Нуриева л.Г. Развитие речи у аутичных детей

Основные этапы работы

Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии, наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Но глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к воспитанию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы.

Первый этап. Первичный контакт
Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на несколько месяцев, поэтому к формированию взаимодействия ученика с педагогом можно приступать уже на 2-3-м занятии, после установления формального контакта с ребенком. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. За это время определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные - раскачивание на качелях, тактильные - щекотка, сенсорные - трещотки и пищевые). Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.

Второй этап. Первичные учебные навыки
В случае, когда у ребенка имеется выраженная отрицательная реакция на занятия за столом, лучше сначала раскладывать приготовленный для урока материал (мозаика, бусы, пазлы, картинки и т. п.) там, где он чувствует себя комфортнее, например на полу. Картинку или игрушку, на которую ребенок обратил внимание, нужно переложить на стол и как бы забыть о ней. Вероятнее всего, ребенок будет невзначай подходить к столу, и брать в руки уже знакомые предметы. Постепенно страх исчезнет, и можно будет проводить занятия за столом.

Роль мамы на занятии
Часто присутствие мамы на занятии необходимо для ребенка. Чтобы ее помощь была эффективна, мама должна овладеть приемами взаимодействия с малышом. За столом ребенок может сидеть на коленях у мамы, что дает ему ощущение безопасности. Сначала мама берет руки ребенка в свои и действует вместе с ним. Нужно научиться чутко улавливать начало самостоятельного движения рук ребенка и давать ему больше свободы. Постепенно помощь мамы сводится к подталкиванию локтя малыша, чтобы он начал действовать самостоятельно.

По мере укрепления эмоционального контакта ученика с педагогом роль мамы на занятии начнет уменьшаться. Малыш будет сидеть уже не на коленях, а рядом с мамой. Потом мама может пересесть в дальний конец комнаты (бывает, что ребенок просит маму выйти за дверь). Это означает, что он чувствует себя комфортно и уверенно на занятиях.

Организация занятий и рабочего места
Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. Подготовленный к работе материал кладется слева от ребенка, выполненное задание - справа. Убирать дидактический материал и перекладывать его на правую сторону стола ученик должен самостоятельно или с незначительной помощью. На первых порах ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание. От ученика лишь требуется по окончании каждого элемента работы разложить дидактический материал по коробкам или пакетам. После того, как ребенок выполнил это действие, следует поощрить его ранее определенным способом. Так ребенок удерживается в рамках структурированной деятельности и отходит от стола с положительным чувством завершенности работы.

Работа над опорными коммуникативными навыками
Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне своих губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.

На данном этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. В качестве стимульного материала подойдут парные картинки или предметы. Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на картинке до момента ее передачи в его руки. Этого можно добиться простым способом: вместе с картинкой педагог держит в руке лакомство. Ребенок отележивает приближение к нему вкусного кусочка (с карточкой) и получает его, если удерживает взор на картинке достаточное время.

Третий этап. Работа над указательным жестом и жестами «ДА», «НЕТ»
Спонтанное применение жестов «да», «нет» и указательного жеста детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми.

На занятиях педагог регулярно задает ученику вопросы:

«Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его утвердительно кивнуть головой. Если ребенок не делает этого самостоятельно, следует слегка нажать ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью рук педагога, вводим жест «нет». Сначала используем те же вопросы, но задаем их, пока задание не завершено. Затем жесты «да», «нет» употребляются в качестве ответов на различные вопросы.

Одновременно отрабатывается указательный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добавляем еще одну: «Покажи». Педагог фиксирует кисть ребенка в положении жеста и учит четко устанавливать палец на нужном предмете или картинке.

Несмотря на некоторую механистичность в использовании жестов, нужно поощрять их применение ребенком, так как этот минимальный набор невербальной коммуникации позволяет родителям определять желания ребенка, тем самым устраняя многие конфликтные ситуации.

При работе с пазлами, деревянными рамками и другими заданиями на конструктивный праксис, используется речевая инструкция: «Двигай». Когда ребенок совмещает кусочки мозаики или пазлы (с помощью взрослого), слово «Двигай» повторяется до тех пор, пока деталь четко не встанет на место. В этот момент нужно провести ручкой ребенка по собранному полю, определяя отсутствие зазоров и выпуклостей, повторяя при этом: «Гладко получилось». Ровность и гладкость рабочего материала служит критерием правильности сборки, после чего ребенок поощряется.

Четвертый этап. Обучение чтению
Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:

Аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
- послоговое чтение;
- глобальное чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом. Однако если обучать ребенка только приемам глобального чтения, довольно скоро наступает момент, когда механическая память перестает удерживать накапливающийся объем слов. При нормальном развитии речи всю аналитическую работу по вычленению фонемы как основной составляющей единицы устной речи ребенок выполняет самостоятельно. Для выделения отдельной буквы из слова и соотнесения ее с определенным звуком такому ребенку тоже не требуется значительная помощь со стороны взрослого. В условиях патологического становления речи малыш не в состоянии сам произвести столь сложный анализ речевых единиц, поэтому без специального обучения он не сможет перейти от фотографического «угадывания» слов к истинному чтению.

Глобальное чтение
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв - от 2 до 5 сантиметров.

При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

ВИДЫ РАБОТ:
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных). Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ученика требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина».

Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.

После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие.

Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.

3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

Тематика предложений:

Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и т. д. - здесь удобно работать перед зеркалом);
- план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и т. д.). Предъявляя карточки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.

4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

Кошка сидит.
Кошка спит.
Кошка бежит.

Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

Послоговое чтение

Для того чтобы составить достаточное количество слоговых таблиц, нужно знать основные типы слогов:

Открытые: согласный + гласный (па, мо);
- закрытые: гласный + согласный (ап, ом).

В таблице может быть взята одна согласная буква в сочетании с различными гласными (па, по, пу...) или одна гласная с разными согласными (ам, ап, ак...).

ВИДЫ РАБОТ:
1. Чтение слоговых таблиц из открытых слогов. Таблицы изготавливаются по принципу лото с парными картинками.

Ребенок выбирает слог на маленькой карточке и кладет его на соответствующий слог на большой карте. Педагог при этом четко произносит написанное, следя за тем, чтобы взгляд ребенка в момент проговаривания зафиксировался на губах взрослого.

2. Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов закрытого типа. Подбираются пластмассовые гласные и согласные буквы, которые накладываются поверх написанных букв. Гласные произносятся протяжно, а соответствующие им пластмассовые буквы передвигаются к согласным, т. е. «ходят к ним в гости».

3. Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии (10-15 см) друг от друга. Между буквами плавно растягивается толстая нитка или резинка (резинка обычно больше нравится детям, но если ее «щелканье» пугает ребенка, лучше взять нитку).

Н-А М-О

Кончик резинки, завязанный в узел, ребенок прижимает пальчиком или ладошкой к согласной букве, а другой рукой тянет свободный конец резинки к гласной букве. Педагог озвучивает слог: пока резинка тянется, длительно произносится согласный звук, когда резинка щелкает, присоединяется гласный (например: «ммм-о», «ннн-а»).

Аналитико-синтетическое чтение
В первую очередь формируем навык звукобуквенного анализа начала слова. Становление этого навыка требует большого количества упражнений, поэтому нужно изготовить достаточное число дидактических пособий, чтобы занятия не были однообразными для ребенка.

ВИДЫ РАБОТ:

1. На большой карте с четкими картинками (можно использовать различные лото) ребенок раскладывает маленькие карточки с начальными буквами названий картинок. Сначала мы оказываем ему значительную помощь: буквы четко называем, держа карточку так, чтобы ребенок видел движения губ; другой рукой показываем картинку на большой карте. Продолжая произносить звук, приближаем букву к ребенку (чтобы он отслеживал взглядом движение буквы, можно использовать кусочек лакомства, как и при работе с парными картинками), затем отдаем карточку с буквой ученику (лакомство он съедает в момент передачи). Используя подсказку педагога в виде указательного жеста, ребенок кладет букву на соответствующую картинку. Со временем он должен научиться самостоятельно раскладывать все буквы на нужные картинки.

Возможен обратный вариант игры: на большой карте напечатаны начальные буквы из слов, обозначающих картинки на маленьких карточках.

Ребенок раскладывает предлагаемые ему картинки, названия которых начинаются на соответствующие буквам звуки. Первоначально можно поддерживать руки ребенка и помогать ему отыскивать нужный «домик».

Лучше подбирать пары букв, обозначающие как можно более контрастные звуки.

4. Обязательно должно быть пособие, которое ребенок может взять в любое время и рассматривать его так, как ему хочется. Таким пособием Может стать альбом-азбука, в который мы постепенно зарисовываем картинки на определенный звук. Рисовать лучше так, чтобы ребенок видел процесс заполнения страниц, при этом обговаривая и обсуждая с ним рисунки. Так как альбом может быстро истрепаться, на рисунки не нужно тратить много времени, а в случае необходимости восстанавливать испорченные страницы.

Когда ребенок научится слышать начало слова, можно начинать работу по формированию звукобуквенного анализа конца слова.

ВИДЫ РАБОТ:
1. На большой карте нарисованы картинки, названия которых заканчиваются на определенный звук. Рядом с картинкой находится «окошечко» с крупно написанной последней буквой слова. Мы выделяем голосом конец слова, ребенок кладет пластмассовую букву на напечатанную в «окошечке».

Замечания: для упражнения нельзя использовать парные звонкие согласные (Б, В, Г, 3, Д, Ж), так как они оглушаются на конце и звук не совпадает с буквой; нельзя использовать йотированные гласные буквы (Я, Е, Ё, Ю поскольку их звучание также не соответствует буквенному обозначению.

2. Под картинку кладется соответствующее слово. Мы четко проговариваем его, выделяя последний звук. Ребенок находит среди нескольких пластмассовых букв нужную и кладет на последнюю букву в слове.

Комплексные упражнения

Очень полезны упражнения, сочетающие в себе элементы глобального и побуквенного чтения. Изготавливаются карточки (удобный формат - половина альбомного листа) с картинками и соответствующими им словами. Слова печатаются шрифтом, по размеру совпадающим с высотой пластмассовых букв. Ребенок смотрит на слово под картинкой и накладывает сверху такие же пластмассовые буквы. Педагог четко прочитывает слово. Затем собранное из букв слово сдвигается с карточки на стол, напечатанное на бумаге название картинки закрывается, а ребенку предлагается определить, под какой картинкой такое же слово, как и у него на столе. Сначала ребенок делает выбор из двух карточек, потом из 3-4. Когда выбор сделан, слово под картинкой открывается и сравнивается с образцом на столе. Слова подбираются по принципу увеличения количества букв:

На первых карточках используются звукоподражательные слова из одной буквы («а» - плач ребенка, «у» - гудение поезда, «о» - жалобный стон, «э» - укоризненное восклицание, «ф» - лопнувший шарик, «т» - стук колес, «в» - завывание ветра, «р» - рычание собаки, «б-б» - чайник кипит и гремит крышкой, «с» - льется вода из крана, «ш» - шипение змеи и т.п.);
- слова из двух букв («иа», «на», «га-га», «но», «пи-пи», «би-би», «ме», «бе», «ку-ку», «гу-гу», «ду-ду», «ту-ту», «ай-ай», «ой-ой» и т.п.);
- слова из трех букв («шар», «бах», «кап», «ква», «рак», «мак», «дай», «бам», «лак», «дом», «пол», «кот», «сок», «бом», «лом», «сом», «мох», «ток», «нос», «цок», «гол», «оса», «том», «лук», «жук», «сук», «дул», «душ», «тук», «дым», «сыр», «пых», «кря», «мяу», «тяф», «мяч» и т.п.);
- слова из четырех букв («утка», «мост», «миша», «сани», «рыба», «рыбы», «ваза», «вазы», «коза», «козы» и т.п.).

Если есть необходимость, можно взять слова из 5-6 букв, но обычно это не требуется, так как на этапе работы со словами из четырех букв ребенок уже овладевает первыми навыками чтения.

Галина Литвиненко

Педагогический опыт обучения чтению детей дошкольного возраста

«Метод глобального чтения (единица чтения - слово ) »

Суть метода состоит в том , что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова , словосочетания , короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов . Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана) . Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана "Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга. " в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.

В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербальной- фонематическом методе , от буквы к слогу, от слога к слову . Обучение чтению глобальным способом происходит "с другого конца", в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребёнка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам , падежные окончания. Когда мозг накапливает определённое количество речевой информации, он начинает её анализировать. По таким же естественным принципам и законам идёт и обучением в глобальном методе письменному языку - чтению , печатанию, а впоследствии письму.

Сильной стороной детей с "особенностями развития" является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально ) - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимание, дети с синдромом Дауна и аутизмом с лёгкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет разбивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.

В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы "Читаем с пелёнок". Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным , потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами . Мышление же неразрывно связано с речью.

Суть обучения состоит в том, что ребёнку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом , он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова , а лишь потом начинают разделять их по буквам.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга - правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое , но преобладание в работе полушарий отмечается. Естественно, мозг работает, как единое целое , но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария - словесно -логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария - конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирования за счёт этого целостного и многозначного контекста.

У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет - функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста) ; неустойчивость внимания - запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки "левшества". Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, то есть целиком (глобально ) - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению ) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определенную систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами ) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и говорящими воспитанниками.

Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития "Умница", Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки всей существующей российской системы образования.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых детей, но и здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.

В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно и является целью чтения вообще . Мы читаем не для того, чтобы соединить как можно слов , а чтобы понять "о чём тут написано?" До глобального чтения доходят все люди . Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов ) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст - и вы в этом убедитесь!

Показательный пример

По рзелульататам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Обучать глобальному чтению можно с раннего детства. Наиболее доступный, на мой взгляд, для обучения чтению малышей- двухлетний возраст. Это когда ребенок запоминает все слово целиком . Меня очень увлек этот метод обучения . Имея маленькую дочь, я решила опробовать эту методику . Дидактический материал легко можно изготовить самим. Берем плотный белый картон, нарезаем полоски шириной примерно 5 см., затем на этих полосках маркером пишем печатными буквами слова . Самое главное здесь- аккуратность. Рекомендуется обвести карточку маркером.

Как проходит занятие.

Начинаете показывать в первый день- одно слово , затем добавляете каждый показ по одному новому слову и , дойдя до 15 слов , останавливаетесь. Одно занятие длиться 15 секунд! Затем, самое старое слово убираете , одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов , который каждый раз обновляется одним словом .

В своей старшей группе я занимаюсь с детьми по их желанию и заинтересованностью. Использую стопочку из15 карточек, сажаю ребенка перед собой на некотором расстоянии и бодро и весело показываю карточку и говорю то, что на ней написано - только одно слово без комментариев . И так все карточки - показала и произнесла (можно карточки на обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово нужно так , как вы его обычно говорите, т. е. не (молоко, а (малако) . После всего этого 15-ти секундного действия я обязательно хвалю ребенка.

Очень многим родителям хочется побыстрее узнать, что же малыш запомнил. Но проверять ребенка можно только тогда, когда вы точно будете уверены, что он знает.

Самое главное!

Это не должно становиться самоцелью - чтобы ребенок в 2 или 3 года читал! Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем соответствующие отделы памяти, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений , активизируем работу мозга.

Темы карточек.

1."семья"(мама, папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е, дядя, братик и так далее.

2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т. д.)

3. игрушечные звери (которые у вас есть- то есть ребенок их знает : зайка, киса, слоник, петушок, ослик, хрюша (именно такие "игрушечные" названия) ; можно напечатать и слова , обозначающие "кто как говорит"- "хрю-хрю", "га-га-га", "мяу".

4. любимые игрушки (барабан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т. д.)

5. что окружает в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т. д.)

6. любимая еда (молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, вода и т. д.)

7. знакомые действия (глаголы в неопределенной форме : спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить).

Как можно использовать активные карточки.

Активные карточки можно давать ребенку в руки, можно с ними играть как угодно, и в первую очередь - в различные сюжетные игры : магазин, автоперевозки, ресторан, обед и т. д. Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта (какого-нибудь мишку, делаем ему заказ. Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина (активные карточки) - "мороженое", "пирожное", конфета", "сок", "чай" т. д. Читаем и играем.

Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно прикреплять к каждой игрушке ее имя. Можно зверей "кормить"- раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему" кто что ест". Можно разыскать мам для потерявшихся деток (карточки" щенок" - к собаке, " теленок" - к корове и т. д.) Можно перевозить" мебель "(карточки слов ) на машинах. Можно играть в магазин- используем слова в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой занимаемся. С активными карточками дети любят играть в "Угадайку". Раскладывайте карточки той стороной, на которой написано слово . Сначала прочитайте сами все слова , желательно несколько раз. Затем карточки перекладываем в другом порядке. Ребенок угадывает, где какое слово написано . Называет слово , переворачивает карточку. Если картинка совпала с названным словом - все в порядке . Если нет- переворачиваем опять той стороной, где слово . И так до тех пор, пока все карточки не будут перевернуты. При угадывании, не надо спрашивать у ребенка "Что здесь написано?", лучше попросить показать слово : "Как ты думаешь, где написано "мишка", покажи".

Таким образом, можно придумать множество различных игр.

Необходимо помнить, что каждый ребенок-это индивидуальность! Наша задача не напрягать ребенка, а сделать так, чтобы ему было интересно играть в карточки Домана. Именно играть, а не настаивать на запоминании и обучении.





Решая вопрос о том, как эффективно донести до родителей и опекунов основы обучения грамотности детей с аутизмом, я всегда сначала определяю, что мы находимся в одном контексте. Я предполагаю, что большинство родителей, которые читают эту статью, заинтересованы в том, чтобы научить чтению ребенка в возрасте до семи лет, хотя некоторые из описанных здесь идей могут помочь и детям более старшего возраста.

Я также предположу, что все читатели знают о триаде нарушений при аутизме и ее разнообразных последствиях для детей. Кроме того, мне кажется важным отметить, что люди с аутизмом очень часто представляют собой клинически «грязную» картину. У многих из них есть ряд других трудностей, которые значительно влияют на их опыт, их понимание мира и, следовательно, на их стиль обучения и потребности.

Некоторые дети с аутизмом имеют СДВ или СДВГ. У некоторых есть диспраксия или дислексия. Есть множество комбинаций нарушений, связанных с аутизмом. Они все играют роль в описании, определении и понимании учебных потребностей каждого ребенка.

Согласно моему опыту, каждый родитель лучше всего знает сильные и слабые стороны своего ребенка. Возможно, поддерживают специалисты, которые помогли вам прояснить картину, а может быть и нет.

Большинство родителей понимают стиль обучения и потребности своего ребенка лучше, чем кто бы то ни было. Вам может помочь наблюдение за другими детьми в семье или не аутичными детьми друзей, которые проходят различные этапы развития в ожидаемое время. Это помогает лучше определить, что еще не умеет делать ваш ребенок с аутизмом, что у него получается хорошо, и где именно существуют пробелы в развитии. Очень важно определить, на каком этапе развития находятся способности овладения чтением у вашего ребенка. Ниже приводится проверочный список до и во время обучения чтению: отметьте на этом списке те пункты, которые ваш ребенок может неоднократно выполнять в обыденных ситуациях. Первый пробел, который вы обнаружите – это тот навык, которым вы должны заняться. Хорошо, это вы сделаете в первую очередь. Что же делать дальше?

Если ваш ребенок любит книги или книги, связанные с его специальным интересом, например, «Паровозиком Томасом», динозаврами или покемонами, то, разумеется, вам следует использовать именно эти книги, чтобы развить удовольствие от чтения и от книг. Читайте эти книги ребенку, даже если потребуется делать это множество раз.

Лучше всего выделить специальное время в расписании ребенка для чтения книг. Дома лучше использовать расписание с картинками, чтобы показывать ребенку, какие занятия ждут его сейчас, включая занятия с книгами. Существуют специальные компьютерные программы, которые позволят вам сделать отличные символы для такого визуального расписания. Под каждым символом обязательно нужно размещать соответствующее слово. Используйте полоску из липкой ленты, чтобы прикреплять карточки с символами и словами в соответствии с расписанием последовательности действий в течение всего дня.

Исследование Университета Саутхэмптона показало, что детям с особыми потребностями бывает проще учиться читать, если они учатся пользоваться символами с подписями – это помогает им начать ассоциировать слова с символами. Благодаря таким картинкам с подписью некоторые дети могут научиться читать отдельные слова. А наличие простого визуального расписания помогает ребенку с аутизмом понять, что происходит сейчас и что случится потом. Это снижает тревожность, увеличивает восприятие информации, способствует спокойствию ребенка и повышает его самооценку.

У детей с аутизмом часто не развиваются навыки указания на предметы пальцем на ожидаемой стадии развития. Это очень важный навык, который можно включить в разглядывание специфических картинок и слов в книге вместе с вашим ребенком. Вы можете придать пальцам ребенка указующую форму и сказать «(Имя ребенка) показывает на паровозик».

Возможно, вам придется повторять это снова и снова в самых различных ситуациях. Первоначально ребенок может сопротивляться, но вы продолжайте попытки, сохраняя позитивный и спокойный тон голоса. Повторите то, что произошло, используя одобряющий тон и язык. Например, вы можете сказать: «Питер так хорошо показал на паровозик, молодец».

Первоначально ребенку может не нравится просто сидеть рядом с вами и смотреть в книгу. Не сдавайтесь и поддерживайте ребенка в том, чтобы сидеть рядом с вами и смотреть в книгу. Это значит, что вы должны очень четко дать понять ребенку, чего вы от него хотите. Используйте короткие и понятные предложения. Например: «Питер смотрит в книгу вместе с мамой/папой». Не варьируйте язык и не заменяйте слова на другие. Решите, какую именно фразу вы будете использовать в каждой конкретной ситуации и говорите именно ее. Договоритесь со всеми членами семьи о том, какой язык использовать в разговорах с вашим ребенком, и придерживайтесь этого языка постоянно.

Такая последовательность и определенность в языке помогает ребенку в обучении всем навыкам. Короткие и ясные предложения, несложная и последовательная речь, спокойный и ровный тон – все это необходимые элементы, которые способствуют усвоению информации. Такую речь следует использовать на протяжении всего дня и не только при обучении чтению.

Возможно, что сначала вам придется держать вашего извивающегося, кричащего, сопротивляющегося ребенка, чтобы приучить его смотреть в книгу. Это очень важно: когда вы сидите и удерживаете ребенка, несмотря на протесты, вы учите его очень важным навыкам, которые могут открыть ему двери к образованию. Проще делать это, пока ребенок еще совсем маленький. Учить навыкам учебы (сидеть тихо и сосредоточиться) крупного ребенка 7-8 лет будет крайне сложно и иногда опасно. Сопротивление со стороны ребенка уменьшится, когда ребенок начнет получать удовольствие от занятия.

Язык и тон речи играют первостепенное значение. Даже если ребенок начнет сопротивляться и кричать, продолжайте улыбаться, говорите доброжелательно и уверенно, «хорошо смотришь в книгу, Питер, молодец». Если ребенок делает то, чего вы от него добиваетесь, тут же его награждайте. Не забывайте показывать и говорить: «Питер, посмотри на собаку. Хорошо посмотрел, Питер, молодец».

Всегда давайте ребенку небольшую награду, если он выполняет упражнение и смотрит в книгу. Вы лучше других знаете, какая именно награда может заинтересовать вашего ребенка. Это может быть награда едой: один чипс, изюминка, кусочек печенья или что-то еще, что ребенок очень сильно любит. Главное, чтобы ребенок начал ассоциировать это занятие с похвалой и наградами. Ничто не может изменить поведение ребенка так, как его собственный интерес. Потребность угодить вам может быть слабой мотивацией для ребенка, но потребность угодить самому себе – это очень сильный мотив. Мы все такие.

Возможно, прежде чем попытаться приучать ребенка к книгам, вам следует заняться предыдущей стадией развития. В конце концов, грамотность – помимо прочего – требует понимания устной речи и визуальных символов. Людям с аутизмом сложно понять значение всего спектра языка. В рамках этой статьи мы можем лишь бегло упомянуть об этом. Если мы посмотрим на подготовку к чтению, то мы должны гарантировать, что наши дети понимают значение и смысл того языка, который мы используем с ними каждый день.

При хронологически последовательном развитии дети ползают, исследую окружающую обстановку и берут в руки различные предметы. Родители или опекуны называют эти предметы, как только ребенок берет их. Этот процесс повторяется снова и снова, и ребенок начинает понимать, что определенные звуки, которые издают другие люди, связаны с определенным предметом, например, машинкой. Они начинают понимать значение этих звуков. Теперь, когда кто-то скажет «машинка», у них перед мысленным взором появляется изображение машинки. Они поняли значение и смысл определенной части языка.

У детей с аутизмом не происходит такого естественного процесса, и они не проводят многочисленные связи между различными данными, как это делают не аутичные дети. Мы должны учить их словам постепенно, многократно называя предметы и занятия одним и тем же образом. Процесс многократного называния должен стать естественной частью повседневных ситуаций в жизни ребенка. Исследования показывают, что дети с нарушениями речи любого рода лучше всего учатся в естественных структурированных ситуациях. Например, когда ребенок обедает или делает перерыв, чтобы попить. Покажите ребенку чашку: «Смотри, чашка Питера. Мама/папа наливает сок в чашку. Питер пьет. Хорошо пьешь, Питер, молодец».

Воспроизводите аналогичные повседневные ситуации с помощью мягких игрушек/кукол. Во время этих проигрышей используйте такой же язык. «Смотри, чашка мишки». Изобразите, как вы поите соком паровозик, динозавра или другую любимую игрушку ребенка. Повторите такую же ситуацию, что и в жизни ребенка, сопровождая ее таким же языком. Это способствует развитию навыков символической игры у ребенка, а также ведет к формированию социальных навыков.

Сфотографируйте подобные повседневные ситуации с ребенком, а также проигрыши с его любимой игрушкой. Сделайте книгу из этих фотографий. Фотокамера и ламинатор – незаменимые для вас инструменты. Но если у вас их нет, то используйте уже существующие фотографии, клей, карточки и липкую ленту. Сшейте и прошнуруйте книгу. Такие самодельные книги о вашей домашней жизни будут иметь прямой смысл для ребенка, и они смогут улучшать его навыки речи, понимания, а также навыки обращения с книгами и обучения.

Помните, дети с нарушениями речи нуждаются в том, чтобы им все повторяли тысячи раз, только так они могут научиться.

Сделайте ребенку книги о вашем доме, членах семьи, питомцах, предметах, занятиях и событиях, во время которых присутствовал ребенок. К каждой странице добавьте простой печатный текст. Начните с одного слова для каждой картинки. Хорошее начало – имя самого ребенка. Затем можно добавить такие слова как мама, папа, имя брата или сестры, названия любимых предметов, игрушек или имена домашних животных. Во время чтения такой книги всегда поощряйте указание пальцем.

Скажите ребенку, на что он должен показать: «Питер, покажи на Бена». Придайте его руке нужную форму, укажите его пальцем и похвалите его. «Хорошо показал, Питер». Потом просите показать на соответствующее слово: «Покажи на слово «Бен». Подведите к слову его палец и похвалите его. Такие действия придется повторять множество раз.

Сделайте набор карточек с такими же фотографиями и отдельные слова-подписи. Пусть сначала каждая фотография будет с соответствующим словом. Говорите при этом: «Питер, здесь написано Бен, посмотри на Бена». Водите рукой ребенка, связывая слово и фотографию. Говорите: «Очень хорошо, Питер, слово Бен, картинка с Беном». Увеличивайте количество фотографий и соответствующих им слов по одной, по мере прогресса ребенка. Всегда используйте как можно больше словесной похвалы, если необходимо, поощряйте ребенка какой-то очень значимой для него наградой за каждое правильное действие. Это поможет ребенку ассоциировать данный опыт со своим личным удовольствием. Делайте это, даже если вся сессия работы с книгой встречает сильное или умеренное сопротивление ребенка. Во время работы ребенок всегда должен добиваться успеха, даже если вы будете «тащить» его на протяжении всего задания. Убедитесь, что задание реалистично, и что оно соответствует уровню знаний и понимания ребенка.

Если ребенок научился со временем правильно подбирать картинки и слова, то вы можете попробовать использовать одни слова без картинок, говоря: «Питер, дай маме/папе слово Бен». Постепенно увеличивайте количество слов. Если ребенок успешно справляется с такими заданиями, то, скорее всего, его можно научить читать с помощью подхода «слова целиком» вместе с фоническим знанием для поддержки развития на следующей стадии.

Помните, что дети с аутизмом учатся только тому, что значимо лично для них или как-то связано с важным для них опытом. Они поймут связь и значение письменной речи, если использовать слова, которые значимы и связаны с данным конкретным ребенком.

Контрольный список до обучения чтению

Может дать правильный предмет по просьбе взрослого при отсутствии выбора

Может дать правильный предмет по просьбе взрослого, выбрав из двух предметов

Может дать правильный предмет по просьбе взрослого, выбрав из нескольких различных предметов

Может спонтанно указывать на предметы

Может указывать на предметы по просьбе взрослого

Может выбрать правильную фотографию в ответ на просьбу взрослого

Может определить две одинаковые фотографии

Может определить слово под фотографией

Может подобрать слово к фотографии при отсутствии выбора

Может подобрать слово к фотографии при наличии выбора из двух слов

Может подобрать слово к фотографии при наличии выбора из трех слов

Может подобрать слово к фотографии при наличии выбора из четырех слов

Может подобрать слово к фотографии при наличии выбора из более чем четырех слов

Контрольный список по обучению чтению

Может смотреть на картинку и говорить о ней

Может показать на определенный предмет на картинке по просьбе

Может отвечать на вопросы «что» о картинке

Может отвечать на вопросы «почему» о картинке

Может отвечать на вопросы «кто» о картинке

Демонстрирует понимание того, что текст имеет определенный смысл

Может показать и повторить текст, который только что был прочитан

Может определить в тексте имя персонажа

Может определить отдельные слова в тексте

Может определить некоторые слова в тексте с помощью фонических подсказок

Может использовать разделение на слоги для декодирования слов

Может использовать суффиксы для декодирования слов

Может найти различные слова в тексте, если они выбираются случайно и вне контекста

Может ответить на вопросы, непосредственно связанные с текстом

Может вспомнить последовательность истории и пересказать ее собственными словами

Оставлен Лизавета Вс, 04/09/2016 - 00:00

Описание:

Описывается разработанная специалистами Даунсайд Ап программа формирования речевых средств общения у детей с синдромом Дауна. Она учитывает первоначальный детский лексикон и создает возможности для реализации активной позиции родителей в процессе обучения ребенка. Программа предполагает наличие двух этапов, обучающего и развивающего, что позволяет начинать работу с учетом возраста и уровня развития ребенка.

Дата публикации:

30/08/16

Основной период. Развитие активной речи с помощью метода глобального чтения

Из профиля психомоторного развития детей с синдромом Дауна известно, что зрительное восприятие и зрительная память являются их сильными сторонами. Это дает возможность использовать зрительные стимулы для активизации собственной речи малыша. К таким стимулам можно отнести не только игрушки, картинки и жесты, но и таблички с написанными на них словами. Важно понимать, что использование табличек позволяет увидеть слово, чего не дают другие методы визуальной поддержки. Метод обучению детей глобальному чтению как средству визуальной поддержки для овладения активной речью давно используется отечественными и зарубежными специалистами. Дети в раннем возрасте учатся читать, воспринимая написанное на табличке слово целиком.

Начинать занятия по обучению глобальному чтению нужно, с одной стороны, достаточно рано, а с другой – с учетом готовности ребенка к занятиям. Эта готовность проявляется в следующих параметрах:

  • в понимании речи (ребенок понимает 50 или более слов);
  • в умении подбирать пары: картинка к картинке, картинка к игрушке;
  • в наличии интереса (ребенок рассматривает картинки, книжки, узнает изображения).

Формирование данных навыков является задачей подготовительного этапа, описанного выше.

Этапы обучения глобальному чтению

  1. Обучение чтению слов.
  2. Составление фразы из 2-3 знакомых слов.
  3. Составление рассказа по серии из 2-4 знакомых картинок.

Занятия на каждом этапе предполагают использование определенного набора картинок, табличек, карт для составления фразы и для работы над слоговой структурой. В методическом пособии четко прописаны умения ребенка, необходимые для перехода на следующий этап занятий. Использование контрольных таблиц, в которых взрослый отмечает успехи ребенка (понимание речи, активный словарь), позволяет не только специалисту, но и родителям правильно подобрать речевой материал, а также определить, на каком этапе находится малыш и когда можно переходить к следующему. Кроме конкретных методических рекомендаций, описываются дополнительные упражнения и игры, во время которых можно закреплять новые навыки.

  • Предметные картинки.
  • Простые сюжетные картинки с каким-либо персонажем, совершающим различные действия (например, «зайка ест», «зайка спит», «зайка идет»), и комплект картинок с другим персонажем, совершающим такие же действия. Сюжетные картинки должны быть лаконичными, без лишних, отвлекающих деталей.
  • Парные таблички к предметным и сюжетным картинкам с написанными на них словами.
  • Карты для составления фраз из 2 и 3 слов.
  • «Карты-ладошки» для усвоения слоговой структуры слова.
Этап обучения чтению слов

1-я ступень. Подбор парных табличек со словами

  • понимает значение этих слов (узнает картинки, соответствующие предметы, может ответить на вопросы «Где …?», «Покажи …»);
  • умеет подбирать парные картинки, играть в лото, может выполнить просьбу «Найди такую же картинку»;
  • понимает смысл жеста «одинаковые».


На этой ступени ребенок учится подкладывать табличку к соответствующей картинке. Взрослый кладет перед ребенком три знакомые картинки. Потом поочередно предлагает малышу таблички со словом, называет сам это слово и просит подложить его к соответствующей картинке. На первых порах ребенку бывает трудно осуществить само действие (подвинуть табличку к картинке), поэтому некоторое время нужно уделить формированию этого навыка.

Для организации первых занятий мы предлагаем выбирать картинки со значимыми для малыша изображениями, обычно это фото близких взрослых - мамы, папы, бабушки и самого ребенка. Затем, когда таблички со словами разложены под картинками, взрослый предъявляет одну из парных табличек и просит ребенка найти такую же . Очень важно в этот момент не называть слово («Найди, где мама»), тогда ребенок будет ориентироваться на изображение. Если на подготовительном этапе ребенок научился различать картинки, подбирать пары, ему знакомо понятие «одинаковые», «такой же», то, как правило, ему бывает несложно перенести навык на работу с табличками со словами.

Для упражнений на этой ступени подбираются не только слова-названия, но и слова-действия (если они знакомы ребенку и он может каким-либо образом их озвучить). Для работы со словами-действиями подбираются простые сюжетные картинки или фотографии.


2-я ступень. Выбор таблички со словом из нескольких (узнавание слова)

Можно приступать к данному заданию, если ребенок обладает следующими навыками:

  • узнает изображение на картинке;
  • может играть в лото и подбирать парные картинки;
  • может выполнить просьбу: «Найди такую же картинку»;
  • умеет отвечать на вопрос / понимает смысл вопроса «Они одинаковые?».

Малыш учится узнавать написанное на табличке слово и соотносить его с изображением на картинке. Для занятий на этой ступени подходят слова, с которыми ребенок познакомился на предыдущей ступени. Взрослый показывает малышу картинку, называет ее и предлагает из двух табличек со словами выбрать соответствующее слово. Ребенок выбирает табличку и кладет к картинке. Другой вариант упражнения: подписать картинки с обратной стороны, положить перед ребенком несколько штук и попросить найти то или иное слово, например «мишка». После этого вместе с ребенком перевернуть картинку лицевой стороной вверх и проверить, действительно ли на картинке изображен мишка. Для упрощения задания можно подбирать слова, разные по длине и звуковому составу, например «мишка» и «суп».

3-я ступень. Называние слова

Можно приступать к данному заданию, если ребенок обладает следующими навыками:

  • подбирает парные таблички со словами друг к другу;
  • выбирает нужное слово из нескольких табличек.

Этот этап является повторением и закреплением материала, усвоенного ранее, и потому часто бывает, что к этому времени ребенок называет слово так, как оно написано на табличке.

На занятиях в Даунсайд Ап упражнения по обучению чтению слов являются составной частью групповых занятий адаптационной группы второго года обучения (для детей 2-3 лет) и групп поддерживающего обучения (для детей 3-6 лет). На логопедической части фронтального занятия дети поочередно работают с картинками, фото, табличками, картами лото. Обязательным элементом занятия является работа с индивидуальными альбомами («говорильным» и альбомом по глобальному чтению). Кроме того, дети, посещающие группу поддерживающего обучения, занимаются на индивидуальных занятиях с логопедом, где у специалиста есть возможность подобрать упражнения для каждого ребенка в зависимости от его уровня владения активной речью.

Этап фразовой речи. Составление фразы из 2-3 знакомых слов

К занятиям по составлению фразы с помощью карт-схем из 2-3 знакомых слов можно переходить, если ребенок обладает следующими навыками:

  • понимает 50 и более слов;
  • имеет в активном словаре не менее 30 слов, которые он обозначает доступными ему способами (полное называние слова, слог, жест). Если ребенок для обозначения слова использует только жест, он также считается словом и может быть использован для составления фразы;
  • имеет в активном словаре слова-названия и слова-действия;
  • слова, которые взрослый будет использовать для занятий по составлению фразы, знакомы ребенку по занятиям на предыдущих этапах, то есть он узнает табличку с этим словом из нескольких, читает ее;
  • владеет предметной деятельностью, которая лежит в основе формирования фразы (например, прежде чем учиться читать фразу «Зайка ест», нужно убедиться, что ребенок умеет кормить кукол, зверей, играть с набором игрушечной посуды).

Наглядный материал для занятий

Кроме предметных и простых сюжетных картинок для составления фраз нужны карты-схемы с двумя или тремя окошками. В эти окошки вкладываются таблички со знакомыми ребенку словами, предметные картинки, маленькие игрушки.

Использование таких карт позволяет ребенку увидеть фразу целиком, получить представление о порядке и количестве слов в ней. Переставляя пальчик слева направо с одного окошка на другое, ребенок учится произносить простую фразу. Нужно учитывать, что для таких упражнений не обязательно, чтобы ребенок уже умел читать все слова, которые используются для составления фразы. Главное, чтобы он узнавал и называл таблички с глаголами и умел называть предметные картинки или игрушки. Например, если ребенок может читать таблички с двумя глаголами - «ест» и «спит», - а в активном словаре у него достаточно много слов-названий, то можно составлять фразу с помощью карт-схем со всеми этими словами, используя комбинацию табличек со словами, картинок и даже мелких игрушек.

1-я ступень. Составление фразы из двух слов с глаголами «ест» или «спит»

Работа по составлению фразы начинается с карт с пустыми окошками и словом «ест» или «спит» между ними. Можно выбрать любую из них, исходя из того, что нравится ребенку, какое слово он уже читает. Подставляя в пустое окошко игрушку, которую может назвать ребенок, или предметную картинку, а впоследствии заменяя ее на табличку со словом, взрослый учит ребенка произносит фразу из двух слов.

2-я ступень. Составление фразы из двух ранее усвоенных слов


Когда ребенок понял принцип работы с картами-схемами и заданными глаголами, по мере накопления активного глагольного словаря можно составлять фразы, используя другие глаголы и слова-названия.

3-я ступень. Составление фразы из трех слов


В занятиях по составлению фразы из трех слов лучше использовать те двухсловные фразы, которые ребенок усвоил на предыдущих занятиях, а в качестве дополнения использовать слова, которые уже есть в активной речи малыша. Как показал опыт работы специалистов Даунсайд Ап, ребенок легко переходит к составлению фраз из трех слов не только с теми словами, которые он научился читать по табличкам. Важно, чтобы ребенок умел называть каким-либо образом слова-предметы и читать таблички со словами-действиями, которые используются в этих упражнениях.

Этап связной речи. Составление рассказа по серии из 2-4 последовательных знакомых картинок

После того как ребенок научился составлять фразу по сюжетной картинке, можно переходить к составлению простого рассказа, используя серию из нескольких последовательных картинок данного набора, например: «Зайка встал - умылся - ест» или «Мишка прыгал – упал – плачет». Впоследствии из сюжетных картинок с постоянным персонажем составляются книжки-истории, которые дети сами читают и постепенно пополняют новыми страницами.

Формирование слоговой структуры слова

Внятность речи ребенка зависит от сохранности слоговой структуры. Работе по формированию слоговой структуры уделяется особое внимание. Эти упражнения можно начинать, когда ребенок переходит от звукоподражаний («му-у», «бе-е-е», «ам!») к произнесению «взрослых» слов. Обычно это происходит на этапе обучения глобальному чтению, когда ребенок начинает читать слова на карточках. Вот тогда удивительным образом «бай-бай» превращается в «пать» (спать, а «ам» в «еть» (есть). Часто при произнесении слова от него остается один слог (обычно последний) или несколько, но с пропуском букв.

Умение ребенка каким-либо образом произносить «взрослые» слова является главным критерием для начала упражнений по формированию слоговой структуры слова. Поэтому прежде, чем приступить к упражнениям, необходимо проанализировать словарь ребенка, выделить слова, которые он произносит.

Формировать у ребенка слоговую структуру слова эффективнее всего с помощью приема отхлопывания ритма слова с использованием специальных карт с изображением разного количества ладошек (если слово состоит из двух слогов, то на карте изображены две ладошки, если три слога – три ладошки и т. д.)

Наглядный материал для занятий:

  • «Карты-ладошки».
  • Предметные картинки из набора.
  • Небольшие игрушки или предметы.
  • Мешочек, коробочка, «почтовый ящик».

Упражнения по формированию слоговой структуры слова проводятся как отдельное занятие. На первых порах важно, чтобы ребенок понял сам принцип работы.

На занятиях необходимо учитывать следующее:

  1. Для упражнений отбираются «взрослые» слова, которые ребенок умеет произносить. Например, если ребенок называет собаку «абака» или «бака», это слово можно включать в упражнения по формированию слоговой структуры, а если «ав», то нельзя.
  2. Начинать работу лучше с простых двусложных слов, которые есть у ребенка: «мама», «папа», «баба». Эти слова представляют собой повтор двух одинаковых слогов, их ребенок начинает произносить одними из первых. Отхлопывая именно эти слова, ребенок понимает сам принцип работы.
  3. Для первых упражнений отбираются слова, которые ребенок произносит с сохранением слоговой структуры. То, как он произносит звуки, не имеет значения. Например, если ребенок произносит слово «каша» как «каса», то мы отбираем это слово для обучения отхлопыванию. Во время одного занятия используются слова с одним и тем же количеством слогов, чтобы ребенок понял сам принцип работы.
  4. После того как ребенок обучился отхлопывать эти слова, добавляем слова, которые он произносит с нарушением слоговой структуры, например, «тина» («машина») или «ова» («корова»).

Апробация методики «Начинаем говорить» проводилась в Даунсайд Ап в 2014/15 учебном году. Специалисты работали с детьми в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Занятия проводились во время домашних визитов и продолжались на адаптационных группах и группах поддерживающего обучения. Описанные выше упражнения проводились в группе как часть фронтального занятия. Наличие стандартных картинок и четких методических рекомендаций для каждого этапа работы облегчали задачу педагогов и процесс взаимодействия с родителями.

Кроме того, у каждого из детей был индивидуальный бланк появления первых слов, где отмечалась динамика понимания слов и появления их в активном словаре в виде жестов, звукоподражаний и полноценных слов. Анализируя динамику роста словаря, очень удобно планировать следующий этап работы.

Работа по развитию речи в рамках методики «Начинаем говорить» предполагает активную позицию родителей: выполнение домашних заданий, повторение материала, пройденного на занятиях, самостоятельное освоение материала. При отсутствии возможности очного посещения занятий или консультаций в Даунсайд Ап родители могут заниматься по методике самостоятельно.

Для поддержки таких занятий на форуме была создана общая тема, включающая краткое изложение методики и варианты использования оборудования , что позволило более эффективно проводить удаленные консультации по развитию речевых навыков. Кроме того, родители имели возможность на форуме в своей личной теме получать дополнительные рекомендации, касающиеся конкретного ребенка.

Использование описанного выше стандартизированного набора на индивидуальных и групповых занятиях по развитию речи детей с синдромом Дауна разного возраста показало свою высокую эффективность и подтвердило необходимость его тиражирования и распространения.

Литература

  1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Владос, 2001. 304 с.
  2. Грозная Н. С. Программа развития речи и ее теоретическое обоснование // Синдром Дауна. XXI век. 2009. №3. С. 28-36.
  3. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам. М: Просвещение, 2008. 111 с.
  4. Леонгард Э. И. Всегда вместе: прогр.-метод. пособие для родителей детей с патологией слуха. Ч. 1. М. : Полиграф сервис, 2002. 80 с.
  5. Челышева М. В., Урядницкая Н. А. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи // Синдром Дауна. XXI век. 2008. № 1. С. 12-19.
  6. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит. М. : Просвещение, 2003. 204 с.

Уважаемые читатели!

Разработка специалистами Даунсайд Ап комплекта «Начинаем говорить», состоящего из двух наборов, обучающего и развивающего, завершена. Для нас принципиальным является не только следование структурированной методике, но и использование дидактически выверенного наглядного материала, интересного и удобного в использовании. В настоящее время идет сбор средств на изготовление наборов, и мы надеемся, что в обозримом будущем нам удастся выпустить первую партию комплекта.

  • 5068 просмотров