Оссуарий в париже. Парижские катакомбы: фото и отзывы туристов

Самая страшная достопримечательность мира. Ежедневно тысячи туристов спускаются в глубины Парижа, чтобы полюбоваться останками более шести миллиона человек. Чтобы попасть на 45-минутное посещение катакомб, в очереди можно простоять и 4 часа (зависит от сезона, минимум - 1,5 часа), но если купить билет заранее - избежите потери времени.

Париж – это не только видимая часть города: с ее 318 – метровой высотой, известный , . Есть еще и невидимый, но не менее знаменитый подземный Париж – извилистые туннели и пещеры искусственного типа общей длиной до 300 километров, уходящие вглубь на 15- 20 метров. Катакомбы образовались вследствие добычи природного материала – известняка. Он был нужен для строительства. Первые разработки начались еще в средневековье, далеко за чертой города. Но уже в XVII веке земли поверх туннелей попали в городскую черту.

Как вы сказали, оссуарий?

В 1786 году в катакомбах Парижа был основан оссуарий, где перезахоронили останки из местных кладбищ, в первую очередь кладбища Невинных. Годом раньше обрушилась его стена, что отделяла жилую зону от некрополя, и хоронить стало негде. Неизвестные останки 6 миллионов трупов были захоронены все вместе. Тщательно продезинфицированные, обработанные черепа и кости уложили в виде стен.

Сегодня для туристов открыто 2,5 километра подземных ходов, в том числе оссуарий, а это 780 метров галерей, составляющих кольцо. В подземелье мало что изменилось со временем. Отполированные веками столбы и дальше служат для свода, а скульптуры и барельефы – для украшения захоронений прошлых веков. Сохранился и колодец, при помощи которого добывался когда-то известняк для Парижа, а также фонтан Самаритянки – резервуар, в котором собиралась вода для нужд каменотесов.

Здесь постоянно проводится работа по сохранению подземелья Парижа и тех конструкций, которые могут удержать и предотвратить разрушение катакомб. Созданная указом короля Людовика XVI еще в 1777 году специальная Генеральная инспекция каменоломен существует по сегодняшний день.

Путь в катакомбы начинается по винтовой лестнице вниз, потом – туннели-галереи, дальше – оссуарий (его можно и не посещать, но в этом же вся суть) и проход через длинную винтовую лестницу на выход.

Что необходимо знать при посещении парижских каменоломен:

1. Каждый год катакомбы посещают около 160 тысяч человек.

2. Одновременно в туристическую зону допускается до 200 человек,

вследствие чего может образоваться очередь. Поэтому лучше прибыть хотя бы за полчаса до открытия.

3. Вход в катакомбы – только в составе экскурсионной группы.

4. Визит в подземелье длится от 45 минут до 1, 5 часа. В катакомбах нет туалетов и мест, где можно оставить лишние вещи.

5. Внизу температура около +14, лучше иметь с собой теплый свитер.

6. Существует закон, запрещающий посетителям пребывать вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение – 60 евро.

7. Любители оригинальных сувениров в виде черепов могут приобрести их на выходе из катакомб в небольшом магазине.

Где найти?

Адрес: 1 Avenue du Colonel Henri

Rol-Tangay 75014 Paris

Catacombes de Paris

Место входа в подземелье – возле станции Denfert-Rocherean.

Катакомбы открыты для посетителей с 10 до 17 часов. Входной билет – 12 евро для взрослых. Для детей до 14 лет вход бесплатный. Можно купить билет

Что скрывают мрачные парижские подземелья - катакомбы Парижа. Старые тайны, запутанные ходы, темнота и море готической романтики под землей.

«Остановись! Здесь царство Смерти» - именно такая надпись встречает гостей подземелья. Дрожь пробирает до основания от одного только факта, что вокруг в катакомбах нашли свой последний приют останки шести миллионов человек. Когда речь идет о миллионах, твой мозг отказывается понимать масштабы происходящего, но ты можешь ему помочь. Представь, что все жители крупного мегаполиса, Санкт-Петербурга, например, вдруг разом скончались и их захоронили в одном месте. Теперь ты понимаешь, где оказался. Вокруг тебя только смерть и сильный привкус сырости на языке. Добро пожаловать на темную сторону Парижа, в которой нет места романтике, веселью и праздному образу жизни.

История возникновения катакомб

Сеть извилистых подземных туннелей и пещер под Парижем появилась благодаря его жителям. Именно они построили на окраине своего города рудники по добыче камня и известняка. Первые подземные каменоломни находились под Люксембургским садом. Но город рос, а вместе с ним росла и потребность в строительных материалах. Это привело к расширению сети подземных туннелей, которая, в итоге, по разным оценкам составила от 187 до 300 километров. Породы, извлеченные из этих подземных галерей шли на самые амбициозные стройки Парижа. Среди наиболее известных зданий можно отметить Лувр, Собор Парижской Богоматери и часовню Сен-Шапель.

Находились и альтернативные способы использования каменоломен. Так в 13 веке монахи приспособили некоторые галереи для винных погребов.


Рост города привел к тому, что к 17 веку значительная часть Парижа «повисла» над пропастью. Стали случаться обвалы. Для того, чтобы предотвратить эту проблему в 1777 году Людовик XVI учреждает Генеральную инспекцию каменоломен, которая продолжает свою деятельность и поныне.

Инспекция занимается тем, что составляет максимально детальный план подземных переходов, пытается соотнести их с пролегающими несколько выше улицами и выявляет наиболее аварийные места. Способ укрепления поначалу был довольно прост. Потенциально опасные участки каменоломен просто заливали бетоном. Эта мера решала проблему, правда только временно. Поскольку воды Сены находили обходной путь и продолжали свою «подрывную» деятельность.



История возникновения кладбища

В средние века было принято хоронить людей на кладбищах, прилегающих к церквям. Это всячески поощрялось духовенством, поскольку священники получали солидный доход за отпевание умерших и погребение их на ближайшем кладбище. Надо сказать, что это не лучшим образом влияло на санитарную обстановку, поскольку церкви располагались непосредственно в городе. Хуже всего обстояло дело с кладбищем Невинных. Начиная с 11 века туда в огромных количествах свозили тела со всего Парижа. В итоге в общих могилах обрели покой более двух миллионов человек. Среди них были прихожане 19 церквей, не менее 50 тысяч жертв бубонной чумы 1418 года, погибшие в Варфоломеевскую ночь в 1572 году и многие другие.

Некоторые могилы в глубину достигали 10 метров и содержали останки полутора тысяч человек. Естественно, что бесконечно так продолжаться не могло. Как-то раз в 1780-м году стена, отделяющая кладбище от соседней улицы Рю де ля Лянжри, обрушилась. Огромное количество костей и нечистот вывалилось наружу. Это стало последней каплей. Кладбище Невинных закрыли. Хоронить в пределах города запретили вообще. В 1785 году началась операция по очистке кладбища и переносу останков в заброшенные каменоломни. Процесс длился 15 месяцев и был успешно завершен, после чего очистке стали подвергать другие места массовых захоронений.

Планируете поездку? Вам сюда!

Мы припасли для вас несколько полезных подарков. Они помогут сэкономить деньги на этапе подготовки к путешествию.

Широко известна история про непутевого сторожа церкви Валь-де-Грас. Его звали Филибер Аспер. Он пытался исследовать катакомбы в поисках чужих винных погребов. Однажды, дело было в 1793 году, он заблудился в этом лабиринте и не смог найти выход. Его скелет обнаружили только спустя 11 лет, опознав ключи и одежду.



В 1810 году Генеральная инспекция Катакомб оформила останки в виде стены из аккуратно уложенных берцовых костей и украшенной черепами. Остальные кости просто свалили в кучу позади. Именно такую картину и видят сегодня туристы.

При Наполеоне III была осуществлена частичная электрификация подземелий. А все потому, что он любил щекотать нервы себе и гостям, проводя важные встречи в подземельях.

Во время Всемирной Парижской выставки 1878 года, в подземных галереях Шайо открыли кафе под названием «Катакомбы». Но до наших дней оно не сохранилось.

Любопытную шутку провернули парижские катакомбы с немцами во время Второй мировой войны. В одной из каменоломен был расположен сверхсекретный бункер немецкой армии. А всего лишь в 500 метрах от него располагался штаб лидеров движения Сопротивления, который так и не был обнаружен.

Любопытно, что среди 6 миллионов человек, погребенных в катакомбах, немало и выдающихся исторических персонажей. Например, известный политик Жан Батист Кольбер, деятели французской революции Максимилиан Робеспьер и Жорж Жак Дантон. Кроме того в темных галереях покоятся останки таких литературных гениев, как Шарль Перро и Франсуа Рабле, а также великих ученых Антуана Лавуазье и Блеза Паскаля.


Катакомбы сейчас

Сейчас в катакомбах можно встретить людей 5 типов. Во-первых, это сотрудники той самой инспекции, которые следят за состоянием подземных ходов и ликвидируют возникающие аварийные участки. Во-вторых, это сотрудники музейного комплекса парижских катакомб.Они поддерживают работу музея и следят за тем, чтобы в подземельях находилось не более 200 человек одновременно.

В-третьих, это неуловимые катафилы - люди, которые любят катакомбы и предпочитают исследовать их самостоятельно, полностью игнорируя официальные требования. Как правило, они попадают в катакомбы через канализационные системы и разветвленную сеть парижского метрополитена. Но ходят слухи, что в катакомбы можно попасть через подвалы некоторых домов. Владельцы которых не спешат делиться своей маленькой тайной.

Интересным проявлением субкультуры катафилов является написание «трактатов». Это такие философские измышления, которые авторы тщательно выводят на бумаге, после чего прячут в недрах катакомб. Нахождение такого трактата считается большой удачей, поэтому они являются объектом коллекционирования. Чуть-чуть больше о катафилах можно узнать из этого поста .



Еще одни участники подземной жизни - патруль. Это специальная спортивная бригада, созданная еще в 1980 году. Она занимается тем, что ловит незадачливых туристов и катафилов вне туристической зоны катакомб. Тем, кто попадается им в лапы, грозит штраф от 60 евро.

Любители острых ощущений обязательно включат катакомбы Парижа в программу осмотра любопытных мест, чтобы пощекотать нервишки, окунувшись в таинственную атмосферу прошлого.


Если не боитесь призраков и могил, спуститесь в подземелье, чтобы соприкоснуться с потусторонним, ощутить дыхание и запах смерти, посмотреть в глаза тем, кто давно переправился на другую сторону реки Стикс, и разгадал тайну загробной жизни.

Билеты в катакомбы Парижа без очереди можно купить

Вначале были камни

Подземный город мертвых появился в конце XVIII столетия, но началось все гораздо раньше и довольно прозаично – с добычи камня. До Х столетия разработки велись на левом берегу Сены, затем перекинулись на правый берег. До конца века камень добывали на поверхности, но его запасы стали истощаться, и решено было углубиться под землю.


Людовик XI проявил щедрость и отдал прилегающие к замку Воверт территории ради вырубки известняка. В центре, где сейчас раскинулся Люксембургский сад , некогда начались первые подземные работы.

Далее новые шахты стали расходиться лучами, и идя по улицам Сен-Жермен-де-Пре, Вожирар, Сен-Жак и Гобелен, а также вдоль лечебницы Валь-де-Грас, помните, что в нескольких метрах под вами притаилась другая, скрытая от любопытного взора часть Парижа.


Когда стали образовываться большие пустоты, им стали находить полезное применение. Это оказались отличные погреба, а потому в 1259 году монахи, чьи монастыри находились в непосредственной близости от пустых шахт, превратили их в винные подвалы.

Но город рос, и к XVII столетию его границы пересеклись с каменоломнями. Пригород Святого Виктора, который сейчас соединяет восточную периферию от Рю-дез-Экольсюгом до Жоффруа Сент-Иллер; а также улица Сен-Жак и территория Сен-Жермен-де-Пари превратились в наиболее коварные зоны, фактически нависая над бездной.


Когда угрозу обвалов уже нельзя было игнорировать, Людовик XVI весной 1777 года приказал организовать Генеральную инспекцию, чтобы она вплотную занялась каменоломнями. Работает она и сейчас, а ее главная задача – заниматься укреплением шахт, чтобы задержать и предотвратить их разрушение, что в последнее время стало главной проблемой из-за подземных течений Сены, настойчиво затопляющих усыпальницу.

К сожалению, инженерная мысль современной инспекции не идет дальше бетона, которым попросту заливают проблемные ниши. Таким образом, погребены и стали потеряны навсегда гипсовые каменоломни северного Парижа, а вода тем временем находит для себя другие лазейки.

Кладбищенские истории

Церковь всегда трепетно относилась к соблюдению собственных интересов, а потому всячески приветствовала захоронения на прилегающих к ней землях. Место на кладбище и отпевание были одним из видов дохода, а учитывая высокую смертность, это был немаленький куш.


Судите сами: антисанитария; медицина на зачаточном уровне, да и та больше карательная, нежели исцеляющая; только бубонная чума 1418 года принесла урожай из 50 000 трупов. А если случался период слишком долгого воздержания, всегда можно было устроить Варфоломеевскую ночь, что и случилось в 1572 году, принеся на кладбища церквей более 30 000 погибших.

Кладбище Невинных обслуживало 19 церквей, работая с XI столетия, и можно только представить плотность его «населения». К XVIII веку в каждой могиле лежало порой по 1 500 тел из разных отрезков времени.


Вглубь такие братские могилы уходили на 10 метров, а верхний слой земли не превышал 2-х метров. На 7 000 кв. м общее количество тел составляло более двух миллионов, и естественно, что скоро ситуация вышла из-под контроля – миазмы заполнили Париж, с новой силой вспыхнули инфекции, даже вино и молоко не выдерживали, начиная скисать.

Кроме того, кладбище стало излюбленным местом для сомнительных личностей: бездомных, разбойников и даже ведьм с колдунами.

Первые поселенцы оссуария

Церковь долго защищала свои владения, но вынуждена была подчиниться указу парижского парламента, который в 1763 году запретил и дальше хоронить в городе. И все же кладбище просуществовало до 1780 года, пока отделяющая его стена не рухнула, заполнив подвалы ближайших домов нечистотами, болотом и останками мертвых.


Это событие положило начало новой системе – захоронения в жилой части решительно запретили, а прах из могил отправили на глубину 17,5 метров в бездействующие карьеры Томб-Исуар. Больше года ушло на то, чтобы собрать, подвергнуть дезинфекции и выложить кости в их новом доме.

Когда с кладбищем Невинных разобрались, в очередь выстроились еще 17 больших и 300 мелких погостов.


Санитары города работали ночью, способствуя рождению легенд с налетом мистики. Так появились катакомбы под Парижем, куда сегодня стремятся попасть туристы, мужественно выстаивая длинные очереди у павильона возле метро Данфер-Рошро. Как только увидите льва знаменитого скульптора Бартольди, значит, вы у цели.

Прогулка в городе мертвых

Начиная спуск в подземелье, вы пройдете 130 ступеней, уходя на 20 метров вглубь по винтовой лестнице, и ощущая постепенное снижение температуры (внизу она постоянно держится +14).


Внизу вы окажетесь в преддверии царства духов, но до самого склепа еще надо пройти по узкому длинному коридору, который постоянно ответвляется, приглашая свернуть направо или налево. Но вам надо следовать за своей группой, не выходя за пределы туристической зоны, чтобы бригада полиции не выписала вам штраф как минимум на 60 евро.

Создана эта полиция специально для катакомб еще в 1955 году. И не зря, поскольку до того, как из подземелья сделали музей, в его лабиринтах потерялось множество людей. Сторож Филибер Аспер, который работал при храме Валь-де-Грас в 1793 году, решил поживиться вином, хранящимся в погребах.


Неизвестно, нашел он вожделенный напиток или нет, но выход из хитрого переплетения коридоров он точно потерял. Останки бедняги нашли спустя 11 лет, а клочки одежды и связка ключей стали опознавательным знаком его личности.

Миновав несколько залов, вы попадаете в склеп, по бокам которого, словно стражи, стоят черные с белым колонны, напоминающие монашеское одеяние, а на балке между ними можно прочитать: «Остановись! Тут Империя смерти» . В этот момент неизменно вспоминается еще одна цитата: «Оставь надежду всяк сюда входящий!» .


Подобные предостережения только подстегивают и дальше смотреть Катакомбы Парижа, невзирая на другие таблички, предупреждающие о тленности бытия.

Продвигаясь дальше, невольно проникаешься царящей внутри атмосферой, прислушиваясь к равномерному шуршанию гравия под ногами, одиноким каплям где-то вдалеке. Тусклое желтоватое освещение и пустые глазницы шести миллионов местных обитателей заставляют задуматься о смерти во всех ее проявлениях.

А ведь когда-то все эти черепа и кости были живыми людьми, которые мечтали, любили, плакали, боялись, страдали, строили планы, о чем-то сожалели или радовались, смеялись.


На фото Катакомбы Парижа передают лишь небольшую часть тех эмоций, которые испытывает человек, спускаясь в некрополь. Только представьте – он занимает около 11 000 кв. метров по площади, а протяженность тоннелей – до 300 км.

Обойти и обслужить такую территорию невозможно, а потому для посещений облагородили маршрут, занимающий 1,7 км, что тоже немало. На ее осмотр обычно уходит около 45-и минут.


Говорят, что «дикие» места сплошь усеяны костями в хаотичном порядке, и до них никому нет дела. В тишине, покое и мраке отдыхают окончившие свою земную юдоль парижане, жившие в далекие времена. Какие мысли, страхи и чаянья испытывали они при жизни?

Глядя на них, хочется рассмотреть их настоящие лица. Кто знает, возможно, вы всматриваетесь в глазницы поэта Шарля Перро, самого могущественного и состоятельного человека своей эпохи – Николя Фуке, известного революционера – Максимилиана Робеспьера или Луи Антуана де Сен-Жюста. Возможно, из-за ширмы потустороннего мира на вас взирает Блез Паскаль – философ, математик, великий литератор, физик и механик.


Еще много знаменитых личностей нашли покой в городе мертвых. Но где те, кому некогда поклонялась вся Франция и даже мир, определить невозможно, поскольку их кости давно смешались с другими, чей безымянный прах ровными рядами уложен в бесконечных коридорах вдоль сырых стен.

И живые находят тут временное пристанище

В разные времена Парижские катакомбы служили не только усыпальницей мертвым, живые тоже находили им практическое применение. Так, в период Второй мировой тут размещался тайный бункер фашистов. Но самое поразительное, что соседями им был центр французского Сопротивления, который находился всего на расстоянии 500 метров от них.


В свое время Бонапарт Наполеон тоже любил принимать высокопоставленных гостей в той части галереи, куда было подведено освещение. Во времена холодной войны над миром нависла угроза ядерной бомбардировки, и на этот случай в катакомбах были обустроены бомбоубежища.

Поскольку подземелье всегда держит одну температуру и влажность, это идеальный климат для выращивания шампиньонов – излюбленного продукта французской кухни .

Сверхъестественное парижских катакомб

Пришло время узнать некоторые ужасы про катакомбы Парижа, которые неизменно должны были родиться в течение истории их существования. Многие считают невероятным тот факт, что несчастные, заблудившиеся в многочисленных лабиринтах, так и не были найдены.


Конечно, непосвященным сложно ориентироваться в столь мрачном месте, но если они погибли, куда подевались тела?

На юге Парижа находится парк Монсури. Но он известен не только своим прозвищем «Мышиная гора», памятным знаком Парижского меридиана из камня, большой территорией, и живописным прудом.

Говорят, что время от времени в нем замечают странную тень, очень быструю и загадочную. Ее обиталище – подземные галереи, пролегающие под парком. Появление тени всегда неожиданно, сопровождается трупным запахом и жутким холодом.


Рассмотреть ее невозможно, а лишь уловить периферийным зрением, но это не сулит ничего хорошего. Считается, что этот фантом – вестник скорой смерти.

Еще, если верить руководству и членам труппы Гранд-оперы, призрак оперы вполне реален. Он навечно зарезервировал себе ложу №5 первого яруса, и в нее никогда не продают билеты зрителям. Когда представление заканчивается, он уходит в катакомбы до следующего раза.


За многие годы накопилось немало случаев соприкосновения с загадочными явлениями, которые парижане объясняют активностью обитателей подземного города.

Так, в марте 1846 года одна из газет описала в рубрике судебной хроники необычный эпизод, который так и не удалось раскрыть. В ней говорилось, что на месте строительной площадки, где сносились старые дома, чтобы проложить новую улицу Кюжас, которая соединит Пантеон и Сорбонну, несколько ночей кряду происходило странное.

Площадка эта принадлежала торговцу деревом – Лериблю, а рядом с ней стоял одинокий дом, который и стал объектом нападения. С наступлением темноты на дом начинали падать камни, причем настолько крупные и с такой мощью, что подобное не под силу ни одному человеку.


Строение понесло значительные повреждения: выбитые окна, поврежденные рамы и искореженные двери. Чтобы поймать преступника был прислан полицейский патруль, а ночью во двор пускали злых псов, но и это не помогло. Кто был виновником вандализма, так и не удалось установить, поскольку атаки прекратились так же внезапно, как начались.

Мнение мистиков по этому поводу едино – строительные работы растревожили души мертвых из катакомб, и они пытались прогнать нарушителей покоя.


Каждая история будоражит воображение и толкает искателей приключений в Парижские катакомбы за порцией адреналина. Но авантюристов не привлекают «прилизанные» коридоры, им подавай дикие, нехоженые места. Катафилы и диггеры проникают туда сквозь канализационные люки или тоннели метро, но вот обратную дорогу найти удается не всем.

Катакомбы Парижа на карте

Эта тема не раз вдохновляла писателей, кинематографистов и создателей компьютерных игр на собственные сюжеты с мистикой, тайнами и приключениями героев.

Катакомбы Парижа – самая экзотическая часть истории, придающая городу нотку загадочности. Без сомнений, если вы не слишком впечатлительны, не страдаете сердечными заболеваниями, и у вас нет проблем с дыханием, вам стоит увидеть место последнего упокоения средневековых парижан, и возможно, вы узнаете некоторые их тайны.

Катакомбы Парижа Видео

Точный Адрес: 1 avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy — 75014 Paris

Время Работы: Вторник — Воскресенье с 10:00 до 20:30 (касса закрывается в 19:30)

Катакомбы закрыты: По Понедельникам и некоторым праздникам 1 мая и 15 августа

Фотогалерея катокомбы Парижа

1 of 21

Катакомбы Парижа

сеть искуственных подземных тоннелей под Парижем, в которых захоронены останки около 6 миллионов человек. Небольшая их часть открыта для посещения и там организован музей, но в основном они закрыты от туристов и регулярно патрулируются полицией, так как желающих туда попасть достаточно много.

Парижские катакомбы являются далеко не самой известной его достопримечательностью и не так много туристов знают, что прям под ними лежит огромное количество человеческих останков. Говорят, что из них можно попасть в любую точку Парижа, что не удивительно - длинна катакомб достигает 300 км.

Эти катакомбы - бывшие каменоломни, которые из за расширения Парижа в эпоху Возрождения оказались в черте города. Еще тогда появилась проблема - часть города фактически висела над ямой, которая в любой момент могла провалиться. Указом короля была основана специальная служба, которая занималась укреплением катакомб. Эта служба существует и поныне.


Но откуда в каменоломнях взялось такое количество останков? Одна из традиций християнства - захоронение умерших возле церкви. А потому многие кладбища располагались практически в центре города. Эпидемия чумы, Варфоломеева ночь обеспечили кладбища Парижа огромным количеством останков, которые и так были переполнены - в одной могиле могли лежать останки 1500 человек.

В результате кладбища превращались в зловонные пустыри, которые являлись рассадниками болезней. Это заставило в 1763 году принять указ о запрете захоронений в черте города. А чуть позже - в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище от жилого района Парижа и подвалы домов заполнились останками и нечистотами. Это стало последней каплей - было решено все останки с кладбищ перенести в подземные парижские катакомбы.

В катакомбах хранятся останки многих известных личностей: Шарля Перо, Паскаля, Лавуазье, Франсуа Рабле, Николя Фуке и других.

Для туристов оборудована небольшая часть - около 2.5 км катакомб. Можно лишь посетить музей и не спускаться в сами парижские катакомбы. Остальная часть закрыта от посетителей и постоянно патрулируется отрядами полиции - за незаконное проникновение положен штраф 60 евро. Профессиональный частный гид сможет в полной мере организовать незабываемые экскурсии по Парижу. Лицензия Министерства по Туризму дает множество преимуществ, в том числе позволяет входить без очереди в национальные музеи. С его помощью вы узнаете множество интригующих тайн французской столицы.

Информация для туристов:

Режим работы: Парижские катакомбы работают со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00 (касса закрывается в 16:00).

Стоимость билета: 7 евро.

August 29th, 2013

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV - Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы - Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

А помните «Призрака Оперы»:

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны .)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (Louis Louvet ), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.

Коммуна. Сражение в катакомбах. Фото из совр. экспозиции катакомб.

Возможно, так выглядел проход коммунаров. Фото из катакомб, источник см.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].
- СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Дайвер в резервуаре

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя - и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.

Резервуар

А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него - штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы - одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии - символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.
Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход - отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера - отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» - с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis - кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев. В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.

А теперь давайте пройдемся по катакомбам вместе с блогером samnamos

Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

2. Карстовая карта подземных выработок по всему Парижу. В 1777 г. из-за многочисленных провалов на юге города, указом короля Людовика XVI была учреждена Генеральная инспекция каменоломен, задачей которая было составление плана всех каменоломен и их укрепление. Это была первая подобного рода гос. структура в мире. На протяжении века десятки подземных рабочих и инженеров, даже во время Революций, укрепляли, засыпали и наносили на карты многочисленные галереи и камеры выработок бывших каменоломен.

3. По очень узкой винтовой лесенке спускаемся на отметку -10 м. Здесь расположена небольшая галерея и очередной заход до отметки ~ минус 25 метров.

4. Первое впечатление немного обыденное. Я ожидал увидеть что- то на подобии подмосковных систем. Все горазо цивильнее.

5. Некоторые подвалы стоящих сверху домов соединены с системой.

6. Подобные коридоры распластались на десятки метров до различных входов, постепенно вливаясь в одно русло (В форме елочки)

7. Один из штреков с выходом в подвал.

8. Часто кладка не отесана

9. Раньше на этом месте находилась камера выработок известняка, которую во время укрепительных работ полностью засыпали и заложили камнем снаружи.

10. С другого ракурса. На фоне видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где — то рядом поездов.