Название рапиры. Сабля, шпага или рапира: Пять вопросов и фехтовании

Эволюция рыцарского меча в итоге привела к его разделению на два направления развития, в первую половину попал палаш, длинное и тяжёлое колюще-рубящее оружие. Вторым направлением стали рапира и шпага, на момент своего появления боевая шпага даже приблизительно не напоминала своих изящных наследников из 18-19 веков. Основное отличие боевой шпаги от палаша было в весе и ширине клинка, кроме того палаш использовался в основном для рубящих ударов, в то время как шпага предназначалась для колющих.

Но в тоже время не нужно упускать и то, что и палаш и шпага могли и рубить и колоть. Это был длинный и узкий меч, причиной его появления стало наличие латных доспехов и появления в них сочленений и отверстий, куда узкий клинок входил просто превосходно. Кроме этого шпага в отличие от меча давала владельцу больше возможностей в бою, чем более тяжёлые виды холодного оружия. После своего появления шпага заняла место на поясе дворянского и офицерского сословия на четыре столетия почти беспрерывных войн.

Устройство шпаги

Шпага, как и другое клинковое оружие, состояло из двух основных частей: клинка и эфеса. Клинок – прямой и плоский с двухсторонней заточкой с долом или двумя, плавно сужающийся к острию. Длина клинка составляла около 1 метра, но впоследствии она уменьшилась до 700-800 мм.

Сам клинок кроме плоской в сечении формы мог быть квадратным, ромбическим или овальным, режущие кромки в этом случае оставались лишь у острия.

– это колющее оружие, обладающее длинным гранёным клинком с рёбрами.

Вес шпаги составлял около 1,2-1,6 кг. Иногда возникает вопрос, сколько весила шпага мушкетёра? Ответ на этот вопрос есть в музеях Франции. Шпага тех времён имела вес около 1,5 кг.

Эфес шпаги состоит из следующих частей:

  • рукоятка шпаги, обычно изготовлена из дерева и металла и имеет оплетку или рифление для комфортного охвата рукой;
  • перекрестие, защитное приспособление на переходе между клинком и эфесом, прямое или наклонное;
  • дужка, защитное устройство защищающее пальцы руки, в виде полосы металла от крестовины к навершию рукоятки;
  • навершие, металлическое яблоко завершающее рукоять, служащее для балансировки выполнялось в виде металлического шара или шляпки;
  • гарда, защита кисти руки, состояла из защитных колец с креплением, к перекрестию, так и щитков или развитой корзины выполненной в виде сплошной или узорчатой металлической полосы, целиком закрывающей кисть.

Эфес ранних образцов представлял собой обычную крестовину с дужкой, изредка дополненную защитным кольцом. На вершине ручки крепилось балансировочное яблоко.


Более поздние эфесы получили гарду-корзину поверх развитого перекрестия, а количество дужек увеличилось до 2-3, или сплошной полосы фигурной формы прикрывающей кисть руки.

Рукоять могла иметь округлое, круглое или прямоугольное сечение, она насаживалась на хвостовик клинка и жёстко фиксировалась. Материалом для её обтяжки служили кода или ткань. Часто рукоять шпаги оплеталась металлической проволокой в несколько рядов.

Гарды клинков во многом зависели от школы фехтования, так испанские мастера фехтования предпочитали полностью закрытые гарды, при этом в фехтовании они работали рукой от предплечья, французская школа предпочитала лёгкие гарды, так как больше была развита кистевая техника.


По современной классификации Оушкотта гарды делятся по степени закрытия кисти руки на дробные числа четверти. По типу гарды подразделяются виды шпаг, имеющих ярко выраженные свойства, характерные только для этого рода оружия:

  • «испанская» чаша, глубокая чаша перед перекрестием с парой колец внутри её, в бою шпага удерживается за них, либо за саму рукоять;
  • бильбо, более защищённая разновидность «испанской чаши», с дополнительной дужкой и более объёмной чашей;
  • папенхаймер, развитая гарда с чашкой и защитой кисти в виде сложного плетения дужек;
  • фламандская гарда, в виде перекрестия с кольцами или щитками, без дужки;
  • кавалерийская, развитие фламандской, но с с наличием одной или более дужек прикрывающих кисть руки.

В дальнейшем при переходе боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой произведение искусства. В то время как перекрестие практически полностью исчезло.

Боевые шпаги этого времени представляли собой упрощённые образцы с небольшим перекрестием, дужкой и двумя щитками справа и слева от клинка. На яблоке могли располагаться различного рода украшения или награды. Общая длина шпаги зависела от мастера, что её ковал и от школы фехтования владельца.

Особенности шпаги

При распространении шпаги её однозначно приняли как дворянское оружие. Этому способствовали как боевые, так и технические характеристики этой разновидности холодного оружия.

В отличие от недорогих палашей и сабель мягкий металл клинков, которых мог компенсироваться весом и силой удара, шпага это оружие техники и высококачественного металла.

Более тонкий клинок требовал упругой и твёрдой стали.

К тому же ориентированность на укол делали шпагу ещё более требовательным оружием к качеству производства. По этой причине шпага и стала отличительным признаком дворянства, менее обеспеченные финансовыми средствами классы предпочитали более дешёвые сабли и мечи.


Кроме того владение шпагой требовало и определённых навыков, которые могли быть только у воинов, которыми изначально дворяне и являлись.
После того как фехтование стало наукой постепенно начали развиваться и национальные школы владения этим оружием.

Во много они зависели от особенностей гарды и клинка. Итальянские шпаги, например, рассчитаны на колющие удары, и практически не используют рубящие и режущие, с протягом, удары клинка. Соответственно этому рукоятки и эфесы итальянского холодного оружия рассчитаны именно на укол, рубить ими не особо удобно.

Также интересна французская школа, также рассчитанная на укол, шпага французского типа имеет лёгкую гарду фламандского или кавалерийского типа и обычно гранёный клинок. Поэтому шпаги мушкетеров имеют сравнительно короткий клинок и открытую гарду.

Немецкая школа наоборот использует полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, а также и оглушающие, плашмя клинком. Именно в германских княжествах появилась тактика боя с кинжалом для второй руки – дагой.


Дистреза, испанская школа фехтования предполагала целую науку, включая философию боя на клинках. Но в тоже время в отличие от развивающихся французских и итальянских школ была более консервативна.

Заключение

Несмотря на то, что в настоящее время фехтование все больше уходит в историю. Но все его методы перешли в спортивное фехтование, самое быстрый и динамичный вид спорта.


Также стоит отметить и военно-историческое фехтование, которое предполагает использование идентичных боевым образцам изделий. Тем более в детстве все болели похождениями Атоса, Портоса и Арамиса, после просмотра кинофильмов или прочтения книг Дюма.

Отсюда и плащи мушкетерские, сабли из дерева в детстве, и стальные и алюминиевые клинки во взрослом возрасте. Стоит отметить, что как средство самозащиты шпагу или другое холодное оружие использовать не стоит, это незаконно.

Но шпага как знак чести и доблести офицера и дворянина стала уже нарицательным предметом. «Продать свою шпагу» – это словосочетание пришло от немецких наёмников и означает – продать свои знания и опыт. Сломать шпагу, значит лишить чести. Так это устаревшее холодное оружие вошло и в нашу повседневную жизнь.

Видео

Шпага (или рапира) – лёгкое и длинное, универсальное, способное рубить и колоть, длинно клинковое . Представляет из себя меч с узким, достаточно гибким лезвием, длинной до 1-го метра, с прямой рукоятью с навершием, со сложной гардой самых разнообразных форм, которая обеспечивала хорошую защиту кисти. Весом до 1,5 килограмм.


Шпага ровесница огнестрельного оружия. С появлением первых пушек и ружей, доспехи перестают быть актуальными, а вместе с ними перестаёт быть актуальным тяжёлый меч, способный прорубать или проколоть доспехи. Постепенно одноручные мечи вытесняются шпагами, это начинает происходить в Испании в середине 15-го века. Точнее, в 60-х годах 15-го века, дворяне начали носить клинки, которые были несколько уже, чем боевые мечи и имели более сложную гарду – появились дужки, для защиты пальцев, кольца пас-дане (кольцо на боку крестовины меча или кинжала, расположенные перпендикулярно оси клинка), и т.д. Эти шпаги достаточно быстро распространились среди знати и дворян: они были легче мечей, что позволяло носить их при себе всё время; и они оказались «красивее» - постепенный отказ от доспехов (в частности от латных перчаток, которые мешали пользоваться огнестрельным оружием), привёл к тому, что у шпаг, для защиты кисти руки, развились сложные гарды: корзинки из полос металла, чашки, тарелки с перекрестьями и пальцевыми дугами – эти гарды стали украшаться позолотой, камнями, чеканкой и т.д. А главное, шпаги позволяли не хуже мечей защитить свою жизнь в случае необходимости, позволяли успешно, как атаковать, так и защищаться в бою. Постепенно шпага распространилась практически на все роды войск, вытесняя меч. До 18-го века боевая шпага стояла на вооружении и пехоты, и кавалерии, пока не начала вытесняться саблей и палашом. Но полностью не исчезла. Ещё во времена своего рассвета, шпага разделилась на боевую и гражданскую. Гражданские шпаги были немногим более лёгкими и узкими, часто имели заточку только около острия. Такие шпаги носились как оружие – не смотря на лёгкость, такая шпага была именно оружием, и как деталь одежды. Военные носили их в мирное время вместо боевого оружия, дворяне и буржуа при парадных одеяниях, некоторые разночинцы. Право, а можно сказать, что и обязанность, на ношение шпаг имели даже студенты. Практически до 20-го века шпаги остаются деталью парадной одежды для дворян, не боевым оружием офицеров (в России до 1917 года, шпага была обязательна для офицеров-кирасир вне строя, генералов), для гражданских чиновников при параде (даже чиновники министерства просвещения, образования, при парадных мундирах носили шпаги), и оружием для дуэлей. Итак, где-то в середине 19-го века шпага становится церемониальным, часто наградным, дуэльным и спортивным оружием.

Шпага и её появление дала мощнейший толчок к развитию искусства фехтования длинным клинковым оружием. Не хочу сказать, что до этого мечами рубились без обучения, как Бог на душу положит, но именно лёгкость шпаги позволила изобрести всё разнообразие фехтовальных приёмов. Возникают школы фехтования: испанская, английская, французская, немецкая и итальянская, каждая из которых имела свои особенности, и, адепты которых, спорили, чья же школа лучше. Пишутся учебники по фехтованию: например, Ридольфо ди Каппо Ферро "Gran Simulacro dell"arte e dell"uso della Scherma" ("Великий образ искусства и практики фехтования") 1610-го года. В каждой стране знания по фехтованию систематизируются и дополняются чем-то новым. Например, первые системы шпажного фехтования в Германии и Испании ориентировались на рубящую технику, а принцип «убийство остриём, а не лезвием» появился в Италии только в середине 17-го века и, постепенно именно итальянская школа стала главенствующей. Фехтование стало модным, его изучали в престижных учебных заведениях. В царствующих домах, и не только, появилась должность фехтмейстера – учителя фехтования. Шпага становится признаком благородного человека, дворянина, буржуа, иногда и разночинца, защитницей чести человека на дуэли (не только для мужчин, но и для женщин), лишаясь чести, человек лишался и шпаги – её попросту ломали над головой человека. Производство шпаг находилось в тех же местах, что и производство другого холодного оружия. Немецкий Золинген, в котором изготавливались всемирно известные образцы холодного оружия, английский Шеффилд, французский Тир, испанский Толедо. Клинки ковались, металлические ручки и навершия отливали, гарды могли штамповать или сваривать. Но если при изготовлении меча достаточно было быть кузнецом, то со шпажный мастер должен был быть более универсален. Гарды шпаг, а потом и клинки, украшали чеканкой и резными узорами, позолотой, чернили, вправляли драгоценные камни и прочее.

Итак, непосредственно сама шпага: длинный относительно узкий клинок, обоюдоострый или имеющий только отточенное остриё; одноручная прямая рукоять с массивным навершием-противовесом; сложная гарда, хорошо защищающая руку. Кстати, именно разные гарды являются критерием при классификации шпаг, созданной Эвортом Окшоттом. Он выделяет: гарды плетённые из полос или прутьев - корзинки; гарды-чаши в виде полого полушария; тарелчатые гарды – слегка изогнутый диск; гарды-петли – в виде простой дуги, защищающей пальцы, и так далее. Ну, вот так как-то.

Как и практически любой предмет, который используется достаточно долго, шпага прошла некий путь видоизменений. Во-первых, это касалось клинка – от довольно широкого обоюдоострого, до тонкого гранённого, имеющего только острый конец. Во-вторых, это касалось гарды: от простой крестовины с пальцевой дугой, до сложно-плетённой корзинки или сплошной чаши, и снова до простого небольшого диска. Исторически многие исследователи, Окшотт, например, делит шпаги на три типа:
- reitschwert (буквально «меч всадника») - тяжёлая шпага годная для рубящих ударов - именно её называют «боевой шпагой». Появившись в XV веке, этот тип шпаги был самым популярным в кавалерии XVI века, но с XVII века начинает вытесняться саблями и палашами. Хотя в некоторых странах, Россия, Швеция, использовался и в XVIII веке и в кавалерии, и в пехоте.
- espada ropera (буквально «меч для одежды») - предназначенная для ношения с гражданской одеждой, немногим легче и уже боевой шпаги, но с двусторонней заточкой. Этот тип шпаги был наиболее популярен в XVI веке, но с середины XVII века начинает вытесняться ещё более лёгкими шпагами.
- smallsword (буквально «малый меч») - был ещё более лёгким вариантом шпаги с укороченным клинком. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования в конце 16-го века, впоследствии практически вытеснил другие типы шпаг. Именно этот тип стал исключительно колющим типом шпаг, даже имея лезвие им неудобно было рубить из-за малого веса. Большинство же этих шпаг имело граненый клинок шестигранной формы, который заменился трехгранным сечением с долами, который и сейчас можно видеть у спортивной шпаги. Кстати, лёгкость этого типа шпаги позволила «безболезненно» удлинить клинок и появились шпаги почти полутораметровой длины.

Ну а теперь непосредственно вторая часть темы: «Шпага или рапира?»

Для начала цитата из "Трёх мушкетёров": "...вырвалось у Атоса, когда он увидел, как шпага Каюзака отлетела на двадцать шагов. Д"Артаньян и Каюзак одновременно бросились за ней: один - чтобы вернуть ее себе, другой - чтобы завладеть ею. Д"Артаньян, более проворный, добежал первый и наступил ногой на лезвие. Каюзак бросился к гвардейцу, которого убил Арамис, схватил его рапиру и собирался вернуться к д"Артаньяну, но по пути наскочил на Атоса, успевшего за эти короткие мгновения перевести дух..." Итак, судя по тексту, пускай и художественному, в одном месте, в одно время и, практически, у одного рода войск, встречается два вида оружия, если судить по названию. Каюзак теряет шпагу, а поднимает рапиру. Что это, ошибка автора или переводчика? Или люди из одного рода войск имеют разное оружие? Имеют ли отличия шпага и рапира? Вот давайте попробуем разобраться. Самое распространённое мнение: шпага – оружие, которым можно рубить и колоть, рапира – только колющие оружие. Современный фехтовальщик, не задумываясь, ответит точно также. Четырехгранная в сечении рапира, без выраженных режущих граней, которой допускаются только колющие удары, и шпага, имеющая в сечении - плоский треугольник, с намёком на острые грани, которые позволяют акцентировать рубящий удар. Но это спортивное оружие. А что же касается оружия старинного? Если обратится к литературе, художественной и научной, то увидим описания рубящих ударов рапирой или только колющую технику работы шпагой. Иногда рапиру описывают, как нечто обоюдоострое и широкое, а шпагу, как что-то узкое, только с острым концом. Снова несоответствия.

Чтобы разобраться, надо заглянуть в историю. Точнее на первое название шпаги. В Испании в XV веке появляется "espadas roperas" - "меч для одежды". Многие исследователи в переводе этого названия делают две ошибки: переводят «espadas roperas» либо, как «меч для гражданской одежды»; или переводят, как «шпага для одежды». Например, такой перевод даёт известный в кругах исторических фехтовальщиков Джон Клемментс. А, исходя из этого неточного перевода, строятся неправильные умозаключения относительно шпаги и рапиры. Но слово «espadas» происходит от латинского «spata» - меч, так назывался длинный кавалерийский меч древнего Рима. А «для одежды» имеется в виду «одежда, а не доспех», а не гражданская одежда, так как понятия «гражданская одежда» ещё не существовало Прочтя внимательно «espadas roperas», легко увидеть, что слова "шпага" и "рапира" являются двумя частями этого названия: «espadas» - шпага, «roperas» - рапира. Во многих языках этих двух названий просто не существует: на испанском языке всё выше описанное оружие называется «espada»; на итальянском - «spada»; на французском - «epee»; англичане используют слово «sword» - меч: court sword - придворный меч, town sword - городской меч, scarf sword - меч для орденской ленты, small sword - малый меч, для обозначения шпаги по отношению к более массивным английским мечам; в немецком языке словом «degen» называют всё то, что мы привыкли именовать шпагой или рапирой. Практически, только в русском языке используют эти два названия, в других языках используют только одно: или "рапира", или «шпага». Да и эти названия – сборные, среди шпаг или рапир есть и названия собственные – папперхеймер и валонская шпага, например, комишелард – тип шпаги, у которой 1/3 клинка отличалась гораздо большей шириной, чем остальные 2/3. Даже если эти умозаключения, основанные на анализе названий, ошибочны, то очень трудно поспорить с коллекциями музеев, в которых хранятся экспонаты с подобными, явно колюще-режущими, клинками, отличные только формой гард, но называемые то шпагами, то рапирами. При этом изготовлены они в разных странах и в разное время, а для оружия, его изменений и развития, и 20 лет – много.

На фото с разнообразными гардами все четыре вида оружия называются рапирами, не глядя на то, что только 3-й и 4-й клинки можно назвать колющими, а у первых двух клинки выраженные рубящие. Странно, правда?

Вот, пять видов клинков: два чётко рубящих, один нечто среднее и два тонких колющих. Но все они названы рапирами.

Так что, можно смело сделать предположение, что, появившиеся в Испании в 15-м веке колюще-рубящие лёгкие мечи, которые, впоследствии, отличались только устройством гарды и длиной клинка, можно называть и шпагой, и рапирой одновременно, и не ошибиться. Потому что, изначально, шпага и рапира – это одно и тоже. И возможно, что первым было название именно рапира. А путаница возникла уже в последствии, когда одновременно начали существовать «старые» рубяще-колющие шпаги-рапиры и «новые» исключительно колющие шпаги-рапиры. Потом уже эти названия закрепились для спортивного оружия, чтоб подчеркнуть отличия строения и принципа действия спортивных шпаг и рапир. Самое интересное, что доказать или опровергнуть мои выводы, основываясь на трудах специалистов-оружейников достаточно трудно, поэтому я и не ссылаюсь, например, на фон Винклера, Окшотта или Бехайма в этом вопросе – их мнения в этом вопросе сильно различны. А некоторые исследователи называют шпагами или рапирами и эстоки с кончарами – исключительно колющие мечи (хотя это просто нелепо – шпага появилась, когда начал исчезать доспехи, а кончар или эсток появились для пробивания этого самого доспеха), и древние узкие ирландские мечи из меди и бронзы.

В старину от мастерства фехтовальщика зависела его честь и жизнь. Сегодня оружие применяют только для спортивных поединков и даже иногда для фитнеса. Чтобы правильно применять его, следует ознакомиться с отличительными особенностями каждого из них. Укол является единственным способом атаки для таких видов, как шпага и рапира. Отличие сабли заключается в возможности наносить еще и удар. Это предполагает значительную разницу в технике фехтования. Каждому человеку подходит свой Поэтому перед началом посещения занятий, следует ознакомиться с принципами использования в поединке каждого вида.

История оружия

Прообразом, отличным от сегодняшней шпаги и рапиры, в каменном веке считается палка, которую взял в руки первобытный человек для своей защиты.

Прошло очень много времени, пока первый вид оружия преобразовался в нечто более подобное современным его разновидностям.

Первым появился меч. Это случилось еще во II веке до н. э. Это было тяжелое и острое со всех сторон оружие, которым можно было колоть, рубить и резать. Применялся он в пешей схватке. Но для битвы на коне он был очень неудобен.

Три столетия спустя азиатами были придуманы сабли, которые с успехом применялись как для конного, так и для пешего боя. В 15 веке в Европе появилась шпага и рапира. Отличие их от сабли заключалось в большой тонкости лезвия. Это позволяло ему проникать в незащищенные места доспехов воинов. В Италии такое оружие получило название «шпага», а в Испании - «рапира». Раны, нанесенные ими, были смертельными в случае колющего удара и менее опасными в случае порезов.

Шпага историческая

Шпага (от итал. spada) - производное от меча холодное колюще-режущее оружие. Ее длина встречалась от 1 м и более. Она состоит из одного- или двухлезвийного клинка и рукояти, которая имеет дужку и гарду. Рукоять называют эфесом. Сложная форма гарды защищает пальцы от ударов.

Среди разновидностей такого оружия следует отметить появившуюся впоследствии «придворную» шпагу. Она имела облегченный вес. Такая шпага была неотъемлемым атрибутом одежды придворных.

Французская школа фехтования укоротила лезвие оружия и превратилась в граненый клинок. Рапира и шпага, отличия которых были значительными в более поздний период, также имели незаточенное лезвие и очень острую вершину. Кавалерийский вариант шпаги был в пределах от 1 до 1,5 кг.

Оружейные шпаги и рапиры стали также гражданскими и были атрибутом дворян и богатых людей в Европе.

Спортивная шпага

Современные шпага, рапира, сабля, отличия которых имеют значения для стиля фехтования, рассматриваются только как спортивное оружие.

Шпага имеет длину 110 см. Ее вес составляет 770 г и выше. Стальной клинок довольно гибок и имеет трехгранное сечение. Кисть фехтовальщика защищает круглая гарда диаметром 13,5 см. Главной особенностью спортивной шпаги является трехгранное сечение лезвия, утонченного к вершине. Максимальная ширина граней составляет 24 мм.

В спорте применение шпаги, рапиры или сабли предполагает отличные турниры для мужчин и женщин. Наконечник шпаги снабжается датчиком, который реагирует на давление в 550 г. Это регистрирует укол, который может наноситься во все части тела спортсмена, кроме затылка. Аппарат не фиксирует его, если давление на наконечник произошло позже другого на 0,25 с. Поэтому в фехтовании на шпагах нет приоритета действий. Одновременно нанесенные уколы присуждаются обоим участникам.

Рапира историческая

Рапира и шпага, отличия которых были определены еще в 16 веке, значительно отличались от современного спортивного оружия.

Рапира (от исп. ropera) означает буквально «меч для одежды». Ее чаще применяли для ношения с гражданской одеждой, так как это был облегченный вариант оружия. Для рубки рапира подходит меньше, чем шпага. Однако в классическом варианте неспортивная разновидность имела лезвия.

Рапиры были популярны в 16 веке. В 17 столетии их вытеснили короткие шпаги, которые из-за этого стали весить меньше.

Длина исторической рапиры была до 130 см. Меньше чем метр был клинок, которым характеризовалась разновидность оружейная. Шпаги и рапиры весили больше, чем спортивные.

Спортивная рапира

Спортивные рапиры от шпаги отличаются своими параметрами. Так, сечение рапиры четырехгранное. Длина клинка составляет 90-110 см, а масса оружия при этом не превышает 500 г. Кисть защищает металлическая гарда диаметром 12 см.

Клинок пропорционально уменьшается в сечении к вершине, которая оснащена наконечником диаметром 6 мм.

У оружия, применяемого на соревнованиях, наконечник представляет собой подвижное электроконтактное устройство. Оно реагирует на укол, нанесенный противнику. При замыкании цепи сигнал подается по проводу, который идет по углублению грани от наконечника до гарды. Под гардой находится разъем, к которому вклеен провод.

Помимо основных параметров, существует еще одно отличие рапиры от шпаги. Спорт позволяет применять разные тактики и техники ведения боя. Именно рапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурной. Эта форма называется «пистолет» и дает возможность не сгибать запястье во время захвата рукоятки.

Бой на рапирах

Фехтование на рапирах, саблях и шпагах предполагает организацию отдельных соревнований для мужчин и женщин. Давление рапиры для реагирования наконечника должна составлять 500 г. Уколы засчитываются, только если они были нанесены в металлизированную куртку.

II - рапира;

III - шпага.

Такое оружие, как рапира, шпага, сабля, отличия в спорте которых достаточно значительное, требует отдельного рассмотрения. Современное правило фехтования на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена перед началом ответного действия. Поэтому для этого оружия важен приоритет действия. Преимущество определяет арбитр, который останавливает бой, когда аппарат зарегистрировал нанесенный укол.

Также запрещается столкновение бойцов телами. Также бой останавливается, если один из участников окажется за спиной другого бойца. С применением в современном фехтовании видеоповторов стало возможным избежать ошибки арбитра при вынесении решения.

Историческая сабля

Шпага, рапира, сабля, отличия которых сформировались в силу исторической техники ведения боя, применимы и сегодня в спортивных соревнованиях с учетом их древних особенностей.

Сабля является рубящим оружием, которое обладает Для того, чтобы наносить и колющие удары, воины оттачивали вершину лезвия на 10 см с обеих сторон.

Сабля появилась на Востоке и получила большое распространение в 7-8 веках. В этот период это было рубяще-колющий тип оружия. К 14 столетию это было уже преимущественно рубящая разновидность, обладавшая относительно малым весом и значительной кривизной клинка. Смещение центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражения.

В 16 столетии сабли применяли драгуны, а в 18-19 веках, видоизмененный тип этого оружия использовали гусары.

Спортивная сабля

Фехтование на шпагах, рапирах, саблях учитывает и сегодня те особенности ведения боя, для которых в старину применялся каждый вид. Поэтому спортивная сабля представляет собой клинком с трапециевидным сечением.

Длина стального лезвия достигает 105 см. Масса сабли равна 500 г. Гарда имеет специальную форму, которая защищает кисть бойца спереди и сверху, если тот направляет клинок вверх.

Удары позволяется наносить только в верхнюю часть туловища фехтовальщика, включая руки (до запястья) и маску. Удар и укол фиксируются аппаратом. Поражаемая поверхность защитной одежды имеет серебряную стружку, а маска контактирует с курткой.

Бой на саблях похож на фехтование на рапирах с правом приоритета при атаке. Отличие заключается только в типе удара. Они не колющие, а режущие. Бой при этом становится более динамичным.

Разновидности фехтования

Сегодня в зависимости от типа фехтования применяется сабля, шпага или рапира. Бой может быть историческим, артистическим и спортивным. Поэтому и тип оружия следует подбирать, опираясь на цели его проведения.

Историческое фехтование проводится для реконструкции поединка двух людей или целой группы в стиле выбранной эпохи с соответствующим оружием. Внешне это, может, и не самые красивые зрелища, но они помогают восстановить историческую достоверность событий.

Артистическое фехтование также воссоздает исторические концепции боя. Однако этот вид более зрелищный. Это постановочное шоу и противник тут, по сути, партнер. Здесь чаще используют легкие варианты оружия.

Спортивное фехтование ведется на специальных шпагах, рапирах и саблях по определенным правилам. Версии оружия тут также используются облегченные.

Как выбрать оружие

Решившись заняться фехтованием, следует определить, какое оружие более приемлемо для человека. Это может быть сабля, шпага и рапира. Отличие техники ведения боя при помощи каждого вида изучается новичком в течение первых 3-4 месяцев.

Каждый тренер уверен, что тот вид фехтования, который он преподает, самый лучший, техничный и красивый. Поэтому выбранный тип оружия надо любить. Этому каждый мастер фехтования будет учить новичка с первых же уроков.

Попробовать себя в спарринге или тренировочном бою каждый сможет не сразу. Поэтому следует попробовать различные техники фехтования и только спустя несколько месяцев сделать вывод о самом подходящем типе оружия для себя.

Также следует учесть, что тренировочные шпаги, рапиры и сабли несколько отличаются от электронных. Хотя, если освоить технику фехтования и научиться всем тактическим и физическим тонкостям этого вида спорта, такие детали не будут мешать проявить себя на соревновании.

И рапира, отличие которых было сформировано под влиянием исторических факторов ведения боя, позволяет каждому начинающему фехтовальщику подобрать для себя самый лучший его тип. Итак, можно сделать вывод: каждый вид оружия обладает своими уникальными возможностями и зрелищностью.

Шпаги звон, как звон бокала,
С детства мне ласкает слух,
Шпага многим показала,
Шпага многим показала,
Что такое прах и пух.

В дело романтизации эпохи шпаги внёс основной вклад гениальный и неточный Дюма, а так же Сабатини, их почин поддержали остальные, очарованные уже мифом об этом времени. Миллионы бредили мушкетёрами и пиратами, стуча палками во дворах, подражая неумелым движениям прекрасного фильма «Три мушкетёра». Единственный в фильме кто владел шпагой - Владимир Яковлевич Балон, он же ненавистный де Жюссак, он же ставил все трюки и учил всех фехтовать, включая команды «Динамо» и «ЦСКА». Стиль, немного отстранённый Атоса получился из того, что Вениамин Борисович Смехов сразу получил в глаз шпагой и опасался за здоровье, поэтому у него своего рода фехтование остриём, на вытянутой руке, смотрится очень необычно и красиво. На мой взгляд, хотя фильм совершенно неисторичен, как и роман, но его вклад в дело популяризации фехтования и интереса к той эпохе сложно переоценить. Советский «Три мушкетёра» наверное, лучший фильм из снятых, уже набралось более сотни постановок, одна хуже другой, были в нескольких фильмах проблески, но только проблески, потому как перевирается зачем-то не только сюжет и историческая достоверность, но и здравый смысл. Бои ставит, например Xin Xin Xiong, отчего д’Артаньян скачет в стиле обезьяны и использует шпагу как меч дао или ещё что похуже. Да, когда снимают просто на тему и подают как блокбастер, без претензии, то и летающие корабли вполне органично смотрятся, но отчего-то на каждую постановку Дюма спешат приписать «исторический», жестоко плюя на эту самую историчность. Кстати никто никогда не называл самого знаменитого мушкетёра по имени, только по фамилии, вернее по титулу, а на самом деле его звали Шарль Ожье де Батц де Кастельмор и потом добавляли граф д’Артаньян. Но самым лучшим историческим фильмом я бы назвал ALATRISTE, как его перевели у нас «Капитан Алатристе» – детально исполненное и точное до последнего движения повествование о мастере шпаги.

Как жил и питался простой гражданин? Плохо. Если бы не вино, мутное пиво или сидр, от великолепной гигиены и качества пищи большинство бы не дожило до совершеннолетия. Впрочем, так многие и делали, склеивая ласты по любому поводу ещё во младенчестве. Возрождаемая медицина мало чем помогала кроме изобретения джина, медики резали покойника и теми же руками принимали роды, страшно удивляясь высокой смертности в редких больничках, попутно высмеивая Джона Прингла, заставлявшего мыть руки хотя бы перед операциями, не говоря о еде. Жили в холоде, дрова баснословно дороги, готовить ходят к пекарю, поутру за деньги, чтобы в его тёплой печке что-то сварить, а есть будут уже холодное. Да в основном кроме похлёбки из капусты или чечевицы мало что ели, разве что сельдерей вместо картошки. Как сэр Уолтер Рейли привёз картошку, её тут же стали выращивать в голодающей Ирландии, хотя во Франции долго пытались есть семена и цветы картофеля, многие выжили. То же было с помидором и другими привычными для нас овощами и фруктами, экзотика долго приживалась и продавалась поначалу как кофе, какао и сахар в аптеках. Из аптек в массы попала и водка с джином, они воистину были лекарством от кручины и голода. Средний мушкетёр питался «гасконской» кухней, популярной не от хорошей жизни в Париже – ломоть хлеба, сыр, возможно, яйцо и много бургундского. В других странах было не лучше, ели всё, что можно есть, откуда в рационе появились улитки, устрицы, всякие морские гады, лягушки и прочие «деликатесы», крысы считались как раз таковым.

Как жили аристократы? Тоже не фонтан. Мылись редко, ходили пьяными и вшивыми, носили золотые блохоловки или держали маленьких собачек, чтобы блохи бегали по ним. Король-солнце, о котором русские дипломаты писали «король смердит аки дикий зверь» издал указ, чтобы подданные брызгали на себя духами, а то зело воняют. Какать аристократии дозволялось из окон дворца, была такая привилегия, разбитый месьё Лё Нотром парк Версаля ежедневно засерался в три слоя, а так обычно писали где прихватит, реже в специально отведённых нишах во дворце – заходишь за занавеску и слабишься. Горшки выплёскивали прямо на голову прохожих раз в неделю, а то и реже, на мессу в собор могли принести знатной даме ночную вазу и восседая на ней она вторила своими трелями епископу, что считалось нормальным. Оттого, засранные и зассаные до полного разрушения дворцы бросали и строили новые, Лувр сохранился просто чудом, остальные дворцы европейских столиц в основном снесли. У короля был офицер-стулоносец, при утренних испражнениях короля присутствовала ближняя знать, не быть приглашённым – опала, то же при одевании королевы, процесс мог занимать час. Короля протирали уксусом, он менял рубашку, обжирался накрошенным в жирный соус хлебом, пил вино, громогласно рыгал, вытирал руки об скатерть и шёл портить очередную фаворитку, не забывая потом идти ночевать к жене. Свиней резали прямо во дворе Лувра, тут же палили и рубили, коптили, процедура была ежедневной, брат короля любил ежедневные пале-рояльские оргии, причём неважно какого полу собралось общество. На стол выставляли всё сразу, горячее, холодное в общих блюдах, откуда и ели руками, редко используя запрещаемую церковью двузубую вилку, якобы она походит на рога чёрта. Даже старина Ватель не додумался до «русской сервировки», её завезут в просвещённую Европу русские варвары во главе с императором Александром I – то есть эти образцы стиля научатся есть из индивидуальных тарелок, своими приборами, а не руками, подаваемую по порядку еду, привычную всем сейчас: горячее-горячее, холодное-холодное. А пока русская кухня не стала высокой европейской, там продолжают жрать руками паштеты, хоть и остывающие, но съедобные, дичь с душком и ту полупрожаренную, засахаренные розы и прочих устриц. Трижды болевший сифилисом Казанова ел мелко растолчённое стекло, получал внутреннее кровотечение с температурой за сорок и отвалявшись в горячке снова совал кочерыжку куда ни попадя. Парики и белила на лице были призваны скрыть нарывы и язвы, а так же облысение от срамных болезней. Нормальным считалось посещать проститутошную, дворянин мог не просыхать по 5 лет (не шучу), заседающие в парламенте имели привилегии пить, единственное развлечение театр и война.

Что же Россия? Шпаги, в отличие от палаша здесь не прижились у стрельцов, в стране господствовала сабля. Хотя России постоянно угрожают набеги крымских татар, вторжения поляков, постоянно идут войны со Швецией, с Китаем и чукчами, но Россия вполне успешно существует. Да, с уходом транзита товаров через Россию у неё падает доход, восточные и китайские товары возятся теперь морским путём, но собственные производства, экспорт и освоение Сибири даёт неплохой доход. Сказать, что Россия беднее других стран Европы нельзя, невзирая на смуты и войны население вполне себе обеспечено, так, что может собрать с Нижнего Новгорода денег, вооружить армию и отвоевать страну и Москву. Войско помещиков, то есть людей, имеющих некую местность, откуда они кормятся и снаряжаются по всаднику со 175 четей (около 87.5 гектаров). Помещики сами снаряжались, прибывали на смотры и на войну, если кто пытался уклоняться, его могли холопизировать (сделать крепостным) или вовсе казнить, служили долго, трудно и честно. В основном вооружение состояло из пики, сабли, аркебузы, редко шлема и лёгкого доспеха, самыми тяжёлыми и снаряжёнными войсками были рейтары и гусары. Рейтары воистину самые дорогие и прославленные солдаты того времени, закованные с ног до головы в броню, причём противопульную, они вооружались не парой, а полудюжиной метровой длины пистолетов, устраивали караколь (что-то вроде казачьей карусели, когда первый ряд наскакивает, стреляет в противника и сквозь строй второй линии уходит в тыл на перезарядку), реже использовали рейтарский меч – боевую шпагу. Гусары были заметно слабее вооружены, они имели пику, кончар, саблю, их доспех был слабее и проще рейтарского, хотя всё равно как и рейтар, гусар было всего один-два полка, на большее не хватало денег даже у самых богатых государств. Некогда польские гусары, отбывшие Вену у турок, практически разорили Польшу, окончательно подорвав её могущество и бросив её к русским ногам, хотя и покрыли себя славой в пять слоёв.

Крестьяне, как и везде, жили на кашах, пустых похлёбках и пареной репе. Соль была единственным консервантом, из-за неё, вернее цен на неё вспыхивали бунты, ели много хлеба и выпечки, похлёбок и каш из зерна. В отличие от западной Европы тут всё же водилась дичь и её можно было промышлять, рыба имелась такая, что дюжина человек могла усесться на рыбину (не шучу), было чуть полегче в плане мяса и рыбы. Имелось много специй в отличие от Европы, всё страшно чесночили и перчили, ели лебедей, использовали мёд, например вымоченная в мёде морковка считалась десертом, русская и тем более европейская кухня того времени мало кому бы понравилась. Большое отличие от Европ – имелись дрова и бани, а так же много дерева, поэтому столь любимую в кинематографе грязь а-ля Парфюмер в России закрывали бревенчатые тротуары, а люди были отмытыми и относительно чистыми. Содомия, как отмечают европейские гастарбайтеры, во множестве служившие в Московии напрочь отсутствует, русские возмутительно пялят баб и не смотрят на мужиков. Даже аристократия за этим замечена не была, впрочем, как за употреблением табака (смертная казнь), винопитие тоже не поощрялось, пили лёгкий мёд. Жили богатеи и царь ярко, начищенные бляхи сверкали на солнце, даже стрельцы носили жёлтые и зелёные сапоги, не говоря про традиционные красные, шёлк, парча, бархат, всё просто кричало о цвете и богатстве. В моде были кафтаны венгерского крою, похожие на поздние гусарские мундиры. Уже в 17 веке в России производят «дьяволово вино» - шампанское, кумшацкое вино, большой экспорт в Европу оружия и металла. Солдаты часто помимо службы работали в артелях, зарабатывая на стройках и других подрядах, иногда даже покупая форму и снаряжение на эти деньги. Не сильно ситуация для народа со времён царствования Ивана Грозного и Алексея Михайловича поменялась и к Екатерининским временам, да и при Александре III, когда завезённую короткую шпагу даже во дворцах снова заменяет сабля, зачем-то забытая Петром I. Про жизнь аристократии XVIII-XIX века и так известно практически всё, спасибо многочисленным романам и кинофильмам. Собственно о шпаге.

Шпага (от итал. Spada) – напрямую происходящее от полутораручного меча длинноклинковое колюще-рубящее или колющее оружие с длинной клинка 1000 мм и более, прямое, в ранних конструкциях с одним или двумя лезвиями, более поздних с гранёным клинком, а так же характерным развитым эфесом сложной формы с защитной дужкой, весом от 1 до 1.5 кг. Шпага появилась, как многие виды меча в Испании в 1460-х годах. Рождение шпаги из полутораручного меча обычно приписывают необходимости находить слабые места в доспехах, которые стали настолько прочными, что были неуязвимы для рубящих ударов даже двуручника, это совершенно не так, потому как тогда бы придумали трёхручный меч или ещё что-нибудь тяжёлое. Миланский или максимилиановский доспехи таковы, что какой бы вы роскошной шпагой не были вооружены, найти в них «слабое место» или сочленение просто невозможно, а учитывая то, что цель движется, верхом, ловко орудуя при этом тяжеленным копьём или на худой конец мечом, то задача убить рыцаря в полном доспехе шпагой дело просто невозможное. На самом деле полутораручный меч стали облегчать из-за того, что распространяется огнестрельное оружие и бессмысленный полный доспех, который вообще никогда массово из-за своей дороговизны не попадал в армии, стал заменяться облегчённым, пока вообще не выродился в кирасу. Зачем было таскать с собой тяжёлый меч, когда можно было носить лёгкий колюще-рубящий, с меньшей силой удара, зато более чётко наносящий удары, точно так же выполняющий свои функции? Прагматика и целесообразность – вот что двигало всегда предками, они были людьми практичными, романтика и лирика на поле боя отсутствуют по определению. В принципе основная часть пехоты вообще была без доспехов всегда, максимум в простом шлеме, ещё при Полтаве армии состояли наполовину из пикинёров и выглядело это как показано ниже. Шпага как раз была удобна для колюще-рубящей техники в безщитовом строю, против неодоспешенной пехоты, где нужен точный удар, как сломают пику. А рыцарей и кирасиров отстреливали аркебузиры, откуда потом пошла линейная тактика - для кучности и массовости залпа сбиваться в плотные линии. Постепенно меч облегчался и превратился в шпагу, бывшей поначалу всего лишь лёгким мечом с несколько усложнённым эфесом, позволяющим не носить латную перчатку.

Шпагой изначально рубили, лишь со временем она стала преимущественно колющим оружием, ещё при мушкетёрах было принято отрубать шпагой руку или нос в дуэли, чтобы покалечить противника, это считалось большим унижением, хуже смерти. Например, в 1532 году описание пленения короля инков Атуальпы конкистадорами под предводительством Франсиско Писарро, вооружённых шпагами против превосходящих сил таково: "Испанцы же обрушились на них и стали резать в куски", "Шесть или семь тысяч индейцев полегли мёртвыми и ещё многие имели руку, отсечённую или иные раны". Дворянин был обязан ходить со статусным мечом, но всюду таскать с собой при дворе и в относительно безопасном городе полутораручный меч откровенно запарило, поэтому носили сильно облегчённый меч, а потом и шпагу, практически не уступающую мечу и дополнительно защищающую руку. Первые эфесы в XV столетии имели простые гарды с длинными, прямыми крестовинами, вначале с одним наружным защитным кольцом, а позже с двумя, по обе стороны клинка. Главным отличием шпаги от меча можно считать хват – указательный палец обхватывал крестовину, это позволяло точнее наносить удары и иметь более развитое фехтование, а для защиты пальца и руки в целом и нужен был такой сложный эфес. К концу XV века шпага распространяется в Испании как espadas roperas (буквально «меч для одежды») или court sword. Так появилась рапира или rapiere, чуть более лёгкая, чем боевая шпага, вполне достаточная для дуэлей и стычек, боевые шпаги использовали в основном кавалеристы и офицеры в XVI-XVIII веке, пока их не заменили палашами и саблями. К эфесу добавляются дужки и нижние защитные кольца (фр. pas d"âne), которые выступали далеко вниз, чтобы обеспечить лучшую защиту руки при парировании удара. Только с середины XVI столетия и поначалу только у итальянских придворных шпаг появились пальцевые дужки, ещё более изменившие хват по сравнению с мечом, сделавших их подобными тычковому ножу. Гражданская шпага, по сути, заточенная рапира существует до 1660-х годов, пока во Франции не появилась короткая шпага, она была более лёгкой, гранёной (шестигранной с долами, позже трёхгранной) и позволяла фехтовать быстрее, преимущество отдавалось при этом колющей технике. В Италии и Англии, однако, на коротких шпагах small sword сохранялось лезвие.

В типологии шпаг такой же бардак как в китайских мечах, это словами не описать, одни оружиеведы смешивают полутораручники с боевыми шпагами, другие нет, в каждой стране свой подход и свои обозначения в принципе для одного и того же. Например «валлонскую шпагу» у нас причисляют к палашам, в то время как часто палаши не выделяются вообще в отдельную категорию, называя мечами. Попытаюсь как-нибудь привести всё к общему знаменателю, все более-менее сходятся во мнении о разделении шпаг на: боевые, рапиры и короткие шпаги.

То, что можно назвать боевой шпагой является рейтарским мечом, распространённым у бронированных всадников-рейтар (от нем. Schwarze Reiter - «чёрные всадники»), они предпочитали не врубаться после стрельбы в строй пехоты как кирасиры, а планомерно расстреливать пехотуру из пистолетов. Вспомогательным оружием у них был меч, так как большинство рейтар были из Южной Германии, знаменитые на всю Европу легендарные наёмники дали имя и своему мечу. Рейтарский меч (нем. Reitschwert («меч всадника») – колюще-рубящее оружие с прямым клинком, общая длина – 1000-1100 мм, длина клинка – 850-950 мм, ширина клинка – от 30 до 45 мм, ширина крестовины – 200-250 мм, вес от 1100 г. до 1500 г., встречаются ранние образцы весом до 1700 г. Был наиболее популярен в кавалерии XVI века, в основном им пользовались как мечем, причём более рубящим, чем колющим.

Рапира или гражданская шпага с прямым клинком длиной около 1100-1300 мм, вес около 1.5 кг знакома нам по фильмам о мушкетёрах, где они вынуждены от незнания режиссёров размахивать ей и колоть как более поздними образцами. На самом деле фехтование такой рапирой было довольно бедным, колющий выпад, несколько простых защит, скорее уклонений, клинками звенели редко и пара основных рубящих ударов, например «мужицкий», когда шпагой ухваченной двумя руками наносили удар со всей дури. Примерно этому учили мушкетёров, чьи фехтовальные навыки были крайне бедными, во времена д’Артаньяна фехтовать считалось зазорно, ты должен был выиграть за счёт силы, рубя, иное считалось непорядочным. Стреляли мушкетёры плохо (фитильный мушкет они не носили, предпочитая за свои деньги покупать ружья), фехтовали ещё хуже, но порой только со шпагами врывались на бастионы, внушая заслуженный ужас, впрочем, как и гвардейцы кардинала, ничем им не уступавшие. А в основном мушкетёры занимались разгоном крестьянских восстаний и политическими арестами, для чего им рапиры вполне хватало. Вышла из употребления в XVII веке, применялась часто в паре с кулачными щитами, затем дагами (кинжалами).

Короткие шпаги (англ. Small sword «малый меч») колющее оружие с прямым клинком длиной около 800 мм, общая длина около 1000 мм, вес 1-1.3 кг. Могут быть как с лезвиями, так исключительно гранёными с заточенным остриём. Появившись в середине XVII века под влиянием французской школы фехтования фр. Academie d"Armes, основанной в конце XVI века, впоследствии почти вытеснил другие типы шпаг. Это как раз знакомые нам по более поздним временам шпаги, которыми обладали офицеры, иногда солдаты, разумеется дворяне, согласно статусу, она позже полагалась студентам университетов или их выпускникам, была отличием статуса гражданских чиновников и постепенно выродилась в церемониальное оружие, используемое до сих пор и спортивные шпаги и рапиры. В XVIII веке пропадают, постепенно пальцевые дужки и у шпаги остаётся небольшая защитная раковина, шпага становится классической короткой шпагой, от которой и происходят современные спортивные. Тогда же появляется эспадон – разновидность шпаги с рубящими возможностями, появившаяся в противовес шотландскому палашу, распространившаяся по Европе из Англии.

Были переходные конструкции, например Колишемард (фр. colichemarde) названная так во многом из-за шведского наёмника графа Филиппа Кристофа фон Кёнигсмарка, много сделавшего для популяризации гранёного клинка. Форма клинка была такова потому как даже в начале XVIII века, техника фехтования была весьма бедной и для защиты от сильного рубящего удара нужно было усиление основания.

Устройство рапиры, вернее её эфеса, состоявшего из защитных дужек и колец довольно традиционно. Эфесы рапир и рейтарских мечей были крайне разнообразными и отличались в зависимости от стран и предпочтений.

Окшотт свои типологии обычно строил по формам эфесов, не вижу необходимости править мастера, эфесы шпаг XVI века делятся на:

1) эфес в одну четверть (англ. quarter hilt) - имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, одинарное нижнее кольцо или ветвь, контр-гарда как правило из одной дужки (петли).
2) половинный эфес (англ. half hilt) - имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек (петель).
3) эфес в три четверти (англ. three-quarter hilt) - передняя ветвь крестовины загибается в сторону навершия образуя защитную дужку, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное (иногда тройное) нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек (петель).
4) полный эфес (англ. full hilt) - имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, сложное нижнее кольцо или ветви, защитную С-образную дужку, контр-гарда как правило из трёх дужек (петель).

В XVII веке эфесы шпаг дополняются «раковиной» (англ. shell), дугами и кольцами, что дало новые типы весьма любопытных эфесов:

5) паппенхеймер (англ. Pappenheimer, назван в честь Готфрида Паппенгейма, главнокомандующего войсками Католической лиги в Тридцатилетней войне) – эфес состоит из двух перфорированных раковин, конец XVI-XVII век.
6) «петля» (англ. loop hilt) - минимальный эфес из раздваивающейся дужки, образующей петлю (прикрывая руку) и крестовины, появилась в середине 1600-х годов.
7) «корзинка» (англ. basket hilt) – корзинчатые мечи с развитым эфесом в форме клетки или корзины, появились в конце XVI века, к ним относится итальянская скьявона, шотландский палаш и немецко-английский хаудеген («покойницкий меч», от изображения головы на эфесе), их часто причисляют к мечам или палашам по классификации.
8) «гнутый» (англ. swept hilt) - отличается от корзинки более толстыми «гнутыми» (swept) кольцами.

10) «тарелка» (англ. dish-hilt), или фламандский эфес (фламберг – не путать с мечом), сам Окшотт, считал от этого типа шпаг произошли короткие шпаги.
11) кавалерийский (англ. cavalier hilt) - эфес тяжёлых боевых шпаг, похожий на эфес коротких шпаг, но с обязательной защитной дужкой, это боевое оружие.
12) «чаша» (англ. spanish cup hilt) – довольно известна как Казолета или бре́тта (исп. bretta) – шпага с чашевидным эфесом, она была крайне популярна во всём мире, дуэлянт и задира, как правило, назывался по типу любимой своей игрушки - бретёром.
13) «Бильбо» (англ. Bilbo hilt от баск. Bilbo в испанском варианте город Бильбао) – имел две раковины, появился ранее «классического испанского в виде чаши».

Были шпаги с волнистым клинком по типу меча-фламберга, что многих ещё больше путает. Эта шпага, как и меч, имела свойство оставлять незаживающие раны и была популярна у профессиональных бретёров, хотя широкого распространения не получила из-за дороговизны. Такая бретта была заточена как пила и разведена, она оставляла массу порезов, за что её так же как меч не любили жертвы, но использовали отчаянные парни. Из плюсов - её невозможно было перехватить за лезвие рукой, не лишившись пальцев.

Иногда выделяют, иногда нет валлонскую шпагу, называя её палашом. К середине XVII века получили распространение так называемые боевые кавалерийские шпаги с довольно широкими (до 45-50 мм) рубящее-колющими двулезвийными клинками. Это было мощное оружие профессионального наёмного солдата, рассчитанное на применение в кавалерийской схватке с защищённой кирасой противником. Французская конница Людовика XIII (правившего в 1610-1643 гг.) носила преимущественно валлонскую шпагу. Эволюцию валлонской шпаги от первых образцов времён 30-ти летней войны до уставной шпаги 1785 года по фото из стокгольмского Armemuseum.

Шпага в отличие от мечей уже делалась из отличной фабричной стали, поэтому была выполнена без кузнечной сварки и всяческого сварного дамаска. Шпаги могли быть как простыми солдатскими, так произведениями искусства, в том числе ювелирного у дворян и императоров. Клинки иногда делали с глубокими долами и высокими острыми рёбрами, при этом не только ребра, но и долы пробивали множеством отверстий, так что клинок на просвет казался прозрачным. Знаменитые клинки делали в пассау, Толедо, Золингене, Милане и Брешии. После 1560 года делали высокохудожественные клинки со скважинами для яда как для шпаг, так для кинжалов. Уже на самых старых клинках шпаг, обычно в долах, встречаются имена мастеров, написанные на латыни и выбитые очень своеобразным готическим шрифтом. Декоративные завершения таких надписей на клинках, обычно в виде фигуры, похожей на якорь, часто, но ошибочно принимают за клеймо мастера. Рядом с именем мастера помещали и изречения вроде: IN·DIO·SPERAVI (уповаю на Бога), VIVE·LE·ROY (да здравствует король). На более поздних французских клинках XVII века часто встречались надписи в духе: «Без повода меня не вынимай, не отстояв чести, не вкладывай».

Шпага в России пыталась было прописаться до Петра I, но использовалась в основном иностранными наёмниками, в виде палаша, русские предпочитали традиционные сабли (как покажет мировая практика, совершенно правильно делали). Но мода на всё западное при Петре I буквально на 50 лет ввела шпаги в обиход пехотных и кавалерийских частей «нового строя», чтобы заменить их саблями и полусаблями в 1741 году. В основном как при Алексее Михайловиче, так при Петре I, шпагу имели рейтары (скорее рейтарский меч или палаш), а офицеры в принципе, ей давали лишь отмашку залпа, не более того, кстати, их шпаги тоже скорее были палашами. Были солдатские шпаги, но штыком пользовались с куда большим успехом, а полусабля была намного удобнее шпаги в постоянных войнах с турками, где использовался килидж и ятаган. Шпага уже в конце 18 веке в России осталась больше статусным предметом для парадной формы офицеров и камзолов дворян, у генералов и кирасирских офицеров вне строя и гражданских чиновников. Некоторые университеты отличали своих студентов шпагой по окончании, студенты Московского университета могли её носить во время обучения (как во многих европейских университетах, там студенту без шпаги было запрещено под страхом карцера выходить из дома). То есть шпага в России как боевое оружие использовалась недолго, больше на дуэлях в 19 веке.

Нельзя не упомянуть такие конструкции как рондаш и тарч, они имеют к шпаге опосредованное отношение, но без них тоже никуда. Рондаш (англ. Rondache) – европейский (в основном итальяно-испанский) щит с лезвием по типу шпаги, состоявший из латной рукавицы, собственно щита, всяческих приспособлений для заклинивания клинка, приваренного шпажного клинка или даже убирающегося в потайную нишу и часто фонаря для ночного боя (нем. Laternenschild). Была разновидность траншейного рондаша, их использовали в XVI-XVII веках. Тарч (старофр. targa - щит) - русское оборонительно-наступательное осадное оружие XVI-XVII вв., представлявшее собой щит с закреплённым на нём клинком типа шпаги. В отличие от рондаша произошедшего от фехтовального щита, тарч мог иметь длину в полный рост и крепиться к туловищу воина ремнями, даже оснащаться лючком для дополнительного обзора, применялся при обороне крепостей в узких пространствах.

Техника фехтования подразумевала поначалу кулачный щит, а затем использовался дополнительный кинжал дага, были мастера фехтовать шпагами двумя руками (по-македонски), совсем в плохом случае на левую руку наматывали плащ. Баклер или кулачный щит, известен с XIII века, 20-40 см в диаметре, на него принимали удар меча и затем шпаги, постепенно вышел из употребления в XVI веке. Щиты эти в пехоте применяли в основном против кордов, имевших хождение наравне с мечом и шпагами. Корд, корда, корделяс (нем. Kordelatsch, Kordalatsch, от ит. Cortelas «большой нож») - клинковое рубящее и колющее холодное оружие с клинком, длиной 64-72 см, широким прямым или искривлённым обоюдоострым или однолезвийным клинком, и эфесом, рукоятью могла быть с крестовиной или скобой. Это был дешёвый аналог фальшиона, самых разнообразных форм и размеров, вот с чем приходилось сталкиваться боевой шпаге в начале карьеры. Поскольку щит было невозможно носить мушкетёрам и аркебузирам, да и рыцари уже не пользовались щитом, в их арсенале появляется дага. Да́га (исп. daga «кинжал») – европейский кинжал длиной 50-60 см для левой руки при фехтовании шпагой XV-XVII века. На дагу принимали клинок противника, стараясь его заклинить или вырвать, а часто им наносили основной удар. Дага-шпага как и дайсё у самураев была непременным атрибутом фехтовальщика, без даги набор был неполным, как вакидзаси, дагу никогда не оставляли и носили с собой, даже спали с ней. Сай тоже является разновидностью даги, похожим на вычурную немецкую конструкцию. Были самые популярные даги испанские, с обширным закрытым эфесом, были немецкие, с подпружиненными захватами, выскакивающими от нажатия кнопки сбоку клинка как циркуль.

Школы фехтования, не упомянуть их было бы непростительно. Существует много легенд о неотразимых ударах мастеров и том, что вооружённый мастер фехтования может бесконечно убивать любое число нападавших. На самом деле любой удар можно парировать, просто отклонившись или отпрыгнув, а бой любого мастера с профессиональными солдатами числом три-четыре, работающими слаженно закончится за считанные секунды. Тем более в бою на шпагах побеждает тот, у кого есть пистолет, а лучше аркебуза. У национальных школ фехтования были свои особенности, постепенно французская школа вытеснила все остальные. Выразилось это в том, что французы приняли короткую гранёную шпагу под исключительно колющий стиль, за счёт лёгкости клинка позволявшую совершать молниеносные колющие выпады. Тем не менее, короткая шпага долгое время соседствовала с боевой шпагой, ей не без успеха пользовались горячие поклонники рубящей шпаги испанцы, германцы и итальянцы. У испанцев имелась существующая и поныне Дестре́за (исп. La Destreza, буквально «мастерство», часто пишут «истинное искусство»). Её создатель дон Иеронимо Санчес де Карранза, написал трактат по фехтованию «Философия оружия», изданный в 1582 году. Особенностью школы является парное использование оружия, не только шпаги, но и древкового, движение в «магическом круге», отсутствие жёстких стоек, выставленное вперёд оружие, рубящая техника преобладала над колющей. Дестреза была популярна как в Европе, так и в колониях, постепенно была вытеснена более простой и понятной итальянской, затем французской школами, где не требовалась особая психологическая подготовка и определённое искусство, а всё сводилось к тупому набору механически заученных выпадов и защит. Итальянская, Болонская школа или школа Дарди весьма древняя (XIV век), с массой защитных приёмов была соперницей испанской, впрочем, сказать чтобы итальянцам эта школа помогала противостоять испанской даже старой эсгрима нельзя – испанцы итальянцев всегда били. Итальянская школа подразумевала большую формальность стоек и движений, предпочитая колющую технику, тем и приглянулась массам. Германская (немецкая) школа фехтования, вытесненная итальянской была похожа на самих немцев – атакуй, заранее подумав по кратчайшей траектории, не кривляйся, бей всем что есть (выстрелил из пистолета, дубась им противника), руби со всей силы и надейся на удачу. Английская школа фехтования существовала, это единственное, что о ней можно сказать, русской школы не сложилось, в России, как во всём мире пользовались французской школой, от неё же произошло спортивное фехтование.

Как можно обойти вниманием дуэль?! На самом деле дуэль это не поединок двух просто помирающих от благородства высокоморальных существ, а довольно грязное и пренеприятное дело. Это кодекс Василия Алексеевича Дурасова, изданный аж в 1912 году регламентирует всё и вся (не дуэлировали тогда уже в Европах полвека, случаи единичные, с громким скандалом в газетах, полиция строжайше преследовала и сажала дуэлянтов). Дуэльный кодекс, как «кодекс берегового братства» не догма, а рекомендованные понятия. А поглядите Flos Duellatorum in Armis of Fiore dei Liberi 1410 года или Code Duello 1777 года, вы будете удивлены отсутствием морали и благородства там. Дольше всего дуэли продержались по медвежьим углам вроде САСШ и Мексики, куда их завезли ирландцы, но там они носили вовсе дикий характер вроде: запускаем в дом или лесок до полуроты, вооружённых нарезными штуцерами и смотрим, что получится. Очень порицались, но приключались, дуэли в российской императорской армии, особенно когда стрелялись из длинноствольных револьверов типа «морского Кольта» по старым пистолетным правилам с 10-15 шагов. Чтобы понять насколько романтизировали дуэли, довольно просто почитать о самих дуэлях и как они происходили. Единственной защитой от вызова было высокое происхождение (император, король, герцог, князь, граф) или война, уже «по правилам» невозможно было вызвать более высокий воинский или гражданский чин, а так, дуэль могла произойти от громкого чиха. Предлагаю посмотреть основанный на реальных событиях фильм Ридли Скотта «Дуэлянты» (The Duellists) Кэррадайн и Кейтель, там отлично всё показали, тоже весьма неплохо «Слуга государев».

Дуэль была опасным и грязным мероприятием, пришедшим после войн с Италией во Францию, а затем по всей Европе. Итальянские кровавые нравы быстро пришлись по вкусу, хотя иногда были дуэли до первой царапины или крови, но это больше характерно для 19 в., поначалу это было подлое и кровавое мероприятие. Во-первых, дуэль могли использовать, как повод выманить в уединённое место и там убить при помощи наёмников. Во-вторых, могли нанять профессионального бретёра и тот либо просто подменял нанимателя (могли драться и два наёмника вместо дуэлянтов) или тот провоцировал дуэль сам. Изначально бретёрство преследовало банальный грабёж, после дуэли снимали сапоги и забирали оружие, а если повезёт и лошадь. Позже этого уже не делали, но всё равно бретёры постоянно продавали свою шпагу, хотя были и идейные экземпляры. В третьих никогда нельзя быть уверенным, что пока вы там корячитесь со шпагой, кто-нибудь не выстрелит из винтовальной пищали в спину. В принципе для этого и нужны были секунданты, они часто не стояли со скучающими лицами, а сами принимали активное участие – либо в групповой дуэли и бились с секундантами противника, либо отстреливая и закалывая возможных убийц. Никто не осудил бы дуэлянта, выстрелившего в противника вооружённого шпагой; профессионального солдата, заколовшего юнца или старика; добившего раненого. Дуэльные наборы это уже дела 19 в., тогда могли в лучшем случае сравнить длину шпаги или калибр ствола (Виконт Тюренн и граф Гиш затеялись как-то стреляться из аркебуз, перестреляли лошадей и зрителя, а потом пошли вместе бухать). Как правило, на дуэлях до 19 в. убивали или калечили, оставлять противника в живых считалось дурным тоном, а отклонить вызов почитали признаком слабости и общество этого бы не одобрило. Впрочем, опять же, если дворянин достаточно знатен и уверен в себе, он мог бы просто избить оппонента или что ещё позорнее приказать это сделать слугам, такое тоже практиковалось. А так на дуэли победивший убивал противника или намеренно его калечил, отрубив кисть, ухо, нос или щёку, это считалось ещё более почётным, чем убить. Калечили для того, чтобы дуэль не могла повториться, короткие гранёные шпаги могли нанести небольшую рану, особенно в конечности, а после выздоровления снова мог состояться поединок, число вызовов ограничивалось только здоровьем дуэлянтов.

В Россию дуэль пришла в основном при Екатерине II, первая приключилась в 1666 году и то между шотландцем Патриком Гордоном и англичанином Монтгомери. При Екатерине дуэли карали жестоко, но если не было ран и смертей, брали штраф, а зачинщика ссылали. Оживление дуэлей и их популярность в России пришла довольно поздно при Александре I, когда уже везде, кроме Германии (там использовали вычурные мечи и тяжёлые рапиры) они были практически изжиты. Граф Фёдор Иванович Толстой (Американец) самый известный наш дуэлянт, убил то ли 11, то ли 17 человек, лишь однажды посидел за это в крепости, разжалован в солдаты, но гонял Наполеона так рьяно, что выслужился в полковники. Он же в 1826 году мог досрочно убить на дуэли Пушкина, но пронесло, впрочем, с точки зрения шпаги дуэлей в России практически не было, в основном стрелялись. Павел I как-то вызвал на дуэль всех монархов Европы, но дальше брошенного картеля дело не пошло.

Почему-то дуэль считается сугубо мужским делом, но дамы не менее увлечённо дырявили друг друга. Самой легендарной женской дуэлью считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив герцога Ришельё, (будущего кардинала), дамы, вооружившись шпагами, фехтовали в Булонском лесу, дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо, о событии мы знаем благодаря запискам Ришельё и воспоминаниям самих дуэлянток. Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку, пик моды на дамские дуэли пришёлся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу: одинаковые платья, любовники, косой взгляд, громкий пук. Интересно, что будущая Екатерина Великая дуэлировала на шпагах в июне 1744 года, тогда она была ещё принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая императрица получила вызов от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Ангальт (без тяжких последствий для обеих). Вслед за Екатериной русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из них секунданткой была сама императрица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооружённых поединков между женщинами, Екатерина была жестокой противницей смертельных исходов. Её лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время её правления было всего три случая гибели дуэлянток. Это же относится и к мужским дуэлям при Екатерине, бились, но громких дуэлей со смертельным исходом никто сейчас и не вспомнит, две, которые помнят, произошли с Пушкиным и Лермонтовым значительно позже и были действительно чем-то из ряда вон выходящими. Российские женщины полюбили дуэли: в салоне госпожи Востроуховой только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнажённом виде, а впоследствии, и полностью обнажённые.

Про дуэли женщин и мужчин известно, бывали с трансвеститами, насквозь голубое общество Парижа неоднократно давало такую возможность. Оскорблённая вдова Сан-Бельмонт, переодевшись мужчиной вызвала обидчика на дуэль и победив в поединке, унизила противника ещё больше, показав кто она. В 1827 году мадам Шатеру вступилась за мужа и вызвала обидчика на дуэль, серьёзно ранив его шпагой. Оперная певица Мопен вообще как-то имела три дуэли подряд и уложила всех противников, Людовик XIV, часто каравший дуэлянтов и помещавший их в Бастилию, но столь же часто их выпускавший (1000-1500 прощений в год), простил её. Не могу не упомянуть знаменитую лондонскую дуэль 1645 года на колунах в тёмном подвале, закончилась она хорошо, дуэлянты устали и закончили. Пристав Цитович и штабс-капитан Жегалов дуэлировали на канделябрах (прям анекдот про дворянское собрание), выбор оружия был за Цитовичем, тот не умел фехтовать и стрелять, но явно был юморным и находчивым малым.

Спортивное фехтование является лёгкой тенью и кривым шаржем на боевое фехтование на шпагах. Все фехтовальщики сходятся на том, что современные ужимки и технические средства довели этот вид «спорта» до полного абсурда. Все считают, что если бы вернуть правила 16-18 века, то этот прикладной вид спорта заиграл бы новыми старыми красками, стал бы зрелищным и страшно популярным. Бретёр 17 века или просто обученный фехтовальщик накрошил бы современных «спортсменов» пачками, потому как большинство из них не держали в руках даже обычную короткую шпагу, не говоря про настоящую боевую шпагу. То же относится к метанию копья, молота и ядра – некогда прикладное искусство выродилось в тупую, зашоренную правилами игру, потому как олимпийский чемпион по метанию копья не попадёт в движущуюся цель, он вообще на это не тренируется, а через это теряется вся суть. Современные шпажисты, рапиристы, саблисты больше похожи на электриков-маньяков, старающихся в немыслимых для истинного фехтовальщика финтах и положениях замкнуть контакты, в то время как нужно поражать противника в жизненно важные органы. Изредка фехтовальщики-спортсмены бывает выходят с настоящим оружием на поединок, даже мастера спорта международного класса тогда калечатся, потому как ничего не могут противопоставить настоящему клинку, даже в неумелой руке. У них работают другие группы мышц, вес настоящей шпаги им непривычен, а главное мотивация - ведь спортсмены они привыкли к другому, в крайнем случае они не получат медальку, а в реальном поединке цена проигрыша – мучительная смерть. Поэтому, фехтовавшие настоящим оружием, имеют в молодости пару-тройку шрамов на 10-15 швов и больше заточенным оружием не балуются. Спортивное фехтование даже близко не стоит к историческому фехтованию, там всё гораздо ближе к правде, хотя тоже хватает своих нюансов.

Такой, в кратком изложении является история шпаги, начинавшей как сугубо функциональный инструмент для мясорубки постоянных европейских войн, а закончившей как нечто эстетское и изящное. Надеюсь, я хоть немного приоткрыл, что такое шпага, потому как она всем «знакома», но на самом деле о ней практически никто кроме специалистов вообще ничего не знает. В моей коллекции есть пара шпаг, когда-то переболел ими, просто до зубовного скрежета хотелось иметь рапиру с полным эфесом и короткую шпагу. Никто из знакомых рапиру вообще поднять не может, не то, что фехтовать, был долгий тогда спор, что выдумки это всё, не могли недокормленные задохлики ей фехтовать. Тогда я стал изучать вопрос, и оказалось ей рубили, а не фехтовали, по короткой шпаге как раз вопросов не было, даже женщины ей машут легко, хотя штука увесистая и ятагану спуска не даст. Так же решился вопрос о «невозможности» поднять 15 кг двуручник, который никогда столько не весил, как люди берут его в руки, так сразу понимают, что не нужно быть двухметровым гигантом, чтобы им рубить и двуручник весит в 3 раза меньше, чем они думали. Я вообще бы при музеях сделал залы и водил туда школьников помахать мечами-шпагами и повертеть в руках мушкеты-автоматы, это многое даёт для понимания истории. Тогда бы история меча и шпаги многим водилась как мне – приятной лёгкостью в руке, удобством, а с ней и история мира не набором разрозненных чёрно-белых картинок и тупых голливудских фильмов, а шуршанием ножен, бряканьем тренделя, вонью жжёного пыжа. История бы помнилась как часть своей жизни, да и хобби это весьма занимательное, всем рекомендую на выходных позвенеть шпагой.

В нашем понимании шпага и рапира – это примерно одно и то же — острое оружие, которым наверняка непросто овладеть. Но, как лингвист, я вам скажу, что абсолютных синонимов среди существительных в русском языке не так много, как кажется. Обычно один и тот же предмет не именуется одинаково беспричинно. Разные наименования свидетельствуют либо о том, что предметы всё-таки отличаются, либо о том, например, что сосуществуют исконное русское и заимствованное название. Итак, отличие шпаги от рапиры – реальное или лингвистическое?

Слово «шпага » пришло к нам из романских языков, а «рапира » — из германских. Следовательно, языковое отличие между ними уже на лицо. Вообще, шпага это вид холодного оружия, который произошёл от меча. Рапира как вид холодного оружия, а именно разновидность шпаги, возникла позднее, когда возникла потребность в использовании шпаг не в военных целях, а в спортивных и символических. Рапира была наиболее распространена в 1700х годах, а классическая шпага – до этого. Обычная шпага тяжелее рапиры, и длиннее, а укороченная шпага – легче. К тому же, отличием шпаги от рапиры является то, что шпага может считаться рубящим оружием, а рапира утратила это качество. Гарда (то есть часть рукояти, непосредственно примыкающая к руке) шпаги более сложна и проработана, что технически хорошо для тех, кто учится ей овладевать.

Шпага

Выводы сайт

  1. Шпага является колюще-рубящим оружием, а рапира только колющим.
  2. Рапира появилась позже и является разновидностью шпаги.
  3. Рапира имеет более широкую сферу распространения, чем шпага.
  4. Гарды рапиры и шпаги отличаются.
  5. Обычно рапира легче шпаги.