Презентация по уголку природы в доу. Игры и наглядные пособия для уголка природы в средней группе

Мир природы нельзя познать по картинке.
Для того, чтобы дошкольник научился
понимать окружающий мир, осознавать, что
является его частью, устанавливать связи
между объектами природы, необходимо
погрузить ребенка в соответствующую
атмосферу.
В рамках деятельности дошкольного
учреждения это возможно путём создания
разнообразных уголков природы в групповых
помещениях.

При оформлении уголков природы
воспитателю важно учитывать:
Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
п. 6.11. не допускают размещение аквариумов,
животных, птиц в групповых помещениях.
Здесь помещают только растения.
п. 7.5.- не рекомендуется размещать цветы в
горшках на подоконниках в групповых и
спальных помещениях.

Оформление уголка природы в групповой
комнате требует от воспитателя знаний
программы и методики ознакомления детей с
природой, а также эстетического вкуса.
Кроме того, он должен сам любить природу,
бережно относиться к комнатным растениям.
Но не наличие уголка в группе сделает
процесс ознакомления воспитанников с
природой эффективным, а организация
деятельности
по
его
наполнению
и
использованию в ходе воспитательно образовательной работы.

Требования при организации в ДОУ уголков
природы
уголок природы должен быть ярким и красочным;
стеллажи, полки обязательно закреплены;
календарь природы в каждой возрастной группе;
недопустимы ядовитые растения, растения должны быть
безопасны для детей;
цветы располагаются на уровне глаз ребенка;
оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления,
губки, тряпочки) располагается в контейнерах с крышками;
природный материал должен размещаться в контейнерах в
достаточном количестве;
оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растения должны быть типичными для той или иной
систематической или экологической группы. При этом
становится возможным познакомить детей с основными
условиями, характерными для большой группы растений.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру
труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть
доступен детям дошкольного возраста (при участии и
руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают
растения, неприхотливые к уходу за ними.

3. Растения в уголке природы должны быть внешне
привлекательными, способными вызвать и удержать еще
не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного
вида растений, дети увидят в объектах наблюдения не
только общие, но и индивидуальные признаки, это
подведет их к пониманию разнообразия и
неповторимости живых организмов.
5. Растения должны быть абсолютно безопасны, не
приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной
жизнедеятельности, роста и развития растений в
условиях помещения детского учреждения.

Значение уголка природы в ДОУ

Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе,
возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое,
развивается любознательность, логическое мышление, внимание,
наблюдательность.
Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты
природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и
эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное
отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувство
патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за
обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие,
ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат
помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его
кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Всех обитателей уголка природы в детском саду подразделяют:

- постоянные (комнатные растения) живут
круглый год
-временные вносятся на короткое время

Растения уголка природы в младшей группе

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие:
-четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и
долго цветущие:
обыкновенная (или зональная) герань;
фуксия;
вечноцветущая бегония;
бальзамин («огонек»);
азалия;
китайский розан.
-растения с пёстроокрашенными листьями –колеус
Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений
Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их
основные части (лист, стебель, цветок).

Уголок природы в средней группе

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так
как ребята овладевают новыми приёмами поддержания растений в чистоте:
обливают из мелкосетчатой лейки (или опрыскивают из пульверизаторов)
растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой
листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой - опушённые листья. При этом
дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев:
величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям),
бегонию-рекс,
аспарагус,
душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями)
Число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов.

Уголок природы в старшей группе

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать,
сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным
признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие
растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми
растениями:
с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и
клубнелуковицы (8-9 видов растений)
2 вида традесканций,
сеткрезия,
витис (комнатный виноград),
вьющийся плющ,
фикус,
зигокактус,
папоротник,
цикламен,
разные виды бегонии,
амариллис

Уголок природы в подготовительной группе

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе -
формирование элементарных знаний:
-зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света),
-зависимости внешнего строения
-способах вегетативного размножения растений.
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге:
циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве
(вазон помещают в воду);
суккулентовые (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки;
традесканции - с большой потребностью во влаге;
узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно;
Вегетативное размножение весьма разнообразно:
побегами (герани, фуксия, розы, бегонии);
листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера);
делением куста (аспидистра, аспарагус);
клубнями (глоксиния);
живородящие растения (камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм);
В подготовительной группе в уголке природы размещают 10-14 видов растений.

Временные обитатели уголка природы- это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени

Временные обитатели уголка природыэто объекты, которые вносятся для наблюдений на
непродолжительный отрезок времени
зима
весна
лето
осень
Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т.д)
Ветки деревьев и кустов в вазах
Экибаны, поделки детей
Ветки деревьев и кустарников в вазах
Ящики с рассадой
Букеты разноцветущих растений (верба, цветы)
Букеты цветов (садовых, полевых) в вазах
Букеты осенних цветов в вазах
Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и.т.д.)
Поделки детей из природного материала (старшая и
подготовительная группа)

Календарь природы.

В каждой возрастной группе обязательно
должен быть календарь природы, где дети
после наблюдений на прогулке заполняют
календарь наблюдений.
Заполнение календаря природы - дело
повседневной жизни. Воспитатель с детьми
регулярно фиксирует погоду и состояние
живой природы.

В младшей группе
вместе дети одевают
картонную куклу, так
же, как дети сами
были одеты,
«выпускают» ее
погулять.
Рассматривают
волшебный круг и
закрепляют время
года, называя его
отличительные черты
(ветер, дождь, снег,
солнышко).

В средней группе
взрослый помогает
детям после прогулки
отыскать картинки с
явлениями природы,
которые наблюдали на
улице и выставить их
на табло календаря
природы.

В старших группах
воспитатель учит ребят
в календаре находить и
закрашивать дни недели,
значками обозначать
погодные явления,
изображать дерево и
покров земли в полном
соответствии с их
сезонным состоянием на
данный момент,
дополняет календарь
зарисовками детей:
«Какая сегодня была
прекрасная весенняя
или зимняя погода»

В разгар зимней
подкормки
воспитатель
использует календарь
наблюдений за
птицами: малыши
находят картинки с
изображением птиц,
которых видели на
участке, а старшие
дети обозначают их
значками - галочками
соответствующего
цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения.

это могут быть:
-цветы, пересаженные с клумбы;
-луковица в банке, посаженная в воду для
проращивания зелени;
-ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу
для наблюдения за распусканием почек,
развертыванием молодых листочков;
-проращивание семян, рост и развитие какой-либо
огородной или цветочной культуры.
Во всех случаях рисунки, сделанные через
одинаковый интервал времени, отражают
последовательность роста и развития растения, его
зависимость от внешних условий жизни.

Дневники наблюдений за ростом и развитием растений

«Огород на окне»

Младшая группа
Лук
Бобы (горох)
Овес
Старшая группа
Лук, салат
Укроп, петрушка
Овес, рассада цветов
Рассада перца, рассада томатов.

В уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

-натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи;
-наборы картинок с изображением животных, птиц,
насекомых и прочее;
-альбомы «Времена года»;
-книжки с иллюстрациями, на которых изображены
животные;
-рисунки детей о природе и поделки из природного
материала;
-материал для труда;
-оборудование для экспериментов;
-для изготовления поделок необходим природный и
бросовый материал;
-для детей подготовительной группы будет интересна
работа с лупой, микроскопом, весами;
-дидактические игры природного содержания.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

макеты

Уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей

педагогического
процесса в дошкольном учреждении

«Умейте открыть перед ребёнком в
окружающем мире что-то одно, но открыть
так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми красками радуги. Оставляйте
всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвратиться к
тому, что он узнал»
Сухомлинский В. А.