Полный катарсис. Что такое катарсис

греч. katharsis – очищение) термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание. духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Катарсис

греч. catharsis) - очищение, возвышение, оздоровление, отделение худшего от лучшего. Существует три основные значения: 1. Религиозный; 2. Медицинский; 3. Эстетический. «Катарсис» в религиозном смысле - это обряд очищения. В греческом употреблялся во множественном числе "«катармой», в латинском lustratio - очищение и умилостивления как важнейшая часть религиозных отправлений, культовых церемоний. Очищения предшествовали всякому жертвоприношению. Внешняя и внутренняя чистота были непременным условием обращения человека к богу, совершаемого при жертвоприношении. В частности, обязательным считалось омовение рук, различного рода окуривания. Главными средствами очищения служили вода и огонь. Вот как описывает Гомер очищения в обряде жертвоприношений: «Речь обратил тут к собравшимся Нестор, герой геренейский: «Милые дети, мое повеленье исполнить спешите: Паче других преклонить я желаю на милость Афину... Так он сказал; все заботиться наччли: с поля телицу Скоро пригнали; пришли с корабля Телемаховы люди, С ним переплывшие море; явился и златоискусник, Нужный для ковки металлов принесши снаряд: наковальню, Молот, клещи драгоценной отделки и все, чем обычно Дело свое совершал он; пришла и богиня Афина Жертву принять... Взяли телицу тогда за рога Стратион и Ехефрон; Воду им руки умыть в обложенной цветами лохани Вынес из дома Дретос, в другой же руке он с ячменем Короб держал;» Такого рода очищения подготавливали человека к общению с богом, к «эпифании» - богоявлению. Само жертвоприношение (чаще всего животного) позволяло человеку обратиться к богу с молитвой - просьбой, которую божество принимало или отвергало. Второй род религиозных очищений - очищения от скверны, греховности. Такого рода очищения должны были пройти не только отдельные люди, но целые города и войска. В этом случае очищение выступает способом покаяния. Наиболее известен эпизод очищения греческого войска после оскорбления, нанесенного Агамемноном богу Аполлону. Агамемнон забрал в рабство дочь жреца Аполлона - Хриса (Хрисеиду) и ответил отказом Хрису, принесшему бесчисленный выкуп, чтобы «плененную дочь искупить». Аполлон «язву на воинство злую навел; погибли народы». Только возвращение Хрисеи-оды отцу, жертвоприношения Фебу (Аполлону) и очищения всего войска спасли греков. Медицинские очищения рассматривались как способ оздоровления организма. В основе таких очищений лежало представление о соединении в человеке основных мировых стихий (идея микро- и макрокосмоса). Наиболее полно эта теория представлена в поэме Эмпе-докла «О природе», учившего о существовании четырех не сводимых друг к другу стихий - огня, воздуха, воды и земли. В последующем Гинпократ разовьет теорию о преобладании одной из стихий в человеке и четырех типах человеческого темперамента. Начало эстетического понимания катарсиса - очищающей роли искусства (в частности музыки и песнопения) относят обычно к Гесиоду, описывающему волшебные свойства песнопения: «Если кто сохнет) печалью терзаясь, то стоит ему лишь Песню услышать служителя муз, песнопевца, о славных Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских, И забывает он тотчас о горе своем; о заботах Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.» Но в таком случае и у Гомера, описывающего находящегося в печали Ахилла и успокаивающегося игрой на кифаре, также содержится понимание катарсической роли искусства. Более определенно можно говорить о понимании катарсиса у пифагорейцев, которые ввели его в систему «пифагорейского образа жизни», где огромную роль играли пищевые очищения, прогулки, мнемические упражнения и собственно катарсис как врачевание души посредством музыки. Они прогоняли от себя уныние и тоску при помощи музыки, она же избавляла их от раздражения и гнева. Музыка здесь входит в комплекс катастрофических упражнений, суть которых состоит в восстановлении душевного равновесия. Еще более определенно очищение с душевным здоровьем связывает Платон, для которого катарсис начинается с употребления «подлинного знания» как «пищи для души». Прекрасное, способность человека припомнить идеальные образы, запечатленные в душе, позволяет, по Платону, стать человеку на путь очищения от преходящего, наносного. Аристотель, хотя и признавал катарсическую роль музыки, основное катарсическое действие он приписывал познанию. Весьма спорным является вопрос о катарсической роли трагедии. Что испытывает человек (древний грек), когда он в театре наблюдает разворачивающую на сцене трагедию? Владислав Татаркевич отмечает: «Спорили о следующем: имел ли Аристотель в виду очищение чувств или же очищение разума от чувств». Исследователи, и сам Татаркевич приходят к выводу, что Аристотель имел в виду разрядку чувств, успокоение, а не воспитание, облагораживание зрителя. То ость предполагается, что для греков, и это показательно для Аристотеля, на первый план выдвигался психотерапевтический эффект искусства, науки и познания. Катарсис, как способ духовного оздоровления, освобождения человека от беспокойства и отрицательных эмоций, остается важнейшим элементом европейской культуры на всем протяжении ее существования, в том числе современной. Качество жизни - условия жизни, уровень удовлетворения потребностей и запросов людей, содержание их образа жизни. Понятие качества жизни выполняет оценочную функцию по отношению к «образу жизни». Качество, определенность предмета, благодаря которой он является именно этим, а не другим. Благодаря качеству предмет существует и мыслится как нечто отграниченное от других. Качество проявляется через свойства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Катарсис – понятие, привнесенное в психологию и психоанализ, из времен античной эпохи, означающее возвышение, оздоровление души и тела, очищение. Представляет собой сильное эмоциональное потрясение, вызванное не реальными жизненными событиями, а их отображением в искусстве – на картине, в фильме, в музыке.

Такое переживание протекает длительно и негативно, но в самой острой своей точке превращается в позитивное переживание. Кипение эмоций, которое помогает преобразовать темные, негативные и больные переживания в светлые, возвышенные и благородные.

Понятие было разработано еще в древнегреческой философии, тогда этим словом обозначалось очищение, по большей части духовное, от чувства вины. Наиболее известное определение, дошедшее до нас с античных времен, сформировано Аристотелем и означает драму (трагедию), основанную на чувствах сострадания и страха и очищение от этих чувств – катарсис.

Разобравшись, что значит катарсис, нужно узнать, откуда пришло это понятие и что оно означало во времена античности.

Катарсис в философии – это процесс и эффект облегчения, облагораживания человеческой души и ее очищения, под воздействием нескольких факторов. Употребление этого термина началось в культуре древней Греции, где данным понятием характеризуются отдельные составляющие религиозных греческих праздников. Катарсис наделялся лечебными, исцеляющими душу и тело свойствами, освобождением тела от «скверны», а души от темной энергии.

Древнегреческая философия воспринимала понятие катарсиса в самых разных определениях, их использовали в философии, физиологии, магии, медицине и мистике. Позже эти понятия были перенесены из медицины и религии в сферу искусства. И здесь главными становятся определения состояния катарсиса, данные древнегреческим философом Аристотелем.

Катарсис по Аристотелю – это очищение человеческой души от аффектов, благодаря воспитательным и очистительным свойствам музыки и просматриваемой трагедии. Аристотель считал, что каждый человек, переживая состояние аффекта, становится слабее, а при помощи искусства он получит разрядку и временное очищение своей души. Во время просмотра трагедии, человек испытывает возбуждение, состояние страха и сопереживания, при этом его эмоции приводят к разряжению аффектов и созданию эффекта облегчения. По мнению Аристотеля, что душой наделены не только люди, но и животные, и растения. Но только человек может испытывать состояние катарсиса – очистить душу от накопившейся «скверны» — черной энергии, отрицательной информации и болезненных аффектов.

Подобно тому, как древнегреческие целители лечили больных с помощью исполнения энтузиастической музыки, повышающей состояние аффекта и развивающей состояние катарсиса, так Аристотель видел в восприятии трагедии связь духовного очищения с исцелением тела.

Определение понятия в психологии

Катарсис в современной психологии – это очищение с помощью собственного воображения и создания иллюзий. Психоанализ определяет состояние катарсиса как удовольствие, получаемое человеком от эмоций, которые он испытывает сам, во время восприятия им чужих эмоций. Психотерапия определяет состояние катарсиса как высвобождение от чрезмерной эмоциональной нагрузки.

Негативные эмоции, глубоко засевшие в человеческом подсознании, непременно должны находить выход, в противном случае они будут вызывать угнетение и проявление различных психосоматических симптомов, даже не осознаваемых человеком. Психоаналитики придерживаются мнения, что для излечения от недуга нужно пройти через эмоциональное потрясение.

Различают две разновидности катарсиса:

  1. Бытовой – для избавления от злости, ненависти, обиды человеку нужна эмоциональная разрядка. Он должен поплакать, пострадать, а после возникает желание простить обидчика и отпустить злость из своей души.
  2. Высокий – происходит через восприятие произведения искусства – книги, фильма, картины, музыки. Например, духовное очищение происходит через сопереживание героям трагедии, под впечатлением от их страданий и тяжелых жизненных ситуаций.

Поскольку катарсис – это внутреннее очищение, которое наступает после переживания сильнейших эмоций и потрясений, в психологии и психотерапии это понятие вывели как специальный метод, направленный на выявление и избавление от импульсов, которые не осознаются человеком. Это фаза лечения, во время которого пациент с душевными расстройствами вспоминает и вновь переживает те события и потрясения, которые привели к душевному заболеванию. Так больной очищает свою психику.

В психоанализе катарсис – прием терапевтического воздействия на пациента, с помощью которого ранее отложенный в подсознание аффект переживается вновь и очищает от душевного конфликта. В ходе такого лечения человек оживляет в памяти сильнейшие эмоции и переживания, освобождает ущемленные аффекты и приходит к выздоровлению.

Чтобы подробнее объяснить, что такое катарсис и его определение в психоанализе, нужно разобраться с понятием аффекта. Аффект – слово греческого происхождения, которое означает сильное душевное волнение, страсть. Такая реакция возникает у человека в критических обстоятельствах, когда он лишен времени на обдумывание ситуации и совершает стереотипные действия – проявляет агрессию, бежит или просто цепенеет. Реакция эта сильная, взрывная, но кратковременная.

Катарсис – это и есть очищение подсознания от негативных аффектов, процесс направления их в ходе лечения в другое, позитивное русло. Для освобождения от негативной энергии во время психоаналитического лечения, человеку вновь и вновь приходится переживать стрессовую ситуацию, порой это состояние очень болезненно для психики, так как эмоции давно находятся в глубинах подсознания. Но только этот метод психотерапии похож на восхождение к высшей точке душевного исцеления через мучительные, но необходимые переживания и воспоминания.

По Фрейду

В ходе лечения больных гипнозом, З.Фрейд связал проявление катарсиса в психотерапии с проявлением истерии. Он придерживался мнения, что симптомы истерии формируются у человека по причине направления негативной энергии на уровень бессознательного.

Гипноз Фрейд применял для вызова состояния катарсиса у больных, для исцеления от истерии. В состоянии транса ученый «вытаскивал» на поверхность сознания пациента гнетущие воспоминания, создавая эмоциональный заряд, освобождая подсознание от аффекта и вызывая такое состояние. Но позже он убедился, что устойчивого эффекта от лечения гипнозом он не добивался – часть пациентов плохо поддавалась введению в гипноз, а часть возвращалась с первоначальными проблемами.

Путь к самосовершенствованию

Понятие можно воспринимать как импульс к развитию собственной личности и самосовершенствованию, если говорить о нем, как о шквале бурных эмоций, переживаемых при соприкосновении человека с прекрасным – культурой и искусством.

Воспринимая и пропуская через себя события, показанные в фильме, театральном представлении или изображенные на картине, человек приобретает новый опыт. Он сопереживает чувствам, проблемам и жизненным ситуациям других людей, делая это бескорыстно и солидарно. Катарсис в такой ситуации становится точкой кульминации этих переживаний, человек очищает душу от негатива, страхов и обид.

Такие эмоции действуют очищающе, раздвигают перед индивидом новые границы, он готов получать новые знания, эмоции и чувства. Человек становится мудрее, свободнее и более восприимчивее к окружающему миру – неизбежен внутренний рост.

Любое познание и обучение приводит к самообразованию, к осознанному строительству своей собственной личности через постижение и восприятие общечеловеческой культуры. Воспринимая культурные ценности эмоционально, умея вести с ними диалог, человек познает и очищает собственную душу, меняя и совершенствуя свой разум – так меняется и структура личности.

Подытоживая, можно сказать, что понятие неоднозначно и не имеет четкого и единственного значения. Его синонимы – очищение, облегчение, буря, шквал, которые характеризуют катарсис как исцеление через высокие чувства и эмоции.

Понятие, которое вкладывали философы в состояние очищения, видоизменилось. Ведь древнегреческие трагедии, обладающие уникальным свойством — вызывать у человека состояние очищения души, сильно отличаются от современных фильмов и музыкальных произведений. Современные продукты культуры редко вызывают высокие чувства и бурные эмоции. Поэтому, для очищения и развития собственной души нужно стараться смотреть добрые, эмоциональные фильмы, становиться ближе к искусству и живописи для вымещения отрицательной энергии, которой итак много в современной жизни.

Культурология. Словарь-справочник

Катарсис

(греч. katharsis – очищение)

термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание.

духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

Педагогический терминологический словарь

Катарсис

(от греч. katharsis - очищение)

процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты. К. связан с получением удовольствия. Традиционное понятие "К." разработано в древнегреческой философии искусства. В дальнейшем К. получил распространение в психологической науке (З. Фрейд, Л.С. Выготский и др.).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 114)

Словарь лингвистических терминов

Катарсис

(др.-греч. καθάρσίς, очищение)

У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) духовное просветление и очищение зрителя трагедии, только что пережившего страх, гнев, сострадание и др. сильные чувства;

это же понятие имело многочисленные иные толкования в др. философских системах;

К. в психоанализе – метод психотерапии, при котором у больного вызывают сильные переживания, глубокое, очищающее изумление, чем помогают избавиться от навязчивых страхов, вредных привычек.

Античный мир. Словарь-справочник

Катарсис

(греч. κάθαρσις - очищение)

понятие, употребленное Аристотелем при определении трагедии, к-рая «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей» (Поэтика. Гл. 6). Это краткое и недостаточно ясное высказывание породило множ-во толкований, в т. ч. нравственное (К. воспитывает зрителя), психиатрическое (дает душевное облегчение), медицинско-ритуальное (исцеляет подобным), интеллектуальное (освобождает от ошибочного мнения).

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Гаспаров. Записи и выписки

Катарсис

♦ "Цель риторики раздваивает цель поэзии: обвинитель нагоняет на слушающих страх, а защитник вызывает сострадание. Чтобы из театра зритель вышел, душевно переродившись, но сложа руки, а из суда - не переродившись, но сделав справедливое дело. Поэзия - душевная гимнастика, риторика - душевная практика".

♦ И. Бабель к А. Слоним 26 дек 1927: "Мой отец лет 15 ждал настроения, чтобы пойти в театр. Он умер, так и не побывав в театре".

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Катарсис

Катарсис

♦ Catharsis

В переводе с греческого катарсис означает очищение, освобождение путем удаления всего, что мешает или загрязняет. Так, по Аристотелю, трагедия есть катарсис страстей; по Мольеру, комедия есть катарсис наших слабостей, достойных насмешки; по мнению некоторых современных психоаналитиков, психоанализ есть катарсис наших эмоций или психологических травм. Сильно сомневаюсь, что и в первом, и во втором, и в третьем случаях подобного очищения достаточно.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Катарсис

(греч. katharsis - очищение)

категория психологической эстетики, характеризующая процесс восприятия произведения искусства и то сильное внутреннее потрясение, которое при этом происходит и оказывает благотворное, очистительное воздействие на состояние челрвеческой души. В качестве эстетического переживания катарсис является атрибутом прежде всего театрально-драматического искусства. Он возникает в тот момент, когда герой трагедии переживает финальную катастрофу, а зритель, находящийся с ним в эмоциональном контакте, оказывается в состоянии смешанного аффекта страха, сочувствия, сострадания. Буря переживаний в его душе приводит в итоге к эффекту внутреннего очищения, когда человек, спустя некоторое время, начинает чувствовать себя обновленным, наполненным новыми чувствами, мыслями, силами, готовым к новым свершениям.

Во времена Пифагора древние греки считали, что душа способна засоряться, загрязняться темными желаниями, порочными вожделениями и потому нуждается в периодических очистительных процедурах посредством самых разных воздействий - мистериальных, музыкальных, театральных и др. Переживание состояния катарсиса имеет двойную целительную силу, оздоровляя как душу, так и тело.

Аристотель Поэтика ») создал психолого-эстетическую концепцию катарсиса в ее связи с восприятием зрелища театральной драмы-трагедии. Тяжелый финал трагедии, в котором главный герой как правило гибнет, потрясает зрителя до глубины души. Он ужасается происшедшему, скорбит о погибшем, сетует на несправедливость судьбы. Но самое удивительное состоит в том, что все эти, казалось бы, тяжелые и мрачные переживания, не погружают его в состояние депрессии. Парадоксальное действие трагедии заключается в ее способности рождать катарсис. Зритель движется сквозь мрак к свету. Его душа, испытавшая чувство отчаяния, вдруг воспаряет ввысь, наполняется силой. Тяжесть сменяется чувством облегчения. На смену страху и состраданию приходит освобождение, очищение души от всего темного, тяжелого, вредоносного, что обременяло ее до этого. Зрелище как бы вымывает из пространств внутреннего «я» накопившийся там моральный «мусор».

Феномен катарсиса занимает важное место в современной психологии. Психоаналитики активно используют практику терапевтических воздействий на психику пациентов, в результате которых патогенные переживания, причинявшие душевные страдания, уходят и человек начинает испытывать заметное облегчение. При этом допустимо привлечение разнообразных форм художественного творчества. Так, в начале 1990-х гг. в российской печати («Известия» от 17.9.1992) появилось сообщение о 45-летнем армянском психиатре Назлояне. Увлекавшийся скульптурой, он лепил портреты своих пациентов. За 15 лет врачебной деятельности им было создано 400 портретов Во время работы он разговаривал с душевнобольным. В процессе такого общения возникал психологический контакт, исчезало отчуждение. Это было крайне важно для пациента, чья больная душа была одинока, оторвана от мира, пребывала, словно в одиночном заключении, в тюремной камере своего внутреннего мира. Врач предлагал больному рассказывать о себе, о своей жизни и своих страданиях, утверждая, что тогда болезнь выйдет из того и перейдет в портрет. На каждую скульптуру уходило в среднем по 50 часов. В конце работы наступал катарсис, совпадавший с тем моментом, когда портрет обретал глаза. Больные в эти минуты испытывали сложнейшие переживания: одни плакали, другие смеялись, третьи пугались, четвертые негодовали или впадали в истерику. Такая вспышка чувств свидетельствовала о действительном освобождении души; она исцелялась если не от всей болезни, то от ее значительной части.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В переводе с древнегреческого языка катарсис дословно означает «очищение », «освобождение », телесное и душевное оздоровление .

Википедия трактует это понятие, как трагическое переживание, несущее в себе воспитательный элемент, что вызывает непременное изменение состояния сознания в лучшую сторону. Этакая стрессовая терапия, после которой все ваши проблемы покажутся «цветочками».

В поисках более точного смысла читателю необходимо обратиться к философии античного периода и психологии.

Катарсис в философии

Первым о катарсисе заговорил Аристотель – античный философ. Он использовал этот термин в своем произведении «Поэтика», обозначая им процесс освобождения от отрицательных эмоций , в основе которых страх и сострадание.

Главные герои в трагедии мыслителя переживают процесс очищения души, направленный к достижению внутренней гармонии. Апогеем катарсиса является вытеснение психического аффекта, после которого человек испытывает облегчение, приятное опустошение и спокойствие.

Аристотель применял это понятие в контексте искусства и говорил о том, что любой зритель, наблюдающий драму, испытывает отрицательно заряженный аффект, который сходит на нет к концу представления.

Но также это слово использовалось в других жизненных сферах все в той же Греции:

  1. в медицине катарсис – это освобождение тела от мучительной болезни (выздоровление);
  2. религия трактует его как очищение души от скверны и страданий;
  3. древнегреческое этическое учение подразумевало возвышение духа и разума.
    Философская литература насчитывает более 1500 интерпретаций катарсиса.

Понятие катарсиса в психологии

Психологи используют катарсис в качестве метода, основанного на способностях человека воссоздавать беспокоящие их образы, чтобы заново прокрутить в голове сложные моменты в своей жизни, которые привели к психологической проблеме.

Это в конце концов (при правильном поведении) позволяет клиенту избавляться от негативных состояний , сопровождающихся переживанием отрицательных эмоций в связи с определенными жизненными событиями.

По сути, с помощью катарсиса человек завершает свои гештальты ( ?), которые остались открытыми и вызывали дискомфорт (старые конфликты, запреты). Таким же образом можно избавиться и от фобий.

В результате применения метода достигаются следующие благоприятные изменения в психике :

  1. чувство тревоги ослабевает или уходит насовсем;
  2. негативные эмоции теряют свой заряд;
  3. человек начинает лучше понимать свой внутренний мир: слышать свои желания и потребности;
  4. общее позитивное влияние на индивида: улучшается эмоциональный фон, что влечет за собой изменение жизни в лучшую сторону.

Катарсис (переживание проблемы) протекает в остро негативной форме (крики, слезы и прочее выплескивание негатива, но со «спасательным кругом» в виде психотерапевта) и в самой высшей своей точке негатив трансформируется в положительное восприятие. Как улучшение настроения после того как вы поплакали.

Чтобы было более понятно приведу несколько отвеченный пример. Вас сильно обидели (вы сами обиделись) и вы идете в спортзал, где дубасите грушу до изнеможения, при этом выплескивая на нее весь негатив (в том числе и словами). После этого вам становится легче и вы даже готовы простить обидчика.

К сожалению, состояния катарсиса очень трудно добиться из-за внутреннего запрета многих людей на выражение эмоций. Способен на это только опытный психолог.

Откуда ведет свои истоки этот метод

Данный термин возник в психологии благодаря Зигмунду Фрейду, который являлся родоначальником психоанализа. Он полагал, что не осознаваемые личностью мотивы рождают различные эмоции, под влиянием которых человек испытывает психические расстройства и, как следствие, психосоматику – телесные симптомы.

Достичь осознания вытесненных представлений, чтобы избавить клиента от страданий, он предлагал следующими методами:

  1. метод ассоциаций;
  2. с помощью интерпретаций слов;
  3. оговорки.

Специалисты, придерживающиеся парадигмы психоанализа, убеждены, что излечить душевную болезнь можно только через переживание катарсиса .

Как достичь катарсиса

Чтобы самостоятельно испытать подобное состояние, прежде всего, необходимо время и старательная практика. Также не менее главным условием является искреннее желание человека разрешить свою проблему.

Понимание механизма катарсиса, что такое он представляет собой в реальности, может немного снизить страх перед проживанием данного опыта.

Ведь прежде, чем испытать освобождение от негативных эмоций, придется их усилить в сто крат и прожить .

Для достижения эмоциональной разрядки необходимо пройти 3 шага:

  1. Усиленно думайте о том, что вас беспокоит: это должна быть какая-то конкретная проблема или ситуация. Мысленно воспроизведите ее во всех красках, не упуская даже малейших деталей. Постарайтесь полностью погрузиться в созданный образ-ситуацию.
  2. Вместе с образом придут негативные чувства и телесные ощущения. Задача второго шага – усилить их максимально.
  3. Сосредоточьтесь на самых сильных, пиковых переживаниях и проживайте их искренне, с полной самоотдачей. Постепенно интенсивность эмоций начнет снижаться, и вскоре вы почувствуете огромное облегчение, а вместе с ним светлую радость.

Возможно, что на третьем этапе вас посетит чувство страха, поддавшись которому вы отдалите себя от состояния катарсиса. Испуганный ярким эмоциональным аффектом человек, как правило, выпадает из настроя и после придется начинать все заново.

Именно поэтому готовность и решительность человека избавиться от гнетущего состояния являются важными.

Способы освобождения от проблем

Существуют два вида катарсиса:

  1. Бытовой заключается в эмоциональной разрядке от гнева, обид или ненависти путем страдания, слез, крика. Например, если направить злость, адресованную конкретному обидчику, на боксерскую грушу, то через некоторое время наступает облегчение и желание простить человека, поступившего с вами плохо.
  2. Высокий катарсис – это духовное очищение с помощью искусства. Яркое сопереживание драматическим героям книги, фильма или театральной постановки способствует сгоранию собственных аффектов через сострадание.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое развитие: определение, характеристика и виды Аутентичный - это какой, что означает аутентичность Сила воли - что это, понятие воли в психологии и как ее развить Детерминированный - что это означает, а так же что такое детерминизм и детерминант(а) Что такое любовь - 7 шагов ее рождения и 10 фактов о влюбленных Что такое мечта и зачем это нам нужно - 10 бонусов для мечтателя

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис - освобождение тела от какой-либо вредной материи, души - от «скверны» и болезненных аффектов .

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств ещё до Аристотеля . Гераклит , по свидетельству стоиков , говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству , которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля . Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. - очищение духа от тела ), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων ) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς] ) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров .

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения . Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс - по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер - чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации. В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев - как освобождение от ложных мнений.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда . Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние , в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

Влияние на культуру

В 1981 году кинодраматург Владимир Карев в сценарии «Катарсис » впервые в русской и мировой литературе показал связь катарсиса в театральной драматургии русского классицизма с катарсисом в повседневной жизни просвещённых современников XVIII века .

См. также

Примечания

    • Ка тарсис // Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М. : Русский язык , 1988. - С. 220. - 608 с. - 200 000 экз. - ISBN 5-200-00317-2 .
    • Ка тарсис, Ката рсис // Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов . - СПб.: Норинт, 1998
    • Ка та рсис // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - 2-е изд., доп. - М. : Русский язык , 2000. - С. 312. - 856 с. - (Библиотека словарей русского языка). - 5000 экз. - ISBN 5-200-02699-7 .
    • Ка та рсис // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
    • Зарва М. В . Ката рсис // Русское словесное ударение. Словарь. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 600 с. - 6000 экз. - ISBN 5-93196-084-8 .
  1. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. - М., 1999.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 1999.
  3. Долгов К. М. Катарсис // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  4. http://www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/733.doc
  5. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Тамарченко
  6. Владимир Карев. "Катарсис" // Альманах "Киносценарии" : Москва, Госкино СССР. - 1988. - № 3 . - С. 41-64 . - ISSN 0206-8680 .