Пути путешествия васко да гама. Васко да Гама

Путь навстречу солнцу. Данила Кузнецов.

В историческом рейтинге знаменитостей эпохи Великих географических открытий этот человек занимает, пожалуй, второе место - сразу вслед за Колумбом. Ну, в крайнем случае, твердое третье, пропуская вперед Магеллана. Ирония судьбы, однако, заключается, в том, что именно он в итоге нашел то, что безуспешно искали двое первых. А именно - богатые пряностями земли Южной Азии. Фото вверху ULLSTEIN BILD/VOSTOCK PHOTOБиография мореплавателя достоверными историческими данными не богата. Исследователи не смогли установить даже дату его рождения, известен лишь наиболее вероятный год - 1469-й. Зато точно известно, что Вашку (Васко) родился в семье дона Эштевана да Гамы, алькайда (наместника) маленького приморского городка под названием Синиш и ветерана крестовых походов в Марокко. Было у него два старших брата, Паулу и Айриш - позже с первым из них он поплывет к далеким берегам Индии. Была и сестра Тереза.
Синиш, где Васко провел детство, в наше время выглядит почти так же, как и в его времена. Это рыбацкое поселение на полпути между южным берегом Тежу (в устье этой реки расположен Лиссабон) и мысом Сан-Висенти. Солнце здесь ярко светит более 300 дней в году, и вода в его лучах сверкает бирюзовым цветом. Дальше к северу тянутся голые песчаные дюны, на юге сразу за городом встают первые отроги горной гряды Сан-Домингуш. К стенам старого форта жмутся «угловатой» архитектуры одноэтажные дома с яркими черепичными крышами - красными, зелеными, желтыми. Итак, детство Васко да Гама проводил в море или на берегу, рано научился плавать, править лодкой, определять ночью путь по звездам, обращаться с сетями. Бескрайний океан и лихорадочное ожидание новых и новых открытий, захватившее португальцев со времен принца Генриха (Энрике) Мореплавателя, провозвестника великих путешествий, владели им, а удивительные рассказы моряков, уже вернувшихся из дальних плаваний вдоль африканских берегов, воспламеняли фантазию. Юный дворянин слушал истории об огромных слонах и волосатых обезьянах, золоте и людоедах с подпиленными зубами, штормах и кораблекрушениях, не менее страшных штилях, обрекающих целые флотилии на медленную смерть. Какого подростка подобные истории оставят равнодушным?


Синиш. Здесь дон Васко родился и провел юность. Теперь перед городской церковью стоит памятник знаменитейшему из горожан. Фото TONY ARRUZA/CORBIS/RPG
Однако одно существенное отличие между Синишем современным и Синишем XV столетия обнаружить легко: в отличие от наших дней тогда там ребенку не только невозможно было получить образование, но и просто грамотные люди почти отсутствовали. Достигнув школьного возраста, Васко отправился по велению отца на семьдесят миль к северо-востоку от родных мест, в Эвору - изучать навигацию и математику.
Так наш герой словно попал в другой мир. Под ногами вместо дерна оказались мощенные булыжником улицы, вдоль них выстроились солидного и почтенного вида каменные дома. К тому же здесь да Гама впервые смог увидеть путешественников-иностранцев (а не только своих соотечественников, возвратившихся из дальних краев). У них было заведено останавливаться в Эворе по пути в знаменитую на весь континент своим виноградом и святыми местами провинцию Алгарви. Впрочем о повседневной жизни будущего мореплавателя в университетском городе мы тоже знаем немного. Вероятно, что учился он хорошо, прилежно, а к морским наукам проявил особые способности. Иначе сын захудалого провинциального наместника не оказался бы вскоре офицером королевского флота в Лиссабоне, зарекомендовав себя в нескольких сражениях с кастильцами и мусульманами хорошим командиром - о том есть скупые сведения в ранних жизнеописаниях да Гамы.
Каким же предстает образ этого молодого, но успевшего закалиться в боях капитана, в те 80-е годы XV века? В нашем распоряжении нет ни единого портрета путешественника, про который можно с уверенностью сказать: он - прижизненный. По обрывочным замечаниям современников можно заключить, что это был человек среднего роста, физически развитый - лишь в конце жизни он обнаружит склонность к тучности. Лицом обладал выразительным - большие пронзительные глаза под густыми бровями, выдающийся нос, неизменная ухоженная борода. Он был смел духом, не боялся ответственности, часто срывался на гнев, был жадным и деспотичным. Его, похоже, отличал настоящий фанатизм в достижении честолюбивых целей. Все это - как раз те качества, которые ценились в Европе в конце XV века.
На историческом фонеИменно в те же времена молодая Португалия начала осваивать новые земли. Обстоятельства логически подталкивали к этому: торговля шла не слишком хорошо. Дорогие пряности - этот «главный консервант» эпохи Возрождения, необходимый для хранения и обеззараживания продуктов, - доходил через третьи руки. Арабы покупали их в индийских портах - Каликуте, Кочине, Канануре - и на небольших кораблях доставляли в порт Джидду недалеко от Мекки. Затем караваны по пустыне привозили драгоценный груз в Каир, где его сплавляли на баржах вниз по Нилу и уже в Александрии продавали итальянским купцам из Венеции и Генуи. Те, в свою очередь, распространяли товар по всей Европе. Разумеется, на каждом этапе цена его возрастала, и в далеком Лиссабоне он продавался совсем уж по заоблачной цене.
А кроме того, стояла перед португальцами и более близкая географическая цель - западный берег Африки. Он находился рядом, за него не приходилось сражаться с другими развитыми державами, и был он при этом богат ценными металлами и слоновой костью. Правда, на севере континента сопротивлялись еще воинственные берберы, но быстроходные корабли позволяли миновать их земли по морю.
Первые масштабные экспедиции в Атлантику начались еще с 1416 года - при покровительстве уже упомянутого принца Генриха, известного в истории под прозвищем Мореплаватель. Принц этот всю жизнь и энергию посвятил снаряжению флотилий и даже открыл первую в Европе целевую навигацкую школу. Более того, именно он первым, прочитав классическое сочинение Марко Поло, поставил перед соотечественниками задачу: найти прямой морской путь в Индию.
Технически португальцы были к этому готовы: к концу XV столетия они уже активно использовали в плаваниях астролябию, угломерную линейку и квадрант, а по полуденному солнцу и таблицам склонения научились определять долготу. К 1482 году, вооруженные всеми этими инструментами и навыками, они достигли устья реки Конго, где и основали главную базу на пути освоения африканского побережья. Теперь сам бог велел двигаться дальше. Впрочем с точки зрения безопасности, конечно, следовало сначала собрать максимально подробные сведения о политическом и экономическом положении в странах Южной Азии.
Ответственное задание возложили на некоего офицера по имени Перу ди Ковильян - это у него Васко да Гама, сам того не желая, впоследствии «украл» заслуженную славу первого португальца, достигшего Индии. Между тем именно эта яркая личность, авантюрист и доблестный воин, имевший опыт путешествий по Берберии и отменно владевший арабским языком, еще в 1487 году вместе со спутником Афонсу ди Пайва выехал из Лиссабона с секретным королевским заданием: добраться до «страны пряностей» и прощупать почву для морской экспедиции.
На океанских просторах тем временем новые маршруты прокладывал лучший португальский адмирал своего времени дон Бартоломеу Диаш ди Новаиш. 3 февраля 1488 года после тяжелейшего двухнедельного шторма он сумел наконец осуществить то, к чему стремились десятки его коллег и предшественников - обогнул Африку и, следуя курсом на восток, достиг устья большой реки, названной им Риу-душ-Инфантиш (рекой Принцев). Тут был поставлен падран - каменный столб с королевским гербом, подтверждающий португальский суверенитет над этими землями на вечные времена.
Диаш привез в Лиссабон подробные карты полутора тысяч миль африканского побережья, а его возвращение всколыхнуло новую волну мечтаний об Индии, и немедленно встал вопрос о следующей экспедиции.
В этот момент наш герой впервые выходит на историческую авансцену - король остановил свой выбор на Васко да Гаме.
Диаш был исключительно опытным моряком, но, очевидно, показался властителю слабым командиром - ведь он не смог справиться с возмущением матросов за мысом Доброй Надежды и довести корабли до Индостана, когда такая возможность, казалось, представилась. А род Васко да Гамы, как нам уже известно, славился решительностью и храбростью. Королю нужен был именно такой человек, который волей и энергией воодушевит команду нескольких небольших судов и сможет, преодолевая трудности, выполнить задачу до конца.
Сведения хронистов о том, как именно Гама стал во главе «экспедиции века», противоречивы и не дают единой картины. Одни источники утверждают, что флотилию хотели доверить его отцу, но тот внезапно умер, и сын его заменил. Другие говорят, что король отметил разумные взгляды дона Васко на морское дело в ходе какой-то из аудиенций и, отвергнув предложенный ему министрами список претендентов, в последний момент принял неожиданное решение.
Известно также, что Мануэл I позволил назначенному капитану - по его просьбе - взять с собой одного из братьев. Васко явно нуждался в человеке, который при любых обстоятельствах остался бы верным ему. Он выбрал Паулу. В 1495 году начали готовиться к экспедиции. Пока дон Гама в специально отведенных ему покоях королевского дворца собирал и анализировал всю нужную информацию, какую мог «считать» с отечественных, итальянских, арабских карт и документов, на столичных верфях под руководством Диаша строили корабли. Дон Бартоломеу на основе собственного экспедиционного опыта распорядился заменить косые паруса на прямоугольные, повысил остойчивость судов и снизил их осадку. Водоизмещение было увеличено до 100 тонн: предстояло взять на борт как можно больше еды и воды. Впрочем, трюм плоскодонных португальских кораблей с высоким носом все равно был весьма несовершенен: он пропускал воду и по ходу плавания постепенно превращался в помойную яму, где в гнилой воде с мусором плавали крысы. На случай столкновений с арабскими пиратами на палубах разместили по 12 пушек.
В итоге по проекту Диаша в Лиссабоне построили две каравеллы: «Сан-Габриэл» - его дон Васко, пользуясь своей привилегией командира, выберет флагманом, - и «Сан-Рафаэл». Капитаном флагмана был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль да Гама доверил брату. Кроме того, в экспедиции участвовали еще: «Сан-Мигел», или «Берриу», старое легкое судно с латинскими (то есть косыми) парусами под командованием Николау Коэльо и безымянное грузовое - капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии при хорошем ветре могла составить 6,5-8 узлов.
Очень тщательно подошли власти к выбору экипажа. В него было приказано набирать людей опытных, отчаянных, закаленных и привычных к дальним странствиям, умелых в своем деле. Костяк составили те, кто плавал с Диашом, а всего на борт приняли около 170 человек, из которых 10 являлись преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Этих головорезов планировали высаживать для разведки в особо опасных районах Африки. Трюмы, как и планировалось, под завязку загрузили пищей и пресной влагой на многие месяцы. Вот как выглядел дневной паек моряка, отправлявшегося в Индию: полфунта сухарей, фунт солонины, две с половиной пинты воды, одна двенадцатая пинты уксуса и одна двадцать четвертая - оливкового масла. В пост мясо заменяли на полфунта риса или сыра. Кроме того, португальцы постоянно пили вино и не хотели отказываться от этой привычки в море, поэтому каждому в день выдавали одну с четвертью пинту (около 700 граммов) этого напитка. Еще корабли везли бобы, муку, чечевицу, чернослив, лук, чеснок и сахар. Рыбу, конечно же, планировалось ловить по пути. Не забыли и разнообразные товары для меновой торговли с африканскими аборигенами: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, колокольчики, ножи, ножницы , дешевые оловянные украшения… И все-таки при таком неплохом довольствии жизнь матросам предстояла нелегкая: месяцами находиться в открытом океане, изнывать под экваториальным солнцем, под которым тухнут и продукты и вода. Спать - вповалку, где попало, прямо на палубе. Знаменитые гамаки «от индейцев Америки» Колумб уже привез, но в широкое употребление они еще не вошли.


Прощание Васко да Гамы с королем Португалии Мануэлом I . Фото ULLSTEIN BILD/VOSTOCK PHOTO

Игры случаяЖарким днем 8 июля 1497 года готовились к отплытию. Отслужили молебен. Всем путешественникам по традиции было даровано отпущение грехов (соответствующую буллу выпросил у папы Мартина V еще Генрих Мореплаватель).
Наконец наступил кульминационный момент отплытия. Об руку с Васко да Гамой на борт взошел Бартоломеу Диаш - он отправлялся в Гвинею, куда был назначен губернатором. Раздался пушечный залп.
Поначалу плыли практически без неожиданностей. Через неделю достигли Канар. Затем на островах Зеленого Мыса пополнили запасы пресной воды и провизии. Здесь же высадился Диаш, которому вскоре предстояло отправиться дальше, в недавно возведенную крепость Сан-Жоржи-да-Мина на гвинейском побережье.
И тут стихия подвергла флотилию серьезным испытаниям. Корабли попали в полосу сильных восточных ветров, которые решительно не позволили идти дальше известным путем вдоль Африки. Где-то в районе 10° северной широты да Гама впервые проявил себя - принял ответственное решение повернуть на юго-запад, чтобы попытаться в открытом океане обойти ветры.
Каравеллы удалились от Африки на огромное расстояние в 800 морских миль. Долгих три месяца на километры вокруг с мачт не просматривалось ни клочка суши. Пресная вода, естественно, стала негодной - пришлось пить морскую. Питались солониной. Так новый путь, который избрал Гама, подорвал здоровье команды уже в самом начале плавания. Зато был открыт удобный путь с попутными воздушными потоками к мысу Доброй Надежды. И сегодня редкие парусные суда ходят именно по этому маршруту.
После экватора корабли наконец, не теряя нужного им ветра, смогли повернуть на восток. 27 октября увидели китов, а вскоре - птиц и водоросли, которые указывали на близость суши. Через четыре дня вахтенные огласили палубы долгожданным криком: «Земля!»
4 ноября с облегчением бросили якорь в бухте Святой Елены под 33° уже южной широты, у самой оконечности Африканского материка. Здесь да Гама планировал задержаться надолго: помимо привычного пополнения запасов необходимо было подвергнуть корабли кренгованию, то есть вытащить их на берег и очистить днище от налипших ракушек и моллюсков, которые не только серьезно замедляют ход, но и разрушают древесину. Однако возник конфликт с местными жителями - низкорослыми воинственными бушменами - из-за высокомерного и грабительского поведения португальцев, которым они «славились» в дальних краях. Командир экспедиции был ранен в ногу, и пришлось срочно отчаливать.
Мыс Доброй Надежды огибали с большим трудом. Стихия разбушевалась. Из-за набежавших грозовых туч день буквально превратился в ночь. Вода потоками лилась с неба и просачивалась снизу сквозь щели в обшивке в трюм, волны заливали палубу круглосуточно, но в Индийский океан все же удалось войти без особых потерь.
Теперь старались держаться в прямой видимости от берега. В бухте Святого Бласа (Сан-Браш - ныне Мосселбай в ЮАР) отремонтировали наконец каравеллы: залатали обшивку, подшили разорванные паруса и снасти, закрепили расшатанные мачты. Увы, пришлось сжечь грузовой корабль: шторм сделал его непригодным для дальнейшего плавания. Впрочем, потери среди моряков компенсировали потерю корабля, тесниться не пришлось… Припугнули вышедших из джунглей готтентотов выстрелами из бомбард, установили неизбежный падран и - в дорогу.
Скоро, 16 декабря, проплыли место последней стоянки Диаша. Дальше начиналось неведомое.
Со многими сюрпризами пришлось тогда столкнуться европейским путешественникам. И с неизвестными течениями невиданной силы, идущими вдоль мелей и рифов, и с пресловутым многонедельным безветрием, и, наконец, с цингой.
25 января, когда экспедиция остановилась у мозамбикской реки Келимане (корабли опять начали разрушаться), примерно у половины всего экипажа гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени - многие не могли не то что работать, но даже ходить. Несколько десятков человек здесь умерли.
В устье Келимане португальцы простояли больше месяца, и только потом поплыли вверх по Мозамбикскому проливу. Идти на этом этапе пришлось очень осторожно и только в светлое время суток: ведь карты еще лишь предстояло составить, и легко было налететь на один из сотен маленьких островов, которыми испещрено это водное пространство.
2 марта корабли подплыли к арабскому городу, который назывался так же, как теперь страна - Мозамбик. Земли «диких» черных племен тут кончались, дальше на богатых золотом берегах стояли порты приверженцев Мухаммеда. Мусульмане вели активную колонизацию восточной Африки, скупая в глубине материка амбру, металлы и слоновую кость.
Жители Мозамбика, как ни странно, поначалу приняли португальцев за своих единоверцев (одежда мореплавателей успела истрепаться и потерять национальные признаки), а местный правитель подарил Васко да Гаме в знак дружбы четки. Но высокомерный и заносчивый капитан, который всегда страдал от отсутствия дипломатического дара, посчитал горожан дикарями и попытался предложить эмиру в обмен красный колпак!
Разодетый в дорогие одежды «князь», разумеется, с негодованием отверг такой подарок. А вскоре кто-то из подданных Васко доложил ему: мореплавателя видели беседующим с двумя пленными христианами (откуда взялись они в Мозамбике, непонятно, - возможно, из Эфиопии). Так раскрылась правда о вероисповедании путешественников. Атмосфера накалялась.
Но главная беда заключалась в том, что для продолжения пути нужен был хороший лоцман, а откуда его взять? Правда, тот самый эмир еще до разрыва отношений успел предоставить в распоряжение флотилии двух знатоков морского дела, но один из них тут же сбежал, а второй, как выяснилось, был ненадежен: он вскоре же после отплытия пытался выдать какие-то встреченные острова за материк. Обман раскрылся, разъяренный командир велел привязать лгуна к мачте и лично жестоко высек (один из тех самых островков так и занесли на карту под именем Исла-ду-Асоутаду, то есть «Высеченного»).
Великое начинание, как это часто бывает, спас случай.
7 апреля португальцы подошли к еще одному крупному порту на пути - Момбасе, где арабы силой пытались захватить каравеллы. Едва удалось спастись.
А вот эмир следующего города, Малинди, давно и смертельно враждовал со своим момбасским соседом и назло ему, несмотря ни на что, радушно принял Васко да Гаму. Тот не только разжился здесь провизией и даже небольшим количеством долгожданных пряностей, но и увидел на рейде четыре корабля из Индии. А еще получил в свое распоряжение первоклассного навигатора Ахмеда ибн Маджида. Ахмед был старше Васко примерно на тридцать лет и ходил по морям (применяя астролябию) еще до его рождения. Он оставил после себя лоции, руководства по мореходству, часть которых сохранилась до сих пор и находится в Париже. Поднявшись на борт «Сан-Габриэла», лоцман просто и деловито развернул перед изумленным капитаном точные карты западного побережья Индии со всеми азимутами и параллелями. Естественно, радость дона Васко не знала предела - теперь можно было идти с максимальной скоростью, без каких бы то ни было задержек, прямо через океан, четко по курсу. Строго говоря, это Ахмеду ибн Маджиду Европа обязана открытием морского пути в Индию.
24 апреля красные паруса португальцев поймали попутный муссон и двинулись на северо-восток. На пятые сутки Южный крест сменили на звездном небосклоне созвездия Медведиц, а через 23 дня моряки увидели чаек.
В стране чудесТак, благодаря мастерству опытного араба 20 мая 1498 года капитан да Гама со своего капитанского мостика на «Сан-Габриэле» увидел бурый берег знаменитого субконтинента в районе города Каликута (ныне - Кожикоде). Каликут, столица независимого княжества, служил тогда крупнейшим портом всему малабарскому (юго-западному) побережью Индии.
Какие чувства наверняка испытали путешественники, попав на каликутский базар! Воистину, по словам хрониста, здесь продавалось все, что давала людям Земля. В воздухе стоял терпкий запах перца, гвоздики, мускатного ореха, корицы. Лекари предлагали лекарства от всех болезней: камфару, кардамон, асафетиду, валериану, алоэ. В изобилии имелись ароматные миро и сандал, синие краски (индиго), кокосовое волокно, слоновая кость. Поставщики фруктов раскинули свой яркий и сочный товар: апельсины, лимоны, дыни, манго.
Переводчик Жоао Нуньеш в первые же дни умудрился в суете каликутских улиц заручиться дружбой еще одного араба, некоего эль-Масуда, который и стал информатором европейцев в Каликуте. Позже ему придется бежать в Лиссабон - его, как и Ахмеда ибн Маджида, соотечественники заочно осудят на смерть за предательство… Но не станем забегать вперед.
Правитель Каликута, носивший титул раджи-саморина, благодушно принял первое посольство странных гостей в составе того же эль-Масуда и правой руки дона Гамы, офицера Фернана Мартина. Их одарили тканями. Казалось, диалог налаживается, но в дело, увы, вмешалось все то же вечное высокомерие капитана, который свысока смотрел на всех язычников. Он непонятно зачем начал сразу уверять всех и каждого в Каликуте, что он - официальный представитель далекого заморского короля, могущественнейшего из государей подлунного мира, и пришел сюда, чтобы привести все народы к покорности этому королю. Еще дон Васко настаивал, чтобы на аудиенцию к правителю его несли в паланкине, в окружении трубачей и знаменосцев. Саморин встречал его, восседая на троне из слоновой кости, на зеленом бархате, одетый в златотканую одежду, его руки, пальцы и лодыжки были усыпаны драгоценными камнями - и человеку, который выглядел подобным образом, недальновидный европеец додумался подарить дешевую андалусийскую полосатую материю, те же красные колпаки и ящик сахара! Индус, конечно же, подарки отверг как и властитель Мозамбика. Кроме того, арабы, окружавшие этого государя, уже описывали ему кровавые столкновения в Мозамбике и Момбасе.
В итоге дело обернулось для португальца неожиданно: ему было приказано оставаться на берегу под домашним арестом, а также сдать все парусное снаряжение и корабельные рули. Вокруг христиан плотным кольцом тотчас выстроились разукрашенные перьями воины, а находившиеся тут же разъяренные арабские купцы даже собирались растерзать путешественников на месте. Казалось, удача отвернулась от мореходов. Но 2 июня после переговоров с вали, первым министром саморина, Васко да Гаму неожиданно отпустили на корабль за выкуп и вновь предоставили свободу действий. Видимо, капитану удалось ловко сыграть на балансе индусских и арабских интересов, убедить хозяев не идти на поводу у основных торговых партнеров. Правда, использовать этот триумф изворотливости с максимальной отдачей не удалось. Негоциантом, как и дипломатом, дон Васко зарекомендовал себя весьма средним. Несмотря на благоприятные условия для торговли, целых два месяца ушло у него на то, чтобы выменять лишь несколько килограммов пряностей на гораздо более ценные - в абсолютном исчислении - медь, ртуть и янтарь. Да и с этой незначительной сделки саморин, в конце концов, потребовал огромную таможенную пошлину. Эль-Масуд тем временем сообщил, что арабы вновь предлагают правителю любые деньги за уничтожение португальской экспедиции.
В общем, настало время действовать. И да Гама вновь всех удивил. 19 августа захватил более десятка заложников, приехавших осмотреть «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл». Корабли немедленно развернулись бортами на рейде и отправили в порт парламентера с угрозой: все пленники будут навсегда увезены за море, если индусы немедленно не снимут арест с уже купленных предметов и не освободят офицера Диогу Диаша, который застрял на берегу с некоторыми нераспроданными еще европейскими товарами. Саморин, поразмыслив, решил уступить ультиматуму: отпустил Диаша (правда, отобрав часть португальской собственности) и даже отправил с ним письмо для «великого заморского короля», в котором сообщал о своем богатстве и просил прислать для обмена на пряности золото и серебро.
В ответ Васко да Гама отпустил лишь шестерых заложников из десяти, а остальных действительно увез в Лиссабон. Убедившись, что больше в Каликуте ничего не добиться, он, отпугнув арабское лодочное оцепление пушечным залпом, велел немедленно отплывать на запад.
Возвращение и гореРазумеется, никто не рассчитывал на то, что обратный путь окажется более легким. Он и не оказался. Во-первых, да Гама был вынужден покинуть Индию раньше, чем задул попутный северо-восточный муссон, которым всегда пользовались арабы, - у него ведь просто не было иного выхода. Так что если в Индию корабли шли меньше месяца, то теперь дорога до Африки заняла целых три - с начала октября 1498 года до 2 января 1499-го. Цинга и лихорадка унесли еще 30 человек из и без того небольшого экипажа, так что теперь на каждом из кораблей оставалось буквально по 7-8 работоспособных матросов - явно недостаточно для эффективного управления судами. 7 января удалось добраться до дружественного Малинди, но здесь уж с «Сан-Рафаэлом» пришлось расстаться. Он не подлежал ремонту, и плыть на нем стало некому. Остатки команды с грузами из трюмов перешли на флагман, а «Сан-Рафаэл» сожгли. Но тут удача вновь вернулась к горстке португальцев - словно внезапно решила помиловать их на краю гибели. Без приключений обогнули мыс Доброй Надежды, а потом всего 27 дней шли с попутным ветром до Зеленого Мыса. Там, правда, попали в мертвый штиль, а потом сразу в шторм, который разделил корабли, но они благополучно встретились - уже в Лиссабоне.
Первым пришел в столицу на «Сан-Мигел» Коэльо - 10 июля 1499-го. У самого дона Васко на флагмане случилось горе - умер в пути на одном из Азорских островов его брат. Обычно безучастный к страданиям, капитан, очевидно, сильно переживал это событие. Во всяком случае, поручив вести каравеллу в Лиссабон Жоану да Са, он остался хоронить Паулу. «Сан-Габриэл» уже торжественно входил в порт приписки, а да Гама и не думал о триумфальном возвращении - он еще несколько недель предавался скорби в глуши Азор.
Таким образом, в Лиссабон капитан явился последним из экспедиции, после почти 26 месяцев скитаний. Король, однако, все равно принял его с помпой и велел устроить общественный показ привезенных им «диковин». Горожане с большим любопытством рассматривали иссиня-смуглых индийцев. Немногие выжившие моряки громогласно на всех перекрестках рассказывали страшные истории о бедствиях, через которые их провели воля и мужество их предводителя. Кроме всего прочего, как мы уже говорили, да Гама привез верные карты африканского побережья и доказал, что моря вокруг Индостана не являются внутренними.
Монарх высоко оценил все это - дал своему мореплавателю титул «адмирала Индийского моря», право вечного беспошлинного вывоза любых товаров из новооткрытой Индии и большую пожизненную пенсию. Впрочем, в духе времени самому награжденному этого показалось мало, и он попросил дать ему в личное владение родной город Синиш.
Тут возникла загвоздка: ранее город принадлежал ордену Святого Иакова, великим магистром которого числился герцог Коимбрский, незаконный сын покойного короля Жоана II. Король жалованную грамоту адмиралу подписал, и папа выразил свое согласие, но якобиты категорически отказались отдавать свою собственность. Монарху ничего не оставалось, как задобрить да Гаму дополнительной прибавкой к пенсии. Впрочем, вскоре мореплаватель утешился - где-то между 1499 и 1502 годами он женился на некоей донье Катарине де Атаиде, дочери весьма влиятельного сановника. Супруга впоследствии родила ему семерых детей. Но любил ли он их - неизвестно. После смерти брата Паулу гуманные черты в характере Васко да Гамы больше не появляются на страницах хронистов, которые отныне словно стремятся убедить читателей: этот человек внушал только страх, а стремился только к власти.


20 мая 1498 года. Португальский капитан встречается с раджой-саморином в Каликуте. Фото AKG/EAST NEWS

Гроза ИндииДвор португальский, как и любой другой европейский двор XV века, кишел шпионами соседних стран. Сведения о новых открытиях при всем желании не удалось бы скрывать долго. Следовательно, необходимо было решительно продолжать начатое дело, чтобы никому не дать обойти себя в Индии. Мануэл I незамедлительно развил бурную деятельность: уже на следующий год по проторенному пути отправилась эскадра в 13 судов и полутора тысяч человек. Сам адмирал, правда, уклонился от участия в экспедиции. Флот возглавил знатный дон Педру Алвареш Кабрал, которому повезло открыть «по дороге» Бразилию и Мадагаскар. В Каликуте его тоже ждал успех - внушительный вид флотилии быстро настроил индусов на мирный лад. Установились нормальные коммерческие отношения, и португальцы сразу получили баснословные прибыли. На целых 90 лет их страна стала абсолютным монополистом в торговле с Южной и Восточной Азией.
Васко да Гама вернулся к активным делам через полгода после возвращения Кабрала. 10 февраля 1502 года он во главе десяти крупных кораблей вновь отправился к открытым землям. На сей раз эскадру сопровождали еще и пять быстроходных военных каравелл под командованием дяди адмирала - дона Висенти Судре. На этот раз Васко да Гама проплыл какое-то время вдоль побережья Бразилии и посмотрел на землю, открытием которой португальцы отчасти были обязаны ему. До Индии добрались практически без происшествий. По дороге 14 июня успели основать первую факторию на восточном побережье Африки, в порту Софала: сюда везли золото и зубы бегемотов, которые, будучи более твердыми и белыми, ценились тогда даже больше, чем знаменитая слоновая кость. На острове Килоа, неподалеку от Занзибара, португальцы обложили налогом местного эмира Ибрагима и заставили его признать владычество короля Мануэла. Наконец на подходе к Индостану, у острова Анджидива в районе Гоа, адмирал - скорее просто от застарелой ненависти, чем ради выгоды - ограбил встречное арабское судно «Мери» и сжег его вместе с тремя сотнями пленных, включая женщин и детей.
В дружественном Каннуре тоже основали факторию, форт и взяли порт под полный таможенный контроль. Теперь португальские канониры топили любые суда, входившие без разрешения в гавань.
30 апреля 1502 года, когда Васко да Гама добрался до основной своей цели - того же Каликута, - это был уже далеко не слабый и измученный странник с парой кораблей и горсткой таких же «доходяг» матросов. Местные жители увидели во славе могущественного повелителя целой флотилии, вооруженной до зубов. Саморин, хоть уже и встречался в таких же условиях с Кабралом, вновь перепугался не на шутку и незамедлительно отправил послов с предложением мира и возмещения нанесенного ранее ущерба. Но адмирал и тут переборщил - заломил слишком высокую цену за спокойную жизнь индийского города. Он потребовал изгнать из Каликута всех арабов. Раджа, как ни опасался пришельцев, отказался. Португалец реагировал опять же в своем духе - повесил 38 захваченных на берегу индусов и начал планомерный обстрел города. Правитель отправил нового «переговорщика» - своего верховного жреца, которого португальцы отправил обратно, отрубив нос, уши, руки и подвесив все это на шее несчастного! А дон Васко, оставив семь кораблей для блокады Каликута, уплыл в Кочин торговать.
3 января 1503-го в Кочин прибыл еще один дипломат от саморина с предложением мира. Но тут уж европейцы заподозрили неладное - не могли индусы легко простить такие великие обиды. К послу применили излюбленный прием - пытки, и тот признался, что его государь совместно с арабами собирает большой флот для борьбы с португальцами, а пока просто усыпляет их бдительность. Дон Васко немедленно отплыл в Каликут и уничтожил неподготовленные еще суда противника. Часть их расстреляли из мощных пушек, часть взяли на абордаж. На захваченных кораблях нашли много золота, а на одном - целый «гарем» молодых индианок. Самых красивых отобрали в подарок королеве, остальных раздали матросам.
20 февраля адмирал отправился домой, оставив в Индийском океане постоянную эскадру из восьми кораблей. 11 октября он уже был в Лиссабоне - и хотя встречали его с теми же почестями, что и в первый раз, теперь для этого имелось куда больше оснований. С собой дон Васко привез горы ценных товаров, важные торговые договоры, заключенные от имени короны, а главное - свидетельства фактически начавшегося процесса реальной колонизации.
Да Гама перевыполнил поставленную ему изначально задачу. Благодаря ему Лиссабон буквально за несколько лет превратился в центр международной торговли. Сюда за пряностями и благовониями, бразильским сахаром и плащами из перьев тропических птиц, китайским фарфором и индийскими драгоценностями стекались купцы из всех уголков Европы.
Теперь мореплаватель переехал жить в Эвору, где построил себе удивительный дворец, стены которого были украшены изображениями пальм, индусов и тигров (именно с этого жилища взял свое начало прославленный архитектурный стиль «мануэлину»). Улица, на которой он некогда стоял, до сих пор носит название «Раскрашенного дома».
Там адмирал провел 12 лет, а потом покой ему, видимо, все же надоел и он стал просить у короля позволения предложить свои услуги для разнообразия какой-нибудь другой державе (нормальная практика в ту эпоху - так же годом раньше поступил и Магеллан). Мануэл, однако, не пожелал отпустить национального героя и наградил его до поры титулом графа Видигейры, а также принял предложение да Гамы учредить новую административную единицу - вице-королевство Индийское. Центром его стал Гоа, второй по величине малабарский порт после Каликута, а спустя некоторое время дон Васко стал вице-королем.

В 1897 году Португальское королевство преподнесло эти часы в дар южноафриканскому Дурбану в память о путешествии Васко да Гамы. Фото ULLSTEIN BILD/VOSTOCK PHOTO
Человек, перед которым трепетало мореУже седой мореплаватель в третий раз ступил на борт корабля, идущего в «страну пряностей» 9 апреля 1524 года. На сей раз 14 судов покинули берега Португалии.
С этим последним плаванием связана, между прочим, и последняя легенда, раскрывающая нам человеческую сторону адмиральской личности. У Дабула, под 17° северной широты, флот попал в зону подводного землетрясения. Все офицеры и матросы пришли в суеверный ужас, и только уверенный в себе адмирал обрадовался: «Смотрите, даже море трепещет перед нами!» - бросил он своему адъютанту.
15 сентября 1524 года в Чауле дон Васко официально вступил в права королевского наместника в Индии и Восточной Африке. К сожалению для португальцев, его энергичное правление длилось недолго. Он успел лишь пресечь самые вопиющие злоупотребления вроде продажи пушек арабам и арестовал нескольких самых продажных чиновников (в том числе бывшего главу индийских колоний Португалии дона Дуарти ди Минезиша). Вице-король устроил себе роскошный двор и набрал двести человек личной гвардии из туземцев.
Но тут вдруг этот никогда не страдавший болезнями крепкий человек стремительно занемог. Начались сильные боли в шее, а затылок покрылся карбункулами. В 3 часа пополудни на Рождество - 24 декабря 1524 года - адмирал да Гама умер и вскоре был похоронен в соборе Гоа. Лишь через 15 лет его останки перевезли на родину. На могиле в Лиссабоне теперь начертано: «Здесь покоится великий аргонавт дон Васко да Гама, Первый граф Видигейры, адмирал Восточной Индии и ее знаменитый открыватель».

Знаменитый мореплаватель Васко да Гама - один из символов Португалии и ее гордость: он первым прошел морским путем из Европы в Индию. Так нам рассказывали в школе на уроках истории. На самом деле это был жестокий пират, циничный интриган и редкий деспот.

Португальцы уже полвека отправляли экспедиции вдоль берегов Африки, чтобы обогнуть ее и доплыть до Индии. В этой далекой стране были пряности, ценившиеся на вес золота после того, как турки перекрыли сухопутный торговый путь с востока. Дон Эштеван и сам готовился к экспедиции, но совершить ее было суждено двум из пяти его сыновей.

Васко был бастардом (он появился на свет до заключения родителями брака), и это отразилось на его характере. Мальчик знал, что наследства не получит и должен сам пробивать себе дорогу в жизни. А попреки по поводу происхождения лишь ожесточили его. В 1480 году он вместе со старшим братом Паулу, также незаконнорожденным, принял монашеский обет. Впрочем, лишь первую ступень - послушничество.
Некоторые биографы называют последующий период жизни Васко «12 таинственных лет». Почему-то юноша не слишком знатного рода, да еще и бастард, становится известен как «хороший рыцарь и верный вассал» короля. Возможно, еще подростком он принимал участие в одной из войн с Испанией, а позже сражался с мусульманами в Марокко. И все же трудно объяснить случай, когда Васко избил судью, а король Жуан II, обычно не терпящий беззакония, его простил. Может, и правда за заслуги?

Вновь на горизонте истории Васко появился в год первой экспедиции Колумба: в 1492-м король послал его грабить французские суда. Когда да Гама вернулся ко двору, все только и говорили о том, что испанцы проложили западный морской путь в Индию. Португальцам оставался лишь «маршрут» в обход Африки, который в 1488 году открыл Бартоло-меу Диаш. И тут возникает еще одна загадка. Жуан II не успел снарядить новую экспедицию, а новый король Мануэл I не благоволил семейству да Гама. Тем не менее ее главой был назначен не Диаш, а молодой Васко. Король приказал Диашу плыть лишь до Гвинеи и стать там комендантом крепости.
Спустя шесть десятилетий историк Гаспар Коррейра наивно уверял, что Мануэл I, случайно увидев Васко, был очарован его внешностью. Тот действительно отличался приятным обликом, но вряд ли причина в этом. Есть и другая версия: математик, астроном и по совместительству придворный астролог Авраам Бен Шмуэль Закуто предсказал королю Мануэлу, что Индию завоюют два брата. Похоже, не просто так он упомянул братьев: предположительно Закуто преподавал Васко в университете в Эворе.
Но, скорее всего, Мануэла просто подкупили умение Васко ставить цель и идти к ней, безмерная жестокость, но в то же время и гибкость, талант к обману и интригам. Такой человек был способен завоевать Индию.

8 июля 1497 года три корабля покинули порт Лиссабона. Интересно, что в пути Васко пользовался советами Диаша, несмотря на то что фактически подсидел его. Когда обогнули Африку, начались мятежи с требованием возвращения. Васко схватил бунтовщиков, пытал, выявил участников заговора и всех заковал в кандалы.
Едва флотилия достиглг территории торговли арабских купцов, плавание превратилось в пиратскик рейд. Первым делом Васкс обманул султана Мозам бика, выдав себя за мусульманина. Тот дал лоцманов после чего да Гама стал нещадно грабить все проходящие суда.
Без малого через год после отплытия корабли подошли к индийскому городу Каликут. Его правитель принял европейцев с почестями, однако вскоре справедливо заподозрил их в злом умысле и посадил под арест. Васко со спутниками вызволили местные купцы - они надеялись, что пришельцы «укоротят» арабских конкурентов. Правитель в итоге даже купил весь груз, заплатив пряностями. Но они не заполнили трюмы - и да Гама продолжал грабежи.
Однажды ему попался корабль, на котором был адмирал из области Гоа -испанский еврей. Васко убедил его - вероятнее всего, под пытками - помочь с нападением на его город. На судне адмирала португальцы ночью подошли к городу, причем тот кричал, что с ним друзья. «Друзья» ограбили в порту суда, вырезав всех, кто не успел убежать.
На обратном пути португальцев косили голод и цинга. 18 сентября 1499 года в Лиссабон вернулись лишь два судна и 55 человек (Паулу, брат Васко, тоже умер). При этом расходы на экспедицию окупились в 60 (!) раз. Васко был осыпан почестями: получил право на приставку «дон» к имени, пенсию в тысячу золотых и родной город Синиш в ленное владение. Но ему было мало: клеймо бастарда жгло самолюбие, он хотел быть графом и никак иначе. А пока женился на Катарине ди Атаиди, девушке из весьма знатной семьи.

Вскоре в Индию ушла экспедиция Педру Кабрала, но он потерял в боях большую часть кораблей и людей (среди них был и опальный Диаш), а товаров привез мало. В результате третью экспедицию в Индию вновь возглавил Васко. Подрыв арабской торговли в Индийском океане был теперь его главной целью, и ради ее достижения он крушил все на своем пути. Так, захватив индийское судно, он запер в трюме команду и пассажиров, в том числе женщин и детей, и поджег корабль. Когда те все-таки выбрались на палубу, расстрелял их из пушек, а уцелевших добивали в воде. Впрочем, два десятка детей все-таки пощадил… Захватив в Каликуте более 800 пленных, Васко приказал связать их, предварительно отрубив носы, уши и руки, а также выбив зубы, чтобы несчастные не могли с их помощью развязать веревки. Людей погрузили на корабль и тоже расстреляли из пушек.
Все это было слишком даже для того жестокого времени. И это не ненависть к мусульманам, а обдуманные акции устрашения, хотя не исключается и личный садизм. Например, да Гама пленил несколько индусов и хотел использовать их как мишени для арбалетчиков. И тут узнал, что эти люди -христиане (вероятно, индийские несториане). Тогда он велел… позвать священника, чтобы единоверцев перед смертью исповедовали.
По возвращении король повысил Васко пенсию, но вожделенного графства так и не дал. Тогда тот пригрозил, что, подобно Колумбу, покинет Португалию. И тут же получил титул графа Видигейра...

Да Гама достиг всего, чего хотел: у него были титул, земли, богатство, шестеро сыновей - все они тоже будут плавать в Индию. Но жить на покое ему не дал король - уже Жуан III. В Индии португальская администрация погрязла в коррупции, и Васко отправили навести там порядок. Он взялся за дело с присущей ему вдумчивой жестокостью, только выполнить задание короля не успел: 24 декабря 1524 года скоропостижно скончался от малярии.
Тело Васко да Гамы перевезли в Португалию и похоронили в его графстве, однако в XIX веке склеп был разграблен. К 400-летию его первой экспедиции прах перезахоронили в Лиссабоне, но оказалось, что кости не те. Нашли другие, опять перезахоронили, хотя и в их подлинности уверенности нет. Несомненно лишь одно: этот жестокий, алчный и болезненно честолюбивый человек останется одним из величайших мореходов в мировой истории.

Васко да Гама - португальский мореплаватель, открывший для европейцев путь в Индию, этим самым оказал серьезное влияние на дальнейший ход истории.

Да Гама родился в 60-х годах 15 века (по поводу года ведутся споры) в знатной, но небогатой дворянской семье.

В молодости он служил в португальском флоте, был рыцарем ордена Сантьяго.

В 1497 году он был назначен главой эскадры, посланной открыть для Португалии путь в Индию. Целью было получить доступ к восточным пряностям, торговля которыми приносила огромные доходы, но находилась в руках арабских купцов.

Флотилия да Гамы прошла мимо мыса Доброй Надежды, побывала в Момбасе и Мозамбике. С помощью лоцмана-араба корабли дошли до Индии, побывав в Каликуте. В 1499 году португальская флотилия вернулась домой, товары, закупленные в Индии дали прибыль 6000 процентов.

Во время второй экспедиции под руководством да Гамы, состоявшейся в 1502-1503 годах, были основаны крепости на восточном берегу Африки и местный правитель – арабский эмир Килва был вынужден платить дань португальской короне.

Во время своих путешествий да Гама не брезговал и прямым пиратством, захватывая купеческие корабли, а также совершал карательные акции, разрушая с помощью судовой артиллерии непокорные города.

Однако, несмотря на заслуги перед своей страной, только в 1519 году да Гама получил титул графа Видигейра и земельные пожалования. До этого король отблагодарил первооткрывателя пути в Индию только пенсией и назначением адмиралом Великого океана.

В 1524 году он стал индийским вице-королем. Да Гама боролся со злоупотреблениями колониальной администрации, но в том же году умер, заболев малярией.

Открытие пути в богатую Индию обогатили Португалию. Однако деньги, хлынувшие в страну от торговли пряностями, привели к застою в португальской экономике. Делать состояния путем грабежа и торговли оказалось выгоднее, чем развивать промышленное производство. В результате да Гама сыграл неоднозначную роль в судьбе своей родины и косвенно помог Англии и Голландии вырваться вперед. Открытия португальского мореплавателя способствовали попаданию Индии и ряда других стран в колониальную зависимость, но они же дали толчок первоначальному накоплению капитала.

Вариант 2

Васко да Гама был одним из первых знаменитых первооткрывателей португальского происхождения, который успешно совершил путешествие в Индию, оплыв по окружности африканский континент. Он родился в начале второй половины 15 в н.э. в семье рыцаря Португалии Э. да Гама. У первооткрывателя морского пути в Индию в семье росли также несколько братьев. Старший из них, Паоло, также принимал участие в путешествии в Индию. Васко имел древнее, родовитое происхождение, хотя семья была не сильно обеспеченной. Его дед получил звание рыцаря еще в период Реконкисты за доблесть и отвагу в боях с мусульманами.

Васко да Гама и его братья стали членами военного католического ордена Сантьяго. Также будущий первооткрыватель изучал астрономию, навигацию и математику, что очень помогало ему в морских путешествиях. Кроме того, он с юных лет принимал участие в морских баталиях. Так, да Гама по поручению португальского монарха захватил французские корабли, которые находились на рейде на протяжении французского берега, для того, чтобы заставить короля Франции вернуть похищенное судно португальцев с золотом из Гвинеи. Так он стал популярен еще до своего знаменитого похода в Индию.

Васко да Гама стал первым мореплавателем, обогнувшим Африку для достижения Индии через Атлантический и Индийский океан. Это путешествие стало толчком для длительного хозяйствования европейцев в Азии, а также положило начало пятивековому колониальному управлению португальцев в Индии.

08.07.1497 корабли да Гама с празднованием покинули столицу Португалии и отправились в свое первое плавание в Индию. В ходе этого путешествия первооткрыватель изучил южные берега африканского континента, наладил торговые отношения с султаном Мозамбика, был первым европейским жителем, который был с визитом в морских портах Африки.

20.05.1498 португальцы благополучно достигли индийского континента. Обратный путь был намного сложнее из-за нападений пиратов, нехватки продуктов питания и болезни брата путешественника. Но 18.09.1499 первооткрыватель прибыл обратно в Лиссабон. Плавание унесло жизни 2/3 команды да Гама и потери 2-ух кораблей.

Путешествие Васко да Гама подарило Португалии обширные возможности развития торговли на азиатском континенте, которая до этого велась исключительно по Великому Китайскому (шелковому) пути.

С начала 16 века португальцы стали постоянно плавать в Индии по пути, проложенному Васко да Гама. Второе путешествие да Гама в Индию уже было полноценной военной операцией для упрочнения португальского влияния на этой территории, где он стал вице-королем. Однако в 1524 г. он умер от малярии.

  • Как на Руси появился чай? сообщение доклад 3 класс

    Сейчас каждый любит посидеть вечером за чашкой горячего чая с печеньем. Но задумывались ли вы когда-то, откуда в нашей стране произошел чай?

  • Акробатика - сообщение доклад (3, 5 класс физкультура)

    Акробатика - это олимпийский вид спорта. Спортсмен соревнуется выполняя акробатические элементы гимнастики на равновесие тела в пространстве, балансирование на одной конечности, вращение тела с опорой на снаряде и в безопорном положении.

  • Фернан Магеллан - доклад сообщение

    Фернан Магеллан (Магельянш) (ок.1480-1521) - один из величайших мореплавателей, португалец, совершил первое путешествие вокруг света.

  • Легкая промышленность - сообщение доклад

    Любая промышленность, которая существует в нашем цивилизованном обществе обязана нормализовать и удерживать в стабильном состоянии рынок товаров, и своей деятельностью поддерживать общую инфраструктуру

  • Чарльз Дарвин - известный английский учёный и путешественник. Родился 12 февраля 1809 года в семье медика. С самого детства будущий натуралист был увлечён изучением окружающей природы

Именно мореплавателю Васко да Гама Индия обязана своим «открытием». Васко да Гама не только нашел эту чудесную страну, но и наладил с ней торговые отношения, а также совершил немало других захватывающих путешествий. Он фактически колонизировал индийские берега и стал на них вице-королем.

Юные годы будущего первопроходца

Дата рождения Васко да Гама доподлинно неизвестна. Историки считают, что он родился в период с 1460 до 1469 года в Португалии. Его отец был известным и знатным рыцарем. В семье у Васко было четыре брата. Все дети получили хорошее образование. Изучали математику, навигацию и астрономию. Учителем маленького Васко был сам Закуто. В 20 лет Васко да Гама вступил в орден Сантъяго.

Зрелые годы мореплавателя

Впервые, как о выдающейся личности, о Васко заговорили в 1492 году. Тогда он умудрился отбить у французских пиратов португальский корабль. Смелый юноша сразу попал под внимание португальских властей. Ему предложили отправиться в длительную и опасную экспедицию, и он согласился. Подготовка к плаванию проводилась очень тщательно. Васко сам отобрал большую часть команды, проверил запасы провизии и состояние кораблей.

В 1497 году армада кораблей отправилась из Лиссабона к Канарским островам. Доблестный Васко возглавил эту морскую процессию. В середине зимы корабли Васко да Гама достигли берегов ЮАР. Там команда пополнила запасы провизии. Один из кораблей вышел из строя, его пришлось затопить.

После мыса Доброй Надежды армада заходила в порты Мозамбика и Момбаса. В Малинди Васко долго искал себе проводника. В итоге им стал Ахмад Ибн Маджид. Получив сведения, армада взяла курс к индийским берегам. Впервые в Малинди Васко да Гама увидел индийских купцов, смог лично убедиться в ценности их товаров. В 1498 году корабли Васко достигли Каликута.

Пробыв в Индии год, да Гама отдал приказ о возвращении в Португалию. Эта экспедиция не только прославила его, но и обогатила. Ведь на своих кораблях он привез столько товаров, что хватило окупить стоимость экспедиции, и еще осталось.

Второй поход на Индию для Васко случился в 1502 году. Король Мануэль пожелал, чтобы именно да Гама возглавил новую армаду. Зимой корабли отправились в путь. В ходе экспедиции люди сумели основать форты в Мозамбике и Софале. Также мореплаватели принудили эмира Килву регулярно платить им дань. Затем в Индии вновь наполнили свои трюмы товарами, и успешно возвратились домой. Вторая экспедиция не была легкой, так как португальцам пришлось сражаться с арабскими мореплавателями, державшими это направление в качестве монополистов.

Васко да Гама долгое время получал от монарха Португалии лишь деньги и благодарность. Но в 1519 году король пожаловал Васко титул графа и землю. Это можно было считать настоящим успехом по меркам того времени. Ходили слухи, что бастард да Гама так жаждал получить титул, что пригрозил самому королю уйти из мореходства, если он не одарит его желаемым. Король согласился с доводами Васко, и титул был ему назначен.

Третья поездка Васко да Гама в Индию состоялась при короле Жуане Третьем. В третье путешествие мореплаватель был отправлен, как вице-король Индии. Там он правил железной рукой, пока не скончался от малярии в 1524 году. Лишь через 15 лет его останки доставили в Португалию для достойного погребения.

В чем заключались открытия мореплавателя?

Все дело в том, что в те годы, Индия, как страна, уже была известна Старому свету. Но Васко да Гама сумел открыть прямой морской путь туда. На этом пришел конец монополии арабов, а европейцы начали активную колонизацию Индии. Колонизационная политика португальцев была жесткой и кровавой. На индийских берегах уничтожались целые поселки. Португальцы при завоевании земель не щадили ни женщин ни детей, а с мужчинами расправлялись изощренно и долго.

Еще да Гама стал первым европейцем, которому удалось обогнуть все африканские берега. Кроме того, именно Васко да Гама подробно исследовал побережье Африки на Юге. До него это не удавалось сделать ни одному белому мореплавателю. Так появились более подробные морские и сухопутные карты индийских и африканских земель.

Васко да Гама: характер

Каким человеком был известный первопроходец? Согласно историческим данным да Гама обладал следующими качествами характера:

  • Честолюбивый;
  • Властный;
  • Эмоциональный;
  • Жадный;
  • Жестокий;
  • Отважный;
  • Доблестный.

Только человек, обладающий всеми перечисленными качествами, а также обожавший путешествия, мог успешно преодолеть все тяготы пути, и любым способом добиваться успеха. В качестве вице-короля Васко да Гама правил жестко и непреклонно. За малейшее неповиновение он всегда карал отступника с особой изощренностью.

Личная жизнь Васко да Гама

Личная жизнь жесткого и честолюбивого первопроходца, как и всей знати того времени, не придавалась огласке. Поэтому о ней известно не так много. Есть сведения, что Васко был женат на дворянке Катарине ди Атаиди. В этом браке у Васко было шестеро детей.

Старшего сына мореплавателя звали Франсишку. Именно он стал наследником титула отца, но никогда не отправлялся с ним в плавание, оставаясь дома.

Второй сын Эштеван был с отцом в третьем плавании к индийским берегам. Там он получил титул губернатора Португальской Индии. Являлся капитаном Малакки.

Третий сын Васко Паулу также был с ним в третьем плавании. Около Малакки он погиб в морском сражении.

Криштован, четвертый отпрыск семьи да Гама, также бывал в Индии, как и его братья Педру и Алвару. Дочь Васко да Гама Изабель была выдана замуж за дона Игнасиуса де Норонья, который имел графский титул.

В 1747 году мужская сторона рода Васко да Гама перестала существовать. Титул начал передаваться по женской линии. Сегодня у Васко да Гама также есть потомки.

Васко да Гама: интересные и кровавые факты

Если кому-то покажется, что открытие морского пути в Индию было легким приключением, то этот человек просто ничего не знает о нравах и законах того времени. Чтобы добиться влияния на индийских берегах Васко да Гама совершал жестокие и импульсивные поступки. Участвовал в морских боях, грабил и убивал.

Истории известны о Васко да Гама следующие сведения:

  • Мореплаватель был бастардом. Он родился от порицаемой обществом связи, но знатный отец мальчика все же забрал его к себе, чтобы растить сына в роскоши. С детства Васко знал, что не вправе рассчитывать на отцовское наследство, поэтому всеми силами стремился заслужить титул самостоятельно;
  • При первом захвате пиратского корабля Васко изощренно пытал команду. Поползли слухи о его садистских наклонностях;
  • Подвиги да Гама предсказал астролог Авраам Бен Закуто, который был учителем Васко;
  • Первая армада да Гама состояла всего из 4-х кораблей;
  • Когда команда в плавании заболела цингой и взбунтовалась, Васко да Гама приказал заковать бунтовщиков в цепи;
  • За первую экспедицию мореплаватель получил от короля 1000 круазад и звание адмирала;
  • Во втором плавании Васко да Гама захватил индийское судно, закрыл пленных в трюме и поджег. Пощады не получили даже женщины и дети;
  • В команде Васко всегда присутствовали преступники, которых он часто отправлял в разведку;
  • Во время колонизации Индии Васко да Гама совершил немало зверств, от которых нормальный человек не перестал бы содрогаться.

Известно, что Васко в пути всегда использовал астролябию и секстант. Рисовал карты при помощи меридианов и параллелей. Менял у туземцев ткани на украшения из слоновой кости. Придумал морскую полицию.

Сегодня вокруг неоднозначной личности Васко да Гамы ведутся многочисленные споры. Несмотря на это, его именем назван город на Гоа. Он считается героем Португалии. В его честь назван самый длинный европейский мост. Его портреты изображены на португальских банкнотах и монетах.

Бразильский футбольный клуб также назван в честь да Гамы. На луне есть кратер имени Васко да Гамы. Еще на свете существует одноименная с мореплавателем награда, которую вручают за выдающиеся достижения в области географии.

В целом, жизнь, путешествия и личность выдающегося мореплавателя вызывают много вопросов. В его биографии присутствует множество пробелов, а его деяния многим кажутся слишком жестокими. Но достижения Васко неоспоримы и признаны во всем мире. Хотя даже для того времени, когда жил мореплаватель, некоторые его поступки заставляли людей дрожать от ужаса, если они о них слышали.

Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки (1497-99)

́ско да Га ́ма (Vasco da Gama , 1460-1524) - известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.

Строго говоря, Васко да Гама не был мореплавателем и первооткрывателем в чистом виде, какими были, например, Кан, Диаш или Магеллан. Ему не пришлось убеждать сильных мира сего в целесообразности и выгодности своего проекта, как Христофору Колумбу. Васко да Гама просто «назначили открывателем морского пути в Индию». Руководство Португалии в лице короля Мануэла I создало для да Гамы такие условия, что ему было просто грех не открыть дорогу в Индию.

Васко да Гама / краткая биографическая справка/

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Родился

1460 (69) в городе Синиш, Португалия

Крестился

Монумент Васко да Гама возле церкви, в которой его крестили

Родители

Отец: португальский рыцарь Эштева да Гама. Мать: Изабель Содре. Помимо Васко в семье было 5 братьев и одна сестра.

Происхождение

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Род Гама, судя по приставке «да» был дворянским. Как утверждают историки, может и не самым знатным в Португалии, но все же довольно древним и имевшим заслуги перед отечеством. Алвару Анниш да Гама служил еще при короле Афонсу III , отличился в сражениях против мавром, за что был возведен в рыцари.

Образование

Точных данных нет, но по косвенным свидетельствам он получил образование по математике, навигации и астрономии в Эворе. Видимо, по португальским понятиям образованным считался человек, владеющий именно этими науками, а не тот, который «по-французски и на фортепьянах».

Род занятий

Происхождение не давало особого выбора португальским дворянам. Раз дворянин и рыцарь – должен быть военным. А в Португалии рыцарство имело свой оттенок – все рыцари были морские офицеры.

Чем прославился Васко да Гама до своего путешествия в Индию

В 1492 году французские корсары () захватили каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию. Португальский король поручил Васко да Гама пройти вдоль французского побережья и захватить все суда на рейдах французских портов. Молодой рыцарь выполнил поручение быстро и эффективно, после чего французскому королю Карлу VIII ничего не оставалось, как вернуть захваченное судно законным владельцам. Благодаря этому рейду по французским тылам Васко да Гама стал «фигурой, приближенной к императору». Р ешительно сть и организаторские способности открывали перед ним хорошие перспективы .

Пришедший на смену Жуану II в 1495 Мануэл I продолжил дело заморской экспансии Португалии и стал готовить большую и серьезную экспедицию для открытия морской дороги в Индию. По всем заслугам возглавлять такую экспедицию должен был бы, конечно, . Но в новой экспедиции нужен был не столько мореход, сколько организатор и военный. Выбор короля пал на Васко да Гаму.

Сухопутный путь в Индию

Параллельно с поисками морского пути в Индию еще Жуан II пытался найти туда сухопутную дорогу. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Север Африки был в руках неприятеля – мавров. Южнее была пустыня Сахара. А вот южнее пустыни можно было попытаться проникнуть на Восток и добраться до Индии. В 1487 году была организована экспедиция под руководством Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Ковильяну удалось достичь Индии и, как пишут историки, передать на родину отчет о том, что Индию возможно достичь морским путем вкруг Африки. Это подтверждали мавританские купцы, которые вели торговлю в районах северо-восточной Африки, Мадагаскара, Аравийского полуострова, Цейлона и Индии.

В 1488 году Бартоломео Диаш обошел южную оконечность Африки.

С такими козырями дорога в Индию была уже почти в руках короля Жуана II.

Но судьба распорядилась по-своему. Король из-за гибели наследника почти потерял интерес к политике проиндийской экспансии. Подготовка экспедиции застопорилась, но корабли были уже спроектированы и заложены. Строились они под руководством и с учетом мнения Бартоломео Диаша.

Жуан II скончался в 1495. Н аследовавший ему Мануэл I не сразу сконцентрировал свое внимание на броске в Индию. Но жизнь, как говорится, заставила и подготовка к экспедиции продолжилась.

Подготовка первой экспедиции Васко да Гамы

Корабли

Специально для этой экспедиции в Индию были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль), «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нао» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн с прямоугольными парусами; «Берриу» лёгкая и маневренная каравелла с косыми парусами и с капитаном Николау Коэльо. И транспорт «Безымянный» - судно (название которого история не сохранила), которое служило для перевозки припасов, запчастей и товаров для обменной торговли.

Навигация

В распоряжении экспедиции были лучшие по тем временам карты и навигационные приборы. Обер-штурманом был назначен Перу Аленкер - выдающийся моряк, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. Кроме основного плавсостава на борту были священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек.

Такая вот традиция

Забавно, что во все экспедиции организаторы брали на борт осужденных преступников. Для выполнения особо опасных поручений. Этакий корабельный штраф-бат. Если бог даст, и вернешься живым из плавания - отпустят на свободу.

Питание и жалование

Еще со времени экспедиции Диаша наличие складского судна в экспедиции показало свою эффективность. На «складе» хранились не только запчасти, дрова и такелаж, товары для коммерческого обмена, но и провизия. Кормили команду обычно сухарями, кашей, солониной, и выдавали немного вина. Рыба, зелень, пресная вода, свежее мясо добывались по пути на стоянках.

Матросы и офицеры в экспедиции получали денежное жалование. Никто не плавал «за туманом» или из любви к приключениям.

Вооружение

К концу 15 столетия корабельная артиллерия была уже достаточно совершенна и суда строили с учетом размещения орудий. Два «нао» имели на борту по 20 орудий, на каравелле было 12 пушек. Моряки были вооружены разнообразным холодным оружием, алебардами и арбалетами, имели защитные кожаные панцири и металлические кирасы. Эффективного и удобного личного огнестрельного оружия на то время еще не существовало, поэтому о нем ничего не упоминают историки.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шли обычным путем на юг вдоль Африки, только у берегов Съерра-Леоне, по совету Бартоломео Диаша, повернули на юго-запад, чтобы избежать встречных ветров. (Сам Диаш, на отдельном корабле отделился от экспедиции и направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой его назначил Мануэл I .) Сделав огромный крюк в Атланике, португальцы вскоре снова увидели африканскую землю.

4 ноября 1497 корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако команда вскоре вступила в конфликт с местными жителями и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо вооружённые моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
В конце ноября 1497 флотилия, после многодневного шторма, с большим трудом обогнула мыс Бурь (он же ), после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел Бей . Грузовое судно было повреждено так сильно, что было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие суда. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> 16 декабря 1497 экспедиция миновала последний падран , поставленный Диашем в 1488. Дальше в течение почти месяца плавание продолжалось без происшествий. Теперь корабли шли вдоль восточного берега Африки на северо-северо-восток. Скажем сразу, что это были вовсе не дикие или необитаемые края. Восточный берег Африки с древних времен был сферой влияния и торговли арабских купцов, так, что о существовании европейцев местные султаны и паши знали (в отличие от аборигенов Центральной Америки, встретивших Колумба и товарищей как посланцев с неба).

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Экспедиция тормознула сделала остановку в Мозамбике, но не нашла общего языка с местной администрацией. Арабы сразу почуяли в португальцах конкурентов и стали ставить палки в колеса. Васко обстрелял негостеприимный берег из бомбард и отправился дальше. К концу февраля экспедиция подошла к торговому порту Момбаса , затем к Малинди . Местный шейх, воевавший с Момбасой, встретил португальцев как союзников хлебом и солью. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. С большим трудом за хорошие бабки нашли лоцмана. Он то и довел корабли да Гамы до индийских берегов.

Первым индийским городом, в который ступила нога португальцев, оказался Каликут (нынешний Кожикоде). ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Заморин (видимо - градоначальник? ) Каликута встретил португальцев весьма торжественно. Но мусульманские торговцы, почуяв неладное для своего бизнеса, стали плести козни против португальцев. Дела у португальцев шли поэтому плохо, товарообмен был неважный, заморин повел себя крайне негостеприимно. С ним у Васко Да Гамы вышел серьезный конфликт. Но как бы там ни было, португальцы таки наторговали в свою пользу массу пряностей и сколько-то драгоценностей. Несколько обескураженный таким приемом и скудным коммерческим профитом, Васко да Гама обстрелял город из пушек, захватил заложников и отплыл из Каликута. Пройдя немного на север, он попытался основать в Гоа торговую факторию, но и это ему не удалось.

Не солоно хлебавши, Васко да Гама повернул свою флотилию по направлению к дому. Его миссия, в принципе, была выполнена – морской путь в Индию открыт. Впереди была большая работа по закреплению португальского влияния на новых территориях, чем впоследствии и занялись его последователи и сам Васко да Гама в том числе.

Обратное плавание проходило с не меньшими приключениями. Экспедиции пришлось отбиваться от сомалийских пиратов () . Стояла невыносимая жара. Люди слабли и гибли от эпидемий. 2 января 1499 года корабли да Гамы подошли к городу Могадишо, который для отстрастки обстреляли из бомбард.

7 января 1499 они снова зашли вставший почти родным Малинди, где немного отдохнули и пришли в себя. За пять дней, благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки пришли в себя и корабли пошли дальше. 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар. 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи возле Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зелёного мыса. Здесь португальцы были, считай дома.

С островов Зеленого Мыса Васко да Гама послал вперёд один корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни своего брата Паулу. И только в августе (или в сентябре) 1499 года Васко да Гама торжественно прибыл в Лиссабон.

Домой вернулись лишь два судна и 55 человек экипажа. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на саму экспедицию.

Заслуги Васко да Гама Мануэл I отметил по-королевски. Первооткрыватель дороги в Индию получил титул дон, земельные наделы и существенную пенсию.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Так закончилось еще одно великое плавание эпохи Великих Географических Открытий. Наш герой получил славу и материальные блага. Стал советником короля. Еще не раз плавал в Индию, где занимал важные посты и продвигал португальские интересы. Скончался Васко да Гама там же, на благословенной земле Индии в конце 1524 года. Кстати, основанная им португальская колония в Гоа, на западном берегу Индии, оставалась португальской территорией до второй половины двадцатого века.

Португальцы чтут память своего легендарного соотечественника, и в его честь назвали самый длинный в Европе мост через устье реки Тежу в Лиссабоне.

Падран

Так португальцы называли столбы, которые они устанавливали на вновь открытых землях, чтобы "застолбить" территорию за собой. На падранах писали. кто и когда открыл это место. Падраны чаще всего делали из камней, чтобы показать. что Португалия пришла в это место всерьёз и надолго

Очень обяжете , п оделившись этим материалом в социальных сетях

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы