Развитие речи. лексическая тема "деревья и кустарники"

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

(«Познание», «Коммуникация», «Социализация»)

ТЕМА: «Деревья»

С использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий

Программное содержание:

Цель : Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам.

Задачи:

Образовательные: Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа).

Развивающие:

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный, слуховой.

Приемы: Рассказ- беседа, игры,

Предварительная работа:

Ежедневные наблюдения на прогулке, изобразительная деятельность по теме «Деревья». Составление загадок о деревьях.

Чтение стихов и рассказов о деревьях. Рассматривание иллюстраций о лесе.

Материал: Стихи, пословицы, поговорки о деревьях, ветки деревьев с листьями, картинки с грибами.

Оформление: Иллюстрации и картинки с деревьями.

Аппаратное обеспечение : магнитофон.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков образовательные области

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», « Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия.

Внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы»

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Интернет ресурсы:

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети входят в группу, где звучит пение птиц

Воспитатель: Ребята куда это мы попали?

Дети: В лес.

В: В лесу много деревьев.

Отгадайте загадку: «Нам в дождь и зной поможет друг

Зелёный и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек» (Дерево)

Игра с мячом «Назови дерево»

Чем похожи деревья между собой?

Дети: У них есть корень, ствол, ветки, листья.

Где ещё растут деревья? (В парке, в саду, вдоль дорог.)

Основная часть:

Загадывание загадки: «Русская красавица,

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке

В белом сарафане» (Берёза)

«Стоит красавица на поляне

В белом сарафане, в желтом одеянии.

Летом цветёт, зимой греет.

Настанет весна - истечёт слеза» (Берёза)

Просмотр презентации « Русская береза»

«Что такое берёза?»

«Цвет осени»

« Поздняя осень»

«Зимняя берёза»

«Весенняя берёза»

«Плакучая Берёза»

«Берёза лекарь»

«Что же даёт человеку берёза?»

Физкультминутка «Березки». Дети изображают деревья в разное время года, следуя словами воспитателя:

Лето. Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Опадают листья на берёзах. Все чаще дует сильный,

порывистый ветер, который раскачивает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на берёзах дрожат от холода. Снег прибегает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и появляются нежные листочки.

Игра: «Чьи детки с ветки?»

Дети называют листья к картинке-дереву.

Лист березы - к берёзе

Лист кленовый - к клёну

Лист дубовый - к дубу

Лист осиновый - к осине

Лист ивовый – к иве

Лист тополиный – к тополю

А кто подруга берёзы? (осина)

Послушайте загадку. «Если дунет ветерок,

Задрожит её листок,

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок осины»

В. Как вы думайте, чем отличаются берёза от осины?

Дети. У них разный цвет ствола. У берёзки ствол белый с чёрными черточками, а у осины серо- зелёный. В. Как можно сказать, одним словом о белом стволе берёзы? Белоствольная берёза.

Берёза – единственное в мире дерево с белой корой.

В. Ребята, для чего берёзе черные черточки?

Оказывается, берёза дышит через них и называются они чечевички.

Чем ещё отличаются эти деревья?

Обратите внимание листья одинаковые?

Разные. Лист осины круглый, с волнистыми краями, а у берёзы листья с зубчиками.

В. Давайте рассмотрим ветки, потрогаем их и сравним.

У осины ветки прочные, крепкие, а у берёзы, гибкие, нежные. Люди говорят, что коса, есть у берёзы.

Как вы думайте, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы как косы заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Посмотрите, как много растет берёзок – подружек. Рассматривание иллюстрации. Такой лес называется берёзовой рощей или березняком. Лес, в котором растут только осины – осинник.

Лес, где растут – берёзы, осины и другие деревья, имеющие листву, называются лиственными.

Упражнение на дыхание «Деревья и ветер»

Дети делятся на две группы: первая команда – ветер, вторая -деревья.

Команды встают друг против друга.

Воспитатель напоминает правило: дышим правильно.

Ветер дует тихо, качаются веточки – пальчики, ветер набирает силу – качаются большие веточки – руки, подул сильный ветер - качаются стволы деревьев.

Стараемся дышать правильно.


1. Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).

2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Зак-репить в словаре обобщающее понятие «деревья».

3. Упражнение «С какого дерева плод?»: Расскажи, какой плод нашел каждый из лес-ных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он вырос, и расскажи, что где растет. (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И т. д.) Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».



4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели....

У дуба ствол толстый, а у березы....

У клена листья большие, а у березы....

У березы ствол светлый, а у клена....

5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:



6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше ли-стья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы — березовый. И т. д.)

7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опор-ным словам.


8. Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.


Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).

9. Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает взрослый).

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выгля-дывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

Тема: «Лиственные и хвойные деревья»
Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях.
Задачи:
— создавать условия для развития способности дифференцировать хвойные и лиственные породы деревьев по внешнему виду, определять названия деревьев по листьям, коре и плодам;
— расширять представления детей о строении деревьев (ствол, ветки, корень);
— способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, самостоятельности;
— обогащать словарный запас детей;
— воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы к занятию:
— еловые, сосновые, березовые и рябиновые ветки;
— сухие листья различных пород деревьев;
— хвоя ели и сосны;
— иллюстрации деревьев.

Предварительная работа
— рассматривание лиственных и хвойных деревьев во время прогулок;
— экскурсия в сквер;
— сбор осенних листьев.

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит музыка. Дети собираются вокруг воспитателя.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все ниже, ниже.
(Дети присаживаются на ковер)

Воспитатель при помощи загадки предлагает детям угадать, что у нее находится за ширмой.

«Его зимой и летом,
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки,
Упали все рубашки» . (Дерево )

Воспитатель показывает детям вазу с веточками лиственных и хвойных деревьев, удивляется, что не все веточки с листьями. Предлагает детям разделить ветки на две группы: с листочками поставить в одну вазу, а без листочков в другую.

Во время работы детям задаются наводящие вопросы.
— Почему на этих веточках нет листочков? (опали)
— Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (листопад)
— В какое время года мы наблюдаем это явление? (осенью)
— Веточки каких деревьев (без листочков) стоят в этой вазе? (березы и рябины)

Воспитатель просит детей показать веточку березы, затем рябины и объяснить по каким признакам они это определили. (По коре и ягодам)

Игра «С какой ветки детки?»
Воспитатель демонстрирует сухие листья деревьев, которые собрали дети на экскурсии в сквере.

— Лист с березы какой? (Березовый)
— Лист рябины какой? (Рябиной)
— Лист дуба какой? (Дубовый)
— Осины, клена и т.д.

— Все эти листочки мы собрали в сквере на земле, они опали с деревьев.
Деревья, с которых осенью опадают листочки, называют лиственными.
Но некоторые деревья остаются зелеными во все времена года, про них даже загадку придумали, попробуйте отгадать.

Зимой и летом одним цветом! (Ель, сосна)
— Как Вы думаете, зеленые веточки каких деревьев стоят в этой вазе? (Ели и сосны)

Воспитатель предлагает детям взять по одной «иголочке» ели и рассмотреть, потрогать, понюхать и рассказать об иголочке, какая она? (Зеленая, острая, твердая и т.д.) . Затем также рассматриваем и описываем «иголочку» сосны.

Воспитатель рассказывает детям о том, что «иголочки» ели и сосны — это их листочки, называются они «хвоя», а деревья с хвоей называются хвойными.

Дидактическая игра «Найди названное дерево»
Воспитатель на магнитной доске показывает иллюстрации хвойных и лиственных деревьев. Дети называют дерево и определяют, какое оно
(лиственное или хвойное)

— Деревья все разные, но они состоят из одинаковых частей.
— Что есть у всех деревьев? (корень, ствол, ветки, листья)
— А чем же отличаются лиственные деревья от хвойных? (листьями)
— Давайте попробуем изобразить деревья: встанем, поднимем руки вверх, в стороны.
— На что похожи наши руки? (на ветки)
— На что похожи наши пальчики? (на листочки) . Подул ветер – ветки закачались, листочки зашевелились.
— Покажите ствол? (туловище)
— А где же корни? (под землей)
— Для чего деревьям нужны корни? (для питания)
— А можно ли сказать, что деревья живые? Да, потому что деревья растут, питаются, дышат, размножаются — значит, они живые. Их нужно беречь. И если бы деревья и цветы умели разговаривать, они бы сказали нам так:

«Нам по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор пинать не станет,
И костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину».

Физ. минутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивание — руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивание, руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо — влево, взад — вперед —
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо — влево, вперед — назад)
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся)

— А зачем нужны деревья, какую пользу они приносят людям? (Очищают воздух, с них собирают урожай плодов, они радуют глаз, из деревьев изготавливают различные предметы, строят дома, делают бумагу и т. д.)

Игра «Найди в групповой комнате предметы сделанные из дерева»

— Давайте вспомним, какие деревья растут на нашем участке? (Сосна, ель, рябина, береза)

Предложить детям выбрать по предпочтениям средства выразительности (краски, карандаши, восковые мелки) и нарисовать любое дерево по выбору детей. (Рисование можно перенести на вторую половину дня)

Список литературы
1. Сигимова М. Н. «Мир глазами ребенка».
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
3. Леонтьева А. А. «Здравствуй, мир!».

Фотоприложение «Экскурсия в сквер»

Марина Капитонова
Занятие «Деревья»

Цель :

Уточнить знания о некоторых видах деревьев : береза, сосна, ель, клен, дуб.

Понаблюдать за этими деревьями в период появления листьев (весной)

Выяснить, знают ли дети, какие леса образуют эти деревья ?

Активизировать словарь детей : дубрава, роща, ельник, бор.

Материал : Иллюстрации деревьев , гербарий листьев, фото, стихи.

Перед занятием организую выставку картин с изображением деревьев или фотовыставку .

Ребята, послушайте стихотворения и отгадайте, о чем говорится в них?

1. Клён ты мой опавший, клён заледенелый!

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел .

(С. Есенин)

2. Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике, с платочками в карманчике,

С красивыми застежками, с зелеными сережками.

(А. Прокофьев)

3. Спросите у белки, и скажет она :

«Сосновая шишка отменно вкусна»

Спроси синицу – ответит синица,

Что с белкою можно вполне согласиться.

4. Покосился еж на ёлку :

«У тебя иголок сколько?»

Пригорюнился на пне :

«Может, больше, чем на мне?»

(Ответы детей : все стихи объединяет то, что в них говорится о различных деревьях )

О каких деревьях говорится в стихах ? (береза, клён, ель, сосна)

Все эти деревья растут в России , мы их очень любим.

Рассказ воспитателя о каждом дереве .

А сейчас мы с вами отдохнем, сделаем физ. минутку «Нежно дует ветерок» .

А теперь вы мне придумайте рассказ о любимом дереве . (Дети рассказывают по очереди о деревьях )

А сейчас мы с вами поиграем в игру «От какого дерева лист

(детям показываю листок, они находят и называют дерево )

Ребята, как называются леса, которых растут одни березы? (роща)

Как называются леса, где растут дубы? (дубрава)

Как называются леса, где растут сосны? (сосновый бор)

Как называются леса, где растут ели? (ельник)

А если деревья разные в лесу ? (смешанный лес)

И в конце нашего занятия повторим правила поведения в лесу.

Дети называют правила, остальные оценивают.

Ребята, наша природа подарила нам эти необыкновенной красоты деревья . Мы ими должны не только любоваться и использовать в своих целях, но и заботиться и беречь и тогда они будут радовать нас своей красотой.

Публикации по теме:

Хочу представить вашему вниманию деревья,которые я сделала своими руками из бросового материала. Для конструирования,.театрализованных.

Делать деревья из бисера, мое любимое увлечение. Создавать их,одно удовольствие! Часы летят, как секундочки, за этим увлекательным творчеством.

Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья» Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья.» Тема занятия: составление рассказа об осени. Цели: .

Интегрированное занятие по ИЗО в старшей группе детского сада «Деревья в осеннем наряде» Тема: «Деревья в осеннем наряде» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Интеграция О. О. : познавательное развитие,.

Комплексное занятие в старшей группе «Животный мир нашего края». Рисование «Деревья в инее» Цели: обогащать знания детей по теме "Дикие животные осенью и зимой"; учить располагать изображения на весь лист, передавать разнообразие.

Однажды решила попробовать сплести дерево из бисера. Это была осенняя березка Оказалось очень увлекательно, отвлекаешься от проблем,.

Занятие по конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Деревья» Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из мелких клочков зелёной бумаги, познакомить с разными приёмами разрывания.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Деревья» в средней группе

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе

Тема: Деревья.

Автор: Геворкян Светлана Григорьевна; ГБОУ Гимназия № 1538 город Москва, дошкольное отделение. Воспитатель.
Описание работы: Данный материал будет полезен в первую очередь воспитателям, а так же родителям, студентам. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Цель : выявить и расширить словарь детей по теме. Уточнить знания о деревьях. Развивать умение согласовывать существительное и глагол.
Оборудование: музыкальные инструменты (дудочка, трещотка, ксилофон, погремушка, бубен); макет березы, картинки деревьев, карточки с изображением листьев, листья из картона, схема для внимательного рассказа, цветные кружки.
Словарь : деревья, береза, дуб, клен, рябина, деревянные, зеленые, тонкие, толстый, стройные, прямой, короткий, подберем, поднимем, подбросим, зеленели, пожелтели, согревает, холодит.

Ход Непосредственной образовательной деятельности

1.Организационный момент
Упражнение на внимание: Угадай на чем играю.
Дети определяют по звуку музыкальный инструмент или другой источник звучания.
2. Введение в тему.
Воспитатель:
- Ребята, давайте рассмотрим музыкальные инструменты. Из чего они сделаны? (ответы детей).
- Давайте отберем инструменты сделанные из дерева. Почету они так называются? Из чего они сделаны?
- Что ещё вокруг нас сделано из дерева, деревянное? (ответы детей). Правильно, деревянный стол, деревянные стулья, деревянная матрешка, деревянный конструктор, деревянные полочки.
- Вот и поговорим сегодня о деревьях, раз так много вокруг деревянного.
3. Беседа о деревьях.
В сопровождении наглядного материала беседа с детьми о деревьях.
Где растут деревья? – в лесу, в саду, в парке, на улице, во дворе детского сада.
Выставляется макет березы со словами:

Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла.
- Что это за дерево? Какая березка? А какие ещё деревья вы знаете?
По мере того, как дети называют деревья, воспитатель выставляет картинки.
- Ребята, чем похожи деревья? А чем отличаются деревья? Какие части есть у всех деревьев? Рассмотрим внимательно стволы деревьев. Одинаковые или разные стволы у деревьев?
4. Изучение нового материала.
Отработка фразы по образцу.
У рябины ствол тонкий. Он прямой, коричневого цвета. Ствол рябины высокий.
Рассказать про ствол березы – тонкий, стройный, прямой.
Аналогично дети составляют высказывания о стволах других деревьев.
5. Физкультминутка.
(Движения вокруг макета березки, раздать детям листочки из картона).
Мы вокруг березы весело пойдем.
Разные листочки дружно подберем.
Руки вверх поднимем, покружимся слегка
И подбросим листья вверх, под облака.
Пусть летят, как бабочки!
6. Отработка. Закрепление.
Обобщающая беседа.
- Какие действия мы совершили вокруг березы?
- А что делали листочки в наших руках?
- Что делали листочки пока не упали?
- Как скажем про все листочки? (висели, полетели, упали).
Дети хором проговаривают несколько предложений про березу и про листья.
Дидактическая игра.
- Отгадай, с чьей ветки детка. Расскажи про свою картинку.
У меня лист клена. Он на дереве рос, висел, зеленел, шелестел, пожелтел и полетел.
Несколько предложений разбирается, анализируется.
Кружками разного цвета выкладывается схема предложения.
Загадка.
- А теперь, ребята, отгадайте загадку:
Что весною веселит, а летом холодит, осенью кормит, а зимой согревает?
Обобщающая беседа по отгадке о пользе деревьев.
Загадку дети заучивают.
7. Итог занятия.
Заключительная беседа.
- Ребята, вы сегодня узнали много интересного про деревья, составляли рассказы, отгадали сложную загадку и заучили её наизусть.
Педагог хвалит детей за внимательность, за полные ответы.