Миланский собор план. Кафедральный собор в Милане (35 фото)


Миланский собор Дуомо на закате.

Главный Миланский собор (Duomo di Milano) - Дуомо или Собор Рождества Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Nascente) строился более 500 лет. Строительство началось в XIV веке, а закончилось в начале XIX века, причем последняя дверь храма была поставлена в 1965 году.

Первоначально на месте собора находилось кельтское капище. В 1386 году по приказу архиепископа Антонио Салуццо был заложен первый камень Миланского собора, посвященный Рождеству Девы Марии. Строящееся здание переживало радости и несчастья горожан и стало городским символом - защитником от злых сил.

Трудности строительства


Параметры собора впечатляют: 108 метров в высоту, 158 метров в длину и 96 в ширину, Собор украшают 150 фигурок и 135 шпилей. Это третий по величине собор в мире, после Святого Петра и Севильи. Вместимость собора 40 000 человек.


Джан Галеаццо Висконти, правитель Милана, который решил построить собор

Правитель Милана той эпохи, Джан Галеаццо Висконти, пожелал построить здание в модном готическом стиле, непривычном для Италии. Для работ были приглашены мастера из Франции и Германии. Главный алтарь был освящен в 1417 году.

Строительство продвигалось медленно, правители сменяли друг друга, и каждый вносил свои изменения в проект, собор должен был стать символом величия власти герцога – «небоскребом средневековья». Случалось, что новый хозяин велел перестроить постройки предшественника.


Стиль собора – «Пламенеющая готика», украшения создания создают эффект языков пламени. Стиль популярен в средневековой архитектуре Франции и Германии.


Собор в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

В годы правления Людовико Сфорца в XV веке в работе над проектированием собора принимал участие Леонардо да Винчи. Гений Леонардо предложил «двери-близнецы» («porta gemella»), то есть парная дверь с двумя арками. Архитекторы поддержали идею, они даже решили сделать дверь-триптих с высоким изящным шпилем. К сожалению, до конца идею воплотить не удалось.

После падения герцога Сфорца в Милане настали тяжелые времена, финансирование строительства собора прекратилось. Иностранные правители не были заинтересованы в таком масштабном проекте.


Туманным вечером Милан напоминает Петербург (вид с крыши собора)


Когда дождливо, мрачно

Однако Милан оставался точкой пересечения великих художников, миланская школа искусств ценилась во всем мире.
В XVI веке шел спор за площадку для продолжения строительства, многие знатные семьи пытались отобрать себе кусок земли в центре города у Рыночной площади.


Собор в XIX веке (Рис. Angelo Inganni)

Строительство собора в середине XVI века продолжил Карло Борромео, архиепископ Милана, который снискал добрую славу среди горожан благодаря своей благотворительной деятельности. Благодарные горожане добились, чтобы любимого епископа причислили его к лику святых в следующем столетии.


Портрет Карло Борромео, который находится в Эрмитаже.
(Рис. Орацио Борджанни)


Могила архиепископа Борромео в соборе

Собор был освящен архиепископом Карло Борромео в 1572 году, хотя еще не был полностью завершен.
Дело брата в XVII веке продолжил Федерико Борромео, который сумел систематизировать сумбурное проектирование и строительные работы.


Пламенеющая готика очаровывает


Собор в начале XX века

Он отстранил от работы архитектора Пеллегрини, у которого даже не было точного проекта фасада собора, к тому же рабочие враждебно относились к архитектору, начальник задерживал им выплату жалования. После смены начальства стройки работы начали продвигаться эффективнее.

Федерико Борромео настоял, чтобы каждая из десяти колонн высотой почти 20 метров была бы создана из одного гранитного монолита. Идея казалась безумной. Отыскать кусок подходящего мрамора удалось, но он разбился на три части при погрузке на лодку для транспортировки от места добычи.


Федерико Борромео описан в романе "Обрученные", он помогал населению в борьбе с чумой

Только в 1769 году появился 106-метровый шпиль со статуей Мадонны из позолоченной бронзы. В городе был принят закон, что ни одно строение в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города. Даже в наши дни, когда в Милане возвели небоскреб «Пирелли», на его крыше установили точную копию Богородицы.


Собор в начале XIX века, почти готов


Узоры готики

Архитектурный замысел готических игл-шпилей осуществили только в начале XIX века. Строительство здания было завершено в 1813 году (хотя последняя дверь была поставлена только в 1965 году).

Наполеон Бонапарт был восхищен проектом и щедро участвовал в финансировании завершения работ. В 1805 году в Миланском соборе Наполеон был коронован как король Италии.

Над алтарем храма хранится гвоздь, которым был распят Иисус Христос. Гвоздь спускают для прихожан в день празднования дня Воздвижения Креста Господня.


Вокруг собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

Легенды собора

По сводами Дуомо есть известная в городе икона - Мадонна Роз. На иконе нет изображений цветов, но ее имя связано с легендой.


Мадонна Роз (репродукция картины)

В 1409 году в Милане правил жестокий герцог Джан Мария Висконти, он был молод, красив и безжалостен. Герцог любил войну и собак, которых ради развлечения натравливал на людей.


Джан Висконти в образе святого мученика Домнина, который изображался с собаками

В мае 1409 года уставшие от кровопролитных войн горожане окружили процессию герцога с криками: «Мира! Мира!». Разгневанный правитель велел своим солдатам убить мятежников, в этот день погибло двести горожан. Герцог запретил произносить слово «Мир», даже в церковной службе заменили латинское слово «pacem» (мир) на «tranquillitatem» (покой).

Оскар Уальд упоминает герцога Джана Висконти в романе «Портрет Дориана Греня» среди «тех, кого Пресыщенность, Порок и Кровожадность превратили в чудовищ или безумцев».

Однажды для военных нужд герцог приказал разграбить строительную площадку Дуомо. Очень набожная женщина боялась небесной кары, она каждый день приходила к образу Богородицы с букетом роз и просила пощадить город. Однажды она нашла свой засохший букет оставленный несколько дней назад и начала плакать, молясь о спасении своего сына, раненного в бою. Розы снова расцвели: поэтому икона получила название – Мадонна Роз.

В 1412 году герцог Джан Висконти в возрасте 23 лет был убит заговорщиками на пороге церкви.


«Джан Мария Висконти, травивший людей собаками; когда он был убит, труп его усыпала розами любившая его гетера».

Правителем Милана стал его брат Филипп, тоже жестокий психопат… но это уже другая история, к которой мы потом вернемся.


Милан и Миланцы

До середины девятнадцатого века часы Милана регулировались меридианом Дуомо. В отверстие на потолке попадал луч света, который падал на пол, а когда свет достигал отметки «полдень», передавался сигнал звонить в колокол Кордузио (Cors Ducis, герцогский суд), который контролировал торговлю. Торговая деятельность регулировалась на Рыночной площади у Дуомо.


Торговля на площади возле собора в 1830х годах (Рис. Angelo Inganni)

Призрак собора

Говорят, в соборе бродит местный призрак – Невеста в черном. Этот призрак проявляется на свадебных фотографиях молодоженов, сфотографировавшихся на фоне Дуомо.

Эта таинственная фигура - призрак некой Карлины, жившей недалеко от озера Комо, где по древнему обычаю невеста кутается в черный шелковый наряд. Эта маскировка помогала обмануть слуг феодала, который часто требовал «Право первой ночи» с невестой.

В холодный и туманный октябрьский день Карлина вышла замуж за своего жениха Рензино. Новобрачная была в традиционном черном шелковом наряде. Молодожены отправились в Милан на медовый месяц и решили подняться на крышу собора. Среди шпилей, покрытых туманом, постепенно стали появляться статуи химер и драконов, которые испугали бедную Карлину.


Вечером на крыше Дуомо всякое может привидеться

Ее мучило чувство вины, Карлина изменила накануне свадьбы своему жениху и была беременна от любовника. Она решила ничего не говорить будущему мужу… И вот это вызывающие волнение воспоминания, тихое место возле неба, где в дымке появились тревожные фигуры - все это напугало новобрачную. Карлина отпустила руку жениха и бросилась бежать среди статуй, крича от страха.

Ее испуганный муж увидел, как Карлина упала в пустоту, а затем исчезла, поглощенная шпилями Дуомо. Легенда гласит, что тело Невесты в черном так и не было найдено.


Ночной собор

На сегодняшний день есть много свидетельств, рассказывающих о тревожной черной фигуре с белыми глазами, которая появляется на фотографиях за молодоженами у Миланского собора.

Не бойтесь, говорят, это доброе привидение и желает всем счастливого и мирного брака, которого у нее не случилось.


Туманное утро в Милане, "Городская стража" выходит на пост

Информация о входе:
Вход в собор платный. Очередь длинная. Касса находится в соседнем здании, а там тоже очередь. Билет лучше купить на сайте. https://www.duomomilano.it/en/ticket/

Можно войти утром бесплатно назвавшись «руссо пилигримо» (русский паломник) и послушать мессу, но тогда походить по собору и фотографировать не получится.

Билет на крышу собора продается отдельно, поэтому лучше купить сразу общий билет: собор и крыша.

Кто не устал,


Милан чем-то отдаленно напоминает Москву: тот же радиально-кольцевой принцип градоустройства, согласно которому от центра в разные стороны расходятся дороги, попутно пересекая кольца бывших крепостных стен. В центре города – Самая Главная Площадь с Самым Главным Зданием. В Милане это Собор Дуомо, находящийся на одноименной площади. Кстати, в этом городе есть и свой «Кремль» – замок Сфорца, по образу и подобию которого и был построен московский. В одном из музеев замка хранится и часть сокровищ Дуомо.

Среди всех достопримечательностей города собор занимает особое место. Дело здесь не только в его популярности у туристов (ежегодно только на его террасы поднимается до 700 000 человек).

Собор Дуомо в Милане – это уникальное здание, аналогов которому не существует. Во-первых, это единственный католический храм, построенный из белого мрамора. Во-вторых – единственный итальянский собор, изначально возводимый в стиле пламенеющей готики. В-третьих, это пятый по величине храм в мире, способный вместить до 40 000 человек.

Собор Дуомо в Милане: средние века и Возрождение

В центре Милана всегда была площадь, и всегда на этой площади стоял храм. Кельты, основавшие поселение у отрогов Альп в VII в. до н.э., устроили здесь святилище. Римляне, давшие этому поселению свое название – Медиоланум – возвели храм Минервы.

В IV в. на развалинах этого храма возникла церковь Святой Теклы (Феклы). Спустя 2 века церковь была разрушена лангобардами, и вновь отстроена уже в VII в. в качестве базилики Богородицы – Санта-Мария Маджоре.

В XIV в. почти вся Италия была истощена непрекращающимися войнами и эпидемиями. Но для того, чтобы показать внешним и внутренним врагам, что Милан – это по-прежнему один из сильнейших и богатейших городов Европы, герцог Джангалеаццо Висконти (1351-1402) повелел построить на главной площади собор невиданной красоты, размеров и … стоимости.

Так как в те времена светские правители не были полномочны отдавать такие распоряжения в отношении земли, принадлежавшей католической церкви, приказ был подписан епископом Антонио Салуццо.

В центре Милана всегда была площадь, на которой всегда стоял храм

Церковь Санта-Мария Маджоре была снесена, и 23 мая 1386 г. на главной площади города началось строительство собора, посвященного Рождеству Богородицы.

Но невиданное дело: к участию в создании проекта были привлечены не признанные итальянские архитекторы, а немецкие и французские мастера. Такого в истории еще не случалось. Ведь итальянцы всегда довольно скептически относились к «варварской» готике, при том, что первые ее образцы появились на благодаря норманнам еще в XI в. Впрочем, уже в 1387 г. главным инженером был назначен итальянец Симоне да Орсениго.

Первоначально планировалось, что храм будет возведен из кирпича особого обжига; остатки кирпичной кладки, относящейся примерно к концу XIV в., сохранились и по сей день. Но вскоре герцог распорядился использовать для строительства кантолийский мрамор из собственного карьера неподалеку от Лаго-Маджоре.

Для облегчения доставки мрамора от карьера до стройплощадки в Милане были прорыты глубокие каналы. За материал герцог не взял у Святого Престола ни гроша, но вскоре строительство все равно было остановлено из-за отсутствия у церкви необходимых средств.

Духовные власти, несмотря на все свое влияние, так и не нашли возможность продолжить возведение храма. Собор Дуомо в Милане пришлось передать светским правителям, которые довольно быстро смогли собрать с богатых граждан соответствующую дань. Строительство было возобновлено.

В 1417 г. состоялось первое освящение собора, точнее, его главного алтаря. Примерно теми же годами датируются и самые старые витражи, созданные в Тироли.

Собор Дуомо украшают 45 огромных витражных панно

Почти столетие проектом собора занимались попеременно то немцы, то итальянцы, пока в 1470 г. главным архитектором не был назначен Джанифорте Солари, тяготевший к ренессансным формам. Параллельно он вел и работы по возведению церкви Санта Мария делле Грацие. В 1492 г. строительством этой церкви занялся Донато Браманте, пригласивший для ее росписи Леонардо.

Именно Браманте и Леонардо, которого интересовало все и всегда, а не только , над которой он тогда работал, предложили Солари модернизировать проект.

Так Собор Дуомо в Милане обзавелся необычным восьмиугольным куполом. В 1572 г. основное строительство завершилось, после чего собор был торжественно освящен кардиналом Святым Карло Борромео (1538-1584), похороненным, кстати, в одной из крипт собора.

Собор Дуомо в Милане: от Нового времени до наших дней

Современный вид Собор Дуомо в Милане приобрел гораздо позже: в XVIII-XIX вв. В 1769 г. его украсил шпиль высотой 104 м с позолоченной статуей Богородицы высотой 4,16 м и весом почти в тонну. Горожане сразу прозвали ее на свой манер – Мадоннина («Мадонночка»), а испанские Габсбурги, правившие в те годы Миланом, тут же поспешили издать указ, согласно которому ни одно здание в городе не должно было быть выше шпиля собора.

Вскоре Собор Дуомо в Милане обзавелся и еще одной диковинкой. Металлическая лента вдоль входа – это не что иное, как астрономические часы конца XVIII в. Кстати, колонны храма – это тоже своего рода «календарь»: всего их 52, по числу недель в году.

В 1769 г. Собор был украшен стометровым шпилем с позолоченной статуей Богородицы

Причудливо-ажурный фасад собора, который сразу привлекает к себе внимание, стоит лишь увидеть площадь Дуомо в Милане , появился благодаря Наполеону.

Наполеон, пожелавший к тому времени стать королем Италии, решил, что торжественная церемония коронации состоится именно в этом соборе. Что и произошло в 1805 г. Однако знаменитый «каменный лес» в неоготическом стиле (135 шпилей), был окончен только к 1813 г. Руководил строительством нового фасада архитектор Карло Амати.

На внешних стенах и шпилях Дуомо находится 2300 статуй

Работы по украшению собора продолжались вплоть до 60-х гг. прошлого века. В создании витражей и скульптур на протяжении XV-XX вв. принимали участие едва ли не все известные итальянские мастера. В настоящее время на его внешних стенах и шпилях находится 2300 статуй, во внутренних помещениях – еще 1100.

Дуомо в солнечные дни, которые в этом городе отнюдь не редкость, – это еще и настоящий «калейдоскоп»: его стены и архитектурные элементы украшают 45 огромных витражных панно.

Часы работы и билеты

Знаменитый немецкий поэт-романтик Гейне считал, что осматривать площадь Дуомо в Милане и собор лучше всего ясной лунной ночью. Именно в такую ночь белое мраморное здание выглядит по-настоящему прекрасным.

Проверить, так это или нет, в наше время невозможно: собор Дуомо в Милане, подобно тысячам других достопримечательностей по всему миру, в темное время суток подсвечивается со всех сторон. Зрелище, впрочем, потрясающее. Однако ночью собор закрыт, да и гулять по городу в это время в одиночку лучше не стоит.

Каждую зиму в соборе выставляются квадрони Св.Карло Борромео

Не работает собор и во время Рождества, 1 января и 1 мая. В остальные дни доступ в Дуомо возможен с 8:00 до 19:00. Стоимость билета для взрослых – 3 Евро, для детей от 6 до 12 лет – 2 Евро и до 6 лет – бесплатно.

По билету в Дуомо также можно посмотреть Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо.

Существует разновидность билетов, включающих дополнительно и Археологическую зону Дуомо, но они стоят дороже – 7 Евро. Для посетителей до 26 лет предусмотрена скидка на эти билеты – они обойдутся в 3 Евро.

Билеты на террасу Миланского собора

Еще один популярный аттракцион в Соборе – попасть на его террасы. Стоимость прогулки по «каменному лесу» зависит от того, решите ли вы подниматься на крышу по винтовой мраморной лестнице (€9) или на лифте (€13). Для детей от 6 до 12 лет предусмотрена скидка – для них билеты обойдутся в 4,5 и 7 Евро, соответственно.

Террасы открыты ежедневно с 9:00 до 19:00, однако кассы работают до 18:00, а последних посетителей пропускают в 18:10.

Duomo Pass

Совместить посещение Собора и Террасы можно с помощью Duomo Pass. Он объединяет возможности расширенного билета в Дуомо (с возможностью доступа в Археологическую зону), а также посещение Террасы с подъемом на лифте.

Главное удобство Duomo Pass – возможность избежать очередей на месте, которые периодически могут быть достаточно длинными. Кроме того, Duomo Pass выпускается без привязки к дате и конкретному времени посещения. То есть, Вы можете использовать его в любой удобный для себя день до конца года.

Узнать больше о Duomo Pass и приобрести его онлайн можно на этой странице .

Как добраться до Дуомо и примечательные события

Самый простой способ доехать до миланского Собора - воспользоваться метро («желтая» линия 3) от (ж/д вокзала). Собор находится в самом центре города, а станция, которая Вам нужна, так и называется – Duomo.

Если Вы в Милане всего на несколько дней, то может оказаться удобней найти отель в непосредственной близости от Дуомо. Самую большую подборку таких отелей можно

Одним из самых известных памятников Италии является Миланский собор. Величавое здание, расположенное в самом центре одноименного города, поражает изяществом форм и фундаментальностью одновременно. С историей собора связано множество интересных фактов.

Место и сроки возведения постройки

Миланский строился в течение 4 веков, такими солидными временными затратами может похвастаться не каждый мировой памятник архитектуры. Официальной датой начала работ стал далекий 1386 год. В первой половине XIX века все основные мероприятия были завершены, однако отдельные работы продолжали вестись и в более позднее время. Так, в 1965 были воплощены в жизнь последние нововведения. С этого времени строительство собора было завершено в полной мере.

Место для возведения собора было выбрано особое. На протяжении нескольких веков здесь возводились различные святилища, храмы и церкви. Самой первой местной постройкой принято считать кельтское сооружение, а через несколько веков римляне возвели на этом же месте храм Минервы.

Причина возведения собора

Четырнадцатый век — время для Италии и Европы непростое. потонул в войнах, голоде и Строительство такого крупного собора стало в своем роде символом, подтверждающим силу, власть и крепость города Милана и его жителей, которым не страшны были даже самые жуткие мировые беды. Базилика, построенная в честь пресвятой Богородицы, позволяла жителям неустанно молиться своей покровительнице, не терять надежду на лучшее. Считается, что в городе не разрешено строить здания, превышающие самую высокую точку собора. Горожане по сей день свято чтут образ Божей Матери и часто приходят в Дуомо помолиться ей.

Миланский собор в лицах

Распоряжение о начала строительство крупнейшего городского собора отдал герцог Джангалеаццо Висконти. Первоначальный проект был разработан местным архитектором Симоне де Орсениго, затем в работу включились европейские специалисты из Франции и Германии, что было довольно редко для строительства тех времен. Итальянцы считали выходцев из варварами, которые ничего не смыслят в искусстве. Более 10 известнейших архитекторов и такое же количество помощников курировали постройку за все время ее возведения. Для строительства собора был выбран не только редкий в те времена стиль, но и необычный материал - белый мрамор. Правда, изначально для возведения собора планировали использовать кирпич, но позже от этой идеи было принято решение отказаться.


Большое влияние на постройку Миланского Дуомо оказал Наполеон, благодаря его стараниям строительные работы значительно ускорились. Возможно, именно поэтому статуя знаменитого императора также украсила один из шпилей.

Особенности внешнего убранства

Миланский собор гармонично впитал в себя множество разнообразных архитектурных направлений, основным из них является готический стиль. Постройка украшена огромным количеством деталей, здесь встречается и резьба, и скульптуры, и утонченные шпили, поднимающиеся в итальянское небо. Одной из наиболее примечательных статуй является прекрасная Мадонна, именно в ее честь и было начато строительство. Фигура высотой 4 метра и весом около тонны выполнена из бронзы и покрыта позолотой. Узнаваемым элементом собора является и центральная крыша с бесконечным количеством шпилей, возведенная еще в 1404 году и отлично сохранившаяся до наших дней.

С крыши Миланского собора открывается изумительный вид на окрестности города. Поднявшись на верхнюю площадку сооружения по лестнице или на лифте, вы сможете оценить галерею имени Виктора Эммануила Второго, известную на весь мир оперу Ла Скала, полюбоваться на изумительные крыши миланских домов.

Особенности внутреннего убранства

Миланский собор знаменит не только великолепным внешним, но и не менее прекрасным внутренним убранством. Базилика отличается значительными размерами, ее принято считать второй по величине в Италии. Одновременно в соборе может находиться порядка 40 тысяч человек, самая высокая точка достигает отметки в сто шесть с половиной метров, длина же постройки равна 158 метрам. Убранство собора поражает фундаментальностью и символизмом. Внутри расположено 52 колонны, по количеству недель в году. Особое место среди предметов базилики занимает одна неприметная, казалось бы, статуя. в Миланском соборе почитаем и любим миллионами католиков. Этот великий мученик жестоко пострадал за веру, с него еще живого была содрана кожа.

Миланский собор в Италии обладает еще одной мировой реликвией. Возле алтаря находится гвоздь, который, по преданию, был вколочен в ладонь Иисуса Христа. К сожалению, на его обозрение широкой публике дается только один день в году, 14 сентября. Также туристы довольно часто осматривают египетскую ванную, в которой проводится обряд крещения, многочисленные красочные хоры и мавзолей-усыпальницу Д. Д. Медичи.

Дуомо - Миланский собор - имеет и еще одну особенность. Возле его центрального входа расположены в виде металлической ленты.

В чем заключается уникальность Миланского собора?

Миланский собор уникален во многом, вот лишь несколько фактов, по которым можно судить о его необычности:

  • белый мрамор, из которого построен собор, не использовался для строительства каких-либо других религиозных сооружений в Европе;
  • первым был запланирован и воплощен в уникальном архитектурном направлении пламенеющей готики;
  • является одним из самых крупных на территории Италии и Европы;
  • строительство проводилось не на деньги церкви, а на пожертвования знати, что было довольно необычно в те времена;
  • участие в разработке проекта и строительстве принимали архитекторы со всей Европы;
  • длительный срок строительства;
  • ежегодно более 700 тысяч человек приезжает в Милан, чтобы полюбоваться необычной красотой кафедрального городского собора. Историческая эпоха навсегда оставила свой след в величественной архитектуре Дуомо, который впитал в себя всю историю Италии и Милана.

Дуомо Милан, он же Миланский собор или если хотите кафедральный собор в Милане – главный символ самого модного города Италии. Сюда едут, чтобы устроить грандиозный шопинг и посмотреть на легендарный Duomo di Milano. По популярности среди церквей собор Дуомо в Милане уступает только двум: барселонской Саграда-Фамилия и парижскому Нотр-Даму.

Дуомо Милан – единственный в мире католический собор из белого мрамора, второй по размерам итальянский храм после собора Святого Петра, пятый по величине храм всего мира. Вживую он выглядит величественно, поэтому и правда лучше один раз увидеть. Хотя бы разочек! Авиабилеты в Милан ищите на https://ifly.ua .

Фотографии, даже самые искусные, не могут передать все великолепие храма. Ежегодно полюбоваться на Миланский собор приезжают сотни тысяч человек. Кафедральный собор Дуомо в Милане уникален, и это не преувеличение. Постараюсь убедить вас посетить храм, расскажу об истории и современности Дуомо, самых интересных местах и объектах в храме. В конце статьи приведена полезная информация: время работы, цены на билетах, способы добраться до символа Милана.

Первые блоки в основание храма заложили в 1386 году. Но и до этого на современной Пьяцца дель Дуомо в Милане стояли святилища и базилики:

  • VII век до н. э. – кельтское капище, посвященное языческим богам.
  • I век до н. э. – римский храм Минервы в Медиолануме.
  • IV век – церковь Санта-Текла или церковь Святой Феклы.
  • VII век – базилика Санта Мария Маджоре, посвященная Богородице.

В XIV веке при власти Джан Галеаццо Висконти в Милане начали строить грандиозный собор. Церковь Богородицы снесли, а для постройки готического храма пригласили мастеров из Германии и Франции. Главным автором проекта Дуомо Милан стал итальянец Симоне де Орсениго. Вплоть до 1470 года строительство шло медленно, денег не хватало, а архитекторы часто менялись.

Спустя столетие после начала работ проектом занялся Джунифорте Солари. Помогать себе он позвал не абы кого, а мастеров Браманте и Леонардо – да, того самого да Винчи. Консультанты посоветовали разбавить готический стиль элементами Возрождения, так появился главный купол. Собор Дуомо окончательно освятил Карло Борромео в 1572 году – похоронили будущего святого здесь же.

Современный облик храм получил только к XIX веку. В 1769 году на здании появился главный его символ – шпиль высотой 106 метров с четырехметровой статуей Мадонны. По указу властей ни одно здание не должно заслонять статую, поэтому на небоскребе «Пирелли» стоит ее точная копия. Собор Дуомо в Милане заканчивали при Наполеоне, в 1813 году на фасаде появился знаменитый лес из 135 мраморных игл.

Собор Дуомо в наши дни

Окончательную отделку собора закончили в 1960-х годах. В 2009 году власти Милана провели реставрацию, так что собор выглядит впечатляюще. Снаружи заметнее всего сотни каменных шпилей на фасаде. На иглах и стенах стоит 2300 статуй, еще 1100 находится внутри Миланского собора. В интерьере больше всего поражает лес из колонн, их тут 52. Колонны уходят вверх к сводчатому готическому потолку.

Расскажу, что обязательно стоит посмотреть в Дуомо.

Самые интересные места и объекты Дуомо

Сам по себе собор уже впечатляет, как снаружи, так и внутри. Легко потеряться, поэтому я подготовил список самых интересных мест. Вход внутрь собора стоит 3 евро, но о ценах подробнее читайте в конце.

Мавзолей Джан-Джакомо Медичи

Внутри католических соборов часто хоронили умерших – влиятельных особ своего времени. Карл Борромео в конце XVI века повелел убрать из Дуомо все захоронения, чтоб не распространять чуму. Джан-Джакомо Медичи стал последним, кого похоронили и оставили внутри Дуомо (Милан).

Мавзолей маркиза из семейства Медичи до XX века считали работой Микеланджело. На самом деле построил его Леоне Леони, лидер итальянского маньеризма. Под мавзолеем находится крипта и самого Карла Борромео – здесь лежат мощи святого, открывшего храм в 1572 году.

Раскопки и баптистерий Святого Стефана

Под собором находятся подвальные помещения и катакомбы. Они остались со времен церкви Богородицы, которую снесли для постройки храма. Внизу проводят археологические раскопки, а на уже расчищенном месте стоит баптистерий Святого Стефана. Миланский собор Дуомо предлагает посмотреть на собранные сокровища в баптистерии – это бесплатно. Но вход на действующие раскопки стоит 7 евро.

Гвоздь из креста Иисуса Христа

В главном зале собора над алтарем вы наверняка заметите красную точку. Она отмечает место хранения гвоздя – одного из распятия Иисуса Христа. Находится реликвия на высоте 45 метров в контейнере под куполом. Ежегодно 14 сентября собор Дуомо празднует Воздвижение. В этот день епископ поднимается к гвоздю на особом лифте в виде облака, спускает его вниз и обходит весь собор для освящения.

Статуя святого Варфоломея

Справа от алтаря стоит статуя одного из апостолов Христа – святого Варфоломея. По преданию, с мученика заживо содрали кожу инквизиторы. Автор статуи – Марко д’Аграте – создал творение в 1562 году. Получилось у него мастерски, на теле святого виден каждый мускул. То, что кажется сначала плащом на плечах Варфоломея, на самом деле является его собственной кожей!

Обзорная площадка на крыше

Когда с осмотром внутренних помещений собора вы закончили, советую подняться на крышу. С террасы открывается интересный вид на собор Дуомо в Милане и сам город в обрамлении мраморных игл на фасаде здания. Подняться наверх можно за 9 евро пешком по винтовой лестнице, она находится у северной стены. За 13 евро можно прокатиться на лифте, который стоит около апсиды.

Музей Дуомо

В стоимость входного билета в собор – 3 евро – входит и посещение музея Дуомо. Он находится рядом с главным входом, справа. В музее в 26 залах собраны картины, витражи, драгоценности, модели собора за всю его историю с 1386 года. Вместе с музеем можно зайти и в церковь святого Годегарда. Она находится к югу от Пьяцца дель Дуомо и интересна колокольней с первыми механическими часами в Милане.

Церковь Благовещения святой Марии

Сразу за главным храмом находится еще одна небольшая церковь. Она посвящена Богородице, а стоит на месте бывшего кладбища Дуомо Милан. Построена церковь в стиле барокко, внутри есть орган и под него регулярно проводят богослужения. Зайти можно бесплатно, с мессы вас никто не выгонит. Неплохая возможность послушать орган в Милане – обычно за это берут деньги.

Полезная для посещения Дуомо информация

Официальный сайт собора: duomomilano.it (есть версия на английском языке). Информацию, приведенную ниже, на всякий случай советую проверять и на сайте. Я вношу изменения, если изменилось время работы или стоимость билета, но не всегда это получается делать оперативно.

Время работы главного собора, музея и других достопримечательностей:

  • Собор Дуомо: ежедневно с 8:00 до 19:00 (касса закрывается в 18:00), кроме 25 декабря, 1 января и 1 мая.
  • Мавзолей Джан-Джакомо Медичи и крипта святого Карла: понедельник—пятница – с 11:00 до 17:30, суббота – с 11:00 до 17:00, воскресенье – с 13:30 до 15:30.
  • Баптистерий Святого Стефана: ежедневно с 9:00 до 18:00.
  • Раскопки под баптистерием: ежедневно с 9:00 до 19:00.
  • Обзорная площадка на крыше: ежедневно с 9:00 до 19:00.
  • Музей Дуомо: каждый день, кроме среды с 10:00 до 18:00.
  • Церковь святого Годегарда: каждый день, кроме среды с 10:00 до 18:00.
  • Церковь Благовещения святой Марии: ежедневно с 9:00 до 18:00.

Стоимость обычных входных билетов

  1. Собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда: 3 евро для взрослых, 2 евро для детей 6-12 лет, школьных и паломнических групп. В соборе по этому билету можно осмотреть мавзолей Джан-Джакомо Медичи, крипту святого Карла, баптистерий святого Стефана. В музее в стоимость входят все залы.
  2. Раскопки под баптистерием Святого Стефана: 7 евро для взрослых, 3 евро для посетителей младше 26 лет, школьных и паломнических групп. Это расширенная версия первого пункта, то есть сюда уже входит входной билет в сам собор, музей Дуомо и церковь святого Годегарда.
  3. Обзорная площадка на крыше: пешком – 9 евро для взрослых и 4,5 евро для детей, на лифте – 13 евро для взрослых и 7 евро для детей.

Бесплатно попасть в собор могут дети до 6 лет, люди с ограниченными возможностями, военнослужащие в униформе, гиды туристических групп.

Стоимость комплексных билетов

  1. Пропуск в Дуомо А (собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда и подъем обзорную площадку на лифте): 16 евро для взрослых и 8 евро для детей.
  2. Пропуск в Дуомо Б (собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда и подъем обзорную площадку пешком): 12 евро для взрослых и 6 евро для детей.

Комплексные билеты удобны тем, что действуют 72 часа. То есть можно в один день сходить в собор и подняться на обзорную площадку, а в другой – вернуться на площадь и зайти в музей.