Подруга Сергея Филиппова: Утащили даже диван, куда он испражнялся. Любимый актер гайдая умер от безумия Провинциал и аристократка

24 июня 1912 года в Саратове родился Сергей Филиппов.Всю жизнь мечтавший о больших драматических ролях, актёр их так и не дождался - зато навсегда запомнился зрителям десятками эпизодических комедийных ролей...

Сергея Николаевича Филиппова по праву можно считать одним из величайших комиков не только отечественного, но и мирового кинематографа, а легенды, связанные с эпизодами жизни великого актера, рассказываются до сих пор.

Его высокая худощавая фигура и резкие черты лица сочетались с пластикой профессионального танцора, искрометная импровизация и точно выверенная буффонада — с умением точно подмечать и выразительно передавать комическое в окружающей действительности. Филиппову, снявшемуся более чем в ста фильмах, редко доставались главные роли — однако даже малый эпизод, например, прием шведского посольства в «Иване Васильевиче», становился в его исполнении настоящим шедевром.

При этом мечтой любимого актера режиссера Гайдая была роль положительного персонажа, сыграть которую ему так и не пришлось.
Сергей Филиппов появился на свет в 1912 году в семье портнихи и слесаря, и в детстве не высказывал склонностей ни к искусству, ни к науке. Зато за многочисленные проделки Сергея исключили из школы. Суровый отчим-комиссар тщетно пытался научить пасынка хоть какому-то ремеслу, но из мальчика не получилось ни пекаря, ни токаря, ни краснодеревщика. Зато однажды он заглянул в клуб на занятия балетной студии — и, несмотря на высокий рост, большие руки и ступни, в скором времени стал лучшим танцором.

Педагоги советовали Сергею профессионально заняться балетом, и в 1929 году молодой человек направился в Москву. Однако к его приезду прием в балетное училище был уже завершен, та же история повторилась и в Ленинграде. Сергею удалось стать учеником вновь открытого эстрадно-циркового техникума, и даже найти подработку в театре оперетты. Со временем преподаватели техникума, отметившие большой талант Филиппова, способствовали его переводу в Вагановское училище. К сожалению, молодой человек отличался не только хореографическими данными, но и довольно сложным характером и склонностью к комикованию, в том числе и в присутствии самой Агриппины Вагановой, которая не захотела видеть его среди своих учеников.

В 1933 году, завершив учебу в техникуме, Сергей стал танцовщиком ленинградского Театра оперы и балета и женился на бывшей соученице, танцовщице Алевтине Горинович. Первой балетной партией Филиппова должен был стать кочегар в «Красном маке», однако во время репетиций актер однажды потерял сознание. Приговор врачей был суров — балетные нагрузки слишком велики для организма. Филиппов стал работать в Театре эстрады, где выступал не только с танцевальными, но и с комедийными номерами — например, танцевал классическое па-деде на пуантах и в пачке, вызывая гомерический хохот публики. В 1935 году Филиппов перешел на работу в Театр комедии, где с блеском выступал в таких постановках, как «Страшный суд», «Простая девушка», «Лев Гурыч Синичкин» и др.

В 1937 году молодой актер впервые появился на экране — сыграл белофинна в фильме «За советскую Родину». И хотя при съемках ему пришлось несколько раз окунаться в ледяную воду, от последующих приглашений кинорежиссеров Филиппов отказываться не стал. К сожалению, талант эксцентрика, органично присущий Филиппову, оставался почти невостребованным, зато ему в изобилии доставались роли отрицательных персонажей.

На встречах со зрителями Сергей Николаевич говорил: «Меня часто спрашивают, почему я играю только отрицательные роли. Что на это ответить? Посмотрите на мое лицо. Разве с таким лицом можно сыграть председателя партийной организации?» .

Впрочем, актер стал очень известным, и это не лучшим образом отразилось на его и так непростом характере.

Несмотря на то, что в 1938 году у Сергея и Аделаиды родился сын Юрий, их брак фактически распался, хотя и не был расторгнут официально.


Сергей Филиппов с сыном

С началом войны Театр комедии эвакуировался в Сталинабад. Филиппов продолжал играть в спектаклях и кинофильмах. Во время войны вышли такие картины с его участием, как «Мы с Урала» (1943), «Новые похождения Швейка» (1943), "Кащей бессмертный«(1944) и др.

Очень успешными стали для актера и послевоенные годы, когда его популярность у зрителей стала просто невероятной. Самой большой ролью этого периода стал Алмазов в «Укротительнице тигров» (1954). Многие эпизодические роли Филиппова вошли не только в историю кинематографа, но и в фольклор — например, лектор в «Карнавальной ночи» (1956).

Рассказывают, что Эльдар Рязанов долго не мог подобрать актера на роль лектора. Съемки были уже в разгаре, а подходящего актера всё не было. И тут, он вспомнил про Филиппова и пригласил его на роль.

Сергей Николаевич приехал на съемки в состоянии сильного подпития. Начинающий тогда режиссер Рязанов этому даже очень обрадовался, решив, что актер пьян, и играть ему тоже пьяного и все получиться очень реалистично. Но когда начали снимать, роль у Филиппова не пошла. Сняли 13 дублей, а результата нет. Рязанов отправил Филиппова в Ленинград и продолжил съемку других эпизодов. Через несколько дней на съемочной площадке вновь появился Сергей Филиппов, но на этот раз абсолютно трезвый. Результат все видели на экране. Роль была исполнена блестяще.

Послевоенный период был связан для актера не только с большими успехами, но и с изменениями в личной жизни. Его неофициальной женой стала Антонина Голубева, малоизвестная писательница. Окружающие настороженно относились к этому союзу: Антонина была старше Сергея на 13 лет, отличалась неприспособленностью к жизни и не ладила с детьми от предыдущего брака, но при этом их отношения продолжались до смерти Голубевой в 1989 году.

Громкая слава отразилась на актере не лучшим образом: его склонность к алкоголю и скандальным выходкам усиливалась, и в 1965 году он был уволен из Театра комедии. Филиппов перешел в штат «Ленфильма» и продолжал активно сниматься, хотя к его проблемам добавилась и опухоль головного мозга, которая требовала сложной операции. Казалось, лучшие роли знаменитого комика уже в прошлом, но в 1970 году он получил приглашение на роль Воробьянинова в «12 стульях».

Успех фильма был невероятным, а сам актер после съемок удачно перенес сложнейшую операцию и спустя десять лет еще раз сыграл «предводителя дворянства» в «Комедии давно минувших дней». Актер продолжал сниматься, преимущественно в комедийных фильмах («Табачный капитан», «Не может быть», «Летучая мышь» и др.).

При этом мало кто знал, что домашняя жизнь Сергея Николаевича стала настоящим адом. После эмиграции в США первой жены и сына, Филиппов разорвал все контакты с ними, не общался практически ни с кем из прежних друзей, а его домашняя обстановка приходила в полное запустение. Последними его ролями стал пациент в «Собачьем сердце» (1988) и пенсионер в «Операции Кооперация» (1989).

Однажды актер Михаил Боярский ехал на своей машине и увидел идущего куда-то Сергея Филиппова. Он предложил подвести коллегу по актерскому цеху. Выяснилось, что народный артист, сыгравший в кино более 100 ролей, ехал на вокзал, чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Расстроенный Михаил предложил Филиппову посидеть в машине, а сам отправился на вокзал. Зайдя за угол, он выбросил билет, отсчитал деньги и вернувшись в машину отдал их Сергею Николаевичу. Смущенный актер спрятал деньги и сказал:

— Миша, откладывай сейчас, потом мы никому не нужны.

После смерти жены Сергей Николаевич перестал выходить из дома, неделями голодал. В 1990 году великий комик умер от онкологического заболевания легких в невероятной нищете. Сыну не сразу стало известно о смерти отца, и похороны организовал известный актер Александр Демьяненко.

Ленинградского актера-комика Сергея Филиппова знала и любила вся страна.

Актер Геннадий Воропаев как-то рассказал: "Я впервые видел, как на улице транспорт останавливается при виде знакомого артиста. Это было в Свердловске, 59-й год. Гастроли. Филиппов говорит: "Пойдем пройдемся". Выходим на главную улицу и вдруг! Прохожие останавливаются, смотрят на него, подходят к нему. Трамвай остановился, пассажиры высыпали и - к нему. А что было на "Уралмаше", куда нас пригласили на встречу с трудящимися. Завод просто прекратил работу, когда там узнали, что Филиппов приехал.

Как-то мы были на гастролях в Киеве. Тогда я еще не знал, что это такое - выйти с Филипповым на улицу. Мы шли по Крещатику. Все движение остановилось.

Филиппов, Филиппов! - раздавалось со всех сторон.

Мы с Сергеем шли по коридору, стены которого - живые люди. Так велика была его популярность".

Актер Александр Суснин утверждал: "Сергей Николаевич был единственным актером во всем СССР, который получал деньги, прежде чем артисты начинали съемки. "Сумма прописью!" Всё! Безропотно выплачивали".

Михаил Боярский вспоминает, что однажды его потрясло, как Филиппов говорил ему: "Мишка, копи деньги. Будешь старым, никому не будешь нужным. Все тебя забудут".

Эти и множество других историй собрал в книгу об актере его сын, петербургский художник Юрий Филиппов, с помощью своей супруги Татьяны Гринвич, и только что в московском издательстве "Эксмо" она вышла под названием "Есть ли жизнь на Марсе…", оформленная рисунками Юрия.

Корреспондент "РГ" встретилась с наследником выдающегося актера.

Российская газета: Юрий Сергеевич, как рождалась ваша книга? Как вы писали ее вдвоем? Вооружившись диктофоном?

Юрий Филиппов: Нет, у нас как-то попроще, по-домашнему, шутя. Из бесед, телефонных разговоров получилась книга. Слушали людей (Клару Лучко, Инну Ульянову, Тамару Носову, Арчила Гомиашвили, Леонида Куравлева, Олега Анофриева, Нину Гребешкову, многих-многих), запоминали, записывали - и на диктофон в том числе. Включили стихи, посвященные Сергею Филиппову. Собрали его фильмографию. Он снялся, как оказалось, в 118 картинах. Часто это были роли коротенькие, эпизодические, но всегда - колоритные.

Книгу мы задумали, еще находясь в эмиграции, году в 97-м. Дали объявление в газету "Новое Русское слово": может быть, кто-то поделится воспоминаниями. Архив-то пропал. Когда Сергей Николаевич умер, нас в Ленинграде не было, нам о его смерти не сообщили и квартиру просто разворовали. Исчезли фотографии, дневники, документы. Мы услышали о его смерти позже, случайно. Книгу собирали по крохам. Фактически начали ее после разговора с актрисой Юлией Николаевной Предтеченской, мамой художника Михаила Шемякина. Она работала вместе с Сергеем Николаевичем в Театре комедии и написала для нас воспоминания. Почти 10 лет ушло на книгу.

РГ: Вы упомянули об эмиграции…

Филиппов: Кто из мальчишек не мечтает об Америке? Я не был ни диссидентом, ни противником советской власти. Захотелось большей творческой свободы. Мы с женой уехали в Нью-Йорк в 1979 году, прожили там 25 лет. К счастью, мне не пришлось водить такси. Жизнь художника довольно трудна, неординарна, все время приходится искать разные заказы. За границей русских художников не ждут с распростертыми объятиями. Нужно энергично двигать локтями, искать работу самому. Я нашел ее на шестой день - сначала работал в чужом офисе, а потом открыл собственный. Кроме дизайнерских работ у меня были живописные, графические.

РГ: Ваша цель - рассказать неизвестные факты из жизни Сергея Филиппова?

Филиппов: Именно так. Зрители могут судить о Филиппове по его экранным образам, может быть, по чьим-то рассказам. А заглянуть в домашнюю жизнь известного артиста, в его актерскую "кухню", узнать его интересы, привычки, увлечения - это, конечно, любопытно. Мы с женой не киноведы, не театроведы, поэтому творческая биография отца в нашей книге не на первом месте. Сергей Николаевич жил среди людей, которые, несомненно, влияли на его творчество, ведь то, что делает артист на сцене, фактически синтез его жизненного опыта, впечатлений.

Помните эпизод Филиппова из фильма "А вы любили когда-нибудь?" замечательного режиссера Игоря Усова? В картине были две бабушки - Вицин и Филиппов. Для достоверности, чтобы хорошо проработать женские роли, актеры переодевались в бабушек, брали кошелки и ходили по Невскому, обращая на себя внимание прохожих, задевая их, заходили в магазины, стояли в очередях. Их никто не узнавал! Такие колоритные были старухи.

Книга получилась объемистой. Мы начали ее издалека - с истории нашей семьи. А во второй части - воспоминания папиных коллег. Сергей Николаевич - натура настолько богатая, щедрая на истории, есть еще масса материала, поэтому у нас есть замыслы на дальнейшее. Возможно, расширим книгу. Собираемся выпустить еще две книги: сказки, которые писал я для своей жены, и рассказы комического характера, которые Сергей Филиппов предположительно должен был читать со сцены, но этого не случилось.

РГ: Вам говорят, что вы похожи на отца?

Филиппов: Я не очень похож. Носом не вышел. А вот голоса похожи. Есть снимок, где папа с бородой, без усов, там он и я действительно похожи, только я немного длиннее, все-таки мама тоже принимала участие.

РГ: Живы ли еще родственники Сергея Филиппова?

Филиппов: Нет, только я, единственный сын.

РГ: А вы актером стать не хотели?

Филиппов: Не хотел. Я слишком ленив. Актер должен рано вставать. Ходить на репетиции. Учить роли. Вечером - спектакли. Куда-то надо ездить. Свободного времени совсем нет. Я всегда любил рисовать, и мама говорила: "Ты, сынок, не любишь работать, давай-ка в художники". Она почему-то считала, что художники ничего не делают. Ошибалась! Расскажу вам историю. Когда я учился в "Мухе" (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной), у нас было задание написать на летней практике несколько этюдов. Сижу на Дворцовой площади, пишу городской пейзаж. Подходит какая-то старушка: "Что, рисуешь, сынок?" - "Да, бабушка". - "Ну, рисуй, рисуй. Всё лучше, чем воровать". Тогда это меня так поразило! Я всюду показывал эту старушку и себя в лицах. А сейчас, спустя годы, пожалуй, даже не знаю, что лучше - рисовать или воровать. Но переучиваться поздно. (Смеется.)

афоризмы

Афоризмы Сергея Филиппова

Давай, сынок, будешь актером. Пойдешь по стопкам отца моим методом пробок и ошибок. Я научу тебя вживаться в образ - есть секреты. Самое главное, себя надо любить в искусстве. Ну и всех остальных!

Похвально, что девушка пьет молоко. Но запомните, милочка, что в жизни есть вещи и пострашнее трезвости.

Больше всего избегай гонорарной недостаточности. Люби свой гонорар как самого себя. Мой гонорар - это мое я! В чем душа держится? В гонораре!

Не встряхнуть ли мне стариной? Вдруг старого артиста наградят, как и прежде, рукохлестаниями?

Однажды Сергей Филиппов поскользнулся и упал. Лежит и говорит сам себе: "Как же низко я пал!"

Сергей Филиппов любил рисовать и однажды написал картину, которую назвал "Укратихаинская ночь".

Самые известные роли Сергея Филиппова в кино:

Киса Воробьянинов ("Двенадцать стульев")

Лектор ("Карнавальная ночь")

Казимир Алмазов ("Укротительница тигров")

Шведский посол ("Иван Васильевич меняет профессию")

Осип ("Инкогнито из Петербурга")

"Масик хочет водочки"

"Я-я, Кемска волость!"

"Алмазов - это имя! Афиша, публика, касса!"

"Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно!"

"Зашел я как-то в ресторан выпить… супу!"

Кстати

Известный петербургский режиссер-документалист Юрий Занин (фильмы "Курск. Последний причал", "Девять дней и вся жизнь", "Кино и Сталин", "Две славы Алексея Смирнова") только что снял 2-серийный фильм "Смех и слезы Сергея Филиппова", в котором о выдающемся актере вспоминают люди, близко знавшие его.

Имя: Сергей Филиппов (Sergey Filippov)

Возраст: 77 лет

Место рождения: Саратов

Место смерти: Ленинград

Деятельность: комедийный актер

Семейное положение: был женат на Антонине Голубевой

Сергей Филиппов - биография

Среди многих «злодеев поневоле» Сергей Филиппов отличался не только талантом, но и потрясающей «демонической» внешностью. Однако за его грубыми манерами скрывалась тонкая чувствительная натура - при жизни актера не всем удалось ее разглядеть...

Вначале прошлого века в одном из приволжских городков в рабочей семье Филипповых 24 июня 1912 года родился единственный сын Сережа. Отец трудился у станка, мать занималась хозяйством и подрабатывала шитьем. Жили бедно, но любимого сына тянули как могли.

Сергей Филиппов - детские годы

Грянул 1917 год. Мгновенно обнищала вся страна. Завод встал, отец начал выпивать. Как-то раз явился домой пьяный, бросил с порога, что пойдет воевать. Забрал кое-какие вещи - и больше семья его не видела.

Детская биография Сережи Филиппова была тяжелой. Мать перебивалась случайными заказами: кому пальто перешить, кому платье... Ей было уже не до Сережи. А потом в доме появился отчим - нервный и властный комиссар, который даже спал с револьвером под подушкой. На впечатлительного мальчика такая домашняя обстановка действовала не лучшим образом. В школе перебивался с двойки на тройку, по поведению и вовсе имел кол. Когда же на уроке химии мальчик чуть не взорвал школу, его попросту отчислили - учителям надоело терпеть его выходки.

Мать отдала сына в ученики к пекарю, но Сережа зачитался Джеком Лондоном и забыл посолить хлеб. В итоге всю партию пришлось выбросить, а мальчику - искать нового наставника. Им стал немец-краснодеревщик. Казалось, этого флегматика ничто не может вывести из себя, но Филиппову это удалось: он испортил антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей. Снова головная боль у матери: куда пристроить сына? Был он помощником и слесаря, и садовника, и даже грузчиком, но нигде надолго не задерживался.

Единственным занятием, которое заинтересовало Сережу, стали танцы. Он часами стоял перед зеркалом и втайне от посторонних глаз выделывал различные па и фуэте. Как-то раз Филиппов, возвращаясь домой мимо окон клуба, стал свидетелем занятий танцевального кружка и прилип к стеклу на целый час. Дома решился признаться в своей страсти матери. Та вздохнула: танцы так танцы.

Руководитель студии окинул взглядом высокого тощего подростка с длинными руками и ногами: «Ну как такой может танцевать?!» Но мальчиков в группе не хватало, поэтому Филиппову дали шанс. Вскоре он уже был первым учеником и даже решил подать документы в балетное училище.

Сергей Филиппов - из балета в театр

Путь в Москву, к заветной мечте, показался мгновением. Однако Филиппова ждало разочарование: он опоздал. Набор в балетную студию при Большом театре закончился. Тогда Сергей ринулся в хореографическое училище в Ленинграде -не успел и туда. Ему бы заплакать и вернуться в родной город, но Сережа был упрям. В итоге поступил в эстрадно-цирковой техникум, где стал любимцем преподавателей.

На более чем скромную стипендию не проживешь, поэтому Филиппов подрабатывал где мог: в кордебалете, на подтанцовке. Зная о его мечте танцевать в балете, преподаватели помогли ему сдать экзамены в Вагановское училище. Увы, Филиппова почти сразу выгнали оттуда за нарушение дисциплины. Тем не менее после окончания учебы в эстрадно-цирковом его каким-то чудом приняли в Театр оперы и балета.

Во время первого же представления ему стало плохо прямо на сцене. Приехавшие медработники констатировали у молодого танцора инфаркт: виноваты недостаток веса и голод. На балетной карьере пришлось поставить крест. Как же он сможет жить без сцены? И Филиппов поступил в театральную студию, а позже Николай Акимов пригласил его в Театр комедии.

Уже сложившаяся труппа театра приняла новичка враждебно. Филиппов часто слышал брошенные ему вслед реплики типа: «Кто этот человек с лицом убийцы?!» Но терпел, зато мог одной своей импровизированной репликой вызвать в зрительном зале приступ безудержного хохота.

Акимов его уважал и прощал многие выходки. Например, когда Филиппову выдали первую зарплату, он свирепо прокричал на весь театр: «Отдайте эту мелочь директору!» Когда тот вызвал строптивого актера на ковер, тот разошелся: «Да вы поймите, мне же не на мороженое... Мне семью кормить надо! У меня жена...» Акимов «понял» и повысил ему зарплату.

Американский сын Сергея Филиппова

Еще в цирковом училище Филиппов влюбился в симпатичную девушку Алевтину с актерского отделения. Они поженились, и вскоре у пары родился сын Юрий. Позже брак распался. Алевтина, работавшая учителем английского языка и переводчицей, при первой же возможности эмигрировала в Америку, забрав с собой ребенка.

Филиппов жену очень любил, но не смог ей простить такого поступка: Родину он любил больше. К тому же, говорят, он был рьяным коммунистом. Коллеги даже стали замечать, что после развода у Сергея Николаевича появились некоторые причуды - ему везде мерещились агенты КГБ, слежка, дома у него стоял «дежурный чемоданчик» на случай, если вдруг позвонят в дверь...


Больше он с Алевтиной не общался, хоть и признался однажды, что если бы она не уехала, их личная жизнь была бы долгой и счастливой. Сын писал ему из США письма, которые Филиппов даже не вскрывал. Но выбросить рука не поднималась - складывал их в коробку под кроватью. А конверты с иностранными марками все приходили и приходили... Много лет спустя Юра все же приедет на историческую родину - жаль, что отца в живых он уже не застанет.

Сергей Филиппов - актерское творчество комедианта

Сергей Филиппов обладал необыкновенным талантом комедианта. В отличие от большинства «шутов по случаю», он никогда не мечтал сыграть Отелло или произнести монолог Гамлета: наслаждался ролями злодеев, лентяев, пьяниц и прочих деградирующих «элементов». Незаметно высматривал психотипы на улицах, в транспорте, в магазинах. А потом с потрясающей точностью копировал на сцене «записанные» в памяти жесты.


Не кривлялся, нет. Просто выходил к зрителю таким, каким был - несуразным, с огромными ступнями и длинным носом. Таким его создала природа. Своим запоминающимся хрипловатым голосом произносил первые слова и... зрители падали от смеха. Сергея Филиппова много раз спрашивали, почему он берется только за отрицательных персонажей, на что тот резонно отвечал: «Посмотрите на мое лицо. Разве с таким лицом можно сыграть председателя партийной организации?»

Сергей Филиппов - кино

Наконец, актера пригласили в кино - конечно, не на главные роли. Но из любого эпизода он умел сделать шедевр. Режиссеры знали: есть Филиппов -значит, фильм публика запомнит. Рина Зеленая отзывалась о своем партнере по съемкам: «Он был так любим, что его героев цитировали все».

Каждый помнит шведского посла из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», капрала и скорохода из «Золушки», лектора из «Карнавальной ночи», дрессировщика Алмазова из «Укротительницы тигров» и, конечно, начальника из «Девушки без адреса» с его крылатой фразой: «Масик хочет водочки!» А вот с водочкой у актера начались проблемы. От тоски и одиночества, которых не могла заглушить даже напряженная работа, Филиппов все чаще стал закладывать за воротник. Позволял себе даже появляться на сцене навеселе. Николай Акимов, сколько мог, прикрывал артиста, а сам оправдывался: «Для меня один талантливый пьяница дороже десятка трезвых бездарей!»...

Снимать Филиппова любил и режиссер Эльдар Рязанов . Одна из ролей никак не удавалась Сергею Николаевичу. Обычно изобретательный и легкий на подъем, Филиппов все никак не мог попасть в точку. Дни съемок, метры пленки, столько стараний - все прахом. Делать нечего - неужели придется приглашать другого актера? И тут Рязанову приходит в голову идея. Он подзывает помощника и просит принести ему полрюмки водки. Протягивает Филиппову: «Пей!» После чудодейственного напитка все пошло как по маслу, сцену сняли с первого дубля.


Постепенно талант Филиппова заслужил уважение среди коллег и режиссеров. Несмотря на острый язык и вздорный характер, артист был трудоголиком и альтруистом: сам исполнял все трюки, отказывался от помощи. Надо несколько дублей подряд нырять в ледяную воду - нырял, зайти в клетку к хищникам -пожалуйста! Так было на съемках «Укротительницы тигров».

Все актеры попросили дублеров, а Филиппов отказался. Он признавался, что сначала у него мурашки бежали по коже от одной только мысли о хищниках. А когда увидел их вживую, от бравады не осталось и следа: сразу понял, какую глупость совершил. Но постепенно ему удалось найти общий язык с большими кошками, и они его даже полюбили. Филиппов так заигрался, что однажды одному из тигров дал увесистого пинка, после чего на него заорал дрессировщик: «Да что вы себе позволяете! Даже я так делать не смею...»

Популярность была для Филиппова и наградой, и пыткой. Его известность достигла таких масштабов, что народ останавливал его на улице. Алкоголики, тунеядцы, простые работяги считали его своим парнем. А Сергей Николаевич этого не терпел. Внутри он был очень ранимым, с тонкой душевной организацией, интеллигентным человеком. Но зрители почему-то всегда отождествляли его с исполняемыми им героями. Филиппов периодически жаловался коллегам: «Ну что я за актер такой? Почему ко мне вечно лезет знакомиться всякая шваль?»

Стоило ему приехать на гастроли - и тут толпа не давала прохода. Пожать руку, дернуть любимого артиста за карман пальто, потрогать за плечо - для провинциальных поклонников дело обычное. Иногда Филиппов срывался на крик: «О господи, что я вам - животное?! Вы можете пройти мимо и дать мне жить, как я хочу?» Без стеснения и матом послать мог. Но если приглашали выпить, всегда соглашался. Однажды после концерта он шел мимо буфета и увидел двух выпивающих коллег-актеров. Подошел к столику, опрокинул рюмку, а вместо благодарности бросил: «Не по таланту пьете!»

Филиппов всячески старался приукрасить жизнь хорошей шуткой. Как-то раз зимой он шел с другом по центральной улице Петербурга. Смотрит - а там дворник ломом ледышки разбивает, большая куча образовалась. Встал Сергей Николаевич посреди ледяной груды и во всеуслышание произнес: «Ой, я где-то тут кольцо с бриллиантом оборонил!» Вокруг собралась жадная толпа желающих помочь -все глыбы разбросали. А довольный артист с гордостью удалился.

Словно желая восполнить школьные пробелы в образовании, в зрелые годы Сергей Николаевич пристрастился к чтению. Собрал огромную библиотеку, в которую входили ценнейшие раритетные издания. Нелюдимый и замкнутый, он любил проводить время в одиночестве в своей квартире. Наверное, поэтому окружил себя красивыми и дорогими вещами: антикварной мебелью, бронзовыми статуэтками, картинами в золоченых рамах, фарфором и драгоценностями. Благодаря своей известности даже во время тотального дефицита Филиппов мог достать практически любую вещь. Спускал все гонорары, ничего не копил. Мог вдруг сделать приятелю или совершенно незнакомому человеку очень ценный подарок.

Сергей Филиппов - биография личной жизни

При всей своей внешней непривлекательности Филиппов пользовался успехом у слабого пола. Любил красавиц и часто заводил интрижки. Возможно, это и послужило причиной распада его первого брака. Вскоре после развода в ресторане судьба свела Филиппова с его второй супругой, писательницей Антониной Голубевой. Она была старше на 13 лет.


Актер ужинал в одиночестве, но кто-то его побеспокоил, и Филиппов умудрился ввязаться в пьяную драку. Ему проткнули руку вилкой. Сидевшая за соседним столиком Антонина быстро подскочила к известному артисту, перевязала руку салфеткой и увезла к себе домой, чтобы оказать медицинскую помощь и утешить.

С тех пор они стали жить вместе, образуя, по словам знакомых,очень странную пару: он - высокий, худой, а она - маленькая, толстая, с вечно недовольным выражением лица и поджатыми губами. Окружение Филиппова моментально возненавидело его вторую супругу. Он и сам часто признавался, что не любил ее, и всегда называл Барабулькой. На вопрос, кто это, отвечал: «Маленькая паршивенькая рыбка с выпученными глазами».

Голубева жутко ревновала Филиппова и к коллегам-актрисам, и к сцене, поэтому всюду ездила с ним, часто принимала за него решения. Актер был абсолютно не приспособлен к быту, а хозяйственная жена о нем заботилась: варила борщи, утюжила стрелки на брюках... Наверное, роль подкаблучника все же нравилась Филиппову, как бы он ни сопротивлялся. В этом браке они прожили 40 лет, вместе съели пуд соли.

Сергей Филиппов - болезнь и смерь актера

Голубева поддерживала супруга, когда того уволили из театра - сильнейший удар по его самолюбию! Потом у него обнаружили опухоль мозга - нужно было выхаживать мужа после сложнейшей операции. Что бы о ней ни говорили, а Антонина мужа вытащила, спасла. И когда ее не стало, Филиппов сильно сдал. Протянул без своей Барабульки всего год: рак снова дал о себе знать...

Актер, любимый миллионами зрителей, умер один в своей квартире. Это произошло 19 апреля 1990 года. Прежде чем соседи обнаружили тело, прошло две недели... Нищая обстановка его жилья повергла всех в шок. В квартире остались голые стены: ни знаменитой библиотеки, ни антиквариата. Никто не знал, куда все делось. По одной из версий, находясь в отчаянном положении, Сергей Николаевич постепенно распродавал вещи. По второй - накануне его кончины все богатство вынесли из дома родственники второй супруги. Одиночество и страшная бедность пошатнули его рассудок. Очевидцы рассказывали, что он ходил по квартире абсолютно голым - так и дверь знакомым открывал...

Денег на похороны не было. И коллеги Филиппова обратились за помощью на «Ленфильм». Удивительно, но киностудия, сделавшая на гениальном артисте миллионные сборы, не выделила на его проводы в последний путь ни гроша. Всем известный Шурик, несколько часов просидел на телефоне, обзванивая знакомых. Кое-как насобирали на скромный гроб и похоронили на Северном кладбище Петербурга рядом с могилой его Барабульки.

Сын актера стал художником. Юрий Филиппов закончил высшее Художественно-промышленное училище им. Мухиной, работал в Европе, Азии и Америке. Помимо живописи занимался дизайном, сейчас увлечен карикатурой. О своем знаменитом отце Юрий Сергеевич написал книгу “Есть ли жизнь на Марсе”. Она вышла в свет в 2009 году. Сейчас готовит к изданию книгу афоризмов Сергея Филиппова со своими иллюстрациями.

Юрий Сергеевич, детские воспоминания всегда самые яркие. Что вспоминается из общения с отцом?

До развода родителей я с трудом что-то припоминаю. Был тогда очень маленьким. А после того как мама с папой расстались, отец приезжал за мной на такси и увозил в разные интересные места. Часто ездили с ним на охоту.

Он был охотник?

Он думал, что он охотник. У меня сохранилось его ружье. Но это даже не ружье, а гибрид из кларнета вместо ствола и приклада. Но тогда считалось, что мы страшно охотимся. Хотя ни одно животное от нашей охоты не пострадало. Отец шутил, что когда он едет на охоту, для экономии места спиртное наливает в шины автомобиля. Я же воспринимал это всерьез и никак не мог понять, как же они с друзьями после того как выпьют содержимое на спущенных шинах домой добираются.

В биографиях Сергея Николаевича, которые опубликованы, очень много нестыковок...

Да, это потому что он никогда о себе ничего не рассказывал. Именно это послужило поводом начать большую работу и написать книгу об отце.

Вы очень переживали развод родителей?

Конечно. Но моя мама была такой человек, она думала, что муж должен прийти домой вечером и прибивать гвоздики, налаживать дом. Ну а какое налаживание дома у актера вечером? Тем более настолько известного и популярного… Но даже когда они разошлись, я видел, что они друг друга любили. У Сергея Николаевича с его новой женой писательницей Антониной Голубевой были непростые отношения.


Он часто ей во время ссор говорил: “У меня есть красавица жена и талантливый сын, а ты - полицейский”. Голубева была старше его на 15 лет и ревновала безумно. Часто отец уходил из дома чистый, в отглаженном костюме, а возвращался весь ободранный. Думаю, что это было из-за чувства противоречия, некого протеста.

Многие его коллеги вспоминали, что Сергей Николаевич приходил в свою вторую семью часто пьяный, Но Голубева именно это использовала для давления на него. Наутро она ему всегда говорила: “Сережа, ты вчера такое нес! Тебя за это посадят. Только я могу тебя спасти”. Как человек своего времени он, конечно, боялся, что пьяным наболтал лишнего, что его могут посадить. Он был далеко не волевым человеком и Голубева умело этим пользовалась.

Когда Вы учились в школе, Ваш отец уже был очень известным актером. Одноклассники завидовали?

А у нас в классе было три Филипповых (смеется). Меня учителя не выделяли. Но слава отца на меня периодически переходила, и переходит до сих пор. Вот недавно захожу в ресторанчик, как сказал бы папа “выпить рюмку супа”. И сидят там два уважаемых почтенных человека, один другому говорит: “Изя, ты знаешь, кто это к нам пришел?” “Конечно, Юра Филиппов, известный художник, сын Смоктуновского”. А второй поднимается из-за столика и добавляет: “Нет, Никулина!” В общем, что тут скажешь, бедная моя мама! Конечно, это смешно.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

Ваши встречи с отцом были частыми?

Да частыми. Мы с ним играли на гитаре (у меня гитара отца сохранилась, она 1906 года), я очень много ходил в театр, а в театре Николай Павлович Акимов меня немного учил чему мог. С его помощью я научился работать изоиероглифом. У Акимова ведь все плакаты сделаны изоиероглифом. Но он как-то не в восторге был от моего творчества. С отцом мы вместе занимались фотографией, это было его хобби, много снимал маму.

А потом я уехал в Америку. Захотелось попробовать себя. Я тогда работал в худфонде и был на очень хорошем счету. Делал музей города, музей Ушакова, музей Пушкина - разрабатывал дизайн. Как-то пришел в худфонд, а мне его председатель говорит о моих работах: “Юра, надо быть скромнее, ты еще не в Чикаго”. Надо же ведь такую глупость залепить! А я ему сразу ответил: “Что совет даете? Спасибо. Учту”. И вот я тогда подумал, что в Америке я развернусь. И поехал. Сказано - сделано!

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

Сергей Николаевич не мог Вам простить этого?

Я думаю, что он просто боялся. Его жена внушала ему, что из-за эмиграции сына могут быть серьезные неприятности и лучше прекратить общение. А я писал отцу, но он так был напуган, что мои письма даже не распечатывал, правда хранил их в тумбочке рядом с кроватью. В этих письмах я посылал свои рассказы, которые по моей идее он должен был читать со сцены.

Когда он умер, мне об этом даже не сообщили. Квартира после его смерти долгое время стояла открытая. И “добрые люди” все оттуда вынесли. Сначала все, что можно вынесли родственники Голубевой. Они считают себя наследниками Филиппова, даже в каком-то документальном фильме появился “правнук” Филиппова. Потом, вдруг объявился еще и племянник. И никого не смутило, что у Филиппова есть только один сын, а детей у меня нет. А потом уже кто-то из актерской братии уносил вещи из квартиры. Брали на память - кто-то книгу, кто-то фото. Многие потом говорили, что хотели бы отдать эти вещи. Но мне то, что взято людьми на память не нужно. О смерти отца мне сообщили только через два года. Мы и могилу его с трудом нашли.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

А Вы знаете, как он жил в последние свои годы?

После смерти Голубевой он остался совсем один. Ему очень помогала актриса Любовь Тищенко. О ней можно сказать - это сама доброта. С ним до последнего жил его сокурсник по хореографическому отделению эстрадно-циркового техникума. Эти два старика и жили вместе в последние годы. Любовь Тищенко не раз отцу говорила: “Прочитайте письма, все-таки сын писал”. А он ей: “Если хочешь, сама читай!”

Умер он дома?

Никто не знает точно. Кто-то говорит, что его увезли в больницу, кто-то, что он умер дома и чуть ли не неделю полежал, пока его не нашли. Он был очень больной человек. Треть желудка была вырезана, но, говорят, что умер от рака легких.

У Сергея Николаевича еще была сложная операция по удалению опухоли на головном мозге?

Эту операцию ему делали в 1971 году. И он после этого прожил еще 25 лет. Опухоль была не злокачественная. Он потом даже шутил: “Хочешь потрогать мой мозг?” Поскольку там спилили часть кости и прикрыли все только кожей, у него на голове пульсировал небольшой кусочек. Рязанов хотел его снимать в “Необычайных приключениях итальянцев в России”, но побоялся взять, потому что отец был очень слаб после операции. Эту роль прекрасно сыграл Евстигнеев.

Почему, уезжая, Вы не смогли попрощаться с отцом?

У Голубевой попрощаешься! Актеры ее называли “полицейский в юбке”, а Филиппова “мальчик из Уржума” по названию ее книжки. У меня с ней отношения не сложились сразу же. Я был мальчик не то чтобы ехидный, но несогласный. Вот прихожу я как-то к ним, а она ведет себя как воспитательница: “Мальчик, ты любишь стихи?” А мне больше из рогатки, конечно, стрелять нравилось... “Какие ты стихи выучил?” И не отстает просто. А у нас дома была книга Архангельского “Пародии”. И вот я начал читать: “Не девушка - малина, шедевр на полотне, Маруся-Магдалина раздетая вполне..”. Она в шоке: “Какая гадость! Хулиган!” А я продолжаю: “У Васи, о боже, на розовой на коже вскочил преогромный волдырь..”. Мне тогда очень нравилось про волдырь почему-то. “Это плохое стихотворение!” И подарила мне свою книгу “Мальчик из Уржума”. Я, конечно, эту книгу тут же выбросил.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

А отец как на все это реагировал?

Ему уже все это безумно надоело. Она ведь как с ним познакомилась. Поскольку после развода мама его попросила покинуть дом, Акимов снимал ему комнату в “Астории” и он ходил обедать в ресторан (отец очень любил застолье). Когда он обедал в “Астории”, всех приглашал за свой столик. Проходит мимо громадного роста военный, морской адмирал: “Здравствуйте, Сергей Николаевич!” А он отвечает: “Здорово, старик!” Тот возмущен: “Я не старик! Я - адмирал Засосов, известный военный врач”. - “Да? Ну, так подгребай, вместе и засосем!” И вот это “подгребай” потом просто стало расхожим выражением. И фраза “Нет некрасивых женщин, есть мало водки” принадлежит тоже Филиппову.

И вот как-то там очередной раз с приятелями выпили и случилась пьяная драка. Сергей Николаевич был резкий человек и кому-то что-то ответил, а тот бросился на него с вилкой и поранил ему руку. Тут же крики начались: “Артиста убивают!” Явилась милиция. Всех забрали, кроме Филиппова. Все-таки кумир! А Голубева сидела рядом за столиком, она тут же бросилась перевязывать ему раненую руку, а потом увела его к себе, поскольку жила недалеко. А наутро он просыпается у нее.

Женщины любили Вашего отца?

Очень. Просто отбоя не было. Я до сих пор удивляюсь, как много у него было поклонниц. Это и послужило причиной развода с моей мамой.

Почему бюст с могилы Филиппова сейчас хранится у Вас дома?

Бюст, который стоял на могиле Сергея Николаевича не был сделан именно как памятник на могилу. Он был подарен ему неизвестным автором и стоял долгое время у него в шкафу. Мы долго искали этого художника, но безуспешно. В бюсте 36 кг бронзы. Его пытались унести с могилы. Поэтому пришлось поставить там копию, а этот дар неизвестного художника сохранить.

Каков Сергей Филиппов как человек глазами сына?

Очень добрый, но замкнутый. Причем замкнутым он стал именно во втором браке. У него были такие красавицы поклонницы. Но его сломило то, что его постоянно Голубева шантажировала, а он очень боялся. Гомиашвили рассказывал, что во время съемок “12 стульев” (она же ездила с ним везде, шагу ему не давала ступить одному) на теплоходе Сергей Николаевич как выпьет, так и начинал ее гонять. Причем в выражениях не стеснялся. Пока его полностью не подавила новая жена, он был другим.

Фото из семейного архива Ю. Филиппова

Почему одна из Ваших выставок, посвященных Сергею Филиппову называлась “По стопкам моего отца”?

Просто он мне часто повторял: “Сынок, иди по стопкам отца. Методом пробок и ошибок”. Вот я и иду.

Сергей Николаевич Филиппов. Родился 11 (24) июня 1912 года в Саратове - умер 19 апреля 1990 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский актёр. Народный артист РСФСР (1974).

Сергей Филиппов родился 11 (24 по новому стилю) июня 1912 года в Саратове в рабочей семье.

Отец - слесарь.

Мать - портниха.

В школе учился плохо, в старших классах даже прослыл хулиганом. Как рассказывал актер, однажды на уроке химии в отсутствие учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов. После такого эксперимента по всей школе распространился ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, а Филиппова исключили из школы.

После исключения из школы устроился учеником пекаря в частной пекарне. Но эта работа его интересовала мало, и в течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привёл его в балетную студию. Занятия настолько увлекли Сергея, что через несколько недель он считался лучшим учеником и перед ним открывалось блестящее будущее в балете.

В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре. Приехав в столицу, он узнал, что приёмные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят. Преподаватели прочили одарённому студенту блестящее будущее и, после окончания техникума, в 1933 году Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета.

Карьера балетного танцора оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета. Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актёру перейти в Театр комедии.

В 1935-1965 годах - актер Ленинградского театра комедии, среди его работ: «Простая девушка» (1938 год, В.В. Шкваркин, реж. Эраст Гарин) - управдом Макаров; «Страшный суд» (1939 год, В.В. Шкваркин, реж. Николай Акимов и Павел Суханов) - член месткома Родионов; «Лев Гурыч Синичкин» (1946 год, Д.Т. Ленский, реж. и худ. Николай Акимов) - содержатель театра Пустославцев; «На всякого мудреца довольно простоты» (А.Н. Островский, 1946 год, реж. Борис Зон) - Крутицкий; «Ревизор» (Н.В. Гоголь, 1958 год, реж. Николай Акимов) - Осип; «Что скажут завтра» (1958 год, Д.Н. Аль и Л.Л. Раков, реж. Павел Суханов) - Брусков.

С 1965 года - актер киностудии «Ленфильм».

Высокого роста, худой и подвижный, с длинными руками и ногами, Филиппов очень хорошо двигался и танцевал. От природы был наделён грубым и очень выразительным лицом с угрюмым и зловещим выражением. Это сочеталось с блестящей актёрской интуицией, подвижностью, богатейшей мимикой и врождённым юмором, правда весьма грубым и во многих случаях неприличным.

В театре Филиппов не любил долгих репетиций, часто пропускал их, однако руководитель театра Н. П. Акимов часто прощал ему такое поведение, зная, что Филиппов способен идеально создать требуемый образ буквально с первого раза. Будучи очень наблюдательным от природы, Филиппов подмечал в людях разнообразные недостатки и воспроизводил их в своих героях очень зло, резко и метко.

На сцене и экране Филиппов воплощал людей неотёсанных, недалёких, хамоватых, наделённых многими недостатками, хитрых, изворотливых и часто надменных, играл лодырей, пьяниц, злобных неудачников. Однако несмотря на резко карикатурный стиль игры, Филиппов был органичен как артист в любом образе.

В кино снимался с 1937 года, дебютировав в картинах «За советскую Родину», «Волочаевские дни», «Выборгская сторона».

Сергей Филиппов в фильме "Выборгская сторона"

Популярность ему принесли комедийные кинороли в фильмах «Укротительница тигров» (1954), «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка без адреса» (1957), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).

Филиппов исполнял опасные трюки без дублёров. На киносъёмках он неоднократно падал с большой высоты на землю или в воду, входил в клетку с тиграми. Филиппов был мастером как больших и сложных ролей, так и эпизодов.

Даже в небольших эпизодах он создавал незабываемых гротескных персонажей: «Иван Васильевич меняет профессию» (Л. И. Гайдай, шведский посол), «Собачье сердце» (В. В. Бортко, богатый старик-клиент профессора Преображенского), «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса» (Э. А. Рязанов, лектор и начальник), «Музыкальная история» (Г. М. Рапопорт, начальник клуба) и т.д.

Сергей Филиппов в фильме "Укротительница тигров"

Сергей Филиппов в фильме "Карнавальная ночь"

Сергей Филиппов в фильме "Зайчик"

Сергей Филиппов в фильме "12 стульев"

Сергей Филиппов в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"

Сергей Филиппов в фильме "Не может быть!"

Сергей Филиппов в фильме "Собачье сердце"

В 1940-е - 1960-е годы актер был очень популярен в Ленинграде и крупных городах страны. Популярность была специфического свойства - его часто отождествляли с его глупыми и малоприятными героями, легко узнавали на улицах и в ресторанах и бурно приветствовали. Он это воспринимал как издевательство, и будучи человеком самолюбивым и нелюдимым, быстро возненавидел свою популярность и своих поклонников.

За несколько дней до смерти актер рассказал коллеге Любови Тищенко о своей несбывшейся мечте: "Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большими» досталась Юрию Никулину".

Смерть Сергея Филиппова

В 1965 году у него была обнаружена опухоль головного мозга.

Последние годы своей жизни Филиппов провёл в одиночестве. Умер от рака легких 19 апреля 1990 года.

"Когда Сергей Николаевич умирал, никто из тех, кто был тогда рядом с ним, не сообщил сыну о надвигающейся потере, хотя и телефон, и адрес Юрия он хранил на прикроватном столике. Зато после смерти великого актера очень легко было растащить содержимое квартиры, а потом написать статью, что Сергей Николаевич Филиппов умер в нищете: кроме грязного белья и окурков в квартире ничего не было... А где его библиотека? Где мебель, картины? Где, наконец, его архив: фотографии, письма поклонников, статьи, кинотека? Кто может на это ответить?", - вспоминала сноха актера Татьяна Гринвич.

Похоронен Сергей Филиппов на Северном кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с Антониной Голубевой. Питерская гильдия киноактёров установила на могиле бюст.

В 2009 году вышла книга сына актёра - Юрия Сергеевича Филиппова - «Сергей филиппов. Есть ли жизнь на Марсе».

В 2008 году в Пятигорске были открыты памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Бронзовый Киса имеет явное портретное сходство с Сергеем Филипповым в этой роли в гайдаевском фильме «12 стульев». Аналогичный памятник установлен в Чебоксарах (скульптор В. П. Нагорнов).

Сергей Филиппов. Короли эпизода

Рост Сергея Филиппова: 184 сантиметра.

Личная жизнь Сергея Филиппова:

Первая жена - Алевтина Ивановна Горинович, артистка балета. Вместе прожили более 10 лет, разошлись перед войной. В 1970-х эмигрировала в США, в Россию не возвращалась, отчего брак остался не расторгнут.

У них родился сын - Юрий Сергеевич Филиппов, дизайнер.

Алевтина Горинович - первая жена Сергея Филиппова

Юрий - сын Сергея Филиппова

Вторая жена - Антонина Голубева (1899-1989), детская писательница, автор книг о С.М. Кирове («Мальчик из Уржума» и др.). Была старше Филиппова на тринадцать лет.

Говорили, что актер в последние годы жил в бедности, но сын Юрий опровергал: "Это неправда! Папа любил окружать себя красивыми вещами: коллекционировал бронзовые фигурки, покупал мебель красного дерева, любил фарфоровую посуду, драгоценности». Он узнал о смерти отца слишком поздно и приехать на похороны не успел. По приезде обнаружил, что из квартиры Сергея Филиппова пропала антикварная мебель, драгоценности и семейный архив".

Актриса Любовь Григорьевна Тищенко, ухаживавшая за Филипповым в последние годы его жизни, вспоминала: "Мне тогда было не до того. Я занималась оформлением документов на похороны, а дочка Голубевой (вторая жена Филиппова) вывозила всё из квартиры. Сергей Николаевич даже ещё не похоронен был. Надо документы оформлять, а внучка и дочь Голубевой все вещи растаскивают в это время. Он ещё в морге лежал, а они всё хватали и вынимали... Я орала на неё: «Перестань таскать вещи!» Документы я у них всё требовала, оформлять погребение. Ничего не хотели делать, только из квартиры всё спешным порядком увозили. У меня от Сергея Николаевича не осталось ничего. Даже моя кружка, которую я ему подарила, и ту украли".

Фильмография Сергея Филиппова:

1937 - За советскую Родину («Падение Кимас-озера», «Поход Антикайнена») - белофинн
1937 - Волочаевские дни - партизан
1938 - Выборгская сторона - погромщик склада
1939 - Аринка - старый железнодорожник
1939 - Станица Дальняя - казак, счетовод в колхозе
1940 - Яков Свердлов
1940 - Член правительства - саботажник
1940 - Музыкальная история - Бабашкин
1941 - Приключения Корзинкиной - рыбак, покупающий билет на вокзале / Максимов, чтец «Умирающего гладиатора»
1942 - Железный ангел
1942 - Лесные братья
1943 - Март-апрель
1943 - Мы с Урала - Андрей Степанович
1943 - Новые похождения Швейка - немецкий ефрейтор
1944 - Кащей Бессмертный - палач
1945 - Здравствуй, Москва! - Семён Семёнович, баянист Брыкин
1946 - Беспокойное хозяйство - немецкий разведчик Краусс
1946 - Остров Безымянный
1947 - Золушка - капрал и скороход
1947 - Свет над Россией - спекулянт
1948 - Драгоценные зёрна
1949 - Константин Заслонов - Курт
1954 - Мы с вами где-то встречались - клиент в фотоателье
1954 - Укротительница тигров - дрессировщик тигров Алмазов
1954 - Запасной игрок - ревнивый муж
1955 - Двенадцатая ночь - Фабиан
1956 - - Некадилов, лектор из общества по распространению
1956 - Медовый месяц - паромщик и хозяин катерка
1956 - Разные судьбы - Костя, водитель композитора Рощина
1956 - Триста лет тому... - монах
1957 - Всего дороже
1957 - Гуттаперчевый мальчик
1957 - Девушка без адреса - Комаринский, начальник «передаточной» конторы
1957 - Ночной патруль - Семён Григорьевич Ползиков, директор магазина № 6 «Ткани»
1957 - Улица полна неожиданностей - постовой
1957 - Шторм - Виленчук
1958 - Дружок - жулик
1958 - Девушка с гитарой - дрессировщик собак Цыплаков
1958 - По ту сторону - Майба
1958 - Олеко Дундич - Иван Козырев, белый квартирьер
1958 - Шофёр поневоле - шофёр Саврасов
1958 - Ленинградская симфония
1959 - Неподдающиеся - милиционер
1959 - Сомбреро
1959 - Я Вам пишу
1959 - Не имей 100 рублей... - дежурный администратор в гостинице
1960 - Осторожно, бабушка! - лесничий
1961 - Совершенно серьёзно - ведущий альманаха; писатель в новелле Как создавался Робинзон
1961 - Наш общий друг
1961 - Чёртова дюжина - пассажир
1962 - Большая дорога - городской голова
1962 - Половодье
1962 - Черёмушки - Мылкин, сосед
1963 - Большой фитиль (новелла «Расплата») - Филиппов, неплательщик взносов / игрок в шашки
1963 - Два воскресенья - камео
1963 - Крепостная актриса - управляющий Еппидифор
1964 - Зайчик - директор театра
1964 - Приключения Толи Клюквина - бухгалтер домоуправления
1965 - Иностранка - Абдулла
1965 - Первый посетитель
1965 - Спящий лев - помощник директора учреждения
1965 - Стряпуха - жулик на рынке
1966 - Последний жулик - тюремный надзиратель
1966 - Берегись автомобиля - зритель на самодеятельности
1968 - Новые приключения неуловимых - аптекарь Кошкин
1968 - Снегурочка - Бермята
1969 - Не горюй! - парикмахер
1969 - Старый знакомый - лектор Некадилов
1970 - Пеола
1971 - 12 стульев - Ипполит Матвеевич Воробьянинов, предводитель дворянства
1971 - 32 неожиданности - Дима Курочкин
1971 - Тень - Первый министр
1971 - Большой янтарь - дирижёр, член жюри конкурса
1972 - Табачный капитан - купец Карпий Смуров
1973 - А вы любили когда-нибудь? - врач Михаил Михайлович / Ольга Васильевна
1973 - Иван Васильевич меняет профессию - шведский посол
1973 - По собственному желанию
1974 - Царевич Проша - атаман
1975 - Не может быть! - певец на свадьбе
1975 - Ау-у! - король Абабуа
1975 - Яблоко как яблоко - специалист в трёх лицах
1976 - Синяя птица - Удовольствие любить (партнёр Богданова-Чеснокова)
1976 - Весёлое сновидение, или Смех и слёзы - Унылио VII, шахматный король
1976 - Песни над облаками - бригадир комбайнёров
1976 - Как Иванушка-дурачок за чудом ходил - заморский лекарь
1977 - Блокада - Василий Маркелович Губарев
1977 - Инкогнито из Петербурга - Осип
1978 - Пока безумствует мечта
1979 - Летучая мышь - лесничий
1979 - Соловей
1980 - За спичками - Хювяринен
1980 - Комедия давно минувших дней - Киса Воробьянинов, лектор Некадилов
1980 - Таинственный старик - Чикильдеев
1981 - Куда исчез Фоменко? - отец Алины
1982 - В старых ритмах - начальник уголовного розыска
1982 - Ослиная шкура - придворный
1982 - Спортлото-82 - станционный смотритель
1983 - Мера пресечения - продавец броши
1984 - И вот пришёл Бумбо... - шпрехшталмейстер
1984 - Перикола
1985 - Опасно для жизни! - деликатный
1987 - Сказка про влюблённого маляра - главный мудрец
1988 - Пусть я умру, Господи
1988 - Собачье сердце - пациент Преображенского
1989 - Частный детектив, или Операция «Кооперация» - возмущённый пенсионер