Модернизированная САУ «Мста-М. Непобедимая и неуловимая САУ «Мста-С Применение в бою

«Мста-С» - мощная современная САУ с гаубицей калибра 152 мм, оснащенная автоматизированной системой заряжания. Максимальный угол возвышения орудия в 68° позволяет вести огонь с большого расстояния (до 30 км). «Мста-С» предназначена для поражения артиллерийских батарей, разрушения оборонительных сооружений, подавления пунктов управления, уничтожения живой силы и огневых средств, вооружения и военной техники. САУ оснащена системой самоокапывания и может преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 м (с оборудованием для подводного вождения - до 5 м).

«Мста-С» может использовать боеприпасы разных типов: осколочно-фугасные, кумулятивные, кассетные, активно-реактивные, генерирующие помехи, целеуказательные, атомные (мощностью 2,5 килотонны) и высокоточные - планирующие корректируемые снаряды с лазерным наведением «Краснополь» и «Краснополь-М», оснащенные выдвигающимися аэродинамическими рулями и стабилизаторами. Огонь «Мсты-С» могут корректировать беспилотные летательные аппараты (БПЛА), а система управления огнем (СУО) может «запоминать» более десятка целей.

Тактико-технические характеристики САУ 2С19М2 «Мста-С»

Начало серийного производства

5 человек (7 - при стрельбе с грунта)

Боевая масса

нарезная гаубица 2А64М2

Калибр орудия

Длина ствола

47 калибров

Скорострельность

10 выстрелов в минуту

Боезапас

50 выстрелов

29 км (активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом), 25 км (управляемым снарядом)

Пулеметы

1 × 12,7-мм НСВТ

Мощность двигателя

Скорость по шоссе

Запас хода

Длина корпуса

Длина с пушкой вперед

Ширина корпуса

история создания

Разработка самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» («Объект 316») началась в 1976 году. «Мста-С» была ответом СССР на SP70 - новую самоходную гаубицу НАТО с максимальной дальностью стрельбы 30 км. У советской САУ 2С3 «Акация» (которую должна была заменить «Мста-С») предельная дальность стрельбы составляла 20 км, и нужно было восстановить паритет.

В Центральном конструкторском бюро УЗТМ (ныне ЦКБ «Трансмаш») параллельно с «Объектом 316» разрабатывался альтернативный вариант перспективной самоходной гаубицы - «Объект 327». Его орудие размещалось не в башне, а на вращающейся площадке; заряжание было полностью автоматизировано. Из-за сложности доработки эта версия САУ в производство не пошла.

Опытно-конструкторские работы по «Мсте-С» стартовали в 1980 году. На шасси танка Т-72 была размещена массивная башня весом 13,5 т, в которой находилась гаубица 2А64 калибра 152 мм. По итогам полевых испытаний в 1984 году для устранения раскачки орудия торсионы и катки ходовой части были заменены на компоненты от Т-80. В 1986 году была выпущена установочная партия из 6 САУ, в 1988 году началось серийное производство, а в 1989-м «Мста-С» поступила на вооружение Советской армии.

Фотографии предоставлены РИА Новости

«Мста-С» модернизировалась дважды. В 2008 году армия России получила первые САУ модели 2С19М1 с автоматизированной системой управления огнем (СУО) «Успех-С». В 2013 году в части поступили самоходные гаубицы 2С19М2, оснащенные новым орудием 2А64М2 с улучшенной скорострельностью (10 вместо 7–8 выстрелов в минуту) и комплекcом «Накидка», защищающим САУ от высокоточного оружия.

предприятие-изготовитель

АО «Уралтрансмаш»

История Уральского завода транспортного машиностроения началась в 1817 году - с основания в Екатеринбурге Мельковской золотопромывальной фабрики. Золотоносных песков хватило только на 12 лет, и фабрика была закрыта. В начале 1840-х в ее производственных помещениях разместилась Мельковская мануфактура, выпускавшая паровые машины и котлы. Завод привлекал квалифицированных рабочих и инженеров; к концу XIX века на нем делали турбины, горнодобывающее оборудование, подъемные краны, локомобили и прокатные станы.

В 1917 году предприятие было национализировано. В 1936 году на нем был налажен выпуск оборудования для нефтедобычи. В начале Великой Отечественной войны на завод были эвакуированы несколько предприятий Москвы, Сталинграда и Подольска. За годы войны были изготовлены 1238 легких танков Т-60 и Т-70, десятки тысяч узлов и деталей для танков Т-34, ИС-2 и ИС-3, самоходных артиллерийских установок СУ-85, СУ-100, ИС-152.

В 1942 году на заводе была создана специальная конструкторская группа, впоследствии преобразованная в Центральное конструкторское бюро «Трансмаш» - головное КБ СССР и (впоследствии) России по разработке самоходной артиллерии. ЦКБ «Трансмаш» разработало и модернизировало около 40 моделей военной техники, включая производившиеся на Уралтрансмаше САУ «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт-С», «Мста-С», зенитно-ракетный комплекс «Круг», гусеничные минные заградители ГМЗ, ГМЗ-2, ГМЗ-3. В 2016 году в ЦКБ «Трансмаш» работает более 150 человек; средний возраст конструкторов - 43 года. Молодые специалисты, доля которых составляет 46%, приходят в ЦКБ из Уральского федерального университета (Екатеринбург), Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), Балтийского государственного технического университета «Военмех» (Калининград).

В настоящее время ФГУП «Уралтрансмаш» входит в структуру Научно-промышленной корпорации «Уралвагонзавод» и является единственным российским предприятием, производящим САУ. Завод выпускает и мирную продукцию - лифтовые лебедки, станки-качалки для добычи нефти, низкопольные трамваи. Уралтрансмаш разработал и изготовил трамвай R1 (Russia One), который пользователи Рунета нарекли «трамваем Дарта Вейдера» из-за антрацитового цвета и впечатляющего внешнего вида.

«Конструирование боевой машины - это сложный и долгий коллективный труд. Но в итоге именно ты как главный конструктор должен выбрать наиболее перспективную разработку. Это твоя ответственность. Цена ошибки - не только годы труда, вложенные средства, но и человеческие жизни».

Главный конструктор САУ «Мста-С» Юрий Васильевич Томашов родился 8 августа 1929 года. Он начал карьеру помощником мастера на Уралмашзаводе в 1948 году. После окончания вечернего отделения Уральского политехнического института в 1954-м Юрий Васильевич начал работать на Уралтрансмаше (тогда УЗТМ), где прошел путь от техника-конструктора до генерального конструктора (которым он стал в 1978 году). Заместителем главного конструктора ЦКБ «Трансмаш» (тогда ОКБ-3) Юрий Васильевич был назначен в возрасте 31 года. При участии и под руководством Ю. В. Томашова разработано 35 моделей военной техники. 20 из них были приняты на вооружение, в том числе 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан», дальнобойная самоходная 152-мм пушка 2С5 «Гиацинт».

Ю. В. Томашов часто выезжал на полевые испытания прототипов и принимал участие в доводке техники. Посидев в кресле командира «Акации» во время стрельб, он предложил решение проблемы загазованности боевого отделения САУ (создание внутри кабины избыточного давления). Юрий Васильевич, обладатель более 60 авторских свидетельств на изобретения, нашел ответ на многие инженерные задачи - в частности, механизировал заряжание «Тюльпана», вес снарядов которого составляет от 130 кг (осколочно-фугасных) до 228 кг (активно-реактивных).

Изобретательский талант Юрия Васильевича нашел применение не только в ВПК. Томашов занимался и разработками гражданской направленности. Под его руководством были созданы автомобильный самосвал с разгрузкой на обе стороны ЗИЛ-УЗТрМ-345 и установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм».

Самая известная работа конструктора - «Мста-С». Юрий Васильевич руководил ее проектированием, испытаниями, модификацией и даже разрабатывал на ее основе перспективный лазерный танк. Конструктор в шутку называет мощную САУ своей «лебединой песней» - он и сейчас сотрудничает с Уралтрансмашем, консультируя молодых коллег по широкому кругу вопросов.

Ю. В.Томашов - лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер орденов Ленина (дважды), Трудового Красного знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

«Мста-С»: база для «лазерного танка»

«Мста-С» несколько раз модернизировалась; на ее основе пытались создать колесную САУ (на шасси от тяжелого грузовика КрАЗ). Но самая интересная модификация «Мсты-С» - самоходный лазерный комплекс (СЛК). Устройство под названием «Сжатие» не было так называемым «бумажным танком» - концептом, существовавшим только на чертежах. Это был полностью функциональный прототип, который показал хорошие результаты во время испытаний на полигоне в 1992 году. Лазерный излучатель для «Сжатия» разработало НПО «Астрофизика» под руководством Н. Д. Устинова. Основным элементом был искусственный цилиндрический кристалл рубина (по другим данным - алюмоиттриевого граната с добавкой неодима) весом 30 кг. Роль ЦКБ «Трансмаш», по словам генерального конструктора Ю. В. Томашова, заключалась в том, чтобы создать «броневой носитель, который нес установку бережно». Для этого потребовалось значительно увеличить башню «Мсты-С» и найти место для генераторов, заряжавших конденсаторы, от которых запитывалась батарея из 16 лазеров. 12 лазеров были боевыми, а остальные использовались для зондирования (поиска бликующих линз) и наведения на цель. СЛК 1К17 «Сжатие» не был первой машиной своего типа. В 1982 году Советская армия приняла на вооружение СЛК 1К11 «Стилет» на шасси ГМЗ, тоже созданное ЦКБ «Трансмаш» и НПО «Астрофизика». СЛК «Сжатие» был гораздо мощнее «Стилета» и мог выжигать светочувствительные элементы различных систем бронетехники противника лучами с разной длиной волны. Это делало бесполезными защитные фильтры.

СЛК «Сжатие» наносил необратимые повреждения оптике бронетехники на расстоянии до 8 км (что гораздо дальше максимального расстояния поражения любым танковым снарядом). По понятным причинам СЛК мог стрелять только прямой наводкой. Его эффективность зависела не только от рельефа, но и от погодных условий, конденсаторы долго заряжались, а цена была очень высокой. Последнее обстоятельство предопределило то, что массово «лазерный танк» не производился. И теперь на единственный экземпляр «Сжатия» можно посмотреть в военно-техническом музее в Ивановском. Посмотреть с гордостью: этот продукт отечественного ВПК опередил технологии остального мира как минимум на 10 лет.

САУ 2С3 «Акация»

Обзор

«Акация» - первая отечественная серийная самоходная 152-мм гаубица второго поколения с большим максимальным углом возвышения орудия (60°), возможностью вести круговой обстрел и механизированным заряжанием. Ее боевое назначение - уничтожение бронетехники, артиллерии, пунктов управления и живой силы противника с разных дистанций (преимущественно с закрытых позиций). САУ оснащена системой самоокапывания и может преодолевать водные преграды глубиной до 1 метра.

САУ «Акация» может использовать боеприпасы разных типов: осколочно-фугасные, активно-реактивные, кумулятивные, бронебойные, осветительные, химические и тактические ядерные (мощностью в 2 килотонны). Новые модификации «Акации» могут использовать высокоточные боеприпасы - корректируемый снаряд «Сантиметр» и управляемый крылатый снаряд «Краснополь».

Тактико-технические характеристики САУ 2С3М2 «Акация»

Начало серийного производства

4 человека (6 - при заряжании с грунта)

Боевая масса

нарезная гаубица 2A33

Калибр орудия

Длина ствола

28 калибров

Скорострельность

3–4 выстрела в минуту

Боезапас

46 выстрелов

Максимальная дальность стрельбы

17,3 км (осколочно-фугасным снарядом), 20,5 км (активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом), 20 км (управляемым снарядом)

Пулеметы

1 × 7,62-мм ПКТ

Мощность двигателя

Скорость по шоссе

Запас хода

Длина корпуса

Длина с пушкой вперед

Ширина корпуса

история создания

САУ 2С3 «Акация» - первая самоходная гаубица СССР после долгого перерыва. В 1955 году с подачи Н. С. Хрущева артиллерию объявили морально устаревшей. Работы над перспективными САУ были свернуты; уже готовые прототипы (например, СУ-152Г) в массовое производство не поступили. Предполагалось, что будущее - за ракетными технологиями, развивавшимися тогда очень быстро. Интересно, что США примерно в тот же период совершили схожую с советской ошибку, лишив свои самолеты-истребители F4B и F4C пушек и оставив только ракеты.

Вьетнамская война показала, что пушки - и авиационные, и самоходные - было рано списывать в утиль. F4 несли потери в боях с вооруженными пушками «МиГ». В наземных операциях доказала свою эффективность американская 155-мм самоходная гаубица М109 «Паладин», производство которой началось в 1963 году. Советское руководство осознало необходимость развивать самоходную артиллерию, и в 1965 году разработка отечественных САУ возобновилась.

САУ 2С3 «Акация» - советский ответ «Паладину» - была разработана в сжатые сроки в ОКБ «Трансмаш» под руководством Г. С. Ефимова. Конструкторы и инженеры работали без отпусков и выходных; первые опытные образцы 2С3 были изготовлены в конце 1968 года, а в 1971-м САУ была принята на вооружение Советской армии. Шасси «Акации» было создано на основе шасси зенитно-ракетного комплекса «Круг». Орудием стала 152-мм гаубица 2А33, унифицированная по баллистике и используемым боеприпасам с буксируемой гаубицей Д-20. По компоновке (переднему расположению моторно-трансмиссионного отделения) САУ 2С3 «Акация» получилась схожей с «Паладином».

Первые варианты 2С3 превосходили M109 по ряду характеристик - дальности стрельбы, подвижности, защите. В дальнейшем американский соперник 2С3 вышел вперед по дальнобойности за счет установки нового орудия в одной из ранних модификаций (все равно проигрывая «Мсте-С», а позднее - «Коалиции-СВ»). «Акация» же получила увеличенный (с 40 до 46 выстрелов) возимый боезапас и механизацию подачи снарядов с грунта (в модификации 2С3М 1975 года), новый панорамный прицел (2С3М1, 1987 год), автоматизированную систему управления наведением и огнем (СУАНО) «Механизатор-М» и систему для стрельбы дымовыми гранатами (2С3М2, 2006 год). Опытная модификация 2С3М3 предусматривает установку новой СУАНО и новой гаубицы 2А33, использующей боеприпасы «Мсты-С».

Биография главного конструктора

Георгий Сергеевич Ефимов родился 7 августа 1910 года в Царицыне (впоследствии Сталинград, ныне Волгоград). Работать начал в 13 лет чертежником на заводе «Баррикады», в 1929 году перешел на Сталинградский тракторный завод (СТЗ). В 1935 году окончил вечернее отделение Сталинградского механического института. В 1941–1945 годах работал в Особом конструкторском бюро (ОКБ) опытного завода №100 в составе Челябинского Кировского завода (ЧКЗ), был ведущим инженером тяжелого танка ИС-3. В 1945–1947 годах Г. С. Ефремов работал на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) ведущим инженером в Особом конструкторском бюро танков (ОКБТ) Ж. Я. Котина. В 1947 году перешел на Уралмашзавод в ОКБ-3, где в 1953 году стал генеральным конструктором, сменив Л. И. Горлицкого; на этой должности Георгий Сергеевич проработал до своей смерти в 1978 году.

Г. С. Ефимов реорганизовал структуру ОКБ-3; при нем оно получило собственный опытный цех, были созданы несколько бюро по направлениям. Большое значение генеральный конструктор придавал подбору перспективных молодых специалистов. Все это позволило создавать новые модели бронетехники раз в 2–3 года. Под руководством Георгия Сергеевича было разработано 24 проекта боевых машин, 13 из которых были приняты на вооружение. Среди них - зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 «Енисей», зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель ГМЗ («Объект 118»), 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» и 152-мм дальнобойная самоходная пушка 2С5 «Гиацинт». Среди инженерных традиций, заложенных Г. С. Ефимовым, - автоматизация боеукладки САУ и использование в конструкции САУ новых материалов (легких сплавов и неметаллов).

Г. С. Ефимов - лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер орденов Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».

Классическое шасси «Акации»

При том, что серийное производство «Акации» было начато 46 лет назад (в 1970 году, за год до принятия САУ на вооружение), порядка 1850 единиц 2С3 в настоящее время находятся на вооружении армии России.

«Акацию» можно назвать «заслуженной» или «классической» машиной; в особенности это относится к ее шасси. Если собственно САУ была разработана в конце 1960-х, то платформа «Акации» создавалась в 1947–1952 годах, когда ОКБ-3 руководил Лев Израилевич Горлицкий. На базе шасси с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) были созданы самоходные пушки СУ-100П и СУ-152П, самоходная гаубица СУ-152Г. Изделия были рекомендованы для принятия на вооружение, но по не зависевшим от конструкторов причинам в серийное производство не пошли. Уникальность платформы, которая после доработки под руководством Г. С. Ефимова была использована для создания зенитно-ракетного комплекса «Круг» и (впоследствии) САУ «Акация», в том, что она не была основана на каком-либо танке. Будущее шасси «Акации» было разработано с нуля; все его базовые узлы - трансмиссия, ходовая часть, моторные системы - были собственной конструкции ОКБ-3. В 2017 году классическому шасси «Акации» исполнится 70 лет.

Причем нас с фотографом не только пустили на полигон, но и допустили до «руля» очень грозного оружия – самоходной гаубицы крупного калибра. Пальнуть, правда, не дали. Да мы и не просили: всё же Москва недалеко, а заряд из пушки этой летит почти на 30 верст.

Не каждый день с той стороны трубки ты слышишь: «Привет, тут есть возможность посмотреть бронетехнику и даже покататься на ней, хочешь?» Конечно, о чем речь?! Щенячья радость сменяется томительным многодневным ожиданием. Спустя несколько дней все подтверждено: впереди ворота полигона Головеньки и суровые военные парни. Под их сопровождением двигаемся через лес по бетонным плитам и въезжаем в рай для танкистов: изрытая гусеницами целина, полосы препятствий, рвы, огневые позиции и танки, большое количество бронетехники. В итоге перед нами громила 2С19М1, а точнее, самоходная артиллерийская установка (САУ) «Мста-С»: 42 тонны абсолютного превосходства и огневой мощи почти в три с половиной метра высотой. Внушает….

Гибрид танка и пушки

Итак, объект нашего сегодняшнего знакомства – самоходная гаубица «Мста-С». Для человека непосвященного в тонкости военной науки это что-то вроде танка; внешне, по крайней мере. На самом же деле это не танк, хотя и выглядит похоже. Да, есть гусеницы, поворачивающаяся башня с пушкой, броня, пулемет… И на этом, пожалуй, все аналогии заканчиваются. На самом же деле отличие танка от самоходной артиллерийской установки (САУ) – в их предназначении. Танки делаются для участия в боях, в том числе ближних: подавления вражеских огневых точек, уничтожения пехоты и танков противника на минимальном расстоянии. Отсюда и короткая пушка, и крепкая броня, выдерживающая выстрел из артиллерийского орудия.

САУ в ближних боях, как правило, не участвует. Сущность ее отражена в названии: это пушка, которая может передвигаться самостоятельно. Ее не надо буксировать автомобилем или лошадьми, как то было раньше. Ведь пушка эта настолько огромна и тяжела, что не каждый грузовик сможет ее с места сдвинуть, особенно по грунту. САУ редко располагаются на передовых позициях, чаще стреляя из прифронтовой полосы. Они могут себе это позволить, ведь выпущенные ими заряды летят на 20 и более километров! И если не бывают на передовых, то и защищать от снарядов борта не обязательно – так установка будет легче, быстрее и маневреннее. Боковая броня защищает экипаж лишь от осколков гранат и снарядов. Ну, и пуль, конечно – некрупного калибра.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

САУ относится не к танковым войскам, а к артиллерии. Однако артиллеристы, несущие на ней службу, должны быть немного и танкистами. Для работы в горах пушка может подниматься на 68 градусов, о которых любому танку можно только мечтать. А для стрельбы по целям ниже себя пушка «Мста-С» может опуститься на 4 градуса ниже линии горизонта.

Прежде чем залезть на броню «Мста-С» мы насладились ее проделками снаружи. Молодые лейтенанты, недавние выпускники Санкт-Петербургского военного ВУЗа, продемонстрировали ее способности на пересеченном грунте. Если наблюдать за ней взглядом стороннего гражданского человека, то можно сказать просто и коротко: впечатляет! Уже один запуск двигателя, заставляющий мелко вибрировать не только разных тварей дрожащих, но и саму землю, не может не вызывать уважения к себе.

Первые клубы дыма, как и у всякого холодного дизеля, окутывают САУ и всё соседствующее с нею густой завесой. Которая, впрочем, вскоре рассеивается. Но если процесс холодного пуска, сопровождающийся выпуском большого количества густого дыма, так раздражает на гражданке, то в армии это можно расценить лишь как плюс: маскировка никогда не бывает лишней. Как только дым рассеется, «Мста-С» там уже может и не оказаться!

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Танковый полигон больше, чем что-либо другое, подходит для испытаний гусеничной техники. И хотя «Мста-С» не может похвастать высокой максимальной скоростью, но и тех 60 км/ч, на которые она способна, вполне достаточно, чтобы заставить вибрировать поджилки у тех, кто стоит рядом. И вовсе не от страха. Конечно, если бы рядом промчался какой-нибудь «Абрамс» в пятнисто-песчаной окраске или, не дай Бог, «Тигр» с черными крестами на башне, наверно, у меня как у человека советской еще закалки генетически заложенное чувство опасения начало бы дергать тревожные струны. Но когда рядом проносится наша САУ, легкая дрожь пробирает от чувства величия и осознания ее возможностей.

Без руля, но с педалями

«Мста-С» совершила пару прогонов, заложила несколько крутых поворотов и встала: вэлкам на броню! Штатный пулемет был снят, посему ничего особо интересного снаружи я не нашел. Поэтому поспешил проникнуть внутрь. У «Мста-С» в башне аж четыре люка: два сверху и по одному с каждого бока. На первый взгляд, для взрослого человека они кажутся маленькими. Но ведь не зря в танкисты не берут крупных людей! Потому и я при своих средних комплекции и росте без особого труда залез сначала в один люк, затем в другой… Надо лишь понять и отработать алгоритм «складывания туловища» – и всё будет просто. Это своеобразная гимнастика для тела, если не хочешь набивать на нем шишки.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

В башне оказалось два отсека по два места в каждом. Командир установки располагается справа впереди. Тесновато, если говорить откровенно. Однако все необходимое у него в пределах вытянутой руки. На задних местах, и справа, и слева, располагаются бойцы, обеспечивающие установку снарядами. Водитель-механик сидит в самом переднем отсеке и проникает на свое место через персональный люк, расположенный ниже основания башни. Ну, наконец, пора мне и туда.

Здесь мне показалось не так тесно, как на месте командира. Сиденье регулируется по высоте и… Чуть было не продолжил по привычке – углу наклона. Нет, никаких регулировок угла, бокового и поясничного подпоров здесь, конечно же, нет. Два положения кресла по высоте объясняются тем, что САУ можно вести, наблюдая за дорогой как изнутри установки (нижнее положение), через триплексы, так и высунув голову. Однако в этом положении вести огонь пушка не может, поскольку отработанная гильза выбрасывается как раз в то место, где в транспортном положении находится голова механика-водителя. А когда люк водителя закрыт, тогда и пушка может палить.

Ладно, поскольку стрелять мы не станем, тем более на ходу, то и управлять «Мста-С» я буду не через триплексы. Как-никак, первый раз «за рулем» почти танка, и здесь крайне желателен полноценный и привычный естественный обзор, а не изломанный стеклянными призмами. До этого мне ни разу не доводилось самому управлять гусеничной техникой (если не считать снегоходы и специальные транспортные средства). Даже на тракторах ездил исключительно колесных. Вопрос – смогу ли? – немного щекотал мне нервы.

1 / 10

2 / 10

3 / 10

4 / 10

5 / 10

6 / 10

7 / 10

8 / 10

9 / 10

10 / 10

Однако короткий инструктаж одного из лейтенантов оказался более чем исчерпывающим и понятным. Всё управление в САУ – как в машине: три педали и рычаг переключения передач. Даже проще чем на внедорожнике: нет никаких «понижаек»-«повышаек» и блокираторов-демультипликаторов! Честно говоря, три педали меня немного удивили. Я считал, что сцепления здесь быть не должно, и трансмиссия должна быть автоматической. Иначе как установкой сможет управлять раненый? Однако оказалось, что коробка передач здесь банальная «механика», только вот ступеней здесь аж целых семь! Ну, и назад одна. И принцип включения их тоже не автомобильный, где любая ступень втыкается через нейтраль. Коробку можно назвать секвентального (то есть с последовательным переключением) типа, как у мотоцикла, когда передачи перещелкиваются последовательно по восходящей или нисходящей. Делается это исключительно движением рычага переключения вперед-назад.

С чем сравнить ощущение от вождения? Да ни с чем. С небольшим трудом надо влезть на место механика-водителя через люк. Вполне удобно, но человеку с большим ростом будет не очень. Далее включается масса, запускается мотор. Вид из триплексов довольно сносный. Старт двигателя пускает дрожь по всей конструкции. Педаль сцепления тяжелая – так и должно быть. Включение передачи – с лязгом. Педаль газа – отзывчивая. Порядочно попытав коробку и сцепление, все-таки получилось нормально тронуться с места. Рычагами фрикционов машина отлично управляется, тряска на ходу терпимая. Единственное – чтобы запарковать «саушку», нужен помощник. Странное ощущение: 42 тонны управляются достаточно легко. В плане управления в «Мста-С» все должно быть грубо, жестко и максимально честно, все-таки это военная техника. После такой поездки от мандража трясутся руки.

Корреспондент сайт Андрей Минеев

Троганье с места никаких проблем не вызвало: педаль сцепления – первая ступень – плавное отпускание сцепления с одновременным нажатием педали газа. И огромная 42-тонная махина приходит в движение. Кажется, я не сразу осознал, что это именно я ею управляю. Чуть ускоряюсь и включаю вторую, затем третью… Полет нормальный, как говорят космонавты! Теперь надо освоить повороты. Вместо руля здесь два рычага – справа и слева. Рычаги эти командуют фрикционами, подтормаживающими правую или левую гусеницу соответственно. Для этого надо потянуть их на себя. Что ж, попробую. Тяну на себя правый рычаг – и «Мста-С» действительно повернула вправо. Потянул левый – и она пошла влево. Причем плавно, никаких рывков или «кивков». Надо же, получается! Ну, теперь можно и порезвиться.

1 / 2

2 / 2

Действия рычагами интуитивно напоминают те, что делают велосипедисты или мотоциклисты для поворотов: хочешь повернуть вправо – тяни правую руку на себя, влево – левую. Нечто похожее делают снимающиеся в фильмах кавалеристы: чтобы изобразить сраженного пулей коня на скаку, они дергают за веревку, которая привязана к передней ноге его. Получается своеобразная подсечка, за счет которой конь падает, делая кувырок через правое или левое плечо в зависимости от подсеченной всадником ноги.

В принципе, как и любой дизельный грузовик с пустым кузовом, трогаться «Мста-С» может со второй передачи. Тяговитости ее V12 для этого вполне хватает. Возможно, с полным боекомплектом и экипажем в горку со второй он и не потянет, но такое бывает редко.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Не знаю, выдержал бы я марш на сотню-другую километров за штурвалом «Мста-С». Уж больно там всё по-спартански. Но на то и существуют кадровые военные, которые к таким условиям готовятся долго и постепенно.

Достаточно извалявшись в грязи и наигравшись в войнушку, надо отдавать «саушку» тем ребятам в камуфляжной форме – похоже, они уже заждались. Они знают, что надо делать с этой машиной, но хочется надеяться, что экипаж «Мста-С» будет использовать весь ее огневой потенциал только на учениях и в мирное время. Тем временем, держим путь в солдатскую столовую, все-таки война – войной, а обед по расписанию.

Корреспондент сайт Андрей Минеев

Техническая справка

2С19М1 «Мста-С» (по-классификации НАТО M1990 «Farm») – советская и российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица. Разрабатывалась с 1976 по 1989 год на Уральском заводе транспортного машиностроения. САУ 2С19М1 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений. Может вести огонь по наблюдаемым и не наблюдаемым целям прямой наводкой или с закрытых позиций. Также особенностью САУ является то, что она разработана для ведения боевых действий в горных районах. В 1989 году принята на вооружение артиллерийских полков, мотострелковых и танковых дивизий советской армии.

«Мста-С» – самоходное орудие с самой большой пушкой, которая есть в российской армии. САУ создана на базе танка Т-72, на погон установлена сварная башня. Длина корпуса – 6 метров, ширина – 3 метра 40 сантиметров. Боевая машина разделена на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). Экипаж – 5 человек. В передней части корпуса САУ размещено место механика-водителя. По правому борту башни расположено сидение командира орудия, по левому – наводчика, а позади них расположены места двух заряжающих.

Броня – гомогенная, стальная, толщиной 15 мм. Огонь из орудия можно вести не только с боеукладки в башне, но и снаружи: позади башни установлен конвейерный лоток для заряжания снарядов и зарядов с грунта. Орудие 2А64 в походном положении удерживают сошки. На крыше башни два люка, поворотная башенка командира и турель с пулеметом НСВТ или «Корд». На лицевой стороне башни установлена система отстрела 81-мм дымовых гранат – 902В. Под нижним бронелистом корпуса – установка самоокапывания, которая управляется с места механика-водителя: система бульдозерного типа срезает перед собой грунт и движениями самоходки взад-вперед создает свой собственный окоп.

Почти вся ходовая часть перешла с танка Т-72: 6 пар обрезиненных опорных и 5 пар поддерживающих катков. Причем часть катков смещена назад для правильного распределения веса, большая часть массы самоходки сосредоточена в задней части. Ведущие колеса – задние, передние – поддерживающие, они с помощью огромной гайки и такого же ключа ходят вперед-назад для достижения нужного натяжения гусеницы. Подвеска – традиционная, торсионная с гидропневматическими амортизаторами. Соединив все элементы ходовой части, инженеры добились высочайшей надежности и ремонтопригодности в полевых условиях.

Двигатель – дизельный, V-образный, 12-цилиндровый В-84А, мощностью 780 лошадиных сил. Большая мощность под стать такому же расходу топлива: от 240 до 450 литров на 100 километров. Благо, топлива в машине – 1200 литров в двух алюминиевых баках. Запас хода – 500 километров.

А если дизельного топлива нет, а надо двигаться дальше? Не беда! Двигатель В-84А с аппетитом проглотит и бензин, и керосин. В этом моторе всего должно быть много – масла заливается порядка 65 литров. Всю эту мощь мотор передает на механическую трансмиссию с 7 передними и 1 задней скоростями, которые разгоняют 42 тонны металла до 60 километров в час.

Электромеханический досылатель снаряда и заряда и механизм удаления стреляной гильзы предназначены для облегчения работы заряжающих: один подает снаряд в лоток, второй – заряд. Автоматическая система управления наведением орудия (АСУНО) посредством шифрованного сигнала способна навести орудие на цель без участия экипажа. Все системы САУ питает сеть напряжением в 27 вольт. Нарезное орудие 2А64 калибром 152.4 мм имеет 48 нарезов, также ствол оснащен эжектором и дульным тормозом. Казенная часть орудия оснащена противооткатным устройством и вертикально-клиновым затвором. Благодаря системам компенсации отдачи повышается срок службы всей самоходки, а экипаж работает в более благоприятных условиях. Выстрел может производиться как вручную, так и электроспуском, но для того, чтобы произвести выстрел, нужно снять 16 блокировок.

Боезапас в 50 снарядов опытный экипаж сможет пополнить за 15 минут. Виды боеприпасов: дальнобойный, осколочно-фугасный, бетонобойный, осветительный, высокоточный, дымовой и агитационный. За час орудие может выстрелить не более 100 раз, а общий ресурс ствола – около 2000 выстрелов. Да, артиллерия по праву называется «богом войны», и 2С19М1 «Мста-С» подтверждает это.

Современная самоходная артиллерия, кажется, возвращает себе титул «бога войны». Судя по ее сверхэффективности на поле боя, для нее становится посильным решение крупных тактических задач посредством применения тактических ядерных боезарядов. Если же говорить об обычных боезарядах, то наиболее эффективны стрельбы «самоходок» управляемыми снарядами «Краснополь».

С 1989 г на вооружении сначала советской, а затем российской армии пребывают самоходные установки серии МСТА-С. Именно об их боевых характеристиках и о переходе в статус оружия нового поколения пойдет речь в данной статье.

Чем эти САУ принципиально отличаются от тяжелых танков, хотя визуально продолжают походить на них? Какие технические и тактические особенности скрывает камуфляж их брони? Ответ на эти вопросы начнем искать издалека, с истории создания данного оружия.

Эволюция самоходных установок в России

Затем оборонная промышленность нашей страны, участвуя в гонке вооружений, акцентированно развивала мощное стратегическое вооружение. И только в 70 -е годы, когда обе стороны холодной войны начали производить ограниченного радиуса действия, советские инженеры вернулись к модернизации САУ. Генеральным направлением таких конструкторских изысканий стало создание сверхточного и сверхмощного тактического оружия, способного нанести противнику урон, сравнимый с использованием ядерных зарядов ограниченной мощности.

Замечена курьезная тенденция - новым советским артиллерийским установкам ответственные за их создание КБ давали почему-то строго «цветочные названия»: «Гвоздика» - 122 мм, «Акация» - 152,4 мм, «Пион» - 203 мм. Как видим, создание наиболее эффективных самоходных установок МСТА-С было, говоря в переносном смысле, практически триумфальным, т.е. «выложенным цветами».

Отличия между танками и САУ

Попытаемся исследовать этот вопрос. На вид они чем-то похожи: танк и САУ. Только первый более бронирован, имеет броню помощнее... Однако если бы самоходная артиллерия лишь дублировала функции танков, то, собственно говоря, ее незачем было изобретать. Но ведь она все-таки возникла! Значит, существует принципиальная разница в решаемых ими боевых задачах и в способах боевого применения.

Начнем с очевидного. Танк традиционно считается главной ударной войсковой единицей сухопутных войск. Он маневренен и максимально бронирован, в том числе и комбинированным противоснарядным способом. С помощью танков происходит прорыв обороны, усиление наступательной мощи. Они пробивают путь сквозь укрепления противника для пехоты, ведут огонь в движении.

Войска артиллерии России получили благодаря МСТА свою существенную составляющую. В конструкции данных самоходных установок соотношение бронированность/огневая мощь явно смещено в пользу второго фактора. Броня САУ неэффективна против лобовых залпов артиллерии, но способна защитить экипаж от огня стрелкового оружия, легкой бронированной техники, всевозможных рикошетов.

Тактика боевого использования САУ

Самоходные установки (в том числе и МСТА-С) - оружие второй линии. Они появляются там, где противник не ожидает наращивания артиллерийской огневой мощи. САУ тактически действуют совершенно по-другому, чем танки. Они не идут «на прорыв», но действуют дистанционно. Их стиль воздействия на противника ограничивается огнем с закрытых от непосредственного вражеского влияния позиций. Удары наносятся точечно по заранее намеченным целям.

Современная самоходная артиллерия не только может находиться при стрельбе вне прямой видимости противника, но и не дает ему возможность «пристреляться» по себе, поскольку динамично изменяет свою позицию, действуя по принципу «выстрелил, уехал», применяя маневр как нейтрализацию ответного огневого воздействия.

САУ также могут эффективно участвовать в танковых прорывах, впрочем, при этом не пребывая в первой линии. Артиллерия России (фото самоходной гаубицы прилагается), благодаря МСТА, способна также дополнить «танковый тактический пресс» акцентированной огневой поддержкой и этим усилить пробивную силу танкового прорыва в тыл противника.

Нельзя умолчать и о том, что, начиная с определенного времени, самоходные установки стали грозой для снайперов. Благодаря современным автоматическим системам определения целей, распознавания и наведения, гаубица сама «вычисляет» их и эффективно уничтожает даже в действительно труднодоступных местах.

И все же максимальная боевая эффективность САУ связана с точечным использованием ими тактических ядерных снарядов 3БВ3. Мощность заложенного в них ядерного заряда составляет 2,5 килотонны в тротиловом эквиваленте. Таким образом разрушаются сектора и коммуникационные объекты, скопления войск.

Развитие концепций САУ

Вышеизложенные впечатляющие характеристики были достигнуты 70-летней эволюцией данного оружия. Еще в середине прошлого века боевые возможности САУ были, мягко говоря, гораздо скромнее. Тогда ее главным применением было уничтожение танков, дотов и войск противника.

Почему в результате военно-технического прогресса было разработано именно такое дивизионное оружие, как самоходная артиллерийская установка МСТА-С? Какие критерии определили востребованность именно самодвижущейся гаубицы? Возможно, отправную точку следует искать в том, что фронтовые действия значительно пересекли рубеж глубины прямого выстрела стрелкового оружия.

Согласно новой концепции боевых действий, тыл и фронт сместились: сейчас активному воздействию дивизионной артиллерии подлежит оборона противника до 25 км в глубину. Кстати, вспомним отличие гаубицы от орудия - навесная стрельба вне зоны прямой видимости. Именно такой выстрел и обеспечивает вышеупомянутый критерий. Самоходные установки середины прошлого века уже приближенно соответствовали поставленным задачам. Их калибр начинался от 100 мм, дальность выстрела достигала 17 км, их относительно короткий ствол имел вполне приличный угол возвышения - до 75 0 . Конструкторы понимали, что дальнейшие разработки САУ перспективны, поскольку гарантированно приведут к созданию тактического оружия нового качества.

Самоходная артиллерийская гаубица МСТА-С 2С19

Прогресс развития боевой техники привел к тому, что самоходные артиллерийские установки классифицировались по своему функциональному признаку, т.е по роду выполняемых боевых задач. Возникли свои индивидуальные конструктивные особенности у противотанковых, штурмовых (против укреплений и пехоты), зенитных САУ (для огня по низко- и среднелетящим самолетам).

Возникли и нюансы в эволюции этой боевой техники, продиктованные новым витком НТП. Например, противотанковая специализация самоходных установок безнадежно устарела (хотя эта функция все-таки у них предусмотрена). Дело в том, что современные вертолеты и ракетные системы более адаптированы к борьбе с танками.

Вместе с тем наиболее востребованными стали штурмовые САУ. Если говорить о предмете нашего исследования, то Гаубица МСТА-С относится именно к вышеупомянутому классу самоходных установок. Для полноты ее представления вам, дорогие читатели, упомянем, что согласно классификации НАТО она называется «Farm» М1990. Конструкторами данной боевой техники стали сотрудники Уральского машиностроительного завода Ю.Томашов (главный конструктор) и Г.Сергеев (конструктор орудия). Уральским умельцам удалось создать грозную боевую технику («Объект 316», как называли САУ МСТА-С) с выдающимися тактико-техническими характеристиками и многообещающими потенциальными боевыми возможностями (см. таблицу 1).

Таблица 1. Тактико-технические характеристики МСТА С 2с19

Тактико-технич. характеристика

Значение

Длина, включая пушку

Длина (без пушки)

Ширина САУ

Ширина колеи

Дорожный просвет

Боезапас гаубицы

Гаубица 2А64 (тяжелое вооружение) Боекомплект 50 снарядов

Пулеметно-зенитная установка НСВТ-12,7 «Утес» (300)

300 патронов (5 лент по 60 патронов)

Максимальная дальность выстрела

Минимальная дальность выстрел

Скорострельность пушки

7 - 8 выстелов в минуту

Угол возвышения

от +68 до -4

Начальная скорость снаряда, м/с 828

Масса снаряда

Масса САУ

Маса боекомплекта

Количество человек в экипаже

5 человек

Марка мотора

Мощность мотора

Максимальная скорость

Ходовой запас

Обладая такими ТТХ, российская МСТА - самоходная гаубица нового поколения - соответственно стала эффективным средством для борьбы с тактическим ядерным оружием вероятного противника, его артиллерийскими, танковыми, пехотными подразделениями, фортификационными и другими инженерными сооружениями, а также узлами армейского управления и узлами ПВО. Организационно она числится в составе танковых и стрелковых дивизий, при этом функционально обладая значительной точностью и дальнобойным радиусом действия.

Конструкция 2с19 МТСТА-С

Чем измеряется успешность боевой техники? Тем же, чем хитовость книг - тиражом, то бишь серийностью. Производство нашей САУ вполне соответствует такому критерию. Стартовав вначале на «Уралтрансмаше», оно затем затребовало дополнительных производственных мощностей, что обусловило построение специализированного завода в Башкирии (г.Стерлитамак).

Какие отличительные черты у данной успешной дивизионной самоходной установки?

Ее корпус напоминает очертания танка второго поколения «Урал» Т-72, наиболее распространенного, базового в российской армии тактического наступательного оружия II поколения. Однако броня самоходной установки традиционно послабей, чем у боевой техники первой линии - танка. САУ покрыта бронированной сталью гомогенного типа (сравните с танковым двойным комбинированным бронированием).

Гаубица МСТА-С, в отличие от своего более бронированного собрата, переднеприводная. Однако балансировки и торсионные валы «украдены ею» у танка Т-80. 580-миллиметровая резинометаллическая гусеница также «заимствована» у него же. В самом корпусе САУ вмонтирован 840-сильный мотор В-84А, развивающий (для такой громады!) скорость до 60 км/час, управляющие приводы, 8-тактовая коробка передач и мощная независимая подвеска с крупными торсионами.

Башня самоходной установки

Данный элемент самоходной установки по конструктивным соображениям гораздо массивней, чем у танка. Конечно же, это объясняется калибром и мощностью гаубицы. Достаточно напомнить, что верхняя плоскость башни находится почти на трехметровой высоте от уровня земли. Электропитание самоходной установки обеспечивают 4 аккумуляторных батареи напряжением в 27 В каждая. В башне, покрытой катанными бронированными листами, вмонтирована гаубица 2А64, здесь же размещены системы прицеливания, автоматической подачи боеприпасов, фильтровентиляционной, комбинированной системы связи.

При выключенном основном двигателе электропитание бортового оборудования обеспечивает агрегат АП-18Д. Он же заряжает аккумуляторные батареи и запускает мотор. В целом, как мы видим, башня 2С19 МСТА-С представляет собой довольно сложный технический комплекс, защищенный броней в достаточной мере для оружия «второй линии». Ее масса 13,5 т.

Пушка САУ. Подача снарядов

Нарезное орудие - гаубица калибром 152 мм рассматриваемой нами самоходной установки использует не только боекомплект, состоящий из 50 снарядов и 300 пулеметных патронов, находящийся непосредственно в башне, но и способна стрелять посредством роботизированной подачи разнородных снарядов, подвозимых к САУ, т.е. «с земли».

Автоматическая система перезарядки ритмично подает к орудию снаряды, невзирая на угол наклона ствола гаубицы и на степень возвращения самой установки к линии заряжания МСТА. Самоходная гаубица снабжена полуавтоматической двухконвейерной системой подачи снарядов. Каждый конвейер обслуживается отдельным заряжающим. При стрельбе «с земли» используются дополнительные конвейеры, что позволяет экономить бортовой боезапас. Огневая мощь САУ и ее универсальность в боевой обстановке во многом определяется следующими используемыми снарядами (см. таблицу 2).

Таблица 2. Снаряды для боекомплекта МТС-С

Марка снаряда

Тип снаряда

Дальность стрельбы

осколочно-фугасный

осколочно-фугасный

активно - реактивный

осколочно-фугасный

осколочно-фугасный

установка р/л помех

установка дымозавесы

лазерноуправляемый "Краснополь"

Наведение гаубицы

Эффективность работы наводчика определяется использованием специфических прицелов и приводов наведения. Рассматриваемая нами самоходная гаубица использует два прицела: вращающийся панорамный 1П22 (увеличение в 3,7 раза) и неподвижный прямой наводки 1П23 (увеличение 5,5 раз). Особенностью панорамного прицела является более сложная структура (с использованием деротационной оптики и гироскопа), а также возможность его поворота на 360 0 , что является важным реквизитом современных танков и САУ.

Приводы наведения крайне эргономичны для наводчика, что имеет значение при боевой обстановке. Особенно практично то, что вертикальный привод всегда автоматически сам выполняет свою работу. Дополнительное удобство представляет автоматически восстанавливаемый после каждого выстрела угол возвышения.

Таким образом, экипажу остается регулировать управляющее устройство для горизонтальных приводов так, чтобы совместить прицел и точку прицеливания. В этом и заключается смысл работы наводчика 2С19 МСТА-С. Фото, кстати, это демонстрирует, действительно, его взгляд практически не отрывается от прицела на ручки, рычаги и т.п. Это действительно способствует результативности боя.

Пулеметно-зенитная установка

Не только гаубицей определяются боевые возможности орудия. На башне ее также оборудована управляемая дистанционно зенитно-пулеметная установка «Утес» НСВТ-12,7мм, обладающая впечатляющей скорострельностью от 700 до 800 выстрелов в минуту и приличной прицельной дальностью 2,0 км. Пулемет находится на командирской башенке и имеет углы наведения от -3 0 до 70 0 . Он эффективно противодействует вертолетам и низколетящим самолетам, легкобронированным целям благодаря прицелу ПЗУ-5 или ПЗУ-7. Таким образом, артиллерия МСТА-С является защищенной от внезапного нападения противника на «вторую линию», где она находится. Если же в результате такого нападения будет выведен из строя основной мотор, то САУ благодаря «резервному варианту» - газовой турбине АД - 18Д с ресурсом работы 8 часов передислоцируется в безопасное для экипажа место, пригодное для ремонта.

Иное оборудование САУ

Каждая дополнительно установленная система самоходной артиллерийской установки имеет объективно обусловленное предназначение. Например, на борту должно быть противопожарное оборудование, способное в автоматическом режиме обеспечить слежение за критической температурой. Должный уровень противопожарной защиты обеспечивает установка 3ЭЦ11-2, гарантирующая трехкратную ликвидацию пожара САУ.

Учитывая специфику данной боевой техники, а именно наличие задымленности после выстрелов для экипажа, потенциально существует опасность отравления угарным газом. При этом следует также принять к сведению необходимую изолированность экипажа в условиях возможного применения ядерного оружия. Для устранения данных рисков САУ МСТА-С оборудована фильтровентиляционной системой, состоящей из двух установок, каждая из которых самодостаточна.

Кроме того, очевидно, что общение экипажа в процессе боевой работы должно происходить во время стрельбы. Поэтому без внутренней телефонной связи, обеспечивающей слышимость и, соответственно, координацию действий командира, наводчика, заряжающих и т.д. элементарная слышимость вообще невозможна. Такой изолированной от внешнего шума внутренней системы связи не имеет даже танк. МСТА-С оснащена бортовой телефонной станцией 1В116, обеспечивающей внутренние переговоры и рассчитанной на семь человек. Как видим, возможностью внутренней коммуникации, кроме пяти штатных членов, наделены еще двое временно находящихся вместе с экипажем человек.

Управление и координация с другой взаимодействующей с САУ техникой и подразделениями обеспечивается с помощью бортовой радиостанции Р-173, работающей в УКВ-диапазоне и обеспечивающей устойчивую связь в радиусе 20 км.

Модификации САУ

В позапрошлом году ЦКБ «Титан» модернизировали гаубицу (при этом калибр 152 мм дополнился НАТО-вским). Но главным нововведением стало то, что заводчане оснастили самоходную установку инновационной системой управления огнем. Новая техника достигла уровня поколения 4+.

Самоходная артиллерия России обрела улучшенные боевые свойства. В составе СУО устойчиво работает стабилизирование, т.е. обеспечение сохранения прицельной линии гаубицы при различных перемещениях, отражающихся в разнородной динамике движущей платформы САУ.

Бортовой компьютер, пользуясь информацией технических средств и специальных датчиков, в автоматическом режиме производит обнаружение, распознавание, сопровождение целей, изготовку орудия к стрельбе по ним.

В августе 2012 года, после проведения модернизации, успешно прошли заводские испытания, и практически сразу же ПО «Баррикады» приступило к массовому серийному производству обновленной САУ 2А64М. Ею в значительной мере усилилась артиллерия России, вооружение САУ было принципиально улучшено. К концу 2012 года данная техника уже поступила на вооружение.

В настоящее время самоходная гаубица нового поколения МСТА-СМ представлена следующими модификациями:

САУ 2С19М - «титановская разработка» (описано выше);

САУ 2С19М1 - системой наведения «Успех-С», с географическим и пространственным самоориентированием САУ, цифровой обработкой целевой информации, улучшенной самоорганизацией системы при стрельбе из совершенно неподготовленной позиции; за счет существенного повышения качества огневого применения значительно сокращено время боевого нахождения САУ на рубеже стрельбы, это дает более чем достаточное время для данной техники после завершения стрельб сразу же совершить противоогневой маневр, опережая реакцию противника;

САУ 2С19М1-155 выполнена по стандартам НАТО, оснащена 155 мм орудием, адаптированным к НАТО-вским боеприпасам, данная модификация произведена для экспорта, она конкурентоспособна благодаря меньшей цене, чем у аналогов Североатлантического блока (менее 3 млн.$.) и автоматической подаче боеприпасов; более сотни произведенных опытным экземпляром стрельб показали высокую эффективность САУ, ею заинтересовались вооруженные силы Аргентины, Индии, Чили.

Вывод

Рассматривая эволюцию самоходной установки САУ 2С19М, можно сделать вывод о коренном изменении тактики ведения боя. Актуальность начинают приобретать инновационные системы управления огнем. В буквальном смысле воевать начинает автоматика. Артиллерийская установка с системой управления огнем становится оружием будущего. Это начинает напоминать фантастические киновойны. Бортовой компьютер САУ имеет возможность мгновенно оценивать, где расположены огневые точки противника, и выдавать на прицельное приспособление необходимую информацию для подавления их огнем. Функции наводчика при этом начинают походить на диспетчерские обязанности пользователя ПК, сидящего за монитором.

Характерно, что данный процесс совершенствуется в сторону боевого доминирования автоматизированных систем над человеческим фактором.

Самоходная установка – это мощная артиллерийская система, способная поражать цели на большом расстоянии, из укрытия. Это орудие на гусеничном ходу может постоянно менять местоположение и вести прицельный огонь, избегая ответного удара. Одна из таких систем САУ «Мста-С», создана еще в Советское время.

В настоящее время ведутся дальнейшее разработки в области самоходных установок, в том числе и на базе вышеуказанной. Созданы новые системы например « ».

История создания

У этой артиллерийской установки интересная история. В 1980-м году начали разрабатывать принципиально новую артсистему. Полученный образец назвали «Мста-С». Она должна была сменить свою предшественницу .

В 1983 году создана опытная машина, готовая к испытаниям. стал основой для самоходки. Однако это было неправильное решение, что и показали испытания. Самый главный недостаток – орудие сильно раскачивалось во время стрельбы. Тогда решили использовать как основу Т-80. И это помогло закрыть проблему.

В 1986 год стал началом Государственных испытаний. Они прошли весьма успешно. САУ прошла все тестовые задания. В 1989-м «Мста» начала поставляться в армию. А в 1986 году в армию поступила самоходка 2А65 «Мста-Б», это вариант с использованием буксира.

Всего буксируемых гаубиц этого типа было создано 1200, они и сегодня стоят на вооружении некоторых стран СНГ.

Существовали также конструкторские решения на колесном ходу. Это значительно увеличивает маневренность машины. Еще до создания основной САУ «Мста», на базе автомобиля КрАЗ-6316 была создана самоходная колесная гаубица.

Но испытания её дали ясно понять, что у такого типа вооружений слишком много недостатков, чтобы дальше продолжать испытания. В дальнейшем в конструкцию самоходной установки внесены коррективы и усовершенствования с учетом реального боевого применения:

  1. Учитывая опыт боевых действий, прежде всего на Кавказе, внесены некоторые усовершенствования, поставлена автоматика, которая управляет огнем.
  2. Для корректировки стрельбы в 2002 году разработано специальное программное обеспечение.

Последняя разработка советских конструкторов гаубица 2С19 152 мм. Она на долгое время стала основной артсистемой. 2012 год время последней модернизации самоходки.

Управление огнем еще более усовершенствовано, до 10 выстрелов в минуту увеличена скорострельность.

Конструкция

Корпус артсистемы сварной, из горячекатаных листов толщиной 15 мм. В корпусе три отделения: управления с механиком-водителем спереди, боевое отделение в середине и силовое (ДВС, трансмиссия и т.д). Имеется башня с собственно орудием. Вес башни 13,5 тонн. В башне место командира, наводчика и заряжающих. С зарядами и снарядами конвейер размещается на корме, здесь же устроен лоток для приема снарядов с грунта.

Вооружение САУ. Гаубица 2А64 152 мм, является основным вооружением этой самоходки. К основным узлам гаубицы помимо ствола относятся затвор, досылатель, люлька, противооткатные устройства, подъемный и уравновешивающий механизм. При помощи электроспуска производится выстрел, в случае отказа его, можно сделать это и вручную.

Ствол подниматься при помощи автоматики, или с помощью механического устройства в случае отказа этой автоматики.

Стандартный боекомплект – 50 выстрелов. В их числе может быть и «Краснополь», управляемый снаряд 152 мм. Но все же основа: активно-реактивные, осколочно-фугасные осветительные снаряды.

Приспособлена «Мста-С» к стрельбе снарядами и с ядерной начинкой, тактическими.


12,7 мм установлен на башне. Он способен поражать низколетящие цели. В комплект боеприпасов входит дополнительно к штатному количеству: 900 патронов для автоматов, 300 патронов для пулемета и 20 гранат Ф-1.

На основной башне над местом командира установлена небольшая башенка, как у Т-64 или Т-80. Чтобы успешно проводить разведку и наблюдение, у командира установлен прицел ТКН-3В.

С его помощью можно наводить основное орудие. Прицел ПЗУ-5 для пулемета. У наводчика прицел 1П22, панорамный. Прицел 1П23 для прямой наводки. ТНПО-160 призменные приборы наблюдения, всего их три и все они находятся у механика. В штатной комплектации есть и ТВНЕ-4Б – прибор ночного видения.

Для внешней связи используется радиостанция Р-173, радиус ее действия 20 км. Аппарат 1В116 обеспечивает внутреннюю связь.

САУ имеет двигатель В-84А мощностью в 780 л. с.

Это дизельный двигатель с 12 цилиндрами, четырехтактный, V-образный, с наддувом. Охлаждение жидкостное. Двигатель работает на дизтопливе, однако и керосин (Т-1, ТС-1 и Т-2) также может использоваться в качестве альтернативного горючего.

Трансмиссия в самоходке двухпоточная, механическая. Механизм поворота планетарный. Передних передач семь, задняя одна. Самоходка развивает скорость до 60 км/ч.


Ходовая как у Т-80 (6 пар опорных обрезиненных и 5 пар поддерживающих катков). Ведущие колёса сзади, направляющие спереди. В 2С19 используется индивидуальная торсионная подвеска. Амортизаторы гидропневматические, но не на всех катках, а только на 1,2 и 6-м опорном.

ТТХ в сравнении с аналогами

Технические характеристики выглядят наиболее эффектно, если их сравнивать с зарубежными аналогами.

ТТХ «Мста-С» AS-90 M109«Палладин» PLZ05 Type99 K9Thunder PzH2000
Масса, т 42 45 23 35 40 47 55
Скорость, км/ч 60 55 67 55 50 67 67
Длина со стволом, мм 11917 9900 6614 11600 11300 12000 11670
Ширина, мм 3380 3400 3150 3380 3200 3400 3480
Высота, мм 3350 3000 3280 3550 4300 2730 3400
Калибр, мм 152 155 155 155 155 155 155
Кол-во боеприпасов 50 48 28 30 30 40 60
Дальность стрельбы, км 29 24 22 40 30 56 50
Экипаж, чел 5 4-5 6 4 4 5 5
Двигателя Мощность, л.с. 780 660 675 520 600 1000 1000

Как видно из таблицы выглядит «Мста-С» во всяком случае ничуть не хуже зарубежных образцов.

Машины на базе «Мста-С» и модификации

Модификаций артиллерийской установки не так много. САУ 2С33 «Мста-СМ», самая удачная из них. Эту машину разрабатывали так, чтобы она соответствовала и превосходила стандарты западных образцов. В системе усовершенствовано управление наведения.


Но помимо этой модификации есть несколько экземпляров, которые так и остались на испытательной стадии, хотя имели неплохие перспективы, чтобы быть запущенными в серийное производство:

  1. «Мста-К» 2С21 колесный вариант. В данном случае ограничились опытным образцом. Но у него было много недостатков. Работы приостановили, и самоходке на колесном ходу не суждено было поступить в армию. Хотя перспектива у такого типа самоходок есть, так как повышается маневренность этой тяжелой артсистемы.
  2. 1К17 «Сжатие». В 1992 году создан один опытный вариант, на базе САУ 2С19. Но развал Советского Союза не позволил наладить производство этой уникальной установки, призванной выводить из строя оптико-электронные системы наведения военной техники противника.

И тот и другой вариант САУ не получили развития, хотя и имели хорошие перспективы. В Российской армии в настоящее время используется модернизированная установка САУ 2С19М2.

Применение в бою

Эта установка получила боевое крещение в нескольких локальных конфликтах последних двух десятилетий.


Применение артиллерийской установки во время Чеченских войн, как первой, так и второй, показали положительные стороны – высокую маневренность и точность стрельбы, но и отрицательные моменты также были обнаружены, последовавшие доработки привели к созданию модернизированной версии 2С19.

Во время эфиопо-эритрейской войны 1998 – 2000 гг. эфиопская сторона очень эффективно использовала системы для поражения сил противника на дальних дистанциях.

В период конфликта в Южной Осетии 2008 года 70 самоходок находились в составе 58-й армии.

Украина 2014 – 2015 гг., конфликт на юго-востоке страны во время которого украинские войска иногда использовали самоходные установки «Мста-С» в ходе ведения боевых действий.

Интересные факты или историческое наследие

На первых же зарубежных показах «Мста» продемонстрировала свои уникальные возможности. На выставке вооружений, проходившей в 1993 году в Абу-Даби, на расстоянии в 15 км данная установка из 40 целей поразила 38.

На сегодняшний день «Мста-С» является основной самоходной системой Российской армии. Но дальность стрельбы этих самоходных гаубиц не отвечает современным требованиям. Поэтому уже разработаны и созданы опытные образцы 2С35 «Коалиция-СВ», которая должна заменить «Мста-С» примерно к 2020 году.

Видео

Бронированная высокомобильная САУ 2С19М1 является модификацией САУ «Мста-С» и так же, как и она, предназначена для уничтожения защищенных и открыто расположенных целей. САУ также используют для создания препятствия противнику в осуществлении маневров резервными силами и средствами в тактической глубине обороны. Экспортный вариант САУ (2С19М1-155) оснащается орудием, доработанным для использования единого боеприпаса НАТО. Последняя модификация САУ, поступающая на вооружение СВ ВС России, обозначается как «объект 350» и неофициально именуется в открытой печати «Необитаемость-155». В настоящее время планируются ее поставки в Индию, Чили и Аргентину.

Особенности.
На новую САУ установлены дополнительные ЖК индикаторные панели для заряжающего и наводчика, БЦВК с модемом, ЖК-дисплеем и цифровым датчиком определения угла возвышения орудия. Эффективность боевого применения установки значительно повышена за счет использования универсальной автоматизированной СУО «Капустник-Б» и системы управления и наведения «Успех-С». Их совместное применение (АСУНО) существенно снижает время, требуемое САУ для начала стрельбы, что положительно сказывается на повышении живучести, маневренности и мобильности последней. Батарея из восьми установок в минуту выстреливает до 3000 кг снарядов. При стрельбе на предельную дальность до попадания в цель первого выпущенного снаряда в полете может оказаться до 70 снарядов.

Конструкция САУ 2С19М1.
Башня сварной конструкции с установленной в ней гаубицей 2А64 смещена к корме самоходного шасси на гусеничном ходу, специально созданного для данной артиллерийской системы. При его разработке была проведена максимально возможная унификация элементов и узлов ходовой части САУ с танком Т-80 и моторно-трансмиссионного отделения САУ с танком Т-72. Шасси САУ, в отличие от своих прототипов, имеет противопульное бронирование. Впереди размещается навесное оборудование для самоокапывания, которое позволяет быстро оборудовать для САУ укрытие, являющееся также дополнительной защитой от осколков снарядов и бронебойных пуль.

В башне установлены системы прицеливания и наведения, хранения и автоматической подачи боеприпасов (конвейер подачи выстрелов с грунта, механизированная укладка 63Ц19 с программированной выдачей, исполнительный механизм, обеспечивающий координацию углов превышения с подачей выстрела к орудию). Кроме этого, в ней монтируется автономный агрегат АП-18Д (газовая турбина мощностью 16 кВт), обеспечивающий бортовое питание потребителей постоянным током. Его установка позволяет значительно увеличить моторесурс маршевого двигателя. Фильтровентиляционная установка и система герметизации казенника гаубицы предотвращают загазованность боевого отделения при стрельбе. АСУНО САУ состоит из баллистического вычислителя, аппаратуры привязки и топографического ориентирования, спутниковой системы навигации, обеспечивает бесприцельное наведение в автоматическом режиме и последующее хранение информации по десяти и более огневым задачам.

Смещение бортовых опорных катков шасси относительно друг друга и установка на них регулируемых телескопических амортизаторов позволили отказаться от стабилизирующих сошников (их назначение - гасить возникающие при стрельбе колебания). Подобное решение обеспечило САУ высокую скорострельность, возможность любым ее модификациям, включая 2С19М1, вести круговой обстрел, значительно сократило время, необходимое для подготовки к стрельбе и покидания огневых позиций после выполнения боевой задачи.

Вооружение.
Основным оружием всех модификаций САУ «Мста-С» является нарезная гаубица 2А64 калибра 152 мм, дополнительным - зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм. Гаубица позволяет вести огонь различными типами боеприпасов: кассетными, осколочно-фугасными, активно-реактивными и специальными. Она может вести огонь по выявленным целям прямой наводкой и с закрытых позиций. 2А64 доработана для стрельбы боеприпасами как выпускавшимися ранее, так и новейшей разработки. Например, «Краснополь» с лазерной подсветкой, дымовыми снарядами-целеуказателями, снарядами для постановки активных радиолокационных помех и т. п. Предельная дальность стрельбы зависит от типа применяемого боеприпаса и колеблется в диапазоне от 22 до 29 км. В варианте гаубицы 2С19М1-155, адаптированном под боеприпас НАТО (155 мм), дальность составляет 41 км.

Установка полуавтомата перезаряжания позволяет САУ всех модификаций вести огонь при любых углах наведения по возвышению и направлению гаубицы. При этом скорострельность составляет 6-7 выстр./мин (в случае подачи боеприпасов с грунта) и 7-8 выстр./мин (из внутренней бовукладки).

Поиск боеприпаса нужного типа и управление заряжанием проводит в автоматическом режиме контрольная система механизма заряжания. Одновременно с этим она фиксирует число выстрелов по каждому типу. Снаряды и заряды к гаубице поступают по двум различным конвейерам. Дополнительные конвейеры, по которым боеприпасы можно подавать с грунта, позволяют экономить внутреннюю бовукладку. При совершении марша первый убирается внутрь корпуса, а второй закрепляется на башне. Стреляные гильзы автоматически удаляются из внутрибашенного пространства через специальный люк под стволом гаубицы.