Нетипичные (смешанные) формы правления. Смешанные формы правления в современном мире

а) Франция,

б) Россия,

в) Англия,

е)Швейцария.

5.С точки,зрения форм правления государство предстает в виде:

а) конфедерации;

б) содружества;

в) республики;

г) унитарного государства;

д) федерации.

6.Определите, к какой форме правления относятся следующие признаки:

а) отсутствие каких-либо представительных учреждений; - АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ

б) концентрация всей полноты власти в руках одного человека; - ДИКТАТУРА

в) религиозный культ верховного правителя; - МОНАРХИЯ

г) бесконтрольная наследственная власть одного человека, не стесненная никакими формальными правилами или законами; - ДЕСПОТИЯ

д) право верховного правителя распоряжаться всеми ресурсами, находящимися на территории государства? – АБСОЛБТНАЯ МОНАРХИЯ

7.Определите форму монархического правления, существовавшую в России в годы царствования:

а) Ивана Грозного; - АБСОЛЮТНАЯ

б) Михаила Романова; - АБСОЛЮТНАЯ

в) Екатерины II; - АБСОЛЮТНАЯ

г) Александра II- АБСОЛЮТНАЯ;

д) Николая II. – АБСОЛЮТНАЯ,

8.Конституционная (парламентская) монархия характеризуется:

а) неограниченными полномочиями монарха в сфере законодательной деятельности;

б) ограничением полномочий монарха в сфере законодательства;

в) неограниченными полномочиями монарха в области законодательной и исполнительно-распорядительной деятельности;

г) сильным ограничением монархической власти в судебной и исполнительной ветвях, фактически полным отсутствием полномочий в законодательной;

д) неограниченными полномочиями монарха как в законодательной, так и в исполнительной и судебной ветвях государственной власти.

а) Саудовская Аравия;

б) Иордания;

в) Испания;

г) Марокко;

д) Швеция;

е) Кувейт;

ж) Япония;

з) Норвегия.

10.Какие из перечисленных ниже характеристик относятся к парламентской форме республиканского правления:

а) выборы одновременно решают вопрос образования парламента и правительства;

б) парламент не обладает правом отправки правительства в отставку путем вынесения ему вотума недоверия;

в) парламент обладает таким правом;

г) президент не обладает правом на роспуск парламента;

д) президент обладает таким правом;

е) роль президента представительная, а не распорядительная;

ж) полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице;

з) правительство ответственно за свою деятельность только перед парламентом ?

11.Чем похожи парламентская республика и парламентская монархия:

а) принципом формирования правительства;

б) политической ответственностью правительства перед нижней палатой парламента;

в) правом президента распустить парламент;

г) отсутствием института президентства;

д) президент, как и монарх, фактически не обладают властными полномочиями ?

12.В президентской республике правительство несет политическую ответственность перед:

а) парламентом;

б) президентом;

в) парламентом и президентом;

д) всеми вышеперечисленными органами власти.

13.В полупрезидентской республике президент является:

а) главой государства;

б) главой правительства;

в) главой государства и главой правительства;

г) главой государства, разделяя высшую исполнительную власть с главой правительства ;

д) верховным главнокомандующим

14.В парламентской республике президент имеет право:

а) по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона;

б) вето на законы, принятые парламентом;

в) отдавать распоряжения, согласованные с правительством;

г) распускать парламент и назначать внеочередные выборы;

д) вводить чрезвычайное положение.

15.В президентской республике президент обладает следующими полномочиями:

а) назначает членов правительства;

б) назначает только главу правительства;

в) по собственному усмотрению увольняет членов правительства;

г) по собственному усмотрению не может уволить членов правительства;

д) представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

е) по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

ж) по своему усмотрению созывает внеочередную сессию парламента;

з) по своему усмотрению проводит референдумы.

16.К числу парламентских республик относятся:

а) Италия;

в) ФРГ;

д) Испания;

д) Австрия ;

е) Швейцария;

ж) Болгария;

з) Япония.

17.Какие из перечисленных ниже стран относятся к типу президентских республик:

а) Финляндия;

б) Португалия;

в) США;

г) Украина;

д) Мексика ;

е) Бразилия;

з) Норвегия?

18.Определите страну, которая относится к полупрезидентской республике:

а) Израиль;

б) Греция;

в) Латвия;

г) Аргентина;

д) Франция?

19.Наличие 2-х палатного парламента указывает на:

а) монархию;

б) аристократию;

в) республику;

г) демократический режим;

д) федерацию?

Тема 5. Политико-территориальное устройство зарубежных государств (2 часа)

План

1.Территориальное устройство государства: понятие, формы.

2.Федерация. Симметричность и ассиметричность федераций.

3.Конституционно-правовой статус субъектов федерации и иных носителей государственной автономии.

4.Порядок распределения компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.

5.Порядок разрешения конфликтов между федерацией и субъектами.

6.Федеральные территории.

7.Зависимые территории.

Задание 1

1.1. Определите (напишите) признаки федеративного государственного устройства:

Наличие двухуровневой системы законодательства;

Предметы ведения и полномочия разделены между самим государством и его субъектами;

Двухуровневая система государственных органов;

1.2. Какие из перечисленных ниже государств являются федеративными (Ф), а какие унитарными (У)?

(У) 1) Австрия (Ф) 4) Канада (У) 7) Франция

(Ф) 2) Великобритания (Ф) 5) Россия (Ф) 8) Швейцария

(У) 3) Италия (Ф) 6) США (У) 9) Япония

1.3 Заполните таблицу

Форма государственного устройства Критерии Примеры стран, где реализована форма устройства
1. Унитарная субъекты являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования Франция, Дания, Чили, Турция
2. Федерация Сложное государство. Субъекты являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами. РФ, Бразилия, Индия, Аргентина
3. Конфедерация Временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства. Британское содружество Европейский союз

Задание 2

Напишите ответы на вопросы:

2.1. Из чего состоит унитарное государство? Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, у которых нет суверинитета.

2.2. Назовите страну с унитарным государственным устройством. Испания, Франция, Великобритания

2.3. Асимметричной федерацией называют разновидность федеративного государства, субъекты которого имеют разный статус.

2.4. Конфедерация в современном мире – это союз суверенных государств, для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.

2.5. Стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий – это сепаратизм.

Форма государственного устройства - это:

а) способ формирования верховной власти;

б) порядок взаимоотношений высших государственных органов;

в) совокупность методов правления;

г) структурно-функциональная организация политической власти;

д) способ территориально-политической организации государства.

К какой форме государственного устройства относятся следующие характеристики:

а) единая государственная территория состоит из автономных частей, обладающих атрибутами государственности;

б) наряду с общегосударственной конституцией региональные государственные образования имеют свою конституцию;

в) в государстве существует двухуровневая структура правления;

г) региональные образования имеют свою политическую систему;

д) граждане подчиняются двум правительствам одновременно - центральному и региональному?

ФЕДЕРАЦИЯ

ТЕСТЫ

1.Выделите страны с унитарной формой государственного устройства:

б) Австрия;

в) Франция;

г) Великобритания;

д) Швейцария;

е) Норвегия;

ж) Бразилия;

з) Дания.

2.К числу федеративных государств относятся:

а) Швеция;

б) Италия;

в) Бельгия;

г) Индия;

д) Испания;

е) Канада;

ж) Финляндия;

з) Австрия.

3.Выделите черты, присущие конфедеративным государственным союзам:

а) члены союза не имеют права выходить из союзного объединения;

б) члены союза имеют право свободного выхода из состава союза;

в) союз обладает государственным суверенитетом;

г) союз не обладает государственным суверенитетом;

д) постоянно действующие органы союзного объединения лишены властных полномочий;

е) союз имеет единую конституцию;

ж) в союзном объединении нет единого гражданства;

з) бюджет союза формируется за счет обязательного для его субъектов налогообложения.

4. Какой из следующих терминов входит в понятие «форма государственного устройства»:

а) монархия;

г) диктатура пролетариата;

д) унитарное государство?

Тема 6 Политический режим (4часа)

План

1. Понятие и основное содержание государственно-политического режима в зарубежных странах и его связь с формой правления.

2. Конституционно-правовые элементы государственно-политических режимов:

3. Классификация государственно-политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный; их место, роль и значимость в развитии государства и права.

Контрольные вопросы и задания:

Задание 1

Напишите ответы на вопросы:

1.1 Способ функционирования политической системы общества, совокупность форм и методов осуществления политической власти – это ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
1.2 Важнейшими признаками тоталитарного режима являются: ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА НАД ВСЕМИ АСПЕКТАМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ЛИКВИДАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД, МИЛИТАРИЗАЦИЯ, РЕПРЕСИИ.
1.3 Авторитаризм – это система правления, при которой правители от тех, кем правят, требуют неукоснительного повиновения.
1.4. Отличительными признаками авторитаризма являются: ОТСУТСТВИЕ ДЕМОКРАТИИ, НАЛИЧИЕ ЛИДЕРА, ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕДАНО ВОЖДЮ.
1.5 Какой типологический признак характеризует авторитарный политический режим? ВСЯ ВЛАСТЬ СОСРЕДОТОЧЕНА В РУКАХ ОДНОГО ЛИДЕРА, КОТОРЫЙ ТРЕБУЕТ ПОЛОНОГО ПОДЧИНЕНИЯ.
1.6 Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Задание 2

2.1. Определите типы политических режимов (вставьте названия):

а) ТОТАЛИТАРИЗМ - это тип политического режима, предполагающего всеобщий контрольи регламентацию со стороны государствавсех сфер деятельности человека;

б) ДИКТАТУРА - это политический режим, характеризующийся неограниченной властьюодного человека или группы лиц и обладающий жёсткой системой насилия;

в) ДЕМОКРАТИЯ - это форма государства, в котором источник власти - народи где гарантированы права личности.

Задание 3

В приведённой таблице знаком “+” отметьте наличие признака, знаком “-” - его отсутствие, а знаком “+ -” - неполное наличие.

Из названных признаков подчеркните те, которые характерны для демократической политической системы:

1) наличие многопартийной системы, обеспечивающей деятельность парламентской и внепарламентской оппозиции;

2) активное вмешательство государственной власти в организацию социального обеспечения;

3) свободные выборы, обеспечивающие гражданам равные возможности выбирать и быть избранным в органы власти;

4) законодательное обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина;

5) экономическое и политическое поведение регламентируется в соответствии с принципом: “запрещено всё, кроме того, что разрешено государственной властью”.

Задание 4

Подчеркните правильные высказывания:

1. Представительная демократия – это форма государства, при которой народ делегирует свою власть избранным лицам.

2. В демократическом государстве, как правило, существует единое вероисповедание.

3. В демократическом правовом государстве власть распределяется между конкурирующими группами всего общества.

4. Высокий уровень экономики способствует демократии и стабильности.

5. Демократическая форма правления не предполагает применения насильственных средств к гражданам государства.

Подчеркните правильные высказывания:

1. В условиях тоталитарного государства частная собственность запрещена.

2. В условиях демократической политической системы государство не вмешивается в рыночную экономику.

5. Чем ниже уровень экономического развития страны, тем легче она становится на путь демократических перемен .

Задание 5

Подчеркните правильные высказывания:

1. Рыночная экономика противоположна плановой экономике.

2. Политический плюрализм невозможен без экономической свободы граждан.

3. Централизация государственной власти всегда приводит к усилению авторитарных тенденций в управлении экономикой.

4. Этатизм является наиболее оптимальной формой взаимодействия экономики и политики.

5. Гражданское общество является социальной основой становления правового государства.

Задание 6

Какие суждения не верны для демократических политических режимов? (подчеркните)

1) Все демократические режимы соблюдают права человека.

2) Все демократические режимы допускают существование оппозиции правящим партиям.

3) Все демократические режимы имеют разделение властей.

4) Все демократические режимы основываются на президентской форме правления.

5) Для демократических режимов характерно федеративное, а не унитарное государственное устройство.

ТЕСТЫ

1. Какое из понятий включается в категорию «политический режим»:

а) конституционная монархия;

б) президентско-парламентская (смешанная) республика;

в) демократия;

г) конфедерация;

д) феодализм?

2. Президентская республика с демократическим режимом:

а) Италия;

б) Россия;

в) Япония;

г) Франция;

д) США.

3.Парламентско-президентская (смешанная) республика с демократическим режимом:

а) Великобритания;

б) Австрия;

в) Саудовская Аравия;

г) Германия;

д) Канада.

4.В какой из следующих стран дольше всего существовал крайне авторитарный политический режим:

а) Германия;

б) Италия;

в) Франция;

д) Португалия?

5. Демократия - это:

а) республиканская форма правления;

б) власть революционного вооруженного народа;

в) свобода;

г) конституционный порядок;

д) политический режим гражданского общества .

б) Объединенные Арабские Эмираты;

в) Чили;

г) Северная Корея;

д) Саудовская Аравия?

7. В какой стране впервые было разработано теоретическое понятие тоталитаризма:

а) Россия;

б) Канада;

в) Япония;

г) Италия;

д) Великобритания?

8. В какой исторический период впервые возникли тоталитарные режимы:

а) во времена древневосточных деспотических монархий;

б) в античный период истории (Древняя Греция, Древний Рим);

в) в средние века;

г) во времена Великой французской революции ХУШ в.;

д) в первой половине ХХ в.?

9.Какой из терминов точнее всего передает сущность тоталитаризма:

а) унификация;

б) консенсус;

в) легитимность;

г) плюрализм;

д) разделение властей?

10. В какой из стран существовал фашистский режим:

а) Великобритания;

б) Россия;

в) Япония;

д) Швеция?

11.В какой из следующих стран фашистский режим не был насильственно свергнут, а постепенно и мирно был заменен демократическим:

а) Германия;

б) Италия;

в) Португалия;

г) Испания;

12.Тоталитаризм - это:

а) абсолютная монархия;

б) режим личной власти;

в) режим всепоглощающего властвования;

г) объединение всех ценностей, которое «дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы» (итальянский философ Дж. Джентиле);

13.В какой стране был предпринят «Большой скачок» - попытка построить коммунистическое общество за несколько лет:

а) Чехословакия;

б) Монголия;

в) Польша;

г) Китай;

д) Германская Демократическая Республика.

14Современное демократическое общество признает наивысшей социальной ценностью:

а) правительство;

б) систему политических партий;

в) справедливое распределение материальных благ;

г) свободу слова;

д) суверенную (свободную и самостоятельную) личность.

Тема 7. Избирательные системы в зарубежных странах(2 часа)

Тема

1.Представительный характер парламента.

2.Компетенция парламента, акты, делегирование полномочий.

3.Организация палат парламента, его структура. Роспуск парламента.

4.Вспомогательный аппарат парламента.

5.Органы, учреждения и должностные лица при парламентах.

6.Особенности законодательного процесса в зарубежных странах.

Контрольные вопросы и задания:

Задание 1

Перечислите основные недостатки, свойственные мажоритарной и пропорциональной избирательной системе.

Мажоритарная:

Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают.

Меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе.

Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.

Пропорциональная:

При закрытых списках возможно во главу избирательного списка ставить популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают не известные личности.

Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.

Ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями.

Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии.

Задание 2

Приведите по 4-5 примеров государств, в которых используется: а) мажоритарная избирательная система; б) пропорциональная избирательная система; в) смешанная избирательная система.

А) Великобритания, США, Япония, Индия, Лесото

Б) Россия, Бельгия, Израиль, Финляндия, Бразилия.

В) Египет, Мексика, Австралия, Пакистан

Задание 3

Охарактеризуйте такой термин как избирательная география.

Избирательная география – это произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территории проведения выборов. Нарушает равенство избирательных прав граждан

Задание 4

Расположите в правильном порядке основные стадии референдума:

Назначение референдума; 2

Инициатива проведения референдума; 1

Всенародное обсуждение; 7

Ответственность за неисполнение решения референдума; 9

Исполнение решений референдума;

Информирование граждан; 5

Агитация; 3

Задание 5

Опишите как может абсентеизм повлиять на результаты выборов.

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Из-за этого выборы могут быть признаны не состоявшимися, или же могут создать почву для нарушений на выборах.

Задание 6

6.1 Перечислите три типа избирательных систем, сложившихся в политической практике различных государств:

1) Мажоритарная

2) Пропорциональная

3) Смешанная

6.2. Подчеркните правильные высказывания:

1. Мажоритарная избирательная система ведёт к широкому представительству во власти различных политических партий.

2. Пропорциональная избирательная система не способствует развитию многопартийности в стране.

3. При мажоритарной избирательной системе большинство избирателей (до 80%) оказываются представленными в органах власти.

4. Пропорциональная избирательная система обеспечивает тесную связь между избирателями и депутатами.

5. В России действует пропорционально-мажоритарная система.

Задание 7

7.1. Какие избирательные системы - мажоритарные (М) или пропорциональные (П) существуют в следующих странах:

(М) Великобритания (М) США (П) Австрия (М) Франция (П) Бельгия (П) Италия (М) Греция (М) Япония

7.2 . Назовите ту избирательную систему, которая существует в России: ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

Задание 8

Политические партии в предвыборной борьбе используют разные средства для обработки массового сознания. Какие из принципов пропаганды используют политические партии и движения России (подчеркните ):

  1. принцип “наклеивания ярлыков” : наделение какой-либо личности оскорбительным эпитетом для подрыва её авторитета;
  2. принцип “рекомендаций” : использование в целях усиления эффекта внушения популярности известных актёров, спортсменов;
  3. принцип “простые люди” : отождествление интересов самого информатора с интересами “простых людей” , большинства избирателей ;
  4. принцип “подтасовки карт” : откровенная фальсификация действительных фактов с помощью приёмов, не заметных для масс;
  5. принцип “общего вагона” : стимулирование определённой реакции у населения путём внушения мысли о том, что она является общепринятой (типа “все так думают”).

ТЕСТЫ

1.Конституция какой страны устанавливает точные даты выборов высших органов государственной власти (исполнитель­ной и законодательной):

1) США ;

3) Италии;

4) Японии.

2. При системе куриальных выборов:

2) избиратели разделены на группы с неравной нормой пред­ставительства;

3) кандидаты назначаются главой государства.

3. В парламентарных республиках глава государства - пре­зидент - избирается:

1) прямыми выборами граждан;

2) назначается парламентом;

3) парламентом или коллегией выборщиков на основе парла­мента.

4. Высший орган конституционного надзора контролирует и определяет результаты выборов главы государства:

1) в ФРГ;

2) во Франции;

4) в Италии.

5. В первый вторник после первого понедельника ноября високосного года проходят выборы:

1) президента Франции;

2) президента ФРГ;

3) президента США.

6. При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается кандидат получивший:

7. Обязательный вотум - это:

2) минимальное число избирателей, принявших участие в выбо­рах, необходимое для признания выборов действительными;

3) юридическая обязанность избирателей принять участие в го­лосовании;

4) обязанность спикера парламента принять участие в голосо­вании в случае равенства голосов.

8. «Джерримендеринг» - это:

1) процедура отрешения от должности;

2) нарушение при «нарезке» избирательных округов для обес­печения преимуществ одному из кандидатов;

3) фальсификация результатов выборов;

4) процедура оглашения результатов выборов.

9.При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат получивший:

1. процедура отрешения от должности;

2. неучастие избирателей в выборах;

3. отказ кандидата от участия в выборах.

Нетипичные (смешанные) формы правления

Рассмотренные формы правления в науке принято называть типичными. Однако, стремительное развитие ряда государств убедительно показало различные способы организации высших органов государственной власти, часто не укладывающиеся в привычные схемы и классификации, поскольку происходит их взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные (гибридные) формы правления.

Создание смешанных форм чаще всего улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту.

Появление нетипичных форм правления может быть вызвано тем, что «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. Так, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму (суперпрезидентской республике), парламентской же республике, как правило, присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Во многом это связано и с распространением в странах мира прогрессивных политических и юридических идей и институтов. Например, под влиянием таких идей в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, в Саудовской Аравии приняты конституции.

В.Е. Чиркин считает, что «создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития, так как для управляемости государством важно не только разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, но и установление необходимых взаимосвязей, взаимодействий, взаимо-согласованности в работе высших органов государства .

Трансформация формы государства способствует изменению его содержания, а изменение содержательных характеристик государства приводит к изменению форм правления. В свою очередь, желание преодолеть недостатки «классических» видов форм монархического и республиканского правления путем синтезирования тех или иных форм правления приводит к появлению новых (нетипичных) разновидностей. В большинстве случаев это - позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государства .

Общепринятой классификации нетипичных форм правления нет, в литературе, как правило, описывают следующие.

Полуабсолютные монархии - это монархии, сочетающие в себе черты абсолютной и ограниченной монархий. Как отмечалось выше, в современном мире практически нет абсолютных монархий в их чистом виде, т.е. монархий, в которых вся полнота государственной власти безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют. Последняя абсолютная монархия, как отмечает проф. В. Е.Чиркин, прекратила свое существование в Омане в 1996 г. после того, как монарх даровал конституцию.

Вместе с тем полуабсолютные монархии - это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же монарх в таких монархиях властвует безраздельно. Он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопределенное время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Да и парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, поскольку всецело подчинены воле монарха. Вследствие этого полуабсолютные монархии по своей сути считаются все-таки абсолютными монархиями.

Полудуалистические (полупарламентарные) монархии - это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, если же парламентарной, она считается полупарламентарной. Опять же по мнению В.Е. Чиркина последняя дуалистическая монархия была упразднена в 1991 г. в Иордании.

Современные полудуалистические, полупараментарные монархии таковыми могут считаться тоже по формальным соображениям, т.е. исходя из действующих в них конституций.

Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов -- правителей составных частей федерации .

Подобная нетипичная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (ОАЭ) или некоторые составные части государства (Малайзия) представляют собой наследственные монархии.

Малайзия - единственная страна в мире, представляющая собой федеративную конституционную выборную монархию, в состав которой входят 13 штатов. В силу исторических традиций 9 штатов являются монархиями, во главе которых стоят наследственные султаны, в остальных штатах вместо султанов у власти находятся губернаторы, назначаемые по представлению правительства главой государства. Эти 9 султанов образуют Совет правителей.

Глава здесь государства не является здесь пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается султанатом. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список а, причем губернаторы в данном случае не обладают правом голоса и не могут участвовать в выборах. Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.

Вместе с тем Малайзия в связи с периодическим переизбранием главы государства не превращается в республику, поскольку главой государства здесь может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. Такая смешанная форма правления представляется оптимальной для Малайзии, так как позволяет сдерживать центробежные силы в федеральном государстве, обеспечивать мир и согласие между различными национальностями и религиозными конфессиями, пресекать личные амбиции султанов монархических штатов .

Другой разновидностью «республиканской монархии» является «коллегиальная монархия», которая имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), власть во всех эмиратах передается по наследству, то есть является монархической. Согласно Конституции ОАЭ 1971 г. государство является федерацией в составе 7 эмиратов. Каждый субъект федерации представляет собой абсолютную монархию, где вся полнота государственной власти принадлежит эмиру.

Верховным государственным органом в ОАЭ является Высший совет эмиров 7 эмиратов федерации, которому принадлежит вся полнота власти. Срок его полномочий также составляет 5 лет и по истечении указанного срока избирается вновь. На своем заседании Высший совет избирает председателя совета и его заместителя. Председатель Высшего совета союза может быть переизбран на следующий срок.

В отличие от Малайзии принцип ротации не применяется в ОАЭ, и как показывает конституционная практика, традиционно на этот пост, с момента образования федерации в 1971 г., переизбирается эмир Абу-Даби, правитель наиболее крупного и экономически мощного субъекта федерации ОАЭ. Главенствующая роль эмирата Абу-Даби во многом связана с тем, что административное устройство ОАЭ опирается на право каждого эмирата распоряжаться запасами углеводородов на своей территории. Таким образом, фактически, в соответствии с запасами нефти распределяется влияние тех или иных эмиратов в определении общей политики страны .

Смешанная форма правления ОАЭ обусловлена историческими судьбами и традициями эмиратов, объединившихся в федеративное государство, авторитетом монархической власти у народов страны, материально и духовно связанных с традиционными укладами жизни общества. Высший совет союза служит эффективным механизмом согласования интересов штатов, принятия решений по важнейшим политическим и социально-экономическим вопросам на основе консенсуса, адаптации к условиям современной федерации абсолютизма власти эмиров, возглавляющих штаты.

Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) - это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства . Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того, полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. В XX в. такие республики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на Филиппинах, в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других .

Здесь можно еще отметить и те государства, в которых до сих пор существуют сложившиеся веками феодально-племенные и патриархальные институты (Лесото и Свазиленд в Африке, Тонга в Океании и др.). Избирается только часть парламента, как правило, в рамках системы традиционных общин (в Тонга большинство членов парламента - местная знать, в том числе министры короля, в Свазиленде часть членов парламента назначает король). При короле действует обычно племенной совет (в Свазиленде - два: большой и малый), имеющий иногда большее значение, чем парламент. Многие решения король может принимать лишь с согласия вождей племен .

ХХ век сформировал еще один тип неклассических форм правления - народные республики. Для них характерно действие правительства и государства в интересах большинства населения. К такой форме правления следует отнести КНДР, КНР, Куба, Вьетнам, Алжир, Лаос и ряд других стран.

Таким образом, формы правления весьма разнообразны. В настоящее время мы наблюдаем республиканские и монархические формы правления. Республиканская форма правления представлена президентской, парламентской и смешанной. К монархии относятся абсолютная и конституционная, которая, в свою очередь, делится на дуалистическую и парламентарную.

Сочетание различных видов правления в конечном итоге развивает юридические признаки формы правления, добавляя в них не только новые юридические элементы, но и реальное политическое взаимодействие государственных органов разных ветвей власти. Соответственно, от того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит взаимодействие органов государственного управления, законность и правопорядок в стране, отношение мирового сообщества к государству.

Думается, что наилучшей формой правления для того или иного государства будет являться именно «своя» модель формы правления, приспособленная к условиям и традициям государственности. В этом смысле нельзя не согласиться с мнением Б.А. Осипяна, считающего, что «для нахождения соответствующей формы государственного правления и устройства прежде всего необходимо определить уровень духовной, интеллектуальной и организационной зрелости своего народа, образно говоря, тонкость его государственно-правового слуха и имеющийся у него положительный опыт самоуправления; и только после этого следует дать ему возможность сыграть определенную роль в своей государственно-правовой жизни» .

Прежде чем приступить к рассмотрению того, что представляют собой сегодня смешанные формы правления, необходимо обратить внимание на одну из основных категорий, использующихся в этом случае. Она позволяет получить представление о том, как осуществляется государственная власть и кто выступает в качестве её источника.

Виды форм правления

Это понятие характеризует различные способы образования высших органов государства. Кроме того, оно позволяет раскрыть особенности взаимодействий как внутри механизма власти, так и за его пределами – с населением страны.

Как известно из теории, основные формы правления - это монархия и республика.

В первой из них властные полномочия наследуются и, как правило, предоставляются пожизненно. Хотя есть и исключения из правил – сегодня можно найти страны, в которых глава государства – монарх - избирается.

Вторая – республиканская. В этом случае власть реализуется представительными органами, которые могут избираться или формироваться общенациональными собраниями. Здесь также не обошлось без присутствия форм, которые не вписываются в рамки предложенных наукой критериев.

Традиционная типология республик

Возникновение этой формы относят к эпохе античности, но до сегодняшнего дня она является доминирующей. Из 194 независимых государств в мире более 150 республик.

Теория на основе ряда критериев пытается «втиснуть» все это многообразие в рамки трёх её видов:

  • президентской (США, Колумбия и др.);
  • парламентской (Германия, Австрия, Индия и т.д.);
  • смешанной (Франция, Польша и др.).

Отличительный признак первой – наличие в высших органах власти поста президента. Он занимает доминирующее положение в государстве, выступая одновременно главой державы и правительства. То, что президента избирает народ всеобщим голосованием, предоставляет ему следующие полномочия:

  • независимость от парламента;
  • возможность по своему усмотрению формировать органы исполнительной власти.

Но есть и ограничение – он не обладает правом роспуска парламента.

Второй вид – парламентская республика. Из названия понятно, кто обладает большинством полномочий. Правительство формируется из партий, получивших победу на выборах или же на основе сформированной коалиции. Возглавляет его премьер-министр, избираемый парламентским большинством. Правительство ответственно перед ним. Парламент также выбирает из числа своих представителей и президента. Последний, однако, не оказывает существенного влияния на процесс управления страной.

Итак, отличить президентскую республику от парламентской можно по ряду признаков, но основное различие имеет отношение к сформированному правительству, а точнее, к тому, как реализуется его политическая ответственность. Суть её в последнее время все чаще трансформируется. Вследствие чего сокращается число «чистых» типов республик и возникают смешанные формы правления.

Появление их отображает наметившиеся направления конституционного развития современных стран, имеющие своей целью улучшение качества государственного управления и снижение нестабильности в обществе. В результате появился третий вид – смешанная республика. Форма правления, для которой характерно сочетание элементов предыдущих видов. Исходя из того, какой орган имеет больше полномочий, происходит разделение на соответствующие подвиды.

Основные недостатки чистых республиканских форм

Характеризуя их, следует вспомнить факты из истории развития государственности ряда стран, в которых сочетание в одних руках полномочий главы державы и правительства в целом приводило к узурпации или монополизации власти. Результатом проявления таких тенденций стало возникновение видоизмененных форм в виде суперпрезидентской или президентско-монистической республики. Отчётливые примеры, демонстрирующие проявление таких трансформаций, можно наблюдать в ряде стран Африки и Латинской Америки.

Парламентская республика, в свою очередь, достаточно часто характеризуется неустойчивостью, возникновением различных, в том числе и правительственных, кризисов, отставок министров и кабинета в целом. Причина такого положения дел определяется зависимостью от парламентского большинства. Утрата его поддержки может привести к вотуму недоверия. Смена правительства создаёт напряжённость в обществе и угрозу политической нестабильности.

Особенности смешанных форм правления

Внедрение некоторых составляющих парламентаризма в президентскую республику позволяет нейтрализовать нарастание авторитарных тенденций. В то же время введение президентских элементов в парламентские формы даёт возможность избавиться от некоторых её недостатков.

Отличить этот вид республик от других позволит главный признак смешанной формы правления – способ ответственности правительства.

В этом случае она является двойной и реализуется перед двумя главными, легитимированными народом представителями, один из которых президент, второй – парламент.

Кроме этого, ещё следует обратить внимание на сдерживающую систему, элементы которой действуют в качестве противовесов. Во-первых, парламентарии могут определённым образом выражать своё недоверие правительству. Во-вторых, президент имеет возможность наложения вето на законы, которые были приняты парламентом.

То, что в современных условиях появилась смешанная республиканская форма правления, можно объяснить стремлением устранить «слабые места» традиционных способов организации власти.

Каковы преимущества смешанной республики? И есть ли недостатки?

В первую очередь следует заметить, что смешанные формы правления позволяют организовать стабильное руководство государством, обеспечивая консолидацию политических сил в парламенте, снижая частоту смены правительств и зависимость их от конъюнктурных партийных предпочтений. Все это позволяет упрочить авторитет государства на местах и обезопасить его целостность.

Результатом выбора этих преимуществ развития некоторыми современными государствами привело к тому, что возникли смешанные президентско-парламентские формы правления.

Также не следует забывать и о минусах. Возникают иные взаимодействия, которые отсутствовали в чистых формах, разнообразные нестыковки и несоответствия. Меняются существующие стандарты, регулирующие разделение властей. Такое смешение в ряде случаев может привести к нарушению конституционных норм.

Кроме этого, достаточно часто усиление парламентской роли в президентской республике может быть чисто формальным. А повышение президентской значимости во втором случае чревато проявлением тенденции его всевластия.

Смешанные формы правления в современном мире

Предложенные теорией критерии, позволяющие определить, к какому типу относится государство, не утратили своего значения и по сегодняшний день остаются отправными точками подобного анализа. Также следует отметить, что на их основе, вместе с ними, сочетая и создавая совершенно иные признаки, формируются неизвестные доселе образования – нетипичные смешанные формы правления.

В то же время и юридические категории, жёстко определявшие критерии, лежащие в основе классификации государств, подобным образом размываются и смешиваются. Примерами здесь могут служить монархические республики, которые являют собой уже не просто смешанные формы правления, а появление совершенно иного типа государства. Главной чертой таких образований является избрание монарха на определённый период. Яркими примерами таких «республик» являются:

  • Малайзия – здесь глава выбирается на пять лет из девяти наследственно властвующих султанов;
  • Объединённые Арабские Эмираты – монарх избирается Высшим советом эмиров на пятилетний срок.

Интересное сочетание представляют собой республиканские монархии. Возникновение их связано с гипертрофированным усилением президентской власти. Вследствие этого возникает уже новая форма республики, в которой фактически отсутствует выборность главы государства. Страны, имеющие подобные признаки, называют президентско-монистическими. Примеров, подтверждающих их появление в современном мире немало:

  • президент Сукарно, положивший начало этому процессу в Индонезии;
  • глава Филиппин Маркос, который заявил о себе как о несменяемом правителе;
  • президент Бокасса, возглавлявший Центральную Африканскую Республику и сменивший пожизненный статус на императорский.

Это далеко не все государства, которые шли по такому пути развития. В большинстве из них власть провозглашённого пожизненного президента свергнута. Осталась лишь одна страна, в которой глава имеет подобный статус до сегодняшних дней, – КНДР.

Наряду с традиционными видами республик (парламентской и президентской) путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: "чистых" форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой -- возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках.

Наглядным примером смешанной (полупрезидентской, полупарламентской) республики могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

Некоторые ученые возражают против выделения в особую форму правления смешанную, полупрезидентскую, полупарламентарную республику, считая, что необходимо сохранить лишь старое, традиционное деление республик на президентские и парламентские. Но их аргументы не представляются убедительными. Бесспорно, классификация республик на президентские и парламентские является основной и исходной. В этом отношении выделение смешанной формы правления является, несомненно, производным. Не вызывает возражения и тезис о том, что президентские республики сегодня нередко включают в себя в какой-то мере элементы парламентаризма, а парламентарные республики -- более пли менее существенные черты президентского правления. В чистом виде, как ту, так и другую форму в современном мире действительно не так уж просто обнаружить.

В целом создание смешанных и "гибридных" форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях не сформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы:

во-первых, нарушается присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республике. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности;

во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полу президентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства -- часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

Россия как смешанная республика

Согласно статье 1 Конституции Российской федерации, РФ имеет республиканскую форму правления, но какую именно, не уточняется. Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) С одной стороны, Президент избирается всеобщим голосованием, располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, а с другой -- наряду с Президентом действует Правительство во главе с Председателем, в определенной мере ответственное перед парламентом. На практике элементы парламентаризма сведены к минимуму: ответственность Правительства перед Государственной Думой крайне ограничена и затруднена, Думе очень сложно добиться и увольнения Правительства в целом, не говоря уже об увольнении отдельных министров, что на практике именно Президент возглавляет всю систему исполнительной власти.

И все-таки, на мой взгляд, РФ следует отнести к смешанной республике, а точнее, к полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей.

Республика

Смешанная республика

Наиболее типичным примером смешанной республи­ки является V Французская Республика. В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламен­тарной республики, существовавшей ранее по Консти­туции 1946 г. и установила смешанную республику.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 27163 | Нарушение авторского права страницы

Вопрос 24.Президентская, парламентская и смешанная республики: сравнительная характеристика

Форма правления − организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Наиболее распространенная в современном мире форма правления − республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Президентская республика

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Для президентской системы характерно:

· Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий;

· Президент обладает значительными полномочиями, на основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента;

· Президент формирует кабинет министров и администрацию;

· Отстранение президента от должности возможно только путем импичмента.

В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства.

Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность.

Недостаток президентской системы – дуалистическая легитимность президента и парламента. Кроме того в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти

Парламентская республика

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламентская система характеризуется следующими чертами:

· Единственным демократически легитимным институтом является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере власти;

· Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

· Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

· Правительство зависит от доверия со стороны парламента или, по крайней мере, от его лояльности.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Положение главы государства в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер.

Глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Главный признак парламентарной республики политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от главы государства распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Главная особенность парламентской республики образование правительства победившими на выборах в парламент партия­ми. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.

Смешанная республика

Смешанная республика – разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинства как той, так и другой из рассмотренных выше основных форм. Наглядным примером такой формы правления могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

Смешанная республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках. Для смешанной системы, характерно следующее:

· Президент и парламент – как в президентской системе – избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность);

· Исполнительная власть включает в себя два института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в парламентской системе;

· Президент, как в любой президентской системе с исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на формирование правительства.

Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

25.Коммуникативные и поведенческие теории власти. (Двугрошев)

Коммуникативный подход в первую очередь понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества

Этот ряд теорий основан на интерпретации власти как многократно опосредованного и иерархизированного механизма взаимодействуем людей. Закрепление созданных людьми «неформальных ограничении (нормы поведения, обычаи, добровольные поведенческие стереотипы)», «которые структурируют человеческую деятельность в рамках политической системы, происходит в виде «формальных ограничений»

(правила, правовые акты, конституции), и санкций, принуждающих к их исполнению». Однако способность обеспечить послушание при этом должна являться обобщенной функцией,.В силу того что власть это структурное качество человеческих отношений, важную роль играют психологические, субъективные элементы. Так, если мы верим, что некто и власть, то он ее имеет в силу нашей веры. Наша вера в то, что он име ет власть, помогает ему реализовывать и осуществлять свои планы и делания. И наоборот, уграта веры может вести к резкому и скорому распаду власти.

Яркими представителями этих концепций являются Х.Арендт, Н. Луман, К. Дойч, Ю. Хабермас (людьми, исповедующими эти концепции).

Онтологическая концепция власти Ханы Арендт.

В современном цивилизованном обществе власть не только не совместима с насилием, но выступает непосредственно атрибутом всеобщего согласия. Власть не насилие, а согласие людей. Результат прямого взаимодействия и согласия людей. Политика базируется на убеждении. Люди творят власть совместно, сообща, в согласии друг с другом. Власть исчезает как только исчезает единство.

Н.Луман. Наибольшее значение имеют черты власти, обеспечивающие возможности социального общения. Власть истолковывается им как символическое средство социальной коммуникации, предоставляющее ее обладателям дополнительные преимущества перед своими партнерами, в частности, при выборе наиболее оптимального способа социального действия. Власть, которой обладает один из участников социального взаимодействия ограничивает либо совсем исключает возможность выбора правил игры у другого или других участников такого взаимодействия. В соответствии с концепцией Лумана, роль власти идентична роли таких средств социальной коммуникации, как например, естественные или искусственные языки, деньги. Власть рассматривается не только как отношения господства и подчинения, но и в более широком аспекте коммуникации и общения, где отношения господства и подчинения являются лишь частным случаем. Власть символическое генерализирующее средство коммуникации общества. Власть – средство коммуникации, которое дает субъектам, обладающим информацией дополнительное преимущество при выборе оптимальных решений. Власть – ядро политической системы, которая сплачивается благодаря коммуникации.

Карл Дойч. Власть одно из платежных средств политики. Срабатывает там, где не действует согласие. Власть – средство коммуникации между людьми, группами. Непосредственная лицом к лицу и опосредованная массовая коммуникации. Передача информации внутри политической системы происходит в символах, образцах.

К. Дойч выделяет при этом три основных типа коммуникаций в политической̆ системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный̆ контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринуждённой̆ обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные юга электронные, роль которых в постиндустриальном обществе посто

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

Республика - это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формиру­ются общенациональными представительными учреждения­ми (парламентами), а граждане обладают всеми правами.

В рамках республиканской формы правления принято различать три основных вида: президентскую, парламен­тарную и смешанную республику.

Смешанная республика (иногда в научной литературе име­нуется парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правле­ния, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики.

Наиболее типичным примером смешанной республи­ки является V Французская Республика.

В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламен­тарной республики, существовавшей ранее по Консти­туции 1946 г. и установила смешанную республику.

Основными признаками смешанной республики яв­ляются:

Президент является главой государства и арбитром;

Президент избирается на основе всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа;

Президент, не являясь юридически главой исполни­тельной власти (правительство возглавляет глава прави­тельства - премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздейст­вовать на политику правительства;

Президент и парламент совместно участвуют в фор­мировании правительства (например, президент предла­гает кандидатуры на посты министров, а парламент ут­верждает их);

Двойная ответственность правительства: и перед пре­зидентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;

Право президента на роспуск парламента и назна­чение досрочных парламентских выборов, но это право носит конституционно ограниченный характер.

В настоящее время смешанные республики реализу­ются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 27165 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Анализ видов избирательной системы

2.3 Смешанная система

Смешанная избирательная система появляется затем, когда в выборе той же представительской камеры различная система гашеная…

Избирательные системы

· смешанная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система Мажоритарная избирательная система получила свое название от французского слова majorite, что значит «большинство». Она является старейшей избирательной системой…

Избирательные системы: «плюсы» и «минусы» различных видов

8. Смешанная избирательная система

В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера…

Избирательный процесс в России

1.3 Смешанная(гибридная) избирательная система

Смешанная избирательная система — одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Смешанная избирательная система — избирательная система…

Налоги и налогообложение

2.4. Смешанная модель

Представитель этой модели — Россия. Современная российская налоговая система сло-жилась на рубеже 1991-1992 гг., в период политическо-го противостояния, кардинальных экономических пре-образований и перехода к рыночным отношениям…

Подследственность уголовных дел

2.3 Альтернативная (смешанная) подследственность

Альтернативная (смешанная) подследственность — это подследственность дел об одних и тех же преступлениях следователям различных ведомств.

Проблема определения альтернативной подследственности возникает в связи с тем…

Положительные и отрицательные черты мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем

3. СМЕШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы…

Республика как форма правления

2.4 Смешанная республика

Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики…

Республика. Понятие и сущность. Основные формы государственного устройства в зарубежных странах

1.3 Смешанная республика

Смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) — это такая разновидность республиканской формы правления…

Свободные и добровольные выборы как основная форма непосредственной демократии в Российской Федерации

1.4 Смешанная избирательная система

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том…

Социальное обеспечение в Тульской области

4.3 Смешанная форма социального обеспечения

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает…

Форма государства

§ 2. Республика

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства…

Форма государства: общая характеристика

2.2 Республика

Республика — (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления — эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок …

Формы государства

2.1.2.Республика

Республика- форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам- парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Признаки республики…

Глава 2. Виды современных республик

2.1. Парламентские республики

Суть парламентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом. Правительство формируется на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте. Глава государства избираются либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентской республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Выборы проводятся по партийным спискам (избиратели голосуют за партию). Правительство может быть как однопартийным, так и коалиционным.

Достоинством парламентской республики является единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

Недостатки парламентской республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей.

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами. 1

Например, Австрия… Это федеративная буржуазная республика, в состав которой входит 9 земель, имеющих свой парламент (ландтаг), конституцию и правительство. Высшие органы государственной власти страны – парламент, состоящий из двух палат (Национального совета и Федерального совета), правительство. Депутаты Национального совета избираются на всеобщих выборах на 4 года, Федеральный совет состоит из лиц, назначаемых ландтагами земель. Правительство с федеральным канцлером формируются партией, получившей большое количество мест в Национальном совете. Глава государства – президент, который избирается на шесть лет путем всеобщего голосования.

В Австрии несколько политических партий, но в управлении государством участвуют главным образом две – Социалистическая партия Австрии (СПА) и Австрийская народная партия (АНП). 2

Также парламентскими республиками являются Италия, Финляндия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Венгрия, Чехия и другие.

2.2. Президентская республика

Сущность президентской республики заключается в том, что среди органов высшей государственной власти ключевое положение занимает фигура Президента, который является главой государства и главой правительства (или он сам назначает главу правительства), которое он назначает в ряде стран с согласия парламента и которое он может распустить (т.е. является главой исполнительной власти), он так же вправе освободить от должности отдельных министров. Президент в президентской республике избирается либо населением, либо коллегией выборщиков и ответственности перед парламентом не несет. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентской республике существует система сдержек и противовесов. В президентской республике создаются благоприятные условия для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует власть.

Так же эту республику иногда называют дуалистической, чтобы подчеркнуть факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента.

Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой сосредоточия общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах.

И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, не которые страны подчеркивают значение поста президента. Президентская система в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный Конституцией.

Наравне с достоинствами у президентской республики есть свои недостатки. В отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент постоянно находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь над собой веских оснований.

Наряду с этим едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства при президентской системе не столь важны хотя бы из-за падения влияния парламента. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но есть разновидности прямых выборов, когда выбор способов их проведения не всегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большой зависимости от законодательной ветви, которая может определять многое, например процедуру переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке. 1

Наиболее ярким примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.

Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу и законодательным собраниям штатов (легислатурам), исполнительная – Президенту США и судебная – судам.

Конгресс США состоит из двух палат – Сената и палаты представителей. Заседания Конгресса проходят в здании Капитоля, расположенного в центра города Вашингтона. Палата представителей состоит из 435 членов, каждый из которых представляет около 500 тысяч избирателей. По Конституции США каждый штат должен быть представлен в палате, по крайней мере, одним членом.

Члены палаты избираются на двухлетний срок, исчисляемый с января следующего года после выборов. Следовательно, каждые два года состав представителей обновляется, этим же интервалом измеряется срок полномочий всего Конгресса каждого каждого созыва. Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти в течение всего года. В Конгрессе США представлены лишь буржуазные слои населения; в его составе нет не только ни одного промышленного и сельскохозяйственного рабочего, но и политических фракций, которые провозглашали бы своей целью борьбу за их интересы.

В Сенате каждый штат формируется двумя представителями от каждого штата (таким образом в его состав входит 100 сенаторов). Каждый сенатор в своем штате избирается на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность ее деятельности.

Высшим в стране должностным лицом, совершающим полномочия главы государства и главы правительства, является Президент США. Он избирается на четыре года с возможность переизбрания на еще один четырехлетний срок. Президентом США может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживший на территории США не менее 14 лет.

Официальной резиденцией Президента является Белый дом (с 1800 года), находящийся в Вашингтоне.

У Президента США достаточно широкие полномочия. Как глава государства он является верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене. Президент с одобрения Сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти, включая руководителей министерств и ведомств. Глава исполнительной власти обладает правом издания президентских приказов, фактически имеющих силу закона.

Принцип разделения власти предполагает и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной «ветви» за счет другой. Так, Конгресс, носитель законодательной власти, может отклонить законопроекты, представленные главой исполнительной власти – Президентом. Президент утверждает законопроекты, принятые Конгрессом, и вправе налагать вето на те из них, с которыми он не согласен. Многие полномочия Президента реализуются лишь при одобрении Сената (например, заключение международных договоров).

Носитель судебной власти – Верховный суд США формируется совместно Президентом и Сенатором: первый назначает кандидатов, второй эти назначения утверждает. Верховный суд вправе окончательно признавать недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти, как не соответствующие Конституции.

Взаимодействие и взаимовлияние трех «ветвей» власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов, незыблемости капиталистического строя и классового господства буржуазии. Характерной особенностью процесса развития системы разделения властей является неуклонное возрастание роли президентской власти как главного орудия диктатуры монополистического капитала. 1

Так же президентскими республиками являются Бразилия, Франция, Мексика, Румыния, Перу, Белоруссия. Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.

2.3. Смешанные республики

Смешанными (парламентско-президентскими) называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом. С одной стороны, для нее характерна парламентская ответственность правительства, то есть парламент имеет право выразить недоверие правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз в конфликтной ситуации распустить парламент и вынести свой спор с парламентом «на суд народа», назначив внеочередные выборы, при этом вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определенного срока. Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передаст полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, победившей на парламентских выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен, и так далее.

Смешанная форма правления стремится сосредоточить в себе положительные черты традиционных форм правления (парламентской и президентской) и избежать их недостатков, но это далеко не всегда воплощается в новое органическое качество. Такое важнейшее достоинство президентской формы правления, как прочность конституционного положения правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в смешанной, «полупрезидентской» республике, в значительной мере утрачивается из-за усиления контролирующих полномочий высшего законодательного представительного органа власти. В свою очередь, несомненное преимущество парламентской республики – ответственность правительства перед парламентом, его обязанность учитывать в своей политике складывающееся соотношение политических сил, общественное мнение практически сводится на нет в такой «нетипичной» форме правления, как «полупарламентская» республика. В последнем случае увеличение полномочий президента влечет за собой почти автоматическое уменьшение роли представительного института власти. Нечто подобное случается и при законодательном введении ограничения вотума недоверия правительству в парламентарных республиках или при установлении ответственности отдельных министров перед парламентом в президентских формах правления. 1

Таким образом, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Избранный народом президент вправе фактически формировать свое правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Смешанную республику следует считать самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской. 2

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234Смотреть все

  1. Республика как форма правления (3)

    Курсовая работа >> Государство и право

    … СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ Курс II Форма обучения Стационар … по форме правления делятся на монархии и республики . Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются …

  2. Президентская республика как форма правления

    Реферат >> Государство и право

    … президентской республике как форме правления . Тема данной курсовой работы – «Президентская республика как форма правления» интересна … президентской республики как формы правления . Глава I 1.1 Что такое форма правления ? Под формой правления обычно …

  3. Республика как форма государственного правления и ее виды

    Реферат >> Государство и право

    … должностное лицо. 1.3 История развития республиканской формы правления . Республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером …

  4. Республика как форма государственного правления

    Реферат >> Государство и право

    … политику государства. Народно-демократическая республика как форма правления возникла после второй мировой войны … мы рассмотрели республику как форму государственного правления и можем сделать следующие выводы: Республика – это форма правления , в которой …

  5. Парламентская республика как форма правового государства

    Контрольная работа >> Политология

    … мы пришли к выводу, что республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным … мажоритарной или пропорциональной системами5. Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, …

Хочу больше похожих работ…