По чьему проекту была установлена фигура ангела. Под крылом ангела

(официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

Факт

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 145,5-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

Строительство храма началось в 1703 году в день Святых апостолов Петра и Павла на территории крепости.


Факт

Собор является самым старым храмом Санкт-Петербурга. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года.

Летом 1712 года был заложен новый каменный Петропавловский собор, который возвели таким образом, что деревянное здание храма осталось внутри новой постройки. По приказу Петра строительство велось с колокольни. В это же время на колокольню умельцами Воткинского завода был установлен и шпиль Петропавловского собора, при участии голландского мастера Хармана ван Болоса. Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. По проекту Хармана ван Болоса шпиль был 25 метров в длину. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко.

Факт

Будучи еще недостроенным собор уже служил усыпальницей для царской семьи (1715 году похоронена жена царевича Алексея Софья, в 1717 году – сестра Петра I Мария Алексеевна, а 1718 году – царевич Алексей).

Храм был закончен только в 1720 году (в августе 1720 года на колокольне зазвучали часы). Однако укрыли шпиль листами золоченной меди несколько позже в 1724 году.

Факт

Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого.

В 1722 году архитектор собора Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Он изготовил чертеж, по которому сделали фигуру. Но работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел был изготовлен в виде флюгера.

В таком виде собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля в шпиль ударила молния и он, загоревшись, упал на крышу собора.

Факт

Колокольня была полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, расплавились колокола курантов. Удалось спасти иконостас. Из здания его по частям выносили солдаты Голицина.

Восстанавливали колокольню более 18 лет. Решено было возвести ее из камня, поэтому в основание колокольни стали бить сваи. Тогда же высота сооружения выросла до 117 метров.

Факт

После случая с ударом молнии и пожаром в 1756 году шпиль колокольни оборудовали молниеотводом, который монтировал физик с мировым именем Леонард Эйлер.

Однако никто не решался отремонтировать поврежденную фигуру ангела (под действием сильного ветра у ангела оторвало крыло, и оно чуть не упало на генерала А. Сукина). Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, а это было дорого и очень опасно. В 1830 году нашелся смельчак - Петр Телушкин (молодой кровельщик из Ярославской губернии). Стоимость всех необходимых материалов он оценил в 1 500 рублей, а величину награды за работу он оставил на совести заказчика.

Он ежедневно на протяжении шести недель поднимался наверх шпиля по веревочной лестнице и без лесов . На колокольне также были установлены часы с курантами, которые сообщали время каждые 15 минут.

Его наградили за работу 3 000 рублей и медалью «За усердие» на Аннинской ленте.

Факт

По легенде Петру Телушкину за это было даровано 5 тысяч рублей и позволена чарка водки в любом питейном заведении столицы. Поначалу он пользовался грамотой, а потом ему поставили клеймо на правой стороне подбородка. Он заходил в кабак и известным жестом показывал на свое отличие.

В 1858 году все деревянные конструкции шпиля заменили на металлические по проекту мастеров Воткинского завода. Главным разработчиком проекта был Д. И. Журавский, который предложил форму восьмигранной усеченной пирамиды, связанной кольцами. Высота шпиля составила 47 метров, вес 56 тонн. Заменили фигуру ангела, которая находится на кресте и по сей день (фигура 3 метра высотой, на ее золочение потребовалось 8 кг золота). Общая высота сооружения с крестом и ангелом 122,5 метра.

Факт

Во время Второй мировой войны шпиль был покрыт маскирующей краской и сеткой.

Шпиль держится за счет болтов и шурупов и во время шторма или бомбежки почти не двигается. Конструкция рассчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров.

Факт

Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за все время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра.

Во время замены конструкции шпиля реконструируют и куранты (добавлена минутная стрелка, они перенастроены на игру двух мелодий «Коль славен наш Господь» и «Боже царя храни»).

Факт

На колокольне Петропавловского собора собрана самая большая в мире коллекция колоколов, отлитых в России и Голландии. Также здесь установлен карильон - механизм, который заставляет колокола исполнять какую-либо мелодию.

В 1993 году Петропавловская крепость была удостоена статуса государственного заповедника. Теперь на её территории запрещены какие-либо строительные работы и перепланировки.

Факт

В 2002 году во время очередной реставрации чтобы снять медные позолоченные листы, закрепленные на стальном каркасе фигуры, реставраторам потребовалось три дня. На земле обшивку отреставрировали и заново позолотили.

Это интересно!

В 2003 году на шпиле Петропавловской крепости была найдена записка от реставраторов, которые проводили реставрацию шпиля 1956- 1957 ко дню празднования 250-летия Санкт-Петербурга, которое было перенесено с 1953 года в связи со смертью И. В. Сталина.

По одним данным в записке было написано следующее:

«Мы, верхолазы-альпинисты: бригадир Тихонов Олег Павлович, Спегальский Юрий Павлович, Буданов Петр Петрович, Ильинский Геннадий Яковлевич, Клецко Константин Борисович, Льготный Юрий Семенович работали по реставрации шпиля Петропавловской крепости. Работа сделана плохо, так как начальство не заботилось о нас. Платили мало. Сроки были сжатые: к 23 июня, в честь 250-летия Ленинграда. Остается 5 дней до сдачи объекта, а конца работы не видать. Спешим уехать на Кавказ. Нас ждут великие дела в горах, мы все альпинисты. Привет следующим восходителям».

(Рукописно-документальный фонд ГМИ СПб., КП-378624)

Но официальная новость звучала так:

Петропавловская крепость хранит много тайн, некоторые из них предстоит еще разгадать, а о некоторых мы не узнаем никогда. До сих пор сохраняются определенные традиции, связанные с ней. Вот, например, со времен Петра I - ровно в полдень производят пушечный выстрел с бастиона Нарышкина.


(информация позаимствована с сайтов www.peterburg.ru, www.renclassic.ru, www.spbfoto.spb.ru, www.litmir.co, www.1tv.ru, www.walkspb.ru, www.ru.wikipedia.org)

РС, Лично мне все равно не понятно, как сооружали этот шпиль. Первый имею в виду, ну и последующие тоже. Как возводили каркас? Как обшивали металлическими листами? Описываются трудности. возникшие во время реставрации. Но неужели реставрировать сложнее, чем строить?

Дополнение:

Восхождение Петра и Павла к Ангелу.

20 ноября в Петербурге двойка в составе Павла Ходакова и Петра Кузенкова совершила восхождение, которое не вошло в сводки городской Федерации альпинизма и не было записано в зачет на разряд. Тем не менее, по впечатлениям оно не уступает иной "шестерке" - промальпинисты поднялись на 122-метровую отметку, к Ангелу Петропавловского собора. Только бухнула пушка, колокола отзвонили "Боже, царя храни", как открылась самая высокая в Петербурге (а может, и во всей России?) форточка, и Павел, а за ним Петр полезли по шпилю вверх. Подъем осуществляется последовательным закреплением самостраховок за лесенку на поверхности шпиля и яблока и по Г-образным штырям на фигуре Ангела.

Целью подъема был осмотр поворотных механизмов и позолоты фигуры Ангела, который проводится примерно раз в полгода.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

О Советском Союзе говорят как о стране, накрытой сетью тотального контроля. Но в сети были и прорехи. Например, в диапазоне средних волн, где, невзирая на запреты, начиная с середины 1960-х годов в разных областях страны кроме государственных радиостанций можно было слышать голоса нелегальных радиопередатчиков. Их владельцы называли себя свободными операторами, каждый выходил в эфир под своим позывным. О том, как это было, рассказывает один из них - «Риголетто» из Ташкента, тогда шестнадцатилетний подросток, а сегодня московский журналист Александр Попов.

В 2018 году Эстонская Республика отпраздновала 100-летие с момента обретения независимости. Скептические мнения со стороны историков, которые указывают на долгое нахождение Эстонии в составе СССР, не помешали официальному Таллину провести множество мероприятий, приуроченных к этой круглой дате. Особым пунктом стало увековечивание памяти Ивана Поски, благодаря которому Эстония в 1920 году обрела свои современные границы.

Нередко бывает так, что имена и прозвища, равно как и названия, присваиваются нами чему бы то ни было весьма произвольно. Пример с Америкой, названной в честь Америго Веспуччи, а не в честь её первооткрывателя Колумба, стал хрестоматийным. Но, оказывается, и в военном деле подобных странностей тоже немало. Весьма показательна в этом плане история гранаты «лимонки», ставшей в XX веке исключительно популярным оружием.

Мы помним об автопробегах как об ударном оружии «по бездорожью и разгильдяйству» благодаря легендарному роману «Золотой телёнок». Но старт автопробегам в Советском Союзе был дан задолго до выхода в свет романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Они начались практически сразу после появления на планете автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Первым, кто пытался «ударить автопробегом» в СССР, был… потомственный аристократ, министр путей сообщения в правительстве Николая II князь Михаил Иванович Хилков.

С юности Адольф Шлагинтвейт увлекался таинственным Востоком, его манящими загадочными культурами, мечтал о дальних странствиях. Но вряд ли он подозревал, чем закончится это его увлечение…

Даже человеку, лишь поверхностно знакомому с древнерусской историей, известно имя княгини Ольги - первой правительницы Руси, принявшей христианство. Да, личность запоминающаяся. Как она отомстила древлянам за смерть Игоря, своего мужа! Целый город сожгла, не пожалела Искоростеня. А потом ещё и с послами древлян расправилась. Да так жестоко, что невольно закрадываются сомнения: неужели так могла поступить будущая христианка?

Вопреки официальному мифу, Макаренко никогда не был членом партии и умер беспартийным. Произошло это в 1939 году, в поезде, по дороге в Москву. На вокзале его ждали чекисты. Ждали, чтобы арестовать. Знал ли об этом Антон Семёнович - неизвестно. Он прилёг на скамейку, почувствовав себя нехорошо, и до прихода врача скончался. После вскрытия тела оказалось, что сердце его, как яблоко, разорвано на две половинки…

В тот день, 16 июля 1676 года, весь Париж гудел, как растревоженный улей. Ещё бы, ведь не каждый день казнят такого опасного преступника, да к тому же ещё и женщину. И не просто женщину, а одну из первых красавиц Французского королевства.

Тоскуя по друзьям и облакам,
Со шпиля ангел о пощаде молит...
Но словно бабочка приколот
Крестом к земле, на Невских берегах...

мАе

В С-Петербурге много прекрасных храмов и дворцов.
Но самым главным является Петропавловский собор, как самый самый первый символ Петербурга.

В 1829 году при обследовании Петропавловского собора выяснилось, что за прошедшие сто лет из-за осадки повредилась часть иконостаса, что срочной починки требует шпиль, особенно его самая верхняя часть - крест с фигурой ангела. От постоянного вращения флюгера крест у основания слишком обтерся и опустился вниз, а у ангела сильным порывом ветра оторвало крыло.

Как быть не знали... требовалось строить наверх леса, что заняло бы уйму времени и государственных средств, так как высота Петропавловского собора вместе со шпилем до креста 122,5 м.

Неожиданно выход из трудного положения отыскался сам собой: к директору строительного комитета Петербурга пришел молодой кровельщик Петр Телушкин и сказал, что может попробовать исправить все повреждения на шпиле Петропавловского собора. У строительного комитета не было выбора, ведь других возможностей исправить поломки на самом верху собора никто предложить не смог.
Те лушкин, как бедный мастеровой, не имея залога, необходимого для подрядчиков на строительные работы, «заложил, — как выразились „Санкт-Петербургские ведомости“, — жизнь свою в обеспечение принятого им на себя дела».

За свой труд определённого вознаграждения он не назначил, предоставляя начальству установить величину его, а просил лишь о выдаче 1471 рубля за материалы, которые потребуются ему при производстве починки. Предложение Телушкина приняли, тем более что вариантов выбора было, мягко говоря, мало.

О самом мастере известно не очень много: весной 1829 года 23-летний кровельщик пришел в Петербург на заработки из Ярославской губернии.

Известно, что родом он был из деревни Мягра Мологского уезда Ярославской губернии, из семьи Михаила Стахеева. Помещица Трусова продала его купцу Телушкину села Вятское Даниловского уезда той же губернии, расплатившись полученными деньгами с казной за долги.

У Телушкина был определенный опыт подобной работы, будучи мастером кровельного цеха, имел опыт высотных работ — ему приходилось ремонтировать купола церквей и колоколен. Он был невысок, но запросто поднимал 13 пудов.

Работа началась 8 октября 1830 года. Вначале Петру Телушкину нужно было сделать самое трудное - подняться к концу шпиля, где и находится крест с ангелом, и закрепить там веревочную лестницу, по которой потом можно будет подниматься наверх. Мастер обвязал себя веревкой, закрепил ее конец к внутренним конструкциям башни собора, и начал медленный и сложный подъем.

Когда мы смотрим на шпиль Петропавловского собора снизу, нам, конечно же, не видно, что он покрыт медными позолоченными листами, которые в местах стыков образуют вертикальные выступы. Кроме того, от основания шпиля до самого его яблока, на котором и находится крест с фигурой ангела, по всей длине шпиля расположены железные крюки. Этим и воспользовался Телушкин. Упираясь попеременно руками и босыми ногами в выступы, он накидывал веревку на крюки и закреплял ее при помощи хитроумных узлов. Так, поднимаясь от крюка к крюку, он понемногу двигался вверх. В первый день работы мастеру удалось подняться только до основания яблока.

Самую трудную работу, которую без преувеличения можно называть подвигом, Телушкин выполнил на следующий день, 9 октября. Ему предстояло обогнуть яблоко и подняться к кресту. Главная трудность заключалась в том, что шпиль возле яблока имеет в диаметре примерно 20 сантиметров, а диаметр же самого яблока около 80 сантиметров. Мастер сделал из веревки две петли, просунул в них ноги, и почти горизонтально повиснув над землей, стал забрасывать веревочную петлю на крест. Когда это удалось, он смог перебраться через яблоко к кресту и ангелу, где и предстояло вести починку. Теперь можно было закрепить веревочную лестницу для следующих подъемов. Шесть недель ежедневно мастер поднимался на шпиль собора и работал там. Он закрепил оторванные листы, поправил фигуру ангела, укрепил крест. Если вспомнить, что первый день подъема пришелся на 8 октября, то получается, что мастер работал весь октябрь и почти весь ноябрь - время, когда в Петербурге не самая благоприятная погода - с Невы дует холодный ветер, часто идет дождь, порой со снегом, рано темнеет.

За работой Телушкина наблюдали тысячи петербуржцев, ведь шпиль Петропавловского собора виден издалека. Из окна своего дома на Гагаринской набережной (нынешней Дворцовой) за работой мастера внимательно следил тогдашний президент Академии Художеств и директор Императорской Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин. Он даже установил на окне подзорную трубу, чтобы лучше разглядеть все подробности. Он и попросил пригласить к себе мастера, чтобы тот подробно рассказал обо всех деталях своей необычной работы.

После этой беседы появилась статья Оленина, в которой он рассказал о подвиге Телушкина.

Получилось так, что до наших дней дошел и портрет Петра Телушкина - художник Г. Чернецов, написавший знаменитую картину "Парад на Царицыном лугу в С.- Петербурге в 1831 году", изобразил на ней многих знаменитых петербуржцев - государственных деятелей, знаменитых писателей, художников, петербургских красавиц.

Среди тех, кого художник "привел" на Царицын луг, есть и простой русский крестьянин Петр Телушкин, совершивший настоящий подвиг во славу Отечества.

В 1831 году и газета "Санкт-Петербургские ведомости" подробно описала с весь процесс подъема мастера на шпиль собора, при этом рассказ заканчивался словами: "Может быть, иной скажет: "Все это прекрасно, да надобно еще посмотреть, хорошо ли Телушкин исправил все повреждения?" Дело: для чего же нет! Он всегда готов свою работу показать тому, кто согласится влезть на яблоко у шпица по веревочной его лесенке, за неимением другого удобнейшего хода!"

И действительно, проверить работу Телушкина никто не решился. А оставленную наверху веревочную лестницу мастеру приказали снять уже в мае 1831 года.

Через 110 лет верхолазы проверяли шпиль и на дубовом переплёте рамы, которая сохранилась и при позднейших переделках, они нашли сделанную краской роспись Телушкина. Фактически, Пётр Телушкин является первым известным русским промышленным альпинистом, а в народе его называли «небесный кровельщик».

На все работы мастеру была отпущена сумма 1471 рубль на приобретение материала. Мастера наградили 3 тысячами рублей ассигнациями и серебряной медалью на Анненской ленте с надписью "За усердие".

Существует легенда, что ему была подарена также грамота, увидев которую были обязаны наливать бесплатно в любом кабаке, но он её потерял; тогда ему было поставлено особое клеймо под правой скулой, по которому Телушкин, приходя в питейное заведение, щёлкал пальцами — отсюда якобы пошёл характерный жест, обозначающий распитие алкоголя.

Известно, что Пётр Телушкин починил также кораблик на шпиле Адмиралтейства.

В мае 1831 года он был обвенчан с крепостной девицей Ираидой Фёдоровой.

Но слава и посыпавшиеся кровельные заказы (на 300—500 тысяч рублей) не пошли ему впрок: он скоро спился и осенью 1833 года умер...

Первый ангел (в виде флюгера) был выполнен по проекту самого Доменико Трезини в 1724 году (тот первый ангел держался обеими руками за флюгер) и украшал шпиль колокольни до 1756 году, пока не погиб при пожаре от удара молнией. Воссозданная фигура повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураган 1777 года нанес фигуре второго ангела серьезные повреждения. Третий ангел был изготовлен по эскизу Антонио Ринальди (великий итальянский архитектор, в 1756–1790 гг. бывший на придворной службе в России), а для защиты его от молний в 1778 году великий Леонард Эйлер предложил и выполнил устройство громоотвода. Этот ангел уже имел тот вид, который знаком нам сейчас, и держал крест в правой руке.

В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне города не оказалось. Кровельщик Петр Телушкин вызвался забраться на яблоко шпиля и отремонтировать фигуру. Он сделал это за шесть недель в октябре-ноябре 1830 года и за свой подвиг получил 3000 рублей (примерно десятилетняя его зарплата), а также право на бесплатную чарку водки во всех казенных кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Согласно легенде, он часто терял этот документ; в конце концов, чиновникам надоело выдавать его вновь и вновь, и печать в виде клейма поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щелкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник, по преданию, характерный жест, приглашающий выпить.

В 1858 году был выполнен еще один ремонт шпиля, и ангел был заменен (но внешний вид остался по чертежам Ринальди). Четвертый ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра - именно этот четвертый ангел (весом почти в тонну!) и парит над городом до сих пор. После 1858 года частичные ремонты шпиля и ангела проводились в 1957, 1991–1996 и 2000–2003 гг. В ходе последнего ремонта фигура была снята для капитальной реставрации в специальных мастерских. Между прочим, сообщалось, что в крыльях ангела было обнаружено немало пулевых отверстий - наиболее вероятно, что это следы выстрелов революционной матросни в ноябре 1917 года… Каркас фигуры выполнен теперь из нержавеющей стали, но обшит, как и прежде, золотыми листами. С 11 февраля 2003 года на шпиле Петропавловского собора вновь засияла фигура благословляющего Петербург золотого Ангела.

Как и прежний, этот ангел держит в правой руке четырехконечный, иногда называемый латинским, а не православным, восьмиконечный крест? Почему?

На самом деле ни в Византии (откуда пришло на Русь христианство и восьмиконечный крест), ни в православии в самой России святость и каноничность четырехконечного креста не отрицалась никем, кроме старообрядцев (раскольников). Вот, например, что писал о четвероконечном кресте святой праведный Иоанн Кронштадтский во введении к своей книге «О Кресте Христовом» еще в 1855 году (это была его богословская диссертация в Санкт-Петербургской православной духовной академии РПЦ) :

«Настоящее рассуждение мы посвятим исследованию о кресте Христовом, и именно представим археологическое исследование об его форме, с целью показать раскольникам из самой древности и всеобщности употребления креста четвероконечного, что эта форма его есть форма истинная и что все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов. Этим само собою будут опровергнуты как нелепые и не имеющие никакого основания хулы раскольников на четвероконечный крест».

Само собой разумеется, что в 1777 году проект скульптуры ангела (с четырехконечным крестом) был высочайше утвержден (Екатериной II). А Антонио Ринальди при выборе формы креста мог руководствоваться несколькими соображениями: во-первых, сама колокольня собора выполнена Домеником Трезини в европейском стиле; во-вторых, скульптурные изображения вообще редки в православной культуре и традиции - это именно европейская, латинская традиция; в-третьих (возможно, это главное), Петр I ведь и задумал город над Невой как «окно в Европу», и как дань уважения к ее «святым камням» рассматривали и во все последующие годы и внешний вид православного собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла…

Петропавловский собор ведет свою историю с первых дней Петербурга. Сначала на этом месте 17 июня 1703 года была заложена небольшая деревянная церковь во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Каменный же собор - постройку архитектора Д.Трезини - заложили на том же месте в день рождения Петра I 30 мая 1712 года, а освятили 29 июня 1733 года.

Многоярусная колокольня должна была стать самым высоким сооружением России по тем временам, и Петр увидел свою мечту осуществленной, когда в конце 1724 года завершилось возведение 112-метрового золоченого шпиля, на вершине которого под крестом парил Ангел.

Проектируя модель ангела, Трезини взял за образец фигуру на башне ратуши в голландском городе Маастрихт (1656-1660, архитектор П. Пост) и существенно ее видоизменил.

После грозы 1756 года от удара молнии фигура ангела Трезини погибла. За восстановление колокольни взялись ведущие архитекторы середины XVIII столетия, однако Екатерина II все представленные проекты отвергла, повелев «делать оную точно так, какова прежняя была, понеже прочие планы не так красивы». Поскольку первоначальные трезиниевские чертежи ангела оказались к этому времени уже утраченными, при восстановительных работах пользовались деревянной моделью, изготовленной мастером Ф. Экгартом. Новая фигура, воссозданная к лету 1774 года, сохраняла размер и силуэт первоначальной.

10 сентября 1777 года на город обрушилась новая напасть - катастрофический ураган, перед которым скульптура оказалась бессильна. После разбушевавшейся стихии фигура ангела погнулась, а крылья отломились. В результате было принято решение уменьшить вес ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Новый ангел проектировался уже архитектором А. Ринальди, и был установлен на шпиль осенью 1778 года, просуществовав в течение сорока лет.

Еще одна угроза нависла над ангелом в 1829 году, когда порывами шквалистого ветра фигура вновь была повреждена, а крест, на котором она держалась, накренился. Для ремонта требовалось возведение дорогостоящих лесов, но талантливый русский крестьянин из Ярославской губернии П. Телушкин помог решить проблему иначе.

Используя лишь веревочную лестницу, он поднимался на огромную высоту и ремонтировал скульптуру, за что и был удостоен огромной чести получить медаль, денежную премию и право бесплатно пить во всех кабаках.

Четыре года спустя деревянные конструкции шпиля вновь потребовали реставрации, но только в 1857-1859 гг. это стало возможным. Выдающийся русский инженер Д. И. Журавский заменил деревянный каркас шпиля на металлический и увеличил высоту колокольни до 122,5 метра. В ходе работ выяснилось, что система крепления старого креста совершенно не подходит к новой конструкции, и это определило судьбу третьего ангела.

В ноябре 1859 года новый, четвертый по счету ангел, созданный скульптором Р. К. Залеманом, занял место на вершине шпиля.

Первый в XX веке реставрационный ремонт шпиля Петропавловского собора был проведен летом 1957 года во время запоздалого празднования 250-летия города. На фигуре ангела была заменена часть обшивки, но на полную реставрацию средств тогда не хватило.

Прошло еще 30 лет: позолота стерлась, поворотный механизм проржавел, а каркас фигуры потерял 70% своих несущих способностей.

В 1991 году фигура крылатого хранителя города была полностью демонтирована. Десятки специалистов вложили свой труд в ее возрождение, которое завершилось в 1995 году. .

Еще одна реставрация ангела была проведена в преддверие празднования 300-летия города - в 2003 году.