Мишель нострадамус - биография, информация, личная жизнь. Предсказания мишеля нострадамуса

«Моему сыну Цезарю Нострадамусу с пожеланием
долгой жизни и счастья.
Твое запоздалое появление, сын мой, заставило меня
записать все, что я накопил за многие бессонные ночи».

«После того, как мое тело покинет этот мир,
пусть все то, что открылось мне в божественном воплощении,
станет твоим наследством и послужит на благо человечеству.
Я собирался хранить молчание, но поскольку грядущие события
коснутся всех людей, я решил раскрыть эти события, представив
их в закодированной, обманывающей ум форме…»

Мишель Нострадамус.

Нострадамус был глубоко верующим и богобоязненным человеком, способности свои выводил из боговдохновенности, отмежевывался от черной магии и оккультизма, основываясь лишь на «юдициарной астрологии». Он был уверен, что пророки получают дар прорицания от бессмертного Бога и добрых ангелов. Называл себя не пророком, а дальновидцем. Он не даром стал выражать предсказания в стихотворной форме (в метафорических четверостишиях). Нострадамус говорил, что не раз готов был вырвать язык у своего пророческого дара; никогда не хотел, чтобы его способность к прозрениям нанесла вред не только настоящему, но и будущему, ибо мало кто готов к правде. Он также руководствовался евангельской притчей о свиньях и жемчуге. «Памятуя об этом, я держал свой язык вдали от обличений в прозрениях, а перо - вдали от бумаги. Но позднее я ради общего блага принял решение пересилить себя и облачить мои писания в затемненные и труднодоступные слова и образы» - позже напишет он.

Он был бесспорно гениальным врачом и в то же время - отличным поэтом и писателем и оставил богатое творческое наследие. Это и медицинские трактаты, в которых различные рецепты лекарств сочетаются с рекомендациями косметического характера и художественные произведения ("Интерпретация иероглифов Гораполлона", "Парафраз Галена"); и многочисленные астрологические календари-альманахи, а также обширная переписка (впрочем, малоизученная и даже не полностью опубликованная) и, конечно же, знаменитая пророческая книга - "Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса". Его пример показывает, что в жизни можно сочетать такие протиречивые вещи, как практичность и мечтательность, забота о хлебе насущном и высшие состояния экстаза. Наполовину реалист, наполовину романтик, он жил на земле рядом с простыми людьми и одновременно соприкасался с высшей гармонией мироздания, высшими силами, которые доверили ему свои откровения. Как ему удалось в мрачное время мракобесия и инквизиции стать пророком нашей эпохи Водолея, остается самой большой загадкой его жизни...

Во время пребывания в Италии,встретив группу монахов, Нострадамус подошёл к одному из них и сказал "Отец мой". Монаха звали Феличи Перетти. Нострадамус опустился на колени перед монахом и сказал, что обязан преклониться перед Его Преосвященством Папой Римским. В 1585 году, много лет спустя этот монах стал Папой Римским Сикстусом Пятым.

Двумя самыми поразительными пророчествами считаются характеристики Наполеона и Гитлера.

Правитель родится около Италии, с блеском взойдет на престол.
Люди вокруг него говорят, что видят в нём не принца, а палача.
Из простого солдата он построит империю.
Из короткой мантии сделает длинную,
14 лет он будет императором.

Наполеон родился в Италии. Начал службу в мундире простого солдата, закончил карьеру, одев мантию императора. Правление и террор Наполеона начались в 1799 году и длились 14 лет и 5 месяцев до того момента, как в 1814 году его сослали на Эльбу.

Вторым Антихристом Нострадамуса был Адольф Гитлер.
В своих катренах Нострадамус называет его «Хистер».

Предводитель Великой Германии увлечёт многих своими речами.
Будут тяжелые бои против Хистера.
Они поработят границы Дуная
Несут перед собой согнутый крест.

Россию Нострадамус называет Борисфен, Славяния, область Борея или Аквилон. Не менее четырех катренов посвящено Нострадамусом русско-французской войне 1812-1813г.г.:

Римская земля, по толкованию авгура,
Ты будешь сильно потревожена галльским народом.
Но кельтская нация да убоится того часа,
Когда ее войско слишком далеко продвинется в область Борея.

Гражданская война и революция в России нашли свое отражение в следующих катренах:
Песни, сказания и жалобы славянского народа,
Брошенного князьями и повелителем в тюрьмы,
В будущем безголовые идиоты
Воспримут как божественные речи.
В стране с климатом, противоположным Вавилонскому,
Произойдет великое кровопролитие,
Такое, что земля и море, воздух, небо будут в ущербе.
Группировки, голод, правительства, бедствия, смуты.
Кровь невинных, вдовы и девственницы.
Столько преступлений из-за великого Красного.
Святые образа погружены в горящий воск.
Все парализованы ужасом.

А вот катрен, содержащий предсказание падения коммунизма:

В местах и временах, где и когда плоть уступает место рыбе,
Закон коммуны встретит противодействие.
Старик будет держаться крепко, затем выброшен со сцены.
Правило "У друзей все общее" останется далеко позади.

Российский учёный Виталий Дмитриевич Хозяшев несколько лет назад, ознакомившись с многочисленными попытками энтузиастов «расшифровать» Нострадамуса, то есть понять, что он имел в виду, пришел к выводу: предшественники кардинальных прорывов не сделали. И ничего по большому счету не поняли. Разве что самое очевидное: «...будут исключительные перемены и смены власти, великие землетрясения, с разрастанием новой Вавилонии, презренной дщери, приращённой мерзостью первого холокоста, и продержится [она] лишь 73 года и 7 месяцев». По единодушному мнению, пророк намекал здесь на падение власти большевиков, установленной благодаря Великой Октябрьской революции.

Как правило, все пророчества Нострадамуса допускают невероятное множество толкований. Особенно по поводу предстоящих событий. Что делает стихи малопригодными для каких-либо прогнозов. Но главное - они не содержат указаний на время, к которому относятся. Что окончательно лишает их смысла. Вот с этой неопределенностью и решил разобраться Виталий Дмитриевич.

Применив математику и нумерологию, Хозяшев пришел к выводу: предсказывая, пророк имел перед глазами составленный собственноручно астрономический календарь, то есть «расписание» движения планет и Солнца по месяцам и годам. И сообразно этому календарю нумеровал катрены. Таким образом, каждый изначально соответствовал определенной дате и знаку зодиака. Однако в сочинениях они выстроены просто по порядку. Вот и оказались зашифрованными.

Исследователь свел четверостишия в календарные таблицы. За отправную точку в них взял предсказание, сбывшееся еще при жизни пророка:

«Молодой лев превзойдет старого
На поле брани в единоборстве:
Пронзит глаза его сквозь золотую клетку,
После чего он умрет лютой смертью» (ц. 1 к. 35).

В июле 1559 года на турнире пал от удара копьем король Генрих II, которому пророчество и было адресовано. От этой даты исследователь и выстроил более тысячи известных катренов, расположив их сообразно знакам зодиака. И теперь знает, какое четверостишие к какому времени относится.

Таблицы - результат 8-летнего труда - огромные. Но вроде бы работают.

Виталий Дмитриевич вот как объясняет запись,которую он относит к июлю 1918 года. Там расположен катрен 71 из 4-й центурии:

Вместо невесты дочери умерщвлены.
Убийство подобной жестокости, в живых не осталось никого.
Девственницы-весталки утоплены в колодце...

Хозяшев считает, что этими строками Нострадамус предсказал убийство царской семьи в России, которое произошло как раз в июле 1918 года.

Или вот про июнь 1941 года (ц. 6 к. 24):

«Марс и скипетр Юпитера встретятся в конъюнкции.
Под созвездием Рака великая война...»

И более свежее - про август 2003 года (ц. 6 к. 33):

«Его власти придет конец.
Через кровавого Алуса.
Он будет неспособным защитить себя.
Меж двух рек он устранится.
Левой воинственной рукой.»

Под «его» пророк, конечно же, имел в виду Саддама Хусейна, повешенного в августе 2003 года, Алусом назвал Усаму бен Ладена, а две реки - это наверняка Тигр и Евфрат. Все сходится.

Нострадамус предсказал наиболее громкие для человечества события, - уверяет Хозяшев. - *Я проверил. У него и про теракт 11 сентября в США есть. И даже про пакт Риббентропа - Молотова...

(http://angelsanctuary.ucoz.ru/news/2008-05-27-37)

Мишель де Нотр Дам (в латинизированном виде - Нострадамус), известнейший провансальский медик, алхимик, астролог, естествоиспытатель, поэт и предсказатель. Его книга "Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса" (позднее название - "Центурии") до сих пор пользуется колоссальной популярностью и вызывает ожесточенные споры.

Он родился хмурым зимним утром 14 декабря 1503 года в маленьком французском городке Сен-Реми в Провансе. Его отец поменял фамилию с еврейской "Газоне" на французскую католическую "Нотрдам". Так его семья пыталась избежать преследований инквизиции, буйствовавшей в то время в Европе.

Отец Мишеля - нотариус Жак Нострадамус (Ностра дамус, что означает по-латыни: мы даем наше, то есть передаем наше знание) был потомком древнего иудейского рода Иссахара, пятого сына Иакова от Лии. Этот род, по преданию, был носителем пророческого дара. Ближайшие предки Жака - сефарды (средиземноморская субэтническая группа евреев, говорившая на языке, близком испанскому), нашедшие в Провансе убежище от преследований испанских властей и инквизиции. Свою фамилию нотариус Жак получил при обращении в католическую веру: Нострадамус - латинизированная форма официального имени Notre Dame.

Вся жизнь Мишеля проникнута тайной. Родившийся в семье иудеев, окрестившихся не по велению души, а повинуясь жесткому указу короля Франции Людовика XII, Мишель рос в атмосфере таинственности и двойной жизни, наложившей отпечаток на все его детские годы. Родители его втайне продолжали исповедовать иудаизм, и не по годам развитый мальчик не мог не понимать, насколько безрассудно поступает государство, бесцеремонно указывая своим подданным, во что верить и какому богу молиться.

Его воспитанием занимались оба его деда - Пьер Нострадам (потомок выходцев из Италии Нострадонна) и Жан де Сент Реми. Они были влиятельными, занимавшими высокое положение врачами, лечившими герцогов и королей. Под их руководством мальчик освоил медицину и народное целительство с использованием трав, выучил несколько языков - греческий, латинский и древнееврейский.

Мишель пошел по стопам дедов, между тем его брат - Жан де Нотрдам (1507-1577) продолжил дело отца и практиковал нотариусом в Провансе. Он также является автором сборника биографий трубадуров "Жизнеописания древних и славнейших провансальских поэтов" (1575).

Одновременно с медициной, математикой, классической литературой и лингвистикой, он с самого детства познакомился с такими запретными в то время тайными искусствами, как алхимия, астрология и каббалистика. Его дед учил его каббалистическим обрядам и мистической части иудаизма. Нострадамус сохранил магические книги своего деда до зрелого возраста. Он изучил магию и колдовство вместе с основами математики, латыни, греческого и иврита. Как будущий врач Мишель должен был знать астрологию и уметь применять её. При определении диагноза врачи того времени использовали дату и место рождения пациента. Диагноз определялся по астрологическим знакам.

Он обладал по-настоящему гениальными способностями: у него остроый ум, способность схватывать информацию на лету, амбициозность, склонность к глубоким размышлениям и анализу. Он не любил бросать слова на ветер. В обществе обычно он был молчаливым, не спешил высказывать свою точку зрения. Умел подавлять свои чувства, когда ему это было нужно. Мишель мог быть настолько сконцентрированным на одном, что не слышал и не замечал, что происходит вокруг.
Свои фразы он тщательно продумывал, слова его были значимы. У него была прекрасная способность убеждать и учить. Ум, направленный на философские обобщения.
Мишель пошел по стопам предков и стал врачом. Но лечил он совсем не так, как делали это его предки. При заразных болезнях большинство врачей надевали кожаную одежду, пропитанную чесноком, и лечили больных лекарствами, содержащими ртуть. Тысячи больных умирали не только от болезней, но и от лечения - тогда было принято лечить кровопусканием и другими примитивными методами.

После изучения искусств в Авиньоне, Мишель поступает на медицинский факультет знаменитого университета Монпелье. В 1534 году ему присваивают докторскую степень, но Мишель не остается при университете, а отправляется в путешествие. Странствующий лекарь, а не ученый медик - вот осознанный выбор Нострадамуса. Позже на пару лет он оседает в Ажане, здесь же практикует и обзаводится семьей. В Ажане он подружился с Жюлем Скалигером, талантливым ученым и мудрецом, который сыграл значительную роль в формировании общего мировоззрения будущего предсказателя.

Ажанская идиллия Мишеля заканчивается катастрофой: в 1538 году в Ажане вспыхнула эпидемия чумы - «Черная Смерть», как ее тогда называли. Ему, спасшему тысячи человек, было не суждено уберечь самых близких - его жена и дети погибли от чумы. Похоронившего семью и убитого горем Мишеля ожидали еще сюрпризы от «благодарных» жителей Ажана, многие из которых были обязаны ему жизнью. Многочисленные завистники, конкуренты и просто враги поспешили втоптать в грязь ослабевшего от невзгод человека, объявив его шарлатаном. Авторитет Нострадамуса как врача, был подорван. Кроме того, быстренько нашлись «доброжелатели», уличившие доктора в ереси, и Мишелю было предписано предстать перед судом инквизиции в Тулузе.
Под покровом ночи он бежал из родной страны в Италию, несколько лет скрывался от инквизиции, заново переосмысливая всю свою жизнь. Вся его прошлая жизнь рухнула, а новая открывалась с чистого листа. Ему казалось, что он живет в каком-то багровом бреду. Перед ним вставали радужные картины безоблачного прошлого, в лихорадочных снах его преследовали образы близких и аромат роз в его саду в Ажане (он использовал стебли роз в качестве лекарства, поскольку они содержат аскорбиновую кислоту или витамин С). В этом состоянии, близком к помешательству и самоубийству, ему впервые стали являться картины, которые он воспринимал как плод своего воспаленного воображения. Это было проблески его гениального пророческого дара, о котором он сам еще не подозревал и гнал от себя, как наваждение.

Начинается новый период странствий.
Итальянский период жизни Нострадамуса ученые называют «семилетней Одиссеей». Об этом времени его жизни известно очень мало. Однако, есть предположения, что он много ездил и приобретал какие-то тайные знания. Семилетние периоды считаются в астрологии с циклом Белой Луны - ангела-хранителя гороскопа. Они приносят обновление, гармонию, примиряют с противоречиями и указывают на духовный рост.
Но одно бесспорно - после своей Одиссеи он вернулся абсолютно преображенным.

Из путешествия Нострадамус вернулся с редчайшими книгами оккультного, герметического содержания. Обретя сокровенные знания, Мишель сжигает книги, дабы они не попали в руки инквизиторов и злых людей. И когда огонь пожирал эти манускрипты вдруг воссиял загадочный свет, как будто весь дом осветился вспышками молний. Нострадамус ощутил вспышку озарения и дар пророчества.

В 1544 году сорокаоднолетний Нострадамус возвращается во Францию и сразу погружается в самую гущу событий. Он вернулся на родину в тот момент, когда там разразилась одна из самых страшных эпидемий за всю историю Франции. Когда Мишель прибыл в столицу Прованса город Экс, ему показалось, что он попал в ад: трупы валялись на улицах, а из окон доносились только стоны и плач. Врачей в городе не было - все они или уже умерли, или еще умирали, другие и вовсе бежали из Экса, называя его «проклятым местом». В течение последующих 270 дней, забыв о своих несчастьях, Мишель боролся со смертельной заразой. По его приказу с улиц города убрали все трупы, а сами улицы привели в порядок. Всем больным и здоровым было предписано соблюдать строгие правила гигиены, а на знаменитые розовые пилюли врач тратил все деньги, которыми располагал, раздавая их затем бесплатно на улицах. Усилия вкупе с опытом не пропали даром: чума отступила, и Мишель Нострадамус из изгоя превратился в национального героя. Отцы города даже назначили ему пожизненное содержание, а жители буквально засыпали его подарками и другими выражениями благодарности.

В своем медицинском деле Нострадамус стал настоящим новатором. Еще в университете он заметил, что многие медицинские средства имеют далеко не такую эффективность, какая им приписывалась. Он отказался от тех методов лечения чумы, какие были приняты в те времена, и обратился к тем средствам, которые подсказывала ему логика, здравый смысл и практика. Именно поэтому он окунулся в самую гущу чумной эпидемии и, быстро разочаровавшись в малополезных методах своих коллег, начал врачевать пациентов своими собственными, изобретаемыми прямо на ходу способами, получая прямо-таки ошеломляющие результаты. Так, ему удалось остановить эпидемии в нескольких крупных городах Франции, в том числе Каркассоне, Тулузе, Нарбонне и Бордо. Вместо изнурительных для больного и отнимающих последние силы кровопусканий он «выписывал» родниковую воду, свежий воздух и лекарства, сделанные им на основе целебных трав. Эти лекарства - розовые пилюли, замешанные на основе розовых лепестков и богатые витамином С, врач раздавал пригоршнями на улицах зараженных городов, попутно втолковывая людям правила элементарной гигиены.

Мишель переселяется в город Салон. Наконец-то семейное счастье удыбнулось ему, - в возрасте 45 лет женившись на богатой вдове Анне Понсар-Джемелье, у него появляются сыновья - Цезарь, Андрэ и Карл и дочери Мадлен, Диана и Анна.

И хотя он продолжал медицинскую практику и всегда выходил из дому в плаще и берете врача - он уже не лекарь по призванию, а предсказатель. Нострадамус пророчествует.
Не только проснувшийся пророческий дар, но и пережитая личная трагедия, ужасные лики чумы наложили апокалипсический отпечаток на сознание Мишеля. Здесь уместны слова Марины Цветаевой: «Ибо раз голос тебе, поэт, дан - остальное взято…».

В 1550 году в возрасте 47 лет он начинает записывать свои пророчества. Первая книга предсказаний была издана в 1555 году и благодаря своей популярности выдержала много переизданий - это «Центурии». В каждой главе (центурии) содержалось по сто четверостиший (катренов). Кстати, книга также помогла отделить пророчества Мишеля от скверны приписываемых ему чужих мистификаций.

Только врач, избавивший от страха чумы многие города, лично видевший тысячи смертей, в том числе смерть любимой жены и двоих детей, - только он мог без страха исследовать войны будущего с их многомиллионными жертвами и орудиями непостижимой разрушительной силы. Уникальное сочетание всех этих факторов сформировало ум и душу пророка, сделав его своеобразным посредником между прошлым и будущим.

Первое время он очень сомневался, не зная, приписывать ли свои видения снам, галлюцинациям или бреду, и лишь потом, когда они стали более ясными, чем сама реальность, - поверил. Несомненно, что в этом процессе узнавания будущего ему очень помогала астрология. Она помогала подтверждать или опровергать его догадки и картины, представавшие перед его взором. Увидев образ будущего и смутно догадываясь о времени происшествия, он спешил к своим астрологическим книгам и вычислениям, чтобы подтвердить их точность. Это было уникальное сочетание способности пророчествовать будущее и проверять его математической логикой астрологии.
Именно Нострадамусу мы обязаны открытием такого жанра, как годичный астрологический прогноз. В 1550 году он издал первый альманах с пророчествами, состоящими из двенадцати четверостиший-катренов, каждый из которых содержал предсказание на один из месяцев грядущего года. В дальнейшем такие альманахи публиковались регулярно каждый год, вплоть до самой смерти автора.

Рукопись «Центурий» Нострадамус предваряет посланием своему сыну Цезарю (Сезару), которое приносит ему в дар « с пожеланием счастья и благополучия», с надеждой правильно истолковать пророческие смыслы катренов и одновременной мольбой к Богу о даровании сыну долгой жизни и благоденствия.

Через три года последовало дополненное издание четверостиший, впоследствии ставшее еще более популярным после сбывшегося предсказания о гибели Генриха II. Все больше людей хотели заглянуть в свое будущее глазами Нострадамуса, в том числе и коронованные особы.

В предисловии к «Центуриям» Нострадамус подчеркнул: Sed quando submoventa erit ignorantia - многое прояснится, когда подойдет время устранить неведомое.

Слава о прорицателе не раз достигала и августейших ушей. В 1556 году Нострадамуса приглашают на аудиенцию к Екатерине Медичи. Царствующую особу интересует будущее династии Валуа. Мишель предсказывает скорую смерть трех королей. Пророчества начинают сбываться, и после этого уже сама королева навещает Нострадамуса - она просит предсказать судьбу семилетнего Анри Беарнского (Герцога Наварского, из рода Бурбонов). Нострадамус прибегает к изучению сигнатур (знаков) на теле мальчика и пророчит ему королевский трон.

Среди предсказаний Нострадамуса о прижизненных событиях можно выделить такое. В июле 1559 года Генрих II организовал в честь свадеб дочери Елизаветы и своей сестры рыцарский турнир, на котором и сам неутомимо сражался с соперниками. Жених сестры просил Генриха II прекратить поединки, но король бросил вызов графу Монтгомери, дабы померяться и с ним силами. Молодой граф долго не соглашался, однако все-таки принял вызов. В поединке он нанес удар копьем такой силы, что оно расщепилось и длинная острая щепа через глазное отверстие выколола правый глаз короля. Генрих II умер в жестоких муках на десятый день после ранения. Вот как об этом написано в 35–й катрене I центурии:

Молодой лев победит старого
В странном поединке в ратном поле.
Он ему проколет глаз через золотую клетку:
Из одного станут два, затем умрет, Мучительная смерть.
И действительно, оба соперника были переодеты львами, а у короля после травмы случился инсульт.

Популярность Нострадамуса возросла - сначала с негативной окраской, поскольку простолюдины стали считать его магом, а затем с положительной - после того, как Карл IX в 1564 году посетил город Салон, где жил предсказатель. Местная знать устроила королю пышную церемонию встречи у ворот города, но Карл IX заявил, что прибыл в Прованс только для того, чтобы лицезреть Нострадамуса.

2 июля 1566 года Мишеля Нострадамуса не стало. 1 июля 1566 года Нострадамус сказал своему другу доктору права Бонуа де Шавиньи: «На рассвете ты уже не застанешь меня в живых!» Утром 2 июля 1566 г. он поднялся с постели, чтобы избежать приступа астмы и упал мертвым на скамью. Очевидцы случившегося нашли, что смерть его была спокойной. Он знал день своей кончины, поскольку в июне 1566 года в экземпляре Эфемерид Стадиуса(Таблицы, содержащие расчеты положений планет и других небесных тел на определенные промежутки времени.) против 2 июля написал: «Здесь приближается смерть».

Он был довольно богатым и уважаемым человеком, конфидентом королевы-матери и лейб-медиком короля... И безмерно одиноким, до конца своей жизни страдавшим от непонимания окружающих, интриг завистников и ненависти врагов. Круг его друзей был весьма узок.
Тело Нострадамуса, согласно его завещанию, было замуровано в стене салонского храма францисканцев-миноритов в вертикальном положении. Возможно, что эту прихоть объясняют свидетельства современников о том, что Нострадамус еще при жизни кричал оскорблявшим его простолюдинам: "Подите прочь, сволочи! Вы никогда не наступите своей грязной ногой на мое горло - ни сейчас, ни после моей смерти!". Эпитафия, высеченная на прислоненной на древнеримский манер к стене храма плите, гласила: "Великому Господу. Здесь покоится прах знаменитого Мишеля Нострадамуса, который был признан достойнейшим из смертных описывать события будущего своим почти божественным пером, следя за движением звезд и всей Вселенной. Он прожил на свете 62 года, 6 месяцев и 17 дней. Он умер в Салоне в 1566 г. Да не позавидуют потомки его покою. Анн Понсар Жемелла желает своему мужу подлинного счастья ".

Жена Нострадамуса пережила его на 16 лет. Астролог оставил после себя шестерых детей - троих сыновей и троих дочерей. Сын его Сезар (1552 - ок. 1630), на которого отец возлагал большие надежды и посвятил ему первое издание "Пророчеств", стал деятелем искусств. Ему принадлежит единственный аутентичный портрет Нострадамуса-отца. Он был поэтом, драматургом и историком Прованса. Людовик XIII произвел его в камергеры и даровал статус шевалье. Андре (1557-1601), второй сын салонского прорицателя, был арестован за убийство на дуэли; после помилования он вступил в орден капуцинов. Третий сын пророка, Шарль (1556-1629), также стал стихотворцем и даже входил в тройку лучших провансальских поэтов своего времени.
Брат астролога Жан де Нотрдам в 1575 г. издал на французском и итальянском языках "Жизнеописания самых древних и славных провансальских поэтов, процветших во времена графов Прованса". Как автор пишет в посвящении королеве, к написанию этого труда его побудил его брат, "достопочтенный Мишель Нострадамус, магистр медицины и астрологии в Салоне до Кро". Книге Жана де Нотрдама был посвящен ряд специальных исследований, которые закрепили за этим трудом репутацию мистификации. В ней причудливо переплетаются правда и вымысел, подлинные факты перемежаются с явными анахронизмами. Так,например, средневековые трубадуры у него изучают античные трактаты, пишут свои песни в форме центурий(!), активно занимаются магией и астрологией, но главное - выступают против светской и духовной тирании и даже становятся авторами тираноборческих сочинений, фактически представая предшественниками ренессансных гуманистов. Наконец, буйная фантазия де Нотрдама расширила список жизнеописаний за счет стилизованных под общий стиль биографий его реальных друзей и современников, чьи имена он анаграмматически превращал в имена мифических трубадуров.

Эпитафия "Потомки да не позавидуют его покою" оказалась действительно пророческой. В 1791 г. Революционный марсельский батальон сломал гробницу и надругался над останками Нострадамуса и его сына Сезара. Мэр Салона Давид уговорил марсельцев оставить прах в покое, сказав, что Нострадамус в свое время предсказал революцию. Спасенные останки были захоронены в часовне Сен-Рока Девы Марии при салонском храме св. Лаврентия. Плита, также сохраненная мэром, прикреплена к стене. В таком состоянии могила существует и поныне.

В сегодняшнем Салоне есть музей Нострадамуса; улица, на которой жил предсказатель, теперь носит его имя. В городе установлен памятник Нострадамусу - наверное, единственный в мире памятник профессиональному астрологу и прорицателю.
Могилу Нострадамуса посещали даже короли - Людовик XIII и Людовик XIV.

Посмертной славой и до сих пор неослабевающим интересом Нострадамус обязан своему главному наследию - "Центуриям". Провиденциальный диапазон этого цикла пророчеств простирается с 1555 по 3797 годы, что затрудняет интерпретационную привязку катренов к определенным событиям. Сам Нострадамус писал в предисловии к Центурии I (в послании сыну): «…поскольку мои пророчества охватывают такой колоссальный период времени и касаются всего в подлунном мире, некоторые отнесутся к этому с недоверием».

Считается, что в «Центуриях» предсказаны многие мировые события, появление и деяния выдающихся правителей, есть там и катрены, которые можно отнести к России, например катрен 3 Центурии I:

Я вижу как рушатся царские троны,
Когда их сметает людской ураган,
Республику сделает хуже короны,
И белых и красных жестокий обман.

О Вечном Наследстве Небесное Слово,
Дадут на земле Сыны Бога Живого,
Пророчеством дни начинаний полны,
Огонь же Небесный - сильнее войны.
Губитель Земли! Как ты будешь бояться!
Ведь Ангел рождён, чтоб с тобой рассчитаться,
Пророчества древние вышли в подмогу -
Помощь от Друга, примкнувшего к Богу.
Как ясно звучит из строки завещанья,
У детища этого нет окончанья,
Вестник приходит и жизнь изменяет,
Открытое раньше - Ему помогает.
-
Такое предсказание Даёт Нострадамус на 2009 год.
(http://www.gadanie-i-goroskop.ru/interesno/5.html)

Будущее по Нострадамусу:

Нострадамус как ученый и пророк являлся сыном своего времени. Шестнадцатое столетие было во многом переломным в истории человечества. Торжество, а затем и упадок идеалов Возрождения, многочисленные религиозные войны, переход от одной формы общества к другой. Старые ценности исчезают, новые еще не сформировались. Это вызы­вает у людей ощущение безвременья, конца света. Поэтому будущее у Нострадамуса переполнено всякими ужасами - это христианское понимание ис­торических закономерностей.

Как всякий человек эпохи Возрождения, Нострадамус сочетал в себе христианский взгляд на мир с мифологическим (натурфилософским и полуязыческим). Исходя из этого мировоззрения история представлялась ему в виде вращающегося колеса Фортуны, равнодушной судьбы, которая то возносит, то сбрасывает вниз как отдельных людей, так и целые народы. Нострадамус-пророк гармонизирует эти два взгляда, делая периоды исторического благополучия, «мира» краткими и маловы­разительными, а периоды бедствий - длинными и изобилующими катастрофами, войнами и эпидемиями. Но все же в борьбе между христианским линейным представлением об истории и языческим циклическим у него побеждает языческая концепция постоянной повторяемости всех событий и ситуаций.

Церковная традиция отводит человеческой истории 6000 лет (соответственно шести дням творения), по истечении которых воцарится Антихрист. Затем снова придет Христос. Антихрист будет свергнут и наступит Золотой век, царство Божие, которое продлится ровно одну тысячу лет (соответствующих седьмому, выходному дню Бога). Затем, ровно через 7000 лет после сотворения мира, произойдет Страшный суд, и история окончательно прекратит свое течение. Но рамки церковной традиции тесны для Нострадамуса. Вращение колеса фортуны порождает у него не одного, а трех Антихристов. После царствования каждого из них Сатану заковывают и держат в глубокой пропасти. В первых двух случаях - недолго, а в третьем - предписанные церковью тысячу лет. Но оказывается, что и после этого тысячелетнего царствования Христа Сатану снова выпустят из пропасти, и все повторится сначала. Как вечно вращение колеса фортуны, так вечно будут сменять друг друга периоды мирных передышек и всевозможных бедствий.
***

Мишель Нострадамус точно предсказал многие события в мировой истории: появление кремневых ружей в 1597 году, открытие Австралии в 1642 году, появление первой паровой машины в Англии в 1769 году, объявление независимости США в 1776 году, изобретение воздушного шара в 1778 году, революцию во Франции в 1789 году, открытие электричества в 1812 году, поражение Наполеона в России в 1812 году, построение первой железной дороги в Англии в 1825 году, изобретение телеграфа в 1844 году, динамита в 1866 году, электрической лампочки в 1873 году, телефона в 1876 году, рентгеновского аппарата в 1895 году, начало Первой мировой войны в 1914 году, победу революции в России в 1917 году, рождение телевидения в 1925 году, съемки первого звукового фильма в 1927 году, начало великого экономического кризиса в 1929 году,предсказание образования государства Израиль
(это 96-й катрен 8-й центурии), появление первого человека в космосе в 1961 году, гибель президента Америки Джона Кеннеди в 1963 году и многие, многие другие. Потрясающий список, не правда ли?

Все чаще и чаще человечество задается вопросом, возможно ли избежать своей судьбы, если все распланировано вплоть до мельчайших деталей и не подлежит изменению, и не следует ли в таком случае соглашаться с народами, верящими в фатализм, детерминизм и предопределение? Что ж, с этой точки зрения, пророчества Нострадамуса призваны поколебать наше мировоззрение и вселить в наши сердца надежду на выживание. Однако для того, чтобы сохранить эту надежду, человеку недостаточно одного только разума. В каждом из столетий Создатель пробуждает пророков, призванных служить человечеству сталкерами на земных его путях.

К такого рода сталкерам относился и Мишель Нострадамус.

Http://angelsanctuary.ucoz.ru/news/2008-05-27-37
http://www.gadanie-i-goroskop.ru/interesno/5.html
http://www.kalitva.ru/116863-budushhee-po-nostradamusu.html
А.Фалилеева "МАГИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ НОСТРАДАМУСА"
Международный интернет-журнал Русский глобус №3, март 2008 год.

Алексей Пензенский. Мишель Нострадамус: мифы и реальность в свете новейших исследований.

Иллюстрация: из интернета.

Приветствую всех, кто случайно забрел на этот сайт! Вы хотите знать кто такой Нострадамус? Это известный французский астролог, врач, фармацевт и алхимик, знаменитый своими пророчествами. Жил в XVI веке,знак зодиака — Подробности в статье «Мишель Нострадамус: биография великого астролога».

Нострадамус: биография

О жизни известного предсказателя есть только скромные сведения. Его настоящее имя — Мишель де Нострдам. (Латинизированное — Nostradamus). Он родился 14 декабря 1503 года в городке Сен-Реми-де-Прованс, в еврейской семье, перешедшей в католицизм. Его отец был нотариусом.

После занятий филологией в , затем медициной в университете Монпелье. В 1534 году Мишелю присвоили докторскую степень. Он, в качестве врача и аптекаря, путешествовал по всей Франции, пытаясь искоренять чуму.

Как все врачи эпохи Возрождения, он был эрудитом, пишущим на латыни и греческом языке и занимающимся астрологией.

Мишель Нострадамус. Гравюра XVI века

Астролог был женат дважды. В 1537 г. его первая жена и дети умерли от чумы. Спустя десять лет, он женился во второй раз, от этого брака родилось шестеро детей.

Его первые предсказания приносили только неприятности. Но в 1564 Катерина Медичи и Карл IX назначили его королевским врачом и советником. Дата смерти Мишеля Нострадамуса 2 июля 1566 (62 года)

Нострадамус и астрология

Этот врач-путешественник сохранил для потомков имидж «пророка», которого некоторые расценивают как фантазера, а другие — обманщика. Мишель начал интересоваться астрологией с 1547 года.

В 1550 г. он составляет свой первый «альманах», коллекцию астрологических предсказаний на год, включая календарь и другую информацию.

В 1555 г. — публикует «Пророчества», труд, который сделает его знаменитым у потомков. Его известность такова, что он становится врачом и официальным астрологом королевы Катерины Медичи.

Пророчества Нострадамуса

Первое издание уникального труда датируется 1555 годом. Эта книга разделена на Центурии, то есть на несколько сборников по сто катренов. Благодаря загадочному стилю (смесь французского, латыни, прованского наречия и греческого языка) и искусным ссылкам, которыми наполнен текст, «Пророчества» сохранили свою тайну на протяжении веков.

Они дали повод для публикации около десяти тысяч трудов, пытающихся их интерпретировать. К тому же, несколько неверных предсказаний были приписаны астрологу, а именно — массовое убийство Варфоломеевской ночи.

Вот только несколько его точных предвидений:

  • Смерть Генриха II,
  • Судьбы королей Франции,
  • Казнь короля Карла I,
  • Начало Второй мировой войны,
  • История России в XX-м веке,
  • Образование Израиля.

В этом видео дополнительная информация к статье ↓

Цитаты Нострадамуса

  • Жизнь — это череда выборов.
  • Моим современникам трудно поверить в железных амфибий морей и земли. Чудовища выйдут на берег, крутая волна закипает вдали…
  • Жизнь не будет иметь никакого смысла, железо и орудие довершат смертельную работу.

Все чаще и чаще человечество задается вопросом, возможно ли избежать своей судьбы, если все распланировано вплоть до мельчайших деталей и не подлежит изменению, и не следует ли в таком случае соглашаться с народами, верящими в фатализм, детерминизм и предопределение? Что ж, с этой точки зрения, пророчества Нострадамуса призваны поколебать наше мировоззрение и вселить в наши сердца надежду на выживание. Однако для того, чтобы сохранить эту надежду, человеку недостаточно одного только разума. В каждом из столетий Создатель пробуждает пророков, призванных служить человечеству сталкерами на земных его путях. К такого рода сталкерам относился и Мишель Нострадамус.

Биография Мишеля Нострадамуса

Мишель Нострадамус родился около полудня в четверг, 14 декабря 1503 года в День Никасия, на пятом году правления французского короля Людовика XII в Сэн-Реми (Прованс) в семье нотариуса Жака Нострадамуса и Рене де Сэн-Реми. Его предки по материнской линии отличались незаурядными способностями в области математики и медицины. Один из них, Жан де Сэн-Реми, был лейб-медиком герцога Калабрийского. Немало врачей насчитывалось и по отцовской линии, в их числе – Петр Абрахам Саломон, сопровождавший графа Рене Прованского, титулярного короля Иерусалима, во время крестового похода. Отец принадлежал к древнему иудейскому роду Иссахар, представителям которого, чья родословная велась от Иссахара, пятого сына Иакова от Лии, приписывался особый пророческий дар.

Имя Нострадамус (Notre Dame) является свидетельством того, что обращение отца в католическую веру происходило в церкви девы Марии. Согласно обычаям того времени, имя «Notre Dame» было заменено латинизированным «Нострадамус». Предками Нострадамуса со стороны отца были еврейские сефарды, эмигрировавшие от преследований Фердинанда Католического, Изабеллы Кастильской и Святой инквизиции в Прованс, где царила относительная религиозная терпимость. Предки унаследовали от арабов искусство врачевания и склонность к каббалистике. Знакомство с мировоззрением античности сделало жизнеутверждающий греко-римский Пантеон не менее, а возможно, и более близким Нострадамусу, чем традиционная религиозность христианства.

Первоначальное образование Нострадамус получил дома под руководством деда по материнской линии Жана де Сэн-Реми. Именно дед сумел привить ребенку столь горячую любовь к постижению тайн звездного неба, что с тех пор окружающие стали называть юного Мишеля не иначе, как «маленьким звездочетом». После смерти деда Нострадамус направился в Авиньон и посвятил себя изучению целого комплекса гуманитарных наук, включавшего риторику и философию. Затем в возрасте 22-х лет он поступил в знаменитый по тем временам в Европе университет в Монпелье, славящийся своей медицинской школой.

В 1526 году в Эксе его застала эпидемия чумы. Будучи к тому времени уже искусным фармацевтом, Нострадамус изобрел противочумное средство, рецепт которого изложен в одной из его книг (ароматический состав из трав, который предписывалось держать во рту всем, кому грозило заражение). Вернувшись в Монпелье в 1529 году, Нострадамус сдал экзамен на звание доктора и некоторое время оставался доцентом кафедры медицинского факультета Университета в Монпелье. С 1536 года Нострадамус практиковал в Ажане на Гаронне, где познакомился со знаменитым гуманистом того времени Юлиусом Цезарем Скалигером.

В 1548 году Нострадамус был приглашен в Салон де Кро (Салон Прованса). Там он вторично женился на знатной венецианке Анне-Понции-Жемелле. Как явствует из послания Нострадамуса сыну Цезарю, предваряющего первые семь центурий, первая инспирация осенила его при сожжении им оккультных писаний. Своим даром предвидения Нострадамус апеллировал к Богу, в то время как астрономические расчеты и астрологические выкладки служили ему подтверждением этого дара. После издания в 1555 году первой серии его центурий Нострадамус был приглашен ко двору Генриха II, короля Франции, и 15 августа 1556 года прибыл в Париж. Нострадамус предостерег короля от участия в рыцарских поединках, указав на смертельную опасность. Однако король пренебрег предостережением Нострадамуса. Пророчество сбылось: король Генрих II умер раны, полученной на турнире 10 июля 1559 года.

Любопытен также тот факт, что Нострадамус предсказал папскую тиару безвестному в то время монаху Феличе Перетти, взошедшему на папский престол под именем Сикста V в 1585 году после смерти провидца. Предсказание нашло отражение в 76-м катрене 5-й центурий.

«Он взовьет свое знамя над небесным шатром,
Не желая иметь резиденции в городах Эксе, Карпентрасе,
на острове Фольскеров и горе Кавальон.
Во всех его владениях уничтожаются его следы.»


Следующий за Григорием XIII папа Сикст V (Монтальто), в действительности оказавшийся весьма воинственным папой, имел много стратегических планов, в частности, и завоевания Египта. Названные в 3-й строке города и остров Фольскеров (дельта Роны) являются либо папским владением, либо граничат с Авиньоном. После смерти Сикста V в народе говорили: «Фра Феличе забрал черт», – и опрокидывали статуи, поставленные ему при жизни, уничтожая, таким образом, все его следы.

В 1564 году Нострадамуса посетила вдовствующая королева Екатерина Медичи с сыном Карлом IX, а 18 октября того же года Нострадамус был принят ими в замке де л"Эмпери. На картине кисти Дени Вальверана, хранящейся в музее этого замка, изображены Екатерина Медичи, сидящая в кресле, ее сын Карл IX, стоящий за ее спиной, и Нострадамус, одна рука которого покоится на раскрытой книге, а другая – на голове обнаженного мальчика – принца Генриха Наваррского, будущего короля Генриха IV. Нострадамус предсказал, что он станет королем Франции. Его предсказание исполнилось через 26 лет, в 1590 году, когда род Валуа угас по мужской линии (после смерти Генриха II французский трон последовательно занимали три его сына: Франциск II, Карл IX и Генрих III), а в 1564 году Карл IX назначил Нострадамуса своим лейб-медиком, пожаловав ему при этом 200 золотых дублонов. Щедрость Екатерины вдвое увеличила эту сумму.

1 июля 1566 года Нострадамус сказал Шавиньи: «На рассвете ты уже не застанешь меня в живых!» Утром 2 июля 1566 года он поднялся с постели, чтобы избежать приступа астмы и упал мертвым на скамью. Очевидцы случившегося нашли, что смерть его была спокойной. Он знал день своей кончины, поскольку в июне 1566 года в экземпляре Эфемерид Стадиуса(Таблицы, содержащие расчеты положений планет и других небесных тел на определенные промежутки времени.) против 2 июля написал: «Здесь приближается смерть». Тело Нострадамуса было положено в саркофаг и погребено в стене церкви францисканцев – миноритов в Салоне.

В 1791 году, в разгар революционных событий, некий якобинец поджег церковь францисканцев и разбросал останки знаменитого предсказателя. На следующий день революционера нашли убитым вблизи Лансона. Исполнилось и это пророчество Нострадамуса, предрекавшего горе всякому, кто вскроет его могилу. Урна с останками праха Нострадамуса была вновь установлена в церкви Святого Лаврентия.

Старший сын Нострадамуса оправдал надежды, возлагавшиеся на него отцом. Цезарь стал автором истории Прованса. Людовик XIII даровал Цезарю Нострадамусу дворянский титул (кавалера) и произвел его в камергеры двора. Второй сын Нострадамуса, Мишель, был обвинен в преднамеренном поджоге и казнен в 1574 году. Третий сын, Андре, вступил в орден капуцинов. Старшая дочь, Мадлен, вышла замуж за кавалера Поля де Шокен, Анна и Диана остались незамужними.

Еще при жизни творчество Нострадамуса пользовалось успехом. Особую популярность имели альманахи, календари с предсказаниями для сельского хозяйства, содержащие тайные пророчества Нострадамуса. Сохранился прижизненный ежемесячный оракул на 1555-1556 годы, а также посмертный оракул до ноября 1567 года в виде 141-го предсказания. Вместе с одиннадцатой центурией, состоящей из 58 шестистиший и двух катренов, и двенадцатой, состоящей из 11 катренов, эти произведения составляют посмертное наследие Нострадамуса. В 1605 году они были преподнесены в дар королю Генриху IV от имени издателя Винсента Сева из Босэра, потомка Нострадамуса.

Центурии Нострадамуса – пророческое произведение всей его жизни, вошедшее в историю мировой литературы, со временем обрело подлинное бессмертие. Каждая из 9 официальных центурий содержит 100 катренов (седьмая – 42 катрена). Кроме того, центурии снабжены двумя предисловиями: первое, к 7-й центурии, посвящено сыну Цезарю, а второе, датированное 27 июня 1558 года и служащее вступлением к 8-10 центуриям, посвящено Генриху Счастливому.

Проблема установления хронологического соответствия событии, предсказанных Нострадамусом, знатоком нотариальной скорописи (так называемых нот Тирона), столь заманчивая, сколь неразрешимая в полном объеме, явилась благодатной почвой для выдвижения различного рода гипотез и вариантов реконструкции хронологической цепи. Триумфальное шествие центурий по карте исторического развития человечества, начавшееся после первого их опубликования в 1555 году продолжается до сих пор.

Мишель Нострадамус (1503–1566) – один из самых известных деятелей позднего Возрождения. О нем написаны сотни книг, сняты десятки телепередач и художественных фильмов, даже поставлена рок-опера; число статей в периодике вообще не поддается исчислению. Наверное, каждый образованный человек слышал о Нострадамусе хотя бы однажды. В этом отношении французскому врачу, поэту и астрологу, автору книги, где предсказано будущее человечества до 3797 года (так, по крайней мере, утверждал он сам), повезло даже больше, чем многим его именитым современникам (например, о французском короле Генрихе II ныне вспоминают, пожалуй, только историки). Однако последовательное научное исследование жизни и творчества Нострадамуса начато совсем недавно – в XX в.

В чем причина такого противоречия? Ответ на этот вопрос лежит в отношениях науки и паранауки. Не секрет, что эпоха Возрождения, подчас противоречивая до трагизма, несла полный пересмотр жизненных ценностей Европы. Череда географических открытий, проникновение европейцев в Америку и на Восток, повторное открытие античных литературных памятников знаменовали собой беспрецедентное расширение горизонтов сознания среднего европейца; новый мир уже не укладывался в рамки старого мировоззрения. Этому новому миру, в свою очередь, была нужна новая философия, и были предприняты попытки создать ее. Нет нужды перечислять здесь десятки имен от Марсилио Фичино и Эразма до Джордано Бруно и Кампанеллы; при всех различиях между этими философами их объединяла одна цель – создать новую картину мира, в которой человек занял бы подобающее ему, как венцу творения Природы, место.

Такую цель преследовали не только философы. Ученые, художники, писатели и поэты также видели свое призвание на этом пути, что объединяет утопийцев Мора, братство Телемской обители Рабле и героев картин Леонардо да Винчи. Вообще, трудно уловить грань, отделяющую в том же Леонардо художника от изобретателя, ученого от поэта – на построение нового мира и определения места человека в нем деятели Возрождения бросали все свои таланты и силы.

Одно из важнейших мест в новой идеологии занимал целый сонм герметических наук, в том числе магия и астрология. С нынешней (прежде всего – материалистической) точки зрения эти паранауки относятся к ложным учениям, а их адепты в лучшем случае считаются добросовестно заблуждающимися людьми.

Нострадамус являет собой яркий пример такого отношения. Можно игнорировать, например, магические трактаты Парацельса, астрологические предсказания Рабле, но вклад этих людей в мировую культуру выходит за герметические рамки. Нострадамус же – «всего лишь» астролог, оставивший после себя книгу «туманных пророчеств», лишенных, по видимости, рационального смысла и, следовательно, с традиционной точки зрения не заслуживающий внимания.

Последствия были вполне предсказуемы. Нострадамус и его пророчества были целиком отданы на откуп дилетантам, авторам сборников популярных толкований, почти всегда политически ангажированных и пристрастных. В этом ряду можно назвать А. Ле Пельтье, Дж. Хоуга, Э. Читхэм, некоторых самодеятельных отечественных авторов. В основу их книг кладутся искаженные и невыверенные переводы пророчеств Нострадамуса, вырываемые из контекста. Книга ренессансного предсказателя для них – лишь фон для их собственных политических и мистических концепций (как правило, удивительно безграмотных). Поиск мнимого ключа к якобы «зашифрованным» пророческим катренам, спекуляции на тему «грядущего спасителя Европы» создают далекую от исторической науки атмосферу. Например, многие любители «обнаруживают» в «Пророчествах» указания на свои персоны и во всеуслышание заявляют об этом, внося в нострадамусоведение элемент цирка, совершенно недопустимый в научном исследовании. Все это лишь отпугивает от творчества Нострадамуса добросовестных специалистов.

Между тем в XVI в. заниматься мистикой вовсе не означало бросать вызов «традиционной», «институциональной» науке, как сейчас. Напротив, астрономия и, например, астрология шли рука об руку, противопоставляя себя схоластике. Астрономия расширяла познания человека о Вселенной, непрерывно развиваясь от птолемеевых эпициклов и древних астролябий, через альфонсинские таблицы к теории Коперника и телескопу Галилея; астрология же помещала в центр Вселенной человека и рассматривала силу влияния на него небесных светил. Мало того, что астрология на данном этапе не противоречила общегуманистическому пафосу ренессансных философов – до открытий Кеплера в принципе не было явного противоречия и между астрологией и астрономией; каждая из этих двух «сестер» занималась своим делом, хотя они и пользовались одинаковыми инструментами (наподобие поэта и типографского работника). И не случайно астролог-романтик Кампанелла активно выступил в защиту Галилея, а герметист Бруно – в поддержку теории Коперника. Изучая мотивы, толкавшие ренессансных мыслителей на путь герметизма, мы более четко представляем себе их взгляды, отказываемся от упрощений в пользу более тонких, нюансных построений.

Мишель де Нострд, известный также как Нострадамус (1503–1566) – французский астролог, врач, фармацевт и алхимик, знаменитый своими пророчествами.

Вы увидите рано и поздно, как произойдет великая перемена,

Крайние ужасы и отмщения.

Когда Луна ведома своим ангелом,

Небо приближается ко времени, когда не будет колебаний.

(Мишель Нострадамус. Центурия 1, катрен 56)

Кроме того, герметическое наследие Возрождения представляет собой колоссальный пласт истории культуры и науки, далеко не всегда изолированный. В сочинениях итальянского врача Джироламо Фракасторо прозрения о причинах эпидемий и действенные рекомендации по их профилактике тесно соседствуют с описанием конфигураций планет, которыми, по мнению ученого, обусловлены эти эпидемии; идеальное государство Кампанеллы построено на астрологических предписаниях; медицинские трактаты Парацельса сменяются книгами предсказаний; пророчества Леонардо да Винчи не столь известны, как его полотна или естественнонаучные сочинения, однако имеют с ними тесную смысловую и творческую связь.

Пророчества Мишеля Нострадамуса занимают в этом ряду особое место. Остававшиеся до XX в. плохо изученными, они открывают исследователям свои новые, подчас совершенно неожиданные стороны, больше, чем о будущем, рассказывая о времени, в котором жил их автор. Книга прованского астролога – один из самых интересных и ярких памятников эпохи Возрождения.

Жизнь Мишеля Нострадамуса

Самое трудное в этом мире – не только познать себя, но и увидеть, как старится тиран.

Мишель Нострадамус (PP II-4).

Мишель де Нотрдам (франц. Michel de Nostredame; латинское написание его имени – Michael de Nostra Domina; Nostradamus – литературный псевдоним, взятый им позднее) родился 14 декабря 1503 г. в городе Сен-Реми в Провансе (Saint-Remy-de-Provence) в зажиточной христианской семье еврейского происхождения. Прованс, лишь незадолго до рождения Нострадамуса ставший землей французской короны, был страной, где перекрещивались пути культур Средиземноморья. «Особость» Прованса, его историческая и культурная уникальность и поныне ощущается путешественником, оказавшимся в этом краю.

В 1518–1521 гг. Мишель учился на факультете искусств в папском городе Авиньоне на степень магистра искусств. В 1521–1529 гг. он путешествовал «по разным землям и странам» ; этот период его жизни до сих пор остается туманным; можно только добавить, что 1521–1529 гг. стали свидетелями нового витка ожесточенных войн между королем Франции Франциском I Валуа и его соперником императором Священной Римской империи Карлом V Габсбургом.

Мишель де Нострд (фр. Michel de Nostredame), известный также как Нострадамус. Родился 14 декабря 1503 года - умер 2 июля 1566 года. Французский астролог, врач, фармацевт и алхимик, знаменитый своими пророчествами.

Мишель де Нострдам родился 14 или 21 декабря 1503 г. в городке Сен-Реми-де-Прованс в семье евреев-сефардов (которые в результате гонений переселились во Францию с Пиренейского полуострова), обращённых в католичество в XV веке.

Семейная легенда, пересказанная Сезаром де Нострдамом в «Хронике Прованса», гласит, что предки пророка служили лекарями при дворах Рене Доброго и герцога Калабрийского. Однако, исходя из имеющихся фактов, можно лишь утверждать, что они были достаточно образованными и зажиточными людьми.

Отец будущего предсказателя, Жом де Газоне (приняв крещение, поменял фамилию на католическую Нострдам) (1470-1547) был нотариусом, дедушка Ги Гассоне (1430-1484) торговал зерном и работал нотариусом в Авиньоне, в 1455 принял христианство и имя Пьер де Нострдам, а прадеды со стороны матери Пьер де Сен-Мари (?-1485) и Жан де Сен-Реми были врачами в Арле и Сен-Реми.

Хотя светские власти Франции мягко относились к крещёным евреям, простонародье всегда подозревало их в тайном неверии в Иисуса Христа. Духовная власть над умами и сердцами французов принадлежала Римской Католической церкви, с благословения которой в то время учинялись гонения на евреев в некоторых странах. Это побуждало последних жить в относительно изолированных общинах, сохраняя свою культуру, традиции и обычаи.

Его раннее детство прошло с прадедом по матери Жаном де Сен-Реми, который якобы учил его латыни, греческому, ивриту, математике и астрологии. После 1504 о его прадеде ничего не известно.

В 1518 году 14-летний Мишель де Нострдам отправляется на учёбу в Авиньонский университет, где учится так называемому тривиуму - грамматике, риторике и логике, а позднее квадривиуму - геометрии, арифметике, музыке и астрологии.

В 1519 в городе разразилась чума, и Мишель бросил учёбу, решив стать врачом и найти способ лечения чумы. Но он так и не нашел решения.

О последующих восьми годах его жизни нам известно лишь из его собственной фразы в кулинарно-косметической книжечке, согласно которой эти годы прошли в непрерывных путешествиях с целью «узнать и выучить источники и происхождение растений и иных простейших веществ, касающиеся вершины медицинской науки».

В 1529 году официальная биография будущего предсказателя продолжается: он поступает на медицинский факультет университета Монпелье.

По причине резких высказываний об учителях и увлечения запрещённой фармацевтикой его тут же едва не исключили из университета. Однако конфликт удалось уладить, и в 1534 году Мишель получил докторскую степень. С этого момента его фамилия пишется на латинский манер: «Nostradamus». В том же 1534 году он снова отправляется в странствия, в ходе которых знакомится с известным учёным Жюлем Сезаром Скалигером.

Вероятно по предложению Скалигера в 1536 году Нострадамус обосновался в Ажене. Вскоре в его жизни начинается чёрная полоса. В 1537 году от чумы в Ажене погибают жена и дети, в 1538 году его допрашивает Инквизиция по причине якобы имевших место нелестных высказываний о статуе Девы Марии, и в том же году по неясным причинам возникает смертельная ссора Нострадамуса со Скалигером. Нострадамус покидает Ажен. От Скалигера он получит впоследствии несколько ядовитых антисемитских эпиграмм, в которых тот намекает на скрытое иудейство Нострадамуса.

Но младший сын Нострадамуса будет назван Сезаром - возможно в честь Скалигера. Следующие несколько лет Нострадамус проводит в странствиях по Италии и Германии.

В 1544 году возобновляет врачебную практику в Марселе, а в 1546 году борется с чумой на юго-востоке Франции в Экс-ан-Провансе. За врачебную деятельность парламентом Экс-ан-Прованса ему была пожалована пожизненная пенсия.

Существуют легенды о чудодейственной силе созданных им лекарств, однако дошедшие до наших дней рецепты не выходят за рамки традиционной медицины XVI века.

11 ноября 1547 г. Нострадамус женился на Анне Понсард Жемелье , и от этого брака родится впоследствии шесть детей: Сезар (1554), Магдалина (1551), Андре (1557), Анна (1558), Диана (1561), Шарль.

Известно, что эти пророчества принесли ему неприятности. По прибытии в Париж Нострадамус был предупреждён, что власти готовятся допросить его о том, какие учения он практикует, и каким образом делает предсказания. Он срочно возвращается в Салон-де-Прованс, а затем в 1556 г. отправляется в Италию.

В 1558 г. в заключительной части Центурий Нострадамус обращается к королю Генриху II, называя того повелителем мира и обещая раскрыть историю человечества на столетия вперёд. Неизвестно, успел ли король, погибший на турнире в 1559 году, ознакомиться с письмом предсказателя.

После гибели Генриха II, по приглашению сестры покойного, Нострадамус встречается при дворе с королевой Екатериной Медичи.

В 1561 г. Нострадамусу едва удалось спастись от крестьян-католиков, обвинивших его в симпатии к гугенотам. В том же году власти на несколько дней взяли его под домашний арест, требуя описать судьбу короля Карла IX. Ответ Нострадамуса не сохранился.

В 1564 г. Екатерина Медичи и Карл IX навещают предсказателя в Салоне и затем приглашают на встречу в Арль, где назначают его королевским медиком и астрологом. Однако 2 июля 1566 г. Нострадамус умер в Салоне от осложнений подагры.

На мраморной плите над его могилой высечена надпись «Здесь покоятся кости знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, который оказался достоин запечатлеть своим почти божественным пером, благодаря влиянию звёзд, будущие события всего мира» .

Легенды о Нострадамусе:

Семейное предание, отражённое в «Хронике Прованса», вышедшей из-под пера Сезара де Нострдама, гласит, что королевский медик Абрам Саломон был прадедом Нострадамуса. Эта легенда не подтверждается фактами, но родственные связи с Абрамом Саломоном могли быть сложнее. Часто утверждают, что дедушки предсказателя познакомили его с астрологией и каббалой. На самом деле, они рано умерли. Говорят, что уже в школе его прозвали «маленьким астрологом».

Рассказывают, что однажды Нострадамус предсказал судьбу двух поросят на приёме у важной особы: белого поросёнка, сказал он, съест волк, а чёрного подадут на обед. Чтобы посрамить провидца, хозяин велел заколоть белого поросёнка, но тот уже был съеден волком, и повар заколол чёрного и подал его на обед.

К периоду итальянских путешествий относится история о предсказании папского престола молодому монаху Felice Peretti (будущий Папа Сикст V).

В 1820 и 1839 гг. были опубликованы «Пророчество Филиппа Оливариуса» и «Пророчество Орваля, записанное Филиппом Оливариусом», датированные якобы 1542 и 1544 гг. соответственно. Возникли слухи, что на самом деле они сделаны Нострадамусом во время его остановки в ходе странствий в аббатстве Орваль.

Старая история, пересказанная Шавиньи, первым исследователем творчества Нострадамуса, утверждает, что однажды провидец помог королевскому слуге найти потерянную породистую собаку.

Самая громкая слава была связана с предсказанием гибели на турнире короля Франции Генриха II (Ц.1.К.35). Вероятно, она имеет под собой основания, так как именно после этих событий Нострадамус получил признание при королевском дворе. Однако эти основания нам не известны; идея же о катрене Ц.1.К.35 носит характер интерпретации и впервые появляется спустя много лет у Сезара. Ранее Шавиньи для обоснования этой легенды использовал более сложные рассуждения.

Тот же Шавиньи пишет, что был свидетелем, как Нострадамус заранее предсказал день и час своей смерти.

По сведениям Эдгара Лероя (фр. Edgar Leroy), на фамильном гербе Нострадамуса изображены две чёрные орлиные головы и два золотых колеса с восемью спицами каждое, на красном поле . Ободы колёс сломаны между соседними спицами. Девиз на гербе гласит: «Soli Deo» (лат.: «Богу Единственному»). Неясно, достался ли этот герб Нострадамусу по наследству, или же был создан специально, после получения докторской степени в 1534 году.

Интерпретаторы полагают, что головы хищных птиц указывают на призвание врача - бороться с болезнями. Однако, истолкование символа колеса остаётся неоднозначным. Девиз «Soli Deo» представляет собой начало католического девиза «Soli Deo Honor et Gloria» («Богу Единственному честь и слава»), под которым происходило движение Реформации.

Творческое наследие Нострадамуса включает 10 центурий (942 катрена), предисловия к ним (письма сыну Сезару и королю Генриху), ряд катренов без нумерации, ежегодные альманахи с 1555 года, а также ряд произведений, которые принято считать непророческими, такие как, например, вольный перевод «Истолкования иероглифов Гораполлона» (1545).

В архивах имеются завещание и личная переписка Нострадамуса. Также существует ряд рукописей, авторство которых достоверно не установлено, но иногда приписывается Нострадамусу.

Предсказания Мишеля Нострадамуса:

Перу Нострадамуса принадлежат ежегодные альманахи, издававшиеся с 1550 года до самой смерти.

Каждый из альманахов содержал один общий катрен на год, 12 катренов по месяцам года, и обширную прозаическую часть с предсказаниями. Именно альманахи принесли Нострадамусу славу при жизни. Однако не все их тексты дошли до наших дней; в настоящее время выборка 141 катрена из альманахов (1555-1567) часто публикуется в качестве самостоятельного произведения.

Первое издание «Пророчеств магистра Мишеля Нострадамуса», называемых ныне «Центуриями», вышло в Лионе в 1555 году. Оно содержало «Письмо к сыну Сезару» и 353 пророческих катрена.

Письмо Сезару излагает оккультную философию пророчеств и даёт несколько предсказаний глобального характера (...мир приближается к анарагонической революции... к нам близится смертоносный меч мора и войны более ужасных, чем бывали на протяжении трёх человеческих жизней...). Второе издание (Лион, 1557) содержало, кроме того, 288 новых катренов и предостережение критикам (непронумерованный катрен).

Самое раннее из сохранившихся полных изданий «Пророчеств» датировано 1568 г, то есть уже после смерти Нострадамуса. Оно содержит письмо Сезару, 942 катрена (7 центурия осталась незавершённой) и письмо королю Генриху, целиком пророческое по содержанию.

([Я] рассчитал почти столько же событий грядущего времени, сколько и прошедших лет... до самого [Второго] пришествия в начале седьмого тысячелетия) .

Неясно, видел ли это письмо номинальный адресат - король Генрих, погибший на турнире в 1559 году. Известно только, что катрены из последних центурий цитировались при жизни Нострадамуса; возможно, существовало неизвестное нам издание, предшествующее 1568 году.

«Дополнительные катрены», приведённые Шавиньи в «Первом лике французского Януса» (Лион, 1594) под названием фрагментов 11 и 12 центурий, скорее всего относятся к одному из утерянных альманахов Нострадамуса. Происхождение шести новых катренов 8 центурии в издании Роффе (1588) сомнительно, а сиксены Винсента Сева (1606) считают фальсификацией.

На протяжении столетий толкователи видят в пророчествах Нострадамуса нечто весьма удивительное, выходящее за рамки простой случайности. Однако проходит время, и новые поколения обнаруживают новое понимание ранее разъяснённых фраз.

Концептуально и терминологически «Пророчества» Нострадамуса помещаются в общий контекст средневековой мистики и эсхатологии. Источником вдохновения предсказателя служит сборник Mirabilis Liber (1522), содержащий пророчества Псевдо-Мефодия, Иоахима Флорского, Савонаролы. Теория планетных эпох заимствуется почти дословно из трактата Ришара Русса. Не менее обильно цитируется Пётр Кринит. Нострадамус не проставлял ссылок на первоисточники, поэтому авторский текст трудно отличить от заимствований.

Датой конца пророчеств Нострадамуса является 2242 или 2243 год, который соответствует 6000 году от Сотворения Мира согласно I хронологии из Письма Генриху. Это согласуется с Ц.1.К.48 («Прошло 20 лет царствования Луны, в 6000 году будет править другой. Когда Солнце завершит свои усталые дни, тогда исполнится и закончится моё пророчество»).

Кстати, в 2240 году истекают 6000 лет от Сотворения Мира согласно еврейскому календарю. Кроме того, теория планетных эпох, изложенная в трудах ибн Эзра, Авраама (XII в.), Абу Машара (IX в.), и пересказанная Русса, утверждает, что эпоха Луны завершается в 1889 году, эпоха Солнца в 2242 году, и затем начинается век Сатурна, если только мир не прекратит своё существование в тот момент.

Значительная часть катренов описывает события не будущего, но прошлого, по отношению к 1555 году. Разумеется, это утверждение не следует понимать превратно. Нострадамус верил, что события мировой истории циклически повторяются, потому что повторяются планетные конфигурации и происходят одинаковые знамения. И он описал события прошлого в надежде, что таковые снова произойдут в будущем.

Около 1545 года Нострадамус в свободной стихотворной манере выполнил перевод с греческого «Истолкования иероглифов Гораполлона».

Рукопись хранилась у одного из министров Людовика XIV, а затем попала в Национальную Библиотеку Франции, где и была обнаружена уже в XX веке. По утверждению автора, в тексте рукописи описаны древние египетские рисунки и дана их интерпретация. Этот текст вызывает большой интерес исследователей, потому что многие образы из него присутствуют и в «Пророчествах». Так, в конце перевода даётся истолкование таинственных знаков «Д. М.», которые обозначают подземных богов. Эти же буквы упоминаются в 66 катрене 8 центурии, однако их не удаётся найти в исходных текстах Гораполлона.

Практически одновременно с «Пророчествами» Нострадамус издал две работы в области медицинских наук: вольный перевод «Парафраза Галена, его увещевания Менодота в изучении изящных искусств и медицины» (1557) и «Трактат о приготовлении варений» (1555). В первой из них исследователи обнаружили признаки шифра.

В 1888 году в библиотеке Рима найдена рукопись, содержащая 80 акварельных рисунка, авторство которой приписывается Нострадамусу, впрочем, бездоказательно. Она известна сейчас под условным названием «Потерянная книга Нострадамуса» (en:Vaticinia Nostradami).