Приснилась змея: к чему и что это значит — сонник змеи. Змея (Змей)

Однажды на пляже Гоя я увидела девушку с татуировкой в виде змеи на всю спину. Тату было выполнено в цвете и объёме. Хвост древнего пресмыкающегося лежал на обнажённом плече девушки, тело змеи извивающимися витками располагалось на спине, подчёркивая все изгибы тела молодой девушки, а голова с раздвоенным языком и жёлтыми глазами покоилась на её копчике. Потрясающее зрелище – интригующее и сексуальное.

Что означает татуировка змея

Змея – древний символ, олицетворяющий и жизнь, и смерть. Змея, заглатывающая свой хвост, являет собой кольцо – знак Зеро или бесконечность бытия. Она – вероломный убийца и непревзойдённый врачеватель. Змея «умирает» в холоде, засыпая от понижения температуры тела, и оживает в тепле. Она обновляется, скидывая свою кожу в определённое природой время. Она размножается яйцами, а яйцо – это символ целостности и самодостаточности.

Татуировки со змеёй всегда неоднозначны, а их символизм всегда двоякий. Они символизируют как мужское, так и женское начало. Змея – это божественная мудрость и низменная страсть, убийственный яд и близкое исцеление, хранитель тайного и разрушитель явного, духовное возрождение и оплодотворяющая сила. Змея также является фаллическим символом, олицетворяя собою «мужа всех женщин» - змея-искусителя.

В женских татуировках змея несёт в себе мудрость и коварство, таинственность и загадочность, требуемые от женщин. А также её природную интуитивность и непредсказуемость, потому что змея появляется и исчезает всегда неожиданно. Змея символизирует природные инстинкты, как самые низменные, так и самые высокие – секс и материнство.

В мужских татуировках змея является символом власти, оплодотворяющей мужской силы, цикличности бытия, непобедимости и мужества. И в то же время, змея на теле мужчины олицетворяет убийцу и искушение, силу и вероломство, плодородие и смерть.

Что означает тату змея на теле в уголовном мире

Змея – символ мудрости, власти и вечности – в уголовной среде называется «гад ползучий». Татуировки со змеями наносятся как на тела воров в законе, так и на тела низших уголовников – «петухов». Вся разница в сюжете наколки, по которой можно определить касту, к которой принадлежит зек.

На теле вора в законе змея обвивает корону, а в своей пасти держит яблоко. Такая наколка сообщает о том, что всё бренно. В данном контексте корона – символ власти сильнейшего, змея – мудрость воровских законов, а яблоко – искушение слабых духом. В сюжете могут присутствовать и черепа с пустыми глазницами, и кинжалы, увитые змеями, и прочая тюремная романтика.

На теле «петуха» сюжет со змеёй всегда один и тот же – фигуру голой женщины обвивает змея. Значение такой наколки тоже одно единственное – перед вами пассивный гомосексуалист. Без романтики. После освобождения из мест лишения свободы под такой наколкой часто забивается надпись: «Две подруги». А бывший зек объясняет свою татуировку тем, что его предала и бросила женщина, когда он сидел в тюрьме. Или что он убил её и любовника, за что и сел в тюрьму. В общем, таким образом пытается обелить своё прошлое тюремно-романтическими сказками.

Как видно, татуировки со змеёй следует выбирать весьма осторожно, чтобы не оказаться в очень нелепой ситуации, раздевшись на пляже хоть Колымы, хоть Питера, хоть Сочи. И наносить тату со змеями на своё тело нужно осмысленно. Мастера тату салонов предупреждают, что носителем такого нательного шедевра могут быть только очень сильные духом сформировавшиеся личности. Иначе змея может влиять на своего обладателя негативно, привнося в его жизнь все самые тёмные стороны своей сущности.

15.05.2017 в 08:13

Здравствуйте, дорогие друзья!

Для человека змея всегда считалась зоной повышенной опасности и пристального внимания. Возможно, это связанно с человеческими , корни которых могут уходить в предыдущие , или ее хладнокровностью. Но многие земляне панически боятся пресмыкающихся!

Но одно дело, живое существо, а совершенно иное — символ хвостатой, который способен творить чудеса! Змея - это также и символ фен-шуй, обладающий удивительным и крайне разносторонним смыслом.

Змеи издавна символизировали наличие мудрости, знаний, но кроме этого они всегда сравнивались с долгожительством, вечной молодостью и способностью воскрешаться.

Какие тайны хранит в себе тотемный знак? Какая история скрывается в облике прекрасного создания? И более того, как к изображению змеи относятся народы мира? Об этом и не только в сегодняшней статье!

Где чаще всего вы можете встретить символ змеи ? Наиболее популярным изображением «хладнокровной» символики считаются статуэтки, талисманы и картины, передающие весь запас энергетического потенциала знака.

Они могут выполнены из различных материалов: дерево, металл, камень, стекло и даже с полимерной глины! Стоит отметить, что это может быть подушка ручной работы или детская игрушка, гармонично вписанная в интерьерное пространство вашего дома.

На что способен символ загадочной змеи? Прежде чем дать ответ на этот вопрос я предлагаю вам ознакомиться со значением знака и понять природу его влияния на пространство.

Значение разных символов

Существуют разные формы символов, например змей заглатывающий свой хвост. Дело в том, что змей обозначает вечный круговорот. Он имеет сво е древнее название — Уроборос, змей, свернувшийся в кольцо и кусающий себя за хвост. Его предназначение — показать человеку, что бытие имеет определенные циклы своего развития и что всё бесконечно повторяется.

Конца, как такового — нет! Созидание переходит к разрушению, жизнь - сменяется смертью. Но смерть на физическом плане — это рождение на тонком плане (также как рождение на физическом — наверное походит на смерть на тонких...). С точностью конечно не сказать...

А вот Кундалини - это мощнейшая жизненная энергия, которая поднимается вдоль позвоночника и изображается в виде двух переплетающихся змей. Эти две змеи символизируют энергетические каналы, которые перекрещиваются. А там где они перекрещиваются — там находятся чакры (7 основных и огромное количество более маленьких).

Эта энергия находится в каждом из нас, но только в дремлющем виде. А вот чтобы пробудить лавину потока необходимо поработать над своим началом и физической оболочкой, практикуя занятия сакральной йогой, очищение организма от шлаков и методиками по очистке сознания от лишних, я бы сказала, ложных убеждений.

Змей - это многофункциональный символ (как и все символы в общем!)! Он умудряется сочетать в себе и мужское, и женское, и андрогенное начало. Также относится к числу мужских тотемных знаков, выражающих силу. Его часто причисляют к фаллическим символам, называя «мужем всех представительниц прекрасного пола».

Если рассматривать хладнокровное существо, как машину для убийства, то можно отнести его к вестнику смерти и истребления, а вот если думать о нем, как о существе, меняющем кожу, то можно отыскать подтекст в виде трансформации живого, воскресения и жизни.

Когда человек правильно использует символику, понимая ее изначальную двойственность, он может рассчитывать на приобретение определенных благ и сильнейшую защиту. Змея может стать для вас как символом вселенского добра, так и знаком глобального зла. Выбор за вами, но я всё же советую вам выбирать позитив!

В средневековом христианском искусстве появился символ змеи, прибитой к кресту . Это пугающее изображение не является таким жестоким, как кажется. Знак таит в себе определенный посыл, заключающий в себе ключевое значение — воскресение и превосходство духа над примитивной плотью.

Кадуцей

Кадуцей - это символ тотального посредничества и договоренности в согласии. Его можно встретить в виде изображения, эмблемы торговли. Но вот если заглянуть в прошлое, то кадуцей был неотъемлемым атрибутом вестника, который распоряжался им дл я обеспечения полной безопасности владельцу.

Если рассматривать символ с точки погружения в атм о сферу античных традиций, то там кадуцей трансформировался в жезл Гермеса , вестника самих богов! Он мог дарить людям вещие сны и выступать в роли объединяющего мир символа.

Сначала он выглядел, как оливковая ветвь, с двумя побегами сверху, которая обильно украшались гирляндами. Но в дальнейшем знак представлялся в виде 2 переплетенных змей, которые обвивают своим телом жезл с обеих сторон. Со временем его украсили крыльями, для придания Гермесу быстроты передвижения с отметкой «причастия к небесам». Кадуцей Гермеса также символизирует энергию Кунадалини и духовное пробуждение.

Стоит отметить, что кадуцей имеет не одну трактовку. Существует посох Эскулапа, греческого Бога врачевания, что также увенчан представительницей хладнокровных, обвивающей чашу . Он получил всеобщую известность, поскольку по сегодняшний день представляет собой символ врача и медицины.

Символ змеи у народов Земли

Например, в Африке, змеи формируют эмблему власти, также символизируют колесницу бессмертия и воплощение усопших. У американских индейцев это существо считалось мифическим, одаренным силой создания. Ее называли повелительницей молний, властительницей дождя, копьем самого Бога войны.

Аборигены Австралии присутствие змеи вообще причисляют к знаку свыше о предстоящей беременности. А вот ацтеки умудрились скомбинировать змея и пернатого. Для них — это символ Солнца, гармонии, движения ветра, воды и окутывающего Землю пространства.

Знаменитое Колесо Сансары, украшено внутри круга змеей. она олицетворяет злобу, хотя иногда может ассоциироваться с самым Буддой, принимающим облик naga (змеи) . И когда болячки, голод и разруха придут в этот мир, то именно змей исцелит земной люд.

В Китае пресмыкающееся относится к пяти ядовитым существам. Именно по этой причине она редко отличается от привычного им дракона. А если это случилось, то единственное, что она может символизировать - это негатив, злобное и достаточно лживое явление.

Христианство отнесло знак к амбивалентным символам. То бишь, это Христос, вознесенный на Древе Жизни для искупления человеческих грехов, при этом сочетающий в себе мудрость и добродетель, а также олицетворение дьявола!

Изображение змеи можно встретить и в Египте. Чаще всего они наносились на саркофаг. Змей Апол, принадлежащий к силам тьмы и мрака, выпивал воду из плодородного Нила, в надежде противоборствовать Бог у Ра, который каждую ночь выходил из сражения победителем.

Знак священной змеи Урей - сакральный, египетский символ, считающийся воплощением прабожества Атума. Он наносился на головные уборы фараонов и являлся символом их власти.

Но символ змеи возник в цивилизациях не спроста! Уже в древние времена змеи были в огромном почтении. А спасшиеся от катастрофы атланты, 12,5 тысяч лет назад, распространили этот символ и другие среди почти всех народов Земли!

На этом я поставлю точку!

До встречи на блоге, пока-пока!

Змеи, или Serpentes по-латыни, представляют собой один из подотрядов класса рептилий, с вытянутым покрытым чешуей телом без конечностей. Всего на планете существует порядка 3 тыс. видов змей, которые в свою очередь объединены в 23 семейства, таких как ужи, гадюки, гремучие змеи и другие.

Змеи живут везде, кроме Антарктиды, и больше всего их в Азии, Африке и Латинской Америке. Встречаются змеи абсолютно безобидные, а также и опасные для человека. Обитают змеи на территориях с жарким тропическим климатом, в лесах и степях, а также в предгорьях и гористой местности.

Некоторые виды змей живут в воде, некоторые – на деревьях и в земле. Все они – хищники, питаются мелкими млекопитающими, лягушками, рыбой, насекомыми. Добычу обычно или заглатывают целиком живой, или перед этим душат ее или отравляют ядом.

Окраска змей самая разнообразная, они могут быть самых разных цветов, а поверхность их кожи украшена различными геометрическими фигурами. Длина змей варьируется от 8 см до 12 м.

Змея имеет сочлененный позвоночник, к которому может быть прикреплено как на шарнирах до 145 пар ребер. Кончики пар ребер соединяются мускулами с чешуйками на брюхе змеи. Именно эти чешуйки помогают змеям передвигаться, ведь краями пластин змеи отталкиваются от неровностей на поверхности земли и двигаются вперед.

Зубы у змей острые и тонкие, а у ядовитых змей, помимо них, есть еще и загнутые назад ядовитые зубы на верхних челюстных костях. Внутри таких зубов имеется канал, по которому яд при укусе попадает в рану. Особую роль играет у змей их тонкий и чувствительный язык, который является рецептором, связанным с органом Якобсона, расположенным на небе, где перерабатывается информация, полученная языком. Слух и зрение у змей развиты слабо, а в период линьки змеи практически не видят, т.к. не только с тела, но и с глаз их сходит роговой слой кожи. Кстати, и глаза у змей всегда открыты, они защищены лишь сросшимися веками, которые напоминают прозрачные «очки».

Самая крупная королевская кобра достигает в длину 5 метров и встречается в Юго-Восточной Азии. Она питается другими змеями, ящерицами. Ее укус крайне опасен, она всегда нападает без промедления. Яд и обычной кобры начинает действовать через пару минут после укуса. Не менее опасна и тигровая кобра, обитающая в Австралии.

Слепозмейки обитают в почве в тропическом и субтропическом климате, и часто их длина всего 10 см. Такие слепозмейки встречаются в Закавказье. Самые крупные змеи – это удавы и питоны. У этих рептилий около корня хвоста располагаются рудименты нижних конечностей, что доказывает, что в древности они передвигались на лапах, но утратили их в процессе эволюции. Самая крупная змея в мире – это анаконда, достигающая в длину 10 метров. Длину 8 метров имеет и сетчатый питон, который встречается в Юго-Восточной и Южной Азии.

Змея – как символ мудрости и возрождения

С древних времен змея является символом мудрости и бессмертия, плодородия и жизненной силы, и, одновременно, и символом зла и двуличия. Именно змея была священным животным античной богини мудрости Афины, дочери Зевса. В Древнем Египте змея была символом Солнца и атрибутом бога Осириса, а богиня Исида изображалась наполовину женщину, наполовину – змеей.

В Китае Тщи-Сеу – злодей, который возгордился перед Всевышним, был гигантским змеем. В скандинавской мифологии сыном бога огня Локи был олицетворением зла, и представлялся в образе змея, который стремился обвить кольцами мир и отравить ядом все живое. И в древнерусских мифах доблестные богатыри сражались с змеем-горынычем, отрубая ему головы.

При этом змея является двойственным символом: с одной стороны, змея, убивающая свою жертву, олицетворяет смерть, с другой змея – это животное, которое периодически меняет кожу, символизирует жизнь и воскрешение. В связи с этим ее свойством, змея является символом медицины, т.к. считается, что она владеет секретом вечной жизни, и знает целебные свойства растений. Именно змея, обвивающая вокруг посоха, является символом греческого Асклепия – бога врачевания, который мог воскрешать мертвых. А змея, обвивающая чашу с лекарством, является символом современной медицины.

Змей как символ представлен почти во всех мифологиях, и связывается с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождём, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом - с другой.

Свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений. Это и солнечное начало, и лунное, жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое (См. подробнее Уроборос). Фаллический символ , оплодотворяющая мужская сила, муж всех женщин, присутствие змеи почти всегда связывается с беременностью. Змея сопровождает все женские божества, в том числе Великую Мать, и часто изображается у них в руках или обвившейся вокруг них.

Хтонический змей - это проявление агрессивной силы богов подземного мира и тьмы. Поскольку змея живёт под землёй, она находится в контакте с подземным миром и имеет доступ к силам, всеведению и магии мёртвых. Она повсеместно считается источником инициации и омоложения и хозяйкой недр. В своей хтонической ипостаси змея враждебна Солнцу и всем солнечным и духовным силам, символизируя тёмные силы в человеке. При этом позитивное и негативное начала находятся в конфликте, как в случае Зевса и Тифона , Аполлона и Пифона , Озириса и Сета , орла и змеи и т, п. Она символизирует также изначальную инстинктивную природу, прилив жизненной силы, неконтролируемой и недифференцированной, потенциальную энергию, воодушевляющий дух. Это посредник между Небом и Землёй, между землёй и подземным миром .

В архаических мифологиях роль змея, соединяющего небо и землю, чаще всего двойственна (он одновременно и благодетелен, и опасен), то в развитых мифологических системах (где змей часто носит черты дракона , внешне отличающегося от обычной змеи) нередко обнаруживается прежде всего его отрицательная роль как воплощения нижнего (водного, подземного или потустороннего) мира .

В христианской, европейской традиции

Морской змей

Морской змей - термин, которым в криптозоологии и мифологии обозначают морское змееподобное существо, упоминающееся в мифах и легендах разных народов мира и в свидетельствах очевидцев. Образ представлен в различных мифологических традициях.

Образ змея в литературе

Змей в фольклоре

Змей - образ мирового фольклора, получивший на разных стадиях развития культуры и в разных национальных традициях многочисленные вариации. Змей - популярный персонаж волшебных сказок и былин , чаще всего противник, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. В русских сказках змей - многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. В ряде сюжетов змей - похититель; он уносит царских дочерей, осаждает город с требованием дани в виде женщины - на съедение или для супружества. Змей охраняет границу в «иной» мир, чаще всего мост через реку, он пожирает всех пытающихся переправиться. Бой со змеем и победа над ним - один из главных подвигов героя сказок. В былинах тема змееборства может приобретать «государственную» окраску: Добрыня совершает свой первый богатырский подвиг, побеждая змея как врага Киева и освобождая захваченный им полон. В былинах сохранились следы мифологических представлений: мотив рождения богатыря от змея (Волх Всеславьевич), мотив охранения змеем царства умерших («Михаил Потык»). Общая особенность всех сюжетов о змее - отсутствие каких-либо реальных описаний его внешности .

Мифологическим антиподом змеи считается конь. Змея в качестве зооморфного символа луны противостоит коню, как солярному олицетворению. Мотив «Песни о вещем Олеге » определяется архетипом данной символики. Воин на коне, повергающий змея, является весьма распространённой символической композицией у различных народов. В символике сюжета о Георгии Победоносце змея олицетворяла язычество . Если воин на коне являлся знаком дружины, то змея - жречества. Победа над ней интерпретировалась как историческое торжество воинского сословия над волхвами

Змей в сказках Бажова

Одни из самых ярких образов змея в русской литературе принаделжат сказам Павла Петровича Бажова . Его Полоз и змеевки, а также змей Дайко из сказа «Золотые дайки» - представляют читателю Сказов практически все классические черты мифического змея:

  1. Мудрость. Великий Полоз с одного взгляда распознаёт в Костьке его слабину - жадность к золоту, которая и приводит юношу к гибели. Примечательно, что последнее напутствие Полоза Костьке и Пантелею - Не жадничайте . Это демонстрирует, что Полоз не изначально злой дух (как в Библии), а нейтральное существо. То же подтверждает и старик Семёныч, который и знакомит ребят с Полозом.
  2. Искушение/двойственность змеи/змея. В сказе «Змеиный след» дочь Полоза змеёвка изначально предстаёт перед Костькой в виде привлекательной девушки, от страсти к которой Костька и находит свою смерть, когда змеёвка предстаёт перед ним в змеином облике. Подобное существо, Ламию , можно встретить и у древних греков и римлян - девушку-змею, губящую юношей. В этом - двойственность змея/змеи, как духа подземного мира - из-под земли приходит как богатство, так и неупокоенные покойники…
  3. Связь змеи/змея с подземным царством. Не только Полоз - всему золоту хозяин, но и змей Дайко из сказа «Золотые дайки» - «страшный золотой змей» (отдалённый отголосок древнеславянского подземного бога Озема?), и он также двойственнен, как и Полоз с дочерями. С одной стороны он одаряет Глафиру с Перфилом золотом, а с другой - из-за золота и исчезает культура староверов на Урале, так как действительно набежали «бритоусы» и порушили всю их пустыню/отшельничество. С другой стороны, в сказе «Золотой Волос», башкирский богатырь Айлып взяв в жёны дочь Полоза Золотой Волос, лишается возможности жить с ней в мире людей (отец-Полоз не даёт), и должен спасаться с ней от Полоза под островом - в другом подземном царстве, где Полозу хода нет - и тоже стать подземным духом. Также в Сказе подчёркивается нечеловеческая красота девицы Золотой Волос и её волшебные волосы. (Следует заметить, что и у другой «змееобразной» женщины - Медузы Горгоны тоже были прекрасные волосы, пока Афина, олимпийское божество, не превратила их в змей и вообще изуродовала Медузу, сделав её чудовищем.)

Образ змея в изобразительном искусстве

Использование образа в скульптурных аллегориях

Современное функционирование образа

Образ змея в геральдике

В современной геральдике нередко можно встретить образ змея. В качестве герба Москвы известно изображение сходное с иконописным «Чудо Георгия о змие », на котором Георгий Победоносец повергает змея копьем. Этот же сюжет фигурирует в гербах Владимира-Волынского , Межевского района Костромской области , Егорьевска .

Также змей фигурирует в современных гербах Мексики , Казани , города Пружаны и многих других.

Литература

  • Владимир Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки. Глава VII. У огненной реки
  • Иванов В. В. Змей // Мифы народов мира . Т. 1. - М., 1991. - С. 468-471.
  • Тресиддер Дж. Словарь символов. - М.,1999. - 430 с.
  • Купер Дж. -М., 1996. - С.106-110.

Примечания

См. также

  • Змея (гербовая фигура)

Ссылки

  • Авилова И. К. Промысловые культы индийских нага // Россия - Индия: перспективы развития регионов (Приморский край). - М.: , 2000.

Медный змий. Карл Бруни, 1841.*

Холст, масло 565 х 852 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Змий - предмет отвращения и поклонения, и люди питают к нему либо беспощадную ненависть, либо преклоняются перед его мудростью. Ложь взывает к нему; осторожность заявляет на него права; зависть носит его в сердце, а красноречие - на своём жезле. В аду он превращается в бич фурий; на небесах - вечность делает его своим символом».

Франсуа Шатобриан.

1. Многообразие символов Змея и Дракона.
2. Змей - символ мудрости.
3. Змей - символ Учителей Мудрости.
4. Змей - символ Мироздания.
5. Змей - символ низшего разума.
6. Змей в Кадуцее.
7.Символизм Дракона.

Легенды всех народов и племён, цивилизованных или диких, говорят о всеобщем веровании в великую мудрость и хитрость Змеев. Они - «чародеи». Они гипнотизируют птицу своим взглядом, и даже человек часто не может противостоять их очаровывающему влиянию. Змей - один из древнейших символов, т.к. пресмыкающиеся предшествовали птицам, а птицы - млекопитающим.

1. Многообразие символов Змея.

В галерее священных знаков содержатся всевозможные варианты изображения Змея. Например, двух змей или двух Драконов видим в символе двух противоположных сил, света и тьмы, добра и зла, ян-инь, жизни и смерти.

Змеи в Инь, Янь

Змей в когтях орла говорит нам о том, что низшая природа побеждена, высшая освобождена. Змей, обвивающий крест - это возрождение и спасение.

Огненность Змея исследователи связывают с его солнечной природой. Крылатый Змей и Дракон - это солярные символы, это божество, воздух, сила восхождения, дождь, ветер, гром и молния, дыхание жизни, Знание, полёт мысли и времени.

В алхимической традиции крылатый дракон символизировал «летучее», а бескрылый - «зафиксированное». В китайской алхимии он обозначал кровь, ртуть, семя.

Змею, как хозяину водной стихии, поклонялись многие народы. Они молили его о дожде. Из страха перед засухой или потопом они приносили Змею жертвы. Распространёнными были человеческие жертвоприношения. Приносились он обычно перед посевом, задабривая Змея, чтобы он проявил свою творческую энергию (кундалини - Л. К.) и земля приносила бы плоды. Когда Змей сбрасывает старую кожу, он символизирует процесс перевоплощения человека, облачение его в новые кожаные одежды, обретение эго нового физического тела.

2. Змей - символ мудрости.

В домах чародеев Средневековья во множестве обитали летучие мыши, кошки, обезьяны и ЗМЕИ, которыми они окружили себя намеренно, т.к. обладали способностью «вытягивать» из этих существ силу астрального света и использовать её в собственных целях.

По этой же причине в Египте и некоторых городах Греции, в храмах, змеи были необходимой принадлежностью Дельфийского оракула (прорицателя). Аурическое тело змеи являет собой одно из самых удивительных зрелищ, какие только способен наблюдать ясновидящий, а тайны, сокрытые в её ауре, объясняют, почему змея почти у всех народов служит символом мудрости. Кроме того, шишковидную железу человека называют головой Дракона Мудрости. При подъёме высших энергий в головной мозг, с определённого момента шишковидная железа встаёт вертикально, как голова кобры, и увеличивается в объёме, как и кобра раздувает шлем.

Змей у всех народов древности, независимо от веры, был очень уважаемым символом, величайшей тайной, которая олицетворяла не только человеческий ум, но разум, исполненный божественной мудрости. Только один народ исключил себя из всепланетного списка народов, которые поклонялись символу в виде змея (или дракона).

…Таким исключением являются христиане, которые решили забыть «медного змия» Моисея, и даже признание самим Иисусом полного значения великой мудрости и осторожности «змия»: «будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби».

Змий мудрости [Змий Древний]. 1924. Серия Знамена Востока. **
(в 1924 г. наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925 гг.). МЦР.

Е.И.Рерих: «Почему образ Змия был избран символом мудрости? Одно из многих объяснений этой эмблемы то, что змий всегда держит голову прямо и двигается по прямому направлению, и лишь тело его принимает извивы в соответствии с встречаемыми препятствиями на пути. Так будем мудры, как змии. Преследуя свою цель, будем избирать лучшие и благие пути». Е.П.Б: В индийской философии, Духов-Змиев или Духов-Драконов, а также обитателей Паталы, ада, называют Нагами. В Индии, в Китае и Тибете «Драконы» рассматриваются как божества - покровители мира. Этот термин указывает на их огромные знания и мудрость. Об этом же говорится в древних сутрах ((скр.) - часть священных писаний, предназначенных для буддистов-мирян) и жизнеописаниях Будды.

Всегда Наг - это мудрец, одарённый исключительными магическими силами, - в Юж. и Центр. Америке, Индии, а также в древнем Египте. Китайцы считают Нагов Духами или богами-хранителями пяти сфер, или 4-х сторон света и центра. (хранителями пяти озёр и четырёх океанов (Эйтель)). Переведённое эзотерически это означает: 5 континентов с их пятью Коренными Расами всегда находились под защитой Мудрых Адептов.

В древних преданиях говорится, что Наги омыли Будду при рождении, оберегали его и охраняли останки его тела после смерти. Это ещё раз подтверждает, что Наги - Мудрецы, Архаты, а никакие не чудовища или Драконы.

«У Нас много змей. У Мудрости - змий спиральный. Зло - змий согбенный». [В п-1. 490]

В Египте символом мудрости был Урей - это огнедышащая кобра. (Урей - с греч. буквально Змей). Египтяне обматывали змеёй лоб, т.к. знали, что у рептилий шишковидная железа достигала большого развития. Изображение Урея служило символом власти фараона и укреплялось у него на лбу.

Оккультизм поясняет, что Урей - символ посвящения, а также сокровенной мудрости, чем всегда являлся Змей. Впоследствии УРЕЙ использовался в греко-египетской магии, а затем в символике различных масонских лож. Змии-Драконы - символы Учителей Мудрости.

У древнейших христианских гностиков «Змием» - «семигласным Змием» - Именовался сам Христос.

Великие Учителя Мудрости, которые воплощались в Расах человечества, чтобы помогать ему, назывались Змиями.

Тайная Доктрина, Ст.7-49: «…Змии, которые вновь спустились и установили мир с Пятой, которые учили и наставляли её…»

Е.П. Блаватская пишет об аллегорической Змее: «Это таинственное существо есть мифический Дракон, т.е. символ исторического и настоящего Адепта, Мастера и Учителя Оккультных Наук древности… великие «Маги» 4 5 Расы обычно назывались «Змиями» и «Драконами»… Все они принадлежали к Иерархии так называемых «Огненных Драконов Мудрости», Дхиани-Коганов (Агнишваттов, Питри)»…[Тайная Доктрина 1-1]

3. Змей - символ Мироздания.

Змея, обладая упругим, пластичным телом, легко может сворачиваться в спираль, как часовая пружина, а также и в круг. Кроме того, змея выполняет все видоизменения круга: когда она движется - это синусоида, когда отдыхает - может сложиться в математический символ бесконечности в виде перевёрнутой восьмёрки.

Можно подумать, что змея обучает человека языку символов, на котором записаны все тайны Вселенной. Может быть и поэтому змея стала на Востоке символом мудрости.

Благодаря пластике змеиного тела Космогония всех древних народов начиналась с круга, в виде свёрнутого в кольцо змея, в пасть которого входит его хвост. Этот символ мы видим и на эмблеме Всемирного ТО, основанного в 1875г. Е.П.Блаватской, и на титульных листах её произведений.

Это один из самых древних и всевмещающих символов человеческого знания. Означает он, прежде всего, Вечное Движение - Великую Жизнь, бесконечно развивающуюся Спираль. Каждый виток спирали, как змея, имеет начало (голову) и конец (хвост), которые принадлежат одной змее. Это символ повторяющегося времени.

Эмблема Теософического Общества.

«Манвантарный Змий закусывает свой хвост, когда заканчивается Манвантарный цикл эволюции».[Т.Д. 1-2, 425]

Ещё одно название формы Змея. Уроборос - свёрнутый в круг Змей. Змей так свернулся, что голова (пустота, притягательное, пассивное женское начало) старается постоянно поглотить хвост (полное, отталкивающее, активное, мужское начало).

Круг Уробороса заключает в себе всё. Он символизирует время, которое будто пожирает самоё себя; истину и познание истины в одном лице. Он сам себя убивает и порождает, что отображено в цикличности космических процессов. В нём самодостаточность и изначальное единство, начало и конец./p>

Ур - первозданный Свет, Логос. Он символизирует:

в мире божественном - действия Отца на Сына, в мире отвлечённом - Свободы на необходимость, в физическом - действия Силы на сопротивление.

Змей - символ Фохата.

Огненный Змей - это и Фохат, в начале манвантары начинает вихревое и змеевидное движение, даёт импульс атомам материи, побуждает их к действию. Образуются те или иные формы во Вселенной. Он материализует миры, порождая всё новые и новые нисходящие спирали. Это Творческая Космическая Сила.

Мудрецы Востока говорят, что «Вселенная произошла от Махакундалини, которая в покое свёрнута кольцами змея, как и в человеке».

Фохат «собирает первичную пыль в формы шаров».[Т.Д. 1-1, 252] Спящая Змея в плотном кольце - символ нижнего центра энергии в человеке - кундалини. Центр расположен в корневой части сушумны (энергетический канал внутри костного мозга позвоночника), центр Муладхара или Кундалини - скр. - «свёрнутая в кольцо», т.к. потенциальная творческая энергия большой огненной силы как бы свёрнута змеёй в кольцо, а при раскрытии центра энергия Кундалини поднимается вверх спиралью, опять же - как змея.

Горе тому, кто преждевременно пытается поднять огонь кундалини. «Укус огненной Змеи обычно смертелен… Она сжигает за собой путь в головной мозг и уничтожает мыслительные способности разума. Эта духовная извивающаяся сила не только вызывает просветление, но, подобно змее, ставшей её символом, способна также выделить смертельный яд».

5. Змий, как символ низшего разума.

Символом низшей природы человеческого ума была изображена самая хитрая (т.е. умная) тварь. Что лежит в основе враждебного отношения человека к ползающим существам, к червякам, к безобидной, иногда полезной, змейке, случайно коснувшейся тела человека? Другие существа могут вызывать у человека страх - тигры, медведи; безразличие к другим животным, но нет такого отвращения от прикосновения, как от ползающего создания. Эта антипатия возникла тогда, когда человек стал сознательным существом.

До пробуждения разума, внутренним миром человеко-животного было бессознательное блаженство. Но когда был разбужен разум (4-й принцип), райское блаженство исчезло. Человек стал размышлять. Этот низший рассудочный принцип толкал человека на искушения, его стали раздирать противоречия. Низкие, мелкие страсти, желания, как змейки, жалили и впивались в сущность человека. Эти страсти, низкие желания оправдывались рассудочными измышлениями, его раздирали противоречия: хорошо - плохо, моё - не моё. Этот низший разум выступает в роли змея-искусителя, который уговаривает, оправдывает всяческими доводами и измышлениями неблаговидные поступки.

А на физическом уровне у него появилось отвращение к ползающим, скользким, затаившимся тварям, как олицетворениям его пороков.

Во времена, когда еврейский пророк и законодатель, посвящённый - Моисей, вёл еврейское племя через пустыню, израильтяне стали роптать и против Моисея, и против Бога. Тут же израильтяне подверглись нападению сотен маленьких змей. Тогда, по велению Бога, Моисей сделал Медного Змия, которого он водрузил на Крест Тау в пустыне, чтобы те, кто смотрели на него, не умирали от укусов медных змей.

Тау крест

Эзотерически Медный Змей Моисея олицетворяет змеевидную энергию Кундалини; и те, кто в духовном росте поднял огненную энергию кундалини, энергию Большого Змея по Сушумне - кресту Тау, - тот победил свои низшие чувства - меньших змей, и они, их укусы, ему не страшны.

Все знают медицинскую эмблему: змея обвивает тонкую ножку чаши, а голова свисает над чашей. Чаще всего объясняют это изображение как: «змея даёт яд, которым лечат». Это экзотерическое объяснение. Но как древний символ, он не имел никакого отношения к лечению человека. Его эзотерическое значение было более глубоким.

Если горизонтальная линия Креста Тау олицетворяет Чашу - Центр Духовного Сердца человека, то этот символ говорит об огненном крещении человека, когда огненная энергия Кундалини поднимается к Центру Чаши, активизируя все другие центры (чакры).

Змий - самый совершенный символ двух полюсов жизни:

1)Молчание, Мудрость, одиночество, способность менять кожу (т.е. преображаться) свойственны как посвящённому, так и змию.

2)С другой стороны, его ядовитость, коварство, вероломство символизируют склонности, присущие чёрному магу. Поэтому Змий - Наиболее подходящий символ для обоих полюсов жизни жизни.

6. Змий в Кадуцее.

Кадуцей является развитием Тау креста. Caduceus (лат.) - обвитый двумя змеями магический жезл Гермеса (египетский Бог) - Меркурия (римский Бог). Греческие поэты и мифотворцы идею о Кадуцее Меркурия взяли у египтян. Кадуцея можно встретить на египетских монументах, построенных перед Озирисом (величайший Бог Египта).

Это космический, астрономический, а также духовный и даже физиологический символ. Его значение меняется вместе с применением.

Жезл Гермеса представляет собой гармоничную, красивую конструкцию и является скульптурным воплощением древнейшей эзотерической символики.

Кадуцей является древнейшим символом мистерий Индии, затем древнего Египта. Позже он был значительно изменён греками.

В первоначальном символе, Змий имел тройную голову: две головы вырастали из третьей, которая находилась между двумя крыльями Лебедя. (Ханса или Хамса (санскр.) - мистическая птица в оккультизме, «Птица вне Пространства и Времени», (от которой или через которую начинается проявление -Л.К.)

Два Змия: один вечно-Сущий (Дух), второй его иллюзия (Материя). Два хвоста соединяются на Земле (проявленная Вселенная). Е.П.Блаватская: «Этот жезл, обвитый двумя змиями, остаётся лучшей иллюстрацией Древа Жизни, которое произрастает и нисходит при каждой новой манвантаре».

Эзотерически Кадуцей изображает падение первичной и изначальной материи в грубую земную материю. Астрономически голова и хвост представляют точки эклиптики, в которых планеты, и Солнце, и Луна встречаются в тесном объятии. Физиологически - это символ восстановления равновесия, утерянного равновесия между Жизнью Единой и жизнью человека (чакры видны).

Кадуцей обладает способностью усыплять и пробуждать людей. В средневековой Европе Кадуцей стал символом «герметического искусства» (алхимии). Кадуцей служил также символом медицины, но впоследствии уступил место современной эмблеме, на которой жезл заменён Чашей и одна змея вместо двух. Смысл такой замены: 1) превращение медицины из Канала Божественной Силы в Сосуд Земных Средств; 2) устранение вредоносного воздействия, символически обозначавшегося второй змеёй. Девиз современной медицины: «Не причиняй вреда».

Магический Жезл Меркурия оплетают два Змея, два полюса одной сущности на пути от Духа к Материи, два выбора, два пути - правый и левый, светлый и тёмный. Дракон - двукрыл, основная его характеристика - двойственность; он добр и зол, мужествен и женственен.

Кадуцей применительно к строению человека.

Кундалини пробуждает к подъёму две энергии - Иду (ж.) и Пингалу (м.). Кундалини продвигается по Сушумне - центральный жезл. Две змеи - Ида и Пингала. Голова Змеи на верху жезла - сахасрара, крылья - аджна, 2-х лепесковый лотос, чакра.

7. Символизм Дракона.

С греч. «дракон» - drakon - змей. Сказочное чудовище - крылатый огнедышащий змей. Тайной окутано его истинное имя. Поэтому у него сотни имён. Лик его ужасен и невыразимо привлекателен. Древняя мудрость его непостижима. Его могучее дыхание - бушующее пламя. Загадочное существо, рождённое в начале Времён, освящённое таинством сотворения Мира.

Человеку здравомыслящему трудно согласиться с тем, что бывает зверь, который ни рыба, ни птица, ни змея, а всё это вместе. Он летает, плавает, извивается, сверкает чешуёй, низвергает пламя. Как слагались мифы об этом крылатом огнедышащем змее?

Когда над горизонтом поднимались чёрные тяжёлые тучи, огненные сполохи метались по небу, жуткие раскаты грома сотрясали землю, с корнем вырывались деревья, змеистые молнии впивались в дома и деревья, первобытный ужас охватывал людей, которые олицетворяли необъяснимую ими стихию с появлением и нападением огненного Дракона.

Драконы - это и фантазии ума первобытного человека, но прообразами служат и древнейшие драконообразные животные и современные ящерицы, и змеи. Теперь он считается «мифическим» чудовищем, увековеченный на Западе лишь на печатях, как герб - Дьявол, поражаемый Св.Георгием. На самом деле - вымершее допотопное животное, летающие драконы были когда-то на Земле. Е.П. Блаватская, которая получала сведения из самых авторитетных источников, сообщает, что крылатое драконоподобное животное летало в небе Лемурии.

Иерофанты Египта (высшие Адепты) и Вавилона именовали себя «Сынами Змия-Бога» и «Сынами Дракона», т.к. Змий и Дракон были символами Мудрости, Бессмертия и Возрождения.

В Т.Д. и Теогенезисе Драконом Мудрости назван Христос.

Станца 3-7: «Он сияет, как Солнце, Он пламенеющий, Божественный Дракон Мудрости».

Ст.4-9: «Дракон Мудрости - это Христос, Вселенский Замысел всего проявления, Эманация, исходящая от Божественного Творца».

«Много драконов стерегут, чтобы препятствовать каждому продвижению. Многоцветны эти чудовища! Среди самых отвратительных будет серый дракон повседневности. Он пытается даже от самого Высшего Собеседования сделать пустую, серую паутину… Немногие умеют одолеть дракона повседневности…

Не дадим серому дракону ликовать, он совсем не силен и отвратительность его лишь в безобразии обихода. Где удалена грязь и безобразие, там серый дракон существовать не может.

Так одоление повседневности есть почитание Высшего Мира». [Аум, 319].

Драконов особенно много у китайцев. Их драконы - не выдумка, а, как и змеи, аллегория. Таинственные существа, Змии-Драконы обладали сверхъестественной мощью, были способны управлять силами природы. Под масками Драконов скрывалось лицо Великих Мудрых Учителей Света. Китайцы - одна из наиболее древних народностей нашей 5 Расы, которые были смешаны с атлантами. Они сделали из изображения змия-дракона эмблему своих императоров. Императоры являлись как бы преемниками тех истинных «Драконов» и «Змиев», которые были Великими Посвящёнными, и которые управляли ранними под-расами 5 Коренной Расы.

Китайские манускрипты говорят о Драконе: «Мудрость Его и добродетель неизмеримы». Китайские императоры со времён двух с половиной тысяч лет до н.э. с гордостью выводили свою родословную от дракона и украшали себя их изображениями. За Великой стеной до сих пор многие родители добавляют иероглиф «лун» (дракон) в имя сына, чтобы он был сильным, умным, энергичным.

В др.-инд. эпосе «Махабхарата» славный Арджуна встретился на поле битвы с огромным змеем Ашвасеной.

Выражение «Драконовы законы» - по имени афинского законодателя Дракона (или Драконта) - в 7в. До н.э. - крайне жестокие законы.

На иконе Глава Небесного Воинства Света Архангел Михаил, сидя на коне в военных доспехах, пронзает Дракона. Здесь Дракон символизирует силу зла - Сатану. Эта аллегория означает полную победу Сил Света над силами Тьмы в конце Цикла. Это победное завершение Армагеддона.

Литература

* В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. После того как иудеи усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, Бог послал на них дождь из ядовитых змей. От укусов умерло множество сынов Израилевых, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.

** Завершающим в списке произведений серии «Знамёна Востока» Рерих поставил картину «Змий Древний». В ней загадочно сошлись две сюжетные линии - дракон среди хаоса мировых вод и рождение Афродиты. Е.П. Маточкин.
http://gallery.facets.ru/show.php?id=356&info

1. Агни-Йога, в 3-х т. Аум, Самара, РЦ, 1992.
2. Агни-Йога, Высокий Путь, ч.1, М.: Сфера, 2001.
3. Рерих Е.И. Письма.
4. Блаватская Е.П . Тайная Доктрина, тома 1-1, 1-2, 2-1.Ленинград, 1991.
5. Блаватская Е.П. Теософский словарь, М.: ЭКСМО, 2003.
6. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида, т.1-1. М.: Золотой Век, 1994.
7. Дмитриева Л . Тайная Доктрина в некоторых понятиях и символах, ч.2, ч.3. Магнитогорск, Амрита, 1992.
8. Теогенезис. М.: Дельфис, 2002.
9. Учение Храма, т.1-1.
10. Менли Холл . Оккультная анатомия. М.: Сфера, 2002.
11. Менли Холл . Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. М.: ЭКСМО, СПб, 2003.
12. Энциклопедия мистических терминов. М.: ЛОКИД, Миф, 2000.
13. Журналы «Дельфис» 1997 - 2/10, 1998 -1, 1999 - 4.
14. Эзотерический словарь в 2-х т. М.: Русский Духовный центр, 1993.