Презентация - Страны «Большой семёрки» (G7). Большая семёрка

"Большая семерка" (до приостановления членства России - "Большая восьмерка") - это международный клуб, который не имеет своего устава, договора, секретариата и штаб-квартиры. По сравнению с Всемирным экономическим форумом "семерка" не имеет даже своего веб-сайта и департамента по связям с общественностью. Она не является официальной международной организацией, соответственно, ее решения не подлежат обязательному исполнению.

Задачи

По состоянию на начало марта 2014 года в страны "Большой восьмерки" входят Великобритания, Франция, Италия, Германия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Как правило, задача клуба заключается в том, чтобы зафиксировать намерения сторон придерживаться определенной согласованной линии. Государства могут лишь рекомендовать другим международным участникам принимать те или иные решения насущных международных вопросов. Тем не менее, клуб играет важную роль в современном мире. Озвученный выше состав "Большой восьмерки" в марте 2014 года изменился, когда из клуба была исключена Россия. "Большая семерка" на сегодняшний день так же значима для мирового сообщества, как и крупные организации типа Международного валютного фонда, ВТО, ОЭСР.

История возникновения

В 1975 году в Рамбуйе (Франция) состоялось первое заседание G6 ("Большой шестерки") по инициативе французского президента Валери Жискар д"Эстена. На заседание собрались главы стран и правительств Франции, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Японии, Германии и Италии. По итогам встречи была принята совместная декларация по экономическим проблемам, которая призывала отказаться от агрессии в торговле и установления новых барьеров дискриминации. В 1976 году в состав клуба вошла Канада, превратив "шестерку" в "семерку". Клуб задумывался больше как предприятие с обсуждением макроэкономических проблем, но затем стали подниматься глобальные темы. В восьмидесятые годы двадцатого столетия повестки дня стали более разнообразными, нежели просто решение экономических вопросов. Лидеры обсуждали внешнюю политическую ситуацию в развитых странах и в мире в целом.

Из "семерки" в "восьмерку"

В 1997 году клуб стал позиционироваться как "Большая восьмерка", поскольку в состав была включена Россия. В связи с этим круг вопросов вновь расширился. Важными темами стали военно-политические проблемы. Члены "Большой восьмерки" начали предлагать планы реформирования состава клуба. Например, выдвигались идеи замены встреч лидеров на видеоконференции, чтобы избежать огромных финансовых затрат на проведение саммитов и обеспечение безопасности членов. Также государства "Большой восьмерки" выдвигали вариант включения в состав большего количества стран, например, Австралии и Сингапура, для преобразования клуба в "Большую двадцатку". Затем от этой идеи отказались, поскольку при большом количестве стран-участников было бы сложнее принимать решения. В начале двадцать первого века появляются новые глобальные темы, и страны "Большой восьмерки" рассматривают текущие проблемы. Обсуждение терроризма и киберпреступности выходит на первый план.

Соединенные Штаты Америки и Германия

"Большая семерка" объединяет значимых на мировой политической арене участников. Соединенные Штаты Америки используют клуб для продвижения своих стратегических целей на международной арене. Особенно сильно американское лидерство проявилось во время финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда США добились одобрения выгодных схем действий для его урегулирования.

Германия также является важным членом "семерки". Немцы используют свое участие в этом клубе как влиятельное средство для утверждения и укрепления растущей роли своей страны в мире. Германия активно стремится к проведению единой согласованной линии Европейского союза. Немцы выдвигают идею усиления контроля над мировой финансовой системой и основными курсами валют.

Франция

Франция участвует в клубе "Большая семерка" для того, чтобы обеспечить свое положение "страны с глобальной ответственностью". В тесном взаимодействии с Европейском союзом и Североатлантическим альянсом она играет активную роль в мировых и европейских делах. Вместе с Германией и Японией Франция выступает за идею централизованного контроля над передвижениями мирового капитала для недопущения спекуляций с валютой. Также французы не поддерживают "дикую глобализацию", утверждая, что она ведет к разрыву между менее развитой частью мира и более развитыми странами. К тому же в государствах, которые страдают от финансового кризиса, усугубляется социальное расслоение общества. Именно поэтому по предложению Франции в 1999 году в Кельне на заседании была включена тема о социальных последствиях глобализации.

Францию также беспокоит отрицательное отношение многих западных стран к развитию ядерной энергетики, поскольку 85% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях ее территории.

Италия и Канада

Для Италии участие в "семерке" - это вопрос национального престижа. Она гордится своим членством в клубе, которое позволяет более активно реализовывать свои претензии в международных делах. Италия интересуется всеми политическими вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, а также не оставляет без внимания и другие темы. Итальянцы предлагали придать "семерке" характер "постоянного механизма для консультаций", а также стремились предусмотреть накануне саммита регулярные встречи министров иностранных дел.

Для Канады "Большая семерка" - один из важных и полезных институтов для обеспечения и продвижения своих международных интересов. На саммите в Бирмингеме канадцы продвигали в повестку дня вопросы, касающиеся своих ниш в мировых делах, например, таких, как запрет противопехотных мин. Также канадцы хотели создать образ ходатайствующей стороны по тем вопросам, по которым ведущие державы пока не пришли к консенсусу. Относительно дальнейшей деятельности "семерки" мнение канадцев заключается в том, чтобы рационально организовать работу форума. Они поддерживают формулу "только президенты" и проведение отдельных встреч министров иностранных дел за две-три недели до заседаний.

Великобритания

Великобритания высоко ценит свое членство в "семерке". Англичане считают, что это подчеркивает статус их страны как великой державы. Таким образом, страна может оказывать влияние на решение важных международных вопросов. В 1998 году во время того, как Великобритания председательствовала на заседании, она поднимала обсуждение глобальных экономических проблем и вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Британцы также настаивали на том, чтобы упростить процедуру саммита и состав "Большой семерки". Они предлагали проводить заседания с минимальным числом участников и в неформальной обстановке для того, чтобы сконцентрироваться на более ограниченном числе вопросов с целью более эффективного их решения.

Япония

Япония не имеет членства в Совете безопасности Организации Объединенных Наций, не входит в НАТО и в Европейский союз, поэтому участие в саммитах "Большой семерки" для нее имеет особый смысл. Это единственный форум, где Япония может оказать влияние на мировые дела и укрепить свою позицию азиатского лидера.

Японцы используют "семерку" для того, чтобы выдвинуть свои политические инициативы. В Денвере они предлагали обсудить на повестке дня противодействие международному терроризму, борьбу с инфекционными заболеваниями, оказание помощи для развития африканских стран. Япония активно поддержала решения по проблемам международной преступности, экологии и занятости. При этом японский премьер-министр не смог добиться того, чтобы в то время "Большая восьмерка" стран мира обратила внимание на необходимость принятия решения по азиатскому финансово-экономическому кризису. После этого кризиса Япония настояла на разработке новых "правил игры" для того, чтобы добиться большей прозрачности международных финансов как для мировых организаций, так и для частных предприятий.

Японцы всегда принимали активное участие в решении мировых проблем, таких, как обеспечение занятости, борьба с международной преступностью, контроль над вооружением и других.

Россия

В 1994 г. после саммита "Большой семерки" в Неаполе было проведено несколько отдельных встреч российских руководителей с лидерами G7. Президент России Борис Ельцин принял участие в них по инициативе Билла Клинтона, главы Америки, и Тони Блэра, премьер-министра Великобритании. Сначала он был приглашен в качестве гостя, а через некоторое время - в качестве полноправного участника. В итоге Россия стала членом клуба в 1997 г.

"Большая восьмерка" с этого времени значительно расширила круг обсуждаемых вопросов. Страной-председателем РФ была в 2006 г. Тогда заявленными приоритетами Российской Федерации являлись энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и их распространением, борьба с терроризмом, образование, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие мировой экономики и финансов, развитие мировой торговли, охрана окружающей среды.

Цели клуба

Лидеры "Большой восьмерки" встречались на саммитах ежегодно, обычно в летнее время, на территории государства-председателя. В июне 2014 года на саммит в Брюсселе Россию не пригласили. Помимо глав государств и правительств стран-членов в заседаниях участвуют два представителя от Европейского союза. Доверенные лица членов той или иной страны "Большой семерки" (шерпы) формируют повестку дня.

Председателем клуба в течение года является руководитель одной из стран в определенном порядке. Цели "Большой восьмерки" при членстве в клубе России - решение различных актуальных проблем, возникающих в мире в тот или иной момент. Сейчас они остались прежними. Все страны-участницы являются ведущими в мире, поэтому их лидеры сталкиваются с одинаковыми экономическими и политическими проблемами. Общность интересов сближает руководителей, что позволяет согласовать их дискуссии и плодотворно проводить встречи.

Вес "Большой семерки"

"Большая семерка" имеет свою значимость и ценность в мире, поскольку ее саммиты позволяют главам государств взглянуть на международные проблемы чужими глазами. Саммиты выявляют новые угрозы в мире - политические и экономические, и позволяют предотвратить их или устранить с помощью принятия совместных решений. Все члены "Большой семерки" высоко ценят участие в клубе и гордятся принадлежностью к нему, хотя в первую очередь преследуют интересы своих стран.

, Германию , Италию , Канаду , США , Францию и Японию .

Такое же название носит и неофициальный форум лидеров этих государств (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу, саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов.

Понятие «Большая семёрка» возникло в российской публицистике из-за ошибочной расшифровки в начале 1990-х годов английского сокращения G7 как Great Seven («большая семёрка»), хотя в действительности оно расшифровывается как Group of Seven («Группа семи»).

«Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре , не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.

Термин «Большая семёрка», продолжением которого стал термин «Большая восьмёрка», возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («Большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина «Большая семёрка» зафиксировано в статье «Прибалтика обошлась Горбачёву в 16 миллиардов долларов» в журнале «Коммерсантъ-Власть » от 21 января 1991 года .

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 1970-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание 15-17 ноября 1975 года во дворце Рамбуйе по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов): Франции , США , Великобритании , ФРГ , Италии и Японии . На встрече G6 была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержался призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказе от установления новых дискриминационных барьеров.

В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду , а в течение 1991-2002 годов поэтапно (по схеме «7+1») была преобразована в «восьмёрку» с участием России . С 2014 года вновь функционирует в формате «семёрки» - после присоединения Крыма к РФ западные страны отказались участвовать в работе G8 и стали проводить встречи в формате G7 .

Председателем «семёрки» является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция , США , Великобритания , ФРГ , Япония , Италия , Канада (с 1981).

Кроме летних встреч глав государств часто проводятся совещания на уровне министров:

Динамика ВВП в странах Большой восьмёрки в 1992-2009 годах, в процентах от уровня 1992 года.

Встречи глав государств и правительств стран «Группы семи» проходят ежегодно (обычно - летом) на территории государства-председателя. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, два представителя Европейского союза, а именно - председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС.

Повестку дня саммита формируют шерпы - доверенные лица руководителей стран «семёрки».

Главы стран большой двадцатки: Индия , Китай , ЮАР , Мексика , Бразилия , кроме того в G20 входили Южная Корея , Саудовская Аравия , Турция , Индонезия , Аргентина , Испания , приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС , СНГ).

С 1996 года , после встречи в Москве , Россия начала всё активнее принимать участие в работе объединения, а с 1997 года участвовала в его работе на равных с другими участниками объединения, ставшего после этого группой восьми («Большой восьмёркой»).

Россия являлась страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года , тогда же в Санкт-Петербурге состоялся единственный на территории РФ саммит этой организации (встреча, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом).

На саммитах Российскую Федерацию представляли

12 января 2016

Так называемая Группа семи была сформирована в 70-х годах ХХ века. Её сложно назвать полноценной организацией. Это, скорее, простой международный форум. Тем не менее страны "Большой семерки", список которых приведен в этой статье, имеют влияние на мировой политической арене.

Кратко о G7

"Большая семерка", "Группа семи" или просто G7 - в мире этот клуб ведущих государств называют по-разному. Называть этот форум международной организацией ошибочно, так как данное сообщество не имеет своего устава и секретариата. Да и решения, принятые "Большой семеркой", не обязательны к выполнению.

Изначально в аббревиатуру G7 вкладывалась расшифровка "Группа семи" (в оригинале: Group of Seven). Однако российские журналисты еще в начале 1990-х годов истолковали её как Great Seven. После этого в русской публицистике закрепился термин "Большая семерка".

В нашей статье перечислены все страны "Большой семерки" (список представлен ниже), а также их столицы.

История образования международного клуба

Первоначально "Группа семи" имела формат G6 (Канада присоединилась к клубу немного позже). Лидеры шести ведущих государств планеты впервые встретились в этом формате в ноябре 1975 года. Инициатором встречи стал французский президент Валери Жискар Д"Эстен. Главными темами того совещания стали проблемы безработицы, инфляции, а также мировой энергетический кризис.

В 1976 году к группе присоединилась Канада, а в 1990-х G7 пополнилась еще и Россией, преобразовавшись постепенно в "Большую восьмерку".

Идея создания подобного форума завитала в воздухе еще в начале 70-х годов прошлого столетия. Сильных мира сего подтолкнул к подобным мыслям энергетический кризис, а также обострение отношений между Европой и США. Начиная с 1976 года G7 проводит свои встречи ежегодно.

В следующем разделе перечислены все страны "Большой семерки". Список включает столицы всех этих государств. Также указаны представители от каждой страны (по состоянию на 2015 год).

Видео по теме

"Большая семерка" стран мира (список)

Какие государства входят в состав G7 сегодня?

Ниже перечислены все страны "Большой семерки" (список) и их столицы:

  1. США, Вашингтон (представитель - Барак Обама).
  2. Канада, Оттава (Джастин Трудо).
  3. Япония, Токио (Синдзо Абе).
  4. Великобритания, Лондон (Девид Кэмерон).
  5. Германия, Берлин (Ангела Меркель).
  6. Франция, Париж (Франсуа Олланд).
  7. Италия, Рим (Матео Ренци).

Если посмотреть на политическую карту, то можно сделать вывод, что страны, входящие в "Большую семерку", сосредоточены исключительно в Северном полушарии планеты. Четыре из них находятся в Европе, одна - в Азии, еще два государства расположены в Америке.

Саммиты "Большой семерки"

Страны, входящие в "Большую семерку", ежегодно встречаются на своих саммитах. Встречи поочередно проходят в городах каждого государства из числа членов "Группы". Это негласное правило действует до сегодняшнего дня.

Целый ряд известных городов принимал у себя саммиты "Большой семерки": Лондон, Токио, Бонн, Санкт-Петербург, Мюнхен, Неаполь и другие. Некоторые из них успели принять ведущих мировых политиков дважды или даже трижды.

Темы встреч и совещаний "Группы семи" различны. В 1970-х годах чаще всего поднимались вопросы инфляции и безработицы, обсуждалась проблема стремительного роста цены на нефть, налаживался диалог между Востоком и Западом. В 1980-х в G7 обеспокоились проблемами СПИДа и быстрого роста численности населения Земли. В начале 1990-х годов мир пережил массу крупных геополитических катаклизмов (распад СССР и Югославии, образование новых государств, объединение Германии и т. д.). Разумеется, все эти процессы стали главной темой для обсуждения на саммитах "Большой семерки".

Новое тысячелетие поставило перед мировым сообществом новые глобальные проблемы: изменения климата, продовольственная безопасность, бедность, локальные военные конфликты и другие.

"Большая семерка" и Россия

В середине 90-х годов Россия начинает активно внедряться в работу "Большой семерки". Уже в 1997 году G7, по сути, меняет свой формат и превращается в G8.

Российская Федерация оставалась членом элитного международного клуба вплоть до 2014 года. В июне страна даже готовилась принять саммит G8 в Сочи. Однако лидеры остальных семи государств отказались принимать в нем участие, и саммит был перенесен в Брюссель. Причиной этого стал конфликт в Украине и факт присоединения Крымского полуострова к территории РФ. Лидеры США, Канады, Германии и других стран "Большой семерки" пока не видят возможности вернуть Россию в состав G7.

В заключение...

Страны "Большой семерки" (список которых представлен в этой статье), вне всякого сомнения, имеют значительное влияние на мировую политику. За всю историю своего существования "Группа семи" провела несколько десятков встреч и форумов, на которых обсуждались насущные вопросы и глобальные проблемы. Членами G7 являются США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия.

Так называемая Группа семи была сформирована в 70-х годах ХХ века. Её сложно назвать полноценной организацией. Это, скорее, простой международный форум. Тем не менее список которых приведен в этой статье, имеют влияние на мировой политической арене.

Кратко о G7

"Большая семерка", "Группа семи" или просто G7 - в мире этот клуб ведущих государств называют по-разному. Называть этот форум международной организацией ошибочно, так как данное сообщество не имеет своего устава и секретариата. Да и решения, принятые "Большой семеркой", не обязательны к выполнению.

Изначально в аббревиатуру G7 вкладывалась расшифровка "Группа семи" (в оригинале: Group of Seven). Однако российские журналисты еще в начале 1990-х годов истолковали её как Great Seven. После этого в русской публицистике закрепился термин "Большая семерка".

В нашей статье перечислены все страны "Большой семерки" (список представлен ниже), а также их столицы.

История образования международного клуба

Первоначально "Группа семи" имела формат G6 (Канада присоединилась к клубу немного позже). Лидеры шести ведущих государств планеты впервые встретились в этом формате в ноябре 1975 года. Инициатором встречи стал французский президент Валери Жискар Д"Эстен. Главными темами того совещания стали проблемы безработицы, инфляции, а также мировой энергетический кризис.

В 1976 году к группе присоединилась Канада, а в 1990-х G7 пополнилась еще и Россией, преобразовавшись постепенно в

Идея создания подобного форума завитала в воздухе еще в начале 70-х годов прошлого столетия. Сильных мира сего подтолкнул к подобным мыслям энергетический кризис, а также обострение отношений между Европой и США. Начиная с 1976 года G7 проводит свои встречи ежегодно.

В следующем разделе перечислены все страны "Большой семерки". Список включает столицы всех этих государств. Также указаны представители от каждой страны (по состоянию на 2015 год).

"Большая семерка" стран мира (список)

Какие государства входят в сегодня?

Ниже перечислены все страны "Большой семерки" (список) и их столицы:

  1. США, Вашингтон (представитель - Барак Обама).
  2. Канада, Оттава (Джастин Трудо).
  3. Япония, Токио (Синдзо Абе).
  4. Великобритания, Лондон (Девид Кэмерон).
  5. Германия, Берлин (Ангела Меркель).
  6. Франция, Париж
  7. Италия, Рим (Матео Ренци).

Если посмотреть на политическую карту, то можно сделать вывод, что страны, входящие в "Большую семерку", сосредоточены исключительно в Северном полушарии планеты. Четыре из них находятся в Европе, одна - в Азии, еще два государства расположены в Америке.

Саммиты "Большой семерки"

Страны, входящие в "Большую семерку", ежегодно встречаются на своих саммитах. Встречи поочередно проходят в городах каждого государства из числа членов "Группы". Это негласное правило действует до сегодняшнего дня.

Целый ряд известных городов принимал у себя саммиты "Большой семерки": Лондон, Токио, Бонн, Санкт-Петербург, Мюнхен, Неаполь и другие. Некоторые из них успели принять ведущих мировых политиков дважды или даже трижды.

Темы встреч и совещаний "Группы семи" различны. В 1970-х годах чаще всего поднимались вопросы инфляции и безработицы, обсуждалась проблема стремительного роста цены на нефть, налаживался диалог между Востоком и Западом. В 1980-х в G7 обеспокоились проблемами СПИДа и быстрого роста численности населения Земли. В начале 1990-х годов мир пережил массу крупных геополитических катаклизмов (распад СССР и Югославии, образование новых государств, и т. д.). Разумеется, все эти процессы стали главной темой для обсуждения на саммитах "Большой семерки".

Новое тысячелетие поставило перед новые глобальные проблемы: изменения климата, бедность, локальные военные конфликты и другие.

"Большая семерка" и Россия

В середине 90-х годов Россия начинает активно внедряться в работу "Большой семерки". Уже в 1997 году G7, по сути, меняет свой формат и превращается в G8.

Российская Федерация оставалась членом элитного международного клуба вплоть до 2014 года. В июне страна даже готовилась принять саммит G8 в Сочи. Однако лидеры остальных семи государств отказались принимать в нем участие, и саммит был перенесен в Брюссель. Причиной этого стал конфликт в Украине и факт присоединения Крымского полуострова к территории РФ. Лидеры США, Канады, Германии и других стран "Большой семерки" пока не видят возможности вернуть Россию в состав G7.

В заключение...

Страны "Большой семерки" (список которых представлен в этой статье), вне всякого сомнения, имеют значительное влияние на За всю историю своего существования "Группа семи" провела несколько десятков встреч и форумов, на которых обсуждались насущные вопросы и глобальные проблемы. Членами G7 являются США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия.

Государственный Университет Управления

Экономика «Большой семерки»

Выполнил:

Информационный менеджмент III-1

Москва - 2002

«БОЛЬШАЯ СЕМЁРКА» - наиболее развитые в экономическом отношении страны: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада. В начале 1990-х гг. на их долю приходилось свыше 50% мирового ВНП и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. С 1975 на регулярных встречах "в верхах" вырабатывают согласованную межгосударственную экономическую, финансовую, валютную политику. На основе общего анализа мировой экономики страны "Большой семерки" определяют пути воздействия на темпы и пропорции ее развития.

В состав «большой семерки» входят экономически развитые страны и в середине 90-х годов к этим странам присоединилась Россия.

Современное мировое хозяйство представляется неоднородным. Роль в нем отдельных национальных экономик существенно различаются. Приведенные ниже в таблице статисти­ческие данные ООН наглядно свидетельствуют, что сред лидеров мировой экономики находятся страны Северной Америки (США и Канада), страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия, Франция) и Япония. Но экономика, России находится в упадке, хотя она входит в состав «большой восьмерки», (см. раздел Россия)

Последние десятилетия лидером в мировой экономике ос таются Соединенные Штаты Америки.

На современном этапе лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством на, другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.

Неординарно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходует больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. При этом фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса ориентированного на высокие стандарты потребления. В США ежегодно закладывается строительство в среднем 1,5 млн. новых домов, продается более 10 млн. новых легко­вых автомобилей и множество других товаров длительного пользования.

Современная промышленность США потребляет около од­ной трети всего добываемого в мире сырья. Сарана обладает наиболее емким в мире рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемой в развитых странах продукции машиностроения. Располагая самым развитым ма­шиностроением, США одновременно стали крупнейшим им­портером машинотехнических изделий. США принимает сей­час свыше одной четверти мирового экспорта машин и оборудования, производя закупки практически по всем видам техники.

К началу 90-х гг. в США сложилась устойчивая прогрес­сивная структура хозяйства, в котором преобладающая доля принадлежит производству услуг. В ВВП на них приходится свыше 60%, на материальное производство - 37% и примерно 2,5% - на продукцию сельского хозяйства. Еще более значи­тельна роль сферы услуг в занятости: в первой половине 90-х годов здесь занято более 73% самодеятельного населения.

На современном этапе США обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом, который является сейчас решающим фактором динамичного развития экономики и конкурентоспособности в мировом хозяйстве. Ежегодные ас­сигнования на НИОКР в США превышают подобные расходы Великобритании, Германии, Франции и Японии вместе взятых (в 1992 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долларов США). По-прежнему более половины госу­дарственных ассигнований на НИОКР направляются на рабо­ты военного направления, и в этом отношении положение США гораздо более отягощенное, чем у таких конкурентов, как Япония и ЕС, расходующих преобладающую часть средств на работы гражданского назначения. Но США все еще существенно опережают страны Европы и Японию по общему потенциалу и размаху НИОКР, что позволяет им вести научные работы по широкому фронту и добиваться быстрого пре­вращения результатов фундаментальных исследований в при­кладные разработки и технические новшества.

Корпорации США прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их про­граммного обеспечения, производство полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США при­ходится свыше 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах.

Сегодня США крупнейший производитель продукции вы­соких технологий, или как ее принято называть - наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в начале 90-х гг. 36%, в Японии - 29%, Германии – 9,4%, Великобритании, Италии, Франции, России - около 20%.

Прочные позиции удерживают США и в обработке накоп­ленных массивов знаний, предоставлении информационных услуг. Этот фактор играет очень существенную роль, так как быстрое и качественное информационное обеспечение во все возрастающей степени определяет эффективность работы все­го производственного аппарата. В настоящее время в США сосредоточено 75% банков данных, имеющихся в развитых странах. Поскольку в Японии, как и в Западной Европе, нет равнозначной системы банков данных, еще длительное время их ученые, инженеры и предприниматели будут продолжать черпать знания в основном из американских источников. Это усиливает их зависимость от США, влияет на коммерческую и производственную стратегию потребителя информации.

Необычайно важно, что основу научно-технического по­тенциала США составляют кадры высококвалифицированных ученых и инженеров, занятых проведением научных исследований и разработок. Так, в начале 90-х гг. общая численность научных сотрудников в США превышала 3 млн. чел. США лидируют по удельному весу ученых и инженеров в составе рабочей сипы. Высоким образовательным уровнем характери­зуется весь контингент рабочей силы в США. В начале 90-х гг. 38,7 % американцев в возрасте от 25 лет и старше имели за­конченное среднее образование, 21,1% - законченное высшее и 17,3% - незаконченное высшее образование. Только 11,6% взрослых американцев имеют образование ниже среднего, что составляет 8 и менее лет обучения в школе. Мощный научно-технический потенциал страны и общий высокий уровень об­разованности и профессиональной подготовки американцев служит фактором силы для американских корпораций в их конкурентной борьбе с соперниками на отечественном и ми­ровом рынках.

Продолжающееся лидерство США в современных мирохо­зяйственных связях закономерный результат их предыдущего развития и представляет очередную ступень в процессе интег­рации США в мировое хозяйство. США принадлежит особая роль в формировании мирового хозяйственного комплекса, в особенности во второй половине XX в. Отношения лидерства и партнерства в области мировой торговли, инвестиций и фи­нансов, которые складываются между США, Западной Евро­пой, Японией и догоняющими их новыми индустриальными странами обнаруживают определенную закономерность. Вна­чале было абсолютное преобладание США, но по мере усиления экономики других участников эти отношения переходили в конкурентное партнерство, в котором США вынуждены час­тично уступать свою долю влияния соперникам, перемещая при этом функцию лидера на более высокий уровень.

США последовательно преобладали в мировой торговле, экспорте ссудного капитала, прямых и портфельных загра­ничных инвестициях. Ныне это преобладание реализуется главным образом в масштабах экономического потенциала и динамизме его развития, научно-техническом прогрессе, за­граничных инвестициях и влиянии на мировой финансовый рынок.

На современном этапе США крупнейший мировой инвес­тор и одновременно основной объект для иностранных капи­таловложений. Наиболее значительные инвестиции в США сделала Великобритания (12 млрд. долл.). Всего же в США поступило из-за рубежа в качестве прямых вложений свыше 560 млрд. долл. Американские фирмы по-прежнему остаются самыми крупными в мире инвеститорами, общая сумма их прямых капитальных вложений за рубежом превышает все мировые инвестиции и составило примерно 706 млрд. долл. США.

Кроме того, американские корпорации включились в по­следние годы в бум капиталовложений в связи упрочнением курса доллара. Прибыли корпораций в процентном отношении к национальному доходу гораздо выше, чем в 80-х гг. Издерж­ки на единицу рабочей силы не повысились за 1995 г. по срав­нению со среднегодовым ростом в 4,1% в 80-е гг., что служит явным признаком повышения экономической эффективности.

Подобные успехи обусловлены мощным ростом произво­дительности, которая в 90-х гг. в нефермерском секторе по­вышалась на 2,2 % ежегодно, что вдвое выше аналогичного темпа предыдущих двух десятилетий. Если сохранить теку­щий темп в 2%, национальная производительность повысится еще почти на 10% в следующем десятилетии.

В послевоенный период поэтапно происходила интернаци­онализация хозяйственной жизни. При этом в мировом хозяй­стве происходил переход экономики США от превосходства над слабыми партнерами к конкурентному партнерству и уси­лению взаимозависимости сильных партнеров, среди которых США сохраняют лидирующее положение.

Другая богатейшая страна североамериканского континен­та, имеющая более чем вековую историю, - Канада .

Но реальные доходы населения Канады сократились в L991 г. на 2%. Небольшое расширение занятости и незначи­тельные прибавки к заработной плате в государственном и в частном секторе экономики тормозили рост трудовых дохо­дов, составляющих 3/5 совокупных доходов населения. Три раза подряд снижались инвестиционные доходы, сначала из-за сокращения выплат по дивидендам, а в 1993 г. - главным об­разом из-за падения процентных ставок. 8 результате - реаль­ные потребительские расходы в 1993 г. возросли всего на 1,6% против 1,3% в 1992г.

Статистика свидетельствует, что сокращение масштабов производства в начале 90-х гг. не было значительным, однако происходило оно в условиях самой серьезной за последние три десятилетия структурной перестройки, затронувшей про­мышленность двух обладающих наиболее развитым индуст­риальным потенциалом провинций - Онтарио и Квебек.

Экономический рост, оживление экономики Канады про­исходит с 1992 г., когда темпы прироста ВВП составили 0,6%; в 1993 г. они повысились до 2,2%. В 1994 г. по темпам эконо­мического роста (4,2%) страна кленового листа впервые с 1988 г. оказалась лидером в "Большой семерке" и сохранила эту позицию за собой в 1995 г., увеличив реальный ВВП в 1995г. на 3,8%.

Наблюдается также резкий скачок в приросте объема част­ных инвестиций - с 0,7% в 1993 г. до 9% в 1994 г. и 8,0% в первом квартале 1995 г. Примерно вдвое быстрее стали расти потребительские расходы - на 3% по сравнению с 1,6% в 1993 г.

Рост производства в Канаде обусловлен увеличением до­ходов населения и корпораций. Если во время спада 1990-1991 гг. реальные доходы населения (после уплаты налогов, с уче­том роста цен) сокращались, то в 1994 г. они возросли на 2,9%, а в 1995 г. - на 4,0%. При этом прибыли канадских кор­пораций увеличились на 35% в 1994 г. и на 27% в 1995 г. Такой рост поддерживается расширением внутреннего спроса, увеличивающимся потоком экспорта и повышением товарных цен на мировом рынке. Речь идет о высоких ценах на энерго­носители, химическое сырье, металлы, бумагу, древесину.

Немаловажную роль в росте доходов корпораций играет структурная перестройка в канадской промышленности, меры по сокращению издержек и техническому перевооружению, что привело к увеличению производительности труда, которая в обрабатывающих отраслях превышает 5%.

Новое федеральное правительство, пытаясь решать наиболее острые проблемы внутриэкономической ситуации, в феврале 1995 г. предложило план реформ, свидетельствующий радикальном пересмотре роли государства в социально-экономической жизни страны. Так, предусматриваются:

    снижение расходов по линии федеральных министерств на 19% в течение предстоящих трех лет, сокращение субсидий предпринимателям на 50%;

    поддержка малого бизнеса (но формы помощи малому бизнесу будут менее льготные и более соответствующий режиму жестокой бюджетной экономии);

    коммерциализация деятельности государственных учреждений и приватизация.

Это означает, что произойдет перевод на коммерческие основы или передача в частные руки функций госучреждений и корпораций во всех случаях, когда это представляется практически возможным и эффективным. Программа включает и возможность полной или частичной приватизации государственных предприятий.

Канада, экспорт и импорт которой составляют 2/3 ВНП, весьма заметно зависит от ситуации на мировом рынке. За по­следние три года ее экспорт вырос на 31,6%, а импорт - на 31,3%.Подобные позитивные сдвиги обусловлены низким курсом канадского доллара по отношению к американскому, структурной перестройкой экономики и связанной с ней воз­растающей конкурентоспособности, канадской продукции, а также экономическим оживлением в США, на рынок которых, собственно, и ориентирована продукция страны кленового ли­ста.

Сегодня Канада серьезно нуждается в широком экспорте в Соединенные Штаты, чтобы добиться даже самого скромного экономического роста. Любое внезапное "похолодание"" в эко­номике к югу от канадской границы вызывает сильный поток "холодного воздуха" в северном направлении. Сейчас Канада крепко привязана к США, у нее слабый потребительский рост и такой же рост личных доходов. Единственное, что сможет продвинуть ее экономику, - это расширение экспорта, а боль­шая его часть приходится на США.

Невысокие в целом темпы экономического роста в Канаде скрывают серьезные проблемы, переживаемые канадцами. Среди них: высокая безработица (около 9,5%), рекордный по­требительский долг, низкий уровень сбережений и тяжелые последствия, вызванные сокращением на десятки миллиардов долларов бюджетов федерального правительства и правитель­ства провинций.

Как известно, многие европейские страны стабилизировали свои валюты, "привязав" их к немецкой марке. В Канаде же сохранялся свободно плавающий курс национальной валюты. Центральный банк страны "кленового листа" лишь изредка осуществляет интервенцию для сглаживания колебаний курса канадского доллара, но не поддерживает его на каком-либо определенном уровне. Так, не предпринято сколько-нибудь активных действий для предотвращения падения националь­ной валюты в начале 1994 г., поскольку справедливо рассчи­тывают на то, что это падение, с одной стороны, стимулирует экспорт, а с другой - переключает спрос на потребительские товары канадского производства.

Смена правительства в Канаде (в 1993 г.) не создала сколь­ко-нибудь значительных препятствий для реализации согла­шения о формировании североамериканской зоны свободной торговли, в которую вошли три страны Северной Америки. Поэтому перспективы ее экономического роста и повышения роли Канады в современном мировом хозяйстве представля­ются весьма определенными.

Европейские страны «большой семерки» занимают особое место в мировом хозяйстве.

По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности западно­европейские страны делятся на несколько групп. Основная экономическая мощь регионе приходится на четыре крупные высокоразвитые в промышленном отношении страны - Гер­манию, Францию, Италию, Великобританию, которые сосре­доточивают 50% населения и 70% валового внутреннего про­дукта.

На современном этапе в Западной Европе весьма велик по­тенциал научно-технических исследований. Европейские страны «большой восьмерки» тратят большие средства на но­вые исследования. Но общий эффект снижается дублировани­ем исследований, поэтому реальное значение этого показателя будет ниже номинальной величины. Тем не менее, европей­ская часть «большой восьмерки» выделяют на гражданские исследования на 16% меньше, чем США, но в два раза боль­ше, чем Япония. В тоже время, расходы западноевропейских стран в значительной степени ориентированы на фундамен­тальные исследования. Эти страны отстают в таких ключевых производствах, как интегральные схемы и полупроводники, изготовление микропроцессоров, супер ЭВМ, биоматериалов. Это не удивительно, так как до сих пор они ассигновали на исследования в области микроэлектроники почти столько же, сколько в США выделяет одна крупная компания IBM.

Среди факторов, отрицательно влияющих на ход экономи­ческого развития Западной Европы, выделяется массовая без­работица - до 20 млн. чел. Более 80% безработных сосредото­чено в странах ЕС. Уровень безработицы в них составлял в 1996 г. 11,4% рабочей силы в сравнении с 5,5% в США и 3,3% в Японии.

Современное экономическое развитие западноевропейских стран протекает под знаком структурных изменений. Эти из­менения отразили общие тенденции развития производства и общественного разделения труда в условиях нового этапа НТП, а также явились следствием структурных кризисов и кризисов перепроизводства 70-х и начала 90-х гг.

На современном этапе структурный кризис пережили судо­строение, черная металлургия, текстильная и угольная про­мышленность. Такие отрасли, бывшие не так давно стимуля­торами роста, как автомобилестроение, химия, электротехника, столкнулись с сокращением внутреннего спроса, изменениями в международном разделении труда. К наиболее динамичным отраслям относятся электронная про­мышленность, в которой преимущественное развитие получи­ло производство оборудования промышленного и специального назначения, прежде всего, ЭВМ. Выделились новые отрасли и производства, связанные с изготовлением роботов, станков с ЧПУ, атомных реакторов, аэрокосмической техники, новых средств связи. Однако они оказались не только не в со­стоянии обеспечить высокие темпы роста экономики, но и в своем развитии отставали от США и Японии. Отечественные компании обеспечивают только 35% регионального потребле­ния полупроводников, 40% электронных компонентов, еще меньше интегральных схем. Западноевропейская промышлен­ность по выпуску информационной техники обеспечивает 10% потребностей мирового и 40% регионального рынков.

Прошедшее десятилетие характеризуется некоторым от­ставанием Западной Европы от основных конкурентов в прогрессивности отраслевой структуры. На изделия, пользующи­еся высоким спросом, приходится 25% продукции обрабаты­вающей промышленности европейской части «большой восьмерки» примерно 30% в США и почти 40% в Японии. В последнее время в западноевропейской экономике боль­шое место занимала модернизация рентабельно функциони­рующего производственного аппарата, а не его коренное об­новление на базе новейшей техники.

Как показывают данные страновых сопоставлений по структуре обрабатывающей промышленности, машинострое­ние и тяжелая промышленность получили развитие в ведущих странах региона. Также значителен удельный вес химии. Мно­гие западноевропейские страны являются крупные производи­тели потребительской продукции. Доля отраслевой легкой промышленности в Италии, составляет 18-24%.

Для большинства стран региона характерно повышение или стабилизация роли пищевой промышленности, - и в про­изводстве, и в занятости.

Наиболее существенными являются различия в структур­ных показателях по доле сельского хозяйства в формировании ВВП - от 1,5 до 8%. Высокоразвитые страны достигли прак­тически предела по этому показателю (2-3% ВВП). При сни­жении занятости до 7% трудоспособного населения (I960 г. -17%), происходило повышение объемов производства. На до­лю Западной Европы приходится около 20% мирового произ­водства сельскохозяйственной продукции. Сегодня ведущие производители сельскохозяйственных товаров в ЕС Франция (14,5%), Германия (13%), Италия (10%), Великобритания (8%). Сравнительно высокие темпы роста этой отрасли спо­собствовали увеличению самообеспеченности западноевро­пейских стран в сельскохозяйственной продукции и поставки на внешние рынки основной способ реализации "излишней" продукции региона.

На протяжении последних лет серьезные изменения про­изошли в топливно-энергетическом балансе стран Западной Европы. В результате осуществления комплексных энергопро­грамм, направленных на максимальную экономию и повыше­ние эффективности использования энергии, произошло относительное сокращение потребления энергии, а потребление нефти снизилось абсолютно. Снижение энергопотребления протекало в регионе с различной интенсивностью и сохраня­лась тенденция к его увеличению. Сдвиги в структуре энерго­баланса связаны с падением доли нефти (с 52 до 45%), значи­тельным ростом удельного веса атомной энергии, возраста­нием роли природного газа. Наиболее широко природный газ используется в Нидерландах, где он составляет половину по­требляемой энергии, и в Великобритании. Атомная энергия производится и потребляется в 10 странах. В целом ряде стран на нее приходится значительная часть потребляемой энергии, во Франции - свыше 75%.

Происходившие в последние годы сдвиги в экономике за­падноевропейских стран шли в одном направлении - сокра­щение в их ВВП удельного веса отраслей материального про­изводства и повышение доли услуг. Этот сектор в настоящее время во многом определяет рост национального производст­ва, динамику инвестиций. На него приходится 1/3 экономиче­ски активного населения.

Это увеличивает значение западноевропейских стран как финансового центра, центра оказания другого рода услуг.

Структурная перестройка крупного капитала привела к существенному укреплению позиций западноевропейских компаний в мировом хозяйстве. За 70-80-е гг. в числе 50 крупнейших компаний мира количество западноевропейских увеличилось с 9 до 24. Все крупнейшие компании имеют международный характер. Произошли изменения в соотно­шении сил между западноевропейскими гигантами. Вперед вышли корпорации Германии, в меньшей степени – Франции и Италии.

Позиции британских компаний ослабли. Сохрани­ли свои позиции западноевропейские ведущие банки, 23 из них входят в число крупнейших 50 банков мира S герман­ских и 6 французских).

Современные процессы монополизации в Западной Европе имеют отличия от подобных процессов в Северной Америке. Наиболее прочные позиции крупнейшие западноевропейские компании занимают в традиционных отраслях, значительно отставая в новейших наукоемких. Отраслевая специализация крупнейших объединений Западной Европы менее подвижна, чем у корпораций США. А это, в свою очередь, тормозит структурную перестройку экономики.

Как показывают прогнозы, рынок будущего в меньшей степени будет предъявлять спрос на массовые виды продук­ции с возможно более низким уровнем себестоимости. Поэто­му повышается роль компаний, которые опираются на широ­кую производственную программу с частой сменой выпускаемых моделей и эффективного приспособления к из­меняющимся условиям рынка. На смену "экономики масшта­бов" приходит "экономика возможностей". Набирает силу процесс децентрализации управления производством, растет внутрифирменное разделение труда. Прогрессирующее дроб­ление рынков по мере углубления специализации потреби­тельского спроса, развитие сферы услуг способствует росту мелкого предпринимательства, на долю которого приходится до 30-45% ВВП. Рост мелкого предпринимательства повыша­ет гибкость хозяйственных структур применительно к потреб­ностям рынка.

Наиболее динамично развивающимся регионом в мировой экономике последние десятилетия считается Восточная Азия.

Не случайно, первой среди стран региона совершила пере­ход к современному экономическому росту Япония. Экспан­сионистское влияние Запада дало Японии в послевоенный пе­риод толчок для перехода модели современного экономического роста, который осуществлялся гораздо быстрее и без­болезненнее, чем, скажем, в Китае.

Еще в конце XIX в., начиная с реформы Мэйдзи, японское правительство создало условия для свободного предпринима­тельства и инициировало осуществление модернизации эко­номики. Особенностью японской модернизации хозяйствен­ной деятельности явилось то, что иностранный капитал занимал незначительную долю при создании современной экономики, а также и тот факт, что немалую роль в модерни­зации играю патриотическое движение, инициируемое госу­дарством.

В итоге в послевоенный период (на протяжении жизни од­ного поколения) Япония подняла экономику из руин до поло­жения равенства с богатейшими странами мира. Сделала она это в условиях демократического правления и при распреде­лении экономических выгод среди широких кругов населения.

Немалую роль при этом сыграли бережливость и предпри­имчивость японцев. С 50-х гг. темпы сбережений в Японии были самыми высокими в мирен часто в два и более раза пре­восходили сбережения других крупных промышленных стран. В 1970-1972 гг. сбережения японских семей и бизнеса, не вхо­дящего в корпорации, составили 16,8% ВНП, или 13,5%после амортизации, соответствующие цифры для американских се-ме4 были 8,5% и 5,3%. Чистые сбережения японских корпора­ций составили 5,8% ВНП, американских корпораций - 1,5%. Чистые сбережения японского правительства - 7,3% ВНП, американского правительства - 0,6%. Общие чистые сбереже­ния Японии составили 25,4% ВНП, США - 7,1%. Эти исклю­чительно высокие темпы сбережений сохранились в течение многих лет и все это время поддерживали весьма высокие темпы инвестиций.

На протяжении прошедших 40 лет Япония богатела фено­менальными темпами. С 1950 г. до 1990 г. реальный доход на душу населения повысился (в ценах 1990 г.) с 1230 долл. До 23970 дол., т. е. темпы роста составили 7,7% в год. За этот же период Соединенные Штаты смогли добиться роста доходов всего на 1,9% в год. Послевоенные экономические достижения Японии оказались непревзойденными в мировой истории.

Современная экономика Японии в удивительной степени зависит от мелких предпринимателей. Почти одну треть рабо­чей силы составляют работающее на себя и неоплачиваемые члены их семей (по сравнению с менее чем 10% в Великобри­тании и США). В начале 80-х гг. в Японии было 9,5 млн. предприятий, имеющих менее 30 рабочих, из них 2,4 млн. - это фирмы, а 6 млн. - не объединенные в корпорации деловые предприятия, не связанные с сельским хозяйством. В этих фирмах было занято более половины рабочей силы. В промы­шленности почти половина рабочей силы работает на пред­приятиях, имеющих менее 50 рабочих. Эта пропорция повто­ряется в Италии, но в Британии и США этот показатель составляет около 15%.

Правительство поощряет сбережения и рост малых пред­приятий с помощью налоговых льгот, финансовой и другой помощи. Из мелкого бизнеса формируются огромные сети по­ставщиков и субподрядчиков крупных монополий "первого", "второго" и "третьего" уровней. Их руками создается, напри­мер, половина стоимости автомобилей, которые изготовляет фирма «Тойота».

Япония стала первой страной, в экономике которой реали­зовалась модель сбалансированного роста. В 1952 г. в Японии завершился этап современного экономического роста с годо­выми темпами прироста ВНП до 5%. С 1952 г. по 1972 г. Япо­ния прошла этап сверхбыстрых темпов с показателем ежегод­ного прироста ВНП до 10%. С 1973 г. по 1990 г. - следующий этап - этап постепенного затухания сверхбыстрого прироста ВНП (до 5%). С 1990 г. эта страна также первая и пока един­ственная вступила в последний этап в реализации все той же экономической модели сбалансированного роста. Это - этап умеренного прироста ВНП зрелой рыночной экономики. А это означает, что" высокие темпы роста японской экономики сме­нятся ежегодным приростом ВНП в среднем в 2-3%. Начало этого этапа совпало с четырехлетней депрессией мировой экономики, которая после семилетнего процветания вступила в 1990 г. в серьезный экономический кризис, из которого Япо­ния выбирается до сих пор. Это подтверждается статистикой, и в середине 90-х гг. в экономике Японии четвертый год про­должался спад