Наблюдение за природой плачут березы. Материал (старшая группа) на тему: Цикл наблюдений за березой

Цикл наблюдений за березой.

Актуальность проблемы .

Недостаточные представления детей о березе.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения детей в природе.

Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

1. Рассматривание березы

Цель : продолжать учить детей видеть неповторимость каждого дерева. Воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Обратить внимание на красоту березы, присыпанной снегом. Напомнить детям, что береза является символом России. Предложить найти еще одну березу. Похожи ли они? Подчеркнуть, что все деревья разные, непохожие друг на друга.



- Почему?


Ответы детей обобщить.

2. Сравнение липы и березы

Цель : продолжать учить детей сравнивать различные деревья, различать их. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы


- Как называются эти деревья?
- Чем отличаются? Чем похожи?

Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки. Найти отличия у деревьев. Обратить внимание на лежащие на земле плоды деревьев, небольшие веточки. Поиграть в игру «Детки на ветке». Уточнить, по каким признакам догадались, чьи детки этой ветки? Предложить детям придумать загадки о деревьях.

Цель : учить видеть состояние дерева в разную погоду. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Спросить у детей:


- Почему?
- Что помогает дереву крепко держаться в земле?

Цель : учить детей выражать отношение к растительному миру в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Методические приемы



- Как помочь дереву?
- Вы знаете, что зимой деревья спят. Давайте представим, какие сны снятся долгой зимой деревьям. Предложить рассказать.

4. Наблюдение за березой.

Цель: формировать представление о приспособлении деревьев к зимним условиям

Методические приемы

- Где они?




Ответы обобщить.

По окончанию цикла наблюдения предложить детям нарисовать березу в зимнем убранстве и оформить выставку детских работ «Люблю березку русскую…»

Предполагаемый результат:

1. Узнали больше о самом почитаемом дереве в России – березе;

3. Будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям (березе)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл наблюдений за березой.

Актуальность проблемы .

Недостаточные представления детей о березе.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения детей в природе.

Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности.

1. Рассматривание березы

Цель : продолжать учить детей видеть неповторимость каждого дерева. Воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Методические приемы :

Прочитать стихотворение:
«Белая береза под моим окном,
Принакрылась актом, словно серебром.
На пушистых ветках
Белою каймой -
Распустились кисти белой бахромой».

Обратить внимание на красоту березы, присыпанной снегом. Напомнить детям, что береза является символом России. Предложить найти еще одну березу. Похожи ли они? Подчеркнуть, что все деревья разные, непохожие друг на друга.

Какой главный отличительный признак березы вы можете назвать?
- Как вы думаете, береза живая или нет?
- Почему?
- Может ли береза убежать, если ей кто-то ломает ветки, причиняет ей боль?
- Чем можно помочь дереву, если ему навредили?
Ответы детей обобщить.

2. Сравнение липы и березы

Цель : продолжать учить детей сравнивать различные деревья, различать их. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Обратить внимание детей на липу и березу.
- Как называются эти деревья?
- Чем отличаются? Чем похожи?
- Какой ствол у березы? Какой у липы?
Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки. Найти отличия у деревьев. Обратить внимание на лежащие на земле плоды деревьев, небольшие веточки. Поиграть в игру «Детки на ветке». Уточнить, по каким признакам догадались, чьи детки этой ветки? Предложить детям придумать загадки о деревьях.

3. Наблюдение за березой в ветреную погоду

Цель : учить видеть состояние дерева в разную погоду. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Спросить у детей:
- Есть ли сегодня ветер? Как узнали? Как качаются веточки?
- Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
- Почему?
- Что помогает дереву крепко держаться в земле?

4. Наблюдение за березой с составлением сказок, рассказов

Цель : учить детей выражать отношение к растительному миру в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Методические приемы
- Представьте, что вы березки. Что вы чувствуете? О чем можете рассказать?
- А если дереву сломать ветку, что оно будет чувствовать?
- Ты можешь сказать, что тебе больно? А дерево может?
- Как помочь дереву?
- Вы знаете, что зимой деревья спят. Давайте представим, какие сны снятся долгой зимой деревьям. Предложить рассказать.

  1. Наблюдение за березой.

Цель: формировать представление о приспособлении деревьев к зимним условиям

Методические приемы
- Ребята, вспомните, какой была березка осенью? Почему ее листья были желтыми? (Мало света, короче день, холодно.)
- Где они?
- Как вы думаете, что было бы с деревом зимой, если бы остались листья на ветках?
- Что осталось на ветках березы зимой? (Почки.)
Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят, как в теплых колыбельках, молодые листочки. Очистить почку от кожуры, показать зеленый листок.
- Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?
Ответы обобщить.

По окончанию цикла наблюдения предложить детям нарисовать березу в зимнем убранстве и оформить выставку детских работ «Люблю березку русскую…»

Предполагаемый результат:

1. Узнали больше о самом почитаемом дереве в России – березе;

3. Будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям (березе)

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО)

Кафедра «Теория и методика дошкольного образования»

Разработка системы непрерывных наблюдений

за природными объектами

с детьми старшей группы.

Тема: «Наблюдение за березой».

Киселева Наталья Александровна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №48» Городецкого района

Тема курсов: «Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС ДО»

Костенко Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №54
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Циклы наблюдений в природе
Дата публикации: 29.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Данный цикл наблюдений способствует формированию у ребенка дошкольного возраста:  ценностного отношения к родной природе;  умения наблюдать за природой и устанавливать экологические цепочки и взаимосвязи;  знаний о пользе природы, оказываемой на здоровье человека;  собственной точки зрения на явление, настойчивости в преодолении трудности;  бережного отношения относящиеся к родной природе; Цикл наблюдений может быть использован в работе воспитателей, педагогов дополнительного образования.
Цикл наблюдений за березой

Наблюдение № 1

«Что нужно нашему дереву?»

Цель:
 углубить представление детей о том, без чего береза не может жить;  дать представление детям о взаимосвязи живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.
Описание наблюдения
Обратить внимание детей на березы, растущие на территории детского сада В беседе с детьми уточнить следующее:  Дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.  Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях. Зимой холодно, поэтому листьев нет.
 Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, «пьет» ее из земли – почвы.  Деревья, как и мы, должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они не заметны.  В тоже время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.  Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред. Ветер переносит семена березы. Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, рыхлят почву, делаю ее пригодной для развития растений.
Вопросы для беседы:
1. Любит ли наша береза свет? 2. Она растет на открытом или затененном месте? 3. Что пьют деревья? 4. Как дышат деревья? 5. Кто еще нужен деревьям? 6. Какую пользу приносят дождевые черви для дерева?
Пословицы и поговорки
 Бела береза, да деготь черен.  Скрипучая береза дольше стоит.  Береза – не угроза: где стоит, там и шумит.
Наблюдение № 2

«Березовые почки»

Цель:
 дать представление детям о том, что у березы почки особые и отличаются от почек других деревьев.

Описание наблюдения.
Обратить внимание детей на набухшие березовые почки – «домики листьев». Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой. (Береза) Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребенку набухшие почки: всю зиму спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи – когда они станут совсем теплыми, листочки проснуться. Оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У одних деревьев они круглые, у других – продолговатые; у одних – мелкие, у других – крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев).
Вопросы для беседы:
1. Как называются «домики листьев». 2. Какие почки у березы? 3. Что пробуждает почки у березы? 4. Когда пробуждаются почки у березы?
Наблюдение № 3

«Березовый сок»

Цель:
 формировать представления о сходстве процессов в организме человека и растения;  продолжать формировать бережное отношение к растительному миру;  продолжать учить устанавливать логические взаимосвязи, имитировать характерные движения деревьев.
Описание наблюдения.
У людей по сосудам движется кровь, помогает ей в этом сердце. У деревьев есть что-то вроде крови – это сок: он движется по стволу и помогает дереву расти, быть здоровым. Не зря в русской пословице говорится: «Береза плачет кровавыми слезами». Летом, когда солнышко пригревает, сок в дереве течет быстро – быстро (педагог предлагает детям несколько минут активно подвигаться, для того чтобы почувствовать как участилось сердцебиение и сделать вывод о скорости движения крови по сосудам). Так же быстро кровь течет по венам. Наступает осень: деревья меняют наряд, а люди – одежду. Солнышко греет все меньше и меньше – сок движется по стволу березы все медленнее и медленнее. Наступает зима, береза сбрасывает листья и засыпает (под спокойную музыку дети 1 – 2 минуты сидят с закрытыми глазами, дышат глубоко и спокойно – сердце бьется тихо, спокойно). И сок в березе течет медленно.
Вопросы для беседы:
1. Что помогает дереву быть здоровым? 2. Наблюдали ли вы как собирают березовый сок? 3. Когда деревья меняют наряд? 4. Что делает береза зимой?

Решение проблемной ситуации
Представьте, что будет с человеком, если вся кровь вытечет? Значит, нельзя отбирать у дерева весь сок? Почему нельзя отбирать у дерева весь сок? (оно может погибнуть.) Весенним заморозкам чутким Подсушен и взбодрен лесок Еще одни, другие сутки И под корой проснется сок. И зимний пень березовый Зальется пеной розовой. А. Твардовский  По березе бродят соки И заметная едва На бугре да на припеке Пробивается трава. Лишь только подснежник Распустится в срок Лишь только приблизятся первые грозы На белых стволах Появляется сок. То плачут березы. Н. Старшинов  Еще не видно клиньев журавлиных, Стремящихся на северо – восток. Еще не стаял снег в ложбинах, Еще царит апрельский холодок, А небеса уже теплы и мини,
Они меня волнуют и томят И слышу я по всей моей России Березы по – весеннему шумят.
Примета:
 Из березы течет много сока – к дождливому лету. Педагог просит детей объяснить, как они понимают эту примету (вносит коррективы, если это необходимо в ответы детей).
Наблюдение № 4

«Береза цветет»

Цель:
 дать детям представление о том, что такое семена: показать, как береза цветет, сказать, что в конце лета у нее появятся семена, из которых впоследствии вырастут молодые березки.
Описание наблюдения.
Предложить детям рассмотреть березку, полюбоваться ей, рассмотреть сережки с разных берез, подумать, на что они похожи. В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других – зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета появляются крылатые семена. Они падают на землю, и впоследствии из них вырастают молоденькие березы.
Вопросы для беседы:

1.
Когда зацветает береза?
2. Кто разносит семена? 3. Когда у березы появляются семена? 4. Из чего вырастают молоденькие березки? Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (береза) Если берёза раньше опушается, то жди сухого лета, а если ольха – мокрого. Педагог просит детей объяснить, как они понимают эту примету (вносит коррективы, если это необходимо в ответы детей)
Наблюдение № 5

«Какие грибы растут под березой»

Цель:
 дать детям представление о березовой роще и о грибе подберезовике, об их взаимосвязи.
Описание наблюдения.
Предложить детям полюбоваться красотой берез, подобрать ласковые слова, которыми можно назвать это дерево. Березовая роща – это лес, в котором растут только березы. Дружат с березой и всем известный гриб – подберезовик.
Подберезовик обыкновенный появляется в березовых рощах раньше других грибов этого вида, еще в июне, а иногда и в мае и часто радует грибников до поздней осени. Давайте попробуем поискать здесь грибы. Этот гриб можно найти не только под березами, но чаще он растет именно под этим деревом.
Вопросы для беседы:
1. Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща.) 2. Как вы думаете, как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)
Наблюдение № 6

«Кора березы»

Цель:
 познакомить детей с тем, как определить возраст березы по коре;  учить определять возраст березы по коре, дать представление о том, что старое дерево тоже растет.
Описание наблюдения.
Обратить внимание детей на молодую березку и старую. Предложить детям сравнить их, попробовать определить их возраст. Старые березы высокие. Стволы у них внизу темные, покрытые толстой грубой, морщинистой корой с трещинами, а вверху более светлые, серебристо-белые. Старые деревья тоже растут, на них появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева
Вопросы для беседы:

1. Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки). 2. По коре можно определить возраст дерева: чем оно старше, тем кора толще, тверже 3. Как определить, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается). 4. А от чего деревья болеют? (На коре поселились вредные насекомые). Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями. На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты.

План-проект наблюдений: «Белоствольная подруженька березка».

Воспитатель высшей квалификационной категории Мельникова Клавдия Аркадьевна

МБДОУ детский сад № 296, г.Уфа, Республика Башкортостан

1-ая неделя 2ая неделя Зя неделя 4ая неделя

С е н т я б р ь Объяснить детям задачи: «детям хочется, чтобы с ними дружили, вместе будет весело и детям, и деревьям». Познакомиться с деревом -березка растет на нашем участке, ей одиноко. Она каждый раз ждет, когда мы выйдем погулять, хочет с нами подружиться. Сравнить части нашего тела и березки. Какой высоты березка? (Она выше нас). Попытаться обнять ствол. Сфотографироваться с березкой, вспомнить «имя» дерева и прошептать ему свое. Выяснить, что нужно дереву для роста: вода, солнце(Дает тепло и свет). Нарисовать в альбоме солнце и дождик. Познакомиться с соседями нашей березки - липой и елочкой. Рассмотреть их, найти части: ствол, ветки, листья. Исследовать хвою елки. На что она похожа? Какого она цвета? Потрогать, острый ли кончик у хвоинки. Рассмотреть листья. Много их или мало? Какого они цвета? Березка нарядилась в «желтое платье». А какого цвета наши наряды (Курточки, штанишки)? Обвести контур листа: какие у него края(зубчатые, гладкие)? Кончик острый или тупой? Собрать листья и поставить их в вазу в группе.

О к т я б р ь Продолжать рассматривать листья. Поверхность листа -это «ежик», «петушок» или же она гладкая? Рассмотреть черешок. Какой он? Есть ли у него выемка? Провести пальчиком по жилкам. Найти разные оттенки листьев, собрать разноцветные листья, прикрепить их в альбом. Сравнить размер и форму березового и липового листа. Рассмотреть кору. Погладить ее определить, какая она: гладкая или шершавая? Какого цвета кора? Она теплая или холодная? Зачем детям нужна одежда? (Защищает от холода, ожогов, порезов) Кора - это «одежда» березки. Понюхать, чем пахнет ствол. Поднять голову вверх, посмотреть на верхушку дерева: какого цвета верхняя часть ствола? Изучить корни: попробовать вытащить дерево из земли. Что его держит? Зачем нужны корни? Для того чтобы дерево росло, ему нужны не только тепло и вода, но и пища, которую корни «добывают» из земли. Рассмотреть нижнюю часть ствола и корни. Исследовать дождь и иней. Каким животным березка может помочь спрятаться от дождя? Понюхать дерево в дождливую и в солнечную погоду. Утром рассмотреть иней на деревьях. Что это такое? Откуда он взялся? Когда появляется? Какого цвета?

Н о я б р ь Изучить снег. Обрадовалось ли дерево первому снегу? Тепло ли будет ему под снегом? Помогает ли снег дереву? (Укрывает березку, как одеялом, и она спит зимой). Рассмотреть дерево. Куда делись листья? (Березка стоит голая). Дерево грустное или веселое? Как деревья готовятся к зиме? (Сбрасывают свой наряд и засыпают). Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Солнышка, тепла). Выяснить, как человек использует березу (для изготовления спичек, бумаги). Опустить спички в воду и посмотреть, тонут они или нет. Почему не тонут? (Легкие). Сравнить спички с железом, камнем: что тяжелее? Продолжить изучение коры, погладить ее. Какая она в это время года? Какого цвета? Какая сейчас одежда у людей? Вспомнить, для чего нужна дереву кора. Сделать карандашом зарисовку коры на бумаге и поместить ее в альбом. Понюхать, чем сейчас пахнет кора. Она холодная или теплая?

Д е к а б р ь Исследовать снег вокруг дерева. Он чистый или грязный? Взять образец снега в группу, чтобы он растаял. Рассмотреть талую воду. Она чистая или грязная? Помогает ли сейчас снег дереву? Измерить его глубину палочкой. Чем больше снега, тем теплее дереву зимой. Какого цвета снег?

Повесить на березку кормушки. Объяснить, что дерево - это столовая и дом для животных. Какой корм любят птицы? Что нужно принести воробьям, синичкам? Рассмотреть внешний вид птиц, прилетевших на кормушку. Отметить их особенности: летают, есть крылья, клювы. Продолжать наблюдения за птицами. Понаблюдать за березкой во время снегопада. Рассмотреть, потрогать снег. Какой он? (Холодный, мокрый). Какого цвета? Рассмотреть снежинки на ладошке. На что они похожи? Во что снежинки превращаются на ладошке? Приготовить подарки для березки к Новому году - цветные льдинки. Украсить ими дерево. Поздравить с праздником, почитать стихи. Понравились ли они березке?

Я н в а р ь Наблюдать за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает дерево зимой? (Спит, отдыхает). Мешает ли ему ветер? Понаблюдать, как качаются, гнуться ветки. Какая погода больше нравится березке: ветряная или безветренная? Разучиваем стихотворение С.Никитина:

Белая береза

Под моим окном,

Принакрылась снегом,

Точном серебром. Читаем его дереву. Приятно ли березке слушать стихотворение? Какое у нее настроение в этот зимний, прохладный день? Подсыпать корм в кормушки. Наблюдать за птицами. Сравнить внешний вид, повадки воробья и голубя. Отметить их особенности: наличие крыльев, клювов. Почему птицам зимой трудно найти еду? Понаблюдать за березкой во время снегопада. В «платье» какого цвета нарядилась наша березка? Тепло ли ей в таком наряде? Помогает ли снег дереву? (Спасает корни от вымерзания, укрывает их). Измерить снег палочкой, как в декабре и сравнить результат.

Ф е в р а л ь Наблюдать за снегом. Какого цвета снег под деревом? (Белый). Рассмотреть снег на солнце. (Блестит, переливается). Чистый ли под деревом снег? Видны ли на нем следы грязи7 (Дети вспоминают опыт, проведенный в декабре). Наблюдать за стволом и ветками. Сравнить ствол и ветки со своим телом: - ствол - это туловище, ветки - руки. Ствол у березки толстый или тонкий? Как это можно проверить? (Обхватить ствол руками).ствол тонкий. Затем обнять липу: какой у нее ствол? (Толстый). Наблюдать за солнцем, греет ли оно зимой? (Нет, зимой холодно, поэтому одеты дети в шубы и валенки). Обсудить, где зимой спрятались насекомые? (Под землей, под корой дерева). Чем они там занимаются? (Спят). Солнышко не греет, им не хочется выходить. Посмотреть трещинки на деревьях. Подчеркнуть, что дети растут и березка растет. Она живая, как и мы. Поэтому не нужно ломать ветки, повреждать кору. Что мы делаем, когда порежемся? А если у березки будет порез на коре, что нужно сделать? А если отломится ветка?

М а р т Продолжать наблюдать за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравится? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему? Наблюдать за солнцем. Много ли света оно дает? Хорошо ли греет? Какая одежда на детях? Почему они сняли валенки? Рада ли березка весне? Почему? Что с ней происходит в это время года? Какое у нее настроение? (Веселое, солнечное, радостное, хорошее). Наблюдать за таянием снега. Где он тает быстрее всего? У ствола. Березка хочет «пить», другие деревья тоже, (посмотреть на ее соседей: ель, липу). Корни деревьев впитывают воду. Измерить палочкой глубину снега у березки, сравнить с предыдущими результатами. Наблюдать за почками. Березка проснулась и у нее появились почки. Потрогать их осторожно. Какие они: пушистые, гладкие, клейкие? Можно ли к ним приклеится? Чем они пахнут? Проследить, как из почки появляется листочек.

А п р е л ь Изучить ствол. Каким он стал? (Погладить, прижать щекой). А если обнять руками, можно сказать, что ствол... Исследовать кору и вспомнит предыдущие исследования. Наблюдать за ручейками на участке. Откуда берутся ручейки, лужи? (Снег тает, превращается в воду). Выяснить, куда бегут ручейки: по направлению к березке или нет. Изготовить кораблики. Проверить, принесут ли ручейки кораблики к березке. А к другим деревьям? Изучать почву. После таяния снега понаблюдать за опавшими листьями. Вспомнить, какими они были осенью (посмотреть в альбом), сравнить, отметить изменения. Объяснит детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу и дерево растет. Обсудить, любит ли березка дождь? Может ли он напоить растения? Какое «настроение» у дерева во время дождя? Меняется ли после дождя цвет коры, листьев? Помогает ли дерево каким-нибудь животным укрыться от дождя? Где они могут это сделать? (Под листьями, в трещинах коры). Чьим зонтиком можно назвать дерево?

Исследовать листья. Предложить детям погладить листочек руками (сначала сверху, потом снизу). Какой он: гладкий, колючий, шершавый? Потрогать кончик листа. Он острый или тупой? Твердый или мягкий? Провести пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с выемками? Что напоминает форма листа?

Проверить влажность почвы. Взять палочку и попробовать воткнуть ее в землю у дерева. Легко или трудно это сделать? Если земля сухая, что мы можем сделать? Как помочь березке? (Полить ее).

Проверить перед дождем, не появились ли возле березки дождевые черви. Если да, то «познакомиться» с ними, потрогать, понаблюдать, как они ползают. Дождевые черви рыхлят почву, перерабатывают гниющую листву, а значит, оказывают помощь дереву. Если червяк окажется на тропинке, перенесите его под дерево, чтобы никто на него не наступил.

Провести праздник «День березки». Изобразить деревья в движении, потанцевать и поиграть вокруг дерева. Пригласить в гости «солнышко» и «дождик».

Наблюдения за березами

Задача. Учить детей замечать изменения, происходящие с деревьями на участке группы.

Наблюдение 1

Цель. Закрепить знания детей о деревьях, растущих на участке. Показать красоту берез. Учить детей бережно относится к деревьям.

Педагог. Ребята, недавно вы с воспитателем посадили молоденькое деревце? Назовите его. (Береза.)

Сколько берез растет сейчас на нашем участке? (Три березы.)

Чтобы различать березы, назовем их по-разному. Как назовем самую молоденькую березу, которую недавно посадили? (Березонька.)

Как назовем березу, растущую за песочницей? (Березка.)

А кудрявую березу сбоку от веранды мы назовем? (Береза.)

Повторите названия наших берез и покажите, где какая растет. (Березонька, березка, береза.)

Давайте посмотрим на них и полюбуемся их красотой. Послушайте стихотворение Т.А. Шорыгиной «Береза»:

Березка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты.

Поэт А.Прокофьев написал стихотворение:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Ребята, какие еще деревья растут на нашем участке? (Дикая яблоня. Липы. Маленькая сосна. Маленький каштан.)

Вспомните, что еще посадили мы в начале осени? (Иву. Две рябины. Три елочки.) Посмотрим, как эти деревья перезимуют.

Смотрите, как много деревьев у нас растет. Как мы будем заботиться о них? (Окапывать. Рыхлить землю. Поливать.)

По какому характерному признаку можно отличить березу от остальных деревьев? (Кора у березы белая с черными черточками.)

Правильно. Природа наделила только одно дерево нашего края белой корой (пробкой) с черными полосками, ажурной кроной, многими целебными свойствами. Белая кора березы называется береста. У молоденьких берез она гладкая. Потрогайте ее рукой. Через эти черные точки и полоски береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев.

Какие листья у берез? (Зеленые. Похожи на сердечки. С зазубринами по краям.)

Какое сейчас время года? (Осень.) Какие изменения происходят в жизни растений осенью? (Они готовятся к зиме. Сбрасывают листья.)

Есть такая народная примета: если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя. Теперь на прогулках будем наблюдать эту примету.

Наблюдение 2

(через 3 дня)

Цель. Учить детей замечать изменения, которые произошли с березами, отражать их в своей речи, связывать это с погодными условиями.

Педагог. Внимательно посмотрите на березы.

Какие изменения произошли с ними. (У березоньки пожелтели листья. У березы начинают желтеть листья. А береза стоит зеленая.)

Как вы думаете, ребята, почему сразу пожелтели все листья у березоньки? (Потому что березонька маленькая. Ее только посадили. У нее маленький корешок. Она плохо приживается на новом месте. Стало холодно, идут дожди.)

Почему у двух березок листья пожелтели, а у березы еще зеленые? (Она выше. Она давно растет.)

Наша береза растет уже четвертый год. Она окрепла. Растет на свету, просторно ей. Вообще дерево береза растет быстро, недаром люди ее называют гонким (быстрорастущим) деревом. Наша береза получает много света, даже редкие солнечные лучи осенью на нее попадают, ей хорошо. Поэтому она пока не собирается сбрасывать листья.

Ребята, что означает слово «береза»?

Оно означает «Белый» – дерево назвали так по цвету коры. Береза красивое дерево в любое время года. Я вам прочту стихотворение И.Семеновой «Березка».

Это модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

Наблюдение 3

(через 3 дня)

Цель. Расширять знания о растительном мире. Развивать наблюдательность – отметить изменения у берез на участке. Развивать речь, память, внимание.

Педагог.

Внимательно посмотрите на березы. Вспомните, какими они были три дня назад? (У березоньки листья совсем облетели. У березки осталось очень мало желтых листочков. А большая береза еще зеленая.)

Почему березонька уже без листьев? (У березоньки было мало листьев. Они быстро пожелтели. Был дождь и сильный ветер. Он сорвал все листья.)

Верно. Осенью порывистый ветер налетает на деревья, гнет их, треплет ветки и срывает листья.

У березки мало листьев осталось. Почему? (Она растет в тени. Ей мало света и тепла. Поэтому она и сбрасывает листья.)

Ребята, обратите внимание на другие деревья. Они изменились? (Каштан сбросил листья. Липы тоже стоят без листьев. Старая ива еще с зелеными листьями.)

Видите, у каждого дерева свой календарь сбрасывания листьев. Каждое дерево по-своему готовится к зиме. Но все деревья зимой находятся в состоянии покоя, кроме хвойных деревьев. У нас есть такие на участке? (Сосна и три елочки.)

Вспомните нашу примету. (Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.)

Вы наблюдали за березками. Где начинают желтеть листья на березках? (На березке посередине.)

Обычно листья на березе начинают желтеть, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Но бывает и по-другому. Посмотрим, где пожелтеют листья у последней березы.

Наблюдение 4

(через 3 дня)

Цель. Расширять знания о растениях. Продолжать наблюдать за березами на участке, связывать изменения с погодными условиями. Развивать внимание, речь.

Педагог. Посмотрите, ребята, на березку и березу? Есть ли изменения в их облике? (Березка стоит без листьев. А береза вся пожелтела. На земле много желтых листочков.)

Почему береза сразу вся пожелтела, а не постепенно? (На улице идут дожди. Очень холодно. Дует сильный ветер.)

Действительно, стояла наша кудрявая зеленая береза дольше всех деревьев на участке. Все красовалась. Хорошее у нее место за верандой. Но и до нее добрались холодные осенние ночи, порывистый ветер. Решила береза поскорее сбросить листья и отдохнуть зимой, набраться сил до весны. За выходные дни береза пожелтела. Возможно, через два – три дня ветер сорвет все листья.

Помните народную примету: если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя. И какая же будет весна? Как желтели березы? (С середины. Весна будет хорошей, средней.) Посмотрим!

Что останется на ветках березы? (Маленькие почки.)

А зачем березе почки? (Из почек вырастут листочки.) Когда? (Весной.)

Ребята, а у других деревьев есть сейчас почки? Посмотрите. Если дерево осенью без листьев, но есть почки на ветках – значит, оно живое и весной опять будет радовать нас, давать нам прохладу в жаркий день.

Чем еще полезны наши деревья? (Очищают воздух. Делают его чистым.)

Какое еще дерево стоит с пожелтевшими листьями? (Большая ива.) Остальные деревья стоят голые, без листьев.

Пожелаем деревьям спокойной зимы, хорошо им отдохнуть зимой и порадовать нас весной своими листочками.


Воеводина Людмила Александровна

Цель : расширять представление о деревьях; формировать знания об особенностях берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев; развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

Загадываю загадку о дереве.

«Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет :

В шубке белой зимой,

Вся в серёжках весной,

Сарафан зелёный летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит» (Береза ) .

Про кого эта загадка? Посмотрите вокруг, есть ли у нас на участке это дерево? Подойдем к березе и рассмотрим ее внимательно.

Чем береза отличаются от других деревьев? Какие деревья вы знаете?

Давайте рассмотрим её ствол (он белый, с чёрными полосками – похож на сарафан.)

Что есть у берёзки? (Ствол, ветки такого ствола нет у других деревьях) . А листочки есть у березы зимой ? (Ответы детей) . Посмотрите, а береза низкое или высокое дерево?

(Ответы детей) . Берёзой можно постоянно любоваться, она украшает участок.

Зимой берёза не замерзает, она живая, но находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды – это снег. В морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать , не гнуть, не стучать по стволу лопатой, не наезжать на них санками. А сейчас на веточках березы лежит снег . Посмотрите, сидят ли птички на веточках? (Ответы детей) . Мы с вами рассматривали сюжетные картины про березу в разное время года . Весной дерево просыпается, у нее появляются маленькие липкие почки, а из этих почек вырастают постепенно зеленые листочки. У неё красивые опущенные ветки с листьями. Весной мы обкапываем вокруг дерева, поливаем водой. Птички очень любят сидеть на веточках и греться на солнышке, петь песенки. Провожу Физминутку : «Берёза»

Мы березку посадили (Выпрямиться.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла , (Встать.)

К солнцу ветки подняла (Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. (Поклоны головой.)

Все живое просыпается. А летом, на берёзе много листьев зеленых. Как хорошо летом отдыхать возле нашей берёзы. Обязательно надо поливать все растения, без воды все засохнет.

На неё приятно смотреть, когда она спокойная (без ветра) и когда она шелестит и раскачивается под ветром. Осенью, к сожалению, листья облетают с деревьев, птицы улетают на юг, день становится короче, часто идет дождь, выпадает первый снег, появляется первый лед, люди одеваются теплее. Берёзу надо оберегать : не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать ветки. Берёза одинаково хороша в любое время года. Провести игру на различение деревьев «Раз, два, три - под берёзку беги» . Сегодня мы с вами беседовали о березе , вы все молодцы.

Публикации по теме:

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за елью» Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Задачи: 1. Формировать представление о внешнем виде хвойных деревьев.

Конспект прогулки в средней группе:»Наблюдение за изменениями в природе» Цель: ; совмещать ознакомление с изменениями в природе с формированием.

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за птицами поздней осенью» Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за птицами поздней осенью». Цель: закрепить знания о птицах. Задачи: Образовательная: уточнить.

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за птицами зимой» Задачи: учить сравнивать синичку и воробья, называть их отличительные признаки, воспитывать желание заботиться о зимующих птицах Ход прогулки:.

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за ветром» Программные задачи: наблюдение за ветром, учить детей проводить опыты с ветром, делать выводы, определять силу ветру с помощью вертушки,.

Конспект прогулки в старшей группе. Наблюдение «Скворцы у скворечника» Цель: Рассмотреть поведение птиц в весенний период и обогатить знание детей о птицах. Задачи: Расширять представление детей.

Конспект зимней прогулки в старшей группе «Наблюдение за березой». Конспект зимней прогулки в старшей группе «Наблюдение за березой». (Дети стоят возле воспитателя) -Собираются ребята Вместе весело гулять.