Подводный мир информация. Сочинение «Подводный мир

Море - это всегда загадка. Бесконечная и глубокая, которую человечество разгадывает столетиями и никак не может разгадать. Отливы-приливы, бермудские треугольники и характер штормов - это все, безусловно, тайна. Но больше людей интересовали и продолжают интересовать морские обитатели - от мелкой рыбешки до огромного кита. Каждый из видов жителей подводного мира - это, по сути, отдельный народ, исповедующий свои традиции и защищающий свое племя всеми возможными способами.

Стоит только послушать рассказы дайверов: даже не самый опытный из них сохраняет в памяти какой-нибудь интересный факт о морских обитателях и может часами описывать удивительные пейзажи морских глубин.

Людей, попадающих в подводное царство или специально оборудованный смотровой аквариум, умиляет все: живые кораллы, цветные рыбки-малышки, (если держаться от них подальше) и даже злобные акулы - некоторые из них, как выяснилось, совсем не кровожадные. Но хитом человеческих симпатий вот уже на протяжении многих лет остаются умницы-дельфины.

Интеллектуальные, коммуникабельные, способные на сочувствие

Океанологи, знающие толк в морских существах, уже давно пришли к выводу: дельфины - самые совершенные и уникальные из них. Во-первых, ближе к человеку из граждан подводного государства не стоит никто. Мало того - дельфины очень похожи на нас: любят развлекаться и придумывают способы разнообразить свой подводный и надводный досуг (например, в качестве забавы пускают под водой воздушные пузыри и кольца, используя как инструмент свое дыхало); чувствуют ответственность за ослабленных или попавших в беду сородичей, никогда не бросят на произвол судьбы пожилого или раненного дельфина, всегда находятся рядом с самочкой, у которой осложнены родовые процессы. Во всех этих случаях они не просто присутствуют, а помогают и поддерживают.

Дельфин: доктор или лекарство?

Дельфины - самые дружелюбные для детей они могут стать и тренерами по плаванью, и няньками в бассейне, и лекарством от психических расстройств, да и целого ряда неприятных болезней: ДЦП, аутизма, депрессии. Кстати, сейчас и взрослые не стесняются подвергаться дельфинотерапии: и приятно, и эффективно.

По умственным способностям среди млекопитающих дельфины занимают третье место.

В пользу интеллектуальных способностей этих милых млекопитающих говорит их привычка использовать во время охоты подручные средства, например, защищать свой нос от колючих рыб с помощью морской мочалки.

Во рту дельфина - сотня мелких зубов, которые он никогда не использует по назначению стопроцентно - зубами дельфины лишь захватывают добычу, но никогда не пережевывают.

Высота дельфиньего прыжка над водой может достигать 6 метров, а глубина максимального погружения - до 305 м, но лишь во время охоты. Обычно дельфины живут на глубине 2-10 м.

Чудо-юдо Рыба-кит

Не менее замечательны и самые крупные морские жители - киты. При одном упоминании об этих гигантах всплывают многие интересные факты о морских обитателяхразмера «макси».

То, что кит громадный, совершенно не означает, что он неповоротлив. В волнах киты играют и резвятся как дети, демонстрируя изящное (почти изящное) заныривание.

Нырять киты способны на огромные глубины - до 1000 м. А давление на разительно отличается от давления на поверхности. Вот киты и приспосабливаются: во время погружения их пульс замедляется до десяти ударов в минуту, обеспечивая поступление крови только в сердце и мозг. Кожа, плавники и хвост остаются «отключенными» от энергоснабжения.

Рисунок на китовом хвосте такой же индивидуальный, как и отпечатки пальцев у человека.

В мире насчитывается лишь два вида млекопитающих, способных петь. Это человек и … кит. Самая короткая песня кита длится около шести минут, а самая длительная - полчаса. Поют как самцы, так и самки. При этом замечено, что чаще предаются пению киты-«женщины», песни предназначены их детям. И что самое удивительное - у китов напрочь отсутствуют голосовые связки.

Еще один интересный факт о морских обитателях-китах, который никак нельзя не упомянуть: эти гиганты постоянно заняты анализом звуков, издаваемых морем. У них отлично развит слух, но отсутствует обоняние и атрофировано зрение.

«Мы - веселые медузы»

У многих представителей действительно очень «веселенькая» окраска, просто-таки карнавальная. Обладая такой яркой внешностью, они не могут не защищаться, поэтому ядовитые.

Возможно, следующий факт - это и не совсем интересное о морских обитателях, зато очень поучительное: попадая в экзотические широты, необходимо опасаться медузы, называемой морской осой Флекера. Она - убийца. На ее счету ежегодно один погибший. Ее яд действует как сильнейшее сердечно-паралитическое средство. Единственный эффективный способ спастись от смертоносного вещества - капроновые колготы. Этот предмет женского гардероба очень популярен среди рыбаков Квинсленда.

А в бассейне Карибского моря фермеры научились использовать яд медуз с огромной пользой - с его помощью они травят крыс и прочих вредных грызунов, наносящих ущерб хозяйству.

Главное - рисунок на панцире

Самыеневероятные факты о морских обитателяхвозникают не без помощи человека. И дело не в том, что он их сочиняет - он их даже провоцирует. В хорошем смысле этого слова.

Вот, к примеру, крабы хэйкегани, обитающие у берегов Японии, выжили и развили свою популяцию только благодаря узору на панцире. Уж очень он напоминает суровое лицо разгневанного самурая.

Когда крабик с таким рисунком попадал в рыбацкие сети, его с благоговением отпускали на свободу, искренне считая, что в это существо поселилась неприкаянная самурайская душа.

Благодаря вере японских рыбаков в реинкарнацию был запущен механизм искусственного отбора, спасший хэйкегани от исчезновения.

Креветка тоже хочет жить!

Почему-то любойпараллельно получивших статус вкуснятины, привязан к кулинарным особенностям: вес, количество белка в миллиграммах, польза для организма.

То, что тигровая креветка - самая крупная, знает даже ребенок. Но вот насколько крупная? Длина самочки достигает 36 сантиметров, а вес - 650 граммов. Среди тигровых случаются и килограммовые экземпляры.

Некоторые из этих морских рачков могут убивать рыбу при помощи звука. Называются такие стреляющими креветками и имеют на клешне приспособление, способное издавать громкий щелчок, смертоносный для проплывающих вблизи рыб.

Креветка тоже охотится, тоже защищается и очень не хочет закончить свою жизнь в качестве закуски.

Я - звезда!

Самые красивые морские существа - звезды. Кто видел дно, устланное этими яркими созданиями, утверждает, что все самые любопытные факты о морских обитателях просто меркнут перед этим удивительным зрелищем.

Ради него дайверы погружаются под воду с камерами, чтобы явить миру настоящих звезд морской пучины.

Можно смело констатировать уникальность морских звезд: они - не рыбы, поскольку плавать не умеют, а передвигаются по горизонтальной и вертикальной плоскостям с помощью цепких присосок.

Они разнообразны по цвету и форме, но все имеют одинаковую «фигуру» - в виде пятиконечной звезды. Но пять лучей - не предел. Максимум - 50.

Звезда - единственное морское создание, конечности которого называют руками. Размножается она двумя способами: выбрасыванием яйцеклеток и сперматозоидов в воду или делением одной особи на части.

Где живут «коралловые бусы»?

Как и все остальные виды морских обитателей, кораллы имеют свою «изюминку», интересную не только исследователям морей-океанов, но и исследовательницам модных бутиков.

Кораллы теплолюбивы, поэтому почти беспрерывная линия рифов расположена вдоль экватора практически по всей окружности планеты.

Море любезно предоставляет человеку для наблюдения и изучения различные виды морских обитателей. Но встречаются среди них такие, которые изучать откровенно страшно и неприятно.

Самыми уродливыми жителями океанических глубин признаны морские черти, или удильщики. Они обитают на самых больших глубинах, как бы скрываясь от посторонних глаз и осознавая свою непривлекательность.

Отвратительна также рыба-гадюка, до трапезы выглядящая как стандартная змея, а после - как надутый шарик.

В число устрашающих созданий входят рыба-дракон, саблезубая рыба, большерот и атлантический гигантский кальмар.

Интересный факт о морских обитателях- страшилках дошел еще со времен Второй мировой, когда выжившие моряки из затонувших кораблей с ужасом рассказывали об огромном чудище, утащившем на глубину их товарищей.

Они и правда похожи на выходцев из и живут в самых темных закоулках океана, поэтому встреча с такими «рыбками» - большая редкость, хотя знать об их существовании нужно. На всякий случай.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого биологический центр» г. Черемхово

И.о.директора МУДО ДЭБЦ Зам по УМР МО протокол №______

Матвеева В.В. _______Толстикова С.Н. «____»_______2015г

Методическая разработка

Открытое занятие

«Подводный мир»

Составитель:

Данилова Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

Черемхово, 2013

Аннотация

В методической разработке представлен сценарий открытого занятия для детей младшего и среднего школьного возраста. Данный материал может пригодиться педагогам для проведения, как открытых мероприятий, так и для планового занятия.

В процессе проведения занятия дети познакомятся с водными обитателями и с условиями жизни в воде.

Во второй части занятия учащимся предлагается для закрепления игровая программа, в которой каждый может продемонстрировать знания, полученные во время занятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....4

Методический материал…………………………………………………...6

Основная часть……………………………………………………………..7

2.1Организационный момент……………………………………………..7

2.2 Беседа: Подводный мир……………………………………………….7

2.3 Конкурсно – игровая программа: Подводное царство…………....13

Выводы……………………………………………………………………..17

Перспективы………………………………………………………………..18

Литература…………………………………………………………………19

Приложение 1…………………………………………………………..…..20

Приложение 2……………………………………………………………....21

Введение

На современной Земле четко выделяются четыре среды жизни - водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы. Вода стала первой средой жизни. Именно в ней возникла жизнь, которая затем распространилась и на наземно-воздушную среду. Водная среда – это реки, ручьи (водотоки), океаны, моря, водохранилища, пруды, озера, болота (водоемы).

Ученые, как люди наблюдательные и любознательные, давно подметили особенность в расселении водных животных по разным глубинам. Они выяснили, что животные, живущие рядом, хотя они и не родственники, имеют сходные черты и в строении тела, и в образе жизни. Чтобы понять, как это получилось, нужно представить водоем в виде двухэтажного дома, где обитают водные жители. Дно будет первым этажом, толща донного грунта - подвалом, водная масса - вторым этажом, а поверхностная пленка - крышей (водное зеркало) и чердаком (подзеркалье).

Каждый этаж этого дома имеет свои особые условия для жизни, свои характерные свойства. Так, на первом этаже мало света и кислорода, зато вокруг вода, под ногами есть надежная опора, нет ветра, нет и сильных перепадов температуры. На крыше много света и воздуха с кислородом для дыхания, но в то же время ночью холодно, днем жарко, ветер сдувает, а вода только под ногами. На втором этаже кислорода и света больше, чем на первом, но несравненно меньше, чем на крыше, и нет даже такой опоры, как пленка натяжения воды.

Чтобы жить и выживать на том или ином этаже, его жителям приходилось приспосабливаться к имеющимся там условиям. И в итоге длительного процесса адаптации (т. е. приспособления) к тому или иному местообитанию у очень далеких по происхождению организмов выработались сходные черты в строении, жизненных циклах и поведении. Ученые на основании этих сходных черт объединили животных в группы и дали каждой свое название. Давайте разберем, что характерно для некоторых организмов.

Цель: Расширить и обогатить кругозор детей о водных жителя, об их обзоре жизни.

Задачи:

Образовательная :Сформировать представления о подводном мире и его обитателях. Научиться узнавать водных обитателей

Развивающая: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, учить проявлять дружелюбие, чувство ответственности при коллективных работах чувства.

Методический материал

Для проведения этого занятия, необходимо создать определённую обстановку – обстановку таинственности. Ведь вода скрывает в себебольшие тайны.

Оборудование:

    Компьютер, экран, проектор.

    Презентация «Подводный мир».

    Фонограммы песен.

    Карточки пазлы.

    Карточки с заданиями.

    Выставка аппликаций.

    Карта полушарий.

РЕКВИЗИТ

1. Сундук, перевязанный разноцветными лентами.

2. Спички.

3. Дары моря (призы для победителей)

Основная часть

2.1 Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами узнаем много интересного и познавательного. Для начала давайте посмотрим, как вы к этому готовы. Перед вами на столах лежат карточки разных цветов. Подумайте,пожалуйста, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? А теперь выберите карточку, которая соответствует вашему настроению (красная карточка – хорошее настроение, синяя – грустное, желтая - нормальное). Дети выбирают карточки и показывают педагогу.

Преподаватель: Мы свами все разные, поэтому и настроение у всех разное. Давайте постараемся, у кого хорошее настроение сохранить его таким, а у кого грустное настроение- попробуем его поднять.

Беседа:

2.2Подводный мир

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманчик заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться,

Не наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!!!

Итак тема нашего сегодняшнего занятия называется – Подводный мир.

На занятии мы узнаем, что такое подводный мир, каковы его обитатели и как им живется в водном царстве.

Давайте сейчас мы с вами закроем глазки. Что мы видим? Темноту, вот и раньше ничего не было, кроме тьмы, и так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это наша Земля! Открывайте глазки. Давай те мы с вами посмотрим на карту, кто мне скажет, что изображено на карте синим цветом? (Ответы детей).

Правильно, все, что мы видим - это вода:

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда?

Планета должна называться вода!

Но оказывается подводой, тоже есть земля и эта земля является подводным дном.

Но и вода оказывается бывает разной…Бывают огромные океаны, большие моря, реки и маленькие ручейки, но что же скрывает под собой вода? А вода скрывает в себе своих жителей. Самые многочисленные – это рыбы .

А знаете ли, что рыбы появились во времена динозавров?

И в те далёкие времена у рыб был твёрдый панцирь. Но с тех пор мир сильно изменился, а вместе с ним изменились и рыбы. Сейчас тело многих рыб покрыто чешуёй.

А знаете ли вы, для чего рыбам нужна чешуя?

Тело у рыб мягкое, для его защиты требуются твердые чешуйки! На самом деле чешуя – это часть рыбьей кожи. Чешуйки свободно скользят друг по другу, поэтому рыба может двигаться.

А знаете ли вы, что у рыб есть уши?

А знаете ли вы, для чего рыбам нужен хвостик?

А хвост у них служит в качестве руля. Для того, чтобы набрать скорость и плыть в нужном направлении рыбе помогает хвост, а за место рук и ног у рыб есть плавники.

Спят ли рыбы?

Да, рыбы тоже спят. Вы когда -нибудь видели, как золотая рыбка спокойно лежит на дне аквариума? Она спит, хотя глаза у неё открыты. У рыб нет век, поэтому они никогда не закрывают глаза. Золотые рыбки спят ночью. Но некоторые рыбы спят днём, а охотятся ночью.

Но, однако, хотя у рыб много общего все рыбы очень отличаются друг от друга. На их повадки и привычки влияет место, в котором они обитают. Итак, давайте разберёмся, где же живут рыбы. Для этого я предлагаю выйти ко мне двоим ребятам и попробовать воду из двух стаканов и сказать, похожа ли эта вода между собой (детям предлагается два стакана с водой: в одном она пресная в другом солёная). Ответы детей.

Также, как вода отличается в стаканах, так же она и отличается в водных бассейнах.

Итакпервый наш водоем, в котором мы будем рассматривать его жителей....это будет водоём с пресной водой ….а его название мы сейчас угадаем!

Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Давайте познакомимся с обитателями рек

1. Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом - такая злюка! Конечно, это…

Щука – У щуки вытянутая тело и длинная голова с широким ртом. Во рту у щуки очень острые зубы. Ведь щука – хищник. Щука охотится в водорослях. По своему цвету, щука тёмно – зеленая, поэтому водоросли хорошо её прячут. Щука питается рыбками, но щука выбирает больных и раненых рыб. Поэтому её называют санитаром реки. Щуки не любят плавать, поэтому живут в спокойных водоёмах, где вода малоподвижна. Щуки долгожители иногда живут до 100 лет.

2. В омуте речном живет, У него огромный рот, Вы слыхали о таком? Ну конечно, это

Сом – это крупная пресноводная рыба. Взрослые рыбы весят до 100 кг. И достигают в длину до 3м. У сома вытянутое тело, большой рот с острыми зубами, два длинных усика на верхней челюсти и два на нижней. С помощью усов эти рыбы разыскивают себе пищу. Коснувшись чего - то усами рыба сразу определяет съедобное это или нет. Сом это та рыба, у которой нет чешуи, его тело покрыто слизью. Сом любит тёплую тихую воду. Днём они спят, а с наступлением сумерек оживляются. Едят сомы лягушек, икру, погибших рыб. Живёт сом до 40 лет. Зимой сом опускается на дно и ложится в спячку.

3 .Он весёлый, молодой

С чешуёю золотой.

Карась – эту рыбу рыбаки зовут «горбатой». Спина у неё с горбом, тело карася плотно сжато по бокам, спинка коричневая, а бока жёлтые. Караси любят жить в тихих, неглубоких заводях, там, где много травы и водорослей. Карась рыба неприхотливая, поэтому может жить и в мутной непроточной воде. Если лето засушливое, то караси зарываются в ил и ждут дождей. Чем же питаются эти рыбки? Они объедают листочки и стебли водорослей, могут и перекусить мелкой живностью (жуками и личинками). Зимой караси зарываются в тину и засыпают до весны.

Вот такие обитатели у нас живут в реках.

Теперь отправимся в солёный водоём.

Здесь куда не кинешь взор

Водный, голубой простор

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной

А порою тишь да гладь,

Все смогли его узнать? (Море)

А кто же у нас живет в море?..

4. Вновь играя и шаля Перед носом корабля. Над водой мелькают спины, - Мчатся шустрые…

Дельфин - Стройные, с длинным клювом; окраска спины и всех плавников темная, почти черная, брюхо белое, принадлежат к семейству зубатых китов. Длина тела дельфинов зависит от рода (от 1 до 10 м), вес 200-300 кг. Это млекопитающие, которые дышат легкими, но могут долго находиться в воде. Через разные промежутки времени они всплывают на поверхность моря, чтобы набрать воздуха. Дельфины питаются рыбой и кальмарами, такую подвижную добычу дельфины удерживают крепкими челюстями с большим количеством острых зубов. Спят дельфины под водой, обычно ночью, а днем лишь после кормежки. Своих детёнышей вскармливают молоком.

5 .Над водой взметнулась глыба

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг.

Акула –это крупный морской хищник. У акулы мощное длинное тело (от 5 до 12м). Спина тёмная, а брюхо белое. Огромная, страшная пасть, большие острые зубы. Зубы у акулы постоянно обновляются, если акула ломает зуб, на его месте вырастает новый. Плавают акулы, волнообразно изгибая тело. Эти рыбы не могут прожить, не двигаясь, без движения они задыхаются. Спят акулы урывками, плавая медленно шевеля хвостом. Акулы питаются рыбой, планктонами и другими обитателями морей. Большинство акул миролюбивы и не нападают на людей, но есть и людоеды это большая белая акула.

6 .Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-….
(кит).

Кит - Синий кит это самое большое существо, которое живёт на земле. Его вес, в редких случаях, достигает 200 тонн, а длина 33 метра. На сегодняшний день занесен в Международную Красную Книгу и Красную Книгу России. У голубого кита вытянутое, стройное синевато-серое, сбоку плоское, тело с серыми пятнами разного размера и формы. Плавают голубые киты по 2 или 3 особи, а иногда в одиночестве. К берегам старается не подплывать. За день голубой кит съедает около 1 тонны криля (это морской рачок) которым в основном и питается. Кит заглатывает криль, вместе с тысячами литров воды, а потом фильтрует его, выталкивая всю эту массу языком через китовый ус. Кстати язык голубого кита весит больше слона, а толщина больше 3 метров.

Вот какие разные обитатели живут у нас в морях, и они очень отличаются от обитателей рек. Теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка!

Мы сейчас встанем из за парт и будем повторять движение вместе со мной!

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз водой она умылась

Два – изящно покружилась

Три- нагнулась и присела

На четыре – улетела

Практическая часть:

2.3 Конкурсно - игровая программа «Подводное царство»

А теперь мы с вами перейдем ко второй части нашего занятия- поиграем в игру, которая называется «Подводная одиссея».

А так как подводный мир- это подводное царство, то какое же царство без царя?....а сейчас встречаем повелителя морей – царя морского, со своею свитой. Звучит музыка, входит морской царь с русалками, которые несут сундук, перевязанный разноцветными лентами...

Морской царь . Я приветствую вас, земные жители, в своем подводном царстве. И оглашаю такой указ: «Та команда, которая лучше других покажет свои знания о жизни подводного мира, получит в награду мой дар, который находится в этом сундуке». А получить его не просто: сундук опоясан различными лентами, каждая из которых принадлежит определенной команде.

Объясняет соответствие лент.

А еще на ленте есть узелки, их ровно столько, сколько заданий. Та команда, которая первой развяжет все узелки на ленте, станет обладателем этого дара. А следить за этим действием буду я со своей русалкой. За каждую победу в конкурсе мы с русалкой будем развязывать узелок на ленте.

Игру начать повелеваю!

Царь и русалки занимают место на «троне».

Разминка

Русалка: Для того, чтобы отправится в путешествие нам нужно создать команду. Для этого я приготовила небольшой аквариум, в котором находятся рыбки: рыбки морские и речные. Вы сейчас по очереди будете выуживать рыбок, те ребята у кого будут речные рыбки, вставайте справа, а у кого морские слева (учащиеся разбирают карточки и делятся на команды)

Вот у нас с вами и получилось две команды,я предлагаю придумать им название и выбрать капитана.

1 Подготовка корабля к морскому путешествию

Ведущая: Ну, вот команды набраны, но у нас нет ещё корабля.

В конкурсе принимает участие вся команда.

Ваша задача: подготовить судно к отплытию, а судно это вы должны выложить из спичек. Кто быстрее и интереснее сделает это, тот и победитель. Не забудьте дать название своему кораблю.

2 Веселый художник

Морской царь: От команд выбирают по 1 человеку, выполняют задание с закрытыми глазами. Возьмите мел, нарисуйте глаз рыбки. Сделайте поворот кругом, нарисуйте плавник. Присядьте, нарисуйте чешуйки. 2 шага назад и 2 шага вперед, нарисуйте тело. Сделайте хлопок, нарисуйте хвост.

Откройте глаза и посмотрите, какие веселые рыбки получились.

3 Поломанные слова

Русалка: Быстро собрать слово из букв и сказать, в каком водоёме живут эти рыбки.

(раська,алаку, тик,кащу,мос,дефинль).

4 Вкусный обед

Морской царь: Чем питаются рыбки?

На доске написаны слова в два столбика, первый столбик,слова обозначающие то, что едят рыбы, второй столбик название рыб. Вам нужно соединить стрелками рыбу и её обед.

5 Конкурс поварята (для капитанов)

Ведущий: Ваша задачаперенести половником воду, не проливая из тарелки в банку. Нужно быстро заполнить банку.

6 Пазлы

Русалка : На столах перед вами лежат пазлы. Вам нужно из них собрать рыбку, чья команда быстрее соберёт та и победитель.

7 Старая добрая сказка

Морской царь :Командам нужно вспомнить все сказки, в которых встречаются рыбки.

8 Подводное царство

Ведущая: Перед вами стоит не лёгкая задача, вам нужно сделать аппликацию подводного царства, а какое оно будет,выберут ваши капитаны. Капитаны выходят к ведущему и жребием выбирают листок, на котором написано название подводного царства. (На столах участников лежат макеты рыб, цветная бумага, ножницы и клей)

9 Загадки

Русалка: За каждую правильно отгаданную загадку команде предоставляется право развязать узелок на ленточке.

- Назовите самое большое животное в мире. (Кит)

- Назовите самое умное морское животное. (Дельфин)

- Кого называют грозой морей? (Акулу)

- Что такое уха?

Какую рыбу называют речным волком? (Щуку)

- Послушайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». О каких монетках идет речь в загадке? (О рыбьей чешуе.)

- Послушайте еще одну загадку: «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно». О какой рыбе идет речь? (Сом)

Морской царь (подводя общие итоги игры). По развязанным узелкам на ленте обладателем моего дара становится команда (название). Второе место заняла команда (название).

Ведущий. Мы поздравляем команду-победительницу, а других благодарим за участие. Спасибо за внимание!

«Встрече нашей конец, кто участвовал - молодец!».

Выводы

Занятие познавательного характера, построено на принципах интеграции, игрового познания. На занятии было использовано чередование различных видов деятельности в сочетании с динамической паузой, рациональная двигательная деятельность, релаксация, технология видео воздействия. Дети с удовольствием принимают правила игры и активно принимают участие в ней, погружаясь в атмосферу сказки.

В начале занятия для эмоционального настроя детей вводим детей в воображаемую ситуацию. Нацеливаем на то, что узнаем много интересного, встретим разных обитателей подводного дна. Занятие строим в два этапа: объяснение темы и игра путешествие. Всё занятие построено по единому сюжету. На протяжении всего занятия прослеживается работа по развитию внимания, памяти, развитию речи. На протяжении занятия происходит смена деятельности.

На занятии была создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

Цель занятия была достигнута.

Перспективы

Данный сценарий занятия,возможно, усовершенствовать для дальнейшего изучения водных просторов, а так же для повторов изученных материалов. Либо использовать для разработки сценария праздника Нептуна.

Список литература

1.Девидсон С.Д. Моря и океаны: учебное пособие [текст] // Девидсон С.Д.- М.: РОСМЭН, 2013.-135с.

2. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Мы – программы экологического образования детей [текст] // Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. – СПб.: Детство-пресс, 2001 .- 189с.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование.[Текст]// Рыжова Н.А.– М.: Карапуз, 2001.- 113с.

4.Рысакова И.В. Моя первая энциклопедия «Живая природа» [текст]// Рысакова И.В.- М.: РОСМЭН, 2010.- 235с.

5. Сахарнов С.Ю, Морские сказки [текст]// Сахарнов С.Ю.– Л.: Художник РСФСР, 1999.-89с.

6. Чаромский И.Н., Киты и дельфины[текст]// Чаромский И.Н.- М.:РОСМЭН, 2013.- 159с.

Приложение 1

Сигнальные карточки

Карточки с изображением рыб

Пазлы

Приложение 2

Карта мира

Сундучок с лентами

Морской царь и русалка

Начнем с лобстеров, они действительно чувствуют боль, когда их кидают в кипяток. Однако, погрузив их перед приготовлением в соленую воду, вы можете дать им анестезию.

2. Морская звезда – единственное животное, способное вывернуть свой желудок наизнанку. Когда она приближается к своей добыче (обычно это представители моллюсков), звезда высовывает желудок через рот и накрывает им ракушку жертвы. Затем медленно переваривает мясистые части моллюска вне своего тела.

3. Новорожденный усоногий рак балянус (barnacle) похож на дафнию (водяную блоху). Его еще называют морским желудем или морским тюльпаном. На следующем этапе развития он имеет три глаза и двенадцать ног. На третьей стадии развития он имеет двадцать четыре ноги и не имеет глаз. Балянусы прикрепляются к твердому объекту и остаются там на всю жизнь.

4. Когда моллюски морские ушки питаются красными водорослями, их раковина становится красной.
Морское ушко длиной 10 см может так крепко держаться за камень, что два сильных человека не смогут его оторвать.

5. Морские черви спариваются следующим образом: в брачный период самки и самцы собираются в рой. Внезапно самки набрасываются на самцов и откусывают им хвосты. В хвостах содержится сперма. При заглатывании она движется по пищеварительному тракту и оплодотворяет яйца самки.

6. Улитки спариваются только один раз в жизни. Спаривание может длиться до двенадцати часов.

7. При спаривании пиявка, выполняющая функцию самца (пиявки – гермафродиты, и могут выполнять роль любого пола), цепляется за тело самки и размещает мешочек со спермой у нее на коже. Этот мешочек выделяет сильный, разрушающий ткани фермент, который проедает дыру в ее теле и оплодотворяет яйца, находящиеся внутри нее.

8. Пиявки относят к классу животных. Они считаются долгожителями, т.к. могут прожить более 20 лет. Пиявки могут обходиться без пищи очень долгое время – до двух (!) лет. После каждого приема пищи они растут прямо на глазах.
Пиявки большие чистюли и обитают только в самых чистейших водоемах планеты, особенно их очень много в экологически чистых местах. К сожалению, в связи с загрязнением атмосферы пиявок с каждым кодом становится все меньше и меньше. В следствие этого, пиявку занесли в Красную книгу и теперь она охраняется законом.
Те пиявки, которые выращены в неволе, намного хуже лечат различные болезни в отличие от своих собратьев пиявок, обитающих на воле. Поэтому эффективнее использовать для лечения специальных диких пиявок.

9. Дыхание медузы сильно отличается от дыхания человека или даже рыбы. У медузы нет легких и жабр, как, впрочем и любого другого органа дыхания. Стенки ее студенистого тела и щупальцев настолько тонки, что молекулы кислорода свободно проникают через желеобразную "кожу" прямиком во внутренние органы. Таким образом, медуза дышит всей поверхностью своего тела.

10. Фермеры стран Карибского бассейна используют яд определенного вида медуз как отраву для крыс.

11. Красивая, но смертоносная австралийская морская оса (Chironex fleckeri) - самая ядовитая медуза в мире. С 1880 г. вблизи побережья Квинсленда от ее яда сердечно-паралитического действия погибло 66 человек, при отсутствии медицинской помощи жертвы погибали в течение 1-5 мин. Одним из эффективных средств защиты являются женские колготки. Теперь во время катания на серфингах спасатели в Квинсленде носят колготки огромных размеров

12. У берегов Японии обитают крабы хэйкэгани, узор на панцире которых напоминает лицо разгневанного самурая. Согласно утверждению популяризатора науки Карла Сагана, этот вид обязан своим появлением неумышленному искусственному отбору. Многие поколения японских рыбаков, ловя подобных крабов, отпускали их обратно в море, так как считали их перерождениями погибших в бою самураев. Этим рыбаки повышали шансы хэйкэгани на воспроизводство и увеличение своего числа среди других крабов.

13. У самцов манящих крабов одна клешня существенно больше другой. Своё название эти крабы получили за то, что как бы призывают самок к себе, двигая этой клешнёй. Самцы одного из видов манящего краба Uca mjobergi пошли дальше - если они теряют большую клешню в бою с другим самцом, то отращивают её ещё большего размера, хотя и существенно слабее. Тем не менее, для самок её вид становится значительнее, а другие самцы опасаются вступать в бой с обладателем такой клешни.

14. Новый вид больших кальмаров был открыт учеными в Индийском океане в 2009 году. Представители данного вида достигают в длину 70 см. Они принадлежат к семейству Chiroteuthid – глубоководным кальмарам с длинным узким телом.

15. Глубоководные оболочники - одни из самых странных доисторических животных. Их находят, когда разрушается лед в Антарктике. Эти метровые червяки считаются первыми формами жизни, заселившими дно антарктического океана.

16. Barreleye Fish - рыба может вращать глазами во всех направлениях, а так как голова рыбы прозрачна, то она может еще и попробовать разглядеть свой мозг, если таковой имеется. (чёрные точки над ртом- это не глаза. Глаза- это зелёные полусферы в голове.)

17. Рыба-игла охотится совершенно уникальным способом: она приближается к жертве, часто прячась за другими рыбами, и молниеносно засасывает ее в свой длинный "клюв". По своим характеристикам рыба-игла очень схожа с морским коньком.

18. Веками ученые, начиная с греческого философа Аристотеля, пытались понять, как размножается угорь. Сегодня известно, что самка откладывает икру в Саргассовом море, между Бермудскими и Карибскими островами. Маленькие личинки отправляются в путешествие за много тысяч километров, чтобы вернуться в реки, откуда родом их родители.

19. Электрические органы есть не только у скатов. Тело африканского речного сома малаптеруруса обернуто, как шубой, студенистым слоем, в котором образуется электрический ток. На долю электрических органов приходится около четверти веса всего сома. Напряжение разрядов его достигает 360 В, оно опасно даже для человека и, конечно, гибельно для рыб.

20. Разновидность морской звезды, называемая Lunckia columbiae может полностью воспроизвести свое тело из частицы длиной в 1 сантиметр.

Подводный мир – непредсказуемый, таинственный и необъятный. В этой статье мы собрали для вас самые интересные факты о морских обитателях, которые позволят узнать все грани существования живых существ под водой.

  • 1. Mesonychoteuthishamiltoni – так называется гигантский антарктический кальмар. Еще недавно он был легендой и вымыслом, пока в 2007 году не был найден самый крупный моллюск. Его поймали рыбаки из Новой Зеландии возле берегов Антарктиды. Длина кальмара составляла 10 метров, а вес – почти полтонны. После изучения моллюска ученые выяснили невероятный факт: его пищеварительная система проходила через мозг.
  • 2. Черный живоглот – это рыба, которая может заглатывать пищу весом, больше ее собственного в два раза.


  • 3. Балянуса или усоногого рака называют еще морским тюльпаном или желудем. При рождении он похож на водяную блоху. В результате начального развития у него отрастают 14 ноги и 3 глаза, а после – 24 ноги, а глаза пропадают. Эти существа живут, прикрепляясь к твердым объектам.


  • 4. В тропических, а также субтропических морях обитают раки-богомолы. У них – самые сложные глаза во всем мире. Если люди могут различать три основных цвета, то эти существа – целых двенадцать. Также они видят инфракрасные и ультрафиолетовые лучи.


  • 5. Интересные факты о морских обитателях касаются и их уникальных способов охоты. Например, морской черт привлекает жертв своей антенной, кончик которой напоминает червяка.


  • 6. В 2005 году во время экспедиции в Тихом океане ученые обнаружили крабов, тело которых было покрыто мехов. Из-за необычного внешнего вида их прозвали «крабы-йети».


  • 7. Единственным животным, которое способно вывернуть свой желудок наизнанку в прямом смысле, является морская звезда. Так, приближаясь к добыче (моллюскам), она вытягивает через рот желудок, накрывая ракушку добычи. Это способствует медленному перевариванию пищи вне тела звезды.


  • 8. Удивительные полеты над водой летучая рыба совершает благодаря хорошо развитым боковым плавникам.


  • 9. Интересное название получил осьминог – Дамбо – благодаря образованиям на голове в виде ушей слоненка из одноименного мультфильма Диснея. Научное же название этого существа - Grimpoteuthis. Этот вид осьминогов проживает на глубине в три-четыре тысячи метров и является очень редким.



  • 11. Количество рецепторов вкуса на языке людей – от двух до восьми тысяч. У сомов их намного больше – около ста тысяч на всем теле. И чем больше рыба, тем больше у нее данных рецепторов. Крупные представители могут иметь их до двухсот тысяч.


  • 12. Рыба нетопырь короткорылый имеет очень необычный внешний вид. Все дело в ярко-красных губах на теле. Раньше ученые полагали, что такая часть привлекает других обитателей морей. Но позже выяснилось, что данную функцию выполняет эска – образование на голове, выделяющее специфический запах. Он и привлекает рачков, рыбу и червей.


  • 13. Несмотря на устрашающий внешний вид – длинный прямой рог – нарвал является довольно добродушным существом, которое обитает в водах Арктики.


  • 14. Бородовчатка страшная или Synanceia известна самыми ядовитыми плавниковыми шипами. Каждый третий человек умирает через три часа после ее укола.


  • 15. Сонар позволяет дельфинам передвигаться, охотиться и даже общаться. Благодаря нему, млекопитающие издают высокочастотные звуки, создающие картинку окружающей среда.


Самая крупная рыба в мире - Китовая акула .

Вес этой рыбы превышает вес шести слонов, а длина в восемь раз больше чем человеческий рост.

Самая быстрая рыба - так называемая Рыба парусник .

Ее скорость может развиваться подобно скорости автомобиля - 100 км в час. Нос у рыбы заостренный и напоминает нож, с помощью которого она ловко "разрезает" волны.

Всем известно что на дне океана очень темно, поэтому некторые рыбы приспосабливаются и ищут замену солнечным лучам. Одной из таких рыб является рыба-удильщик .

Удильщик- хищник. Охотится она на других обитателей подводного мира, притягивая к себе ни о чём неподозревающих жертв заманичивым свечением своего тела


Кто мог бы поверить что кальмар это животное с "реактивным двигателем"?

Всем известно что у кальмара нет ни плавников, ни хвоста, но это не мешает ему быть очень быстрым. Кальмар поглощает воду внутрь своего туловища, а потом выталкивает ее обратно с такой мощью, что отталкивает его с большой скоростью вперед.


Самый большой осьминог в мире. Длина щупалец этого гиганта - 4 метра, а вес 75 киллограм.

Обитает он в северных водах, на глубине не более 250-300 метров. Живет в больших норах с узким входом.


Только после достижения возраста в один месяц бутылконосые дельфины начинают спать, и то характерной особенностью является то, что они спят с одним открытым глазом. До месячного возраста дельфины не спят вообще.

Еще одним интересным фактом является то, что дельфины способны узнавать себя в зеркале.


Стреляющая рыба - Брызгун .

Маленькая, на первый взгляд безобидная рыбка, на самом деле является метким стрелком - выстрелив даже с трехметрового расстояния она все равно не промахнется. Выстреливает она мощной струей воды, после чего насекомое, находящееся на поверхности воды начинает постепенно "тонуть", и рыба-брызгун съедает его.


Ротовая полость морских улиток усеяна микроскопическими зубами.Общее количество которых составляет около 25 тысяч.

Половой акт улитки может длиться до 12 часов, но спариваются они только один раз в жизни.


Рыбы которые умеют ходить, в прямом смысле этого слова - Илистые прыгуны , а ходят они с помощью своих плавников.

Самое интересное, что эти рыбы могут жить как в воде, так и на суше, с помощью своей возможности обновлять запасы воздуха в мешках за щеками.


Хитрая рыба игла , охотится нестандартным образом - приближаясь к жертве, она прячится за другими крупными рыбами, а настроившись - резко всасывает воду вместе с жертвой в свой длинный "клюв".


Можете ли Вы вращать глаза во всех направлениях, а еще лучше рассматривать свой мозг? А рыба Barreleye Fish - может.

Две зеленые полусферы в голове рыбы являются ее глазами (две точки над ртом, просто обман), так как голова рыбы прозрачная, она с легкостью может рассматривать свой мозг.


Из-за того что крабы (самцы) манят самок только одной клешней, она у них преимущественно больше второй.

Потеряв клешню в бою за самку с другим самцом, крабы отращивают новую, существенно больше той которая у него была, но менее сильную.


Одной из самых больших и ядовитых медуз является - Морская оса (Chironex Fleckeri) .

Практически невидимая медуза в воде - от чего и столкновение с ней неизбежно. Пострадавший испытывает адскую боль, которая не прекращается 10-12 часов. Мучения сопровождаются временными потерями сознания, вплоть до летального исхода.

Яд полипа Физалия (Physalia aretusa) напоминает яд кобры.

Смогли бы Вы не есть три месяца? Нет?

А пиявки могут не питаться до двух лет , причем после каждого приема пиши они значительно вырастают.

Живут пиявки около 20 лет.

Когда в брачный период собран большой рой, самка морского червя набрасывается на самца и откусывает ему хвост. Именнов в хвосте самца содержаться сперма

Сперма двигаясь по пищеварительному тракту достигает яйцеклетки и успешно оплодотворяет её.

Силы двух людей не хватит чтобы оторвать морское ушко от камня, а длина такого ушка составляет всего 10 сантиметров.

Если в рационе ушка присутствуют красные водоросли - то и раковина окрасится в аналогичный цвет.

Вывернув желудок и скушав свою добычу, медленно поглощает ее вне своего тела- вот такая она - морская звезда .

Это единственное животное с такими удивительными возможностями.

Подсчитав примерный вес одного взрослого бурого медведя, Вы сможете узнать вес языка голубого кита .