На чем прокололся топ-менеджер «Брансвик Рейл» Ричард Султанов. Ричард Султанов, экс-директор по стратегическому маркетингу и связям с инвесторами Brunswick Rail про рынок ICO и криптовалюты

Ричард Султанов, экс-директор по стратегическому маркетингу и связям с инвесторами Brunswick Rail : «Рынок ICO , как и криптовалюты в целом, волатилен и непрозрачен, а к инвестициям в него стоит относиться осторожно. Но наследием этого движения будут потрясающие технологии»

Российский топ-менеджер Ричард Султанов поделился своим видением рынка ICO и криптовалют, столь популярных сегодня. Он давно занимается корпоративными финансами, отлично разбирается в рынках капитала, участвовал в крупнейших сделках на российском рынке, работал с топовыми международными инвестиционными фондами и банками. В компании Brunswick Rail, крупнейшей частной компании в сегменте операционного лизинга вагонов, отвечал за связи с инвесторами, принимал активное участие в сделке по реструктуризации евробондов компании на $600 миллионов, которая была успешно проведена в 2017 году.

Что такое ICO и зачем его проводят?

: ICO (расшифровывается на английском языке как Initial Coin Offering) – это способ привлечения финансирования в проект путем продажи токенов (монет) широкой аудитории потенциальных инвесторов. С середины 2017 года наблюдается настоящий бум ICO. Причин много, как позитивных, так и не очень. В прошлом году рынок начал активно говорить о блокчейне, биткойне и «эфире». Цены на эти и практически все криптовалюты взлетели до невероятных высот, люди начали вкладывать свои сбережения и иногда даже последние деньги в надежде хорошо заработать. Они смотрели на рынок, который иногда рос по 10-15% в день и ожидали сверхприбылей и безостановочного роста. Как мы видим сегодня, последовало очень большое падение с небольшими отскоками, но тем не менее по ключевым криптовалютам мы в 3 раза ниже максимальных значений. Крипторынок – молодой, в нем отсутствует регулирование, есть существенные пробелы в законодательстве многих стран. С такими рынками как раз и происходят головокружительные скачки и такие же падения.

C ICO я вижу одну проблематичную и тревожащую особенность. Отлично реализуемая идея зачастую и так может привлечь инвестиции. Ей не нужно надеяться на ICO. В этом случае инвестиционное сообщество тщательно изучит проект, поймет для себя, стоит ли вкладываться, оценит перспективы, тщательно сформулирует и оформит сделку с юридической стороны. Переговоры будут идти между конкретным проектом и конкретным инвестором-профессионалом. C ICO же ваш рынок – это потенциально бОльшая часть населения мира, любой у кого есть интернет. Эти люди в надежде на рост в 10-20x готовы пожертвовать вам пару сотен долларов. И таких инвесторов достаточно много. Единственное, что показывает инвесторам проект – это краткое описание (white paper), некий график реализации, команду, и советников. Ну и убедительный и красивый сайт, хотя и это есть не всегда. В обмен на свои деньги инвестор получает некое заранее оговоренное количество токенов, которые позже будут котироваться на биржах. Их можно будет продавать или покупать. Также на этапе ICO для ранних инвесторов многие проекты дают значительные скидки.

Реализуемость многих ICO под большим вопросом, даже если идея сама по себе очень интересная. Здесь стоит вспомнить dot com bubble начала 2000-х. Тогда был бум интернета, практически любая компания с окончанием.com могла привлечь деньги, некоторые идеи были лишены какого либо смысла. Потом этот рынок рухнул, но в качестве наследия мы получили много технологий и идей. Это положительная сторона такого бума. И не стоит забывать о конкуренции в ICO – сегодня практически нет уникальных проектов, везде есть сильные конкуренты.

Назовите несколько лучших ICO проектов, по Вашему мнению. Какие ICO самые перспективные?

: Я бы в первую очередь посмотрел на потенциал предлагаемой идеи и команду, которая будет воплощать ее в жизнь. Мне кажется, что лучшие ICO проекты предлагают прорыв в первую очередь технологический. Например, один хороший и перспективный проект под названием Credits готовит очень быстрый блокчейн. Скорость обработки транзакций – это действительно узкое место и здесь есть место для значительных улучшений.

Самые неприятные проекты – это те, которые заведомо продают нереализуемую идею, собирают деньги, а потом начинают делать что-то совершенно другое. Это разочаровывает инвесторов.

Каковы основные правила инвестирования в ICO? Как выбрать проект для инвестирования?

: В первую очередь, к этому рынку надо относиться как к наиболее спекулятивному. Я бы посоветовал людям быть очень осторожными с любыми инвестициями в рынок криптовалют. Инвестируя в них, вы должны быть готовы распрощаться с деньгами навсегда. И нужно быть готовым к сумасшедшей волатильности. Этот рынок полностью отвязан от фундаментальных факторов. Здесь нужны стальные нервы и возможность не думать о происходящем на рынке в эту минуту. С акциями, облигациями, реальными валютами есть фундаментальные причины роста и падения. Евро не может за одну ночь упасть на 50%, для этого нет предпосылок. Рынок криптовалют и ICO – не для слабонервных. Вам также необходимо учитывать, что на том рынке нет регулятора, нет строгих правил, поэтому обратиться за помощью не к кому. Мошенничества действительно очень много. От фейковых ICO, до взлома крупнейших криптобирж. Уже есть много примеров, когда люди потеряли все.

Качественных ICO действительно очень мало. Также практика показывает, что после ICO многие токены идут вниз, даже ниже цены со скидкой. Поэтому практически всегда можно подождать и посмотреть что будет происходить с токеном после ICO, как его воспримет рынок.

Возможна ли работа ICO на благо отечественного производства и бизнеса?

: В нынешней ситуации ICO и рынок криптовалют - это большой плюс для страны в плане человеческого капитала. Многие ICO делаются или россиянами или нашими соотечественниками за рубежом. Дело в том, что такого рода проекты дают еще и возможность российским программистам выйти на мировой уровень, они становятся востребованы, создаются рабочие места. Некоторые ICO проводятся с привязкой к реальному сектору. Например, один проект хочет выпускать токены с привязкой к реальному золоту с какого-то маленького месторождения в России. Трудно оценить потенциал такой бизнес-идеи, но идея звучит интересно. В целом мне кажется, что позитивный эффект для отечественного производства и бизнеса будет в первую очередь в форме новых технологий, которые будут основываться на блокчейне. Говорить о привлечении существенных сумм через механизм ICO пока не приходится по озвученным ранее причинам.

15.03.2018 11700


Многим в России кажется, что если человек покинул нашу страну и уехал учиться в США и Западную Европу, то назад у него пути уже не будет и он навсегда останется заграницей. Возможно в условиях железного занавеса так и было...

Многим в России кажется, что если человек покинул нашу страну и уехал учиться в США и Западную Европу, то назад у него пути уже не будет и он навсегда останется заграницей. Возможно в условиях железного занавеса так и было (хотя даже в сталинский СССР возвращались такие люди как Максим Горький, Сергей Прокофьев, Александр Куприн), но сейчас в глобальном мире не обязательно уезжать насовсем, главное найти место где ты будешь нужен, где твои навыки будут востребованы и почему бы этим местом не оказалась Россия, благо с тем, что это - страна возможностей никто не будет спорить.

В качестве примера можно привести Ричарда Султанова, бизнесмена, управленца, который на данный момент занимает должность Директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям в компании Brunswick Rail (Брансвик Рейл). Он родился в СССР в Ленинграде в 1986 году. Его родители решили в конце 90-ых годов переехать из пасмурного Питера в солнечную Калифорнию. Там Ричард Султанов успешно учился сначала в школе, а затем в Университете Калифорнии в городе Дэвис. Оба учебных заведения он окончил блестяще и решил поступить еще и в магистратуру Школы Экономики и Политических Наук в Лондоне. Стоит отметить, что в Калифорнии Ричард Султанов не забывал о своих корнях и поддерживал связь с русскоязычным сообществом университета.

Прибыв в Лондон, вскоре оправился на первую европейскую стажировку – он работал в немецком гиганте авиаперевозок – компании Lufthansa в консалтинговом подразделении по развитию авиационной инфраструктуры. Транспорт надолго стал главной сферой работы молодого менеджера, но только воздушных поменялся на железнодорожной. После практики в авиакомпании он был приглашен в российскую Первую Грузовую Компанию, которая является детищем ОАО «Российские железные дороги», затем работал в международной компании АИКОМ (AECOM), а затем перешел в компанию Brunswick Rail (Брансвик Рейл). Здесь он сначала поработал на должности Руководителя департамента стратегического маркетинга, а через год в связи с заметными успехами в работе был повышен и стал Директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям.

Возможно пример Ричарда Султанова вдохновит и других россиян, которые рано покинули родину, вернуться, ведь и в нашей стране можно работать, строить карьеру и создавать бизнес.

Уже многие годы идут разговоры о запуске пассажирского железнодорожного сообщения между аэропортом Пулково и одним из железнодорожных вокзалов в центре Санкт-Петербурга. В конце мая, в рамках ПМЭФ-2018, было подписано соглашение о реализации проекта, который будет проходить в формате государственно-частного партнерства. Это важное событие, так как фактически был дан старт амбициозному начинанию с объемом инвестиций более 18 миллиардов рублей. Мы обсудили запуск «Аэроэкспресса» в Санкт-Петербурге с Ричардом Султановым, экспертом в железнодорожной отрасли. Он работал над первоначальной концепцией проекта в 2011-2012 годах, отвечал за разработку технико-экономического обоснования, прогнозирование пассажирских потоков и разрабатывал операционную модель потенциального проекта.

Ричард Султанов: «Аэроэкспресс» в Санкт-Петербурге - сложный проект с отличными шансами на успех. И он пойдет городу на пользу»

О сроках реализации проекта

В: Санкт-Петербург наконец-то получит «Аэроэкспресс»? Почему это заняло так много времени и пойдет ли процесс реализации проекта быстрее после недавнего экономического форума?

Ричард Султанов: Мне кажется, что подписание соглашения в рамках недавнего ПМЭФ означает, что проект наконец-то получил официальный зеленый свет для реализации. Намерения сторон весьма серьезные, есть понимание и последовательный план реализации проекта. Долгое время шло обсуждение целесообразности проекта, так как у «Аэроэкспресса» был конкурент - проект «надземный экспресс». Это проект легкорельсового транспорта, простыми словами скоростной трамвай. Но со временем «Аэроэкспрессу» удалось доказать свою привлекательность и преимущества для города и вариант с «надземным экспрессом» отпал. К тому времени грянул экономический кризис и пассажиропоток аэропорта Пулково начал снижаться, ключевая ставка взлетела, экономика ушла в рецессию. Это, конечно же, не лучшее время для начала столь масштабного проекта и таких крупных инвестиций. Но сейчас мы видим, что экономика адаптировалась, ситуация стабилизировалась, пассажиропоток аэропорта Пулково достиг рекордного показателя в более 16 миллионов пассажиров, и ожидается дальнейший рост вплоть до 25 миллионов пассажиров к 2020 году.

О пассажиропотоке

В: Вы акцентируете внимание на пассажиропотоке - могли бы поподробнее рассказать о важности данного показателя для успешности подобных проектов железнодорожного сообщения «аэропорт-город»?

Ричард Султанов: Пассажиропоток - это ключевой драйвер подобных проектов во всем мире. Во-первых, он влияет на выручку и в конечном итоге окупаемость проекта. Но только этим экономику подобных проектов не объяснить. Важное значение имеет цена билета, она также существенно влияет на пассажиропоток. Здесь много как психологических, так и практических моментов. Об этом не так давно рассказывала пресса на примере «Аэроэкспресса» в Москве, и это настоящий вызов. Стоимость услуг такси значительно снизилась и стала очень доступна, сервис легко заказать через множество агрегаторов, конкуренция на рынке такси сейчас весьма высокая. Важно также учитывать, путешествуете вы один или компанией, много ли у вас с собой вещей, в какое время вы улетаете или прилетаете. Плюс есть фактор возможной неравномерной загрузки поездов. Из города люди боятся попасть в пробки, спешат на рейс. Возвращаясь же, они уже не так торопятся. Все эти моменты перевозчику приходится учитывать. Стоимость проезда должна быть комфорта как для петербуржцев, так и для гостей города, но при этом обеспечивать максимальную загрузку подвижного состава и окупаемость проекта в запланированные сроки.

Об удобстве для горожан

В: А насколько важен интервал движения поездов?

Ричард Султанов: Здесь две важные составляющие - стоимость проезда и частота движения поездов (расписание). На этом строится и экономика проекта - выручка и расходы. Чем чаще ходят поезда, тем больше растут расходы, и очень важна заполняемость поездов. При этом если поезда будут ходить недостаточно часто, скажем каждые 30 минут, это хороший ориентир и именно то, что мы имеем в Москве, то, выйдя из терминала, люди или сядут в такси, или на первую маршрутку, доедут до станции метро «Московская», запрыгнут в метро и будут в центре через 30 минут. В итоге они потратят 100 рублей и будут понимать, что движутся к точке назначения. Психология здесь важна. Расписание должно быть регулярным и легким для восприятия пассажиров. Мировой опыт показывает, что интервал движения поездов в 30 минут является хорошим бенчмарком. Возможен интервал в 15 минут, но здесь или пассажиропоток должен быть гигантским, или цены на такие поезда существенно выше. Также поезда должны ходить с раннего утра до позднего вечера, желательно без технических перерывов. И последнее - предельно важен изначальный высокий уровень предложения - запустив одно расписание и частоту движения поездов, не следует их никак ухудшать. Это плохо влияет на восприятие сервиса потенциальными пассажирами, делает его менее привлекательным.

В: Насколько важна инфраструктура?

Ричард Султанов: Это еще один фактор влияния на пассажиропоток. Выбор вокзала в центре города должен быть оптимальным в плане транспортных связей, расположения выхода из метро и самого терминала «Аэроэкспресса». Это влияет на время в пути и привлекательность маршрута, так как люди хотят добраться до вокзала быстро и недолго идти с багажом. И, конечно же, очень важно расположение в самом аэропорту. Терминал должен быть максимально интегрирован в аэровокзальный комплекс. Добраться до него должно быть легко и быстро. Иначе это еще одно потенциальное неудобство, которое может негативно повлиять на спрос. И опять же стоит думать о потенциальных конкурентах (такси, автобус) - они довезут пассажира фактически до дверей терминала.

Ричард Султанов, экс-директор Brunswick Rail и эксперт в сфере железнодорожного транспорта: «Приватизация железных дорог в России - это сложная задача, которая потребует системного подхода»

Мы часто слышим о приватизации. Например, Правительство Российской Федерации ставит жесткие цели по приватизации ряда крупнейших активов. Но целесообразна ли приватизация такого ключевого актива как железные дороги? Возможна ли приватизация и будет ли эффект от этого положительным для страны и ее граждан? Эту важную и весьма сложную тему мы обсудили с Ричардом Султановым (Richard Sultanov). Он уже долгие годы работает в сфере железнодорожного транспорта, на протяжении нескольких лет отвечал за стратегию в крупнейшей дочерней компании РЖД ОАО «ПГК», руководил стратегическим маркетингом и финансами в Brunswick Rail, крупнейшей частной лизинговой компании с парком более 25 000 вагонов.

В чем смысл приватизации государственных активов? Есть ли конкретная цель?

Ричард Султанов: Приватизация государственных компаний в целом укладывается в логику рыночных реформ. Через приватизацию можно улучшить эффективность предприятия, повысить уровень корпоративного управления, но самое главное – приватизация - это источник средств для первоочередных задач. При этом государство может оставаться ключевым акционером, оставить за собой блокпакет акций. В последние годы государство делает конкретные целенаправленные шаги по улучшению эффективности предприятий, например, путем привлечения независимых директоров в состав советов директоров. Сама приватизация может происходить в различных формах. Это может быть IPO или продажа стратегическому инвестору.

Возможна ли приватизация ключевого актива в железнодорожной отрасли – компании РЖД?

Ричард Султанов: Во-первых, я бы хотел отметить, что деятельность РЖД является весьма сложной. Перевозки пассажиров очень отличаются от грузовых перевозок по прибыльности. Но даже в части грузовых перевозок существую классы грузов и кросс-субсидирование. Железнодорожные перевозки - это не просто бизнес, а удовлетворение критических потребностей нашей экономики и граждан. Реформа МПС уже дала свои плоды. Существенно был обновлен парк как грузового, так и пассажирского подвижного состава, полностью приватизирована Первая Грузовая Компания, была создана Вторая Грузовая Компания (ныне ФГК). Есть видимые и ощутимые результаты по ряду направлений, сама компания работает эффективно. Но если принимать во внимание сложность бизнеса и стратегическую важность железнодорожной компании для страны, то целесообразность приватизации всей компании полностью пока неочевидна. Могут быть приватизированы отдельные блоки или направления с понятной бизнес-моделью. В этой ситуации сложность не только в принятии решения - продавать или не продавать, но и в интересе того или иного инвестора в покупке актива. Они хотят четко понимать перспективы своих вложений и иметь возможность влиять на принятие решений, управлять компанией и развивать бизнес.

Частные железнодорожные компании существуют в ряде стран. Почему это невозможно в России?

Ричард Султанов: Я бы сказал, что, во-первых, важно иметь ввиду положение монополии на рынке. Безальтернативность железнодорожных перевозок является еще одним важным фактором. В каких-то странах железные дороги были изначально частными и строились частными инвесторами. Если посмотреть на США, то там есть Union Pacific, есть BNSF Уорена Баффета. Схожая ситуация и в Канаде. Этим железнодорожным компаниям принадлежит все – и рельсы, и локомотивы, и часть парка вагонов, которые не в лизинге. Это совершенно иная бизнес-модель. И очень важным моментом является тот факт, что эти железнодорожные компании занимаются исключительно грузовыми перевозками. Ответственность за перевозки пассажиров, деятельность которая не всегда прибыльна, лежит на Amtrak, которая является частью государства. Также в Германии долгие годы шли разговоры и дискуссии о приватизации Deutsche Bahn, но пока этого не произошло. Были выделены отдельные компании, которые отвечают за отдельные задачи, например, за инфраструктуру или пассажирские перевозки, но приватизации пока нет не дали зеленый свет - это весьма сложная задача. В России уже сделано очень много, в том числе и допуск частных локомотивов на определенных направлениях к сети РЖД.

Но возможна ли в России приватизация отдельных активов?

Ричард Султанов: Да, это возможно и уже происходит. Я уже упомянул ПГК, есть и «Трансконтейнер», а также десятки других предприятий. Инвесторы видят огромный потенциал железнодорожного транспорта в нашей стране, это очень важная отрасль и многие активы им весьма интересны. Но в любом случае за государством скорее всего останется критически важная инфраструктура и локомотивная тяга. С локомотивами все очень непросто, они весьма дорогие. Также с логистической точки зрения частной компании будет весьма сложно управлять тягой по всей стране.

Ричард Султанов, получив блестящее образование в США, вернулся в Россию. Он быстро начал делать карьеру, но споткнулся о специфику отечественного бизнеса. Стремительный взлет закончился не менее стремительным крахом.

Вперед и вверх

У Ричарда Султанова еще не так давно были все основания для того, чтобы его называли «звездным мальчиком». В конце девяностых годов Ричард вместе с родителями из России в США. Там он успешно закончил школу, поступил в Калифорнийский университет (University of California, Davis, UC Davis), затем отучился еще и в Лондонской школе экономики и политических наук (London School of Economics and Political Science). Проходил практику в крупных международных компаниях, в том числе в Lufthansa.

Все, одним словом, складывалось замечательно. А в 2009 году в его жизни произошел крутой поворот. В Лондоне, в ходе недели российского бизнеса, Ричард Султанов познакомился с руководителями РАО «РЖД», в том числе и с тогдашним главой Владимиром Якуниным. Молодому специалисту сделали серьезное предложение: принять участие в создании «Первой грузовой компании» – одного из крупнейших в мире перевозчиков грузов по железной дороге. Мало бы кто из начинающих менеджеров от такого предложения отказался. И Ричард Султанов в Россию.

Сначала его карьера пошла стремительно по восходящей, что не удивительно - специалисты такого класса и должны быть востребованы. Не так давно многие СМИ опубликовали результаты исследования экспертов РАНХиГС о квалифицированной миграции в России. Авторы исследования приходят к выводу, что отток квалифицированных специалистов из нашей страны постоянно растет. В исследовании присутствует даже термин «всплеск интеллектуальной эмиграции из России». Также , что образовавшийся вакуум заполняют малообразованные мигранты.

Двигаясь постоянно вверх по карьерной лестнице, Ричард Султанов в итоге оказался в крупной российской компании (с международным участием) «Брансвик Рейл» («Brunswick Rail»), специализирующейся на лизинге железнодорожных вагонов. И в свои к тому времени 30 годам стал там директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям.

«Пример Ричарда Султанова свидетельствует о том, что россиянин, который в детстве уехал из страны, может в нее вернуться и успешно здесь работать и развиваться»,- писало по такому случаю одно из российских СМИ.

Однако период успешной работы и развития длился недолго: Ричард Султанов «Брансвик Рейл». И отнюдь не по собственному желанию.

Шпион, выйди вон

Информация, которую немедленно опубликовали большинство российских деловых СМИ, гласила, что против бывших топ-менеджеров «Brunswick Rail» (экс-гендиректора Пола Остлинга и экс-директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям Ричарда Султанова) подан от имени их, теперь уже бывшей компании, иск в суд Калифорнии. Остолинга и Султанова подозревают в организации утечки конфиденциальной информации. Окружной суд Северного округа штата Калифорния , запрещающий уничтожение их почтовых ящиков в Google и Rackspace.

История оказалась достойной стать основой сценария детективного фильма. Дело в том, что «Brunswick Rail» испытывала определенные трудности, вследствие чего вела с 2016 года напряженные переговоры с группой кредиторов о реструктуризации евробондов на 600 миллионов долларов со ставкой 6,5%. Срок погашения – ноябрь 2017 года.

И вот, в самый разгар переговоров, сотрудники «Brunswick Rail» обратили внимание, что их топ-менеджер Ричард Султанов ведет себя как-то странно. Как будто чего-то опасается. Например, стал часто вскакивать из-за стола, бежать этажом выше и там с кем-то говорить по мобильнику. Полюбил работать в выходные и праздничные дни, когда в офисе почти никого нет. А также весьма активно интересовался, как идут переговоры о реструктуризации долга, хотя к этому вопросу он по своей работе отношения не имел.

Встревоженные таким поведением коллеги сотрудники, нетрудно предположить, поделились со службой безопасности. Те вскрыли рабочий почтовый ящик Ричарда Султанова и то, что в нем находилось, оказалось крайне интересным. Султанов посылал сам себе на домашний компьютер конфиденциальную информацию, а также контактировал с уже уволившимся Полом Остлингом. А еще – с одним из кредиторов. Такие контакты были запрещены.

Кстати, Пол Остлинг хорошо известен в российском бизнес-сообществе. Он являлся членом совета директоров МТС, а сейчас входит в совет директоров «Уралкалия». Между прочим, Ричард Султанов тоже некоторое время работал в этой компании, в пору, когда она принадлежала Дмитрию Рыболовлеву. Когда Рыболовлев , а свои акции «Уралкалия» продал Сулейману Керимову, последний подал на Ричарда Султанова в суд, посчитав, что Султанов получал чрезмерно высокие выплаты. Так что определенная связь двух участников скандала с утечкой конфиденциальной информации явно .

По чужим правилам

Судебная тяжба с Сулейманом Керимовым, как видим, никаких неприятных последствий для Ричарда Султанова не имела. Он продолжил делать карьеру. А вот после скандала с утечкой из «Брансвик Рейл» ему пришлось попрощаться с работой. И, насколько известно, до сих пор нового поприща так и не нашел. При том что его партнер по судебному иску Пол Остлинг продолжает спокойно заседать в совете директоров «Уралкалия».

Тут, впрочем, дело даже не в суде. Еще 20 января прошлого года Окружной суд Калифорнии снял обеспечительные меры с Пола Остлинга и Ричарда Султанова, что это не его юрисдикция.

Так что в обозримом будущем Ричарду Султанову уголовное наказание, скорее всего, не грозит. Другое дело – репутация. Инсайдеров никто и нигде не любит, ни в России, ни в других странах. Трудно представить себе солидную фирму, пожелавшую нанять, тем более на высокую должность, человека, в биографии которого имеется строка о предательстве своей компании. Стремительный взлет закончился не менее стремительным падением.

Причина этого видится в том, что Ричард Султанов, как, впрочем, и некоторые другие искатели счастья на российских бизнес-полях, совершают одну и туже ошибку. Они, немного освоившись с окружающей обстановкой, начинают забывать о принципах и манерах, привитых в их замечательных учебных заведениях, и принимают местные правила игры. Правила-то принять дело не хитрое, тем более у них в бизнесе тоже не ангелы. Но играть надо уметь, а это удается не каждому. Поэтому трудно избавиться от впечатления, что подававшего большие надежды выпускника Калифорнийского университета и Лондонской школы экономики Ричарда Султанова просто использовали, а, затем, за ненадобностью, выбросили.