Проза: рассказы, эссе и очерки. Как написать хорошее сочинение, эссе по литературе на «5»: памятка с полезными советами

Ниже ты найдёшь списки рассказов, эссе и очерков сгруппированных по категориям, согласно вселенным по мотивам которых они выполнены. Надеюсь ты найдёшь здесь приятное и интересное чтение, все эти авторские рассказы можно читать онлайн бесплатно - в этом вся задумка; можно сказать, что да - искусство и творчество должны быть доступны каждому желающему.

Истории астросталкеров

Рассказ о доле рядового человека в промышленно-индустриальном социуме.

Рассказ из цикла истории астросталкеров написанный в собственный день рождения в 4712 году. Такой опыт мне понравился, намерен продолжать.

Этот рассказ написан по традиции в мой день рождения, причём именно этот в знаменательную дату, для меня особенную. Равно как ностальгии отличаются особенным сюжетом, с которым лучше просто познакомиться воочию, чем читать его описание.

Продолжаю традицию рассказов, написанных в день рождения. На этот раз реалистичная проза.

Следующий рассказ, созданный в мой день рождения и отражающий в художественной форме главные события прошедшего года.

В общем-то, это пятый рассказ в серии "Рождественской ностальгии" и содержит все её признаки.

  • Чай с мэтром машин (Ойкумена I)

В уютную студию на интервью прибыл владелец крупной компании-производителя военных машин. Рассказ повествует о сказанном в ходе этого интервью.

  • Закон превыше всего! (Ойкумена II)

Маленький и простой человек в опасном мире, где он вновь осознаёт себя потерянным и чужим, даже не смотря на свою должность.

  • Архивариус скелетов (Ойкумена III)

Рассказ поведает о бытии в Конгломерате, где порядки и мораль отличаются от принятых в Ойкумене.

  • С глазу на сенсор (Ойкумена IV)

Короткий рассказ о споре являются ли датчики и сенсоры киборга глазами.

  • Уровень простоты (Ойкумена V)

Эссе, иллюстрирующее ситуацией размышления о простом и сложном.

Сатирический короткий рассказ с персонажем из другого произведения и некоторыми аллюзиями на моих знакомых из бытия. Ничего серьёзного, сатира, в том числе абсурд.

Что может, на что надеется и чего хочет разум, оставшийся совершенно один в нигде и никогда?

Фантастический рассказ балансирующий между научной и свободной фантастикой, что требуется для донесения нескольких главных мыслей произведения, а именно: о роли воспоминаний в самосознании, трудностей связи экзистенции с любыми воспоминаниями, а также многого другого.

  • абисс (Психоделика I)

Старый рассказ, который начинает небольшую серию в цикле истории астросталкеров. Осторожно! От этой серии разум может поскользнуться.

  • Легион и легионер (Психоделика II)

Второй рассказ продолжающий психоделическую серию в цикле истории астросталкеров, которую начал "абисс".

  • В Пустоте (Психоделика III)

Данное эссе является третьим произведением психоделической серии начатой рассказом "абисс" в цикле истории астросталкеров.

  • Один вопрос (Психоделика IV)

Четвёртое произведение в психоделической серии, на этот раз это вновь эссе. А о эссе, как известно, странно писать аннотацию, проще прочитать.

  • Зеркало (Психоделика V)

Совсем короткое эссе, которое является пятым произведением психоделической серии начатой "абисс".

  • Звёздные дела (Штурм I)

Третье моё эссе, которое является завязкой к рассказу "Как это было".

  • Как это было (Штурм II)

Первый мой рассказ и четвёртое произведение в общем, а так же первое творение из цикла иттории астросталкеров. Завязкой к этому рассказу "Как это было" служит эссе "Звёздные дела", которое можно найти ниже в разделе "Прочие произведения".

Старинный рассказ написанный годы назад, но всё в духе историй астросталкеров - продолжаю тренировать свой стиль.

Прочие произведения

Может страшилка, а может и нет; может реализм, а может и фантастика. Не прочтёшь – не узнаешь.

Кого может привлечь добывающая база, расположенная в астероиде, двигающемся в пустоте космоса на задворках любых цивилизаций? Да кого угодно.

Реалистичная проза в форме короткого рассказа, затрагивающего социально-этические темы.

Фантастический короткий рассказ затрагивающий небанальную тему связанную с живодёрством.

В этом рассказе пойдёт речь о бытии свободного человека в Древней Греции, и его взгляде на окружающую действительность.

Фантастический рассказ, в котором персонаж поднимает важные вопросы бытия и познания. Эти вопросы применимы не только к человеку, как разумному существу, но и к объектам на первый взгляд посторонним этой тематике.

Откуда такие берутся, их где-то готовят специально; если да, то где и когда? Короткое произведение в реалистической прозе.

Шестидесятый мой рассказ, если я не ошибаюсь. К тому же он несёт в себе опыт, полученный от написания художественного произведения большого размера - романа. В этом рассказе я сам заметил изменение стиля к лучшему, наверное.

Реалистическая проза, рисующая картину отчаяния персонажа, являющаяся аллюзией на зависимости отравляющие в той или иной степени бытие любого.

Что встретит путешественник из цивилизованной Европы, предпринявший путь в так называемый "Дикий Запад"?

Фантастический рассказ о мире бесконечной ночи, где темнота всё скрывает от сравнительно ограниченного человеческого взора.

На что способны некоторые ради близких? Я полагаю, что на многое.

Ничего особенного, просто немного художественный рассказ-пересказ, который, как беседу о действительности, можно отнести к реалистической прозе.

Короткий рассказ о американце и его собаке. Вновь проба пера в реалистичной прозе.

Завтрашний день Тода, являющийся для него сегодня.

Итак, третий день с момента как Тода посетила идея фикс. Что нового принесёт это послезавтра?

Рассказ о нелёгком бытии человека, отдающего спорту всё своё время, все свои мысли и усилия. В этом поистине монументальном труде заключается вся глубина бытия спортсмена, вся его многогранность и суть.

Совсем короткий, но очень мной любимый сатирический рассказ, в котором делаются прозрачные намёки на очевидные проблемы с такой вещью, как индульгенция.

Вновь рассказ, где многие фигуранты инквизиторы, а действие в многом их типичная деятельность. Слабонервным читать не рекомендую.

Эссе-преамбула к рассказу "Сельская жиСТь".

Ещё один сатирический рассказ с подтекстом. Хотя кто-то его смешным не сочтёт, но это не моя забота.

Немного сказочная история, в которую я попытался вложить несложно замаскированное значение.

Рассказ с щепоткой мистики про деловитого мужика, именно - мужика, по имени Архипыч и его нелёгкую жизнь.

Старый рассказ, в котором смешана реалистическая проза и фантастика.

Рассказ про историю федерации Беллато и расу арун в игровой вселенной Rising force online, так же известной как RF online.

Бард-блэкер в мире Archeage, что будет?

Эссе с логической ловушкой построенное на диалоге.

  • Ляля-х и непророк его Муму-х (Часть I)

Сатирическое эссе на около религиозную тему.

Вольное прочтение сказки "Колобок" в мотивах игрового мира Aion.

Эссе о обычном клине диких гусей.
Что значит «интересная история», в какой бы форме она не была представлена – в виде рассказа, эссе или даже очерка? Согласись, что интересы у читателя бывают разные, поэтому говоря о своём творчестве и рассматривая его интересность, следует рассказать о жанре. Я пишу преимущественно научную фантастику, она меня привлекает и этому есть ряд причин, например, в научной фантастике невозможно создать персонажа с чудесными возможностями, который уже из-за этой своей почти всесильности становится плоским и скучным, или причина: попытка заглянуть в будущее, ведь это же интересно и увлекательно.

Однако я пишу и прозу о реальном бытии, но с акцентами на плохом, потому что всё плохое побуждает проблемы и вопросы, которые нужно решить. А постановка этических и эстетических вопросов для меня очень важна, я стараюсь, чтобы можно было не просто созерцательно читать рассказы онлайн бесплатно, но и быть вовлечённым в размышления, вложенные в их сюжеты.

Резюмируя: здесь ты найдёшь преимущественно рассказы и эссе по научной фантастике, а также прозу о плохой стороне бытия – произведения не лёгкого развлекательного жанра и стиля. Так что ты, читатель, решая читать рассказы и эссе онлайн бесплатно на этом сайте, уже имеешь представление о содержании этих произведений.

Статьи о литературе можно посмотреть в соответствующем разделе, а если интересны мои соображения, в том числе по писательскому творчеству, то они содержатся в заметках сетевого журнала. И ещё раз – надеюсь, ты найдёшь здесь интересное чтение.

Готовые эссе на разные темы.

« Банки охотно дают деньги тем, кто может доказать, что в них не нуждается».

Банк предоставляет свои услуги тем, у кого есть средства и источники доходов.
Банковская система – совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Банковская система состоит из двух уровней: Центробанка – главного банка страны, и кредитных организаций. Функции коммерческих банков можно разделить на активные и пассивные. Одной из активных функций банка является выдача кредита. Кредит – предоставление физическому или юридическому лицу, нуждающемуся в деньгах, права осуществлять свои расходы за счёт банка при условии гарантированного возмещения банку израсходованных сумм. Основными принципами кредитования являются: срочность, платность, возвратность и гарантированность. Кредиты могут различаться по способу кредитования, по срокам, по характеру предоставления кредита и по субъектам кредитования. В данном высказывании автор поднимает проблему активных функций банка. Я согласна с автором. Во- первых, чем обеспеченней человек, тем большая вероятность, что он выплатит кредит в срок. Во- вторых, банкам выгоднее работать с состоятельными клиентами, так как они берут кредиты на большие суммы, обеспечивая тем самым банку большее получение прибыли. В-третьих, работа с обеспеченными клиентами связана с минимизацией рисков и увеличением престижа банка.
В России кредитные организации должны получить лицензию на деятельность от Центробанка. Развитие банковской системы России не отстает от других стран. Особым спросом пользуются ипотечные кредиты, объем которых в 2012 году превысил докризисный уровень.
В силу своего возраста, я не могу взять кредит, но считаю, если разумно и ответственно подойти к этому вопросу, то можно, благодаря кредиту, выйти из сложного финансового положения.
Менее обеспеченным людям сложнее получить кредит, чем богатым, но иногда это единственная возможность решить свои проблемы.
Челоянц Наира, 10 А класс.

«Богатым человека делает его сердце»
Л. Толстой.

Нельзя судить о богатстве человека по толщине его кошелька. Только наличие высоких моральных качеств позволяет считать человека истинно богатым.
Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей и следование им в повседневной жизни. Человек может не совершать дурных поступков потому, что боится наказания или дорожит мнением других людей. Но высшая степень развития духовности- опора в своем поведении на определенные принципы. Если стремление к наживе и удовольствиям превращается в неуёмную страсть, вся жизнь человека подчинена алчности. Ненасытная жадность и стяжательство вытесняют из души человека все нравственные качества. Такой человек находит оправдание всем дурным поступкам или даже преступлениям, если они увеличивают его сокровища.
В этимологическом словаре слово «богатый» означает «хранимый богами.» Согласно христианскому учению, Господь делает человека богатым для того, чтобы он использовал своё богатство на благо других людей. Тогда, согласно золотому правилу морали, человек получит от окружающих уважение и доброе отношение. Никакие материальные блага не заменят красоту человеческой души, а именно это и привлекает к нам других людей, создаёт широкий круг общения.
Ярким примером нравственного поведения является благотворительная деятельность русского купечества. Щедрые пожертвования на развитие культуры и образования, забота о сиротах, инвалидах и бездомных – всё это было привычными статьями расходов российских купцов второй половины 19 века. Наиболее значительными результатами благотворительности московского купечества стали: Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Алексеевская больница и многие другие учреждения. В наши дни традиции благотворительности стали возрождаться.
Я считаю, что нам следует сохранить эту тенденцию, и тогда количество по-настоящему богатых людей будет только увеличиваться. Когда я стану экономически самостоятельным, то планирую тратить часть моих денежных средств на благотворительность.
Деньги и материальные ценности не важны сами по себе. Богатым человека делает его доброта, его милосердие, всё, чем человек дорожит.

Павел Зайцев.

« Будь поучтивее с людьми, которых встречаешь, взбираясь наверх, – ты ещё встретишься с ними, когда будешь спускаться» У. Мизнер.

Человеческая жизнь непредсказуема, в ней бывают не только взлёты, но и падения.

На протяжении всей жизни человек приспосабливается к окружающей его среде. С младенчества до старости человек включён в процесс социализации – усвоения социальных ролей и культурных норм. Положение человека в обществе никогда не бывает одинаковым: мы выполняем множество социальных ролей, входим в различные страты, имеем различный социальный статус. Положение человека в страте на взгляд М. Вебера определяется четырьмя основными критериями: доход, власть, образование, престиж. Положение в той или иной страте не статично. Сорокин ввёл понятие социальная мобильность – изменение места, занимаемого человека или группой людей в социальной структуре. Социальная мобильность может быть индивидуальная и групповая. Причинами групповой мобильности могут быть социальные потрясения, войны, стихийные бедствия. Индивидуальная мобильность может зависеть от образования, способностей, смены места жительства, изменения семейного положения. Различают вертикальную мобильность – когда человек передвигается вверх-вниз по стратам и горизонтальную – когда передвижение происходит в рамках одной и той же страты. Показателями мобильности являются скорость передвижения и интенсивность. В результате передвижения человек может утратить свой прежний статус и оказаться неспособным приспособиться к новой страте, в рамках которой он оказался. Такие люди называются маргиналами. В зависимости от мобильности различают открытые общества, закрытые и общества смешанного типа – когда законодательно смена страты запрещена, но на деле возможна. В течении жизни человек может повысить своё образование, неоднократно изменить своё место жительство (миграция и эмиграция), изменить своё семейное положение, заняться предпринимательской деятельностью, сделать карьеру. Продвигаться вверх по социальной лестнице индивиду, как правило, помогают другие люди, а не только его личные способности. Но многие, достигнув вершин, забывают о тех, кто когда- то им помог, начинают смотреть свысока на своих друзей, которые находятся ниже по социальному статусу. Я считаю, что поведение человека, который добился в жизни каких – то высот, во многом зависит от его воспитания и от тех жизненных принципов, которых он придерживается. Находясь наверху, нужно всегда помнить, что жизнь непредсказуема, и в один прекрасный день ты можешь оказаться на месте тех, над которыми ты сейчас смеёшься и которых презираешь.

Эссе на данный момент является популярным жанром, его необходимо уметь писать не только студентам, но и ученикам школ. Эссе представляет собой небольшое прозаическое рассуждение, обладающее свободной композицией. Оно не должно исчерпывающе трактовать события, предметы. В данном сочинении следует выражать собственные мысли по теме, индивидуальные впечатления. Обычно требуется внести в рассмотрение предмета нечто новое, субъективное. Эссе бывают беллетристическими, научно-популярными, историко-биографическими, философскими и литературно-критическими.

Также существует традиция условного разделения эссе на две группы: так называемые «серьёзные» эссе, где на первый план выходит описание предмета, и «личностные» - в них преобладает личностное начало.

Написание эссе развивает логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли, аргументировано доказывать собственную точку зрения, анализировать предмет и иллюстрировать материал примерами, структурировано преподносить информацию.

Основные признаки эссе
Чтобы правильно написать эссе, необходимо точно представлять себе: какими чертами должно обладать настоящее произведение, созданное в этом жанре. Существует ряд основных признаков эссе:

  • тема побуждает к размышлению, настраивает на диалог читателя и автора, содержит вопрос, проблему;
  • суть проблемы излагается подробно;
  • используется инструментарий конкретной дисциплины, при необходимости – терминология;
  • проводится анализ проблемы с необходимыми примерами;
  • выводы обобщают авторскую позицию, дают о ней полное представление.
Таким образом, чтобы написать эссе, нужно отразить собственную точку зрения, поставить и раскрыть проблему, но делать всё это обоснованно, опираясь на анализ и факты, избегая больших описательных фрагментов. Эссе убеждает читателя, но не настаивает на бесспорности суждений – лучше постараться вовлечь читателя в диалог, вызвать у него интерес.

Правила построения: необходимые части эссе и их последовательность
Каждое эссе состоит из обязательного набора частей, определяющих его смысловую структуру и определённую последовательность изложения мыслей.

  1. Титульный лист (содержит название, имя автора, наименование дисциплины).
  2. Введение. В нём следует выразить суть, обосновать выбор конкретной темы, сформулировать проблемный вопрос, для ответа на который и начато исследование.
  3. Основная часть. Здесь нужно изложить основные вопросы, провести анализ, обосновать разные позиции и аргументы по данной проблеме. Анализ проводят на основе категорий, соответствующих специфике темы, например: часть – целое, изменчивое – стабильное, причина – следствие. Информацию и аргументы лучше всего структурировать с помощью использования подзаголовков, разделения текста на смысловые абзацы. Один параграф может включать в себя только одно утверждение. Важно соблюдать логическую последовательность.
  4. Заключение. В последней части эссе необходимо подкрепить суть всего написанного ранее, внести нужные пояснения, сделать обобщения и выводы, аргументировать их. Иногда включают в окончание эссе указание на применение результатов исследования. Используются цитаты, повторения, иллюстрации. Эффективно утверждение впечатляющего характера. Можно указать на перспективность темы, её связь с другими серьёзными и актуальными проблемами.
Соблюдение порядка изложения информации, логическое построение текста обеспечит создание хорошей композиции эссе, сделает его чтение удобным. Люди сумеют понять все освещённые вопросы, оценить аргументацию, осмыслить позицию автора.

Эссе и сочинение: отличия. Особенности жанра
Очень важно не путать эссе и сочинение. Если в тестовом задании в школе или вузе обозначено: написать эссе, необходимо постоянно помнить, чем оно отличается от обычного сочинения, иначе работа не будет принята. Для эссе характерны следующие признаки:

  • в отличие от сочинения, в нём делается акцент на авторскую позицию, а не на анализ художественного произведения;
  • эссе отличается от рассказа: нет изображения, описания ситуаций, задача – донести идею, убедить, вызвать на диалог;
  • стиль эссе более афористичен, парадоксален, содержит образность;
  • используются различные художественные средства: сравнения, метафоры, символы и аллегории добавляют выразительность;
  • автор воплощает своё индивидуальное восприятие проблемы, подбирает аналогии и примеры, проводит параллели, использует ассоциативные ряды.
Если не забывать эти особенные черты жанра, можно написать эссе в полном соответствии с требованиями.

Процесс написания эссе
Желательно писать эссе в определённой последовательности, постепенно осваивая тему, продумывая структуру текста, излагая мысли, осуществляя проверку и корректирование материала.

  1. Для начала нужно определить формат произведения: какова читательская аудитория, какая предполагается длина эссе.
  2. Если тема свободная, следует остановить выбор на хорошо знакомой и не вызывающей затруднений области. Она должна действительно волновать автора. Иногда пишут эссе «от противного», рассматривая идею, с которой не согласны, вступая в полемику с другим автором.
  3. Затем потребуется собрать дополнительную информацию, более глубоко разобраться в теме, вникнуть в её нюансы, избегая поверхностных толкований. Даже если проблема покажется достаточно знакомой, стоит вновь просмотреть материалы и поискать новые.
  4. После того как все сведения уже освоены, нужно уделить время размышлениям над проблемой. Хорошо воспользоваться собственным жизненным опытом, вспомнить личные впечатления, важно сложить свой взгляд на конкретную тему. Желательно свести к минимуму использование общих штампов, не несущих смысловой нагрузки фраз. При обдумывании эссе надо помнить – в процессе написания обязательно понадобятся аргументация, примеры, аналогии. Текст должен убеждать читателя, вызывать у него живой интерес.
  5. На данном этапе составляют план эссе. Необходима последовательность и логичность структуры, гармонично оформляющей смысл произведения. Желательно заранее определить примерный размер и количество абзацев, частей текста, придумать подзаголовки.
  6. Лучше начать сразу с главного, так будет проще писать текст: обозначьте 2-3 основные мысли. Вступление, нужные переходы и связки можно легко дополнить потом, а самым сложным чаще бывает именно начало создания текста.
  7. При написании основной части важно грамотно излагать мысли, не забывать о средствах выразительности. Потребуются факты и доказательства, яркие описания. Хорошо воспользоваться средствами привлечения читательского внимания: неожиданный переход, юмор, цитата, риторический вопрос, необычная идея или факт.
  8. В заключении оформляют выводы, аргументируют позицию, дают концентрированный результат анализа.
  9. Именно после написания основной и заключительной частей рекомендуется приступить к оформлению вступления. Перед этим надо прочитать текст, освежить в памяти все основные позиции, в том же стиле и направлении выполнить вступительную часть. Она призвана привлечь читателя и вызвать у него желание продолжить знакомство с эссе. При этом вступление должно действительно соответствовать тексту в целом, быть с ним органично связано.
  10. На заключительном этапе необходимо тщательно проверить весь текст на ошибки, выявить смысловые и структурные недочёты и несообразности, устранить их. Нужно перечитать эссе и постараться оценить его с точки зрения читателя: интересно ли оно, вызывает ли желание подумать, вступить в диалог. Хороший способ – дать произведению какое-то время «полежать», вернуться к нему через несколько часов или дней. Если позволяют сроки выполнения, метод лучше использовать – он будет очень действенным. Так текст воспринимается более объективно, несмотря на то, что его проверяет сам автор.
Тщательное следование всем требованиям к построению произведения поможет правильно написать эссе и увлечь текстом читателей.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Эссе – жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки. В научной литературе можно встретить различные определения эссе и различные суждения о жанре. Приведем некоторые из них. Эссе (франц. «essey» – опыт, набросок) – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Литературоведческий словарь определяет эссе как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» Эссе – это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др. Эссе является одним из наиболее продуктивных жанров в выражении философской мысли, то есть знания о наиболее общих сторонах мира и человека. Общие родовые свойства эссе: ведущая роль личности автора, что является важнейшим структурообразующим принципом эссе. При этом в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного, объекта мысли, а не личности автора. Еще одно свойство – особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом. Другая черта эссе – наличие образности, экспрессивности – всего, что является выражением его художественности и публицистичности. На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой-автор и читатель «пожимают друг другу руку», встречаются лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем» . Диалогичность – еще один жанрообразующий признак эссе. Какую бы форму для изложения своих мыслей не избрал эссеист, как бы не выстраивал композицию, главным всегда остается искренность с читателем. Современный эссеист Андрей Битов, например, избрал для своих эссе определение: «правда – как жанр». Еще одной важной особенностью жанра является мифотворчество. Автор строит собственные теории, создавая миф (в основе мифа – образы), читатель же может верить в него или не верить. В эссе «концепция» сформулирована нечетко. При этом образ обладает внутренней динамикой, характерны сложная сеть ассоциативных связей и парадокс как способ игры с читателем.Немецкий философ Теодор Арно определил эccе как жанр, отражающий момент зарождения мыcли, которая пока не развилаcь в логичеcки завершенное целое (Теодор Адорно «Эccе как форма»). Основателем жанра в европейской традиции принято считать французского философа Мишеля Монтеня («Опыты», 1580). «Опыты» Монтеня содержат философские, исторические, политические, религиозные, лингвистические, педагогические, этические и др. воззрения автора, от наиболее частных до наиболее общих. Монтень рассказывает о нравах и обычаях разных народов, о содержании прочитанных книг, но все это превратилось бы в обрывочный комментарий, в сумму выписок и цитат, если бы не возвращалось каждый раз к истоку к образу личности, многое понимающей и приемлющей, но ни к чему не сводимой, не равной даже самой себе. «Опыты» исследуют мир, но отправной точкой и принципом такого исследования является личность автора. Так, например, прерывистость структуры «Опытов» связана с особенностями авторского мышления, его отношения к миру. Выделяются различные виды эссе . Например, художественно-критическое или литературно-критическое. В таком эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях музыки, живопиcи, литературы. Форма эccе задаетcя cамими произведениями иcкуccтва. Через анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя. Другой вид эссе философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Яркие примеры философских эссе – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю. («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. Разнообразны литературные формы эссе, среди них: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово. Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. Например, в эссе «Досужими путями мышления» («Иностранная литература») Эльфриде Елинек высказывает парадоксальную мысль о том, что «пишущие» убили живой язык, и использует не менее парадоксальные, чем сама теория, образы и сравнения: «Сохраняя изящество, я покидаю тело, для прощания с которым постаралась одеться как можно лучше. Сквозь мою прозрачную блузу мысли мерцает чувство ответственности, влекущее моральное требование, за которым, скорее всего, моя привлекательность не поспеет».Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания. Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи. Начинающим эссеистам можно дать следующие советы:

1. Для создания текста в жанре эссе необходима четкая и нестандартная (один из основных жанрообразующих признаков эссе – парадоксальность) авторская позиция.

2. Нужно определить характеристики автора – главного действующего лица эссе. Во-первых, обозначить для себя, в какой роли выступает реальный автор: человек социальный или частный. Во-вторых, необходимо установить отношения автора с читателем. От того, каким в результате станет образ автора, зависит все построение текста, его форма, композиция, лексика, приемы.

3. Определить, какой будет логика текста: интуитивной или хронологической. Здесь нужно учесть, что логика строится на интуиции только в том случае, если автор стремится «захватить» читателя собственными эмоциями, а не увлечь новой и оригинальной теорией. В противном случае логика развивается по примеру логики в аналитической статье: гипотеза – аргументы.

4. В эссе важен диалог с читателем (важен как для автора, так и для читателя). Метод, с помощью которого автор выстраивает этот диалог, выбирается индивидуально. Однако один из самых простых приемов – риторические вопросы: непроизвольно у читателя возникает желание на них ответить. Еще один метод, популярный в современной прессе (используется в молодежном разделе журнала «Журналист») – указывание координат автора (электронная почта, ICQ), чтобы читатель сумел донести свои мысли по поводу текста.

5. Эссе требует от автора определенного жизненного опыта, высокого интеллектуального уровня. Начинать работу над эссе рекомендуется с малых форм: зарисовок, записок и т.п. Необходимо усилить наблюдательность за окружающим миром, постоянно искать интересное в обычных вещах и заворачивать впечатления в слова, т.е. «набить» руку. Только после того как жанры, смежные с эссе, начнут получаться, следует пробовать себя в жанре эссе. Ярким примером эссе в Казахстанской прессе является прекрасный эссеист Героль Бельгер, в своей рубрике Плетение чепухи, которая выходит в газете Тасжарган его эссе пленило своего читателя язвительными и вольными строками. Слова его не всегда лицеприятны, но всегда честны. Эссе Казахское слово- манифест из 13 глав, посвященный казахскому языку. Эссе «Аул», много раз изданное, по словам автора, написано « с сыновней любовью» с благодарной памятью.

Еще со школьной скамьи мы прекрасно помним тех, кому сочинения давались с такой легкостью, словно рассказать анекдот в компании друзей. И если вы хотите, чтобы вашу работу тоже хотя бы изредка приводили в пример, вот вам несколько дельных рекомендаций о том, как правильно написать красивое сочинение (эссе) по русской (или другой) литературе по произведению.

Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план

Перед тем, как написать итоговое сочинение, нужно четко продумать, по какому плану вы будете это делать.

План составляется для того, чтобы поток мыслей (даже если он у вас есть) выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.

Сразу после получения темы сочинения в ваше голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.

Итак, тщательно продумайте, что вы хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности вы хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.

Как написать вступление к сочинению по литературе

Во вступительной части информацию необходимо писать так, словно ее будет читать человек, совершенно не знакомый с проблемой. Здесь вы должны раскрыть тему, проблематику и актуальность вашего сочинения.

В этом вам помогут вопросы, которые вы можете поставить перед собой:

  • По какому произведению вы пишете сочинение/эссе?
  • Что вы знаете об авторе произведения?
  • Каков жанр произведения (комедия, драма, роман и пр.)? какие аспекты вы хотели бы раскрыть в своей работе?

Как написать сочинение-рассуждение: приступаем к основной части

Начало – половина дела! Прекрасно, если вы закончили со вступительной частью, давайте разбираться с главной частью работы.

Здесь необходимо осветить все свои мысли, которые у вас вызвало произведение, эмоции, которые вы переживаете к выбранному персонажу или обстоятельствам, в которых он очутился.

Каждую свою мысль придется подкреплять примерами из оригинального текста произведения. Если вы говорите, что проблема войны волнует героя, значит, нужно привести примеры, в которых это волнение передается читателю.

Не стесняйтесь давать собственную оценку персонажу или обстоятельствам, в которых он оказался. Это делает любое сочинение ярче, сильнее, а его автора наделяет авторитетом и экспертностью.

Основная часть – это по большей части ваши собственные рассуждения о том, что вас волнует во всей истории. Покажите здесь эволюцию своей мысли, с какого момента в произведении важная мысль зародилась, как она эволюционировала и к какому выводу вы в итоге пришли.

Как написать заключение в сочинении по литературе

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Шаблоны и примеры правильной структуры как один гласят о том, что в заключении должно следовать подведение итогов.

Многие начинают сочинение не со вступительной или основной части, а именно с заключения. Говорят, что после составления кратких тезисов гораздо легче последовательно описать свои рассуждения.

Итак, в заключительной части нужно самому себе ответить на вопрос, который вы поставили во вступительной части. Это своего рода краткая теорема, выведенная из всего длительного доказательства, приведенного в предыдущих частях сочинения.

А вот несколько примеров того как правильно написать хорошее сочинение/эссе:

Пример сочинения/эссе 1

Сочинение на тему "Я и моя карьера"

Пример сочинения/эссе 2

Сочинение на тему "Человек и общество"

После того как вы закончите с этой частью, обязательно просмотрите всю работу на соответствие первоначально составленному плану. Если сочинение выстроено в продуманной заранее последовательности – вам все удалось! Поздравляем! Если же нет, не расстраивайтесь – наши авторы помогут проверкой и исправлением работы, а при необходимости – и помогут написанием сочинения/эссе с «нуля»!