Онлайн тесты ГИА по обществознанию (общество). Тест по обществознанию

Примечание:

Данный вариант тестовых заданий составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания , в которых могут быть вопросы по данной теме .

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1 Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

Ответ:

Правильный ответ

социальная

2 В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Семья, армия, государство, социальный институт, партия, школа.

Ответ:

Правильный ответ

Социальный институт

3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают политические институты общества

1)органы местного самоуправления; 2) Государственная Дума 3) налоги; 4) правительство; 5)религия); 6) Общественная палата

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Правильный ответ

4 Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Исторический этап в развитии общества — это понятие общества в широком смысле.

2) Общество в узком смысле — это круг людей по интересам.

3) Население одной страны — это общество в узком смысле.

4) Население проживающее на одном континенте- это общество в широком смысле.

5) Общество в узком смысле обозначает общность происхождения.

Ответ:

Правильный ответ

5 Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВА

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Правильный ответ

6 В стране Z происходят изменения в различных сферах общества. Какие факты свидетельствуют о реализации обществом своих функций? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Изменена система выборов в законодательный орган страны. Выборы стали проводиться по смешанной системе.

2)По статистике, наблюдается увеличение появления на свет двойняшек и тройняшек.

3) В стране стали создаваться войска быстрого реагирования, что значительно усилило боеспособность армии

4)В последние десятилетия значительно увеличилось количество людей, имеющих рост выше 170 см.

5)Создание льготных условий кредитования создало благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса

6)По статистике, на одном из первых мест стоят заболевания сердечно-сосудистой системы.

Ответ:

Правильный ответ

20 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество — это ____ (А), так как состоит из нескольких взаимосвязанных _____(Б) общественной жизни. Несомненно, основой, фундаментом любого общества является_____(В) сфера, так как производство благ, удовлетворение потребностей – одна из важнейших _____(Г) общества. Для регулирования процессов, происходящих в обществе, в течение многовековой истории был создан ряд ______(Д), которые создают условия для слаженной работы каждой составной части системы. Государство — важнейший ____(Е) институт общества.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)социальные институты

2)социальная

3)система

4)в широком смысле

5)экономическая

6)духовная

8)политический

9)функция

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Социальный институт или общественный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.

Существует мнение, что характер общественных институтов, существующих в той или иной стране, определяет успех или провал развития данной страны в долгосрочной перспективе.

Будучи заимствованным из юриспруденции, в социологии понятие «институт» трактуется более широко, чем просто «учреждения», «законы», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодифицированных правил поведения членов института. Социальные институты часто являются организациями, многие из них есть системы организации. Тем не менее, некоторые институты не являются организациями или системами организации, и не требуют организации.

В русском языке нередко социальному институту дается другое название - «институция» , понимая под ней совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образа мыслей и жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним, а под «институтом» - закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения. Термин «социальный институт» вобрал в себя как «институцию» (обычаи), так и собственно «институт» (учреждения, законы), так как объединил в себе как формальные, так и неформальные «правила игры».

По материалам «Википедии»

21 Какое определение социального института приведено в тексте? Какой синоним слова «социальный» используется в нём?

Ответ:

Правильный ответ

В тексте дано следующее определение социального института: «Социальный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.»

22 Назовите три особенности социального института, названные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну особенность, не указанную в тексте.

Ответ:

Правильный ответ

1.В тексте названы следующие 3 особенности социального института:

Организует совместную деятельность людей

Способствует удовлетворению потребностей общества в целом

Способствует удовлетворению потребностей в конкретных сферах общества

2.Не названа следующая особенность: регулирует процессы в обществе.

23 Какие три признака «институции» названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какой конкретно социальный институт отражает один из данных признаков.

Ответ:

Правильный ответ

1.В тексте названы следующие 3 признака институции:

— совокупность общественных обычаев

Воплощение привычек поведения

Воплощение образа мыслей и жизни

2.Религия — это социальный институт духовной сферы общества. Для каждой религии характерен свой образ жизни и мыслей. Так в христианстве – это следование христианским заповедям (не укради, не убий и др.), осознание наказания за грехи, стремление жить безгрешно, чтобы попасть в рай.

24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что социальные институты объединили в себе

Ответ:

Правильный ответ

Социальные институты объединили в себе «как формальные, так и неформальные «правила игры».

Объяснение этого тезиса.

Формальные правила- то есть правила, законы, закреплённые официально государством. Так, в образовании существуют образовательные стандарты по каждому предмету, которые должны учитывать педагоги в работе.

Неформальные привила- это правила морали, которые устанавливаются во взаимоотношениях меду людьми в любой сфер и отражены в деятельности социальных институтов. В образовании педагог должен уважать детей, видеть в каждом личность, не только формально выполнять свои обязанности, но с душой подходить к делу.

Формальные и неформальные принципы соединены в любом социальном институте, то есть взаимодействуют, помогая эффективнее решить задачи (тот же пример школы, работы учителя)

25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах социальных институтов, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из социальных институтов..

Ответ:

Правильный ответ

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

По сферам общества выделяют социальные институты : экономические, социальные, духовные, политические.

Один из институтов в социальной сфере - это семья . Семья регулирует отношения между супругами, родителями и детьми, играет ряд важнейших функций в обществе (это социализирующая, воспитательная, репродуктивная, экономическая, эмоциональная и др.)

26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три определения общества в узком смысле.

Ответ:

Правильный ответ

Значения общества в узком смысле:

1. Круг людей по интересам . Пример: общество книголюбов, в которое входят любители чтения книг.

2.Общнсть происхождения . Пример: в царской России были сословия, принадлежность к которым передавалась по наследству: дворянское, купеческое общество, духовенство и пр.

3.Население одной страны . Пример: можно говорить о российском, американском, французском и др. обществе.

27 Аристотель в одной из своих книг поднимал проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет, сам государственный строй терпит ущерб». Существует четыре основных обучающих предмета, считал он: грамматика, гимнастика, музыка, рисование.

Какая сфера общественной жизни отражена в его книге?

О каком социальном институте ведёт речь Аристотель?

Тема 1. Общество

Тест 1. Что такое общество

Часть 1

    Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется

    1. государством

      обществом

      цивилизацией

      племенем

    Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются

    1. общественными

      цивилизационными

      экономическими

      политическими

    Какое положение из названных не относится к общественным отношениям?

    взаимодействие двух людей

    отношение между странами

    взаимоотношения между гражданином Российской Федерации и районным судом

    украшение новогодней елки

    Какое из названных утверждений относится к природе, а не к обществу?

    центром этого понятия является человек

    существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам

    основывается на определенном способе производства

    включает способы взаимодействия людей

    Что из названного не относится к понятию «социальный институт»

Часть 2

    Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе общественного развития, называется .

    Карл Маркс писал: «Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме людей». Какую обязательную составную часть понятия общества тем самым он подчеркивает?

Ответ: .

    Множество связанных между собой элементов, представляющие собой определенное целостное образование, называется .

    Отметьте признаки, относящиеся к понятию «социальная группа». Запишите цифры, под которыми они указаны.

    устойчивая совокупность людей

    выполняет конкретные общественные функции

    строится на основе определенных идеальных норм и правил поведения

    не имеет определенных стандартов поведения

Ответ: .

    Отметьте признаки, характерные для всех видов социальных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    представляют собой правила поведения общего характера

    обладает той или иной степенью обязательности

    их исполнение обеспечивается и охраняется государством

    направлены на упорядочение общественных отношений

Ответ: .

Часть 1

    Способность социальной системы включать новые части, новые общественные образования, явления и процессы в единое целое – это способность к

    1. социализации

      интеграции

      эксплуатации

      диверсификации

    Процесс приспособления организма к окружающей среде называется

    1. адаптацией

      кооперацией

      интеграцией

      детерминизмом

    Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течении длительного времени, называются

    1. цивилизацией

      формацией

      традицией

    Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется

    1. институциализацией

      кооперацией

      консолидацией

      деноминацией

    Основным элементом общества является

    государство

    социальная группа

    политическая система

Часть 2

    Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальные нормы».

Дозволение, мораль, социум, запрет, традиции, право.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: .

    Вставьте пропущенное понятие: «Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества, называются .

    Найдите в приведенном ниже списке понятия, характеризующие основные виды человеческой деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    игра

    воспитание

  1. мышление

Ответ: .

    Найди в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к политическим институтам общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    семья

    государство

    профессиональные союзы

Ответ: .

Тест 9. Наука. Образование

Часть 1

    Какому понятию из названных было дано такое определение: «Наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений»?

    1. практике

      искусству

    Какое из определений не принадлежит к определению науки

    область человеческой деятельности, вырабатывающей объективное знание о мире

    наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений

    система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире

    форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.

    Уровень познания, который имеет дело прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений, называется

    теоретическим познанием

    эмпирическим познанием

    интеллектуальным познанием

    экспериментальным познанием

    Экспериментальное естествознание возникло

    1. в X в.

      в XV в.

      в XVII в.

      в XIX в.

    Эмпирические знания не могут быть получены путем

    наблюдений

    эксперимента

    математического моделирования

Часть 2

    Вставьте пропущенные слова: «Наблюдения чистого, лишенного компонента, просто не существует. Все наблюдения, особенно экспериментальные, выполнены в свете той или иной » (К. Поппер )

    Вставьте пропущенное слово: «Под я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течении всего времени дают научному сообществу модель постановки и их решений» (Т. Кун ).

    Установите соответствие между научными парадигмами и их авторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) геоценрическая модель мира

1) А. Эйнштейн

Б) механика

2) К. Линней

В) классификация растений

3) Ч. Дарвин

Г) эволюционная теория

4) И. Ньютон

Д) теория относительности

5) Клавдия Птолемей

    Вставьте словосочетание: «Развитие науки есть последовательный переход от одной парадигмы к другой через » (Т. Кун).

    Какое слово пропущено? «Сила науки в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные , без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность».

Тест 10. Мораль. Религия

Часть 1

    Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.

Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

    Мораль не выполняет такую социальную функцию, как

    1. регуляторная

      правоохранительная

      ценностно-ориентационная

      социализирующая

    Источниками какого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд и Коран?

    научное мировоззрение

    религиозное мировоззрение

    обыденное мировоззрение

    официальная доктрина

    Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями называется

    1. убеждением

      совестью

    Выберите верное утверждение.

    убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения

    убеждения присущи только человеку с научным типом мировоззрения

    убеждения присущи только человеку с обыденным типом мировоззрения

    убеждения присущи человеку только с религиозным типом мировоззрения

Часть 2

    Вставьте пропущенное слово: « - практическая философия, прикладная наука. Изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным)».

    Вставьте пропущенное слово: «Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий называется моральным ».

    Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) аксиология

1) точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют

Б) эвдемонизм

2) учение о ценностях

В) нигилизм

3) одно из направлений в этике, возникшие в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля. Основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью

Г) релятивизм

4) отрицание всех положительных идеалов и любых повелений морали вообще

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Этическая теория Эпикура, где добро определяется как то, что приносит людям наслаждение или избавление от страдания, а зло – как то, что приводит к страданию, называется .

    Вставьте пропущенное слово: «Фридрих Ницше считал, что - энергично, целеустремленно, аристократично, добро же добропорядочно лишь по причине жизненной слабости».

Тема 1. Общество

Тест 1. Что такое общество

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Культурой < или> культура

Общественные отношения

Системой < или> система

Тест 2. Общество как сложная динамичная система

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Социальными институтами

Тест 9. Наука. Образование

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Теоретического/ теории

Парадигмами

Научную революцию

Тест 10. Мораль. Религия

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Этика/ Этику

ТЕСТ ПО ТЕМЕ ОБЩЕСТВО

    Для какого типа общества характерно становление массового стандартизированного серийного производства, механизация и автоматизация производственных процессов, преобладание экономических стимулов к труду.

    Аграрного

    Информационного

    Традиционного

    Индустриального

    Выберете верные сужения об общественном прогрессе и запишите цифры, под которыми они указаны

    Общественный прогресс не способен оказывать влияние на отношения между людьми, духовность и нравственные качества людей

    Прогресс в обществе не однозначен и относителен по своим последствиям, одни и те же открытия могут приводить как к благим последствиям, так и порожать новые средства уничтожения людей.

    Общественный прогресс включает в себя введение новых технологий, облегчающих труд человека и в том числе высвобождающих его время для отдыха и творчества, повышающих комфортность труда и быта.

    Реформа- форма общественного прогресса, предполагающие радикальные, коренные изменения в обществе, сопровождающиеся катастрофическими последствиями

    Сущность эволюции как формы общественного прогресса заключается в ограниченности и постепенности изменений, преемственности в развитии.

    Постепенные и некатастрофические преобразования в обществе, предполагающие ограниченное сочетание старого с новым, накопление перемен, характерны для такой формы социального изменений, как

  1. Революция

    Эволюция

    Деградация

    К глобальным проблемам современного мира, относящимся к экологии, воздействия человека на природу, относится:

    Действие международных террористических организаций

    Истребление лесов в джунглях Амазонки – «легких планеты»

    Снижение рождаемости в ряде развитых стран

    Локальные войны, создающие угрозу стабильности в ряде регионов

5. Характерной чертой индустриального общества является

1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду

2)слабость и неразвитость демократических институтов

3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным

4)преобладание частной формы собственности

6. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:

    на развитие всемирных религий

    на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён

    на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества

    на культурную среду

7. В отличие от природы, общество

1)является системой

2)находится в развитии

3)выступает в качестве творца культуры

4)развивается по собственным

8. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

9. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

А) разрушение основ существующего социального строя

Б) активное политическое действие народных масс

В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни

Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса

Д) сохранение фундаментальных основ общества

  1. Революция

10. Найдите в приведенном списке черты восточной цивилизации. Номера запишите в порядке возрастания.

    Уход во внутреннюю духовную жизнь

    Приоритет экономики в решении общественных проблем

    Созерцательное отношение к природе

    Ускоренный темп жизни

    Строгость поведенческих регуляторов

Разнообразие и быстрая смена художественных стилей

11. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

    революционный характер перемен

    скачкообразность

    насильственные методы

    постепенность

12. К числу глобальных проблем не относится:

    угроза ядерной войны

    распространение наркомании

    дефицит природных ресурсов

    атеизм как противопоставление религиозной идеологии

13. Демографические проблемы порождены:

    гонкой вооружения

    соперничеством СССР и США

    быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете

    загрязнением окружающей среды

14. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состо­ит в:

    эволюции человека как гармонично развитой личности

    улучшении нравов

    развитии науки и разума

    росте идеалов истины и справедливости

15. Примером влияния природных факторов на развитие общества явля­ется:

    возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах

    строительство египетских пирамид

    распад империи Карла Великого

объединение земель вокруг Москвы

16. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «традиционное общество». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « традиционное общество».

Ручной труд; сословия; индивидуальный труд; автоматизация; монархия

17. Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

18. Найдите в приведенном списке характерные черты традиционного общества. Номера запишите в порядке возрастания.

    Преимущественное развитие тяжелой промышленности

    Медленные темпы социального развития

    Жесткая, иерархическая структура общества

    Развития система общественного разделения труда

    Высокая социальная мобильность населения

Преобладание в экономике аграрного сектора

19. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует об­щество как:

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий материальный мир

4) взаимодействие людей в социальных группах

20. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе

4) совокупность форм объединения людей

А.1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1)систему 2) часть природы

3) материальный мир 4) цивилизацию

2.Общество в понимании ученых - это:

2)способы взаимодействия и формы объединения людей

3)часть живой природы, подчиняющаяся ее законам

4)материальный мир в целом

3.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

4. В отличие от природы, общество

1)является системой 3) выступает в качестве творца культуры

2)находится в развитии 4) развивается по собственным законам

5. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы 3) экономики и социальных отношений

2)экономики и политики 4) экономики и культуры

6.Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1)становление социально-ориентированной экономики

2)возрождение культурных и нравственных ценностей

3)разрыв в уровне развития между регионами планеты

4)развитие международного сотрудничества

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4)оба суждения неверны

8. Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства 3) слабый уровень разделения труда

2) преобладание промышленности 4) решающее значение сферы услуг в экономике

9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) интенсивное развитие инфраструктуры 3) преобладание патриархального типа семьи

2) компьютеризация промышленности 4) светский характер культуры

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

1) формированием рыночной экономики 3) развитием средств массовой коммуникации

2) ограничением социальной мобильности 4) организацией фабричного производства

11. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность

2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

12.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна­родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постиндустриального типа?

1) Страна имеет многоконфессиональный состав населения.

2) Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта.

3) Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей.

4) В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности.

14.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1)революционный характер перемен 3) насильственные методы

2)скачкообразность 4) постепенность

В. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Западную цивилизацию называют ____(1). Сложившееся в европейском регионе _____(2) производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда и способов воздействия на природу. В связи с этим сформировалась новая система ценностей: на первый план выдвигается активная творческая, ______(3) деятельность человека. Безусловную ценность приобрело_______(4) познание, расширяющее интеллектуальные силы человека, его изобретательные возможности. Западная цивилизация выдвинула в качестве важнейших ценностей _____(5) личности и ______(6) собственность. Главным регулятором общественных отношений являются_____(7).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

а) частная

б)коллективная

в)правовые нормы

г)индустриальная

д)приспосабливающаяся

е)интенсивное

ж)научное

з)преобразующая

и)свобода

к)религиозное

2. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1)обособление от природы

2)отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

3)способность к самоорганизации и саморазвитию

4)выделение из материального мира

5)постоянные изменения

6)возможность деградации отдельных элементов

Глобальные проблемы современности

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) поощрение; 2) позитивные санкции; 3) социальный контроль; 4) нормы

права; 5) негативные санкции.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный факт» :

1.Обводнение торфяников, 2.тушение лесных пожаров, 3.весенний паводок, 4.строительство ГЭС, 5.модернизация очистных сооружений, 6.ранние заморозки 7.парламентские выборы.

Найдите и укажите термины, «выпадающие» из общего ряда.

Ответ: ________________________

4. Выберите из предложенного списка признаки, характеризующие индустриальное общество .

5. Установите соответствие между критериями общественного прогресса и иллюстрирующие их примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

А) запрет на применение смертной казни как вида уголовного наказания

1) гуманизация общественных отношений

Б) введение юридической ответственности за жестокое обращение с животными

2) совершенствование техники и технологии

В) введение в строй нового оборудования для добычи нефти

Г) строительство вместо заводов по сжиганию мусора мусороперерабатывающих заводов

Д) расширение спектра уголовных санкций, не предусматривающих лишению свободы

Е) расширение использования энергии солнечных и ветряных электростанций

Ответ: ________________________

6.

1.Экономическая А) организация референдума о новой власти

2.Политическая Б) организация социологического опроса

3.Духовная В) написание романа

4.Социальная Г) производство товаров народного потребления

Д) проведение научного исследования

Е) принятие закона об общественных организациях

7. Выберите позиции, характеризующие общество в узком смысле слова и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1).население крупнейшей страны мира

2).объединение любителей шахмат

3).форма совместной жизнедеятельности людей

4).обособившаяся от природы часть материального мира

5).определенная стадия в истории человечества

Ответ: ________________________

8. Установите соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. 1.Традиционное А) переход от ручного к машинному производству 2. Индустриальное Б) переход к экономике услуг

В) в основе ручное ремесло 3. Постиндустриальное

Ответ: ________________________

9. Выберите из предложенного списка социальные факты, иллюстрирующие демографические глобальные проблемы современного мира.

«Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) выразило обеспокоенность ядерной программой Ирана, призвав мировое сообщество к новым санкциям против этой страны»

«Во многих европейских странах многие женщины долго не решаются заводить детей, занимаясь вопросами карьеры, участились случаи, когда женщины рожают впервые в возрасте не моложе 35 - 40 лет»

3)«Ряд африканских стран не могут справиться с неконтролируемы ростом рождаемости, международные гуманитарные организации не в состоянии обеспечить детей и матерей необходимым количеством медикаментов и продуктов питания»

«Авария на платформах компании Бритиш Петролеум в Мексиканском заливе, по мнению многих специалистов по климату, способна оказать пагубное влияние на климатические условия на планете, замедлить теплое атлантическое течение Гольфстрим»

«В Российской Федерации, впервые за многие годы, количество родившихся детей оказалось выше, чем количество умерших. Тем не менее, численность населения страны в перспективе будет сокращаться, проблему не удастся разрешить даже путем активного привлечения мигрантов»

«В Афганистане снова активизировалась деятельность движения Талибан, периодически подвергающего обстрелам крупнейшие города страны Кабул и Джелалабад»

Ответ:__________________________

10. На графике … вопрос по теме «Экономика»

11. Выберете из предложенного, то, что соответствует использованию термина «общество» в узком значении слова:

1). характеристика определенной исторической эпохи

2). характеристика определенного поведения в обществе

3). объединение людей по интересам и сфере деятельности

4).объединение людей по положению в обществе

5).жители планеты Земля

Ответ: ________________________

12 . диаграмму, содержащую информацию о распределении групп граждан страны А по уровню жизни и дохода.

Уровень жизни населения

Подберите среди приведенных характеристик страны А. те, которые отражают информацию, показанную в диаграмме.

5)Бедные и беднейшие слои населения составляют около четверти населения страны

Ответ: ________________________

13. Выберете из предложенного то, что соответствует традиционному обществу:

1) доминируют понятия семьи и религии

2) велика роль обычаев

3) отсутствие социальной мобильности

4) высокий уровень образования

5) наличие прав и свобод личности

Ответ: ________________________

14. Установите соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

А) Деятельность коммерческих банков 1. Экономическая сфера

Б) Деятельность театров и музеев 2.Духовная сфера

В) обороты денег и капиталов

Г) ВВП и ВНП

Д) НИИ и ВУЗы

Ответ:_________________

15. Выберите из предложенного списка неосновных институтов то, что соответствует основному социальному институту политики:

1) институт президентства

2) институт научно-исследовательский

3) Академия наук РФ

4) институт власти

5) парламентаризм

6) институт собственности

Ответ: ________________________

16. Выберите из предложенного списка то, что соответствует социальной сфере общества:

1) стадионы и другие спортивные сооружения

2) поликлиники и больницы

3) музеи и кинотеатры

4) автобусы и метро

5) магазины и сфера услуг

6) школы и ВУЗы

Ответ: ________________________

17. Установите соответствие общественных отношений, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

А) производственные 1) материальные отношения

Б) религиозные 2) духовные отношения

В) семейные, связанные с рождением детей

Г) политические

Д) культурные

Е) экологические

Ответ: ________________________

18. Выберите из предложенного списка то, что соответствует формам общественного развития:

1) прогресс

2) эволюция

3) реформирование

4) революция

5) модернизация

6) регресс

Ответ: ________________________

19. Отличительными признаками индустриального общества выступают:

1) наличие общественного разделения труда и специализации.

2) ценность индивидуалистических прав и свобод личности.

3) сращивание политической власти и собственности.

4) появление и развитие массовой культуры, стандартизация культуры.

5) господство сферы услуг

6) господство натурального хозяйства

Ответ: ________________________

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Важным вопросом в жизнедеятельности общества издревле являлось взаимодействие с _______________(А). Природа - среда обитания общества, во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека законами. Первоначально человек и __________(Б) являлись неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития, общество обособилось от природы, но сохранило тесную ___________(В) с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на Земле. В самых ранних ____________(Г) провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы - люди верили, что все в природе обладает душой и состоит друг с другом в родственных отношениях. От капризов погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а, в конечном счете, жизнь и смерть человека, процветание его племени или бедность и нужда.

Постепенно люди стали изменять ___________(Д) для своих хозяйственных нужд - вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа - особый мир, в котором проживает человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни старались максимально использовать окружающие условия и приспосабливаться к ним, то другие - полностью преобразовывали, приспосабливали природу к своим ____________(Е).

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

социальный институт

интернационализация

потребности

человеческие сообщества

религиозные взгляды

окружающий мир

Ответ: ________________________

Часть2

Для записи ответов на задания этой части(21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания(21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания21-24

Портрет традиционного общества

Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.

Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.

Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой - обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее - стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все - и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

(Е.В. Попов)

21. Автор указывает ряд общих черт традиционного общества. С опорой на авторский текст укажите любые шесть черт традиционного общества. Дополните авторский перечень одной из черт традиционного общества, не указанных в тексте.

Дополнительно можно указать следующую(щие) черты: …

23. Автор подчеркивает, что «Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой - обеспечивать ему защиту и стабильность». Опираясь на текст, знания, полученные при изучении материала курса, приведите по два конкретных примера ограничения общиной жизни личности и оказания личности социальной поддержки.

24. В тексте со ссылкой на чешского педагога Я.Корчака приводится суждение: «Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур». Опираясь на материал курса обществознание, изученные курсы по отечественной и всемирной истории, приведите три пояснения приведенного суждения.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, в первом укажите классификацию, а во втором, напишите информацию о деятельности одного из социальных институтов.

26. Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

27. Русский писатель М. М. Пришвин писал: «Природа может обойтись и без культуры... Но культура без природы быстро выдохнется» . Сформулируйте свое понимание приведенного высказывания. Приведите три аргумента в обоснование тезиса о необходимости неразрывной связи культуры и природы.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как динамичная система ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Для раскрытия темы необходимо 5-7 пунктов плана; 2 пункта с подпунктами-это минимум!!!, лучше написать 3-4; обязательными являются: понятие…, функции…, структура…., в завершении лучше указать на проблемы, или успехи, или взаимосвязь…можно относительно РФ…)

29 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты, поставленной автором проблемы(затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы(обозначеннойтемы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие

понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный

опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двухпримеров из различных источников)