Работа с кадрами на предприятии.

В систему работы с кадрами в офисе входят следующие элементы:

Кадровая политика (четкое определение целей работы с кадрами

управления на данном отрезке времени и в перспективе);

Требования к хозяйственным кадрам;

Формирование штатно-должностной структуры кадров;

Развитие кадров (подготовка, учеба, повышение квалификации);

Подбор кадров и формирование управленческой команды (сюда вхо-

дят набор, резерв, выдвижение, ротация, расстановка, уход);

Система оценки (аттестация) кадров.

Подбор кадров

Основная цель отбора кадров – набрать работников с высокой культурой

работы – может быть осуществлена менеджерами-управляющими или людьми,

контролирующими интересы компании.

Выделяется следующая структура квалификации управленческого работ-

ника: общая культура, уровень специальной подготовки, навыки и умение, опыт.

Довольно распространенной проблемой многих российских офисов является неоправданно высокое число секретарей, помощников, охранников и т. п.,

что способствовало появлению (с 2000-х гг.) такого публицистического клише,

как «офисный планктон», который используется в основном для обозначения

офисных служащих, являющихся «кадровым балластом».

Чаще всего под этот нелестный неологизм подпадают мелкие служащие, т. е. офисные работники низшего звена, которые не имеют подчиненных и никем не руководят, а также лишний обслуживающий персонал, но иногда к планктону» причисляют менеджеров и среднего звена.

Общей их чертой является безразличие к своей работе, отсутствие заинтересованности в результатах своего труда (чему способствует и характер офисной деятельности, нередко не имеющей выраженных количественных показателей, и трудность контроля), что не мешает их обычно завышенным запросам.

«Офисный планктон» нередко тратит рабочее время на непроизводственные нужды: личные телефонные разговоры и общение в Интернете, не имеющее служебного значения, компьютерные игры, бесконечные чаепития и т. п.

Для того чтобы не плодить «офисный планктон», каждое подразделение

офиса должно иметь оптимальную и равномерную загрузку всех работников и

устранять ненужные функции.

Для этого существует несколько приемов определения потребности в со-

трудниках:

1) субъективный качественный метод – применяется в том случае, ко-

гда руководители подразделений офиса хорошо знают свое дело, четко пред-

ставляют, сколько людей им необходимо, и умеют создать условия высокой

мотивированности работы для своих сотрудников;

2) Количественное определение необходимого уровня комплектации

штатов:

. анализ нагрузки . С учетом прогноза количества типовых операций на

год и суммарного затрачиваемого времени определяется число работ-

ников для выполнения этой операции. Данный анализ широко приме-

няется для определения штата в бухгалтерии, ДОУ, для чего суще-

ствуют специальные формулы;

. анализ соотношений . Руководитель отдела определяет соотношения

(между числом клиентов и количеством персонала, обслуживающего

клиентуру и т. д.), просчитывает их за последние, скажем, три года и

делает соответствующий прогноз (с учетом возможных технических и

методических изменений) относительно своей потребности в кадрах;

Моделирование.

Этот метод удобен для расчетов числа специалистов на основе работающих аналогов.

При открытии нового филиала следует на основе работающих филиалов смоделировать работу новых структур (с учетом изменений и новых условий).

Решение задачи оптимального набора сотрудников состоит в определе

нии нагрузки каждого сотрудника, чтобы при разграничении функций, прав и

ответственности офисных сотрудников не возникли следующие неприятные си-

. дублирование , когда в ходе распределения обязанностей между сотрудниками появляются две или несколько должностей, претендующих на одну и ту же функцию;

. вакуу м, который появляется, когда какая-то функция не закреплена за

сотрудниками;

. незагруженность , которая означает, что среди сотрудников оказались

такие, в которых нет необходимости.

Заключительный этап распределения функций между сотрудниками –

установление ответственности. Она бывает материальной, моральной и адми-

нистративной (от дисциплинарной до уголовной).

Само понятие «подбор кадров» – изучение пригодности кандидатов и вы-

бор среди них работника для назначения на ту или иную должность.

Среди назначений есть три разновидности:

1) набор – назначение, связанное с вовлечением в сферу управления со-

трудников, ранее в ней не работавших;

2) выдвижение – назначение сотрудника, уже работающего в системе

управления, на новый, более высокий пост;

3) ротация – назначение, при котором либо название остается прежним,

а меняется место работы, либо изменяется должность, но уровень поста

остается прежним (например, при переводе из головного офиса в филиал). Ротация – это перемещение по горизонтали в отличие от выдвижения,

происходящего по вертикали.

При подборе кадров используются и такие понятия, как:

Резерв, который является основным «питомником» для выдвижения и

Расстановка кадров, которая заключается в уточнении обязанностей

сотрудников по участкам без изменения должности, являясь, по суще-

ству, продолжением подбора кадров;

Уход – обязательный компонент подбора кадров, он создает вакансию,

т. е. является завершением данного цикла подбора кадров и началом

Конечный результат работы по организации приема новых сотрудников

определяется следующими параметрами:

Анализом текучести кадров, в том числе по вновь принятым сотрудникам;

Степенью внутренней мобильности кадров;

Качеством заполнения вакансий;

Эффективностью вновь принятых сотрудников;

Составлением прогнозов ухода сотрудников и сроков реального приема.

Оценка кадров

Оценка и аттестация – важная часть работы с персоналом. Как известно, в

основе любого управления лежит обратная связь, включающая те или иные

способы измерения, сравнения. При управлении персоналом обратная связь ре-

ализуется через аттестацию (индивидуальную оценку) кадров, т. е. определение

количественной и качественной меры соответствия работников занимаемой

должности, возможности передвижения на другую работу, должность. Как пра-

вило, для сотрудников применяется термин «оценка», для руководителей – ат-

тестация соответствия занимаемой должности.

Методы оценки сотрудников офиса

Традиционные методы

. метод стандартных оценок (руководитель оценивает отдельные ас-

пекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стан-

дартной шкале). Данный метод характеризуется простотой, малыми

издержками, но имеет существенные недостатки – субъективизм

оценки руководителя, трудность учета индивидуальных особенностей

сотрудника;

. сравнительные методы , позволяющие руководителю сравнивать од-

ного сотрудника своего подразделения с другим, т. е. идет некое ран-

жирование сотрудников по их отношению к делу;

. метод оценки по решающей ситуации.

Нетрадиционные методы оценки персонала

Метод «360° аттестации», при котором сотрудники оцениваются

своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными;

Метод оценки потенциала (возможностей) сотрудника;

Метод управления по задачам. Он заключается в совместном (сотруд-

ник и его начальник) определении ключевых целей сотрудника на

определенный аттестационный период (квартал, полугодие, год), по-

сле истечения которого определяется степень выполнения каждой за-

дачи и всего плана в целом. Ограниченностью метода является оценка

только ключевых задач, что мешает полной объективности оценки.

Методы оценки руководящего состава

Аттестация – оценка с помощью аттестационной комиссии:

Метод «360° аттестации» – оценка руководителя со всех сторон – и

коллегами, и подчиненными, и высшим руководством, и даже клиен-

Тестирование;

Ассесмент-центр (от англ. assessment-centre) – комплексный метод

оценки персонала, состоящий из групповых и индивидуальных дело-

вых игр, упражнений, бихевиорального (поведенческого) интервью,

письменного интеллектуального тестирования.

Ка́дровая поли́тика - совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций.

Этап 1. Нормирование . Цель - согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом её развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения, конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом. Например, целесообразно описать требования к сотруднику организации, принципы его существования в организации, возможности роста, требования к развитию определенных способностей и т.д.

Этап 2. Программирование . Цель - разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учётом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учётом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, - представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации.

Этап 3. Мониторинг персонала. Цель - разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.

14. Планирование кадров: цели и основные работы.

Кадровое планирование -это постановка целей в области управления персоналом, а также определение сопутствующих этим целям задач, стратегий и мероприятий, направленных на своевременное удовлетворение потребности организации в персонале надлежащего количественного и качественного состава, повышение эффективности труда, развитие способностей работников, создание достойных условий труда, обеспечение занятости.

Основная задача планирования персонала - это «перевести» имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, т.е. вывести неизвестную величину необходимых работников из наличного уравнения планов организации; и определить время, в которое они будут затребованы.

Кадровое планирование в организации преследует следующие цели:

· получить и удержать людей нужного качества и в нужном количестве;

· наилучшим образом использовать потенциал своего персонала;

· быть способной предвидеть проблемы, возникающие из-за возможного избытка или нехватки персонала.

Задачи кадрового планирования:

· анализ состояния рынка труда и тенденции его изменения в рассматриваемый период;

· разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами;

· организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации;

· проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации;

· содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании;

· оценка затрат на формирование и поддержание штатов, а также на реализацию мероприятий, предусмотренных кадровой политикой;

· улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации.

Классификация видов работы с точки зрения кадрового планирования

Сразу отметим, что ниже рассматривается только классификация работ исполнителей, хотя для менеджеров низового звена, непосредственно руководящих исполнителями, приводимая классификация также не лишена смысла.

Итак, в целях кадрового планирования работу можно подразделить на четыре типа:

1. Работа, состоящая из повторяющихся операций, продолжительность которых определяется характеристиками используемого оборудования или иными объективными нормативами.

2. Работа, состоящая из повторяющихся операций, продолжительность и количество которых в течение рабочего периода определяется установленными в организации нормативами, а результат может зависеть от разнообразных внешних и внутренних факторов.

3. Работа, имеющая измеримый объём, который случайным образом меняется от одного рабочего периода к другому под влиянием внутриорганизационных или внешних факторов.

4. Творческая работа, объём и сложность которой крайне трудно измерить, а конечный результат может быть оценён только квалифицированными экспертами.

15. Подбор и расстановка кадров: цели и основные работы

– одна из наиболее значимых функций процесса управления персоналом. Основное отличие подбора персонала от отбора предполагает, что в первом случае сравниваются и сопоставляются деловые и личностные качества работника с качествами, требуемыми данным рабочим местом (должностью), а в последнем выделяется какой-либо кандидат из общего числа претендентов на данную должность. Подбор и расстановка персонала – это рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям и рабочим местам согласно принятой в организации системе разделения и кооперации труда; по способностям, психофизиологическим и деловым качествам работников, отвечающим требованиям содержания выполняемой работы в целях обеспечения условий для наиболее эффективной реализации творческого и физического трудового потенциала работников.

Цели подбора и расстановки персонала – формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений, создание условий для профессионального роста каждого работника. Принципы подбора и расстановки персонала – принцип соответствия, принцип перспективности, принцип сменяемости.

Повышению эффективности использования кадров должны способствовать внутриорганизационные перемещения – изменения мест работников в системе разделения труда, смены места приложения труда в рамках организации. Внутриорганизационную ротацию работников следует сочетать со стабильностью рабочих мест, являющейся необходимым условием роста производительности труда при модернизации основных фондов и росте требований к качеству продукции.

Среди основных путей совершенствования процесса управления персоналом , связанных с организацией труда, наиболее значимыми являются следующие:

  1. эффективное использование интеллектуальных, творческих, организаторских способностей работников через улучшение социально-экономического содержания труда посредством уменьшения его монотонности, бессодержательности и т. п.;
  2. необходимость соблюдения безопасности производственных процессов;
  3. обеспечение нормальных условий жизнедеятельности – здоровых условий труда, более продолжительного режима отдыха, рациональных режимов питания, радикального улучшения медицинского, транспортного и других видов обслуживания.

Профессионально важные качества человека изучаются с помощью анкетного и тестового методов, а также специальной аппаратуры. Требования к профессии отражаются в профессиограммах, разрабатываемых специалистами на основе наблюдения за сотрудником в процессе труда, включая эргономические измерения, хронометраж, построение социометрических матриц, анализ информации и т. д. Благодаря подбору и расстановке персонала в организации создается производственный коллектив.

16. Шкала идеального кандидата: назначение и структура

Страница 14 из 19

Практика работы с кадрами

Это направление деятельности менеджера по управлению персоналом нацелено на решение одной из главных задач управления предприятием -формирование устойчивого трудового коллектива и предоставление каждому поступающему такого вида профессиональной деятельности, который больше всего соответствует психическому складу личности, призванию как совокупности нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии.

Решение конкретных задач профориентации, подбора и подготовки кадров имеет большое социально-экономическое значение. Во-первых, это способству­ет обеспечению предприятия кадрами, которые могли бы наиболее эффективно выполнять порученные им задания, а также снижению текучести кадров, сокращению сроков обучения и т.п. Во-вторых, в работе менеджера проявляется и большой социально-психологический эффект, который заключается в создании условий для всестороннего развития личности работников.

В сфере кадровых вопросов перед менеджерами открывается широкое поле профконсультационной деятельности. Консультирование людей, которые обращаются на предприятие, чтобы найти устраивающую их работу, является одним из видов профориентационной деятельности. Менеджер-консультант, исходя из имеющихся у него данных (сведения о профессиональном составе работников данного предприятия, о квалификационных требованиях по отдельным профессиям, о возможностях совершенствования и повышения квалификации на предприятии), определяет совместно с поступающим его профессиональную перспективу. При этом учитываются психологические свойства поступающего (способности, интересы, черты характера и т.п.), его личные особенности, которые выявляются, например, в беседе.

Для изучения способностей, интересов, ценностных ориентаций и других параметров личности используются различные психодиагностические средства. К числу таких средств можно отнести психологические тесты профессиональ­ных интересов, потенциальных способностей, различные приемы исследования личности. Эти средства приобретают все большее значение не только в научно-исследовательской, но и в профконсультационной деятельности менеджера по управлению персоналом. Исследования показывают, что лица, получившие профессиональную специализацию с учетом их психологических характеристик, испытывают большее удовлетворение от своего труда. Это самым благоприят­ным образом сказывается на показателях работы всего предприятия - увеличива­ет производительность труда, повышает трудовую дисциплину и т.д. И наоборот, несоответствие человека той или иной должности приводит к неудовлетворен­нос­ти работой, удлиняет сроки обучения, увеличивает вероятность несчастных случаев.

Подбор кадров начинается с изучения списка профессий, используемых на данном предприятии. Результаты такого изучения оформляются в виде профессиограмм - описания социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других характеристик профессии. Частью профессиограммы является психограмма - характеристика психологических требований данной профессии. Например, профессия размет­чи­ка предъявляет особые требования к работнику в отношении глазомера, внимания, операционной памяти, пространственных представлений, творческо­го воображения. Психограмма может использоваться в целях совершенствова­ния процесса производственного обучения, в этом случае она помогает определить те профессиональные свойства, которые поддаются развитию в процессе обучения. К таким свойствам относятся в основном психомоторные свойства и пространственно-временная координация трудовых действий.

Подбор кадров предполагает оценку свойств поступающих на работу с точки зрения успешного выполнения данного вида деятельности. Для этого используются различные методы интервьюирования и психологические тесты. На основе сопоставления полученных и обработанных данных с требованиями профессии делается заключение о степени профессиональной пригодности того или иного кандидата. При этом учитывается возможность компенсации некоторых недостаточно развитых качеств за счет более высокого развития других качеств.

В организациях, где людей оценивают достаточно объективно, часто один работник может отбираться из сотен претендентов. Например, в американских компаниях применяют четыре главных фактора отбора и продвижения работников: высокая квалификация, способность к обучению, опыт общения и готовность к сотрудничеству.

Для подавляющего большинства профессий нет таких психологических свойств личности, которые противоречат требованиям этих профессий. Однако, как отмечает известный отечественный психолог К.М.Гуревич, никто не начинает профессиональную деятельность со сложившимся и во всем готовым психофизиологическим аппаратом, отвечающим всем профессиональным требованиям. Формирование этого аппарата - сложный процесс, зависящий от стремления человека овладеть профессиональным мастерством, и ближайшее социальное окружение имеет при этом огромное значение. Поэтому важно, чтобы в работе по организации подготовки кадров и повышения их профессионального мастерства менеджер принимал самое деятельное участие, так как он может сыграть большую роль в создании положительной профессиональной мотивации, в рационализации трудовой деятельности путем выявления наиболее трудных приемов работы и специальной тренировки.

Психологические вопросы профессионального обучения актуальны на современном этапе по той причине, что по большому числу видов производства каждые 10 лет происходит частичное или пoлнoe обновление технико-технологической базы, ведущее к существенным измениениям в содержании и характере труда, а следовательно, и к изменениям в требуемых профессиональ-ных знаниях и умениях. В этом плане одной из задач менеджеров по управлению персоналом является участие в организации самого процесса профессиональной подготовки. Рациональная организация производственного обучения требует прежде всего обоснованного решения, чему обучать, в какой последовательности и как. Это решение основывается на данных профессиограмм, с помощью которых можно разработать для каждой профессии научно обоснованные программы и методы обучения, обеспечить индивидуальный подход к обучающимся, с тем чтобы способствовать формированию оптимального индивидуального стиля трудовой деятельности.

Одной из главных задач менеджера как специалиста в области решения кадровых вопросов является работа, связанная с повышением устойчивости трудового коллектива. Эта работа в значительной степени сводится к сохранению и развитию социально-производственного потенциала предприятия в услови­ях динамичности кадрового состава. В качестве важнейшей проблемы выступает при этом регулирование процесса адаптации работников на предприятии.

Промышленная адаптация - это постепенное вхождение нового работника в конкретные условия профессионального труда. Социальная адаптация -приспособление к совокупности новых ролей и связей с окружающей социальной средой, вследствие чего достигается определенное соответствие индивидуальных потребностей организационным требованиям. Менеджер по управлению персоналом должен содействовать процессу адаптации не только в профессиональной деятельности, при подборе и подготовке кадров. Важно, чтобы он держал под своим постоянным контролем тех, кто приступил к работе на предприятии, и способствовал преодолению ими возникающих трудностей.

В компетенции менеджера по управлению персоналом лежит создание определенной системы информационного обеспечения адаптационных воздействий, без которой процесс адаптации не является управляемым. К средствам и способам информационного обеспечения контроля адаптации можно отнести периодические беседы с адаптантом на рабочем месте, беседы с руководителями различных уровней, комплексные исследования степени удовлетворенности трудом, анализ объективных данных о производственной деятельности работника и т.д. Полученная информация входит в систему организационного обеспечения процесса адаптации на предприятии. Такая система может базироваться, например, на стандартах предприятия, которые определяют основные процедуры воздействия разных звеньев управления на адаптанта. Интегрированная система информационного и организационного обеспечения контроля адаптации позволяет не только управлять указанным процессом, определять пути профессионального роста, но и осуществлять эффективные профилактические меры для устранения причин текучести кадров на предприятии.

Кадры управления - это та часть работников, которая выполня­ет какие-либо функции в системе управления организацией. Это работники, занятые преимущественно умственным трудом, обес­печивающие за счет профессиональных знаний необходимую на­правленность, согласованность и эффективность деятельности всего персонала.

Сегодня роль кадров управления существенно возрастает. Обо­стряющаяся конкуренция и необходимость быстрого освоения но­вовведений увеличивают число вариантов хозяйственных решений и усложняют проблему выбора и путей реализации. Длительность хозяйственных процессов, отдаленность последствий принимаемых решений, возрастание значения неэкономических аспектов управ­ления (социальные факторы, проблема охраны окружающей среды и т. д.) усиливают ответственность управленческих кадров за каче­ство, обоснованность и эффективность решений.

Вместе с тем расширяются возможности кадров управления. Новые методы хозяйствования, информационные технологии по­зволяют им эффективно решать проблемы.

Без соответствующих кадров невозможно реализовать нововве­дения в управлении, поэтому меры по его совершенствованию должны дополняться, закрепляться и развиваться в формах и ме­тодах определенной кадровой политики. Необходимо добиваться соответствия кадров управления задачам развития организации.

Категории кадров и система работы сними. По мере разделения труда в сфере управления и его специализации происходит отно­сительное обособление видов управленческой деятельности. В со­ответствии со структурой организации выделяют работников тех или иных органов и подразделений.

В зависимости от функциональной роли в процессе принятия и реализации решений выделяют руководителей, специалистов, вспомогательный персонал.

Руководители решают вопросы развития производства и дея­тельности аппарата управления, принимают и организуют реали­зацию решений.

Специалисты участвуют в подготовке решений, а затем в их ре­ализации.

Вспомогательный (технический) персонал осуществляет ин­формационное обслуживание аппарата управления.

Элементы системы работы с кадрами. Первый элемент - фор­мирование штатной структуры, определяемой структурой управления. Штатная структура - это система должностей, управлен­ческих профессий и штатное расписание.

Другой элемент системы работы с кадрами - их подбор. В со­став этого блока входят: набор работников, их выдвижение, рота­ция, резерв, расстановка и уход. Важнейшее звено подбора кад­ров - формирование управленческого коллектива.

Еще один важный элемент - оценка работников. Она прони­зывает всю систему работы с кадрами - набор, учебу, мотивацию деятельности.


Кадровая система - динамичная, развивающаяся область. В уп­равлении кадрами в общем виде выделяются те же блоки, что и в управлении всеми ресурсами.

Говоря о системе работы с кадрами, необходимо учитывать спе­цифику деятельности в государственном и негосударственном (ак­ционерные, частные, общественные организации) секторах. Госу­дарственная система работы с кадрами юридически регламентиро­вана, в негосударственных организациях порой вообще нет офор­мившихся систем работы с кадрами, господствуют эмпиризм и случайность. В некоторых негосударственных системах применяют те же положения, что и в государственных, однако стандарты госу­дарственного управления зачастую не учитывают особенности не­государственных организаций и не реализуют всех их преимуществ.

Подбор кадров - это прежде всего изучение кандидатов и выбор среди них работника для назначения на ту или иную должность. Существуют три основных вида назначения: набор, выдвижение, ротация.

Набор - это назначение, связанное с вовлечением в сферу уп­равления работников, ранее в ней не работавших. Именно здесь наиболее полно реализуются демократические основы управле­ния: при наборе нет ограничений по полу, национальности, расо­вым признакам. В то же время набор предполагает, что работник до перехода в сферу управления обязательно где-то уже работал. Сейчас при наборе большое внимание уделяют наличию специ­альной подготовки. При наборе происходит оценка общей при­годности кандидата к деятельности в системе управления.

Выдвижение - назначение работника, уже работающего в сис­теме управления, на новый, более высокий пост. Исключительно важное значение имеют назначение на руководящие посты, пере­ход из категории специалистов в категорию руководителей.

Ротация - это назначение, при котором либо название долж­ности остается прежним, но меняется место работы, либо изменя­ется и должность, но уровень поста остается тем же. Это переме­щение по горизонтали в отличие от выдвижения, которое проис­ходит по вертикали.

Выдвижение и ротация - перемещения работников внутри си­стемы управления. Предшествует им пребывание работника в ре­зерве.

Резерв -один из участков подбора кадров. Конечно, иногда приходится привлекать работников со стороны, но все же именно резерв должен стать основным источником для выдвижения и ротации.

Работник может не только приходить в систему управления, но и уходить из нее. Уход - обязательный компонент работы с кадра­ми, даже если он связан с выходом из системы управления. В лю­бом случае он создает вакансию, то есть завершает цикл подбора кадров и вызывает начало нового.

Подбор, как и другие звенья работы с кадрами, требует плано­вого подхода. Планирование - заключительный блок кадрового подбора. В системе планирования должны реализовываться прин­ципы, которым подчинен процесс в целом и все его компоненты.

Принципы набора кадров следующие.

Принцип ситуации: необходимо учитывать не только соот­ветствие кандидата должности, но и конкретную ситуацию.

Принцип сочетания работников из своей организации и со стороны. «Свои» работники знают организацию, привыкли к ней, в том числе и к ее недостаткам. «Чужие» трудно вписываются в коллектив, особенно в системе неформальных связей, но прино­сят свежий взгляд, новый опыт, новые идеи. Только сочетание тех и других определяет успех дела. Если надо круто изменить ситуа­цию или если возникли новые, ранее неизвестные проблемы, или просто затянулся межличностный конфликт, без внешних кадров не обойтись. И все же основа подбора кадров - свои работники, воспитанные в резерве.

Принцип сочетания «старых» и «молодых» кадров: первые - носители опыта, традиций, обеспечивают преемственность и ус­тойчивость руководства; молодые, как правило, более активны, охотнее идут на эксперименты, в ряде случаев лучше вооружены современными знаниями. Сочетание обеих групп работников обеспечивает необходимую эффективность управленческого кол­лектива.

Принцип динамизма, сочетание стабильности и мобильнос­ти. Стабильность позволяет проводить долгосрочные мероприя­тия, эффект от которых наступает не сразу, но по своим масшта­бам он очень значителен. Она ориентирует работника на устойчи­вые, перспективные результаты, уменьшает потери, неизбежные при смене должности. Но стабильность чревата опасностью при­выкания к сложившейся ситуации, в ряде случаев рождает самоус­покоенность. Стремясь не трогать заслуженных работников, руко­водитель при появлении проблем начинает добывать новые штат­ные единицы, чтобы привлечь специалистов. Мобильность - это планомерно организованное движение кадров, включающее и выдвижение, и ротацию.

Методы набора персонала из внутреннего источника разнооб­разны.

Внутренний конкурс - служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, изве­стить об этом всех работающих, попросить их порекомендовать на работу своих друзей и знакомых.

Совмещение профессий - если исполнитель требуется на короткое время, для выполнения небольшого объема работы целе­сообразно использовать совмещение должностей самими работ­никами организации.

Ротация - весьма эффективна для некоторых организаций, особенно находящихся в стадии интенсивного роста. Возможны следующие варианты перемещений руководителей:

повышение (или понижение) в должности с расширением (или сужением) круга должностных обязанностей, увеличением (уменьшением) прав и повышением (понижением) уровня дея­тельности;

повышение уровня квалификации, сопровождающееся поруче­нием более сложных задач, не влекущим за собой повышения в должности, но сопровождающимся повышением зарплаты;

смена круга задач и обязанностей, не вызванная повышением квалификации, не влекущая за собой повышения в должности и роста зарплаты; такого типа ротация, как правило, приводит к расширению кругозора, повышению управленческой квалифика­ции и в конечном счете сопровождается должностным ростом ра­ботников организации.

К внешним источникам подбора персонала относится неопре­деленное число людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент.

Система оценки кадров - это оценка итогов их работы. В силу особенностей деятельности кадров управления результаты эти вы­явить непросто, поэтому оценивают труд данного работника и его личные качества.

На практике существует два основных подхода к оценке кадров. Первый состоит в контроле за деятельностью работника, результа­том которого становится поощрение, наказание или продвижение по службе. При втором подходе делают акцент на поиске путей со­вершенствования работы и самореализации сотрудника.

В первом случае оценка осуществляется в форме аттестации членами экспертной комиссии, в сущности наделенными судейс­кими функциями, которые заслушивают отчет и выносят «приго­вор». Во втором случае работу оценивает непосредственный руко­водитель, выступающий прежде всего как советник, пытающийся вместе с подчиненным найти ошибки, пути их преодоления и ре­шения задач.

Успех аттестации предопределяется объективным, доброжела­тельным отношением к аттестуемым, хорошим знанием их, яснос­тью целей, четкостью критериев и показателей оценки, которые сегодня часто определяются совместно руководителем и подчи­ненными на основе перечня служебных обязанностей и личных целей.

Показатели, с помощью которых осуществляется оценка, могут быть количественными и качественными, причем последние вы­ражаются как в реальных величинах, так и в условных (баллах). К показателям предъявляются требования полноты и достоверности индивидуальности, сопоставимости как с предыдущим периодом, так и с достижениями других лиц.

Один из важнейших вопросов при деловой оценке персонала- выбор метода, с помощью которого оцениваются те или иные по­казатели.

Метод шкалирования (графического шкалирования рейтингов) предполагает балльное определение значений показателей. Каче­ство данного метода повышается при конкретизации описания от­резков шкалы. При этом следует стремиться к непосредственному отражению в шкале требований к рабочему месту (должности), что уменьшает возможность искажения оценок.

Простым и удобным в применении является метод альтерна­тивного ранжирования (упорядочения рангов). При аналитической оценке по каждому показателю составляют ранжированный ряд, например, по показателю «добросовестное выполнение заказов»: сотрудник 1 > сотрудник 2 > сотрудник 3 и т. д. Подобного рода ранжированный ряд отражается в таблице. Суммарная (обобщен­ная) оценка работников рассчитывается сложением отдельных рангов. Метод обладает рядом недостатков: не нормирована шкала ранжирования, высока субъективность оценки, невозможно дос­товерное заключение о качественной дистанции между двумя оце­ниваемыми объектами: разница в результате работы между сотруд­никами 1 и 2 может быть большой, а между сотрудниками 2 и 3 - незначительной.

Метод анкет (альтернативных характеристик) отличается от предыдущих тем, что он не использует систематизированные спо­собы измерения. Оценщику предлагается перечень высказываний об образе сотрудника. Он отмечает соответствие или несоответ­ствие конкретного высказывания этому образу.

Метод попарного сравнения позволяет выявить наивысшие рей­тинги среди различных сотрудников.

Результаты оценки - либо присвоение определенной квалифи­кации, либо признание работника соответствующим или несоот­ветствующим должности с определенными рекомендациями на будущее о сохранении в ней, повышении, понижении, увольне­нии.