Отто вагнер архитектор работы. Австрия, вена, венский модерн,отто вагнер, ам-штайнхоф, коломан мозер, сецессион,иозеф мария ольбрих

Отто Коломан Вагнер родился 13 июля 1841 года в предместье Вены Пенцингс в семье венгерского нотариуса Рудольфа Симеона Вагнера, женатого на дочери богатого придворного архивариуса Сусанне Хельфеншторфер.

С 1850 года Отто посещал классическую гимназию, затем - духовный приют бенедиктинцев в Кремэмюнстере. Мать мечтала сделать из сына юриста, но Отто избрал карьеру архитектора и в 1857 году поступил в Венский политехнический институт. Спустя несколько лет он перешел в Королевскую строительную Академию Берлина. В 1861 году Отто вернулся в Вену и поступил в Академию изящных искусств. В 1863 году он успешно завершил свое академическое образование, представив проект курзала. Некоторое время Вагнер работал в мастерской Людвига Ферстера и вскоре начал самостоятельную практику.

Почти пятидесятилетняя творческая жизнь Отто Вагнера может быть представлена тремя основными периодами: ранний - с 1863 по 1887 год, зрелый - с 1888 по 1908 годы и поздний период - вплоть до 1918 года. По протяженности ранний и зрелый периоды почти равны, но по масштабности замыслов двадцать зрелых лет далеко превосходят ранний период. Благодаря публикации сохранился один из наиболее ранних проектов Вагнера 1860-х годов - проект дома господина К. в Вене, дающий яркое представление о тогдашних вкусах начинающего зодчего. Он представляет неуклюже-живописное нагромождение архитектурных форм ренессанса и барокко.

Чертами историзма отмечены многие доходные дома Вагнера - например, дом на Беллариаштрассе (1869), жилой дом Грабенхоф (1874-1877), дом на Шоттенринге (1877) в Вене. Среди лучших вагнеровских домов - доходные дома в центре Вены - на Ратхаузштрассе и на Штадионгассе.

В 1890 году Вагнер издает на собственные средства собрание своих архитектурных произведений "Эскизы, проекты и осуществленные постройки". Именно здесь впервые появился новый девиз творчество "Необходимость - единственный повелитель искусства".

Новый период творчества Вагнера отмечен расширением диапазона работы мастера и появлением среди его произведений большего количества проектов, предназначенных для удовлетворения нужд крупного города. Возможно, ключевую роль играет здесь работа архитектора над генеральным планом реконструкции Вены по конкурсу 1892-1893 годов. Работая над проектом перепланировки Вены, Вагнер предполагал более грандиозные преобразования структуры города, чем в проекте постройки Рингштрассе. За свой проект Вагнер получил одну из двух первых премий конкурса.

Дальнейшие шаги "стиля практической полезности" связаны с двумя большими конкурсными победами Вагнера, воплотившимися в зданиях храма и Венской сберкассы. Храм Св. Леопольда в западном районе Вены Штейнгоф построен в 1904-1907 годы как важнейшая часть комплекса зданий психиатрической лечебницы. Замысел Вагнера основан на более ранних исканиях образа культовой постройки, которые мастер вел прежде: необходимо назвать проекты церкви в Эссеге (1890), эскизы берлинского собора (1891), построенную в 1895 году капеллу Иоанна в Веринге, проекты церкви капуцинов и приходской церкви в Веринге (1898). Во всех этих замыслах Вагнер стремился создать современный облик храма, но удалось ему это выполнить только в проекте церкви в Штейнгофе.

В овладении "новым евангелием строительства" для поиска "современного", бесспорно, исключительно важное место занимает спроектированное Вагнером здание Венской Центральной сберегательной кассы. Оно было возведено в 1904-1906 годах в северо-восточном конце Рингштрассе. Главным фасадом здание выходит на маленькую площадь (карман) Георга Коха. Она является как бы небольшим вестибюлем перед зданием кассы, организация пространства площади связана с фасадом вагнеровской постройки. Сберкасса заняла целый квартал неправильной формы.

Лучшие дня

Одна из лучших осуществленных работ Вагнера - кожно-туберкулезная лечебница в районе Вены Оттакринге. Она была построена в 1908-1913 годы.

Зрелый период творчества Вагнера принес ему не только многочисленные почести, но и поражения на ряде конкурсов. В 1899 году, уйдя из Дома художника, почетным членом которого Вагнер состоял, мастер примкнул к Венскому Сецессиону. В связи с этим разразились настоящие битвы против его проектных идей на конкурсах Военного министерства и Городского музея.

В 1900 году профессор Вагнер выступил с предпроектным предложением по созданию Городского музея в Вене. Оно было в принципе одобрено властями и на его основе разработали конкурсную программу. В 1901 году на предварительном конкурсе Вагнер завоевал одну из восьми премий и право участия в первом туре официального конкурса. Он состоялся в 1902 году с участием многочисленных идейных противников Вагнера во главе со строительным советником Ф. Шахнером. Проекту Вагнера жюри не решилось отдать предпочтение, и конкурс был продлен. Лучшим участникам было предложено изготовить модели проектов, в 1903 году на первом туре модели появились. Лучшими были признаны проекты Вагнера и Шахнера, определенного решения не последовало.

Однако Вагнера это не обескуражило, с твердым намерением победить он в 1907 году представил на второй тур конкурса другой вариант своего проекта. В 1908 году Ф. Шахнер внезапно скончался, но победа не оставалась за Вагнером. Третий тур конкурса провели в 1908-1909 годы и выдвинули условие представить шаблон фасада в натуральную величину. У Вагнера шаблон был выполнен на полотне, его разорвал ветер... Третий тур вновь не дал результатов.

Возможно, менее упорный и решительный человек после этого отступил бы, тем более что было изменено предлагаемое место строительства музея - его предложили проектировать в местечке Шмельц на периферии Вены. Это означало крушение всех прежних замыслов, но Вагнер разработал новый проект - четвертый вариант Городского музея, в сущности, совершенно новый, во многом не схожий с предшествующими вариантами.

Стремление к пластическому обогащению архитектуры при общей нацеленности вагнеровского искусства на упрощение форм создает сложные переплетения в ряде проектов как зрелого, так и позднего периода. Среди них наиболее крупными являются проекты Дворца Мира в Гааге (1905), так называемого "Хаус оф Глори" в Сан-Франциско (1908), Дворца Венского Общества (1908), комплекса Академии искусств в предместье Шмельц Вены (1898) и храма Мира в Вене (1917).

Проект храма Мира - одна из последних творческих работ Вагнера, скончавшегося в 1918 году. Потребность публично отстоять свои убеждения привела Отто Вагнера к созданию публикации целого ряда теоретических трудов. Это несколько изданий "Современной архитектуры" (1895, 1899, 1902), "Зодчество нашего времени", (1909), "Большой город", (1911), "Качество зодчего" (1912), "К совершенствованию искусства, (1909). Книгам Вагнера присущ характер манифеста в большей мере, чем одновременно издававшиеся сочинения о современном искусстве Анри ван де Вельде.

Программная мысль выступления Вагнера - "единственным исходным пунктом нашего творчества может быть только современная жизнь". Теория Вагнера тесно связана с его педагогической деятельностью в 1894-1914 годы в венской Академии искусств. В 1911 году отмечалось семидесятилетие архитектора. Как впоследствии писала газета "Нойе фрайе Прессе": "...Кто вздумает писать верную историю венского зодчества, тот должен назвать главу - и одну из интереснейших - так: Отто Вагнер и его школа".

В самом деле, педагогическая деятельность профессора Вагнера сыграла важную роль для развития зодчества. Он вел большой архитектурный класс неутомимо и талантливо, много времени и сил отдавая ученикам. Многочисленные проекты студентов публиковались на страницах журнала "Архитектор". Такие публикации придавали еще больший вес его школе. Вагнер стремился научить своих учеников реалистически, рационально мыслить. Школа Вагнера снискала себе мировое признание. В 1906 году Л. Хевеши писал: "Учеников Вагнера так выискивают теперь за границей, что только личному престижу Вагнера удается и дальше удерживать молодых людей, которых он воспитал, в своем ателье и в Вене".

Важнейшие постройки

Почтовая сберегательная касса, церковь Am Steinhof, квартал Wienzeile 38-40 (все - Вена)

Градостроительные проекты

Биография

Образование и начало карьеры

Отто Вагнер родился в семье преуспевающего придворного нотариуса в Пенцинге (сегодня - район Вены, примыкающий к императорской резиденции Шёнбрунн). Отец умер, когда Отто было пять лет. Несмотря на нужду, мать сумела дать ему достойное образование. В 1857-1862 Вагнер обучался вначале в Венском политехникуме , затем в Академии изобразительных искусств . В 1862 Вагнер устроился подмастерьем на фирму архитектора Генриха Фёрстера (сына Людвига Фёрстера , строителя Рингштрассе). В 1864 Фёрстер доверил Вагнеру первую самостоятельную работу - руководство постройкой главного павильона (de:Kursalon Hübner) в венском городском парке . В последующие два десятилетия Вагнер успешно строил чужие и собственные проекты в стиле поздней эклектики . На рубеже 1870-х - 1880-х годов Вагнер создал массу проектов; некоторые из них он реализовал как независимый застройщик, но в целом этот этап его творчества остаётся мало изученным. Первый печатный сборник его проектов вышел в 1890.

Эпоха модерна

В середине 1890-х годов Вагнер отходит от эклектичного историзма - к модерну. В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта , Чарлз Ренни Макинтош , Л. Н. Кекушев - поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион , тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.
С 1894 года, когда Вагнер был привлечён к планировке Венского Штадтбана, он сосредоточился на крупных градостроительных и инфраструктурных проектах. Его проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вена на юге и до Шенбрунна на западе) 1892-1893 годов не был реализован (были построены только два дома по набережной Wienzeile и спланирован рынок Нашмаркт). Вагнеру удалось завершить не менее масштабный проект - архитектурную часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене . В 1900-1908 Вагнер последовательно создал четыре конкурсных проекта музея города Вены; конкурсы ознаменовались скандалами и непримиримым столкновением разных творческих школ. В итоге здание так и не было построено при жизни архитектора; современный музей Вены на Карлсплац - скромная постройка в духе 1960-х годов.

Особенности архитектуры Вагнера этого периода - стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма - белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. Традиционная вагнеровская деталь - тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра - была моментально растиражирована архитекторами модерна.

Поздний период

Наиболее заметные постройки Вагнера датированы 1900-ми годами, когда архитектор завершил проектирование Штадтбана. В 1904-1906 он строит из бетона и алюминия, в 1904-1907 - церковь Am Steinhof . В те же годы Вагнер проектировал аналогичные общественные здания для Гааги , Сан-Франциско и других городов, а также Храм Мира в Вене (1918). Крупнейший реализованный проект тех лет - госпиталь в пригороде Вены (современный Otto-Wagner-Spital (1906-1910-е).

Личная жизнь

См. также

Вагнеровский стиль в российской архитектуре:

Напишите отзыв о статье "Вагнер, Отто"

Примечания

Ссылки

  • (нем.) , Wien, 1905.
  • (нем.) , Wien, 1905.
  • (нем.) , Wien, 1905.

Отрывок, характеризующий Вагнер, Отто

Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.

Архитектор Отто Вагнер, воспитанник венской школы середины XIX века, одним из первых поднял восстание против всеобщего увлечения историческими стилями и, по выражению Г. Тице, до самой смерти «был в походе против ненавистною врага» – фальши, порожденной в искусстве имитацией старины.

Начало жизненного пути будущего зодчего – выходца из чиновничьего сословия – было вполне благополучным. Отто Коломан Вагнер родился 13 июля 1841 года в предместье Вены Пенцингс в семье венгерского нотариуса Рудольфа Симеона Вагнера, женатого на дочери богатого придворного архивариуса Сусанне Хельфеншторфер. В 1847 году Вагнер-отец скончался, воспитанием двух сыновей занялась мать. С 1850 года Отто посещал классическую гимназию, затем – духовный приют бенедиктинцев в Кремсмюнстере. Мать мечтала сделать из сына юриста, но Отто избрал карьеру архитектора и в 1857 году поступил в Венский политехнический институт. Спустя несколько лет он перешел в Королевскую строительную Академию Берлина, чтобы заниматься у ассистента знаменитого Шинкеля архитектора Карла Фердинанда Буссе. В 1861 году Отто вернулся в Вену и поступил в Академию изящных искусств по классу профессоров Зиккардсбурга и ван дер Нюлла.

В 1863 году он успешно завершил свое академическое образование, представив проект курзала. Некоторое время Вагнер работал в мастерской Людвига Ферстера и вскоре начал самостоятельную практику. В 1863 году он женился на Жозефине Домхарт. Так первая половина 1860-х годов стала для него началом отсчета самостоятельной жизни.

Молодому архитектору в начале карьеры нередко приходилось выступать совместно с кем-либо из более опытных профессионалов и подчиняться модным идеям, которые не всегда были по душе. Вероятно, по этой причине Вагнер не любил вспоминать о ранних работах, считая их творчески не сложившимися.

Почти пятидесятилетняя творческая жизнь Отто Вагнера может быть представлена тремя основными периодами: ранний – с 1863 по 1887 год, зрелый – с 1888 по 1908 годы и поздний период – вплоть до 1918 года. По протяженности ранний и зрелый периоды почти равны, но по масштабности замыслов двадцать зрелых лет далеко превосходят ранний период.

Первые двадцать пять лет творчества – это неустанный труд и непрерывные поиски оригинальных идей в разных областях зодчества. Преобладающее место в работе мастера занимал жанр городского доходного дома. Вагнер занимался им с редкой последовательностью. Возможно, работа над этой крупной формой способствовала выработке широты мышления, которая едва ли возможна, если зодчий занимается домом-особняком. Доходный дом чаще заставляет архитектора ориентироваться на некоего обобщенного заказчика и позволяет лучше соизмерить замысел с большим городским окружением.

Широту мышления Вагнеру помогало развивать регулярное участие в архитектурных конкурсах. Это упрочивало положение молодого архитектора, делая его имя более известным в профессиональных кругах. Благодаря публикации сохранился один из наиболее ранних проектов Вагнера 1860-х годов – проект дома господина К. в Вене, дающий яркое представление о тогдашних вкусах начинающего зодчего. Он представляет неуклюже-живописное нагромождение архитектурных форм ренессанса и барокко.

Чертами историзма отмечены многие доходные дома Вагнера – например, дом на Беллариаштрассе (1869), жилой дом Грабенхоф (1874-1877), дом на Шоттенринге (1877) в Вене.

В конце 1870-х годов появляются и такие доходные дома, в которых все сильнее проступает желание автора модернизировать формы ренессанса соответственно месту постройки в городе и его особенностям. К этому времени Вагнер уже добился полной самостоятельности и стал строить доходные дома на собственные средства, а построенный дом продавал – совершенно так же, как поступал свободный художник, продавая законченную картину. Подобный метод работы устраивал Вагнера еще и потому, что обеспечивал относительную независимость в творчестве и приносил определенный доход. Уже опытный предприниматель, Вагнер стал ориентироваться только на состоятельных покупателей, все построенные им доходные дома относились к репрезентативному типу. Будучи твердо убежден в значительности жанра доходного дома для современного города, Вагнер стремился облик дома сделать не менее эстетически весомым, чем облик соседствующих общественных сооружений. По его представлению, жилища такого типа неизбежно должны были не только умножаться числом, но и в объемах должны уравняться с другими ответственными гражданскими постройками. Среди лучших вагнеровских домов – доходные дома в центре Вены – на Ратхаузштрассе и на Штадионгассе.

В эти годы Вагнер стремится к модернизации классического наследия, которая самым решительным образом проявила себя в проектах банковских и конторских зданий. Этот архитектурный жанр, как и доходный дом, предоставлял, видимо, больше возможностей для развития вариантов типовой схемы и преобразования привычных форм. За проект Управления банков на конкурсе 1880 года Вагнер был отмечен третьей премией – и это означало немалый успех зодчего.

В 1890 году Вагнер издает на собственные средства собрание своих архитектурных произведений «Эскизы, проекты и осуществленные постройки». Именно здесь впервые появился новый девиз творчества: «Необходимость – единственный повелитель искусства».

Новый период творчества Вагнера отмечен расширением диапазона работы мастера и появлением среди его произведений большего количества проектов, предназначенных для удовлетворения нужд крупного города. Возможно, ключевую роль играет здесь работа архитектора над генеральным планом реконструкции Вены по конкурсу 1892-1893 годов.

Работая над проектом перепланировки Вены, Вагнер предполагал более грандиозные преобразования структуры города, чем в проекте постройки Рингштрассе. Его программа перепланировки предлагала организацию больших систем каналов, шлюзов, мостов на Дунае, городского транспорта, наконец, определение территорий для будущего развития города.

За свой проект Вагнер получил одну из двух первых премий конкурса. Частично его идеи были реализованы на протяжении 1893-1900 годов.

Многие его крупные произведения 1890-х годов связаны с планом реконструкции Вены, воплотившие практически его идеи «современной архитектуры». Среди таких замыслов – конторские здания типа дома Неймана по Кертнерштрассе, дом компании «Анкер» у Грабена, но воистину гигантской работой является проектирование городской железной дороги и плотинно-шлюзовых сооружений Вены. Эту работу Вагнер вел в новом качестве – в 1894 году он получил пост профессора архитектуры в венской Академии искусств. Вагнер также был повышен в звании – из строительного советника до высшего строительного советника.

Дальнейшие шаги «стиля практической полезности» связаны с двумя большими конкурсными победами Вагнера, воплотившимися в зданиях храма и Венской сберкассы.

Храм Св. Леопольда в западном районе Вены Штейнгоф построен в 1904-1907 годы как важнейшая часть комплекса зданий психиатрической лечебницы. Замысел Вагнера основан на более ранних исканиях образа культовой постройки, которые мастер вел прежде: необходимо назвать проекты церкви в Эссеге (1890), эскизы берлинского собора (1891), построенную в 1895 году капеллу Иоанна в Веринге, проекты церкви капуцинов и приходской церкви в Веринге (1898). Во всех этих замыслах Вагнер стремился создать современный облик храма, но удалось ему это выполнить только в проекте церкви в Штейнгофе.

Храм Вагнера представляет почти одновременно зародившуюся в разных странах новую концепцию культового зодчества. В ее основе – стремление к изменению планировочного решения храма и оборудование его современными средствами комфорта.

В храме Св. Леопольда действительно все выполнено по современным требованиям – акустика и оптика, вентиляция и отопление, прекрасная освещенность. Вагнер шел по пути сближения культового и зрелищного жанров архитектуры. Он почти совсем упразднил окна в алтарной части, оставив только боковые, лишил церковный зал обычных нефов, избрав зальное единое пространство в двадцать метров высотой. Для лучшей слышимости все углы помещения скруглены.

В овладении «новым евангелием строительства» для поиска «современного», бесспорно, исключительно важное место занимает спроектированное Вагнером здание Венской Центральной сберегательной кассы. Оно было возведено в 1904-1906 годах в северо-восточном конце Рингштрассе. Главным фасадом здание выходит на маленькую площадь (карман) Георга Коха. Она является как бы небольшим вестибюлем перед зданием кассы, организация пространства площади связана с фасадом вагнеровской постройки. Сберкасса заняла целый квартал неправильной формы. Почти трапециевидная конфигурация участка продиктовала всем участникам конкурса симметричную форму плана, что сделано и Вагнером.

Самая удачная часть проекта – интерьер кассы, все детали которого демонстрируют творческий подход зодчего к проектированию. Этот интерьер с господством чистых плоскостей и прямых линий, с четкими крупными указателями является образцом «современного интерьера» начала XX века, воплощающего принцип высокой целесообразности в каждой детали – от дверных ручек до электроосветительных приборов. В отделке помещений Вагнер применил мрамор и керамику с геометрическим рисунком орнамента. Ритм орнамента преимущественно вертикальный, что подчеркивает ритм главных строительных элементов – столбов и балок железобетонного перекрытия. Нет ни намека на ордер, за исключением выделения плоским орнаментом в керамике верха столбов и простенков, но это – слабое эхо ордерных построений.

Одна из лучших осуществленных работ Вагнера – кожно-туберкулезная лечебница в районе Вены Оттакринге. Она была построена в 1908-1913 годы.

Разрезка плоскости фасада декоративными швами в штукатурке – прием не только декоративный. Из ряда проектов позднего периода видно, что Вагнер уже мечтал об употреблении сборного железобетона в виде панелей для стен – именно с такой разрезкой фасада швами, как в оштукатуренных зданиях мастера. Например, проект санатория в Пальмшлоссе под Бриксеном (Южный Тироль) в 1914 году предлагает подобное решение, отличающееся четкой простотой всех элементов фасада и ясностью планировки. Но несравненно ярче идея сборного строительства разработана у Вагнера в проекте университетской библиотеки на 800 тысяч томов в Вене, который известен в других вариантах – 1910 и 1914 годы. Зодчий исходит из идеи каркасного здания со стандартными конструкциями: все стены, столбы и перекрытия – из железобетона Вагнер попытался спроектировать стены в виде навесных железобетонных панелей.

Конечно, тогда это не было осуществлено – строительство еще не знало преднапряженного железобетона. Однако сам факт проектирования большого общественного здания в столь необычных конструкциях говорит, по крайней мере, о теоретическом предвидении Вагнером путей развития архитектуры железобетона. Не случайно А. Раафат называет Вагнера наряду с О. Перре и Т. Гарнье пионером в области освоения выразительных возможностей железобетона как материала архитектуры XX века.

Зрелый период творчества Вагнера принес ему не только многочисленные почести, но и поражения на ряде конкурсов, непонимание со стороны архитекторов старой школы и чиновников, даже травлю за смелые выступления в защиту «новой архитектуры». В 1899 году, уйдя из Дома художника, почетным членом которого Вагнер состоял, мастер примкнул к Венскому Сецессиону. В связи с этим разразились настоящие битвы против его проектных идей на конкурсах военного министерства и Городского музея. Нужно было обладать незаурядным мужеством, чтобы стойко выдержать этот период «бури и натиска», надо было иметь смелость упорно отстаивать идеи «современной архитектуры».

Вагнер выступил с ними в середине 1890-х годов в книге «Современная архитектура», мысли и идеи которой подтолкнули к организации в Вене объединения Сецессион. Вдохновляясь взаимной поддержкой, Вагнер именно в эти годы решился на смелые эксперименты, сильно отличающиеся от всего того, что он сделал на пути поисков «стиля практической полезности».

Среди таких экспериментов мастера – три доходных дома на Линке, Винцайле и Кестлергассе в Вене. Зодчий использует керамическую облицовку фасадов, которая в принципе для Вены не была абсолютно незнакомой. Дома по Линке, Винцайле поразили горожан едва ли не сильней, чем инженерные сооружения мастера для Вены. Вагнер, вызвавший восхищение венцев праздничными декорациями и инженерными постройками, позволил себе весь фасад дома украсить прихотливым ковром орнамента в красном и зеленом цвете, развесив огромную изгибающуюся гирлянду из нарисованных стеблей и цветов от одного конца фасада до другого. Это было неслыханно и воспринималось многими как «вершина безобразия».

Как некогда в жизни Шинкеля, так и Вагнера особое место заняла архитектурная тема музея. Но Шинкелю довелось ее осуществить практически, у Вагнера же она осталась в проектных замыслах. Проектирование Городского музея Вены – кульминация этой темы для искусства Вагнера. Создание трех вариантов Городского музея на Карлсплац, по меткому выражению Г. Тице, занимает такое же место в жизни Вагнера, как создание гробницы Юлия II в искусстве великого Микеланджело. Проект стал большой трагедией художника, его неисполнившейся мечтой.

В 1900 году профессор Вагнер выступил с предпроектным предложением по созданию Городского музея в Вене. Оно было в принципе одобрено властями, и на его основе разработали конкурсную программу. В 1901 году на предварительном конкурсе Вагнер завоевал одну из восьми премий и право участия в первом туре официального конкурса. Он состоялся в 1902 году с участием многочисленных идейных противников Вагнера во главе со строительным советником Ф. Шахнером. Проекту Вагнера жюри не решилось отдать предпочтение, и конкурс был продлен. Лучшим участникам было предложено изготовить модели проектов, в 1903 году на первом туре модели появились. Лучшими были признаны проекты Вагнера и Шахнера, но определенного решения не последовало.

Однако Вагнера это не обескуражило, с твердым намерением победить он в 1907 году представил на второй тур конкурса другой вариант своего проекта. В 1908 году Ф. Шахнер внезапно скончался, но победа не оставалась за Вагнером. Третий тур конкурса провели в 1908-1909 годы и выдвинули условие: представить шаблон фасада в натуральную величину. У Вагнера шаблон был выполнен на полотне, его разорвал ветер… Третий тур вновь не дал результатов.

Возможно, менее упорный и решительный человек после этого отступил бы, тем более что было изменено предлагаемое место строительства музея – его предложили проектировать в местечке Шмельц на периферии Вены. Это означало крушение всех прежних замыслов, но Вагнер разработал новый проект – четвертый вариант Городского музея, в сущности, совершенно новый, во многом не схожий с предшествующими вариантами. Даже простой пересказ истории конкурса показывает, насколько велики были мужество и несгибаемая воля к победе, надежда на успех замыслов, которые руководили Вагнером. Не случайно этот архитектор удостоился званий почетного члена Союза архитекторов из Лондона, Брюсселя, Петербурга, Рима, Германии, Голландии, Франции, Северной Америки.

Стремление к пластическому обогащению архитектуры при общей нацеленности вагнеровского искусства на упрощение форм создает сложные переплетения в ряде проектов как зрелого, так и позднего периода. Среди них наиболее крупными являются проекты Дворца Мира в Гааге (1905), так называемого «Хаус оф Глори» в Сан-Франциско (1908), Дворца Венского Общества (1908), комплекса Академии искусств в предместье Шмельц Вены (1898) и храма Мира в Вене (1917).

Проект храма Мира – одна из последних творческих работ Вагнера, скончавшегося 11 апреля 1918 года. Проект разработан в годы Первой мировой войны и символически выражал высокую идею воли народов к миру, что делает его особо значительным в искусстве позднего Вагнера. По декоративной насыщенности эта новая работа напоминает проекты раннего периода, особенно «Артибус». Но есть в проекте и новаторские элементы, связанные с возможностями использования железобетона. Так, плоскости стен храма и соседних зданий, как видно из перспективы, плитообразно расчленены швами. Интересен по конструкции и зеркальный железобетонный свод над средокрестием храма Мира. Его схема напоминает перекрытия ангаров Нерви в Орвието и для 1917 года является новинкой.

Таким образом, в позднем творчестве Вагнера под влиянием сецессионизма сформировались две характерные тенденции. С одной стороны, у мастера все более «конструкция и материал определяют… форму». Это означало утверждение элементов функционального метода творчества. С другой стороны, упрощая формы и стандартизируя декор, Вагнер стремился к пластическому обогащению архитектуры, не избегая и модернизации классических элементов. Возникал конфликт декоративного и рационального. Эта двойственность – вряд ли признак принадлежности искусства Вагнера «двум эпохам», скорее, это есть знак приверженности архитектора его собственной эпохе – противоречивой эпохе модерна.

Потребность публично отстоять свои убеждения привела Отто Вагнера к созданию публикации целого ряда теоретических трудов. Это несколько изданий «Современной архитектуры» (1895, 1899, 1902), «Зодчество нашего времени» (1909), «Большой город» (1911), «Качество зодчего» (1912), «К совершенствованию искусства» (1909). Книгам Вагнера присущ характер манифеста в большей мере, чем одновременно издававшиеся сочинения о современном искусстве Анри ван де Вельде.

Программная мысль выступления Вагнера – «единственным исходным пунктом нашего творчества может быть только современная жизнь». Главная цель Вагнера – обосновать необходимость преобразования традиционных архитектурных форм при помощи комплекса этих запросов, а не задачами чистого искусства, ибо «…новые конструкции, новые материалы, новые человеческие потребности и воззрения [всегда] требовали измерения существующих форм или образования форм новых».

Теория Вагнера тесно связана с его педагогической деятельностью в 1894-1914 годы в венской Академии искусств. В 1911 году отмечались семидесятилетие архитектора. Как впоследствии писала газета «Нойе фрайе прессе»: «…Кто вздумает писать верную историю венского зодчества, тот должен назвать главу – и одну из интереснейших – так: Отто Вагнер и его школа».

В самом деле, педагогическая деятельность профессора Вагнера сыграла важную роль для развития зодчества. Он вел большой архитектурный класс неутомимо и талантливо, много времени и сил отдавая ученикам. Вагнер привлекал их к своим проектным работам – и это было великолепной практикой для многих, закреплявшей те знания, что приобретались непосредственно в школе. Трехлетний срок обучения в ней предполагал посещение лекций профессора и выполнение проектных заданий, подбираемых индивидуально и выставлявшихся на студенческих выставках в конце каждого года обучения.

Многочисленные проекты студентов публиковались на страницах журнала «Архитектор». Такие публикации придавали еще больший вес его школе. Вагнер стремился научить своих учеников реалистически, рационально мыслить, отбрасывая все мелкое, отвечая непосредственно на вопросы, какие ставило время. Он предлагал для проектирования новые типы зданий и сооружений, обращая внимание своих учеников и на социальную сторону архитектуры.

Школа Вагнера снискала себе мировое признание. В 1906 году Л. Хевеши писал: «Учеников Вагнера так выискивают теперь за границей, что только личному престижу Вагнера удается и дальше удерживать молодых людей, которых он воспитал, в своем ателье и в Вене».

С доходного дома Путиловой («Дом с совами») в Санкт-Петербурге (Большой проспект Петроградской стороны, д.№ 44, 1906—1907, арх. И. А. Претро.) началась моя заинтересованность стилем модерн. Я люблю с фотоаппаратом бродить по городу, разглядывать старые дома, фасады, декоративное их убранство - всё то, что именуется северным модерном. Как радостно было, обнаружить
на Малом проспекте Петроградки замечательного Ангела, широко раскрывшего свои крылья на фасаде и полюбоваться им:

С пылкой любознательностью во время путешествий я неутомимо разыскивала и рассматривала дома югендстиля в Мюнхене. Приехав в Вену (2010 г.), я не изменила своей привычке и предварительно основательно подготовившись в СПб, я по составленному списку адресов стала отыскивать дома в стиле модерн.

В помощь моей подруге, которой предстоит путешествие в красавицу Вену осенью, я решила опубликовать некоторые накопленные материалы.

Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали объединение сторонников нового стиля, Венский Сецессион, к которому он присоединился в 1899 году. Вагнер именно в эти годы решился на смелые эксперименты, сильно отличающиеся от всего того, что он сделал на пути поисков стиля практической полезности. Среди таких экспериментов Вагнера - три доходных дома на Линке, Винцайле и Кестлергассе в Вене. Зодчий использует керамическую облицовку фасадов. Дома по Линке, Винцайле поразили горожан. Вагнер, вызвавший восхищение венцев праздничными декорациями и инженерными постройками, позволил себе весь фасад дома украсить прихотливым ковром орнамента в красном и зеленом цвете, развесив огромную изгибающуюся гирлянду из нарисованных стеблей и цветов от одного конца фасада до другого. Это было неслыханно и воспринималось многими как вершина безобразия.

Венские дома (Венцайлехейзер) Отто Вагнера (Wienzeilenhäuser von Otto Wagner) - это ансамбль из трех зданий в стиле модерн, построенных в 1898-1899 гг. Расположены они на левом берегу закрытого канала реки Вены вдоль набережной Линке Винцайле (Linken Wienzeile) недалеко от рынка Нашмаркт (Naschmarkt) в 6-м районе Mariahilf. Это Майоликхаус (Majolikahaus) (Linke Wienzeile 40), Дом с глашатаями (Linke Wienzeile 38) и угловой дом на Кёстлергассе 3 (Köstlergasse 3), которые стали частью проектируемого бульвара между Карлсплац и Шенбрунном. http://venagid.ru/19950-dom-s-glashatayami

«Угловой дом» (проект Отто Вагнера). Фасад строится на сочетании гладкой оштукатуренной поверхности и позолоченных декоративных элементах, выполненных по рисункам Коломана Мозера. Скульптуры глашатаев на краях карнизов выполнены по эскизам Отмара Шимковица:






Декоративные узоры выполнены по рисункам Коломана Мозера:

Вена. Linke Wienzeile, 38 (дом с медальонами) и 40 (майоликовый). Проекты Отто Вагнера:




Вена. Майоликовый дом (№40):

Эти дома расположены на неширокой улице, поэтому детально их рассмотреть довольно сложно. А чтобы сфотографировать, приходится выходить на проезжую часть.

Далее мы запланировали посещение больничного храма Святого Леопольда - церковь Ам Штайнхоф. Расположена она на окраине Вены. Я не помню, как мы добирались. Но в путеводителе я нашла рекомендацию: ехать на метро линии U3 до станции Ottakring, затем автобусом №46 до остановки Feuerwache Am Steinhof.

Церковь Ам-Штайнхоф (kirche am Steinhof). Построена О Вагнером в 1904-1907 гг. на территории психиатрической больницы Вены. Один из главных памятников венского модерна.
Изначально Штайнхоф был только психиатрической лечебницей. На территории «дома скорби» для утешения больных возвели храм Святого Леопольда или Ам-Штайнхоф (Kirche am Steinhof). Эта красивая церковь не отвечала в полной мере классическим канонам, но стала выдающимся шедевром архитектуры, образцом стиля модерн. Вся территория больничного комплекса расположена в зелёном массиве.
Мы приехали сюда в пасмурный день. Идёт мельчайший дождь, марево. Бежим по огромному парку. И вдруг, как мираж, видим туманные очертания церкви...


Территория психиатрической больницы. Торопимся к церкви Ам-Штайнхоф:


Больница расположена на холме, поэтому все здания построены на террасах:


На самой вершине холма - красавица Ам-Штайнхоф в тумане:


По пути к церкви я снимаю парк и корпуса психиатрической больницы:

Церковь Ам-Штайнхоф посвящена покровителю Австрии — святому Леопольду. Башни при входе украшают статуи святого Леопольда и святого Северина. Дождик моросит. Народу не видно. Ощущение значительности момента - мы впервые видим шедевр Отто Вагнера:


Церковь построена на вершине холма, на высоте 310 метров над уровнем моря, при этом в нарушение канона ориентирована по оси север-юг. Это сделано специально - витражные фасады по сторонам позволяют солнечному свету проникать в интерьер круглогодично и круглоcуточно, делая его более светлым и чистым:


Фасад церкви. Она закрыта. Сегодня мы не попадём внутрь, жаль!


Мы кругами ходим вокруг церкви. Она необычна:


Вход:


Вокруг чудесный хвойный парк, он огромен:


Пора уходить, но так не хочется!
Тыльная сторона церкви. Видны витражи. Автором их является Коломан Мозер (один из членов венского Сецессиона):


Я попробовала снять витражи покрупнее. А дождь всё моросит. Где-то здесь я, поглощённая красотой, выронила свой фотоаппарат. К счастью, моя спутница нашла его на мокром гравии:


Замурованный вход?


Туман сгущается.


Последний взгляд. Но мы сюда ещё вернёмся!

Прошло несколько дней. Сегодня мы надеемся увидеть интерьер церкви Ам-Штайнхоф:


Сегодня дождя нет. Ам-Штайнхоф уже не напоминает мираж - ясная видимость:


В руках Святого Леопольда видна модель церкви Ам-Штайнхоф:


Ждём момент открытия церкви. Опять ходим кругами, любуемся, фотографируем.


Чем дольше смотришь, тем больше интересных деталей открывается. Например, эти симпатичные синие "заклёпки":






Как блестят ангельские крылья на солнце:

Ждём, когда откроют церковь.



Церковь открыта. Авторами её художественного оформления являются Коломан Мозер, который исполнил эскизы витражей и мозаик, Рихард Лукша и Отмар Шимковиц (автор скульптур).

Витражи Коломана Мозера:




Купол церкви:

Церковь рассчитана на 800 молящихся. Интерьеры устроены с учётом того, что прихожане — психиатрические больные: все углы внутри церкви закруглены, алтарь физически отделён от главного зала.

Доступ в храм — раздельнный для мужчин и женщин, при этом предусмотрены особые служебные выходы для эвакуации больных; исповедальни, в отличие от обычных церквей, относительно открытые. Даже скамьи для верующих были первоначально спроектированы раздельно для различных категорий больных. Потолок под главным куполом украшен символами четырёх евангелистов, витражи — образами святых, над алтарём изображено восхождение души на небо.

Алтарь:

Мадонна с Младенцем. Скульптура Рихарда Лукша и Отмара Шимковица:

Правый боковой алтарь. https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Church_of_Steinhof_inside#/media/File:Steinhof_Kirche_Rechter_seitenaltar.jpg

Тесен мир! Неожиданная встреча. На переднем плане И.С.Б., искусствовед из Эрмитажа, к которой я ходила на занятия в течение многих лет:

Левый боковой алтарь. "БЛАГОВЕЩЕНИЕ". https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Church_of_Steinhof_inside#/media/File:Steinhof_Kirche_Linker_seitenaltar.jpg

Вход на территорию психиатрической больницы. Территория госпиталя занимает 144 гектара и на ней расположено более 60 зданий и павильонов, и все - в стиле арт-нуво - фонари, светильники, решетки, скамейки, дверные ручки и оконные переплеты. Профиль же госпиталя лет десять как уже не специфический: кроме психиатрического отделения, здесь теперь расположены и кардио-, и пульмонологический центр. На фасаде главного здания больницы увековечено имя архитектора:



В интернете я прочитала, что в этом многопрофильном лечебном центре большое значение придаётся культурным мероприятиям, которые регулярно проводятся. Больные их посещают бесплатно.

Сведения об OTTO WAGNER SPITAL скудные. В начале 20 века Отто Вагнер разработал проект, по которому была построена сверхсовременная психиатрическая клиника. Позже этот лечебный центр стал многопрофильным. Мне жаль, что мы не увидели на этой замечательной зелёной территории театр, построенный тоже по проекту Вагнера.

В интернете я нашла здание театра, которое спроектировал Отто Вагнер. Сейчас оно на ремонте. http://f.otzyv.ru/f/09/07/35682/19542/10071313114611.jpg

Через пару дней мы отправились на окраину Вены, чтобы увидеть виллы, спроектированные Отто Вагнером.

В районе на западе Вены - Хёттельдорфе - есть два здания, которые являются архитектурным наследием легендарного архитектора Отто Вагнера.

На улице Хёттельберг-штрассе находятся две виллы под названием "Villa Wagner I" и "Villa Wagner II".

Первая вилла (Villa Wagner I) - это «ранний» Вагнер. Здание построено в 1888 году для себя и своей семьи. Вилла расположена на большом земельном участке. План участка содержит подробную информацию о ландшафте, что свидетельствует о желании архитектора гармонично совместить архитектуру здания и ландшафтный пейзаж. Вилла выдержана традиционно в ренессансном стиле. Главный фасад оформлен композицией с лестничными маршами, ведущими к колонному портику, с которого можно попасть в большой зал. Парадная сторона и обеденный зал расположены так, чтобы быть на виду у зрителя. Чтобы оптически увеличить размеры виллы по сторонам главного здания Вагнер разместил открытые перголы. В 1895 году правую перголу архитектор переделал в бильярдную, а в 1899 левую в мастерскую. И оформил ее витражами в стиле арт нуво авторства Адольфа Бема (Adolf Böhm). На главном фасаде Вагнер разместил афоризмы: «Sine arte sine amore non ect vsta» - без искусства и любви нет жизни, «Artis sola domina necessitas» - единственной повелительницей искусства есть необходимость. Он планировал использовать строение как летний дом, но вскоре семья перебралась туда на постоянное место жительства.



Главный фасад виллы выстроен симметрично. Доминантой служит портик из четырёх ионических колонн. Входные лестницы ограждены перилами из ажурной ковки. Колонны, русты и лепной декор яркой белой окраской выделяются на фоне голубой фасадной штукатурки. В центре лоджии стоит стилизованная скульптура Эсфири (статуя была установлена при новом владельце - художнике Эрнсте Фуксе). В 1972 первая вилла Вагнера была продана Эрнсту Фуксу, австрийскому художнику, основателю «Венской школы фантастического реализма». В то время дом был практически в разрушенном со-стоянии.
Сохранив во многом стиль известней-шего архитектора конца 19 века Отто Вагнера, Фукс превратил виллу в личный музей, где экспонируются его картины, рисунки, скульптуры, мебель. В Вене Фукс не только занимался живописью, но также работал в театре и кино, занимался архитектурными и скульптурными проектами, писал стихи и философские эссе. Эрнст Фукс полностью реконструировал и переоформил виллу.

Вокруг виллы Вагнера-Фукса буйные заросли зелени:











Внутри дома со времен Вагнера неизменной осталась лишь комната с витражами, но в ней была расставлена уже другая мебель и развешаны картины Фукса. http://2.bp.blogspot.com/-sZvWxsl2aSY/VlsyrCgcxRI/AAAAAAAAIgI/bkGJtGF-la8/s1600/CF010139.jpg

Скульптуры из музея Фукса:




Святой Христофор?













Ажурная кованная решётка.



Я очень спокойно и без трепета отношусь к сюрреалистам, но некоторые графические работы Эрнста Фукса меня заинтересовали. Потому привожу пару его работ, взятых из интернета.
Эрнст Фукс (нем. Ernst Fuchs; род. 13 февраля 1930, Вена – 9 ноября 2015) - австрийский художник, работавший в стиле фантаст реализма. 1976 Портрет молодой дамы с розой.
Свою вторую виллу Вагнер спроектировал впервые в 1905 году, она должна была располагаться как раз напротив первой виллы. В 1911 году Вагнер продал первую виллу владельцу театра варьете Бену Тиберий. Построенная в 1912-1913 вторая вилла значительно меньше по размеру, чем первая и чем планировалось в рамках проекта. Это было обусловлено, как утверждал сам архитектор, желанием создать максимально светлые помещения.
Это простое кубическое сооружение. Внешние стены покрыты штукатуркой, на уровне первого этажа по всему периметру располагается декоративная полоса, выполненная из маленьких кусочков синего стекла. Удлиненные окна ритмично располагаются на стенах, выходящих на улицу и в сад. Комнаты для прислуги располагаются в цокольном этаже и имеют отдельные входы. На втором этаже располагается единственная большая комната «столовая» (4,3 метра высотой и 54 м²), к ней примыкает вестибюль и главная лестница. В вестибюле мебель из гнутой древесины фирмы «Тонет» Тонета Михаеля, созданной по проекту ученика и коллеги Вагнера Марселя Каммерера.
Проект Виллы-2 был выполнен архитектором в 1905 - Отто Вагнер собирался построить "witwensitz" - дом для своей второй жены, Луизы Штиффель, которая была на 20 лет его младше с тем, чтобы она продолжала жить там после того, как муж умрет. Однако, Луиза умерла раньше, чем Отто. Сразу же Отто Вагнер продал этот дом.










Адрес второй виллы Вагнера:




На этой улице и находятся обе виллы Отто Вагнера:

В 1897 году Йозеф Мария Ольбрих выстроил на Карлсплац памятник модерна - выставочный зал Сецессиона с куполом-шаром из золотых ветвей. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%85,_%D0%99%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F#/media/File:Secession01.jpg


Под куполом красуется выполненный золотом девиз Сецессиона: «Времени - его искусство, искусству - его свободу» (нем. Der Zeit Ihre Kunst. Der Kunst Ihre Freiheit), автором которого является Людвиг Хевези. Левее входной двери разместился второй девиз «Ver Sacrum» (рус. Bесна Священная), который отражал надежды на новый расцвет искусства.

Фотографии выставочного зала Сецессиона у меня оказались смазанными. Бетховенский фриз работы Климта сфотографировать вообще не удалось. Запрещено! К счастью я нашла у ziggyibruni прекрасную публикацию на эту тему (http://ziggyibruni.livejournal.com/8475.html). С благодарностью автору очень рекомендую её прочитать.

Отто Вагнер
Otto Koloman Wagner
Основные сведения
Гражданство
Дата рождения
Дата смерти
Работы и достижения
Работал в городах
Архитектурный стиль
Важнейшие постройки

Почтовая сберегательная касса, церковь Am Steinhof, квартал Wienzeile 38-40 (все - Вена)

Градостроительные проекты

Венский штадтбан (реализован), реконструкция центра и южных районов Вены (не реализованы)

Научные труды

Современная архитектура (1895), Искусство нашего времени (1909), Большой Город (1911),

Отто Вагнер на Викискладе

О́тто Колома́н Ва́гнер (13 июля - 11 апреля ) - австрийский архитектор, мастер стиля модерн , лидер его австрийской ветви - сецессиона .

Биография

Образование и начало карьеры

Отто Вагнер родился в семье преуспевающего придворного нотариуса в Пенцинге (сегодня - район Вены, примыкающий к императорской резиденции Шёнбрунн). Отец умер, когда Отто было пять лет. Несмотря на нужду, мать сумела дать ему достойное образование. В 1857-1862 Вагнер обучался вначале в Венском политехникуме , затем в Академии изобразительных искусств . В 1862 Вагнер устроился подмастерьем на фирму архитектора Генриха Фёрстера (сына Людвига Фёрстера, строителя Рингштрассе). В 1864 Фёрстер доверил Вагнеру первую самостоятельную работу - руководство постройкой главного павильона (de:Kursalon Hübner) в венском городском парке. В последующие два десятилетия Вагнер успешно строил чужие и собственные проекты в стиле поздней эклектики . На рубеже 1870-х - 1880-х годов Вагнер создал массу проектов; некоторые из них он реализовал как независимый застройщик, но в целом этот этап его творчества остаётся мало изученным. Первый печатный сборник его проектов вышел в 1890.

Эпоха модерна

В середине 1890-х годов Вагнер отходит от эклектичного историзма - к модерну. В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта , Чарлз Ренни Макинтош , Л. Н. Кекушев - поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион , тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.

Венский Штадтбан, станция Gumpendorfertstrasse

С 1894 года, когда Вагнер был привлечён к планировке Венского Штадтбана, он сосредоточился на крупных градостроительных и инфраструктурных проектах. Его проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вена на юге и до Шенбрунна на западе) 1892-1893 годов не был реализован (были построены только два дома по набережной Wienzeile и спланирован рынок Нашмаркт). Вагнеру удалось завершить не менее масштабный проект - архитектурную часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене . В 1900-1908 Вагнер последовательно создал четыре конкурсных проекта музея города Вены; конкурсы ознаменовались скандалами и непримиримым столкновением разных творческих школ. В итоге здание так и не было построено при жизни архитектора; современный музей Вены на Карлсплац - скромная постройка в духе 1960-х годов.

Особенности архитектуры Вагнера этого периода - стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма - белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. Традиционная вагнеровская деталь - тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра - была моментально растиражирована архитекторами модерна.

Поздний период

Церковь св. Леопольда Am Steinhof, 1904-1907

Наиболее заметные постройки Вагнера датированы 1900-ми годами, когда архитектор завершил проектирование Штадтбана. В 1904-1906 он строит из бетона и алюминия, в 1904-1907 - церковь Am Steinhof . В те же годы Вагнер проектировал аналогичные общественные здания для Гааги , Сан-Франциско и других городов, а также Храм Мира в Вене (1918). Крупнейший реализованный проект тех лет - госпиталь в пригороде Вены (современный Otto-Wagner-Spital (1906-1910-е).