Нашего зайца все звери пугаются. Позабыть про свое горе

На задних лапах зайца находятся достаточно острые когти, которыми он легко может нанести если и не смертельную, то весьма чувствительную рану противнику. Агрессивны зайцы и по отношению друг к другу - поговаривают, что они даже преследуемые хищниками не забегают на территорию соседей. Да и чистым вегетарианцем зайца считать нельзя - он может и мелкой живностью перекусить, и птицей полакомиться. Да и падалью не брезгуют.

Что же касается размеров, то это мы привыкли, что они маленькие. Временами, удачливым охотникам встречаются зайцы-монстры, поражающие своими размерами.

Заяц, добытый в Астраханской области. Вес - 12 кг 300гр


А ведь еще пару столетий назад в лесах водились зайцы весом под 20 кг. Таких огромных зайцев на Руси называли "заячьими князьями". По сообщениям некоторых археологов, зайцы раньше в принципе были крупнее современных, и это было нормой. Ну или наши предки-охотники были намного удачливей.

Предлагаю посмотреть на того зайца, которого видели в лесах несколько столетий назад на территории Руси.


Вот он - гроза лесов. Ну ведь явный хищник. Автор рисунка достаточно точно отобразил того зайца, который встречался на пути. Не зря наши предки считали, что встреча с зайцем сулит неприятности. "Тебе пень да колода, нам путь да дорога! " - так говорили неожиданно пробежавшему через дорогу зайцу. Посмотрев на изображение зайца тех времен, невольно начинаешь понимать, что с таким типом действительно лучше лишний раз не встречаться.

Вы не верите этому изображению? Вот вам другое. Здесь охотнику повезло, и он повстречался не со взрослой особью, а с маленьким, хотя и вполне уже злобным, зайчиком.
А вот здесь явно не один охотник полег, пока смогли завалить зайца покрупнее - туловище зайца по длине совпадает с туловищем человека. Возможно, что охотникам просто очень сильно повезло и они смогли поймать зайца в "заячью яму", где долго зайца держали голодным - не зря же он такой худой. К сожалению, отсутствует поясняющая часть летописи.
Впрочем, есть и документальные кадры, которые показывают охоту зайца на барана. Можно увидеть, что он без труда догоняет и заваливает взрослого барана, после чего тащит его в свою берлогу. Время в фильме 1:48.

Стоит отметить, что и остальное зверье было ничуть не лучше. В лесах наших водились вот такие медведи, ростом с половину доброго дерева.

А с ветки на ветку играючи перелетали громадные кровожадные летучие мыши.

Если внимательно присмотреться к вышеуказанным картинкам, то заодно мы увидим и родство этих тварей, что лишний раз подтверждает теорию эволюции. Хотя, если учесть плодовитость зайцев и их способность расшевеливать все, что не шевелится, то могут быть и другие варианты родства...

Как широко известно в узких кругах, немцы, захватившие власть в России, вроде Миллера и Байера, успешно владели не только своим аллеманским языком, но и русским, и даже церковнославянским, а также обладали навыками скорописи. Это позволило им полностью переписать русские летописи. Но вот художники из них не вышли, поэтому они оставили изначальные картинки, обозвав их на свой лад "миниатюрами". Вот по этим миниатюрам мы способны полностью восстановить события далеких лет.

Например, становится ясно, что наши предки ходили в заморские походы на Индию, откуда привезли слонов. Мы это легко можем понять вот по такой картинке.

Почему я утверждаю, что слона смогли привезти? Так посмотрите, как у него торчат ребра - явно в дороге плохо кормили.

Кстати, слоны в то время были более разнообразно представлены в природе. Водились к примеру и вот такие экземпляры, которых обычно рисовали вместе с носорогами.
Наши предки ходили и в более дальние походы - за тридевять земель - где в те времена еще можно было встретить таких экзотических животных, как на картинках ниже.

Москва, Детгиз, 1948. 18 с. с ил. Тираж 100000 экз. Цена 2 р. 50 коп. В цв. изд. иллюстрированной обложке.

Юрий Васнецов в течение всей своей долгой творческой жизни вдохновлялся прежде всего образцами народной культуры, красочными картинами ярмарок, балаганов, народных гуляний, впервые увиденными в детстве: «Мне запомнились вятские игрушки, вербы, базары лошадей, дуги расписные, корзиночки, короба, расписные сани». Художник не сразу нашел свою тему и свою графическую манеру. Самые ранние работы - иллюстрации к стихотворению Д. Хармса «О том, как папа застрелил мне хорька» (1930) и к «Болоту» В. Бианки (1931)-свидетельствуют о напряженных поисках оригинальной оформительской стилистики, о попытках примирить особенности собственного мировосприятия с уроками Академии и Малевича. Примерно к середине 1930-х за Васнецовым прочно закрепляется амплуа сказочника. Его подход к этому жанру в высшей степени самобытен: в декоративных композициях обязательно присутствует элемент недосказанности; важную роль играет здесь орнаментика, заново сочиненная на основе исторических образцов; даже самые привычные бытовые вещи преображаются фантазией художника, поскольку «в сказке все должно быть по-другому». Мастер обращался и к русским народным сказкам («Репка», 1936), и к классике детской литературы («Конек-Горбунок» П. Ершова,1935; «Три медведя» Л. Толстого, 1935), и к произведениям К. Чуковского («Путаница», 1934; «Краденое солнце»,1936; «Пятьдесят поросят», 1936). Предельно простые и ясные по композиции, яркие и нарядные по колориту, полные озорной фантазии и наивной веры в реальность изображаемых событий, васнецовские иллюстрации созданы словно на одном дыхании, они вызвали к жизни немало поверхностных подражаний. Между тем органичное соединение фольклорных традиций и открытий современной эстетики требовало от графика величайшего такта и серьезных творческих усилий. Появлению каждого нового цикла предшествовала большая подготовительная работа. И творчество Васнецова, и его манера общения с коллегами часто вводили современников в заблуждение. «Мало кому известно, что вся жизнь художника была овеяна мятежным неспокойствием его души, он оставался скрытым для людей, видевших в нем милого весельчака и балагура». Мастер, никогда не порывавший с живописью, бывал беспощаден к себе, в десятках вариантов добиваясь нужного звучания цвета. Впрочем, трудности давали художнику дополнительный творческий импульс: «Я страшно люблю, когда у меня не выходит. Злость у меня такая, и могу работать без конца. Люблю такое рвение. У меня редко бывает, чтобы книжка получалась легко». Авторитет Лебедева был для его ученика непререкаем. «Эти разные и даже противоположные люди оказались связанными на всю жизнь. Холодный Лебедев полюбил Васнецова-художника. Их симбиоз для меня остается необъяснимым... Лебедев поработил мягкого Юру, сделал из него своего послушника. До старости Васнецов носил на одобрение своему учителю рисунки и книжки. Лебедев ревниво следил за всеми действиями своего подопечного и в последние годы жизни общался только с Васнецовым. Таким был союз двух несовместимостей».

Нашим библиофилам художник-график Юрий Васнецов известен прежде всего как иллюстратор книги Даниила Хармса о хорьке:

Васнецов, Юрий Алексеевич (1900-1973) - русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1971). Родился 22 марта (4 апреля) 1900 года (по старому стилю) в семье священника в Вятке (ныне Кировская область). Его отец служил в кафедральном соборе г. Вятки. Дальний родственник художников А.М. Васнецова и В. М. Васнецова и фольклориста А.М. Васнецова. С юности, и на протяжении жизни, был дружен с родившимися в Вятке и жившими впоследствии в Петербурге художниками Евгением Чарушиным. В 1919 году окончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия). В 1921 году переехал в Петроград. Поступил на живописный факультет Вхутеина, тогда - ПГСХУМ, где занимался пять лет, у педагогов А.Е. Карева, А.И. Савинова. Васнецов хотел быть живописцем, и стремился приобрести все навыки, необходимые для работы в живописи. Из опыта своих учителей Васнецов не перенял ничего, что повлияло бы на него, как живописца - за исключением влияния М.В. Матюшина, у которого он непосредственно не учился, но был знаком с ним через своих друзей - художников Н.И. Кострова, В.И. Курдова, О.П. Ваулину. Через них он получил представление о теории Матюшина, и познакомился с «органическим» направлением в русском искусстве, наиболее близким своему природному дарованию. В 1926 г. во ВХУТЕИНЕ курс, на котором учился художник, был выпущен, без защиты диплома. В 1926-27 гг. некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33. В 1926-1927 гг. вместе с художником В. И. Курдовым продолжил обучение живописи в ГИНХУКе у К.С. Малевича. Был принят в Отдел живописной культуры, руководимый Малевичем. Изучал пластику кубизма, свойства различных живописных фактур, создавал «материальные подборы» - «контррельефы». Художник говорил о времени своей работы в ГИНХУКе: «Всё время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!». Работа и обучение Васнецова у К.С. Малевича в ГИНХУКЕ длилась около двух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства. Живописные работы, сделанные Васнецовым в этот период: контррельеф «Натюрморт с шахматной доской», 1926-1927; «Кубистическая композиция», 1926-28, «Композиция с трубой» 1926-1928; «Натюрморт. В мастерской Малевича» 1927-1928; «Композиция со скрипкой» 1929, и другие.

В 1928 году художественный редактор издательства «Детгиз», В.В. Лебедев привлёк Васнецова к работе над детской книгой. Первые книги, проиллюстрированные Васнецовым - «Карабаш»(1929) и «Болото» В.В. Бианки (1930). В оформлении Васнецова неоднократно, массовыми тиражами, издавались многие книги для детей - «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К.И. Чуковского, «Три медведя» Л.Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С.Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С.Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П.П. Ершова, книги для детей Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства. Летом 1931 года вместе со своим вятским родственником, художником Н.И. Костровым, совершил творческую поездку на Белое море, в посёлок Сороки. Создал цикл живописных и графических работ «Карелия». В 1932 году вступил в члены Ленинградского отделения Союза советских художников. В 1934 году женился на художнице Галине Михайловне Пинаевой, в 1937 и в 1939 году родились две его дочери, Елизавета и Наталья.

В 1932 году поступил в аспирантуру при живописном факультет Всероссийской Академии художеств, где занимался три года. В тридцатые годы живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер, не схожий с работой близких ему художников. Его живопись этого времени сравнивается с работами В.М. Ермолаевой и П.И. Соколова - по силе и качеству живописи, по органической стихии цвета: «Васнецов сохранил и приумножил достижения самобытной национальной живописной культуры». В 1932-1935 гг. Васнецовым были написаны холсты «Натюрморт со шляпой и с бутылкой», «Чудо-юдо рыба кит» и другие работы. В некоторых из этих работ - «Дама с мышкой», «Церковный староста», - возникает хорошо знакомый художнику образ купечески-мещанской России, сравнимый с образами купчих у А. Островского и Б. Кустодиева.

Некоторые исследователи (Э.Д. Кузнецов, Е.Ф. Ковтун) относят эти работы вершинным достижениям в творчестве художника. В 1936 году разрабатывал для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю по пьесе М. Горького «Мещане». В 1938-40 гг. работал в экспериментальной литографской мастерской при ЛОСХ. Автор поздравительных открыток (1941-1945). Предвоенный и послевоенный стиль Васнецова в книжной графике создавался под давлением идеологических обстоятельств. Пережив упорный нажим соцреализма, Васнецов сменил его стилем, связанным с русским народным искусством, во всяком случае, так считалось, хотя в нём было много от рыночного образца. Некоторая стилизация оказалась приемлема. Понятная и не имеющая отношения к формализму, она не воспринималась условно… Народная, рыночная вышивка.

Всё это вместе с реальным пейзажем постепенно избавило его от клички формалиста. В 1941 г. входил в коллектив художников и поэтов « Боевой карандаш». В конце 1941 г. эвакуировался в Пермь (г. Молотов). В 1943 г. переехал из Перми в г. Загорск. Работал главным художником Научно-исследовательского института игрушки. Создал серию пейзажей Загорска. В конце 1945 года вернулся в Ленинград. В 1946 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1946 году летом создаёт ряд пейзажей Сосново, в 1947-1948 гг. - Мельничного Ручья, в 1949-1950 гг. Сиверской, в 1955 г.- Мерёва (под Лугой), в 1952 году пишет ряд крымских пейзажей, в 1953-54 гг. пишет эстонские пейзажи. С 1959 года ежегодно ездит на дачу в Рощино и пишет виды окрестностей. C 1961 года и до конца жизни жил в доме № 16 на Песочной набережной в Петербурге. В 1966 г. получил звание народного художника РСФСР. В 1971 году Васнецову была присуждена Государственная премия СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок « Ладушки» и «Радуга-дуга». В том же году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок». Живописные работы 1960-70- х гг. - преимущественно, пейзажи и натюрморты («Натюрморт с вербой», «Цветущий луг», «Рощино. Кинотеатр „Смена“). На протяжении всей жизни Васнецов работал в живописи, но из-за обвинений в формализме, не выставлял своих работ. Они были представлены на выставках только после его смерти. Умер 3 мая 1973 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Жили-были
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё -
два козла:
Сивка да Бурка!
Ю.Чёрных

Мельник
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.

Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.
«Два весёлых карапуза,
на печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селёдок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души».
Ох, случилася беда:
Загорелася вода.
На то счастье,
На тот раз
Мимо шёл
Хромой Тарас -
Живо воду затушил
И тем славу заслужил.
Как её он заливал,
Он про то нам не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать - опять невпопад.
Держись, дорогой леопад!
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард.
И. Токмакова
13.03.2007 17:09:32, Юмико

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?
Э. Успенский
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?
К. Чуковский
Где живут моржи? Во ржи!
А мышата где? В воде!

Что жуют коты? Цветы!
А голодный бык? Шашлык!

Что поела моль? Фасоль!
А улитка что? Пальто!

Как поет жираф? Тяф, тяф!
А барбоска как? Никак!

Ну, ребята, как делишки?
- Хорошо! - кричат мальчишки.
- Есть ли новости у вас?
- Есть! - и начали рассказ...
- Ходил я в цирк не так давно.
- А я на речке был.
- Как было весело, смешно!
- Разделся и поплыл.
- Нахохотался я до слез.
- И вдруг пошел ко дну.
- Там пес кота в коляске вез.
- Закричал: «Тону!»
- Там клоун был без головы.
- А тут ребята шли.
- Играли в мяч морские львы.
- Они меня спасли.
- Погодите-ка, друзья,
Ничего не понял я...
Повторите все, до точки,
Только - чур! - поодиночке...
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собачки
Лают ворота,
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Лошадь подгоняла
Мужика кнутом.
Лошадь ела кашу,
А мужик овес,
Лошадь села в сани,
А мужик повез.
Путаница наборщика Здесь наборщик перепутал строчки. Помогите разобраться
СТАРШИЕ БРАТЬЯ

Мы вчера своих сестер
Положили на забор,
Потрясли, потом побили,
Будет в доме меньше пыли.

НАШ КОВЕР

Мы сегодня наш ковер
Повели гулять во двор,
На качелях покачали
И мороженого дали.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидьши росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Даниил Хармс - это мое любимое!

Шёл я как-то...

Шёл я как-то
На рассвете
Поздно, поздно
Вечером.
Лысый пень
Сидел в берете,
Прикрываясь веером.
Три лягушки
На берёзе
Вили гнёздышко
Ужу.
И пугал медведя
Дятел:
- В гости
Кошку приглашу!
Г.Новицкая

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки

ХОХОТАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА

С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!

Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
- Я- горчица, я - лимон!
Я закрылся на ремонт!

Раз в галошу села Лошадь
И сказала: "Я галошадь!"
На гитаре, на гармошке
Буду делать иго-гошки!»

Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!

Вот и кончились метели,
Табуретки прилетели,
На ветвях поют слоны,-
Здравствуй, первый день весны!

Шла оглобля на танцульки
В новой шляпе из кастрюльки.
Кавалер её был веник,
Он из шляпы съел вареник.

Кот напился валерьянки,
Хулиганить стал по пьянке,
И за то, что лез к мышам,
Получил он по ушам.

По реке бежит буфет,
В нём лежит Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
Ю.Мориц
В чудной стране Ирина Токмакова

В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднОй стране...
Ты почему не веришь мне?
*******************************************
Все копировать нога устала
:)

10.01.2015 17:32

Задачи проекта:

  1. Выяснить чему учат небылицы?

Объект исследования - небылицы

Предмет исследования - исторические и культурные корни появления небылиц в России.

Гипотеза


«Презентация проекта»

Слушайте, честной народ,

Базар-ярмарка идёт!

Здесь найдёте что хотите,

Набегайте! Подходите!

Веселись, честной народ,

Базар-ярмарка идёт.

– А что это у тебя в коробе? (Платки расписные, игрушки заводные, разные сладости, деткам на радости.)

– А это что такое? (Блюдечко с наливным яблочком, волшебное.)

– А можно мы посмотрим на это волшебное чудо?

– Конечно можно, мы предлагаем всем вместе совершить путешествие по волшебной и интересной Стране детского фольклора и познакомится с “Устным народным творчеством”

Представляем проект учащихся 2- б класса «Небылицы в лицах, небывальщины»

Цель проекта: узнать, что же такое небылицы?

Объект исследования – небылицы

Предмет исследования

Гипотеза : Какую роль играют небылицы в развитии детей?

Знакомясь на уроке с устным народным творчеством, нас заинтересовали необычные, смешные стихи. Мы решили узнать, как они называются. Интересны они тем, что рассказывается в них, о том чего не бывает. И называются они – небылицы.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам небылицы.

По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят

Так что же такое Небылицы?

Чтобы найти ответ на наш вопрос мы обратились к словарю С.И. Ожегова и Т.Ф. Ефремова, заглянули в словарь В.И.Даля. Они пишут, что небылицы - это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле, используется в народном творчестве. А Корней Иванович Чуковский, писал, что небылицы – представляют собой первую интеллектуальную детскую игру, которая содействует гармоничному развитию детей.

Кто является основателем этого творчества?

На Руси веками существовала школа устного поэтического творчества для детей, где каждый проявлял себя с большой охотой и увлечением, и называлась она – небылица.

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота:

«Караул, деревня,

Мужики горят!

Бабы сарафаном

Заливать хотят!»

Здорово! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди детской игры, награждался от других слушателей похвалой: «Нескладушки – неладушки, прямо Пете по макушке!»

Гром гремит по улице.

Едет поп на курице!

Во многих небылицах используется прием «перевертывания» обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Здесь все перевернуто, все наоборот: ушастая свинья свила гнездо на дубу, загорелось синее море, полетела рыба под небеса, а мужик на печи осетра поймал... Одним словом, это путаница, но в ней все легко расставить по своим местам.

Невероятное - источник смешного. Мы учимся смеяться над тем, что не соответствует своему назначению и месту. Мы можем легко восстановить нарушенные связи предметов и явлений, и поэтому небылицы -переветыши вызывают у нас смех, доставляя интеллектуальное удовольствие Шуточные песенки-небывальщины есть у всех народов.

Работая над проектом, мы нашли и прочитали много небылиц, созданных лучшими представителями мировой литературы. Произведения Д. Хармса, К. Чуковского, С.Маршака, Б. Заходера, Ю. Мориц и других известных детских писателей, которые помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость.

Знакомясь с небылицами, мы учимся лучше управлять и пользоваться понятиями, формировать свободу мышления, фантазию и, понимать юмор.

Слагает небылицы народ, и мы тоже решили попробовать свои силы и вот что у нас получилось.

Иду, смотрю, летит гора,

На той горе поет свинья,

А мимо пролетает слон,

Плывут две желтые овечки,

Мышки гонятся за кошкой,

Чтоб посадить ее в лукошко.

Изучив материал о небылицах, мы узнали об истории возникновения небылиц.

Познакомились с дидактическими играми на основе небылиц,

вспомнили любимые с детства небылицы известных авторов,

и сочинили самые невероятные истории и забавные стихи сами.

Весь материал нами собран в портфолио, желающие могут с ним познакомиться.

Просмотр содержимого документа
«Проект 2-б Небылица»

Проект


2 «Б» класс

Руководитель: О.А. Ваньшина

Введение 3

1 Этап. Теоретический .

Исторические и культурные корни появления небылиц в России

1.1. История возникновения небылиц 4

2. Применение небылиц на уроке и во внеурочное время 8

2.1. Чему учат небылицы? 8

2.2. Дидактические игры по развитию речи на основе небылиц 10

Список литературы 13

Приложения 15

3 Этап. Практический.

    «Проба пера» - пробуем свои силы в написании небылиц

    Оформление собранного материала

Введение

Знакомясь на уроке с устным народным творчеством, нас заинтересовали необычные, смешные стихи. Мы решили узнать, как называются стихи, в которых рассказывается, о том чего не бывает?

Чтобы найти ответ на наш вопрос мы обратились к словарю С.И. Ожегова и Т.Ф. Ефремова, заглянули в словарь В.И.Даля. Они пишут, что небылицы - это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле, используется в народном творчестве. Корней Чуковский, который писал, что небылицы – представляют собой первую интеллектуальную детскую игру, которая содействует гармоничному развитию детей. Ребенок начинает играть не только с помощью подручных средств (кубиков, пазлов, картинок), но и мыслями. Изменение предмета или выбранного объекта и его функций, а также наделение предмета новыми, неприсущими ему признаками являются первыми упражнениями на формирование логического мышления.

Мы решили проверить предположение и поставили цель : узнать, что же такое небылицы, их историю создания.

Задачи:

    Узнать об истории возникновения небылиц.

    Познакомиться с русским народным творчеством и известными современными авторами небылиц.

    Выяснить чему учат небылицы?

    Определить возможно ли применение небылиц на уроке и внеурочной деятельности.

Объект исследования – небылицы

Предмет исследования – исторические и культурные корни появления небылиц в России.

Гипотеза : Какую роль играют небылицы в развитии детей?

Глава 1. Исторические и культурные корни появления небылиц в России

1.1. История возникновения небылиц

На Руси веками существовала школа устного поэтического творчества для детей от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с большой охотой и увлечением.

Одна из разновидностей прибауток – небылицы. (Наследие рассказчиков-балагуров, фольклорного театра Петрушек). Они представляют собой песенки-стихи, в которых произвольно изменены связи и отношения, характерные для реальной действительности. Ребёнок, понимающий истинное соотношение явлений, учится признавать перевёртышную условность как способ создания художественной действительности. Поэтика народных прибауток оказала существенное влияние на развитие профессиональной поэзии для детей.

Основателями этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и деревням, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота:

«Караул, деревня,

Мужики горят!

Бабы сарафаном

Заливать хотят!»

Здорово! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди детской игры, награждался от других слушателей похвалой: «Нескладушки – неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с бабами, избами, колодцами, кошками, курами и собачками вокруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель», на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:

Гром гремит по улице.

Едет поп на курице!

Тимошка на кошке по кривой дорожке!

Сел задом наперед и поехал в огород!

НЕБЫЛИЦА – Вымысел. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (напр.: «гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился» или «ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота». Небылицы в лицах - то же, что россказни.

Небылицы – это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.

Нескладухи - различные стихотворные произведения, в которых специально нарушается рифмовка.

Оба эти жанра рассматриваются вместе, потому что почти всегда, чтобы было смешнее, нескладное и нелепое соединяются в одном и том же произведении.

Особую разновидность прибауток составляют перевертыши. Перевертышами называются песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми. В перевертышах проявляются способности детей к восприятию смешного, выдумки, стремление удивить, развеселить и позабавить. Подобный прием народной сатиры широко используется в сказках- небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился…

Выбегла дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах…

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

С детских лет мы знакомимся с прибаутками, песенками, небылицами, созданными русским народом, а также наши родители нам читали много небылиц созданных лучшими представителями мировой литературы. Произведения К. Чуковского, С.Маршака, Б. Заходера, Ю. Мориц, А Л. Кэрролла, Д. Хармса, Усачева и других известных детских писателей, которые помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость.

Стихи про человека рассеянного с улицы Бассейной сочинил замечательный поэт Самуил Маршак (1887-1964). Эти стихи были написаны им еще до Великой Отечественной войны, когда Маршак жил в Ленинграде (тогда так назывался город Санкт-Петербург), неподалеку от действительно существовавшей улицы Бассейной. Так что все или почти все в этом стихотворении, правда. Разве вы не встречали таких рассеянных людей (особенно учеников)? Маршак, конечно, немного все преувеличил, но как талантливо!

В 20-е годы сказки были объявлены зловредными, затемняющими мозги детей. Педагоги Харьковской педагогической школы издали даже «научный труд» - сборник статей «Мы против сказки». Особенно много оскорбительного было высказано в адрес перевертышей - жанра детской поэзии, возрожденного К. И. Чуковским.

Эти «теоретики» сознательно не замечали, что в устном народном творчестве постоянно встречаются такие небылицы, в которых курочка может «бычка родить», деревня «ехать мимо мужика» и т. д. Тщательно изучив этот жанр устного народного творчества, К. И. Чуковский на его основе создал свои перевертыши. Его сказка «Путаница» полностью состоит из перевертышей:

Свинки замяукали:

Мяу, мяу! Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали: Ква, ква, ква!

Писатель показывает детям, что правильно в поведении животных:

Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!..» А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!..» В основе сказки лежит борьба со злом: лисички взяли спички и подожгли море. Естественно, и здесь перевертыш остается перевертышем: крокодил тушит море «пирогами и блинами», «два курчонка поливают из бочонка» и т. д. Неожиданна и развязка: никому не удалось потушить море, лишь маленькой бабочке оказалось это под силу:

Крылышками помахала,

Стало море потухать

И потухло.

И опять все стало на свои места: «кошки замурлыкали», «лошади заржали», «мухи зажужжали» и т. д. А зверюшки «засмеялись и запели, ушками захлопали, ножками затопали»

Добиваясь простоты, доходчивости, писатели не дают готовых выводов в небылицах на темы морали. Они верят в прозорливость и ясность суждений детей, в тонкость их чувств, их интуицию.

Борис Заходер известен не только благодаря блестящим переводам зарубежных сказок, но и благодаря собственным детским стихам: «На задней парте», «Никто и другие», «Кто на кого похож», «Моя Вообразилия» и многим другим.

«Вообразилия», придуманная Заходером, - удивительная страна, где никогда не бывает скучно:

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются,

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В сплошные приключения!

У Заходера прекрасное чувство юмора: ему не придумать животное на букву Ю, поэтому он сочиняет:

Откровенно признаю:

Зверя нет

На букву "Ю".

Это - ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.

Придумал сам!

«Я его придумал сам!» - звучит так, будто это говорит ребёнок, а не взрослый. Да, Заходер разговаривал с юными читателями на их языке.

2. Применение небылиц на уроках и во внеурочной деятельности

2.1. Чему учат небылицы?

Разделение предмета и его функций, а также наделение предмета новыми, несвойственными для него признаками – все это первые логические упражнения. В детском возрасте дети сами придумывают небылицы и перевертыши: «Дядя Маня», «Дам кусок молока и кувшин пирога» и пр. «Польза подобных стихов и сказок очевидна: всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире» - писал о пользе небылицы Чуковский.

Для взрослого детские небылицы являются своего рода нелепицами, словесными абракадабрами, а для самого ребенка - смешными историями про то, чего не бывает на самом деле. Однако от этого становится еще интереснее. Необходимо отметить, что детские небылицы существуют в народе с незапамятных времен, а ведь фольклор сохраняет самое лучшее, постепенно отсеивая все бесполезное. Когда ребенок начинает постепенно открывать для себя закономерности окружающего мира, новые соображения, он начинает играть подобными понятиями, потому что только посредством игры можно понять маленькому человечку структуру мироздания.

Вкладывая в известное новейший смысл, перевертывая все кверху тормашками, дети учатся лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, что существенно, учатся понимать юмор.

2.2. Дидактические игры на основе небылиц

Дети любят не только слушать, но сами сочинять небылицы, перевертыши и нелепицы. В них заключена необычайно притягательная сила. «Эти произведения построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава», - отмечал К. И. Чуковский.

Основная задача уроков русского языка, литературного чтения – развитие речи учащихся. Во внеурочное время и на уроках с целью развития интереса, учебной мотивации учитель часто применяет метод использования дидактических игр. Они развивают творческие способности ребенка, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививают в ребенке «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям. Мы познакомились с такими играми, в которых за основу взята небылица.

Используя дидактические игры, можно научиться придумывать небылицы.

1. «Так бывает или нет».

Предлагаются простейшие ситуации, а мы отвечаем, бывает так или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например, «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле варится суп», «чашка жарится на сковороде», «лодка по небу плывет», «кораблик плывет по волнам», «девочка рисует домик», «домик рисует мальчика».

Вместо предложений можно использовать специальные сюжетные картинки, которые готовятся заранее. Например, картинка, на которой изображены свинья на насесте, корова на заборе, кошка в норке, мышка ловит кошку, петух в конуре, собака прогуливает утят и т. п. Рассмотрев которую, нужно ответить, так бывает или нет и почему.

2. «Ошибки».

Простейшая возможность придумывать небылицы - это строить их на ошибках. Сначала такие истории будут больше двигательными, чем словесными. Например, надеть ботинки на руки, есть суп вилкой, баюкать машинку и т. п. Затем из ошибочных движений возникают интереснейшие истории с множеством «ошибочных персонажей», разновидностью которых служат объекты, носящие необычные, смешные имена. Например, «Синьора Поварешка», «Город Кастрюлька» и пр. В таких случаях уже само имя подсказывает сюжет истории-небылицы: «Синьора Поварешка жила в городе под названием Кастрюлька».

3. «Странные рассказы».

Звучат короткие рассказы: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»; «У Вити сегодня день рождения. Он принес в школу угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания произведения анализируются с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.

4. «Вопросы и ответы».

Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление и речь, но и формирует здоровое чувство юмора.

На листе бумаги пишется вопрос одним человеком и начинается «круговое творчество»: ответ – другим. Закручивая бумагу, пряча ответ, передавали одному из товарищей, а сами получали точно такой же лист с ответом одного из друзей, на котором помещали ответ на следующий вопрос... и так несколько раз. В итоге получался смешной рассказ-небылица.

5. «Снежный ком».

Правила игры таковы: водящий наугад называет два слова, например «сейф» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, «из открытого сейфа выкатывается огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «яйцо». Третий участник игры связывает второе слово с третьим также при помощи возникшей ассоциации, скажем: «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т. д. Так обычно и возникают предложения, отражающие поочередно реальные и нереальные события, ситуации, действия.

По окончании игры можно предложить играющим нарисовать то, что запомнилось им больше всего или рассмешило их.

6. «Любопытный».

Играющие образуют круг. Водящий - «любопытный» - называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем он обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы, типа «Кто?», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и т. п. Задача играющих - отвечать не задерживаясь. Например, объявлена буква «Ш». Ответы могут быть следующими: шапка, шла, шумным днем, шашлык кушать. Победителем оказывается участник, оставшийся последним в игре.

7. Использование различных приемов для составления небылиц.

Нелепицы, перевертыши и небылицы могут быть построены на основе использования следующих приемов:

1. Малому приписываются качества большого и наоборот. («Комарище, упавший с дубища». Муха, утопление которой описано, как мировая катастрофа.)

2. Холодному приписываются качества горячего и наоборот. (Человек обжегся холодной похлебкой. Знойным летом дети скользят на коньках по воде.)

3. Съедобность несъедобных вещей и наоборот. («Пил-ел лапти, глотал башмаки». «Взял и стукнул колбасой».)

4. Перевертыши одежды. («Лыко мужиком подпоясано». «Мужик подвязал тулуп топорищем».)

5. Перевертыши явлений и законов природы. (Море горит; в поле корабль бежит; в лесу рыба растет; в море земляника поспела.)

6. Перепутывание эпитетов. («Он на пегой на телеге, на дубовой лошади». Конь скачет верхом на ездоке.)

7. Изменение точки отсчета. («Ехала деревня мимо мужика». «Деревня в поля убегает».)

8. Перевертыши телесных недостатков. (Слепые видят, немые кричат, глухие подслушивают, безногие бегают.)

9. Перевертыши действующих лиц. (Ворота лают из-под собаки. Мужик собакой бьет палку.)

Выводы:

Изучив материал, собранный нами о небылицах, мы сделали следующие выводы:

1.Небылицы - это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле и используется в народном творчестве.

2. Основателями этого жанра на Руси были, скоморохи, – которые выступали на праздниках и ярмарках, играли на свирелях и гудках и смешили людей.

3. Небылицы учат детей лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, понимать юмор, способствуют развитию логического мышления.

4. Дидактические игры, в которых используются небылицы, развивают творческие способности детей, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям.

Список литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Мир книги, 2004.

2. Даниил Хармс. Стихи. Изд.: Эксмо , 2009 г. 3. Корней Чуковский. Любимые сказки. Изд.: Оникс , 2010 г.

4. Мориц Юнна Изд.: Время , 2010 г.

5. О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001 г. С. 6. Маршак. Веселые стихи и сказки Изд.: АСТ , Астрель , 2009 г.

7. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1995.

Интернет-ресурсы:

http://schools.keldysh.ru/labmro

Русские народные небылицы

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«где моя лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Я схватил дубинку,
Разрубил топор
И по нашей кошке
Пробежал забор.

***
Машенька из дому уходила,
На воробушке по улице катила...
А Ерема на утяти
Поехал пахати...

***
- Бабушка Ульяна, где была?
- Гуляла.
- Какое чудо видала?
- Курочку-рябушку
С петушком на дрожках.

***
Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленьки козленочки
Муку выгребают,
А барашки круты рожки
В дудочку играют,
А сороки-белобоки
Пошли танцевати,
А вороны стережены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топчет,
Головой вертит

*** ***

У
нашего Луня, У милого друга,

Сорок кадушек Солёных лягушек,

Сорок амбаров Сухих тараканов,

Пятьдесят Поросят -

Только ножки висят.

Небылицы известных авторов

Л. Кэрролл

Шалтай-Болтай сидел на стене.

Шалтай-Болтай свалился во сне,

Вся королевская конница, вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая собрать!

Даниил Хармс

ВРУН

Вы знаете?

Вы знаете?

Вы знаете?

Вы знаете?

Ну, конечно, знаете!

Ясно, что вы знаете!

Несомненно,

Несомненно,

Несомненно знаете!

Нет! Нет! Нет! Нет!

Мы не знаем ничего,

Не слыхали ничего,

Не слыхали, не видали

И не знаем

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных -

И не двадцать,

И не тридцать,-

Ровно сорок сыновей!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок,-

Это просто ерунда!

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки-пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы,-

Не как звери,

Не как рыбы,-

Точно ястребы летать!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну еще туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы,-

Это просто ерунда!

А вы знаете, что НА?

А вы знаете, что НЕ?

А вы знаете, что БЕ?

Что на небе

Вместо солнца

Скоро будет колесо?

Скоро будет золотое -

Не тарелка,

Не лепешка,-

А большое колесо!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, тарелка,

Ну, лепешка,

Ну еще туда-сюда,

А уж если колесо -

Это просто ерунда!

А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

Что под морем-океаном

Часовой стоит с ружьем?

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, с дубинкой,

Ну, с метелкой,

Ну еще туда-сюда,

А с заряженным ружьем -

Это просто ерунда!

А вы знаете, что ДО?

А вы знаете, что НО?

А вы знаете, что СА?

Что до носа

Ни руками,

Ни ногами

Не достать,

Что до носа

Ни руками,

Ни ногами

Не доехать,

Не допрыгать,

Что до носа

Не достать!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, доехать,

Ну, допрыгать,

Ну еще туда-сюда,

А достать его руками -

Чуковский Корней

Чудо-дерево

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши

Строят гнёзда из лапши.

Сел баран на пароход

И поехал в огород.

В огороде-то на грядке

Вырастают шоколадки.

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки

Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки,

Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,

Папа с дерева сорвёт

Маше - гамаши,

Зинке - ботинки,

Нинке - чулки,

А для Мурочки такие

Крохотные голубые

Вязаные башмачки

И с помпончиками!

Вот какое дерево,

Чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные калошки,

Кому нужны сапоги,

К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,

Валенки поспели.

Что же вы зеваете,

Их не обрываете?

Рвите их, убогие,

Рвите, босоногие,

Не придётся вам опять

По морозу щеголять

Дырками-заплатками,

Голенькими пятками!

Борис Заходер

Встречали звери Новый Год

Встречали звери Новый год.

Водили звери хоровод.

Вокруг зеленой елки.

Плясал и Крот,

И Бегемот,

И даже - злые Волки!

Пустился в пляс и Дикобраз -

Колючие иголки,

И все - дрожать,

И все - визжать,

И все - бежать от елки!

Гляди-ка: Уж -

Хоть сам хорош! -

И тот дрожит от страха!..

Зато меня уж не проймешь! -

Сказала Че-ре-па-ха!

Мы спляшем

Черепашьим,

Перепляшем!

Ю. Мориц

С мармеладом в бороде

К своему папаше

Плыл медведь в сковороде

По кудрявой каше!

Над землёй арбуз летит,

Он чирикает, свистит:

«Я-горчица, я-лимон!

Я закрылся на ремонт!»

Ям-тирьям-тирьям, в коляске

Две усатых Свистопляски

Босиком, бегом-бегом

Ловят ветер сапогом!

По реке бежит буфет,

В нём лежит Большой Секрет,

Он снимается в кино,

Всем понравится оно!

Просмотр содержимого документа
«небылицы учащихся 2-б»

Нефедкина Вика

Иду, смотрю, летит гора,

На той горе поет свинья,

А мимо пролетает слон,

Плывут две желтые овечки,

А рядом щуки ходят по дорожке,

Мышки гонятся за кошкой,

Чтоб посадить ее в лукошко.

Ганн Саша

Жили два котенка

Финька и Муренка.

Финька плавает, ныряет

Муренка на дудочке играет.

Жили дружно, не тужили,

Ели торт и воду пили.

Юля Ерофеева

Жил хороший, бурый Мишка.

Он не хвастался нигде.

По утрам читал он книжки,

Пил он чай на молоке.

Приходили в гости мышки

И попрятали все книжки.

Рассердился на них Мишка,

Поругал мышат за книжки.

Стали мышки понимать,

Что нельзя чужое брать

Лера Селезнева

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять

Стали ноги вытирать

Кто платочком, кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

Шла я по улице, было темно,

Только солнце светило в окно.

Веселый ручей пробегал по дороге,

Цветочки цвели и лежали сугробы.

Козлятки травку ели, ели,

Им травка надоела.

В магазин пришли козлятки

И купили шоколадки.

Влад Смирнов

Однажды на рассвете увидел я козу.

Она парила в небе и ела там траву.

Летела над рекою, поймала десять щук,

А вечером с ухою встречали мы подруг.

Аня Федоровцева

Котята, словно дети

Домой приходят сами.

Играют на кларнете

И двигают усами.

Закрыли они глазки,

Подняли хвост крючком,

Надели будто маски

И поднялись торчком.

Игнат Писмарев

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвостик потеряла.

Мальчик Ваня в лес пошел,

Хвостик лисий там нашел.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Хвостик ей отдать просила.

Ксения Хайрулина

Едут волк с лисой на море,

Позабыть про свое горе.

Ведь два дня тому назад

У лисы сгорел весь сад.

Расскажу вам небылицу про собаку - голубицу.

Пес мяукает и плачет возле будочки своей.

На заборе кот судачит, лает словно Бармалей.

Коза мычит, бодается

Корова всех пугается,

И прячется под кочками,

Под разными листочками.

Просмотр содержимого презентации
«альбом небылиц»



Небылица в лицах,

небывальщина

Проект 2- б класса

Руководитель: О.А Ваньшина


Цель проекта:

узнать, что такое небылицы?

небылицы

Объект исследования -

Предмет исследования -

исторические и культурные корни появления небылиц в России.





Толковый словарь Ожегова

небылица

1. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает

2. - вымысел , лживое сообщение

Ефремов Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

небылица

1. Особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка. 2. То, чего не бывает в действительности; вымысел.. Вранье , сплетня .


Возникновение

небылиц

Основатели жанра - скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители. Они выступали на праздниках и ярмарках играли на свирелях и гудках.





Тимошка на кошке…

Сел задом наперед…





На той горе поет свинья, Плывут две желтые овечки,

А мимо пролетает слон, А рядом щуки ходят по дорожке,

Махая розовым хвостом. Мышки гонятся за кошкой,

Чтоб посадить ее в лукошко.

Нефедкина Виктория


Однажды на рассвете увидел я козу.

Она парила в небе и ела там траву.

Летела над рекою, поймала десять щук,

А вечером с ухою встречали мы подруг.

Смирнов Владик


Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять

Стали ноги вытирать

Кто платочком, кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

Лера Селезнева


Котята, словно дети

Домой приходят сами.

Играют на кларнете

И двигают усами.

Закрыли они глазки,

Подняли хвост крючком,

Надели будто маски

И поднялись торчком.

Федоровцева Аня


Жили два котенка

Финька и Муренка.

Финька плавает, ныряет

Муренка на дудочке играет.

Жили дружно, не тужили,

Ели торт и воду пили.

Ганн Саша


Лиса по лесу бежала,

Лиса хвостик потеряла.

Мальчик Ваня в лес пошел,

Хвостик лисий там нашел.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Хвостик ей отдать просила.

Писмарев Игнат


Жил хороший, бурый Мишка.

Он не хвастался нигде.

По утрам читал он книжки,

Пил он чай на молоке.

Приходили в гости мышки

И попрятали все книжки.

Рассердился на них Мишка,

Поругал мышат за книжки.

Стали мышки понимать,

Что нельзя чужое брать

Ерофеева Юля


Расскажу вам небылицу про собаку - голубицу.

Пес мяукает и плачет возле будочки своей.

На заборе кот судачит, лает словно Бармалей.

Коза мычит, бодается, корова всех пугается,

И прячется под кочками, под разными листочками.

Гергерт Регина



Дидактические игры по развитию речи на основе небылиц

«Ошибки»

«Удивляйся»

«Давай посмеёмся»

«Так бывает или нет»


Едут волк с лисой на море,

Позабыть про свое горе.

Ведь два дня тому назад

У лисы сгорел весь сад.

Хайрулина Ксения


Иван Топорышкин.

С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.

Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.

Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Хармс Д.

Крокодил и петух.
Hа желтом лyгy,
Где pастет чепyха,
Лиловая,
Как чеpнила,
Повстpечал
Кpокодил с головой петyха
Петyха с головой кpокодила.

И оба сказали такие слова:
- Какая чyднАя
У вас голова!
Я, может, не пpав,
Hо мне кажется, вы
Достойны скоpее
Моей головы.

Хотите меняться? -
Петyх пpедложил.
- Отлично, давайте! -
Сказал Кpокодил.

Обменявшись такими словами
Поменялись они головами.
И каждый подyмал:
"Кpасиво на диво!
Обманyл я его,
Чyдака".
И yшел
Кpокодил
С головой кpокодила,
А Петyх -
С головой петyха.
Сапгир Г.

Небылицы в лицах.
Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
Сапгир Г.


Про красную мышь и зелёную лошадь.

Я шёл и расспрашивал
разных прохожих
Про красную мышь
И зелёную лошадь.
И мне отвечали
Десятки прохожих:
- Таких мы не видели-
Даже похожих.
Кругом улыбались:
- Всё это - фантазия!-
Какой-то старик проворчал:
- Безобразие!

Я шёл через город
Нелеп и взъерошен.
я спрашивал всюду,
Меня не смутишь:
- Ну кто-нибудь видел
Зелёную лошадь,
Зелёную лошадь
И красную мышь?

Вдруг кто-то окликнул
меня из окна.
И я увидал
голубого слона,
Который сказал:
- Поищи их на пристани.
Недавно туда
Прошагали туристами
Зелёная лошадь
и красная мышь.
Ну, топай скорее,
чего ты стоишь?

В волнении я прибежал
на причал,
Где белый кораблик
кормою качал.
Кораблик уже уходил
От причала.
Зелёная лошадь
У борта стояла,
А красная мышь
мне махала с кормы…
с тех пор, к сожаленью,
Не виделись мы.
Ты скажешь: всё это
неправда одна.
Не веришь?
Спроси голубого слона.
Г. Сапгир

А может, а может...
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую,
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать.

Нам помнится, вороне,
А может быть, собаке,
А может быть, корове,
Однажды повезло.
Прислал ей кто-то сыра,
Грамм, думается, двести,
А может быть, и триста,
А может, полкило.

На ель она взлетела,
А может, не взлетела,
А может быть, на пальму
С разбегу взобралась.
И там она позавтракать,
А может, пообедать,
А может быть, поужинать
Спокойно собралась.

Но тут лиса бежала,
А может, не бежала,
А может, это страус злой,
А может, и не злой.
А может, это дворник был.
Он шел по сельской местности
К ближайшему орешнику
За новою метлой.

Послушайте, ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Но тоже хорошо.
У вас такие перья,
У вас рога такие,
Копыта очень стройные
И добрая душа.

А если вы споете,
А может быть, залаете,
А может, замычите √
Коровы ведь мычат,
То вам седло большое,
Ковер и телевизор
В подарок сразу вручат,
А может быть, вручат.

И глупая ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Как что-то запоет.
И от такого пения,
А может, и не пения,
Упал немедля в обморок
От смеха весь народ.

А сыр у той вороны,
А может быть, собаки,
А может, и коровы,
Конечно же упал.
И прямо на лисицу,
А может, и на страуса,
А может, и на дворника
Немедленно попал.

Идею этой сказки,
А может, и не сказки,
Поймет не только взрослый,
Но даже карапуз,
Не стойте, и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите
Там, где идет строительство,
Или подвешен груз.
Успенский Э.