Рассчитывается вывоз тбо. Какова норма накопления ТБО на человека

Сегодня у жильцов многоквартирных домов возникает множество вопросов и споров в части расчета тарифов за вывоз мусора. Для устранения разногласий и понимания сущности платы за предоставляемую услугу достаточно прочитать последние изменения жилищного законодательства.

Общая информация о плате за вывоз мусора

По российскому законодательству организация вывоза бытовых отходов (ТБО) относится к категории услуг по ремонту и содержанию имущества. Согласно действующим правилам услуга не относится к области государственного регулирования и является конкурентной. Размер оплаты за вывоз мусора устанавливается и поступает в адрес организации, выполняющей работы на основании заключенного договора с потребителем. Оплата за вывоз мусора осуществляется следующим способом:

  • в управляющую организацию, которой может быть ТСЖ или УК;
  • региональному оператору, при принятии такого решения на собрании жильцов;
  • кассу регионального оператора.

Поступление денежных средств в кассу допустимо в следующих случаях:

  • многоквартирный дом имеет тип непосредственного управления;
  • УК многоквартирного дома не заключила договор с региональным оператором или он был расторгнут.

Расчет тарифа за вывоз мусора

Порядок определения тарифа зависит от размера оператора. Отнесение к конкретной категории производится на основании ежегодного расчета отходов субъекта Федерации:

  • если в зоне действия оператора образуется более 30% общего объема отходов, то он считается крупным;
  • если образуется менее 30% общего объема отходов, то он считается небольшим.

Для крупных операторов тариф устанавливается по результатам торгов, а для небольших расчет тарифа за вывоз мусора определяется уполномоченным органом субъекта.

Общая сумма для расчетного листа может формироваться одним из способов:

  • с учетом количества проживающих на территории квартир;
  • в зависимости от общей площади помещения.

Как измеряется тариф платы за мусор

При использовании первого способа стоимость вывоза мусора определится путем умножения норматива, тарифа, количества людей и делением полученного значения на 12. При применении второго способа показатель рассчитывается путем умножения норматива, тарифа, общей площади и делением произведения на 12.

Получив квитанцию для оплаты вывоза мусора, в расчетном листе можно увидеть общую сумму за услугу. Множество споров по незнанию возникает у жильцов, имеющих квартиры одинаковой площади, но с разным числом проживающих. Несмотря на разницу в количестве людей на аналогичной территории, получают квитанции с одинаковыми суммами. Расчет в этом случае не зависит от числа проживающих и рассчитывается с учетом общей площади жилого помещения.

На текущий момент стоимость работ зависит от общего числа людей в помещении только при заключении договора с региональным оператором. До 1 января 2019 года такие договоры должны быть заключены в обязательном порядке. При отсутствии такого соглашения, расчет производится исходя из общей площади.

Как уменьшить размер плат

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ, владелец жилья в многоквартирном доме обязан платить, даже если он не проживал на этой территории. Плата за вывоз ТБО может быть снижена в следующих ситуациях:

  • человек не проживал в помещении более 5 суток и обратился за перерасчетом;
  • отходы вывозились несвоевременно и этот факт официально подтвержден в Акте.

Согласно действующим правилам периодичность уборки должна зависеть от погодных условий:

  • в холодный сезон при температуре ниже 5 С 0 - не менее 1 раза в течение 3-x суток;
  • в теплый сезон при температуре выше 5 С 0 - не менее 1 раза в сутки.

Сроки работ в графике регламентированы и отклонение не может превышать 24 часов в теплый период и 48 часов в холодное время года. Суммарное количество часов отклонений не должно превышать 72 часов. За превышение допустимых показателей в часах собственник жилья вправе требовать снижение суммы в квитанции на 3,3% за каждые 24 часа.

Снизить размер платы можно при организации раздельного складирования отходов и при заключении с региональным оператором соответствующего договора. В этом случае расчет будет производиться исходя из количества объема ТБО в контейнерах, разделенного пропорционально общей площади каждой квартиры.

При невозможности получения информации о количестве проживающих, стоимость рассчитывается исходя из количества владельцев. В случае жалоб и несогласия с рассчитанной платой, неудовлетворительном качестве работ собственник квартиры может обратиться в Государственную Жилищную инспекцию.

Ответственность потребителя и исполнителя

Региональный оператор отвечает за ТБО с момента принятия в мусоровоз и доставки в места накопления бытовых отходов. Управляющая компания вне зависимости от типа управления отвечает за должное содержание мест для сбора отходов и мусоропроводов. В обязанности УК также входит:

  • контроль правильности начисления платы за предоставляемые услуги;
  • учет жалоб жильцов и работа по решению проблемных вопросов;
  • заключение и ведение договоров.

Потребитель должен предоставить информацию о фактическом количестве проживающих и своевременно вносить плату за предоставляемые услуги. При складировании ТБО он обязан соблюдать правила обращения с мусором и выбрасывать его только в специально отведенные контейнеры, бункера, площадки. Жильцы обязаны уведомить исполнителя услуги если есть проблемы:

  • появление неисправностей мест сбора;
  • возникновение аварий или пожароопасных ситуаций.

Определение нормативов по накоплению и вывозу мусора

Нормативы рассчитываются согласно порядку, в установленном постановлении об определении нормативов накопления. Они определяются по нескольким категориям объектов, а также в части многоквартирных домов.

Замеры по объекту выполняются каждый сезон на протяжении 7 дней вне зависимости от периодичности вывоза отходов. Для определения норматива уполномоченный орган выполняет расчет исходя из фактических замеров объема мусора на территории субъекта.

ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ Москва, 2005 г. Содержание Настоящие рекомендации предназначены для определения и обоснования стоимости вывоза твердых бытовых отходов, которая включается в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Рекомендации могут быть использованы собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме (включая органы местного самоуправления и объединения собственников), организациями по управлению жилыми зданиями, а также организациями, занятыми вывозом ТБО, независимо от организационно-правовой формы и иными потребителями данных услуг для определения стоимости вывоза ТБО от населения, проживающего в многоквартирном жилом доме. Рекомендации разработаны при участии Администраций города Сургута и города Белгорода, а также Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. «Методические рекомендации по определению стоимости вывоза твердых бытовых отходов» (далее - Методические рекомендации) предназначены для определения и обоснования стоимости вывоза твердых бытовых отходов, которая включается в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. 1.2. Методические рекомендации могут быть использованы собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме (в лице органов местного самоуправления и прочих собственников), организациями по управлению жилыми зданиями, а также организациями, занятыми вывозом ТБО, независимо от организационно-правовой формы и иными потребителями данных услуг для определения стоимости вывоза ТБО от населения, проживающего в многоквартирном жилом доме. 1.3. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные термины: вывоз ТБО - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их сбора, включающая в себя комплекс мероприятий, связанных с погрузкой ТБО в транспортное средство, перемещением ТБО от места сбора до места выгрузки и их выгрузкой у конечного пункта для обеспечения последующих работ по обезвреживанию отходов; место сбора - место перегрузки ТБО из контейнеров в транспортные средства, осуществляющие вывоз ТБО (контейнерная площадка и т.п.); нормы накопления - количество отходов, образующихся на 1 человека в единицу времени (день, год); обезвреживание ТБО - специализированная обработка ТБО (захоронении, утилизации, уничтожении перевезенных ТБО); потребители услуг - население, пользующееся услугами по вывозу ТБО для собственных хозяйственно-бытовых нужд в соответствии с заключенными договорами (далее потребители); прибыль - разница между выручкой от оказания услуг и расходами на реализацию; расчетный период - период, на который определяется потребность в финансовых средствах на оказание услуг по вывозу ТБО; рейс - однократный совокупный цикл движения транспортного средства, начинающийся от гаража или первого места сбора ТБО, включающий объезд территории домовладения до полной загрузки транспортного средства, вывоза ТБО до места их обезвреживания и обратно (до гаража или следующего места сбора); твердые бытовые отходы - твердые отбросы и другие неутилизируемые в быту вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности людей, в том числе во время ремонта жилых помещений, и крупногабаритные предметы домашнего обихода; стоимость вывоза ТБО - стоимостная оценка используемых в процессе оказания услуг по вывозу ТБО сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других расходов на производство и реализацию данных услуг. Значения иных понятий, используемых в Методических рекомендациях, соответствуют принятым в законодательстве и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. 1.4. Методические рекомендации применяются для определения стоимости услуг по вывозу ТБО и обеспечения потребителей услугами необходимого качества и в полном объёме с учетом санитарных норм и правил. 1.5. В Методических рекомендациях определение стоимости вывоза ТБО производится на основе трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, которые позволяют оценить расход соответствующих ресурсов, потребляемых эффективным производителем аналогичных услуг. 1.6. Методические рекомендации предусматривают, что расчетная величина стоимости вывоза твердых бытовых отходов является стартовой при проведении конкурсов на право предоставления услуг по вывозу ТБО. По результатам конкурса собственники жилых помещений, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иное объединение собственников в зависимости от способа управления многоквартирным домом заключают договоры на оказание услуг по вывозу ТБО. 1.7. Методические рекомендации могут служить основой для разработки и утверждения органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативно-методических материалов по определению стоимости услуг по вывозу ТБО.

2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

2.1. Собственники жилых помещений, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иное объединение собственников в зависимости от способа управления многоквартирным домом формируют заказ на вывоз ТБО от объекта до места обезвреживания и выставляют его на конкурс. В конкурсной документации указываются следующие сведения: - объект; - местоположение объекта; - объем вывоза ТБО; - стартовая стоимость вывоза 1 куб.м и (или) размер средств на оказание услуг по вывозу ТБО от объекта; - требования к качеству услуг (периодичность вывоза, соответствие санитарным нормам и правилам и пр.); - другая необходимая для заполнения конкурсная документация. Объектом может служить город, район, микрорайон, группа: многоквартирных домов или один дом. 2.2. Вывоз ТБО должен осуществляться в соответствии с установленным графиком. Согласно «Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» орган местного самоуправления должен определить предельные сроки вывоза бытовых отходов исходя из необходимости своевременного удаления бытовых отходов в соответствии с санитарными стандартами. 2.3. Основными факторами, необходимыми для расчета стоимости 1 куб.м вывоза ТБО и определения финансовых потребностей на вывоз ТБО, являются следующие: - планируемый объем вывоза ТБО ( V tbo); - средняя по муниципальному образованию производительность транспортных средств (число загруженных контейнеров) (Р сред); - планируемое количество мест сбора ТБО; - среднее расстояние между местами сбора ТБО ( L сб); - среднее расстояние транспортировки ТБО до мест его обезвреживания ( L т p); 2.3.1. Планируемый объем вывоза ТБО определяется исходя из утвержденных норм накопления ТБО и количества проживающих в жилищном фонде. В случае отсутствия утвержденных норм накопления ТБО - на основании фактических объемов за предыдущий период с учетом прогнозируемых изменений (динамики численности населения, роста потребительских доходов и т.д.). Норму накопления ТБО рекомендуется устанавливать в куб. м и кг одновременно, с выделением нормы накопления крупногабаритного мусора (КГМ). Норму накопления следует определять на основании результатов технологической экспертизы. Нормы накопления отходов не являются постоянными и изменяются вместе с изменением условий, влияющих на их образование. В связи с этим, рекомендуется ежегодно уточнять нормы накопления ТБО. Планируемый объем вывоза ТБО ( V TBO) от населения определяется по следующей формуле: V tbo = Ч нас · (Н тбо + Н кгм) , где:Ч нас - планируемая на расчетный период численность населения, проживающего в обслуживаемом жилищном фонде, чел.; Н тбо, Н кгм - норма накопления ТБО (без учета КГМ) и норма накопления КГМ соответственно, куб.м/чел. на расчетный период. 2.3.2. Средняя по муниципальному образованию производительность транспортных средств () - средневзвешенная величина, которая определяется исходя из отношения однократного суммарного объема вывоза ТБО всеми транспортными средствами * , оказывающими услуги по вывозу ТБО на объекте, к количеству данных транспортных средств: где: - расчетная средняя производительность транспортных средств, куб.м.; S - количество транспортных средств, ед.; P j - средняя производительность j -г o транспортного средства с учетом коэффициента уплотнения (в соответствии с техническими характеристиками, определенными заводом-изготовителем), куб.м. * Определяется на основании производительности транспортного средства с учетом коэффициента уплотнения (в соответствии с техническими характеристиками, определенными заводом-изготовителем). При определении суммарного объема не учитывается объем транспортных средств, осуществляющих вывоз КГМ. Для транспортных средств, осуществляющих вывоз КГМ, средняя производительность определяется отдельно аналогично указанной выше формуле. Марка и модель транспортного средства принимается посредством определения наименьшего отклонения полученной величины средней производительности от производительности имеющихся на рынке транспортных средств. 2.3.3. Планируемое количество мест сбора ТБО определяется исходя из их фактического значения в предыдущем периоде с учетом планируемого изменения в расчетном периоде. На Основании планируемого количества мест сбора и количества контейнеров определяется среднее количество остановок, необходимое для полной загрузки транспортного средства принятой производительности. 2.3.3.1. Среднее количество остановок (О где: Р сред - средняя производительность принятого в расчетах транспортного средства по вывозу ТБО, куб.м.; V конт - объем одного контейнера, куб.м.; N сред - среднее количество контейнеров, приходящихся на 1 остановку, ед. 2.3.3.2. Среднее количество контейнеров, приходящихся на 1 остановку ( N где: N конт - количество контейнеров, подлежащих расстановке, ед.; N кам - количество мусороприемных камер, ед.; N площ - количество контейнерных площадок, ед. 2.3.3.3. Количество контейнеров, подлежащих расстановке, для вывоза планируемого объема ТБО ( N конт) определяется по следующей формуле: N конт = N кам + N площ · n конт где: n конт - среднее количество контейнеров на 1 контейнерной площадке, ед. 2.3.4. Данные о среднем расстоянии между местами сбора ТБО необходимы для расчета пробега транспортного средства для осуществления сбора ТБО( L с6), который определяется исходя из количества остановок (О ), совершаемых транспортным средством и среднего расстояния между местами сбора ( L ост) и среднего нулевого пробега * , приходящегося на 1 рейс. L c6 = О · L ост + L 0*Среднее расстояние от гаража до 1 места сбора за 1 рейс и от полигона до гаража в конце рабочей смены, км. 2.3.5. Данные о среднем расстоянии сбора и транспортировки транспортного средства необходимы для расчета времени вывоза ТБО за 1 рейс (Н в), которое определяется по следующей формуле: где: Н погр-разгр - нормативная продолжительность погрузки-разгрузки, включая маневрирование, час; - норма времени на 1 км пробега во время сбора ТБО, час. ( N п p об = 1 км / V э, где V э - средняя эксплуатационная скорость пробега, км/час); п - количество типов дорожного покрытия при транспортировке ТБО, ед.; - средняя протяженность пробега транспортного средства в i -ом промежутке до места обезвреживания, км; N п p об, i - норма времени на 1 км пробега на i -ом промежутке пробега, час. 2.3.6. Годовое число часов работы транспортного средства (Г ч) определяется произведением количества календарных дней в году, продолжительности смены и коэффициента использования транспортных средств:Г ч = Д к ·П ·К исп, где: Д к - число календарных дней в году, дней; П - продолжительность смены (принимается равной 8 часам), час;К исп - коэффициент использования, который равен отношению количества машино-дней в работе к количеству дней в году, в течение которых оказывается услуга по вывозу ТБО (принимается равным 0,7).

3. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

3.1. Обоснование стоимости вывоза ТБО в Методических рекомендациях производится через стоимость, которая рассчитывается на основе расходов, сгруппированных по статьям. 3.2. Стоимость вывоза 1 куб.м. ТБО определяется как отношение суммы нормативных расходов в расчете на 1 рейс к принятой производительности транспортного средства (объем вывоза ТБО за 1 рейс). где: - стоимость услуг по вывозу 1 куб.м ТБО; C i - нормативная стоимость по i -ой статье; п - количество статей расходов, учитываемых при определении стоимости; R - уровень рентабельность, %; Р сред - производительность транспортного средства (объем вывоза ТБО за 1 рейс). При отсутствии норм и нормативов по отдельным расходам допускается использование в расчетах экспертных оценок. 3.4. Стоимость вывоза ТБО (С в) определяется произведением планируемой численности населения, проживающего в жилых зданиях (Ч нас), утвержденной нормы накопления ТБО (Н ТБО, Н кгм) и стоимости 1 куб.м ТБО. где: - стоимость вывоза 1 куб.м ТБО (без учета КГМ) и КГМ соответственно, руб./куб.м. 3.5. При определении расходов на расчетный период используются: 1) официально опубликованные прогнозные средние цены и тарифы, установленные на расчетный период; 2) среднерыночные цены (без учета НДС) в базовом периоде с учетом прогнозных индексов изменения цен по отраслям промышленности, устанавливаемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. В случае утвержденных в установленном порядке региональных программ экономического развития применяются индексы-дефляторы, определенные в данных документах. 3.6. Состав и порядок формирования основных статей расходов, необходимых для планирования стоимости услуг на вывоз, представлен ниже: 3.6.1. По статье «Оплата труда» отражаются расходы на оплату труда основных производственных рабочих (водителей, грузчиков), которые формируются исходя из нормативной трудоемкости работ и условий оплаты труда в соответствии с требованиями тарифного соглашения. Расходы на оплату труда рабочих, занятых вывозом ТБО, исходя из расчета на 1 рейс, определяются произведением суммы основной часовой тарифной ставки, доплат и надбавок, приведенных к часовой тарифной ставке, и времени, необходимого для вывоза ТБО. где: - основная часовая тарифная ставка рабочих i -профессии, разряда; - доплаты и надбавки, приведенные к часовой тарифной ставке; К н - коэффициент невыходов, учитывающий ежегодные отпуска, дни по болезни и прочие неявки, разрешенные законом; t - число профессий соответствующих разрядов. На размер основной часовой тарифной ставки влияют следующие факторы: - минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда; - дифференцирующий коэффициент для данного вида деятельности, определяемый тарифным соглашением; - тарифный разряд рабочих соответствующей профессии, устанавливаемый в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником; - тарифный коэффициент, принимаемый в соответствии разрядной тарифной сеткой. Доплаты и надбавки включают в себя: - компенсационные доплаты и надбавки; - выплаты за работу в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - суммы премиальных выплат; - другие выплаты и расходы, определенные законодательством. 3.6.2. По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются суммы единого социального налога, обязательных отчислений по установленным законодательством Российской Федерации нормам в связи с обязательным социальным страхованием работников, их пенсионным обеспечением и медицинским страхованием. В указанную статью включаются взносы организаций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соответствующие отчисления (платежи) по добровольным видам страхования, пенсионного обеспечения от сумм оплаты труда, учтенных по статье «Оплата труда», из расчета на 1 рейс(). 3.6.3. По статье «Амортизация» определяются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов предприятия, используемых в процессе вывоза ТБО за 1 рейс. Расходы по амортизации определяются исходя из рыночной стоимости транспортного средства, находящегося в эксплуатации в течение 4 лет (без учета НДС), норм амортизационных отчислений, годового числа часов работы транспортного средства и продолжительности эксплуатации транспортного средства за 1 рейс: где: Р - рыночная стоимость транспортного средства, руб.; Н - норма амортизационных отчислений, %; Н в - время, затрачиваемое на вывоз ТБО за 1 рейс, маш*час; Г ч - число часов работы транспортного средства в год, - маш*час. Выбор метода начисления амортизации определяется лицом, проводящим конкурс, самостоятельно. Норма амортизационных отчислений принимается по установленным государственным нормам амортизационных отчислений на транспортные средства данного вида и в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому учету основных средств. 3.6.4. По статье «Топливо» определяются нормативные расходы на топливо для транспортных средств на выполнение работ по вывозу ТБО за 1 рейс (включая расход топлива на транспортное движение, на погрузку и выгрузку, частые остановки, работу в черте города, средневзвешенную по месяцам надбавку за работу в зимний период *). * Надбавка за срок эксплуатации не учитывается, так как расчет стоимости вывоза ТБО произведен для транспортного средства сроком эксплуатации - до 5 лет. Расходы на топливо определяются исходя из действующих норм расхода топлива (Н ) и планируемой среднерыночной цены за единицу топлива (Ц ) в расчетном периоде. Расходы на внутригаражные нужды отражаются в статье «Техническое обслуживание и ремонт». Нормы расхода топлива рекомендуется определять на основе норм расхода топлива, установленных действующим законодательством. 3.6.5. По статье «Материалы» отражаются расходы на горючесмазочные материалы (далее - ГСМ), непосредственно используемые для выполнения технологических работ по вывозу ТБО за 1 рейс. Расходы на ГСМ определяются исходя из действующих норм расхода i -г o вида материалов (Н i ) и планируемой среднерыночной цены за единицу i -г o вида материалов (Ц i ) в расчетном периоде. Нормы расхода горюче-смазочным материалов рекомендуется определять на основе норм расхода ГСМ, установленных действующим законодательством. 3.6.6. По статье «Техническое обслуживание и ремонт» () определяются расходы на проведение всех видов работ по техническому обслуживанию, ремонту транспортных средств по вывозу ТБО за 1 рейс. По данной статье отражаются следующие расходы: - расходы на приобретение запасных частей и заменяемых агрегатов с учетом затрат на их доставку к потребителю, включая погрузо-разгрузочные работы, стоимость тары, упаковки и т.д.; - стоимость ремонтных материалов с учетом затрат на их доставку к потребителю; - заработная плата ремонтных рабочих; - расход топлива и ГСМ на внутригаражные нужды; - амортизация и затраты по эксплуатации ремонтных баз и ремонтного оборудования, в т.ч. передвижных ремонтных мастерских; - накладные расходы. Расходы по данной статье рекомендуется определять в среднем в размере 20% от рыночной стоимости транспортного средства (без учета НДС) и приводятся к продолжительности эксплуатации транспортного средства за 1 рейс. Для Районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним применяется, поправочный коэффициент (К 1), равный - 1,3. 3.6.7. Статья «Общеэксплуатационные расходы» является комплексной и по ней определяются расходы по управлению предприятия в целом: расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-хозяйственного персонала, расходы по обслуживанию работников, расходы по организации работ, налоги, сборы и отчисления, прочие общехозяйственные расходы. Величина общеэксплуатационных расходов () определяется в процентах от фонда оплаты труда рабочих, занятых вывозом ТБО, и зависит от объема вывоза ТБО. Рекомендуемое значение норматива общеэксплуатационных расходов составляет от 60 до 100% к планируемому фонду оплаты труда рабочих. В таблице 1 приведен рекомендуемый норматив общеэксплуатационных расходов в зависимости от объема вывоза ТБО. Таблица 1 Величина общеэксплуатационных расходов определяется по следующей формуле: где: N - норматив общеэксплуатационных расходов, %. 3.6.8.По статье «Прочие прямые расходы» определяются расходы на: страхование имущества, налоги (транспортный налог, расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств), учитываемые в составе расходов, приведенные к времени вывоза ТБО за 1 рейс: где: P i - расходы по i -му виду платежей и отчислений; р - количество платежей.

4. ПРИБЫЛЬ НА УСЛУГУ ПО ВЫВОЗУ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

4.1. Помимо указанных расходов другим элементом стоимости услуг по вывозу ТБО является прибыль хозяйствующего субъекта, занятого вывозом ТБО, как коммерческой деятельностью. 4.2. Прибыль определяется в процентах от обоснованных расходов с учетом фактического уровня, сложившегося по аналогичным предприятиям за ряд лет. 4.3. При расчете величины прибыли так же необходимо исходить из того, что хозяйствующему субъекту, занятому вывозом ТБО требуется развитие и модернизация. 4.4. Расчет прибыли производится по следующим составляющим: - налоги, уплачиваемые из прибыли; - средства на развитие и модернизацию, исходя из программы производственного развития; - средства на социальное развитие и материальное поощрение коллектива работников; - расходы на прочие цели.

Приложение 1

Состав расходов по вывозу ТБО

Показатели

Расходы, руб.

Структура расходов, %

Оплата труда Отчисления на социальные нужды Амортизация Топливо Материалы Техническое обслуживание и ремонт Общеэксплуатационные расходы Прочие прямые расходы Всего, расходов за 1 рейс вывоза ТБО Объем вывоза ТБО за 1 рейс, куб.м. Стоимость вывоза 1 м 3 ТБО, руб./куб.м Норма прибыли, % Стоимость вывоза с учетом прибыли 1 м 3 ТБО, руб./куб.м

Приложение 2

Пример расчета стоимости услуг по вывозу ТБО

1. Исходные данные, необходимые для определения производственных показателей: - муниципальное образование расположено в Московской области; - численность населения, проживающего в многоквартирных жилых домах (Ч нас)- 50 000 чел.; - установленная норма накопления ТБО (Н ТБО) - 1,5 куб.м./ чел. в год; - количество контейнерных площадок ( N площ) - 25 ед.; - количество мусороприемных камер ( N кам) - 486 ед.; - периодичность вывоза ТБО - ежедневно; - количество транспортных средств, осуществляющих вывоз ТБО в данном муниципальном образовании ( S ) - 12 ед.; - средняя производительность транспортных средств, осуществляющих вывоз ТБО в данном муниципальном образовании, с учетом коэффициента уплотнения – P 1 - 22 куб.м (4 ед.); P 2 - 13,5 куб.м (4 ед.), P 3 - 17 куб.м (2 ед.); P 4 - 40 куб.м (2 ед.); - среднее расстояние между местами сбора ТБО ( L сб) - 400 м; - среднее расстояние транспортировки ТБО до мест его обезвреживания ( L тр) - 12 км; - объем 1 контейнера ( V конт) - 0,75 куб.м.; - среднее количество контейнеров на площадке ( n конт) - 4 ед.; 1.1. Планируемый объем вывоза ТБО ( V ТБО) от населения определяется по следующей формуле: V ТБО = Ч нас ·Н ТБО = 50000·1,5 = 75000куб. м 1.2. Определение средней производительности транспортных средств (): где: - расчетная средняя производительность транспортных средств, куб.м. На основании полученной величины средней производительности выбрано транспортное средство марки КО-431 на шасси ЗИЛ 433362, средняя производительность транспортного средства - 20 куб.м. 1.3. Количество контейнеров, подлежащих расстановке, для вывоза планируемого объема ТБО ( N конт) определяется по следующей формуле: N конт = N кам + N площ · n конт = 25 + 486·4 = 586 ед. 1.4. Среднее количество контейнеров, приходящихся на 1 остановку ( N сред) определяется по следующей формуле: 1.5. Среднее количество остановок (О ), совершаемое транспортным средством принятой производительности, определяется следующим образом: 1.6. Пробег транспортного средства для осуществления сбора ТБО ( L c6). Нулевой пробег за 1 рейс принят в размере 4 км. L c6 = О · L ост + L 0 = 24·0,4 + 4,0 = 13,60 км 1.7. Время, необходимое для вывоза ТБО за 1 рейс (Н в), определяется на основании «Рекомендаций по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства», утвержденных приказом Департамента ЖКХ Министерства строительства РФ от 06.12.94 № 13. Тип покрытия при транспортировке ТБО - дороги с усовершенствованным покрытием. В связи с тем, что расстояние между местами сбора ТБО находится в пределах 1 км, время на сбор не рассчитывается (исключая время на нулевой пробег). В данном случае, в соответствии с данными рекомендациями время на погрузку-разгрузку включает время на сбор ТБО (исключая время на нулевой пробег).

2,69 час. + 4,0 км ·0,0458 час./км +12 км·2·0,0262 час./км = 3,50 часа

1.8. Годовое число часов работы транспортного средства (Г ч)Г ч = Д к ·П ·К исп = 365 ·8 ·0,7 = 2044 маш.-часа 2. Определение стоимости услуг по вывозу ТБО 2.1. Статья «Оплата труда». 2.1.1. При планировании расходов на оплату труда учитывалась минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда в соответствии с ОТС - 1 860 руб. 2.1.2. Тарифный разряд рабочих принят в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником. 2.1.3. Тарифные коэффициенты, учитываемые в расчетах, представлены ниже. 2.1.4. Принятый размер премии составляет 75 %. 2.1.5. В соответствии со ст. 134 ТК заработная плата подлежит индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В связи с тем, что индекс потребительских цен подразумевает изменение цен на конец года, а изменение цен в течение года происходит постепенно, при формировании расходов по данной статье учитывалась половина индекса потребительских цен на расчетный период - 1,0425. 2.1.6. Основная часовая тарифная ставка водителя: Основная часовая тарифная ставка грузчика: 2.1.7. Расходы по данной статье представлены ниже: 2.2. Статья «Отчисления на социальные нужды». Федеральным законом от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» с 01.01.2005 г. установлена ставка единого социального налога в размере 26%. Тарифы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются для каждого предприятия на основании выдаваемого ему страхового свидетельства. Для предприятий по вывозу ТБО данный тариф установлен в размере 0,3% от расходов на оплату труда. 2.3. Статья «Амортизация». Рыночная стоимость мусоровоза КО-431 сроком эксплуатации 4 года составляет 300 тыс. руб. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, определяются линейным методом в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в Российской Федерации (Постановление Совета Министров СССР от 29.10.1990 № 1072) для основных средств, приобретенных до 01.01.2002 г. В соответствии с данным документом, норма амортизации равна 11%. 2.4. Статья «Топливо». Нормы расхода топлива определялись на основании «Рекомендаций по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 09.03.2004 № 36.Таблица 2

Наименование показателя

Обозначение

Численная величина

Вид топлива

дизельное

Расстояние вывоза ТБО Нулевой пробег (от предприятия до 1 места сбора и от полигона до следующего места сбора) Пробег по городу при сборе ТБО за 1 рейс Расход топлива на транспортное движение мусоровоза Надбавка к линейному расходу топлива при эксплуатации зимой Надбавка при работе в городах с населением до 100 тыс. чел. Надбавки к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу ТБО Надбавка к общему расходу топлива на выполнение транспортной работы по перевозке технологического груза Расход топлива на одну разгрузку и погрузку мусоровоза
Q
Цена топлива
Ц
Средняя за рейс расчетная потребность в топливе в зимний период для мусоровоза определяется по формуле: Q = 0,01[Н s ·(S 0 + S 1 + S 2)+Q ]·(1+Д 1 + Д 2 + Д 3 + Д 4) + Д 5 Q = (0,01·35,4· (16,0 + 12,0 + 9,6) + 7,4) · (1 + 5 / 12·0,1 + 0,05 + 0,1) + 0,25 = 24,930 л. 2.5. Статья «Материалы». Нормы расхода ГСМ определялись на основании «Рекомендаций по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 09.03.2004 № 36. Расчет расходов на ГСМ представлен в таблице.Таблица 3

Вид и сорт масел и смазок

Расход топлива за 1 рейс, л

Норма расхода масел на 100 л топлива

Расход ГСМ

Цена за ед., руб.

Расходы, руб.

Моторные масла, л Трансмиссионные масла, л Специальные масла, л Пластичные (консистентные) смазки, кг
2.6. Статья «Техническое обслуживание и ремонт». Расходы по данной статье определяются в размере 20% от рыночной стоимости транспортного средства 2.7. Статья «Общеэксплуатационные расходы». Расходы по данной статье определены в размере 90% от фонда оплаты труда основных производственных рабочих. 2.8. Статья «Прочие прямые расходы». 2.8.1. Транспортный налог. Мощность транспортного средства составляет 150 л.с. Ставка транспортного налога, установленная в рассматриваемом регионе принята в размере 15 руб./л.с. Транспортный налог на данное транспортное средство составит: 15·150 = 2250 руб. 2.8.2. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств носит обязательный характер. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 264 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» установлены базовые ставки страховых тарифов автотранспортных средств. 2.8.3. Расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по данному транспортному средству составят: 2025·1,6 = 3240 руб. 2.9. Среднеотраслевой размер рентабельности в данном муниципальном образовании - 10%. 2.10. Стоимость вывоза 1 куб.м. ТБО определяется как отношение суммы нормативных расходов в расчете на 1 рейс к принятой производительности транспортного средства (объем вывоза ТБО за 1 рейс).
3. Стоимость вывоза ТБО от населения составит:

Приложение 3

Основные технические характеристики транспортных средств по вывозу ТБО

Марка транспортного средства

Базовое шасси

Вместимость кузова, куб.м

Масса загружаемых отходов, кг

Коэффициент уплотнения

Бункеровоз ЗИЛ-433362 Бункеровоз ММЗ-49525 Бункеровоз КМ -71002 Бункеровоз КМ-71003 КМ-42001, КМ-43001, ММЗ-4925, СА-ЗУ

Под твердыми бытовыми отходами (общепринятое – ТБО) подразумевают предметы, которые не утилизируются в быту и не имеют нужных потребителю свойств.

  • кодексы, законы и постановления;
  • правила и нормы – строительные, санитарные, ведомственные;
  • существующие стандарты и технические условия.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Государственная политика в такой отрасли отражена в первую очередь в федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ. Этот закон определяет:

  • права собственности на отходы;
  • классы опасности отходов;
  • компетенцию государства, полномочия ее граждан и власти на местах;
  • нормирование, государственный учет и отчетность;
  • экономическое регулирование;
  • государственный надзор;
  • степень ответственности в случае нарушения законодательства.

Помимо этого, в указанном нормативно-правовом акте закреплено за муниципальной властью право организовывать работу в сфере ТБО. Что еще раз подтверждается другим федеральным законом от 16.09.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последняя редакция от 14.10.2014) №307-ФЗ. Получается, что в компетенцию местных органов власти входит сбор ТБО, сортировка и утилизация.

Законы, регламентирующие утилизацию ТБО

  • Экологические проблемы тесно связаны с проблемами утилизации ТБО. Отсюда наличие в нормативно-правовой базе по ТБО таких федеральных законов:
    от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции
    от 24.11.2014 №361-ФЗ (обязывает соблюдение требований безопасной утилизации ТБО);
  • от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 23.07.2013 №226-ФЗ (регламентирует правила переработки, обезвреживания и захоронения с учетом нанесения наименьшего вреда атмосфере путем выброса в воздух вредных веществ);
  • от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 23.06.2014 №160-ФЗ (регулирует порядок, условия, способ сбора, транспортировку ТБО с точки зрения санитарных норм).

Перечень документов в жилищно-коммунальной области

Законодательная база, которая регулирует деятельность в жилищно-коммунальной сфере , выступает неотъемлемой частью законодательных актов, определяющих деятельность в сфере вывоза ТБО.

Следует отметить такие нормативно-правовые документы:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (редакция от 21.07.2014);
  • закон РФ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (редакция от 04.10.2014);
  • от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (редакция от 01.05.2005);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (редакция от 23 мая.2006);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 28.07.2012);
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.12.2014) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В соответствии с Жилищным кодексом плата за оказание такой услуги, как сбор и , не входит в плату за коммунальные услуги. Она входит в структуру расчета по содержанию и ремонту жилых территорий в многоквартирных домах. Это отражено в постановлениях правительства России от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 27.08.2012) и от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (редакция от 26.03.2014).

Другие документы

Помимо перечисленных законодательных актов существует еще множество методических рекомендаций (например, методические рекомендации по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов), санитарных норм (например, СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест») и технических условий (типа «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» от 2003 года), определяющих политику нашего государства в сфере ТБО.

Класс опасности

Работа, связанная с накоплением отходов І–V категории опасности, а также работа, связанная со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов V категории опасности, не требует лицензирования.
Если отходы перемещаются с помощью транспортных средств, то это не подлежит лицензированию. При наличии у компании договора, который заключен с третьим лицом, на размещение отходов на полигоне лицензия не нужна (сбор и перемещение освобождены от лицензирования).
Однако мусор, который образуется в связи с жизнедеятельностью человека, в России не сортируется и зачастую относится к ІV–V классу опасности. Иногда трудно определить класс вывозимых ТБО.

Поэтому для сбора, перевозки, хранения, и обезвреживания требуется лицензия. Выделяют лицензии на:

  • вывоз;
  • транспортировку;
  • утилизацию;
  • сбор;
  • полигон;
  • обеззараживание.

Лицензирование

Закон РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 14.10.2014 №307-ФЗ требует наличия лицензии, когда осуществляется деятельность по накоплению, утилизации и использованию отходов І–ІV категории опасности.

Орган, выдающий лицензии представлен, федеральной службой, осуществляющей надзор в области природопользования. Действие разрешения бессрочное. Оформляется в течение 2,5–3 месяцев. Лицензию получают специализированные предприятия, у которых есть соответствующая техническая база, возможность соблюдения санитарно-эпидемиологических, экологических и других нормативных требований. Чаще всего для получения бумаги обращаются в компании, которые занимаются сбором и представлением документов в необходимые инстанции.

Существует российские классификаторы экономической деятельности ОКВЭД (код на этот вид деятельности 90.00.2) и ОКПД (код для вывоза ТБО 93 190) , которые были обновлены в сентябре 2014 года.

Учет

Существует три группы потребителей: население, бюджетные и прочие.

Каждой группе соответствует своя система образования тарифов. Для каждого человека тарифы устанавливаются согласно нормам накопления ТБО. Тарифы разрабатываются в органах местного самоуправления и меняются только после прохождения специальной экспертизы.
Эта отрасль требует совершенствования.

Существует методика расчета тарифов на 1 м3, которая зависит от расстояния до места обезвреживания отходов, от марки автомобиля на котором их вывозят. В качестве исходной калькуляции затрат выступают себестоимость работ и получаемая прибыль. Себестоимость включает в себя:

  • сбор и выгрузку отходов;
  • доставку ТБО до мест обезвреживания;
  • заезды в дома для сбора ТБО;
  • нулевые пробеги.

Зачастую проблемы в организации учета источников влекут за собой превышение объемов ТБО. В результате – наличие огромного количества несанкционированных свалок по всей стране. Подсчитано, что один представитель человечества за 365 дней может производить мусора около трехсот килограммов.

В настоящее время этот хлам содержит много пластика, пластмассы, использованную технику. Это все имеет длительный период распада, что, соответственно, сильно загрязняет окружающую среду. Множество вопросов, связанных с утилизацией мусора, стоят очень остро и затрагивают многие сферы нашей жизни.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Нормы накопления ТБО – количество утильсырья, которое образуется на расчетную единицу. Например, на одного человека за определенный промежуток времени, день или год. Измеряются нормы накопления ТБО обычно в килограммах или объеме (м³). Эти данные нужны для того, чтобы правильно рассчитать количество мусора, образовавшегося за единицу времени в городе, а также чтобы правильно спланировать сбор, транспортировку и утилизацию.

Для обезвреживания и утилизации всего мусора от предприятий нужно знать морфологический и элементный состав, а для переработки отходов требуется информация о содержании органических веществ в отходах.

Стандарт образования отходов высчитывается из двух следующих источников:

  1. Здания, предназначенные для проживания: частные дома, многоквартирный дом.
  2. Государственные или частные учреждения, предприятия предоставляющие общественные услуги: общепит или учебные организации.

К твердым бытовым отходам, которые входят в норму образования, принято относить накопления мусора, формирующийся в жилых или общественных зданиях, остаточные материалы после отопительного сезона, листья, собираемые со двора, крупногабаритные предметы из домашнего обихода.

Факторы влияющие на норматив образования

На нормы ТБО на 1 человека твердого мусора влияет большое количество факторов, среди которых:

  1. Уровень благоустройства организаций или помещений для проживания. Наличие различного рода удобств: мусоропровода, водопровода, канализационных систем и отопления.
  2. Этажность дома, в котором ведется учет нормы образования отходов.
  3. Тип топлива, используемого для отопления площадей на предприятии или комплексах для проживания.
  4. Степень благосостояния города
  5. Длительность периода отопления (от 150 дней на юге и до 300 дней в северных районах страны)
  6. Уровень потребления ресурсов (овощей, фруктов)

Соответственно, чем лучше благосостояние, тем больше объем формирования утильсырья. Для больших городов норма потребления намного выше, чем в селах, деревнях и небольших поселках.

Нормы накопления отходов

В зависимости от классификации жилищного фонда, правовые документы предусматривают различные нормативы формирования мусора:

  • Для благоустроенных зданий стандарт формирования утильсырья составляет на одного человека от 1,1 до 1,5 м³ в год. Средняя плотность на одного жителя должна в среднем составлять 210 кг/ м³.
  • Для государственных и частных организаций норма образования составляет от 35 до 55 % за один месяц нормативов формирования с жилого дома на человека.

К сожалению, рассчитать среднюю норму образования твердого утильсырья для России в целом невозможно, так как факторов, влияющих на этот показатель очень много. Из - за этого в каждом городе установлен свой норматив, который можно найти, изучив документы в местной администрации.

Расчет накопления

Как пример, для определения фактического накопления твердых бытовых отходов в населенных пунктах выбирают следующие участки:

  • в населенных пунктах с населением до 300 000 чел. – 2% всего населения
  • в населенных пунктах с населением до 500 000 чел. – 1% всего населения
  • в населенных пунктах с населением до 1 млн. чел. – 0,5% всего населения.

Из культурно-бытовых организаций выбирают 2-3 объекта. Замеряют в течение недели. Затем определяют массу скопившихся отходов.

Нормы отходов вводятся по результатам измерений органами местной власти. Также в их компетенции находится сбор, хранение и вывоз твердых отходов. По наблюдения, они растут каждый год примерно на 0,5%, а объем отходов растет на 0,5-1% каждый год. Измерения проводятся раз в 5 лет.

Существуют различные документы, обращение, приказы, на основе которых определяются нормативы накопления ТБО от организаций и предприятий. Основной из них носит название «Рекомендации по определению стандартов образования ТБО для РСФСР».

Так, в 1999 году Правительство РФ приняло постановление для Москвы, в котором указываются средние нормы накопления ТБО. Документы задают следующие значения:

  • Норматив накопления товаров потребления для одного жителя столицы составляет 260 килограммов в год или 1,30 м³
  • Количество крупногабаритного утильсырья равен 0,40 м³ или 80 килограмм в год

Необходимо отметить тот факт, что норма накопления ТБО от организаций и предприятий уменьшается по мере того, как увеличивается количество коммерческих учреждений в городе.

Измеряют массу накапливаемых отходов потребления и мусора на предприятии или в зданиях для проживания путем взвешивания всех емкостей, загружаемых в мусоровоз. Если используется контейнерный транспорт, то сначала взвешивается пустая, а потом заполненная утильсырьем емкость.

Расчет фактических норм накопления твердых отходов на предприятии или жилых помещениях в год происходит для каждого сезона отдельно. Чтобы определить этот показатель для конкретного региона, как правило, обращаются в самые крупные города области.

Таблица образования твердого мусора

Ниже представлена таблица, в которой представлены стандарты накопления твердых отходов, действующих с 01.01.1999 года.

Все табличные нормативы актуальны для Москвы и Московской области. Для мелких городов подобный стандарт может быть значительно ниже. Все значения, представленные в таблице – ориентировочные. Нередко, когда многие учреждения выходят за рамки нормативов как в большую, так и в меньшую сторону.