Почему ссср успешно противостоял санкциям запада? Санкции запада против ссср (досье тасс).

Недавно «Газета.Ru» рассказывала, как США и их союзники бойкотировали Олимпиаду в Москве из-за вторжения СССР в Афганистан, однако впервые санкции против Советского Союза со стороны стран Запада были введены сразу после Октябрьской революции 1917 года, когда большевики решили отказаться от выплаты внешнего долга и взялись за национализацию предприятий, которые принадлежали в том числе и иностранным собственникам. Впоследствии санкции выражались в запрете на покупку любых товаров советского производства за исключением зерна.

После Второй мировой войны, когда мир стал двуполярным, США и их союзники пытались воздействовать на СССР различными методами, в том числе и экономическими. В частности, в 1949 года был основан Координационный комитет по экспортному контролю (CoCom) — международная организация стран , которая контролировала экспорт в СССР и страны социалистического лагеря.

Ее участниками были составлены списки запрещенных к экспорту товаров — оружия, высокотехнологичного оборудования, технологий, связанных с ядерной энергией, и промышленных товаров двойного назначения.

Действовали эти рекомендации вплоть до распада Советского Союза, хотя по сути они и носили форму санкций. А присоединились к ним не только страны НАТО, но и Япония с Австралией. Тем не менее некоторые частные компании, например Toshiba Machine Company, на запреты внимания не обращали и втайне от коллег и конкурентов продолжали поставлять высокоточное оборудование Советскому Союзу. Помимо этого, США и их союзники пытались ударить по нефтегазовой сфере Советского Союза. Для этого НАТО наложило эмбарго на поставку труб, которые были необходимы для поставки газа в Европу. Все это происходило в 1962 году, когда внимание мировой общественности было приковано к апокалиптическому, но все-таки разрешившемуся Карибскому кризису.

Вопрос с трубами решился в результате «многоходовочки» — СССР предложил не покупать их, а обменять на газ.

Таким образом к сделке «газ — трубы» присоединилась Великобритания, за ней — Италия, а затем и ФРГ, с которой Советский Союз и вовсе заключил контракт на 20 лет с поставкой до 3 млрд кубометров природного газа в год.

Следующим шагом против СССР стало принятие американским конгрессом в 1974 году поправки Джексона — Вэника, согласно которой США ограничивают торговлю со странами, которые нарушают права человека. Тогда под действие поправки попал и Советский Союз. В отношении его правопреемницы — России — действие поправки было отменено лишь в 2012 году. Сейчас поправка действует, например, в отношении Белоруссии.

Но одной поправкой США не ограничились — когда СССР осуществил ввод войск в Афганистан, Джимми Картер объявил запрет на продажу Советскому Союзу любых технологий. В силу он вступил ровно 35 лет назад — 18 марта 1980 года. Таким образом, Советский Союз остался без множества полезных вещей, например компьютера Apple II Plus, созданного Стивом Джобсом вместе со Стивом Возняком. Правда, в СССР от этого никто не пострадал, а своего культового статуса компания Apple на тот момент еще не обрела.

Кроме того, в рамках противодействия СССР США отказались от открытия консульства в Киеве, не подозревая, что произойдет на Украине по прошествии многих лет.

Затем на смену Джимми Картеру пришел Рональд Рейган, который в открытую называл Советский Союз «империей зла». Именно бывший «охотник на оленей» попытался помешать реализации масштабного проекта газопровода Уренгой — Помары — Ужгород из Западной Сибири в Европу. Помимо того, что он наложил санкции на европейские компании, финансировавшие постройку газопровода и обеспечивавшие строителей необходимым оборудованием, Рейган добился того, что его европейским союзникам пришлось участвовать в невыгодных проектах по добыче газа в Норвегии.

Поскольку несколько компаний, попавших под санкции США, являлись британскими, к делу подключилась лично Маргарет Тэтчер, которой удалось разрешить проблему после долгих переговоров с Рейганом. Строительство газопровода было завершено в 1984 году. Так жажда наживы победила санкции. Газопровод же существует до сих пор, являясь предметом постоянных препирательств между «Газпромом» и властями Украины.

5 февраля 1982 года Великобритания приостановила контакты с СССР на высшем уровне и сократила деятельность четырёх русско-английских договоров в области науки, здравоохранения и охраны окружающей среды.
Месяцем ранее - 29 декабря 1981 года - санкции к СССР применили и США. О причинах столь серьёзных разногласий между Советским Союзом и западными странами - в материале RT. Танки в городе Збоншинек, 13 декабря 1981

Польские профсоюзы против

1981 год ознаменовался для Польши политическим и экономическим кризисом. Недовольство коммунистическим правительством угрожало перейти в открытое восстание. Во главе оппозиции стоял профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валенсы. Организация требовала передать всю власть Общественному совету народного хозяйства, состоящему из делегатов, направленных непосредственно трудовыми коллективами. Это представляло серьёзную опасность для просоветского режима в Польше - к осени 1981 года численность «Солидарности» составляла 10 млн человек (население Польши на тот момент - 36 млн). Действовал профсоюз весьма решительно: устраивал массовые забастовки и демонстрации, разрабатывал политические программы. Западный мир напряжённо ждал ответа Советского Союза и согласовывал план действий на случай его реакции.
Но действовать начал не СССР, а глава Польской объединённой рабочей партии, генерал Войцех Ярузельский. В декабре 1981 года он объявляет в стране военное положение, якобы предотвращая тем самым вмешательство Советского Союза. По другой версии, генерал сам звонил в Москву с просьбой о вводе войск в Польшу, но получил отказ. В пользу этого говорят стенографические записи, якобы сделанные во время разговора. Сам Ярузельский подлинность документов впоследствии отрицал.
Военное положение официально было введено в полночь 13 декабря с выступления генерала Ярузельского по телевидению: он обвинил «Солидарность» в разжигании братоубийственной войны. Власть перешла к специально созданному Военному совету национального спасения. Сразу после этого начались массовые аресты членов профсоюза (к концу 1981 года в тюрьмах пребывали более пяти тысяч активистов), закрылись границы, появился комендантский час, исчезла возможность беспрепятственно перемещаться между населёнными пунктами страны.

Реакция Запада

Эта мера стала полной неожиданностью для западных держав: осенью 1981 года европейские лидеры отметили потепление в отношениях между правительством в лице умеренного, как считалось в то время, Войцеха Ярузельского и оппозиции в лице Леха Валенсы. Да и рассматривали на Западе только тот вариант, при котором СССР вводит свои войска для борьбы с «Солидарностью», но никак не усмирение оппозиции руками самих поляков.


Войцех Ярузельский и Лех Валенса

Весь 1981 год протестная активность в Польше поддерживалась деньгами извне. Кроме того, на Западе пристально следили за советскими войсками, оставшимися на территории страны после весенних учений, готовясь ввести санкции (об этом ещё весной заявила Маргарет Тэтчер, предупреждая СССР о последствиях вмешательства). Советский Союз войска не ввёл, что тем не менее не помешало западным странам обвинить его в объявленном в Польше военном положении. Первыми начали действовать США. 29 декабря 1981 года президент Рональд Рейган ввёл ряд экономических санкций против Советского Союза, главной из которых стал запрет продажи американским компаниям нефтегазового и электронного оборудования в СССР. Кроме «заботы» о Польше у администрации американского президента был вполне очевидный политический интерес: прервать строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород. Планировалось, что по этому трубопроводу газ из Западной Сибири будет поступать в страны Центральной и Западной Европы, что, по мнению США, вело к энергетической зависимости их европейских партнёров от СССР и к появлению угрозы национальной безопасности Америки.


Рональд Рейган 1981 год, Вашингтон
5 февраля 1982 года Великобритания также выразила своё недовольство военным положением в Польше, приостановив действие четырёх договоров с СССР: соглашений о сотрудничестве в области медицинских наук и здравоохранения, мирного использования атомной энергии, охраны окружающей среды и научных сельскохозяйственных исследований. Эти санкции не были столь радикальными, как меры, принятые Соединёнными Штатами, что объясняется экономической заинтересованностью Великобритании в сотрудничестве с СССР. Этот вывод подтверждается тем, что произошло с американскими санкциями в дальнейшем.
Летом 1982 года США ужесточили запрет, заявив, что теперь не только американские фирмы, но и их иностранные филиалы, а также компании других стран, имеющие американские лицензии, не могут продавать СССР оборудование. Это возмутило европейских лидеров (включая британское правительство), которые объявили американские санкции незаконными. Переговоры длились до осени, но запреты Рейгану всё же пришлось снять, и газопровод Уренгой - Помары - Ужгород был завершён (хотя и в меньшем масштабе) в 1984 году, и, к слову, для этого СССР прибег к частичному импортозамещению.

Отступление СССР

На первый взгляд, санкции Великобритании и США против СССР носили странный характер, ведь, по сути, Союз наказывали за то, чего не произошло. Но со стратегической точки зрения всё было логично: Западу не была нужна сверхдержава в лице СССР, и было необходимо подорвать могущество геополитического противника.
Хотя введение военного положения в Польше было выгодно Москве, она в данном случае выступала в роли наблюдателя. В то время советские войска воевали в Афганистане. Участвовать в двух конфликтах, да ещё и в условиях экономической изоляции, в планы руководства Советского Союза не входило. Де-факто подавление польской оппозиции в начале 1980-х стало делом чести для официальной Варшавы, которая всё меньше могла рассчитывать на помощь «старшего брата». А смерть Брежнева в ноябре 1982-го и желание польской верхушки стабилизировать ситуацию в стране привели к тому, что военное положение в Польше было отменено 22 июля 1983 года.
И хотя у власти всё ещё оставался Ярузельский, приход Горбачёва и его «новое мышление» в отношениях с США и их сателлитами привели уже к настоящей потере влияния СССР на страну соцлагеря. Коммунистический режим окончательно рухнул в Польше в 1989 году, а в 1990-м просоветского генерала Ярузельского на президентском посту в результате выборов сменил его идеологический противник Лех Валенса.

Реакция Запада на введение советской властью ГМВТ (государственная монополия внешней торговли) была болезненной. Одной из причин того, что Запад в течение нескольких лет не принимал решения о дипломатическом признании нового государства, было именно наличие государственной монополии внешней торговли. На международных конференциях в Генуе и Гааге Запад оказывал бешеное давление на советскую делегацию, добиваясь отмены в РСФСР ГМВТ. Не получилось. Об этом нам, студентам, рассказывал еще профессор Н.Н. Любимов, который участвовал в генуэзской конференции в качестве советника.

Еще до установления дипломатических отношений с СССР некоторые западные страны начали торговать с нашей страной, но при этом не признавали ГМВТ. Англия, первая из капиталистических стран вступившая в торговые отношения с Советской Россией, в лице Ллойд Джорджа заявляла, что она согласна торговать лишь с «русским народом» и с «русскими кооперативными организациями». В частности, Англия, а также другие страны Запада отказывались признавать наши торгпредства, рассматривая их институтами ненавистной им ГМВТ.

На СССР оказывалось всяческое давление с целью заставить Москву демонтировать ГМВТ. Среди этих мер давления можно назвать следующие:

  1. Торговая и морская блокада.
  2. «Золотая блокада».
  3. Кредитная блокада.
  4. Ограничения или запреты на ввоз товаров из СССР по причине «советского демпинга».
  5. Такие же ограничения и запреты на основании того, что СССР при изготовлении товаров использует «бесплатный труд заключенных» (другой вариант: «принудительный труд»).
  6. Повышенные пошлины на ввоз товаров из СССР, лицензирование советского импорта и т. п.
  7. Отказ от предложений СССР о заключении соглашений о взаимном предоставлении во внешней торговле режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
Торговая и морская блокада была установлена странами Запада (Антанты) сразу же после прихода к власти большевиков, их заявления об отказе от долгов царского и Временного правительства, принятия декрета о национализации внешней торговли. Указанная блокада предусматривала полное прекращение экспортно-импортной торговли с нашей страной. Кроме того, чинились препятствия для перевозки товаров в нашу страну и из нашей страны по Балтийскому морю. Лишь в январе 1920 года Антанта отменила торговую блокаду против Советской России.

«Золотая блокада» заключалась в том, что Запад отказывался принимать от Советского Союза в порядке оплаты импорта золото. И это несмотря на то, что после Первой мировой войны к 1925 году существовавший до 1914 года золотой стандарт был уже восстановлен (хотя и в усеченном виде). То есть золото рассматривалось как универсальные, мировые деньги. СССР мог покрывать свои импортные закупки только поставками природных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, особенно зерна.

Кредитная блокада – отказ предоставлять Советскому Союзу кредиты, в том числе кредиты торговые (что считалось нормой в международной торговле). Либо же кредиты предоставлялись на невыгодных (по процентным ставкам, срокам) условиях и под избыточное обеспечение.

Застрельщиком кампаний против «советского демпинга» и «принудительного труда» выступили США. Начало этих кампаний было положено серией статей «Нью-Йорк Ивнинг Пост» об угрозе «красной торговли»; вслед за этим правительство матерого врага Советского Союза Гувера издало ряд административных и таможенных актов, открыто направленных против советских товаров, а именно:

  1. Распоряжение Министерства финансов США от 23 мая 1930 года, в котором содержится ссылка на антидемпинговый закон 1921 года, признаётся, что «продажная цена советских спичек ниже настоящей добросовестной стоимости их», и вводится специальное обложение советских спичек запретительной антидемпинговой пошлиной в дополнение к обычной пошлине.

  2. Специальное таможенное ограничение в отношении ввоза советского асбеста и марганца.

  3. Распоряжение таможенного комиссара, утвержденное 20 февраля 1931 года Министерством финансов США, о запрещении ввоза советских пиломатериалов и балансов из четырех зон европейской части СССР: Кольского полуострова (включая Мурманское побережье), Карельской автономной республики, Северной области и Зырянской автономной области как из областей, где якобы используется труд заключенных.
В качестве примера дискриминационного лицензирования советского импорта и использования повышенных импортных пошлин можно привести Францию. 3 октября 1930 года там был издан декрет, вводивший систему лицензий на импорт основных советских товаров. Этот декрет ставил советские товары в худшие условия по сравнению с товарами других стран. В 1933 году во Франции были предприняты новые попытки дискриминации советских товаров. Они были отнесены к числу товаров, вывозимых из стран с падающей валютой, и были обложены особым налогом (фактически пошлиной) в размере 25% от стоимости товара.

* * *

Надо сказать, что советское правительство часто находило необходимые ответные средства. Так, оно приняло 20 октября 1930 года постановление о введении в действие специального режима для всех стран, которые устанавливают в отношении внешней торговли СССР различные ограничения. Это постановление сыграло большую роль в нашей борьбе против дискриминации советской внешней торговли. В частности, ответные меры СССР быстро образумили французское правительство, и уже к 16 июля 1931 года оно было вынуждено отменить злополучный декрет от 20 октября 1930 года. Позднее французы вынуждены были отменить и дополнительную 25-процентную пошлину на советские импортные товары.

А вот истории, касающиеся наших отношений с Великобританией. Они были очень непростыми. В августе 1924 года был подписан торговый договор с Великобританией, устанавливавший принцип взаимного наибольшего благоприятствования и правовое положение Торгпредства СССР в Великобритании, что означало признание английским правительством монополии внешней торговли. Однако консервативная партия, пришедшая к власти после лейбористов, отказалась внести в парламент на ратификацию подписанный лейбористским правительством торговый договор. Поэтому торговые отношения с Англией продолжали в связи с этим регулироваться временным торговым соглашением, заключенным 16 марта 1921 года.

В 1927 году в Лондоне был осуществлен разбойный набег на нашу организацию, которая называлась АРКОС , что привело к разрыву дипломатических отношений между двумя странами. После этого Лондон стал чинить всяческие ограничения для ввоза советских товаров. Но разрыв с СССР в большей степени ударил по экономическим интересам самой Англии, особенно после начала кризиса в конце 1929 года. В апреле 1930 года Англия была вынуждена заключить с нами временное англо-советское торговое соглашение.

Другая история относится к 1933 году. Она началась с того, что в марте-апреле 1933 года в Москве проходил процесс по делу английских инженеров, обвиненных во вредительской деятельности. В ответ на этот процесс 17 апреля 1933 года английское правительство объявило эмбарго (запрет ввоза) на основные товары нашего экспорта в Англию. Этим эмбарго охватывалось до 80% наших товаров. В ответ на эту акцию советское правительство приняло соответствующие контрмеры, в результате которых наши заказы и закупки в Англии, а также фрахтование английских судов советскими организациями резко упали, что ощутительно сказалось на всей экономике Англии (она и без того никак не могла выкарабкаться из кризиса). Поэтому через два с половиной месяца после введения эмбарго английское правительство вынуждено было его отменить и вновь приступить к переговорам о заключении нового торгового договора с СССР.

В целом Западу нехотя приходилось признавать де-факто государственную монополию внешней торговли СССР. Впрочем, не только де-факто, но и де-юре. В торговом договоре с Италией от 7 февраля 1924 года впервые была признана монополия внешней торговли и установлены в полном объеме права Торгпредства как части полномочного представительства СССР в Италии. Всего за годы восстановительного периода нашей страной было заключено свыше 40 различного рода договоров и соглашений более чем с 20 странами. Если в 1920 году советская страна полулегально вывозила свои товары только в 7 и ввозила немногочисленные товары из 16 стран, то уже в 1921-1922 гг. она вывозила товары в 17 стран и ввозила из 31 страны. В 1924-1925 гг. советские товары вывозились в 33 страны, а необходимые нам ввозились из 38 стран.

Пожалуй, дольше всего сопротивлялись установлению с советским государством дипломатических и нормальных торговых отношений Соединенные Штаты. Правящие круги этой страны заняли резко враждебную позицию по отношению к советскому государству. Однако торговля между СССР и США все-таки развивалась. Она велась через «Амторг» – акционерное общество, учрежденное по законам штата Нью-Йорк. Советское правительство предоставило «Амторгу» право ведения торговых операций в СССР. Впрочем, представители деловых кругов США воспринимали «Амторг» чуть ли не как торговое представительство СССР в Америке. Начиная с 1934 года (на следующий год после установления дипломатических отношений между США и СССР) началось быстрое наращивание товарооборота между двумя странами. По объемам поставок машин и оборудования для советских строек эпохи сталинской индустриализации США оказались на первом месте. Я об этом писал в своей статье «Об источниках индустриализации СССР».

Только благодаря огромным преимуществам монополии внешней торговли, давшей Советскому Союзу возможность гибко маневрировать на внешних рынках своими ресурсами, нам удалось, используя противоречия между отдельными капиталистическими странами и монополиями, преодолеть периодически организующиеся Западом блокады, бойкоты и другие попытки помешать внешнеторговой деятельности СССР.

В.Ю. Катасонов , проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

Ведущие капиталистические страны редко упускали случай применить к СССР санкции в области экономики, политики и культуры - был бы повод. Так, в ответ на ввод советских войск в Афганистан США и Европа сделали все, чтобы нанести урон советскому государству и изолировать его от мирового сообщества.

Мировая реакция на события в Афганистане

12 декабря 1979 года силами Ограниченного контингента советских войск в Афганистане была осуществлена операция «Шторм-333»: место не оправдавшего надежд Амина пост руководителя государства занял Бабрак Кармаль. Советские войска вошли в Афганистан.
Первым отреагировал президент США Джеймс Картер. 29 декабря он направил Л. И. Брежневу послание, в котором осудил военное вмешательство СССР во внутренние дела Афганистана и пригрозил негативными последствиями.

Л. И. Брежнев пояснил, что имеет место лишь содействие в отражении внешней агрессии, а ОКСВ уйдет из страны, как только исчезнут причины, «вызвавшие просьбу Афганистана к Советскому Союзу».

Не прошло и месяца, как действия СССР в Кабуле были осуждены Совбезом ООН, а 14 января 1980 года на чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция с требованием вывести войска из Афганистана. Резолюцию поддержали 104 страны, против голосовали 18 и столько же воздержались.

Наиболее рьяными противниками СССР в афганском вопросе были американцы, сами потерпевшие поражение в Иране. Картер назвал вторжение советской армии в Афганистан «самой большой угрозой миру после окончания Второй мировой войны».

Не остались в стороне и страны мусульманского мира. 25-28 января 1980 года на чрезвычайной встрече Организации «Исламская конференция» (ОИК) в Исламабаде по инициативе Пакистана и Саудовской Аравии участники ОИК осудили «советскую военную агрессию против афганского народа». Позднее, осенью 1981 г., президент Египта А. Садат сделал публичное заявление о намерении оказать помощь вооруженной афганской оппозиции. Сформированный на деньги Саудовской Аравии Арабский экспедиционный корпус вел партизанскую войну на афганской территории.

В знак протеста ввода советских войск в Афганистан дипломатическими представителями 15 стран бойкотировался парад на Первомае 1980 года в Москве.

Санкции США

Не дожидаясь резолюции ООН, 4 января 1980 года Дж. Картер выступил с речью, которая транслировалась по телевидению. Он обозначил следующие меры в ответ на советское вторжение в Афганистан:

1. отложить рассмотрение Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2);
2. отложить экономический и культурный обмен;
3. ограничить торговлю с Советским Союзом, сократить или перекрыть поставку в СССР наиболее важных для него товаров;
4. сократить привилегии СССР в рыболовстве в водах США;
5. отказать в продаже Советскому Союзу 17 млн. тонн зерна;
6. ограничить для СССР кредитование в США и странах-союзниках.

Также под запрет попали лицензии на продажу в СССР высоких технологий.

Американские санкции против СССР полностью поддержала только Великобритания. Государства Западной Европы придерживались своей политики и были согласны только на эмбарго зерна.

Часть ограничений нанесла экономике Советского Союза существенный урон. Так, примерно на 75 тыс. тонн снизился годовой улов в рыбной промышленности. Существенным ударом стал запрет на передачу высоких технологий, из которых черпались идеи для оборонного производства. Значительно упал объем импорта-экспорта с США, который в 1979 году достигал 540 млн. долларов.

В знак протеста против событий в Афганистане Национальная академия наук США объявила о прекращении контактов с Академией наук СССР. Правда, протест академиков длился всего полгода, но прохладные отношения между учеными двух стран установились надолго.

Как американский президент сам себя наказал

А вот с эмбарго зерна у Картера случилось фиаско. Те 17 млн. тонн пшеницы, которые США отказались продавать СССР, были дополнением к основным поставкам. Джимми Картер пообещал Министерству сельского хозяйства США, которое возлагало большие надежды на средства от продажи зерна, что предназначенная для поставки в СССР пшеница будет у выкуплена у американских фермеровгосударством. Излишки зерна будут отправлены в бедные страны или пойдут на биотопливо.

Однако публикации американских исследователей свидетельствуют, что зерновое эмбарго не достигло своей цели. Советский Союз приобрел зерно в Аргентине, Австралии, Испании и Канаде, которые занимали не столь жесткую позицию, как США. Так, Канада отменила собственное ранее введенное эмбарго, Австралия поставила зерна как за предыдущие четыре года.

В свою очередь, в марте 1980 года в Комитете Сената по делам банков ведущие американские бизнесмены отметили, что «подобными действиями надели на своих фермеров и экспортеров зерна нечто вроде смирительной рубашки». Ими было признано, что ограничительные меры наносят ущерб, в первую очередь, интересам США.

В итоге, выполняя обещание Дж. Картера, американское правительство израсходовало более 2 млрд. долларов, чтобы выкупить у фермеров отложенное для СССР зерно. Эмбарго на поставку зерна продержалось чуть более года, и стало первым, что отменил следующий президент США Рональд Рейган.

Бойкот московской Олимпиады

«Советский Союз должен осознать, что продолжение агрессивных действий поставит под вопрос участие спортсменов, которые хотели бы приехать на Олимпийские игры», - сказал Дж. Картер в своей знаменитой речи 4 января. Бойкот Олимпийских игр в Москве был утвержден Национальным олимпийским комитетом США, который призвал поддержать своих союзников по холодной войне. К бойкоту присоединилось более 60 стран (по другим данным, – 45) из числа приглашенных: ФРГ, Япония, Канада, Норвегия, Аргентина, Китай и др.

Спортсмены ряда стран, не желавших жертвовать ради политики спортивной карьерой, выступали под флагами национальных или Международного олимпийского комитета.
В пику московским Играм в Филадельфии (США) 16-17 июля 1980 г. были организованы альтернативные Олимпийские игры бойкота (Olympic Boycott Games). Спортсмены, отказавшиеся ехать в Советский Союз, могли испытать свои силы на этой арене. В филадельфийской Олимпиаде приняли участие атлеты из 29 бойкотирующих государств.
Аналогичным образом Советский Союз и страны соцлагеря бойкотировали Олимпийские игры летом 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).

В целом санкции против СССР, предпринятые в ответ на ввод советских войск в Афганистан, хоть и причинили определенный урон экономике и авторитету Союза, но не достигли своих целей, а лишь продемонстрировали, что ограничение в сотрудничестве двух стран - всегда обоюдоострое оружие.

Экономические санкции представляют собой распространенный инструмент, применяемый в геополитике странами или блоками стран с целью повлиять на оппонентов.

В марте 2014 года США, Евросоюз, Австралия, Япония и Канада ввели первые санкции против России из-за присоединения Крыма . Сначала ограничительные меры касались отдельных граждан, которые, по мнению западных стран, способствовали нарушению территориальной целостности Украины, затем санкционные списки пополнили российские компании.

Ранее Запад уже пытался повлиять на политику СССР посредством экономических и политических ограничений.

О том, какие санкции вводились против СССР, - в материале ТАСС.

Вскоре после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. государства Антанты (Великобритания, Франция, США и др.) ввели против Советской России (с 1922 г. - СССР) экономическую блокаду, полностью прекратив с ней всякие экономические отношения.

Основанием для таких мер послужило начало в декабре 1917 г. переговоров между советским правительством и Германией о заключении сепаратного мира (Брестский мир подписан 3 марта 1918 г.), национализация предприятий, принадлежащих иностранному капиталу, и отказ от выплат по долгам Российской империи.

В декабре 1917 г. торговые отношения с Советской Россией прекратили США, в 1918 г. к ним присоединились Англия и Франция. После завершения Первой мировой войны и заключения Версальского мирного договора (28 июня 1919 г.) Верховный совет Антанты объявил о полном запрещении всех форм экономических связей с Советской Россией. К экономической изоляции РСФСР подключилась и Германия, вынужденная исполнять решения стран-победителей. Блокада начала действовать с 10 октября 1919 г. и продолжалась до 16 января 1920 г. Санкции Антанты оказали серьезное влияние на внешнюю торговлю РСФСР: если в 1918 г. ее оборот составлял 88,9 млн руб., то в 1919 г. - 2,6 млн руб.

Антидемпинговые меры и другие санкции против СССР в начале 1930-х гг.

В июле 1930 г. США обвинили СССР в демпинге (сознательном занижении цен на свои товары) при поставках в Соединенные Штаты спичек, угля, асбеста, марганца и других товаров и ввели протекционистские меры (ввозные пошлины и др.).

В 1931 г. Соединенные Штаты запретили импорт советских пиломатериалов из четырех зон европейской части СССР - Кольского полуострова, Карельской автономной республики, Северной области и Зырянской автономной области - в связи с тем, что в этих регионах использовался принудительный труд заключенных.

3 октября 1930 г. Франция обвинила СССР во вмешательстве в свои внутренние дела, в частности в финансировании подрывной деятельности компартии. В качестве санкционных мер была введена система лицензирования советских товаров, что привело к их удорожанию и потере конкурентоспособности. В том же году аналогичные меры против советской продукции ввели Югославия, Венгрия, Бельгия и Румыния.

20 октября 1930 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление "Об экономических взаимоотношениях со странами, устанавливающими ограничительный режим для торговли с СССР". Внешнеторговым организациям было запрещено размещать заказы и производить закупки в подвергнутых санкциям странах и фрахтовать их суда. Было максимально сокращено использование портов этих стран для транзитных и реэкспортных операций через СССР.
Ограничения на торговлю с Францией были отменены в 1931 г. в связи с денонсацией французским парламентом декрета от 3 октября 1930 г. Эмбарго в отношении США снято после официального установления советско-американских дипломатических отношений 16 ноября 1933 г.

В результате антидемпинговых мер общий оборот советский внешней торговли упал с 1,6 млрд руб. в 1930 г. до 1,5 млрд в 1931-м. Советский экспорт за этот период также снизился с 812,7 млн до 636,1 млн руб.

Санкции Великобритании против СССР

В марте 1933 г. советские власти арестовали несколько британских инженеров, работавших на строительстве электростанций в СССР, по обвинению в шпионаже и саботаже. Великобритания потребовала немедленного освобождения своих граждан. Однако советский суд признал пятерых британцев виновными, двое из них были заключены под стражу, остальные высланы из страны на родину. В ответ 26 апреля 1933 г. Великобритания ввела эмбарго на импорт из Советского Союза различных видов зерна, хлопка, леса и нефтепродуктов вплоть до освобождения своих граждан. На следующий день СССР закрыл транзит британских товаров через свою территорию, советским организациям было запрещено размещать заказы в Великобритании, использовать британские порты и т. п. После непубличных переговоров, начатых по инициативе советской стороны, 1 июля 1933 г. британские граждане были освобождены и высланы на родину, взаимные санкции отменены. Согласно советским статистическим данным, объем советско-британской торговли в 1933 г. упал почти в два раза по сравнению с 1932 г.: с 1 млн руб. до 515 тыс. руб.

2 декабря 1939 г. администрация президента США Франклина Рузвельта объявила так называемое "моральное эмбарго" на торговлю с СССР. Одной из причин его введения стали бомбардировки жилых районов Хельсинки советской авиацией. В связи с этим в рамках эмбарго был установлен запрет на поставки в СССР авиатехники, а также материалов для авиапромышленности, таких как алюминий, молибден и авиабензин. "Моральное эмбарго" было отменено в январе 1941 г., когда в США стали рассматривать СССР в качестве потенциального союзника против гитлеровской Германии.

Советско-финская война также привела к исключению СССР из Лиги Наций (США, Германия, Италия и Япония на тот момент не входили в организацию). Соответствующую резолюцию Совет Лиги принял 14 декабря 1939 г.
Согласно советским статистическим данным, советско-финская война не оказала негативного влияния на внешнеторговый оборот СССР. Объем торговли с США в 1939 г. составлял 66,1 млн руб., в 1940 г. возрос до 95,3 млн руб. Общий оборот советской внешней торговли также увеличился - с 271,4 млн руб. в 1939 г. до 485,2 млн руб. в 1940-м.

Ограничение экспорта в СССР и соцстраны

С началом холодной войны США стали применять новый тип экономических санкций против СССР и стран социалистического блока. Они были направлены на перекрытие доступа к передовым технологиям и высокотехнологичной продукции. В марте 1948 г. Министерство торговли США ограничило экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР и соцстраны Восточной Европы. В 1949 г. эти ограничения были закреплены в Законе об экспортном контроле (Export Control Act).

Для реализации ограничительных мер в 1949 г. по инициативе США был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ; Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, COCOM), который осуществлял надзор за поставкой товаров и технологий западных государств СССР и его союзникам. В КОКОМ входили 17 стран (США, Канада, Австралия, Япония, Великобритания, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Турция). Еще шесть государств сотрудничали с комитетом (Австрия, Финляндия, Ирландия, Новая Зеландия, Швеция и Швейцария), формально не являясь его членами. Комитет разработал стратегию "контролируемого технологического отставания", согласно которой техника и технологии могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска. КОКОМ вел три списка товаров и технологий: первый с полным запретом на экспорт, второй с экспортом в ограниченном количестве и третий без ограничений экспорта, но с контролем за их конечным использованием. Любое из государств-участников комитета могло наложить вето на сделку по продаже, предложенную другим участником комитета. КОКОМ прекратил свою деятельность в 1994 г.

Самым громким случаем нарушения ограничений, наложенных КОКОМ, стала продажа в 1982-1984 гг. японской компанией Toshiba совместно с норвежской Kongsberg Gruppen фрезерных станков с программным управлением. С их помощью советской промышленности удалось создать новый тип лопастей для подводных лодок, которые значительно снизили уровнем шума и, соответственно, возможность обнаружения субмарин противником.

Закон об оборонной взаимопомощи и контроле

В 1951 г. США ужесточили экономические ограничения для экспорта в социалистические государства в связи с войной в Корее (1950-1953), где СССР поддерживал Северную Корею (КНДР), а западные государства – Южную.

В том же году Соединенные Штаты расторгли соглашение с советским правительством о торговле 1937 г., лишив СССР режима наибольшего благоприятствования. В результате таможенные тарифы на советские товары выросли в 4,6 раза по сравнению с уровнем налогообложения товаров других стран. Американский Конгресс принял Закон об оборонной взаимопомощи и контроле (Mutual Defense Assistance Control Act). Согласно этому документу, США могли отказать в экономической поддержке (например отменить режим наибольшего благоприятствования в торговле) любому государству, которое не присоединится к эмбарго против СССР и "находящихся под его влиянием" стран и продолжит поставки им стратегических товаров. Однако впоследствии, под давлением своих европейских союзников, США внесли в данный закон множество поправок и исключений, которые привели к тому, что акт фактически не действовал.

Статистические данные показывают, что с 1947 г. объем советско-американской торговли начал резко сокращаться. В 1946 г. он составлял 303,9 млн руб., в 1947 г. - 170 млн, в 1948 г. - 119 млн руб. В 1951 г. этот показатель упал до 24,3 млн руб., в 1952 г. - до 16,2 млн. Медленный рост начался только с 1955 г., отметка в 100 млн руб. была преодолена только в 1964 г. В эти же годы оборот внешней торговли СССР с "промышленно развитыми капиталистическими странами" Запада в целом рос, пережив лишь небольшое сокращение в 1949-1951 гг. В 1947 г. он составлял 459,1 млн руб., в 1948 г. - 679 млн, в 1949 г. - 565,8 млн, в 1951 г. - 576,8 млн, а в 1952 г. уже 734,5 млн руб.

Эмбарго НАТО на поставку труб большого диаметра для трубопровода "Дружба"

С 1955 по 1965 г. СССР нарастил экспорт нефтепродуктов практически в десять раз. В 1959 г. в Праге руководители стран - членов Совета экономической взаимопомощи (СССР, Венгрия, Чехословакия, Польша и ГДР) подписали соглашение о строительстве нефтепровода "Дружба", который должен был связать СССР и соцстраны Восточной Европы.

Строительство началось в 1960 г. и завершилось в 1964 г., с 1969 г. велось расширение системы трубопровода, а в 1974 г. построена его вторая нитка. Позднее, в начале 1970-х гг., с помощью системы трубопроводов "Дружба" был налажен экспорт советских нефти и газа в капиталистические государства, в первую очередь в Западную Германию. Одной из проблем при строительстве был недостаток и низкое качество отечественных труб большого диаметра, производство которых в СССР только началось. Поэтому Советский Союз организовал закупку таких труб в Западной Европе. В октябре 1962 г. три крупные германские фирмы Mannesmann, Hoesch и Phoenix-Rheinrohr подписали контракт на их поставку в СССР. Также заказы были сделаны в Италии и других западноевропейских государствах.

США расценили активное продвижение СССР на нефтегазовом рынке как "военную угрозу". Для противодействия строительству нефтепровода американская администрация организовала давление на своих союзников по НАТО через структуру Комитета экономических советников альянса. В ноябре 1962 г. подготовленный США проект эмбарго на поставку труб большого диаметра в СССР был одобрен Североатлантическим советом НАТО (за - 13 из 15 стран-участниц). При этом эмбарго носило рекомендательный характер. Поначалу Германия и Франция разорвали свои соглашения о поставке 40-дюймовых труб в СССР, что привело к задержке строительства трубопровода на один год. Первая очередь "Дружбы" была построена из труб, произведенных в СССР. Позднее, под давлением европейских производителей, запрет на поставку труб большого диаметра в СССР был полностью снят. В феврале 1970 г. Карл Шиллер, министр экономики ФРГ, и Николай Патоличев, министр внешней торговли СССР, подписали контракт на поставку советского природного газа в Западную Германию – около 3 млрд куб. м в год. Со своей стороны Германия через компанию Mannesmann оплачивала полученное топливо поставками 1,2 млн тонн труб большого диаметра, необходимых для строительства газопровода. Поставки по контракту начались 1 октября 1973 г.

Поправка Джексона - Вэника к Закону о торговле США

В 1974 г. в обеих палатах американского парламента рассматривался Закон о торговле.

По инициативе сенатора Генри Джексона и члена Палаты представителей Чарльза Вэника в закон была внесена поправка, отменяющая режим наибольшего благоприятствования в торговле, а также предоставление кредитов и кредитных гарантий для стран, которые ограничивают право своих граждан на эмиграцию. Кроме того, поправкой предусматривалось применение дискриминационных тарифов в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой.

Поводом для введения данных мер послужил указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., согласно которому граждане, выезжающие на постоянное место жительство за рубеж и имеющие высшее образование, должны были возместить государству затраты на их обучение в вузах. Наибольшее сопротивление данная мера встретила среди советских еврейских активистов, выступавших за свободу эмиграции в Израиль.
Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом США Джеральдом Фордом 3 января 1975 г. Поправка вошла в документ как ст. 2432 ("Свобода эмиграции в торговых отношениях Восток - Запад"). Под действие санкций, помимо СССР, попали Китай, Вьетнам и Албания.

С 1989 г. на действие поправки Джексона - Вэника в отношении СССР был наложен мораторий, в связи с разрешением на свободную эмиграцию из СССР. В 2002 г. США официально признали РФ "страной с рыночной экономикой". 21 ноября 2012 г. поправка Джексона - Вэника была официально отменена в отношении России Конгрессом США.

По данным советской статистики, объем торговли между СССР и США в 1975 г. составлял 1,6 млрд руб., в 1976 г. - 2,2 млрд, в 1977 г. - 1,5 млрд руб.

"Зерновое эмбарго" США

В 1975 г. между СССР и США был заключен долгосрочный договор, согласно которому Соединенные Штаты обязались поставлять 8 млн тонн зерна в Советский Союз. В 1979 г. Министерство сельского хозяйства США разрешило продать СССР в 1980 г. 17 млн тонн зерна свыше этой нормы. 4 января 1980 г., в ответ на ввод советских войск в Афганистан 25 декабря 1979 г., президент США Джимми Картер объявил о расторжении зернового контракта на поставку 17 млн тонн. Он пообещал, что предназначенное для СССР зерно будет выкуплено государством у американских фермеров по рыночным ценам, после чего его излишки направят в бедные страны и на производство биотоплива. Помимо ограничений на продажу зерновых, в январе 1980 г. была прекращена выдача лицензий на продажу высоких технологий СССР, ограничен экспорт американских товаров, заморожены все совместные культурные и экономические мероприятия, а советским судам было запрещено заниматься рыбным промыслом в водах США.

Согласно данным американских исследователей, зерновое эмбарго не достигло своей цели. СССР приобрел зерно в Аргентине, Канаде, Испании, Австралии, которые не поддержали позицию США. При этом американское правительство потратило более 2 млрд долларов на то, чтобы выкупить продукцию своих фермеров. В апреле 1981 г. новый президент США Рональд Рейган объявил об отмене эмбарго.

Бойкот московской Олимпиады

20 января 1980 г. президент США Джимми Картер заявил о бойкоте летней Олимпиады в Москве (19 июля - 3 августа 1980 г.) в качестве ответной меры на введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

26 января это решение утвердил Национальный олимпийский комитет США. Весной того же года американские власти призвали поддержать это решение своих союзников по НАТО, а также другие государства. В общей сложности в бойкоте участвовала 61 страна из числа приглашенных, среди них были Западная Германия, Япония, КНР, Канада, Норвегия, Аргентина и др.

Спортсмены ряда стран выступали под флагами своих национальных олимпийских комитетов или под флагом Международного олимпийского комитета (Австралия, Испания, Дания и др.).

В США в Филадельфии 16-17 июля 1980 г. прошли так называемые Олимпийские игры бойкота (Olympic Boycott Games), в которых приняли участие спортсмены из 29 стран, отказавшихся от участия в московских Играх. В качестве ответной меры Советский Союз и страны социалистического лагеря бойкотировали летние Олимпийские игры 1984 г. в Лос-Анджелесе (США).

Санкции, введенные против СССР администрацией Рональда Рейгана

В годы президентства Рональда Рейгана отношения между США и СССР обострились, Соединенные Штаты ввели целый ряд экономических санкций против Советского Союза. Первый пакет был объявлен президентом Рейганом 29 декабря 1981 г. Формальным поводом для этого послужило обвинения в том, что СССР принимал участие во "введении чрезвычайного положения в Польше" 13 декабря и репрессиях "по отношению к польскому народу".

Главным решением администрации Рейгана стал запрет на поставку американскими компаниями в СССР электронного и нефтегазового оборудования. Этот шаг должен был воспрепятствовать строительству советского экспортного газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, в котором участвовали европейские компании и банки (Deutsche Bank, Creusot-Loire, Mannesmann, John Brown Engineering и др.). США рассматривали этот проект как угрозу своей национальной безопасности, так как он вел к энергетической зависимости западноевропейских государств от СССР.

В июне 1982 г. власти США ужесточили эмбарго, распространив запрет не только на продукцию американских фирм, но и на оборудование, производимое их филиалами за рубежом и иностранными компаниями по американским лицензиям. Это решение привело к конфликту между США и их западноевропейскими союзниками. В июле-августе 1982 г. западногерманское, французское, британское, итальянское правительства поддержали своих производителей, объявив американские санкции незаконными. После того как европейские компании поставили в августе 1982 г. нефтегазовое оборудование в СССР, США ввели против них специальные санкции (Creusot-Loire, Mannesmann, John Brown Engineerin и др.). В результате переговоров с представителями европейских правительств президент США Рональд Рейган 13 ноября 1982 г. объявил об отмене эмбарго на поставку нефтегазового оборудования в СССР. В итоге строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород завершилось в 1984 г. Однако под давлением санкций масштаб проекта был сокращен: вместо двух запланированных линий газопровода была проложена только одна, построенная частично из советских материалов и оборудования.

Для компенсации вынужденной отмены части санкций против СССР Рональд Рейган подписал в ноябре 1982 г. секретную директиву NSDD-66 (National Security Decision Directive; документ, устанавливающий главные направления внешней и оборонной политики). Она предусматривала расширение списка экспортных ограничений в отношении СССР в рамках КОКОМ, оказание давления на европейских союзников с тем, чтобы они выделяли кредиты СССР только по рыночным курсам, развитие сферы альтернативной энергетики, чтобы уменьшить зависимость Европы от поставок советского природного газа.

Согласно данным советской статистики, объем торговли между СССР и США в 1979 г. составлял 2 млрд 837 млн руб., в 1980 г. он сократился почти в два раза до 1 млрд 502 млн руб. В 1981 и 1982 гг. наблюдался рост (1,8 млрд и 2,2 млрд руб. соответственно), в 1983 г. последовало падение до 1,9 млрд руб., а в 1984 г. - вновь значительный рост до 3,1 млрд руб. В этот же период отмечался постоянный рост торгового оборота между СССР и "промышленно развитыми капиталистическими странами". В 1979 г. объем торговли между ними зафиксирован в размере 25,8 млрд руб., в 1980 г. - 31,6 млрд, в 1981 г. - 35,4 млрд, в 1982 г. - 37,7 млрд, в 1983 г. - 38,3 млрд, в 1984 г. - 40,9 млрд руб.

Санкции против "Аэрофлота"

В декабре 1981 г. президент США Рональд Рейган заявил о том, что "Аэрофлоту" будет запрещено совершать полеты в воздушном американском пространстве. Эта мера вступила в силу с 5 января 1982 г.

Дальнейшие санкции против советской авиакомпании были введены в сентябре 1983 г., после того как советские системы ПВО сбили Boeing 747 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, который вторгся в воздушное пространство СССР и не отвечал на предупредительные сигналы.

Федеральное управление гражданской авиации США закрыло авиалинию R-20 для гражданской авиации, что, по сути, означало блокаду авиасообщений с СССР. В течение двух месяцев отменялись рейсы "Аэрофлота" и воздушное пространство между США и СССР было перекрыто, однако под давлением американских авиакомпаний, потерявших один из кратчайших маршрутов между Аляской и Восточной Азией, сообщение было открыто уже 2 октября.
С 12 сентября 1983 г. в Соединенных Штатах был введен запрет на продажу билетов на рейсы "Аэрофлота". Были закрыты представительства компании в Вашингтоне и Нью-Йорке, запрещены контакты американских авиакомпаний с "Аэрофлотом". Возобновление воздушного сообщения между СССР и США состоялось только в апреле 1986 г.