Нам нужен свой литий. Мировой рынок лития и его соединений

Цены на литий поднимаются к заоблачным высотам, мелкие добывающие компании спешат предъявить свои претензии на запасы редкого металла, а инвестиционные сайты раскалены докрасна из-за спекуляций вокруг его будущей динамики.

Литиевый фонд Global X lithium (NYSE ARCA : LIT), один из очень немногих доступных любому способов инвестировать в эту отрасль, за последние три месяца вырос на 25%, а с начала года общий объем активов lass="hint hint--bottom hint--rounded" data-hint="Активы под управлением - общая рыночная стоимость активов, которыми инвестиционная компания или финансовое учреждение управляет от имени инвесторов. Конкретные определения активов под управлением варьируются в зависимости от компании. Некоторые финансовые институты при расчете общей стоимости активов под управлением учитывают банковские депозиты, взаимные фонды и денежные средства; другие ограничиваются средствами в рамках доверительного управления, где инвестор возлагает на компанию всю полноту ответственности."> активов под управлением фонда подскочил с 41 до 68 млн долларов.

Ситуация невероятно изменилась с 90-х, когда Департамент США по энергетике распродавал излишки запасов, а по всей стране закрывались шахты - гонка ядерных вооружений подошла к концу, и спрос на один из материалов, используемых при производстве водородных бомб, резко упал.

Но уже в 1991 году судьба этого металла радиально изменилась: Sony (TYO: 6758) выпустила на рынок литий-ионнные аккумуляторы, которые сегодня есть почти во всех электронных устройствах. Не каждый металл может похвастаться таким разнообразием применений!

Теперь же он обещает покорить еще более впечатляющие высоты: автомобильные компании во главе с Tesla (NASDAQ : TSLA) все активнее работают над созданием электротранспорта для массового рынка, используя улучшенную версию всё той же технологии.

Литий может стать ключевым материалом грядущей «зеленой» революции, послужив для создания накопителей энергии.

Однако когда речь заходит о механике ценообразования, легчайший металл в таблице Менделеева оказывается окутан завесой тайны.

Если литий будет неотъемлемой частью глобальной цепи поставок энергии, его рыночная непрозрачность может стать большой проблемой.

Почем металл?

Начнем с самого простого вопроса. Сколько стоит литий?

По данным исследовательской компании CRU, на китайском спотовом рынке сырье, подходящее для производства батарей, стоит более 20 тыс. долларов за тонну.

Аналитики банка Macquarie Bank утверждают, что цена на китайский карбонат лития - в этой форме металл продается чаще всего - составляет около 7 тыс. долларов; при этом американский экспортный литий стоит всего 5 тыс.

Но на какой показатель ни взгляни, цены явно на подъеме. По оценкам CRU, китайская спотовая цена с середины прошлого года выросла почти в три раза - тогда она составляла 7 тыс. долларов. Macquarie, тем временем, отмечает, что китайские импортные цены на китайский же карбонат и экспортные цены на гидроксид лития уже достигли рекордно высокого уровня.

Это немного сбивает с толку, не так ли?

Тут есть две проблемы. Первая - это пугающее количество продуктов, которые производятся из этого металла - от стеарата лития (используется в промышленности для обезжиривания) до фторида лития (используется при выплавке алюминия) и бутиллития (используется в органическом синтезе).

Ценообразование для всех этих материалов рассчитывается, как правило, на основе цен на карбонат лития, который в основном используется для производства батарей.

Но и после этих разъяснений все достаточно сложно.

Существуют различные типы карбоната лития: более низкосортный материал, например, используется в керамической и стекольной промышленности, а более качественный - в производстве батарей. Но и литий-ионные аккумуляторы не одинаковы. Есть пять основных типов батарей, в каждом из которых используются разные соединения лития.

Никаких биржевых торгов, никакого рынка систем хранения - остается лишь спотовый рынок, и тот весьма ограничен.

Это означает, что компании вроде CRU и Macquarie при оценке рыночной стоимости лития опираются в первую очередь на опубликованные сведения об объемах торгов. Это упражнение в статистике, и без того непростое, затрудняется еще и тем, что производственная цепь лития организована весьма сложно.

Суть в том, что ценообразование лития остается чрезвычайно непрозрачным.

Олигополия

Эта непрозрачность - прямой результат того, как устроен рынок лития. Всего четыре производителя контролируют около 85% поставок, пишут аналитики Macquarie.

Чилийская компания SQM ( NYSE : SQM) и американские FMC Corp (NYSE : FMC) и Albemarle Corp (NYSE: ALB) доминируют в сфере добычи лития, добывая металл из соленых озер в Чили и Аргентине. Albemarle также разрабатывает месторождение в штате Невада.

Четвертый производитель - австралийская компания Talison, ( TSE : TLH) которая производит литий на руднике Гринбушес в Западной Австралии. Но ее вряд ли можно назвать независимой: 49% ее акций принадлежат Albemarle, а остальные 51% - китайской Tianqi Lithium (SHE: 002466). Почти весь добываемый ей металл отправляется на переработку в Китай.

Эта олигополия создает реальную проблему для Tesla, которой потребуется около 27 тыс. тонн карбоната лития в год, чтобы достичь своей цели - 500 тыс. автомобилей в год к концу 2018 года. Этот объем, по оценкам Macquarie, составляет до 16% мирового потребления в прошлом году.

Судя по всему, Tesla надеется на новое поколение производителей. Компания подписала договоры о закупке будущей продукции с Bacanora Minerals (CVE: BCN), которая владеет месторождением в мексиканской пустыне Сонора, и с Pure Energy Minerals (CVE: PE), которая разрабатывает месторождение Clayton Valley в штате Невада.

Интересно, что при объявлении о сделке обе компании заявили, что литий будет поставляться дешевле текущей рыночной цены , поскольку цель Tesla - снизить стоимость своих батарей.

Будущее туманно

Множество других компаний делают ставку на ожидаемый литиевый бум, надеясь, что она многократно окупится.

Но действительно ли миру на самом деле нужно больше лития?

Резкий рост производства электромобилей означает столь же стремительное увеличение потребления лития, который является ключевым компонентом их аккумуляторов. Что это значит для нас?

Литий - третий элемент таблицы Менделеева. Серебристый металл, на вид слегка напоминающий алюминий, очень легок - он плавает даже в керосине. В воде тоже, но недолго. Как и положено щелочному металлу, литий бурно реагирует с водой с образованием гидроксида LiOH и водорода. Разумеется, столь химически активный металл не встречается в чистом виде в природе. По крайней мере, в земной.

По этой же причине металлический литий редко применяется человеком. На его долю приходится всего 5% мирового потребления. Во всех остальных сферах человеческой деятельности применяются его соединения, в первую очередь карбонат (Li2CO3), соль угольной кислоты, внешне напоминающая привычную нам поваренную, но гораздо хуже растворяющаяся в воде. Говоря далее о мировом производстве и потреблении, мы будем иметь в виду именно карбонат и (понемногу) другие соединения - гидроксид, хлорид и пр.


Чистый металлический литий. / cloudfront.net

В 2017 году мировое производство составит около 188 тыс. тонн. К 2035 году оно вырастет в несколько раз и, вероятно, будет находиться где-то в интервале от 1200 тыс. тонн до 600 тыс. тонн.

Так было раньше

Традиционная область применения лития, сложившаяся в XIX–XX веках, - производство стекла и керамики. Добавление щелочных металлов в состав шихты уменьшает ее термическое расширение и улучшает показатель преломления, а самое главное, понижает температуру плавления. Чистое кварцевое стекло начинает размягчаться при 1400 градусов, добавки позволяют снизить эту грань примерно на две-три сотни градусов, что означает очень неплохую экономию энергии. Речь идет об очень небольших количествах (лития там около 0,1–0,4%), но, с учетом общего объема, выходит немало. Стекольное и подобные производства - керамика, фарфор и другие - занимают суммарно чуть больше трети мирового потребления. Кроме этого, соединения лития используются в фармакологии, а чистый литий - в атомной энергетике в качестве теплоносителя.


Производство стеклотары. / borfi.ru

Первое же место по скорости роста с большим отрывом держит производство элементов питания - сейчас это почти треть.

Надо сказать, что так было не всегда. Первые литий-ионные аккумуляторы были выпущены компанией SONY в 1991 году. Конструкция быстро полюбилась производителям и потребителям за высокую энергоемкость и неприхотливость, что привело к быстрому росту спроса и, соответственно, производства. Следствием этого стал быстрый рост добычи лития.


Мировое потребление лития. / tesla-club.ru

Обратим внимание на эти данные, они важны. До 1991 года, т. е. всего четверть века назад, рынка литийсодержащих элементов питания не было. Сейчас его доля в мировом потреблении превышает тридцать процентов. Иными словами, потребление лития за это время выросло почти в полтора раза только за счет нового применения. И то ли еще будет.

Пророчество Маска

«Чтобы производить 500 000 автомобилей в год, нам придется закупать весь литий в мире», - заявил Илон Маск на презентации Model 3 в конце марта 2016 года.

В аккумуляторной батарее современного электромобиля содержится примерно в сто раз больше лития, чем в среднем ноутбуке, и в десять тысяч раз больше, чем в смартфоне. А выпуск электромобилей растет. Одна только Tesla в 2018 году намерена продать полмиллиона машин, а в 2020 г. – уже 1 млн. Это больше, чем в приведенной выше цитате, что заставляет предполагать, что Маск эпатировал публику, но даже в этом случае проблема налицо.


Tesla Model 3. / motoringresearch.com

Tesla - не единственный претендент на большой куш. Электромобили начинают производить самые разные компании по всему миру, вовремя уловившие аромат больших перемен. В ногу с ними идут правительства развитых стран мира. В 2025 году продажа автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будет запрещена в Норвегии, в 2030 году - в Германии. В 2040 году около 35% «самобеглых повозок», проданных землянам, будет электромобилями.

Чистая атмосфера означает, что производство электромобилей будет расти. А значит, будет расти и потребление лития. Современные технологии пока не обещают нам хороших аккумуляторов на базе других элементов таблицы Менделеева.

Источники

В земной коре литий встречается во множестве разновидностей и, соответственно, добывать его можно множеством разных способов. Из руд наиболее значимым является сподумен - силикат с алюминием, LiAl(Si2O6), наиболее применимый в стеклянном производстве, а также в изготовлении металлического лития. Еще одной, несколько неожиданной, сферой его применения является ювелирное дело. Минерал иногда образует кристаллы, цвет которых (от абсолютно прозрачного до густо-зеленого или пурпурного) зависит от содержания примесей других (отличных от алюминия и лития) металлов. Эти кристаллы могут иногда достигать метровой и даже большей величины.


Кристалл сподумена. / free-photos.biz

Кроме этого, литий можно добывать из слюды, гранитов, руд других металлов и отвалов их производства, пластовых вод и даже просто из морской воды - его содержание в ней составляет 0,17 мг/л. Разумеется, его можно добывать из бытового мусора - в нем немало литиевых батареек. Вопрос лишь в цене этого процесса, да и всех остальных тоже.

Наиболее экономически выгодной на сегодняшний день является добыча карбоната лития из пересохших соленых озер.

Как на тарелке

Много километров сухой соли под ногами, безоблачное небо над головой и горы где-то далеко впереди. Так сегодня выглядит озеро Уюни на востоке Боливии. Когда-то здесь был настоящий большой водоем, который потихоньку высыхал и дробился на части. Сейчас здесь ничего не растет и никто не живет. Пустыня. В год здесь выпадает несколько миллиметров осадков.


Панорама солончака Уюни. / awayfarers.files.wordpress.com

Поверхность солончака хорошо отражает свет, она абсолютно горизонтальна, над ней почти всегда чистое небо, а ее местонахождение известно с точностью до миллиметра. Поэтому немудрено, что Уюни - одна из излюбленных мишеней, помогающих специалистам поверять приборы спутников.

А еще это - самое большое в мире месторождение лития. Концентрированный рассол, в котором много полезных для человека элементов и литий в том числе, залегает прямо под ногами, под коркой засохшей соли. Практически его местонахождение описывается словами «на поверхности». Концентрация солей лития в рассоле доходит до 0,3%, а всего здесь покоится около 10 миллиардов тонн. Боливия - мировой чемпион по запасам лития.


Выпаривание рассола (рапы). / fthmb.tqn.com

Сегодня из этого богатства добывается около 25 тыс. тонн. Боливийское правительство не торопится привечать иностранных инвесторов, полагая, что добыча столь ценного ресурса должна находиться в государственных руках. Время покажет, правилен ли такой подход, а пока нам следует иметь в виду, что Уюни - не единственный солончак на планете.

По другую сторону границы, в Чили, сходных по устройству бывших водоемов около десятка. Ни один из них не дотягивает по запасам до Уюни, но зато здесь рады возможности добывать и продавать ресурсы уже сейчас. Под это ищут инвесторов и расширяют производство. Да и морские порты здесь поближе. Время покажет, насколько правилен такой подход, а сегодня Чили - мировой чемпион по добыче лития. Около 43% от мирового объема. Похожие солончаки есть и в Аргентине, и там тоже добывают литий.

Примерно такие же озера есть и Китае, точнее, в высокогорьях Тибета. Наиболее известно озеро Чабьер-Цака. Соленый водоем площадью немногим более 240 км2 пока еще не высох, его глубина местами достигает двух метров, но концентрация солей в нем уже вполне достаточна для их промышленного извлечения, которое и происходит, давая Китаю почетное второе место в списке производителей лития.

Наверное, если хорошо поискать, то на Земле найдутся и другие пересыхающие соленые водоемы. Нам сейчас важно, что добыча редких элементов, включая литий, из них на сегодня гораздо дешевле, чем более традиционные способы, связанные с различными рудами. Рассол не надо копать, а затем обогащать, вполне достаточно зачерпнуть его и перелить в небольшой бассейн. Солнце и сухой воздух сделают все остальное. Это, конечно, лишь начало пути. Карбонат лития, используемый в аккумуляторе вашего смартфона, имеет не больше 0.5% примесей, скорее - меньше, но и на этом участке можно сэкономить.

Перспективы

За последние годы цена на карбонат лития выросла вдвое, достигнув $10 тыс. за тонну. По прогнозам экспертов, исчерпание столь дорогого металла нам не грозит, он слишком распространен на Земле. Это, очевидно, означает, что рост цен повлечет за собой вложение денег в добычу и ее наращивание.

По прогнозу британской консалтинговой компании CRU, нынешний дефицит уже в 2018 г. сойдет на нет, а в дальнейшем поставки будут опережать спрос. Избыток предложения достигнет пика в 2022 г, когда его размер составит порядка 25% от мирового потребления.


Динамика цен на карбонат лития. / smedata.sk

В частности, крупные литиевые проекты к концу текущего десятилетия будут реализованы на западе и в центральной части Китая. Примерно тогда же ожидается ввод в строй новых мощностей в других странах. После этого, то есть к 2020 году, предложение лития на мировом рынке может достичь 500 тыс. тонн, что примерно в 2,5 раза больше, чем в 2016 г. Средняя себестоимость соединений лития в 2020 году скорее всего составит около $6,5–7 тыс. за тонну.

ЛИТИЕВЫЕ РУДЫ (а. lithium ores; н. Lithiumerze; ф. minerais lithiques; и. minerales de litio) — природные минеральные образования, содержащие литий в концентрациях, достаточных для экономически выгодного извлечения лития или его соединений. Известно более 40 минералов , в которых литий присутствует в заметных количествах (более 0,1% атомной массы). В их число входят как собственно литиевые, так и породообразующие минералы ( , турмалины и др.), в которых литий присутствует в виде изоморфных примесей в небольшом количестве. Главнейшие литийсодержащие минералы, имеющие промышленное значение: вподумен (содержание Li 2 О 5,9-7,6%), (3,5-4,1%), амблигонит (6-9%), эвкриптит, а также литиевые слюды — циннвальдит (3,0-3,5%), лепидолит (3,5-5,5%), полилитионит (5,5-8,8%).

Распределение литийсодержащих минералов подчинено закономерностям зонального строения рудных тел редкометалльных месторождений. В отдельных случаях литийсодержащие минералы образуют крупные выделения. Так, кристаллы сподумена достигают иногда длины 2-10 м.

Высокие концентрации лития присущи эндогенным месторождениям , связанным с кислыми гранитными магмами . Литиевые руды образуются в связи с постмагматическими процессами при температурах 500-700°С на глубине 3-7 км. Основной промышленно-генетический тип месторождений литиевых руд — гранитные редкометалльные пегматиты , среди которых различают; сподумен-микроклин-альбитовые и альбит-сподуменовые пегматиты (1,0-1,3% Li 2 О, запасы 100-500 тысяч т); лепидолит-сподуменовые и лепидолит-петалитовые пегматиты (0,6-1,2% Li 2 О, запасы до 100 тысяч т).

Обычно литиевые руды обогащаются флотационным способом или в тяжёлых суспензиях. Промышленность использует концентраты различного качества: сподуменовый (содержание Li 2 О 4,5-6%), петалитовый (2,5-3,5%), лепидолитовый (3-4%), амблигонитовый (7-8%). Переработка концентратов на большинстве заводов ведётся по сернокислотной технологии, основанной на сульфатизации серной кислотой обожжённого при температуре 1000°С сподумена (петалита). Получаемый после нейтрализации раствора карбонат лития пригоден для дальнейшего использования без дополнительной очистки. По этой схеме могут перерабатываться как концентраты, так и руды с содержанием Li 2 О более 1%. Важное преимущество схемы — отсутствие жидких сбросов .

Важный лития — галургическое (гидроминеральное) сырьё: межкристаллитная рапа , высокоминерализованные воды , геотермальные рассолы , а также попутные воды нефтяных скважин . Содержание лития в водах колеблется в широких пределах, достигая 0,135% (месторождение Салар-де-Атакама, Чили). Относительно простая технология извлечения солей лития из минерализованных вод, основанная на частичном естественном выпаривании и последующей

В связи с тем, что литий-ионный батареи являются на сегодняшний день одним из наиболее востребованных видов энергетических источников, неплохо было бы уделить внимание рассмотрению вопроса объемов запаса литиевого ресурса на планете. В настоящее время большинство последних моделей электрических автомобилей, электрических мотоциклов, скутеров и электровелосипедов комплектуются литий-ионными аккумуляторами - по большей мере по той простой причине, что данный тип батарей действительно способен обеспечить хорошие показатели производительности, при сравнительно малом весе.

Так как масштабное производство электромобилей напрямую связано с вопросом увеличения спроса на литиевые энергетические источники, многие люди задаются вопросом об уровне запасов лития в мире и возможности истощения столь необходимого в производстве аккумуляторных батарей материала. Литий (Li) – наиболее легкий метал, принадлежащий к группе щелочных металлов; третий элемент таблицы Менделеева, используемый в производстве аккумуляторных батарей для современных мобильных телефонов, портативных компьютеров, электрических транспортных средств. При изготовлении химических источников тока он используется в виде металлизированного лития или литиевого соединения с другими элементами. Литий является довольно распространенным на планете, но в то же время редким элементом. Такое несоответствие в утверждении обосновывается тем, что большая часть лития, существующего на планете, не поддается добыче доступными для человека способами. Морская вода содержит миллиарды тонн высокообогащенного разбавленного лития, однако его добыча является довольно трудоемким для современного общества процессом. Концентрированные литиевые породы формируются, как правило, в верхних слоях Земли в виде силиката лития, карбоната лития, хлорида лития. Содержание лития в верхней континентальной коре Земли равно 21 г/т. В последние годы практически вдвое возросло потребление карбоната лития – основного сырья для литийсодержащих продуктов. В отличии от предыдущих поколений аккумуляторов, батареи на основе лития позволили электромобилям проезжать значительно большее расстояние от одной подзарядки. Большинство современных источников сходятся на том, что большая половина мировых запасов лития сосредоточена в центральной части Южной Америке, преимущественно в Боливии – самой бедной стране данного региона, и не где-нибудь, а под просторами обширной боливийской пустыни. До сих пор эта пустыня является одним из наиболее отдаленных и недоступных плато на нашей планете. Однако, несмотря на всю свою недосягаемость, именно этот участок земного шара привлекает десятки и сотни глаз ученых, поскольку под его обширным соляным покровом хранятся огромные запасы лития. В этих местах нет живности, как нет и зеленой растительности – соль делает жизнь здесь невозможной, лишь на краю пустыни можно увидеть несколько правительственных шахт, занимающихся добычей из-под земли солевого рассола. Именно из этого рассола путем выпаривания получают драгоценный литий, один из наиболее ценных на сегодняшний день металлов, способных приводить в движение всю современную электрическую транспортную технику. К сожалению, добыча лития в пустынном регионе Боливии не избавлена и явных недостатков, так как несет непоправимый ущерб пейзажу соляного региона планеты. Расширение объемов добычи этого элемента в Боливии может полностью погубить не только уникальный в своем роде участок планеты, но и нанести непоправимый вред населению близлежащих поселений, так как приведет к исчерпанию и без того скудной системы водоснабжения. Растущая потребность в литиевом ресурсе побуждает гонку, посвященную поиску новых мест локализации третьего элемента. Ряд компаний изучает самые отдаленные уголки земного шара, надеясь найти новые, ранее неизведанные запасы лития. Хочу отметить, что различные организации часто публикуют довольно противоречивые данные о объемах запасов литиевых ресурсов в мире. Цифровые данные разных информисточников о количестве мировых запасов лития довольно существенно различаются между собой.

Оценочные мировые запасы лития в тоннах

Страна Информационный источник №1 Информационный источник №2 Информационный источник №3 Информационный источник №4
Аргентина нет данных 2 000 000 2 710 000 6 000 000
Австралия 220 000 260 000 262 800 1 603 000
Австрия нет данных нет данных 100 000 113 000
Боливия 5 400 000 5 400 000 5 500 000 5 400 000
Бразилия 910 000 910 000 85 000 85 000
Финляндия нет данных нет данных 14 000 13 000
Испания нет данных нет данных нет данных 72 000
Ирландия нет данных нет данных нет данных 13 000
Канада 360 000 360 000 255 600 1 073 000
Конго нет данных нет данных нет данных 1 145 000
Чили 3 000 000 3 000 000 6 900 000 7 520 000
Китай 1 100 000 1 100 000 3 350 000 6 173 000
Португалия нет данных нет данных нет данных 10 000
Россия нет данных нет данных 1 000 000 2 480 000
Сербия нет данных нет данных нет данных 957 000
США 410 000 410 000 5 936 000 6 620 000
Заир нет данных нет данных 2 300 000 нет данных
Зимбабве 27 000 27 000 56 700 57 000
Вместе 11400000 13500000 28500000 39300000

Компания «Chemetall» сообщила, что объем мировых запасов лития на сегодняшний день составляет 28 млн. тонн (эквивалент - 150 млн. тонн карбоната лития), тогда как спрос на этой металл оценивается в 23 000 тонн (122 000 тонн карбоната лития). Представители иного информационного источника отметили, что указанные цифры мировых запасов лития являются чрезмерно заниженными, и на самом деле данный металл доступен на планете в гораздо большем количестве.

Американские исследователи не исключают возможности добычи лития с геотермальных вод Калифорнии при помощи метода, разработанного работниками Ливерморской национальной лаборатории (штат Калифорния)

Добыча лития в мире

Крупнейшими производителями лития в мире являются: Chemetall (США / Чили), SQM (Чили), Admiralty Resources (Австралия и Южная Америка) и CITIC Guoan Lithium (Китай). Чили и Аргентина в настоящее время является основными производителями лития - 46% и 26% мировых объемов, на долю же австралийских и китайских предприятий приходится по 6% от мирового уровня добычи лития.

Лишь около 20% добываемого лития используется в изготовлении аккумуляторных батарей, большая часть из которых в последующем употребляется в качестве источников питания для мобильных и портативных устройств.

Начиная с этого года Боливия планирует увеличить ежегодное производство лития до уровня в 30 тысяч тонн.

Утилизации литий-ионных аккумуляторов

В настоящее время в мире проводятся исследовательские работы, направленные на разработку эффективных и экологически безопасных способов утилизации литий-ионных аккумуляторов в больших масштабах. Компания «Chemetall» утверждает, что сбалансированный механизм переработки позволил бы возвращать в технологический процесс около 50% лития из отработанных аккумуляторов - это говорит о том, что примерно через 15 лет эксплуатации электромобиля и выхода из строя его аккумуляторных батарей, из них можно будет изъять половину лития. Подобного рода переработка позволит в значительной степени решить в будущем проблему нехватки энергетических источников.

Спрос на литий для батарей

Популярность лития объясняется в первую очередь его уникальным электрохимическим потенциалом и низким коэффициентов теплового расширения. С 2000 по 2010 год мировое потребление лития увеличилось с 12,800 тонн до 22,600 тонн.

Литиевые батареи легче иных видов аккумуляторов, и способны удерживать более высокий заряд значительно дольше других. В зависимости от типа литий-ионного аккумулятора можно рассчитать минимальное количество лития, приходящееся на 1 кВт-ч запасаемой в нем энергии. Батареи с более высоким средним уровнем напряжения содержат меньшее количество лития на единицу запасаемой энергии (Вт · ч являются продуктом емкости батареи и её среднего напряжения в вольтах).

Расчет количества лития, необходимого для производства литий-ионной аккумуляторной батареи

Правда, некоторые компании выпускают аккумуляторные батареи с несколько иным содержанием лития. Так, производитель «AESC» с целью комплектации электрических автомобилей Renault Fluence Z.E. и Renault Kangoo Express Z.E. производит аккумуляторы емкостью 20 кВтч и содержанием лития в 3 кг, то есть в них находится примерно 0,15 кг лития на 1 кВт-ч энергии. Во время очередной презентации своей продукции компания «Chemetall» заявила, что на выпускаемые её аккумуляторы при расчетном значении в 1 кВт-ч приходится около 0,113 кг лития.

В общем, литий составляет лишь 3-4% от всего расходного материала, необходимого для производства литий-ионного аккумулятора.

Кризис литиевых ресурсов: возможен ли он?

Ученые Университета штата Мичиган рассчитали, что запасов лития на нашей планете хватит как минимум ещё на 100 лет использование при интенсивной промышленной выплавке стекла, производстве керамики, кондиционеров, аккумуляторных батарей для мобильных и портативных устройств, электрических транспортных средств. Если же удастся разработать эффективную технологию по переработке литийсодержащих аккумуляторных батарей, предполагающую возможность вторичного изъятия лития из аккумуляторов, вопрос нехватки этого ресурса удастся оттеснить ещё как минимум на 50 лет. Добыча лития до 2100 года согласно прогнозов составит 12-20 миллионов тонн.

Спрос на аккумулятора для электромобилей и электровелосипедов

На сегодняшний день литий-ионные аккумуляторные батареи покрывают 10% энергетических потребностей промышленности по производству электрических и гибридных автомобилей. Легко предугадать, что рост популярности литиевых аккумуляторов послужит причиной увеличения и соответствующей их доли и среди источников энергопитания электрических транспортных средств.

Согласно подсчетов Аргоннской национальной лаборатории, к концу 2030 года спрос на литий, используемый в производстве литий-ионных аккумуляторов для электрических и гибридных транспортных средств, достигнет 28 000 тонн. Этот же информационный источник отметил, что в случае разработки эффективной методики по утилизации аккумуляторных батарей, в производство удастся вернуть практически половину используемого ранее лития.

Годовой объем производства электромобилей в размере 1 млн. с аккумуляторами емкостью 20 кВтч послужит причиной увеличения мирового спроса на литий до 2-3 тысяч тонн в год. Если когда-нибудь в будущем годовой производственный выпуск электрических автомобилей с аккумуляторами 50 кВтч достигнет 10 миллионов единиц – спрос на литий составит 55-75 тысяч тонн. При выпуске 10 миллионов электрических машин с диапазоном пробега на одном заряде не менее чем в 500 км спрос на литий будет равен 110-150 тысяч тонн. При условии потребление 150-200 тысяч тон лития в год запасов этого металла на нашей планете хватит приблизительно на 75-100 лет.

Выводы:

На сегодняшний день в мире проводятся исследовательские работы по поиску мест сосредоточения литиевого металла. Разработчики электромобилей постоянно занимаются разведыванием новых источников карбоната лития с целью уменьшения зависимости от его основных поставщиков – Чили и Китая. Вполне возможно, что уже в ближайшие годы удастся открыть новые места его локализации, получится изъять десятки миллионов тон лития, присутствующего на планете в различных формах и концентрациях.

Учитывая все вышеизложенное становится ясным, что рост спроса на литий-ионные аккумуляторы и литий будет наблюдаться в течении ближайших лет в первую очередь по той простой причине, что увеличится выпуск электрических и гибридных средств передвижения. Однако, все ещё нет уверенности в том, литий-ионные аккумуляторы будут доминировать на рынке электротранспорта более чем на протяжении нескольких десятилетий – вполне вероятно, что они начнут конкурировать с какими-то иными видами аккумуляторных батарей.

канд. экон. наук, зам. генерального директора
по маркетингу компании «СБТ», г. Новосибирск

Благодаря своим уникальным свойствам литий играет важную роль в индустриальном развитии современного общества. Среди потребляющих производств можно назвать различные типы батарей, строительство, стеклокерамику, хладагенты и системы осушки воздуха, энергетику, специальные масла и смазки, полимеры, металлургию легких конструкционных сплавов, дезинфицирующие средства для водоподготовки и др. Каждому из них требуются литиевые материалы определенной спецификации. Однако, несмотря на то что области практического применения лития весьма разнообразны, маркетинговая информация по многим литиевым продуктам, представленным на мировом рынке, труднодоступна для заинтересованных пользователей и редко публикуется на русском языке.

1. Емкость рынка и сегментация

Согласно отчетам английской информационно-аналитической фирмы Roskill Information Services, мировой спрос на литий на протяжении последних десяти лет оценивается приблизительно в 13 000-14 000 тонн Li (в пересчете на литий металлический), а в денежном выражении - свыше 1 млрд. амер. долл. (данные на конец 2005 г.) . Среднегодовой прирост этого показателя - 2-5%, однако на 16-м Конгрессе по промышленным минералам, проведенном в начале апреля 2003 г., аналитики прогнозировали стабильный рост спроса на литиевые продукты 4,7-10% ежегодно . Данный процент прироста можно назвать оптимистичным, если не принимать во внимание зависимость спроса на литий от общего состояния мировой экономики и деловой активности в конечных отраслях его потребления. С другой стороны, рынок лития - вполне зрелый и достаточно консервативный рынок, что означает, что все потребители, которые могли бы потреблять литий, уже его потребляют в том объеме, в котором они желают его потреблять. При этом отношения потребитель-поставщик складываются на основе долгосрочного партнерства. Тогда темпы роста рассматриваемого рынка могут быть оценены как низкие, несмотря на сохранение высокого уровня спроса на соединения лития в производстве батарей - первичных и вторичных (перезаряжаемых) химических источников тока. В скобках отметим, что мнение фирм-производителей расходится с мнением аналитиков. Один из ведущих игроков на литиевом рынке - чилийская компания SQM - говорит о 30%-м приросте, который имел место в последние три года, а ее американский конкурент FMC, будучи менее категоричным, называет цифру в 10%.

Сегодня 30% (3900 тонн Li) от мирового спроса составляет спрос на литиевые минералы, а 70% (9100 тонн Li) приходится на соли лития и литий металлический (60 и 10% соответственно). Сегментация мирового рынка лития по продуктам показана на рисунке 1.

Рис. 1. Мировой рынок лития

Основными литиевыми солями обычно называют карбонат, гидроксид и хлорид лития. Текущая емкость сегмента «литиевые соли» составляет около 7800 тонн Li, из них 61% (4700 тонн Li) приходится на карбонат лития, 23% (1826 тонн Li) - на гидроксид лития, 6% (500 тонн Li) - на хлорид лития и 10% (774 тонн Li) - на другие продукты, включая химикаты для производства аккумуляторных батарей.

Текущая емкость сегмента «литий металлический» составляет 1300 тонн Li. Сегодня на мировом литиевом рынке присутствуют следующие сорта лития металлического: технический, катализаторный, батарейный, для получения различных сплавов (alloy grade ), а также сорт с чистотой 99,99% для лабораторных исследований, получения высокочистых сплавов и др. В производство первичных источников тока идет около 500-600 тонн Li.

Требования к качеству литиевого сырья формируются в соответствии с областями его применения. Около 60% мировой потребности в литии и его соединениях, за исключением литиевых минералов, т.е. » 5460 тонн Li, удовлетворяется более дешевыми техническими сортами литиевых продуктов, а объемы конечной продукции, в производство которой идет чистое сырье, сравнительно невелики. Повышенная чистота исходного продукта востребована для производства батарей, портативного телекоммуникационного оборудования и видеоаппаратуры, а также при использовании литиевых соединений в качестве химических реагентов. Емкость этих рыночных подсегментов в мировом масштабе ограничена при их высокой оценочной стоимости. Рассмотрим некоторые литиевые продукты, находящие свое применение в производстве первичных и вторичных химических источников тока.

2. Литий металлический батарейного сорта

Эксперты обращают внимание на традиционную зависимость спроса на литий металлический батарейного сорта от спроса на первичные источники тока, где фольга из лития металлического используется в качестве анодного материала. Литиевые источники тока, обладающие целым рядом эксплуатационных преимуществ перед другими типами батарей, обеспечивают высокую эффективность и надежность работы многих систем электронной техники. Поэтому производители придают большое значение качеству металла по химическому составу, степени чистоты и физическому состоянию исходного материала. Статистика показывает, что более 50% от общего потребления лития металлического, ввозимого в основные страны-импортеры, идет для производства первичных батарей в страны Юго-Восточной Азии. Азия - регион, куда входят Индия, 10 государств АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, — является в настоящее время наиболее динамично развивающимся в мире. Литиевое сырье для конечных производств в эти страны (за исключением Китая) полностью импортируется. Из приведенного списка Япония занимает второе после США место в мире и первое в Азии по производству химической продукции. В данном секторе насчитывается более 5 тыс. предприятий. Японские компании традиционно считаются основными продуцентами как первичных, так и вторичных химических источников тока. В числе ведущих фирм - производителей : Mitsubishi Chemical Corp., Matsushita Battery Industrial Co., Mitsui & Co. Ltd., Toshiba Battery Co., Hitachi, Hohsen Corp., Sanyo Group, Nokia, GS-Saft, Fuji Film, Denky Kagaku Kogyo, Kao, Midory Kagaku, Nippon Chemical Industrial, Nissan Chemical Industrial, Toa Gosay, Toso и др. Южную Корею можно назвать вторым по привлекательности рынком для поставщиков металлического лития после Японии из-за развитости батарейного производства, с одной стороны, и значительности импорта литиевого сырья, с другой. В последние годы здесь наблюдается устойчивый подъем в секторе электроники, по темпам роста уступающий только Китаю. Крупнейшими продуцентами батарей на этом рынке считаются Samsung Electronics и LG Chem Co. Наряду с ними действует значительное количество менее значительных фирм: Pasminco Ltd., IDS, SKC Co. Ltd. и др. Представители южнокорейских организаций, в основном средних и мелких, активно участвуют в различных мероприятиях по батарейной тематике на территории страны, вызывая высокую заинтересованность китайских компаний к установлению деловых связей с местными фирмами-производителями портативных средств коммуникации.

В связи с ростом мирового спроса на батареи и процессами глобализации, происходящими в мире, географические границы, в которых велось батарейное производство, значительно расширились. Такое положение дел во многом связано с дешевизной рабочей силы и ужесточением конкурентной борьбы: японские компании Sanyo, Sony и MBI столкнулись с ростом конкуренции со стороны других южно-азиатских компаний (SDI, LG Chem, BYD ). Исследователи журнала Metal Bulletin считают, что, несмотря на доминирующее положение Японии на мировом рынке литиевых источников тока, будущее здесь принадлежит Китаю . Поэтому многие японские, а также южнокорейские и европейские компании стремятся размещать свои производства в этой стране.

Что касается перспектив потребления металлического лития, то профессиональные аналитики, не отрицая наличия стабильного роста спроса на первичные литиевые элементы, а следовательно, и на литий металлический, отмечают снижение общего потребления металла относительно литиевых солей. К тому же активный рост батарейного рынка происходит в основном за счет вторичных (перезаряжаемых) источников тока, в которых используются определенные соли лития.

3. Соли лития для батарейного производства

Доля мирового потребления высокосортных (калька с английского high grade ) и высокочистых (калька с английского high pure ) литиевых солей, обычно используемых в качестве полупродуктов в производстве компонентов различных типов литий-ионных аккумуляторов, вместе с другими высокочистыми литиевыми продуктами составляет 35% от мирового потребления солей лития. Аккумуляторные батареи, а следовательно, и катодные материалы для их изготовления, среди которых LiCoO2, LiMn2O4 и LiNiCoMnO2, представляют собой значимый рынок сбыта для производителей карбоната, безводного гидроксида и фторида лития. Вместе с тем рост потребления так называемых «батарейных продуктов» оказывается ограниченным темпами развития рынка литиевых батарей.

По данным французской консультационной фирмы Avicenne емкость подсегмента катодных материалов в 2004 г. составила 15 400 тонн, из которых 14 500 тонн (94%) пришлось на LiCoO2 (кобальтат лития) и 900 тонн (6%) - суммарно на LiMn2O4 (манганат лития) и LiNiCoMnO2. По прогнозам эта цифра к 2010 г. увеличится на 82% (с 15 400 до 28 000 тонн). LiCoO2 считается основным активным материалом положительного электрода литий-ионных аккумуляторов - более чем в 90% литий-ионных батарей в качестве катодного материала используется кобальтат. И, несмотря на относительное сокращение доли LiCoO2 (с 94 до 75%) к 2010 г., потребность в нем значительно превысит потребность в LiMn2O4 и LiNiCoMnO2 .

Уровень конкуренции в рассматриваемом рыночном сегменте весьма высок. Если в 2002 г. основных фирм-поставщиков было 5, то к концу 2004 г. их насчитывалось уже 8, к тому же внутренний выпуск сырья крупными продуцентами батарей постоянно увеличивается. По исследованиям патентно-информационного отдела ОАО «НЗХК» динамика патентования кобальтата лития для литий-ионных батарей только в США (Американская база патентов) с 1991 по 2002 г. показывает резкий рост (1 патент в 1991 г. относительно 68 патентов в 2002 г.). С 2003 по 2004 г. наблюдается некоторая стабилизация этого процесса (118 патентов в 2003 и 2004 г.). Проанализированные патенты принадлежат в основном японским фирмам, среди которых Sanyo Electric Co., Matsushita Electric Industry Co. Ltd., Mitsubishi Heavy Industry Ltd., и американским продуцентам - FMC Corp., Ovonic Battery Co., Comsat Corp . В 2005 г. по данным обзора Всемирной организации по интеллектуальной собственности (WIPO) количество заявок, поданных японскими фирмами в указанную организацию, увеличилось на 24,3% по сравнению с предыдущим годом. Среди крупнейших патентных заявителей фигурировали Matsushita Electric, Mitsubishi и Sony. Кроме того, число японских патентных заявок увеличилось не только в Европе и США, но и в Китае. Для сравнения, прирост данного показателя у Республики Корея равнялся 33,6%, а у КНР - 43,7% .

Количества конкурентов на рынке LiCoO2 возрастает за счет появления новых китайских и южнокорейских производителей. Это дает основание аналитикам Avicenne считать, что поздний выход на рынок катодных материалов новых фирм сопряжен с определенным риском.

Кроме литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов, использующих традиционные и широко выпускаемые в настоящее время катодные материалы, исследовательская фирма LITEN (Франция) в середине прошлого года выпустила в эксклюзивном варианте образцы батарей, в качестве катодных материалов которых использовались считающиеся перспективными в будущем LiFePO4 и LiNi0,5Mn1,5O4 (первый отличается дешевизной, а второй является представителем высокопотенциальных 5-вольтовых материалов). Эта же фирма показала эксклюзивные образцы литий-ионных аккумуляторов, в которых вместо традиционного углеродного материала (графит и т.п.) анод выполнен с использованием нового материала - Li4Ti5O12, что расширяет сферу использования литиевых материалов в электрохимической энергетике. Кроме того, проводятся интенсивные исследования электрохимических систем Li/S и с применением литированных оксидов ванадия. Что касается перспективных материалов (LiFePO4, LiNi0,5Mn1,5O4, LiS), то сегодня они синтезированы лишь в небольших количествах в лабораторных условиях.

В целом и производители, и эксперты информационно-аналитических фирм единодушны относительно высоких темпов роста батарейного сектора рынка, которые сохранятся в ближайшие 5-8 лет. Несмотря на то что описываемый рыночный подсегмент мирового литиевого рынка сложно назвать емким из-за специфики предлагаемых здесь продуктов и наличия товаров-субститутов, состояние рынка первичных и вторичных литиевых батарей оказывает существенное влияние на суммарное потребление литиевой продукции.

4. Конкурентная среда

Признанными лидерами на мировом рынке лития считаются FMC Lithium Division (США), Chemetall GmbH (Германия) и SQM (Чили). Chemetall Foote Corp. - дочернее предприятие Chemetall GmbH на территории США - производит карбонат лития возле Silver Peak, NV. Chemetall имеет завод по изготовлению гидроксида лития и бутиллития в New Johnsonville, TN. Компания осуществляет свою деятельность в Чили, Германии, Тайване, США. FMC Lithium Division производит широкий спектр литиевой продукции, включая органолитиевые соединения, в Bessemer Cite, NC и Bayport, TX . Отказавшись от использования собственного сырья, разработка которого производилась в Аргентине, с 1999 г. компания приобретает сырьевой карбонат лития в соответствии с долгосрочным соглашением с SQM. Когда в 1997 г. SQM вышла на рынок карбоната лития, она для стабилизации рынка снизила цены на свою продукцию практически на 50% относительно других продуцентов этого материала и способствовала повышению суммарного спроса, особенно в новых сферах потребления. Предприятия с более высокими издержками производства закрылись, но рынки остались стабильными.

В последнее время на мировом рынке лития присутствует также китайское сырье. Китай становится значимым экспортером-производителем литиевых соединений и все более серьезным конкурентом мировым производителям литиевой продукции. Аналитики Roskill еще в 1998 г. настоятельно рекомендовали серьезно отнестись к существованию «китайского фактора» . Рост литиевого производства в Китае вызывает неоднозначную реакцию его соседей, в первую очередь в Юго-Восточной Азии. Многие из них изготавливают для мирового рынка ту же продукцию, что и Китай, но по более высоким ценам. Опасения вызывает также то, что иностранные компании вкладывают в экономику Китая все больше инвестиций.

5. Россия на мировом рынке лития и его соединений

Сегодня практически 80% продаж литиевой продукции на российском рынке осуществляет ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (Новосибирск) - единственный в России продуцент чистой литиевой продукции, который поставляет литий отечественным потребителям и за рубеж.

Анализ отгрузок металлического лития за 2003-2005 гг. показал, что его потребители в основном концентрируются в центре и на юге страны, а также в Сибири. Географическая сегментация российского рынка металлического лития представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Российский рынок лития металлического. Географическая сегментация

Наибольшим спросом пользуется металлический литий марки ЛЭ-1 с содержанием основного вещества 99,9% min и металлический литий катализаторного сорта - 98,0% min. Сегментация по группам потребителей изображена на рисунке 3.

Рис. 3. Российский рынок лития металлического. Сегментация по группам потребителей

Общая потребность в металлическом литии на внутреннем рынке не превышает 24 тонн/год, что связано с использованием альтернативных материалов для анодов в производстве химических источников тока, цветной металлургии и органическом синтезе, а также финансовыми затруднениями, которые в настоящее время испытывает ряд крупных государственных предприятий - потребителей металлического лития. Подобное положение дел является одной из причин, по которым новосибирский литий в основном экспортируется. Среди значимых зарубежных партнеров - японские, американские и немецкие компании, заинтересованные в поставках металлического лития батарейного сорта (в цилиндрах) для литиевых батарей.

Что касается солей лития, то в России, как видно из рисунка 4, основная масса потребителей дислоцируется в центральной части страны.

Рис. 4. Российский рынок солей лития. Географическая сегментация

Соли лития преимущественно востребованы теми производствами, где, как правило, не предъявляются повышенные требования к чистоте сырья. Чистая и высокочистая продукция пользуется спросом у фирм, торгующих химическими реактивами. Сегментация по группам потребителей показана на рисунке 5.

Рис. 5. Российский рынок солей лития. Сегментация по группам потребителей

Конкуренцию отечественной чистой литиевой продукции составляют американские, китайские и в незначительной степени европейские производители литиевых солей, предлагающие их через посреднические организации различного масштаба (см. рис. 6). Как показывает таможенная статистика, в Россию значителен импорт сырьевых карбоната и гидроксида лития из Чили, Китая и США: несмотря на то что Россия располагает собственными источниками сырья, гораздо дешевле закупать его за рубежом, чем добывать самостоятельно . И если экспортные продажи карбоната лития практически отсутствуют, то российские гидроксид и хлорид лития поставляются в Японию и европейские страны, например, в Германию.

Рис. 6. Российский рынок лития. Конкурентная среда

6. Цены

Традиционно цены на литиевую продукцию являются договорными и зависят от требований заказчика и качества материала, поэтому ценовая информация оказывается зачастую недоступной. Эпизодически цены на литий металлический публикуются US Geological Survey (USGS), Chemical Marketing Reporter (CMR) и, весьма приблизительно, приводятся в таможенной статистике по странам-потребителям.

Несмотря на то, что по-прежнему цену на литиевое сырье в конечном итоге определяет соотношение спроса и предложения, долгосрочные тенденции этих показателей зависят теперь не только от насыщенности рынков основных потребляющих центров, но и в значительной степени от действия следующих факторов:
— насыщенности рынков развитых стран (кризисного состояния химической индустрии в Европе, США и отчасти Японии);
— экспансии стран с динамично развивающейся экономикой («китайский фактор»);
— наличия продуктов-аналогов и продуктов-заменителей (субститутов);
— специфики сырьевой базы и зависимости от рынка сырья;
— консолидации фирм-конкурентов.

Под влиянием указанных факторов с середины прошлого года отмечался постепенный рост цен на литиевые химикаты. По данным различных аналитических источников в среднем он составил 7-8%, однако реально цены поднялись на 9-12%. Помимо увеличения затрат на электроэнергию, грузоперевозки и заработную плату, подъем цен был спровоцирован выходом на мировой рынок лития Китая как одного из крупнейших потребителей и производителей литиевого сырья. Уже в I квартале 2005 г. китайские продуценты подняли цену на свой карбонат лития более чем на 10% - до 2,76 амер. долл./кг. EXW, склад завода-изготовителя (ценовой диапазон 2,39-3,11 амер. долл./кг). Устойчивая тенденция к повышению цен на сырьевой карбонат лития в рамках мирового литиевого рынка скорее всего сохранится в 2006 г. Например, SQM, увеличив цены на карбонат лития на 8% в течение прошлого года, планирует поднять их еще на 30%. Аналогична ситуация с Китаем: по сравнению с 2004 г., когда цены на литий упали из-за китайских продуктов низкой себестоимости, в 2005 г. эта тенденция сменилась на противоположную. Совершенно определенно можно сказать, что на сегодняшний день между чилийским и китайскими продуцентами лития существует картельное соглашение, вследствие которого сырьевые материалы предлагаются по близкой цене. Данную тенденцию отражает таможенная статистика стран-импортеров сырьевого карбоната. Например, согласно индийской таможенной базе за 2005 г. рост цен на карбонат составил 15,6% при средней цене в августе-сентябре 3 амер. долл./кг. Предполагается, что рост спроса на сырьевой карбонат продлится как минимум до 2007 г. из-за сокращения производства в Чили и увеличения потребления стекольной промышленностью Китая. К тому же, начиная с марта прошлого года продуценты лития и его соединений из Европы, США, Австралии, Индии, Тайваня, Таиланда, Японии и некоторых других стран, не имеющие собственной сырьевой базы, ведут активный поиск альтернативных источников сырья, тем самым взвинчивая цены. Повышение цен на сырье пока не сказалось на других литиевых соединениях. В 2004-начале 2005 г. наблюдалось незначительное повышение цен на батарейный металл (» на 2-3%), таким образом, усредненная мировая цена на литий металлический составила 49,5 амер. долл./кг на условиях EXW, склад завода-изготовителя. Карбонат лития с содержанием основного вещества 99,95% продавался в ценовом диапазоне от 8 до 13 амер. долл./кг. Если вести речь о положении дел на мировом рынке LiCoO2, то в мае 2005 г. среднерыночная цена кобальтата составляла 40 амер. долл./кг при разбросе цен от 30 до 50 амер. долл./кг. В июне из-за падения цен на кобальт LiCoO2 китайского производства можно было приобрести за 28-30 амер. долл./кг. Южнокорейский продукт стоил дороже - максимальная цена - 40 амер. долл./кг. Цена манганата составляла около 12 амер. долл./кг. Ожидается, что после стабилизации рынка лития и начала разработки новых источников литиевого сырья уровень цен на литий снизится.

Выводы

Несмотря на то что мировой рынок лития всегда был более или менее устойчив, с конца 2004 г. изменения, связанные с его переделом, начавшиеся в 1998 г. с выходом на рынок чилийского производителя - компании SQM, - стали приобретать характер стремительности. Сохранявший стабильность в течение 30 лет литиевый рынок за последние 7-8 лет пережил три значительных потрясения. Во-первых, появление в 1998 г. молодых фирм-конкурентов, проводящих агрессивную ценовую политику, во-вторых, «азиатский кризис» 2002 г. и, наконец, смещение центра тяжести мирового литиевого производства с Запада на Восток, что позволило исследователям ввести понятие «китайского фактора». Сейчас все чаще говорят о кризисном состоянии химической индустрии в странах Европы, США и отчасти Японии, обусловленном усилением конкуренции со стороны поставщиков более дешевой импортной продукции и резким ростом затрат на энергию и сырье. Подобное положение дел заставляет значительную часть предприятий либо закрываться, либо перебазироваться за океан. По мнению American Chemistry Council в течение 80 лет американская химическая промышленность была ведущим экспортером страны, но эта эпоха подошла к концу. Как отмечают американские эксперты, крупные предприятия не выдерживают конкуренции с Китаем, который осознал, что может успешно конкурировать на мировом рынке химической продукции, поскольку имеет возможность поставлять химикаты по низким ценам при невысоком уровне заработной платы и расходов на экологические цели.

Влияние «китайского фактора» и проблемы с сырьем также ощущаются на российском литиевом рынке. Китайские литиевые продукты оцениваются аналитиками ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» как серьезные конкуренты, а поиск альтернативных дешевых источников сырья все еще актуален.

На сегодняшний день перспектива «взрыва» на мировом рынке лития, связанная с вышеизложенным, а также обострившимся сырьевым вопросом, становится более чем реальной, и вслед за SQM можно сказать, что в целом рыночные условия в 2006 г. остаются непредсказуемыми. Такое положение дел сильно затрудняет планирование, а достоверность как краткосрочных, так и долгосрочных прогнозов, сделанных ранее, оказывается весьма низкой.

ЛИТЕРАТУРА

The Economics of Lithium. London: Roskill Information Services Ltd., 2005.

Roskill’s Lithium Digest. № 50. 2003.

Walawlker Raoul. Portable electronics: who’s in charge? // MBM. 2001.

Wilkinson Jennie. Minor metals recharge // MBM. 2002.

Battery & Power Supply. Paris: Avicenne Dйveloppement, 2005.

Рост числа патентных заявок японских фирм за границей// БИКИ 16.V.2006.

Материалы Roskill Metal Analysis // www.amm.com.

Материалы www.mii.org/Minerals/photolith.html.