащихся по сравнению с их сверстниками в других странах. Российские выпускники начальной школы подтвердили свой статус лидеров в области чтения и понимания текстов. Гонконг, Россия, Финляндия и Сингапур оказались самыми успешными странами, учащиеся этих стран продемонстрировали наилучшие результаты. Россия занимает вторую строку в таблице результатов, средний балл российских выпускников начальной школы равен 568 баллам по международной шкале. Разница с результатами Гонконга, Финляндии и Сингапура минимальна и не является статистически значимой. Результат российских учащихся в сравнении с результатами остальных стран - участниц исследования (41 страна) статистически значимо выше. В России средний балл девочек выше

среднего балла мальчиков (578 и 559 баллов соответственно). Среди российских учащихся 4-х классов овладели читательскими знаниями и умениями:

  • высшего уровня (625 баллов и выше) - 19% учащихся;
  • высокого уровня - 44% учащихся;
  • среднего уровня - 29% учащихся;
  • низкого уровня - 7% учащихся.

Только 1% учащихся не достигли минимального уровня понимания текста. 63% российских учащихся 4-х классов справляются с вопросами высокого и высшего уровня сложности, требующими не только вычитывания информации из текста, но и серьезной мыслительной обработки этой информации. Они успешно читают, понимают и интерпретируют содержание текстов, состоящих из 800-1000 слов. Результаты международного исследования PIRLS говорят об относительно высоком уровне готовности российских выпускников начальной школы к тому, чтобы при освоении основной образовательной программы основного общего образования использовать тексты для обучения, расширяющие личный опыт и знания обучающихся.

Результаты российских выпускников начальной школы в 2011 г. оказались значимо выше по сравнению с результатами 2001 г., но практически не отличаются от результатов, показанных в 2006 г. (они выше на 4 балла, но эта разница статистически незначимая). Полученные данные говорят о том, что, значительно повысившись в 2006 г. по сравнению с 2001 г., в очередном цикле исследования результаты российских выпускников начальной школы остались на стабильно высоком уровне. За последние годы уменьшился разброс в результатах российских школьников. 5% самых слабых российских читателей показали средний балл 455 и ниже, а 5% самых сильных читателей показали средний балл 672 и выше; разница составила 217 баллов. В 2006 г. она составляла 228 баллов. По сравнению с 2006 г. 5% самых слабых российских учащихся «прибавили» к своему результату 12 баллов, и если в предыдущем цикле исследования было 4 страны, самые слабые читатели которых показали результаты выше российских, то в 2011 г. выше оказались результаты только 1 страны - Гонконга (460 баллов). Самые сильные же российские читатели показали в 2011 г. почти такой же результат, как и в 2006 г. (всего на 1 балл выше). Более высокие результаты продемонстрировали лучшие читатели Северной Ирландии, Англии и Сингапура. По сравнению с 2001 и 2006 гг. увеличилось число учащихся, достигших каждого из выделенных международных уровней, и уменьшилось до 1% число учащихся, не продемонстрировавших достижение минимального уровня. В среднем по странам разрыв в результатах мальчиков и девочек по сравнению с предыдущими циклами исследования уменьшился и составил 16 баллов (средний международный балл девочек равен 520, мальчиков - 504). А в России этот разрыв увеличился. Полученные данные говорят о необходимости специальных усилий по развитию интереса мальчиков к чтению, обучению их различным стратегиям чтения и др.

Российские учащиеся одинаково хорошо читают как художественные, так и научно-популярные тексты. Как и учащиеся других стран с самыми высокими результатами, они продемонстрировали высокие показатели как при чтении художественных (567 баллов), так и при чтении научно-популярных

текстов (570 баллов), демонстрируя тем самым баланс читательских умений, необходимых и для приобретения читательского опыта, и для получения информации. Российские выпускники начальной школы стали лучше интегрировать информацию, содержащуюся в тексте, лучше понимать основную идею текста, смелее высказывать свою точку зрения.

Анализ выполнения отдельных заданий международного теста выявил и некоторые трудности, с которыми столкнулись российские учащиеся. В частности, он показал, что отсутствие привычки обращаться к тексту всякий раз, когда надо уточнить какую-либо информацию, приводит к двум типичным проблемам: во-первых, учащиеся плохо различают информацию, сообщенную в тексте, и информацию, которой владеют на основе своего личного опыта (около 30%), а во-вторых, они ограничиваются приблизительным, неточным вычитыванием информации из текста (около 20%). Если вопрос требует развернутого ответа, российские школьники (до 40%) испытывают трудности, связанные с самим процессом письменного выражения мыслей. Российские выпускники начальной школы, хорошо понимающие прочитанное, достаточно часто затрудняются в изложении собственных мыслей.

Российские выпускники начальной школы в исследовании PIRLS 2011 г. продемонстрировали высокий уровень достижений в грамотности чтения . Учитывая такие же высокие результаты исследования PIRLS 2006 г., можно говорить о том, что это не случайный результат. Родители российских учащихся по- прежнему уделяют серьезное внимание предшкольной подготовке своих детей. Проведенное в рамках исследования PIRLS анкетирование родителей учащихся, вошедших в российскую выборку и выполнявших тестовые задания, а также последующий анализ данных анкет указывают на то, что родители очень активно занимались со своими детьми до их поступления в ОО теми видами деятельности, которые обеспечивают готовность к овладению навыком чтения: читали им книги; рассказывали истории; пели песни; играли с ними в игрушки с алфавитом, в слова и др. При этом в исследовании зафиксировано (при анализе результатов анкетирования родителей) уменьшение количества времени, которые тратят на собственное чтение родители. Родители только лишь 23% российских учащихся, принимавших участие в исследовании, на основании собственных ответов об отношении к чтению попали в группу «любящих читать», это меньше международного среднего (32%). Зная, какое значение для воспитания хорошего читателя имеет модель поведения родителей, стоит ожидать ухудшения ситуации с уровнем читательской грамотности в дальнейшем, если ситуация с родительским чтением не изменится. В России только 16% учащихся, принимавших участие в исследовании, относятся к группе учащихся с высоким уровнем ресурса семьи для поддержания образования, который определяется пятью показателями:

  • образование родителей;
  • профессиональная занятость родителей;
  • общее количество книг в доме;
  • количество детских книг;
  • доступ в Интернет и наличие собственной комнаты.

В таких странах, как Норвегия, Австралия, Швеция, Дания, Новая Зеландия, Канада, Финляндия, процент учащихся, отнесенных к этой группе, в два раза выше. Российские данные свидетельствуют о том, что чем больше населенный

пункт, в котором живут обучающиеся, тем выше их результаты по читательской грамотности. Это очень важно учитывать при организации адресной помощи. Анализ российских данных подтверждает связь уровня достижений по чтению с уровнем экономического благополучия большинства семей учащихся. К сожалению, средний балл учащихся, которые учатся в ОО, где большинство обучающихся - это обучающиеся из экономически неблагополучных семей, значительно ниже среднего балла учащихся, которые учатся в более благополучных в этом отношении ОО (549 и 576 соответственно).

Практически четверть (26%) российских учащихся любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия, самостоятельно определяя круг чтения. Эти учащиеся имеют высокие результаты по грамотности чтения. 13% российских учащихся не любят читать, очень редко читают для собственного удовольствия, их результаты довольно низкие, средний балл этой группы равен 554. Россия входит в первую десятку стран по числу учащихся, высоко мотивированных к чтению (83%). Больше половины российских учащихся считают себя активными участниками урока чтения, при этом лишь 5% учащихся практически не участвуют в учебном процессе на уроке чтения. Системный анализ факторов, определяющих успешные школы в России, показал, что наивысшие результаты демонстрируют ОО, в которых обеспечены:

  • достаточные ресурсы для организации учебного процесса;
  • хорошие условия для работы учителей;
  • высокие требования к результатам обучения;
  • персональная помощь учащимся с трудностями в обучении;
  • поддержка детей из социально неблагополучных семей;
  • использование компьютеров для организации самостоятельной работы учащихся;
  • минимальные проблемы с дисциплиной учащихся.

В исследовании изучалась связь ряда факторов, сопряженных с организацией педагогами процесса обучения чтению, с общими результатами учащихся. Данные анкет учителей начальных классов подтвердили, что в России существует продуманная методика обучения осознанному чтению . Ответы учителей показывают, что при анализе текстов на уроках они уделяют большое внимание всем наиболее значимым читательским действиям, таким как нахождение необходимой информации в тексте, выделение основных идей, формулирование выводов на основе прочитанного текста, определение точки зрения автора и т. д. Важно, что это происходит на протяжении всего обучения в начальных классах. Большинство российских учителей начальной школы на уроках чтения применяют эффективные виды деятельности, активно вовлекают учащихся в учебный процесс. 82% российских учащихся, принимавших участие в исследовании, учатся у педагогов, часто применяющих эффективные стратегии обучения. При этом очень важна вовлеченность самих учащихся в деятельность на уроке. 53% учащихся считают себя активно вовлеченными в ход урока (для сравнения: средний международный показатель равен 42%), только 5% российских учащихся считают себя пассивными участниками урока чтения (средний международный показатель равен 8%).

Основным средством в обучении чтению, как и в предыдущих циклах проведения исследования, являются учебники: практически все российские учите-

ля (обучающие 95% учащихся) ответили, что как основной материал на урок они используют учебник, при этом средний международный процент равен 72 Это предъявляет очень высокие требования к качеству учебников. В связи реализацией федерального государственного образовательного стандарт; важно продолжить работу по совершенствованию школьных учебников дл сохранения высокого уровня читательской грамотности российских учащихся

Учителя, обучающие 22% учащихся, также используют как основной материал и рабочие тетради, качеству которых тоже стоит уделять само; серьезное внимание. Для сравнения: средний международный процент учащихся, чьи учителя активно используют рабочие тетради, равен 40. В российских начальных школах сохраняется традиция иметь в классе библиотеку. 77% учащихся начальной школы учатся в классах, имеющих собственные библиотеки (средний международный показатель равен 72%), при этом результаты учащихся из этих классов выше результатов учащихся из классов в которых нет собственной библиотеки. Одной из особенностей России является факт, что уровень читательской грамотности учащихся, которьи учатся в школах, где нет доступа к компьютеру, выше, чем в школах, где много компьютеров; а уровень грамотности учащихся, учителя которых ис пользуют на уроках чтения компьютеры, равен уровню грамотности учащихся, учителя которых не используют на уроках чтения компьютеры. Это доказывает, что факт наличия компьютеров и их использования еще не повышает качество обучения, важна методика их применения - как в целом в обучении, так и в обучении чтению. Изучение связи между количеством часов в неделю, отведенном на уроки чтения и общими результатами стран дало основание сделать вывод о том, что важно не столько количество времени на обучение чтению, сколько качество обучения, профессионализм учителя, методы обучения, т. е. эффективность использования времен урока. Так, например, в Соединенных Штатах Америки на обучение чтению в год отводится 246 ч, в Тайване - 65 ч, а результаты учащихся этих стран примерно одинаковые (для сравнения: в России - 130 ч).

Для того, чтобы у заместителей директоров по УВР и НМР, а также у руководителей предметных кафедр гуманитарных дисциплин была возможность познакомить педагогов и учащихся с текстовыми заданиями международного уровня, приводим пример художественного текста и вопросы к этому текст (приложение).

Приложение

Пример задания международного проекта «Исследование качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS)

Пирог для врага

Лето было таким замечательным, пока Джереми Росс не поселился в доме рядом с моим лучшим другом Стенли. Мне Джереми сразу не понравился. Он даже не пригласил меня на новоселье. А моего друга Стенли пригласил.

Раньше, до переезда Джереми в наш район, у меня никогда не было врагов. Но папа сказал, что в моем возрасте у него тоже были враги. И он знает прекрасное средство, как от них избавиться.

Отец вытащил из книжки кулинарных рецептов ветхий клочок бумаги.

«Пирог для врага», - сказал он с удовлетворением.

Вам, должно быть, интересно, из чего готовится «Пирог для врага». Но папа сказал, что рецепт такой секретный, что он не может показать его даже мне. Я умолял его рассказать мне хоть что-нибудь.

«Скажу тебе одно, Том, - ответил папа. - “Пирог для врага” - самое верное средство быстро избавиться от врагов».

Его слова заставили меня задуматься. Какие гадости положил бы я в такой пирог? И я принес папе дождевых червей и камни, но он не взял их.

Я пошел во двор играть и все время прислушивался, что там делает папа на кухне. Может, лето все-таки получится неплохое.

Я постарался представить себе, как отвратительно должен пахнуть «Пирог для врага». Но тут я ощутил очень вкусный запах. И насколько я мог судить, запах шел с нашей кухни. Я растерялся.

Я зашел в дом спросить у папы, в чем дело. «Пирог для врага» не должен пахнуть так хорошо. Но папа у меня сообразительный: «Если пирог будет пахнуть плохо, твой враг к нему ни за что не притронется!» - сказал он. И я понял, что он готовит этот пирог не впервые.

Прозвенел таймер, папа надел рукавицы и вытащил пирог из духовки. Пирог выглядел очень даже съедобным! Я начал что-то понимать.

Но все-таки я не понимал, как «Пирог для врага» работает. Что именно он делает с врагами? Может, у них от пирога выпадают волосы? Или начинает плохо пахнуть изо рта? Я спрашивал папу, но все без толку.

Пока пирог остывал, папа рассказал, в чем будет состоять моя работа.

Он говорил шепотом: «Чтобы пирог сработал, ты должен провести со своим врагом целый день. Хуже того, ты должен быть с ним дружелюбным. Я знаю, это нелегко. Но это единственный способ заставить “Пирог для врага” работать. Ты уверен, что хочешь этого?»

Ну конечно же, я хотел.

Надо только пробыть с Джереми один день - и он навсегда исчезнет из моей жизни. Я доехал на велосипеде до его дома и постучал в дверь.

Джереми удивился, увидев меня.

«Ты можешь выйти поиграть со мной?» - спросил я.

«Пойду спрошу у мамы», - сказал он и вскоре вернулся с кроссовками в руках.

Мы покатались немного на велосипедах, потом перекусили, а потом пошли ко мне.

Странно, но мне с моим врагом было интересно. Я не мог сказать об этом папе - ведь он столько сил вложил в этот пирог.

Мы поиграли в разные игры, а потом папа позвал нас ужинать.

Он приготовил мою любимую еду. Оказалось, что у Джереми она тоже любимая! Я подумал: «Может, этот парень не так уж и плох? Может, нам с папой стоит забыть про “Пирог для врага”?»

«Ты знаешь, пап, так здорово заиметь нового друга!» - я старался сказать отцу, что Джереми мне больше не враг. Но папа только улыбался и кивал. Думаю, он считал, что я притворяюсь.

Но после ужина папа вынес пирог, отрезал три куска и подал по одному мне и Джереми. «Ух ты!» - сказал Джереми, глотая слюнки.

Я запаниковал. Я не хотел, чтобы Джереми ел «Пирог для врага». Он же мой друг! «Не ешь его! Он нехороший!» - закричал я.

Рука Джереми застыла в воздухе, не донеся кусок до рта. Он посмотрел на меня как- то странно. А я вздохнул с облегчением. Я спас ему жизнь.

«Если он такой нехороший, почему же твой папа съел уже больше половины?» - спросил Джереми.

И правда, отец доедал свой кусок «Пирога для врага».

«Вкусно!» - пробормотал папа. Я сидел и смотрел, как они едят. Ни у того, ни у другого волосы не выпали. Похоже, пирог безопасен, так что я откусил маленький кусочек. Пирог был великолепен!

После того как мы доели пирог, Джереми пригласил меня прийти завтра к нему в гости.

А что касается «Пирога для врага», я так и не знаю, как его готовить. И все гадаю, правда ли враги его терпеть не могут и правда ли у них выпадают все волосы или начинает плохо пахнуть изо рта. Возможно, я так никогда и не узнаю ответа, потому что своего злейшего врага я только что потерял.

1. Кто рассказывает эту историю?

A. Джереми.

C. Стенли.

2. Почему в начале рассказа Том считал Джереми своим врагом?

3. Что надумал Том положить в «Пирог для врага»? Запиши один пример.

A. Ему нравилось играть во дворе.

B. Ему очень понравился папин план.

C. Он завел себе нового друга.

D. Ему хотелось попробовать «Пирог для врага».

5. Какое чувство испытал Том после того, как он впервые ощутил запах «Пирога для врага»? Объясни, почему он испытал такое чувство.

6. Что, по мнению Тома, могло бы случиться с его врагом, если бы тот съел «Пирог для врага»? Запиши один пример.

7. Напиши, какие два условия велел Тому выполнить его папа, чтобы «Пирог для врага» сработал.

8. Зачем Том пришел к Джереми домой?

A. Чтобы пригласить Джереми на обед.

B. Чтобы попросить Джереми оставить Стенли в покое.

C. Чтобы пригласить Джереми поиграть вместе.

D. Чтобы попросить Джереми стать его другом.

9. Чему удивился Том, проведя с Джереми целый день?

10. Почему за ужином Том подумал, что им с папой стоит забыть про «Пирог для врага»?

A. Ему не хотелось делиться пирогом с Джереми.

B. Том не был уверен, что пирог сработает.

C. Тому начинал нравиться Джереми.

11. Что почувствовал Том, когда отец дал Джереми кусок «Пирога для врага»?

A. Тревогу.

B. Удовлетворение.

C. Удивление.

D. Растерянность.

12. В чем состоял главный секрет «Пирога для врага», который отец так и не выдал?

A. Это был обычный пирог.

B. Он имел отвратительный вкус.

C. Это была его любимая еда.

D. Пирог был отравлен.

13. Подумай над предложением в конце рассказа:

«После того как мы доели пирог, Джереми пригласил меня прийти завтра к нему в гости».

Что можно подумать про мальчиков на основании этого предложения?

A. Они так и остались врагами.

B. Им не понравилось играть в доме у Тома.

C. Им захотелось съесть еще один «Пирог для врага».

D. Они могут стать друзьями в будущем.

14. На основании прочитанного объясни, для чего отец Тома испек «Пирог для врага».

15. Каким человеком был отец Тома? Чтобы подтвердить свой ответ, приведи пример того, что он делал.

16. Какой урок ты мог бы извлечь из этого рассказа?

Чтобы скачать материал или презентацию.

Современные международные системы оценки качества образования

Различные современные международные и отечественные исследования в области оценки качества образования показывают, что большинство систем образования не успевает за быстро меняющейся экономикой и не дает обучающимся необходимых навыков, таких как способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве. Реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера. Только они могут вооружить школьников навыками, необходимыми для успеха.

Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор совместно с Российской академией образования, начиная с 1988 г., ведут исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений - IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организацией экономического сотрудничества и развития - OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development).

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании образовательных стандартов. Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом создать в России систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.

В государственной программе РФ «Развитие образования» в качестве целевого индикатора Подпрограммы«Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» на 2013-2020 годы включено «число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация участвует на регулярной основе». Будет продолжено участие Российской Федерации в таких международных сопоставительных исследованиях качества образования, как PIRLS, TIMSS, PISA. С 2013 года Российская Федерация включилась в новые исследования: оценку информационной и компьютерной грамотности ICILS, оценку граждановедческой компетентности ICCS, оценку профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений AHELO, оценку навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы предусматривается участие РФ в следующих международных исследованиях: PIRL, TIMSS, PISA, ICCS и TALIS.

Актуальность участия России в системе международного мониторинга качества общего образования обусловлена следующими факторами:

  • использование результатов международных исследований для реформирования системы образования ввиду высокого научного и технического качества проводимых исследований;
  • возможность оценить качество образования в сравнении с другими странами;
  • качественное совершенствование национальных исследований в области образования;
  • отработка новых методик и технологий в области оценки качества образования.

По результатам международных исследований качества образования каждая страна получает информацию по:

  • среднему баллу страны по международной шкале;
  • отдельным группам показателей (гендерные различия, разделы учебного предмета, виды учебной деятельности и др.);
  • уровням учебных достижений учащихся;
  • тенденции изменения образования в стране.

Основные международные исследования качества образовательных исследований проводятся Международной организацией экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Co-operation and Development) и Международной Ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements).

Три основных международных сравнительных исследования качества общего образования - PISA, TIMSS и PIRLS взаимно дополняют друг друга. Одновременное проведение этих трех исследований дает более полноценную информацию о системе образования, оценивая различные его стороны. Сравнение результатов исследований PISA, TIMSS и PIRLS позволяет выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом. Рассмотрим более детально основные международные программы исследования качества образования.

PISA – это международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), исследование проводится под эгидой OECD. В рамках программы у учащихся 15-летнего возраста исследуются:

  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • грамотность чтения;
  • решение проблем и финансовая и компьютерная грамотность.

Исследование проходит циклами раз в три года. В 2015 г. состоялся шестой цикл исследованияPISA, в котором приняли участие 70 стран.

В исследовании PISA-2015 тестирование проводилось на компьютерной основе, дополнительно было включено направление оценки финансовой грамотности. В планируемое исследование PISA-2018 вводится новое направление «глобальные компетенции».

Следует отметить, что ни одно международное сравнительное исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA. Для объяснения результатов, полученных в исследовании в 2000-2015 годах, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования. Страны, используя результаты исследования, смогли определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других стран и определить направления совершенствования учебного процесса в школах. В соответствии с итогами исследования 2015 г. лучшее среднее образование – в странах Восточной Азии (Китай, Республика Корея, Сингапур, Япония).

В рамках исследования грамотности чтения не ставится цель проверки техники чтения и читательских умений – проверяется умение учащихся понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать смысл и выражать свои мысли о прочитанном. Учащимся предлагаются тексты различных жанров: художественные и научно-познавательные, статьи из газет и журналов, инструкции, биографии, личные письма, документы, рекламные объявления, информационные листы, географические карты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, формы (налоговые, визовые, анкеты). Тексты могут быть как сплошные, так и не сплошные.

Проверка математической грамотности предусматривает осознание испытуемыми роли математики в жизни человека, умения высказывать суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане. Тест выявляет не уровень сформированности знаний, умений и навыков по математике в соответствии с учебной программой, а умение использовать их в математических ситуациях, применяя различные подходы, требующие логики и математической интуиции, способности формулировать и интерпретировать математику в разнообразных контекстных ситуациях. Наибольшую сложность имеют задания на «математизацию» контекста (задание высшего уровня сложности). Для этого необходимо определить проблему, которая решается средствами математики, сформулировать ее, разработать математическую модель решения и интепретировать согласно предложенной в задании ситуации.

PISA-тест по естественнонаучной грамотности выявляет способность использования академических знаний для решения личных, местных/национальных и глобальных проблем – как современных, так и исторических, требующих понимания вопросов науки и технологии; понимания окружающего мира, основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания: знание о природе и технологиях (знание содержания), знание о методах получения знаний (знание процедур); понимание обоснованности этих процедур и их использование (методологическое знание); выражения отношения к науке, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов, осведомленностью о проблемах окружающей среды и осознанием важности их решения; научно объяснять явления, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study), которое проводится международной ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA.Каждые четыре года в рамках данного исследования оценивается подготовка учащихся 4 и 8 классов по математике и естественнонаучным предметам, а также учащихся 11 классов по углубленным курсам математики и физики. Четырехлетняя цикличность исследования позволяет осуществлять мониторинговые сравнения результатов достижений, когда четвероклассники становятся восьмиклассниками, а также фиксировать изменения в математической и естественнонаучной подготовке учащихся при переходе из начальной школы в основную.

Инструментарий данного исследования включает:

  • тесты, анкеты для учащихся, учителей, администрации школы, экспертов в области образования, наблюдателей за качеством исследования;
  • методическое обеспечение по организации и проведению исследования, руководство по проверке заданий со свободными ответами, руководство по вводу данных;
  • программное обеспечение по отбору классов и учащихся и по вводу данных.
  • чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение с целью освоения и использования информации.

Изучение качества образования выпускников средней школы, изучавших углубленные курсы математики и физики. Эти два предмета являются приоритетными областями в плане оценки интеллектуального потенциала стран и способности ее подрастающего поколения использовать и совершенствовать новые технологии.

Информация о результатах исследования TIMSS 2015 года размещена на слайде.

PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) позволяет сравнить качество чтения и понимания текста учащимися 4 класса начальной школы в различных странах. Исследования проводятся раз в пять лет, начиная с 2001 г. Реализуется под эгидой IEA. Вся ответственность за организацию международных исследований возложена на бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США). Данное исследование в России осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

В исследованиях проверяется качество чтения учащихся, заканчивающих 4 класс, так как именно четвертый год обучения считается важной вехой в развитии детей – к этому времени учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

В исследованиях PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще всего используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

В приложении к медианару приводится в качестве примера текст для проверки качества чтения и диагностический инструментарий к нему, подготовленный в соответствии с концепцией PIRLS сотрудниками Института стратегии развития образования Российской академии образования и выложенный в открытом доступе в Интернете в демо-версии.

TEDS – международное исследование по педагогическому образованию (подготовка учителей математики), (The Teacher Education and Development Study in Mathematics). В исследовании оценивается подготовка студентов педагогических вузов 5 курса по математике и преподавания математики.

ICCS - международное исследование качества гражданского образования. Реализуется IEA. Основной целью проекта является организация и проведение международного сравнительного исследования качества гражданского образования в соответствии с международным графиком проведения пятилетнего циклового исследования (2013-2017 гг.), чтобы выявить на основании изучения учебных достижений по результатам тестирования знаний, понимание основных концепций и формирование компетенций в области общественно-социальных наук и практик, т. е. как российская школа готовит молодых людей к роли граждан XXI века, а также оценить подготовленность учащихся 14-летнего возраста, их предрасположенность быть активными участниками жизни общества.

Участие в данном исследовании особенно важно для России в силу значительного отставания преподавания общественных и социальных наук от социально-экономических изменений в стране. Данные исследования также будут играть большую роль для уточнения стратегии учебных заведений в сфере граждановедческого образования.

ICILS - международное исследование информационной и компьютерной грамотности (International Computer and Information Literacy Study). Основной целью исследования является оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся основной школы. Проводится впервые, реализуется IEA. Исследование ICILS дало знакомство с современными подходами к оценке качества образования, опыт адаптации материалов международного исследования и опыт выполнения работ с использованием специализированных компьютерных программ.

PIAAC - международное исследование навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста(«Программа международной оценки компетенций взрослых» (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies). Проект PIAAC реализуется ОЭСР с 2008 года с целью получения информации о навыках и ключевых компетенциях взрослого населения. Исследование ориентировано на такие ключевые компетенции, которые определяются как «грамотность чтения», «математическая грамотность», «решение проблем в технологически насыщенной среде». Оно позволяет определить образовательные, профессиональные и жизненные траектории взрослого населения.

Реализация данного проекта позволила впервые оценить уровень базовых компетенций взрослого населения, сравнить состояние человеческого капитала в России и других странах.

TALIS (Teaching and Learning International Survey) - международное исследование учительского корпуса, проводимое ОЭСР, – это первое международное сравнительное исследование, сфокусированное на том, в каких условиях работают учителя и какая учебная среда существует в школах. Профессиональные качества педагога являются главным фактором, определяющим достижения учащихся на уровне школы, и что высококачественное обучение в течение нескольких лет может ликвидировать сложившийся дефицит знаний у слабоуспевающих учащихся.

Участие в международном исследовании TALIS отвечает актуальным для отечественного образования задачам совершенствования системы подготовки учителей, повышения профессионального потенциала педагогического корпуса. Исследование служит базой для принятия обоснованных политических и организационных решений, направленных на подготовку учителей, отвечающую вызовам современной школы, оценку и поощрение учителей, стимулирующие их педагогический рост и соответствующие профессиональным запросам.

Подводя итоги рассмотрения международных исследований оценки качества образования, проводимых и планируемых в Российской Федерации, можно отметить, что богатейший аналитический материал программ, учебников и требований к учебным достижениям школьников в странах мира способствует распространению международных стандартов качества педагогических измерений, формированию культуры проведения мониторинговых исследований. Большинство известных мониторингов качества образования, проводимых федеральными или региональными центрами оценки качества образования, используют как общие концептуальные подходы, так и отдельные элементы инструментария международных исследований. При разработке контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ) используется система обеспечения качества заданий, применяемая в международных сравнительных исследованиях.

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования.

Литература

1. Демонстрационный вариант тетрадей (Д1 и Д2) для 4 класса с критериями оценивания заданий TIMSS (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/timss15/timss15.html

2. Изучение качества чтения и понимания текста (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/pirls16/pirls16.html

3. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15.html

4. Международные исследования (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/projects.html 2015

5. Результаты международного исследования PISA 2015 (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_res.html

6. Результаты международного исследования TIMSS 2015: 4-й кл. (Электрон. ресурс). – режим доступа http://www.centeroko.ru/timss15/timss15_res.html

7. PIRLS (Электрон. ресурс). – режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/

8. Открытая лекция. Ковалева Г.С. "Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные)"


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Изучение качества чтения и понимания текста

Невероятная ночь

Ане было уже десять лет, и, даже не проснувшись до конца, она могла пройти из своей комнаты в ванную. Дверь ее комнаты обычно была приоткрыта, а света ночной лампы в коридоре хватало, чтобы, минуя столик с телефоном, дойти до ванной.

Однажды ночью, когда Аня проходила мимо столика с телефоном по пути в ванную, она услышала что-то похожее на тихое шипение. Но в полусонном состоянии она не обратила на шипение никакого внимания. В любом случае, этот звук доносился издалека. Только на обратном пути в спальню она поняла, откуда он раздавался. Под телефонным столиком лежала большая кипа старых газет и журналов, и эта кипа начала двигаться. Именно оттуда раздавалось шипение. Внезапно кипа начала разваливаться – вправо, влево, вперед, назад – журналы и газеты разлетелись по всему полу. Аня не поверила своим глазам, когда увидела, как, ворча и фыркая, из-под столика с телефоном показался крокодил. Аня застыла на месте. Её глаза стали большими как блюдца – она увидела, как крокодил полностью вылез из-под газет и начал медленно оглядываться по сторонам. Казалось, он только что вылез из реки, так как с его туловища стекала вода. Куда бы ни ступал крокодил, ковер под ним тут же становился мокрым. Крокодил вращал головой, издавая громкое шипение.

У Ани перехватило дыхание, когда она увидела его пасть с длинным рядом ужасных зубов. Крокодил медленно двигал хвостом вверх и вниз.

Аня читала в журнале про животных, что так крокодил бьёт по воде хвостом, когда преследует добычу или атакует своих врагов. Её взгляд упал на последний номер журнала про животных, который вывалился из кипы и лежал у её ног. Её снова затрясло. На обложке журнала прежде был изображён большой крокодил на речном берегу. Теперь берег реки был пуст! Аня нагнулась и подняла журнал. В этот момент крокодил так сильно ударил хвостом, что разбил большую вазу с подсолнухами, стоявшую на полу, и подсолнухи разлетелись во все стороны.

Одним прыжком Аня оказалась в своей комнате. Она захлопнула дверь, ухватилась за свою кровать и придвинула её к двери. Так она построила баррикаду, которая должна была защитить её от крокодила, и после этого облегчённо вздохнула. Но затем она задумалась. Что, если крокодил просто голоден? Может, для того чтобы заставить крокодила уйти, ему надо дать что-нибудь съесть. Аня посмотрела ещё раз на журнал про животных. Если крокодил смог выползти из картинки, то, может быть, и другие животные могут сделать это? Аня быстро пролистала журнал и остановилась на фотографии фламинго на болоте в джунглях. «Это то, что нужно»,– подумала она. Фламинго выглядели как именинный пирог для крокодила. Внезапно раздался громкий треск – это крокодил своим хвостом пробил дыру в двери. Аня быстро приставила картинку с фламинго к дыре в двери и закричала во весь голос: «Прочь с болота! Кыш! Кыш!»

Потом через дыру бросила журнал в коридор, хлопнула в ладоши и пронзительно закричала. Она с трудом поверила в то, что затем произошло. Внезапно весь коридор заполнился фламинго, которые кричали, хлопали крыльями и бегали повсюду на своих длинных тощих ногах. Аня увидела одну птицу с подсолнухом в клюве и заметила, что другая стаскивала мамину шляпу с крючка. Она также увидела, как один фламинго исчез в пасти крокодила. Два раза щёлкнув челюстями, крокодил быстро проглотил его и тут же схватил другого, того, что был с подсолнухом в клюве.

По-видимому, крокодилу хватило двух фламинго, и он, довольный, улегся посреди коридора. Когда он прикрыл глаза и более не двигался, Аня тихо открыла свою дверь и проскользнула в коридор. Она положила журнал с пустой обложкой перед носом крокодила.

«Пожалуйста, – прошептала она, – пожалуйста, возвращайся обратно домой». Затем она прокралась обратно в свою спальню, посмотрела через дыру в двери и увидела, что крокодил вернулся на обложку журнала.

После этого Аня осторожно прошла в гостиную, где фламинго толпились вокруг софы, стояли на телевизоре. Она открыла журнал на странице с пустой картинкой. «Спасибо вам, – сказала она, – большое вам спасибо. Теперь вы можете вернуться на ваше болото».

Утром ей было очень трудно объяснить родителям, откуда взялось громадное мокрое пятно на полу и почему разбита дверь. Они так и не поверили в историю с крокодилом, несмотря даже на то, что мамина шляпка бесследно исчезла.

Вопросы к тексту. Невероятная ночь.

1. Что было первым признаком того, что происходит что-то необычное?

  • стопка газет начала двигаться
  • Аня увидела обложку журнала
  • дверь в её комнату была сломана
  • Аня услышала тихое шипение

2. Откуда появился крокодил?

  • из ванной
  • с обложки журнала
  • из-под кровати
  • из ближайшей реки

3. Какие слова говорят о том, что Аня испугалась?

  • «застыла на месте»
  • «не поверила своим глазам»
  • «облегчённо вздохнула»
  • «похожее на тихое шипение»

4. Почему Аня решила, что крокодил собирается атаковать?

  • он показал длинный ряд зубов
  • он издал громкое шипение
  • он начал ворчать и фыркать
  • он двигал хвостом вверх и вниз

5. Пронумеруй события в том порядке, в котором они произошли в рассказе.

Номер 1 уже поставлен

Аня увидела крокодила

Крокодил съел двух фламинго

Аня попыталась объяснить своим родителям, почему разбита дверь

1_ Аня пошла в ванную комнату

Аня вбежала в свою комнату и захлопнула дверь.

6. Для Чего Аня позвала фламинго?

7. Как была сломана дверь в спальню?

  • крокодил хвостом пробил дверь.
  • большая ваза разбилась о дверь.
  • фламинго острым клювом ударил в дверь
  • кровать ударилась в дверь.

8. Как журнал помог Ане? Запиши два примера

___________________________________

9. Какое чувство испытывала Аня по отношению к фламинго в конце истории?

  • чувство вины
  • настороженность
  • благодарность
  • раздражение

10. Напиши одно из последствий происшествия, которое Ане трудно было объяснить своим родителям.

___________________________________

11. По поступкам Ани ты узнал, какой у нее характер. Запиши одну черту характера Ани. Чтобы подтвердить свой ответ, приведи два примера того, что она делала.

_____________________________________

Вы наверняка что-то слышали из этих хитрых англоязычных аббревиатур, когда читали о школьниках. Но не всегда понимали, что вообще всё это значит, какие такие исследования и что они оценивают. Рассказываем, в каких международных исследованиях участвуют российские школьники и даже учителя. И как они проводятся.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успехов школьников по отдельным дисциплинам. Зачем это нужно? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это значит, что для оценки уровня образования используются самые современные мониторинговые технологии. И Россия может использовать этот опыт в проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.

1. PIRLS - как школьники читают и понимают тексты

Что проверяют. Как школьники умеют читать и понимать тексты.

Кто участвует. В исследовании участвуют дети, которые оканчивают начальную школу. В России это четвероклассники. Считается, что именно к этому моменту ученики настолько развивают свои навыки чтения и работы с текстом, что они становятся базой для учёбы в средней и старшей школе.

Когда проходит. PIRLS проходит циклично - раз в пять лет. С 2001 года его проводили уже четыре раза. Последний раз в 2016 году. В PIRLS в разное время участвовали от 35 до 50 стран.

В PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) оценивают два вида чтения:

  • чтение для приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение для освоения и использования информации.

Для проверки школьникам дают два текста: научно-популярный (информационный) и художественный. Почле чтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:

  • находить информацию;
  • формулировать выводы;
  • интерпретацию и обобщение информации;
  • анализ и оценку содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Понятно, что система обучения и школьная программа могут довольно сильно разниться от страны к стране. Поэтому главная задача организаторов таких исследований - сделать так, чтобы результаты в разных странах были сравнимы между собой. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в шесть лет, но в Англии и Новой Зеландии обучение начинается в пять лет, поэтому участие в проекте принимают школьники из пятого класса, а не из четвёртого.

Средний возраст детей, у которых проверяют качество чтения и понимание текста - 10,5 лет. Но в странах Восточной Европы ребята начинают учиться в семь лет, поэтому им в среднем 10,7 -10,9 лет.

Как в PIRLS показывают себя школьники из России . В самом первом исследовании PIRLS-2001 Россия заняла только 16-е место из 35 стран. В конце 2017 года появились результаты последнего исследования PIRLS-2016, в котором российские школьники . Причём это не в первый раз: в 2006 году Россия тоже была лидером. Несмотря на то, что PIRLS проверяет только читательскую грамотность, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утверждает , что такие высокие результаты у наших четвероклассников означают, что в российская начальная школа - в принципе лучшая в мире.

Пример задания:

«Поиск ответа облегчен тем, что в вопросе и в ответе использованы одни и те же слова: „запасные носки“, „ноги могут промокнуть“. Читателю даже не приходится делать синонимические замены. Российских четвероклассников практически не затрудняет поиск в тексте ответа на вопрос в том случае, когда формулировки вопроса и ответа практически совпадают. Однако неопытных читателей может затруднить необходимость делать самые элементарные синонимические замены при сравнении словесной ткани вопроса и ответа. Найти в тексте ответ на вопрос гораздо легче, если не требуется переформулировать вопрос. В приведённом выше примере такие трудности испытывает около 10% десятилетних читателей во всех странах мира, в том числе и в России».

2. PISA - какой уровень знаний у учеников в средней школе

Что проверяют. Математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников.

Кто участвует. В отличие от PIRLS, в этом исследовании участвуют 15-летние школьники.

Когда проходит. Впервые PISA провели в 2000 году, с тех пор оно проводится каждые три года. Россия принимает участие в исследовании с самого начала. А всего с 2000 по 2015 год в PISA участвовали от 32 до 74 стран мира.

Исследование PISA позволяет оценить эффективность изменений и образовательных решений за три года. По результатам теста становится понятно, в каком направлении нужно развивать российское образование, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников российских школ.

Тест PISA адаптируется под изменения в сфере образования. Так, в 2012 году участники решали задачи «интерактивного типа», в которых нужно было виртуально обследовать какой-то предмет (например, кондиционер или MP3-плеер) и после этого ответить на вопросы о принципах его работы. А в 2015 году впервые проверяли финансовую грамотность школьников.

Как в PISA показывают себя школьники из России . К сожалению, результаты российских школьников в этом исследовании далеки от первых мест - за всё время Россия ни разу не вошла даже в двадцатку стран по трём показателям. А в последнем тестировании PISA-2015 .

Пример задания на математическую грамотность:

Комментарий эксперта к заданию: «В задании требуется воспринять новую информацию - описание представленной реальной ситуации - и интерпретировать её геометрическую модель, чтобы вычислить длину дуги. Опираясь на пространственное воображение и интуицию при работе с моделью, можно догадаться, что эта дуга составляет ⅙ часть длины окружности двери. Для решения нужно вспомнить (или посмотреть в списке формул) известную учащимся формулу длины окружности. Ответ в пределах от 103 до 105. […]. Подобных задач нет в российских учебниках. Слово „окружность“ не упоминается в тексте задания, и учащимя самим надо сообразить, что именно окружность, разделённая тремя радиусами на три равные части, является моделью вращающейся двери».

Пример задания на читательскую грамотность:

Комментарий эксперта к заданию: «В этом задании школьнику нужно осмыслить и оценить информацию из текста».

3. TIMSS - к ак в начальной и средней школе знают математику и естественные науки

Что проверяют. Основная цель исследования - сравнить между собой качество математического и естественнонаучного образования в начальной и средней школе.

Кто участвует. Ученики 4-х и 8-х классов.

Когда проходит. Каждые четыре года. Такая схема позволяет отслеживать, какие изменения происходят в образовании при переходе из начальной в основную школу и как они влияют на качество образования.

В 2015 году тестирование TIMSS проводилось и среди 11-классников - тогда у старшеклассников, углубленно изучающих точные предметы, проверяли понимание математики и физики.

Бонусом в странах-участницах (кстати, их в разные годы было от 25 до 50) исследуют особенности учёбы. Для этого разработаны специальные анкеты, которые заполняют не только школьники, а ещё учителя и администрация школ. Информация, которую учёные получают из этих анкет, помогает лучше понять результаты основного тестирования и объяснить, что не так с математическим или естественнонаучным образованием в стране.

Как в TIMSS показывают себя школьники из России . Результаты у российских школьников достаточно высокие. В последнем исследовании 2015 года ученики 4-х классов заняли 7-е место по математике и 4-е по естествознанию. Восьмиклассники оказались на 6-м месте по математике и на 7-м в естественных науках. Но при этом рейтинг выявил : большой объём домашних заданий, резкое падение успеваемости в средних классах и недовольство учителей своей работой.

Задание для 4-х классов по математике:

На сегодняшний день одним из важных направлений деятельности НЦОКО является развитие международной связи с ведущими международными организациями в области оценки качества образования.

В целях участия в международных исследованиях TIMSS и PISA по оценке качества образования, НЦОКО при МОН РК заключены международные соглашения с такими организациями как Международная Ассоциация по оценке качества образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA) и Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD).

Международное исследование TIMSS, проводится Международной Ассоциацией по оценке качества образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA). IEA – весьма важное звено в международном образовательном сообществе с уникальной сетью, объединяющей ученых, исследователей и политиков в совместной работе по подготовке и проведению исследований качества образовательных достижений во всем мире. С конца 1950-х годов количество членов IEA возросло с первоначальных 12 членов организации до сегодняшних 68 исследовательских институтов в области образования, начиная от университетов и заканчивая министерствами образования. Партнерами IEA в деле финансирования проектов являются правительства стран-членов Ассоциации, частные организации и другие международные институты, включая Национальный центр США по образовательной статистике, Всемирный банк, Межамериканский банк развития, Программа ООН по развитию для стран арабского мира и Европейская комиссия.

Цикличные исследования, проводимые IEA по основным школьным предметам, привлекают огромное количество стран со всего мира. Многие из присоединившихся к исследованиям IEA страны имеют средний или низкий уровень дохода, чья социальная, политическая и экономическая ситуация отличается от той ситуации, которая сложилась в странах – традиционных участниках исследований IEA. Следовательно, этот факт требует разработки новых методов работы, которые были бы действенными на практике в разных системах. С учетом данных обстоятельств IEA повысило количество обучающих семинаров, которые заключаются во всесторонней поддержке на различных этапах подготовки и осуществления исследования, с использованием соответствующей базы данных и инструкциями по работе с этой базой в условиях своей системы образования.

Результаты исследований IEA представляют не только академическую и практическую ценность, но и, что еще более важно, продемонстрировали обоснованность проведения широкомасштабных и кросс-национальных исследований. Помимо этого, стало ясно, что совместная работа нескольких исследовательских центров может быть весьма плодотворной, и вполне возможно составить тесты и анкеты, которые «работали» бы одинаково хорошо в различной культурной среде. Более того, в результате исследований обнаружено, что влияние языковых различий может быть сведено к минимуму путем точного перевода инструментария.

С тем, чтобы расширить возможности для дальнейшего вторичного анализа данныхIEA организовывает научные конференции, по результатам которых каждые два года издаются специальные материалы, основанные на данных IEA. Первая конференция прошла в 2004 году, на Кипре, затем в 2006 году подобное мероприятие прошло в Вашингтоне и в 2008 году – на Тайване. Кроме того, IEA присуждает 2 премии за высококвалифицированные научные изыскания с использованием материалов IEA: премия Ричарда М. Вулфа (Richard M. Wolf Award) – авторам научных докладов или книг и премия Брюса Х. Чоппина (Bruce H. Choppin Award) – за выдающиеся магистерские или докторские диссертации. Премии рассчитаны на то, чтобы поддерживать и продвигать авторов выдающихся научных разработок, студентов выпускных курсов и начинающих ученых, которые работали с данными IEA.

Международное исследование PISA осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и ОЭСР - Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development - OECD). Работой консорциума руководит Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research – ACER). В Консорциум входят также следующие ведущие организации: Нидерландский Национальный институт измерений в области образования (Netherlands National Institute for Educational Measurement – CITO), Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS), Японский Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER), Американская организация ВЕСТАТ (WESTAT), выполняющая различные исследования по сбору статистической информации.

Международные методы, разработанные в рамках программы PISA, сосредоточены на оценке навыков чтения, счета и научного анализа. Проект PISA направлен на исследование образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста, где оценивается функциональная грамотность подростков в области естественных наук, математики и чтения, их готовность к самостоятельной жизни в обществе.

Анализ проведенных исследований позволяет делать вывод о том, что большинство систем образования не поспевает за быстро меняющейся экономикой и не дает ученикам необходимых навыков. (Такими навыками принято считать способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве).

Реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера. Только они могут вооружить школьников навыками, необходимыми для успеха в мировой экономике завтрашнего дня. «В глобальной экономике главным мерилом успеха в сфере образования становится не просто повышение требований национальных стандартов, а формирование систем образования мирового класса. Именно поэтому все больше стран измеряет успехи и недостатки своей системы образования с помощью разработанных ОЭСР глобальных параметров PISA. Для эффективности данного мероприятия крайне важно непрерывно совершенствовать систему оценок, вводя в нее навыки, имеющие важное значение и для ученика, и для национальной экономики» (из выступления Андреаса Шляйхера, руководителя отдела учебных показателей и анализа ОЭСР).

Международные исследования TIMSS и PISA сосредоточены на нескольких ключевых областях, создающих наибольшие перспективы для трансформации систем образования и оценки знаний. Участие в этих исследованиях позволит Казахстану разработать методологии и новейшие технологии обучения, создавая эффективную обучающую среду и формируя воспроизводимые методы обучения и оценок с помощью информационных и коммуникационных технологий, стимулирующих развитие навыков, необходимых ученикам для успешной работы. В настоящее время НЦОКО проводит анализ успешных экспериментов по развитию и тестированию навыков XXI века и рассматривает возможности широкого распространения полученных результатов.

Источники:

Исследования TIMSS , PIRLS

сайт Международной Ассоциации по Оценке Учебных Достижений - IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement ): http :// www . iea . nl / http :// timss . bc . edu / : http://pirls.bc.edu/

http :// pirls . bc . edu / TIMSS 2007/ idb _ ug . html

http :// timss . bc . edu / pirls 2006/ user _ guide . html

Исследование PISA

сайт Организации Экономического Сотрудничества и Развития - OECD (Organisation for Economic Co - operation and Development ): www . oecd . org

PISA-2000 : http://pisa2000.acer.edu.au/index.php

PISA-2003 : http://pisa2003.acer.edu.au/index.php

PISA-2006 : http://pisa2006.acer.edu.au /

PISA-2009 : http://pisa2009.acer.edu.au /

Исследовательский институт IEA - ETS Research Institute ( IERI ).

Направление деятельности:

    совершенствование методологии исследований;

    подготовка специалистов;

    распространение результатов.

ссылка на сайт: http:// www . ierinstitute . org

Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) – это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

Исследование проводится циклично - один раз в четыре года. Впервые было проведено в 1995 году. При этом трижды с 1995 года (последний раз в 2015 году) проводилось «расширенное» исследование (Advanced TIMSS), включающее в себя изучение достижений обучающихся последнего класса школы.

отслеживать тенденции в математическом и естественнонаучном образовании участвующих стран каждые 4 года, когда учащиеся 4 классов становятся учащимися 8 класса. Таким образом, осуществляется мониторинг учебных достижений учащихся начальной и основной школы, а также изменений, происходящих в математическом и естественнонаучном образовании при переходе из начальной в основную школу.

Дополнительно изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. Для этого дополнительно к международному тестированию проводится анкетирование учащихся, учителей и администрации школ, участвовавших в исследовании. Полученные данные позволяют выявить факторы, влияющие на результаты тестирования, и объяснить состояние математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования.

Инструментарий международного исследования TIMSS включает: тесты достижений; анкеты (для учащихся, учителей, администрации образовательного учреждения, экспертов в области образования, наблюдателей за качеством исследования); методическое обеспечение (руководство для национальных координаторов по организации и проведению исследования, руководство по формированию выборки, руководство для школьных координаторов, руководство по проведению тестирования, руководства по проверке заданий со свободными ответами, руководство по вводу данных и др.); программное обеспечение (по отбору классов и учащихся, по вводу данных).

Результаты России в TIMSS:

2003 г.: математика (4 класс) – 9 место, математика (8 класс) – 12 место, естествознание (4 класс) – 9 место, естествознание (8 класс) – 17 место.

2007 г.: математика (4 класс) – 6 место, математика (8 класс) – 8 место, естествознание (4 класс) – 5 место, естествознание (8 класс) – 10 место.

2011 г.: математика (4 класс) – 10 место, математика (8 класс) – 6 место, естествознание (4 класс) – 5 место, естествознание (8 класс) – 7 место.

2015 г.: математика (4 класс) – 7 место, математика (8 класс) – 6 место, естествознание (4 класс) – 4 место, естествознание (8 класс) – 7 место, математика (11 класс) – 4 место, физика (11 класс) – 2 место.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (англ. Programme for International Student Assessment) – тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

Исследование циклично и проходит раз в три года.

В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. Согласно итогам исследования PISA 2000-2009 лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии, в Европе в десятке лидеров Финляндия и Нидерланды.

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) – это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA). Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

Исследование проводится циклично - один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей – к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

1. Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

2. Чтение с целью освоения и использования информации.

В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

1. Нахождение информации, заданной в явном виде;

2. Формулирование выводов;

3. Интерпретация и обобщение информации;

4. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Кроме того, исследование содержит в себе анкеты не только для выпускников начального звена школьного обучения, но и анкеты для родителей, педагогов младших классов и административного персонала школы.

Результаты России в PIRLS: 2001 г. – 16 место, 2006 г. – 1 место, 2011 г. – 2 место, 2016 г. – результаты в стадии обработки.

Вопрос № 13


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02