Осознанность и осознавание.

100. Об операциональной и содержательной структурах процесса осознания. Е. Ю. Артемьева, М. Ш. Баймишева

МГУ, факультет психологии

Процессы осознания давно вызывают интерес у психологов. Однако изучение этих процессов имеет, как правило, теоретико-методологический, а не экспериментальный характер.

Поводом для осуществления нашей работы явилось желание экспериментально разобраться в природе симптомов, трактуемых в клинике локальных повреждений головного мозга, как нарушения осознания, в частности симптомов некритичности (неосознание факта заболевания; недооценка тяжести болезни и ее последствий; отсутствие контроля за собственной деятельностью; дезориентированность в месте, времени, ситуации; нарушения осмысления в интеллектуальных пробах).

Рассмотрим одну из форм критичности - некритичное отношение субъекта к его болезни. Таким или эквивалентным термином обозначаются в клинике нарушения, проявляющиеся в неадекватном ответе больного на вопрос, как он себя чувствует. Эти нарушения входят нередко в структуру лобного синдрома и служат одним из оснований для топической диагностики поражений. Однако проявления их при разной локализации очага различны. Так, например, больная с левоосторонним поражением передних отделов головного мозга в ответ на упомянутый вопрос может сказать, что она больной себя не чувствует, что попала в клинику по недоразумению. Больные же с правосторонним поражением сообщают чаще, что они больны, но правильно оценить свой дефект не могут, либо преуменьшают его (тяжелый больной, не поднимающийся с постели, может сказать: "Если бы не зрение, то мог бы работать"), либо сообщают формальные сведения о дефекте, ссылаясь при этом на мнение других лиц ("Врач говорит, что у меня..."). Создается впечатление, что в первом случае (левосторонние поражения) происходит полное отчуждение от вопроса, во втором же невозможна оценка собственного состояния как таковая. Нами было предпринято исследование, направленное на проверку этого представления. Материалом послужили протоколы (всего около 150) обследований больных с локальными поражениями головного мозга, проведенных сотрудниками лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ на базе Института нейрохирургии им. H. Н. Бурденко. Во всех изученных случаях было установлено одностороннее поражение передних отделов головного мозга. Обследования проводились по диагностической схеме А. Р. Лурия . Поскольку эта диагностическая (тестовая) схема первоначально была разработана для различения не сторон, а областей поражения (лобной, височной, теменно-затылочной), она дает тем лучшие результаты, чем специфичнее (в смысле модальности процесса) поражение. Для различения же поражений внутри лобной области потребовалась специальная процедура извлечения информации из накопленных в архиве протоколов обследований . Основные этапы этой процедуры были следующими.

На основании предварительного качественного анализа протоколов была выдвинута гипотеза о том, что все симптомы, наблюдаемые у больных обеих контрольных групп (право- и левосторонние поражения) распадаются на два комплекса. Первый включал в себя симптомы "утери" текущей деятельности, "отчуждения" от нее, потери контроля за выполнением программы действий, независимо от ее содержания - эти симптомы условно были названы "нарушениями контроля". Примеры таких симптомов: невключение в действие, невозможность закончить его, персеверации, некритичность типа благодушия и т. п. Второй комплекс состоял из симптомов, тесно связанных с содержанием выполняемых программ, со структурой предъявляемой или воспроизводимой информации, с ее объемом. Таковы, например, фрагментарность всех видов нарушения упорядочивания или схем, осознаваемая утеря части программы. Эти симптомы мы будем называть в дальнейшем "нарушениями стpуктуры". Понятно, что если предложенная классификация симптомов адекватна, то рассмотренным комплексам должны соответствовать разные формы динамики нарушения: "нарушениям контроля" - устойчивость ошибок, независимость от содержания задания, "нарушениям структуры" - устранение ошибок при изменении задания и т. п.

При анализе материала применялись особые обозначения динамики нарушений. Положительная динамика (знак +) - улучшение выполнения задания от начала к концу опыта, исправление ошибок, лабильность нарушений, зависимость от темпа и программы, доступность ранее недоступного задания при переформулировке и т. п. Отрицательная динамика (знак-) - ухудшение от начала к концу опыта, стабильность ошибок, невозможность улучшения при переформулировке задания.

Все нарушения, отмеченные в протоколах, интерпретировались в приведенных выше терминах. Отдельно учитывались все симптомы, которые не удавалось интерпретировать таким образом. Они оказались близкими к обычным неврологическим (нарушения чувствительности, обоняния и т. п.) или психиатрическим симптомам. На табл. 1 приведены примеры таких записей.

Для окончательного представления на графике суммировались для первой координаты - количество симптомов "нарушения контроля" и число " + " в динамике, для второй координаты - количество симптомов "нарушения структуры" и число "-" в динамике.

В результате обнаруживалось отчетливое разделение больных, позволяющее говорить о лево- и правосторонней симптоматике, как симптоматике нарушения, соответственно, "контроля" и "структуры". На графике точки, обозначающие больных с лево- и правосторонними поражениями, попали в непересекающиеся и даже далеко отстоящие друг от друга области. Таким образом, первый шаг исследования подтвердил правомерность представлений о различной природе нарушений.

Второй этап исследования состоял в формулировке уточненной гипотезы о структуре нарушений и статистической проверке ее. Уточненная гипотеза гласила: нарушения психических функций при поражении передних отделов головного мозга проявляются не столько в распаде отдельных процессов (памяти, восприятия и т. п.), сколько в патологических особенностях строения деятельности вообще. При этом левосторонние симптомы связаны с нарушением выполнения операций, а правосторонние - с нарушением симультанного сохранения программ. Для проверки гипотезы были рассмотрены результаты выполнения нескольких нейропсихологичееких тестон: "повторение ряда слов", "серийный счет", "кривая заучивания", "повторение рассказов".

а) Тест "повторение ряда слов" состоит в том, что больному предлагается воспроизвести в определенном порядке 4-5 слов . Тест выявляет у больных возможность запоминания структурированного материала.

Следовало ожидать, что этот тест окажется достаточно удобным для проверки гипотезы, поскольку удерживание последовательности связано с трудностями симультанного сохранения и должно страдать при "структурных" нарушениях. С другой стороны, при "нарушении контроля" должны возрастать доля ошибок, не связанных с последовательностью воспроизведения, и трудности самостоятельного их исправления.

Для больных с правосторонним поражением оказалась характерной трудность удержания порядка последовательности слов при правильном воспроизведении отдельных из них, например:

дом лес кот стол звон:

1) дом лес кот звон стол

2) дом лес кот звон стол

3) дом лес кот стол звон

Для больных с левосторонними поражениями более характерны ошибки типа парафазий, например:

дом лес кот

дос кос мот

При формальном анализе выполнения теста для каждого больного регистрировались следующие параметры:

1. Доля нарушений последовательности в рамках общего количества предъявлений теста.

2. Доля ошибок, не связанных с нарушением последовательности.

3. Качественный индекс ошибки

единичная ошибка оценивается баллом +1

повторенная сразу же - +2

повторенная n раз - +n

U =1+2+ ... +n 1 +1+.. n 2 +1+ ... +n k /N

где N - общее число предъявлений теста, n k - число повторений ошибок.

1 за исправление единичной ошибки

2 тенденция к исправлению

3 устойчивое исправление ошибок, выраженная динамика

1 повторение ошибки

2 тенденция к застреванию

3 настойчивое повторение нию ошибок, выраженная динамика

Каждому больному ставился соответственно вектор (1, 2, 3, Д - , Д +). На графике изображались точки с координатами (1+Д - , 2+3+Д +), соответствующими в содержательном отношении трудностям сохранения последовательности и трудностям контроля.

б) Тест "кривая заучивания". Для исследования процесса заучивания больному предъявляют 10 слов, не связанных между собой, предлагают запомнить этот ряд и воспроизвести его в любом порядке. В протоколе фиксируется число удержанных элементов. Процедура повторяется 8-10 раз, и полученные результаты изображаются в виде "кривой заучивания" .

При исследовании теста было обнаружено, что у больных с правосторонней локализацией очага продуктивность кривой заучивания выше, чем у больных с левосторонним поражением. У больных с левосторонним поражением отмечаются парафазии, вплетения, персеверации.

При оценке теста регистрировались следующие параметры:

1. Число парафазий - "П".

2. Индекс динамики - "Д": разность между числом воспроизведенных слов при первом и последнем предъявлении.

Как легко видеть, оба параметра связаны с возможными нарушениями "контроля". Для нас осталось неясным, что могло бы соответствовать "структурным" нарушениям при выполнении данного теста. Каждому больному ставился индекс сохранности "контроля": число = -/П+Д/. Мы обнаружили, что больные с правосторонними поражениями обладают относительно большей сохранностью нормальной динамики и точности воспроизведения (соответствующие средние значения для больных с левосторонними поражениями равны 1, а у больных с правосторонними поражениями - 3, 7).

в) Тест "серийный счет от 100 до 7". Больному предлагалось последовательно высчитать от 100 до 7 . Эта проба, по-видимому, позволяет выявить способность длительного сохранения программы. К сожалению, объективно очень трудно квалифицировать ошибки, возникающие при выполнении этого теста. Одна и та же ошибка может объясняться и утерей части программы и отключением контроля за ее выполнением. Причину некоторых ошибок трудно понять, разнообразие типов ошибок велико. Поэтому нам пришлось ограничиться здесь лишь частичной формализацией полученных данных; ошибки обоих типов оценивались в баллах.

К ошибкам "структурного" типа" мы относили ошибки, явно связанные с трудностями симультанного манипулирования структурой числа: утеря операции над десятками, добавление остатка вычитаемого к десятке, явные трудности удержания, устраняемые при письменном выполнении задания. К ошибкам "контроля" относились персеверации, "нелепые" ошибки, ошибки, легко замечаемые, сам факт неосознанных ошибок. Отсутствие ошибок оценивалось баллом 0, единичные ошибки - баллом 1, повторяющиеся - баллом 2, массовые - баллом 3. Для каждого больного строился вектор, первая координата которого была равна оценке ошибок "структурного" типа, вторая - ошибок "контроля".

Оказалось, что больные, допускающие множество ошибок, явно разделяются этим тестом, но больные с единичными ошибками образуют смешанную группу. Трудно истолковать такое смешение: оно может объясняться как объективными причинами (например, случайным характером единичных ошибок), так и тем, что мы неверно квалифицировали природу некоторых ошибок.

г) Тест "пересказ рассказа". Тест состоит в том, что больному сообщается короткий рассказ с предложением пересказать его. Иногда после пересказа задается вопрос о смысле рассказа. Если больной отказывается от самостоятельного пересказа, ему задаются вопросы с целью выяснения того, являются ли трудности пересказа только трудностями активной речи или они связаны с неприятием самого рассказа для внутреннего манипулирования. Хорошо известно, что больные с поражениями передних отделов головного мозга, как правило, делают специфические ошибки при передаче рассказов. Диапазон этих ошибок весьма широк: начиная от прямого отказа передать рассказ до едва заметных посторонних вплетений в ткань рассказа. Влияние латеральности поражения на передачу рассказа, насколько нам известно, специально не исследовалось. Однако если рассматривать передачу рассказа как частный случай психической деятельности по активному воспроизведению следов, то естественно ожидать латеральных особенностей при его выполнении, т. е. как симптомов нарушения "контроля", так и симптомов "распада структуры".

Эти различия были сразу же установлены. Больные с левосторонним поражением передних отделов головного мозга, отказываясь от пересказа, никак не аргументируют это, иногда даже не осознают, что они не выполняют инструкцию. Больные с правосторонним поражением редко отказываются от пересказа, а когда это происходит, они сообщают экспериментатору, что устали, забыли рассказ, забыли часть сюжета и, действительно, после отдыха или подсказки возобновляют адекватную деятельность. Аналогичным образом по-разному выражается у больных с лево- и правосторонними порожениями и известный симптом вовлечения в пересказ стереотипов. У первых это, как правило, утеря рассказа, безвозвратная стереотипия; у вторых - стереотипия временная, вплетение внешних связей, которые, видимо, заполняют паузы в затруднительном для больного развертывании рассказа.

Больные с левосторонним поражением передних отделов не могут сообщить смысл рассказа, даже если им задают прямые вопросы. Для них характерен либо уход в стереотипию, либо сообщение в качестве морали чего-то никак не связанного с рассказом. Больные же с правосторонними поражениями обычно правильно (как правило, односложно) отвечают на вопросы о смысле рассказа, даже если передача последнего им недоступна.

Поэтому для статистического анализа архивного материала по этому тесту мы выбрали следующие параметры: нарушение поведения при выполнении теста - смех, прекращение рассказа и необоснованный переход к другой деятельности и т. п. (C 1); возвратный (С 2) и невозвратный (С 3) вход в стереотипию; невозможность прямого выяснения смысла рассказа (С 4); трудности самостоятельной передачи, снимаемые подсказкой или вопросами экспериментатора (С 5); осознаваемые замены имен персонажей, невозможность воспроизвести рассказ полностью при сохранности общей схемы или ее части (С 6). Наличие каждого симптома у больного отмечалось числом +1, для каждого больного строился вектор, первая координата которого равна сумме единиц за симптомы С 1 С 2 и С 3 , вторая - за симптомы С 2 , С 5 , С 6 . Симптомы C 1 , С 3 и С 4 предполагались входящими в группу нарушений "контроля", С 2 , С 5 и С 6 - нарушений "структуры".

Формальные результаты выполнения отдельных тестов, получившие графическое отображение, вновь подтвердили хорошее соответствие типа симптоматики (в альтернативе "нарушения контроля" - "нарушения структуры") стороне поражения.

Таким образом, эксперименты показали, что для левосторонних поражений передних отделов головного мозга характерно нарушение контроля больного за своим состоянием, собственно неосознание дефекта, "невключение" процесса осознания, для правосторонних - невозможность оценки дефекта за счет разрушения структуры осознания. Эти факты позволяют перейти к обсуждению вопроса о месте осознания в общей структуре деятельности и о функциональном назначении лобных долей мозга.

Данные исследования подчеркнули, что нарушение критики к своему состоянию не является модально-специфическим, а обусловлено, по-видимому, определенными нарушениями в общей организации структуры деятельности индивида. То же можно сказать и о других проявлениях неосознания. С развиваемой точки зрения, например, можно интерпретировать и феномены дезориентированности. Дезориентированность во времени (типа перестановки дат), в пространстве (типа невозможности владения пространственными схемами), в ситуации (типа фрагментарности, "распада" ситуации) может входить в симптомокомплекс "нарушений структуры". Однако эти же симптомы, проявляясь в другом контексте (при общей дезориентированности, связанной с уходом от задания), могут входить в альтернативный комплекс "нарушений контроля". Отсюда понятно, насколько важно иметь обоснованное предположение о месте в общей структуре деятельности психических операций, входящих в процесс осознания. Построить такое предположение, видимо, возможно только, рассматривая процесс осознания в качестве особого, своеобразного вида психической деятельности.

Любую же психическую деятельность следует рассматривать как единство ее функциональных и содержательных структур. Под "функциональной структурой" деятельности мы понимаем набор операций (программ), участвующих в ее осуществлении. "Содержательная структура" - это конкретное наполнение программы, ее "овеществление". Почти все тесты, созданные в нейропсихологической клинике, направлены на выяснение дефектов в содержательной структуре деятельности, в конкретном модально-специфическом наполнении операций. Однако проведенные нами опыты показали, что при латерализованных поражениях лобных долей мы имеем дело с функциональной структурой деятельности. Функциональная структура делится, в свою очередь, на собственно операции и на обеспечение осуществления операций. Схема дробления структуры деятельности выглядит так (рис. 1).

Наблюдение симптомов односторонних поражений лобных долей заставляет полагать, что мы имеем дело с неполадками в блоках 6 и 7.

Можно думать, что процесс осознания, будучи элементом функциональной структуры различных видов деятельности (и являясь сам определенной деятельностью), имеет свою собственную содержательную и функциональную структуру. Нарушение функциональной структуры процесса осознания влечет за собой нарушения в функциональной структуре текущей деятельности, обусловливая симптомокомплекс "нарушения контроля". Расстройство содержательной структуры осознания также влечет за собой нарушения в функциональной структуре текущей деятельности, но уже по типу "нарушений структуры".

Рассмотрение нарушений, проявляющихся при поражении передних отделов головного мозга, показывает, что почти все они могут трактоваться в терминах нарушения осознания. Понимание же осознания как звена в функциональной структуре деятельности позволяет приписать этому звену функцию регистрации собственного состояния, индивида.

В пользу такой трактовки говорят как клинические наблюдения, так и эволюционная оправданность существования в структуре деятельности специального блока регистрации собственных состояний субъекта. Об экспериментальных фактах мы уже говорили выше. Эволюционная же оправданность связана с тем, что по мере усложнения деятельности индивида, развития программ поведения становится необходимым управлять этими программами, иметь информацию о том, какой такт программы осуществляется в данный момент и какие узловые ответвления программы уже пройдены. Естественно ожидать, что лобные доли - образования, молодые в эволюционном отношении, могли бы участвовать в структурировании сведений о собственном состоянии субъекта. Видимо, при поражении передних отделов головного мозга нарушается способность субъекта регистрировать собственную текущую деятельность или обнаруживать собственное состояние. При левостороннем поражении это выражается в невозможности ответа на вопрос "что со мной происходит", при правосторонних же нарушениях - в невозможности ответа на вопрос, поставленный по другому: "каково то, что со мной происходит".


«Хотя ты нас и называешь коллегами и соратниками,
но мы считаем тебя своим учителем…»
/Из Вступления к посланию, чтобы я не обиделся, читая дальнейшее:)))))/

***
«Ну, не умею я пока делать чаньцзо!
Но я работаю по-другому - через осознавание проблемы!»
/Сразу же после вступительной части/

***
«Соратник - брат по оружию и битве»
/Лексическое значение/

***
«Бьемся, бьемся… а чего-то всё не так…
Таки какой же я учитель… соратники мы…»
/Шутка (с)/

ЧАНЬЦЗО, РАБОТА, ОСОЗНАНИЕ, НАБЛЮДЕНИЕ

Да, вы будете смеяться... но это заголовок данной статьи… снова! :))))))

Очень-очень коротко… ведь я уже писал об этом…

Ну, так что же такое, по-вашему, - осознавание?
И что такое осознание? Чем отличается осознавание от осознания?
Какой вы вкладываете смысл в эти слова?

По-моему, я догадался, в чем проблема… по-моему, вы ставите знак равенства между значениями слов «осознавание» и «размышление», как и между значениями слов «осознание» и «понимание».

Причем, под словом «понимание» (под своим пониманием слова «осознание») вы, похоже, разумеете интеллектуальный функционал, некий результат логического размышления над чем-либо, а под словом «осознавание» - сам процесс логического размышления, анализ ситуации, «разбор полетов»…

Тот, кто убежден, что он полностью понял вышеприведенные определения, могут идти дальше, а я пока и сам задержусь, подумаю…

Друзья мои… Вы когда-нибудь встречались с такого рода фразами: «А сейчас мы будем осознавать свой нижний даньтянь»?

Я не буду вас томить: это переводы с английского на русский брошюр китайского мастера Мантека Чиа… причем, он даже не китаец… Тем не менее, он подобрал удачный термин, и не он один так учил…

А как иногда говорим мы?
Мы говорим о том же вот так: «А теперь внимание на нижний даньтянь. Наблюдайте нижний даньтянь».

На этом я должен закончить данную статью.

Но я плохой учитель. Я соратник. Наверное, потому вы и задаете вопросы, что я не позволяю вам своими объяснениями думать самостоятельно, хочется всё быстро и подробно разъяснить… А ведь уже всё сказано, и ни один раз!

Медитация - это не «размышление». Осознание - это не «понимание». По крайней мере, это не то понимание, к которому приходишь с помощью размышлений, с помощью ума…

Медитация = Осознавание = Наблюдение = Внимание-Направленное-На-Какой-Либо-Объект…

В процессе этого наблюдения-медитации-осознавания устанавливается связь с каким-либо объектом. И - если вы раньше не регистрировали в своем поле внимания (в своем сознании) этот объект или какие-либо сигналы, от него исходящие, - то теперь есть шанс обнаружить его или сигналы, от него исходящие. При получении результата (т.е. вы обнаружили объект осознавания-наблюдения-медитации или сигналы, от него исходящие), - мы говорим, что пришло осознание (регистрация). Не более того. Никто пока еще ничего не понял на уровне мышления, на уровне ума. Еще пока не до того!

Что есть процесс размышления?

Это дуальный процесс, процесс логического поиска… да-нет, право-лево, вот так - нет не так, правда-неправда… мышление компьютера, который оперирует в своих выводах нулями и единицами, инями и янами…

Лао Цзы описывал этот логический процесс мышления в своих стихах так: «ДАО порождает Единицу, Единица - Двойку, Двойка - Тройку и всю остальную Тьму Вещей».

И вот человек, имеющий проблему (например, печень болит) начинает думать: «Что же я сделал не так?»… Он думает, что занимается «осознаванием» проблемы, начитавшись или наслушавшись кого-то. Он считает, что без этого «понимания» ему не решить проблему… именно этому, дескать, учат мастера духовных систем… Мы ж, в самом деле, не животные! У нас есть - огого! - разум… и мы поэтому - эгегей! - должны понять причину проблемы!..

И начинается размышление… И человек вдруг решает: «Я вчера разозлился на буфетчицу Петрову! Вот откуда у меня проблема. И я теперь даже знаю, на что буду медитировать! Я буду посылать буфетчице Петровой любовь, свет и прощение!..»… Радостный соратник бежит к дивану и начинает греть себе мозг радостным переживанием… Кстати, часто это приносит временный результат уже хотя бы из-за этой увлеченности игрой…

Этот Путь уже описал Лао Цзы, от ДАО - к бесконечной раздробленности, пусть аналитического мышления, путь в никуда… Сколько бы люди не расчленяли проблему, всегда снова будет что расчленять, хаос будет лишь дробится… Или нет? Или да? А почему соратник разозлился на буфетчицу Петрову? Давайте уже если разбираться, так разбираться до конца! А она 10 копеек недоплатила… А почему она не доплатила 10 копеек? А потому что её гражданский муж Сафрончук пьет и сказал: не принесешь на бутылку - выгоню!..

«Ага!, - радостно восклицает «осознавший» проблему соратник, - вот оно что! Мне надо сделать 3 медитации! На свою злость, на процесс недосдачи Петровой 10 копеек и на её гражданского мужа Сафрончука… Петровой шлю любовь, на недосдачу медитирую с прощением, а Сафрончуку шлю поддержку и целительный импульс, в энергию которого вкладываю намерение бросить пить и заняться йогой!..».

Стоп… А почему Сафрончук пьет?.. Зачем спешишь, дорогой?.. Давай дальше разбираться…
Гражданский муж Сафрончук пьет, потому что… ох, в прошлой жизни - ах, как всё закономерно, это великий закон Кармы! - в прошлой жизни я была мужем Сафрончука и изменила ему… и так далее… анализ продолжается…Тьма вещей плодится…

И идет соратник за помощью к своим друзьям, ведь что не понимаешь сам - помогут люди… по принципу одна голова хорошо, а тьма голов (вещей) лучше… Так рождаются, в частности, коллективные медитации… и типа, со стороны проблемы виднее… ну, и - тьма голов, как уже было сказано…

Кто из Великих говорил о том, что процесс осознавания есть процесс аналитического поиска причин, стоящих за проблемой?

Говорили о тьме вещей, говорили о наблюдении, о созерцании, говорили об адвайте и недуальном мышлении, в т.ч. и библейскими притчами о первородном грехе (Древо Добра и Зла, как образ аналитического начала) и тезисом «не суди» (т. е. не размышляй аналитическим, оценочным мышлением)…

Говорили о многом и много… но только не о размышлении над источником проблемы…

Наоборот, предлагалось понять: всё от Бога, всё из ДАО… прими, не суди, верь…

Мастера говорили о том, что существует Обратный Путь, Путь Домой, Путь в Царство Божие, Путь к ДАО… Это Путь Медитации (просто внимание на объект, созерцание, наблюдение)… Это уже не путь аналитического дробления и «подъяснения чего-почем»… это уже - Путь к Единству…

Ну, представьте… вы юные, цветущие… на первом курсе… предмет вашего интереса сидит перед вами на лекции… весна, аромат зацветшей черемухи… вот уже несколько ночей вы странно ворочаетесь, что-то томит вашу грудь… вы смотрите на впереди сидящий объект… и вдруг! Бац! Понимаете, что влюблены, что не можете без… Стоп! Стоп! Вы еще не думаете, размышлять вы начнете чуть позже… пока вы вдруг просто открываете в себе чувство, просто обнаруживаете в себе его!..

Это потом придут размышления: как же так, почему… или пригласить-не пригласить… потом будете думать, а что вообще такое любовь… Но пока еще процесс инь-ян аналитики не начался, вы находитесь на этапе первой регистрации сигнала… Единица! Дробления еще нет!.. Только сигнал и этап его Открытия в себе!..

Вот это - Осознание!

Попытайтесь прочувствовать… не читайте пока дальше, сколько можно читать и читать… нужно - попытаться… осознать… Представьте ситуацию и попытайтесь получить в себе сигнал хоть чего-то… А чтобы получить в поле своего сознания сигнал от какого-либо объекта, - нужно начать «процесс работы» по установлению связи между вашим сознанием (той функцией вашей психики, которая регистрирует эти сигналы) и каким-то объектом, воспоминанием, образом, идеей.. иными словами, нужно начать процесс осознавания… говоря попросту - начать процесс наблюдения этого образа, воспоминания, ощущения, идеи или любого внешнего объекта…

Вот и всё! Это и есть осознавание, это и есть медитация, это и есть чаньцзо!
Чаньцзо в переводе с китайского сидеть (цзо) и наблюдать (чань), хотя процесс чань можно и нужно делать при любом своем действии и состоянии. Хотя любую медитацию можно назвать чаньцзо (мы в любом упражнении за чем-либо да наблюдаем), но обычно мы конкретно говорим - в случае употребления этого термина - о наблюдении собственного психического мира (мысли, эмоции, желания, образы и так далее). Чаньцзо (осознавание своего психического мира) есть высшее упражнение всех времен и народов, лишь называется по разному. Но его трудно делать без устойчивости, подготовки. Первые ступени нашей школы, например, подводят нас к практике чаньцзо простыми медитациями над простыми объектами (например: ян-цигун это наблюдение - чань - за нижним даньтянем).

Вы можете наблюдать нижний даньтянь? Конечно, иначе о чем мы вообще здесь говорим, откуда вообще вы нашли этот текст, он написан для наших учен… соратников…
Так вот, иными словами - вы, когда наблюдаете свой нижний даньтянь, - его осознаёте. Это - синонимы!..

Почему вы решили, что прежде чем начинать медитацию, вы должны умом понимать источник проблемы… типа, давай-ка я найду источник (а если своего ума не хватает, то попрошу помощи соратников), и лишь тогда могу начать его наблюдать, когда, дескать, пойму что и откуда взялось?!.

Я уже показал, что это путь в никуда, это путь современной психоаналитики… там такая тьма тараканов, что гоняться потом со своим наблюдением за каждым из них - это ложный путь бесконечного блуждания в Тьме Вещей… там вам и 10 копеек, там притаился и ваша жена Сафрончук… и еще тысячи друзей Сафрончука, весь монетный двор страны и Менделеев со своей водкой!.. Вы собираетесь тогда пересмотреть весь мир во всех его проявлениях, гранях, в его прошлом, в его настоящем и в его будущем?!. Но ведь именно так тогда придется делать, если уж вы полагаете, что нужно разобраться со всеми причинами, стоящими за источником осознаваемой вами проблемы!..

Ну хорошо, скажете вы… Так как же тогда без видения картины, истории, причины заниматься медитацией?

Наблюдать (осознавать, медитировать, делать чаньцзо) - не значит видеть, не значит обязательно чувствовать или понимать умом… Медитация - это просто установление связи между вашим сознанием (внимание - есть функция сознания, как логика - функция ума) и объектом… и всё. И ничего лишнего… просто внимание на объект… А закрепленные за этим объектом истории, эта тьма вещей, составляющая информационную структуру, обуславливающую возникновение этого объекта, - наблюдаются сами по себе, ведь они являются единым целым с этим объектом… так, вы можете, даже не успев понять на уровне ума информацию, стоящую за объектом, - проработать её, а равно и мириады бит другой информации, связанных с ней…

Если человек не обнаружил этого в путешествиях по разным практикам и системам, то он пытается всё это смешивать, «интегрировать», брать самое «полезное» и «мощное», создавая приятный на его взгляд винегрет… "Ах, в цигуне нет духовного развития и работы с сознанием, ах там только работа с набором энергии!", "ах, надо еще подключить рейки, она заточена на реальную и конкретную работу с проявленными проблемами!", "ах, еще есть тенсегрити, хуанопонопоно, раджа-йога"... "а еще удивительно мощное направление чихуахуагун, там можно добиться того же, но быстрее!"... :))

Но всё с точностью «до наоборот»! Нечего «интегрировать» и переносить из пустого в порожнее. Всё уже есть… в любой нормальной системе… да что там, в системе, - всё прямо здесь и сейчас находится в вашем собственном уме, в его свойствах свершения Пути!

Ведь поскольку весь мир есть Целое и - априори - любой объект этого мира связан с любым другим объектом (а через эти объекты и вся информационная история мироздания в прошлом, настоящем и будущем), то - вот почему - вообще не важно на что именно вы будете медитировать, если хотите сохранить своё время, использовать свой Шанс…

Вот почему для Спасения от Всей Тьмы Вещей (от любых проблем) достаточно просто Наблюдать (Осознавать, Медитировать, делать Чаньцзо) на что угодно!

Так, Гаутама Будда наблюдал свой ум, Бодхидхарма - серую стену своей пещеры, а я - свою беспомощность объяснить все эти вещи своим соратникам!.. Ну что ж, зато проверю на своем опыте, равноценен ли мой объект медитации - объектам этих великих Учителей!..

Впрочем, что огород городить… эти объекты равноценны по определению, без всякой предварительной проверки… если у меня не получится - то дело только во мне!..

Осознание

Осознание — это сила, которая гармонизирует то, на что вы ее направляете.

Осознание — это возможность изменить вибрационный уровень частот вашего сознания, который порождает двойственное восприятие. Фактически это возможность увидеть самого себя таким, каков ты сейчас есть.

В осознании дуальных представлений о себе содержится возможность реального переживания самого себя как того, который «ЕСТЬ».

Осознание — это возможность видеть понимание и непонимание, любовь и ненависть, правильное и ошибочное, положительное и отрицательное как две стороны одной медали.

Ищи осознания — всё остальное приложится.

Осознание — это возможность видеть то, что я сознаю, и то, что я не сознаю, то есть творчество двух противоположных режиссеров моего спектакля под названием «Жизнь».

Можно побить подушку, а можно осознать то, почему вы ее бьете.

Осознание — это возможность, с помощью которой мы изучаем самого себя, чтобы узнать, кто же мы есть сейчас и кто мы есть на самом деле.

Осознание — это то, что видит всё, не осуждая ничего. Осознание есть то, что просто видит то, что есть, так, как оно есть. Вы не можете ничего о нём сказать, но вы можете войти в него и видеть то, что есть. Осознание — это то, что ясно видит всё, что есть в трехмерной реальности, именно потому, что не является этим.

Вы не можете говорить о том, что есть осознание. Но вы можете наблюдать с помощью осознания за теми образами, которыми привыкли считать самого себя. Наблюдая за ними, вы их изменяете и наблюдаете уже за возникшими изменениями.

Осознание подобно высококачественному фотоаппарату, постоянно делающему снимки вашего ментального, эмоционального и поведенческого состояния из самых разных позиций.

Делайте что угодно, но осознанно. Осознание позволяет увидеть всё таким, какое оно есть. Вы можете осознать свою личностную программу, образы себя и то, что было порождено ими.

Осознавайте дуальность своих мыслей, чувств и поступков, видя и принимая в себе то, что как вы считали, к вам не относится. Иначе всегда будет несоответствие между тем, что вы думаете, чувствуете, и делаете. Это ваша внутренняя дисгармония.

Осознание себя

Что такое осознавать себя? Это наблюдать и ясно видеть в себе механизмы работы вашей личностной программы. Способом проведения самоисследования является осознание.

Надо прекратить борьбу с внешним объектом, перевести внимание внутрь и увидеть там того, с кем ты боролся вовне. Не понимая этого, будешь враждовать с самим собой, отраженным вовне.

Именно ваше переживание своей разделенности, как страдания, будет выталкивать вас к осознанию своей личностной программы. Вот что такое осознание. Этому не надо учиться, это надо делать.

Осознание себя возникает через переживание. Понимание и осознание - это соединение нового знания с его новым переживанием. И это делается всегда по отношению к себе, только к себе, больше ни к кому. Насилие осознанием показывает, что вы не осознаёте.

Осознавать себя - значит видеть свою личность такой, какова она сейчас есть, и это уже начинает менять ее. Ничего другого специально делать не надо.

Осознание себя - это возможность выбора. Если вы выбираете единство, и видение всего так, как оно есть на самом деле, то вы будете в осознании. Если вы выбираете просто осознание ради осознания, то это будет всего лишь формой игры, в которую можно играть очень долго.

Хотеть осознания или быть осознанным? Это большая разница. Надо перейти от просто желания хотеть к состоянию бытия.

Осознание себя - это ускоренный способ получения опыта. При этом вам не надо сбрасывать свое физическое тело, то есть умирать физически. Как только вы даете разрешение на осознание, мгновенно начинает проявляться подсознательная сторона вашей личности. И жизненная ситуация складывается так, чтобы вы ее начали видеть.

Осознание себя - это очень быстрый процесс духовного развития. Я бы назвал его экстремальным видом духовного развития. Отделять духовное развитие от других сфер жизни глупо. Осознавать себя надо везде. Вы встречаете всегда тех людей, которые отражают части вас, но видите ли вы это? Осознавать надо то, что есть сейчас.

Никогда не считайте, что у вас уже полное осознание себя. Потому что даже тогда, когда вы придете к тому, что считали просветлением, то вдруг очутитесь на самой первой ступени некоего плана бытия, в котором вы чувствуете себя как ребенок.

Осознание и обусловленный ум

Осознание — это не галлюцинирование ума, это ясное видение такого галлюцинирования.

Ваше осознание себя будет происходить не благодаря обусловленному уму, а вопреки ему.

Ваш обусловленный ум настроен на регистрацию повторяемости того, что уже было. Он не ищет новое, а ищет то, что уже было.

То, что люди считают реальным, определяется именно обусловленностью их ума. Поэтому пока вы не поймете принципы его работы, вы не поймете, что реально, а что иллюзорно.

Осознание, наблюдение и отстранение нужны только для того, чтобы разотождествиться с представлениями обусловленного ума, который является просто набором привычек и убеждений.

Осознание – это рабочий инструмент изучения ума. Осознание, это возможность выйти за пределы всех фрагментов ума и наблюдать за ними. В таком наблюдении нет осуждения, а есть интерес исследователя.

Через осознание можно очистить свой ум от множества имеющихся в нём иллюзорных представлений, которые он считает реальными и на основе которых действует.

Я вам предлагаю осознавать дуальные представления вашего обусловленного ума. Тогда вы можете ими играть. Если вы их не осознаёте, то они играют вами.

Прошло уже достаточно много времени с момента выхода фильма «Матрица». Казалось бы абсурдная идея, но она все чаще приводится в пример учеными, пытающимися объяснить картину мира. Нет, речь идет не о сверхкомпьютерах и криогенных камерах, в которых спит физическая оболочка человека. Скорее можно говорить о большой «игре», в которой каждый играет какую-то роль. И не всегда эта роль подходит «актеру». Осознание своей настоящей сущности позволяет вырваться из этого порочного круга, начать жить по-настоящему. Это означает пробуждение – выход из социального анабиоза. О том, каким образом можно инициировать осознание и пробуждение, поговорим далее.

Что такое осознание себя?

Осознание - это полное понимание и принятие всего, что происходит в жизни, включая свои поступки, мысли, желания. Зачем это нужно? Для того, чтобы прожить свою жизнь осознанно, выполнить свое истинное . Открыть глаза и увидеть свой настоящий жизненный путь. Что это даст? Ощущение гармонии, счастья, полноты своей жизни. Ведь, по сути, не важно сколько у человека денег, в каком доме он живет или на какой машине ездит на работу.

Главное, чтобы он был счастлив в своей жизни, чтобы ему хватало того, что он имеет. Осознание себя, своих желаний и потребностей, позволяет понять направление, по которому стоит двигаться , не распыляясь на ненужные вещи. Осознание и пробуждение – ключ к себе настоящему и целостному.

И если с осознанием все более-менее понятно, то, что такое пробуждение? Почему столько внимания уделяется необходимости совершить его? Пробуждение – это момент перехода от неведенья к осознанию. Это словно открыть глаза после длительного сна или скорее анабиоза. «Социального анабиоза», продиктованного нам обществом, его коллективным разумом или традициями. Но прежде, чем поговорить об осознании и пробуждении, коснемся вопросов этого «сна» и его «сновидений».

Почему личность «спит»?

Многие мыслители упрекали социум в насилии над личностью, в подавлении ее истинной сущности. Все ли так однозначно на самом деле? Наверное, нет. Дело в том, что существуют объективные законы социальной природы. То, что хорошо для одного, может навредить другим. Как уберечь этот баланс? Общество не придумало ничего другого, кроме правил, порядков или традиций.

Время от времени традиции меняются, тогда мы говорим о моде. Осознание и пробуждение безусловно полезны для конкретно взятого человека, но могут быть губительны для социума, поскольку ему сложнее становится контролировать свободную личность. Во всяком случае, если речь идет о технократическом обществе.

Осознание – это скорее духовный термин , но в данной публикации мы рассмотрим его психологическое и социальное значение. Каждому человеку до рождения выбирается определенная роль. Это называется жизненной миссией или предназначением. Независимо от того, кем он станет: созидателем или разрушителем, революционером или чиновником. Определенная роль заложена в его генах, пронизывает его дух и ауру.

Но нужны ли свободномыслящие люди социуму, как единому механизму? Ему нужны учителя, врачи, милиционеры, военные. Обществу нужны профессии, а не личности. С одной стороны, не плохо, если социальная роль хоть немного совпадает с предназначением. Но, что происходит, если кто-то попадает не в свою «тарелку?» – Депрессия, стрессы, упадок сил, сплошной негатив, это лишь «первые ласточки» на пути к саморазрушению. Пробуждение становится единственной возможностью уберечься. Но как понять, что человек «спит?»

Как понять, что пора «проснуться?»

Признаки того, что человек сбился с истинного пути, достаточно красноречивы, чтобы оставаться незамеченными.

  • Непонимание жизненной цели;
  • Регулярное сравнивание себя с другими людьми;
  • Жить прошлым, а не настоящим днем;
  • Отсутствие развития и прогресса;
  • Пассивность в принятии решений;
  • Неудачи на работе или в личной жизни;
  • Хроническая усталость, депрессия.

Если все это можно сказать о каком-то человеке, то ему необходимо как можно быстрее начать свое пробуждение, иначе он так и не проснется от ежедневной рутины. Чтобы этот процесс не растянулся на многие годы, желательно ознакомиться с основными способами пробуждения и осознания.

Эффективные приемы пробуждения

Поскольку осознание себя приходит только в процессе познания, то пробуждение носит исследовательский характер. Здесь не обойтись без самоанализа, работы со своим подсознанием. Мы не будем описывать чрезмерно экзотические практики, а приведем те, которые можно проделать самостоятельно, без помощи духовного наставника.

  • Задать себе правильные вопросы;
  • Наблюдать за своим телом, эмоциями, разумом;
  • Принимать себя настоящего;
  • Вести активный образ жизни;
  • Избавиться от страхов и комплексов;
  • Практиковать медитацию;
  • Перестать гнаться за материальными благами.

Эти простые рекомендации помогут быстрее достичь состояние осознания и пробуждения. Возможно, кому-то они покажутся очень простыми, но не стоит создавать себе лишние трудности. Порой очевидные вещи находятся у нас под самим носом.

Правильные вопросы

Для начала, не мешает задать себе несколько наводящих вопросов:

  • Кто я?
  • Что я делаю?
  • Почему я это делаю?
  • Как я это делаю?

Ответы на них помогут осознать свою жизнь, выключить эффект автоматизма, запустить осмысление. Возможно, не получится ответить на них сразу, но появившееся желание это сделать станет первым этапом на пути к пробуждению.

Наблюдение за телом, эмоциями, разумом

Физическая, интелектуальная и эмоциональная активность взаимосвязаны. Наблюдая за своим дыханием, мыслями, чувствами, переживаниями, человек начинает осознавать особенности своей физиологии и психики. Вероятно, сразу не удастся научиться ними управлять. Но это уже не будет бессмысленное существование.

Принятие себя настоящего

Стоит попробовать быть честным перед самим собой. Если ощущаем гнев, то не лукавить, называя его чем-то другим. Если боимся, то необходимо иметь смелость признать это. Осознание себя возможно только через искренность. Обман уводит человека в сторону, мешая ему понять то, кем он есть на самом деле.

Активный образ жизни

Проактивность подталкивает к действиям, к развитию, самоанализу. Даже утренняя пробежка, возведенная в разряд ежедневного ритуала, способна пробудить наш скрытый потенциал. Осознание – это активный процесс. Чтобы он произошел, необходимо перебороть свою инертность или пассивность.

Избавление от страхов и комплексов

Страхи и комплексы, чаще всего, чужды психике человека. Они зарождаются в ответ на давление со стороны окружающих людей: семьи, кампании, социума. Боязнь не оправдать чужие ожидания, переживания по поводу собственной несостоятельности мгновенно пропадают на необитаемом острове. Значит причина их не в нас самих, а в нашей реакции на окружающих. Осознание придет намного быстрее, если перестать гнаться за общественными трендами, начать жить так, как этого хочется по-настоящему.

Медитация

По своей природе, медитация – это расслабление, погружение в свое подсознание. Совершенно не обязательно принимать замысловатые позы, содрогать окружающее пространство монотонными звуками. Достаточно просто прийти туда, где получается успокоиться, чтобы хоть на время отвлечься от ежедневной рутины. Для кого-то – это рыбалка, для другого – укромная лавочка в ближайшем парке, а для третьего – любимый гамак в деревне. Когда человек свободен от посторонних мыслей, тогда возможно осознание своей истинной природы.

Прекращение погони за материальными благами

Речь идет не об отшельнической жизни. Нет, человек – продукт социума, поэтому желательно из него не выпадать. Просто, в погоне за деньгами, люди очень часто отклоняются от правильного курса, в итоге понимая, что могли прожить иначе. Если заниматься любимым делом, то есть все шансы стать настоящим профессионалом. В таком случае человек всегда сможет заработать, не будет бедствовать. А неправильный выбор профессии, под давлением социальных трендов, в итоге приведет только к депрессии или разочарованию. Работать надо, чтобы жить, а не наоборот.

Сегодня мы разобрали такие важные понятия, как осознание и пробуждение. Без них можно так и не обрести свой жизненный путь, в итоге работая не там, где хотелось бы, общаясь не с теми, с кем приятно, живя в чужом доме. Осознание себя открывает совершенно другую реальность, полную ярких красок и радости. Поскольку большинство людей крепко «спит» под властью социума, то им необходимо пройти пробуждение, благодаря чему их глаза буквально откроются на окружающий мир. Следующим этапом станет осознание, которое принесет с собой ощущение целостности и гармонии, поможет стать самим собой.

Очень похожие слова, можно сказать, однокоренные. Word вообще подчёркивает красной линией как неграмотное слово «сознавание», нет у него в стандартном наборе такого слова. Да и поиск в яндексе предлагает заменить это слово словом «сознание».

Осознание же принимается как совершенно «правильное».

Это всё можно отнести к проблемам перевода. Со словом «гештальт» ещё хуже, оно вообще не имеет аналогов в русском языке. Слово «сознавание» более благозвучно.

Очень часто слова «сознавание» и «осознание» употребляются как синонимы, что в корне неверно.

Разграничим эти два понятия.

Михаил Папуш. Постановка психотерапевтической проблемы

» Термином «сознавание» я перевожу английское awareness со всем спектром его значений: актуальное сознавание, осведомленность обо всем, что имеет отношение к данной ситуации, замечание этого всего в реальном процессе жизнедеятельности индивида, и т.п. «Осознание», в отличие от сознавания, - это когнитивное, «познавательное» представление о том, что имеет место быть, которое, как всякое когнитивное представление, выполнено в каких-то моделирующих (языковых и/или образных) средствах и в меру относительного несовершенства этих средств в той или иной степени неконгруентно сознаванию.

В осознании обязательно что-то упрощается, огрубляется, рационализируется, что-то притягивается за уши, а что-то обрастает лапшой на ушах. Осознание - это всегда «версия», и, как правило, у человека по каждому данному поводу имеется более чем одна версия, более чем одно осознание. Чаще всего клиент имеет версию для себя, версию для терапевта, версию для жены, для начальника и т.д. (версия всегда кому-то адресована). Терапевту необходимо составлять свои «версии», по возможности проходя сквозь неконгруентности в версиях клиента. Нужно иметь в виду, что часто в возникновении проблемы участвуют также и версии других людей, так или иначе связанных с клиентом».

Итак, Осознание – это скорее результат, а сознавание процесс. Осознание – когнитивный, логический процесс, чаще всего выражающийся в словах, вербально. Сознавание кроме понимания и логики, включает в себя весь спектр ощущений, эмоций чувств в их процессе и зачастую вербально не выражается.

Дж. Энрайт. ГЕШТАЛЬТ, ВЕДУЩИЙ К ПРОСВЕТЛЕHИЮ

«Сознавание не находится ни в каком содержании или действии. Его суть – связанность любого содержания с любым другим из актуальной ситуации, в которой это происходит.

Сознавание как одновременное делание и знание

Пациент или друг может рассказывать вам, со значительным жаром о недавнем событии, когда шеф что-то ему сделал. Он увлечен историей, в ней есть энергия. Вдруг он каким-то образом замечает свой пыл, с которым он пытается доказать вам, что он прав в этой ситуации. Мгновенно происходит расслабление – высвобождение его напряжения. Он может слегка улыбнуться, возникает момент смягчения, в этот момент он действительно разговаривает с вами. До этого, только что, он больше говорил вам, чем разговаривал с вами, слова не формировались прямо здесь, а были как бы заранее заготовлены и воспроизводились, как из радиоприемника.

Сознавание – это не содержание того, что он в этот момент понял, – это сам момент понимания, живой акт переживания «что – он – делает – когда – он – это – делает». Произошло мгновенное расширение поля его сознания, это не еще один факт в истории, который он рассказывает, а факт контекстуального отношения истории к данной актуальной ситуации. Само содержание как таковое скоро потеряет свое особое качество сознавания и останется просто фактом, процесс сознавания может продолжаться, а может и нет.

Если этот особый процесс сознавания продолжается, он войдет более глубоко в настоящее время этой ситуации. История может быть оставлена, и приятель может сказать что-то вроде: «Знаешь, твое мнение действительно для меня важно» – и это может быть следующим шагом в сознавании, если для него в этом есть свойство живости и свежести, и новизны. Это может быть также и знакомым, заранее предположенным, утверждением ради манипуляции вами, и в этом случае его сознавание, если оно есть, направлено куда-то еще, может, в оценивание того, насколько успешна его манипуляция.

Итак, что же такое сознавание? Это мгновенное расширение, раздвигание границ того, что видится как соединенное и соотнесенное. Расширение перспективы – слова, близко передающие, на что похоже сознавание, за исключением того момента, что перспектива обычно предполагает дистанцию, а сознавание никогда не отдалено, оно всегда в соприкосновении с тем, что в него входит.

Оно состоит в том, что больше элементов видится одновременно, причем видятся они как связанные, интегрирование. Всегда что-то из того, что видится как соединенное и связанное, присутствует здесь и сейчас, как часть текущей ситуации. Поэтому в сознавании всегда есть элемент новизны. Если человек говорит, что он сознает то же, что и раньше, вы можете быть уверены, что он говорит о чем-то другом. Содержание сознаваемого момента может продолжаться, это может быть формулировка, сознаваемая в настоящий момент, но продолжение сознавания не связано с этой формой. Если сознавание продолжается, оно должно перетечь в какую-то другую форму.

Оно распознается по своему качеству, а не по содержанию. Содержание для сознавания – как раковина для моллюска, который выращивает ее как свой дом. Раковина может просуществовать столетия, и другие подобные моллюски будут роиться вокруг нее прямо сейчас, живые и благополучные. Но тот моллюск, который создал раковину, мертв. Вы можете многое узнать о нем, может быть, даже что-то важное, изучая оставленную им раковину, но вы никогда не узнаете его. Целые мешки инсайтов, которые люди таскают с собой, могут быть так же полезны, как раковины; мой опыт говорит мне, что они являются скорее препятствиями, чем путями к новому, свежему сознаванию. Вчерашний инсайт – сегодня прошлое, а завтра – сопротивление.»

Перлз Ф. . Свидетель терапии.,Опыты психологии самопознания

«К психологическому росту ведет сознавание настоящего без убегания в прошлое или будущее. Переживание настоящего в любой данный момент есть единственно возможный реальный опыт, условие удовлетворенности и полноты жизни, и состоит в принятии с открытым сердцем этого опыта настоящего».

«Если вы живете в настоящем, вы используете то, что доступно. Если вы живете в своем компьютере или думающей машине, или в устаревших реакциях, или прибегаете к своему привычному заскорузлому способу обхождения с жизнью, вы вязнете в этом».

«Мы препятствуем собственному росту. Как только появляется что-то неприятное, мы пугаемся, мы убегаем, лишаем себя чувствительности. Мы пользуемся всеми возможными средствами, чтобы помешать процессу развития».

«Если вы попытаетесь сознавать, что происходит, вы увидите, как быстро вы оставляете безопасную основу Настоящего и пугаетесь. Вы уходите в прошлое, или в свободные ассоциации, или вы убегаете в будущее и начинаете представлять себе все ужасные вещи, которые могут случиться, если вы останетесь с тем, что происходит, или вы делаете что-нибудь еще в этом роде. Например, вы внезапно обнаруживаете, что занимаете слишком много времени группы».

Блог о жизни и человеке с точки зрения психологии и психотерапии. Статьи, размышления, ссылки, картинки, развлечения, юмор.

Суть гештальт-терапии.

Что такое сознавание? Сознавание – это как бы «обращение внимания» на самого себя. Почему словосочетание в кавычках? Потому что внимание предполагает напряжение, усилия воли, концентрацию. А в случае с сознаванием обращение к себе происходит без напряжения, расслабленно, естественно и спонтанно. Оно как бы аморфно.

Гештальт-терапиию называют психотерапевтической техникой. Но скорее это не техника, а основа бытия. Такой естественный способ легко и эффективно жить. Этот способ не обрести легко. Он достигается через кропотливое изучение и постоянные эксперименты.

Очень редко употребляют термин «сознавание», обычно заменяя его словом «осознание». Вот и сейчас печатая этот «опус», вижу, что Ворд мне слова «сознавание» подчеркнул как неграмотные, красной линией. Но именно этот термин употреблял Пёрлз. Осознание предполагает осмысление, понимание, абстрагирование. Совсем иное сознавание. Сознавание себя — это чудо! Такое мгновение, когда воедино сливаются мысли, чувства, физические ощущения. Происходит контакт с самим собой, а не то, что нам навязали в виде понятий и убеждений.

Это я живу, я дышу, чувствую, ощущаю. Это не голова болит, а я ощущаю боль в голове, не меня пугают, а я позволяю запугивать себя. Не меня обидели, я сам обижаюсь. Это и есть ответственность. Ответственность за себя и свою жизнь.

Такого рода ответственность непросто и нелегко взять на себя. Привычно обратное явление, хвататься за навязанные стереотипы, искать себе оправдания. Но если найти в себе силы и умения эту ответственность обрести, то наградой будет власть над самим собой, своей жизнью, отношениями с другими людьми. Великое приобретение!