Преподобный никон, игумен радонежский. Преподобный никон радонежский

Уче-ник пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го. Ро-дил-ся в Юрье-ве-Поль-ском. В юном воз-расте, услы-шав об Ан-гель-ской жиз-ни пре-по-доб-но-го Сер-гия и же-лая по-сле-до-вать ему, свя-той при-шел к пре-по-доб-но-му Сер-гию и про-сил при-об-ще-ния к ли-ку мо-на-ше-ству-ю-щих. Пре-по-доб-ный Сер-гий, про-ви-дя в нем бу-ду-ще-го ве-ли-ко-го по-движ-ни-ка и ис-пы-ты-вая его сми-ре-ние и тер-пе-ние, ото-слал св. Ни-ко-на к сво-е-му уче-ни-ку пре-по-доб-но-му Афа-на-сию Вы-соц-ко-му. Здесь пре-по-доб-ный Ни-кон учил-ся ум-но-му де-ла-нию, изу-чал Свя-щен-ное Пи-са-ние и пре-успе-вал в доб-ро-де-те-ли и чи-сто-те.

Воз-ве-ден-ный в сан иеро-мо-на-ха, пре-по-доб-ный Ни-кон вер-нул-ся в Тро-и-це-Сер-ги-е-ву Лав-ру и стал лю-би-мым и близ-ким уче-ни-ком пре-по-доб-но-го Сер-гия. Ви-дя ду-хов-ную зре-лость и опыт-ность пре-по-доб-но-го Ни-ко-на, пре-по-доб-ный Сер-гий пе-ред смер-тью на-зна-чил его сво-им пре-ем-ни-ком.

Став игу-ме-ном, пре-по-доб-ный Ни-кон под-дер-жи-вал все, что бы-ло уста-нов-ле-но учи-те-лем: лю-бил мо-лит-ву и пост, тру-дил-ся на-равне с бра-ти-ей, о ко-то-рой по-сто-ян-но с лю-бо-вью за-бо-тил-ся.

При пре-по-доб-ном Ни-коне 5 июля 1422 г., во вре-мя стро-и-тель-ства но-во-го хра-ма во имя Жи-во-на-чаль-ной Тро-и-цы, бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ные мо-щи пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го.

По-сле мно-гих тру-дов и по-дви-гов пре-по-доб-ный Ни-кон скон-чал-ся 17 но-яб-ря 1426 г. и был по-гре-бен близ ра-ки сво-е-го учи-те-ля. В 1560 г. над мо-ги-лой пре-по-доб-но-го был по-стро-ен храм во имя его. Мо-щи пре-по-доб-но-го Ни-ко-на, по-чи-ва-ю-щие здесь под гроб-ни-цей, от-де-ля-ют-ся от ра-ки ве-ли-ко-го Сер-гия од-ной ка-мен-ной сте-ной.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Никону, игумену Радонежскому

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы/ в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Ты был ревнителем , Никон всегда вспоминаемый, ибо прекрасный храм Святой Троицы в прославление отца твоего духовного воздвиг ты. Потому и мы, чада твои, с любовью взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским

Я́ко трисве́тлаго со́лнца светоза́рныи зве́зды,/ Тро́ическим све́том озаря́ете сердца́ ве́рных,/ сосу́да Све́та Пресвяты́я Тро́ицы я́вльшеся,/ и преди́вным ва́шим житие́м и́ноком бы́сте тве́рдии законоположи́телие/ и це́рквам благоле́пие, и благове́рным, и святи́телем, и все́м лю́дем,/ вся́ бо де́монския скве́рны отгна́вше отсю́ду/ ва́шими чи́стыми уче́нии и де́лы,/ до́бре упасо́сте ста́до, собра́нное ва́ми,/ но и ны́не мо́лим ва́с:/ посеща́йте ча́д свои́х, я́ко иму́щие дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Богому́дре Се́ргие с чу́дным ученико́м свои́м Ни́коном,/ и моли́те Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Как от преяркого Солнца блистающие звезды, Троическим светом вы озаряете сердца верующих, став сосудами Света Пресвятой Троицы, и преудивительным вашим житием для монахов были неизменными законодателями и церквам украшение, и благоверным, и святителям и всем людям, ибо отогнав отсюда всю демонскую нечистоту своими чистыми учениями и делами, вы прекрасно упасли стадо, собранное вами, потому мы и сейчас молим вас: «Не забывайте о чадах своих, как имеющие ко Святой Троице, Богомудрый Сергий с удивительным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога, да спасет души наши».

Кондак преподобному Никону, игумену Радонежскому

Духо́вному твоему́ настоя́телю, о́тче Ни́коне,/ вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́емь,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси́ чинонача́льник/ и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Духовному твоему настоятелю, отче Никон, во всем следовавший и им руководимый, во всем Христу ты послужил, монахов был начальник и жил вместе с преподобными, с ними же Христа Бога моли непрестанно обо всех нас.

Кондак общий преподобным Сергию и Никону Радонежским

В по́стницех приобщи́вшеся Вели́кому Анто́нию/ и Евфи́мию Иерусали́мскому поревнова́вше в по́двизех,/ я́ко а́нгели, на земли́ яви́стеся,/ просвеща́юще, преподо́бнии, ве́рных сердца́/ Боже́ственными зна́мении и чудесы́ повсегда́,/ сего́ ра́ди ра́достно ва́с почита́ем и любо́вию вопие́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Се́ргие и Ни́коне,/ по́стником удобре́ние и всея́ Росси́йския земли́ вели́кое утвержде́ние.

Перевод: В пощении став подобными и подражав в подвигах , вы были как ангелы на земле, всегда просвещая, преподобные, сердца верующих Божественными и чудесами. Потому с радостью вас почитаем и с любовью к вам взываем: «Радуйтесь, преподобные отцы Сергий и Никон, постников украшение и всей Российской земли великая сила».

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Никону Радонежскому и всея России чудотворцу

Кондак 1

Великого строителя Лавры богоноснаго Сергия достойными похвалами ублажим преславно. Ты же, яко добрый любителю благолепия, прими от нас сицевая, с любовию тебе приносимыя пения:

Икос 1

Ангелу, пустынному подражателю, к Сергию, отцу твоему притекл еси и до конца верен заветам его пребыл еси, темже поминай нас, в веселии зовущих ти:
Радуйся, Никоне, избегший житейских попечений.
Радуйся, добрый послушателю отеческих учений.
Радуйся, корень зла в себе победивый.
Радуйся, лилию благочестия в сердце своем возрастивый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 2

Видя в родителех своих доброе благочестие и веры православныя твердое исповедание, яко чадо их возлюбленное воспевал еси с ними: Аллилуиа.

Икос 2

Разум добр стяжав себе, плоды благочестиваго воспитания вскоре, в младом возрасте явил еси: кротостью и смирением Богу угождая, сим добродетелем твоим подражая, сих добродетелей достигнути желая, велегласно зовем:
Радуйся, добрая отрасле родителей благочестивых;
Радуйся, в юности еще сад Христу в сердце своем насадивый.
Радуйся, иноческий путь на земли избравый;
Радуйся, прелести мира сего поправый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 3

Силою свыше умудренный, к подвижнику великому пришед и к стопам его припал, умоляя его, дабы одним сердцем пети с ним песнь Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея от Бога дар прозрения, Сергий Преподобный, отец твой духовный, узрев в тебе искреннее излияние души твоея, повеле [ко] ученику своему Афанасию в обитель его шествовати и в ней иноческому житию поучатися. Мы же на сем пути твоем зовем:
Радуйся, сердце свое преподобному отцу открывый;
Радуйся, душу свою в послушание ему преклонивый.
Радуйся, ревностным иноком себе явивый;
Радуйся, радость небесную получивый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 4

Бурю житейских помышлений презревши, сан иерея Божия восприял еси, в новом подвизе своем всерадостно воспевая средцем и усты: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша о твоем добрем житии, по двоих летех преподобный отец твой Сергий возжела видети тя и с радостию прияв, в единой келии с собою житии повеле, благодатию сердце твое к совершенству уготовляя, мы же вас вкупе яко единых прославляем:
Радуйтеся, добрии добродетелей подвижницы;
Радуйтеся, души свои в храм божий устроителие.
Радуйтеся, Христовых совершенств достизателие;
Радуйтеся, ангельского жития подражателие.

Кондак 5

Боготочною рукою духовная дарования источая, вся на полезная наставляя, Сергие и Никоне преподобне, песнь Богу воспевающе: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше добраго себе помощника в попечении о братии, учитель твой Сергий преподобный избра тя и постави игуменом обители своея, ты же Никоне всеславный, безмолвие возлюбивый, токмо воле отца повинувшеся приял еси бремя трудов его, того ради зовем:
Радуйтеся, искреннии наши наставницы;
Радуйтеся, славнии домов Божиих строителие.
Радуйтеся, сокровищ духовных обладателие;
Радуйтеся, монашествующих собирателие.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 6

Проповедник божественных учений был еси, Никоне преподобне, в церкви братию поучая, пети всегда: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия миру светом евангельского благочестия, к миру ангельскому преставися учитель твой, Никоне преподобне, ты же скорбию исполненный, прими яко общника печали твоея, песнопения сия:
Радуйтеся, преподобнии Сергие и Никоне, истиннии друзи Христовы;
Радуйтеся, вернии исполнителие заповедей его.
Радуйтеся, добрии делателие вертограда его;
Радуйтеся, блаженнии наследницы, горния славы его.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 7

Хотя добре исполнити служение свое, любовь отеческую к братии изливал еси, темже и имя твое, яко миро всюду, благоуханием своим подвизая всех пети: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно являя в житии своем многие труды твоя, еще и словом поучения монашествующих наставляя како жити им по воле Творца своего; за сию ревность делания твоего прими похвалу сию:
Радуйся, добрый пастырю овец своих;
Радуйся, игумене, достойный преподобнаго Сергия преемниче.
Радуйся, твердый исполнителю его велений;
Радуйся, любимый посреде монашествующих селений.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 8

Странно безмолвия любителю обителью иноков управляти и игуменом братии бытии и по шести летех на подвиг совершеннаго уединения, преподобне отче, устремися, да единою душею неразлучно Богу предстоя вопити Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь горе возвысися и созерцая сердцем неизреченная и преславная, не можаше отринути моление братии: «Попекись и о спасении ближних твоих», с любовию приял паки бремя трудов в обители: сих ради и мы паки зовем ти:
Радуйся, скорый послушателю верных молений;
Радуйся, теплый ходатаю наших прошений.
Радуйся горе предстоящий;
Радуйся, доле усердием горящий.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 9

Вся братия обители Святыя Троицы печали исполнишася, егда хан Едигей опустоши землю Российскую и к обители их приступи, токмо молитвами Никона игумена своего не остави пети песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании недоумевают, что и глаголати о пречудном видении преподобнаго, егда святителие Московские Петр и Алексей, а с ними и преподобный Сергий явишася и рекоша ему: «Угодно сие Господу, да коснутся сего места иноплеменницы, да не скорбите и не смущайте сердец ваших; искушение скоро прейде и обитель не токмо не запустеет, но более расцветет». За сие откровение тебе достойне воспевати похвалы сия:
Радуйся, Никоне, молитвенниче теплый и преизрядный;
Радуйся, откровений Божиих зрителю.
Радуйся, будущих яко настоящая созерцателю.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 10

Спасти хотя святыни неким удалихся временно с братию своею из обители и в изгнании не преста с надеждею воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, Утешителю, Троице Пребожественная, не даде погибнути месту избранному и по удалении Едигея с полчищами, превратившаго всю обитель в развалины, возвратишася преподобный с братиею и нача восставляти обитель своего чуднаго наставника, за сию ревность пламенную и за великое множество трудов твоих, прими всеблаженне Никоне, песнь сию к тебе возносимую:
Радуйся, возлюбленное чадо Святыя Троицы;
Радуйся, избранный сосуде Божественнаго промышления.
Радуйся, многи скорби претерпевый;
Радуйся, от них же Господом избавивыйся.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим тебе, преподобне, яко по триех летех через тя исполнишася пророческое проречение отца твоего духовного и обитель яко крин процвете на месте опустошения и все множества иноков воспеша благодарственную песнь Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподателя узрев в тебе Церковь Российская, яко сподобишася обрести и на свещнице мира отца твоего Сергия богоноснаго, мощи святыя поставити и над сими храм Живначальныя Троицы воздвигнути и живописью лучшею украсити его, за сия труды твоя прими от недостойных уст славословия:
Радуйся, сподобивыйся узрети и миру всему явити святаго тела Сергиева нетление;
Радуйся, чрез сие громогласно проповедавый таинство Воскресения.
Радуйся, Пасху вечную миру явивый;
Радуйся, строителю церкви Божией и украсителю.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 12

Благодать подаждь ми, Господи, да воспою достойно угодника твоего, научающа всех пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще житие твое, отче преподобне, восхваляем и скончание твое, како поучая братию: «Держати веру правую и житие благочестивое» умолк и в радости воскликнув: «Отнесите меня в храмину светлую, уготованную мне молитвами отца моего», и, оградив себя крестным знамением, душу свою Богу предал еси, темже мы вечно тебе благодарнии, благоговейно поем:
Радуйся, светильниче веры и благочестия;
Радуйся, луче Света Невечерняго.
Радуйся, наследниче жизни вечныя;
Радуйся, радосте наша и похваление.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 13

О, великий угодниче Божий, друже Сергиев и сожителю всем святым, не престай посещати нас, любовию поминающих тя, подавая требующим исцеление и миру всему утешение, да с радостию всегда вопием: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

«Повеждь ми ныне вся великая, яже сотвори Елисей» (4 Цар. 8, 4). Так говорил царь израильский отроку - слуге пророка Елисея, человека Божия. Елисей был ученик и служитель великого пророка Илии; но поелику почил на нем дух Илиин, то и его дела сделались велики, жизнь его достопамятна. Подобно сему и преподобный Никон был ученик великого аввы Сергия. И поскольку он был совершенный ученик совершенного учителя, то почил на нем дух наставника его. И Никоново имя еще во время земной жизни его, как изъяснился первый жизнеописатель, «яко освящение некое обносимо было».


Преподобный Никон Радонежский, ученик преподобного Афанасия Старшего и второй игумен Троице-Сергиевой обители на иконе из Высоцкого монастыря.

Преподобный Никон родился и лета детства провел в недалеком месте от обители преподобного Сергия, в городе Юрьеве Польском. В юном возрасте Никон, услышав об ангельской жизни преподобного Сергия и желая последовать ему, пришел к святому Сергию в обитель и просил приобщения к лику монашествующих. Но случилось то, чего не ожидал проситель: преподобный Сергий не принял своего будущего преемника.

Дела святых бывают и в малом велики, и в виде недоразумений премудры. Так некогда преподобный Евфимий Великий не принял в свою лавру будущего основателя лавры и вождя всех палестинских монахов Савву Освященного, пришедшего к нему в юном возрасте, а отослал его в другой подчиненный монастырь к преподобному Феоктисту.


Преподобные Никон Радонежский, Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий и князь Владимир Андреевич Храбрый. Миниатюра вкладной книги Высоцкого монастыря.

Несообразным находил он, к собору, составленному преимущественно из старцев-подвижников, приобщить юношу по возрасту, требующего иногда отдельного руководства. Так, вероятно, рассуждал и преподобный Сергий о юном Никоне, провидя его чистоту и благоразумие, потому решился поставить его в неожиданный подвиг послушания к смирения.

Предвидел прп. Сергий будущую судьбу Никона и хотел, чтобы тот, кому суждено младшему начальствовать над старейшими подвижниками лавры, явился им, по крайней мере не юношей, а уже в пресвитерском сане. Таким образом авва послал юношу в монастырь к ученику своему Афанасию Высоцкому (+ после 1401 г.; память 12/25 сентября).


Сергий Радонежский и Никон Радонежский. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря .

Заметим начальный, но уже не маловажный подвиг Никона. Он знал святость и премудрость прп. Сергия и в нем именно надеялся найти для себя совершенного руководителя. А прп. Афанасия, по всей вероятности, он не знал и не мог иметь к нему такой веры, какую имел к Сергию. Кто в подобных обстоятельствах не был бы в искушении сделать возражение наставнику? Но Никон не прекословил. Он согласился быть в удалении от прп. Сергия, и тем совершил подвиг послушания и самоотвержения; согласился быть учеником ученика, и тем совершил подвиг смирения. И как подвиг его награжден впоследствии! Никто не пользовался такой близостью к прп. Сергию, как сей, из послушания удалившийся от него. Таков жребий беспрекословного послушника. Он еще ничего не сделал, а уже совершил подвиг и обеспечил себе награду.

И прп. Афанасий не без испытания принял Никона. Духом Святым прозревая в нем будущее, святой старец устрашал его трудностями монашеского жития: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания, не от мучителей, но внутри от естества собственной плоти и от врагов мысленных бывают боримы и до последнего издыхания страдают. Чадо, если приступаешь работать Господу, уготовь душу свою терпеть искушения и страдания, и если это претерпишь, то получишь великое мздовоздаяние на небе». Но видя его твердую решимость на все требуемое и слезы, принял его и облек в иноческий образ. Прп. Никон следовал руководству опытного подвижника, как бы самого прп. Сергия: учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. По достижении совершенного возраста он был возведен в сан иеромонаха.

Блаженный Афанасий любил Никона, но душа Никона стремилась в пустынь великого Сергия. Не более двух лет пробыл он в Высоцкой обители, как возникло в нем сильное желание видеть преподобного Сергия, получить его благословение и слышать его богомудрое наставление. То было сокровенное мановение благодати, зовущей его к предопределенному назначению. Он открыл свое желание прп. Афанасию и, получив благословение, пришел в лавру Сергия. Угодник Божий не только с любовью принял его, как посетителя, но и оставил в своей обители. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался духовным преуспеянием смиренного послушника, который с усердием принимал наставления и поучения, ибо искренно желал быть подобным своему великому старцу. В лице своего учителя он видел образ Христа и всегда мыслил себя предстоявшим Богу, каждое послушание духоносного Сергия он принимал с верой и исполнял без промедления. Предвидя особую благодать в любимом ученике, преподобный Сергий повелел ему пребывать с собой в одной келлии. Здесь нашел для себя преподобный Никон и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам и добродетелям в близком его примере, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Желая видеть в подвижнике соучастника духовного делания, авва Сергий с любовью поучал его добродетели и разъяснял сущность духовной жизни. Любящее сердце прп. Сергия было для прп. Никона отверстой дверью, отколе исходил к нему благодатный свет и мир; верное сердце Никона к Сергию было также отверстой дверью для открытия помыслов и душевных движений, дабы никакая мгла сомнения или смущения не уменьшала чистоты совести. Уже одно открытие старцу худых помыслов, по свидетельству опытных подвижников, истребляет их и обессиливает страсти. Сколько же святого и духовного переходило с наставлениями прп. Сергия в открытую для них душу прп. Никона! Так почил на блаженном Никоне дух великого Сергия.

Видя духовную зрелость и опытность ученика, строгий игумен сначала возложил на преподобного Никона часть своих попечений о братии под своим смотрением, а за шесть месяцев до своего преставления, перед удалением для безмолвия в затвор, назначил его своим преемником. После блаженной кончины любимого учителя (+ 25 сентября 1392 г.) кто мог наполнить безмерную пустоту, оставленную в обители? По крайней мере, никто лучше преподобного Никона не мог уменьшить чувство сего лишения. И он с любовью поддерживал все, что было установлено преподобным Сергием. По обычаю он обходил все монастырские службы, никогда не оставляя общих дел, трудился наравне с братией, о которой постоянно заботился, и отечески, с любовью поучал всех не ослабевать в молитве, но подвизаться каждому по мере сил. Если он видел их преуспеяние в духовном делании, то радовался о своих чадах, а когда замечал нерадение о спасении, то скорбел и обращался к виновным с напоминанием об иноческих обетах: «Попекитесь, братия, о своем спасении, ведь мы отверглись мира ради заповеди Божией, поэтому следует нам, посвятившим себя Богу, внимать одной только Его воле, чтобы не лишиться вечного спасения». Подобные наставления получали и многочисленные миряне, приходившие к благодатному игумену из различных городов и селений. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона.

Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем совместные подвиги с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию.

Шесть лет обителью руководил вновь избранный игумен преподобный Савва Сторожевский (+ 1407, память 3/16 декабря). Но и сей оставил начальствование и, по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича, удалился в его удел, чтобы там основать новую обитель на «Стороже». Тогда братия обители Сергиевой, как бы дав преподобному Никону отдохнуть от дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, пришли к нему вновь и со слезами умоляли его паки вступить в должность игумена. «Неприлично, - говорили они, - тебе, отче, искать пользы для себя одного; попекись лучше и о спасении ближних». Закон братолюбия победил, богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

Пустынная жизнь текла тихо и богоугодно. Но вот слух о приближавшемся Едигее с свирепым войском привел (в 1408 г.) в страх всю Россию. Прп. Никон молил Господа о защите и призывал на помощь переселившегося на небо наставника своего, дабы не погибли плоды трудов его пустынных. Раз, после долгой молитвы, сел он для отдыха и в тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326, память 21 декабря/3 января) и Алексий (+ 1378, память 12/25 февраля) с преподобным Сергием. «Так угодно судьбам Божиим, - сказал Сергий, - чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Затем, преподав мир, святые перестали быть видимы. «Боже правды и милосердия! - восклицает в благоговении святитель Филарет Московский. - Кто весть державу гнева Твоего? Кто уразумеет судьбы Твои, по которым и на дела святых, и на места святыни приходят грозные посещения? Возымела ль обитель Сергиева нужду довольно скоро после чистоты Сергеевой в огненном очищении? Надлежало ли ей пострадать безвинно, как жертве, чтобы вслед за гневом на грешников скорее привлечено было милосердие молитвами безвинно страждущих? Или по подобию того, как подобаше пострадати Христу, и через крест и смерть внити в славу воскресения, и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, надобно испытать свой крест и свою смерть? Ты сие веси, Господи! Мы только веруем и знаем, что праведен еси во всех путех Твоих и преподобен во всех делех Твоих (Пс. 144, 17), и в правде милостив, равно как и в милости праведен. Уже милость Твоя предварила Твой суд, когда Ты благоволил предвещанием предохранить Твоего угодника от усугубляющей бедствие внезапности, и против находящих скорбей укрепить надеждою лучшего будущего».

По кратком времени за предвещением последовало событие. Обитель Сергиева не укрылась от набега иноплеменников, опустошена и сожжена. Но преподобный Никон с братией, по Божественному предварению, благовременно удалился и имел возможность сохранить от свирепых хищников некоторые святыни, иконы, деревянные сосуды, книги и келейные вещи. Когда опасность миновала, то преподобный Никон возвратился на пепелище, собрал рассеявшуюся братию и на прежнем месте стал создавать обитель. Прежде всего был построен храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, где теперь стоит церковь Сошествия Святаго Духа; и освящен сей храм был в 1412 году, 25 сентября, в день преставления прп. Сергия. И достойные видели, как святитель Алексий с преподобным Сергием приходили освящать новые здания обители.

Преподобный ученик великого аввы, подобно наставнику своему, пользовался великим уважением и любовью не только у народа, но и у князей. В 1401 году он крестил сына Димитрия у князя кашинского Василия Михайловича; в 1410 году, по просьбе доброго князя Владимира Андреевича, он свидетельствовал духовное завещание его о разделе удела между детьми. Великий князь Василий Димитриевич чтил преподобного Никона, как это показывают жалованные грамоты князя. При Никоне обитель приобрела несколько земельных владений часто складами, частью покупкой, и много льгот в ограждение ее спокойствия. Но всего более заботился преподобный об устроении душевного спасения себе и другим. Святой Исаак Сирин, коего поучения описаны были в обители еще при жизни преподобного Сергия, учит: «От воспоминания о мирских предметах хладеет горячность любви и душа впадает в суетные и безрассудные пожелания». И преподобный Никон заботливо оберегал свою братию от этой духовной опасности. При нем и по его указаниям в Сергиевой обители, кроме многих богослужебных книг, списаны были: два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника с ответами аввы Варсонофия и с наставлениями Исихия.

Когда исполнилось 30 лет по преставлении преподобного Сергия, Бог благоволил явить миру сокровище святыни. Незадолго пред строением нового храма во имя Живоначальной Троицы преподобный Сергий явился одному благочестивому мужу, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену и братии: «Векую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?» И преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но даже самые одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода.

При общей радости святые мощи положили в новую раку и перенесли в деревянную церковь. После открытия цельбоносных нетленных мощей обитель Троицкая стала любимым местом богомолья русского народа, что содействовало ее обогащению. Новый белокаменный храм, как место покоя великого Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Андрей Рублев (+ ок. 1427 г.) и Даниил Черный. В это время преподобным Андреем была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы, величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию. О благоустроении Троицкого храма преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. И доныне стоит этот храм Никонова строения, не потрясаемый веками, и освящает молящихся, и руки нечестивых врагов доныне не прикасались к нему.

Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Чувствуя приближение кончины, он призвал к одру своему братию и дал им последние наставления: соблюдать чин молитвы, дневной и нощной, не часто исходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность - гнездо пороков, любить безмолвие - матерь добродетелей, не презирать ни одного бедствующего, дабы не случилось Христа презрети. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Никон сказал: «Отнесите меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего! Изыди, душа моя, - тихо промолвил он наконец, - идеже ти уготовано пребывалище; пойди радующися: Христос зовет тя!» Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и после отпевания был погребен близ раки преподобного Сергия.

Над могилой преподобного Никона построен около 1560 года каменный храм во имя его. Мощи преподобного Никона почивают здесь под гробницей. Рака великого Сергия отделяется одной каменной стеной от раки ученика его. Близки были друг к другу в земной жизни преподобные Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Неоднократно они оба вместе являлись и совокупно чудодействовали.

17/30 ноября Русская Православная Церковь молитвенно почитает память преподобного Никона, игумена Радонежского, ближайшего ученика и преемника основателя Троицкого монастыря преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

Св. преподобный Никон Радонежский, чудотворец.
Фреска Михеевской церкви Троице-Сергиевой Лавры

Ближайший ученик и сподвижник преподобного Сергия родился в 1355 году в благочестивой семье купцов города Юрьева Польского. Отца звали Стефан, а мать - Фотиния. Рассказы о подвигах преподобного Сергия с детских лет приводили Никона в умиление. Горячо, со слезами молил он Господа Бога: «Царю вечный и благосердый, сподоби меня видеть сего святого мужа и последовать ему во всей своей жизни».

Юношей преподобный Никон оставил родительский дом и пришел в Троицкий монастырь, чтобы принять монашеский постриг от руки преподобного Сергия и поступить в созданную им обитель. Но случилось то, чего никак не ожидал юный богомолец: преподобный Сергий отказался выполнить его просьбу, считая, по-видимому, необходимым уготовить ему испытание. Преподобный направил искателя монашеских подвигов к своему ученику Афанасию Старшему, настоятелю Серпуховского Высоцкого монастыря, славившемуся добродетельной жизнью, сказав: «Иди без всякого размышления, и если будет угодно Богу, ты примешь там иноческий образ». Преподобный Никон, проявив истинное смирение и послушание, тотчас же отправился в Серпухов.

Преподобный Афанасий также решил проверить, насколько основательно его желание принять монашеский постриг. «Иночество - дело великое, - сказал настоятель Высоцкого монастыря, - ты молод, а правила старцев суровы». Юноша ответил: «Ты только прими меня, а время покажет, могу ли я переносить трудности иноческого жития».

Видя его неотступное стремление всецело посвятить себя Богу, преподобный Афанасий сказал: «Господь наставит тебя на путь заповедей Своих. Ныне твое желание исполнится». Сотворив молитву, он облек юношу в иноческий образ.

Под водительством преподобного Афанасия новопостриженный инок преуспевал в подвигах монашеского делания. Два года пребывал он в Высоцком монастыре. По желанию настоятеля и братии Никон был почтен саном священства. Но чем дальше, тем больше им овладевало стремление вновь посетить Троицкую обитель и увидеть преподобного Сергия. Настоятель Высоцкого монастыря не стал удерживать молодого инока и отпустил его с миром.


Прп. Никон Радонежский.

Икона Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В Троицкой обители иеромонах Никон со слезами припал к стопам преподобного Сергия и попросил у него благословения. Преподобный с радостью принял молодого инока и оставил его в своей обители.

Никон со всем усердием выполнял монастырские послушания, неустанно упражнялся в молитве и бдении. За благочестивое житие преподобный Сергий оказал Никону особую милость, разрешив ему пребывать с ним в одной келии. Беседы с богомудрым наставником были для инока училищем духовного возрастания, а пример молитвенного подвига Преподобного давал Никону силу противостоять искушениям.

Преподобный Сергий, прозревая благодатные дарования Никона, пожелал поставить его вместо себя настоятелем обители и поначалу возложил на него часть своих обязанностей; а за шесть месяцев до кончины Преподобный сообщил, что целиком передает в руки Никона управление монастырем. Никон не хотел принимать на себя руководство братией, но ради послушания выполнил повеление Преподобного.


Церковь преподобного Никона. Вид с восточной стороны


В конце сентября 1392 года Никон горько оплакивал учителя, когда тот скончался. «В ком найду я после Бога прибежище и где найду утешение?» - восклицал новый игумен монастыря. Преподобный Никон с точностью исполнял все то, что заповедал основатель Троицкой обители. Новый игумен имел обыкновение обходить все места, где трудились иноки, и сам принимал участие в общих трудах. Своей кротостью, мудростью и отеческой заботой о насельниках монастыря он приобрел их уважение и любовь. За наставлениями к преподобному Никону устремлялось множество богомольцев. Это смущало нового игумена, который ценил безмолвие и молитву в уединении. В итоге он сложил с себя обязанности настоятеля и затворился в уединенной келии. В 1392-1398 годах вместо Никона игуменом Троицкого монастыря был его ученик - преподобный Савва, впоследствии игумен Сторожевский.

Шесть лет преподобный Никон пребывал в безмолвии. Но когда преподобный Савва оставил настоятельство и по просьбе князя Юрия Димитриевича удалился в Звенигород, братия обратились к Никону с мольбой о том, чтобы он снова принял на себя управление монастырем. «Не подобает тебе, отче, искать пользы себе одному, попекись и о спасении ближних», - говорили ему иноки. В 1398 году Никон уступил желанию братии, но с условием, что ему будет дана возможность часть каждого дня посвящать уединенной молитве.

В 1401 году Никон приезжал в Кашин. Он способствовал примирению тверских князей, а в Кашине вместе с тверской великой княгиней Евдокией, вдовой великого князя Михаила Александровича, преподобный Никон крестил ее внука княжича Димитрия, сына кашинского князя Василия II Михайловича.


Внутренний вид церкви преподобного Никона и раки над мощами сего святого. Литография. 1864 г.


В 1408 году Русь подверглась нашествию ордынского князя Едигея. Преподобный Никон горячо молился об избавлении от страшного врага, о спасении Троицкой обители от разорения. Однажды ночью он сел отдохнуть после молитвенных трудов и увидел, как в его келию вошли святители Московские Петр и Алексий в сопровождении преподобного Сергия, который, обратившись к Никону, сказал: «Так угодно Господу, чтобы случилось сие нашествие иноплеменников и коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, а мужайся, и да крепится сердце твое; искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Преподав Никону благословение, святые стали невидимы.

Подойдя к дверям келии, он нашел их запертыми. Открыв двери, Никон увидел, как святые удалялись от келии к церкви. Тогда он понял, что все это происходило не во сне, а наяву.


Изображение иконы Святой Троицы с преподобным Никоном и преподобным Сергием
над северным входом в Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Вскоре предсказание преподобного Сергия сбылось. Татары сожгли дотла Троицкую обитель. Получив предупреждение свыше, преподобный Никон и братия заблаговременно покинули монастырь и захватили с собой святыни, часть книг и утварь основателя Троицкой обители.

На восстановление монастырских зданий ушло менее трех лет. 25 сентября 1411 года, в день преставления преподобного Сергия, был освящен деревянный храм в честь Живоначальной Троицы. Последним большим деянием преподобного Никона стало сооружение каменного Троицкого храма над гробом его учителя. В 1422 году в самом начале строительных работ совершилось обретение нетленных мощей преподобного Сергия, которые по окончании строительства были перенесены в новый храм.

Преподобный Никон проявлял заботу о благоукрашении каменной церкви. Для этого им были приглашены два инока, славившиеся своим иконописным мастерством, - Андрей Рублев и Даниил Черный. Когда Никон увидел, что украшение храмов закончено, он с великой радостью возблагодарил Бога: «Славлю пресвятое имя Твое за то, что не презрел мое прошение, но даровал мне, недостойному, видеть все сие своими глазами».


Рака над могилой преподобного Никона Радонежского.
Никоновский придел Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры


Особую заботу преподобный Никон проявлял о духовном возрастании иноков. При нем и по его указаниям в монастыре были переписаны «Лествица» Иоанна Синайского, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника, ответы преподобного Варсонофия, наставления преподобного Исихия.

Во время мора, предчувствуя близкую кончину, преподобный Никон собрал братий монастыря и дал им последние наставления. Он призвал иноков соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, не выходить из обители часто, быть терпеливыми в искушениях, повиноваться начальствующим, ненавидеть праздность, любить безмолвие. «Если возможно, - сказал преподобный, - не отпускайте никого от себя с пустыми руками, дабы незаметно не оказать презрения Самому Христу, явившемуся под образом просящего. Бодрствуйте и непрестанно молитесь, дабы Господь и вас сохранил невредимыми от врага». Еще до разлучения души с телом ему было показано место будущего упокоения рядом с преподобным Сергием. Блаженная кончина ближайшего ученика Игумена земли Русской наступила 17 ноября 1427 года. В должности настоятеля преподобный Никон пробыл около 30 лет.

За великие монашеские подвиги он при жизни был удостоен дара прозрения, а после кончины - дара чудотворения. Однажды Никон решил послать инока по имени Акакий в село, принадлежавшее обители преподобного Сергия. Не желая повиноваться, Акакий сказал: «Я не для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села». Настоятель долго умолял Акакия, но он ни за что не хотел исполнить данное ему послушание. Тогда преподобный Никон предрек: «Смотри, Акакий, как бы тебе по своей воле не пришлось быть там, и тогда получишь воздаяние за свое непослушание».



Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры


Вскоре после того преподобный Никон преставился ко Господу. Акакий же предал забвению все, что было ему предсказано покойным настоятелем, и отправился в то самое селение, в которое его посылал преподобный Никон. Там его внезапно постиг суд Божий: он впал в умственное расстройство. Братия привели его обратно в монастырь. Здесь ему явился преподобный Никон с жезлом в руках и сказал с укоризной: «Разве ты для того отрекся от мира, чтобы обходить города и села?»

Тогда Акакия охватил великий страх, и он начал истово кричать. В таком тяжелом состоянии он находился несколько дней, пребывая у мощей преподобных Сергия и Никона и с плачем молясь об отпущении своего согрешения. Братия усердно молились за него. По благодати Божией и по молитвам святых Акакий получил исцеление. О случившемся он сам со слезами рассказывал многим вопрошавшим его.

Духовная близость преподобных Сергия и Никона Радонежских, таким образом, проявилась и после их преставления. Оба неоднократно вместе являлись страждущим людям и творили чудеса. Однажды житель Москвы по имени Симеон заболел так сильно, что не мог ни двигаться, ни спать, ни принимать пищу. Ночью в молитве он призывал на помощь преподобного Сергия. Вдруг пред ним предстали два старца - Сергий и Никон, которого Симеон знал лично. Преподобный Сергий осенил больного крестом и повелел ему взять икону, которую некогда подарил Симеону Никон. Затем святые стали невидимы, а Симеон почувствовал, что совершенно выздоровел.


Преподобный Никон Радонежский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры


В 1608-1610 годах во время осады Троицкого монастыря польскими интервентами преподобные Сергий и Никон не раз являлись не только осажденным, ободряя и укрепляя их надеждой на помощь Божию, но и врагам, угрожая им карой Господней. Многие из казаков, воевавших тогда на стороне поляков, видели, как по монастырским стенам ходили два старца с седыми бородами и светозарными ликами. Один, как рассказывал казак Иван Рязанец, кадил обитель и осенял крестом стены монастыря. Другой держал в правой руке кропило, а в левой - чашу и кропил святой водой монастырские стены и все прочее в обители. При этом оба пели тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» и кондак «Вознесыйся». Преподобный Сергий повернулся к казачьим полкам и сказал гневным голосом: «О окаянные законопреступники, зачем собрались вы разорить дом Пресвятой Троицы, осквернить в нем Божии церкви и погубить всех христиан? Не даст вам Господь покорить Свой удел».

От лица Преподобного сиял неизреченный свет, словно палящий огонь. Осаждавшие монастырь стреляли по старцам из луков, но стрелы, отскакивая от них, возвращались обратно и многих ранили. Множество пораженных этими стрелами умерли. Когда среди осажденных от голода и других лишений начались болезни, преподобный Никон явился во сне пономарю Иринарху и велел передать страждущим: «В сию ночь выпадет снег, и пусть все, кто желает исцелиться от болезней, натираются им». Ночью действительно выпал снег, и все, кто с верою натирался им, выздоровели.

В XIX веке в монастырской больнице жестоко страдал от горячки послушник Гавриил. Несколько дней он был без памяти, и многие думали, что он не выживет. В ночь перед днем памяти преподобного Никона он увидел, что душа его разлучается с телом и устремляется в бездну.

Гавриил начал молиться преподобным Сергию и Никону о возвращении к жизни для покаяния. Вдруг двери отворились, и вошли два светоносных старца: в одном Гавриил признал Сергия, а в другом - Никона.

Преподобный Сергий указал жезлом на больного и сказал Никону: «Помоги!» Преподобный Никон подошел к больному и самим приближением наполнил его силой и радостью. Гавриил приподнялся, перекрестился, а святые отцы стали невидимы. Больной пришел в себя и начал выздоравливать.


Вид на церковь преподобного Никона Радонежского и Троицкий собор


Общецерковное почитание Никона Радонежского установлено в 1547 году. «Друг молчания, делатель бдения, образец целомудрия, неистощимое сокровище молитвы» - так говорится о нем в службе преподобному Никону.

Память преподобного Никона Радонежского совершается 7/20 июля, 27 сентября / 10 октября и 17/30 ноября.


Преподобный Никон Радонежский. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Тропарь преподобному Никону, игумену Радонежскому, глас 1

П ослуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы/ в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак преподобному Никону, глас 4

Д ухо́вному твоему́ настоя́телю, о́тче Ни́коне, вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́ем,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси́ чинонача́льник и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Он родился в Неаполе, дата его поминовения 5 апреля по новому стилю. Его отец был язычником, а вот мать - христианкой. Когда мальчик подрос, он решил остаться язычником, также, как и его отец. Поступил на военную службу, отличался силой и храбростью. Однажды он вместе со своим отрядом попал во вражеское окружение. Тогда он вспомнил наставления своей матери-христианки. Никон осенил себя крестным знаменем, помолился Господу.

Неминуемой смерти он избежал. После возвращения домой стал искать священника, что было достаточно сложным делом во времена гонений на христиан. Сев на корабль, он отправился на остров Хиос и совершил восхождение на высокую гору, где 8 дней он пребывал в посте и молитве. Он просил Господа помочь ему. И вот во сне святой Никон увидел Ангела, который указал ему путь.

Проснувшись, он отправился на гору Ганос. Там скрывалось от гонителей много иноков, возглавлял их епископ Феодосий. Именно от него Никон и принял Святое Крещение, а затем и монашеский постриг. Он поселился в храме, который находился в пещере. Святой Никон стал примером для всей братии и прожил так три года.

После епископу во сне было видение Святого Ангела, который возвестил, что святого Никона нужно посвятить в сан епископа, а затем со всей братией переселиться в Сицилийскую область. Епископ Феодосий все исполнил, после чего отошел ко Господу. Святому Никону было вверено 190 иноков. Все вместе они отправились на корабле в Сицилию. Тем самым они спаслись от гонителей христиан.

По промыслу Божьему, епископу Никону удалось побывать в родном Неаполе. Там он застал в живых свою мать и провел с ней последние дни ее жизни.

Прибыв на Сицилию, святитель поселился в пустынном месте вместе с братией. Здесь они мирно прожили много лет, пока вновь не начались гонения на христиан. Правителю Сицилии донесли, что рядом живет община христиан. Все 199 монахов (к 190 присоединились еще 9 человек) были схвачены и обезглавлены. Святого Никона оставили в живых, чтобы подвергнуть истязаниям: его жгли огнем, привязывали ноги к диким лошадям и заставляли их тащить святого по земле. Но он оставался все время невредим.

Тогда мучители приказали его обезглавить. Его тело бросили диким зверям, но один пастух, которых был одержим нечистой силой, нашел его останки. Тот час же он упал лицом на землю и исцелился. Он рассказал об этом всем местным жителям. Тело святого похоронили вместе с убиенными 199 монахами.

День памяти преподобного Никона Радонежского (ученика и преемника великого Сергия Радонежского) отмечают 30 ноября .

Все мы слышали это имя, но не многие из нас знают, кем является святой Никон. Он основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которая находится в центре прекрасного города Сергиев Посад. В раннем возрасте Никон прослушал церковное повествование о учениях преподобного Сергия Радонежского. Этот необыкновенный рассказ восхитил молодого человека, и он решил наследовать святого. Через несколько лет Никон удостоился почета величайшего наставника, который сначала сделал его помощником настоятеля, а за несколько месяцев до своей смерти своим преемником.

Горько оплакивал Никон кончину своего великого учителя. Он исполнил его волю и позаботился о братьях, став их наставником. Вскоре Никон стал настоятелем церкви под Звенигородом, которая была полностью разрушена татарским войском в середине пятнадцатого века. Преподобный Никон бросил все свои силы на воссоздание былого величия этого монастыря, что ему и удалось сделать. Еще святой построил церковь Сошествия Святого Духа для мощей любимого наставника. Рядом с этим местом был вознесен прекрасный храм с белого камня во славу Пресвятой Троицы. Он украшен множеством росписей, икон и других изображений Небесного царства, которые сделали лучшие живописцы того времени. О благоустройстве этого храма служитель Господа не переставал заботится на протяжении всей своей жизни.

Никон имел множество последователей. Он учил своих братьев воспитывать в себе мужество и святость духа, закликал к борьбе с нечистотами людской души. Безмолвствие он считал лучшим средством достижения блаженства. После ухода из жизни и встречей с Богом преподобный Никон Радонежский был похоронен рядом с Сергием Радонежским, своим наставником и духовным учителем. За свои благие деяния и намеренья, святую жизнь преподобный Никон был удостоен высшей похвалы от Бога. Еще во время своей жизни он получил дар прозрения, а после смерти стал чудотворцем. В середине пятнадцатого века, после смерти святого, монах Логофет написал житие святого Никона, где подробно рассказал о его святых деяниях. А начиная с 1547 года 30 ноября все православные христиане празднуют День памяти этого святого.

Молитвы Никону Радонежскому

Тропарь преподобного Никона
глас 1
Послушания добрый рачитель быв,/ преподобне Никоне приснопамятне,/ Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси./ Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским
глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Никона
глас 4
Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився/ и от него наставляем,/ во всем Христови поработився,/ монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель,// с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.