Мифы о грифонах. Грифоны в мифологии и жизни

Грифон одно из древнейших мифологических существ, которое смогло перейти с пожелтелых манускриптов в современную жизнь. Этот красивый зверь оставил отпечаток своих когтистых лап на гербах, рисунках, фэнтези книгах и в компьютерных играх. Этот рассказ о нём.

Как выглядит грифон и его родословная

Почему грифон выглядит именно как вмешение льва и орла, не знает никто. Впрочем, если читать хотя бы средневековые бестиарии, то понимаешь, что фантазия в древние времена у людей была безгранична. Поэтому современное искусствоведенье различает несколько видов мифологических существ подобного рода. Есть львиные грифоны, когда у зверя тело и голова львиные, а крылья и лапы птичьи. Есть и классические грифоны, с головой орла. Собственно «грифоном» можно назвать любое существо с крыльями и лапами птицы, которое нельзя точно причислить к уже известному божеству или мифологическому персонажу. Считается, что своё происхождение образ грифона ведет из Передней Азии. Прототип их изображения появляется в религиозных культах Вавилона и Ассирии.

В Вавилоне часто делали такие скульптуры у входа в дом. Пятая нога нужна была для визуального эффекта: если идти на чудовище, то оно сделает вам шаг навстречу.

Там был очень распространены статуи «хранителей», в виде льва с крыльями и человеческой головой. Постепенно этот образ, распространяясь с разные страны, менялся. Так в Древней Греции грифоны имели уши из перьев, или же нечто похожее на рога. Образ грифона как мифологического существа с телом льва и головой орла был очень устойчив у греков, и можно говорить, что таковым сложился именно у них. Где же живет грифон? В древности его помещали на две точки карты мира. Первое это Скифия, в сторону ближе к гипербореям, и в Индию. Нрав у грифонов был агрессивный и враждебный людям. Согласно автору 4 века до н.э. Сервию Туллию, они не любят лошадей. Считалось, что у грифон это ездовое животное бога солнца Апполона. Он посещал иногда Гиперборею в колеснице запряженной грифонами или же был верхом на них.

Роспись на вазе. Древняя Греция

Так же грифоны были спутниками богини возмездия Немисиды. Обычно Немесида изображалась с символами равновесия, скорости и воздаяния - очевидно, что грифоны и выступают олицетворением последних двух качеств. Возможно также, что здесь тоже присутствует некая связь с мифом о гипербореях, так как этот народ, как считалось, никогда не навлекал на себя гнев богини. С Средние века образ грифона поначалу чуть было не исчез со страниц сочинений, ведь Европа в то время растеряла многое из греческого наследия. Но все же грифон остался в бестиариях. Его усиленно помещали в Индию.

«Находятся там (в Индии – прим.ред) золотые горы, куда дойти из-за близости драконов, грифонов и людей крайне чудовищного вида, невозможно». Исидор Севильский «Этимологии».

Грифоны в современной культуре

Битва грифона и Геральда. Ведьмак 3

В наши дни только ленивый автор не описывал грифона или ему подобных существ в фэнтези книгах. Частые они и герои игр. Так в серии книг о ведьмаке Анджея Сапковского неоднократно встречаются эти звери. Так же есть «Школа Грифона», где готовили ведьмаков для сражений с чудовищами. В компьютерной игре по миру саги можно найти доспехи грифона. Чертежи с ними расположены в окрестностях Велена. Просто обследуйте все неизвестные места и обязательно их найдете. Так же грифоны были в играх Word of Warcraft, пресловутой Линейке и многих настольных играх. Еще грифоны есть в книгах Андре Нортон, Клиифорда Саймака. В произведениях Клайва Стейпса льюиса про Норнию грифоны помогают в сражении войскам льва Аслана. В кино грифоны не редкость, нужны они там или нет. Ведь они внешне эффектные существа и кадры полета с ними придают эпичности фильму.

Грифоны в геральдике

Грифон часто встречается на гербах. Это символ власти, могущества и бдительности. Встречается вариант морского грифона, у которого рыбий хвост вместо задней части тела. Грифон есть на родовом гербе Романовых, так же гербах Свердловской области, Керчи, Саянска.

Герб города Керчь в 19 веке. Сейчас тот же грифон на красном фоне и без короны.

Родовой герб рода Романовых.

Грифоны в архитектуре

Грифоны, наравне со львом и драконом , достаточно распространенный мифологический образ в архитектуре. Когда то изображали их как реально существующих зверей, позже как декоративный элемент. Знаменит на весь мир Банковский Мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге. Грифоны с золотыми крыльями маскируют крепления моста.

Впрочем, грифонов в Петербурге хватает.

В России, как и в других Европейских странах, грифоны часто встречались в летописях и барельефах. Это украшение церкви на Нерли.


Статуя грифона на воротах в Ботанический сад Карлсруэ, Германия.

Небесные жители страны Фэнтези. Грифон.

Сообщение Верлиока

Грифон - фантастическое, мифическое существо, полуорел-полулев , с длинным змеиным хвостом. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие. Грифоны, в греческой мифологии чудовищные звери с изогнутым орлиным клювом на птичьей голове и телом льва.
Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Грифон способен был поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов в одной упряжи. В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы.

Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.
В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI века до нашей эры), а затем в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).

Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. (греч.) (слав.)

Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду, Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегу т грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

Уже около 400 лет учёные-гуманисты , историки, фольклористы, филологи, археологи, палеозоологи упражняются в попытках объяснения происхождения образа грифонов, он ещё остаётся в существенных чертах загадочным и неясным. За столетия было выдвинуто немало догадок и гипотез о формировании этого образа: его объявляли полностью выдуманным, выводили от птиц, от вымерших видов животных, от тапиров, искали его корни в ассирийской, скифской, египетской культурах, наконец, в 1993 г. исследователь Э.Мэйор заявила, что проблема решена: образ грифонов произошёл от наблюдения останков протоцераптоса в пустыне Гоби.
Этимология слова
Слово "грифон" происходит от греческого "Γρυψ", которое, наиболее вероятно, произошло от греческого Γρυπος — "изогнутый" или "искривлённый". Однако, учитывая восточное происхождение этого вымышленного существа, существуют теории о происхождении греческого слова от ассирийского "*k"rub" — "сказочное существо", от которого в свою очередь произошло и древнееврейское слово "keˇrûb" (херувим). Возможно, что происхождение слова связано и с древнеперсидским "giriften" — "хватать"

В современном искусствоведении значение лексемы "грифон" значительно шире, чем в литературе. Грифоном может называться не только существо с львиным туловищем и крыльями и головой орла, а и другие комбинации этих животных. Различают "львиных грифонов", т.е. существ с телом льва, крыльями, иногда передними лапами как у орла, но с головой льва, и "орлиных грифонов", т.е. классических грифонов, с телом льва, крыльями и головой орла. В наиболее широком смысле, слово "грифоны" может употрбляться практически ко всем соединениям четвероного животного с птицей не поддающимся однозначной идентификации. Именно это следует иметь ввиду читая, что первые изображения грифонов встречаются уже в III тысячелетии до нашей эры.Конечно, не всех существ, сочетающих черты птицы и четвероногого причисляют к "грифонам", существуют и вполне определённые образы чётко отделяемые от грифонов, вроде Имдугуда — "грифона наоборот".

Наиболее вероятная прародина грифонов, как признаёт большинство исследователей — Передняя Азия. Прототип их образа следует искать в религиозном искусстве Вавилонии и Ассирии. На образ грифонов повлияла иконография т.н. karubu (аккад. "заступник"), которые изображались в виде быков с человеческой головой или крылатых львов. Неизвестна мифология, связанная с этими существами, но, вероятно, они выполняли охранные функции. В пользу этого говорит и одна из вероятных гипотез о происхождении слова "грифон" от "*k"rub". Замена львиной или человеческой головы на орлиную произошла уже, видимо, в Ассирии. "Вавилон знал крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия иногда заменяла львиную голову головой орла с гребнем." (178: с.305). Для ассирийских орлиноголовых грифов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста. Иногда прототипами грифонов считаются существа, бронзовые статуэтки которых были найдены в комплексах так называемых луристанских бронз VIII-VI вв. до н.э. (иногда этот комплекс отождествляют со скифской или киммерийской культурой, иногда с касситами), хотя они обладают рядом отличительных свойств — часто изображаются с рогами. Они довольно близки к персидским изображениям грифонов, которые также изображались со спиралевидными рогами, львиным туловищем и, часто, с задними лапами как у птиц в противоположност ь ассирийским. Эти персидские грифоны, среди которых "львиные грифоны" были более распространены, широко представлены в сохранившихся памятниках древней Персии. Г.А.Пугаченкова выдвигала предположение, что подобные существа до насаждения маздеизма при Дарии и Ксерксе олицетворяли дэвов — злых духов, святилища которых уничтожались при учреждении культа Ахурамазды. Появление же этих существ, несущих охранительную функцию, например, в царском дворце в Сузах, означает, с одной стороны переосмысление этого образа, с другой — живучесть суеверий и представлений народа. Известны грифоны в древнеалтайском искусстве, этот образ был распространён у скифов.

Следует сказать немного и о грифонах в Древнем Египте. Действительно, сочетание четвероногого кошачьего и птицы имеет место в египетском искусстве. В виде подобных существ могли изображаться фараоны, попирающие лапами своих врагов, однако в основном они изображались с человеческой головой. Грифоноподобные существа, иногда действительно очень напоминающие греческие изображения, появляются в Египте в эпоху Нового Царства, но их появление, вероятно, также объясняется переднеазиатским влиянием. Нельзя не вспомнить также и о существах, чья роль, возможно, перекликалась с переднеазиатским и karubu, а внешний вид иногда весьма напоминает грифонов — это сфинксы.

Изображения грифонов в греческом искусстве изображения были достаточно устойчивыми и обладали рядом характерных черт. Хотя иногда говорят об изображениях грифонов в крито-микенском искусстве, например о грифонах на фресках Кносского дворца, но они имеют очень мало общего с образом грифона в греческом искусстве, появившимся в VII в. до н.э. Обычно грифоны изображались в греческом искусстве с львиным телом, крыльями и орлиной головой, а также, довольно часто, с раскрытой пастью и характерным, загнутым вверх языком. Они также имели торчащие вверх уши (иногда этот тип обозначают как "ушастый грифон") и шишку, хохолок, или своеобразный рог между глазами и ушами. Определённые детали греческих грифонов, — торчащие уши и хохолок находят аналогии в древнеалтайском искусстве, хотя, прямые аналогии ввиду значительных отличий в изображении затруднительны. В свою очередь, такая деталь как хохолок встречается в переднеазиатских и персидских изображениях, но также обладает рядом отличий — например хохолок часто изображается как часть гривы, а у греческих грифонов выглядит скорее как костяной нарост. Наиболее ранние греческие изображения относятся примерно к середине VII в. до н.э. — это изображение грифона с детёнышем из Олимпии на Пелопоннесе, бронзовые головы грифонов с острова Самос. Для античности характерен набор сюжетов в которых появлялись грифоны. Наиболее часты одиночные изображения грифонов, но довольно распространён и сюжет борьбы грифонов с аримаспами, который наиболее характерен для греко-скифского искусства. Интересно, что последний сюжет появляется около VI в. до н.э. и неизвестен ранее. Кроме этого грифоны периодически изображаются запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, наиболее часто Аполлоном. Имеется несколько уникальных изображений грифона в древнегреческом искусстве — в первую очередь это бронзовый рельеф, изображающий грифона с детёнышем из Олимпии (Пелопоннес), датируемый 630 г. до н.э. Иногда считается, что он находился в храме Зевса в Олимпии, но постройка этого храма относится к V в. до н.э., так что это изображение могло быть только перенесено туда. Хорошо известно изображение двух грифонов на т.н. ликийском саркофаге.
В целом надо заметить, что образ грифона в древнегреческом искусстве был вполне самостоятельным и обладал набором уникальных свойств, что делает довольно затруднительным определение его происхождения. Классический образ грифона — существа с телом льва, крыльями и головой орла — несомненно окончательно сложился в древнегреческой культуре. Именно к греческому языку (с оговорками) восходит имя "грифон", в греческой культуре сложился однозначно идентифицируемый визуальный образ грифона, и, наконец, именно в древнегреческой литературе появляются первые описания этого существа. Всё это позволяет однозначно идентифицировать этот образ и отличать его от своих предшественников или сходных образов. Однако нет никаких сомнений, что прототип грифона стоит искать на Востоке — в культурах Ассирии, Вавилона и Древнего Египта.

Широко распространённое мнение о том, что грифон обычно считался положительным образом и символизировал Христа, или по крайней мере позитивные для христианина ценности, не выдерживает никакой критики. Скорее всего этому стереотипу мы обязаны не столько символизму Средневековья, столько Данте, авторам XVII-XVIII вв. и геральдике. Для уяснения некоторых вопросов, связанных с символическим значением грифонов в христианской культуре, нам придётся обратится к самой главной для каждого христианина книге — Библии.

В Вульгате два раза упоминаются грифоны, однако в Средние века на это не очень обращали внимание — по крайней мере не часто упоминали об этом, рассказывая о грифонах (среди приведенных отрывков можно вспомнить только Бартоломея Английского), и, похоже, это известие не сильно повлияло ни на фактическое знание, ни на символическое толкование грифонов. Грифоны встречаются в Вульгате в книгах Левит и Второзакония в параллельных местах, где идёт речь о пищевых запретах для иудеев (Лев.11.13, Втор.14.12. — для удобства читателя все ссылки на Библию, если текст в данном случае не расходится с латинским вариантом, даются на русский синодальный перевод), причём упоминаются они среди нечистых птиц, т.е. запрещённых к употреблению в пищу. На самом деле, в еврейском тексте имелась ввиду, видимо, какая-то разновидность орла или кречета.

Как таковые грифоны в Библии отсутствуют, однако там встречаются некоторые явно родственные образы. Конечно же, это образ крылатого льва, хорошо известный в христианской символике, так как часто именно в таком обличье выступал один из евангелистов, по наиболее распространённой трактовке — Марк. Эпизод в Новом Завете, давший возможность подобной трактовке находится в Откровении Иоанна Богослова (Откр.4.6-8). Хотя здесь имеются ввиду херувимы, так как образ четырёх животных безусловно навеян видением Иезекиля, а именно образом меркабы, небесной колесницы несущей ковчег (Иез.1), образ крылатого льва, вполне мог повлиять на символику или моральную трактовку грифонов. Довольно интересен и тот факт, что книга Иезекиля была написана во время Вавилонского пленения и впитала в себя образность вавилонского религиозного искусства, в котором крылатые львы и другие подобные им существа не были редкостью. Интересен ещё один образ крылатого льва в Библии, на этот раз в книге Даниила (Дан.7.2-4):

Грифо́ны — вымышленные крылатые существа, наполовину львы, наполовину орлы. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья.

Этимология
Слово происходит от лат. grȳphus и через него от греч. γρύψ. По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб» (см. херувим). Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого γρυπός («крючконосый»).

Античные авторы:
Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса, а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).
Грифонов связывают также с некоторыми образами скифского «звериного стиля».

Средневековая символика
Считалось, что родом они из Индии, где они охраняли огромные сокровищницы с золотом.

Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия — Немезиды: её часто изображали в колеснице запряженной грифонами.

Первоначально в образе грифона изображали сатану, завлекающего людские души в ловушку, в дальнейшем это животное стало символом двойной (божественной и человеческой) природы Иисуса Христа. Таким образом грифон стал ещё и врагом змей и василисков.

Грифон в геральдике:

Геральдический грифон
Грифон на гербе республики АлтайГрифон — часто встречающаяся негеральдическая фигура на гербах. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
Мужской вариант грифона (англ. male gryphon) изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями.
В геральдике существует образ морского грифона (англ. sea-griffin), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо львиной части тела.
Грифон обитает на далёких островах Индийского океана. У него тело льва, а голова и крылья-орла. Грифон имеет особый дар: находить сокровища, и поэтому его гнездо обычно выстлано золотом. Рядом с ядом когти грифона меняют цвет, а при сжигании серы из его ушей вместе с омелой выделяется целительный дым.
Грифон изображён на гербе рода Романовых.

Грифон в современной культуре
В мультфильме "Волшебный меч: В поисках Камелота" Грифон, имеющий кошачьи глаза и уши, работает на главного антагониста.

Грифон — популярный персонаж произведений жанра фэнтези.

В серии романов о Гарри Поттере название факультета Гриффиндор в переводе с французского означает «золотой грифон». Кроме того, у кабинета профессора Дамблдора есть латунный молоток в виде грифона, чтобы стучать им в дверь.
Грифоны использовались для атаки на замок в фильме Хроники Нарнии: Принц Каспиан.
Грифон — популярный юнит в компьютерных стратегиях: Warcraft; HOMM, начиная с первой части; King"s Bounty; Disciples — юниты ближнего боя, ассоциирующиеся с расой эльфов.
Gryphon - английская рок-группа.
В Украине спецподразделени е судебной милиции называется "Грифон"

Грифон — мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа — грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита(XVII-XVIв. в. до н.э.), а затем в Спарте(VIII-VIIв .в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы — «пантеру».

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой — тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитите ля душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва — бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».

Слово “грифон” (или “гриффин”, как еще иногда называют этого зверя) происходит от греческого grops (латинское gryphos). Вполне вероятно, что это слово происходило от другого греческого термина — grupos, что значит “изогнутый”, “кривой”. Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть “фантастическое крылатое существо”, или еврейского kerub, “крылатый ангел”.

Впервые объявившись в Древней Ассирии, грифон вскоре стал известен от Гималаев и Китая на Востоке до побережья Ирландии на Западе. Самое древнее из известных сегодня изображений грифона обнаружено возле города Шуша (на территории современного Ирана). Этот зверь был запечатлен на печати, сделанной около 3000 года до н.э.

Грифоны были издавна известны и в Египте. Во времена Пятой династии сам фараон изображался в виде грифона, повергающего наземь врага (это символизировало мощь правителя). Египетское влияние прослеживается в минойской культуре, которая наделяла грифона качествами великолепного воина.

Задолго до появления первых письменных упоминаниях о грифоне он изображался на изделиях из слоновой кости, камня, бронзы, шелка (например, на монетах из Абдеры, с острова Телос). Его можно было встретить везде: начиная от ваз во дворцах и заканчивая мозаикой в усыпальницах (наиболее характерный пример — рельеф во дворце царя Капара Гудзана, 870 год до н.э.)

На территории Греции грифоны встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (17-16 века до нашей эры), а затем в Спарте (8-7 века до нашей эры). Греки ассоциировали их, прежде всего, с богами: Дионисом, Немезидой и Аполлоном. Последний нередко изображался верхом на грифоне или же едущим в колеснице, запряженной грифонами.

В средние века грифона часто можно было увидеть на гербах, стенах соборов, на страницах манускриптов. В наши дни этот зверь оживает на страницах книг и пленках кино.

Сам облик грифона и его нрав в разных культурах представлялся неодинаково. Чаще всего задняя часть туловища у него львиная, хотя могли быть и другие варианты: пантера, собака. Хвост был похож на драконий или змеиный. Передняя часть туловища — птичья, но иногда на голове грифона можно было заметить уши (что, по-видимому, должно было свидетельствоват ь об отменном слухе животного). В ряде случаев клюв грифона украшали мелкие, но очень острые зубы. На голове грифона обычно красовались небольшие рога или хохолок. Шею украшал ряд шипов или пышная грива

Из-за существенных различий во внешности каждого грифона этих существ даже пытались классифицировать . Средневековый немецкий ученый Х.Принц разделил их на три вида: грифон-птица, грифон-змея и грифон-лев. Но другие авторы того времени оспаривали такое разделение, ведь последние два экземпляра обычно изображались с телом, покрытым чешуйками, а значит, являлись родственниками драконов. Считалось, что только грифона-птицу можно отнести собственно к грифонам.
Нрав грифонов тоже был различен (в зависимости от конкретной культуры и мифологии). В целом, грифон представлял собой гордого, храброго и свободолюбивого зверя, не признающего чьего-либо господства. Все эти качества сделали его едва ли не лучшим стражем, в качестве которого он и выступал во многих легендах и мифах (например, греки считали грифонов стражами золота гипербореев).

Первое письменное упоминание о грифоне принадлежит древнегреческому автору Аристею из Проконнеса, жившему в 7 веке до н.э. Он описал свое путешествие вглубь Центральной Азии, куда писатель отправился в поисках сказочного народа гиперборейцев и святилища Аполлона (почитавшегося ими как повелитель света и тьмы). В своих странствиях Аристей встретил племя иммедонийцев, которые сообщили ему, что к северу от их владений находится горная цепь, где текут золотоносные реки, а обитающие там одноглазые люди — аримаспы — то и дело похищают сокровища у быстрых и злобных монстров, стерегущих его. Неизвестно, как называли этих монстров сами иммедонийцы, но Аристей именует их грифонами, ведь к тому времени в Греции уже сложились некоторые легенды об этих животных.

Геродот (5 век до нашей эры) в своей “Истории” описывает чудовищ с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов месторождения золота.

Эсхил называет грифонов “птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают”. Более поздние исследователи полагались в дальнейшем именно на этих авторов, считая их очевидцами того, о чем они писали.

Правда, чем больше проходило времени, тем сведения о грифонах становились все более запутанными и противоречивыми. Сам Аристей несказанно бы удивился, узнай он, что люди средневековья верили в существование грифонов во многом благодаря его сочинениям. Ведь Аристей никогда не утверждал, будто видел грифона воочию. Но, как бы то ни было, этот зверь продолжал появляться в средневековых бестиариях вместе с другими, как реальными, так и вымышленными животными.

Бестиарии обычно разделяли зверей на “добрых” и “злых”. Грифона часто относили к последним, хотя многие авторы наделяли его и положительными качествами. Предполагалось, что грифон был символом знания, поскольку ему было известно, где отыскать золото.

Также в средневековье считалось, что грифон косвенным образом символизирует двойственную природу Христа — божественную (птица) и человеческую (лев).

Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло (1254-1324), совершивший в 13 веке свой грандиозный поход через Центральную Азию в Китай, предпринял попытку отыскать реальные подтверждения существованию грифонов. Он пытался найти их на Мадагаскаре, услышав о птицах, “по строению своего тела напоминающих орла колоссального размера”. Поло действительно отыскал их, но они не имели ничего общего с грифоном, ведь путешественник отлично представлял себе, как должен выглядеть “настоящий грифон”.

Из этой страны (Турции) совершают путешествия в Бактрию, где живет злобный и коварный народ, и в том краю есть деревья, дающие шерсть, как если бы они были овцами, и из нее делают ткани. Есть в этом краю “ипотаны”(гиппоп отамы), которые живут то на суше, то в воде. Они наполовину люди, наполовину лошади и питаются только человечиной, когда удается ее раздобыть.

Еще водится в том краю множество грифов, больше, чем в других местах; одни говорят, что у них перед туловища орлиный, а зад львиный, и это верно, они и впрямь так устроены; однако туловище грифа больше восьми львов, вместе взятых, и он сильнее сотни орлов. Гриф, разумеется, может поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов, когда их в одной упряжи выводят в поле, так как когти на его лапах огромные, с туловище вола, из когтей этих изготовляют чаши для питья, а из его ребер — луки.

“Путешествия”, предположительно Джон Мандевилль

Согласно средневековым представлениям о мире, существование различных сказочных существ считалось фактом, не подлежащим обсуждению. Различным частям их тел приписывались чудодейственные свойства. Грифон не стал исключением. По преданию, если из его когтя сделать кубок, то он тут же поменяет цвет, когда в нем будет находиться яд. Получить такой коготь было, конечно же, непросто — он доставался человеку в качестве награды, если тот излечивал грифона от тяжкой хвори. Правда, история умалчивает о том, что случилось с теми, кому все же не удавалось вылечить этого зверя. В средние века было известно несколько таких кубков, хотя на поверку все они оказались сделаны из рогов вполне обычных животных.

Утверждали, что слепые прозревают, если поводить пером грифона по их глазам. А в нескольких ранних германских книгах по медицине упоминается, что если грифон положит голову на грудь женщине, страдающей бесплодием, она излечится от своего недуга.


В 17 веке появилось несколько объемистых трудов, в которых авторы попытались разобраться, где же кончается правда и начинается вымысел в бесчисленных описаниях невероятных существ. И уже в 1646 году сэр Томас Браун заявил, что грифон представляет собой не что иное, как сугубо символичное существо. Это можно считать закатом эпохи грифонов — очень скоро они окончательно “покинули” реальный мир, перейдя в сферу искусства и поэзии.

Несмотря на то, что эра грифонов давно прошла, они по-прежнему востребованы в современном искусстве: кино, живописи и литературе.

На кинопленке своенравное животное появляется достаточно редко, и последняя известная картина с его участием — “Гарри Поттер и Узник Азкабана” (хотя, по большому счету, там был показан не грифон, а гиппогриф). Клювокрыл получился одним из самых обаятельных героев третьего “Гарри Поттера”, и если бы существовал “Звериный Оскар”, его бы, безусловно, присудили именно этому существу.

Художники, работающие в жанре фэнтези, нередко обращаются к образу грифона. Его можно увидеть в работах таких мастеров, как Тим Хильдебрант (Tim Hildebrandt) и Борис Валледжо (Boris Vallejo). Ну, а те, кто хочет не просто посмотреть на грифона, но и почувствовать себя в его шкуре (или сидящим верхом, точнее, в перьях), могут поиграть в компьютерные игры, где грифон встречается не менее часто, чем единорог. Достаточно вспомнить стратегию “World of Warcraft” и известнейшую серию “Героев” (“Heroes of Might and Magic”).
Гриффин из настольного варгейма “Mage Knight” позволяет кататься на себе симпатичным девушкам.
В фантастической литературе грифоны появляются достаточно редко. Например — в саге “DragonLance” М. Уэйс и Т. Хикмэна. Там эти животные представлены упрямыми и своенравными, но все же подчиняющимися своим хозяевам. Также они присутствуют в романах Андрэ Нортон, Пирса Энтони и Клиффорда Саймака. Встречаются грифоны и в произведениях для детей: “Алисе в стране чудес” Льюиса Кэрролла и “Грифоне и младшем канонике” Фрэнка Стоктона.

Грифоны в пророчествах


Мишель Нострадамус (1503-1566) — известный астролог, ученый и пророк — использовал символический образ грифонов в своей 86-й центурии:

Подобно грифону, придет король Европы,

Сопровождаемый аквилонянами.

Он поведет большое войско красных и белых,

И выступит против короля Вавилона (X, 86).

Исследователи предполагают, что здесь идет речь о русском царе Александре I (грифон — герб дома Романовых), который возглавит армию коалиции европейских государств (красные и белые — англичане и австрийцы) и победит Наполеона. “Аквилоном” Нострадамус называл “область северного ветра” — т.е., скорее всего, Россию.

Нострадамусу также приписываются “сиксены” (пророческие четверостишия), которые на самом деле были написаны неким Винсентом Севом в 17 веке. В 29 и 56 сиксене опять упоминается грифон, однако, учитывая то, что эти предсказания Нострадамуса поддельные, вряд ли стоит искать в них тайный смысл.

Несмотря на свой весьма преклонный возраст, в течение которого грифоны известны людям, эти существа продолжают жить. Синтетический образ, в котором воплотились черты самых гордых и благородных животных — орла и льва — оказался настолько удачен, что сохранился до наших дней без каких-либо существенных изменений. В отличие от других представителей несуществующего зверинца, грифон настолько ярок, самобытен и величественен, что даже в наше время — эпоху компьютеров, космоса и международного терроризма — невольно хочется верить в правдивость древних легенд про прекрасное свободолюбивое существо с телом льва и крыльями орла.

Грифон
Сказочное животное с головой и когтями орла, телом льва, но без крыльев. Используется в геральдике. Символизирует солнце, небо, золотящийся свет рассвета, а также объединение свойств орла и льва. Как хранитель сокровищ, он означает бдительность и возмездие. На Востоке грифон разделяет с драконом символику мудрости и просвещения. В Древней Греции как солярное животное он посвящался Аполлону; как олицетворение мудрости - Афине; как символ возмездия - Немезиде. В христианстве грифон означает зло, уносящего души дьявола, а также тех, кто преследовал христиан. Позднее, согласно Данте, он стал символизировать две природы Христа и роль Папы как духовного и светского владыки.

ГРИФОН. Персонаж древнегреческой мифологии.

Грифон изображался чудовищем с телом льва и головой орла. Его называли собакой Зевса, так как считалось, что Грифон был впряжен в его колесницу. В Древней Греции изображения чудовища встречаются очень часто, их можно увидеть высеченными на колоннах зданий и старинных амфорах.
Грифонам приписывали многие лечебные свойства, например их перья якобы обладали способностью излечивать от слепоты. Из когтей чудовищ делали чаши, которые меняли цвет, если в них наливали отравленное вино.
Впервые древние греки узнали об этих существах из рассказов бродяги путешественника Аристия, который будто бы видел их во время шестилетнего путешествия по Азии, югу России, Кавказским горам. Несколько лет Аристий жил у исседонийцев - племени людей, в обычаи которых входило поедание своих родителей, чьи черепа они хранили всю жизнь.
Исседонийцы рассказали путешественнику о волшебной стране Гиперборее, в которой жили дикие племена одноглазых аримаспов. Их главными занятиями была обработка скудной горной земли и поиски золота.
В более высокогорных местах жили грифоны, которые охраняли большой запас золота от обитателей Гипербореи.
Они были настолько огромными и сильными, что приносили в гнезда целых быков. Вернувшись на родину, Аристий много рассказывал сородичам о таинственной стране и ее жителях.

Во всех поездках нашей школы в Крым , мы наблюдали огромное количество знаков с грифоном: названия кафе, ресторанов, лавок, барельефов в санаториях и бизнес-центрах, просто банеры, где это существо украшает многолюдные набережные.

Оказалось, что и на гербе Крыма есть грифон . Он изображен на щите в серебристом цвете, обращен влево, в его правой лапе серебряная раковина. Она открыта и в ней видна небесно-голубая жемчужина. Над щитом светит солнце, а под щитом надпись-девиз «Процветание в единстве».

И после того, как в санатории Судак в Бизнес-центре, подняв голову от айфонов, мы увидели Грифона с ключом в лапах прямо перед нашими лицами, мы решили изучить это мифологическое существо подробно. Для чего нам показывается огромное количество знаков в виде этого фантастического существа.

Обнаружили, что на гербах Свердловской области, города Саянска и города Керчи тоже изображены грифоны.

Ну а если говорить о Санкт-Петербурге, то там грифонов просто целая цивилизация))

Грифоны встречаются по всему миру, в разных городах и странах:

герб рода Романовых

Мало того, на гербе рода Романовых мы тоже обнаружили этого загадочного грифона . Существовал ли он в действительности или это только мифическое существо, которому приписаны определенные качества?

Мы продолжили исследование вглубь истории и были крайне удивлены, что и на Гербе древней Тартарии тоже изображен грифон .

Что это за существо такое? И какую информацию он нам несет?

Вот что мы нашли на просторах интернета и в исторических книгах.

Мифы о грифоне

Грифон – фантастическое, мифическое существо, полуорел-полулев, с длинным змеиным хвостом.

Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Образ грифона объединял символику орла (быстрота) и льва (сила, отвага).

Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа – грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие .

Изначально родиной существ считалась Греция .

В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI века до нашей эры), а затем в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).

Грифоны, в греческой мифологии чудовищные звери с изогнутым орлиным клювом на птичьей голове и телом льва.

В Греции грифон символизировал существо, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное.

Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота .

Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов.

Вот, оказывается, почему в Крыму встречается множество изображений и скульптур грифонов! Это стражи скифского золота!

Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон .

Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды , что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы.

Рассказ о жизни грифонов

Грифоны предпочитают селиться в горах. Живут они маленьким сообществом, в которое входит несколько самок и один самец.

Кстати, отличить самку можно на расстоянии – размерами она меньше самца, а шерсть более светлая.

Охотятся как самцы, так и самки, одинаково яростно сражаясь при любой ситуации. Весной самки строят большие гнезда в небольших пещерах в горах , в которые откладывают одно или два яйца, оставаясь в нем до наступления лета – времени вылупления детенышей.

В течение первых трех месяцев детеныш не покидает пещеры, набираясь сил. Учиться летать грифон начинает спустя месяц. Охотиться грифон начинает лишь в трехлетнем возрасте.

Живут грифоны примерно по полвека , если, конечно, раньше не погибают.

Магизоологи не до конца изучили магические свойства грифонов, ясно одно: у них отличная защита от заклинаний . Подобно шкуре дракона, большинство заклинаний просто не действуют на грифона , отлетая от них. Понятно, что подобная защита редка, а это привлекает многих магов, ищущих приключения. Привлекать привлекает, а вот действовать не все торопятся – грифоны остаются не до конца изученными существами.

В наше время популяция грифонов не очень велика, но достаточна для того, чтобы как вид грифоны не исчезли с земли.

Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Грифон способен был поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов в одной упряжи.

Свои гнезда грифоны строят из золота , с героями и богами в конфликты не вступают.

А вот информация из SLAVRADIO.RU:

Изображение грифона встречается на различных артефактах еще с 36 века до н.э. .

Он является тотемным животным всех без исключения древних родов: скифов, сарматов-аланов, роксоланов, этрусков, чингизидов, гунов, венедов-вандалов, ободритов, генуэзцев- восточных скифов и т.д.

Это все синонимы одного народа ариев и их потомков русов-славян, наших предков . Все они несли на гербах, знаменах грифонов . Он был символом огромной славянской Великой Евразийской империи.

У последней Империи Тартарии императорский знак был грифон , а самой Тартарии- сова.

Грифон на артефактах (на стенах древних храмов, золотые и серебрянные ритуальные украшения, пекторали, монеты, посуда, сбруя, оружие и т.д.) встречается от Румынии, Алтая и далее до Ханты-Мансийска, от всего севера России и Прибалтики через Урал до Средней Азии, включая бывшие республики СССР.

В Китайской Тартарии, так же, на флаге был грифон. И, например, На соборе Святой Софии в Турции, на соборе святого Марка в Венеции-грифоны. Во Владимире на Дмитриевском соборе- грифон.

Многие путешественники в течение веков (примерно до 15- 16 в. н.э.) описывали грифонов, существующих в районах Сибири, в центре Азии. Это были мощные животные с головой и клювом птицы, а телом льва. По размеру он уступал только мамонту.

Ариям удалось его приручить . Есть изображения воинов на грифоне, грифоны в колеснице . Даждьбог славян изображен в колеснице, запряженной грифонами. Есть изображение Александра Македонского на колеснице с грифонами. Очень похожи на описание грифонов, обнаруженные в Монголии останки динозавра протоцераптуса . Здесь можно только спекулировать. Пропали, же, из Сибири древние львы, мамонты и другие, описанные древними путешественниками животные.

Вывод : Грифон-сакральный Тотем всего славянского Рода , защитник его сокровищ-знаний! В его лице они чтят самих себя. Он оберегает весь славянский Род и каждого человека.»

Исследование провела студентка школы Пробуждение Елена Вагнер (Германия)

Описание грифона в легендах и мифах — довольно четкое. Несмотря на разные типы грифонов: грифон классический, опиникус, хиеракосфинкс, минойский грифон, аксекс, кейсонг. Всегда грифон — это чудовищные птицы с телом льва и головой орла; голова у существа птичья — орлиная; у существа есть клюв; четыре лапы; длинный хвост. Глаза у грифона имели золотой отлив. Голова по форме напоминала голову огромного волка со страшным клювом в фут длинной, крылья были с необычным вторым суставом (чтобы удобнее было их складывать). Считалось, что от крика грифона вяли цветы и жухла трава, а все небольшие живые существа падали замертво. Грифон символизировал бдительность и свирепость, а его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел). Символ — это страж на входе и только в этом он схож с образом дракона.
Согласно легендам, грифоны часто нападали на людей и могли легко унести в своих когтях не только взрослого человека, но и быка, и всадника с лошадью. Но геральдическая функция грифона — охрана сокровищ хозяина. Не своих! Для выпускников ЕГЭ поясняю, что в древности главные сокровища — это не золото-бриллианты, а знание (сокровенное-тайное, книги-летописи). Итак — грифон, он же — грив, гриф (гривъ, как его именовали в русских книгах XVIII-XIX веков), драх, див, ног, ногай, великий змий. В русском фольклоре грифъ/ног выглядит как гигантская птица, вьющая гнездо на двенадцати дубах. Гриф похож на дракона. Но к драконам Чайны-Чины или к змею Зиланту на гербе Казани, отношения — не имеет.

Факты из археологии (для тех, кто не верит, что в природе был эволюционно возможен грифон)… Палеонтологи считают, что все птицы — потомки динозавров. Сочетание в древности четырех лап и черепа, заканчивающегося массивным клювом (т.е. с формой, как у попугая) доказывают четвероногие динозавры протоцератопсы. Остатки этих травоядных динозавров найдены на территории пустыни Гоби в современной Монголии. Причем лапы протоцератопсов действительно похожи на львиные.

Возникновение образа грифона про-западные историки пытаются искать в ассирийской, египетской культурах и только иногда — в скифской. Грифон есть у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Но там эта птица имела голову льва с клювом:

Грифона действительно можно увидеть и в египетской мифологии, где он соединяет в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Вариант грифона в Египте — Ахех, только со всеми птичьими конечностями. Это существо есть на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ победоносного царя, шагающего по трупам врагов. Но не надо забывать о предках скифов — ариях. Напомню, что в ХV веке до н.э. арийская династия правила в государстве Митанни, располагавшемся на верхнем Евфрате. В 1700-1675гг до (!) н.э. в Египет вторглись войска ариев («гиксосов») из Азии. Они завоевали Египет и правили им около 150 лет (см. главу «Фараоны Египта» книги «Хозяева Евразийской Империи»).

По древним легендам (рассказы Геродота в V веке до н.э.) грифоны охраняли золото в Рипейских горах Гипербореи, в частности от одноглазых великанов аримаспов. Причем Геродот писал о постоянных войнах с крылатыми монстрами. Но Рипейские это Уральские горы. Уральские! В Прикамье (Пермская область) при раскопках древнего городища археологи обнаружили многочисленные бронзовые предметы с изображениями птицекрылых людей. У одного из существ три головы, и на каждой виден третий глаз. С учетом примитивности древнего изображения — вот вам и аримаспы. Аналогичные изображения и статуи археологи нашли и в Красноярском крае. Это не только наши находки. В древнем перуанском городе Чавин археолог Хулио Сесар Тельо обнаружил диковинные человеческие головы из камня, которые украшали стены главного святилища. На лбу каменного «дьявола» находился вертикально расположенный третий глаз.

Персонаж древнегреческой мифологии Аполлон (жил в Дельфах) один раз в девятнадцать лет улетал на север, на свою родину Гиперборею. И все-все легенды, и археологические находки северного Причерноморья говорят, что летал Аполлон на грифоне (2й вариант — в колеснице запряженной грифонами). Артефакт по Аполлону: краснофигурный килик (сосуд для напитков плоской формы на короткой ножке) около 380г. до н.э., найден в некрополе Панское (ныне — Австрия, Вена, Музей истории искусства):

У славян Аполлону соответствовал Даждь Бог (Дажбог, Дажьбог, Тарх Перунович), бог плодородия и солнечного света, дающий Бог, один из трех главных Богов славян (брат богини Тары). Славяне считали, что именно Даждьбог дал начало всем родам славянским. Но! Также как и Аполлон, Даждь Бог славян летал на грифонах. Многочисленные «реставрации» не все уничтожили — см. каменный барельеф «Вознесение ДаждьБога» на стенах Дмитровского собора (конец XII — начало XIII века) в г.Владимире, столице Владимиро-Суздальской Руси. А священным животным Даждьбога — считался лев.

Эсхил (525-456гж до н.э., древнегреческий драматург) называл грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Более поздние авторы добавляют описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают. Греческий физик Ктесий описывал трудности добывания золота в Азии: Высоко в горах там, где обитают грифоны, четвероногие птицы размером с волка и когтями льва». Клавдий Элиан: грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое…. шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла… Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов». Римский писатель и ученый Плиний Старший в «Естественной истории» упоминал об загадочных огромных птицах с телом льва и изогнутым клювом как о реальных существах. Один из крупнейших учёных раннего Средневековья епископ Исидор Севильский (560-636 гж, архиепископ и писатель) упоминал грифа в своих трудах и называл его жившим ранее, но вымершим существом.

Англичанин Джон Мандевиль (1300-1372гж), автор книги путешествий XIV века «Приключения Сэра Джона Мандевиля / фран: Livre des merveilles du monde») во время своего путешествия по Бактриане (стране, в районе реки Амударьи и частично на территории современного Афганистана, Узбекистана и Туркмении) писал о грифах: «…чудовища, имеющие переднюю часть как у орла, а заднюю как у льва; сила грифа равна силе сотни орлов… Бактрийцы боялись грифов и считали, что те способны унести лошадь вместе с всадником. Иногда людям удавалось убить грифа». Мандевиль сам видел луки, изготовленные из ребер грифона (!). По утверждениям автора, он побывал в легендарном царстве пресвитера Иоанна (а это центральная Азия), а книга была написана между 1357 и 1371 годами.
Даже Данте (1265-1321гж, итальянский поэт и мыслитель) в своей бессмертной поэме «Божественная комедия» описывает грифонов. Данте впрягает грифонов в церковную триумфальную колесницу. Одна часть грифона (орел) — золотая, другая (лев) — алая и белая. Так пытались передать соединение в образе божественного и человеческого начала.

Отмечу, что в греческом искусстве повествование о грифонах отличается от стандартного мифологического изложения. Все рассказы о грифонах — просто описание животных из далёких земель, а не что-то придуманное. Т.е. грифоны рассматривались не как мифические создания, а как обычные животные. И сюжеты — вполне житейские. Например, на изображении в Храме Зевса грифон защищает своего птенца.

На Западе причисляют евразийского грифона к темным силам. Например грифон впряжен в колесницу бога смерти Сатурна вместе с аспидом (ядовитый мифический змей, олицетворяющий в себе зло). Почему к темным — понятно по второму факту — на колеснице, запряженной парой грифонов, летала греческая богиня возмездия Немесида/Немезида, что символизировало быстроту воздаяния за грехи. Ведь грифон — чудовищно быстрая птица. Средневековая аналогия проста — всех, напавших на славян, ждет быстрое возмездие.

Рисунки грифонов и похожих летающих существ находят на артефактах с датой от VII тысячелетия до н.э. Тысячелетия! Зенд-Авеста (книга ариев до-ледникового периода — 21 книга священных текстов зороастрийцев) пишет о грифоне, который охранял Золотую гору и служил богам в качестве сторожа. Артефакты:

Минойский грифон острова Крит. Грифоны были священными минойскими символами. Сохранилось две фрески в древнем Кносском дворце:
— фреска на стене Тронного зала дворца — изображены два стража-грифона, охраняющие трон царя Миноса — 1900-1500гг. до н.э. К сожалению, ныне изображение весьма изменено и грифон не похож на себя;
— фреска привязанного грифона на стене Большого восточного зала Кносского дворца — 1600-1450 до н.э.:

— табличка из слоновой кости с изображением грифона — гробница воина бронзового века у города Пилос (Греция). 1600-х до 1400-х годов до н.э.
— Микенская пластина из слоновой кости. XIII век до н.э. (т.е. второе тысячелетие до н.э.). Греция бронзового века.

Межевый камень из позднекасситской Вавилонии. XII век до н.э.:

Золотая чаша/кубок с изображением грифонов. Из царских захоронений Марлик-тепе (Северный Иран, провинция Гилан). Датируется концом II — началом I тыс. до н.э.

Резной месопотамский грифон (криосфинкс). Новоассирийский период, примерно IX-VIII века до н.э. Музей Метрополитен (Нью-Йорк). Слоновая кость

— изображение грифона VIII века до н.э., дворец в Сакче-Гёзю (Турция).
— Фрагмент чернофигурного кратера работы Клития (ваза Франсуа). 2-я четверть VI века до н.э. В Археологическом музее Флоренции.

Грифоны на рельефе дворца в Сузах (V-IV века до н.э.), керамика. Коллекция Переднеазиатского музея (входит в экспозицию Пергамского музея). Ныне — провинция Хузестан в Иране. В VI-IV веках до н.э.- центр Сузианы, одна из столиц в государстве Ахеменидов. Грифоны времен персидских царей Дария I (550-486гж до н.э.) и Артасеркса II (436-359гж до н.э.):

Барельеф с изображением грифона из Дидимы (Турция, город на Эгейском побережье). IV век до н.э.

— Мозаичный пол из гальки, изображающий грифона из древнегреческого Сикион (в глубине Коринфского залива, недалеко от Коринфа), вторая половина IV века до н.э., Археологический музей Сикиона/Sikyon, Греция.
— Грифон — на греческой мозаике из Коринфа — около 400г. до н.э. Напомню, что Коринф отвечал за проведение одной из четырех крупнейших игр — Истмейских (наряду с Олимпийскими, Немейскими и Дельфийскими):

грифомахия (борьба аримаспов с грифонами) на греческой вазе-кратере — 370 год до н.э. (первая половина IV века до н.э.). Находится в Лувре (Париж):

— Римские монеты императора Антонина (антонинианы) с изображением грифона (III век н.э.)
— грифон изображался на реверсе кельтской монете — около 60г. до н.э. (клады серебряных монет типа «Биатек», Словакия-Австрия).

Грифон-хищник или преследование людей диким грифоном :
1) поселение Чатал-Хююк времен неолита в Анатолии (Турция) — 8 тысячелетие до нашей эры. Сохранились храмы-святилища, построенные минимум за 6 тысяч лет до Рождества Христова. На стенах домов — изображения летающих монстров, преследующих людей. Примечательно, что люди нарисованы либо без голов, либо зажатыми в когтях этих чудовищ.

2) У древних племен, населявших Малую Азию и Палестину 6–7 тысяч лет назад, существовал странный обычай хоронить своих умерших без головы. В городе Иерихон археологи обнаружили могилы, в которых сохранились скелеты людей, но черепов не было. Ученые находили и отдельно захороненные головы, покрытые слоем гипсовой обмазки. При этом количество тел умерших не соответствовало количеству черепов – последних было явно меньше. В Красноярском крае и Хакасии при раскопках могильников афанасьевской и окуневской культур археологи в ряде случаев тоже не обнаруживали черепов людей. В погребениях индейцев Перу (пустыня Наска и местность Чавинья) ученые находят обезглавленные тела, где вместо головы к скелету приставлена обыкновенная тыква в тюрбане.

3) есть церковь Сен-Пьер (церковь святого Петра) во французском Шовиньи (неподалеку от Пуатье); церковь датируется XII веком, хотя известно, что на этом месте уже в XI веке существовала каменная постройка. На капители церкви имеется рельеф, на котором чудовище с головой льва откусывает голову человеку. По сюжету рельеф очень близок древним фрескам Чатал-Хююка.
P.S. грифоны распластаны по форме капители и ради симметрии соединяются в одну голову из двух тел.

4) китайский грифон в «Сань-цай ту хуэй» — хищник с клювом и крыльями. Китайцы называли его ханьшоу. Единственное, что отличается от обычного описания — тигриная масть. «Сань-цай ту хуэй» — это китайская энциклопедия 1607г. Еще есть похожие «небесная лошадь» (тяньма), крылатая лисица биби, «человекоголовая сова» жень мянь сяо.

Сотни тысяч мифических существ насчитывает история всех стран и религий. Реальны ли они? Ответ на этот вопрос скрыт в летописях и древних манускриптах.

Но, тем не менее, до наших времен дошли исторические сведения о существе, которое именовалось Грифон. Кто это? Действительно ли он существовал?

Как выглядел грифон

Грифон является мифическим существом с необычной внешностью. Он имел голову, когти и крылья орла, а тело — льва.

Будучи птицей, он легко поднимался в воздух сам, и мог поднять тяжелый груз в своих когтях. Как и у льва, грифон имел 4 лапы, оканчивающиеся большими острыми когтями.

Окрас грифон так же имел специфический: задняя половина туловища была черной, а передняя красной, крылья белые. Однако голова, нос и рот пылали огненным цветом. Проживает грифон в местах диких и пустынных.

Гнезда грифонов были из чистого золота, а располагались высоко в горах, на неприступных вершинах. Бдительно охраняя его, грифоны набрасывались на людей, если те приближались к нему.

Страх перед другими животными грифону неизвестен: наоборот, он смело нападет на любого зверя, кроме льва и слона.

Грифон – символичное животное. Он выступает в качестве главы двух сфер: земли – лев и воздуха – птица орел.

Сочетая в себе 2 мощнейших животных Солнца, он имеет благоприятный характер: грифон несет в себе силу, бдительность, возмездие.

Некоторые исследователи считают, что грифоном именовали южноамериканского кондора – вполне реальную птицу, не имеющую никакого отношения к мифам.

Происхождение

Существует 3 версии, рассказывающие о том, где впервые появился грифон.

  1. Древневосточная , а именно индийское происхождение. Грифон был призван охранять золото страны. Флавий Филострат был уверен, что мифические животные действительно проживали в Индии и считались посвященными Солнцу, так как художники изображали солнечную колесницу, запряженную четырьмя львами с орлиной головой.
  2. Шумеро-аккадская мифология (Лугальбанда). Здесь говорилось об огромной птице Анзуд, по описаниям похожей на грифона. Анзуд была посредником между небом и землей, людьми и богами, потому не причислялась к добру или злу, а считалась началом того и другого.
  3. Древняя Греция . Считается, что грифон был очень популярен у древних греков. Местом рождения, вероятно, был Восток, так как найдены изображения в разрушенном Персеиоле и на фресках острова Крит.

Птица Анзуд в шумерской мифологии

Символизм разных стран

Роль стража приписывается грифону в мифах разных стран. Словно , он стережет путь к спасению, расположившись рядом с Древом Жизни. Не только сокровища охраняет грифон, но и сокровенные тайны и знания.


Так же мифические животные являлись победителями змея и , являющихся воплощением демонов. Некоторые исследования даже связали с грифонами вознесение Христа.

По некоторым данным Данте мог символизировать и Папу, возносящегося к престолу. В силу своей двойственной природы считался символом слияния духовной и светской власти Папы.

В это же время существо становится любимым геральдическим изображением.

Обширное исследование, рассматривающее флаг Тартарского Цесаря и образ грифона, было проведено группой ученых.

В «Книге о флагах», изданной в 1705 году, голландским картографом Карлом Аллардом описывается флаг следующим образом:

Флаг Цесаря от Тартарии, желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драхом (великим змием) с василисковым хвостом.

Некоторые рисунки, хранящие изображение флага, действительно показывают существо, похожее на дракона. Но другие источники содержат зарисовки, на которых отчетливо виден клюв, что идет в разрез с представлениями о драконах.

Собрание флагов, изданное в США в 1865 году, содержит в себе рисунок, на котором видно, что татарский флаг изображает существо с птичьей головой. Значит ли это, что именно грифон помещен на флаг?

Очевидно, да. Тому есть некоторые доказательства. Герб Малой Тартарии (Крымское ханство) изображает трех черных грифонов на желтом или золотом фоне.

Именно эта иллюстрация подтверждает, что на флаге Тартарии изображен грифон, или грифъ в русских книгах.

Рисунок имперского флага Тартарии, сделанный в США в 19 в.

Раскопки скифских курганов принесли множество различных предметов с грифоном в качестве изображения. Датируются находки 4-6 веком до н.э. Места артефактов: Тамань, Крым, Кубань, Алтай, район Аму-Дарьи, ХМАО, близ Днепропетровска.

  • 17 век, Великий Устюг: крышки сундуков украшены изображениями грифонов.
  • 11 век, Новгород: вырезанные грифы на деревянных колоннах.
  • 11 век, Сургут: медальоны с рисунками грифов.
  • Тобольск и Рязань: чашки и браслеты.

Изображение грифона на стене храма «Покров на Нерли»

Удивительно, но грифоны украшают ворота и стены древних храмов.

  • Владимир, Дмитриевский собор 12 века.
  • Юрьев-Польский, Георгиевский собор.
  • Церковь Покрова-на-Нерли.
  • Суздаль, ворота храмов.
  • Грузия, Мцхет. Барельеф с грифоном в церкви.

Но не только в храмах найдены изображения мифического зверя. В 13-17 веках этот образ широко использовался князьями и царями.

  • Шлем Ярослава Всеволодовича,13 век.
  • Царский ковчег, 15 век.
  • Теремной дворец Московского Кремля,17 век.
  • Великий стяг Ивана Грозного, 16 век.
  • Налучие царских саадаков.
  • Двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей.
  • Держава Российского Царства/Держава Мономаха.

Интересный факт. Древнерусское название грифона не только див, но и ног, иног, нагай, ногай.

Грифон на гербе Крыма

Получается, что на большей части территории России изображение грифона использовалось с 4 века до н.э. до 17 века. А непрерывный период существования данного символа составляет более 2250 лет!

Так же символ грифона до сих пор используется в геральдике некоторых европейских государств: Мекленбург, Латвия, Поморское воеводство Польши и др.

Обширное исследование образа грифона на флаге Цесаря Татарского привело к следующим выводам:

  1. Грифон/гриф/грив/див/ног/ногай – не заимствованный символ. Он мог быть объединительным и сакральным для славянского, тюркского и угорского народов.
  2. Широко использовался на гербах, предметах и храмах в Российской Империи, пока не был предан забвению при Петре 1.
  3. Грифон, как символ язычества, применялся и в культовых целях, но с укреплением христианской и исламской религии ушел из ритуалов.

Заключение

По всему выходит, что грифон – абсолютно мифическое существо, но откуда же тогда такая популярность в использовании его изображения?

Быть может, когда-то грифы – полуорлы-полульвы — действительно существовали, охраняя золото и символизируя амбивалентное начало?

Не исключено, но это тайна так и останется неразгаданной.