Правило разбор номер 4. Как делать синтаксический разбор предложения

Школьников, студентов филологических факультетов, да и людей с другими смежными целями часто интересует анализ словесных конструкций. Сегодня мы поговорим о том, как сделать синтаксический разбор предложения онлайн, какие сервисы с этим справятся. На самом деле в сети много сайтов, предлагающих подобные услуги, вот только не всегда ресурс оказывается эффективным и удобным. Мы познакомимся с самыми популярными и функциональными продуктами.

На этом сайте легко выполнять даже самые сложные задания в онлайн режиме. Более того, в процессе разбора вы получаете дополнительные знания и можете понять по теме даже больше, чем при прочтении сухой теории. Для того чтобы воспользоваться возможностями сервиса, придется пройти регистрацию. Настоящий школьный виртуальный помощник, с которым вы сможете разобрать 5 класс легко и быстро. Нет ничего лишнего и отвлекающего внимание, так что он заслуженно стоит на первом месте.


Отличная, понятная шпаргалка . Предложены понятные схемы по разбору предложений разного уровня сложности в виде таблицы, предусмотрены отличные примеры. Ресурс создан специально для помощи в учебе, поэтому можно использовать за основу не только для изучения русского языка, но и математики.


Стоит отметить, что на сайте есть сочинения для 3, 5, 6, 7 классов и многое другое.

Еще один спецсервис , заслуживающий особого внимания. Здесь есть возможность выполнить синтаксический разбор предложения онлайн, независимо от числа слов и символов. Работать с ним легко и удобно, в основном благодаря тому, что площадка была создана именно для синтаксического анализа.


Как было отмечено, инструмент способен разобрать бесплатно целые конструкции предложений любой сложности, не говоря уже об отдельных словах. Алгоритм анализа прост:

  • указываются первоначальные словарные формы;
  • анализ грамматики;
  • падежи.

Оформление приятное и комфортное для восприятия. Кроме того, на сайте вы найдете подразделы с разной литературой, как русской, так и зарубежной. Можно найти биографию поэтов и писателей – этот контент часто нужен в школьной программе. Инструмент вам точно пригодится, если вы устали от многочисленной рекламы, здесь ее практически нет, мешать не будет. На нем легко освоиться, есть масса полезной информации.

Из минусов можно выделить только то, что нет других материалов по русскому языку, в основном контент создан на основе литературы, но при этом вы в любое время можете воспользоваться разбором.

Синтаксический онлайн разбор предложения с помощью Seosin.ru

Один из самых популярных спецресурсов в этой области. Разработчики утверждают, что он легко способен выполнить онлайн не только синтаксический, но и морфологический анализ, после которых пользователь получает полную информативную статистику о конкретном тексте.


Работать с таким помощником просто:

  • заходите на главную страничку;
  • вставляете скопированный текст в пустое поле;
  • вводите проверочное число, расположенное снизу;
  • кликаете «Анализировать».

При необходимости можно обратиться за помощью на специализированные форумы, где ветки разделены по темам. К примеру, многие рекомендуют Лингвофорум или раздел сайта ТурбоТекст – Грамота . Просто открываете новую тему или дописываете вопрос в уже существующей, и ждете.

Как видите, синтаксический разбор сложных предложений онлайн проводится не сложно. К тому же предлагается не только теоретическая база, но и в режиме реального времени можно анализировать нужную словарную конструкцию.

Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам. Именно синтаксическому разбору предложения посвящена наша статья.

Единицы синтаксиса

Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.

Зачем нужен синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор. Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.

Члены предложения

Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое . Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое , более одной - сложное .

Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное . Если же присутствуют оба главных члена - двусоставное .

Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым . В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.

если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.

Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.

Характеристика предложения

Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать

  • по цели высказывания;
  • по интонации;
  • по количеству грамматических основ и так далее.

Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.

По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

По интонации: восклицательное или невосклицательное.

Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.

По количеству грамматических основ: простое или сложное.

По количеству главных членов в грамматической основе : односоставное или двусоставное.

Если предложение односоставное, надо определить его вид : назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.

По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.

Осложнённое предложение

Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.

Например , предложение “Ребята, давайте жить дружно!” осложнено обращением «ребята».

Если предложение сложное

Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.

В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.

Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:

шерстяная юбка - прилагательное;

юбка из шерсти - существительное;

юбка отглаженная - причастие;

привычка побеждать - инфинитив…

Пример синтаксического разбора предложения

Разберем предложение «Не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город» .

Подчеркнем грамматические основы . Их две: знал и ты переехала . Определим части речи: знал - сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.

Теперь подчеркиваем второстепенные члены :

Переехала откуда? из деревни - обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.

Теперь дадим характеристику . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.

Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.

Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.

По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.

Что мы узнали?

Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 101.

§1. Что такое синтаксический разбор, в чём его специфика

Синтаксический разбор - это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

  • словосочетания
  • простого предложения
  • сложного предложения

При синтаксическом анализе важно уметь различать единицы синтаксиса, осознавать, что это единицы разных уровней, и понимать, какими признаками характеризуется каждая из них. Синтаксический анализ требует не путать словосочетание и простое предложение, а также простое и сложное предложения и знать, как следует разбирать каждое из них.

§2. Что нужно знать и уметь делать

Синтаксический разбор требует знаний и умений.

Нужно знать:

  • в чём различие между словосочетанием и предложением
  • в чём различие между простым и сложным предложением
  • как строится словосочетание, и какими они бывают (вид по главному слову)
  • синтаксические связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
  • какие признаки характеризуют предложение: цель высказывания, смысловая и интонационная законченность, наличие грамматической основы
  • какими бывают предложения по количеству грамматических основ: простое, сложное
  • какими бывают простые предложения по своей структуре: двусоставное, односоставное (назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное)
  • какими бывают сложные предложения: по характеру синтаксической связи их частей: союзные, бессоюзные; союзные: сложносочинённые и сложноподчинённые)
  • какова синтаксическая роль слов в предложении (разбор по членам предложения)

Нужно уметь:

  • определять, к каким синтаксическим единицам относится данная для разбора единица
  • выделять словосочетания в предложении
  • находить главное и зависимое слово в словосочетании
  • определять вид синтаксической связи
  • определять грамматическую основу предложения
  • определять тип предложения по грамматической основе (двусоставное - односоставное) и по характеру главного члена (для односоставных предложений)
  • определять члены предложения
  • определять осложняющие компоненты: однородные члены, обособления, вводные элементы (вводные слова и предложения, вставные конструкции), обращения, прямая речь и цитирование
  • определять количество частей в сложном предложении
  • определять тип синтаксической связи и тип сложного предложения

§3. Порядок разбора синтаксических единиц

Словосочетание

1. Определить главное и зависимое слова, выделить главное, от него поставить вопрос к зависимому.
2. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное, наречное.
3. Определить вид синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.

Простое предложение

1. Выполнить разбор по членам предложения: подчеркнуть все члены предложения, определить, чем (словом какой частью речи) они выражены.
2. Дать характеристику по цели высказывания:

  • повествовательное
  • вопросительное
  • побудительное

3. Дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:

  • невосклицательное
  • восклицательное

4. Определить количество грамматических основ и определить тип предложения по их количеству:

  • простое
  • сложное

5. Дать характеристику по наличию главных членов:

    • двусоставное
    • односоставное

а)односоставное с главным членом подлежащим: назывное
б)односоставное с главным членом сказуемым: определённо-личное, неопределённо- личное, обобщённо-личное, безличное

6. Дать характеристику по наличию второстепенных членов:

  • распространённое
  • нераспространённое

7. Дать характеристику по полноте (наличию членов предложения, необходимых по смыслу):

  • полное
  • неполное

8. Определить наличие осложняющих компонентов:

    • неосложнённое
    • осложнённое:

а) однородными членами предложения
б) обособленными членами: определением (согласованным - несогласованным), дополнением, обстоятельством
в) вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
г) обращением
д) конструкции с прямой речью или цитированием

Примечание:

При выражении обособлений причастными и деепричастными оборотами, а также сравнительными конструкциями, охарактеризовать, чем именно выражено обособление

Сложное предложение

1. Как и в простом предложении, определить члены предложения.
2. Как и в простом предложении, дать характеристику по цели высказывания:

  • повествовательное
  • вопросительное
  • побудительное

3. Как и в простом предложении, дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:

  • невосклицательное
  • восклицательное

4. По количеству грамматических основ (более одной), определить, что предложение сложное.
5. Определить тип синтаксической связи между частями сложного предложения:

  • с союзной связью
  • с бессоюзной связью
  • с сочетанием союзной и бессоюзной связи

6. Определить тип сложного предложения и средства связи:

  • сложносочинённое ( : соединительными, разделительными, противительными, присоединительными, пояснительными или градационными)
  • сложноподчинённое ( : временными, причинными, условными, целевыми, следствия, уступительными, сравнительными и изъяснительными, а также союзными словами)
  • бессоюзное (связь по смыслу, выраженная интонационно)

7. Определить вид сложного предложения (например: сложноподчинённое с придаточным изъяснительным).
8. Далее характеризуется каждая часть сложного предложения (по схеме простого предложения - см. схему разбора простого предложения, пп. 5-8)
9. Составить схему сложного предложения, отражающую

Предложение содержит информацию, спрашивает о ней или направляет на действие. Чаще всего имеет основу и описывающие её второстепенные члены. Чтобы усвоить или освежить в памяти тему, полезно изучить примеры грамматического разбора предложения в русском языке.

Грамматическая основа в разборе предложения

Основа достаточно логична в применении. Состоит из подлежащего, которое называет непосредственно вещь или явление, и сказуемого - действия, совершённого или направленного на объект.

Подлежащее всегда употребляется в начальной форме (именительный п.), но может являться не только существительным. Это может быть:

  • числительное - для указания количества, множества, числа (в очереди стояло трое; четыре была для него лучшей оценкой);
  • личное местоимение (он тихо ходил по коридору; мы вышли из класса);
  • неопределённое местоимение (кое-кто сидел в комнате; что-то мне мешало);
  • отрицательное местоимение (никто не мог им помешать);
  • прилагательное в значении существительного (ответственный назначался руководством; дежурный следил за порядком).

В грамматическом разборе предложения подлежащее принято выделять подчёркиванием, а сказуемое - двойным подчеркиванием.

Сказуемое чаще всего является глаголом, но имеет несколько видов:

  • простое глагольное, выражено глаголом в любом наклонении (пёс бежал по аллее; студент встаёт рано);
  • составное глагольное, состоит из вспомогательного глагола (модального слова) и инфинитива (она начала бегать по утрам; я должен съездить на работу);
  • составное именное, имеющее глагол-связку (чаще всего - быть) и назывную часть (школьник стал студентом; хлеб является основной их едой; трижды два - шесть (опускается слово «будет»));

Полнота предложения

Исходя из состава основы, предложения бывают двусоставные, где присутствуют оба главных члена либо один подразумевается (неполные) (наступила ночь; где он (опущено «находится»)?) , и односоставные. Последние бывают:

  • определённо-личные, в которых по лицу глагола понятно, о ком речь (делаю всё возможное (я); идём на прогулку (мы));
  • неопределённо-личные, выражаемые глаголом прошедшего времени во множественном числе (этажом ниже зашумели; где-то вдалеке пели);
  • обобщённо-личные, которые приписывают действие всем (часто встречается в пословицах и поговорках) (хочешь рыбку съесть - надо в воду лезть; идёшь и восхищаешься видом);
  • безличные, не подразумевающие никакого объекта (стемнело; его было очень жаль; в комнате холодно).

Второстепенные, но не менее важные

Чтобы дать развёрнутую информацию, объект и действие подкрепляются сторонними словами и конструкциями. Ими являются:


Выполняя грамматический разбор предложения, их тоже обязательно следует учитывать. Если второстепенные члены имеются - предложение считается распространённым, соответственно, без них - нераспространённым.

Осложненные предложения - это совсем не сложно

Различные вставные компоненты дополняют предложение, увеличивая объем информации. Они встраиваются между главными и второстепенными членами, но определяются уже как отдельная часть, которая идёт отдельным пунктом в грамматическом разборе предложения. Эти компоненты можно убрать или заменить без потери смысла текста. Среди них:

  • обособленные определения, применимые к объектному члену (описывают свойство, выделяются как определение), являются причастными оборотами (чайник, гревшийся на плите, резко засвистел; дорога вела к дому, стоявшему в лесу);
  • обособленные обстоятельства (выделяются как обстоятельство) являются деепричастными оборотами (он бежал, спотыкаясь о камни; глядя с опаской, собака протянула лапу);
  • однородные члены предложения - выполняют одинаковую функцию и всегда задаются одинаковым вопросом (на полу были разбросаны (что?) книги, тетради, заметки (однородное подлежащее); на выходных мы только (что делали?) спали и гуляли (однородное сказуемое); он взглянул на (кого?) маму и сестру (однородное дополнение));
  • обращение к кому-либо, которое всегда обособляется запятой и является самостоятельным членом предложения (сын мой, ты поступил правильно; Ты, Андрей, меня не так понял);
  • вводные слова (вероятно, возможно, наконец-то и пр.) (я, наверное, погорячился; завтра, скорее всего, будет жарко).

Как сделать грамматический разбор предложения, учитывая все компоненты?

Для разбора создан чёткий алгоритм, не вызывающий затруднений при знании всех вышеперечисленных конструкций и компонентов предложения. Среди них выделяются простые и сложные - порядок анализа у них немного разный. Далее предоставлен грамматический разбор предложений с примерами для отдельных случаев.

Простое предложение

В начале осени, покрытые золотым ковром, причудливо переливаются городские аллеи.

1. Определить главные члены. Основа должна быть одна, как в данном примере: аллеи - подлежащее, переливаются - сказуемое.

2. Выделить второстепенные члены: (когда?) в начале осени - обстоятельство, (какие?) покрытые золотым ковром - обособленное определение, (как?) причудливо - обстоятельство, (какие?) городские - определение.

3. Определить части речи:

В пр. начале сущ. осени сущ. , покрытые прич. золотым прил. ковром сущ. , причудливо нар. переливаются гл. городские прил. аллеи сущ.

4. Описать признаки:

  • цель высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);
  • интонация (восклицательное, невосклицательное);
  • по основе (двусоставное, односоставное - указать, какое);
  • полнота (полное, неполное)
  • по наличию второстепенных (распространённое, нераспространённое);
  • осложнено (если да, то чем) или не осложнено;

Характеристика данного невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением.

Так и выглядит полный грамматический разбор предложения.

Сложное предложение

Поскольку сложное предложение включает два и более простых, весьма логично разобрать их по отдельности, но алгоритм разбора всё равно другой. Грамматический разбор предложения в русском языке неоднозначен. Сложные предложения по связи простых бывают:


Пример разбора сложносочинённого предложения

В семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым, но на выходных все собирались вместе за одним большим столом.

  1. Выделяются все основы. Их несколько в сложном предложении: каждый - подлежащее, был занятым - составное именное сказуемое; все - подлежащее, собирались - сказуемое.
  2. Определить части речи.

В пр. семье сущ. , независимо нар. от пр. возраста сущ. , каждый местоим. был гл. очень нар. занятым прил. , но с. на пр. выходных прил. все местоим. собирались гл. за пр. большим прил. столом су щ.

  1. Выявить наличие союза. Здесь - «но». Значит предложение является союзным.
  2. Охарактеризовать по положению простых можно в том случае, если имеется союз (пункт 2). Данный пример - сложносочинённое предложение, простые в нём равнозначны (т.е. при желании можно разделить его на два самостоятельных). В случае бессоюзного этот пункт не указывается.
  3. Сделать общую характеристику: повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.
  4. Разобрать простые внутри по отдельности:
  • в семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением «независимо от возраста»)a
  • на выходных все собирались за большим столом (повеств., невоскл, прост., двусост., полное, распр., неосл.)

Сложноподчинённое предложение

Алгоритм будет аналогичным, только с указанием подчинительного союза. Он входит в состав Также нужно выделить главное и выяснить, каким способом к нему «прикрепляются» придаточные (круглые скобки).

Это - вид подчинения, не обязательный пункт, но тоже часто учитывается.

Главное, помнить, что грамматический и синтаксический разбор - синонимы. Встреча одного из слов в задании не должна пугать, так как тема достаточно общая и быстроусваиваемая. Для иностранцев она сложна из-за большой вариативности, но тем и красив русский язык.

Разбор предложения по составу называют синтаксическим. Он один из первых, который изучают в школе. Сначала процесс может вызывать трудности, однако, уже после двух разборов многие люди быстро находят все составляющие. Поможет в разборе знание частей речи, правила об основе и второстепенных членах предложения, понимание связи слов в словосочетании. Это проходят к концу начальной школы, поэтому ученики 5 класса выполняют разбор без труда.

Придерживаясь определённой последовательности, можно быстро сделать разбор. Для этого понадобится обратить внимание на такие этапы:

  1. Определить, к какому типу относится фраза: повествовательному, вопросительному или побудительному.
  2. По эмоциональному окрасу отличают восклицательное и невосклицательное предложение.
  3. Затем переходят к грамматической основе. Её нужно найти, обозначить способ выражения, указать, является предложение простым или сложным.
  4. Определить односоставность и двусоставность написанного.
  5. Найти дополнительные члены предложения. Они покажут, является оно распространённым или нет.
  6. С помощью определённых видов линий выделить каждый второстепенный член предложения. При этом над словом указывают, каким оно является членом предложения.
  7. Обозначить, имеются ли пропущенные члены предложения в предлагаемой фразе, что позволит определить, полным или неполным является высказывание.
  8. Имеются ли осложнения.
  9. Дать характеристику написанному.
  10. Составить схему.

Чтобы правильно и быстро провести синтаксический разбор, нужно знать, что представляет собой основа и второстепенные члены.

Основа

В любой основе имеется подлежащее и сказуемое. При разборе первое слово подчёркивается одной линией, второе – двумя. Например, «Наступила ночь ». Здесь грамматической основой выступает полная фраза. В ней подлежащее слово «ночь». Подлежащее не может находиться ни в каком другом падеже, кроме именительного.

По соседству находится сказуемое «наступила», которое описывает действие, совершённое с подлежащим. (Пришёл рассвет. Наступила осень.) В зависимости от того, простым или сложным является предложение, выделяют одну или две основы. В высказывании «Жёлтые листья опадают с деревьев» одна грамматическая основа. А здесь две основы: «Луна спряталась – наступило утро».

Перед синтаксическим разбором фразы необходимо найти дополнительные члены предложения:

  1. Чаще всего дополнение - это существительное или местоимение. Ко второму члену предложения могут добавляться предлоги. Оно отвечает на все вопросы падежей. Сюда не входит именительный падеж, так как он может быть только у подлежащего. Посмотри (куда?) на небо. Обсудим (что?) вопрос. В семантическом значении они стоят в одном ряду с существительным.
  2. Определение выполняет описательную функцию, отвечая на вопрос «Какой? Чей?». Часто сложно выявить член предложения из-за того, что оно бывает двух видов. Согласованное, когда два слова находятся в одном лице, роде, числе и падеже. Несогласованное выступает словосочетанием с управлением и примыканием. Например: «На стене висит книжная полка. На стене висит полка для книг» . В обоих случаях можно задать вопрос: какая? Однако отличием является согласованность и несогласованность определения.
  3. Обстоятельство описывает образ действия, время. Считается самым обширным членом предложения. Мы встретились (где?) в магазине. (Когда?) Вчера мы ходили в кино. Я (как?) легко сделаю упражнение. Это приводит к тому, что обстоятельство часто путают с дополнением. Здесь важно правильно поставить вопрос от главного слова к зависимому.

Взаимосвязь при написании

Важно сказать, что все второстепенные члены обязательно связаны с одним из главных слов. Определение находится в составе подлежащего, поэтому вопросы задают именно от этого члена предложения. А вот дополнение и обстоятельство связано со сказуемым.

На письме при разборе следует обозначить второстепенные члены. Если подлежащее и сказуемое подчёркивают одной и двумя линиями соответственно, то дополнение выделяют пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – точкой и тире. При синтаксическом разборе следует обязательно указывать в графическом варианте, чем является каждое слово.

Практическое занятие

Рассмотрим простое предложение:

Зимой туристы отправляются на горнолыжный курорт.

Начинают с основы. Здесь она представлена словосочетанием «туристы отправляются». То есть подлежащее - туристы, сказуемое – отправляются. Это единственная основа, значит, написанное является простым высказыванием. Так как имеются дополнительные члены, то оно является распространённым.

Теперь можно заняться поиском дополнений. Здесь при написании его не использовали. За ним следует определение: на (какой?) горнолыжный курорт. И можно выделить обстоятельства. Отправляются (куда?) на курорт, отправляются (когда?) зимой.

Вот так выглядит предложение при разборе по составу: Зимой (обст.) туристы (подл.) отправляются (сказ.) на горнолыжный (опр.) курорт (доп.).

Пример сложного предложения:

Солнце зашло за тучу, с неба пошёл мелкий дождь.

Сначала ищем основу. В предложении речь идёт о солнце и дожде. Значит, основы в предложении две: солнце зашло, и дождь пошёл. Теперь нужно найти дополнительные члены предложения в каждой основе. Зашло (куда?) за тучу; пошёл (какой?) мелкий, пошёл (откуда?) с неба.

Вот так нужно разбирать распространённые предложения по составу:

Мальчик сидел на крыше дома и смотрел на звёздное небо, притягивающее взгляд.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

Здесь основа – мальчик сидел и смотрел, поэтому сказуемых два. Находим второстепенные члены предложения. Сидел (где?) на крыше (чего?) дома. Смотрел (куда?) на небо, (какое?) звёздное. Небо (какое?), притягивающее взгляд.

То есть после нахождения всех составляющих высказывания, оно будет выглядеть так:

Мальчик (подл.) сидел (сказ.) на крыше (обст.) дома (доп.) и смотрел (сказ.) на звёздное (опред.) небо (обст.), притягивающее взгляд (опред.).

Синтаксический разбор предложения делать несложно. Главное, придерживаться шагов, начиная с поиска главных членов предложения. Они являются основой. Затем переходят к второстепенным. В конце разбора каждый из них подчёркивают определённой линией.

Видео

Из видео вы узнаете, как правильно сделать синтаксический разбор предложения.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.