Революционные метания саввы морозова. Савва Тимофеевич Морозов

Публикации раздела Традиции

Жизнь и смерть Саввы Морозова

С авва Морозов - один из богатейших людей Российской империи начала ХХ века, меценат и благотворитель. Чем он вошел в историю? Рассказывает Софья Багдасарова.

Савва Тимофеевич Морозов был представителем знаменитой династии купцов-старообрядцев. Миллионер управлял семейным предприятием - текстильной Никольской мануфактурой, а также другими компаниями и заводами. Крутой характер, мощный интеллект, великолепное образование (химия в Кембридже), медвежье телосложение, огромное состояние - Савва Морозов был весьма заметной фигурой в бизнесе начала ХХ века.

Его меценатство

Семья Морозовых прославилась как успехами в торговой деятельности, так и любовью к искусствам: например, его кузен Иван Абрамович собрал коллекцию импрессионистов, которой ныне гордятся Пушкинский музей и Эрмитаж . А Савва Тимофеевич предпочитал нематериальные ценности и в быту был очень прост: мог ходить в стоптанной обуви с заплатами, а из произведений искусства держал в кабинете только бюст Ивана Грозного работы Марка Антокольского.

Он заботился о своих рабочих (отменил штрафы, ввел пособия для беременных и т. д.), строил больницы, родильные приюты, жертвовал на издание книг. Симпатизируя революционному движению, он спонсировал издание газет «Искра», «Новая жизнь» и «Борьба».

Самым важным, пожалуй, оказался его вклад в создание Московского Художественного театра (МХТ им. Чехова): на строительство его здания и прочие нужды Морозов потратил колоссальную сумму - около полумиллиона рублей.

Впрочем, если нужно было, Морозов разбирался и в изобразительном искусстве. Например, рельеф «Пловец», которым был украшен вход в МХТ, он заказал только что вернувшейся из Парижа Анне Голубкиной .

Его женщины

Женился Савва со скандалом, уведя жену у своего более бедного родственника Сергея Викуловича Морозова. Его супруга Зинаида была женщиной большого ума, как писали современники - «ловкая, с вкрадчивым выражением черных умных глаз на некрасивом, но значительном лице». Морозов обожал ее и осыпал деньгами и подарками.

Для Зинаиды он построил роскошный особняк на Спиридоновке. Здание в псевдоготическом духе возвел Федор Шехтель, для которого это стало одной из ключевых работ. Интерьер особняка еще более вычурный, чем наружный облик, - недаром Зинаиду упрекали в дурном вкусе нувориша, а также злословили, что она позволяет себе на приемах делать шлейф у платья длиннее, чем у императрицы, а букет - роскошней, чем у великой княгини.

У супругов было четверо детей. Со временем их отношения охладели. Новой страстью Морозова в последние годы жизни стала одна из красивейших женщин России - актриса МХТ Мария Андреева. Которая вдобавок была спутницей жизни Максима Горького и одной из активных деятельниц революционного движения. Ее он тоже осыпал деньгами - только шли они не на жемчуга и бриллианты, а на подпольную деятельность.

Зинаида Морозова

Зинаида Морозова с дочерьми

Мария Андреева и Максим Горький в Репино

Мария Андреева

Его смерть

В 1905 году мать Саввы, официальная собственница Никольской мануфактуры, обеспокоенная его поведением и революционными взглядами, отобрала у него управление предприятием. Морозов замкнулся и перестал выходить в общество. Пошли слухи, что он сошел с ума. В апреле 1905 года консилиум, созданный для оценки его здоровья, постановил, что он находится в состоянии нервного расстройства, которое проявляется то в чрезмерном возбуждении, бессоннице и беспокойстве, то в приступах тоски и подавленном состоянии.

Морозов вместе с супругой отправился за границу на лечение. 13 мая в гостиничном номере в Каннах его нашли мертвым с браунингом в руке. Рядом была записка: «В моей смерти прошу никого не винить». Однако все члены семьи и многие друзья были уверены, что на самом деле Морозов был убит. Назывался и возможный мотив - его страховой полис на 100 тысяч рублей, оказавшийся у Андреевой. Новость о смерти промышленника привела к панике на бирже.

Похоронили Морозова по христианскому обряду, на старообрядческом Рогожском кладбище, рядом с предками, будто и не было справки из французской полиции о самоубийстве.

Все, кому знакомо имя Саввы Морозова, знают, что купец оказывал существенную материальную помощь большевикам. Оказывал вопреки здравому смыслу: не руби сук, на котором сидишь. По выражению одного из служащих принадлежавшей Морозовым Никольской мануфактуры, Савва Тимофеевич "На одном стуле... накапливал богатства, а на другом растрясывал на революцию" 1 . Но вот был ли Морозов убежденным революционером "во вред себе"?

Никакой "борьбы", только реформы!

В 1880-х - 1890-х годах Морозов был бесконечно далек от деятельного сочувствия революционерам. Его политические взгляды этого периода были умеренно либеральными, а в некоторых моментах - консервативными. Университетский товарищ Морозова граф Дмитрий Адамович Олсуфьев вспоминал: "Морозов в 90-х годах был еще весьма далек от революционных настроений... По складу своих мыслей он был либералом-позитивистом", что не мешало ему находиться "...под сильным влиянием консервативно славянофильских идей" 2 . Однако консервативные взгляды Морозова проявлялись главным образом в экономической области.

В центре политических воззрений Морозова стоял "рабочий вопрос" 3 , что, по крайней мере внешне, сближало его с некоторыми из современных ему представителей радикальных политических течений. Однако решать этот вопрос купец планировал исключительно путем реформ. Ничего революционного, никакой "борьбы с самодержавием", никакой марксистской "подложки". Более того, являясь на тот момент главой российского купечества, Морозов занимал видные общественно-политические должности, был вхож в министерские кабинеты, "знал тайные ходы петербургских департаментов" 4 . Находился в приятельских отношениях с С.Ю. Витте и другими высокопоставленными сановниками, представлял купечество в диалоге с правящей династией. На законодательном уровне он отстаивал как права и интересы купечества, так и гражданские права рабочих: право на справедливые условия труда, на сокращение рабочего дня, а позже, незадолго до первой русской революции, - на создание союзов, на стачку и т.п.


В плену артистической натуры

На рубеже веков политические воззрения Морозова претерпели быструю и неожиданную для многих трансформацию. Отчасти она была вызвана неудачным поворотом в его общественно-политической карьере: в 1896 году Морозов рассорился с министром финансов Витте. Но гораздо более значительную роль здесь сыграли перемены в личной жизни. Морозов влюбился. Объектом его страсти стала актриса Московского Художественного театра Мария Федоровна Желябужская, по сцене - Андреева.

Жена крупного чиновника, Андреева была женщиной выдающейся во многих отношениях. Тот факт, что она воспитывала двух родных и двух приемных детей, как ни странно, не мешал ей всей душою быть преданной идее революционного преобразования русского общества, большевистской фракции РСДРП и лично Владимиру Ильичу Ленину, с которым Андреева состояла в многолетней переписке. Красавица, обольстительница, актриса не только на сцене, но и в жизни, ловкий манипулятор и конспиратор, опытный распространитель подпольной литературы, обладавшая поистине мужской хваткой и колоссальной силой воли. Разнообразные таланты Андреевой воспевали многие большевики, которые хотя бы изредка имели с нею дело. Не зря В.И. Ленин дал ей подпольную кличку "Феномен".

Савва Морозов стал отнюдь не случайным эпизодом в жизни Андреевой. Купец, ворочавший миллионными капиталами, был нужен революции, а значит - нужен Андреевой. Революция требовала немалых средств, а рядовые сотрудники могли отчислять в пользу партии совсем небольшие суммы, в среднем "от пяти до двадцати рублей" 5 ежемесячно. Поэтому, по словам крупного деятеля большевистского подполья Л.Б. Красина, "Одним из главных источников [средств] было обложение всех... оппозиционных элементов русского общества, и в этом деле мы достигли значительной виртуозности" 6 .


"Кошелек" для революционеров

С 1888 года Савва Тимофеевич был женат на купеческой дочери Зинаиде Григорьевне, урожденной Зиминой. К рубежу веков у них было трое детей: сын и две дочери. Но что-то в этом браке разладилось. Быть может, дело в том, что ссора Морозова с Витте произошла, по образному выражению писателя А.В. Амфитеатрова, из-за "бабьих хвостов". Во время приезда Николая II в Нижний Новгород на Всероссийскую выставку 1896 года, где Савве Морозову выпала честь поднести императорской чете хлеб-соль, Зинаида Морозова посмела надеть платье, шлейф коего был длиннее, чем у императрицы, "...и украсила купеческое чело свое брильянтовою диадемою, весьма похожею на ту, которую носила императрица" 7 . Это было вопиющее нарушение придворного этикета и, как следствие, - конец успешной общественно-политической карьеры ее мужа. Так или иначе, Савва Тимофеевич охладел к жене, и это сделало его легкой мишенью для такой опытной обольстительницы, какой являлась М.Ф. Андреева.

Роман Морозова и Андреевой начался осенью 1899 года. Сблизил их Московский Художественный театр, существование которого Савва Тимофеевич поддерживал рублем с зимы 1897/1898 года, а также активный интерес к рабочему вопросу. Постепенно актриса приобщила купца к деятельности подпольных организаций радикального толка и убедила давать деньги на их нужды.

Известно, что Морозов финансировал издание нелегальной марксистской газеты "Искра", устраивал деятелей революционного движения на работу к себе на фабрику или в имения. Трудоустроены были такие крупные деятели, как А.Н. Тихонов-Серебров и Л.Б. Красин. Морозов прятал от преследования властей известного политического преступника - большевика, одного из руководителей Московского комитета РСДРП Н.Э. Баумана. При этом Мария Федоровна без тени сомнений говорила: "С.Т. Морозов отлично знал, что укрывает у себя того самого человека, который два месяца назад вел с его рабочими... разъяснительную беседу по поводу готовящейся на фабрике стачки" 8 . Деньги Морозова поступали в партию через Андрееву или, позже, через Горького.


Горькое прозрение

Отношения Андреевой и Морозова завершились весной или летом 1903 года, когда Мария Федоровна, выполняя новое задание партии, отдала предпочтение Горькому, чья литературная слава уже гремела не только в России, но и по всему миру. Савва Тимофеевич вернулся в семью, к жене, только что родившей ему второго сына.

Что до политических взглядов, то в 1904-1905 годах Морозов возвратился на умеренные, либеральные позиции, которые были свойственны ему прежде, пусть и с существенными коррективами. Как и в период до 1897 года, Морозов считал наиболее эффективными законные методы политической борьбы, диалог с правительством. Но если раньше он добивался от властей принятия отдельных законов, то в середине 1900-х он стал предъявлять иные требования: проведение глубоких реформ, введение конституции, парламентские преобразования. В эти годы Морозов вновь сблизился с либеральными кругами, при этом претендуя на роль "купеческого лидера", которую он успешно играл до 1896 года 9 .

Связи Морозова с большевиками стали все более сокращаться. Пик его помощи большевистской фракции РСДРП пришелся на 1902 - весну 1904 года. Зимой 1903/1904 года Андреева и Горький стали открыто жить гражданским браком. C этого момента доселе бурный поток морозовской денежной помощи большевикам превратился в тоненькую струйку, фактически сошел "на нет". Следующей зимой Савва Тимофеевич поссорился с Горьким, которого отныне "...в разговорах со знакомыми сухо называл "Максимом" или "Алексеем", а то даже и "господином Горьким"" 11 .

Измена Андреевой позволила Морозову посмотреть на бывших соратников, что называется, со стороны. Большевики потеряли в его глазах романтический ореол. Савва Тимофеевич, по-видимому, разглядел антигуманные методы и идеи большевистской фракции РСДРП, которая, проявляя мнимую заботу о рабочих, использовала их как орудие для достижения собственных политических целей. С прозрением пришло активное нежелание продолжать финансовую помощь большевикам: известно, что Морозов неоднократно отказывал им в подобных просьбах. Но, однажды став спонсором и соучастником террористической деятельности, не так просто распрощаться с этим соучастием.

Загадочная смерть в Каннах

13 мая 1905 года Саввы Морозова не стало. Купец ушел из жизни в возрасте 43 лет. Что именно произошло с ним в Каннах, видимо, не удастся установить уже никогда. Официальная версия - самоубийство на почве психического расстройства - выглядит, мягко говоря, неправдоподобной.

Известно, что вскоре после начавшейся 14 февраля 1905 года забастовки на Никольской мануфактуре родственники во всеуслышание объявили Морозова сумасшедшим. Этот шаг призван был оградить купца от преследований со стороны желавших получить от него деньги большевиков: по законам того времени, над умалишенным устанавливалась опека, и он не мог самостоятельно распоряжаться своими средствами. В середине апреля Савва Тимофеевич вместе с женой и доктором Н.Н. Селивановским покинул пределы страны и перемещался по Европе. Четко продуманного маршрута поездки не было. За Морозовым повсюду следили и, несмотря на все ухищрения, оторваться от преследователей не получалось. По словам Д.А. Олсуфьева, который знал о последних неделях жизни Саввы Тимофеевича со слов З.Г. Морозовой, "Революционеры повели самый наглый шантаж выколачивания из него денег" 12 . Наиболее вероятно, что Морозова застрелили большевики. По крайней мере, у них имелось два весьма веских мотива.

Общеизвестен следующий факт. В конце 1904 года Савва Тимофеевич застраховал свою жизнь на огромную по меркам большевиков сумму - 100 000 рублей. Страховой полис, который был оформлен на предъявителя, он передал актрисе и бывшей любовнице М.Ф. Андреевой. После кончины Морозова та распорядилась средствами с виртуозной расчетливостью: 60 000 рублей через Л.Б. Красина пошло на нужды партии, 1000 - на услуги адвоката, благодаря которому удалось получить деньги у наследников купца, 15 000 - на погашение долга Горького. Остальное было оставлено ею на собственные нужды. Но, думается, потребность в деньгах - менее веская причина, по которой большевики убили Морозова. Морозов резко перестал удовлетворять постоянно растущие партийные нужды. Иными словами, отказавшись и дальше финансировать большевиков, Морозов превратился в опасного свидетеля их деятельности. А, как известно, измены террористы не прощают. Инструмент, который более не приносит пользу, должен был быть уничтожен - и Морозова тихо "убрали".

Гроб с телом С.Т. Морозова доставили в Москву его жена и племянник, А.Г. Карпов. 29 мая 1905 года Савва Тимофеевич был похоронен на Рогожском кладбище Москвы. Похороны были пышные. Проститься с Морозовым пришло более 15 тысяч человек. Ни М.Ф. Андреева, ни А.М. Горький на похоронах не присутствовали. Зато было много рабочих и служащих Никольской мануфактуры. На их средства была создана икона Саввы Стратилата. На латунной плите в нижней части иконы имеется надпись: "Сия святая икона сооружена служащими и рабочими в вечное воспоминание безвременно скончавшегося 13 мая 1905 г. незабвенного директора Правления, заведовавшего фабриками Товарищества, Саввы Тимофеевича Морозова, неустанно стремящегося к улучшению быта трудящегося люда".

1. Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М., 1999. С. 518.
2. Олсуфьев Д.А. Революция: Из воспоминаний о девятисотых годах и об моем товарище Савве Морозове, ум. 1905 г. // Возрождение. 1931. 31 июля (N 2250). С. 5.
3. Зилоти В.П. В доме Третьякова. М., 1998. С. 51.
4. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма. М., 1989. С. 124.
5. Красин Л.Б. Дела давно минувших дней: Воспоминания. М., 1934. С. 93.
6. Красин Л.Б. Большевики в подполье. М., 1932. С. 50-51.
7. Амфитеатров А.В. Из литературных воспоминаний // Руль. 1922. N 552. 22 (9) сентября. С. 2.
8. Комаровская Н.И. Виденное и пережитое: Из воспоминаний актрисы. Л.-М., 1965. С. 61.
9. Подробнее см.: Федорец А.И. Савва Морозов. М., 2013.
10. См.: Серебров А. Время и люди: Воспоминания (1898-1905). М., 1960. С. 211-216.
11. Алданов М. Самоубийство: Исторический роман. М., 1993. С. 69.
12. Олсуфьев Д.А. Указ. соч. С. 5.

Его называли "купеческим воеводой", но он стал известен благодаря меценатской деятельности. Морозов вдохнул новую жизнь в искусство, строил театры, поддерживал художников.

Финансирование МХАТа

Главным делом Саввы Морозова как мецената считается его активное и деятельное участие в жизни Московского художественного театра, в то время только создававшегося Станиславским и Немировичем-Данченко. Сначала купец пожертвовал труппе десять тысяч рублей, а затем, когда у театра возникли трудности, он фактически взял на себя обязанности директора, занимался всеми хозяйственными делами, вникал в каждую мелочь - и при этом тратил на МХАТ собственные средства. В общей сложности Савва Морозов пожертвовал театру около полумиллиона рублей. Одни объясняют этот широкий жест страстью к актрисе театра Марии Андреевой, другие - уверенностью Морозова в том, что этот театр должен повлиять на российскую культурную жизнь.

Строительство здания в Камергерском переулке

По некоторым данным, Морозов в сумме за восемь лет, с 1896-го по 1904-й, заработал около миллиона рублей, то есть фактически половину своих доходов он отдал новому московскому театру. Сумма его помощи не была бы столь астрономической (в примерном переводе на современные деньги 500 тысяч дореволюционных рублей - это приблизительно 750 миллионов современных), если бы он не решил построить новое современное здание для любимого МХАТа. И денег Морозов не жалел: здание проектировал знаменитый архитектор Шехтель, зрительный зал был рассчитан на 1100 мест, гримерки оборудовали письменным столом и мягкими кушетками для отдыха, а сцена театра с чайкой на кулисах стала гордостью и визитной карточкой труппы.

Создание театра для рабочих и служащих

Но не МХАТом единым жил Савва Морозов. Известны неоднократные случаи его помощи другим театрам, в частности, труппам под руководством Чарского, Абрамовой, Суворина, Корша. Он же, будучи председателем комитета Нижегородской ярмарки, решил выделить крупные средства для проведения гастролей различных театров. Но это не все: Морозов первым построил театр для рабочих и служащих, на что, по данным тогдашней прессы, потратил порядка двухсот тысяч рублей. Возник первый пролетарский театр в подмосковном Орехове-Зуеве, где находилась Никольская мануфактура, текстильное предприятие семьи Морозовых. То есть, Савва Тимофеевич Морозов, вложил двести тысяч собственных средств на развитие культурной жизни рабочих и служащих его же собственного предприятия.

Улучшение жизни рабочих

Строительство театра для своих рабочих было не единственной мерой, предпринятой Саввой Морозовым для улучшения их жизни. Отец мецената, Тимофей Морозов, мало заботился об условиях жизни пролетариев, более того, постоянно взыскивал с них штрафы. Став во главе предприятия, Савва Тимофеевич первым делом отменил систему штрафов. Он построил новые цеха, казармы, оборудованные паровым отоплением, вентиляцией, отдельными кухнями, прачечными, больницу, где рабочих лечили бесплатно, дом престарелых. Морозов ввел даже пособие по беременности для сотрудниц своего предприятия и построил родильное отделение для Староекатерининской больницы. Как результат, фабрика в Орехове-Зуеве за несколько лет вышла на третье место по рентабельности и стала одной из лучших по качеству продукции.

Обучение и стипендии

Морозов не только верил, что возможно превратить безграмотного темного мужика в развитую личность, но и прилагал все усилия для того, чтобы этой цели достичь. Способных рабочих он отправлял на курсы повышения квалификации, во время обучения выплачивал им стипендии, а после, когда они возвращались на фабрику и показывали результаты, повышал зарплату.
Морозов считал, что для улучшения благосостояния людей необходимо развивать технологии, науку и учить людей труду. "В мире творчески работают три силы: наука, техника, труд; мы же технически - нищие, наука у нас под сомнением в ее пользе, труд поставлен в каторжные условия, - невозможно жить", - говорил он. И оказывал помощь не только представителям искусства и пролетариям, но также будущим ученым, студентам, среди которых также были его стипендиаты. Фабрикант являлся почетным членом Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета.

Помощь Горькому

Савва Морозов помогал другим без тени высокомерия. Кажется, он считал себя обязанным помогать. Хотя многим проектам он отказывал в поддержке, считая их бесперспективными. Среди художников, писателей, артистов было немало его друзей. Один из них, Максим Горький, оставил воспоминания об удивительном фабриканте.
В одну из первых встреч писатель попросил у Морозова ситцу для тысячи детей с городских окраин: для них Горький устаивал рождественсую елку. Купец не только согласился - охотно - помочь материалом, но также предложил купить сладостей для праздника и повел Горького обедать.
В другой раз, в 1905-м году, он хлопотал об освобождении Горького, когда того посадили в тюрьму и через месяц добился суда.

Помощь Чехову

Случаев, подобных тем, что описаны Горьким, было множество. Загораясь каким-то делом, Савва Морозов отдавался ему без купеческой расчетливости, всей душой. Даже в мелочах, когда люди могли обойтись и без его участия. О случаях помощи, поддержки, мог вспомнить и Чехов. В 1903-м году Савва Тимофеевич активно искал дачу в Подмосковье для Антона Павловича, когда болезнь того обострилась. В другой раз Морозовы всей семьей вышили для писателя подушку с надписью "За душечку", то есть за рассказ Чехова. "Моя Душечка не стоит такой подушечки", - пошутил в ответном письме Чехов.

Умер Савва Морозов 26-го мая 1905-го года. По официальной версии причина смерти - самоубийство: Морозов покончил с собой выстрелом в грудь.

Как-то непопулярна в новой, современной России идея благотворительности и меценатства. Обмельчали предприниматели, наверное, и даже традиции дореволюционного, русского меценатства не вдохновляют нынешних крупных бизнесменов, - излишки денег пойдут скорее на кипрский оффшор, чем во что-то, нуждающееся в поддержке на Родине.

А ведь среди тех, царских меценатов, были не просто люди, которым некуда девать деньги, это были личности, широко образованные и эстетически развитые, знающие толк и в культуре, и предметах роскоши, поддерживающие русскую науку.

Взять, к примеру, Савву Морозова, знакомого всем нам со школьной скамьи, - глыба ведь, а не человек!

Детство и юность

Савва Тимофеевич Морозов родом из старообрядческой купеческой семьи. Она была почтенная, богатая – уж постарался дед Саввы Тимофеевича в своё время, заложив купеческие основы фамилии. В Москве все знали большой морозовский двухэтажный особняк в Трёхсвятительском переулке, с зимней оранжереей и огромным садом с беседками.

Несмотря на некоторую зашоренность кругозора набожной матушки, её сыновья Савва и Сергей получили достаточно хорошее домашнее образование, позже Савва обучался в 4-й Московской гимназии на Покровке (где, по его словам, он научился курить и не верить в бога).

Позже, в 1881 году, юный Савва Тимофеевич поступил студентом на физико-математический факультет Московского императорского университета, который закончил через 6 лет дипломированным химиком. Обучение Савва продолжил в Великобритании, в Кембриджском университете, одновременно знакомясь с текстильном делом на английских фабриках.

Дела торговые морозовские

Вернувшись в Россию, в возрасте 25 лет Савва Тимофеевич принял от отца управление Никольской мануфактурой товарищества «Саввы Морозова сын и Ко». Будучи пайщиком товарищества, он владел всего 10 % паёв мануфактуры, остальной частью владела его суровая, стальная в делах матушка.

Помимо управления мануфактурой Савва директорствовал на посту московского Трёхгорного пивоваренного товарищества, держал хлопковые поля в Туркестане, владел заводами на Урале.

В 1905 году Морозов учредил анонимное общество соединённых химических заводов «С. Т. Морозов, Крель и Оттман». Будучи крупным российским предпринимателем, Морозов возглавлял комитет Нижегородской ярмарки, состоял членом московского отделения Совета торговли и мануфактур.

На Всероссийской промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде Савва Тимофеевич лично подавал государю хлеб-соль, а позже (тут же, на ярмарке) произнёс свою знаменитую речь: «Богато наделённой русской земле и щедро одарённому русскому народу не пристало быть данниками чужой казны и чужого народа… Россия, благодаря своим естественным богатствам, благодаря исключительной сметливости своего населения, благодаря редкой выносливости своего рабочего, может и должна быть одной из первых по промышленности стран Европы».

Морозовская Никольская мануфактура занимала в России третье место по рентабельности. Изделия мануфактуры сумели вытеснить английские ткани в Китае и Персии.

Меценатство и политическая деятельность Морозова

В 1893 году Морозов купил на Спиридоньевке дом А. Н. Аксакова, снёс его и построил роскошный особняк, принадлежащий сегодня МИДу России). Именно здесь он вместе со своей женой Зинаидой Григорьевной устраивал балы и светские вечеринки. В этом доме бывали такие люди, как Чехов, Шаляпин, Горький, Боткин, Станиславский и множество других не менее известных людей России.

Морозов охотно помогал Малому Художественному театру, заведовал его финансами и был председателем паевого товарищества по эксплуатации театра. Только на строительство здания МХТ в Камергерском переулке им было пожертвовано 300 тысяч рублей – огромная сумма денег по тем временам.

Морозов же сформулировал и главные принципы деятельности театра: не повышать цены на билеты для людей и ставить пьесы, имеющие большой общественный интерес.

С начала 1900-х годов увлёкся Морозов (и на беду себе) политикой. Будучи поначалу по взглядам либералом, земцем-конституционалистом, он постепенно дрейфовал в сторону революционно настроенных леваков. Говоря проще, - начал симпатизировать большевикам. В 1905 году, в разгар революционных волнений в России, прятал у себя одного из большевистских деятелей – Н. Э. Баумана. Морозов дружил с Максимом Горьким, был знаком с Леонидом Красиным.

Совершенно особые отношения связывали Морозова с другой большевичкой, актрисой МХТ – Марии Фёдоровной Андреевой. Это был, конечно же, любовный роман, в который Савва Тимофеевич кинулся со всей безумной страстью своей натуры.

Андреева была связана с партией РСДРП, добывала для большевиков деньги. «Товарищ феномен» - именно так называл Андрееву Ленин, - сумела добыть для партии от Саввы Морозова весьма крупные суммы денег (значительную часть его состояния). При его поддержке субсидировались такие газеты как знаменитая «Искра», «Новая жизнь (Санкт-Петербург), «Борьба» (Москва). Курьёзом, наверное, можно считать, что Морозов не просто прятал от полиции революционных товарищей, спонсировал большевистскую прессу, но и провозил её… на собственную фабрику.

Такую революционность Морозова русский писатель Марк Алданов объяснял так: «Савва субсидировал большевиков оттого, что ему чрезвычайно опротивели люди вообще, а люди его круга в особенности». Вот такая натура русских образованных капиталистов начала ХХ-го века: получив образование за рубежом, увидев жизнь в Европе, страстно возненавидеть российский старообрядческий уклад, консервативное мещанство окружающих и кинуться в спасении к людям, мечтающим этот уклад просто-напросто смести…

Последние годы Саввы Тимофеевича

Трагическим катком прокатилась по судьбе Морозова первая русская революция 1905 года. Восставшие рабочие Никольской мануфактуры потребовали от руководства фабрики принять их условия. Морозов и рад был договориться с ними, да на его пути встала его строгая, с железной деловой хваткой матушка, ведавшая всеми делами мануфактуры. После непродолжительного конфликта, она ограничила Савву Морозова в делах управления фабрикой, что очень тяжёло сказалось на его здоровье.

Нервное расстройство Морозова на фоне тяжкой депрессии выражалось то в чрезмерном возбуждении, беспокойстве и бессоннице, то в приступах крайней подавленности, нежелании что-либо делать. В Москве появились слухи о сумасшествии Морозова.

По совету врачей Савва Тимофеевич выезжает на лечение в Европу, и однажды в мае 1905 года его находят с простреленной грудью в одном из гостиничных номеров города Канн.

По официальной версии Морозов покончил жизнь самоубийством, хотя до сих пор вокруг его смерти очень много неясного и загадочного.

Фигура Саввы Морозова достаточно неоднозначная для своего времени. Чем-то похож он на одного из персонажей романа «Идиота» Достоевского - купца Рогожина. Такая же мятущаяся душа, неприятия своего окружения, любовь к капризной интеллигентке, которая предала его, уйдя к другому (а Мария Андреева ушла от Морозова к Горькому), Достоевский словно провидец живописал биографию Морозова задолго до жизни самого Саввы Тимофеевича…

Русская духовность - особая. Только русский может, умирая от голода, отдать другому единственный малый кусок хлеба. А уж если «кусков» у него много, если человек много трудится и много имеет, то отдавать - это было уже потребностью.

Семья купцов Морозовых была в России очень известна. У «Богородского первой гильдии купца» Саввы Васильевича Морозова (Саввы первого, потом род продолжился самым известным Морозовым - Саввой Тимофеевичем) было пятеро сыновей, от которых пошли четыре ответвления знаменитого морозовского дела. Тимофей Саввич стал владельцем Никольской мануфактуры, Елисей и Викула - Орехово-Зуевской, Захару Саввичу принадлежали Богородско-Глуховские фабрики, а Абраму Саввичу - Тверские.

Итак, по порядку. Савва Васильевич (1770–1860) был крепостным помещика Рюмина. Женившись и получив за женой приданое в пять золотых рублей, он открывает шелкоткацкую мастерскую. Трудился Савва очень тяжело, и только через 23 года ему удалось выкупить себя и всех пятерых сыновей из крепостной зависимости. Это обошлось ему в огромную сумму: 17 тыс. рублей ассигнациями.

Став свободным, он принимается за расширение дела. В 1825 году он основывает московскую фабрику, знаменитую затем «Морозовскую мануфактуру». Миткаль, ситец и бархат - замечательнейшего, высочайшего качества - прославили фамилию Морозовых, скажем без преувеличения, на века.

Число заводов и фабрик все множится, и к 1860 году, когда Савва скончался, он оставил сыновьям колоссальный капитал и целую промышленную империю.

Самым известным ответвлением семьи стали дети младшего сына Саввы - Тимофея Саввича (1823–1889), который был главным распорядителем капитала отца. Тимофей обладал буквально неистощимой энергией и деловой хваткой. Для производства ткани нужен был хлопок, и Тимофей скупал землю в Средней Азии и сам производил его, чтобы не зависеть от сторонних поставщиков.

Чтобы готовить хороших специалистов для своих фабрик, он учредил стипендии при Императорском техническом училище, так что окончившие курс инженеры могли стажироваться за границей. После этого Морозов принимал их на работу. Итогом таких планомерных действий стали 25 800 специалистов и переработка 250 тыс. пудов хлопка.

После смерти Тимофея Саввича его жена, Мария Федоровна, стала руководить фирмой и стала главой многочисленной семьи. За время ее правления капитал был увеличен почти в пять раз (до 29,346 млн рублей).

У Тимофея Саввича было пятеро детей. Старший сын - это и был тот самый знаменитый Савва Морозов (1862–1905), известный на весь мир как выдающийся меценат, один из основателей Московского художественного театра, друг К. Станиславского и М. Горького.

На создание легендарного нынче МХАТ он потратил более 300 тыс. рублей. Савва был очень одарен: он был блестящим инженером-химиком и талантливым руководителем. Он значительно улучшил условия труда рабочих своих мануфактур и их семей, строил для них бесплатные общежития, больницы, бани, а в Никольском - даже Парк народных гуляний. Но основополагающая идея Саввы - чтобы часть прибыли фабрики распределялась среди рабочих. Во время февральских волнений 1905 года он решил включить рабочих в число пайщиков. Но властная мать, которая была главной пайщицей и распорядительницей, отстранила его от управления. Савва сильно переживал, уехал в Ниццу на лечение. И все же его нервы не выдержали испытаний: 13 мая 1905 года Саввы Тимофеевича не стало.

Впрочем, было это самоубийством или Савве Тимофеевичу помогли покинуть этот мир, до конца осталось не выясненным. Все документы исчезли, обстоятельства, при которых произошло «самоубийство», крайне противоречивы и полны неувязок. Известно, что у Саввы были сложные отношения с актрисой Марией Андреевой, которая была ангажирована большевиками.

Именно она смогла внушить ему идею о том, что большевизм - это преобразующая, модернизационная, благотворная сила. Савва щедро ссужал своих новых знакомцев деньгами. Он давал деньги и на «Искру», «Новую жизнь» и «Борьбу», провозил типографские шрифты, прятал у себя «товарищей». Похоже, именно помощь большевикам сыграла фатальную роль в судьбе Саввы.

В 1921 году старший сын Саввы - Тимофей - предпринял попытку расследовать гибель отца, но сразу же был арестован и расстрелян. Младший, Савва, был отправлен в ГУЛАГ.

Но не всех детей постигла столь же трагическая участь. Сын Саввы Тимофеевича Сергей (1860–1944), как и отец, занимался меценатством - помогал деньгами Строгановскому училищу, поддерживал художников В. Поленова и В. Серова, стал одним из учредителей Музея изящных искусств на Волхонке (ныне Музей им. А. С. Пушкина) и создателем Кустарного музея. В 1925 г. покинул Россию и обосновался во Франции.

Интересна судьба жены одного из братьев - Абрама Абрамовича Морозова (в старообрядческой ветви семьи строго придерживались традиции называть детей ветхозаветными именами) - Варвары Морозовой. Варвара была принципиальна: считала, что тратить деньги нужно исключительно чтобы «лечить и учить народ». И она увлеченно этим занималась. На ее деньги были построены первая раковая клиника на Девичьем поле, богадельня и школа в Твери, здание тургеневской библиотеки-читальни у Мясницких ворот, в дальнейшем уничтоженное.

Все Морозовы были щедрыми жертвователями. Десятками тысяч рублей поощряли они деятелей культуры и искусства. Как мы уже говорили, Савва Тимофеевич (второй) поддерживал Московский художественный театр. Его брат Сергей Тимофеевич стал основателем Кустарного музея в Леонтьевском переулке в Москве. Морозовы субсидировали газеты «Голос России» и «Русское слово».

Сегодня в подмосковном городе Орехово-Зуево, который был вотчиной славного семейства, нет не то что памятника, но даже бюста Морозовым, ни одна улица не названа их именем. А ведь они трудились отнюдь не только для себя и оставили роскошное промышленное и художественное наследие. Но главное даже не в этом, а в том, что эта семья, как, впрочем, и семьи других русских меценатов, может служить примером трудолюбия, целеустремленности, уверенности и успеха.