Разделы наречий. Виды наречий - наречие в русском языке

1.Наречия способа и образа действия

Наречия способа и образа действия обозначают характер протекания ситуации; прототипическое местоименное наречие – как (в школьной грамматике «вопрос», на который «отвечают» эти наречия). В этот класс входят наречия на /от качественных прилагательных. Это самый крупный разряд наречий – около 5.5. тыс. из учтённых в [Евтюхин 2008: 559] 6 тыс. лексем.

Данный класс гетерогенен [Филипенко 2003: 30], он включает в себя:

  • наречия эмоции (весело );
  • параметрические наречия, указывающие на выразимый количественно признак (медленно );
  • наречия внешней оценки (хорошо , нечестно );
  • так называемые сравнительно-уподобительные, указывающие на сходство с ситуацией, типичной для некоторого класса объектов (по-человечески );
  • наречия количественной характеристики участников ситуации – единичность и дистрибутивность (сообща , вместе , порознь и т.п. ), среди которых выделяются наречия, образованные от собирательных числительных (втроём , впятером ); см. также Числительное .

Для наречий данного класса первична обстоятельственная функция; в качестве вторичной распространена функция определения при отглагольных существительных и в некоторых особых случаях (см. п. 4. Синтаксис).

2. Наречия меры и степени

Наречия меры и степени характеризуют интенсивность проявления признака, в прототипическом случае обозначенного прилагательным или другим наречием: очень талантливый , крайне откровенно , слишком поспешный , чересчур подробно . Выделяется класс наречий кратности, образованных от собирательных числительных: вдвое , втрое , стократ (ы ); см. также Числительное .

Наречия меры и степени сочетаются также с глаголами, содержащими в семантике измеряемый (градуируемый) компонент: очень спешил (=‘действовал быстро’), очень любил (=‘испытывал сильное чувство’), но *очень шёл ; слегка коснулся (=‘вступил в неполный контакт’), но *слегка сидел .

Метафорически в функции наречий меры и степени (как синонимы прототипического очень ) широко используются наречия образа действия: исключительно редкий , глубоко образованный ,мертвецки пьяный , ничтожно малый , смехотворно скудный и т.п.  Экспрессивная синонимия интенсификаторов является типологической универсалией .

(31) А люди его часто надувают, пользуясь странной манерой Кирсана тратить до копейки все, что он получает, и воруют в его окружении просто по-черному ! [А. Тарасов. Миллионер (2004)]

Сочетаемость наречий меры и степени с различными степенями сравнения неодинакова. Одни наречия меры и степени употребляется только с наречиями и прилагательными положительной степени: очень , страшно , исключительно ; другие – только с компаративами, причём в семантику их входит соответствующий элемент: гораздо , намного ; третьи – и с теми, и с другими: слегка ,немного , сильно .

Особо отметим сочетаемость наречий меры и степени со сравнительной степенью на по -. В современном языке такие компаративы модифицируют лишь наречия третьего типа: сильно получше , слегка посильнее .

(32) Молодая женщина отдельно и те двое людей сильно постарше , ― он экономист, она историк, оба с большим стажем. [Л. Петрушевская. Найди меня, сон (1998-1999)]

В XIX веке в этой позиции выступали и наречия второго («только компаративного») типа: гораздо побольше , вдвое повыше :

(33) Пелагея, подай стакан пуншу да гораздо покрепче . [А. И. Герцен. Кто виноват? (1841-1846)]

(34) Собственный пароходик у него будет, «Батрак», вдвое почище да и побольше вот этой посудины. [п.  Д. Боборыкин. Василий Теркин (1892)]

3. Наречия причины и цели

К наречиям причины и цели относятся наречия, выражающие обусловленность; прототипические местоименные наречия – почему и зачем . Обычно почему трактуется как наречие причины, азачем – как наречие цели; тем не менее, в определённых контекстах они взаимозаменимы, и в целом подобные образования в славянских языках неустойчивы семантически (ср. польск.dlaczego ‘почему’ и po co ‘зачем’):

(35) Но тогда зачем подменять русское слово «сведения» иностранным ― «информация»? Поскольку получателями сообщений могут быть не только люди, но и технические устройства, то спрашивается, могут ли последние воспринимать сведения, содержащиеся в сообщениях? А если нет, то почему ? [ «Информационные технологии» (2004)]

Этимологически они восходят, как правило, к предложно-падежным сочетаниям (см. п. 3.2.3), где предлог (ставший приставкой) означает направление причинно-следственной связи (с – причина, на – цель), а именной корень – причину, ср. с-пьяну , с-проста , на-зло , на-показ и т.п.  Для этих сросшихся фразеологизмов характерна неодобрительная (пейоративная) семантика (ср., однако, впрок ); в языке они немногочисленны (причём местоименных больше, чем знаменательных), а в текстах знаменательные наречия причины и цели малочастотны. Обусловленность (следствие, уступка и т.п. ) гораздо чаще выражаются развёрнутыми обстоятельственными оборотами.

4. Наречия места и направления

Наречия места означают статическое нахождение объекта в пределах ориентира: сверху , дома , везде ; прототипическое местоименное наречие – где .

Наречия направления, в отличие от наречий места, означают динамическое перемещение объекта в сторону ориентира или от него: домой , назад , сюда , прочь , издали , отсюда ; прототипические местоименные наречия – куда , откуда .

Наречия пространственного предела малоупотребительны и представлены архаичными или просторечными словами: доселе , докуда , доколе (имеют также временную интерпретацию).

Для русских пространственных наречий характерно наречие нескольких серий, передающих различные типы и оттенки пространственной ориентации, причём семантика в значительной степени лексикализована и не всегда выводится из значения приставки и корня: вверх кверху вверху (в пределах верхней части чего-л.) – сверху (на чем-л., вне верхней части ориентира, «где»; аблативное значение, «откуда») – наверху поверх (о «перекрывании», ср. поверх барьеров ), вперед (направление к цели) – кпереди (общее направление) – впереди (о местонахождении) – спереди (статическое положение).

Наречия кпереди , кзади являются специальными терминами анатомии и биологии и фиксируются в Корпусе начиная с работ И. М. Сеченова (1863):

(36) Искривления в шейном и поясничном отделах позвоночника говорят о лордозе (изгиб кпереди ), в грудном отделе ― о кифозе (прогибание сзади). [Л. Пирогова. Боль в спине: что это такое и как с ней бороться? (2003)]

5. Наречия времени

Наречия этой группы означают локализацию ситуации во времени. Соответствующее местоименное наречие – когда . К данной группе относятся, в частности, наречия теперь , сейчас , раньше ,поздно , рано , (после )завтра , сегодня , наречия срока (вмиг , сразу ), намеченного срока (надолго ). Среди наречий времени, как и среди наречий места, выделяются наречия исходного предела (отвечающие на вопрос с каких пор? издавна , сыздетства ) и конечного предела (до каких пор ? дотемна , поныне ). Эти два подтипа несколько архаичны и заменяются в современной речи на словосочетания (до сих пор – впрочем, отнесение этого устойчивого фразеологизма, пишущегося раздельно, к наречиям тоже вполне возможно; с давнего времени , с детства ). Еще более архаичными являются соответствующие местоименные наречия – многозначные доколе , отколе (имеющие и пространственную семантику, см.

(англ. "adverb"; термин был позаимствован с латинского термина "adverbium") — часть речи, означающая признак деятельности, признак другого признака, в редких случаях - признак объекта.

Одна из особенностей этой части речи - неизменяемость. Еще в школе учат тому, что слова этой категории отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «с какой целью?», «зачем?», «в какой степени?» и некоторые другие. Вышеперечисленные вопросы наречия помогут очень просто определить, принадлежит ли слово к этой части речи.

Процесс формирования наречий называется адвербиализацией. Наречие может относиться к глаголу и его формам, или другому наречию:

1. Он проживает здесь довольно весело.

2. Они живут по-новому.

3. Трудись всегда аккуратно.

4. Сегодня акробаты гастролируют здесь, а завтра отправляются в деревню.

Что такое наречие, понятно, но появляется новый вопрос: почему они такие разные и отвечают на разные вопросы? Дело в том, что эта может указывать на разные признаки. Наречие указывает на признак деятельности, если примыкает к глаголу, а так же деепричастию. Оно указывает на определенный признак объекта, если примыкает к имени существительному. И наконец, наречие означает признак признака, если стоит рядом с прилагательным, причастием, другим наречием.

Чтобы лучше понимать, что такое наречие, следует помнить о его синтаксических функциях. В предложении такие слова в большинстве случаев выступают обстоятельствами. В некоторых случаях они могут выступать сказуемыми. Как правило, в предложении наречие выполняет функцию
обстоятельства, если оно имеет отношение к глаголу, имени прилагательному, другому наречию.

Отдельную группу наречий образуют слова, которые не дают название
признаку, а лишь демонстрируют его. Это местоименные наречия (примеры ниже). Они, за исключением основного назначения, употребляются для связи предложений в тексте. Они разделяются на такие группы как:

  • Указательные (здесь, там, туда, тогда, оттуда).
  • Неопределенные (где-то, кое- где, куда- то).
  • Вопросительные (как, где, почему).
  • Отрицательные (негде, нигде, никуда, никогда).

По значению наречия выделяют два разряда: обстоятельственные и определительные.

К первому разряду принадлежат:

Наречия времени (когда? с каких пор? как долго?).

Например: всегда хранящий, издавна знаменитый, бродить дотемна, долго приближается;

Наречия места (где? откуда? куда?).

Например: бежать впереди, проводить туда, прибыть издалека;

Наречия причины (отчего? с чего бы? почему? по какой причине?).

Например: нанести удар сгоряча, кумир поневоле;

Наречия цели (зачем? c какой целью?).

Например: упустить нарочно, произнести в насмешку, повстречаться специально.

К определительным принадлежат:

Наречия степени и меры (сколько? в какой мере? насколько?).

Например: много трудиться, вдвое проворнее, слишком пронзительно, чуть-чуть повысить;

Наречия образа и способа действия (демонстрируют, каким видом или способом происходит действие).

Например: гулять пешком, разрушить вдребезги, глядеть исподлобья;

Качественные наречия (отмечают особенность действия или свойства).

Например: смело дать ответ, быстро примчаться, кое-как выполнить, взволновано мерцающая звезда.

Таким образом, вопрос «что такое наречие» имеет очень простой ответ: это еще одна которая отвечает на вопросы «как?», «когда?» и другие, выполняя в предложении функцию обстоятельства.


По своему значению наречия делятся на два основных разряда: определительные и обстоятельственные.
Определительные наречия характеризуют действие, признак или предмет со стороны качества, количества, способа совершения действия и поэтому делятся на три группы:
  1. качественные наречия (отвечают на вопрос «как?»): хорошо, плохо, быстро, медленно, громко, тихо, отлично, блестяще, замечательно, иронически, наскоро, напряженно и др.; Иван Алексеевич радостно и взволнованно улыбался (М. Шолохов);
  2. количественные наречия (обозначают неопределенное количество, меру или степень признака, степень интенсивности действия и отвечают на вопрос «сколько?», «как много?», «до какой степени?»): много, мало, приблизительно, почти, дважды, трижды, вдвое, впятеро, надвое, втройне, чуть- чуть, весьма, совершенно, крайне, чрезмерно, вдоволь, досыта;
  3. наречия образа и способа действия (отвечают на вопрос «как?», «каким образом?»): вплотную, верхом, верени- цей, лежа, вброд, вплавь, вручную, вслух, басом, шепотом, втихомолку, вразвалку, наизнанку, по-летнему, по-утрен- нему, по-моему, по-нашему, по-волчьи, по-детски, по-девичьи, по-русски, по-французски и т. д. В наречия образа и способа действия входят все наречия, образованные от прилагательных с помощью приставки по- (по-русски, по-летнему, по-волчьи), а также наречия, образованные от склонявшихся в древнерусском языке кратких форм имен прилагательных с приставкой на- (налегке, наготове, навеселе), от существительных с приставками на- и в- (навыкате, впору, втайне), от существительных в форме творительного падежа (тайком, столбом).
Определительные наречия могут примыкать к глаголу, прилагательному, существительному, наречию: Ночь прошла (как?) тртожнр_ и_ тоскливо (В. Катаев); Вот эта повесть, ясная (до какой степени?) не очень (Е. Евтушенко).
Обстоятельственные наречия являются выразителями временных, пространственных, причинных, целевых обстоятельств и поэтому делятся на четыре группы:
  1. наречия места (отвечают на вопрос «где?», «куда?», «откуда?»): где, здесь, там, везде, внизу, нигде, вдалеке, кое- где, куда, туда, сюда, влево, вниз, куда-то, откуда, издалека, изнутри, оттуда и т. д. (более 110 слов);
  2. наречия времени (отвечают на вопрос «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?»): когда, прежде, теперь, сперва, завтра, повседневно, ежедневно, годами, исстари, задолго, вскоре, сначала и др. (более 130 слов);
  3. наречия цели (отвечают на вопрос «зачем?», «для чего?», «с какой целью?»): зачем, затем, назло, нарочно, на смех, умышленно, напоказ и др. (более 10 слов);
  4. наречия причины (отвечают на вопросы «почему?», «отчего?»): сгоряча, поневоле, спросонья, со зла, оттого, поэтому, потому, неспроста, сослепу, волей-неволей, случайно, спроста и др.
Обстоятельственные наречия примыкают к глаголу: Я увидел (где?) далеко под собою огромную равнину (И. Тургенев); Поезд пришел (когда?) рано, но этот странный город уже бодр (А. Платонов); Нельзя выставлять (зачем?) нашказ. своё страдание (В. Саянов).
В зависимости от того, называет наречие признак или только указывает на него, наречия делятся на местоименные и знаменательные.
Местоименные наречия подразделяют на личные (по-моему, по-твоему, по-своему), указательные {здесь, там, тут, тогда), определительные {всюду, всегда, везде), вопросительно-относительные {куда, где, когда, откуда, отчего, почему), неопределенные {где-то, куда-либо, как-либо, где-нибудь, куда-нибудь, кое-как, кое-где, кое-куда), отрицательные {нигде, никуда, никогда, никак, негде, некуда, некогда, незачем, неоткуда)с Эти слезы когда-нибудь вспомнишь ты с завистью (Е. Евтушенко); Где-то по комнатам ветер прошел: там поздравляли влюбленных; Солнышко сияет, музыка играет. Отчего ж так сердце замирает? (Б. Окуджава); Слезы есть слезы, горе, пусть оно и детское, - горе, и никогда ничего не проходит бесследно (В. Белов).
Однако в языке преобладают знаменательные наречия {утром, тихо, грустно, весело, по-немецки и др.): И чьи-то печальные очи зовут меня тихо назад (Н. Гумилев); Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть (М. Цветаева); Безвыходность тоски вдвойне с пустыней моря схожа (Б. Пастернак).

Наречия – это такая часть речи, главной функцией которой является указание на различные обстоятельства либо на признак действия, о котором ведется речь в предложении. Наречие может относиться к глаголу.

В этом случае, оно указывает, по какой причине, где, когда, как и с какой целью происходит действие. Например: Завтра артисты уезжают выступать в далекий колхоз. Наречие «завтра» относится к глаголу «уехали», от которого к наречию можно задать вопрос когда?

Наречия также могут относиться к другому наречию, либо же к прилагательному. Например: Всюду известный, всегда приветливый. Весьма охотно учится.

Наречия, которые образовываются от качественных прилагательных, обладают сравнительной степенью . Например: громко – громче; высоко – выше.

Разряды наречий

Наречия делятся согласно значению на такие разряды:

1. Наречия образа действия. Такие наречия отвечают на вопросы: Каким образом? Как? Например: по-ученому, верхом, вдруг, еле – еле, быстро, хорошо.

2. Наречия времени. Наречия времени отвечают на вопрос Когда? Например: утром, вчера, сейчас, некогда, никогда, накануне.

3. Наречия места. Такие наречия отвечают на вопросы: Куда? Где? Откуда? Например: Везде, вблизи, сюда, дома, там, здесь, никуда.

4. Наречия степени и меры. Наречия степени и меры отвечают на вопросы: Насколько? Сколько? Например: очень, дважды, много, впятеро, совсем, весьма.

5. Наречия причины. Наречия причины отвечают на вопросы: Отчего? Почему? Например: сослепу, сгоряча.

6. Наречия цели. Наречия цели отвечают на вопросы: Для чего? С какой целью? Например: незачем, нарочно, назло.

Образование наречий

Образование наречий происходит с помощью различных частей речи. Так наречие можно образовать фактически от каждого прилагательного. Если наречие образовывается с помощью качественного прилагательного, то к прилагательному добавляется окончание – е ; - о .

Например:

Старательный – старательно,

Чистый – чисто,

Искренний – искренне.

Если мы формируем наречие из относительного прилагательного, то в таком случае, следует применять окончание – и , либо же приставку – по .

Например:

Осенний – по-осеннему,

Дружеский – по-дружески.

От кратких и полных прилагательных могут быть образованы наречия с приставками. Например: зачастую, насухо, снова, издалека, вкратце, свысока.

Наречия могут быть образованы с помощью числительных. В таких случаях, к числительному мы добавляем вставки – в или – во .

Например: во-первых, во–вторых, втрое.

Определительные местоимения образовывают наречия всячески, вовсе, совсем .

Наречия тогда, всегда, иногда, где, когда, здесь образованные от местоимений.