Парные слова живой и неживой природы. Объекты неживой природы

Называет все живое и неживое, созданное без его участия. Это весь окружающий мир. В статье рассмотрим, что такое природа, из чего она состоит и какое влияние оказывает на жизнь человека.

Значение слова

В науке природой принято называть материальный мир, находящийся во вселенной. Она является основным предметом изучения и исследования естественных наук. Бытовое значение слова «природа» несколько упрощено и означает естественную среду обитания.

В естествознании выделяют несколько царств природы. Карл Линней, шведский естествоиспытатель и медик, в своей работе «Система природы» 1735 года выделил такие царства:

  • минеральное, которое охватывает неживую природу: камни, воду, солнце;
  • растительное, которое включает все растения (изучается ботаникой);
  • животное, которое включает все живые организмы (изучается зоологией).

Докучаев В. В., геолог и почвовед, посчитал, что должно быть выделено еще одно царство - биокосное, которое включает знания о почвах, о чем и заявил в 1883 году.

Слово «природа» также можно рассматривать и в других значениях:

  • Совокупность условий естественной среды обитания: рельеф, климат, растения и животные. Например, тропическая природа.
  • Совокупность свойств и потребностей человеческого организма. Например, мужская и женская природа.
  • Сущность чего-либо и его основные свойства. Например, природа света.
  • В простонародии «природа» употребляется как описание качеств человека. Например, неторопливый по природе, остроумен от природы.

Слово «природа»: разбор и синонимы к нему

Слово «природа» является существительным женского рода. Согласно новым морфемным и словообразовательным словарям, оно состоит из двух частей:

  • «природ» - корень и основа слова;
  • «а» - окончание.

Если рассматривать слово «природа» по его этимологии, то в составе выделяют три части:

  • «при» - приставка;
  • «род» - корень;
  • «а» - окончание;
  • основа слова - «природ».

Многие считают второй вариант более верным. Потому что само слово «природа» означает все, что было при роде, то есть на Земле, где жили люди - род. Однокоренными словами являются такие: родина, народ, родственник, родители, родник и подобные.

Синонимы к слову «природа»: сущность, мир, подобие, вселенная, первооснова, организм, натура, естество, субстанция, действительность.

Обычно рассматриваемое нами слово ассоциируется с такими понятиями: деревья, лес, воздух растения, охрана, любовь, небо, животные, растения, времена года, горы, облака и другое.

Жизнь на планете Земля

Наша планета сегодня является единственной (по крайней мере, согласно официальным данным), на которой зафиксирована жизнь и существование живой материи. Ее природные особенности изучаются на протяжении многих веков учеными и исследователями.

Жизнь на Земле возможна благодаря природе планеты: двум полярным регионам и тропической области посередине. Осадки, выпадающие на поверхности, и наличие атмосферы дают возможность расти и питаться всему живому. А почва - основа для строительства и выращивания культур.

На планете идет постоянная эволюция геологических и биологических процессов. Наличие воды - основа для жизнедеятельности всех организмов. Она занимает примерно 71% поверхности Земли. Благодаря климатическим условиям сформировалась экосистема, которая включает множество живых организмов, в том числе и человека.

Живая природа

К живой природе относится все, что способно самостоятельно выживать, развиваться, питаться, расти и размножаться: растения и животные, а также человек.

Главными признаками живой природы являются:

  • рождение, развитие, рост - вся жизнь начинается с малого: семечко вырастает в дерево, младенец - во взрослого человека;
  • размножение - способность воспроизводить себе подобных;
  • питание - любое живое существо должно питаться: деревья жидкостью, а животные растениями или иными животными;
  • дыхание и движение - живые организмы способны перемещаться самостоятельно, для чего им необходим кислород: животные ходят с помощью лап, а растения поворачиваются в сторону солнца;
  • умирание - окончание существования организма, после чего он становится объектом неживой природы: дерево - живая природа, а срубленный ствол - неживая.

Биология выделяет такие объекты живой природы:

  • микроорганизмы - самые первые формы жизни на планете;
  • растения - мир флоры, который представлен в богатом разнообразии - от одноклеточных водорослей до огромных деревьев;
  • животные - наиболее многочисленная группа живой природы;
  • человек - считается высшей ступенью развития живой природы.

Что такое природа неживая и почему ее так называют? Рассмотрим ниже.

Кроме растительности и животных, человека окружают и другие объекты, созданные без его участия. Это камни, облака, реки, горы, ветер, листья, солнечные лучи.

Неживая природа является первоисточником, именно из нее и благодаря ей появилась жизнь на планете. Все организмы используют объекты неживой природы в процессе жизнедеятельности.

Признаками объектов неживой природы являются:

  • устойчивость к погодным условиям и другим изменениям окружающей среды;
  • слабая изменчивость;
  • отсутствие способности дышать, питаться, размножаться, расти, двигаться и умирать.

Изучением таких объектов занимаются науки: физика, химия, гидрография, геология, астрономия и другие.

Объекты неживой природы классифицируются следующим образом:

  • твердые тела - минералы, горные породы, ледники, камни, скалы, кометы;
  • жидкие тела - роса, дождь, облака, лава, река;
  • газообразные тела - пар, туманности вселенной, некоторые планеты, воздушные массы.

Жизни живой и неживой природы тесно взаимосвязаны и невозможны одна без другой. Особенно необходимыми являются почва, воздух, вода, солнце.

Связь природы и времен года

Природа родной человеку планеты находится в постоянном движении. Основной особенностью жизни является ее цикличность - последовательно сменяющиеся сезоны, которые задают ритм существованию, фазы сна и пробуждения, развитие и замедление процессов.

Смену сезонов в течение года принято называть временами года - это зима, весна, лето и осень. Такое природное явление привлекает ученых и оказывает влияние на деятелей искусства.

Поэты и художники посвятили множество произведений временам года. Они восхваляют красоту природы. А ученые-медики связывают множество процессов, протекающих в человеческом организме, именно со сменой времен года.

Природа в искусстве

Что такое природа в искусстве? Это образ, который зачастую наделяется человеческими качествами: волей, стремлением или противостоянием.

Тема природы наиболее широко начала раскрываться с эпохи романтизма. Она описывалась как инстинктивное начало, что-то, противостоящее человеку. Природа в искусстве воспринимается как начало всего живого, поэтому ее часто называют чистой и девственной, а также матушкой. Когда человек устает от цивилизации, то он находит умиротворение в природе.

С 20 века персонифицированный образ наделен отмщением. Природа описывается как ответная реакция Земли на деятельность человека в виде стихийных бедствий и катаклизмов. Природные явления сложны и многообразны, они говорят о способности природы учить человечество.

Природа и жизнь человека

Человек является неотъемлемой частью природы. Он существует только благодаря ей - атмосферному давлению, жидкости, кислороду, почве. Стоит убрать всего один компонент, и человек не сможет существовать.

Люди создают для себя предметы роскоши, а первоочередные потребности удовлетворяет с помощью природы. Именно она дает защиту, ресурсы, пищу. Человечество давно перестало жить в пещерах и охотиться, взамен люди строят дома и магазины.

Для человека природа - неиссякаемый источник информации. Благодаря знаниям ученые анализируют прошлое и пытаются прогнозировать будущее.

Но при стремительном развитии НТП человечество перестает считаться с природой. В современном мире существуют глобальные проблемы - потепление, нехватка лесов, истребление животных... Все это выводит экосистему из равновесия. Правительства стран составляют проекты по восстановлению природы, засаживают территории и более тщательно анализируют оставшиеся ресурсы.

Вместо послесловия

На вопрос: «Что такое природа?» можно ответить по-разному, ведь она такая неоднозначная, непостижимая и безграничная. Но можно утверждать одно: человек называет себя царем природы, а на самом деле является лишь ее частью, компонентом чего-то большего, песчинкой в океане вселенной.

Предложение – это набор слов, которые связанные между собою по смыслу. Например: Даша пошла в магазин. Витя ловил рыбу. В саду росли цветы. Благодаря предложению мы не только можем узнать действие, которое совершается или будет совершенно определенным предметом, но и можем полноценно выражать свои мысли и передавать информацию.

Ведь когда вы рассказываете маме о своих школьных друзьях, разговариваете с учителем в школе, или общаетесь с одноклассниками – вы используете в своей речи именно предложения. Предложения также используются в письменной форме.

На письме, букву, с которой начинается предложение, следует писать большой. Например: Правильно писать: Девочка читала книжку. Белка еле вкусные орехи. Мы видим, что слова «девочка» и «белка» в предложении пишутся с большой буквы.

Что такое живая и неживая природа

Вы, наверное, очень много раз слышали выражение «живая и неживая природа». Давайте разберемся, что же это выражение означает. Природа – это, все, что окружает людей, и то, что они сами не сделали. Природа состоит из двух составляющих: живой и неживой природы.

Живая природа — это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек. Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.

Также к неживой природе относятся небесные светила – Луна и Солнце. Живая и неживая природа взаимосвязана между собой. Неживая природа способствует жизни живой природы. Например, все мы знаем, что рыбки живут в воде.

Вода – это неживая природа рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить. Растения живут благодаря солнечному свету. Солнце – это неживая природа.

Предложения с предметами живой и неживой природы

Давайте попробуем составить предложения, и описать живую и неживую природу в них.

На грядках росли огурцы и помидоры. Огурцы и помидоры – растения (живая природа) растут на почве (неживая природа).

В небе летел гордый сокол. Сокол – птица (живая природа), небо – неживая природа.

Маша купалась в пруду. Маша – это человек (живая природа), пруд – неживая природа.

Зайчик кушал зеленую травку. Зайчик – животное (живая природа), травка – растение (живая природа)

Вода покрывала камни на берегу. Вода – неживая природа, камни – неживая природа.

Бабушка смотрела на солнце.

Бабушка – это человек (живая природа), Солнце – небесное светило (неживая природа)

Кошка охотилась на птичек. Кошка и птички – представители животного мира, а значит — относятся к живой природе.

Ветер срывал листья с дерева. Листья – это живая природа, ветер – неживая природа.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Календарные праздники: зачем человеку праздники
Следующая тема:   Знакомство с понятием текст: кто помогает человеку в саду и огороде

Компоненты природы — земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.


Панда

Оглядитесь по сторонам. Может быть, вы увидите стены, окна, стулья, столы и другие предметы. Возможно, вы увидите какие-нибудь устройства, автомобили или приборы. Может быть, рядом окажутся другие люди, животные или растения. Что из всего этого живое? Скорее всего, вам достаточно одного взгляда, чтобы понять, живое существо или нет. Например, собака живая, а книга нет.

Однако как именно вы узнаете, что живое, а что нет? Большая панда, которую вы видите, — всего лишь картинка, но одного взгляда на настоящую, не нарисованную панду достаточно, чтобы понять, что она живая. А почему?

Все живые существа называются организмами. Мы узнаем, живой это организм или нет, по характерным признакам.

Признаки живого организма:

  • Организм растет и в своем развитии проходит определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.
  • Внутри организма идут жизненные процессы, при которых одни химические вещества превращаются в другие.
  • Чтобы расти организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.
  • Организм размножается, то есть воспроизводит себе подобных.

Представители живой природы: 1. Амеба, 2. Божья коровка, 3. Секвойя, 4. Динозавр

Живые существа бывают самых разных форм и размеров.

Некоторые малы, что их можно разглядеть только а микроскоп, например, амебу в капле воды. Других, таких как божья коровка, можно хорошо рассмотреть через простое увеличительное стекло. Такие растения, как секвойя, достигают колоссальных размеров. Животные, подобные динозаврам, жили в доисторические времена и давно с лица земли. Мы, люди тоже относимся к живым существам.

Живая природа

Живая природа — совокупность живых организмов. Главное свойство живой природы — способность нести генетическую информацию, размножаться и передавать наследственные признаки потомству. Живая природа делится на пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которая, в свою очередь, составляет биосферу.

Неживая природа

Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией. Она организована в несколько уровней: элементарные частицы,атомы, химические элементы, небесные тела, звёзды, галактика и Вселенная. Вещество может пребывать в одном из нескольких агрегатных состояний (например, газ, жидкость, твёрдое тело, плазма).

На Земле существуют миллионы живых организмов. Некоторые из них гиганты, такие, как голубые киты и красное дерево, другие же — совсем крошечные, такие как насекомые и бактерии. Все они нуждаются в пище и крове, которые получают в естественных условиях.

Природой принято называть все, что не создано человеком, и она является главным объектом изучения естественных наук. Природа разделяется на живую и неживую. Что относится к живой природе, а что – к неживой? В первом приближении ответ на поставленный вопрос очевиден. Однако грань живого и неживого в природе – это не четкая линия, а, скорее, размытая полоса.

Живая и неживая природа по школьной программе

В младших классах на уроках природоведения школьников учат четко различать: цветок, медведь, бацилла – это живая природа. Камень, облако, звезда – неживая. Наверное, начинать изучать окружающий нас мир надо именно так, иначе неподготовленный человек просто заблудится в нюансах и определениях, что негативно скажется на усвоении материала. Итак, по школьному определению, живая природа – это совокупность всех живых организмов, населяющих окружающий нас мир. Живые организмы способны расти, размножаться и нести наследственную информацию.

Все неживое лишено этих признаков. К телам живой природы относятся организмы, входящие в пять царств: вирусов, бактерий, грибов, растений и животных. Такое положение общепринято, и его разделяет большинство ученых. Но именно большинство, а не все! Например, вирусы, согласно этой классификации, считаются живыми организмами, но они проявляют «живые» свойства, только попадая в живую клетку, а вне ее они – всего лишь набор молекул ДНК или РНК (или даже просто их фрагменты), не выказывающих никакой активности. То есть они признаны представителями упомянутой «размытой полосы».

Ноосфера

Ноосфера, или сфера разума (в переводе с греческого), – это, предположительно, новая, более высокая стадия развития биосферы, или совокупности всех живых организмов нашей планеты. Понятно, что классическое определение живого организма к биосфере не подходит, так как в ней нет ни ДНК, ни РНК. Учение о ноосфере создал советский ученый В. И. Вернадский (1863-1945). В структуре ноосферы и биосферы он выделял несколько разновидностей вещества:

  • живое;
  • биогенное (то есть происходящее от живого);
  • косное (происходящее из неживого);
  • биокосное (частично живое, частично неживое, то есть та самая «размытая полоса»);
  • радиоактивное;
  • атомарно-рассеянное;
  • космическое.

Таким образом, мы видим, что в мире однозначного мало, и порой так сразу и не определишь, что относится к живой природе, а что – нет. Без сомнения, по мере развития естественных наук критерии определения «живого» и «неживого» будут меняться. Уже сегодня существует теория, согласно которой вся Земля – единый живой организм. Четкое разделение на живую и неживую природу приемлемо лишь для школьной программы как база, как отправная точка для изучения всего многообразия окружающего нас мира.

Природа — это все то, что нас окружает и все, что создано без участия человека. В этом множестве прекрасно взаимосуществуют объекты живой и неживой природы. Если все живое дышит, питается, растет и размножается, то тела неживой природы практически всегда остаются неизменными, статичными.

Если осмотреться вокруг, то нас повсюду окружают объекты неживой природы: вот струится ручей, вдали видятся высокие горы, ветер шуршит опавшей листвой, по небу плывут облака, ласково пригревает Солнышко. Все это: воздух, вода, облака, опавшие листья, ветер и Солнце являются объектами неживой природы.

Более того, неживая природа первична, именно из нее зародилась жизнь на Земле. Все живые организмы пользуются дарами неживой природы, существуют за счет нее и, в конце концов, после умирания сами становятся ее объектами. Так, срубленный ствол дерева, опавшие листья, труп животного — это уже тела неживой природы.

Признаки объектов неживой природы

Если сравнивать объекты неживой природы с живыми организмами, то легко перечислить основные признаки неживых объектов: они не растут, не размножаются, не дышат, не питаются и не умирают. Так, например, горы, однажды появившись, тысячелетиями устремляют свои пики к небу. Или планеты, миллиарды лет назад выстроившись в стройную Солнечную систему, так и продолжают свое существование.

Поэтому к главным отличительным признакам объектов неживой природы можно отнести следующие:

  • Устойчивость
  • Слабую изменчивость
  • Неспособность дышать, питаться. Им попросту не нужно питание.
  • Неспособность к размножению. При этом сами объекты неживой природы, однажды появившиеся на земле, не исчезают и не умирают. Разве что под воздействием окружающей среды способны перейти в другое состояние. Например, камень со временем может превратится в пыль. А самый яркий пример перевоплощения — круговорот воды в природе, в котором объект неживой природы (вода) проходит все этапы своего состояния, превращаясь из воды в пар, потом опять в воду и, наконец, в лед.
  • Неспособность к движению. Большинство объектов неживой природы инертны. Так, камень движется, если его только столкнуть. Да и вода в реке течет только потому, что элементы, из которых она состоит, имеют слабые внутренние связи и стремятся занять самое низкое место, образуя течение.
  • Неспособность к росту. Несмотря на то, что объекты неживой природы способны изменятся в объеме (например, "растут" горы, увеличиваются кристаллы соли и т.д.), но при этом увеличение происходит не потому, что образуются новые клетки. А потому что к старым прикрепляются "вновь прибывшие".

Объекты неживой природы: примеры

Объектов неживой природы настолько много и они настолько разнообразны, что одна наука просо не в силах изучать их все. Этим занимается сразу несколько наук: химия, физика, геология, гидрография, астрономия и др.

По одной из существующих классификаций все объекты неживой природы делятся на три большие группы:

  1. Твердые тела . Сюда относятся все горные породы, минералы, вещества, составляющие почву, ледники и айсберги, планеты. Это камни и залежи золота, скалы и алмазы, Солнце и Луна, кометы и астероиды, снежинки и град, песчинки и хрусталь.

Эти объекты имеют четкую форму, им не нужно питание, они не дышат и не растут.

  1. Жидкие тела — это все объекты неживой природы, находящиеся в состоянии текучести, не имеющие определенной формы. Например, роса и капли дождя, туман и облака, вулканическая лава и река.

Все эти виды объектов неживой природы тесно взаимосвязаны с другими телами, но также не нуждаются в пище, дыхании и не способны к размножению.

  1. Газообразные тела — все вещества, состоящие из газов: воздушные массы, водяной пар, звезды. Атмосфера нашей планеты — вот самый большой объект неживой природы, который если и изменяется, то только под воздействием окружающей среды. Но при этом не питается, не растет, не размножается. Однако именно воздух жизненно необходим для жизни.

Какие объекты неживой природы необходимы для жизни

Мы уже упоминали, что без объектов неживой природы жизнь на нашей планете невозможна. Из всего обилия для существования живой природы особую важность имеют следующие тела неживой природы:

  • Почва. Понадобилось несколько миллиардов лет прежде чем почва стала обладать теми свойствами, которые позволили появиться растениям. Именно почва связывает атмосферу, гидросферу и литосферу, в почве происходят самые важные физические и химические реакции: отжившие растения и животные разлагаются, трансформируются в полезные ископаемые. А еще почва защищает живые организмы от токсинов, нейтрализуя ядовитые вещества.
  • Воздух — крайне необходимая субстанция для жизни, так как все объекты живой природы дышат. А растениям воздух необходим не только для дыхания, но и для образования питательных веществ.
  • Вода — основа основ и первопричина зарождения жизни на Земле. Все живые организмы нуждаются в воде, для кого-то это среда обитания (рыбы, морские животные, водоросли), для других — источник питания (растения), для третьих — важнейший компонент питательной схемы(животные, растения).
  • Солнце — еще один объект неживой природы, ставшей причиной зарождения жизни на нашей планете. Его тепло и энергия необходимы для роста и размножения, без солнца не будут расти растения, замрут многие физические и химические реакции и циклы, которые поддерживают жизненный баланс на земле.

Связь неживой природы с живой весьма многогранна. Все природные тела, окружающие нас, неразрывно связаны тысячью нитей. Например, человек — объект живой природы, но ему нужны воздух, воды и Солнце для жизни. А это объекты неживой природы. Или растения — их жизни невозможна без почвы, воды, солнечного тепла и света. Ветер — объект неживой природы, заметно влияет на способность растений к размножению, разнося семена или сдувая сухие листья с деревьев.

С другой стороны и живые организмы неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав, растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.

Долго я готовила себя к тому, чтобы начать географию с моим сыночком. Она появлялась в наших занятиях в с их страной производителем, в изучении флагов всех стран и их столиц, и даже Космос, с расположением Земли в нем, мы более или менее узнали по карточкам “Мир на Ладошке” .

Ну что же пора действительно вводить географию, чтобы ребенок понял что же означают страны, которые он выучил с флагами и эмблемами автомобилей. Что такое Япония, Китай, Франция? Но с чего начать? Как правильно подвести ребенка, двух лет шести месяцев, к этой огромной теме?

Прошу набраться терпения, пост будет длинным, но надеюсь полезным. Опишу наши занятия подробно, чтобы у вас создалась полная картина. Во время прочтения подумайте о том какие материалы у вас есть дома для этой темы, какие игры для развития логики, мелкой моторики, творчества вы могли бы предложить своему ребенку. Учитывайте возраст, умения, а самое главное интересы вашего собственного ребенка. Ну а если наши занятия подойдут вам в полной мере, то значит я не зря потратила время на написание этого материала.

Итак начнём. Обложившись имеющимися книгами и осмотревшись по сторонам в поисках материалов на эту тему, я постаралась составить план наших занятий. Сначала была идея плодотворно пройтись по материкам, интерес же Александра толкал меня к “путешествию” по Италии. Но интуиция подсказывала, что чего-то не хватает, скачок по материкам или сразу в какую-то страну мог не дать полной картины мира.

И я решила начать с объяснения – что такое живая и неживая природа. Взяв эту тему, я всё же постаралась учитывать, что ребенок третьего года жизни наделяет душой и способностью чувствовать всё, что его окружает. Способность видеть живое в неживом – это одно из проявлений работы воображения, которое в свою очередь тесно связано с творческим мышлением. Другими словами, я объясняла больше что относится к живой природе, всего в паре слов упоминая, что относится к неживой. Тем не менее ребёнок смог сделать выводы сам.

Энциклопедические знания

Эти знания нам помогли получить книги.

Первая из них Занимательная география издательства Белый город. Начали мы с главы “Планета по имени Земля”. Прочитали, поговорили о том, что Александр живет в своей комнате, своей квартире, здании, улице, городе, стране – это наш маленький дом. А затем как и в книге перешли на идею, что страна располагается на континенте (наша на острове). Континент – в определенной части света. Часть света – на полушарии. А полушарие – на планете Земля. Получается, что твой дом – это вся Земля.

Мне кажется такая позиция правильна для ребенка, тогда он лучше понимает зачем и почему нужно охранять Землю. Из этой же книги мы узнали, что наша планета как космический корабль, который всё время движется, ни на минутку не останавливаясь. Конечно же повторили расположение нашей планеты относительно солнца, как она вращается, с какой скоростью. В этом нам помог глобус, который наш папа принёс нам из офиса. Глобус черно-белый, но как наглядное пособие подойдёт.

Вторая книга Чудесная планета . Чтение этой книги мы начали с “Формы Земли” и “Каковы размеры Земли”. Брали наших человечков из Лего, чтобы они “обошли” Землю (глобус) и идти им нужно было целых 2 года по 10 часов в день. Брали машинки Александра, чтобы они “объехали” Землю. Самолетик, у нас Боинг 747, облетал земной шар всего за 2 дня. В общем, постарались читать темы в книге и обыгрывать их для наглядности. Александру было очень весело в таких играх-занятиях.

Так же прочли о воздухе, который нас окружает и о вращении Земли вокруг Солнца (тут времена года, сутки и четыре стороны света). Сейчас уже не вспомню где впервые прочла о том, что можно взять фонарик (Солнце) и направляя его на глобус наглядно показать, что в один и тот же момент времени в четырех концах света разное время суток. Так мы и сделали, попутно рассматривая картинки в книге, где в Нью-Йорке ребенок просыпается, в Париже обедает, в Китае ужинает, а в Австралии спит.

Так как мы опять коснулись темы времен года, то с удовольствием прочли “Круглый год” Маршака из Всё самое лучшее детям . Я долго подбирала книги со стихами в нашу библиотеку. И хотя у нас их много, но вот эта книга нам обоим нравится, так как в ней собрано много произведений для деток нашего возраста. Иллюстрации достаточно красочные, а главное соответствующие тексту.

Вообще, когда пытаешься объяснить ребенку о живой и неживой природе, можно использовать разные книги, даже те, которые казалось бы не относятся к теме. Вот например, Ну где еще, как не в саду, можно найти множество представителей живой природы?! Здесь и растения, и птички, и насекомые.

Идеально можно объяснить на красочных иллюстрациях как именно деревья и цветы питаются. Ведь дети не видели корней своими глазами и, когда мы объясняем, что цветочек пьёт воду от дождя и кушает витамины с минералами из земли…а где ротик у цветочка? Конечно чуть позже детки замучают нас своими вопросами и наверное это будет один из первых. Но сейчас, проходя тему природы, ища все признаки живой природы в объектах, мне показалось удачным разобрать этот вопрос в данной книге.

Еще один пример, Кротик большая книга . Читаем “Кротик и ракета”: кротик несётся ввысь, а дома внизу становятся всё меньше и меньше….да вот же она география на картинке в книге! Город на берегу моря, остров в море (мой маленький дом). Тут же и неживая природа с развитием фантазии ребенка.

“Интересно, – думал кротик, – какие облака на самом деле: мокрые или сухие, тёплые или холодные, а может быть они сладкие?” И тут ракета полетела вниз, оставив ребенка со всеми этими вопросами…. . Идеальный момент поговорить об облаках, примерить к ним признаки живой природы, пофантазировать какие они. А кто же гонит облака? Конечно ветер. Ну так давай проведем физ. разминку:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.

Тут Александр долго утверждал, что ветер живой. И даже, что тот дышит. Несколько раз пришлось задать вопросы если ветер рождается, дышит, питается, размножается и умирает? И даже в этих вопросах ответ был “Да”. Тогда задала вопросы по другому: У ветра есть нос? Что кушает ветер? Как зовут детей ветра? В итоге ребенок согласился, что ветер мы отнесём к неживой природе.

Скачивание книжки по теме живая и неживая природа

Уверена, что есть книжки для детей где говорится о живой/неживой природе, но у нас таковых не оказалась, поэтому пришлось сделать самостоятельно. Первая книжка по Доману называется “Пять признаков живой природы”. Она предназначена для самостоятельного чтения ребенком. В ней я постаралась объяснить на более доступном языке, как мы можем определить, относится ли объект к живой природе или нет. В конце даётся задание ребенку определить по признакам если медведь, бабочка, цветок и дети являются живыми.

Тему нужно было развивать и в итоге у нас появилась одна большая книга под названием “Природа” состоящая из 4 частей. Распечатала я ее на лазерном принтере, скрепила на спирали и поставила обложку. Уверена, что книга будет служить нам долгое время, так как тема живой/неживой природы будет рассматриваться в старших группах дет. сада и в школе. Что же еще находится в этой книге? Начинается она с иллюстрированного стихотворения. Александр читал его 2 раза, а на третий уже рассказывал сам, очень легкая и приятная рифма.

Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…ПРИРОДА.

После стихотворения книга продолжается как раз “Пятью признаками живой природы”. Затем часть “Как животные и человек приспособились к смене сезонов”. Сделала по Доману, но эту тему как и следующую, я читала ребенку сама, чтобы мог лучше сосредоточиться на содержании. Да и текста в последних двух частях чуть больше. И заканчиваем главой “Живая природа”, где подытоживаем всё, что узнали из начальных глав. Говорим о том, что природу нужно беречь и, что никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого.

Книжка объясняющая дошкольникам – что относится к живой и неживой природе. Её нужно скачать и распечатать.

Эту книгу вы можете скачать став моим подписчиком. Заполните форму внизу и на указанный электронный адрес вам автоматически будет отправлено письмо. Если в течении десяти минут вы его не получите, проверьте папку спама. Так как книга большая, мне пришлось разделить её на две части.

Эксперимент для самых маленьких

Ну наверное экспериментом это сложно назвать, тем не менее, чтобы закрепить материал мы в парке кормили голубей, рыбок. Обсуждали что они двигаются, растут, питаются, умирают и размножаются. Предложила покормить хлебушком камень, чтобы прийти к выводу, что он не питается, а значит неживой. Александр сразу воспринял это со смехом. Он понимал, что камень не будет кушать хлеб и смеялся надо мной . Мой малыш смеясь выдал мне: “Мама, камень не кушает, он же не живой”. Занавес, эксперимент закончен.

В парке поговорите с ребенком, к живой или неживой природе относятся: камень, голуби, пруд.

Логика

Как всегда нас выручила “Большая книга тестов для развития интеллекта малыша”.

Тут можно брать любые задания, где есть представители живой или неживой природы. Т.е. проводится задание о времени года например, после чего разбираем к чему относится небо, птицы, деревья, лужи, дети. Задание: что произошло раньше бутон или раскрывшийся цветок? Вот пример для ребенка о движении у цветов – раскрывание бутона. И даже “что должно быть нарисовано в пустой клетке?” – отличный пример для того, чтобы поговорить к какой природе относится гриб, ёлка и снежинки.

Мелкая моторика рук

1. Сюда я отнесла работу по “Это может ваш малыш” Бумажные крошки .

Творческая работа для развития мелкой моторики, где ребенок изучает живую природу.

Разрываем “хлеб”. Бумага для разрывания такого же качества как и сами альбомные листы. Детки конечно же разные, порвать случайно лист книги при перевороте, это наверное у всех случается. А вот порвать эту страничку на крошки, для детских ручек действительно работа. Ну и конечно же в течении работы обсуждалась тема птичек, которые питаются, летают, размножаются..т.е. живые. Опять же движение нашей планеты; время года зима; снег, который закрывает еду для птичек; люди, которые помогают живой природе в такие трудные моменты.

Работая с ребенком, не концентрируйтесь только на процессе разрывания бумаги или приклеивания её в нужные места. Включайте свою фантазию, обсуждайте с ребенком сюжет увиденный на страничке и подводите его к теме по которой вы работаете. В нашем случае это живая и неживая природа .

2. Пальчиковая игра с обсуждением кто относится к живой природе.

(Ручки на голове, как ушки у зайчика)
Это зайка – белый бок.
Зайка, зайка – скок, скок (прыгаем)
Это гусь – га-га-га.
Га-га-га, иди сюда
(руки в стороны, ходим, хлопаем крыльями).
Вот коза – ме-ме-ме.
Дай воды, Алекс, мне
(Большие пальцы подняты вверх как рожки, остальные сжаты в кулачки).
Это белка – прыг-скок
(Ручки прижаты к груди как лапки)
Белка, белка – рыжий бок.

Музыка о природе

Нам очень нравятся видео “Времена года” Вивальди. Композиции, в которых отлично подобраны сюжеты природы под звучащую музыку. Слушали по 1 в день, так как раньше мы их уже слышали и видели, занимаясь именно музыкой, то на этот раз мы еще и вели обсуждение природы во время просмотра. Даже наш папа к нам присоединился, так ему понравилось чем мы занимаемся.

Мультфильм о живой природе

Получение информации ребенком через сказочных персонажей переоценить сложно. Поэтому я всегда подбираю мультфильмы к тематическим неделям. Наилучшим, как мне кажется к этой теме, будет сериал “Уроки живой природы от тетушки совы”.

Разговорная речь: чистоговорки о природе

В течении одного дня мы 4-5 раз после окончания еды произносили вот такие коротенькие чистоговорки:

  • Ять – ять – ять – Природу нужно охранять.
  • Ля – ля – ля – мы спасем тебя Земля.
  • Ождь – ождь – ождь – Не нужен нам кислотный дождь.

P.S. По поводу кислотного дождя пришлось объяснить отдельно.

Творчество с обсуждением живой и неживой природы

1. Из “Чудо-пчелки” выбрала работы по неживой природе. Итак, взяли “Салют в ночном небе” изменили на звезды; “Пруд”; “Тучки”; “Дождик”. Все работы Александр выполнял сам, затем обсуждали принадлежность объектов к живой или не живой природе.

Обсуждайте живую и неживую природу на творческих работах ребенка: дождь, лужа, звезды, тучи, лягушки…

2. На прогулке у нас всё происходит быстро. Мама задумывает что-то, а Александр поддается идее на несколько минут, так как вокруг очень много всего интересного и хочется просто гулять и играть. Идея была поговорить о песке, камнях, веточках, листиках и создать некую картинку из всего перечисленного. Но всё что успели сделать в совместной работе, это камни, песок и изображение солнца над домиком. Выяснили к чему относятся эти материалы и мой ребенок убежал кататься на горках.

На детской площадке в игре обсудите с ребенком, к живой или неживой природе относятся камни, песок, упавшие листья.

3. После чтения книги “Наш сад” решили сделать наш цветок с корнями. Работу Александр выполнял сам с моими подсказками. Мне было приятно видеть, что пальчики у моего мальчика окрепли достаточно для техники размазывания. На нашу удачу в аптеке оказались в продаже семечки подсолнуха (здесь с этим сложно) и мы включили их в нашу экспозицию.

На примере цветка с корнями легко объяснить почему цветок живой. А техника размазывания укрепит пальчики ребенка.

4. Из “100 шедевров” для сравнения, где живая и где неживая природа, я выбрала четыре репродукции:

Первыми на доску повесила Клод Моне Уголок сада в Монжироне и Анри Фантен-Латур Цветы в вазе . Немножко сложно в понимании для ребенка, но всё же нужно объяснить, что цветы, которые срезаем и срываем перестают быть живыми. Так как мы читали книгу “Наш сад” с объяснением строения цветка и делали творческую работу цветка с корнями, то мне удалось в достаточно лёгкой форме рассказать, что цветочки не могут “кушать”, когда у них нет корней, они постепенно увядают и мы их выбрасываем. Из этого конечно же следует, что лучше любоваться и нюхать живые цветы и без надобности их не срывать .

Когда обсуждали картину Уголок сада в Монжироне , я спрашивала, а что на этой картине живое? Александр перечислил все живые объекты, а на вопрос что неживое, ответил, что дом. Вот тему “что сделано руками человека” я специально опустила, так как в неё попали бы и все игрушки . Но как я написала выше, ребенок сам сделал выводы по неживой природе и в эту категорию включил некоторые вещи, как дом, сделанные человеком.

Во втором обсуждении участвовали также 2 картины: Константин Крыжицкий Ранняя весна и Виктор Борисов-Мусатов Весна . Здесь мой ребёнок оставил маму с открытым ртом. Он сам начал перечислять неживые предметы изображённые на картине “Ранняя весна” – горы, снег, река, небо, а живые – деревья. Всё, тема усвоена!

Настольная игра для малышей

Настольную игру “Накорми белочку” я заказала до нашей поездки в Дисней по Интернету. И она так замечательно подошла к нашей теме. Игра развивает мелкую моторику, так как белочку нужно сдавить, чтобы она взяла в лапки желуди. Учит ребенка соблюдать очередность в игре, конечно же повторение цветов и соревновательность. А если без шуток, то Александр действительно у меня выиграл, собрал желуди в дупло первым . Конечно же поговорили о дереве и белочке примерив к ним свойства живой природы.

Как я писала в начале, зная что относится к живой природе ребенок способен сделать вывод о том, что относится к неживой. Надеюсь, уважаемые читатели, вам понравилась статья. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими впечатлениями о ней.